Новшество, инновация, нововведение. Разница между новацией и инновацией Содержание и взаимосвязь понятий новшество нововведение инновация

Принято считать, что понятие «нововведение» является русским вариантом английского слова innovation. Буквальный перевод с английского означает «введение » или, в нашем понимании этого слова, «введение новшеств». Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление. Русское словосочетание «нововведение» - в буквальном смысле «введение нового» - означает процесс использования новшества.

Таким образом, с момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество - становится нововведением (инновацией). Процесс введения новшества на рынок принято называть процессом коммерциализации. Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение(инновацию) называется инновационным лагом.

В повседневной практике, как правило, отождествляют понятия «новшество», «новация», «нововведение», «инновация», что вполне объяснимо. Любые изобре­тения, новые явления, виды услуг или методы только тогда получают обществен­ное признание, когда будут приняты к распространению (коммерциализации), и уже в новом качестве они выступают как нововведения (инновации).

Общеизвестно, что переход от одного качества к другому требует затрат ре­сурсов (энергии, времени, финансов и т. п.). Процесс перевода новшества (нова­ции) также требует затрат различных ресурсов, основными из которых являются инвестиции и время. В условиях рынка как системы экономических отношений купли-продажи товаров, в рамках которого формируются спрос, предложение и цена, основными компонентами инновационной деятельности выступают новше­ства, инвестиции и нововведения. Новшества формируют рынок новшеств (нова­ций), инвестиции - рынок капитала (инвестиций), нововведения (инновации) - рынок чистой конкуренции нововведений.

Переход от одного качественного состояния организации к другому требует затрат экономических ресурсов (материалов, энергии, времени, труда и т.п.). Процесс перевода новшества (новации) в нововведение (инновацию) также требует затрат различных ресурсов, основными из которых являются инвестиции, и время. Три основных компонента - новшества (новации), капитал (инвестиции), нововведения (иннова­ции) - формируют конкурентный рынок нововведений как сферу инновационной деятельности.

Под нововведениями (инновациями) в широком смысле понимается прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономиче­ских решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера. Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последователь­ности проведения работ жизненный цикл инновации рассматривается как инновационный процесс.


В каждом бизнесе есть три вида инноваций:

В продуктах или услугах;

В рынках, поведении и ценностях покупателей (социальные инновации);

В различных изменениях деятельности организации, необходимых для создания продукции доведения ее до рынка (менеджерская инновация).

Инновация - это термин экономический и социальный и в меньшей степени технический. Ее критерии связаны с изменениями в экономической и социальной среде, с изменениями в поведении людей, как производителей, так и потребителей. Мера инновации - ее влияние на внешнюю среду.

Инновации имеют две основные особенности:

Новизну применения данной потребительской стоимости для удовлетворения некоей общей потребности (рыночная новизна);

Новизну научной идеи или технического решения, лежащую в основе нововведения.

Исходя из экономической природы нововведения, главной является рыночная новизна, а науч­но-техническая имеет подчиненное значение.

Рыночная новизна рассматривается в широком и узком смысле. Рыночной новизной в широком смысле или абсолютной рыночной новизной обладает товар, который отличается от любых других товаров, продаваемых где-либо. Рыночной новизной в узком смысле, относительной или локальной новизной обладает товар для какой-то части своих потребителей. При этом несущественно, когда ин­новация в действительности появилась на рынке.

Научно-техническая новизна - это обязательное свойство изобретения, или научно-технического ноу-хау, а не нововведения. Если инновация основана на одном или нескольких изобре­тениях или ноу-хау, то она кроме рыночной обладает еще и научно-технической новизной. Степень оригинальности научно-технической идеи, на которой основано нововведение, не интересует потре­бителя. Он оценивает полезный эффект товара в соответствии с затратами на его приобретение и экс­плуатацию.

Для производителя степень научно-технической новизны имеет важное значение: первенство позволяет монополизировать право на идею с помощью патентов и секретов производства. Моно­польное право производителя в сочетании с исключительными свойствами товара, которые обеспе­чивают потребителям значительно больший эффект на единицу цены по сравнению с прежними из­делиями, обеспечивают фирме на определенный период устойчивое экономическое положение.

Нововведения могут и не обладать научно-техничес­кой новизной, но тем не менее являются эффективными и оказывают существенное влияние на экономические процес­сы и прежде всего на структуру производства и потребления (например, кредитные карточки, персональные компьюте­ры, различные услуги). По исследованиям американских экономистов, в 60-х годах более половины новых продуктов не обладали сколько-нибудь значительной научно-техничес­кой новизной.

Вместе с тем сегодня картина меняется. Растет доля нововведений, обладающих одновременно рыночной и на­учно-технической новизной, что является следствием про­исходящей научно-технической революции.

Не только корпорации и фирмы, но и государства в целом уделяют значительное внимание наукоемким техноло­гиям, в которых доля затрат на научно-исследовательские и научно-конструкторские работы (НИОКР) в добавленной стоимости выше, чем в целом по промышленности. Также в экономической литературе употребляется термин «высокие технологии», где затраты на НИОКР составляют не менее 10% добавленной стоимости и затраты на оплату труда уче­ных, инженеров и техников превышают 10% общих затрат на наем рабочей силы.

На базе наукоемких технологий возникли крупнейшие отрасли промышленности: производство полупроводников, интегральных схем, лазеров, фармацевтической продукции, аэрокосмической техники, робототехники и т.д. Например, затраты на НИОКР при создании роботов доходят до 15% от объема продаж. Это является высоким уровнем даже для наукоемких отраслей.

Сердцевиной инновационной деятельности фирмы является освоение (коммерциализация) новых видов продукции или методов ее производства, доставки и реализации.

Новый (улучшенный) продукт - это продукт, технологические характеристики или варианты возможного использования которого значительно отличаются от производимых ранее продуктов. Подобные инновации могут базироваться на радикально новых технологиях, комбинировании по-новому известных технологий или быть результатом использования новых знаний.

Новый (улучшенный) процесс - это внедрение технологически новых или улучшенных методов производства, включая методы распределения товара, его доставки и реализации. Процессы приходится совершенствовать, либо когда новые или улучшенные продукты не могут быть произведены (реализованы) с помощью существующих методов производства, либо когда есть надежда на значительное повышение эффективности производства и реализации существующих продуктов.

Таким образом, подводя итог вышеизложенному, можно сделать следующий вывод:

Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное (рентабельное)использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг,организационно-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера.

Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инноваций рассматривается как инновационный процесс.

Наличие большого количества попыток определить

смысл термина «инновация» свидетельствует о том, что рассматриваемая область научных исследований находится в стадии становления и изобилует различными подходами, среди которых можно выделить три наиболее выраженных:

  • инновации как процесс;
  • инновации как результат;
  • инновации как изменения.

Примеры формулировок свидетельствуют о том, что с точки зрения сторонников «процесса» инновации - это процесс создания, использования и распространения новшества, позволяющий получить дополнительную выгоду.

Сам родоначальник термина «инновации» австрийский (позже американский) ученый Йозеф Алоиз Шумпетер придерживался мнения, что инновации - это в первую очередь изменения с целью перехода к новому состоянию организаций и их окружения.

А вот сторонники «результата» видят инновации как конечный результат творческой деятельности, основанный на реализации новшеств, что позволяет получить дополнительную выгоду.

Обобщая рассмотренные определения, можно сказать, что инновации - это изменения с целью перехода к новому состоянию социально-экономических систем в процессе создания, использования и распространения результатов творческой деятельности людей, что позволяет получить дополнительную выгоду.

Термин инновация распространяется на новый продукт или услугу, способ их производства, новшество в самых различных сферах деятельности человека, любое усовершенствование, способствующее сокращению затрат при прочих равных условиях.

Инновации подразумевают использование в той или иной сфере общества результатов интеллектуальной (научно-технической) деятельности, направленных на совершенствование процесса деятельности. Инновации могут относиться к сферам производства, экономических, правовых, социальных отношений, области науки, культуры, образования, другим сферам деятельности общества. Этот термин может иметь различные значения в разных контекстах, и выбор значения зависит от конкретных целей измерения или анализа.

Инновации - это возможность в несколько раз увеличить все показатели деятельности организации. Фактически инновации являются катализатором динамичного развития организаций.

Инновационная продукция - это технологически новая продукция. Инновационная продукция охватывает изделия новые (вновь внедренные) или подвергавшиеся усовершенствованию, а также изделия, основанные на новых или значительно усовершенствованных методах производства (прочая инновационная продукция).

Различия между инновацией, нововведением и новшеством заключается в следующем. Новшество есть некая идея, документально оформленная и адаптированная к применению в конкретных условиях, а нововведение -процесс реализации этого новшества в конкретных условиях среды, в данном случае на предприятии.

Например, Фатхутдинов Р.А. новшеством считает оформленный в виде патента результат фундаментальных и прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ по повышению эффективности в какой-либо сфере деятельности .

С другой стороны, новшество - это идея, являющаяся для конкретного лица новой. Причем не имеет значения, является ли идея абсолютно новой или нет .

Новшества могут оформляться не только в виде открытий; изобретений, товарных знаков, но и в виде документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс; организационной, производственной или другой структуры; ноу-хау; понятий; научных подходов или принципов; специальных документов (стандарта, рекомендаций, методики, инструкции и т. п.) и т.д.

Новшества - это та востребованная сущность, вокруг которой формируется содержание инновации, принципиально отличное от всех ранее применявшихся в данной системе по степени воздействия на социально-экономические системы таким образом, что она переходит в качественно новое состояние, фиксируя тем самым содержательный результат инновационного воздействия.

Новшества могут разрабатываться как для собственных нужд (для внедрения в собственном производстве либо для накопления), так и для продажи. На «входе» организации как системы будут новшества их продавцов, которые могут сразу внедряться, переходя в форму инноваций, либо просто накапливаться, дожидаясь своего часа для внедрения. На «выходе» фирмы будут только новшества как товары.

Новшества могут быть покупными или собственной разработки, предназначенными для накопления, продажи или внедрения в выпускаемую организацией продукцию (выполняемую услугу), т. е. превращения в форму инновации.

Новшество становится инновацией после его коммерциализации, после осуществления нововведения.

На практике понятия «новшество» и «нововведение» нередко отождествляются, хотя между ними есть очевидные различия. Нововведение здесь следует понимать как внедрение чего-то в практику. Поэтому нововведение - это процесс внедрения, использования и распространения новшеств с целью непосредственного удовлетворения общественных потребностей В продуктах, услугах, процессах более высокого качественного уровня ИЛИ процесс доведения изобретения ИЛИ открытия ДО СТЭДИИ

практического использования, когда оно начинает давать экономический эффект.

Внедренные новшества становятся инновациями, а дальнейшая их трансляция по коммуникационным каналам между членами социальной системы во времени носит название диффузии инноваций.

Причем инновационный процесс не заканчивается так называемым внедрением, Т.е. первым появлением НОВОГО процесса, услуги. Процесс не прерывается, поскольку по мере распространения нововведение совершенствуется, делается более эффективным, что открывает для него новые области применения.

  • Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: учебник / Р.А. Фатхутдинов. 4-е изд. -СПб.: Питер, 2004. С. 44.
  • См.: Герасимов Г.И., Илюхина Л.В. Инновационное образование: сущность и социальные механизмы. - Ростов-на-Дону: НМД «Логос», 1999. С. 20.

1. Новация (новшество).

Новация – это новый или обновленный продукт чьей-либо творческой деятельности (исследовательской, проектной, производственной или какой либо другой), предлагаемый потребителям для дальнейшего преобразования и использования.

Новшество может представлять собой новый материал, новое изделие, новый метод, новую технологию, новую программу, новую организационную форму, новую услугу. Новация прежде всего характеризуется заложенными в ней новыми знаниями и признаком новизны. Поэтому к новшествам можно относить то, что является результатом творческой или интеллектуальной деятельности (продукт труда, содержащий новое решение ), и то, что является новым для потребителя (новое для него оборудование, новая для него технология и т.п.).

2. Новатор.

Новатор - создатель нового (как продукта труда новатора, содержащего новое для него решение).

Новаторами могут быть физические и юридические лица.

Физические лица: люди любой профессии, создавшие в результате интеллектуальной деятельности что-то новое.

Юридические лица: фирмы (организации, предприятия), компании, корпорации, консорциумы, учреждения, которые также в результате творческой деятельности своих сотрудников создали что то новое.

3. Инновация (нововведение).

Инновация (нововведение) – рассматривается с нескольких сторон:

Во-первых, как некоторый законченный общий процесс получения, освоения, приспособления к новшеству (адаптации к нему), трансформации и выгодного использования новшества;

Во-вторых, как часть процесса, ограниченная рамками фирмы, рамками потребителя, который осуществляет свои операции трансформации и выгодного использования новшества;

В-третьих, как ряд результатов процесса получения и использования новации, когда в результате:

    1) рыночной диффузии новшество стало известно потребителю и со стороны потребителя осознается нужда и потребность в новшестве,

    2) осуществляется выбор инновационной стратегии по использованию новшества;

    3) со стороны потребителя проявляется стремление к поиску и приобретению новшества;

    4) состоялась адаптация к новшеству (потребитель при необходимости трансформировал новшество, перестроил под новшество свою систему и подготовился к использованию новшества);

    5) осуществлен процесс перевода новшества как комплекса нового в комплекс обычного и привычного и даже «рутинного», то есть проведена рутинизация новшества (потребитель освоил новшество, включил его в свою технологию деловых или бытовых процессов, сделал частью организационной культуры, теперь он проводит свои деловые или бытовые операции по обновленной технологии, с новыми навыками);

    6) потребитель использовал новшество в своем деловом процессе (новшество используется), в результате которого повысил свою компетентность (новый уровень компетенции и новая цена его труда, а также новая стоимость фирмы, в которую входит исполнитель), получил от новшества выгоду в виде импульса новизны (новой рутины), новых знаний, более высокого технологического уровня и новых свойств выпускаемых им продукции и услуг (снижение издержек, повышение производительности, возросшее качества, новый уровень сервиса).

В широком смысле слова новации включаются в понятие «инновации» как часть единого процесса.

4. Инноватор.

Инноватор это лицо, принявшее новшество к потреблению, то есть к дальнейшему преобразованию или использованию .

После принятия новшества к потреблению инноватор создает необходимые условия для его использования, внедряет, осваивает и использует, либо предварительно преобразовывает.

Инноватор также может быть юридическим и физическим лицом. Фирма (либо человек) становится инноватором при соблюдении как минимум двух условий: (1) после приобретения новшества и (2) при определенной работе с нововведением.

Инноватор – это потребитель, который испытал на себе и реализовал инновационный процесс:

    (1) осознал свою нужду в новшестве, поставил себе цель;

    (2) выбрал для ее достижения инновационную стратегию, то есть конкретное новшество;

    (3) искал и приобрел новшество (в основном через рынок, но может быть и через другой какой-либо распределительный механизм, например, внутрифирменный);

    (4) адаптировался к нему – перестроил себя и свою организацию (всю свою систему) под новшество как под новую стратегию;

    (5) рутинизировал его, то есть свои деловые операции он теперь может выполнять по-новому с помощью новшества, поскольку он освоил новшество, включил новшество в свою технологию и обновил ее, включил его в свою корпоративную культуру;

    (6) использовал новшество и повысил свою компетенцию (получил новые знания, умения, навыки), получил выгоду в виде нового качества своей деловой активности, новых свойств продукции и услуг, появившихся в результате его деятельности. В широком смысле слова «новаторы» включаются в понятие «инноваторы».

По материалам сайта

Под инновацией (англ. "innovation" - нововведение, новшество, новаторство) понимается использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления. Понятия "новшество", "нововведение", "инновация" нередко отождествляются, хотя между ними есть и различия.

Под новшеством понимается новый порядок, новый метод, изобретение, новое явление. Словосочетание "нововведение" в буквальном смысле означает процесс использования новшества. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится нововведением (инновацией). Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом.

Понятие "инновации" как экономической категории ввел в научный оборот австрийский экономист И. Шумпетер. Он впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций производственных факторов и выделил пять изменений в развитии, т.е. вопросов инноваций:

  • использование новой техники, технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;
  • внедрение продукции с новыми свойствами;
  • использование нового сырья;
  • изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;
  • появление новых рынков сбыта.

В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам ".

Девиз инновации - "новое и иное" - характеризует многоликость этого понятия. Так, инновация в сфере услуг - это новшество в самой услуге, в ее производстве, предоставлении и потреблении, поведении работников. Нововведения далеко не всегда базируются на изобретениях и открытиях. Есть нововведения, которые основываются на идеях. Примерами здесь могут служить появление застежек типа "молния", шариковых авторучек, баллончиков с аэрозолями, колец-открывалок на банках с прохладительными напитками и многое другое.

Инновация не обязательно должна быть технической и вообще чем-то вещественным. Мало технических инноваций могут соперничать в своем влиянии с такой идеей, как продажа в рассрочку. Использование этой идеи буквально преображает экономику. Инновация - это новая ценность для потребителя, она должна отвечать нуждам и желаниям потребителей.

Таким образом, непременными свойствами инновации являются их новизна, производственная применимость (экономическая обоснованность) и она обязательно должна отвечать запросам потребителей.

Систематическая инновация состоит в целенаправленном организованном поиске изменений и в систематическом анализе тех возможностей, которые эти изменения могут дать для успешной деятельности предприятия.

Все разнообразие инноваций можно классифицировать по ряду признаков.

1. По степени новизны:

  • радикальные (базисные) инновации, которые реализуют открытия, крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений развития техники и технологии;
  • улучшающие инновации, реализующие средние изобретения;
  • модификационные инновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии, организации производства.

2. По объекту применения:

  • продуктовые инновации, ориентированные на производство и использование новых продуктов (услуг) или новых материалов, полуфабрикатов, комплектующих;
  • технологические инновации, нацеленные на создание и применение новой технологии;
  • процессные инновации, ориентированные на создание и функционирование новых организационных структур, как внутри фирмы, так и на межфирменном уровне;
  • комплексные инновации, представляющие собой сочетание различных инноваций.

3. По масштабам применения:

  • отраслевые;
  • межотраслевые;
  • региональные;
  • в рамках предприятия (фирмы).

4. По причинам возникновения:

  • реактивные (адаптивные) инновации, обеспечивающие выживание фирмы, как реакция на нововведения, осуществляемые конкурентами;
  • стратегические инновации - это инновации, реализация которых носит упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе.

5. По эффективности:

  • экономическая;
  • социальная;
  • экологическая;
  • интегральная.

Внедрение новшеств всегда имело большое значение в развитии производства. В современной экономике роль инноваций значительно возрастает. Они все более становятся основополагающими факторами экономического роста.

Опыт развитых стран свидетельствует о том, что коренные преобразования в области производительных сил в эпоху НТР, быстрая сменяемость ее волн, а, следовательно, новых комбинаций факторов производства, широкое внедрение нововведений стали нормой современной экономической жизни. И если инновационный подход играет возрастающую роль в развитых странах, то в современной России, в условиях перехода к рыночной экономике и необходимости выхода из глубокого кризиса эта роль особенно велика.

Возрастающая роль инноваций обусловлена, во-первых, самой природой рыночных отношений, во-вторых, необходимостью глубоких качественных преобразований в экономике России с целью преодоления кризиса и выхода на траекторию устойчивого роста.

Рассмотрим кратко эти положения.

В условиях рыночной экономики и конкуренции никто никого не заставляет совершенствовать производство, повышать качество продукции, кроме угрозы банкротства. Движущей силой конкуренции является стимул к нововведениям. Именно на основе нововведений удается использовать современную технологию и организацию производства, повышать качество продукции, обеспечивать успех и эффективность деятельности предприятия. Решение этих задач требует новаторского, предпринимательского подхода, сутью которого являются поиск и реализация инноваций.

В этой связи важно отметить, что один из классиков экономической теории - А. Маршалл высказывался о предпринимательстве, как о коренном свойстве, главной черте рыночной экономики. Говоря о главном свойстве рыночной экономики, А. Маршалл обращает внимание не на конкуренцию, а на другое свойство рыночной экономики - "свободу производства и предпринимательство".

В самом деле, конкуренция лишь создает ситуацию необходимости поиска конкурентных преимуществ фирмы и конкурентоспособности товара. Конкуренция побуждает совершенствовать весь процесс от производства до потребления. А сами конкурентные преимущества обеспечиваются на основе реализации тех или иных инноваций, т.е. через предпринимательство, так как именно оно является реальным двигателем прогресса.

Что же касается преодоления кризиса и выхода на траекторию роста, то эту задачу можно решить только на основе глубоких качественных преобразований во всех отраслях народного хозяйства, осуществления глубокой структурной перестройки экономики, решительного обновления форм и методов работы.

В стране наблюдается гигантское перепотребление природных ресурсов, что создает мнимые дефициты в энергетике, сельском и лесном хозяйствах и т.д. Так, по расчетам, энергетические затраты на единицу конечной продукции в России в 3 раза больше, чем в Японии и Германии, по сравнению с США превышают в 2 раза. По затратам лесных ресурсов на 1 т бумаги Россия превосходит развитые страны в 4-6 раз. Эти данные убедительно показывают гигантскую "прожорливость" и затратный характер экономики страны. В этих условиях, если осуществить подъем производства на основе ресурсоемких технологий, то экономика России вновь попадает в замкнутый порочный круг: рост производства в обрабатывающих отраслях требует перераспределения в их пользу инвестиций, которые нужны для увеличения производства сырья и энергоносителей.

Совершенно очевидно, что в решении этих непростых, но очень важных для нашей экономики задач решающая роль принадлежит предпринимательскому подходу, основанному на поиске и реализации инноваций, ибо все эти задачи требуют не рутинного, а новаторского, творческого подхода.

Особое значение для производства имеют инновации с мощными преобразовательными функциями. Эти инновации радикально изменят производственный аппарат, имеющий высокую степень морального и физического износа на российских предприятиях, его организацию, а, следовательно, и эффективность производства. К таким инновациям следует отнести, прежде всего, новую технику и технологии. Изменяя производство, переводя его на новый научно-технологический уровень, можно создавать главные предпосылки для перевода производства продукции в качественно новое состояние. Новый производственный аппарат требует, как правило, новой организации, управления, маркетинга, новой мотивации, т.е. нового типа инновационного менеджмента. Он предполагает, что будет производиться и новая продукция.

B. Гpибoв, B. Гpyзинoв

Одним из таких наиболее распространённых и, одновременно, неотработанных в понятийном смысле определений и стала «инновация». По сути дела, прямой перевод ни у кого не вызывает сомнения (от латинского in - в и novus - новое), а вот содержательное применение и смысловая интерпретация безбрежно широка. Здесь наиболее распространены «новшество», «нововведение» не говоря о массе понятийных новообразований: «инновационный фон», «инновационный потенциал», «инновационная технология» и т.д.

Даже беглый контентанализ работ по инновационной проблематике помогает выделить в качестве своеобразных стержневых (а, может быть, даже и родовых) понятий такие как «новшество», «нововведение» и «инновация». Причём, как отмечают некоторые исследователи, первоначально появился термин «инновация», который достаточно плотно вошел в «разговорное пространство» ещё в XIII веке, обозначая при этом «придумывание чего-нибудь нового, опережающего своё время». Затем, уже в XIX столетии он приходит в сферу научного знания и, что чрезвычайно интересно, в разных областях научного знания начинает играть достаточно различающиеся роли. Так в лингвистике за этим термином скрывалось явление изменения грамматических форм при их переносе из одного культурного ареала в другой. Его ассимиляция и обретаемые при этом новые качества, структурные отношения, трактуемые «как естественный механизм развития организованностей культуры» получил обозначение культурной (языковой) инновации. Таким же образом обозначались и аналогичные про­цессы (переноса из культуры в культуру) в этнографии. В юриспруденции под инновацией понимался акт замены существующего обязательства на другое. В естествознании термин использовался для обозначения изменений, обретаемых в процессе роста.



Как видим, уже на этой стадии зрелости понятия «инновация» в её трактовке вырисовывается как нечто общее, так и особенное. В частности, в той или иной мере, но речь идёт о возникновении некоторого нового качества, не присущего ранее объекту иннова­ции. Пусть это происходит либо путём переноса уже известного в новые социокультурные условия, либо освоением ранее не реализованной возможности, либо эволюционированием всего объекта инновации, но во всех случаях фиксированным отличием состояния объекта «после того» от «до того» и является некоторое его новое качество. Пожалуй, это и может служить одним из критериев сущностной стороны инновации.

Другим общим моментом выступает то, что инновация - это своеобразный переход (а может быть перевод) объекта из одного состояния в другое. Это достаточно банальное утверждение необ­ходимо для того, чтобы определиться по отношению к существующим в теории полярным позициям относительно формы инновации. То ли это процесс, то ли результат ?!

Инновация- это «...результат творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, внедрение новых организационных форм и т.д.». «...Прогрессивный результат творческой деятельности. - уточняет Ю.А. Карпова, - который находит широкое применение и приводит к значительным изменениям в жизнедеятельности человека, общества, природы». Причём неоднозначность трактовки понятия инновации автор объясняет не столько сложностью содержательной её части, сколько особенностями происхождения слов в языках германской группы. Мы уже высказали своё отношение к стремлению вывести содержание понятия из этимологических или лингвистических корней значений употребляемых терминов. Дело в том, что само понятие, действуя в определенных исторических и социокультурных условиях, наполняется новым, соответствующим этим условиям содержанием и несёт другой - смысл. Следовательно, выводить сущность понятия необходимо с ориентацией на то место в культуре и социальной реальности, которое снимается нами как данность. Иначе происходит неизбежный отрыв термина от понятия, что способствует умножению сущностей.

Через процессуальность определяет сущность инновации другая группа авторов. К примеру, в ходе выяснения взаимоотношений между понятиями «новшество» и «инновация» устанавливается следующий порядок вещей. «Новшество - это именно средство (новый метод, методика, технология, программа и т.п.), а инновация- это процесс освоения этого средства». Оставим пока в стороне утверждение новшества в качестве средства (средство чего? или для чего?) и обратимся к пониманию инновации как процесса. Несколько выше мы показали, что в прошлом веке это понятие использовалось, в частности в биологии, для обозначения измене­ний, связанных с ростом, что само по себе означает процесс. Естественно это ещё не достаточное условие для определения некоторой критериальной черты явления. Однако, если обратиться к дальнейшей судьбе понятия инновации, то в ходе его экспансии практически на все сферы жизнедеятельности человека и общества, за счёт социальной диффузии, при которой сам феномен обретает новые качественные характеристики, инновация, на наш взгляд, всё более полно понимается в качестве процесса. Более того, отдельные авторы, исследующие инновационные явления в сфере образования, достаточно справедливо утверждают, что «...сама концепция перманентности образования подразумевает перманентность преобразований» и рассматривают инновацию как органическую часть повседневной работы, то - есть как непрерывный процесс.

Здесь следует отметить ещё один крайне необходимый критерий феномена инновации. Речь идёт о том. что в отличии от естественного, стихийно протекающего процесса, инновация носит характер «...инициируемых и контролируемых изменений, изме­нений, происходящих на основе рационально-волевого действия». Другими словами, это искусственно организованный про­цесс, направленный и управляемый для достижения определённого результата. Другое дело, насколько достоверно может быть предсказан и насколько полно и точно описан конечный результат. Подчеркнём пока, что обозначена крайне важная, существенная характеристика, свидетельствующая о необходимости рассмотрения адекватности систем или моделей управления сущности инновационных процессов.

Возвращаясь к полемике по поводу соответствия «результат-процесс» в определении инновации, отметим, что не видим осно­ваний для искусственного противопоставления этих двух составляющих одного и того - же явления. Если упорядочить взаимо­действие выше обозначенных нами стержневых понятий, то, на наш взгляд, наиболее полно отражает сущностную сторону инновации как явления такое представление, которое связывает её с «целенаправленным изменением, вносящим в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в другое». При этом новшество заключает в себе то содержание (сущность), которое предполагает возможность качественного изменения, а нововведение - обеспечивает технологию имплантации или выращивания содержания новшества в условиях конкретного объекта, изменение которого и составляет предмет инновации.

Остаётся добавить, что при этом чрезвычайно важно определить и удержать в рамках адекватной управленческой культуры взаимоотношения: с одной стороны, «начальное состояние системы - содержание новшества», которое, в зависимости от степени согласования и рассогласования их содержательного начала, предопределяет успех или неудачу всей последующей инновационной цепочки и устраняет возможное отторжение новшества; с другой - «содержание новшества - конечное состояние системы», где обеспечивается конкретная траектория выхода (в её вариантах) на ожидаемый результат. Именно таким образом взаимосуществуют, предполагая друг друга, процесс и результат, таким же образом взаимодействуют, создавая целостность как системное качество, стержневые категории теоретического анализа.

У этой стороны инновации тоже есть своя интрига: что же считать новым? Каковы критерии этой чрезвычайно важной черты явления, по сути, определяющего содержательное ядро инновации - новшество. Если придерживаться мнения об «овеществлённом» результате творческого процесса, то « новое » выражено в форме творческого решения, которое в свою очередь достаточно многоаспектно, поскольку «...меняет существующие методы, реже- традиции, ещё реже - основные принципы и совсем редко- взгляд людей на мир». Если же поместить « новое » в позицию откры­тия, тогда прослеживается другая, но столь же многомерная логика суждения, поскольку «...научное открытие- это и создание концептуальной системы (теории, принципа), и нахождение зако­на, и обнаружение нового явления, и изобретение нового прибора, аппарата». То есть, общее представление складывается, но до определённости ещё далеко.

Не вносит ясности и обращение к известному словарю С.И. Ожегова, в котором «новое» определяется как впервые созданное или сделанное, появившееся или возникшее недавно, взамен прошлого, вновь открытое, относящееся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомое, малоизвестное.

Если руководствоваться подобными определениями, то очень сложно отличить в качестве инновации исполнение любой инст­рукции министерства по внедрению очередного «федерального» или «регионального» предметного курса от освоения педагогиче­ской системы Ш.Амоношвили, технологии обучения В.Шаталова или С.Лысенковой. Ведь для образовательного пространства школы и то, и другое, и третье может являться, действительно, новым и теоретически подчиняться одному и тому же алгоритму.

Не прибавляет оптимизма и утверждение Э.М.Роджерса, сделанное им на основании анализа исследований американских и некоторых европейских теоретиков о том, что «Новшество- это идея, являющаяся для конкретного лица новой. Не имеет значения, является ли идея объективно новой или нет, мы определяем её во времени, которое прошло с её открытия или первого использования». Если согласиться с этой точкой зрения, то каждый человек, живущий на Земле - инноватор, поскольку, вступая в жизнь и определяя своё место в мире людей, он неизбежно вынужден открывать для себя и использовать в жизни совершенно определенные идеи. Конечно же, трудно согласиться со столь широкой трактовкой понятия «новое».

Значительно ближе к нашему пониманию находится позиция, изложенная французским исследователем Э.Брансуиком, который анализируя новшества, существующие в образовательной сфере, предлагает различать как минимум три их возможных вида:

· во- первых, новшества, основанием которых служат образовательные идеи и действия полностью новые, ранее неизвестные (т.е. открытия). Таких полностью новых, оригинальных идей, замечает автор, очень мало;

· во- вторых, новшества, основание которых составляют адаптированные, расширенные или переоформленные идеи и действия, приобретающие особую актуальность в данной среде и в данное время:

· в - третьих, новшества, возникающие в связи с повторной постановкой целей в изменённых условиях, при которых возобновляются ранее существовавшие действия по реализации уже применявшихся идей, поскольку новые условия делают возможным с их помощью достижение планируемых целей

Как видим, в контексте предлагаемой типологии новшеств обнаруживается отношение к «новому» как к содержательной основе в виде образовательных идей и действий. В таком случае можно вычленить особую категорию «новое в инновации», которая по­зволяет уйти от абстрактной трактовки нового и придать самому понятию определённость смыслового применения. Что. в свою очередь, позволяет уточнить и выразить в форме дефиниции инновации всю совокупность стержневых понятий и их взаимоотношений.

Новое в инновации - это та востребованная временем и обстоятельствами (потребностями развития) сущность, вокруг которой формируется содержание новшества, принципиально отличное от всех ранее применявшихся в данной системе по степени воздействия на характерологические признаки системы таким образом, что она переходит в заданно ожидаемое (гипотетически прогнозируемое) состояние, фиксируя тем самым содержательный результат инновационного воздейст­вия. Весь процесс, представляющий, в свою очередь, достаточно определенную систему элементов, отношений и действий, обеспечивающих прогнозируемый результат и будет представлять инновацию. Поскольку именно инновация является совершенно определенной формой развития, то управление инновацией (или при помощи инновации) и обеспечивает управление развитием.

Ясно, что речь здесь идет не только о технологическом процессе обеспечения цепочки «новое- новшество - нововведение » по содержательному стержню, объединяющую их в единое и последовательно разворачивающееся действие. Предметность действия смещается на социально-психологические характеристики состояния той профессиональной общности, в среде которой и должно произойти инновационное изменение. Это, безусловно, важный компонент инновационной готовности, но к технологическому обеспечению содержательной стороны процесса он имеет косвенное отношение. Вероятно, поэтому некоторые авторы, опираясь на приведенную выше модель построения инновационного процесса, считают необходимым дополнить её перечислением конкретных этапов осуществления нововведения такими, как: -инновацион­ный замысел; -проект; -план; - оценка; -эксперимент и внедрение

Слово «инновация» имеет латинское происхождение (in-в, novus-новый), но нам известно английское «innovation»-обновление. Изменение, ввод чего-то нового, введение новизны. То есть «инновация» синоним русскому слову «нововведение», которое в научной литературе определяется как целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в другое.

Похожее слово «novation» (новация) означает новшество, новое средство, тогда инновация - процесс освоения новшества, нового средства. (М. Поташник, О.Хомерики).

Так, В.А. Сластенин и др. объединяют все вышеуказанные понятия в одном понятии «инновация». С этой точки зрения инновация определяется и как новшество, и как процесс внедрения этого новшества в практику. В свою очередь М.М. Поташник и др. разводят понятия «новшества» и «инновация». В их интерпретации, новшество - это новый метод, методика и технология, а инновация - процесс освоения этого новшества.

Э. Роджерс, определял новшество как идею, являющуюся для конкретного лица новой. А В.П.Кваша считал, что «инновация - это создание принципиально новых образцов деятельности, выходящих за пределы нормы, выводящих профессиональную деятельность на принципиально новый качественный уровень». В «Психологическом словаре» мы также находим отождествление понятия инновации с понятием нововведение, понимаемые, как создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике.

С нашей точки зрения новшество - это новая идея, направленная на изменения той или иной сферы жизнедеятельности человека, вызванная к жизни постоянно изменяющимися потребностями общества в преобразованиях. Инновация - это процесс апробации новшества на практике, с последующей доработкой как самого новшества, так и способов его внедрения.

Несмотря на то, что многими специалистами понятие «инновационный процесс» выделяется в отдельную категорию, большинство его определений сходно с содержанием понятия «инновационная деятельность». В частности, В.М.Степанов, О.А.Лапина, А.П.Макаровская под инновационным процессом понимают комплексную деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению инноваций.

С нашей точки зрения инновационный процесс - это процесс широкого внедрения и распространения новшества, а также его трансформации, способствующей появлению нового новшества. Что касается определения инновационной деятельности (нововведения), то в данном случае мы выражаем солидарную точку зрения со В.А. Сластениным и Л.С.Подымовой, подразумевая под ней комплексный, целенаправленный процесс создания, использования и распространения новшества, целью которого является удовлетворение потребностей и интересов людей новыми средствами, что ведет к качественным изменениям системы. Но в данном случае речь идет об изменениях не только в объекте, но и в субъекте инновационной деятельности. Так, применительно к педагогической деятельности, специалисты отмечают, что освоение принципиально новых образцов деятельности позволяет выйти на более высокий качественный уровень развития творческого мышления, потребности и умения самореализовываться не только ученику, но и учителю.

Обычно в понятие «педагогическая инновация» вкладываются изменения, направленные на улучшение и развитие воспитания и образования. Ведущими аспектами педагогической инновационной практики стали создание на базе школ новых типов образовательных учреждений, новые методики и технологии обучения, обновление содержания образования, гуманистический характер взаимоотношений участников образовательного процесса. Однако, некоторые ученые (В.И. Андреев, В.И. Загвязинский, ГЛ. Щедровицкий) считают, что иностранное слово «инновация» неадекватно русскому слову «нововведение». Они обозначают следующие смысловые значения:

1. Разработка нового содержания и новых методов обучения.

2. Внедрение и распространение уже существующих систем образования.

3. Разработка новых технологий управления школой, ее развитием.

4. Статус школы как экспериментальной площадки.

5. Школа имеет принципиально новую образовательную ориентацию и осуществляет обновление образования и воспитание, которое имеет системный характер. Затрагивает цели, содержание, формы, способы финансирования.

Западный исследователь нововведений Э.Роджерс говорит: «Новшество -это идея, являющаяся для конкретного лица новой». Аналогично высказывается по поводу определения понятия «инновация» И.П. Подласый: «Инновации не могут быть сведены к созданию средств. Инновации - это и идеи, и процессы, и средства, и результаты...». Таким образом, иногда инновация определяется и как новшество (причем, не только в виде конкретного средства), и как процесс введения этого новшества в практику. Например, А.И. Пригожий понимает нововведение (инновация) как целенаправленное изменение, которое вносит в определённую социальную единицу - организацию, поселение, общество, группу - новые, относительно стабильные элементы.. По мнению М.В. Кларина понятие «инновация» «...относится не просто к созданию и распространению новшеств, но и к таким изменениям, которые носят существенный характер, сопровождаются изменениями в образе деятельности, стиле мышления». Ещё более широкое понятие «инновация» мы находим в «Профессиональной педагогике». «Инновации - комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства (новшества, нововведения) в области техники, технологии, педагогики, научных исследований». Это определение соотносится с определением инновационного процесса, который понимается как комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств (М.М. Поташник, А.В. Лоренсов, О.Г. Хомерики). Такое же содержание, но в понятие «инновация» вкладывает Н.Р.Юсуфбекова: «Инновациями следует считать процессы создания новшеств, их осмысливание педагогическим сообществом и использованием в практике обучения и воспитания». Действительно, на практике «инновация» и «инновационный процесс» часто являются синонимами. К инновационным процессам относится всё, что связано с передовым педагогическим опытом, организационными преобразованиями в сфере образования, внедрение в практику научных разработок. Если опираться на то, что инновация - это процесс освоения нового средства, но не всегда его рождение и разработка (можно осваивать заимствованное средство - методику, программу, технологию и т.п.), то инновационный процесс будет являться более широким понятием, чем инновация, которая тоже является процессом. Комплексное исследование нововведений, начатое в 70-80х под руководством М.И. Лапина, предлагает их анализ на разных уровнях. В рамках сиетемно-деятельностной композиции (М.И.Лапин, А.И Пригожий, Б.В. Сазонов, B.C. Толстой) выделяются два подхода к исследованию инновационных процессов. Первый подход (феноменологический) рассматривает содержательную сторону процесса нововведения: что воплощается в действительность. Второй подход определяет взаимодействие отдельных нововведений: их сочетанием, конкуренцией, сменой. Расчленяя структуру процесса нововведения, и исходя из того, что этот процесс протекает во времени («жизненный цикл» нововведения), выделяют этапы инновационного процесса:

1. Этап рождения новой идеи или возникновения концепции новшества; этап открытия как результат фундаментальных и прикладных научных исследований.

2. Этап изобретения, т.е. воплощения идеи в конкретный объект.

3. Этап непосредственно инновации, на котором происходит практическое применение новшества, его доработка и оценка эффективности. Если новшество дает ожидаемый результат, то процесс нововведения продолжается.

4. Этап распространения новшества, заключающийся в его широком внедрении, диффузии новшества в новые сферы.

5. Этап господства новшества в конкретной области, когда собственно новшество перестает быть таковым, теряя свою новизну. На этой стадии оно может быть заменено более эффективным.

6. Этап сокращения масштабов применения новшества, замена его новым. Аналогичную линейную смену этапов представляет М.С. Бургин..

Определение инновационного процесса М.М. Поташника, данное нами выше, также включает последовательную смену этапов: создание, освоение, использование и распространение новшеств. Детальный анализ этапов инновационного процесса применительно к сфере воспитания сделал В.А. Караковский с коллегами. . Модель этапов (фаз) по В.А. Караковскому: первая фаза-«Поиск новых идей», вторая фаза - «Формирование нововведения», третья фаза - «Реализация нововведения», четвертая фаза - «Закрепление новшества». Авторы данной модели указывают на то, что инновационные процессы могут развиваться и как саморазвивающиеся (т.е., инновации начинаются неформально в педагогическом коллективе), причем два этих пути не противоречат друг другу, а дополняют.

В разделении инновационных процессов на этапы, в их последовательности исследователи проявляют единодушие, равно как и в том, что конкретный инновационный процесс может и не проходить все этапы, какие-то проходят одновременно (например, изучение и оценка проходят одновременно, а доработка осуществляется уже в процессе внедрения). Этапы могут иметь различную продолжительность. Это зависит от многих обстоятельств. Так, социально-экономические, общественно-политические условия, являясь неблагоприятными для какой-то прогрессивной идеи, могут надолго затормозить ее внедрение. Периоды быстрого внедрения могут чередоваться с застоем. Этап господства может продолжаться неограниченное время (многие изобретения человечество использует с древности, и замены им пока нет). Заключительный этап может смениться возрождением новшества в новом качестве или в новых условиях. При нарушении последовательности этапов, выпадении некоторых из общей структуры, появляются новые связи, иногда непредвиденные, отрицательные результаты (отсутствие доработки и оценки приводит к тому, что в практику внедряются учебные программы, методики, содержащие множество недоделок). Хотя нужно помнить, что без качественной организации работы на каждом этапе, наличие всех этапов не является гарантией того, что нововведение будет эффективным.

1. Простое воспроизводство нововведения - новшество создается в той организации, в которой оно было впервые освоено; этот цикл включает следующие стадии: формирование нововведения - потребности в нем, научное открытие, создание новшества среди пользователей, использование или потребление новшества;

2. Расширенное воспроизводство новшества - процесс изготовления новшества распространяется на многие организации, в этом цикле между созданием новшества и его распределением между пользователями добавляется стадия распространения методов производства новшества и форм его использования; широкое производство новшества, обеспечивающее насыщение потребности в данном новшестве. .

Если на практике простое воспроизводство не переходит в расширенное, то говорят о незавершенности нововведения, что, впрочем, не равно его неэффективности, т.к. и на уровне простого воспроизводства нововведение может реализовать свой потенциал. Авторы подчеркивают, что нововведение - динамическая система, которая характеризуется как внутренней логикой (от возникновения идеи до ее использования - инновационный процесс), так и развитием во времени во взаимодействии с окружающей средой (жизненный цикл - старт, быстрый рост, зрелость, насыщение, финиш или кризис). При оценке эффективности инновации одним из самых важных показателей является показатель новизны. Именно новизна представляет ценность любого нововведения, его основной результат.

Новизна - понятие сложное. Словарь СИ. Ожегова даёт такое объяснение: « Новый - впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный».

Литература:

1. Колесникова И.А., Титова Е.В. Педагогическая праксиология: учебное пособие. – М.: «Академия», 2005. – 250 с.

2. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию. – М.: «Академия», 2005. – 192 с.

3. Субетто А.И. Оценочные средства и технологии аттестации качества подготовки специалистов в вузах: методология, теория, практика: Монография. СПб. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

4. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. - М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005.

5. Чижакова Г.И., Сластенин В.А. Хрестоматия по педагогической аксиологии. – М.: Изд-во МПСИ, 2005. – 480 с.

6. Юсуфбекова Н.Р. Проблемы педагогической праксиологии // Новые исследования в педагогических науках. – М., 1991. – Вып. 1 (57) – С. 3-4.

7. Юсуфбекова Н.Р. Педагогические исследования и инновационные процессы // Междисциплинарные исследования в педагогике / Под ред. В.М. Полонского. – М.: Институт теоретической подготовки и международных исследований в образовании РАО, 1994.

8. Юсуфбекова Н.Р. Педагогическая инноватика как направление методологических исследований // Педагогическая теория: Идеи и проблемы. - М., 1992.- С.20-26