Нет: рано чувства в нем остыли. ЕО Нет: рано чувства в нем остыли

Роман Пушкина «Евгений Онегин» интересен современному читателю. Удивительный язык произведения, лирические отступления, которые позволяют лучше понять внутренний мир поэта, необыкновенные иллюстрации к жизни дворян в провинции и в Петербурге, - все это заставляет вновь и вновь перечитывать роман, находя в нем каждый раз много нового и интересного.
Молодой дворянин, главный герой романа, может показаться баловнем судьбы. С юных лет он был лишен каких бы то ни было проблем. Его происхождение являлось гарантией спокойной и благополучной жизни. Однако счастливым его назвать нельзя.
Нет: рано чувства в нем. остыли; Ему наскучил света шум; Красавицы не долго были Предмет его привычных дум; Измены утомить успели; Друзья и дружба надоели...
В такой характеристике особое внимание, на мой взгляд, заслуживают последние строки. Для самого Пушкина друзья и дружба имели огромное значение. Поэтому нетрудно себе представить, что онегинские черты не могут казаться автору привлекательными. Однако Пушкин не осуждает своего героя, показывает его с разных сторон. Безусловно, Онегин - многогранная личность. И беда его в том, что он не находит применение своим силам. Немудрено, что очень быстро он испытывает разочарование во всем, что его окружает.
Онегину живется нелегко. Он тщетно пытается себя чем-то занять. Но, увы, он не обладает трудолюбием, терпением. Он получил обычное для дворян того времени воспитание и образование, так что не может применить его для избавления от хандры.
Хотел писать -но труд упорный Ему был тошен; ничего Не вышло из пера его.
Скука и разочарование становятся постоянными спутниками Онегина. Его тяготит пустота жизни, но заполнить душевный вакуум он ничем не может. Судьба сама дает возможность изменить жизнь. Умирающий дядя оставляет наследство. И Евгений меняет шумный город на сельскую глубинку. Сначала новизна обстановки радовала Онегина, но вскоре тихая провинциальная жизнь наскучила молодому дворянину. Нельзя не признать, что у Евгения были стремления провести некоторые реформы в своих владениях:
Ярем он барщины старинной Оброком легким заменил; И раб судьбу благословил.
Онегин сильно отличается от своих соседей, общаться с которыми у него нет ни малейшего желания. О том, насколько глупы, невежественны, убоги его соседи, мы узнаем, когда познакомимся с ними на празднике в семье Лариных.
Однако совсем отказаться от общения Онегину не удается. Вскоре у него появляется друг, молодой помещик Владимир Ленский.
Меж ними все рождало споры
И к размышлению влекло:
Племен минувших договоры,
Плоды наук, добро и зло,
И предрассудки вековые,
И гроба тайны роковые.
Онегин мог бы радоваться, что судьба посылает ему друга и собеседника. Но Пушкин обращает наше внимание, что дружба носила формальный характер. Ленский и Онегин «от делать нечего друзья». Значит, Онегин не может дорожить такой дружбой.
Онегин ничем не дорожит вообще. Письмо Татьяны, в котором девушка признается ему в любви, сначала трогает его. Но... разочарованный во всем герой не может порадовать ответным чувством. Холодные слова Онегина по отношению к Татьяне являются дополнительными штрихами к портрету разочарованного героя.
Но я не создан для блаженства; Ему чужда душа моя; Напрасны ваши совершенства: Нх вовсе не достоин я.
Мимо героя проходят дружба и любовь. Пусть он не дорожил дружбой с Ленским, ведь они были «от делать нечего друзья»; пусть дружба носила формальный характер. Но Онегин, не дрогнув, убивает молодого поэта, не испытывая к нему каких-либо враждебных чувств. Онегин отказывается от любви, которая могла бы осветить его душу; сделать жизнь хоть немного ярче и насыщеннее.
В результате Онегин оказывается еще более несчастным, одиноким, разочарованным. Вот как говорит о нем Пушкин:
Онегин (вновь займуся им), Убив на поединке друга. Дожив без цели, без трудов До двадцати шести годов, Томясь в бездействии досуга, Без службы, без жены, без дел, Ничем заняться неумел.
Онегин отказывается от реальной жизни, за что и расплачивается. Он не живет, а, словно посторонний, наблюдает за жизнью. Огонь в его душе погас. Но горел ли он когда-нибудь? Тоскливая, пустая жизнь становится «наградой» Онегину за все, что он делал. Он равнодушно взирал на всех и вся, что и привело его к настоящей трагедии. Истинная трагедия главного героя - в его отчужденности от настоящей жизни, ее радостей, трудов, переживаний. Он - лишний человек, и от этого страдает.

Гениальный пушкинский роман в стихах включает в себя абсолютно все аспекты русской как общественной, так и литературной жизни того времени. Но главный герой воплоща ет, пожалуй, основную исторически сложившуюся к этому моменту дилемму. Время пушкинского романа совпадает с историческим безвременьем в России, когда для мыслящей части общества стало очевидно, что никаких радикальных исторических перемен, которые на определенное время сделала возможными война 1812 года, не предвидится.

В России началась затяжная реакция, когда мыслящая и ищущая часть русского общества оказалась не у дел, и в результате некоторые были вынуждены со скандалом уйти в отставку, а некоторые - пополнить ряды антиправительственных организаций. Но оставался еще и третий вариант - бездумно проживать собственную жизнь, томясь от безделья и бездействия, от невозможности реализовать свой внутренний мир, когда способности и потенции личности оказывались совершенно невостребованными. Такую сложившуюся ситуацию очень четко восприняла русская литература и отобразила эту третью категорию русского просвещенного общества, создав целый ряд образов "лишних людей". Положил начало этому ряду Грибоедов, создав в своей бессмертной комедии "Горе от ума" образ Чацкого. Пушкин же значительно продолжил и расширил начатое Грибоедовым в своем романе "Евгений Онегин".

Онегин, который предстает перед читателем на первых страницах романа, очень схож с традиционным романтическим разочарованным в жизни героем, угрюмым денди. Его история вполне обыкновенна: он принадлежит к верхушке русского общества, получил вполне сносное образование, но не обрел призвания и направил все силы на постижение "науки страсти нежной", в чем изрядно преуспел, а преуспев, потерял всякий интерес к тому, что было долгое время стержнем всей его жизни. Пушкин акцентирует внимание и на другом моменте: "но труд упорный ему был тошен". Это указание, что Онегин - герой более позднего времени, чем, например, Чацкий. Для Онегина война 1812 года, надежды на перемены никогда не были настоящим, а только прошлым, которое ему может быть известно только по рассказам. У героя романа Пушки95 Александр Сергеевич Пушкин на, в отличие от Чацкого, нет никаких причин для того, чтобы стремиться образовываться, просвещаться, писать и переводить. Мир просвещения и стремлений к реализации себя во имя родины и государства для него значит крайне мало. Онегин практически ничего о нем не знает - не в силу невежества, но в силу того, что живым для него этот мир никогда не был, не был хотя бы потенциально связан с реальностью, всегда оставаясь некой абстракцией (хотя и довольно занимательной для развития ума - видимо, этим можно объяснить чтение Адама Смита).

Онегин приезжает в деревню - и его положение в глазах других меняется, его начинают рассматривать местные помещики, соседи, как опасного вольнодумца. Здесь их точка зрения принципиально расходится с авторской, чего не было в первой главе, когда Онегин воспринимался как разочарованный романтический герой. Теперь же он для автора только "добрый малый", а в его скучающей лени не наблюдается совершенно ничего романтического. Это даже не свидетельство разочарованности в жизни и себе самом, а банальная скука- свидетельство вполне определенной душевной пустоты, которую ему в деревне оказывается совершенно нечем заполнить. У него нет ничего общего со своими соседями, поскольку кругозор и уровень образования явно Онегина над ними приподнимают, он выбивается из этой среды. Но не более того.

Примечательным здесь становится то, что чем ироничнее относится к своему герою автор, чем язвительнее его описания времяпрепровождения Онегина в деревне, тем больше в нем видит Татьяна, тем восторженнее его воспринимает, основываясь на своем "солидном" опыте чтения французских романов. Она смотрит на жизнь сквозь призму прочитанных ею книг и старается угадать в Онегине черты любимых ею литературных героев. Они "все для мечтательницы нежной / В единый образ облеклись, / В одном Онегине слились". Именно в такого, придуманного ею Онегина Татьяна и влюбляется. Необходимо отметить то, что из складывающихся образов Татьяны и Онегина становятся очевидными их близость и в значительной мере сходство. Они оба выбиваются из окружающей среды, будучи на нее совершенно непохожими, оба ищут что-то, не удовлетворяясь окружающим миром. И Пушкин, таким образом, указывает на то, что, будь сам Онегин другим, они нашли бы друг друга, но этого в итоге не происходит. Важно и то, что сам Онегин одновременно распознает и не распознает Татьяну как свою суженую, выделяя из всего окружения, но не пытаясь совместить с собой, задуматься о ней с точки зрения себя и применительно к себе. Его интерес к Татьяне ограничивается высокомерным советом, который он дает Ленскому: "Я выбрал бы другую, когда б я был, как ты, поэт". Онегин "видит" ее, но ответить взаимностью на ее чувство означает взять на себя какую-то ответственность, совершить некий значительный шаг, когда он уже, как ему кажется, в состоянии предугадать финал их возможных отношений.

Онегин теряет свою возможную счастливую судьбу, предпо читая "покой и волю". Он весьма вежливо и даже ласково осаждает Татьяну на свидании, разыгрывая роль светского до мозга костей человека, в этом же амплуа он ухаживает за Ольгой и, наконец, убивает Ленского - так же как светский человек, вынужденный следовать законам чести, убьет по законам "светской вражды". Светское начало торжествует в герое, который, как по крайней мере кажется, свет презирает и давно "перерос" его условности. И здесь даже у влюбленной Татьяны появляется вопрос, "уж не пародия ли он", - в герое отсутствует собственное твердое позитивное основание жизни, его разочарованность ведет лишь к бесконечной смене масок, каждая из которых ему знакома. И с этого момента героиней романа становится именно Татьяна Ларина, именно ее точка зрения на героя теперь и далее совпадает с авторской. Пути Онегина и Татьяны расходятся. Онегин странствует по России, проводит значительное время за границей, тогда как Татьяна выходит замуж. Им суждено встретиться вновь. Татьяна прошла светскую школу, не утратив своих лучших черт. Случайно повстречав ее, герой влюбляется-ситуация повторяется, но уже как в зеркальном отражении. Татьянин отказ перечеркивает все надежды Онегина на счастье в жизни, но одновременно производит в нем самом переворот чувств.

Финал романа остается открытым. Разочарованный герой не смог найти применения себе и своим способностям; растратив себя попусту, он пропустил свое счастье, не узнал его. Такова судьба талантливого человека в эпоху русского безвременья, таков путь, по которому проводит его собственное разочарование во всем и во всех.

В «Евгении Онегине» много «темных мест», привлекающих внимание исследователей. Обычно у Пушкина в таких местах подразумевается что-то конкретное и важное. Надо только под правильным углом посмотреть и тогда, возможно, не только это место, но и весь текст высветится по-новому. Одним из таких «темных мест» является последний стих строфы XXXVII первой главы:
Нет: рано чувства в нем остыли;
Ему наскучил света шум;
Красавицы не долго были
Предмет его привычных дум;
Измены утомить успели;
Друзья и дружба надоели,
Затем, что не всегда же мог
Beef-stеаks и страсбургский пирог
Шампанской обливать бутылкой
И сыпать острые слова,
Когда болела голова;
И хоть он был повеса пылкой,
Но разлюбил он наконец
И брань и саблю и свинец.
Как писал В. Набоков в своих знаменитых комментариях, «эта строка раздражает своей неясностью . Что именно разлюбил Онегин? «Брань», подразумевающая собственно войну, может заставить предположить, что около 1815 г. Онегин, как многие другие щеголи его времени, был на действительной службе в армии; однако наиболее вероятно, что отсылка сделана к одному сражению, как следует из чтения рукописи; но (имея в виду дальнейшее поведение Онегина, глава Шестая) было бы крайне важно интерпретировать это в более ясных терминах дуэльного опыта Онегина».

То есть, Набоков проводит связь между данным стихом и дуэлью между Онегиным и Ленским. Очень ценное замечание, поскольку и там и там фигурирует свинец. Но Набоков полагает, что Пушкин имеет в виду стрельбу из пистолета.
Однако ни о военном, ни о дуэльном опыте Онегина в тексте ничего не сказано. Как и о том, что он испытывал симпатию к этим ремеслам. Ни до этого фрагмента, ни после военное и дуэльное поприще в круге занятий Онегина не фигурируют (за исключением дуэли с Ленским). Допустим, что именно в этом стихе Пушкин хотел дать понять, что его герой был когда-то к ним неравнодушен. Однако, во-первых, в контекст предыдущих и последующих строф буквально понятая тема «брани, сабли и свинца» никак не вписываются. Речь в них идет о прежнем беспутном образе жизни героя и его нынешнем охлаждении к женщинам. Во-вторых, здесь есть противительный союз «но», который связывает новое состояние Онегина именно с объектом былых пристрастий, изменившимся отношением к нему. То есть, «брань, сабля и свинец» имеют отношение к женщинам.
Что касается первых двух элементов - «брани» и «сабли», - то они вполне могут быть эвфемизмами сексуального опыта Онегина. Сравнение любовных атрибутов с военными имеет давнее происхождение. Особенно известна элегия IX («Всякий влюбленный - солдат…») из Книги Первой «Любовных элегий» Овидия. Не раз эксплуатировал метафору любовь-война скандальный русский поэт И.С. Барков.
«Свинец» тоже вполне вписывается в «любовный» ряд, но… под особым углом. Скорее всего, под «свинцом», у Пушкина имеется в виду один из способов лечения сифилиса, применявшихся в то время. Есть версия, что Бетховен умер от отравления свинцом, которым он пытался излечить сифилис. Свинцом («свинцовым сахаром») лечили гонорею. Со свинцом долго путали висмут, тоже эффективное средство против сифилиса. В начале 19 в. их уже разделяли, но в представлении широких слоев населения висмут мог оставаться свинцом или по привычке сохранять это название.
По всей видимости, Пушкин выбрал именно это средство (а не йод, висмут или ртуть, которой лечился сам), чтобы обыграть сходство «венерической» лексики с военной и дегероизировать беспутный образ жизни. А также, возможно, чтобы уже в первой главе обозначить «свинцовый» мотив, который впоследствии сыграет важную роль в сюжете.

Таким образом, у нас есть основания предполагать, что упомянутый поэтом «свинец» имеет отношение к теме венерических заболеваний: этим словом, очевидно, обозначается и сама болезнь, и ее лечение.
Теперь мы можем прочитать данное «темное место» так: Онегин разлюбил любовные приключения и связанные с ними неприятности. Из-за последних, по-видимому, разлюбил первые.
Любопытно, что в последний стих предыдущей XXVI строфы как бы рифмуются с «бранью, саблей и свинцом» в таком прочтении.
Но был ли счастлив мой Евгений,
Свободный, в цвете лучших лет,
Среди блистательных побед,
Среди вседневных наслаждений?
Вотще ли был он средь пиров
Неосторожен и здоров?

Мотивы «неосторожности и здоровья» вполне согласуются с «венерической» темой.
Да и сам вопрос, и ответ на него звучат двусмысленно. Ведь ответ («Нет: рано чувства в нем остыли…» и т.д.) можно прочитать как относящийся к первому вопросу и ко второму. Если к первому: нет, не был счастлив, чувства остыли. Если ко второму: нет, не вотще, в конце концов неосторожность Онегина привела его к потере здоровья.
Прочтение «брани, сабли и свинца» в предложенном ракурсе вполне согласуется и с тем, что говорится об Онегине дальше: «Причудницы большого света! Всех прежде вас оставил он»; «И вы, красотки молодые, Которых позднею порой Уносят дрожки удалые По петербургской мостовой, И вас покинул мой Евгений». Последних Набоков прокомментировал так: «Куртизанки, которых удалые повесы мчат в открытых экипажах».
О травмированности пушкинского героя на любовном фронте говорят и слова второй главы:
В любви считаясь инвалидом,
Онегин слушал с важным видом.
Значение слова «инвалид» тогда было несколько иное, ближе к «ветеран», но в него входила сема «ранение» («Инвалид - вышедший в отставку военный, потерявший трудоспособность вследствие ранений или старости» - Словарь языка Пушкина). Латинское invalidus переводится как бессильный, слабый, больной. Едва ли Пушкин не учитывал этот «увечный» аспект значения.
Но можно пойти дальше.
В письме к Татьяне Онегин обронил такую фразу:
Я знаю, век уж мой измерен. ..
Не об этом ли своем недуге, лечение которого он прекратил или которое оказалось не очень удачным, пишет Татьяне Онегин? Не умирает ли он от венерической болезни? Или последствий лечения? То есть, не умирает ли он от того, что в первой главе было названо «свинцом»? Это было бы логичной карой за убийство Ленского свинцовой пулей. Мучительной, растянутой карой.
В первой главе (строфа VIII) есть еще одно любопытное место, которое, возможно, имеет отношение к «свинцовому» мотиву:
Что занимало целый день
Его тоскующую лень, -
Была наука страсти нежной,
Которую воспел Назон,
За что страдальцем кончил он
Свой век блестящий и мятежный,
В Молдавии, в глуши степей,
Вдали Италии своей.
Как заметил Валерий Лебедев , это место «написано специально двусмысленно. Можно отнести сказанное к Овидию Назону, но можно и к Онегину. Или к обоим одновременно. Получится что оба дали дуба «страдальцами от страсти нежной», то есть они страдали, а потом умерли от сифилиса. И произошло это в Молдавии, что сподручнее было сделать как раз Онегину. Ибо во времена Назона никакой Молдавии не было». Во времена Овидия сифилис не был известен, но умер он, действительно, от «Науки любви», книги, за которую был сослан из Рима.
Таким образом, мотив «свинца», будучи связан с «венерической» темой, позволяет не только прочитать прежде не прочитанный стих, но и реконструировать одну из скрытых тематических линий пушкинского романа.

Гениальный пушкинский роман в стихах включает в себя абсолютно все аспекты русской как общественной, так и литературной жизни того времени. Но главный герой воплощает, пожалуй, основную исторически сложившуюся к этому моменту дилемму. Время пушкинского романа совпадает с историческим безвременьем в России, когда для мыслящей части общества стало очевидно, что никаких радикальных исторических перемен, которые на определенное время сделала возможными война 1812 года, не предвидится. В России началась затяжная реакция, когда мыслящая и ищущая

Часть русского общества оказалась не у дел, и в результате некоторые были вынуждены со скандалом уйти в отставку, а некоторые – пополнить ряды антиправительственных организаций. Но оставался еще и третий вариант – бездумно проживать собственную жизнь, томясь от безделья и бездействия, от невозможности реализовать свой внутренний мир, когда способности и потенции личности оказывались совершенно не востребованными. Такую сложившуюся ситуацию очень четко восприняла русская литература и отобразила эту третью категорию русского просвещенного общества, создав целый ряд образов “лишних людей”. Положил начало этому ряду Грибоедов, создав в своей бессмертной комедии “Горе от ума” образ Чацкого. Пушкин же значительно продолжил и расширил начатое Грибоедовым в своем романе “Евгений Онегин”.
Онегин, который предстает перед читателем на первых страницах романа, очень схож с традиционным романтическим разочарованным в жизни героем, угрюмым денди. Его история вполне обыкновенна: он принадлежит к верхушке русского общества, получил вполне сносное образование, но не обрел призвания и направил все силы на постижение “науки страсти нежной”, в чем изрядно преуспел, а преуспев, потерял всякий интерес к тому, что было долгое время стержнем всей его жизни.
Пушкин акцентирует внимание и на другом моменте: “но труд упорный ему был тошен”. Это указание, что Онегин – герой более позднего времени, чем, например, Чацкий. Для Онегина война 1812 года, надежды на перемены никогда не были настоящим, а только прошлым, которое ему может быть известно только по рассказам. У героя романа Пушкина, в отличие от Чацкого, нет никаких причин для того, чтобы стремиться образовываться, просвещаться, писать и переводить. Мир просвещения и стремлений к реализации себя во имя родины и государства для него значит крайне мало, Онегин практически ничего о нем не знает – не в силу невежества, но в силу того, что живым для него этот мир никогда не был, не был хотя бы потенциально связан с реальностью, всегда оставаясь некой абстракцией (хотя и довольно занимательной для развития ума – видимо, этим можно объяснить чтение Адама Смита).
Онегин приезжает в деревню – и его положение в глазах других меняется, его начинают рассматривать местные помещики, соседи, как опасного вольнодумца. Здесь их точка зрения принципиально расходится с авторской, чего не было в первой главе, когда Онегин рассматривался как разочарованный романтический герой. Теперь же он для автора только “добрый малый”, а в его скучающей лени не наблюдается совершенно ничего романтического. Это даже не свидетельство разочарованности в жизни и себе самом, а банальная скука – свидетельство вполне определенной душевной пустоты, – которую ему в деревне оказывается совершенно нечем заполнить. У него нет ничего общего со своими соседями, поскольку кругозор и уровень образования явно Онегина над ними приподнимают, он выбивается из этой среды. Но не более того.
Примечательным здесь становится то, что чем ироничнее относится к своему герою автор, чем язвительнее его описания времяпрепровождения Онегина в деревне, тем больше в нем видит Татьяна, тем восторженнее его воспринимает, основываясь на своем “солидном” опыте чтения французских романов. Она смотрит на жизнь сквозь призму прочитанных ею книг и старается угадать в Онегине черты любимых ею литературных героев. Они “все для мечтательницы нежной / В единый образ облеклись, / В одном Онегине слились”. Именно в такого придуманного ею Онегина Татьяна и влюбляется.
Необходимо отметить то, что из складывающихся образов Татьяны и Онегина становятся очевидными их близость и в значительной мере сходство. Они оба выбиваются из окружающей среды, будучи на нее совершенно не похожими, оба ищут что то, не удовлетворяясь окружающим миром. И Пушкин, таким образом, указывает на то, что, будь сам Онегин другим, они нашли бы друг друга, но этого в итоге не происходит. Важно и то, что сам Онегин одновременно распознает и не распознает Татьяну как свою суженую, выделяя из всего окружения, но не пытаясь совместить с собой, задуматься о ней с точки зрения себя и применительно к себе. Его интерес к Татьяне ограничивается высокомерным советом, который он дает Ленскому: “Я выбрал бы другую, когда б я был, как ты, поэт”. Онегин “видит” ее, но ответить взаимностью на ее чувство означает взять на себя какую то ответственность, совершить некий значительный шаг, когда он уже, как ему кажется, в состоянии предугадать финал их возможных отношений.
Онегин теряет свою возможную счастливую судьбу, предпочитая “покой и волю”. Он весьма вежливо и даже ласково осаждает Татьяну на свидании, разыгрывая роль светского до мозга костей человека, в этом же амплуа он ухаживает за Ольгой и, наконец, убивает Ленского – так же, как светский человек, вынужденный следовать законам чести, убьет по законам “светской вражды”. Светское начало торжествует в герое, который, как по крайней мере кажется, свет презирает и давно “перерос” его условности. И здесь даже у влюбленной Татьяны появляется вопрос “уж не пародия ли он?” – в герое отсутствует собственное твердое позитивное основание жизни, его разочарованность ведет лишь к бесконечной смене масок, каждая из которых ему знакома. И с этого момента героиней романа становится именно Татьяна Ларина, именно ее точка зрения на героя теперь и далее совпадает с авторской.
Пути Онегина и Татьяны расходятся. Онегин странствует по России, проводит значительное время за границей, тогда как Татьяна выходит замуж. Им суждено встретиться вновь. Татьяна прошла светскую школу, не утратив своих лучших черт. Случайно повстречав ее, герой влюбляется – ситуация повторяется, но уже как в зеркальном отражении. Татьянин отказ перечеркивает все надежды Онегина на счастье в жизни, но одновременно производит в нем самом переворот чувств.
Финал романа остается открытым. Разочарованный герой не смог найти применения себе и своим способностям; растратив себя попусту, он пропустил свое счастье, не узнал его. Такова судьба талантливого человека в эпоху русского безвременья, таков путь, по которому проводит его собственное разочарование во всем и во всех.

  1. А. С. Пушкин искренне восхищается Москвой как воплощением национальной культуры, самобытности, русского духа, хранительницей исторической памяти народа. Поэт гордится старинными замками, Кремлем, свидетелями славы русского оружия, символами торжества идеи национального...
  2. Главным героем повести Пушкина “Станционный смотритель” является Самсон Вырин. Автор, описывая трагическую жизнь этого человека, сумел вызвать у читателей сочувствие и сопереживание к простому человеку. Вот история, описанная в повести....
  3. Прежде чем перейти к анализу композиции художественно-прозаических произведений Пушкина, остановлюсь на двух из числа самых сложных и вместе с тем особенно содержательных композиций стихотворных произведений Пушкина – построении поэм “Полтава”...
  4. Александр Сергеевич Пушкин – выдающийся поэт XIX века. Его перу принадлежит бесчисленное множество действительно бессмертных произведений, пополнивших сокровищницу мировой литературы. Тема природы и времен года занимает важное место в его...
  5. Верностью исторической эпохе и правдивостью в изображении характеров отличаются и второстепенные действующие лица. Белинский отметил, что уже в первой сцене трагедии “и исторически и поэтически верно обрисован характер Шуйского”. Это...
  6. По жанру “Капитанская дочка” – историческое повествование в форме “семейственных записок”, в ней есть черты и повести и романа, историческое повествование тесно связано с личной судьбой главного героя, который участвует...
  7. Герои повести Пушкина Петр Гринев и Алексей Швабрин сразу же привлекают внимание читателя. С самого начала знакомства с ними выясняется, что общего у этих людей очень и очень мало. Впрочем,...
  8. Противопоставление столичного и сельского образа жизни. 2. Онегин и Ленский. 3. Противопоставление Татьяны и Ольги. 4. Татьяна – неопытная деревенской барышня и светская дама. Легко заметить, что одним из основных...
  9. В 1833 Пушкин принимается работать над социально-бытовым романом “Дубровский” (опубликован 1841). Фигура “благородного разбойника” Владимира Дубровского несколько романтизирована Пушкиным, зато почти все остальные образы романа – от крепостников-помещиков и продажных...
  10. Александр Сергеевич Пушкин – классик русской литературы, основоположник русского реализма и литературного языка – большое место в своем творчестве уделял теме дружбы. И это не удивительно, ведь любовь и дружба...
  11. Александр Сергеевич Пушкин – великий человек, достояние России и всего мира. Свое превосходство и мастерство он неоднократно демонстрировал в различных Литературных жанрах. Поэма “Медный всадник” не является исключением. Небольшая по...

Продолжаю комментировать «Евгений Онегин»
ГДЕ НАХОЖУСЬ: Тридцать седьмая строфа первой главы. Начало описания хандры героя.
ТЕКСТ:
Нет: рано чувства в нем остыли;
Ему наскучил света шум;
Красавицы не долго были
Предмет его привычных дум;
Измены утомить успели;
Друзья и дружба надоели,
Затем, что не всегда же мог
Beef-steaks и стразбургский пирог
Шампанской обливать бутылкой
И сыпать острые слова,
Когда болела голова;
И хоть он был повеса пылкой,
Но разлюбил он наконец
И брань, и саблю, и свинец.

ИНТЕРЕСНОЕ У НАБОКОВА:

«Света шум» - старое французское клише.

Европейский бифштекс … имел мало общего с нашими американскими «стейками», безвкусным мясом нервных коров.

«Шампанской обливать бутылкой» - правильно – «шампанского» … пушкинская грамматическая погрешность.

«И брань, и саблю, и свинец». – Стих раздражает своей неясностью. Что именно разлюбил Онегин? «Брань» означает военные действия; отсюда можно предположить, что около 1815 г. Онегин, подобно многим другим из числа «золотой молодежи» того времени, служил в действующей армии; более вероятно, однако, и об этом свидетельствует рукопись, что здесь говорится о дуэлях; но (для оценки поведения Онегина позже, в гл. 6) было бы крайне важно яснее сообщить о его дуэльном опыте.

Саблю свинец – галлицизм.

БРОДСКИЙ:
В этих строфах образ Онегина раскрывается с тем комплексом идей, чувств, переживаний, который тянется к герою «Кавказского пленника».

ПИСАРЕВ:
«Но был ли счастлив мой Евгений?» - спрашивает Пушкин. Оказывается, что Евгений не был счастлив, и из этого последнего обстоятельства Пушкин выводит заключение, что Евгений стоял выше пошлой, презренной и самодовольной толпы. С этим заключением соглашается, как мы видели выше, Белинский; но я, к крайнему моему сожалению, принужден здесь противоречить как нашему величайшему поэту, так и нашему величайшему критику. Скука Онегина не имеет ничего общего с недовольством жизнью; в этой скуке нельзя подметить даже инстинктивного протеста против тех неудобных форм и отношений, с которыми мирится и уживается, по привычке и по силе инерции, пассивное большинство. Эта скука есть ничто иное, как простое физиологическое последствие очень беспорядочной жизни

Онегин всем объелся, и его от всего тошнит. Если не всех светских людей тошнит так, как Онегина, то это происходит единственно оттого, что не всем удается объесться.
ЛОТМАН:
Строфы вводят тему байронического разочарования Онегина и «преждевременной старости души» в том иронически-сниженном освещении, которое было типично для наиболее радикальных деятелей тайных обществ, в частности кишиневского окружения Пушкина

Ср. характерное высказывание из письма Муравьева-Апостола М. И.: «Байрон наделал много зла, введя в моду искусственную разочарованность, которою не обманешь того, кто умеет мыслить. Воображают, будто скукою показывают свою глубину…»

МОИ ИНСИНУАЦИИ:
Ненормальная жизнь («без службы, без жены, без дел») рождает нормальное к такой жизни отношение – «Надоело!» На самом деле надоело.

Т.е. перед нами не студент-старшекурсник. «Он задолжал у нашего Andrieux 400 рублей и ублудил жену гарнизонного майора. Он воображает, что имение его расстроено и что истощил всю чашу жизни. Едет в Грузию, чтоб обновить увядшую душу. Уморительно» (Пушкин в письме Дельвигу о брате Льве. 2 марта 1827 года).
Нигде на протяжении всего романа поэт вот эдак не иронизирует над новым, «байроническим» героем. Поэтому давайте будем серьезны и мы.

Попахивает пародией? Шаблон? Да. Но в романе ВСЕ персонажи так чувствуют и действуют – на грани пародии. Не будем же придираться к Онегину только потому, что его картонный образ явлен нам первым.