Николай бартрам. Игрушечный меценат. «Прелестный фанатик идеи» добивается своего

Москва, издательство Русского театрального общества, 1-я Образцовая тип., 1923. 8 с. с ил.; Тираж 8000 экз. В цветной иллюстрированной издательской литографированной обложке. 33,2х25 см.

Бартрам, Николай Дмитриевич - художник, искусствовед, имя которого в переводе со старошотландского означает «черный ворон». Родился в д. Семёновка Льговского уезда Курской области. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1889 - 1891) у В. И. Бакшеева, И. А. Мартынова. В начале 1900-х иллюстрировал детские книги, рисовал для детских и юмористических журналов «Светлячок», «Шут» и др. Автор рисунков и эскизов различных изделий из дерева и игрушек. Исполнил иллюстрации к книгам «Сказка про славного царя Гороха и его прекрасных дочерей» Д. Н. Мамина-Сибиряка (1918) и «Сказка про царя Салтана» А. С. Пушкина (1923). Был организатором Музея образцов при Кустарном музее в Москве (1907, ныне Музей народного искусства) и Музея игрушки (1918, директор в 1921 - 1923), Принимал участие в работе комиссии по охране памятников старины. Много сделал для возрождения народного прикладного искусства; собрал большую коллекцию предметов прикладного художественного творчества Курской губернии (пожертвована художником Археологической комиссии Курской губернии, хранится в Курском областном краеведческом музее), открыл в родовой усадьбе Семёновка учебно-столярную мастерскую для детей ближайших деревень, которой руководил 10 лет (1893 - 1903), преподавал в учебных мастерских кустарного дела Московского губернского земства (1907 - 1916), на курсах художественной игрушки при Московском техникуме кустарной промышленности (1926 - 1931). Написал ряд статей о художественной игрушке и народном искусстве. Получил как автор две золотые медали Международной выставки декоративных искусств и современной художественной промышленности в Париже (1925) за экспонаты по классу IX «Роспись» и по классу XVI «Игры и игрушки». Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Бартрам, Николай Дмитриевич (24 августа 1873,Семёновка Льговского уезда Курской губернии―13 июля 1931, Москва) ― искусствовед, музейный деятель, коллекционер. Родился в семье художника-акварелиста Дмитрия Эрнестовича Бартрама. У отца была небольшая домашняя мастерская, где Дмитрий Эрнестович вычивал игрушки. Николай ещё в раннем возрасте научился мастерить и рисовать. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1889-1991), но из-за слабого здоровья вернулся домой. Там организовал учебную мастерскую по изготовлению деревянных игрушек, которой руководил 10 лет. Стал изучать историю русской игрушки, что привело его к знакомству с трудами историка И. Е. Забелина и этнографа В. Н. Харузиной, а затем и с ними самими. Н. Бартрам начал собирать впоследствии значительно разросшуюся коллекцию отечественных и зарубежных игрушек. Вместе с игрушками он привозил из поездок по губерниям пояса, старинные женские платки, сарафаны, предметы быта. В 1900-1903 гг. Бартрам проехал по Европе. Побывав почти во всех игрушечных мастерских, привезя в Россию чемоданы кукол, солдатиков, игрушечных животных. Вспоминая их московскую квартиру в Калашном переулке, дочь Бартрама А. Н. Изергина пишет:

Деревянная, неполированная, с геометрической резьбой мебель из семеновской мастерской, тахта, обшитая домотканным сукном, на ней подушки из набойки и китайки; на стенах лубки: «Бабелина - героиня Греции», «Как мыши кота хоронили», «Лестница жизни» и др.; висячие витрина и шкаф с игрушками: сергиевскими, богородскими, вятскими, городецкими, немецкими, японскими и многими другими. Они притягивали нас, детей, как все необычное, сказочное. На резной висящей полке стоял большой поливной зелено-синий кувшин из Скопина, необычной формы, с носом не то птицы, не то зверя. Кроме этого всего прочего, Бартрам собирал нэцке ― японсеи статуэтки, предметы детской жизни: учебники, тетради, детскую посуду.

С 1904 года Бартрам художник Московского губернского земства, заведующий художественным отделом Кустарного музея (1904-1917). Им организована при музее мастерская игрушек, где изготавливали кукол с фарфоровыми головками в русских народных костюмах. Бертрам первый в России подал идею архитектурной игрушки. Сделав архитектурные обмеры исторических объектов, он создал игрушки «Красные ворота», «Сторожевая башня», «Сухарева башня», «Люди XIX века», композиции «Городок XVII века», «Уголок старой Москвы». Известный искусствовед Александр Бенуа писал в журнале «Аполлон»: «Теперь в Москве затеяли спасти производство народных игрушек, ибо, действительно, оно падает, вымирает, теснимое фабричной дешевкой… Бартрам, стоящий во главе этого дела, такой прелестный фанатик идеи, такой труженик, такой знаток, такой художник, ему уже удалось столько сделать, что я не могу не желать ему и дальнейших успехов». А. Н. Изергина вспоминала: «Знаешь, ― говорил он, ― ведь каждая игрушка ― это зеркало жизни человеческой… Если все имеющиеся у меня игрушки систематизировать, можно даже из них создать экспозицию небольшого Музея игрушки. Вот будет здорово! Будут приходить детишки, можно будет вести за ними наблюдения, поставить научную работу!» В 1918 году по инициативе Бартрама в Москве открылся Музей игрушки. Экспозиция находилась в четырёхкомнатной квартире Бартрама на Смоленском бульваре и постепенно пополнялась игрушками и десткими предметами из национализированных усадеб. Бартраму удалось собрать внушительную коллекцию детских портретов XVIII-XIX вв. Н. Д. Бартрам был назначен председателем Союза работников декоративного искусства и художественной промышленности (1916-1920), заведующим Комиссии декоративного искусства Коллегии Главмузея Наркомпроса. Являлся членом Комиссии по охране памятников искусства и старины Наркомпроса. Он был избран действительным членом Государственной академии художественных наук. В 1924 году Музею игрушки отдали особняк Хрущевых-Селезневых на Пречистенке (сейчас там Государственный музей А. С. Пушкина). По свидетельству современников, музей уступал по посещаемости лишь Третьяковской галерее. Директором по-прежнему оставался Н. Бартрам. Позже музей перевели в подмосковный Сергиев Посад.

Бартрам Н. Д. – личность в контексте культуры России первой трети 20 века

Отмечая 85-летие музея игрушки, мы оглядываемся назад, на пройденный им почти вековой путь, который не может быть воспринят в отрыве от истории нашей Родины со всеми ее перипетиями, взлетами и падениями, муками и радостями. Точно так же этот путь на этапе становления музейной жизни не может быть рассмотрен вне личности его основателя – Николая Дмитриевича Бартрама, 130-летие которого отмечается в текущем году. Он был поистине из тех исследователей, которые, не замыкаясь в рамках своего узкого предмета, искали более широкого применения своим многогранным природным талантам, которому довелось жить и творить в удивительное время – вторую половину 19-начало 20 вв., которое в России назвали «серебряным веком», и которое позволило ему, как и целому ряду его коллег, наиболее полно выявить и применить свои таланты. Так профессиональный художник Бартрам проявил и применил свой талант к различным сферам культуры и искусства. Его личность и у современников, и у потомков снискала довольно противоречивые оценки. Одни представляли его альтруистом и подвижником, другие – предприимчивым коллекционером и удачливым деятелем от народного искусства, третьи – космополитом, насаждавшим на русской почве чуждые нам западные концепции. Не менее разнополюсными являются и высказывания о его творчестве. Однако история признает только факты, к которым мы обращаемся вослед его 130-летнему юбилею, пытаясь сегодня уяснить роль личности основателя музея игрушки в истории российской культуры. Нельзя сказать, чтобы Н.Д. Бартрам был обижен критикой. Ему посвящено, по крайней мере, полдесятка монографических статей, в которых подробно прослеживается его творческий путь, основными источниками, для определения которого являются его собственные статьи, воспоминания его дочери Анастасии Николаевны Изергиной, частично сохранившееся эпистолярное наследие самого Н.Д. Бартрама и его дочерей – Анастасии и Марии. Истоки формирования личности художника нужно искать в его семейном окружении, в обстановке быта семьи Бартрамов, в природе его «малой родины» – Льговского уезда.

Н.Д. Бартрам родился в имении Семеновка Курской губернии, что в 30 км от Льгова, в усадьбе, построенной дедом, 24 августа (5 сентября) 1873 г. в семье художника Дмитрия Эрнестовича Бартрама. Род Бартрамов происходил из Шотландии, а после завоевания ее Англией, как и многие другие свободолюбивые шотландцы, покинул страну и переселился в Швецию. Они жили в Выборге, который, как и вся Финляндия, принадлежал в то время этой стране. Д.Э. Бартрам имел неплохие способности к живописи и закончил Императорскую академию художеств как художник-акварелист. Некоторое время он работал в мастерских художников Стрелкова и Рыбникова, потом у архитектора В.О. Шервуда при строительстве Исторического музея. (Может быть, отсюда протянулась ниточка, позже связавшая с Историческим музеем и с его основателем Иваном Егоровичем Забелиным Николая Бартрама). Д.Э. Бартрам много путешествовал, бывал в Швейцарии, Франции, Флоренции, Финляндии (По этим дорогам позже проехал и его сын). Естественно, что он со своими художественными вкусами оказал огромное влияние на формирование творческого кредо мальчика. Кроме того, он мог много сделать своими руками: скамеечки, ящики и шкатулки, переплеты для альбомов, подчасники. Эта любовь к рукоделию передалась и его сыну. Священным и волшебным местом для маленького Николая был кабинет отца, где «он впервые узнал о скрытых в людях возможностях творить, создавать то, что глубоко в душе зарождалось, вынашивалось человеком и, наконец, находило свое воплощение в жизни».

«Сделавшись постарше, он помогал отцу в его работах: резал, точил, строгал, постепенно постигая всю технику столярного дела. Запах дерева, казалось ему, впитался в него, и любовь к нему его никогда не оставляла» (А.Н. Изергина).

Тогда зародилась в нем идея учебной мастерской игрушечно-столярного дела, которая окончательно оформилась в 1893 г. Будучи уже немолодым человеком, он женился на местной дворянке Анастасии Михайловне Кусаковой, мать которой была из рода декабриста Н.В. Басаргина. В противоположность Д.Э. Бартраму – серьёзному и молчаливому, она была веселой и озорной. Ее брат Лев, имение которого «Береза», находившееся рядом с бартрамовским, где ребенком любил бывать Николай Бартрам, тоже оказал влияние на мальчика. Он был талантливым художником-самоучкой, знатоком и любителем искусства. В этой атмосфере яркой и неординарной семьи, своеобразной курской южнорусской природы и происходило становление будущего художника. В связи с начальным этапом жизни Н.Д. Бартрама нельзя не отметить и влияния, оказанного на него выдающимся историком И.Е. Забелиным, которого он впервые увидел, посетив с отцом Исторический музей.

«У Забелина он понял и полюбил труд и искусство, вложенное в народные деревянные изделия, понял их мудрую простоту, декоративность в решении форм и традиционного выполнения». «Под влиянием его огромного авторитета, он увлекся народным искусством как искусством производственным, идущим от самой жизни» (А.Н. Изергина).

Первым браком Н.Д. Бартрам был женат на своей землячке, курской помещице из семьи землевладельцев села Дурово-Бобрик, Марии Анненковой. К сожалению, история сохранила немногочисленные сведения об этой одаренной женщине. Только сейчас начинает приоткрываться некая таинственная завеса над ее судьбой. Она во всем поддерживала начинания мужа. «Мама была первой исполнительницей во всех папиных начинаниях», – пишет А.Н. Изергина. «Под руководством отца и по его рисункам создавала своеобразные вышивки-панно», ткала гобелены по его рисункам, узорчатые пояски, вышивала, делала аппликации. Собирала сведения по окраске растительными красителями шерсти и т.д. Становится понятным, почему в 1907г. Министерство финансов присуждает Н.Д. Бартраму на Международной художественно-декоративной выставке в Санкт-Петербурге бронзовую медаль «за высокохудожественные вышивки и осмысленно придуманные игрушки-сказки» (Хранится в собрании ХПМИ РАО). В Курской губ. начинал молодой Н.Д. Бартрам свою собирательскую и исследовательскую работу в области народного искусства. Свою коллекцию головных уборов крестьянок Льговского уезда он преподнес в дар Курскому историко-археологическому и кустарному музею – теперь она изучается сотрудниками Курского областного краеведческого музея. Здесь, в Курске, Н.Д. Бартрам начинает участвовать в деятельности губернской Ученой архивной комиссии, изучает быт кустарей, прилагет усилия к сохранению иконописной традиции в слободе Борисовка. В 1893 г., как уже упоминалось выше, он открыл в своем имении Семеновка Семеновскую учебную мастерскую, связав ее деятельность с крестьянским искусством и детским творчеством. Здесь обучались подростки из окрестных деревень, работали народные мастера. Столярные изделия с резьбой и росписью по эскизам Бартрама: игрушки, ларцы, мебель – экспонировались и продавались в Московском отделе Исторической выставки предметов искусства (СПб., 1903), на Курской кустарной выставке (1904). К сожалению, наследие мастерской невелико – в музейных собраниях сохранились лишь считанные единицы предметов, выполненных в Семеновке, часть из которых еще предстоит атрибуировать. Однако есть все предпосылки для того, чтобы поставить Семеновскую учебную мастерскую в один ряд с известными в России художественными центрами: Абрамцево и Талашкино. Мастерская продолжала свое существование более 20 лет и выпускала предметы мебели, игрушки, иконостасы, украшая все это резьбой по дереву. Так, из больших работ мастерской известны иконостасы Николаевской церкви во Льгове, Успенской церкви с. Нижние Деревеньки, Воскресенской ц. с. Дурово-Бобрик, Никольской ц. с. Износково (все в Курской обл.). Выполненные в Семеновской мастерской, они являются яркими подлинными произведениями русского стиля. В ноябре 1902 г. новым губернатором Курской губернии был назначен Николай Николаевич Гордеев. Считается, что Курску с ним повезло. Он предложил организовать временную комиссию для устройства местной историко-археологической выставки из тех предметов, которые были собраны для музейной коллекции. Вскоре появилась археологическая, церковная, архивная, этнографическая, кустарная комиссии, временная комиссия по составлению жизнеописания преподобного Серафима Саровского – чудотворца. Губернатор всячески поддерживал деятельность иконописной школы в слободе Борисовка, мастерской резных художественных изделий в деревне Семеновка Льговского уезда, а также уделял большое внимание развитию разнообразных кустарных промыслов Курской губернии. Тесные дружеские отношения связывали его с Н.Д. Бартрамом, плодом которых стало поддержание губернским руководством деятельности мастерской. Даже после отъезда в 1903 г. Бартрама в Москву мастерская продолжала существовать. Её руководство было доверено Константину Георгиевичу Деменкову. Его фотография и ряд его изделий были найдены во Льгове в семье внука мастера. Также был составлен примерный список учеников Бартрама – сегодня он насчитывает четырнадцать имен. Кроме того, 30 июня 1904 года уже в Москве Бартрама находит «Почетный отзыв Курского губернского земства», который был присужден ему «постановлением экспертной комиссии, утвержденным распорядительным Комитетом Курской Кустарной выставки 10-17 мая 1904 г., за сработанные кустарями под его руководством художественные деревянные вещи в древнерусском стиле» (Хранится в собрании ХПМИ РАО). В 1910 г. Н.Д. Бартрам приезжал в Семеновку последний раз – далее его жизненные пути пролегали по другим отечественным и зарубежным маршрутам. С 1918 г. в имении Бартрамов размещается сельская школа. Может быть, потому все здесь и сохранилось почти в прежнем виде: дом со старой планировкой, изразцовыми печами, дверьми с резными вставками и старинными наборными полами с половицами в полметра шириной; надворные постройки, амбар с коваными решетками, сад, липовая аллея. Истоки интереса Н.Д. Бартрама к искусству во многом связаны с Москвой. Они берут свое начало еще в 1889-1991 гг., когда он учился у В.Н. Бакшеева и Н.А. Мартынова в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, атмосфера которого также не могла не оказать на него влияния. После его окончания он много занимался этнографией, изучал народную игрушку в историческом музее под руководством И.Е. Забелина и на материалах частных коллекций. К 1893-1903 гг. относятся его неоднократные поездки за границу – во Францию и Германию, Швейцарию, где, по словам другого российского исследователя игрушки Л.Г. Оршанского, начинаешь больше любить и понимать русское крестьянское искусство. В начале 1900 г. Н.Д. Бартрам работал над иллюстрациями ряда детских книг, рисунками для детских и юмористических журналов. Итак, в 1903 г. Н.Д. Бартрам окончательно перебирается в Москву. С 1904 г. начинается его активное сотрудничество с Московским губернским земством, а в 1907 г. он выступает организатором Музея образцов при Кустарном музее Московского губернского земства, снискав на этом поприще уважение многих мастеров народного искусства России и художников, с которыми ему приходилось работать. В архиве ХПМИ РАО сохранился адрес, датированный 30 сентября 1917 г., подписанный почти пятьюдесятью сотрудниками музея, отметивший уход Н.Д. Бартрама от дел в Кустарном музее. Там есть такие слова:

«С чувством глубокого сожаления узнали мы о том, что в виду пошатнувшегося здоровья Вы покидаете наши ряды. Мы не будем давать в этих прощальных строках оценки Вашей деятельности, которою лучше и полнее нас сумеет произвести летопись Кустарного Музея, но считаем своим долгом отметить, что за все время совместного с Вами служения мы всегда находили в Вашем лице доброго товарища и хорошего отзывчивого человека. Сегодня, в день прощания с Вами, примите, дорогой Николай Дмитриевич, этот небольшой подарок на добрую о нас память и в знак того, что товарищеская связь нас с Вами не порвется и с Вашим уходом, а также и искреннее наше пожелание о скорейшем восстановлении Вашего здоровья».

Отдельной темой могло бы стать описание его отношений с попечителем Кустарного музея МГЗ, известным промышленником и меценатом Сергеем Тимофеевичем Морозовым, который, собственно, и пригласил Н.Д. Бартрама занять пост художественного руководителя музея. Однако сегодня мы оставим этот аспект за пределами сообщения, чтобы вернуться к нему в последующих исследованиях. Заметим только, что сложение этих отношений оказало как субъективный фактор большое влияние на поддержание и развитие народного искусства в его далеко не самые счастливые годы. Через С.Т. Морозова Н.Д. Бартраму удавалось устраивать талантливых художников в Художественные мастерские МГЗ и в сам Кустарный музей, что положительно сказалось не только на их творческих судьбах, но и на судьбе российской культуры. Вспомним имена Вл. И. Соколова, И.И. Овешкова, А.Я. Чушкина, В.И. Боруцкого и т.д. Многое сделал для возрождения традиций народного творчества. Он преподавал в Учебных мастерских кустарного дела МГЗ (1907-16), на курсах художественной игрушки при Московском техникуме кустарной промышленности (1926-31). В 1918 г. его деятельность в области искусства и музееведения была логично продолжена основанием и руководством (до 1931) Государственного музея игрушки – первоначально основанного как отдел Государственной Оружейной палаты. Но, смеем надеяться, что не только этим, и не столько этим вошел он в историю народного искусства России. Ему выпало жить и работать в тяжелое для русского народного искусства время, когда оно расслаивалось, погибало под натиском капиталистического промышленного (фабричного) производства. С ростом фабричной промышленности спрос на кустарную игрушку все время падает. Следствием этого становилось снижение качества игрушек, которых пытались делать все больше и больше, чтобы их количеством компенсировать падение цен.

«Народная кукла, – по словам В.Ф. Сахаровой, – утрачивала индивидуальность и наивную непосредственность, лишалась классических пропорций, найденных мастерами…».

Под влиянием фабричной продукции в игрушке стал все больше проявляться натурализм. Мастера стараются приспособиться к спросу городского потребителя, а потому копируют иностранную игрушку, иногда доходя до парадоксов – снабжая упаковочные коробки немецкими надписями. От многочисленных классических сергиевских и богородских игрушек остается совсем немногое. Большие и сложные композиции: стада, ковчеги, лавры и т. д. – появляются крайне редко. И вот в этот исторический момент, по инициативе Московского губернского земства, стремившегося продлить существование народного творчества, начинают создаваться специальные учебно-показательные школы и мастерские. Так была открыта мастерская и в Сергиевском посаде – одном из важнейших центров игрушечной промышленности России – «русском Нюрнберге», как назвал его несколько позже один из московских журналистов. Художественную работу мастерской также возглавил Н.Д. Бартрам. Помимо организации сбыта, снабжения сырьем и предоставления заказов резчикам, токарям и лепщикам, мастерская преследовала задачу расширения и обновления существующего ассортимента игрушек. С этой целью земство привлекло на работу художников, скульпторов, опытных инструкторов, организовало специальные поездки за границу для изучения постановки игрушечной промышленности на Западе. Обучением в мастерской, регулярными консультациями, снабжением кустарей рисунками художников и готовыми образцами мастерские должны были способствовать улучшению технического и художественного качества игрушек в том числе Сергиевского посада и Богородского и расширению существующего ассортимента. Такой ассортимент игрушек, создаваемых земством, вполне складывается к 1908 г. ко времени открытия небезызвестной выставки «Игрушки прошлого и настоящего», организатором которой выступил Н.Д. Бартрам. Ее экспозиция наглядно выявила художественные и педагогические тенденции в деятельности земства во многом определенные его коммерческими интересами. Так, в начале этого вида деятельности, в поисках внутреннего сбыта, желая отвлечь внимание буржуазии от иностранных игрушек, земство усиленно распространяет дорогие уникальные игрушки, рассчитанные на утонченный спрос буржуазного потребителя. Таковы, например, первые экземпляры матрешек, сплошь украшенные миниатюрной росписью и выжиганием, деревянные выпильные игрушки нарочито упрощенной формы в подражание народному творчеству, наборы этнографического характера и композиции на сюжеты русских сказок, выполненные по рисункам самого Н.Д. Бартрама, А.И. Бельского, Н.А. Мусатова, П.Б. Ламбина и др. Для привлечения же иностранного покупателя разрабатывается серия кукол в костюмах разных губерний России, с большим вкусом одетых кустарихами-одевальщицами Сергиевского посада в шелковые, бархатные, парчовые, льняные наряды, отделанные золотым и серебряным позументом, бисером, стеклярусом, мехом. Позже земство вынуждено было перейти к изготовлению массового ассортимента игрушек, позволившему удешевить продукцию. Особенно много на гребне этой волны было выполнено лепных игрушек из папье-маше и мастики, скопированных с натуралистичных немецких бронзовых и фарфоровых статуэток. Столь же натуралистичными оказались и мягкие игрушки, в основе которых лежали немецкие штайфовские образцы. Выполненные по рисункам художников деревянные токарные, резные и столярные игрушки, объединенные в комплексы и тематические наборы с целью расширения их познавательного значения, и в виде уникальных изделий, и в массовом ассортименте, вполне соответствовали воспитательным установкам буржуазии на познание и приобретение точных знаний. Натуралистические требования в прикладном искусстве этого времени, пассеистические настроения в живописи и в архитектуре, выразившиеся в идеализации русской старины, наложили, таким образом, отпечаток и на народную игрушку, создаваемую по эскизам художников. Можно констатировать определенно, что улучшение сказалось на технике производства лепной и столярной игрушки, а также в работе одевальщиц кукол. Влияние же земских мастерских на народное творчество в целом ряде случаев было неоднозначным. Пытаясь так приспособить изделия народных мастеров к вкусам и потребностям буржуазно-мещанских слоев городского населения, земство зачастую распространяло образцы, далекие от понимания народных традиций. Игрушечные мастерские становились центрами по созданию изделий в стиле модерн. Большой урон отечественному народному творчеству принесли они, распространяя натуралистические немецкие и швейцарские статуэтки. Чуждые народному искусству веяния привносили даже те прогрессивно настроенные художники, которые искренне пытались возродить в игрушке народные традиции. Однако они не смогли избежать влияния упадочных течений в искусстве своего времени. К таким добросовестно заблуждающимся профессионалам можно отнести и Н.Д. Бартрама, произведения которого – рисунки и эскизы различных изделий из дерева и игрушек: «Городок 17 в.», «Сухарева башня», «Уголок Старой Москвы», «Красные ворота», «Сторожевая башня», «Гимназистки с классной дамой», «Люди начала 19 в.», «Витязи», «Стрелец», «Всадник», «Троянский конь» и многие другие (все в ГРМ, ХПМИ РАО, ВМДПНИ) – объективно вписаны в художественную ткань своего времени. Земские игрушки дорогие, но не соответствующие по содержанию требованиям массового городского и провинциального потребителя, не имели решающего значения на отечественном рынке. Не сумело земство создать и таких образцов игрушек, которые могли бы конкурировать с массовой продукцией игрушек заграничного рынка. Нельзя не отметить и того явления, что лишенная руководства, стихийно развивавшаяся местная фабричная и кустарная промышленность всецело попадала под влияние иностранного капитала и чуждой народному искусству капиталистической культуры. Ассортимент игрушек, выброшенных на рынок земством, был слишком ничтожен в сравнении с огромным потреблением игрушек в России. Частные мастерские и фабрики, работавшие по немецким образцам, не могли конкурировать с дешевизной и роскошью немецкой игрушки. Создавшееся положение приводит к тому, что гегемоном на русском игрушечном рынке начала 20 в. становится Германия. И все же земство и его художники, в том числе Н.Д. Бартрам, внесли свою лепту в торможение этого процесса и в консервацию некоторых традиций искусства игрушки. Уже в эти годы ярко проявилась роль Н.Д. Бартрама в сплочении и организации художественной общественности, в привлечении к воссозданию народного искусства многочисленных мастеров России. Уместно вспомнить слова самих народных мастеров о Бартраме: «Николай Дмитриевич Бартрам! Это имя вызывает во мне чувство радости. Радости от соприкосновения с искусством и художником. Радости первых лет революции, полных надежд, творческих исканий, дерзаний… Среди этих радостей Николай Дмитриевич занимал особое место». «Богородцы считали за большую честь, когда их работа попадала в витрину Музея в Леонтьевском, Много им в этом помогал Бартрам. Он растил их в спорах-беседах, советах. При виде интересной работы он весь преображался, стремился поддержать, воодушевить человека, видя неплохое начало, умел подсказать нужное, и от этого вещь приобретала хороший вид». Однако гуманистическая миссия художника и гражданина была наиболее полно выявлена Н.Д. Бартрамом в последний (послереволюционный) период его творчества. Оказавшись в центре революционного потока, он стал не только видным деятелем культуры – основателем и председателем Союза работников декоративного искусства и художественной промышленности (1916-20), заведующим Комиссии декоративного искусства Коллегии Главмузея Наркомпроса, действительным членом Государственной академии художественных наук, но и музейным строителем: сотрудником Комиссии по охране памятников искусства и старины Наркомпроса, – создателем ряда московских музеев: Бытового музея сороковых годов, музея мебели и, конечно же, Государственного музея игрушки. Последний создавался особенно трудно. Об этом можно узнать со слов очевидцев, прежде всего, дочери художника – А.Н. Изергиной. Однако ему удалось объединить вокруг идеи музея многих ярких личностей того времени. Это, в первую очередь, И.И. Овешков, А.Я. Чушкин, а также И.С. и Н.Я. Ефимовы, В.С. Мухина, В.А. Ватагин, Н.А. Леман, М.Д. Езучевский, М.Я. Артюхова, Д.В. Горлов, Н.П. Лавров, С.В. Образцов, Е.Г. Теляковский и многие другие. Идее музея, которую ему удалось выявить может быть наиболее полно, чем что-нибудь другое, Н.Д. Бартрам оставался предан до конца своей жизни, которая оборвалась 16 июля 1931 г. «Он создал уникальный по своему характеру Музей игрушки». «Собственно говоря, Музей был материализованным выражением многогранной одаренности Николая Дмитриевича». «Музей – живой организм, в котором кипела творческая жизнь; туда тянулись и стар и мал в поисках прекрасного». (Д.В. Горлов). Автор статьи: А.У. Греков.

Вы можете себе представить, чтобы в послереволюционной голодной и холодной Москве человек, экономя даже на собственном питании, создавал Музей игрушки? Звали этого энтузиаста, пытавшегося на деле доказать, что все лучшее должно принадлежать детям, Николай Дмитриевич Бартрам. К этому времени он уже был известным художником, историком декоративно-прикладного искусства, автором нескольких книг. А коллекционирование игрушек, предметов прикладного искусства и народного быта превратилось для него из увлечения в дело всей жизни. Именно благодаря ему мы теперь можем увидеть, какими игрушками развлекались дети и 100, и 300, и 500 лет назад...


Бартрам Николай Дмитриевич (1873 -1931) - художник, искусствовед, коллекционер, основатель первого в России Музея игрушки. Николай Дмитриевич родился в семье художника-акварелиста Дмитрия Эрнестовича Бартрама 24 августа 1873 г. в небольшой деревне Семеновка Льговского уезда Курской губернии. В детстве Николай любил сидеть в мастерской, наблюдая, как под резцом в руках отца рождаются новые деревянные игрушки. Он и сам рано научился владеть столярными инструментами и неплохо рисовать.

Учился Николай дома, затем поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но из-за слабого здоровья смог проучиться в нем только два года. В 1891 году пришлось вернуться в родную усадьбу. Постепенно окрепнув в 1893 году, чтобы не сидеть без дела, он создал учебную мастерскую игрушечно-столярного производства. Этой мастерской он руководил десять лет, поддерживая и развивая народные художественные промыслы, готовя мастеров декоративно-прикладного искусства.

В этот период Николай познакомился с почетным академиком Петербургской Академии наук Иваном Егоровичем Забелиным, руководителем Российского Исторического музея, оказавшим на него большое влияние.

В своей мастерской Николай стал воссоздавать не только народные предметы бытового назначения, но и старинные детские игрушки. Он стал изучать их историю и особенности производства, начал собирать коллекцию игрушек, а вместе с ними и разнообразные предметы российской старины.

Поиск игрушек и предметов народного быта захватил Николая, он стал с увлечением ездить по России, посещать центры кустарных промыслов. Коллекция быстро пополнялась, в ней появились и старинные крестьянские одежды из различных губерний России, и изделия гончаров - от примитивных глиняных свистулек до поливных статуэток, и пряничные доски. Но с особым интересом сказывались увлечения детства - он собирал деревянные резные игрушки. Вскоре его коллекция игрушек стала лучшей в России.

Бартрама заинтересовала и промышленность, занимающаяся изготовлением игрушек. Чтобы лучше познакомиться с ней, он совершил в 1900-1903 годах несколько длительных поездок заграницу. Николай побывал во Франции, Швейцарии, Германии.
В 1904 году Н.Д. Бартрам окончательно перебрался в Москву. Его дом быстро превратился в своеобразный музей.


Николай Дмитриевич и службу нашел в Москве родственную своим увлечениям. Преподавал в Учебных мастерских кустарного дела. В 1907-17 годах служил в Кустарно-промышленном музее московского губернского земства (ныне Музей народного искусства), где основал и возглавил отдел образцов. У Николая Дмитриевича появилось новое увлечение - архитектурная игрушка. По рисункам, гравюрам, чертежам и собственным замерам исторических построек в мастерской стали изготавливать игрушки-макеты, воспроизводившие старинные здания, соборы, крепостные башни и даже небольшие уголки старой Москвы.


Подвижническая деятельность Бартрама вызвала широкий о бщественный интерес. Интересно, что кроме игрушек и предметов декоративно-прикладного искусства Николай Дмитриевич собрал прекрасную коллекцию детской мебели, посуды, школьных принадлежностей и учебников, детских книг и альбомов. Особый интерес и немалую ценность представляло его собрание детских портретов кисти российских и зарубежных художников XVIII-XIX веков. Востоковедов же удивляла полнота и разнообразие его коллекции нэцкэ - японской миниатюрной скульптуры.

Бартрам давно вынашивал идею создания специального музея игрушки.


И такой музей был создан в 1918 г. в Москве. Первоначально он занимал несколько комнат в особнячке на Смоленском бульваре (до наших дней это здание не сохранилось). Музей быстро пополнялся, игрушки поступали из старых дворянских усадеб и царских резиденций, национализированных фабрик и магазинов, реквизируемых квартир «врагов революции» и от простых граждан. Места стало катастрофически не хватать, и в 1924 году Музею игрушки выделили один из красивейших московских особняков - бывшую усадьбу Хрущевых-Селезневых, что на Пречистенке (в наше время в ней размещается Государственный музей А.С. Пушкина).

Музей пользовался большой популярностью, по посещаемости его превосходила только Третьяковка. Это был настоящий мир детства, игрушки здесь можно было трогать и брать в руки. Музеем Бартрам руководил до самой смерти. В музей он безвозмездно передал и большую часть своей коллекции.

Скончался Николай Дмитриевич Бартрам 16 июля 1931 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище. А созданный им Музей игрушки жив и поныне в Сергиевом Посаде.

Фрагмент фильма "Приключения Болвашки", снятого в 1927 году
с участием Николая Бартрама.

МУЗЕЙ ИГРУШКИ В СЕРГИЕВОМ ПОСАДЕ

Музей игрушки РАО располагается в Сергиевом Посаде (до 1991г. - Загорск) с 1931 г.

Бартрам Николай Дмитриевич начал собирать свою коллекцию в начале 1910-х. Первоначально Музей игрушки начал формироваться ещё в квартире самого художника и коллекционера на Садовом кольце (Зубовский бульвар, дом 15, квартира 13 — адрес Н. Д. Бартрама на его визитной карточке). Основан же музей был в 1918 году там же на Садовом кольце, но уже на Смоленском бульваре, в доме № 8.

Музей игрушки был открыт для публики 17 октября 1918 г. в доме № 8 по Смоленскому бульвару. Одноэтажный с мезонином особняк, благодаря идее размещения в нём музея, был сохранён. До революции он принадлежал вдове крупнейшего химика-технолога, управляющего несколькими российскими текстильными мануфактурами, почётного гражданина Москвы, члена Государственного Совета Михаила Л. Лосева, Евдокии Ивановне Лосевой, урождённой Чижовой, ставшей второй супругой художника. Площади в 250 квадратных метров, из которых 200 метров отводилось под экспозицию, было вполне достаточно, чтобы представить первоначальные музейные коллекции, постоянно пополняемые благодаря энергии и определённой предприимчивости его основателя.

Официально основанный 17 октября 1918 года музей всё же был открыт для посетителей только в 1921 году, а через три года, в 1925 году переехал в новое помещение на Кропоткинской улице (ныне Пречистенка) — усадьбу Хрущёвых-Селезнёвых, дом 12/2. Сегодня это здание занимает Литературный музей А. С. Пушкина. Здесь Музей игрушки был открыт 5 января и расширил свои площади до 5 залов и 600 квадратных метров, занятых под экспозиции.

Широкий охват детского быта позволил Музею игрушки участвовать на многих выставках. В марте-апреле 1922 года он открыл свою выставочную деятельность, приняв участие на Всероссийской Художественно-промышленной выставке, устроенной Академией художественных наук в её Научно-показательном отделе. Осенью 1925 года и зимой 1926 года в стенах музея были организованы просмотры всех кукольных театров Москвы, а в марте-апреле следующего 1927 года работала выставка кукольных театров, во время которой проходили кукольные спектакли. В мастерской при музее продолжили свою деятельность курсы художественной игрушки, ежегодно готовившие 300 мастеров-специалистов этого вида художественного творчества.

Превосходная коллекция, занимательная экспозиция, новаторские приёмы работы с детьми — всё это послужило причиной неслыханной популярности музея. По посещаемости Музей игрушки превосходила лишь Третьяковская галерея. Во главе Музея игрушки Н. Д. Бартрам оставался до самой своей смерти в 1931 году.

В 1931 году Музей игрушки был переведён из Москвы в подмосковный Загорск. С 1980 года по сегодняшний день Музей игрушки находится в старинном особняке бывшего коммерческого училища над Келарским прудом. Располагается музей в одном из красивейших уголков Сергиева Посада, напротив - Троице-Сергиева лавра. Этот краснокирпичный дом, выстроенный в стиле историзма, и сегодня, без преувеличения, является важной городской достопримечательностью .































Родился в семье художника-акварелиста Дмитрия Эрнестовича Бартрама. У отца была небольшая домашняя мастерская, где Дмитрий Эрнестович вытачивал игрушки. Николай ещё в раннем возрасте научился мастерить и рисовать.

Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1889-1891), но из-за слабого здоровья вернулся домой. Там организовал учебную мастерскую по изготовлению деревянных игрушек, которой руководил 10 лет.

Стал изучать историю русской игрушки, что привело его к знакомству с трудами историка И. Е. Забелина и этнографа В. Н. Харузиной, а затем и с ними самими.

N.Golivin , Public Domain

Н. Бартрам начал собирать впоследствии значительно разросшуюся коллекцию отечественных и зарубежных игрушек. Вместе с игрушками он привозил из поездок по губерниям пояса, старинные женские платки, сарафаны, предметы быта.

В 1900–1903 гг. Бартрам проехал по Европе. Побывав почти во всех игрушечных мастерских, привезя в Россию чемоданы кукол, солдатиков, игрушечных животных. Вспоминая их московскую квартиру в Калашном переулке, дочь Бартрама А. Н. Изергина пишет:

«Деревянная, неполированная, с геометрической резьбой мебель из семеновской мастерской, тахта, обшитая домотканым сукном, на ней подушки из набойки и китайки; на стенах лубки: «Бабелина - героиня Греции», «Как мыши кота хоронили», «Лестница жизни» и др.; висячие витрина и шкаф с игрушками: сергиевскими, богородскими, вятскими, городецкими, немецкими, японскими и многими другими. Они притягивали нас, детей, как все необычное, сказочное. На резной висящей полке стоял большой поливной зелено-синий кувшин из Скопина, необычной формы, с носом не то птицы, не то зверя».

Кроме этого всего прочего, Бартрам собирал нэцке ― японские статуэтки, предметы детской жизни: учебники, тетради, детскую посуду.

С 1904 года Бартрам художник Московского губернского земства, заведующий художественным отделом Кустарного музея (1904–1917). Им организована при музее мастерская игрушек, где изготавливали кукол с фарфоровыми головками в русских народных костюмах.

Бартрам первый в России подал идею архитектурной игрушки. Сделав архитектурные обмеры исторических объектов, он создал игрушки «Красные ворота», «Сторожевая башня», «Сухарева башня», «Люди XIX века», композиции «Городок XVII века», «Уголок старой Москвы».

Известный искусствовед Александр Бенуа писал в журнале «Аполлон»:

«Теперь в Москве затеяли спасти производство народных игрушек, ибо, действительно, оно падает, вымирает, теснимое фабричной дешевкой… Бартрам, стоящий во главе этого дела, такой прелестный фанатик идеи, такой труженик, такой знаток, такой художник, ему уже удалось столько сделать, что я не могу не желать ему и дальнейших успехов».

А. Н. Изергина вспоминала:

«Знаешь, ― говорил он, ― ведь каждая игрушка ― это зеркало жизни человеческой… Если все имеющиеся у меня игрушки систематизировать, можно даже из них создать экспозицию небольшого Музея игрушки. Вот будет здорово! Будут приходить детишки, можно будет вести за ними наблюдения, поставить научную работу!»

В 1918 году по инициативе Бартрама в Москве открылся . Экспозиция находилась в четырёхкомнатной квартире Бартрама на Смоленском бульваре и постепенно пополнялась игрушками и детскими предметами из национализированных усадеб. Бартраму удалось собрать внушительную коллекцию детских портретов XVIII–XIX вв.

Н. Д. Бартрам был назначен председателем Союза работников декоративного искусства и художественной промышленности (1916–1920), заведующим Комиссии декоративного искусства Коллегии Главмузея Наркомпроса. Являлся членом Комиссии по охране памятников искусства и старины Наркомпроса.

Он был избран действительным членом Государственной академии художественных наук.

В 1924 году Музею игрушки отдали особняк Хрущевых-Селезневых на Пречистенке (сейчас там Государственный музей А. С. Пушкина). По свидетельству современников, музей уступал по посещаемости лишь Третьяковской галерее. Директором по-прежнему оставался Н. Бартрам. Позже музей перевели в подмосковный .

Вы можете себе представить, чтобы в послереволюционной голодной и холодной Москве человек, экономя даже на собственном питании, создавал Музей игрушки? Звали этого энтузиаста, пытавшегося на деле доказать, что все лучшее должно принадлежать детям, Николай Дмитриевич Бартрам. К этому времени он уже был известным художником, историком декоративно-прикладного искусства, автором нескольких книг. А коллекционирование игрушек, предметов прикладного искусства и народного быта превратилось для него из увлечения в дело всей жизни. Именно благодаря ему мы теперь можем увидеть, какими игрушками развлекались дети и 100, и 300, и 500 лет назад.


Николай Дмитриевич родился в семье художника-акварелиста Дмитрия Эрнестовича Бартрама 24 августа 1873 г. в небольшой деревне Семеновка Льговского уезда Курской губернии. Николай был четвертым ребенком в семье. Став взрослым, он так и остался в душе ребенком, но ребенком-коллекционером. Отец маленького Николая был по профессии художник и любил мастерить собственными руками различные вещицы. В кабинете отца стоял верстак и токарный станок, на стене висела полка с инструментами. Однажды этими инструментами отец Коли соорудил для детей четырехколесную коляску со спинкой, расписанной цветами. С ранних лет отец привил мальчику любовь к искусству. В детстве Николай любил сидеть в мастерской, наблюдая, как под резцом в руках отца рождаются новые деревянные игрушки или покрываются затейливой акварельной вязью листы плотной бумаги. Он и сам рано научился владеть столярными инструментами и неплохо рисовать.

Учился Николай дома под пристальным присмотром матери, а когда подошло время определяться с будущей профессией, не раздумывая выбрал Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но из-за слабого здоровья смог проучиться в нем только два года. В 1891 году пришлось вернуться в родную усадьбу. Деревенский воздух, мед, парное молоко и целебные травы смогли сделать то, что не удавалось столичным докторам. Николай заметно окреп и в 1893 году, чтобы не сидеть без дела, создал учебную мастерскую игрушечно-столярного производства. Этой мастерской он руководил десять лет, поддерживая и развивая народные художественные промыслы, готовя мастеров декоративно-прикладного искусства.

В этот период Николай познакомился с почетным академиком Петербургской Академии наук Иваном Егоровичем Забелиным, оказавшим на него большое влияние. Создатель и руководитель Российского Исторического музея, Забелин был увлечен российской стариной. Свою страсть к прошлому, к памятникам старины, представленным бесхитростными предметами народного творчества, он и привил начинающему художнику.

Стоит отметить, что Николаю везло на хороших людей. Знакомство с удивительной женщиной, профессором-этнографом Верой Николаевной Харузиной помогло ему лучше понять глубинные культурные процессы, развивающиеся в народной среде, увидеть в обыденных предметах обихода самобытное искусство российских народов.

Увлекшись игрушками, Бартрам стал изучать историю их производства в России и за рубежом. Тогда же он начал собирать личную коллекцию игрушек и разнообразных предметов старины.

В поисках игрушек Николай Дмитриевич объездил всю Курскую губернию. Вместе с игрушками он привозил старинные головные женские уборы, шелковые платки, затканные золотыми цветами, шелковые сарафаны с телогреями, набойки, тканые пояса, вышивки, пряничные доски и сами пряники в форме коней, рыб, петухов, глиняные поливные свистульки в виде баранов, коней, уточек, предметы быта.

Позже он стал регулярно объезжать ведущие центры кустарных промыслов в Московской, Владимирской, Нижегородской губерниях. Домой он всегда возвращался с богатым «уловом». Его интересовали куколки-«скелетки» (самая дешевая разновидность кукол), куколки-«талии» (изящные стройные куколки с подчеркнуто узкой талией), куколки-барышни, фигурки матросов, кучеров, игрушечная мебель, тележки, сани.

В 1900-1903 гг. Н.Д. Бартрам совершил несколько продолжительных поездок за границу, чтобы познакомиться с игрушечной промышленностью и музейными коллекциями. Бартрам побывал в Париже, Берлине, Нюрнберге, а также во многих городах Тюрингии, Саксонии, Швейцарии, старинных центрах изготовления игрушек. Из-за границы он привозил полные чемоданы современных и старинных кукол, всадников, воинов, зверей, игровых наборов, кубиков, книг, настольных печатных игр.

В 1904 г., когда Н.Д. Бартрам окончательно поселился в Москве, у него уже была значительная коллекция. Вот как вспоминает гостиную у этого дома в Калошином переулке на Арбате дочь Николая Дмитриевича, А.Н. Изергина: «Деревянная, неполированная, с геометрической резьбой мебель из Семеновской мастерской, тахта, обшитая домотканным сукном, на ней подушки из набойки и китайки; на стенах лубки: «Бабелина - героиня Греции», «Как мыши кота хоронили», «Лестница жизни» и др.; висячие витрина и шкаф с игрушками: сергиевскими, богородскими, вятскими, городецкими, немецкими, японскими и многими другими. Они притягивали нас, детей, как все необычное, сказочное.

На резной висящей полке стоял большой поливной зелено-синий кувшин из Скопина, необычной формы, с носом не то птицы, не то зверя».

В Москве с 1906-го по 1917 г. Бартрам заведовал художественной частью Кустарного музея. При этом музее им была создана мастерская по производству игрушек. Здесь по его эскизам с отменным умением и искусством делали кукол с фарфоровыми головками, наряженных в народные костюмы разных губерний России и в одежду по образцам XVI-XVII вв.

Тогда же пришло увлечение архитектурной игрушкой. Николай Дмитриевич совершил «экспедиции» по улицам старой Москвы, фотографировал барские особняки, церкви, соборы. Сам делал архитектурные обмеры. Собранные материалы легли в основу новых оригинальных игрушек «Красные ворота», «Сухарева башня», «Сторожевая башня», «Уголок старой Москвы».

Деятельность Бартрама в Кустарном музее получила широкую общественную поддержку. На страницах журнала «Аполлон» художник и коллекционер игрушек Александр Бенуа писал: «Теперь в Москве затеяли спасти производство народных игрушек, ибо, действительно, оно падает, вымирает, теснимое фабричной дешевкой… Бартрам, стоящий во главе этого дела, такой прелестный фанатик идеи, такой труженик, такой знаток, такой художник, ему уже удалось столько сделать, что я не могу не желать ему и дальнейших успехов».

Интересно, что кроме игрушек и предметов декоративно-прикладного искусства Николай Дмитриевич собрал прекрасную коллекцию детской мебели, посуды, школьных принадлежностей и учебников, детских книг и альбомов. Особый интерес и немалую ценность представляло его собрание детских портретов кисти российских и зарубежных художников XVIII-XIX веков. Востоковедов же удивляла полнота и разнообразие его коллекции нэцкэ - японской миниатюрной скульптуры.



Бартрам давно вынашивал идею создания специального музея игрушки. Дочь Николая Дмитриевича вспоминала: «Знаешь, - говорил он, - ведь каждая игрушка - это зеркало жизни человеческой... Если все имеющиеся у меня игрушки систематизировать, можно даже из них создать экспозицию небольшого Музея игрушки. Вот будет здорово! Будут приходить детишки, можно будет вести за ними наблюдения, поставить научную работу!».

В 1918 г. в Москве открылся Музей игрушки. Первая экспозиция разместилась в четырех комнатах его квартиры (Смоленский бульвар, д.8). Выделялись следующие разделы: народная игрушка, игрушки кукольного театра, обучающие игры, занимательные книги. Постепенно музей пополнялся поступлениями из национализированных магазинов, складов, фабрик, особняков, усадеб. Многие ценные вещи были привезены из царской резиденции в Ливадии.

Отечественный раздел включал, кроме того, множество самых разнообразных предметов старины, составляя тот «вещевой фон», на котором игрушки смотрелись особенно органично, «по-домашнему». Тут были предметы детской мебели, одежда, посуда, ученические принадлежности, школьные наглядные пособия, книги, альбомы. Все это вместе взятое позволяло ярко и привлекательно воссоздавать мир детства. Этой цели служили и многочисленные портреты детей кисти художников XVIII-XIX вв., бесподобная «детская» картинная галерея.

В собрании Н.Д. Бартрама были представлены русский народный костюм, бытовая утварь, коллекция вееров, игральных карт. Особое место занимала коллекция нэцкэ - произведений японской миниатюрной декоративно-прикладной пластики из дерева, камня, слоновой кости и других материалов.

В 1924 г. музею выделили один из красивейших особняков Москвы - усадьбу Хрущевых-Селезневых на Пречистенке (ныне там размещается Государственный музей А.С. Пушкина). Превосходная коллекция, занимательная экспозиция, новаторские приемы работы с детьми (экспозицию дозволялось трогать руками) - все это послужило причиной неслыханной популярности бартрамовского музея. По посещаемости он, не столь уж большой, уступал разве что Третьяковской галерее. Во главе этого удивительно живого и привлекательного музея Н.Д. Бартрам оставался до самой смерти. Н. Д. Бартрам оставался истинной душой музея. Это безошибочно угадывали дети, давая по-детски точное и очень любовное определение Николаю Дмитриевичу— «Дядя Музей».

Н.Д. Бартрам прекрасно понимал историческую и культурную ценность собранных им вещей. Он стремился сделать эти предметы достоянием общественности. Этой идее целиком отвечало создание общедоступного музея, а также пожертвование личных коллекций в другие собрания и музеи. Всю принадлежавшую ему коллекцию головных уборов Н.Д. Бартрам передал Археологической комиссии Курской губернии. Незадолго до смерти Николай Дмитриевич принес в дар Музею игрушки основную часть своей коллекции. Коллекцию нэцкэ он подарил на память дочери Анастасии.



Скончался Николай Дмитриевич Бартрам 16 июля 1931 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище. А созданный им музей жив и поныне, но уже давно его «убрали» подальше от детей в подмосковный Сергиев Посад. Хорошо, хоть не закрыли и не разбазарили коллекции, которые и теперь сохраняют и по мере сил пополняют новые энтузиасты, продолжающие считать, что лозунг «Все лучшее - детям» должен действовать и в наше время.

Е.И.Лосева, «Портрет Николая Дмитриевича Бартрама»; 1920-е гг.

Николай Дмитриевич Бартрам родился в 1873 году в деревне Семеновка Льговского уезда Курской губернии в семье художника. Обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, но образование не закончил. Организатор и руководитель игрушечной мастерской в деревне Семеновка. Коллекционер игрушки. Мастер-игрушечник. Сотрудник Кустарного музея. Создатель и директор Музея игрушки в Москве. Действительный член Академии художественных наук. Скончался в 1931 году в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище

Мечта о музее

Что такое крупная благотворительность? Благотворитель жертвует деньги, и попадает в историю. Справедливо попадает, нужно сказать – потому что деньги жертвовать – дело благородное.

Но все же есть и другие судьбы. Когда капиталов нет и в помине, а человек, фактически, на голом месте, создает нечто невиданное исключительно благодаря своим энтузиазму и подлинной жертвенности. Отказываясь от простых радостей. Не претендуя на почетные листы и ордена.

За тридевять земель от столичного города Санкт-Петербурга и первопрестольной Москвы, «на краю географии», в Курской губернии, в маленькой деревеньке Семеновке в скромной мастерской сидели два Бартрама. Дмитрий Эрнестович и Николай Дмитриевич. Отец и сын. Дмитрий Эрнестович мастерил детские игрушки, а маленький Николай Дмитриевич с восторгом на это смотрел. Потом стал помогать. Потом сам начал мастерить. История обыденная.

Будь Бартрам-сын обычным деревенским парнем с тягой к рукодельничанью, так бы и прожил всю свою жизнь в Курской губернии, в родной деревне, мастерил бы бесхитростных коников, птичек-свистулек и медведей с наковальнями, возможно – если бы очень повезло – получал бы помощь от московского Кустарного музея, только это вряд ли. Далеко эта Москва.

Но Николай Дмитриевич сызмальства был не таков. Он решил посвятить свою жизнь детской игрушке. Собрать все, что только можно. И открыть музей.

«Игрушка прошлого и настоящего»

Необходимо было получить образование, и юный игрушечник поехал в Москву, в Училище живописи, ваяния и зодчества. Но постоянно болел, вынужден был пропускать занятия, не справлялся с заданиями – и в результате уехал на родину. А там все эти хвори вдруг его покинули – с чем, с чем, а с экологией в Курской губернии дела обстояли неплохо. А чтобы время зря не шло, наш герой затеял у себя в деревне учебную мастерскую игрушечно-столярного производства, которой и руководил на протяжении десятилетия.

В.Серов, портрет Ивана Егоровича Забелина; 1892 год. Изображение с сайта wikipedia.org

Бартраму повезло – судьба свела его с самим Иваном Забелиным, директором Исторического музея. От него он заразился любовью к истории, к русской старине. И мастерская в курской глубинке начала, помимо традиционной, выпускать еще и историческую игрушку.

А затем – поездки по России, поиск интересных, характерных, уникальных образцов. Расширение границы интересов – путешествия по Франции, Швейцарии, Германии. Не как турист, а с той же целью – изучать местную игрушку и, по возможности, на скудный свой доход что-то прикупать для собственной коллекции. Он тогда уже прекрасно понимал, что рано или поздно эта скромная коллекция сделается общедоступным музеем, единственным в своем роде. И, отказывая себе во всем, шел к этой цели.

Мусор городов

Бартрам поступает на службу в самое, казалось бы, близкое ему по духу учреждение – Кустарный музей. Но уже в то время он задумался о большем – о создании специализированного музея игрушки. Одна из сподвижниц Бартрама, Е. Овчинникова вспоминала о том, как Николай Дмитриевич шел к своей цели: «Бартрам мечтал создать музей игрушки. Чтобы привлечь к этому интерес общественности, он организует в Кустарном музее одну за другой выставки, сопровождая их обращением к родителям и педагогам о роли игрушки в воспитании и развитии ребенка. В небольшой брошюре, написанной для выставки 1909 года, под названием «Игрушка прошлого и настоящего» Бартрам останавливает свое внимание на сюжетике и художественном оформлении игрушек; он подчеркивает, что народная игрушка более близка и понятна детям и высказывает свое отрицательное отношение к фабричным изделиям, которыми окружают детей: «Фабричная бездушная игрушка незаметно уничтожает в ребенке эстетические запросы».

Фото с сайта babyblog.ru

Бартрам пишет о необходимости изучения русской игрушки и ее истории, призывает собирать безвозвратно уходящие образцы игрушек прошлого.

«Надо поторопиться собрать старые и народные игрушки, пока еще не все уничтожено и не все разошлось в виде сувениров и не затерялось в мусоре городов».

В следующем, 1910, году Бартрам организует вторую выставку «Как делают игрушки», которая была продолжением выставки 1909 года. Здесь демонстрировались работы кустарей, знакомящие посетителей с различными видами кустарных промыслов и их историей. Экспозиция сопровождалась наглядным показом процессов выполнения игрушек; демонстрировали свою работу резчики по дереву, токари, лепщики и рисовальщики. На выставке велась и продажа игрушек. К набору на тему сказки «Заяц и Еж», исполненному по рисунку Бартрама, прилагалась его миниатюрная книжка с картинкой и текстом сказки».

Матрёшки конца 19-го века из собрания Н.Д. Бартрама, ныне хранящиеся в Сергиево-Посадском Музее игркушки. Фото с сайта babyblog.ru

А Бартрам, между тем, расширял круг своих интересов. Увлекся архитектурной игрушкой – «мастерил макеты мировых шедевров зодчества. Коллекционировал детскую мебель, посуду, школьные принадлежности – все, что имеет отношение к золотому периоду жизни человека.

И не уставал рассказывать всем окружающим про будущий музей: «Знаешь, ведь каждая игрушка — это зеркало жизни человеческой… Если все имеющиеся у меня игрушки систематизировать, можно даже из них создать экспозицию небольшого Музея игрушки. Вот будет здорово! Будут приходить детишки, можно будет вести за ними наблюдения, поставить научную работу!»

А художник Серов говорил о Бартраме: «Я ни разу в своей жизни не встречал человека, который бы обладал такой бездной вкуса, такой неисчерпаемой творческой инициативой и доскональным знанием ремесел».

Игрушки начала 20-го века из собрания Н.Д. Бартрама, ныне хранящиеся в Сергиево-Посадском Музее игркушки. Фото с сайта babyblog.ru

Аполлон против мужицких игрушек

Александр Бенуа писал в журнале «Аполлон»: «Теперь в Москве затеяли спасти производство народных игрушек, ибо, действительно, оно падает, вымирает, теснимое фабричной дешевкой (хотя что может быть дешевле Троицкой игрушки?). Вероятно, вымиранию содействует при этом не только экономические, но и «эстетические» соображения. Фабричные игрушки кажутся простонародью изящнее, менее «мужицкими». Но я положительно не нахожу внутри себя ответа: нужно ли приветствовать это искусственное спасание или нет?

Сам Бартрам, стоящий во главе этого дела, такой прелестный фанатик идеи, такой труженик, такой знаток, такой художник, ему удалось уже столько сделать, что я не могу не желать ему и дальнейших успехов. Но, вот, закрадывается подозрение — не «эстетизм» ли это, не для господ ли любителей, не для взрослых ли культурных обывателей оно делается, не они ли окажутся единственными потребителями этого «народного детского искусства»? И если это так, то все становится сейчас же почему-то скучным…

Николай Дмитриевич Бартрам, 1921 год. Изображение: nashenasledie.livejournal.com

И все же не лучше ли, чтобы стояли кустарные изделия «Бартрамовского» периода по полкам и этажеркам гостиных, нежели те роскошные, «парижские» objets de lux, которые сверкают и прельщают буржуа из-за саженных стекол больших магазинов на Невском? Если так взглянуть на дело, то дай Бог ему процветать, и это лишний шаг в сторону от заедающей все пошлости».

«Прелестный фанатик идеи» добивается своего

И, наконец-то, свершилось. Казалось бы, в самый неподходящий момент. В 1918 году в Москве, в доме № 8 по Смоленскому бульвару открывается Музей игрушки. В стране разруха, но энтузиаст игрушечного дела, презирая холод, голод, прочие напасти, открыл в своей собственной квартире, в четырех комнатах первую экспозицию. А что, ему не привыкать. Он и в благополучные годы отнюдь не роскошествовал – все свои деньги тратил на игрушки.

Помогали ему два таких же беззаветных энтузиаста – мастера И. Овешков и А. Чушкин. Над входом же было написано: «Дети, идите в свой музей».

Примечательной была квартира собирателя. Его дочь вспоминала: «Деревянная, неполированная, с геометрической резьбой мебель из семеновской мастерской, тахта, обшитая домотканным сукном, на ней подушки из набойки и китайки; на стенах лубки: «Бабелина — героиня Греции», «Как мыши кота хоронили», «Лестница жизни» и др.; висячие витрина и шкаф с игрушками: сергиевскими, богородскими, вятскими, городецкими, немецкими, японскими и многими другими. Они притягивали нас, детей, как все необычное, сказочное. На резной висящей полке стоял большой поливной зелено-синий кувшин из Скопина, необычной формы, с носом не то птицы, не то зверя. Кроме этого всего прочего, Бартрам собирал нэцке ― японские статуэтки, предметы детской жизни: учебники, тетради, детскую посуду».

Здание усадьбы Хрущевых-Селезневых на Пречистенке (фото 1926 года), переданное Музею игрушки. Фото: zhivayaistoria.livejournal.com

Музей разрастался, постепенно пополнялся новыми экспонатами (в том числе из других музейных хранилищ и некогда частных собраний Москвы). В 1924 году ему выделили роскошнейшее помещение – бывший особняк Хрущевых-Селезневых на Пречистенке, 12. Огромная коллекция просторно разместилась в залах, стены же украсила коллекция детского портрета прошлого столетия.

В этом музее детям позволялось трогать экспонаты, более того – играть ими. По воскресеньям проходили спектакли экспериментального кукольного театра. Не удивительно, что это учреждение было одним из самых популярных городских музеев. Но перед войной музею выделили новое помещение – на этот раз в Загорске.

Здание будущего Музея игрушки в Сергиевом Посаде. Фото нач. 20-го века. Фото: nashenasledie.livejournal.com

Место выбрали не случайно – ведь тамошняя игрушка издавна славилась на всю Россию. Путеводитель по лавре писал: «Некоторые из кустарей вместе с приготовлением от руки резных деревянных игрушек, приготовляют и деревянные ложки, которые, по словам преданья, послужили основанием игрушечного промысла в Посаде. Большинство же кустарей занимается изделием бумажных игрушек и бумажных масок».

Редчайший четырёхминутный фильм 1927 года режиссера Юрия Желябужского, в котором запечатлён сам Бартрам, старое здание музея игрушки в Москве, экспонаты, которых ныне не увидишь даже в запасниках:

Восхвалял этот промысел и писатель Михаил Осоргин: «Раскрашенные куклы монахов и монахинь ходко шли на ярмарках, и купец Храпунов выделывал их на своем кустарном заводе в Богородском уезде Московской губернии, а также заказывал кустарям-одиночкам, которых было много в игрушечном районе близ Сергиева Посада. Делали монахов деревянных с раскраской, делали и глиняных, внутри полых, с горлышком в клобуке — как бы фляга для разных напитков».

Кроме игрушек, собранных со всего мира, здесь были работы самого Николая Дмитриевича. Впрочем, далеко не все были в восторге от его произведений. М. А. Волошин писал в своем очерке «Танец»: «Упрощенные декорации «Карамазовых» и «Идиота», креговские ширмы в «Гамлете» – это то же самое, что стилизованные новейшие немецкие игрушки или игрушки Бартрама по отношению к настоящему «Мужику и медведю». В них нет тайной связи с глубочайшими областями воспоминаний. Они возможны. Но в них нет необходимости».

Но, не взирая на оценки, Николай Бартрам спокойно делал свое дело, шел своем путем. И в результате мы сегодня можем видеть, во что играли наши прапрадедушки и прапрабабушки. Да, этот музей не претендует на мировую славу. Несколько небольших залов, заполненных простыми детскими игрушками. Но если бы не этот небольшой музей, созданный стараниями маленького подвижника, картина мира была бы не полная.