О технике акварельной живописи. Живопись акварелью. Техники акварельной живописи Виды акварельной живописи

Приемов рисования акварелью достаточно много. Для того, чтобы создать необычные эффекты, художники используют уникальные свойства краски, а порой применяют дополнительные трюки и приемы. Техники акварели, как правило, просты в исполнении, их могут выполнить даже новички, но полученный эффект будет чрезвычайно интересным.

Акварель по сухому: лессировка акварелью

Лессировкой называется прием живописи, который заключается в последовательном нанесении прозрачных слоев краски. Каждый последующий слой делает изображение ярче, четче и насыщенней. Это поэтапное добавление цвета позволяет сделать тона глубже и интересней за счет наслоения красок. Очень важно следить за тем, чтобы слои не смешивались на еще влажной поверхности.
Поскольку грамотное исполнение подобной техники подразумевает полное высыхание краски на предыдущем слое, лессировка прекрасно подходит для того, чтобы прописать мелкие детали и проработать контуры. Только рисуя акварелью по сухому, штрихи не расплывутся и останутся четкими.
Зачастую лессировка применяется для создания простых работ небольшого формата, которые не перегружены деталями и нюансами, а также для рисунков с элементами графики.

Нередко многие книжные иллюстрации выполнены при помощи лессировки акварелью. Особенно выигрышно смотрятся пейзажи, выполненные в технике наслоения. Именно поэтому лессировка является универсальным приемом на пленэрах. За несколько легких прописок с ее помощью можно нарисовать весьма реалистичное небо, горы, лес или землю. Отдельные объекты тоже выглядят интересно и правдоподобно. Для их изображения также применяется послойная прописка с последующей проработкой мелких деталей и фона. За счет того, что первые слои весьма прозрачны и скорее считаются тонировкой, чем полноценным красочным слоем, достаточно просто скрыть ошибки, если те возникнут.

Акварель по сырому

Неповторимо выглядят картины, выполненные акварелью по сырому. С помощью этого приема можно добиться потрясающих эффектов. Работая акварелью по мокрой бумаге, можно как создать самостоятельную картину, так и подготовить фон для дальнейших лессировок. Часто можно встретить сочетание этих двух техник.

К примеру, техника работы акварелью по мокрой бумаге часто применяется для изображения неба. Краска, разведенная водой, хорошо расплывается по влажной зернистой бумаге и образует абстрактные фигуры, напоминающие своими очертаниями облака. Имея определенные навыки, также можно воссоздать аккуратный и равномерный градиент для передачи закатного или рассветного неба. Можно встретить и такой прием — на еще мокрый слой краски добавляется несколько капель чистой воды, которая размывает акварель, обнажая светлую поверхность листа. Для более выраженного эффекта можно воспользоваться феном. Мощный поток воздуха сильнее разгонит краску и поможет создать иллюзию перистых облаков. Важно следить за тем, чтобы фен не высушил бумагу, иначе не удастся добиться нужного эффекта при дальнейшем рисовании.

Для поддержания нужного уровня влажности бумаги некоторые художники подкладывают под лист мокрое пушистое полотенце или периодически сбрызгивают рабочую поверхность из мелкодисперсного пульверизатора.

A la prima (аля прима)

Техника a la prima (аля прима) подразумевает рисование акварелью по сырому. Такие работы пишутся быстро, за один прием. Краска, которая лишь отчасти подчинена руке художника, свободно растекается на влажной поверхности листа, образуя причудливые, непредсказуемые узоры, смешиваясь с другими тонами рождая новые оттенки.

Работа, выполненная в технике аля прима, выглядит очень живо, экспрессивно и выразительно. И именно под этой красотой скрывается вся сложность исполнения. Художнику придется хорошо потренироваться, прежде чем понять ту грань, когда нужно остановиться в добавлении новых цветов и воды. С опытом придет и скорость в работе, без которой невозможно написание картин акварелью по сырому.

Акварель и соль

Интересный результат дает комбинация живописи акварелью по мокрой бумаге с применением крупной соли. Данная техника пришла из батика, то есть росписи по ткани. Для создания хаотичных узоров и звездочек на шелк, хлопок или шерсть рассыпаются крупные кристаллы соли или наносят мочевину. При контакте с влажным листом и акварелью соль также способна создать иллюзию звездного неба, искр, снега или абстрактных вкраплений.

В зависимости от того, какого эффекта необходимо добиться, акварель и соль используются несколько различными способами. Например, соль наносится на непросохшую акварель по всей площади листа или на отдельные участки. Нужно внимательно следить за тем, насколько лист мокрый, так как на блестящей от воды бумаге эффект будет слабо выраженным или не проявится вовсе.

Кристаллы необходимо оставить на бумаге до полного высыхания работы, поскольку их преждевременное удаление повредит рисунок и нарушит полученные узоры. Только после тщательной просушки акварели соль можно будет стряхнуть. Крупинки, которые присохли к бумаге, удаляются большой мягкой кистью.

Похожий эффект можно получить при помощи спирта. Принцип работы схож с “соляной” техникой — на влажную бумагу, покрытую густым слоем акварели, при помощи ватной палочки или кисти наносятся капли спирта, который будто растворяет краску, создавая необычные узоры и текстуры.

Воск и акварель

Воск, как и соль, также применяется в батике. За счет своей плотной текстуры он предохраняет поверхность от попадания на нее красителя. В акварельной живописи с помощью воска можно получить уникальные эффекты. Интересно то, что восковые штрихи по-разному выглядят на бумаге с разной фактурой. Выше зернистость - интересней полученный узор.

Часто восковая техника применяется для изображения бликов на водной глади, морской пены и ряби на поверхности воды.
Технология работы воском с акварелью чрезвычайно проста:
Потребуется взять небольшой кусок белой свечи и лист зернистой бумаги.
Нужные участки картины натираются воском. Можно предварительно поэкспериментировать с силой нажатия и толщиной линий, для того, чтобы понять, какой эффект в итоге получится.
На бумагу, обработанную воском, можно наносить акварель. Для получения более эффектной работы можно добавлять различные цвета и оттенки.
С высохшей картины излишки воска необходимо удалить при помощи металлической линейки или затупившегося ножа. Так с помощью воска и акварели можно добиться интересных эффектов.

Маскирующая жидкость для акварели и тушь

Еще один любопытный прием, его также называют «резерваж». С его помощью можно создавать удивительные картины, которые будут выглядеть словно витражные узоры. Для создания такого эффекта понадобятся дополнительные материалы, одной акварелью не обойтись.

Ход работы незамысловат. Для начала необходимо создать контур рисунка. Для его прорисовки нужно приобрести маскирующую жидкость. Флакон, в котором содержится маскирующий состав, как правило, имеет специальную конструкцию с тонким наконечником. Либо можно приобрести флакон маскирующей жидкости для акварели с широким горлышком, что предполагает использование тонкой кисти. С помощью маскиратуры можно проработать мельчайшие детали. После прописки контура нужно дать работе просохнуть, и только потом наносить акварель.
Маскирующая жидкость легко снимается с просушенной акварельной картины, оставляя непрокрашенные белые участки, которые могут служить бликами или контурами. Такова техника «резерваж».

Кроме того, акварель можно сочетать с тушью. После того, как акварель просохнет, можно приступать к работе с тушью, которая также наносится только на сухую бумагу, иначе она смешается с акварелью и испортит иллюстрацию. Важно подобрать подходящий рабочий инструмент. Это может быть перо или синтетическая кисть. Выбор будет зависеть от того, насколько тонкие линии нужны для прорисовки контура. С помощью туши можно создавать интересные, графичные иллюстрации.

Рисование на смятом листе

Вышеописанные техники требуют умения работать с краской и водой. Для создания картин с эффектом трещин, состаренности необходимо будет подготовить еще и бумагу. Акварель ярко окрашивает хаотичные заломы и складки, что выглядит весьма необычно с декоративной точки зрения.

Как сделать мятую бумагу для рисования?

Для работы в этой технике необходимо заблаговременно подготовить рабочую поверхность. Разумеется, бумагу несложно смять, однако, необходимо соблюсти технологию и учесть все детали. Прежде всего необходимо подобрать подходящую бумагу. Лучше всего подойдут листы с плотностью около 100 грамм\метр. Также для работы потребуются клей ПВА и лист плотного картона.

Для начала необходимо смять лист бумаги. Не нужно размягчать его трением, - достаточно один раз плотно сжать в ладонях;
Полученный ком необходимо расправить и попытаться разгладить. Не стоит слишком усердно тереть лист ладонями, так как это нарушает текстуру бумаги и на такую поверхность краска будет ложиться хуже. Достаточно просто убедиться в том, что складки и трещины равномерно проступили по всему периметру листа. В том случае, когда остались ровные участки, необходимо смять бумагу еще раз;
Лист готов к тонировке. Для придания бумаге нужного оттенка достаточно прокрасить поверхность широкой плоской кистью. К примеру, создать эффект старины можно при помощи коричневых, желтых и бежевых тонов. Акварель выделит все заломы и трещины;
Тонированную бумагу необходимо просушить. Лист может покоробиться и согнуться, но на это не стоит обращать внимания;
Из плотного картона нужно вырезать лист, который будет меньше тонированного. Разница в масштабах должна быть достаточной для того, чтобы можно было загнуть края смятого листа;
Картон необходимо равномерно покрыть тонким слоем клея ПВА;
Смятый лист приклеивается чистой стороной к картону. Нужно хорошо прижать бумагу к картонному основанию. Когда клей хорошо пропитает и увлажнит смятую бумагу, можно осторожно расправить ее на картонной рамке. Действовать нужно аккуратно, так как и без того поврежденный лист можно легко порвать. После того, как тонированная бумага расправлена, нужно еще раз плотно прижать ее к импровизированному подрамнику;
Выступающие края бумаги и заднюю сторону картонки также необходимо смазать ПВА и склеить между собой. Особое внимание нужно уделить углам, дополнительно промазав их перед склеиванием. Готовую конструкцию нужно поместить под пресс до полного высыхания, после которого можно приступать к работе.

Царапины

Бумагу можно не только мять, а еще и царапать. Эта техника тоже позволяет достичь необычного декоративного эффекта. При помощи тонких царапин можно максимально реалистично прописать траву, волоски или шерсть. Даже самой тонкой кистью сложно проработать иллюстрацию настолько правдоподобного и изящно. Акварель затекает в поврежденные участки бумаги, выделяя и делая их ярче по сравнению с однотонным фоном.

Как сделать рисунок царапинами?
Для создания иллюстрации с царапинами необходимо подготовить лист плотной бумаги и макетный или канцелярский нож. Также можно использовать острое шило;
На бумагу можно нанести наброски карандашом, но в некоторых случаях лучше сразу работать острым инструментом, создавая царапины;
После обработки ножом необходимо залить поверхность бумаги разведенной акварелью. Краска мгновенно затечет в царапины и выделит их. После высыхания царапины могут стать еще ярче;
После тонировки необходимо дождаться высыхания работы, после чего можно приступать к проработке деталей кистью.

Вот мы и обсудили основные техники акварели. Надеемся, что материал оказался для вас полезным. Напоминаем, что если вы хотите научиться рисовать, то . Будем рады вас видеть и до скорых встреч 😉

Акварелью можно нарисовать все, что угодно - от реалистичного портрета до придуманных инопланетных миров. Многим кажется акварель сложным художественным инструментом. Но все, что вам действительно нужно, чтобы научиться рисовать акварелью, - просто начать. Подобрали для вас 11 советов, благодаря которым вы станете на 11 шагов ближе к постижению искусства акварельного рисунка.

1. Не бойтесь испачкать руки!

Если вы никогда прежде не рисовали, пора браться за дело. Откройте альбом, создайте интересные текстуры и разводы акварелью, чтобы не замирать перед белым листом. Отталкивайтесь от них в поисках сюжета. Цветные страницы могут быть яркими и будоражащими или создавать спокойное, меланхолическое настроение. Цвет или текстура могут подсказать следующий шаг - а может быть, вам и без них уже не терпится рисовать.


Иллюстрация из книги «Мир акварели» .

2. Найдите свою бумага для акварели

Результат работы во многом зависит от качества акварельной бумаги. Зайдите в книжный магазин и выберите штук 5-10 разных листов акварельной бумаги «на пробу». Обязательно делайте пометки на каждом листе (сорт, вес бумаги и результаты работы с ней). Подходящий вес бумаги для начинающих - 300 г/м2, некоторые профессионалы предпочитают 600 г/м2. Есть и другие виды акварельной бумаги, например, бумага NOT и бумага с грубой фактурой, или бумага холодного прессования.


@miftvorchestvo

3. Используйте профессиональные краски

Даже начинающим художникам стоит приобрести профессиональные акварельные краски. В отличие от дешевых аналогов художественные краски красиво ложатся и растекаются на бумаге.

«Я предпочитаю тюбики, а не кюветы: во-первых, не нужно ждать, пока краска размякнет и станет пригодной для работы, во-вторых, с краской из тюбиков легче создать насыщенные темные смеси». Билли Шоуэлл

Верно, что художественные краски дороже, но и прослужат они дольше. Они лучше разводятся и поэтому не так быстро расходуются.

Совет. Испытывайте новые краски и другие художественные материалы настолько часто, насколько возможно. Экспериментируйте. Не превращайтесь в заложника одной привычки

4. Наблюдайте и рассматривайте, прежде чем браться за кисть

Прежде чем рисовать, изучите структуру объекта. Взгляните на него так, словно видите впервые, внимательно рассмотрите, сделайте заметки, наброски, освойтесь с текстурами и деталями, на которые вы никогда не обращали внимания. Например, понаблюдайте за спиральным расположением листьев или завитками вдоль прожилок стебля.


Вы получаете двойную пользу от рисования растений - сначала вы медитируете, рассматривая его, а потом получаете истинное удовольствие от рисования. Разве не чудесно? @miftvorchestvo

Попробуйте мысленно разобрать на составляющие то, что вы видите. Выделите основные фигуры. Посмотрите, как они накладываются друг на друга. Представьте пейзаж в виде сценических декораций. Обратите внимание на то, что находится ближе всего, что дальше.

5. Научитесь смешивать краски

Попробуйте смешивать цвета, чтобы понимать, каких оттенков можно добиться с вашим набором красок. Смешивайте сначала два цвета, потом добавляйте к ним третий. Экспериментируйте!

Вам понравится создавать такие красивые цвета и вариации оттенков и тонов, их количество почти неисчерпаемо.

Ориентируйтесь на себя. Вы можете делать или очень реалистичные рисунки или очень нетривиальные. Ваша задача - собрать краски, свойства которых вы будете знать, что позволит создавать нужные оттенки с гарантированно хорошим результатом.


Смешивая чистые пигменты, вы можете создавать холодные, теплые или сероватые варианты одного цвета. Иллюстрация из книги «Песня цвета»

6. Начните с экономной экспрессии

Если делаете карандашные наброски или скетчи, можно разнообразить рисунки акварелью, делая акценты. Не обязательно раскрашивать всю страницу; иногда несколько удачных мазков кисти создают наиболее сильный эффект.


Небрежные точечные мазки акварелью в скетчах - фирменный стиль Феликса Шайнбергера. Иллюстрация из книги «Акварельный скетчинг»

7. Используйте жидкий грунт под акварель

Жидкий грунт под акварель наносится на бумагу до начала работы и позволяет при необходимости легко удалить высохшую краску. Это особенно важно при работе с интенсивными или стойкими пигментами: можно не бояться «запачкать» бумагу в области бликов. Перед его применением потренируйтесь в эскизном альбоме, так как поверхность для рисования будет достаточно скользкая.

Чтобы удалить краску с тех участков, где она оказалась не нужна (нечаянно вышли за края или надо сделать блики) - просто смойте краску чистой смоченной кисточкой или спонжем.

8. Научитесь искусству лессировки

Лессировкой художники называют технику получения глубоких переливчатых цветов за счет нанесения полупрозрачных красок поверх основного. Техника лессировки - отличный способ передать тончайшую цветовую гамму. Краски накладываются очень деликатно, слой за слоем, а после высыхания прорабатываются детали последнего слоя.


Иллюстрация из книги «Песня цвета»

9. Техника «сухой кисти»

Этой техникой можно пользоваться, чтобы нарисовать шерсть животных или маленькие волоски на фруктах, например на киви.

Наберите краску на кисть, излишки снимите с помощью салфетки. Расправьте волоски кисточки. Нанесите краску на сухую поверхность, предварительно окрашенную в фоновый цвет. Работайте маленькими мазками в одном направлении, имитируя волоски на поверхности.


Киви в технике сухой кисти. Иллюстрация из книги

Основные техники в акварели. Как применять?

Отличного четверга! Сегодня у нас тема про основные техники в акварели. И самое интересное в конце статьи)) Ну так вот, основные техники.

Тут могу сказать, что они до боли всем известны, но пропустить эту тему и не осветить я не могу))

В своих работах я использую, в основном, технику по-сырому, плюс по-сухому для главных элементов,(об этом мы поговорим далее) иногда заливки и ещё реже лессировки, которые скорее приём многослойной акварели,но все же я их выделю отдельно.

Итак, приступим))

  • самая распространённая и одна из основных-это техника заливки . Она выполняется по сухой поверхности за счёт крупной кисти с большим количеством воды и краски. Заливки бывают одноцветные и градиентные , когда один цвет сменяет другой. Заливка может быть как для большого пространства, так и для небольшого объекта сложной формы,где необходимо равномерное перетекание/переход цвета без слоёв.(небо,море, освещённые и теневые части зданий и др.)

Именно за счёт заливки проявляется акварельная лёгкость, так как она выполняется в один слой и при этом может быть многоцветная (т.е нет необходимости получать цвет за счёт наслоения множества мазков,тем самым усложняя работу)

Градиентная заливка в 2-3 цвета чаще всего используется на небе,чтобы показать изменение цвета к горизонту(рассвет/закат голубое небо приобретает желтоватые и розоватые оттенки к горизонту) Также можно добавлять бОльшее количество цветов в заливку попеременно (5...6)больше будет не очень гармонично,но про цвет мы ещё с Вами поговорим в следующих выпусках.

Такой сменой цветов достигается фактура,реалистичность, объём теневых участков . Получается, что Вы сильно не задумываясь, меняете цвет заливки (в рамках выбранных цветов для работы) и можете получить разноплановые,неоднородные участки,которые глаз достроит др объектов. Получается некая имитация и реалистичность одновременно. Если же тень,к примеру у Вас будет однородная по цвету,то будет плоской. Поэтому для любых теневых участков я использую градиент.

А чем же лучше делать заливку? Для неё Вам понадобится крупная беличья кисть, лучше с французским креплением. Про кисти подробно поговорим через неделю в одну тему всего вместить. Важно помнить,что на разной бумаге все приёмы и техники будут выглядеть по-разному. Где-то заливка ложится ровно,а где-то нет. Поэтому стоит подбирать бумагу также отталкиваясь от того нужен или не нужен Вам какой-то эффект. Ниже на фото одни и те же приемы выполнены на разной бумаге.

  • Далее моя любимая техника по-сырому . Она может применяться как отдельно-вся работа выполнена по-сырому, так и для первого слоя и объектов в воздушной перспективе(работа выше),но об этом позже))

Про технику по-сырому мы много говорили в #невредные_советы часть 2 бумага, о том,как работать в ней на различных бумагах и в теме3 про увлажнение листа. Поэтому останавливаться на ней не буду, тут самое главное,что за счёт неё мы можем получить объекты с размытыми контурами, как бы в "расфокусе"

Далее не все очень однозначно, так как что-то является приёмами , а что-то техникой , но как не назови, относятся эти моменты все равно к работе по-сухому и путать их не стоит. Поэтому я разделила подобным образом(для более простого восприятия)техника по-сухому может быть

  • в один слой-"а-ля прима"
  • многослойная
  • лессировки

Вообще, техникой а-ля прима может называться любая работа(по-сырому,заливной и по-сухому) но в один слой, или в минимальное количество слоёв. Такая техника наиболее воздушная, но и реалистичности в ней добиться удаётся не каждому. Когда мы работаем в один слой по-сухому, то должны сразу угадать тон и набрать необходимое количество краски, если этого не получается и нужно добавить ещё пару мазков сверху, то это уже не а-ля прима, а классическая многослойная акварель

Многослойная является той самой,которую преподают в спец вузах. За счёт неё можно добиться максимальной реалистичности, так как на объект накладывается неограниченное количество мазков краски, начиная с подтонов, рефлексов и заканчивая яркими и темными по тону участками. Такой техникой можно получить наибольшую реалистичность в портретах,когда наносится синевато-фиолетовый подтон и на него уже бежевато-красные тени и получается ощущение "проглядывания" слоя,будто синие вены под кожей. Но и, в качестве отступления,раз уж я тему лица затронула, то в целом оно не имеет бежево розовый цвет, а различные зоны имеют разный подтон от зеленого до фиолетового (если интересно, то я расскажу об этом в отдельном выпуске.)

Вернёмся к многослойной акварели. Для новичка или самоучки, как ни странно она может оказаться наиболее сложной! Хотя часто принято считать наоборот , мол что такого клади мазки и клади. Но нет, тут нужно хорошо разбираться в тоне и цвете и при неправильном использовании, чаще всего можно подучить грязь и катышки на бумаге.

Тут важна ремарка, что я не имею ввиду,что техника по-сырому лёгкая, и тем более а-ля прима, в любой технике добиться точности,лёгкости и мастерства не получится за пару месяцев, но я часто вижу, как новички пробуют многослойную акварель, замучивают,получают грязь и разочаровываются.

Поэтому, мой совет здесь,

  • старайтесь сократить количество слоёв , пусть будет недосказано,чем замучено.
  • Старайтесь продумывать Ваш слой,
  • освойте градиентные заливки ,которые упрощают жизнь как раз создавая цветовые переходы в один слой.

Тогда вы определённо разберётесь с краской,бумагой, основами и Ваши работы будут лёгкими , и многослойная акварель,портреты в этой технике и т.д получатся не грязными,а продуманными. Я основываюсь на личном опыте,так как сама не имею классического академического образования. В любом случае понимаю,что тут могут быть не согласные,но данный метод помог лично мне.

Резюмируя:многослойная акварель не является очень простой техникой, к ней также нужно подходить осмысленно,тогда не будет грязи.

  • Теперь поговорим про лессировки. Они используются, в основном, в ботанической иллюстрации.

Я в ней не специалист,но знаю,что для придания гиперреализма их может быть до 50-70 слоёв. Но можно применять лессировки и в любой другой технике,в том случае,если не набрали тон сразу,но сам слой получился красивым и Вам не хочется его перекрывать.

Лессировка- это полупрозрачный слой одного или нескольких оттенков,благодаря которому можно набрать тон, но не закрыть предыдущий слой. По сути-это один из приёмов многослойной техники, просто слой должен быть прозрачным и "сходить на нет". Хитрость в том,чтобы края этого слоя не было видно, поэтому его всегда размывают чистой водой. Ниже показываю пример лессировки, сквозь которую, проступает предыдущий слой, сограняя все тоновые отношения.

  • Есть ещё одна техника(ну в целом их ещё много,но не все применяются), которую я хочу осветить здесь-это смывка.

Она применяется достаточно редко, но я даже у себя нашла старую работу с ней. Тут смысл в том, чтобы нарисовать объекты выдерживая их по тону,а затем влажной кистью или под струёй воды смыть верхний слой краски, тогда вся нарисованная часть осветляется, цвет приглушается, но тоновые соотношения сохраняются.Можно использовать для дальних объектов,раньше использовали для объектов в воздушной перспективе,сейчас большинство акварелистов использует для этого приём по-сырому, который не травмирует бумагу так,как смывка.

Фон за девушкой выполнен смывкой

И вот мы подошли к интересному моменту. Ну вот, собственно, куча приёмов есть-хорошо, ну и что с ними делать? Когда какой применять?

Я сейчас, безусловно, обобщу. Конечно, есть исключения,но даже 80-90% моих работ выполнены именно так

  • для начала вы выбираете главный объект ,тот о котором рассказываете. Любая картина должна о чём-то рассказывать, иначе и рисовать нет смысла. Это может быть один или группа объектов главных для Вас.Выбрали.Запомнили. Как правило,это либо самые тёмные,либо самые светлые по тону объекты;)
  • теперь Вам нужно выбрать следующие за ними по значимости объекты , которые важные, но не очень)) 1...10 объектов, но не выбирайте все, должно ещё что-то остаться;) Выбрали.Запомнили. Эти объекты,как правило,средние по тону
  • ну и то, что осталось, обычно где-то вдалеке, небо, дальний фон и др.:несущественные объекты. Нашли их и Запомнили.

Когда Вы провели такую работу(это может быть либо в голове,либо в качестве тонового эскиза ) то у Вас все встанет по полочкам. Смотрите,пойдём с конца:

  • то, что важно меньше всего Вы рисуете по-сырому или большой заливкой ,эти объекты уходят в воздушную перспективу(когда дальние объекты,не в фокусе,имеют размытые края)
  • то, что средней важности Вы можете нарисовать либо по-сырому , но с более насыщенным тоном и добавить детали, либо многоцветной и сложной заливкой и также добавить детали.
  • и, наконец,то, что самое важное у Вас будет иметь наиболее четкий контур , потому что этот предмет в фокусе,Вы рассказываете о нем зрителю. Поэтому тут уже подходит работа по-сухому (а-ля прима, многослойная или с лессировками - решать Вам)

Девушка выше хорошо и просто иллюстрирует этот момент(дальний план- у нее смывкой или по0сырому, средний план многоцветной заливкой, девушка-четко многослойной акварелью)

Важно помнить, что не обязательно, это будет дальний/средний и ближний план. Если главный для Вас объект находится в середине, (на работе ниже -это дом по-середине), то есть смысл расфокусировать дальний план, а заливкой выполнить ближний.

Необходимо отталкиваться от идеи.

Таким образом, соединяя техники с умом, фокусируя взгляд зрителя на главном Вы получаете осмысленную работу, и даже,если технически,Вам ещё есть куда расти(каждому есть;) то самое главное -это та история,чувства,мысли, которые вы донесёте до зрителя.

Творческих успехов!

Следующий выпуск будет через четверг по техническим причинам, но,возможно,будет мини бонусный выпуск,где я расскажу о фото своих работ в Инстаграм

Вы можете использовать один или два метода, или же создать собственную страницу со всеми вариантами. Воспользуйтесь карандашом и линейкой, разделив акварельную бумагу на 8 прямоугольников, чтобы выполнить эти техники. Каждому прямоугольнику дайте название метода, как показано на рисунке ниже.

Примечание перед началом работы : Я бы порекомендовала полностью высушить каждый прямоугольник перед переходом к следующей технике. Вы можете использовать фен для ускорения процесса сушки.

1. Техника солью

Соль является моим абсолютным фаворитом в создании текстурированных фонов. Я храню небольшой контейнер морской соли с моим набором запасов. Чтобы использовать технику солью, выберите сначала один или два цвета и зарисуйте первый прямоугольник (или область) полностью. Затем, пока краска ещё влажная, посыпьте на него сверху солью. Дайте краске полностью высохнуть, а потом ногтем уберите соль с рисунка.

Примечание : Чем лучше закрашена ваша область, тем больше соль будет распространяться по ней. Попробуйте дать краске высохнуть частично (достаточно того, что вода будет блестеть, но не начнёт растекаться, когда вы будете перемещать бумагу), так же обратите внимание на разницу в текстуре, которую вы создаёте.

2. Техника папиросной бумагой

Закрасьте следующий прямоугольник цветом (цветами). Для достижения наилучших результатов, вам понадобятся влажная поверхность и насыщенный цвет.

Скомкайте кусок папиросной бумаги и положите его поверх влажной краски. Аккуратно накройте всю область, затем осторожно прижмите бумагу ладонями рук. Дайте ей немного высохнуть (но не полностью, иначе бумага может приклеиться). Затем осторожно поднимите папиросную бумагу с рисунка.



3. Техника спиртом

Данная техника довольно забавна. Закрасьте акварелью следующий прямоугольник.

Пока рисунок всё ещё влажный, обмокните ватную палочку в спирт и опустите её на мокрую краску. Для наилучшего результата, капните спиртом из конца палочки (вместо того, чтобы касаться им бумаги).

4. Техника пастелью

Вы можете использовать пастель для создания техники "воскового сопротивления". Сначала изобразите свой дизайн белой пастелью, убедившись, что она плотно соприкасается с бумагой.

Использование белого карандаша на белой бумаге затрудняет просмотр того, что вы рисуете. Наклоните бумагу в сторону, чтобы получить представление о вашей задумке.


Затем закрасьте прямоугольник цветом. Краска будет сопротивляться областям с белой пастелью.

5. Техника ручкой и чернилами

Это ещё одна моя любимая техника. Используя чернильную ручку с тонким наконечником, нарисуйте или набросьте эскиз.


Затем закрасьте цветом, как в раскраске. Не забывайте переходить на меньшую по размеру круглую кисть, чтобы рисовать на небольших участках.

6. Техника каплями воды

Закрасьте следующий прямоугольник. Затем обмокните кисть в воде (или используйте новый цвет), дайте краске капнуть на фон, пока он влажный. Вы можете слегка встряхнуть кисть, чтобы помочь ей капнуть.

7. Техника брызгами

Метод интересный, но наводит беспорядок. Я рекомендую закрыть все области бумаги, которые вы не желаете забрызгивать. Обмокните кисть в краску, а затем удерживайте её над бумагой. Другой рукой стукните по кисти, чтобы оставить брызги на бумаге. Ополосните кисть, выберите другой цвет.

8. Техника прозрачности

Поскольку акварель имеет прозрачную текстуру, вы можете создавать красивые слои и уплотнять их в вашей работе. Чтобы опробовать технику прозрачности, лучшего всего начинать со светлого оттенка и переходить к более насыщенному. Я решила нарисовать несколько капель. Покройте область фигурами, используя сначала более светлый цвет. Подождите до полного высыхания, затем выберите более тёмный или насыщенный цвет и нарисуйте больше фигур, перекрывая первый слой. Вы можете повторять этот процесс сколько душе угодно.


Надеюсь, данный пост вдохновит вас на использование одной или двух новых техник. Не бойтесь просто сделать это и получить удовольствие!

Оставайтесь с нами, чтобы вдохновляться новыми уроками по использованию акварели!

Акварельная живопись имеет большую историю и богатейшие традиции. Название «акварель» происходит от латинского слова aqua - вода (французского - aquarelle) и означает вид живописи, произведение, выполненное в этой технике, а также краски, которые разводятся водой. Так как вода является растворителем для этого вида красок, отсюда и название живописи этими красками.

Акварель - единственный вид красок, отличающийся особой прозрачностью, чистотой и яркостью цвета. Это достигается не только качеством применяемых материалов, но и высокой дисперсностью пигментов, получаемой специальным перетиранием порошков.

Живопись непрозрачной акварелью с примесью белил была известна еще в Древнем Египте, античном мире, в средние века в Европе и Азии. До нас дошли произведения, выполненные художниками на папирусах и рисовой бумаге. В средние века в Западной Европе и на Руси акварель употребляли для украшения церковных книг (раскраски орнаментов, заглавных букв в рукописях), а затем и в миниатюрной живописи.

Чистая акварель (без примеси белил) стала широко применяться в начале XV века. Ее основные качества - прозрачность красок, сквозь которые просвечивает тон и фактура основы (главным образом бумаги, реже шелка и слоновой кости), чистота цвета. Акварель совмещает особенности живописи (богатство тона, построение формы и пространства цветом) и графики (активная роль бумаги в построении изображения). Специфические приемы акварели - размывка и затеки, создающие эффект подвижности и трепетности изображения. В акварель, выполняемую кистью, часто вводится рисунок пером или карандашом.

В XV - XVII вв. акварель имела прикладное значение и служила главным образом для раскраски гравюр, чертежей, эскизов картин и фресок. Отличным примером этого могут быть пейзажи А.Дюрера, голландских и фламандских художников.

Со второй половины XVIII века акварель стала широко применяться в пейзажной живописи, так как быстрота работы акварелью позволяет фиксировать непосредственные наблюдения, а воздушность ее колорита облегчает передачу атмосферных явлений. Появляются первые профессиональные художники-акварелисты. Их неяркие по цвету пейзажи были исполнены на увлажненной бумаге, залитой одним общим тоном, которому подчинены все цветовые градации с размывками и прорисовкой деталей тонким пером. В Великобритании (А.и Дж.Р.Козенс, Т.Гёртин), во Франции (Ж.О.Фрагонар, Ю.Робер), в России (Ф.Я.Алексеев, М.М.Иванов, С.Ф.Щедрин, Ф.М.Матвеев и др.).

Во второй четверти XIX века в Италии возникла манера плотной многослойной акварельной живописи по сухой бумаге, с характерными звучными контрастами света и тени, цвета и белой бумаги. Особенности акварели как материала живописи - воздушность, прозрачность и тонкость - явились теми качествами, которые привлекали к ней внимание многих художников. Постепенно под воздействием общего развития живописи, обогащаясь и совершенствуясь, акварель обособилась в самостоятельный вид изобразительного искусства. Возникла станковая акварель, которая по своим живописным достоинствам и художественной ценности достигла совершенства и не уступала картинам, выполненным масляными красками. Одновременно со станковой акварельной живописью развивались иллюстрационная и архитектурная акварельные графики.

В России в этой манере работали К.П.Брюллов и А.А.Иванов. Своеобразна техника портретной живописи П.Ф.Соколова (с виртуозной моделировкой формы мелкими штрихами и точками, широкими цветовыми заливками), который вдохнул новую жизнь в искусство миниатюрного портрета. Он работал на бумаге чистыми красками без примеси белил. Художник закрепил за акварелью присущие ей главные достоинства - прозрачность и воздушность. Его миниатюрные портреты отличались удивительной простотой, красотой цветовых оттенков и безупречным рисунком («Портрет дамы в зеленом платье», «Портрет молодого офицера» и др.).

В XIX веке акварельное искусство получает значительное развитие. Живописная свобода, многообразие тональных нюансов и колористических решений свойственны работам многих художников. В это время в технике акварели плодотворно работали Э.Делакруа, О.Домье, П.Гаварни во Франции, А.Менцель в Германии, И.Е Репин, В.И.Суриков, М.А.Врубель в России. Продолжался расцвет английской школы акварели (Р.Бонингтон, Дж.С.Котмен, И.Кэллоу, У.Тёрнер).

В конце XIX - начале ХХ в. большой вклад в историю русской акварельной живописи внесли мастера, входившие в творческое объединение «Мир искусства», и художники их круга. Различные творческие личности объединяло общее стремление к высокому профессиональному мастерству и поискам современного языка в искусстве.

Для акварели ХХ века характерна большая свобода технических приемов. В произведениях художников происходит соединение графики и живописи. Большинство «мирискусников», как и примыкавшие к ним по характеру творчества художники А.Я.Головин, Л.С.Бакст, Д.Н.Кардовский, Ф.А.Малявин, М.В.Добужинский, К.Ф.Юон, Б.М.Кустодиев, З.С.Серебрякова в своем творчестве использовали акварель в сочетании с белилами, гуашью, темперой, пастелью, бронзой и другими материалами. Однако в чистом виде акварельная техника в основном сохраняется у художников К.А.Сомова, А.Н.Бенуа и А.П.Остроумовой-Лебедевой.

Ярко и оригинально в лучших традициях русской станковой акварели работают такие мастера живописи, как: Г.С.Верейский, В.М.Конашевич, Н.А.Тырса, К.И.Рудаков, Н.Н.Купреянов, В.В.Лебедев, Л.А.Бруни, П.В.Митурич, С.В.Герасимов, А.В.Фонвизин, Л.В.Сойфертис и многие другие художники.

В 80-е годы 20 в. в конструкционно-образном строе станковой акварели намечаются элементы графического дизайна. Беспредметный характер изображения, стремление к монохромности, абсолютизация тонального пятна, пластики линии, ритма - внешние приметы нового направления. В достижении выразительности произведения, некоторые художники не ограничивают себя в изобразительных средствах, используя вместе с акварельными красками гуашь, акрил, темперу, анилиновые красители, а также аппликацию.

Одна из тенденций современной акварели - живописная. Здесь главную роль в создании акварельного образа, наполнении его эмоциональным содержанием выполняет цветовой строй композиции. Многие произведения акварельной живописи имеют ярко выраженный декоративный характер.

На второй план отошли прикладная и иллюстративная функции акварели, документально-повествовательные сюжеты уступили место аллегорическим, ассоциативным, абстрактным композициям. Расширение выразительных средств акварельной живописи обогатило традиционное письмо большей условностью форм и свободой технических приёмов.

Одни художники использовали акварель для эскизов, другие придавали ей не меньшее значение, чем живописи масляной, для третьих акварель стала основой их творческой деятельности. Постепенно определялись принципы и правила акварельной живописи. Одновременно у художников из поколения в поколение росли и совершенствовались технические способы и приемы акварели, устанавливались критерии её оценки, расширялся диапазон технических средств, различных почерков и жанров. Произведения мастеров говорят о том, что возможности и средства технического использования акварели - беспредельны, что при необходимом опыте, живописной грамоте и соответствующей технике письма можно добиться большой выразительности образов, богатства света и цвета, многообразия в передаче формы и фактуры предметов.

Акварель обладает широкими возможностями в передаче тончайших тонально-цветовых оттенков натуры, особенно атмосферных явлений. Передача пространственности планов, трепетности воздушной среды, состояния освещенности, материальности предметов - всё это доступно профессионально подготовленному акварелисту. Вместе с тем, традиции отечественной акварели учат начинающего акварелиста быть внимательным в освоении способов и приемов акварельной живописи, изучении основ изобразительной грамоты, особенностей и свойств материалов. Несмотря на кажущуюся легкость, работа в технике акварели в известной степени труднее живописи другими красками (гуашью, темперой, маслом). Эта трудность состоит в том, что акварель не переносит исправлений и переделок, от которых нарушается верхний слой бумаги и живопись чернеет. «Поэтому от художника требуется большая сосредоточенность и перед началом работы совершенно ясное представление о том, что он хочет и как он должен исполнить задуманное», - писала А.П.Остроумова-Лебедева. В большей степени усвоена и методически разработана сфера традиционной академической акварели, где ее специфика ограничивается исключительно использованием прозрачности красочного слоя. Историческая эволюция акварели в материалах, технических приемах, образах и особенно ее интенсивное развитие во второй половине нашего столетия раскрыла богатые, ранее не использованные специфические качества акварельной живописи.

Специфические качества акварели определяются в основном двумя факторами: физическими особенностями материалов (бумаги, красок, воды, добавок к краскам, инструментов) и творческой индивидуальностью автора. Если составляющие первого поддаются конкретному анализу, классификации и даже конструированию (используя различные синтетические и природные добавки, можно заранее определить технические эффекты в будущей работе), то второй фактор полностью зависит от личных черт характера художника и в первую очередь от его импровизационных способностей и пластичности мышления. В художественной практике эти факторы неразделимы.

Акварельную живопись характеризует широкий диапазон прозрачности красочного слоя (в создаваемый процесс включается огромный изобразительный потенциал самой бумаги) и динамичность водяной краски, ее движение, самоактивность. Именно эти качества определяют природу акварели. Современная акварель требует не только знания академических законов живописи, но и особой пластичности и быстроты образного мышления непосредственно в час письма. Технические эффекты, которые являются результатом самоактивности акварели, часто не могут быть точно предусмотрены автором заранее. Бороться с ними - значит убирать самые ценные качества акварели: непосредственность, неповторимость, недосказанность. Мастерство акварелиста проявляется в способности заметить ценность эффекта и продолжить работу, скорректировать первоначальные задачи при одновременном сохранении основной идеи произведения. Уникальность акварельных образов, которые нельзя создать, используя другие техники и материалы, свидетельствует о том, что акварель приобрела статус видовой самостоятельности в структуре морфологии изобразительного искусства. Современные тенденции развития акварельной живописи значительно увеличивают возможности использования акварели в учебном процессе подготовки художников разных специализаций.

Акварель - один из наиболее распространенных видов живописи, который применяется в обучении в специальных художественных заведениях. Это обусловлено прежде всего относительной доступностью и простотой пользования водяными красками в процессе овладения основами изобразительной грамоты, навыками создания цветовой гармонии, организации тональной и цветовой композиции, передачи иллюзии трехмерности, пространства, материальности предметов и т.д.

Техника акварельной живописи - это совокупность специальных навыков, способов и технических приемов письма, посредством которых выполняется художественное произведение. Также она рассматривает вопросы, связанные с наиболее рациональным и планомерным использованием художественных возможностей материалов в моделировке предметов, в лепке объемной формы, в передаче пространственных отношений и т. п. Таким образом, акварельная техника является одним из важнейших элементов системы выразительных средств живописи.

Изобразительные и выразительные возможности акварельной живописи во многом зависят не только от знания материалов и инструментов и умении их применять во время работы, но также и от владения приемами и способами письма. В процессе изучения технических приемов и способов письма акварельными красками освоение техники должно опираться на глубокое исследование и использование творческого опыта мастеров живописи, лучших произведений классического и современного искусства. Освоение техники акварельной живописи также предполагает личную инициативу и заинтересованность в поиске, эксперименте и практическом закреплении. При этом начинающие художники должны помнить известное предостережение, что техника не самоцель, а всего лишь средство в передаче поставленных задач. Поэтому с самого начала обучения необходимо настойчиво и упорно овладеть азами технических приемов, без которых невозможны успехи в освоении основ живописной грамоты.

Универсальной живописной техники нет. Каждая техника обладает только ей присущими художественными достоинствами и вместе с тем ограниченными возможностями в передаче изображаемого. Начинающий художник в соответствии с личными качествами и художественным вкусом находит свой особый стиль письма, в зависимости от поставленных задач выбирает тот или иной способ и технический прием. Начиная уже с первых учебных заданий обучающийся знакомится с рядом приемов и способов письма. Их освоение дает ему необходимую основу для более полного и многообразного выполнения живописных задач. В дальнейшем, ознакомление с техникой письма позволит начинающему художнику испробовать разные возможности акварельной живописи и грамотно использовать их в учебно-творческом процессе.

В художественной практике акварельной живописи существуют различные технические приемы, которые распределены на три части по способам письма: способ работы по сухой бумаге, способ работы по сырой (увлажненной) бумаге, комбинированные и смешанные техники.

Работа по сухой бумаге

Этот способ письма широко используется в реалистической живописи и давно зарекомендовал себя как традиционный (классический). Простота и доступность этого способа письма позволяет широко использовать его в учебном процессе. Он основан на использовании естественных свойств и особенностей акварельных красок легко соединяться с поверхностью бумаги. Способ работы по сухой бумаге дает возможность регулировать в процессе письма тонально-цветовой растяжкой от плотных мазков до легких заливок, использовать наложение прозрачных красочных слоев один на другой, позволяя тем самым создавать в изображении иллюзию объема и глубину пространства. Этот способ развивает у начинающего акварелиста цветовосприятие, укрепляет рисунок, дает правильное конструктивное отображение формы и объема, помогает быстрому освоению красок и их смесей.

Прием заливки по сухой поверхности бумаги

Это один из наиболее распространенных технических приемов. Особенность этого приема заключается в том, что работа ведется по сухой бумаге с учетом светового и цветового тонов посредством заливок плоскостей.

Практически этот прием осуществляется следующим образом. В начале работы натянутый на планшет лист слегка смачивается водой с помощью широкой кисти или губки. Это необходимо для того, чтобы краска ложилась равномерно и хорошо впитывалась в поверхность бумаги. Пока бумага подсыхает, на палитре подбирается необходимый красочный раствор. Набрав кистью раствор краски, начинают прокладку с верхней горизонтальной заливки. При этом мазок должен быть сочным. Для этого нужно набирать на кисть такое количество краски, чтобы после каждого проведенного мазка получался небольшой затек раствора. Постепенно наполняя кисть краской, проводят мазки таким образом, чтобы они соприкасались с нижним краем предыдущего мазка. В результате наплыва краски получаются плавные переходы от одного оттенка цвета к другому, мягко моделирующие форму предметов. Для того, чтобы краска стекала равномерно, планшет, на котором работают, держат в наклонном положении, приблизительно 20-30 градусов относительно горизонтальной плоскости. При крутом наклоне краска будет очень быстро стекать вниз. В процессе письма угол наклона можно отрегулировать. Остаток краски у нижнего края заливки снимается слегка отжатой кистью.

Используя прием заливки по сухой поверхности бумаги, можно свободно варьировать световыми и цветовыми градациями, писать как в один прием, так и по стадиям, рассчитанным на продолжительное время. Также, пользуясь данным приемом в целях ознакомления с другими техническими приемами работы акварельными красками, можно проделать ряд тренировочных упражнений, которые дадут представление о технике вливания одного цвета в другой. Для этого берут несколько цветных красок и, последовательно составляя цвета на палитре, соединяют их, вливая одна в другую. В результате получается разноцветная заливка, дающая общий, естественный для акварельной техники цветовой тон. При рассматриваемом приеме смешение красок на палитре - механическое. В процессе заливок работу рекомендуется вести по частям. Для достижения плавных и равномерных переходов от одного цвета к другому рекомендуется использовать лессировочные и полулессировочные краски. Многообразие привлекательных чисто акварельных качеств этого приема достигается тренировками и хорошим знанием акварельных материалов.

Прием лессировочного письма

На первоначальном этапе обучения в процессе освоения технических приемов работы акварельными красками широко используется прием многослойного письма нанесения красочных слоев - лессировок (лессировка от немецкого Lassieurung - наносить тонкий прозрачный слой краски). Сущность этого приема письма заключается в последовательном нанесении прозрачных слоев краски один на другой, с тем, чтобы получить разнообразные цветовые оттенки при лепке объемной формы, обогатить колорит, добиться единства живописного произведения и его гармонии.

Прием лессировочного письма часто применяется в учебном процессе при длительной многослойной работе над этюдом натюрморта с детальной проработкой формы изображаемых предметов. Учебные задания по натюрморту требуют внимательного изучения натуры. Они пишутся несколько сеансов (работа рассчитана на стадии), и тогда приходится постепенно и последовательно накладывать один слой на другой, чтобы добиться необходимых результатов.

Используя прием лессировочного письма заливки плоскостей, можно делать как большой кистью, так и малой (мозаичное письмо) с последующим широким перекрытием. Причем лессировки можно наносить одна на другую лишь ограниченное число раз, иначе появятся глухие, загрязненные места. Следует также помнить, что необходимый цветовой оттенок достигается в акварельной живописи не только с помощью технических приемов, но и главным образом смешением красок на палитре. Во избежание замутнения цветового тона не следует вводить в смесь более двух-трех красок. Лучше добиваться нужного тона посредством умелого и расчетливого наложения одного цветового слоя на другой. Первые заливки следует начинать с наиболее прозрачных лессировочных красок. Они лучше просвечивают, прочнее соединяются с бумагой и меньше размываются при последующих наложениях краски. Корпусные краски, которые не допускают многократных последующих перекрытий, нужно наносить в последнюю очередь. Сначала лучше прокладывать теплые оттенки красок, а затем холодные и малонасыщенные. В первой прописке теплый тон хорошо чувствуется и оказывает влияние на гармонию цветового строя в завершенной работе.

Последовательность нанесения прозрачных слоев краски один на другой во многом зависит от тоновых и цветовых отношений предметов натурной постановки. Наиболее темные и насыщенные по цвету оттенки прокладываются в первую очередь. При этом работу нужно начинать с больших цветовых пятен постановки, имеющих определяющее значение для общего цветового строя этюда. Последующие прописки обычно предусматривают лепку объемной формы предметов, определение полутонов, теней и рефлексов. Повторное усиление тоновых и цветовых отношений осуществляется по просохшей поверхности для приведения изображения к целостности и единству. При методическом ведении работы следует всегда иметь перед собой конечную цель, которая поставлена данным заданием, видеть и представлять результаты, к которым надо стремиться. Это важно для того, чтобы добиваясь нужного цветового тона, продуманно делать первоначальные прокладки с таким расчетом, чтобы последующие наслоения давали нужные цветовые сочетания.

Прием работы мазком (мозаичное письмо)

В акварельной живописи многие опытные художники пишут этюды и эскизы по частям, работая небольшими «мозаичными» мазками или пятнами - заливками. Прием работы мазком дает возможность сохранять в работе свежесть красочного слоя, напряженность и эмоциональность акварельной живописи, более углубленно изучать натуру. Этот прием письма предусматривает работу над этюдом «раскладкой», где мазки и заливки кладутся в разбивку с одновременным учетом цветового тона, светлоты и насыщенности.

Использование этого приема требует соответствующей подготовки, навыков и чутья, так как при сложении изображения из множества мазков и заливок трудно сохранить цельность и колорит в работе. Сложность этого приема заключается также в том, что акварелисту, особенно начинающему, трудно из кусков, по частям организовать и привести этюд к живописно-пластической, образной цельности, завершить работу без дополнительного использования других приемов (например, лессировок). В процессе нанесения нужного цветового тона без повторных перекрытий начинающий художник невольно сосредотачивает внимание на отдельных деталях и, естественно, может допустить преувеличение силы тона в отдельных местах. В этом случае границы цветового пятна могут сильно выделяться, нарушая тональное единство этюда. Это становится особенно заметно, когда краска накладывается на просохших мазках. Поэтому во время письма необходимо обобщенно смотреть на натуру и свою работу, стремясь определить, что в постановке главное, а что второстепенное. Прием работы мазком позволяет начинающему акварелисту писать этюд длительное время с перерывами, внимательно анализируя и изучая натуру. Определяя цвет предметов в постановке, не надо стремиться к тому, чтобы точно передать каждый из них. Существует различие между «раскрашенными» предметами и написанными. Писать можно только на основе сравнения взаимосвязанных цветов, определяя разницу между окраской отдельных предметов по светлоте, насыщенности и цветовому тону. Для этого надо придерживаться следующих правил: первое - восприятие цвета зависит от состояния освещенности и того окружения, в котором данные цвета находятся; второе - передавая цвета натуры, надо сравнить их друг с другом, чтобы они воспринимались во взаимных отношениях; третье - любую живописную задачу можно решить только на основе взаимодействия цветов.