О проблемах на уроках сольфеджио в музыкальной школе (Для родителей, чьи дети учатся в музыкальной школе). Сольфеджио. Вокал для начинающих Что такое октава

Многие родители впервые сталкиваются с сольфеджио, когда ребенок поступает в музыкальную школу. И конечно, современным мамам и папам, которые активно стремятся помочь своим детям, но не имеют музыкального образования, хочется разобраться, что же это за предмет. Рассказываем о содержании этой непростой дисциплины.

О теоретической части занятий

Сольфеджио состоит из теоретической и практической частей.

Теоретическая часть - это основы музыкальной грамоты .

Дело в том, что музыкальный язык, как и любой другой, несет в себе разнообразные конструкции. Так, в русском языке мы изучаем звуки и буквы, слоги, слова, словосочетания, предложения, знаки препинания, роль слов в предложении... В музыкальном языке по аналогии мы проходим отдельные звуки, сочетания из двух звуков (интервалы), из трех (аккорды), из четырех (септаккорды), паузы (знаки молчания), формы музыкальных произведений, отношения между звуками и аккордами.

К чисто музыкальным знаниям относятся лады мажор и минор (их зрительное воплощение - гаммы) и более сложные элементы.

Многое в музыкальном языке измеряется числами.

Еще в Древней Греции Пифагор с помощью подсчетов находил красивые звуковые сочетания и вычислил природный музыкальный звукоряд (звуковую радугу). Связь с математикой музыка сохраняет и до наших дней.

С помощью чисел мы измеряем расстояния между звуками (интервалы), ступени (порядковые номера звука в гаммах), ритмические единицы, временные размеры музыкальных произведений и многое другое.

О практической части занятий

В первую очередь мы активно развиваем слух - учим его распознавать те самые элементы музыкального языка, из которых сложена музыка.

Педагог на каждом уроке загадывает детям за фортепиано музыкальные загадки на пройденный материал – играет отдельные звуки и ходы из гаммы, сочетания из двух, трех звуков (интервалов и аккордов), строит из них цепочки.

Следующий этап - воспроизведение, то есть пение и игра на фортепиано тех же музыкальных элементов самими учениками.

Не забываем и графический навык - умение записать на нотном стане эти элементы. И здесь есть главная цель - научиться видеть в нотах все пройденные элементы.

Как в книге мы учимся видеть слова, так и в нотном тексте мы учимся видеть группы нот, объединенные по разным принципам.

Это уже высший пилотаж, ближе к выпускному экзамену.

Отдельная тема для проработки - ритм . Как скелет держит нашу плоть, так звуки поддерживаются ритмической основой.

Освоение длительности нот и ритмических групп от простых до причудливых - одна из основных задач уроков сольфеджио.

Ритмы учатся и с помощью счета, и с помощью специальных слогов (та, ти, ту), и просто через простукивание и прохлопывание.

Также мы учимся дирижировать – «нанизывать» любую мелодию на равномерную временную шкалу, изображаемую четкими жестами.

О сольфеджировании

Одна из форм развития всех навыков - сольфеджирование - пение мелодий нотами с дирижированием. Как правило, это народная музыка самых разных стран и классические шедевры.

В старших классах добавляется музицирование - исполнение песен и романсов с собственным сопровождением. Конечно, для тех, кто уже немного владеет инструментом.

Высшей формой закрепления всех навыков считается музыкальный диктант - запись незнакомой мелодии, сыгранной педагогом несколько раз на фортепиано.

Диктанты часто учатся наизусть, дети записывают их в разных тональностях, чтоб закрепить в памяти.

Также сейчас в школах распространена облегченная форма записи диктанта в прописях, наполовину уже заполненных.

Многих волнует, учат ли на сольфеджио подбирать мелодии и аккорды к ним. Подбор по слуху - это или врожденная способность, или результат серьезных занятий по сольфеджио, когда слух уже узнает те самые элементы музыкального языка, помногу раз слышанные, пропетые и записанные.

О разрыве между теорией и практикой и что с этим делать

К сожалению, почти всегда есть разрыв между знаниями по сольфеджио и их применением на практике. Во-первых, сам репертуар для игры подбирается исходя из технического уровня ученика и художественных задач, а не из программы по сольфеджио.

Во-вторых, школьным сольфеджио сложно овладеть без фортепиано, потому что только на этом инструменте каждый звук можно увидеть в виде конкретной клавиши .

То, что отрабатывается на сольфеджио за фортепиано, трудно или невозможно воспроизвести на трубе, балалайке, окарине и некоторых других инструментах. Это создает дополнительные сложности детям.

Поэтомуфортепиано или даже самый простой синтезатор необходимы и будут выручать вас при выполнении домашней работы.

Постепенно, в старших классах разрыв между специальностью и сольфеджио уменьшается, когда начинают появляться внутренние межпредметные связи.

О самой большой беде

Главная беда, которая встречается на практике, - родители начинают делать задания за детей. Я уверена, что они понимают, что нельзя за ребенка поесть. Нельзя за него научиться плавать. Выучить пьесу на инструменте тоже нельзя... Но вот написать задание в тетради по сольфеджио можно. Вопрос, есть ли в этом какой-то смысл, кроме сиюминутного - получить хорошую оценку? Увы, иногда это просто мамин (а то и папин) перфекционизм, который ведет к детским комплексам – «у меня плохо получается, а у мамы - хорошо, ну я и не буду...»

О главных качествах, которыми важно обладать ученику музыкальной школы

В целом изучение сольфеджио, как и обучение игре на инструменте, подобно выращиванию дерева, - процесс долгий. Это настоящее музыкальное созревание. И этапы этого процесса иногда не видны на поверхности.

Возникающие во время занятий связи таятся в глубине нашего мозга. Но при правильном уходе готовые плоды будут затем питать человека всю жизнь. Даже если эти знания не понадобятся в профессии, при необходимости их будет возможно восстановить.

Главное - не запускать непонятное, проявлять терпение, не пропускать уроки и поддерживать связь с учителем!

Что такое сольфеджио? В широком смысле, сольфеджио – это пение по нотам , пение с называнием нот. Кстати, само слово сольфеджио образовано сложением названий нот соль и фа , потому-то это слово и звучит так музыкально. В более узком смысле, сольфеджио – это учебная дисциплина , которую изучают в музыкальных школах, училищах, колледжах и консерваториях.

Обратите внимание!

Кстати, совсем скоро будут выпущены серии видео уроков по основам музыкальной грамоты и сольфеджио , которые будут распространяться бесплатно, но только в первое время и только среди посетителей данного сайта. Поэтому, если вы не хотите пропустить данную серию – прямо сейчас подпишитесь на рассылку материалов (форма с левой стороны), чтобы получить персональное приглашение на эти уроки.

В завершение – музыкальный подарок. Сегодня будем слушать Егора Стрельникова – классного гусляра. Он споёт «Казачью колыбельную» на стихи М.И. Лермонтова (музыка Максима Гавриленко).

Е. Стрельников «Казачья колыбельная» (стихи М.И. Лермонтова)

У многих людей, чей жизненный путь не проходил через музыкальную школу, есть ошибочное представление о сольфеджио. Бытует мнение, что эта наука слишком сложная, освоить которую удастся не каждому, или что она даёт недостаточно положительных эффектов, как другие музыкальные дисциплины. Всё это, далеко, не так. Такие суждения возникают при отсутствии достаточной информации об этой дисциплине.
Прогресс от занятий на любом из инструментов очевиден – это умение играть. В случае сольфеджио, результат далеко не ясный. Если сравнивать со зданием, к примеру, это относится не к каркасу, который виден на поверхности, а к фундаменту, который не видно, но без него нельзя. Курс обучения этой науке строится на закладывании основных музыкальных умений – слух и чувство ритма.

С итальянского языка термин «сольфеджио» переводится как «пение по нотам». Дисциплина направлена на развитие музыкального слуха у вокалистов и музыкантов. Именно благодаря ему, можно в полном объёме ощутить искусство, научиться сочинять и исполнять музыку.

Очень важно уметь правильно воспринимать звуки, чему и учат на уроках сольфеджио. Невозможно нормально исполнить композицию, если играешь мимо нот. Правильное восприятие звуков – надёжная гарантия изучения новых навыков за максимально короткий промежуток времени.

С чего состоит обучение сольфеджио.

1. Пение, при котором произносят название каждого звука – сольфеджирование.

Здесь только одно условие: произносим все ноты ритмически и интонационно правильно.
2. Слушаем и анализируем.

Любой музыкант обязан уметь анализировать услышанную музыку, охарактеризовать её, определить темп, структуру и ритмические нюансы.
3. Важный пункт обучения – музыкальные диктанты.

Принцип их написания напоминает типичные школьные диктанты, но вместо букв – специальные символы и ноты. Задание учеников заключается в записи на нотный стан сыгранной преподавателем мелодии, придерживаясь всех правил «музыкальной пунктуации».

Что мы получаем, обучаясь сольфеджио?

Обучение нотной грамоте и основным символам и обозначениям применяемым в записи музыки на бумагу.
Бесценный навык чистого пения, умение спеть мелодию с первого раза без репетиций.

Музыкальные диктанты тренируют умение подбирать на инструменте услышанную мелодию и записывать её нотами.

Причины, по которым «пение по нотам» не привлекает новичков.

Непонимание. Мало кому известно, сколько важных и полезных навыков обретает ученик в процессе обучения.
Не у всех хватает сил ждать результата. Чтобы получить желаемый эффект необходимо долго и усердно трудится, выполнять все необходимые упражнения.

Сложность обучения дисциплине. Обучение ориентировано на основательную подготовку музыкантов. Здесь не обойтись одним лишь пением с листа или диктантами. Дисциплина изучает огромное количество понятий, которые обязательны для каждого музыканта, желающего более углубленно изучать музыку.

Важность данного обучения для гитаристов.
Чтобы научить человека играть простые вещи на гитаре, не нужны знания нотной грамоты. Однако сольфеджио отвечает за умение понимать и осознанно исполнять музыку, слышать ноты.

Благодаря этому учению, гитарист начинает иначе видеть инструмент, знает, где какие ноты на грифе гитары находятся, как работник библиотеки знает где подходящая книга. По-другому воспринимается подбор мелодий и аккомпанемента.

Необходимость в преподавателе.

Изучить все ноты, размеры и длительности – задача для самостоятельного разбора. Тем не менее, в начале обучения необходим чуткий контроль знающего человека над каждой деталью.

Современные технологии здорово шагнули вперёд, и теперь урокам сольфеджио можно обучиться, не выходя из дома. Но, к сожалению, компьютер и интернет не смогут вовремя обратить внимания ученика на ошибки, помочь сосредоточиться и найти индивидуальный подход к обучающемуся. Поэтому гораздо эффективней будет обратиться за помощью к профессиональному

Освоив однажды сольфеджио, вы окончательно перейдёте с музыкой на «ты», получите умение правильно излагать свои музыкальные мысли нотами, измените подход к подбору на слух, начнёте более глубоко понимать сам язык музыки.

Многие родители впервые сталкиваются с сольфеджио, когда ребенок поступает в музыкальную школу. И конечно, современным мамам и папам, которые активно стремятся помочь своим детям, но не имеют музыкального образования, хочется разобраться, что же это за предмет. Рассказываем о содержании этой непростой дисциплины.

О теоретической части занятий

Сольфеджио состоит из теоретической и практической частей.

Теоретическая часть - это основы музыкальной грамоты .

Дело в том, что музыкальный язык, как и любой другой, несет в себе разнообразные конструкции. Так, в русском языке мы изучаем звуки и буквы, слоги, слова, словосочетания, предложения, знаки препинания, роль слов в предложении... В музыкальном языке по аналогии мы проходим отдельные звуки, сочетания из двух звуков (интервалы), из трех (аккорды), из четырех (септаккорды), паузы (знаки молчания), формы музыкальных произведений, отношения между звуками и аккордами.

К чисто музыкальным знаниям относятся лады мажор и минор (их зрительное воплощение - гаммы) и более сложные элементы.

Многое в музыкальном языке измеряется числами.

Еще в Древней Греции Пифагор с помощью подсчетов находил красивые звуковые сочетания и вычислил природный музыкальный звукоряд (звуковую радугу). Связь с математикой музыка сохраняет и до наших дней.

С помощью чисел мы измеряем расстояния между звуками (интервалы), ступени (порядковые номера звука в гаммах), ритмические единицы, временные размеры музыкальных произведений и многое другое.

О практической части занятий

В первую очередь мы активно развиваем слух - учим его распознавать те самые элементы музыкального языка, из которых сложена музыка.

Педагог на каждом уроке загадывает детям за фортепиано музыкальные загадки на пройденный материал – играет отдельные звуки и ходы из гаммы, сочетания из двух, трех звуков (интервалов и аккордов), строит из них цепочки.

Следующий этап - воспроизведение, то есть пение и игра на фортепиано тех же музыкальных элементов самими учениками.

Не забываем и графический навык - умение записать на нотном стане эти элементы. И здесь есть главная цель - научиться видеть в нотах все пройденные элементы.

Как в книге мы учимся видеть слова, так и в нотном тексте мы учимся видеть группы нот, объединенные по разным принципам.

Это уже высший пилотаж, ближе к выпускному экзамену.

Отдельная тема для проработки - ритм . Как скелет держит нашу плоть, так звуки поддерживаются ритмической основой.

Освоение длительности нот и ритмических групп от простых до причудливых - одна из основных задач уроков сольфеджио.

Ритмы учатся и с помощью счета, и с помощью специальных слогов (та, ти, ту), и просто через простукивание и прохлопывание.

Также мы учимся дирижировать – «нанизывать» любую мелодию на равномерную временную шкалу, изображаемую четкими жестами.

О сольфеджировании

Одна из форм развития всех навыков - сольфеджирование - пение мелодий нотами с дирижированием. Как правило, это народная музыка самых разных стран и классические шедевры.

В старших классах добавляется музицирование - исполнение песен и романсов с собственным сопровождением. Конечно, для тех, кто уже немного владеет инструментом.

Высшей формой закрепления всех навыков считается музыкальный диктант - запись незнакомой мелодии, сыгранной педагогом несколько раз на фортепиано.

Диктанты часто учатся наизусть, дети записывают их в разных тональностях, чтоб закрепить в памяти.

Также сейчас в школах распространена облегченная форма записи диктанта в прописях, наполовину уже заполненных.

Многих волнует, учат ли на сольфеджио подбирать мелодии и аккорды к ним. Подбор по слуху - это или врожденная способность, или результат серьезных занятий по сольфеджио, когда слух уже узнает те самые элементы музыкального языка, помногу раз слышанные, пропетые и записанные.

О разрыве между теорией и практикой и что с этим делать

К сожалению, почти всегда есть разрыв между знаниями по сольфеджио и их применением на практике. Во-первых, сам репертуар для игры подбирается исходя из технического уровня ученика и художественных задач, а не из программы по сольфеджио.

Во-вторых, школьным сольфеджио сложно овладеть без фортепиано, потому что только на этом инструменте каждый звук можно увидеть в виде конкретной клавиши .

То, что отрабатывается на сольфеджио за фортепиано, трудно или невозможно воспроизвести на трубе, балалайке, окарине и некоторых других инструментах. Это создает дополнительные сложности детям.

Поэтомуфортепиано или даже самый простой синтезатор необходимы и будут выручать вас при выполнении домашней работы.

Постепенно, в старших классах разрыв между специальностью и сольфеджио уменьшается, когда начинают появляться внутренние межпредметные связи.

О самой большой беде

Главная беда, которая встречается на практике, - родители начинают делать задания за детей. Я уверена, что они понимают, что нельзя за ребенка поесть. Нельзя за него научиться плавать. Выучить пьесу на инструменте тоже нельзя... Но вот написать задание в тетради по сольфеджио можно. Вопрос, есть ли в этом какой-то смысл, кроме сиюминутного - получить хорошую оценку? Увы, иногда это просто мамин (а то и папин) перфекционизм, который ведет к детским комплексам – «у меня плохо получается, а у мамы - хорошо, ну я и не буду...»

О главных качествах, которыми важно обладать ученику музыкальной школы

В целом изучение сольфеджио, как и обучение игре на инструменте, подобно выращиванию дерева, - процесс долгий. Это настоящее музыкальное созревание. И этапы этого процесса иногда не видны на поверхности.

Возникающие во время занятий связи таятся в глубине нашего мозга. Но при правильном уходе готовые плоды будут затем питать человека всю жизнь. Даже если эти знания не понадобятся в профессии, при необходимости их будет возможно восстановить.

Главное - не запускать непонятное, проявлять терпение, не пропускать уроки и поддерживать связь с учителем!

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова сольфеджио

сольфеджио в словаре кроссвордиста

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

сольфеджио

(правильнее: сольфеджо), нескл., ср. (ит. solfeggio от названия нот sol и fa) (муз.). Вокальное упражнение для развития слуха и приобретения навыка Петь по нотам без помощи инструмента (исполняется без слов, вм. к-рых произносятся названия нот). Петь сольфеджио. Трудное сольфеджио.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

сольфеджио

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

сольфеджио

ср. нескл.

    Вокальное упражнение - пение нот с произношением их названия, служащее для развития слуха, приобретения навыка читать ноты, а также для обработки голоса.

    Учебная дисциплина, предназначенная для развития слуха учащихся.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

сольфеджио

СОЛЬФЕДЖИО (сольфеджо) (итал. solfeggio, от названия нот соль и фа) вокальные упражнения для развития слуха и навыков чтения нот; при пении сольфеджио произносятся названия исполняемых нот. Слоговое сольфеджио для запоминания музыкальных композиций распространено в странах Азии (родственно сольмизации).

Сольфеджио

сольфеджо (итал. solfeggio, от названий музыкальных звуков соль и фа) (музыкальное).

    Учебный предмет, ставящий своей целью воспитание музыкального слуха; включает пение одноголосных и многоголосных отрывков из музыкальной литературы или специально написанных упражнений с произнесением названий звуков, а также музыкальный диктант и анализ на слух только что прозвучавших музыкальных отрывков.

    Специальные вокальные упражнения, главным образом с сопровождением фортепиано, исполняющиеся на гласные звуки; называются также вокализами (в СССР носят только это название).

    Лит.: Островский А. Л., Методика теория музыки и сольфеджио, 2 изд., Л.,1970.

Википедия

Сольфеджио

Сольфе́джио - многозначный музыкальный термин, означающий:

  • учебную дисциплину, предназначенную для развития музыкального слуха и музыкальной памяти, включающую сольфеджирование (сольмизацию), музыкальный диктант , анализ на слух;
  • сборники упражнений для одно- или многоголосного сольфеджирования или анализа на слух;
  • специальные вокальные упражнения для развития голоса, называемые также вокализами;
  • то же, что и сольмизация .

Согласно Энциклопедическому словарю Брокгауза и Евфрона, сольфеджио - начальные вокальные упражнения в чтении нот без текста. При пении мелодии сольфеджио каждая её нота называется. Сольфеджио как упражнения располагаются в сборнике с постепенным переходом от более лёгких к более трудным. Сольфеджио пишутся во всех мажорных и минорных тональностях и во всех ключах для разных голосов , как женских, так и мужских. Преимущественно пишутся сольфеджио одноголосные, но бывают двух- и трёхголосные, цель которых состоит в приучении поющего петь самостоятельно свою партию, не сбиваясь вследствие исполнения остальных партий другими голосами. В консерваториях на сольфеджио обращается особое внимание как на вернейший способ развития слуха и способности быстро и без ошибок читать музыкальную нотацию (см. Силлабизация).

Примеры употребления слова сольфеджио в литературе.

Сначала занимались сольфеджио и вокализами - вокализами довольно долго, потом переходили к составлению коротких музыкальных фраз, исполняли первые мотеты, простейшие хвалебные гимны.

Сборник нот, предназначенных для сольфеджирования, так же, как и учебная дисциплина, называется сольфеджио .

До того Марьпална сольфеджио нас обучала, под ее руководством мы и пели, в основном Кабалевского -- общепризнанного авторитета и пламенного энтузиаста массового привития музыкальных основ поколению юных -- надежде страны.

Лауретта собрала все свое искусство, звуки соловьиного пения порхали передо мной, летали вверх, вниз, - короткая остановка, пестрые рулады, целое сольфеджио !

Мои музыкальные упражнения, сольфеджио и прочие премудрости -- позади.

С утра до ночи арпеджио, сольфеджио , пилят, скрипят, рычат и взвизгивают.

Это служение искусству тянулось у него до шестого класса, когда он счел себя слишком взрослым для ученических сольфеджио и решил бросить не только игру на скрипке, но и вообще даже разговоры о музыке.

Я ей верю, она не могла убить, если только не окажется, что убитый - преподаватель консерватории, ее учитель сольфеджио или чего-нибудь в этом роде.

И не беда, Что в сольфеджио мы не сильны, Коль кроме нас Эти песни кому-то нужны.