Неофициальная версия смерти Л.Н.Толстого. Лев Толстой: пророческое видение «космической религии» будущего

В последнее время идет переоценка многих ценностей прошлого века, переосмысливается то, что осталось нам по наследству от предыдущей эпохи. Например, книги писателей, которых мы считаем великими. Но к некоторым из них отношение меняется. Так, все чаще звучат мнения, что Лев Толстой устарел, стал непонятен и не нужен современному поколению.

О том, насколько справедливы эти критические замечания, и почему Лев Толстой так много значит для культурного пространства России, рассуждал литературный критик, писатель, исследователь творчества Льва Толстого, автор книги "Лев Толстой. Бегство из рая" Павел Басинский :

-Сегодня к личности и произведениям Толстого отношение довольно противоречивое. Насколько творчество Толстого сегодня вписывается в культурный контекст?

С Толстым в последние годы происходит буквально удивительные вещи. Когда я писал свою книгу, то совершенно не рассчитывал на пристальный интерес к фигуре Толстого. Ведь буквально года два назад проводилось голосование "Имя России". Такое народное голосование — кто у нас из исторических фигур самый известный, значимый, узнаваемый и так далее. Хотя, конечно, результаты его вызывают сомнения, тем не менее, здесь политической заинтересованности не было ни у кого. И вот Толстой занял там двадцатое место! Впереди его были и Сталин, и Столыпин, и Иван Грозный, и кто угодно, и из писателей - Достоевский, Пушкин на третьем месте…а Толстой — на двадцатом.

А это писатель, который составляет славу России за рубежом. Есть всего три писателя, которые представляют Россию в мире: Толстой, Достоевский и Чехов. Все остальные — это уже относительно. Пушкина не знают, Горький был известен скорее в начале XX века. И то, был именно известен, но не популярен. А Толстой - востребован. Но у нас к нему долго не было явного интереса, но этот интерес понемногу начал просыпаться.

Здесь мы действительно немножко отстаем от Европы. В Европе и Америке сейчас происходит просто бум интереса к Толстому. Там переводят заново все его романы, только за один прошлый год вышло три новых англоязычных перевода "Войны и мира". Два в Америке и один в Англии.

Заново переводят на французский, испанский и немецкий не только "Войну и мир", "Воскресенье", "Анну Каренину", но и дневники писателя, его письма, статьи, вдруг проснулся огромный интерес в Европе к философии Толстого. Сегодня обнаружилось, что многие идеи, которые высказывал Толстой в начале XX века, стали актуальными. Например, он всегда выступал за отмену смертной казни. И тогда эта позиция казалась чем-то экзотическим. Тогда совершенно нормально было, что казнили преступников и убийц. А сейчас наоборот, Европа отказалась от смертной казни, Россия наложила мораторий.

Он же ведь был и противником охоты, стал вегетарианцем, считал, что нельзя убивать животных. Его современникам казалось диким: как это — не убивать животных? А мех где брать? А дичь к столу? А сегодня мы видим выступления экологов, "зеленых" в защиту животных, известнейшие актрисы против выступают, целые партии создаются. И это он предугадал. Получается, цивилизация развивается так, как предсказывал Лев Толстой.

Пробуждению интереса к Толстому есть и еще несколько причин. Вот двадцатый век был, безусловно, веком Достоевского. Век конфликтов, век ужасно идеологизированный. Век, в котором ставились перед человеком глобальные экстремальные вопросы. И в России, и в Европе в XX веке читали Достоевского, он тогда на Западе был самым популярным русским писателем.

А в XXI веке мир задумался о каких-то цивилизационных вопросах. Как относиться к животным? Можно ли казнить людей? Надо ли воевать? Ну не стоял такой вопрос в начале XX века — конечно, воевать. Все со всеми все время воевали. А сейчас возникает вопрос: а может, не надо вообще воевать? Это не правильно, даже глупо как-то. XXI век задает себе какие-то более конкретные человеческие вопросы, на которые как раз и искал ответы Лев Толстой. Не на абстрактные дистанционные вопросы типа "тварь ли я дрожащая или право имею?", а конкретные: например, как правильно воспитывать детей?

У Толстого была своя система педагогики. Он очень много страниц посвятил семейным вопросам, отношениям мужа и жены, родителей и детей. И, может быть, двадцать первый век будет веком Толстого, а не Достоевского.

-Сегодня много разговоров о том, что Толстой — писатель с завышенной оценкой, что он — не для школы и вообще не для современного читателя. Насколько Лев Толстой уместен в рядах классиков, которых изучают в школьной программе?

- Конечно, восприятие литературы сейчас меняется. Особенно у новых поколений. Можно по этому поводу сетовать, что они мало читают, но с этим, наверное, придется смириться. Ведь сегодня возникло совершенное иное информационное поле. Когда мы наезжаем на наших маленьких детей, заставляем их читать, ругаем — "почему ты не читаешь?", и думаем — вот, в XIX веке-то дети читали, и в советское время дети читали, а эти — не хотят. Но ребенку XIX века для того, чтобы понять, как выглядит лев, или как выглядит танк, надо было об этом прочитать. У него не было другой информации, кроме книг. У него не было телевизора. Не было компьютера, не было интернета.

Информацию о мире ребенок мог получить только из текста. А сегодня громадное количество визуальной информации, и современному ребенку бессмысленно читать длинное описание того, как выглядит танк - он этого танка и так уже везде насмотрелся: в компьютерных играх, в кино, в 3D, в DVD, во всех измерениях. Поэтому, конечно, литература будет меняться.

В этом проблема школьников и школьных учителей. Современному школьнику действительно трудно осваивать пространство "Войны и мира" — огромное, подробное, детальное, это просто не влезает в его голову. Но ведь здесь следует учесть, что Толстой — один из самых экранизируемых классиков. Существует тринадцать экранных версий Анны Карениной. И около семи — "Войны и мира".

И это значит, что Толстой будет доходить до школьников таким образом. Интересно, что сам Толстой тоже не был архаистом. Ведь он первым написал произведение, рассчитанное на ребенка — "Кавказский пленник". Это писалось конкретно для детей, для антологии, которую он составлял. Но это произведение стало шедевром мировой литературы, по нему тоже снимаются фильмы, а ведь "Кавказский пленник" написан очень простым языком.

Лев Толстой, по словам А. Франса, «видел своими духовными очами невидимые ещё нам горизонты». Сравнивая Толстого с Гомером, он предсказал, что «пророка нового человечества» будут изучать через тысячелетия. Его якобы утопии уже частью находят себе подтверждение.

Я попытаюсь проследить удивительную связь между некоторыми якобы утопиями, а на самом деле, глубокими концепциями философского мировоззрения Льва Толстого, и основными положениями древней восточной философии, ставшей достоянием человечества всего двадцать лет назад. Будут также приведены и проанализированы подтверждения этих концепций последними научными открытиями ученых в области квантовой физики, космологии и медицины.

Новое описание действительности

Со времени начала ‘квантовой революции’, многие ведущие ученые мира начали находить интригующие параллели между результатами своих исследований и учениями древнего Востока.

Около сорока лет назад, нейрохирург Стэнфордского университета Карл Прибрам, автор классической монографии «Языки мозга», и автор «Квантовой Теории» Дэвид Бом, работавший с Эйнштейном, предложили научные теории, которые демонстрируют удивительное сходство с восточными философскими учениями. Они пришли к выводу, что наш мозг математически создает «конкретную» действительность, интерпретируя частоты из другого измерения, являющегося первичной структурой, существующей вне пространства и времени.

Этот вывод поразительно резонирует с утверждением основателя упомянутой восточной философско-нравственной системы самосовершенствования Фалунь Дафа, мастера Ли Хунчжи о том, что получаемая нами фактическая информация не является непосредственной функцией человеческого мозга, который является лишь преобразовательным механизмом «космических информаций, несущих определённый смысл. Получив информацию-команду, наш мозг перерабатывает её на существующий язык – средство передачи мыслей».

А вот высказывание Толстого, свидетельствующее о гениальном осознании великим мыслителем космических законов и глубоком проникновении в сущность природы реальности: 2Пространство и время и причина суть формы мышления и... сущность жизни вне этих форм...» (10, 500)

Интерпретация сознания в рамках квантовой механики, предложенная недавно профессором Физического института РАН Менским, привела к аналогичному выводу. А именно, наш видимый мир, который мы привыкли считать «реальным», – есть только один из бесчисленных «срезов» действительно реального «квантового мира», срез, который выбирается нашим сознанием и ошибочно принимается нами за всю реальность. «Поэтому, – заключил М.Б. Менский, – для того, чтобы оказаться в лучшем мире, не надо стараться изменить мир, – достаточно изменить своё сознание!»

То, что спустя столетие было открыто передовыми учёными, давно было очевидно Толстому, который писал: «Все великие перемены в жизни людей совершаются только в мысли». (29, 196) Он был также уверен в том, что «все существа – отдельные проявления сознания. И земля, и материальный мир, должно быть, имеют сознание, только оно нашему пониманию недоступно, как козявке человек».

Приведу ещё одно удивительное наблюдение Льва Толстого: «Ехал наверху на конке, глядел на дома, вывески, лавки, извозчиков, проезжих, прохожих, и вдруг так ясно стало, что весь этот мир с моей жизнью в нем есть только одна из бесчисленных возможностей других миров и других жизней, и для меня есть только одна из бесчисленных стадий, через которую, мне кажется, что я прохожу во времени». (22, 109)

Это интуитивное прозрение великого писателя, к которому он неоднократно возвращался в своих дневниках, нашло подтверждение в последовавших научных открытиях ХХ и ХХI веков.

Как утверждает профессор Принстонского университета Ричард Густафсон, Толстой придерживался представления о том, что «... интуитивное, ‘‘мистическое’’ постижение действительности первично по отношению к эмпирическому познанию...» [ 7] Об этом свидетельствует, например, следующая запись Толстого в 1906 году: «Умиление и восторг, который мы испытываем от созерцания природы, это – воспоминание о том времени, когда мы были животными, деревьями, цветами, землей. Точнее: это сознание единства со всем, скрываемое от нас временем». (55, 217)

Действительно, главенствующей идеей Толстого была идея единства. Густафсон справедливо называет единство Толстого «космологической и метафизической реальностью». В подтверждение приведем дневниковую запись Толстого от 21 октября 1909 года: «Я - иллюзия, я только один орган недоступного мне Всего... Вообразить себе, что я отдельное, независимое существо, верх безумия». (57, 248)

Ли Хунчжи говорит о том же, а именно: «То, что люди принимают за реальность, представляет собой иллюзию, вызванную невежественными суждениями человечества в отношении развития истории и созданную позитивистской наукой».

В полном согласии с этим утверждением звучат очень важные слова Толстого о необходимости ‘‘нового воззрения’’ на историю и науку во второй части эпилога к роману «Война и Мир»: «Правда, мы не чувствуем движения земли, но, допустив ее неподвижность, мы приходим к бессмыслице; допустив же движение, которого мы не чувствуем, мы приходим к законам». Аналогичным образом рассуждает Толстой и об истории: «И правда, мы не чувствуем нашей зависимости, но, допустив нашу свободу, мы приходим к бессмыслице; допустив же свою зависимость от внешнего мира, времени и причин, приходим к законам». (12, 341)

4 февраля 1909 года Толстой записал в своём дневнике: «То, что мы сознаем себя отделенными, это только иллюзорное, или “временное’’ сознание, а в действительности мы не перестаем быть одно со всем...» (57, 21)

Иными словами, каждая клетка нашего тела содержит информацию обо всей вселенной, и вся вселенная присутствует в каждой отдельной части, что придает новый смысл четверостишию из «Прорицаний невинности» Уильяма Блэйка в переводе С. Я. Маршака:

В одном мгновенье видеть вечность, Огромный мир – в зерне песка, В единой горсти – бесконечность И небо – в чашечке цветка.

Основоположник буддизма Шакьямуни проповедовал учение о «трёх тысячах больших Хилиокосмов», то есть в нашей галактической системе ещё существуют такие миры, как наше человечество, где есть люди с материальным телом. Он ещё говорил о том, что в одной песчинке содержатся три тысячи больших Хилиокосмов».

А вот аналогичная мысль Толстого: «Микроскопические исследования – бесконечность. Астрономические – бесконечность. – Нет надежды конца и уяснения». (48, 86-87)

Есть удивительная логика в том, что в то время как поэт «в одном мгновенье видит вечность» и «огромный мир – в зерне песка», основоположник буддизма видит три тысячи миров в одном зерне песка; современный физик видит целый мир в элементарной частице и, наконец, гениальный яснополянский мудрец считает, что и его тело, и земля «среди бесконечного мира, даже не песчинка, а ничто». (58, 26)

«Восточная философия проникла в западную мысль в прошлом, – сказал профессор Прибрам на одной из конференций. - Время от времени у нас бывают интуитивные прозрения, позволяющие хоть на мгновение прикоснуться к бесконечности. Задумаетесь ли вы об этом на сей раз или нам снова придется идти по кругу - зависит от вас».

На протяжении многих веков, великие умы человечества, включая Эйнштейна и Толстого, говорили о том, что, если человечество так и не сможет думать по-новому, то оно неизбежно будет двигаться навстречу беспрецедентной катастрофе.

Толстой писал: «Выбора нет людям нашего времени: или наверное гибнуть, продолжая настоящую жизнь, или de fond en comble [сверху донизу, фр.] изменить её». (57, 46)

Попытка преодоления традиционной парадигмы

«Если бы человечество смогло заново познать себя и Вселенную, изменить свои застойные концепции, оно могло бы совершить великий скачок,» – утверждает Ли Хунчжи .

Начиная с раннего возраста, нас учат видеть мир через некую призму идей, которые мы используем не задумываясь, реагируя на каждый новый опыт. «Таким образом, – продолжает Бом, – мы приходим к убеждению, что других способов восприятия мира не существует, хотя фактически эти способы были обнаружены и созданы нами в раннем детстве и с тех пор стали привычками…» .

Лев Толстой прекрасно осознавал это, утверждая, что «родиться – значит из жизни общей перейти к заблуждению индивидуальности». (48, 126). А также: «Родившись, человек представляет собой первообраз гармонии, правды, красоты и добра. Но каждый час в жизни, и каждый шаг... грозит нарушением этой гармонии....» (8, 322)

Аналогичные рассуждения мы находим в учении мастера Ли: «На самом деле, у человека, кроме врожденной чистосердечности, все представления образованы после рождения, но эти представления – не он сам. Если эти представления, которые образованы после рождения, станут очень сильными, то в свою очередь могут управлять настоящими мыслями и поступками человека, а он в это время еще считает эти мысли своими. Почти каждый современный человек таков».

Согласно исследованиям профессора Бома, за объяснимым или проявленным (курсив мой - НТ) порядком отдельных предметов и явлений находится не проявленный или предопределённый порядок неразделимой цельности. Обратите внимание на ключевое слово: проявленный!

Задолго до всех квантовых открытий, на смертном одре, Лев Толстой произнёс удивительные слова, дословно предвосхитившие космологическую терминологию Бома: «Все я... все проявления... довольно проявлений... » (курсив мой - НТ).

Итак, существует «большая, не проявленная» действительность, восприятие которой не ограничивается известными нам органами чувств, «реальность, существующая за пределами нашего восприятия, которая постоянно находится в процессе подспудного осознавания».

Об этом же говорит Толстой устами умирающего князя Андрея: «Ничего, ничего нет... кроме ничтожества всего того, что мне понятно, и величия чего-то непонятного, но важнейшего». (4, 370)

Ли Хунчжи неоднократно подчеркивает, что «знания современного человечества, то, что оно может познать, представляют собой лишь чрезвычайно поверхностные явления, крайне далекие от подлинного понимания истинного положения Вселенной».

В последний год своей жизни Толстой запиcал в дневнике: «Надо любить истину так, чтобы всякую минуту быть готовым, узнав высшую истину, отречься от всего того, что прежде считал истиной». (58, 170)

Например, разделение веществ на органические и неорганические – общепризнанная научная истина. Однако профессор Бом убежден, что деление вселенной на живую и неживую материю не имеет никакого смысла: «Всё – живое. То, что мы называем неживым, – абстракция».

Мастер Ли Хунчжи утверждает, что «не только человек, но и животные, и растения имеют жизнь; в других пространствах жизнь проявляется в любом веществе».

Лев Толстой упомянул об этом в «Воскресении»: «... всё в мире живое... мёртвого нет... все предметы, которые мы считаем мёртвыми, неорганическими, суть только части огромного органического тела, которое мы не можем обнять...» (32, 370)

Таким образом, все наши знания, по словам Эйнштейна, «представляют собой знания школьников, ...настоящую природу вещей нам никогда не постичь, никогда».

Возвращение к истокам

«Избави бог жить только для этого мира. Чтобы жизнь имела смысл, надо, чтоб цель ее выходила за пределы этого мира, за пределы постижимого умом человеческим», – записал в дневнике 10 октября 1901 года Лев Николаевич. (54, 112)

Именно такую задачу поставил и блестяще разрешил в конце ХХ века всемирно известный академик Стэнфордского университета Вильям Тиллер. Завершив основной труд своей жизни , он пришел к удивительному для современного учёного заключению о том, что наши предшественники находились на более высокой ступени развития по сравнению с нынешним обществом: развитые ими «специальные технологии соответствовали огромным умственным способностям этих людей, ... и мы снова возвращаемся домой». В отличие от нас, полагает Тиллер, наши предшественники осуществляли связь с более глубокими пространствами вселенной, они с легкостью «манипулировали пространством, временем и материей, и мы движемся обратно в том же направлении».

Поразительно, что более ста лет назад Толстой интуитивно осознавал этот труднопостижимый для современного ума вывод. В частности, он писал: «Мы видим свой идеал впереди, когда он стоит сзади нас». (8, 321) Джеф Лав, исследователь творчества Толстого, справедливо отметил «захватывающую дух смелость писателя, предсказавшего одну из самых значительных тенденций XX века: стремление вернуться к началу, невинности, которая со временем была искажена наслоениями комментариев».

А вот что говорит по этому поводу Ли Хунчжи: «.. человек живёт... для того, чтобы вернуться обратно». И далее: «По сравнению с живыми существами на других звёздах нашей Вселенной, где существуют высшие умы, научно-технический уровень человечества остаётся довольно низким. Мы даже не можем прорваться в другое пространство, существующее в данный момент и в данном месте. «Летающие тарелки», прибывшие с других планет, летают в других пространствах, где господствует совсем другое понятие о времени-пространстве. Поэтому “летающие тарелки” могут прилетать и улетать в любое время, когда хотят, всё происходит так быстро, что приводит людей в недоумение».

О космическом религиозном чувстве

Согласно Ли Хунчжи, «настоящая реальность непременно принесет новую науку, новые познания. Принципы Закона Вселенной снова проявятся в мире людей».

Кому открываются эти законы и принципы? Рильке писал: «Когда я наклоняюсь над своей совестью, я в ней вижу только один закон, беспощадно-повелительный: замкнуться в себе и одним духом закончить дело, повеленное мне в самую сердцевину моего существа».

Этот «нравственный закон внутри нас», или «космическое религиозное чувство» осознаются только избранными, теми, кто пришёл в этот мир, как отметил Эйнштейн, «с божественным предназначением». Великий физик неоднократно говорил о «космическом религиозном чувстве». Так, в своем эссе «О космической религии» он пишет: «Тому, кто чужд этому чувству, очень трудно объяснить, в чем оно состоит, тем более, что антропоморфной концепции бога, соответствующей ему, не существует. Индивидуум ощущает ничтожность человеческих желаний и целей, с одной стороны, и возвышенность и чудесный порядок, проявляющийся в природе и в мире идей, – с другой. Он начинает рассматривать свое cуществование как своего рода тюремное заключение и лишь всю Вселенную в целом воспринимает как нечто единое и осмысленное».

По мнению Эйнштейна, «религиозные гении всех времен были отмечены этим космическим религиозным чувством...» Он писал: «То, чем человечество обязано таким личностям как Будда, Моисей, Иисус, для меня выше всех достижений пытливого и творческого ума». И далее: «У человечества есть все основания поместить глашатаев высоких моральных принципов выше исследователей объективной реальности».

Толстой писал: «Мы, люди, – я по себе это знаю – орудия высшей силы». (58, 41) Как известно, он видел свою миссию «в исполнении посланничества» (52, 138), в спасении «людей от греха и страданий» (52, 111). Толстой предсказывал, что «в обществе людей, живущих духовной жизнью, во главе их, влияя на них, естественно станет человек высший по нравственным качествам». (57, 146)

Что общего у таких разных, казалось бы, на первый взгляд, выдающихся личностей, как Толстой, Ли Хунчжи и Эйнштейн? На мой взгляд, их объединяет именно это «космическое религиозное чувство». Они осознали единство всех людей на земле, всех религий и, наконец, единство человека и вселенной. Их также объединяет понимание того, что способность постижения человеком вселенной определяется природой его ума и сердца, нравственностью и духовностью.

Пораженный космическим масштабом универсальности Толстого, Эйнштейн назвал его «выдающимся пророком нашего времени», утверждая, что «нет сейчас никого, кто бы обладал толстовской глубокой способностью проникновения в суть и моральной силой».

Лев Николаевич страстно призывал своих современников: «Поймите все безумие своей жизни. Хоть на часок отрешитесь от тех мелочей, которыми вы заняты и которые кажутся вам такими важными: все ваши миллионы, грабежи, приготовления к убийствам, ваши парламенты, науки, церкви. Хоть на часок оторвитесь ото всего этого и взгляните на свою жизнь... на свою душу, которая живет такой неопределенный, короткий срок в этом теле.... и поймите все свое безумие, и ужаснитесь на него. Ужаснитесь и поищите спасения от него. Оно у каждого из вас в душе вашей. Только опомнитесь на часок, и вам ясно будет, что важное, одно важное в жизни – не то, что вне, а только одно то, что в нас... Только поймите то, что вам ничего, ничего не нужно, кроме одного, спасти свою душу и что только этим мы спасем мир». (58, 177-178)

Использованная литература:

1. Анатоль Франс – корреспонденту “Русского слова” в Париже 7 ноября 1910 г. См. также: “Tolstoy has been called a prophet. So cool a head as Anatole France declares to-day that Tolstoy is entitled to rank as “one of the prophets of the new era.” This is because of his burning hatred of war, his unceasing struggle for the amelioration of society, and his passionate holding up of an ideal of humanity. When his particular message has been forgotten, he will be remembered as one of the great figures to whom other-worldly truth, as he saw it, was more real than all the rest of life. That inspiration is not a little thing ... and the universal feeling about the passing of Leo Tolstoy is of such a nature and depth as to place the spiritual greatness of the man beyond all narrow questioning.”-From “The Nation” (N.Y.), November 24, 1910, in The Harvard Classics Shelf of Fiction, vol. VII, NEW YORK: P.F. COLLIER & SON, 1909–1917. 1.

2. Ferguson, M. “Karl Pribram’s changing reality” in “The Holographic Paradigm”, New Science Library, 1985. P. 22

3. Ли Хунчжи. Чжуань Фалунь. К.: “Феникс“, 2011. C. 328

4. Приведу эту удивительную цитату полностью: “От пятилетнего ребенка до меня только шаг. А от новорожденного до пятилетнего - страшное расстояние. От зародыша до новорожденного - пучина. А от несуществования до зародыша отделяет уже не пучина, а непостижимость. Мало того, что пространство и время и причина суть формы мышления и что сущность жизни вне этих форм, но вся жизнь наша есть большее и большее подчинение себя этим формам и потом опять освобождение от них.” (10, 500)

Ср. строки из письма Марины Цветаевой к Райнеру Мария Рильке: “До жизни человек – всё и всегда (курсив Цветаевой). Живя жизнь, он – кое-что и теперь. (Есть, имеет – безразлично!)” [Райнер Мария Рильке, Борис Пастернак, Марина Цветаева. Письма 1926 года. Москва “Книга“, 1990. С.126] Рильке в письме Витольду фон Гулевичу писал что-то очень схожее о том, что “все формы здешнего не только следует принимать ограниченными во времени, но по мере наших сил переводить их в те высшие планы бытия, к которым мы сами причастны. (Рильке Р.-М. “Ворпсведе, Огюст Роден, Письма, Стихи “ Москва, изд-во “Искусство“. 1971, C. 305.)

5. В конце 2010 года в Институте философии РАН прошла первая в России академическая конференция «Роль сознания в природе: научные и буддийские представления». См. некоторые труды Менского М.Б.: Квантовая механика: новые эксперименты, новые приложения и новые формулировки старых вопросов // Успехи физических наук, 2000, т. 170, № 6. С. 631-648; Менский М.Б. Квантовая механика, сознание и мост между двумя культурами // Вопросы философии, 2004, № 6. С. 64-74; Менский М.Б. Концепция сознания в контексте квантовой механики // Успехи физических наук, 2005, т. 175, № 4. С. 413-435; Менский М.Б. Человек и квантовый мир. Фрязино: «Век2», 2005.

6. Маковицкий Д.П. Яснополянские записки. - Москва, "Наука", 1979, "Литературное наследство", т. 90, кн. 3, стр. 101. Альберт Эйнштейн сделал почти буквально аналогичное, весьма печальное для человека сравнение: "Представьте себе совершенно сплющенного клопа, живущего на поверхности (земного) шара. Этот клоп может быть наделен аналитическим умом, может изучать физику и даже писать книги. Его мир будет двумерным... Человек находится точно в таком же положении, как и этот несчастный клоп, с той лишь разницей, что человек трехмерен... Для него четвертое измерение существует лишь математически. Человеческий разум не может постичь его." (Einstein Albert. On Science // In Cosmic Religion, with Other Opinions and Aphorisms. New York. 1931, P. 102-103.

7. Густафсон Ричард Ф. Обитатель и чужак. "Академический проект". 2002. С. 447.

8. Ibid., C. 23.

9. http://www.falundafa.org/Russian/books/JingJinYaoZhi/JingJinYZ.htm

10. Маршак С. Я. "Стихотворения и поэмы", серия Библиотека поэта, Изд-во Советский писатель: Ленинградское отделение, 1973. С. 581.

11. Ли Хунчжи. Чжуань Фалунь. – К. : “Феникс“, 2011. С. 307-308. Ниже следует продолжение цитаты мастера Ли: « Это совпадает с пониманием нашей современной физики. В чём же разница между формой вращения электронов вокруг ядра атома и формой вращения Земного шара вокруг Солнца? Поэтому Шакьямуни сказал, что в одной песчинке в микромире существует три тысячи больших Хилиокосмов; там, как и в нашей Вселенной, существуют и жизни, и материи. Если это правда, то подумайте, не существуют ли ещё песчинки в том мире, находящемся в той песчинке? Не существует ли ещё три тысячи больших Хилиокосмов в песчинках из той песчинки? И дальше, не существуют ли ещё песчинки в трёх тысячах больших Хилиокосмов в песчинках из той песчинки? Если мы будем так докапываться до корня, то конца края не видно. Поэтому Шакьямуни... сказал такие слова: «Велик без внешнего края, мал без внутреннего предела». Велик настолько, что не видно края Вселенной; мал настолько, что не видно истока материи, мельчайшей частицы материи».

12. Общепринятая теория элементарных частиц, представленная Г. Чью, не только отрицает существование фундаментальных составных частей вещества, но также не признаёт никаких фундаментальных законов, уравнений или принципов. Согласно bootstrap гипотезе,"каждая частица способствует появлению других частиц, которые в свою очередь генерируют её. "G. F. Chew, M. Gell-Mann and A. H. Rosenfeld, ‘Strongly Interacting Particles,” Scientific American. Vol. 210. Р. 93.

13. Ferguson, M. “Karl Pribram’s changing reality” in “The Holographic Paradigm”, New Science Library, 1985. P.8. Как тут не вспомнить слова известного астрофизика НАСА Джастроу: «Для учёного, который жил верой в силу разума, история заканчивается, как дурной сон. Он покорил вершины невежества; он собирается взобраться на высочайшую вершину; как только он взбирается на последнюю скалу, его встречает группа теологов, которые сидят там на протяжении веков» (Jastrow, R. God and the Astronomers, W.W. Norton & Company, Inc., New York / London, 1978, P. 116.)

14. Einstein, A. "A new type of thinking is essential if mankind is to survive and move to higher levels."// "From Only Then Shall We Find Courage”, New York Times Magazine, (June 23, 94). Эйнштейн утверждал, что “необходим новый образ мышления для того, чтобы человечество выжило и поднялось на более высокие уровни”.

15. Ли Хунчжи. Чжуань Фалунь. К.: “Феникс“, 2011. С. 6

16. Bohm, David. The Special Theory of Relativity, W. A. Benjamin Inc., New York. 1965. P. 192-193.

17. http://www.falundafa.org/Russian/books/JingJinYaoZhi/JingJinYZ.htm

18. Weber, R. "The enfolding – unfolding universe: a conversation with David Bohm" in "The Holographic Paradigm," New Science Library, 1985. P. 87. Профессор Бом утверждает, что воспринимаемая человеком действительность полностью сформирована его идеями о ней. “Natural reality goes beyond any human idea but the extent to which we can bring it to our world depends on our ideas. So we can completely miss natural reality because our ideas don’t bring it in.”

19. Толстой Лев. Путь жизни. Рипол классик, М: 2004. С. 499

20. Bohm, David, The Special Theory of Relativity. W. A. Benjamin, Inc., New York, 1965. P. 217

21. Ли Хунчжи. Чжуань Фалунь. К.: “Феникс“, 2011. С. 6

22. Weber, R. “The Physicist and the Mystic” in “The Holographic Paradigm”, New Science Library, 1985. P. 195.

23. Ли Хунчжи. Чжуань Фалунь. К.: “Феникс“, 2011. C. 256

24. The Expanded Quotable Einstein, Princeton University Press, 2000. P. 207

25. Tiller, William A. Science and Human Transformation: Subtle Energies, Intentionality and Consciousness, Pavior Publishing, 1997. Тиллер впервые в истории западной науки представил научную модель невидимого мира в монографии "Наука и трансформация человека". Он предпринял гигантский шаг к созданию объединенной теории материи, энергии и сознания. Тиллер установил, что сознание, представляющее собой информацию, распространяющуюся с бесконечной скоростью, может одновременно присутствовать в бесконечном количестве мест в бесконечном космическом пространстве. Ibid, P. 200-201.

26. Ibid., P. 286.

27. Love Jeff, Tolstoy: A Guide for the Perplexed, Continuum, 2008, P.133.

28. Ли Хунчжи. Чжуань Фалунь. К.: “Феникс“, 2011. C. 159.

27.10.2017

Помните, как мы читали в детстве «Гиперболоид инженера Гарина», умоляя маму подождать еще немного и не выключать свет - так не хотелось отрываться от захватывающего фантастического мира, описанного Алексеем Николаевичем Толстым? Творчество писателя не ограничивалось одной фантастикой, о чем мы узнавали, подрастая, - есть в копилке его романов и рассказов остросоциальные произведения, исторические, есть психологические драмы. Богатый жизненный опыт (если судить по интересным фактам из биографии Алексея Толстого) позволял писателю обращаться к самым разным темам.

  1. Дата рождения будущего писателя - 29 декабря 1882 года. Жизнь его началась необычно. Мать, происходившая из рода Тургеневых, обладавшая заметным литературным даром дама, отличалась, видимо, своеволием и сильным характером. Будучи беременной сыном Алексеем, ушла от мужа и стала жить с А.А. Бостромом. Этот человек стал воспитателем Алексея, заменил ему отца.
  2. Сначала Алексей обучался в реальном училище. Впоследствии он утверждал, что жизнь в обедневшем семействе была не из легких, случались периоды нужды. Все же училище мальчик закончил, а затем поступил в Санкт-Петербургский Политехнический институт.
  3. В бытность свою студентом Алексей Николаевич начал активно писать. После практики на Урале, когда увидела свет сочиненная им повесть о старинной башне, юноша прекратил «грызть гранит науки». Он почувствовал, что его истинное призвание - литература.
  4. Первую мировую войну молодой Толстой прошел военным корреспондентом. Затем были поездки по Европе - во Францию, в Англию. Грянула революция. Алексей Толстой отнесся с энтузиазмом к происходящему, но затем призадумался. Его решением стала эмиграция.
  5. Период с 1918 по 1923 годы писатель проводит за границей. Возможно, именно тогда он понимает: здесь, на чужой земле, ему никогда не стать своим, здесь никогда не будут его понимать, как на родине. И он возвращается в Россию.
  6. Толстой быстро взошел на советский литературный Олимп. Он стал считаться (после Максима Горького) писателем № 2 в СССР. Неплохо складывались отношения со Сталиным - дважды Толстой становился лауреатом Сталинской премии, а третий раз - посмертно. А вот в стане писателей существовало 2 лагеря: один выступал за него, второй - против, обвиняя Алексея Николаевича в лести и заискивании перед властями. Анна Ахматова прямо выказывала свое презрение. Осип Мандельштам однажды устроил с Толстым крупную ссору, ударив его по щеке.
  7. Повесть «Хлеб» Толстого действительно носит явно «просталинский» характер, прославляя вождя. Между тем Алесей Николаевич вовсе не был одним из подобострастных подданных, толпящихся у трона: он нередко заступался за гонимых и опальных, причем порой успешно. Сталин никогда не давал Толстому забыть о его происхождении, насмешливо называл его «графом», намекая на то, что положение самого Толстого довольно шатко.
  8. Толстой предсказал в своих произведениях изобретение лазера, деление атомного ядра.
  9. Писатель был ярым филателистом. Любопытно, что однажды вышла марка с его портретом.
  10. Толстой был женат 4 раза. Все 4 брака заключались по любви. Вторая супруга сменила ради него вероисповедание.
  11. Во время Великой Отечественной войны Толстой продолжал работать над своими произведениями, в последний период войны стал членом комиссии по расследованию преступлений фашистов. Но в этой области ему не довелось долго трудиться: смерть настигла его всего за пару месяцев до великой Победы, в феврале 1945.
  12. Оппоненты Алексея Толстого полушутливо-полупрезрительно поддразнивали его «графом», «барином». Между тем он самозабвенно работал всю жизнь, ежедневно проводя часы за пишущей машинкой.

Вот такую непростую, полную событий жизнь прожил Алексей Толстой. Да, он был обласкан «власть предержащими», но ведь порой балансировал на кончике ножа…

Я сам многократно слышал проповеди о. Иоанна, в которых он громил Льва Толстого и предсказывал ему лютую кончину, что напечатано также во многих местах творений о. Иоанна.

И действительно, люта была кончина Льва Толстого. Проживающий в Белграде в Югославии чиновник русской полиции рассказал мне подробности смерти Толстого, которые стали ему известны по службе его в том районе, где жил и умер Толстой.

Привожу эти сведения.

Как местная администрация, так и ряд посторонних любознательных лиц немедленно приступили к выяснению загадочных обстоятельств смерти Толстого.

Результат расследования дал следующие точные данные:

Граф со станции Козельск нанял ямщика и поехал к сестре монахине в Шамардин женский монастырь, лежащий в 18 верстах от Оптиной Пустыни и в 22-х от гор. Козельска. Сестра и все монахини были поражены приездом графа, почему несколько близких монахинь пришли в келью сестры графа.

По словам келейницы и пришедших монахинь граф рассказал сестре следующие ужасы. Последнее время рассказывает граф, мне не дают покоя ни днем, ни ночью какие-то страшные чудовища, которых я вижу, а другие не видят. Эти чудовища угрожают мне и вид их приводит меня в ужас и трепет. Я пригласил к себе соседних священников. Двое отказались приехать ко мне, а третий приехал, но я его не успел встретить, так как домашние мои ему отказали и он уехал, по этой причине я и бежал из дома тайком.

Как сестра, так и другие старые монахини ему объяснили, что это дьяволы, которые почуяв приближение его смерти окружили его, чтобы завладеть его душой. Тут же все монахини советовали и просили его ехать в Оптину Пустынь раскаяться в богоотступничестве и просить монахов принять его вновь в лоно православной церкви.

Увещания монахинь так подействовали на графа, что он расплакался и немедленно на тех же лошадях поехал в Оптин монастырь.

По словам коридорных монахов монастырской гостиницы граф был бодр и из гостиницы свободно поднимался на высокую гору, где стоял монастырь.

Святейшим Синодом граф был отлучен от православной церкви, почему без благословения епископа монахи не рискнули принять его в лоно православной церкви, несмотря на убедительную просьбу о том, но послали запросы епископу и граф решил ожидать в монастыре ответ.

Благоприятный ответ для графа пришел, но уже после отъезда графа из обители.

По поводу отъезда его монахи говорили так. Через два дня в обитель приехала с доктором дочь графа и при первой встрече с отцом между ними, как слышно было в коридоре, произошла ссора.

Дочь кричала: «зачем ты не сказавши уехал?», а отец кричал: «зачем ты приехала? Я домой не поеду и буду доживать свои последние дни в монастыре».

Вскоре все стихло и когда монах вошел в номер, чтобы взять остывший самовар, то увидел графа лежащим на койке с закрытыми глазами.

Через два-три часа дочь, доктор и граф уехали, причем графа до экипажа вели под руки и он казался очень слабым.

В то время многие высказывали предположение, что доктор дал графу успокоительное лекарство, но или старческое сердце не выдержало, или доза была велика, почему граф, до того времени бодрый, по дороге на юг умер на почтовой станции Остапово.

Многие лица, как из Козельска, так и других мест, писали в разные газеты о всем вышеизложенном, но ни одна газета присланных статей не поместила. Местное духовенство, несмотря на просьбы друзей, отказывалось служить панихиды, но из Москвы, как в то время говорили, привозили каких-то священников, очевидно старо-обрядцев-беглопоповцев и они служили.

Высшее духовенство старообрядцев-окружников и противоокружников (в г. Сухиничах) запретило своему духовенству молиться о душе графа.

Монахи о кончине людей говорят так.

У великих грешников перед смертью является, так называемое, духовное зрение и они видят окружающих их нечистых духов, которые ожидают смерти, чтобы взять душу нечестивца и ввергнуть ее в ад кромешный.

Люди высокоблагочестивые, наоборот, перед смертью видят светлых духов, ангелов.

Магистр Богословия Дьяченко в своих 4-х обширных томах, так же говорит о кончине людей, как и монахи. Следовательно, рассказ графа своей сестре об окружении его чудовищами - не галлюцинация, а действительность и эти чудовища заставили его бежать из дома и искать спасения от них в святой обители.

Таким образом пророчество Иоанново исполнилось, Бог не допустил Толстого вернуться в лоно православной Церкви.

Почему же Господь так судил? Да потому, что Толстой был антихристом в полном смысле слова.

Святый Апостол Иоанн Богослов в 1-м Соборном послании говорит, гл. 2, ст. 22: «кто отвергает, что Иисус есть Христос, - это антихрист». Гл. IV, ст. 3: «всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшаго во плоти... это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет, и теперь есть уже в мире». Во Втором Соборном Послании тот же Апостол говорит еще более грозно, гл. 1, ст. 7: «многие обольстители вошли в мир не исповедующие Иисуса Христа, пришедшаго во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист». Ст. 10 «Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его». Ст. 11 «Ибо приветствующий его участвует в злых делах его».

В период отлучения Толстого от Церкви Г-н Ярмонкин издал книжку, в которой были перечислены запрещенные дотоле к печати хуления и глумления Толстого над Господом нашим Иисусом Христом Богом Слово Вседержителем и над Пречистой Богородицей.

Страшно повторить, но повторю, чтобы все знали, что Толстого Святейший Синод отлучил от Церкви за эти потрясающие ужасные хулы и за совращенную им массу людей.

Толстой писал, что Христос оттого и называл себя Сыном Божиим, что был незаконнорожденный, что он был нищий, которого высекли и повесили.

Я привел только это, а в книжке Ярмонкина было напечатано множество ужасных хулений, которые этот сын дьявола изрыгал.

На севере России в водах огромного Ладожского озера (около 250 верст длины и 150 ширины) на скалистых островах расположен Валаамский монастырь. Острова эти из гранита, подобного которому нет нигде на земном шаре и берега их в большинстве суть отвесные скалы. По мнению ученых эти острова не что иное, как метеорные камни от какой-то развалившейся планеты, свалившиеся на землю.

В глубокой древности на диких островах Валаама был центр идолопоклонства и были языческие капища.

Св. Апостол Андрей Первозванный из Киева по водному пути, «из Варяги в Греки», т. е. по Днепру, Ловати, Ильмень-озеру, Волхову и Ладоге, приплыл на Валаам и водрузил там Крест Христов.

При появлении Святого Апостола все капища и идолы Силою Божиею были повержены в прах и Валаам стал местом пребывания христианских проповедников и рассадником православия.

После революции Валаам отошел к Финляндии и правительство потребовало введения в монастыре нового стиля. Монахи, не пожелавшие признать новый стиль, были арестованы и увезены. Некоторые из них бежали в Югославию.

Один из них, прозорливый старец, поведал о виденном им на Валааме видении.

Однажды, когда он стоял на скалистом острове около храма, на озере поднялась страшная буря и он увидел несущуюся по воздуху массу бесов, впереди которой несся Лев Толстой и стремился к церкви, бесы старались преградить ему путь к церкви и наконец окружили его и увлекли с собою в пучину у самого обрыва скалы, на которой стоял храм.

Старец впоследствии только узнал о смерти Толстого.

Примечание:
Писатель Лев Толстой разработал и опубликовал в своих сочинениях религиозную систему пантеистического характера («Бога Творца нет; я — часть Бога»), имевшую, по словам прот. Иоанна Восторгова ряд противоречий («Он отрицает типографии и литературный труд, — и без конца пишет и печатает. Он отрицает теперь богатство, и живет во дворце, в сказочной роскоши, ни в чем не зная отказу. Он отвергает деньги, — и получает их и тратит их сотни тысячь. Он отрицает науку, — и напускает на себя вид учености, изучая, сравнивая тексты евангелия… он отрицает медицину, — и держит вокруг докторов, щупающих ежечастно пульс… Он проповедует о любви, о любви и любви, и пишет слова, полные ненависти к Церкви, к России, к власти, изображает в своих произведениях, и царей, и архиереев, начальствующих лиц в таком виде, что возбуждает к ним чувства одной злобы; он твердит о любви, — и никому из своих богатств не дает и не давал ни гроша. Оправдание этой жестокости полно несказанного и отталкивающего лицемерия: имения, права литературной собственности и проч. принадлежат-де не ему, а жене… После своего призыва ко всем прекратить брачное общение, он, имея за 60 лет роду, и сам имел сына… Он говорит о „воле Божией“, и проповедует Бога безличного и бессознательного у которого по этому самому и воли быть не может» . Прот. Иоанн Восторгов. Знамения времен. Речь 19 окт. 1908 г. Цит. по: Отец Иоанн Кронштадтский и граф Лев Толстой. Holy Trinity Monastery. Jordanville, N.Y., 1960 - С. 4,5,6.).
Толстой стал резко критиковать, «хулить» Священное Писание и Православную Церковь, за что 20-22 февраля 1901 года определением Святейшего Синода № 557 был отлучен от общения с нею. Толстой отвергал учение о божественности Христа, догматы о троичности Божеста, об искуплении, о непорочном зачатии и воскресении из мертвых. Вслед за отвержением главных догматов писатель подвергает критике все учение Церкви: о сотворении мира, о мире духовном…
В «Ответе Синоду» (1901) Толстой писал: «То, что я отрекся от Церкви, называющей себя Православной, это совершенно справедливо». «Сказано также, что я отвергаю все таинства. Это совершенно справедливо. Все таинства я считаю грубым… колдовством». В «Обращении к духовенству» (1902) Толстой писал: "…Есть ли в христианском мире книга, наделавшая больше вреда людям, чем эта ужасная книга, называемая «Священной историей Ветхого и Нового завета»?
Отец Иоанн обличал Толстого в проповедях, им также было написано более 20 статей в защиту православного вероучения, среди них "Ответ пастыря церкви Льву Толстому на его «Обращение к духовенству» (СПб.,1903), «О душепагубном еретичестве графа Л. Н. Толстого»(СПб., 1907, 4-е изд.), «В обличение лжеучения графа Л.Толстого. Из дневника» (СПб., 1910).
Отец Иоанн критиковал Толстого, в частности, за то, что последний "извратил весь смысл христианства", "задался целью... всех отвести от веры в Бога и от Церкви", "глумится над Священным Писанием", "хохотом сатанинским насмехается над Церковью", "погибает вместе с последователями". Считал, что учение Толстого усилило "развращение нравов" общества, что его писаниями "отравлено множество юношей и девиц", что толстовцы "испровергают Россию и готовят ей политическую гибель".
Предсказывал ему «лютую» смерть: «Смерть грешника люта. И смерть его — Толстого — будет страхом для всего мира. (Конечно, это скроют родные.)» — писал о. Иоанн Кронштадтский в дневнике 1907—1908 года.

Алексей Толстой родился 10 января 1883 года в Николаевске (ныне Пугачевск) Саратовской губернии — русский писатель; чрезвычайно разносторонний и плодовитый литератор, писавший во всех родах и жанрах (два сборника стихов, более сорока пьес, сценарии, обработка сказок, публицистические и иные статьи), прежде всего прозаик, мастер увлекательного повествования.

Вырос на хуторе Сосновка под Самарой, в имении своего отчима, земского служащего А. А. Бострома (мать писателя, будучи беременной, ушла от своего мужа, графа Н. А. Толстого, к любимому человеку). Счастливое деревенское детство определило жизнелюбие Толстого, всегда остававшееся единственной незыблемой основой его мировоззрения. Учился в Петербургском технологическом институте, окончил его без защиты диплома (1907). Пробовал заниматься живописью. Печатал стихи с 1905 и прозу с 1908. Получил известность как автор рассказов и повестей «заволжского» цикла (1909-1911) и примыкающих к нему небольших романов «Чудаки» (первоначально «Две жизни», 1911), «Хромой барин» (1912) — преимущественно о помещиках своей родной Самарской губернии, склонных к разным чудачествам, о всевозможных неординарных, иногда анекдотических происшествиях. Многие персонажи изображаются юмористически, с легкой насмешкой. Вполне сатирически (но без сарказма) обрисован только нувориш Растегин с его претензиями на «стильную жизнь» («За стилем», 1913, впоследствии переименовано в «Приключения Растегина»). Привыкшая к серьезной проблематике критика постоянно одобряла талант Толстого, порицая его «легкомыслие».

Во время Первой мировой войны писатель был военным корреспондентом. Впечатления от увиденного настроили его против декадентства, смолоду затронувшего его своим влиянием, что отразилось в неоконченном автобиографическом романе «Егор Абозов» (1915). Писатель с энтузиазмом встретил Февральскую революцию. Проживавший тогда в Москве «гражданин граф А. Н. Толстой» от лица Временного правительства был назначен «комиссаром по регистрации печати». Дневник, публицистика и рассказы конца 1917-1918 отражают беспокойство и подавленность аполитичного писателя событиями, последовавшими за Октябрем. В июле 1918 он с семьей выехал в литературное турне на Украину, а в апреле 1919 эвакуировался из Одессы в Стамбул.

Два эмигрантских года прошли в Париже. В 1921 Толстой переехал в Берлин, где были налажены более интенсивные связи с писателями, оставшимися на родине. Но писатель не смог прижиться за границей и сойтись с эмигрантами. В период нэпа он вернулся в Россию (1923). Однако годы жизни за рубежом оказались весьма плодотворными. Тогда появились, среди других произведений, такие замечательные, как автобиографическая повесть «Детство Никиты» (1920-1922) и первая редакция романа «Хождение по мукам» (1921). Роман, охватывая время с предвоенных месяцев 1914 по ноябрь 1917, включал события двух революций, но был посвящен судьбам отдельных — хороших, хотя ничем не выдающихся — людей в катастрофическую эпоху; главные героини, сестры Катя и Даша, были обрисованы с редкой у авторов-мужчин убедительностью, так что данное в советских изданиях романа заглавие «Сестры» соответствует тексту. В отдельном берлинском издании «Хождения по мукам» (1922) писатель объявил, что это будет трилогия. По сути, антибольшевистское содержание романа было «исправлено» благодаря сокращению текста. Толстой всегда был склонен переделывать, иногда многократно, свои произведения, меняя названия, имена героев, добавляя или убирая целые сюжетные линии, колеблясь в авторских оценках подчас между полюсами. Но в СССР это его свойство слишком часто стало определяться политической конъюнктурой. Писатель всегда помнил о «грехе» своего графско-помещичьего происхождения и «ошибках» эмиграции, оправдание себе искал в том, что он стал популярен у самого широкого читателя, подобного которому до революции не было.



В 1922-1923 в Москве был опубликован первый советский научно-фантастический роман — «Аэлита», в котором красноармеец Гусев устраивает на Марсе революцию, правда, неудачную. Во втором фантастическом романе Толстого «Гиперболоид инженера Гарина» (1925-1926, позже не раз переделывался) и рассказе «Союз пяти» (1925) маниакальные властолюбцы пытаются с помощью небывалых технических средств покорить весь мир и истребить большинство людей, но тоже неудачно. Социальный аспект везде упрощен и огрублен по-советски, но Толстой предсказал космические полеты, улавливание голосов из космоса, «парашютный тормоз», лазер, деление атомного ядра.

«Похождения Невзорова, или Ибикус» (1924-1925) — настоящий плутовской роман 20 века с массой невероятных приключений авантюриста в тех местах, где побывал сам Толстой перед эмиграцией и в ее начале (в Стамбуле). Очевидно влияние «Ибикуса» на Ильфа , Петрова и Булгакова (хотя последний и презирал Толстого). Ряд произведений Толстого имеет антиэмигрантскую направленность.

В повестях «Гадюка» (1925) и «Голубые города» (1928), воспринятых читателями как «антинэповские», зафиксирован процесс омещанивания советского общества, губительный для бывших и нынешних энтузиастов Гражданской войны и социалистического строительства.

Пьесами «Заговор императрицы» и «Азеф» (1925, 1926, совместно с историком Щеголевым) он «узаконил» неприкрыто тенденциозную, окарикатуренную обрисовку последних предреволюционных лет и семьи Николая II. Роман «Восемнадцатый год» (1927-1928), вторую книгу «Хождения по мукам», Толстой перенасытил тенденциозно отобранными и интерпретированными историческими материалами, свел вымышленные персонажи с реально существовавшими лицами).



В 1930 по прямому заказу властей написал первое произведение о Сталине — повесть «Хлеб (Оборона Царицына, 1937 )», целиком подчиненную сталинским мифам о Гражданской войне. Это было как бы «добавление» к «Восемнадцатому году», так как Толстой «просмотрел» выдающуюся роль Сталина и Ворошилова в тогдашних событиях. Некоторые персонажи повести перекочевали в «Хмурое утро» (закончено в 1941), последнюю книгу трилогии, произведение все-таки более живое, чем «Хлеб», но в авантюрности соперничающее со второй книгой, а конъюнктурностью далеко ее превосходящее. Патетическими речами Рощина в неудачном, как обычно у Толстого, сказочно счастливом финале он косвенно, но определенно оправдывал репрессии 1937. Однако яркие характеры, увлекательный сюжет, мастерский язык Толстого надолго сделали трилогию одним из самых популярных произведений.

К числу лучших в мировой литературе повестей для детей принадлежит «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (1935), весьма основательная и удачная переделка сказки итальянского писателя 19 века Коллоди «Пиноккио».

После Октябрьской революции Толстой заинтересовался исторической тематикой. На материале 17-18 веков написаны рассказы и повести «Наваждение» (1918), «День Петра» (1918), «Граф Калиостро» (1921), «Повесть смутного времени» (1922) и др. Кроме рассказа о Петре Первом, который строит Петербург, проявляя чудовищную жестокость к людям и оставаясь в трагическом одиночестве, все эти произведения насыщены приключениями, хотя в изображении смуты начала 17 века чувствуется взгляд человека, повидавшего смуту 20 века. После пьесы «На дыбе», написанной в 1928 в основном по мотивам «Дня Петра» и под влиянием концепции Мережковского, в «Антихристе (Петр и Алексей)» Толстой меняет взгляд на царя-реформатора. Он почувствовал, что , возможно, в следующем десятилетии критерий «классовости» будет вытеснен «народностью» и исторической прогрессивностью, и фигура такого государственного деятеля будет вызывать положительные ассоциации.

В 1930 и 1934 выходят две книги большого повествования о Петре Первом и его эпохе. В угоду противопоставления старого и нового миров Толстой преувеличил отсталость, бедность и бескультурье допетровской Руси, отдал дань вульгарно-социологической концепции петровских реформ как «буржуазных» (отсюда преувеличение роли торговых людей, предпринимателей), не вполне пропорционально представил разные социальные круги (например, деятелям церкви почти не уделено внимания), но объективно-историческую необходимость тогдашних преобразований, как бы являющихся прецедентом для преобразований социалистических, и средства их осуществления показал в общем верно. Россия в изображении писателя меняется, вместе с ней «растут» герои романа, прежде всего сам Петр. Первая глава перенасыщена событиями, она охватывает события с 1682 по 1698 годы, которые часто даются в самом кратком изложении. Вторая книга заканчивается начальным периодом строительства Петербурга, основанного в 1703: идут серьезные преобразования, которые требуют более пристального внимания. Действие неоконченной третьей книги измеряется месяцами. Внимание писателя переключается на людей, преобладают сцены с обстоятельными разговорами.



Роман без интриги, без связного вымышленного сюжета, без авантюрности, вместе с тем чрезвычайно увлекателен и красочен. Описания быта и нравов, поведения самых разных персонажей (их очень много, но они не теряются в толпе, которая тоже не раз изображается), тонко стилизованный разговорный язык составляют весьма сильные стороны романа, лучшего в советской исторической прозе.

Третью книгу «Петра Первого» смертельно больной Толстой писал в 1943-1944. Она обрывается на эпизоде взятия Нарвы, под которой войска Петра потерпели первое тяжелое поражение в начале Северной войны. Это производит впечатление законченности незаконченного романа. Петр уже явно идеализирован, даже заступается за простой народ; на всей тональности книги сказались национально-патриотические настроения времен Великой Отечественной войны. Но основные образы романа не потускнели, интерес событий не пропал, хотя в целом третья книга слабее двух первых.

Во время войны Толстой написал также много публицистических статей, ряд рассказов на актуальные темы, в том числе «Русский характер» (прототипом героя которого на самом деле был кавказец) и драматическую дилогию (малосценичную и обозначенную как повесть) «Иван Грозный» со сталинской концепцией изображенного времени и героя. Художественно совершенных моментов в «повести» гораздо меньше, чем безнадежно испорченных конъюнктурной позицией автора, во многом прямо ему продиктованной. Многострадального прогрессивного царя в борьбе с боярами — ретроградами, изменниками и отравителями, которых, естественно, надо казнить, — поддерживает народ в лице Василия Буслаева, которого былины поселяют в гораздо более ранние времена, лермонтовского купца Калашникова (Толстой вернул ему отрубленную голову), Василия Блаженного, который собирает по денежке средства для великих начинаний царя, а потом своим телом закрывает его от стрелы средневекового террориста, и др. Опричники (Малюта Скуратов, Василий Грязной и др.) — воплощенное благородство. Хилые иноземцы в латах — ничто перед русскими богатырями, польский пан падает в обморок, когда Малюта грозит ему пальцем. Вместе с тем дилогию отличают яркие характеры, выразительная разговорная речь, передающая исторический колорит. Например, влюбленному в Анну Вяземскую неузнанному Ивану после его слов «мамка» Анны говорит: «Бесстыжий ты человек, а еще одет чисто…». Есть в «повести» и следы далеко не простых раздумий автора, особенно в сцене прощания Андрея Курбского с женой Авдотьей: «Сыновей береги больше своей души… Заставят их отречься от меня, проклясть отца, — пусть проклянут. Этот грех им простится, лишь бы живы были…». Свою вторую Сталинскую премию, полученную за «Хождение по мукам», Толстой отдал на танк с именем «Грозный», который, правда, сгорел. Третьей Сталинской премии писатель был удостоен посмертно за драматическую дилогию в 1946.

Личность Алексея Толстого, как и его творчество, чрезвычайно противоречива. В СССР он воспринимался как «писатель номер два» (после Горького) и был символом «перековки» барина, графа в советского гражданина, его произведения считались безупречными и художественно, и идеологически. При этом был неутомимым тружеником: на переполненном пароходе, увозившем его в эмиграцию, не переставал работать на пишущей машинке. Писал непременно каждый день. Не раз хлопотал за опальных и даже арестованных знакомых, но мог и уклониться от оказания помощи.

Любящий семьянин, он четырежды был женат; одна из его жен, Н. В. Крандиевская, и ее сестра отчасти послужили прототипами героинь «Хождения по мукам». Вторую Сталинскую премию, полученную за «Хождение по мукам», Толстой отдал на танк с именем «Грозный», который, правда, сгорел.

Толстой — очень национальный, русский писатель (патриот-государственник), но больше многих писал на зарубежном материале, практически не зная и не желая знать иностранных языков во имя лучшего ощущения родного языка. Он считал необходимым откликаться на вопросы настоящего времени, но стяжал славу классика художественно-исторической литературы. Работал с подлинными фактами, признавал только реалистическую манеру, но был выдумщиком-фантастом (охотно обрабатывал народные сказки), а его «реализм» оказывался столь эластичным, что доходил до грубо тенденциозной нормативности.

Душа любого общества, он вызывал презрительное отношение таких людей, как Ахматова или Булгаков. В 1932 поэт Осип Мандельштам прилюдно дал пощечину Алексею Толстому. Через некоторое время после этого Мандельштам был арестован и сослан. Вопрос о наличии причинно-следственной связи между этими двумя событиями до сих пор остается предметом дискуссий. Еще в середине 1920-х Святополк-Мирский дал ему оригинальную характеристику: «Самая выдающаяся черта личности А. Н. Толстого — удивительное сочетание огромных дарований с полным отсутствием мозгов». Действительно, Толстой принимал участие во многих неприглядных официальных кампаниях властей (в 1944 активно участвовал в работе специальной комиссии под руководством академика Бурденко, которая пришла к заключению. что польские офицеры в Катыни были расстреляны немцами).

— Наследие Алексея Толстого огромно («Полное собрание сочинений» на самом деле охватывает небольшую часть им написанного) и крайне неравноценно. Он внес очень значительный вклад в несколько жанров и тематических пластов литературы, у него есть шедевры (в той или иной области) и произведения, которые ниже всякой критики. Сильные и слабые стороны часто переплетаются в пределах одного произведения.

Экранизации произведений

Список книг

НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА
1. Аэлита (с иллюстрациями)
2. Аэлита
3. Гиперболоид инженера Гарина
4. Гиперболоид инженера Гарина (с иллюстрациями)
5. Семь дней, в которые был ограблен мир

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРОЗА
1. Граф Калиостро
2. День Петра
3. Петр Первый
4. Повесть смутного времени

ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Лисичка-сестричка и волк
2. Мальчик с пальчик
3. Морозко
4. По щучьему велению
5. Сказки
6. Царевна лягушка

СКАЗКА
1. Золотой ключик
2. Золотой ключик, или приключения Буратино
3. Иван да Марья
4. Иван-царевич и Алая-Алица
5. Прожорливый башмак
6. Русалочьи сказки

КЛАССИЧЕСКАЯ ПРОЗА
1. Бывалый человек
2. В Париже
3. В снегах
4. Волчий приемыш
5. Встреча
6. Гадюка
7. Гобелен Марии-Антуанетты
8. Голубые города
9. Детство Никиты
10. Древний путь
11. Дым
12. Завещание Афанасия Ивановича
13. Как ни в чем не бывало
14. Кикимора
15. Милосердия!
16. Мираж
17. Миссис Бризли
18. Морозная ночь
19. На острове Халки
20. На рыбной ловле
21. Наваждение
22. Необыкновенное приключение Никиты Рощина
23. Необычайные приключения на волжском пароходе
24. Под водой
25. Подкидные дураки
26. Похождения Невзорова, или Ибикус
27. Простая душа
28. Рассказ проезжего человека
29. Рассказы Ивана Сударева
30. Родина
31. Рукопись, найденная под кроватью
32. Случай на Бассейной улице
33. Собрание сочинений (Том 1, 2)
34. Сожитель
35. Туманный день
36. Убийство Антуана Риво
37. Человек в пенсне
38. Черная пятница
39. Эмигранты

ХОЖДЕНИЕ ПО МУКАМ:
1. Сестры
2. Восемнадцатый год
3. Хмурое утро

ДЕТСКАЯ ПРОЗА
1. Рассказ о капитане Гаттерасе, о Мите Стрельникове, о хулигане Ваське Табуреткине и злом коте Хаме

ПОЭЗИЯ
1. Стихотворения

ПУБЛИЦИСТИКА
1. Публицистика
2. Я призываю к ненависти (статьи)