Неорусский стиль • Русская Антикварная Галерея. Псевдорусский стиль - примеры зданий в россии Forum псевдорусский стиль в архитектуре

Вконтакте

Основан на использовании традиций древнерусского зодчества и народного искусства, а также ассоциируемых с ними элементов византийской архитектуры.

Русский стиль возник в рамках общеевропейского подъема интереса к национальной архитектуре, и представляет собой интерпретацию и стилизацию русского архитектурного наследия.

Представляя собой искусную стилизацию, русский стиль последовательно сочетался с другими стилями - от архитектурного романтизма первой половины XIX в. до стиля модерн.

Развитие

Одним из первых течений, возникших в рамках псевдорусского стиля, является зародившийся в 1830-е годы «русско-византийский стиль» в архитектуре церквей. Развитию этого направления способствовала весьма широкая правительственная поддержка, поскольку русско-византийский стиль воплощал идею официального православия о преемственности между Византией и Россией.

Для русско-византийской архитектуры характерно заимствование ряда композиционных приёмов и мотивов византийской архитектуры, наиболее ярко воплотившихся в «образцовых проектах» церквей Константина Тона в 1840-е годы. Тоном были возведены Храм Христа Спасителя, Большой Кремлёвский дворец и Оружейная палата в Москве, а также кафедральные соборы в Свеаборге, Ельце (Вознесенский собор), Томске, Ростове-на-Дону и Красноярске.

Stan Shebs , CC BY-SA 3.0

Для другого направления псевдорусского стиля, возникшего под влиянием романтизма и славянофильства, характерны постройки, использующие произвольно истолкованные мотивы древнерусской архитектуры.

Alex Zelenko , CC BY-SA 3.0

В рамках данного направления были возведены многие постройки Алексея Горностаева. Ярким примером этого направления является построенная в Москве на Девичьем поле деревянная «Погодинская изба» Николая Никитина.

Развитие в конце XIX века

В начале 1870-х годов народнические идеи пробудили в художественных кругах повышенный интерес к народной культуре, крестьянскому зодчеству и русской архитектуре XVI-XVII вв. Одними из самых ярких построек псевдорусского стиля 1870-х годов стали «Терем» Ивана Ропета в Абрамцеве под Москвой (1873) и типография Мамонтова в Москве, построенная Виктором Гартманом (1872). Это направление, активно пропагандировавшееся известным художественным критиком Владимиром Стасовым, распространилось вначале в архитектуре деревянных выставочных павильонов и небольших городских домов, а затем в монументальном каменном зодчестве.


NVO , CC BY-SA 3.0

К началу 1880-х гг. «ропетовщину» сменило новое официальное направление псевдорусского стиля, почти буквально копировавшее декоративные мотивы русской архитектуры XVII в.

В рамках данного направления здания, построенные, как правило, из кирпича или белого камня, стали обильно декорироваться в традициях русского народного зодчества.

Для этой архитектуры характерны «пузатые» колонны, низкие сводчатые потолки, узкие окна-бойницы, теремообразные крыши, фрески с растительными орнаментами, использование многоцветных изразцов и массивной ковки.

В рамках данного направления были возведены Верхние торговые ряды (ныне здание ГУМа, 1890-1893, архитектор Александр Померанцев), здание Исторического музея (1875-1881, архитектор Владимир Шервуд), завершившие ансамбль Красной площади в Москве, и Саввинское подворье архитектора Ивана Кузнецова.

Развитие в начале XX века

В начале XX века получает развитие «неорусский стиль ». В поисках монументальной простоты архитекторы обратились к древним памятникам Новгорода и Пскова и к традициям зодчества русского Севера. На сооружениях этого направления иногда лежит отпечаток стилизации в духе северного модерна. В Санкт-Петербурге «неорусский стиль» нашёл применение главным образом в церковных постройках Владимира Александровича Покровского, Степана Кричинского, Андрея Петровича Аплаксина, Германа Гримма, хотя в этом же стиле строились и некоторые доходные дома (характерный пример - дом Купермана, построенный архитектором А. Л. Лишневским на Плуталовой улице).

Любопытным образцом неорусского стиля (с оттенком модерна) является Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Клязьме, построенная в честь 300-летия Романовых архитектором В. И. Мотылёвым по рисунку С. И. Вашкова (1879-1914), ученика Васнецова, в 1913-1916-е годы.

Историками архитектуры высказывалось мнение, что неорусский стиль стоит ближе к модерну, чем к эклектике, и этим отличается от «псевдорусского стиля» в его традиционном понимании.

Фотогалерея



Полезная информация

Псевдорусский стиль или русский стиль
включает русско-византийский стиль

Терминология

Термины, обозначающие направление в русской архитектуре второй половины XIX - начала XX веков, связанное с поиском самобытного национального стиля, до сих пор неточны, а отдельные явления, существовавшие в рамках этого направления, не дифференцированы.

Появившееся в начале XIX века наименование «русско-византийский стиль», которое чаще сокращалось современниками до «византийского стиля», обозначало такие различные образцы национально ориентированной архитектуры, как «тоновская архитектура» (по К. А. Тону), не имеющая ничего общего с византийскими прототипами, и, например, сооружения, подражающие образцам кавказской и балканской архитектуры. Появившийся во второй половине XIX века термин «русский стиль» объединял ещё более разнородные явления - от небольших придворных загородных сооружений 1830-х годов в «пейзанском стиле», идеализирующем быт крестьянства, до массовых деревянных парковых построек и выставочных павильонов 1870-х годов, а также крупных общественных зданий 1880-х годов

В начале XX века вся совокупность явлений в архитектуре XIX века, связанная с поисками русской национальной самобытности, стала называться «псевдорусский стиль» (термин В. Я. Курбатова) - в противоположность «неорусскому стилю». Наряду с определением «псевдорусский», уже имеющим оценочный характер, для обозначения тех же явлений стало употребляться и название с ещё более отрицательным оттенком - «ложнорусский стиль».

Вопрос о генезисе «неорусского стиля» (другое название - новорусский) является спорным. Е. И. Кириченко, А. В. Иконников и ряд других авторов рассматривают неорусский стиль как «направление», «вариант» или «национально-романтическую ветвь» модерна. По мнению Д. В. Сарабьянова неорусский стиль существовал как вариант внутри модерна, хотя и делал попытки обрести самостоятельность. М. В. Нащокина и Е. А. Борисова считают, что неорусский стиль и модерн отождествлять нельзя. Е. И. Кириченко разграничивает неорусский стиль, как направление модерна, и русский стиль, как одно из архитектурных течений эклектики, на уровне различий трактовки архитекторами образцов отечественной архитектуры и применяемых ими методов формообразования:

Стилизация характерна для модерна в отличие от эклектики, для которой типично стилизаторство. Стилизаторство основывается на визуально достоверном (реалистичном) воссоздании наследия прошлого. …предусматривает возможность использования любых форм архитектуры прошлого в любых сочетаниях. В стилизации отношение к образцу иное. Художников интересует общее, характер взаимосвязи элементов и форм, целое, а не деталь, частность. Общие особенности и узнаваемость образца сохраняются. Однако сами образцы при воссоздании трансформируются в согласии с новыми вкусами. Совершается это без всякого стремления к исторической достоверности и точности воспроизведения источников.

Д. В. Сарабьянов считает, что исследователи архитектуры справедливо разделяют русский и неорусский стили: «Действительно, граница между ними - это линия, разделяющая эклектику и модерн».

Псевдорусский стиль зародился в первой половине XIX в. Данное понятие включает в себя ряд направлений, которые зародились в Европе и России в XIX-XX вв. Он базировался на основных элементах зодчества, которые были распространены в Древней Руси, и византийских, очень грамотно вписанных в общую картину зданиях.

Понятие

Русский стиль начал свое существование в период усиленного внимания общества к архитектуре своего государства. Приблизительно тогда же начинают формироваться его основные отличительные черты, характерные исключительно для него. Они определяют не только внешний облик сооружений, сделанных в этом стиле, но и многие технические архитектурные аспекты.

В рамках псевдорусского стиля существует несколько течений, различия между которыми несведущему человеку могут быть не видны, но профессионал заметит их невооруженным глазом. В основу каждого из них положен определенный элемент или несколько, которые определяют общие, единые правила для всего архитектурного течения.

Псевдорусский стиль. Черты

Основной чертой этого стиля является грамотное сочетание русской архитектуры с иными стилями, например, романтизмом, или даже модерном.

Красный, белый и бежевый - вот три цвета, которые часто встречаются в архитектуре.

В русском стиле сочетаются вертикальные и горизонтальные строгие линии с изящными изгибами бочковидной формы.

В зданиях часто встречаются множество объемных элементов разных размеров.

В русском стиле встречаются три вида крыш - это шатровые, двускатные и бочечные. Все они обязательно будут украшены различными объемными элементами, например, петушками, колоннами и другими.

История возникновения и развития

Возникновение этого стиля в искусстве, а, прежде всего, в архитектуре совпало по времени с возрастающим интересом всех европейских народов к своей национальной культуре и направлениям в искусстве.

В числе первых подстилей, возникших в рамках псевдорусского стиля, можно назвать русско-византийский, который стал выделяться приблизительно во второй четверти XIX века. Он применялся в первую очередь при сооружении православных церквей.

Этому стилю присущи элементы как исконно русского зодчества, так и классического византийского архитектурного стиля.

Несмотря на свою относительную популярность среди архитекторов того времени, псевдорусский стиль не был единственным, существовавшим и применявшимся тогда. Он параллельно сосуществовал и с другими течениями, такими как романтизм, классицизм, сентиментализм и т.д.

Помимо русско-византийского, в рамках псевдорусского стиля развивались и некоторые другие течения, которые имели несколько меньшее значение для отечественной архитектуры. Лишь спустя несколько десятилетий это направление стало проникать практически во все слои общества.

Псевдорусский стиль в архитектуре конца XIX века

К концу XIX века этот стиль стал уже настолько востребованным, что его стали применять не только при строительстве важных государственных, религиозных и других крупных, дорогостоящих зданий.

Во многом благодаря движению народников и других сходных идей, многие простые сельские жители, причем не только зажиточные, стали строить дома в псевдорусском стиле или с применением его элементов.

Развитие и его массовая популяризация привели к тому, что люди начали практически полностью копировать русские дома XVII века. Особенный интерес в 70-е гг. XIX века уделялся крестьянским домам.

Дальнейшее развитие

На рубеже XIX-XX веков псевдорусский стиль стал претерпевать некоторые изменения, благодаря чему появилось новое направление в архитектуре, основанное на народном русском зодчестве. Этот новоявленный стиль стали именовать "неорусским".

В основу его были положены характерные черты старой новгородской и псковской архитектуры, а также зодчества других северных городов Руси. На многие сооружения, созданные в этом стиле, было оказано большое влияние со стороны северного модерна.

Наиболее часто применялся он при сооружении храмов и церквей. Среди самых известных архитекторов, работавших в этом направлении, можно выделить В. Покровского, А. Аплаксина, Г. Гримма.

Эксперты отмечают, что неорусский стиль, в отличие от псевдорусского, ближе к модерну, чем к эклектике, что значительно их разнит.

Храмовые постройки

Как уже говорилось выше, псевдорусский стиль характерен для религиозных сооружений. Поэтому и сегодня он наиболее ярко представлен именно храмовыми и церковными постройками. Именно в православном зодчестве лучше всего продемонстрирован псевдорусский стиль. Храмы, созданные по его правилам, отличаются какой-то особенной притягательностью, аутентичностью и духовностью.

Наиболее яркими примерами сооружений можно назвать: храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский дворец и другие. Также можно выделить здание Исторического музея, церковь Спаса Нерукотворного Образа и многие другие.

Многие архитектурные сооружения, относящиеся к этому направлению в искусстве и архитектуре, сегодня считаются достоянием отечественной архитектуры. Они создают "лицо" городам и населенным пунктам, в которых находятся. Многие приезжие целенаправленно идут, чтобы полюбоваться достопримечательностями, построенными в русском и псевдорусском стиле.

Это неудивительно, потому что здания, вобравшие в себя черты этого стиля, выглядят очень презентабельно и красиво, чем и привлекают всеобщий интерес и приковывают к себе внимание. К тому же большинство из них выполнены опытными архитекторами, настоящими виртуозами своего дела.

Заключение

Русский народ знает, любит и чтит своих предков, поэтому интерес к искусству, культуре и фольклору предков довольно высок. В современной России наиболее ярко это выражено именно в архитектуре.

Благодаря старинным постройкам и зданиям, созданным в более современных стилях, можно проследить практически весь исторический путь народа и всего государства. Поэтому и правительство страны, и общественные организации, да и большинство простых людей стремятся любыми способами сохранить архитектурное достояние.

Несмотря на большое влияние западной культуры на российскую, российским архитекторам, деятелям искусства удалось гармонично и весьма удачно сочетать не только исконно русские культурные элементы, но и новые веяния, идущие в основном из Европы.

Благодаря этому возникло множество различных направлений, но наиболее развитыми в России оказались направления, вбирающие в себя черты как русского зодчества, так и европейской архитектуры. Эклектика, псевдорусский и неорусский стили приобрели небывалый размах на рубеже XIX-XX веков, а многие здания, построенные когда-то в этих направлениях, сегодня считаются достопримечательными местами.

Псевдорусский стиль представляет собой архитектурное течение в России в 19-20 веках. Преобладающими элементами здесь становятся традиции зодчества и народного творчества. Он включает в себя несколько подгрупп, в том числе русско-византийское и неорусское направления.

В псевдорусском стиле есть много элементов, заимствованных из европейской архитектуры и культуры. Можно сказать, что национальными здесь являются только творческие мотивы. Именно поэтому стиль имеет такое название.

Возникновение

В середине 19 века, когда начинается мода на национальные мотивы и течения, многие художники и архитекторы России принимают решение создать определенный «сплав» из старых народных форм, но при этом не жертвовать современными (для того периода) достижениями. Так появляется псевдорусский стиль. Он предназначается для того, чтобы возродить использовать его не только в мелких игрушках, ремесленной деятельности или, например, мебели, но и в более масштабных проектах.

На самом деле псевдорусского стиля как такового не существует. Это название условное. Оно объединяет в себе несколько течений, иногда с противоречивыми мотивами. Поэтому сегодня происходит некая путаница, когда архитекторы объединяют два совершенно разных по своим формам, линиям и декору здания в один псевдорусский стиль.

Самое главное отличие заключается в стилизации. Псевдорусский стиль настолько гибок, что его можно сочетать с другими архитектурными направлениями, включая модерн и романтизм.

Развитие

Псевдорусский стиль включает в себя несколько течений. Они появлялись по мере его развития:

  1. Русско-византийский. Возникший в 1830-х годах, данный стиль широко практиковался при строительстве религиозных христианских зданий (храм Христа Спасителя, Вознесенский собор, Большой
  2. Романтизм и славянофильство. На самом деле стиль, который появился чуть позже предыдущего, не имеет названия. Но на него повлияли перечисленные архитектурные течения. Ярким примером является Погодинская изба.
  3. Ропетовщина. Направление появляется в 1870-х годах, оно перенасыщено народной культурой и крестьянским зодчеством (Терем, Типография Мамонтова). Именно это течение получило широкое распространение из-за пропаганды известного критика Стасова.
  4. Официальный. Пузатые колонны, фрески с национальным орнаментом, низкие потолки в виде сводов - все это характерные черты направления. Здесь также отдается предпочтение традициям и народному творчеству. Примеры - Верхние торговые ряды, здание Исторического музея.
  5. Неорусский. Он появляется в начале 20 века. Архитекторы склоняются к монументальной простоте, поэтому они объединяют элементы древних памятников и традиции северного зодчества. Многие замечают сходство с модерном (церковь Спаса Нерукотворного).

В последнее время историки отделяют неорусский стиль от псевдорусского, рассматривая его в качестве самостоятельного архитектурного течения. Но остались и те, кто их объединяет. Здания псевдорусского стиля широко распространены по всей стране, включая самые отдаленные ее регионы.

Особенности появления

Как и в любой другой стране, в России был период заимствования. Различные мотивы и течения перенимались у Европы, восточных государств и Запада. И настало время нехватки национальных элементов. Поэтому псевдорусский стиль в России, равно как его появление, можно считать закономерным.

Особенности данного архитектурного направления заключаются во многом. Преобладающие цвета - бежевый, белый и красный.

Можно отметить и способности стиля к слиянию. Не было четких разграничений. Он легко сочетался со многими другими стилями, например готикой, псевдоготикой или модерном.

Характерные черты

Псевдорусский стиль в архитектуре имеет свои отличия, по которым его определяют. Характерные черты можно просмотреть в таблице.

Очень часто при строительстве использовался декор крыши в виде крутящегося петушка или флага.

Многие здания в России, дошедшие до современности, подходят к описанию и характерным чертам псевдорусского стиля.

Заключение

В начале 20 века псевдорусский стиль и тяга к соответствующему строительству постепенно начинают угасать. Фасады многих зданий со всеми башенками, высокой кровлей, частыми небольшими окнами перестают подходить для архитектурного и административного назначения строений.

К примеру, Большие залы в Думе, возводящиеся во время господства направления, уже строятся при использовании новых достижений как в архитектуре, так и в технологиях (применение оборудования, больших машин). Потребности современных зданий не соответствую псевдорусскому стилю. Назначения архитектуры обновляются. А стиль уходит в прошлое, оставляя за собой множество памятников и уникальных строений.

«Национально-романтическое» направление, как его обычно не совсем точно называют, полнее всего выразившее себя в архитектуре и декоративно-прикладном творчестве и в меньшей мере в живописи, скульптуре и графике, имело свои довольно близкие аналогии в других национальных художественных школах Европы, обративших тогда внимание на старые, главным образом средневековые художественные традиции и пытавшихся с их помощью вновь обрести общезначимые эстетические ценности.

Почти с самого же своего возникновения, приблизительно с середины 1880-х годов «национально-романтический», или, как несколько позже его стали именовать, «неорусский» стиль стал утверждать себя активными и целенаправленными поисками в области поэтики и стилистики искусства, поисками, обретшими логикой художественного процесса гораздо более универсальный смысл, чем имела его сюжетно-содержательная структура. Именно этим, вероятно, объясняется исключительная популярность крупнейшего представителя этого направления в русском искусстве Виктора Васнецова.

АРХИТЕКТУРА МОДЕРНА

Как уже говорилось, модерн ярко выразился в работах зодчих. Так, даже спустя десятилетия хорошо видно, что модерн успел наложить заметную печать на архитектурный облик многих городов России - помимо Москвы и Петербурга и дачного строительства вокруг обеих столиц здесь можно назвать в качестве примера южные курортные районы и города Поволжья, где не только строили крупные архитекторы Москвы и Петербурга, но и начинали будущие столичные зодчие, формировавшиеся по воздействием известных мастеров модерна.

Модерн и культурное самосознание человека той эпохи - за этой темой кроются и проблемы искусства того времени, и способность «нового стиля» воздействовать на предметную и духовную среду. Вот интересное свидетельство Луи Арагона, относящееся к 1930 году, когда французский писатель посетил Москву и гулял по старым московским улицам: «Я гулял по улицам Москвы, еще сохранявшей следы гражданской войны впрочем, окончившейся уже десять лет назад, и с огромным любопытством обнаруживал здания в стиле модерн, причем их было гораздо больше чем в Париже… Путь мой, который я, всегда пешком, проделывал по Арбату, проходил мимо множества зданий, которые могли соперничать с постройками Парижа, Барселоны или Брюсселя. Их прихотливый декор принадлежал исканиям тридцатилетней давности… На старой Никитской, которая тогда уже называлась улицей Герцена, по-прежнему можно видеть особняк Рябушинского, построенный Шехтелем в 1900 году, с его решетками, балконами, с его идущим поверху мозаичным цветочным фризом, принадлежащим Врубелю. Тому же зодчему принадлежит монументальное здание Ярославского вокзала, в котором, как и в особняке Миндовских на углу Поварской улицы, построенным архитектором Л. Кекушевым, очень ясно обнаруживаются русские национальные истоки этого искусства. Чертами модерна отмечены и многие другие, более скромные здания в районе Арбата, прежде всего доходные дома, хотя это относится больше к их декору, чем собственно к архитектурным решениям. Существовали свои связи между этим искусством, столь популярным в России до 1914 года и соединившим в себе вдохновение Древней Руси времен «Слова о полку Игореве» и интернациональное движение декоративного стиля модерн, и в ту же эпоху расцветшим пышным цветом «русским стилем». Лишь значительно позже мне удалось увидеть интерьеры зданий модерна, и я нашел там удивительные камины, металлическое литье, лестничные перила, люстры, перед которыми бледнели изделия западных мастеров».

Архитектором, наиболее полно воплотившим основные тенденции развития русского модерна был Ф. Шехтель. Он подсознательно шел к модерну через творчество театрального декоратора, оформителя народных празднеств, создателя театрализованных архитектурных комплексов (что очень созвучно самой природе модерна).

Готика и модерн

В одной из своих первых крупных работ - особняке З.Г. Морозовой на Спиридоновке в Москве, Ф. Шехтель смело трансформирует композиционные и декоративные приемы «готики».

В эпоху модерна в готике стали ценить не только причудливую архитектурную декорацию, как в эпоху классицизма, не только романтичность художественного образа, свободу и смелость пространственных построений, как в эпоху эклектики, но и присущую ей внутреннюю органичность, под которой стали понимать единство архитектурной формы и конструкции, единство декоративных и функциональных элементов, и ту близость к органическому миру, которая стала одним из краеугольных камней эстетики модерна.

Надо признать, что при всем отличии модерна от готики мышление архитектурными формами, при которой объемы пластически соотносятся с пространством, определяя внутренний динамизм художественного образа ради иррациональности его содержания, дает известный повод для подобного сопоставления.

Представление о торжестве духа, романтическая принадлежность образов готики также во многом были близки мироощущению «нового стиля». Стилизации на тему «готики», предваряющие наряду со стилизациями на «русские» темы появление первых произведений «чистого» модерна в России. Вместе со стремлением воссоздать пространственные впечатления от готики возрастает тяготение к одухотворенным архитектурным образам, далеким от прозаической повседневности, и к стилизации растительных органических «готических» мотивов, воплощающих представление о единстве функции и декоративной формы.

Существенно, что для лучших произведений модерна, особенно раннего периода, характерны поэтическая одухотворенность, большая эмоциональная выразительность и в то же время - рационализм, лежащий в основе всего образного решения в целом. Такое сочетание также напоминает о готике, тем более, если учесть, какое значение и в эпоху средневековья придавалось победе художника над материей в самом создании архитектурного образа. К этому следует добавить свойственное «новому стилю» увлечение средневековыми витражами, что в живописи приводит к «клазоунизму», наблюдающуюся при декоративных решениях «наглядку» (если использовать выражение Александра Иванова) на старинные шпалеры и гобелены, сказывающуюся в понимании цвета, общих колористических решениях и тому подобное.

Но вернемся к особняку Морозовой. В нем еще нет явных примет стилизации модерна, но уже присутствует тот момент гротеска, который знаменовал зарождение новой стилистики. Постепенное «размывание» четкой границы между архитектурой и скульптурой, между функцией и украшением, реальной действительностью и фантазией уже во многом близко к эстетике модерна.

Творчество Шехтеля охватывает все виды архитектурного строительства - частные особняки, доходные дома, здания торговых фирм, вокзалы.

Типичным и наиболее совершенным образцом раннего модерна в России является особняк Рябушинского в Москве. Автор утверждает в планировке здания принцип свободной асимметрии. Каждый из фасадов особняка скомпонован по-своему. Здание представляет собой сочетание пластично, скульптурно трактованных объемов, образующих уступчатую композицию. Особняк облицован светлым глазурированым кирпичом, что типично для здания в стиле модерн. Многократно повторяясь в рисунке мозаичного фриза, в ажурных переплетах оконных витражей, в узоре уличной ограды и балконных решеток, этот мотив особенно богато разыгран в декоративном убранстве интерьера, достигая своего апогея в причудливой форме мраморной лестницы, представляющую собой взметнувшуюся и опадающую волну.

Оформление интерьеров - мебель и декоративное убранство также выполнены по проектам Шехтеля.

Растущее тяготение модерна к лаконичности архитектурного языка вело к тому, что в конце 1900-х годов многие русские зодчие отказались от стилизованных декоративных элементов, столь свойственных раннему модерну, в поисках чисто архитектурной выразительности.

Это относится и к Шехтелю. Такие его сооружения как Торговый дом Московского купеческого общества в малом Черкасском переулке (1909) или здание типографии «Утро России» (1907), можно назвать предконструктивисткими. Застекленные поверхности огромных окон составляют основной эффект фасада. Скругленные углы и пилястры, вытянутые в несколько этажей, сообщают пластичность объему здания. О модерне здесь напоминают несколько причудливое разнообразие ритма оконных переплетов, хрупкая графическая профилировка горизонтальных тяг, разделяющих этажи, - эстетизированная геометрия, заменившая собой культ зигзагообразной линии в раннем модерне.

Особое направление в архитектуре XX века образует неорусский стиль, который стремился выразить «дух» древнерусской архитектуры, свободно варьируя и как бы глядя на нее сквозь призму стиля модерн. К нему относятся, например, Марфо-Мариинская община сестер милосердия в Москве, построенная Щусевым в 1908-1911 годах, где он синтезировал приметы псковско-новгородского стиля, и Ярославский вокзал Шехтеля. Он представляет собой компактную композицию из разновысоких объемов, создающую строго выверенный рафинированный силуэт, сложный причудливый рисунок, а в завершение - огромные «щипцовые» кровли, упругие дуги порталов, высокие балконы-крыльца, островерхие шатровые шпили, маленькие слепые изразцовые вставки и стилизованные панно. Композиция центрального портала в целом представляет несколько гротескную стилизацию триумфальной арки.

Именно эти отступления от гармонического языка древнерусской архитектуры в сторону гротескной гиперболизации, романтического преображения характерных мотивов национального зодчества, присущее в целом неорусскому направлению, объединяет его со стилем модерн.

В Петербурге модерн выражался в несколько иных формах, нежели в Москве. И потому, что главным объектом строительства в Москве являлись частные особняки, а в Петербурге - это в основном доходные дома, и из-за самого классического стиля города, в котором даже здания в стиле модерн имели «классический налет». К тому же петербургский модерн всегда в большей степени, нежели московский тяготел к западноевропейскому, особенно северному модерну.

Лидером жилищного строительства, да и всего петербургского модерна был Ф.И.Лидваль.

Ожерелье зданий начала Каменно-островского проспекта окружает жемчужину модерна - дом И.Б.Лидваль, матери Федора Ивановича Лидваля, мастера северного модерна и, позднее, неоклассицизма. Им построены дома на Лесном пр., на Малой и Большой Конюшенных, Малой Посадской и других улицах. Его кредо - фактурная обработка, разнообразие, но равновесие и, главное, компромиссное сочетание всех направлений модерна.

"Дом Лидваля", как его называют, является программным произведением мастера. Первое, против чего боролся Лидваль, - это квартиры коечно-каморочного типа и темные, антисанитарные дворы-колодцы эпохи эклектики, так точно описанные Ф.М.Достоевским. Дом 1-3 по Каменноостровскому проспекту имеет курдонер (курдонер - парадный двор дома, отделяется от улицы оградой с воротами), образованный главным зданием и двумя боковыми флигелями и еще небольшой фасад, обращенный на ул. М.Посадскую (с него в 1899 году и началось строительство комплекса, законченное в 1904 г.). Характерная особенность - флигеля, выходящие на проспект, совершенно разные: и по высоте (один трех-, другой четырехэтажный), по форме окон (наибольшего разнообразия Лидваль достиг в доме Циммермана - там на одном фасаде около 20 разных вариаций на тему окна). Главное же то, что несмотря на разновеликость, весь комплекс смотрится цельно и уравновешенно. И в декоре Лидваль сохраняет индивидуальность. В отличие от А.Ф Бубыря с его суровым финским модерном и Н. В. Васильева с романтическими композициями, Ф.И.Лидваль во всем соблюдает компромисс. Это гармоничное слияние модерна и классики как раз и является "стилем Лидваля". Именно такую уравновешенность прививал своим ученикам наставник Лидваля, Л.Н.Бенуа, из мастерской которого вышли многие в будущем мастера модерна, хотя сам учитель и не разделял взглядов "Нового искусства".

Не менее известные архитекторы, часто работавшие вместе - А.Ф.Бубырь и Н.В.Васильев - в своем творчестве отдавали предпочтение северному модерну. Бубырь, будучи наиболее последовательным сторонником финского неоромантизма, предпочитал декорированной стене игру грубых, массивных объемов и оформлял здания необработанным камнем.

Н.В.Васильев был более либерален и вносил в совместное творчество элементы рационализма: гладкая (но не всегда прямолинейная в плане) стена, остекление. Характерный пример сотрудничества Васильева и Бубыря - Торговые ряды «Новый Пассаж" на Литейном проспекте (д. 57, 1912-1913 гг.). Это здание сочетает в себе все: простенки из необработанного камня, огромные окна и даже какой-то налет неоклассицистической монументальности в форме портала и массивных дверей. Возвращаясь же к доходным домам, можно отметить их многочисленность: на Стремянной улице (совместно), на ул. Петра Лаврова, на Загородном проспекте, на набережной Фонтанки (А.Ф.Бубырь).

Быстро уловившие требования моды провинциальные архитекторы и строители, не всегда обладавшие необходимым профессионализмом, стремились использовать прежде всего максимум декоративных примет стиля модерн для достижения наиболее эффектного впечатления. Подобные здания можно встретить на Украине, в Одессе, в Баку, Тифлисе.

Разумеется, рассмотрены далеко не все архитекторы стиля модерн обеих столиц, все вышесказанное - лишь поверхностный экскурс в архитектуру русского модерна.

Псевдорусский стиль определяет течение в архитектуре России с конца 19 - начало 20 века. Его можно описать, как попытку соединить элементы древнерусского деревянного зодчества и мотивы византийского стиля. Попытаемся выяснить, откуда именно пришел к нам этот уникальный стиль, и что его отличает от других.

История появления псевдорусского стиля

Зарождение псевдорусского стиля в архитектуре началось в тридцатые годы 19 века. В те времена возрос интерес к национальной истории, культуре. Нация была настроена на распространение творческих направлений, целью которых можно назвать выражение историко-культурной специфичности собственной нации. Такие настроения можно охарактеризовать как интерпретацию и стилизацию русского архитектурного наследия, вышедшие из славянофильства и романтизма. Решение вопроса лежало на поверхности. Дело в том, что удачное переплетение древнерусского зодчества и заимствование элементов византийского стиля – это простое сочетание официального православия и проявление интереса к Европе. Таким образом, здания 19 века взяли все лучшее от русско-византийского стиля.

Современники говорили, что псевдорусский стиль – это уникальная переработка истоков народного творчества.

Отличительные черты в архитектуре 19 века

Одной из первых построек такого стиля стала Погодинская из¬ба на Девичьем поле в Москве. Этот небольшой дом на самом деле похож на традиционное русское жили¬ще. Никитин, архитектор, сделал окна с резными ставнями, а крышу декорировал деревянными узорчатыми «полотенцами». Тем не менее, внутри дом мало чем отличается от обычных квартир.

В начале 1870-х годов при проектировании домов, архитекторы проявили большое внимание к зданиям, построенным еще в 16-17 веках. Одними из самых ярких примеров псевдорусского стиля того времени стали «Терем» Ивана Ропета в Абрамцеве под Москвой (1873) и типография Мамонтова в Москве, построенная Виктором Гартманом.

Направление называли «ропетовщиной» (в честь архитектора И.П. Ропета). Благодаря нему возникает большое количество деревянных выставочных павильонов.

Уже в начале 1880-х годов здания практически точно копировали элементы декорирования русской архитектуры 17-го века. Дома в то время были построены, преимущественно из кирпича и белого камня. Главными отличительными особенностями псевдорусского стиля 19 века являются узкие большие окна, сделанные по форме сводов, крыши, похожие на терем, так называемые «пузатые» колонны, фрески с использованием орнамента растительной тематики, разноцветные изразцы, а также массивные элементы ковки. Здания, выполненные в этом стиле, могли состоять из нескольких разноразмерных объектов.

Внешне дома могли не соответствовать внутренней архитектурно-пространственной и функциональной организации. Из форм в архитектуре находили отражение треугольники, шатры, «кружало», бочки. Двери были украшены сенью с кубышчатыми колоннами или козырьком на консолях.