«Новое Средневековье. Средние века и новое время

Вопрос. Объясните название «Средние века» (средневековье).

Термин «Средние века» использовался итальянскими гуманистами XV в. для обозначения периода между эпохой Античности и Новым временем.

Вопрос 1. когда и в связи с чем появился термин «новое время»?

Термин «Новое время» появился в среде гуманистов в Италии в XV в., которые пытались показать начало новой эпохи после средневековья и подчеркнуть преемственность с эпохой античности (с античной культурой, искусством, философией).

Переход от Средневековья к Новому времени шел постепенно и долго, т.к. изменения проходили во всех сферах жизни общества: в мировоззрении, религии, культуре, экономической и политической жизни, в повседневной жизни.

Вопрос 3. Укажите хронологические рамки Нового времени?

Хронологические рамки – с рубежа XV-XVI вв. до начала XX века.

Вопрос 4. Какие явления свидетельствуют о кризисе традиционного общества в XVI веке?

Кризис традиционного общества в XVI в. связан с формированием человека Нового времени, который не вписывался в традиционное средневековое сословное общество.

Вопрос 5. Какими чертами обладал человек Нового времени?

Человек Нового времени происходил из незнатных слоев населения, желал богатства, стремился проявлять активность, обладал предпринимательским духом, не боялся рисковать.

Вопрос 1. Каким целям служил дух предпринимательства? Как это явление влияло на развитие общества? Для ответа используйте прочитанные вами художественные произведения, кинофильмы, интернет-ресурсы и другие источники.

Дух предпринимательства служил целям стать свободным и независимым, уважаемым и знаменитым. Это влияли на развитие торговли, на стремление найти новые земли, использовать новые технологии, т.е. способствовало быстрому развитию общества.

Вопрос 2. Обсудите в классе: что связывает современных людей с Новым временем?

В эпоху нового времени складывается облик современного города, образ повседневной жизни, политическая система управления, система международных отношений.

Вопрос 3. Поработайте в парах. Отберите информацию из учебника о качествах человека Средневековья и Нового времени. Определите наиболее характерные качества. Дайте оценку двум типам личности. Могли бы вы подружиться с человеком Средневековья? С человеком нового времени? Объясните почем.

С человеком Средневековья подружиться бы не удалось, поскольку его внутренние идеалы слишком отличаются от современных и нам трудно будет понять друг друга. В средневековом гражданине слишком развито либо повиновение феодалу, либо чуждо желание свободы, которое в нас развито. Эти идеалы в процессе общения могут привести к конфликту. В человеке Нового времени в этом плане было бы проще. В людях этой эпохи первую роль играет любознательность к окружающему миру (Великие географические открытия). Это качество вполне имеет место в современном человеке, поэтому удастся найти общий язык и темы для вполне дружеской беседы

Концепция Нового Средневековья уже нашла свое описание в литературе. Впервые об этом явлении высказал свое мнение Н.А. Бердяев. Этот крупнейший русский мыслитель ХХ века в 1923 г. написал книгу под названием «Новое Средневековье». В своем труде автор указал признаки этого периода, но ошибся с его наступлением практически на столетие.

В конце ХХ в. концепция Нового Средневековья получила свое дальнейшее развитие. Она стала предметом внимания западных философов и историков. Черты Нового Средневековья были довольно ярко описаны современным постмодернистом Умберто Эко.

Каковы же они, признаки этого нового периода? Попробуем разобраться в данном вопросе.

Определение понятия

Новое Средневековье представляет собой концепцию, которую некоторые авторы используют с целью описания текущей общественной жизни или для создания футуристического сценария, подразумевающего возврат человечества к различным нормам, технологическим и социальным чертам, а также к практикам, характерным для того периода, который имел место между Античностью и Новым временем (5-15 вв.).

Новое Средневековье, в зависимости от мнения того или иного автора, оценивается по-разному. Так, одни исследователи считают этот период упадком цивилизации, а другие - получением ею новых возможностей.

Этапы развития человечества

Античность, Средневековье, Возрождение, Новое время... Под этими терминами мы понимаем этапы развития, которое в свое время прошла европейская цивилизация. При этом каждая эпоха обладала своим качественным своеобразием. Несмотря на это, Античность, Средневековье, Возрождение и Новое время неразрывно связаны между собой. Ведь каждый из последующих этапов обладает чертами преемственности с предыдущим.

От Средневековья к Новому времени человечество прошло через эпоху Возрождения. Однако последняя из этих ступеней развития общества уже несла в себе все черты последующего периода. Именно поэтому считается, что после эпохи Средневековья Возрождение и Новое время - это уже практически один период.

Расцвет древних цивилизаций

Античность, Средневековье и Новое время являются тремя великими эпохами. Все они сыграли свою значимую роль в истории стран Западной Европы. Для того чтобы лучше понять разработанную современными авторами концепцию, необходимо вспомнить тот путь, который прошло человечество от Средневековья к эпохе Нового времени.

Итак, начнем с рассмотрения Античности. В нее входит история Древнего Рима и Древней Греции.

Зарождение культуры того времени имело место в Элладе. Древние греки создали настоящий эталон прекрасного в различных сферах, в том числе в музыке и в скульптуре, в литературе и в архитектуре. Огромное влияние на развитие цивилизации в этом государстве оказывали философы Аристотель, Платон, Пифагор, Сократ Архимед и Евклид. Воплощением духа Древней Греции были Олимпийские игры, которые включали в себя не только спортивные состязания, но и религиозные, а также театральные шествия. В конце пятого века государство было захвачено Филиппом – царем Македонии, а после распада этой державы стало одной из провинций Римской империи. Этим Греция еще более укрупнила государство, добивавшееся гегемонии на всей территории Средиземноморья.


У древних римлян не было своей культуры. Однако им удалось воспринять и преобразить греческую. В Древнем Риме был хорошо развит институт рабства. Именно поэтому в стране имели место два антагонистических друг другу класса. Они были представлены рабовладельцами и рабами. Для усмирения восстаний последних, а также для завоевания новых территорий в Древнем Риме, все большая роль отводилась армии во главе с вождями.

Завершение античного периода

Конец Римской империи наступил одновременно с ее завоеванием германскими и прочими племенами. Это позволило истории в цепочке Античность - Средневековье - Новое время перейти на следующий этап. Однако данный период длился достаточно долго.

К началу 2-3 вв. Римская империя занимала значительные территории. Для наведения внутреннего порядка, а также для охраны границ и завоевания новых земель ей необходимо было содержать огромную армию, что требовало колоссальных средств. Для их получения на подданных империи возложили обязанности уплаты налогов. При недоимках граждане должны были отдавать казне свое имущество.

Одновременно с этим в Риме существовал и рабский труд. Он препятствовал развитию страны. Ведь рабы были не заинтересованы в хозяйстве и трудились лишь по принуждению.

Основной опорой римского императора была армия и чиновники. Все это приводило к тому, что военные выдвигали на престол только своих представителей, которые позже свергались другими подобными претендентами на власть.

Углубление кризиса происходило и в духовной жизни. Народ был лишен гражданских свобод, из-за чего в обществе наблюдался моральный упадок.


Одновременно с этим происходило постепенное перемещение на юг и на запад германских племен, которых в истории называют варварами. В конце 4, в 5 и в первой половине 6 века Римская империя была завоевана этим, а также иными народами, которые ранее поселились на ее территории. Завоеватели не шли огромной армией. Однако под их ударами произошло разрушение имперской системы управления. На завоеванных территориях стали возникать первые германские королевства.

Приход новой эпохи

Средневековье является периодом, который в истории Европы охватывает более тысячи лет. Это эпоха, когда человечество смогло заложить многие основы сегодняшнего мира. Так, в Средние века произошло развитие языков. Именно на них до настоящего времени разговаривают многие жители Европы. К тому же к концу этой эпохи, когда начался переход от Средневековья к Новому времени, на этих территориях окончательно сформировались многие нации. И на сегодняшний день их уклад жизни, а также особенности психологии мало чем отличаются от прежних. Помимо этого, именно в Средневековье сложилось большинство европейских государств с их парламентами и судебными системами.

Многие исследователи считают этот период застойным. Они подкрепляют свое мнение, в частности, тем, что на смену образованию, которое было всеобщим в древнем Риме, пришла неграмотность. Именно из-за этого в Средневековье исчезла художественная литература. Проводниками грамотности являлись лишь монастыри, в которых монахами велись летописи с рассказами о событиях, происходивших вокруг.


В Средние века с подозрительностью относились к любым новшествам. В новых идеях церковь, контролировавшая многие стороны общественной жизни, видела только ересь. Отступники наказывались очень сурово. Все это и приводило к тому, что перемены в духовной и общественной жизни, а также в технике и в науке были незначительны. Европа будто оказалась в тысячелетней спячке.

Новое время

Перемены в истории Европы наступили лишь к началу 16 в. Именно тогда и произошел переход Средневековья к раннему Новому времени. Он был постепенным. Ведь любой период в завершении эпохи невозможно отметить конкретной датой.

Переход жителей Европы от Средневековья к Возрождению и Новому времени привел в конце концов к политической демократии и к появлению рыночной экономики, к принятию научного взгляда на мир, а также к промышленной, а после этого и к научно-технической революции.

По мнению специалистов, окончательным переходом от Средневековья к Новому времени в Западной Европе необходимо считать середину 17 в., когда произошла английская революция. Как же рассматривается до этого времени период, который длился с начала 16 в.? Это был исторический промежуток, названный кануном возникновения следующей эпохи.

Различия в чертах Средневековья и Нового времени отмечаются в формировании особого типа личности. Так, ранее человек прежде всего рассматривался как часть большого или маленького коллектива. Это могло быть сословие или церковь, цех, община и т.д. С наступлением Нового времени основой существования человека стал поиск Бога в самом себе, общение с которым было вовсе не обязательно с помощью церковной иерархии. Таким образом, люди были отделены от коллектива. Такие перемены стали возможны благодаря Возрождению. Это был период, когда феодальная эпоха пришла к своему завершению, и началось формирование раннекапиталистических отношений. На этом переломном моменте и произошло зарождение новой культуры, которая стала уникальной по своей выразительности.

На сегодняшний день нам известны те различия, которые имеют место в философии Средневековья и Возрождения. Новое время принесло с собой гуманизм. Основным содержанием этой идеологической основы стал культ человека. Он был поставлен в центр мироздания и имел связи с земными и Божественными мирами. Таким образом, философия Средневековья и философия Нового времени имеют между собой существенные отличия.


Люди, жившие в период Возрождения, считали Античность идеальным историческим периодом, расцветом искусства и науки, общественной жизни и государства. Все это было разрушено варварами. А после Средневековья «золотой век» получил свое второе рождение. Вновь стала использоваться классическая латынь, которая в свое время была заменена на грубые наречия. Отсюда и название этой эпохи – Возрождение.

Различия Средневековья и Нового времени заключены еще и в том, что впервые в истории наиболее уважаемые люди, составляющие элиту государства, не обязательно имели знатное происхождение. Они поднимались по социальной лестнице исходя из принципа обладания ими определенными способностями и познаниями.

Благодаря эпохе Возрождения в Центральной и в Западной Европе началось общественное движение, которое вошло в историю под названием Реформации. Под его влиянием церковное единство средневековой Европы было полностью разрушено. Любому человеку можно было решать самому, какой религии он должен придерживаться для спасения своей души. Все это наложило определенный отпечаток на психологию людей. Те идеи, которые были высказаны реформаторами, буквально преобразили всю Европу. В конечном итоге феодализм окончательно утратил свои позиции, и ему на смену пришли буржуазные отношения.

Рассмотрев основные каноны философии эпохи Средневековья, Возрождения и Нового времени, можно окончательно понять, что же происходит в нашем мире сегодня.

Крах Империи

Как уже было сказано, Средние века в истории человечества начались с падения Римской империи, после чего пришли варвары, принявшиеся разрушать созданные ею идеалы и смыслы. Если перенести на сегодняшний день выводы ученых, сделанные практически столетие назад, то можно утверждать, что в современном мире имеют место аналогичные процессы.

Под супердержавой мы понимаем Соединенные Штаты. Конечно, многие люди считают по-другому, полагая, что империей можно назвать КНР. Однако, несмотря на бурные темпы развития Китая, большинство исследователей считает, что делать это пока рановато.

В чем же проявляется «разложение» США? На начало подобной тенденции, по мнению аналитика Джефри О,Нила, указывают несколько составляющих. Среди них:

  1. Кризисные явления в мировой экономике, берущие свое начало в США. Это и раздутый рынок кредитования населения страны, и финансовая воронка, в которой сначала оказываются банки Америки, а после и всех остальных государств мира. А все дело в том, что народ США привык жить не по средствам. То же самое делали древние римляне. Они всегда были уверены в том, что разделят награбленное у других народов, с которыми вели кровопролитные воины. Разрушение Римской империи произошло в том числе и из-за недостаточного объема денежных резервов. Супердержава античного времени была раздроблена в связи с невозможностью финансирования своей армии на должном уровне.
  2. Отсутствие сплоченного общества. Причиной краха США может стать не только экономический фактор. На сегодняшний день в американском обществе сложно говорить о наличии какой-либо демократии или о консолидации перед законом. Каждая из существующих в стране общин пытается утвердить свое мнение. Например, мусульмане высказываются о необходимости изменений законов страны с целью получения исламскими идеологами больших полномочий.

Однако наступление Нового Средневековья возможно не только из-за крушения государственных институтов Америки. Это многими авторами рассматривается только как частный случай. В нашем мире происходит разрушение государств вообще. Причем процесс этот является достаточно глобальным. Впервые о нем заговорил Генри Киссинджер.

Да, тот фасад, за которым находится Империя, в настоящее время пока еще цел. Любая страна мира до сих пор считается независимой вершительницей собственной судьбы. Однако по всей планете уже происходят необратимые процессы разрушения государственности. Философия Нового Средневековья имеет место в связи с приходом новых феодалов. Ими являются глобальные корпорации, постепенно отбирающие у государства все его функции. Так, если раньше репрессивный аппарат был только в руках власти, то на сегодняшний день нет ничего удивительного в том, что у влиятельных на мировом рынке фирм имеется наемная частная армия, аналитическая и разведывательная служба и т. д.

Любой завод или фабрика, входящая в состав корпорации, имеют черты Нового Средневековья, так как представляют собой своеобразную крепость, имеющую хорошую охрану, свой внутренний распорядок и законы. Новые феодалы в лице корпораций полностью охраняют себя. При этом ни одному представителю государственной власти не разрешено просто так пройти на внутреннюю территорию фабрики или завода.

По своему усмотрению корпорации назначают или снимают госчиновников в ослабленных странах, занимаются продвижением политиков в Западной Европе. Другими словами, происходит постепенное вытеснение государства из ниши реальной власти.

Сегодня к нам из «темных веков» вновь начинают возвращаться многие негативные явления. Они касаются децентрализации систем управления, хаотичности экономического влияния и противоборствующих групп, рвущихся к власти. Государства постепенно теряют способность контроля над локальными и транснациональными силами, например, над наркомафией и сетевыми террористическими структурами. При этом начинается деградация цивилизованных и рациональных форм устройства общественной жизни. Особенно ярко подобное явление имеет место в странах третьего мира. Например, в Латинской Америке банды держат под своим контролем огромные районы мегаполисов. А в государствах Африки происходят войны между местными армиями, представляющими интересы местных «феодалов».

Локальные центры силы имеют место и в развитых странах. Все они бросают вызов власти и претендуют на создание своих «мини-государств».

Формирование черт человека Средневековья

После крушения Римской империи, как уже было сказано выше, произошло нашествие варваров. Они разрушили имеющиеся достижения, сформировав при этом новый тип человека.

В Новом Средневековье варвары представлены двумя группами. Первые из них – это те иммигранты, которые пришли с юга и прорвались в Империю (Европу), попирая при этом основы ее бытия. Арабы полностью отвергают законы принявших их стран. Им чужды европейская мораль и идеалы. Все их действия способствуют разрушению сложившейся у коренного населения системы ценностей. Столь мощных деструктивных процессов нет в США. Однако и в этой стране имеются свои иммигранты. Это китайцы, мексиканцы, а также представители прочих народов, продолжающих жить по своим законам.


Наблюдаются процессы зарождения Новое Средневековья и в России. Здесь также существует множество проблем с гастарбайтерами, а также в связи с особым развитием кавказского региона.

Еще одной категорией варваров являются представители «поколения протеста». К ним относят неформалов и хиппи, оккультистов и т.д. Все они с пренебрежением относятся к идеям позитивизма, на которых был воспитан человек Нового времени.

Рассмотрим те черты, которые характерны для представителей Нового Средневековья.

Дезинтеграция

Признаком перехода человечества к Новому Средневековью является возникновение в городах гетто и целых кварталов, в которых приняты свои законы. Живущие на такой территории социальные меньшинства противятся интеграции в государственную и городскую среду.

Примером тому могут служить китайские кварталы в США и мусульманские - в Европе. Подобная обособленность наблюдается не только среди иммигрантов. Она имеет место и в среде, представленной имущими классами. Эти люди стремятся отдалиться от города, окружают себя собственной инфраструктурой, которая не только не зависит от внешнего мира, но и на которую не распространяются государственные законы. Например, в США и во Франции есть много поселков для олигархов. Информация о них является закрытой. Кроме того, эти населенные пункты порой даже не указаны на картах GPS-навигаторов. К поселку Нового русского Средневековья можно отнести знаменитую Рублевку.

Неокочевники

Некоторые люди не имеют постоянного дома. Они перемещаются по всей планете и живут там, где посчитают нужным. Подобную категорию людей называют новыми или глобальными кочевниками. Как правило, ими становятся представители свободных профессий, которые не привязаны к той или иной местности. Это, например, писатели или фрилансеры. Такими свободными кочевниками являются и олигархи. У них есть дома и квартиры по всему миру, и они также не привязаны к определенному месту. В любую минуту олигарх может сесть на личный самолет и отправиться в любую точку земного шара.


Подобный институт неокочевников также свидетельствует об отмирании государства. Ведь у таких людей нет той страны, к которой они относились бы как к собственному отечеству. Они считают себя жителями мира и не связывают себя какими-либо обязательствами с государством. Напротив - границы, визы, необходимость служить в армии мешают им нормально жить, ограничивая свободу.

Элитарность науки

В период классического Средневековья обывателю был недоступен путь к знаниям. Так, крестьянам о строении мира рассказывали на церковных проповедях, а высшая знать приглашала к себе монахов, которые были для них консультантами. На сегодняшний день можно наблюдать аналогичные процессы.

Наука начинает прятаться от обывателя за стены элитарных вузов и специализированных городков, в которые попасть с каждым годом становится все труднее. Она становится участью избранных. Обывателю же преподносится лишь упрощенная интерпретация различных сфер знаний.

Авторитет

После ухода человека от логического и научного мышления у него возникает фанатизм и безграничная вера в определенную личность.

Типичными представителями людей со средневековым поведением являются неоязычники. Они никогда не признаются в своем авторстве и будут утверждать, что все то, о чем они говорят, уже было сказано в древности. В частности, неоязычники подают свои знания как существовавшие задолго до христианства. При этом они обращают взоры к авторитету предков.

Подобное явление можно наблюдать и в политике. Здесь также имеет место апелляция к авторитету. Политические группировки молодежи не занимаются разработкой новых концепций. Их основная задача заключена в выборе уже существующих авторитетов и ссылка на них. К таким группировкам относят сталинистов и ленинцев, либералов и т.д.

Фанатизм

Подобная черта также характерная для человека Нового Средневековья. Так, неоязычники апеллируют к авторитету предков, сталинцы ссылаются на авторитет Сталина, и т.д. Причем все это для них настолько свято, что не подлежит никакому сомнению. Тот, кто не согласен с их мнением, подвергается остракизму и презрению. А это является излюбленным делом человека Средневековья. Он стремится, как можно больнее и сильнее оскорбить своего оппонента, используя соцсети. Контраргументы для него при этом даже и не нужны.

Неуверенность

По мнению Умберто Эко, данный термин является ключевым словом Средних веков. Человек в этот период испытывал постоянный страх. Этому способствуют и нынешние СМИ, рассказывая нам о конце света, постоянной угрозе экологической катастрофы, ядерной войны, крахе рынка и экономики, распространении смертельного вируса и т.д.

Сюда же подключаются и мусульманские варвары Европы. Они распространяют страх и неуверенность среди людей грабежами, изнасилованиями и драками. Этому же способствуют действия мирового мусульманского террористического движения.

Люди Нового Средневековья лишены безопасности. В них, помимо массовых страхов, живет вера в заговоры масонов, иллюминатов, рептилоидов, инопланетян и т.д.

После рассмотрения основных черт Нового Средневековья у простого обывателя непременно возникнет мысль о том, можно ли не допустить развития этого исторического процесса. Разумеется, да. Однако для этого потребуется осознанность происходящего и применение собственного плана конструирования Нового мира.

Изменения мобильности в средние века демонстрирует история высших слоев привилегированных классов. Для краткости изложения возьмем в качестве примера Францию. Последующее изложение можно с соответствующими модификациями отнести и насчет других европейских стран.

На заре средневековья в Европе наблюдается интенсивная вертикальная мобильность. Среди тевтонцев, франков и кельтов в этот период слой лидеров был открыт почти каждому, у кого обнаруживался необходимый талант и способности. Систематические вторжения готов, гуннов, ломбардов, вандалов нарушали социальную стратификацию Римской империи. Один аристократический род исчезал за другим, к власти приходили все новые и новые авантюристы. Так были разрушены староримские аристократические и сенаторские фамилии. Откровенные авантюристы стали основателями новых династий и новой знати. Так появились Меровинги, а позднее Каролинги с их знатью. Из кого же рекрутировалась знать этого периода, так сказать, noblesse du palais, которая вытеснила сенаторские слои Рима? Ответ прост.

«В VI веке еще возможно было встретить некоторые сенаторские фамилии благороднорожденных и богатых благодаря унаследованному богатству. Но в VII веке эта знать исчезла полностью и была вытеснена новой знатью королевских чиновников или noblesse du palais. Законы франков оценивали выше тех, кто находился на службе у короля, чем представителей старинных аристократических семей. Не длинный перечень выдающихся предков, а государственная служба делала человека благородным. В практике общества Меровингов даже высшие ранги знати были настолько открытыми, что даже слуга довольно легко и быстро мог подняться до самых высоких государственных позиций. Знать того времени в своей генеалогии указывала только на дворянство отца и не более».

Поэтому среди графов и дворян мы находим таких, как Эбрион, - maitre des Palais - и других, вышедших из слуг, разбойников и прочего способного люда простого происхождения. Это положение сохранялось и при Каролингах, ибо и при них значительное число герцогов и графов вышло из слуг или низших общественных слоев.

В общем, до XIII века не было особых юридических препятствий для социального восхождения. Последний простолюдин, если он смелый и способный, мог стать дворянином - chevalier; тот, кому по силам было купить поместье, также мог стать дворянином. Не требовалось никакой санкции короля для признания законности дворянского достоинства. Но после XIII века появились первые симптомы социальной изоляции и один за другим стали отсекаться пути проникновения в высшие классы. Мобильность, правда, не исчезла вовсе, но она резко сократилась на протяжении XIII и первой половины XIV века.

Столетняя война, крестьянское восстание (Жакерия), парижское восстание 1356–1358 годов, междоусобная борьба бургундцев и арманьяков вновь сдвинули вертикальную мобильность со второй половины XIV века с нулевой отметки. Новые люди опять стали проникать в высшие слои знати, численно сокращалась старая знать. Помимо традиционных каналов социального восхождения стали появляться новые: королевские legistes, муниципалитеты и городские коммуны, гильдии и, наконец, накопление капитала. С колебаниями этот процесс продолжался до начала XVIII века, то есть до тех пор, пока вновь не появились сильные препятствия мобильности. Великая французская революция и период Наполеоновской империи (когда, «кто был ничем, стал всем» и наоборот) ознаменовали эпоху наивысшей по интенсивности вертикальной мобильности. Таковы вкратце основные циклы вертикальной социальной мобильности во Франции.

Изучение вертикальной мобильности внутри политической стратификации других стран обнаруживает периоды особенно ярко выраженных перемещений. В истории России такими периодами были: вторая половина XVI века - начало XVII века (правление Ивана Грозного и последующее междуцарствие), царствование Петра Великого и, наконец, последняя русская революция. В эти периоды почти по всей стране старая политическая и правительственная знать была уничтожена или низложена, а «выскочки» заполнили высшие ранги политической аристократии. Хорошо известно, что и в истории Италии таковыми были XV–XVI века. XV век с полным правом называют веком авантюристов и проходимцев. В это время историческими протагонистами часто были люди из низших сословий. Никто больше не обращал внимания на традиции и условности; все определяли личные качества.

В истории Англии такими периодами были следующие эпохи: завоевание Англии Вильгельмом, гражданская война середины XVII века.

В истории США - середина XVIII века и период гражданской войны.

В большинстве европейских стран Ренессанс и Реформация представляли собой периоды чрезвычайно интенсивной социальной мобильности.

Наконец, и наше время с начала XX века принадлежит к очень «мобильному» веку в смысле политических и экономических перемещений. Это все тот же век авантюристов, проходимцев и карьеристов. Ленин и другие диктаторы в России, Муссолини и фашистские лидеры Италии, Мазарик и чешские политические деятели, Мустафа Кемаль в Турции, Радич и другие «новые люди» в Сербии, Реза-хан в Иране, политическое руководство Эстонии, Польши, Латвии, Литвы, лейбористское правительство Великобритании, социал-демократическое правительство Германии, новые лидеры Франции и т. д., с одной стороны, полное уничтожение или низложение королевских фамилий Габсбургов, Гогенцоллернов, Романовых, Оттоманов и др., а также политической аристократии конца XIX века, с другой, - все это очень явно свидетельствует о мобильном характере нашей эпохи, по крайней мере в области политической мобильности.

Все, что было сказано о флуктуациях мобильности в сфере политической стратификации, можно повторить и по отношению к экономической и профессиональной вертикальной мобильности.

Чтобы не быть многословным, я опущу соответствующий исторический экскурс для подтверждения этого тезиса. Впоследствии я еще приведу данные, которые в какой-то степени прояснят этот процесс.

На основании всего вышесказанного и того, о чем еще пойдет речь, можно считать, что и четвертое утверждение ратифицируется всем ходом истории.

1. Древний мир (Конец IV тыс. до н. э. – конец V в. н. э)

Новое время (XVI – нач. XX в.) Распространение капиталистических отношений. Промышленные революции, формирование индустриальных обществ. Разнообразные формы правления (монархия, ограниченная монархия, республика). Светская культура.

Какие основные характеристики средневековья вы могли бы назвать? Примитивная техника и технология. Поступательное развитие Условная собственность на землю (земля – высшая ценность, но пользование ею сопровождается условиями: для рыцарей – военной службой сеньеру, для крестьян – уплата феодальной ренты. Господство натурального хозяйства. Строгая иерархическая структура общества. Неограниченная власть монарха. Теоцентризм – религия пронизывает все сферы жизни общества.

Какие важнейшие события истории Средневековья вы могли бы назвать? IV - VII вв. Великое переселение народов 486 Возникновение франкского государства 527 - 565 Правления византийского императора Юстиниана I 622 г. Зарождение ислама VII - VIII вв. Арабские завоевания VII - XI вв. Сутки викингов 732 г. Битва под Пуатье, Победа франков над арабами 800 г. Образование Франкской империи 843 г. Верденская соглашение, деление империи Карла Великого 962 г. Основание Священной Римской империи 1054 Разделение христианской церкви (схизма) на католическую и православную 1066 Нормандское завоевание Англии 1077 Встреча императора Генриха IV и папы Григория VII в Каноссе 1096 - 1270 Крестовые походы 1099 Взятие Иерусалим крестоносцами 1147 Первое письменное упоминание о Москве 1204 Взятие Константинополя крестоносцами 1209 - 1229 Альбигойские войны 1215 Великая хартия вольностей 1223 - 1242 Монголо-татарское нашествие на земли Восточной Европы 1265 Возникновение английского парламента 1291 Потеря крестоносцами последних крепостей в Палестине

Какие важнейшие события истории Средневековья вы могли бы назвать? 1302 Возникновение Генеральных штатов во Франции 1309 - 1377 Авиньонскоепленение пап 1337 - 1453 Столетняя война между Англией и Францией 1347 - 1350 Эпидемия чумы в Западной Европе ("черная смерть ") 1378 - 1417 Великая схизма католической церкви 1380 Куликовская битва, начало освобождения Московской Руси от монголотатарского нашествия 1389 Битва на Косово поле. Разгром турками сербского войска XIV - нач. XVI в. Объединение русских земель вокруг Москвы 1402 Битва у Анкары. Разгром турок Тимуром 1410 Грюнвальдская битва. Разгром Тевтонского ордена 1415 Сожжение Яна Гуса 1419 - 1434 Гуситские войны 1439 Флорентийская уния 1445 Изобретение книгопечатания И. Гутенбергом 1453 Взятие турками Константинополь 1477 Завершение объединение Франции. Поражение бургундцев. Гибель Карла Смелого 1455 - 1485. Война Алой и Белой розы 1479 Образование Испанского королевства 1480 Конец татарского господства в Северо-Восточной Руси 1492 Завершение Реконкисты

1. Когда появляется термин Новое время? Понятие «новая история» появилось в европейской историко-философской мысли в эпоху Возрождения в 15 в. как элемент предложенного гуманистами трехчленного деления истории на древнюю, среднюю и новую.

Начало периода Нового времени: Английская революция середины XVII века, начавшейся в 1640 году Реформация (1517) Открытие испанцами в 1492 году Нового Света Падение Константинополя (1453) Начало Великой Французской революции (1789). Период новой истории закончился: Социалистическая революция в России в 1917 г. Первая мировая война 1914 – 1918 гг. Дискуссия по вопросу о периодизации новой истории продолжается и сегодня.

3. Какие существуют периоды Нового времени? Раннее Новое время – XVIII вв. (7 класс) Позднее Новое время – XIXв. (8 класс) Граница - Наполеоновские войны - от Великой французской революции до Венского конгресса.

Какие изменения в жизни общества происходят в Новое время? Рост значения централизованного государственного управления Великие географические открытия. Растущий интерес к античному наследию, человеку и изучающим его наукам. Распространение капиталистических отношений. Промышленные революции, формирование индустриальных обществ. Разнообразные формы правления (монархия, ограниченная монархия, республика). Светская культура.

Какие изменения в жизни общества происходят в Новое время? Развитие техники на рубеже XV-XVI веков. Одной из самых важных инноваций того времени оказалось книгопечатание. С наступлением Нового времени на смену ремесленному производству Средних веков приходит мануфактурный тип производства. На мануфактурах труд оставался ручным, но в отличие от средневековых мастерских было внедрено разделение труда, за счёт чего значительно выросла производительность труда. На мануфактурах мастера трудились не на себя, а на владельца мануфактуры.

Обширную группу составляют документальные источники. Совершенствование делопроизводства привело к существенному упрощению формы и к унификации документов в западноевропейских странах. Преимущественно на основании этого материала складываются наши представления об экономике и социальных отношениях эпохи. В XVI-первой половине XVII в. были по-прежнему широко распространены традиционные документы, фиксирующие феодальные поземельные отношения: государственные земельные кадастры» сеньориальные описи земель - реитали, записи крестьянских повинностей, общинные уставы. Однако наряду с этим увеличилось число договоров срочной аренды, что свидетельствовало о постепенной замене крестьяндержателей арендаторами. Богатейшая информация относительно самых разных сторон социальноэкономической жизни содержится в документах государственных учреждений и ведомств: центральных органов (королевских советов, канцелярий, казначейств, адмиралтейств, судебных и счетных палат) и местной администрации. Во второй половине XVI в. зародилась система записи актов гражданского состояния (рождений, браков, смертей) в регистрационных книгах церковных приходов, а позднее - и светских властей. Они являются важным источником сведений по демографии, генеалогии и социальной истории в целом. Обширен фонд документов церковной администрации на всех ее уровнях - от прихода до римской курии, включающий переписку пап, их буллы, донесения в Рим легатов и нунциев, миссионеров, протоколы заседаний синодов и соборов, собраний кальвинистских общин, церковных судов, инквизиции, индехсы запрещенных книг, послания и программные документы идеологов Реформации и других видных деятелей церкви.

Значение нарративных источников для изучения проблем социальноэкономической и отчасти политической истории в эту эпоху несколько снижается из-за обилия и полноты документального материала. В ряду нарративных источников выделяются прежде всего исторические сочинения. В полной мере это относится и к мемуарам. Жанр мемуарной литературы достигает подлинного расцвета именно в XVI - первой половине XVII в. , что было следствием развития ренессансной культуры с присущими ей интересом к человеческой личности, ее внутреннему миру и высоким престижем активной гражданской деятельности. Близки к мемуарам по характеру содержащейся в них информации дневники, получившие широкое распространение у представителей самых разных социальных слоев. Широко представлен среди нарративных источников эпистолярный жанр. Широкое распространение книгопечатания привело к расцвету принципиально новой разновидности повествовательных источников - публицистики. В рамках класса нарративных источников особое место занимают трактаты, которые по праву уже можно отнести к разряду научной литературы. Ценными историческими источниками являются также памятники художественной литературы этой эпохи с их ярко проявившимися национальными особенностями, а также народная поэзия, песенное творчество, популярная сатира.

Новое время – период всемирной истории, основным содержанием которого является переход от традиционного к индустриальному обществу.

Несмотря на все трудности и внутренние противоречия, Империя продолжала существовать. В ней сохранялись традиции древней учености, образованности, искусства и права. Между разными частями Империи поддерживались торговые связи. Она выстояла, несмотря на все перевороты и войны Ш века, хотя центр тяжести в Империи переместился в более богатые восточные провинции. В 330 г. император Константин основал на берегу пролива, отделяющего Европу от полуострова Малая Азия, новую столицу Империи - Константинополь. Однако Рим сохранил значение центра римского культурного мира.

Вместе с тем хозяйственная и общественная жизнь больше не сосредоточивалась в центре. Провинции внутренне обособились и от центрального правительства, и одна от другой. Все более усиливался натиск варваров на границы Империи. Миновали времена, когда Рим вел завоевательные войны против окружавших его варваров, теперь все чаще они вторгались в пределы Империи. Часть этих племен приходилось расселять в пограничных районах, чтобы с их помощью оборонять Империю. В V веке нажим варваров, прежде всего германцев, привел к катастрофе.

Отношения между Римской империей и варварами были напряженными и даже враждебными на протяжении столетий. Римляне стремились подчинить себе варваров, превратить пленных в рабов, которые были нужны им для ведения хозяйства и продолжения привычного образа жизни. Варвары, со своей стороны, искали в римских владениях богатую добычу и более плодородные, чем в Германии, земли. Начавшиеся еще во II в. до н. э. войны между Римом и варварами сменялись периодами относительного спокойствия. Жившие неподалеку от границ Империи племена вступали в торговлю с римлянами, усваивали некоторые хозяйственные и бытовые навыки, им присущие. Но нажим варварских племен на Империю со временем усиливался. Рост численности населения побуждал германцев искать новые территории. Германские племена, жившие в северных и восточных частях Европы, постепенно перемещались в южном и западном направлениях.

Резкий перелом в отношениях между Римом и варварами наступил после того, как гунны - воинственный народ, живший в Центральной Азии в I-II вв. н. э. стал переселяться на пространства Восточной Европы, тесня жившие там тогда племена готов.

Гунны из всех варваров, с которыми пришлось столкнуться римлянам, внушали им наибольший страх. Германцы были знакомы с земледелием, тогда как гунны являлись кочевниками. В этих одетых в шкуры всадниках непривычного монгольского типа римляне видели не столько людей, сколько порождения демонов. Под напором гуннов готы, жившие в Северном Причерноморье, перешли Дунай и стали передвигаться на север Балканского полуострова, в римские владения. Константинопольский император разрешил им поселиться в римской провинции Фракии в качестве союзников Империи. Но насилия и злоупотребления римских чиновников привели к тому, что готы оказались перед угрозой голодной смерти и восстали. В 378 г. в битве между готами и римскими легионами при Адрианополе императорская армия была разгромлена и сам император погиб. Войска готов подошли вплотную к Константинополю, но властям удалось достичь с ними соглашения, расселить их в своих владениях на Балканском полуострове и часть готских вождей включить с их людьми в императорскую армию.

Вторжение в Европу полчищ гуннов явилось тем историческим толчком, который превратил борьбу между варварами и Римом в завоевание ими Империи. Движение германских и иных племен под влиянием этого толчка получило название Великого переселения народов. Но, несмотря на поражение при Адрианополе восточная половина Империи устояла. Иной оказалась судьба западной части Империи.

В конце IV, в V и в 1-й половине VI в. запад Римской империи был завоеван племенами германцев и некоторых иных народов, которые расселились на ее территории. Завоеватели были не столь уж многочисленны и составляли небольшой процент населения в захваченных ими провинциях. Но под их ударами рушилась имперская система управления. Разрушение и разграбление городов и имений вели к окончательному распаду старых связей внутри Империи.

Местное население было терроризировано. Однако отношение его к завоевателям было двойственным. Захватчики внушали страх. «В городах, страдания, пожарища, руины и скорбь. Лишь дым остался от Галлии, сгоревшей во всеобщем пожаре», - писал очевидец.

И вместе с тем от взгляда свидетелей германских нападений не укрылось то, что порядки, которые несли с собой варвары, сулили облегчение тяжелого положения подданных Империи. «Римляне сами себе были врагами худшими, нежели внешние враги, - писал в V в. священник Сальвиан Марсельский - и не столько варвары их разгромили, сколько сами они себя уничтожили. Чтобы не погибнуть под тяжестью государственного бремени, они идут искать у варваров римской человечности, поскольку не могут больше сносить варварской бесчеловечности римлян».

На завоеванных территориях возникли первые германские королевства. Конечно, это еще не были государства в прямом смысле. Стоявшие во главе их короли были, прежде всего, племенными вождями, предводителями боевых дружин. В их королевствах не существовало единой системы права, и местное население продолжало жить по римским законам, тогда как германцы придерживались их правовых обычаев. Не было и системы управления. Единственной организацией, уцелевшей после завоевания, была церковь, епископы которой сохраняли свое религиозное и общественное влияние.

Германцы постепенно приняли христианскую религию, хотя значительной мере внешне, потому что их старое язычество все сохраняло свою силу.

Наиболее, пожалуй, драматичным моментом в истории падения Западной Империи был захват Рима готами. Король вестготов (западных готов) Аларих двинулся с Балкан на Италию и в 410 г. захватил и разграбил Рим. Завоевание это не имело длительных практических последствий, потому что вестготы вскоре перешли в Южную Галлию и Испанию. Однако тот факт, что, как его называли римляне, Вечный Город пал под ударами варваров, произвел огромное впечатление на современников. Взятие Рима готами в 476 году ознаменовало конец эры высокой античной цивилизации и начало периода средних веков.

Средневековье – эпоха в истории Европы, охватывающая более тысячи лет, которые отделяют времена поздней Римской империи, когда она была завоевана и заселена германскими и другими племенами, от времен Великих географических открытий, когда Христофор Колумб достиг Америки (1492 год) и было положено начало колониальным захватам; мир перестал быть разобщенным, и началась подлинная эпоха всемирной истории.

Средневековье – это эпоха, когда были заложены многие основы современного мира. В Средние века развились те языки, на которых и поныне говорит население Европы, и сформировались – к концу этой эпохи – европейские нации с их укладом жизни и особенностями психологии. В ту эпоху сложились основные европейские государства, многие парламенты и судебные системы.

Однако для многих Средневековье – период застоя, тысячелетней спячки Европы. Всеобщее образование, характерное для Древнего Рима, сменилось в Средневековье всеобщей неграмотностью. Грамотность была доступна немногим, ее проводниками были монастыри. Монахи вели летописи с рассказами о происходящих вокруг событиях, художественная литература исчезла. Средние века – эпоха господства обычая, традиции, уважения к «седой старине». К новшествам в народе сплошь и рядом относились с подозрительностью, а церковь, которая контролировала многие стороны жизни общества, нередко видела в новых идеях ересь, отход от истинной веры, и сурово наказывала еретиков. Так как церковь была господствующей силой в средневековом обществе, то перемены в общественной и духовной жизни, в науке и технике происходили очень медленно.

Завершением Средневековья мы считаем начало XVI в. Однако любое завершение в истории есть не единовременная дата, а относительно длительный переходный период. Новое время, в которое мы живем, характеризуется процессами, приведшими к господству рыночной экономики, политической демократии, научного взгляда на мир, к промышленной, а затем и научно-технической революции. Специалисты обычно отсчитывают начало Нового времени в Западной Европе с середины XVII в., с Английской революции. Таким образом, период от начала XVI до середины XVII в. является неким историческим промежутком, который мы назвали кануном Нового времени.

Характерным для Нового времени является сложение особого новоевропейского типа личности. Этот тип личности весьма отличен от средневекового. Человек Средневековья был в первую очередь частью некоего большего или меньшего коллектива - церкви, сословия, общины, цеха и т.п. Человек Нового времени отделен от коллектива, основы для своего существования он ищет в самом себе, даже с Богом он предпочитает сноситься напрямую, а не через церковную иерархию.

Период «канунов», о котором мы говорим, и есть время сложения этого нового типа личности, сложения новых отношений людей друг с другом, с Богом, с окружающим миром. Европа знала различные и переплетающиеся между собой пути к этому. Исторические явления, благодаря которым стали возможны указанные перемены, которые сами возникли в результате этих перемен, - Возрождение и Реформация. Исход феодальной эпохи, формирование раннекапиталистических отношений породили духовную культуру, уникальную по своей выразительности. Ее идеологической основой стал гуманизм, главное содержание которого – культ человека, поставленного в центр мироздания, связанного с Божественным и земным мирами.

Люди, жившие в Средние века, не знали, что они - люди Средневековья. Люди Возрождения знали, что их время - эпоха Возрождения. По их воззрениям. Античность - некий идеальный исторический период. Тогда процветали науки и искусства, государства и общественная жизнь. Потом пришли варвары, и свет знаний померк, вместо латыни появились грубые наречия. А в их время - в Италии XIV-XVI вв. - снова возродился «золотой век», снова возродилась классическая латынь. Отсюда и название эпохи - Возрождение, или, как стали говорить позже, на французском языке - Ренессанс.