О чем говорит мне эта картина? "Сикстинская Мадонна": анализ произведения Где сикстинская мадонна

1:502 1:512

«Я помню чудное мгновенье:

1:569

Передо мной явилась ты,

1:615

Как мимолётное виденье,

1:662

Как гений чистой красоты…»

1:726 1:736

Все мы со школьных лет помним эти строки. В школе нам говорили, что это стихотворение Пушкин посвятил Анне Керн. Но это не так. Как утверждают пушкиноведы, Анна Петровна Керн не была «гением чистой красоты», а слыла женщиной весьма «свободного» поведения. Она похитила у Пушкина известное стихотворение, буквально вырвав у него из рук. О ком же тогда писал Пушкин, кого называл «гением чистой красоты»?

1:1501

1:9

Теперь известно, что слова «гений чистой красоты» принадлежат русскому поэту Василию Жуковскому , который в 1821 году в Дрезденской галерее любовался картиной Рафаэля Санти «Сикстинская Мадонна».

1:394 1:404

Вот как передал Жуковский свои впечатления: «Час, который провел я перед этой Мадонною, принадлежит к счастливым часам жизни… Вокруг меня все было тихо; сперва с некоторым усилием вошёл в самого себя; потом ясно начал чувствовать, что душа распространяется; какое-то трогательное чувство величия в неё входило; неизобразимое было для неё изображено, и она была там, где только в лучшие минуты жизни быть может. Гений чистой красоты был с нею».

1:1234 1:1244

2:1749

2:9

Картина «Сикстинская Мадонна» была написана Рафаэлем в 1512—1513 годах по заказу Папы Юлия II для алтаря церкви монастыря Святого Сикста в Пьяченце, где хранились мощи Святого Сикста и Святой Варвары.

2:391 2:401

На картине Папа Сикст II, принявший мученическую смерть в 258 г. н.э. и причисленный к лику святых, просит Марию о заступничестве за всех, кто молится ей перед алтарем. Поза Святой Варвары, её лицо и потупленный взор выражают покорность и благоговение.

2:856 2:866

Как повествуют старинные сказания, папе Юлию II было видение Богоматери с младенцем. Усилиями Рафаэля оно превратилось в явление Богородицы людям. Главный вопрос: является ли это произведение картиной? или это икона? Рафаэль стремился преобразовать человеческое в божественное, а земное в вечное.

2:1417 2:1427

«Сикстинскую мадонну» Рафаэль писал в то время, когда сам переживал тяжёлое горе. И потому всю свою печаль вложил в божественное лицо своей Мадонны. Он создал самый прекрасный образ Богоматери, соединив в нём черты человечности с высшей религиозной идеальностью. Запечатлённый Рафаэлем образ женщины с младенцем, навсегда вошёл в историю живописи как нечто нежное, девственное и чистое.

2:2156

2:9

Однако в реальной жизни женщина, изображённая в образе Мадонны, была далеко не ангелом. Более того, она считалась одной из самых развратных женщин своей эпохи. Знай священники, что Мадонну Рафаэль писал со своей любовницы, то вряд ли она смогла бы стать за алтарным образом в монастыре Святого Сикста, для которого эту работу заказали художнику.

2:642 2:652

3:1157 3:1167

Эта картина не просто плод фантазии или выдумка живописца. Каждая деталь имеет особое значение и историю, о которой исследовали узнали совсем недавно. Не так давно ученые присмотрелись и увидели, что Рафаэль, в главных персонажах картины, Мадонне с маленьким Иисусом, закодировал первую букву своего имени.

3:1736 3:9

4:514 4:524

Так делали многие мастера и во времена живописца и после него. Но кроме того, в деталях спрятаны интересные истории. По мнению исследователей знаменитой картины, главные символы, которых здесь 9, образуют шестиугольник и эти детали достойны особого внимания.

4:1004 4:1014

Живописец был гностиком — приверженцем позднеантичного религиозного течения, опиравшегося на Ветхий Завет, восточную мифологию и ряд раннехристианских учений.

4:1323 4:1333

Гностики из всех магических чисел особо чтили шестерку (именно на шестой день, по их учению, Бог создал Иисуса), а Сикст как раз переводится как «шестой».Рафаэль решил обыграть это совпадение. Поэтому композиционно картина, как считает итальянский искусствовед Маттео Фицци, зашифровывает в себе шестерку: ее составляют шесть фигур, которые вместе образуют шестиугольник.

4:2032

4:9

5:514


1. МАДОННА

Некоторые исследователи полагают, что образ Пресвятой Девы Рафаэль писал со своей любовницы Маргериты Лути. Так ли это на самом деле сейчас сказать трудно, но многие художники изображают на полотнах лица своих женщин. Они были своего рода натурщицами, которые были всегда под рукой и к тому же, вдохновляли мастера. По мнению отечественного историка искусства Сергея Стама, «в глазах Сикстинской мадонны застыли непосредственная открытость и доверчивость, горячая любовь и нежность и вместе с тем настороженность и тревога, негодование и ужас перед людскими грехами; нерешительность и в то же время готовность совершить подвиг (отдать сына на смерть).

5:1745


2. МЛАДЕНЕЦ ХРИСТОС

Сложно сказать, был ли прототипом сына господнего реальный ребенок, но если присмотреться, то вы увидите, что взгляд у него довольно взрослый, к тому же в глазах младенца Рафаэль изобразил понимание ребенком, даже в таком возрасте, своей участи и роли ее для всего человечества. По словам Стама, «его лоб не по-детски высок, и совершенно не по-детски серьезны его глаза. Однако в их взгляде мы не видим ни назидания, ни всепрощения, ни примиряющего утешения… Его глаза смотрят на открывшийся перед ними мир пристально, напряженно, с недоумением и страхом». И вместе с тем во взгляде Христа читается решимость следовать воле Бога Отца, решимость принести себя в жертву ради спасения человечества.

5:1327

6:1834


3. СИКСТ II

О римском понтифике известно очень мало. На святом престоле он пробыл недолго — с 257 по 258 год — и был казнен при императоре Валериане через отсечение головы. Святой Сикст был покровителем итальянского папского рода Ровере (итал. «дуб»). Поэтому на его золотой мантии вышиты желуди и дубовые листья.

6:591


4. РУКИ СИКСТА

Рафаэль написал святого папу указующим правой рукой на престольное распятие (напомним, что «Сикстинская мадонна» висела за алтарем и, соответственно, за алтарным крестом). Любопытно, что на руке понтифика художник изобразил шесть пальцев — еще одна шестерка, зашифрованная в картине.

6:1164


7:1671

Хотя другие исследователи опровергают эту теорию: то, что многие принимают за шестой палец, по их мнению, является внутренней частью ладони. Когда смотришь на репродукцию в низком разрешении, может сложиться такое впечатление. Левая рука первосвященника прижата к груди - в знак преданности Деве Марии.

7:558


5. ПАПСКАЯ ТИАРА

7:606

Тиара нята с головы понтифика в знак почтения перед Мадонной. Тиара состоит из трех корон, символизирующих царство Отца, Сына и Святого Духа. Ее венчает желудь - геральдический символ рода Ровере.

7:967


6. СВЯТАЯ ВАРВАРА

Святая Варвара была покровительницей Пьяченцы. Эта святая III века втайне от отца-язычника обратилась к вере в Иисуса. Отец пытал и обезглавил дочь-отступницу.

7:1301


7. ОБЛАКА

Некоторые считают, что Рафаэль изобразил облака в виде поющих ангелов. На самом деле, по учению гностиков, это не ангелы, а еще не родившиеся души, которые пребывают на небесах и славят Всевышнего.

7:1688


8. АНГЕЛЫ

Два ангела внизу картины бесстрастно смотрят вдаль. Их видимое равнодушие - символ принятия неизбежности божественного промысла: Христу предначертан крест, и судьбу он изменить не в силах.

7:374


9. РАСКРЫТЫЙ ЗАНАВЕС

Занавес символизирует разверзнутые небеса. Его зеленый цвет указывает на милосердие Бога Отца, который послал сына на смерть ради спасения людей.

7:693 7:703

Работа над «Мадонной» была закончена в 1513 году, и до 1754 года картина находилась в монастыре Святого Сикста, пока ее не купил саксонский курфюрст Август III за 20 000 цехинов (почти 70 килограммов золота).

8:1586

8:9

До начала Второй мировой «Сикстинская мадонна» пребывала в галерее Дрездена.

8:169 8:179

Но в 1943-м нацисты спрятали картину в штольню, где после долгих поисков ее обнаружили советские солдаты . Так творение Рафаэля попало в СССР.

8:445 8:455

В 1955 году «Сикстинская мадонна» вместе со многими другими картинами, вывезенными из Германии, была возвращена властям ГДР и сейчас находится в Дрезденской галерее.

8:774

ХУДОЖНИК Рафаэль Санти 8:838

1483 - Родился в Урбино в семье художника.
1500 - Начал обучение в художественной мастерской Пьетро Перуджино. Подписал первый контракт - на создание алтарного образа «Коронование св. Николы из Толентино».
1504-1508 - Жил во Флоренции, где познакомился с Леонардо да Винчи и Микеланджело. Создал первых мадонн - «Мадонну Грандука» и «Мадонну с щегленком».
1508-1514 - Работал над росписями папского дворца (фрески «Афинская школа», «Изведение апостола Петра из темницы» и др.), написал портрет папы Юлия II. Получил должность писца папских указов.
1512-1514 - Писал «Сикстинскую мадонну» и «Мадонну ди Фолиньо».
1515 - Был назначен главным хранителем древностей Ватикана. Написал «Мадонну в кресле».
1520 - Умер в Риме.

9:2712

Описание картины Рафаэля «Сикстинская Мадонна»

Одним из великих творческих людей Италии есть Рафаэль Санти.
Он и талантливый живописец, график, архитектор.
Его работы украшают многие церкви.
Любимой музой художника всегда была Мадонна.
Он посвятил ей много картин, как в начале творческого пути, так и в зрелости.
Одной из самых совершенных картин принадлежащих этому циклу есть полотно «Сикстинская Мадонна».
Ее заказали монахи для церкви Св. Сикста.

Это полотно есть алтарным образом, который открывает взору человека раздвинувшийся занавес и идущую фигуру Девы Марии с младенцем на руках.
Этот младенец - это Иисус Христос.
Он доверчиво приник к ней, а она заботливо и по-матерински нежно и трепетно держит его.
Идет она по белому, мягкому и даже, кажется, теплому облаку.
Ее ноги босые.
Тело покрывает красивое, атласное, красного цвета платье, покрыто синей тканью.
На голове легкая шаль.
Младенец совсем без одежды.

По левую сторону от мадонны сидит, опустив голову и взор Святая Варвара.
Весь ее вид показывает покорность, веру и благоговение.
С правой стороны мы видим упавшего на колени Сикста II.
Он обращается к Марии с просьбой защитить всех, кто ее поклоняется и молится.
А позади Девы, еле заметны в сером цвете и свете, который исходит от Мадонны, лица множества ангелов.
Еще два ангелочка, напоминающие амурчиков, показаны на самом первом плане картины.
Их движения и жесты еще совсем детские и наивные.
Это придает полотну теплоту, заботу и человечность.

Не имеющий аналогов творческий взлёт Рафаэля венчает «Сикстинская Мадонна», ознаменовавшая заключительный этап становления его художественного метода. Картина стала синтезом многих находок художника и завершила эволюцию образа Мадонны в его творчестве. О картине Рафаэля Санти «Сикстинская Мадонна» читайте в нашей статье.

Композиция картины «Сикстинская Мадонна» Рафаэля проста: фигуры образуют треугольник, а двухчастный зелёный занавес, прикрывающий верхние углы картины, подчёркивает пирамидальное построение композиции. Раскрытый занавес символизирует развёрнутые небеса, а его зелёный цвет олицетворяет милосердие Бога Отца, пожертвовавшего сыном ради спасения людей. Рафаэль представил явление Богоматери, как чудо зримое, использовав для этого раздвинутый занавес. В подобных сценах занавес традиционно поддерживают ангелы, а в «Сикстинской Мадонне» занавес как будто раздвинут Святым Духом.

«Сикстинская Мадонна», Рафаэль Санти

Композиция настолько совершенна, настолько точно найден ракурс картины, что создаётся ощущение присутствия при таинстве. И этот «эффект присутствия» - одна из главных находок Рафаэля в «Сикстинской Мадонне». Ритмический строй, который достигается благодаря особой композиционной расстановке персонажей, концентрирует внимание на Мадонне с Младенцем в центре картины. Фигура Девы Марии, впервые изображённая художником в полный рост и почти в натуральную величину, выглядит здесь величественнее, чем на других полотнах Рафаэля, посвящённых Матери Иисуса. Это единственный случай, когда Мадонна смотрит прямо в глаза зрителю. Взгляд Мадонн на предшествующих полотнах художника никогда не был обращён на что-либо вне картины. Только в «Мадонне делла Седия» Рафаэля персонажи смотрят на зрителя, но художник не раскрывает всю глубину их переживаний. А серьёзный трудноуловимый взгляд «Сикстинской Мадонны» передаёт широкую гамму человеческих чувств: материнскую любовь, растерянность, безысходность и тревогу за дальнейшую судьбу сына, которую она - провидица - уже знает. Кажется, что время остановилось, сознание сузилось и сконцентрировалось на этом моменте. По древней итальянской традиции, «Сикстинскую Мадонну» поместили на главный алтарь в церкви Св. Сикста напротив деревянного распятия, поэтому лица Марии и Младенца отражают чувства, которые они испытывают при виде мученической смерти Христа.

«Мария и Младенец», фрагмент «Сикстинской Мадонны», Рафаэль Санти

По словам историка искусства Стама: «Лоб его (Младенца Христа) не по-детски высок, и совершенно не по-детски серьёзны его глаза. Однако в их взгляде мы не видим ни назидания, ни всепрощения, ни примиряющего утешения… его глаза смотрят на открывшийся перед ним мир пристально, напряжённо, с недоумением и страхом».

Выбрав для своей картины уже распространённую в то время композицию «Святого Собеседования», Рафаэль привнёс новшество, сделавшее его образ уникальным. По традиции композиция «Святого Собеседования» предполагала изображение Богоматери в реальном пространстве, в окружении предстоящих перед ней различных святых. Рафаэль представил Богоматерь в идеальном пространстве, подняв её с земли на небо. О том, что Богоматерь - явление неземное свидетельствует лёгкость, с которой Мария шествует по облакам, в то время как папа Сикст и Св. Варвара «утопают» в облаках. Обычно Богоматерь изображали сидящей, а Мария Рафаэля спускается на землю к людям, на них, молящихся в церкви, указывает Св. Сикст. Мария несёт людям самое дорогое, что может быть у матери - своего ребёнка - и, как она знает, на страдания и смерть. В этом одиноком шествии Богоматери выражена вся трагическая жертвенность, на которую она обречена. Так Рафаэль придал евангельской легенде глубокое человеческое содержание -высокую и извечную трагедию материнства. Вот почему так сложно выражении лица Марии. Драматичный и выразительный образ Марии не идеализирован, художник наделил Богоматерь одновременно земными чертами и религиозной идеальностью.

«Папа Сикст II », фрагмент «Сикстинской Мадонны», Рафаэль Санти

В левой части картины коленопреклонённый Св. Сикст благоговейно взирает с края облака на небесный образ Мадонны с Младенцем. Его левая рука в знак преданности Богоматери прижата к груди, он просит её о заступничестве молящихся перед алтарём. В знак почтения перед Марией с головы понтифика снята папская тиара, состоящая из трёх корон, которые символизируют царство Бога Отца, Сына и Святого Духа. Тиара увенчана геральдическим символом рода Ровере - желудем, а на золотой мантии Сикста вышиты дубовые листья. О понтифике Сиксте II известно очень мало, он пробыл на святом престоле с 257 по 258 годы. Во время гонения христиан в Риме при императоре Валериане, папа Сикст II был казнён через отсечение головы. Рафаэль наделил папу Сикста II чертами папы Юлия II , своего покровителя. По легенде, Сиксту II перед смертью явилась Богоматерь со Св. Варварой, которая облегчает муки умирающих.


«Св. Варвара», фрагмент «Сикстинской Мадонны», Рафаэль Санти

Справа Рафаэль написал Св. Варвару, которая считалась покровительницей Пьяченцы. Эта святая великомученица III века, отличавшаяся необыкновенной красотой, втайне от отца - язычника обратилась в христианскую веру. По приказу императора за свою приверженность к христианству она была обезглавлена собственным отцом Диоскором. Варвара была причислена к лику святых и с тех пор считается покровительницей мучающихся. Потупленный взгляд коленопреклонённой Св. Варвары и её поза выражают покорность и благоговение.

Рафаэль изобразил облака в виде ангелов, поющих славу Господу. А два бесстрастных ангела внизу картины символизируют неизбежность Божественного Промысла: Христос не может изменить свою судьбу и избежать предначертанной мучительной смерти.

«Ангелы», фрагмент «Сикстинской Мадонны», Рафаэль Санти

«Сикстинская Мадонна» стала классикой мирового искусства. «Разные поколения, разные люди усматривали в «Сикстинской Мадонне» своё. Одни видели в ней выражение только религиозной идеи. Другие толковали картину с точки зрения скрытого в ней нравственно-философского содержания. Третьи ценили в ней художественное совершенство. Но, по-видимому, эти три аспекта неотделимы друг от друга». (В.Н. Гращенков, автор книги «Рафаэль»).

«Сикстинская Мадонна» - наиболее известная из картин Рафаэля Санти, которая не имеет творческих аналогов. Об истории создания «Сикстинской Мадонны», первых упоминания о «Сикстинской Мадонне», о первоначальном названии шедевра художественной классики читайте в нашей статье.

«Это целый мир, великолепный, красочный мир искусства. Одной этой картины с лихвой хватило бы, чтобы сделать имя автора, если бы он не создал ничего другого, бессмертным».

Гёте о «Сикстинской Мадонне»

Высший творческий взлёт Рафаэля продолжался до середины 1510 годов, и на этот период приходится создание «Сикстинской Мадонны» - наиболее известной из картин художника.

«Сикстинская Мадонна», Рафаэль Санти

Одно время эта картина считалась самой знаменитой в мире не только благодаря своей красоте, но и потому, что польско-саксонский король Фредерик Август III Саксонский купил её в 1574 году у церкви Св. Сикста в Пьяченце за огромные деньги. От названия церкви картина получила своё новое, теперь известное каждому, название - «Сикстинская Мадонна», а изначально она называлась «Мадонна с Младенцем, со Св. Сикстом и Св. Варварой». В церкви Св.Сикста хранились реликвии, связанные с этими святыми. Реликвии чрезвычайно важны для церкви, потому что они производят необходимый эффект. Папа Юлий II , ещё будучи кардиналом, собирал пожертвования на возведение в церкви часовни для мощей Св. Сикста и Св.Варвары.

Церковь Св. Сикста, Пьяченца

Не существует никаких документальных свидетельств создания «Сикстинской Мадонны» и почему она оказалась в монастыре Св. Сикста в Пьяченце. Впервые картина упоминается в «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Вазари только в 1550 году. Со слов Вазари: «Исполнил он (Рафаэль) для чёрных монахов (монастыря) Св. Сикста доску (изображение) главного алтаря с явлением Богоматери Св. Сиксту и Св. Барбаре; творение уникальное и своеобразное». Утверждение Вазари, что алтарный образ исполнен на доске, свидетельствует о том, что он сам «Сикстинскую Мадонну» не видел, потому что картина написана на холсте. Ошибка Вазари имеет простое объяснение: в начале XVI века алтарные образа обычно исполнялись на доске. Огромная по размерам «Сикстинская Мадонна» (256х196 см) написана на холсте. Вполне возможно, выбор материала зависел от крупных габаритов картины. Но это можно толковать и как подсказку, что картина задумывалась как элемент хоругви.

Хоругвь - религиозное знамя в Православной и Восточнокатолической церквях. Представляет собой полотнище на древке с образом Иисуса Христа, Богородицы или святых. Церковные хоругви предназначались для крестных ходов.

Датировка создания картины растянута во времени - от 1512 до 1519 года, и до сих пор вызывает споры. Большинство исследователей считают наиболее вероятной датой её исполнения 1512 - 1514 годы.

Вся итальянская культура берёт своё начало от монастырей. Монастырь - это религиозная община монахов или монахинь, имеющая единый устав и единый комплекс богослужебных, жилых и хозяйственных построек. Родиной монашества является Египет, известный своими отцами-пустынниками IV - V веков. Преподобный Пахомий Великий основал первый общежительский монастырь и написал первый монастырский устав в 318 году. Монастыри занимались не только религией, они были очагами знания со времён тёмного Средневековья. В каждом монастыре была библиотека и место, где переписывались книги-скрипторий, и их совместная деятельность запустила цепочку событий, благоприятных для развития культуры. Некоторые монастыри, такие как первый бенедиктинский монастырь в Монте-Кассино (основ в 529 году), были настоящими средневековыми научными центрами. Монахи занимались исследованиями в различных областях философии, медицины и музыки. Первые школы были открыты при монастырях. Послушники монастырей часто становились папами: папа Лев Х, покровитель Рафаэля, был послушником монастыря Монте-Кассино в 100 км от Рима. Монастыри давали приют немощным старикам и больным и были местом, где можно было укрыться от мирского окружения, от царящего в мире хаоса и насилия. Под влиянием учения Савонароллы Леонардо да Винчи в 1491 году на некоторое время ушёл в доминиканский монастырь под Пизой. Приверженцами идей «демагога на религиозной почве» Савонаролы стал старший брат Микеланджело, постригшийся в монахи в Витербо, и художник делла Порта, получивший после принятия монашеского сана имя фра Бартоломео.

Монастырь Св. Сикста, один из самых древних монастырей, был основан королевой Энгильбергой в 874 году. И как всякий монастырь, он жил автономно, строго оберегая свои тайны. Нельзя забывать, что это были непростые времена: Италия жила в состоянии непрекращающихся войн, уничтожавших людей и сам дух цивилизации. Ужасной реальностью этих войн были не просто катастрофические, иногда просто невосполнимые потери: во время итальянского похода Наполеона сгорел архив монастыря Св. Сикста. К сожалению, не сохранились и какие-либо подготовительные рисунки или эскизы «Сикстинской Мадонны». А так как источник исторической информации отсутствует, имя заказчика прекрасной картины до сих пор не известно.

Немецкий исследователь М. Путчер и его последователи убеждены, что Рафаэль написал «Сикстинскую Мадонну» для церкви Св. Сикста, и в этой церкви картина оставалась до того, как её увезли в Дрезден. По его версии Папа Юлий подарил «Сикстинскую Мадонну» церкви Св. Сикста в благодарность за тот вклад, который внесла Пьяченца (монахи монастыря активно агитировали за присоединение к Риму), во время войны с Францией. В начале XVI века северные земли Италии стали предметом и местом столкновения корыстных интересов Рима и Франции. Папские войска настолько хорошо справлялись с кровавой задачей завоевания северных областей, что северо-итальянские города один за другим переходили на сторону римского понтифика. 24 июня 1512 года Пьяченца тоже добровольно присоединилась к Риму, войдя в государство папы и получив статус Папской Области.

У Юлия II , политические амбиции которого шли рука об руку с религиозным рвением, было особое отношение к Пьяченце. Этот небольшой городок в 60 км от Милана напоминал папе Юлию о родстве с папой Сикстом IV , его дядей. К тому же, в городе находился собор Св. Сикста - покровителя рода делла Ровере, к которому принадлежал папа Юлий. Во время пребывания в Пьяченце в июне 1500 года, ещё будучи кардиналом, папа Юлий II даровал монахам монастыря отпущение грехов за богоугодное дело строительства церкви. Церковь Св. Сикста, сильно пострадавшую во время войны и восстановленную известным архитектором Алессио Трамалло в 1499-1511 годах вновь открыли после реконструкции уже с новым заалтарным образом - шедевром Рафаэля «Сикстинской Мадонной».

Интерьер церкви Св. Сикста

Один из наиболее часто обсуждаемых и самых любимых шедевров Возрождения - это картина "Сикстинская Мадонна" Рафаэля. Для многих людей она остается примером высокой западной живописи. Ее популярность практически так же велика, как у "Моны Лизы". Все, кто изучал это полотно, признавали странные и сбивающие с толку выражения лиц Марии и младенца Иисуса, но все попытки расшифровать их значения зачастую были неудачными.

Небольшая история великого шедевра

Произведения Рафаэля необыкновенно значимы и интересны. Когда он писал свое полотно "Сикстинская Мадонна", то совершил некий прорыв в творчестве и оставил для потомков уникальный шедевр. Изначально эта картина была отвергнута заказчиками и обречена на многолетние странствия. Она видела аскетичность монастырских стен и роскошь королевских дворцов. В XVI столетии это уникальное произведение было почти забыто, в XIX стало одним из самых популярных творений мирового искусства, а в середине XX века едва не погибло. Все эти перипетии выпали на долю полотна, которое написал Рафаэль Санти, - "Сикстинская Мадонна".

Шедевр, который не может оставить равнодушным

Великого эпохи Возрождения называли поэтом образа Мадонны. Мотив матери с младенцем оставался неизменным во многих произведениях Рафаэля, но "Сикстинская Мадонна" производит на зрителя наиболее сильное впечатление - глаза Мадонны смотрят доверчиво и в то же время тревожно.

С величием и простотой женщина несет людям самое дорогое - своего сына. Мадонна легко и уверенно ступает по облакам, которые клубятся под ее босыми ногами. Легкий ветерок откидывает край ее простого плаща. Всем своим обликом Мадонна напоминает обыкновенную крестьянку. Она даже своего сына держит так, как обычно держат детей крестьянские женщины. Именно так передал образ Девы Марии автор "Сикстинской Мадонны".

Предположения искусствоведов о шедевре Рафаэля

Эту простую женщину встречают как Царицу небесную. На Мадонну восхищенно смотрит коленопреклоненный старик в парадной папской мантии - это Святой Сикст. Именно ему явилась Богоматерь вместе со своей спутницей которая облегчает муки умирающих.

Искусствоведы уделяют пристальное внимание работе Рафаэля "Сикстинская Мадонна": и ее подробное изучение занимает умы исследователей многие десятилетия, ведь это надгробное полотно, которое художник создал на смерть своего благодетеля Папы Юлия Второго. Вот почему черты лица Юлия запечатлены в образе Святого Сикста, а стоящая на парапете, увенчана желудем, гербовым знаком Юлия Второго.

Заказ на надгробную картину

Покровитель Рафаэля Санти был своенравным стариком. Он мог поколотить художника своим посохом или отдать приказ о разрушении фресок, которые ему не понравились. В то же время Юлий не жалел никаких средств на украшение дворцов и церквей.

По его заказу Рафаэль занимался росписью залов нового папского дворца в Риме и создал величественные фрески "Диспут", "Парнас" и другие. В 1513 году Юлий Второй умер, и Рафаэлю, как одному из его самых любимых художников, было предложено написать картину, которая должна была находиться над гробницей Папы в Римском соборе Сан-Пьетро. Конечно, согласился на выполнение этой работы Рафаэль Санти. "Сикстинская Мадонна" стала надгробной картиной.

Двухсотлетние скитания известного полотна

Предполагается, что художник работал над своим произведением в 1513 году, но родственники Папы передумали и в соборе вместо картины установили статую. Это была скульптура "Моисей" работы Микеланджело, вечного соперника Рафаэля. А отвергнутый шедевр художника был вывезен из Рима. Так начались скитания "Сикстинской Мадонны".

В течение двух столетий картина находилась в провинциальном городке Пьяченце, в монастыре бенедиктинцев.

Это породило легенду о том, что "Сикстинская мадонна" была написана по заказу монахов для церковного алтаря. Прошло более двух веков, и картину в 1754 году приобрел страстный немецкий коллекционер живописи Август Третий. Он заплатил за нее 20 000 цехинов, немалую по тем временам сумму. Произведение было привезено в Саксонию, в Дрезденский дворцовый ансамбль, но видеть ее могли только избранные. Жемчужина галереи, которую написал Рафаэль Санти, "Сикстинская Мадонна", на последующие 100 лет была сокрыта от посторонних взглядов в одном из безлюдных залов дворца.

Исторические события, которые пришлось пережить известному шедевру

А тем временем Европу сотрясали революции. В 1749 году в Германии началось народное восстание. Во время уличных боев в Дрездене загорелся концертный зал Цвингера, но картины, к счастью, не пострадали. Через 6 лет поврежденная часть дворца была восстановлена.

В 1855 году "Сикстинская Мадонна" вместе с другими шедеврами была перевезена в другое крыло здания. Дрезденская галерея стала местом паломничества тысяч людей из многих стран мира. 8 мая 1945 года Дрезден атаковало полторы тысячи американских бомбардировщиков. Исторический центр города, имеющий трехсотлетнюю историю, был разрушен за полтора часа. Архитектурный ансамбль Цвингер был превращен в развалины.

Но через два месяца недалеко от Дрездена советскими воинами была обнаружена заброшенная каменоломня. Там прямо на сырых камнях лежали полотна голландских мастеров, и только одна картина была тщательно упакована в ящик со специальными амортизаторами. Конечно, это был знаменитый шедевр, который создал Рафаэль Санти, - "Сикстинская Мадонна".

Путешествие в Россию

Летом 1945 года эта картина вместе с другими полотнами из немецких музеев была вывезена в Москву. В течение девяти лет лучшие реставраторы возвращали к жизни пострадавшее произведение искусства. А в 1954 году "Сикстинская Мадонна" и другие экспонаты были выставлены на два месяца в Московском после чего были возвращены в ГДР.

За годы своей жизни множество произведений написал Рафаэль Санти. Картины "Сикстинская мадонна", "Три грации", "Обучение Девы Марии", "Триумф Галатеи" и многие другие вызывают чувство восхищения и благоговейного трепета.