Неизвестный портрет михаил шемякин. Михаил шемякин о женщинах в искусстве, павленском и православном ваххабизме. Династия: абрикосовы — шемякины

МОСКВА, 13 октября. /ТАСС/. Первая в Москве выставка картин художника-импрессиониста начала ХХ века Михаила Шемякина, которая пройдет с 13 октября по 17 января в Музее русского импрессионизма, будет включать более 50 работ автора. Об этом ТАСС сообщила директор музея Юлия Петрова.

"Нам пришлось провести строгий отбор, результатом которого стала первая в нашей стране ретроспектива одного из немногих импрессионистов-портретистов в российском искусстве. На выставке "Михаил Шемякин. Совсем другой художник" представлено более 50 крупномасштабных произведений из музеев России", - сказала Петрова.

Несмотря на то, что имя Михаила Шемякина многим неизвестно, в каждом музее России хранятся его произведения. Директор музея также уточнила, что импрессионист, скончавшийся в 1944 году, никакого отношения к авангардисту-однофамильцу, автору знаменитого памятника Петру I, установленному на территории Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге, не имеет.

Художник музыкантов

Осмотр выставки начинается с третьего этажа. Здесь размещены картины, посвященные музыке и семье художника. Произведения, оставшиеся за рамками этих тем, оказались на втором этаже. Шемякин своей судьбой был связан с выдающимися современниками: Петром Чайковским, Валентином Серовым, Федором Шаляпиным.

"Реставратор и просветитель искусства Игорь Грабарь прозвал его "художником музыкантов" - творчество Михаила Федоровича было тесно связано с музыкой. Его тестем был известный в Москве чешский скрипач Иван Гржимали. Долгое время семья жила в правом крыле Московской консерватории", - объяснила Петрова.

Одна из центральных картин на втором этаже - портрет извозчика в синем кафтане. Художник написал его с консерваторского возничего Василия. Работа, отличившаяся на выставке передвижников в начале XX века, пострадала в 1917 году от шальной пули.

Монохромный стиль

Значительная часть произведений Шемякина монохромна. Осознанно, он пишет ограниченной палитрой, используя так называемую "трехцветку": жженую кость (черный цвет), охру и белила. Но, невзирая на скудную, на первый взгляд палитру, художнику даже из этих красок удается создать тонкие жемчужные переливы.

Невиданный Абрикосов

Портрет фабриканта-кондитера Алексея Абрикосова - доминанта выставки - был родным дедом Шемякина. Однажды, когда художник попросил его позировать, то тот первым делом поинтересовался: сколько времени ему придется на это потратить. Шемякин ответил: "двадцать часов". За это время Шемякин написал большой полнофигурный портрет своего деда. Увидев работу, Абрикосов взял со стола аршин, подошел к зеркалу, замерил расстояние от своей макушки до кончика седой бороды, затем сравнил с тем, что получилось на холсте и похвалил внука за точность исполненной работы.

Директор музея рассказала еще одну семейную легенду, связанную с это картиной. "Когда портрет был повешен в кабинете у Абрикосова, один из его подручных, зайдя в комнату и, заметив картину, сказал: "Простите, я не знал, что вы уже проснулись". Настолько точно и реалистично было изображение, выполненное Шемякиным", - сказала Петрова.

Портрет более 70 лет находился в собрании Государственной Третьяковской галереи. На выставке в музее импрессионизма эта работа экспонируется впервые.

Гиацинты

Любимые цветы Шемякина были гиацинты. Он часто писал их, оттачивая в этих натюрмортах свою монохромную технику. В начале экспозиции посетители могут увидеть "Гиацинты у елки". Работу, наполненную радостью и предвкушением Нового года. В конце выставки на картине, написанной художником в год его смерти, на холсте изображены увядающие цветы.

Сотрудники музея обещают, что в течении работы всего проекта в залах будут находиться живые гиацинты.

Полное погружение

Специально к выставке "Михаил Шемякин. Совсем другой художник" музей подготовил художественно-документальный спектакль, помогающий лучше познакомиться с экспозицией и погрузиться в мир импрессиониста. Для этого при входе посетителям будут выдаваться наушники и инструкция. Программа доступна через специальное приложение, которое нужно установить на свой телефон.

Директор музея уточняет, что этот "саундпроменад" не следует сравнивать с аудио гидом и рассказом экскурсовода. "Это спектакль, подготовленный молодым драматургом МХТа Юлией Поспеловой. Главный текст, собранный на основе неопубликованных воспоминаниях сына художника и самого Михаила Шемякина, а также включающий музыкальные зарисовки, читает актер Василий Буткевич. "Этот саундпроменад, в отличие от обычного гида, оставляет совершенно особенное послевкусие от выставки. Это художественное произведение, погружающее посетителей в четвертое измерение", - сказала директор музея.

С 13 октября по 16 января Музей русского импрессионизма представит ретроспективу произведений самобытного русского художника-импрессиониста первой половины XX века Михаила Федоровича Шемякина - «Михаил Шемякин. Совсем другой художник». В состав экспозиции известного мастера войдет более пятидесяти работ из музеев России, ближнего зарубежья и московских частных коллекций. Среди них Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Нижнетагильский музей изобразительных искусств, художественные музеи Астрахани, Пензы, Тулы, Рязани и многие другие. Некоторые произведения будут экспонироваться впервые.

Этой выставкой Музей русского импрессионизма обращается к своей миссии - говорить именно о русских импрессионистах. Речь пойдет о мастере, которого Коровин сравнивал с Рафаелем, а Маяковский признал как «реалиста-импрессиониста-кубиста», — о Михаиле Шемякине. Нет, не о нашем современнике, а о «совсем другом художнике».

РУССКИЙ ИМПРЕССИОНИСТ

Михаил Шемякин учился у Валентина Серова и Константина Коровина в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. От наставников молодой художник перенял любовь к жанру портрета и смелую импрессионистическую манеру письма. Мастерство рисовальщика Шемякин отточил в Мюнхене, в студии Антона Ажбе. Один из последних рисунков «Монах», сделанных художником в школе Ажбе, будет представлен на выставке. Эту работу заметил и оценил Федор Шаляпин, однажды зашедший в гости в квартиру Ивана Гржимали. Сын художника вспоминал: «Подойдя к рисунку, не оборачиваясь, он молча смотрел на него. Потом оглянулся, и гости увидели двух «Монахов»: одного на рисунке, а другого великолепно, как только он мог это сделать, «сыграл» Шаляпин. Раздались дружные аплодисменты. «Здорово!» - сказал Шаляпин и пожал руку моему отцу».

Интересно, что в это время Михаил Шемякин отдает предпочтение трехцветной монохромной палитре, тем самым наполняя работы особым перламутровым светом. Художник обходился белилами, светлой охрой и жженой слоновой костью, дающей бархатистый теплый черный. Впоследствии Михаил Шемякин посвятит несколько лет жизни исследованию черного цвета и его оттенков.

«ХУДОЖНИК МУЗЫКАНТОВ»

В 1901 году художник женился на своей сокурснице Людмиле Гржимали, дочери известного в Москве чешского скрипача Ивана Войтеховича Гржимали. Долгие годы Михаил Шемякин жил в квартире тестя, располагавшейся прямо в правом крыле Московской консерватории. В гостиной мастер не раз писал своих родственников-музыкантов и их друзей, часто бывавших в гостеприимной семье. Михаила Шемякина называли «летописцем музыкальной Москвы» первой половины ХХ века, а потому портретам музыкантов отведено центральное место на выставке. Посетителей ждет встреча с чередой образов великих исполнителей, среди которых тесть художника Иван Гржимали, композитор Александр Гедике, скрипач Франтишек Ондржичек, виолончелистка Хана Любошиц, певица, солистка Большого театра Надежда Салина.

Михаил Шемякин. Портрет скрипача

ДИНАСТИЯ: АБРИКОСОВЫ — ШЕМЯКИНЫ

Отдельным блоком представлена серия семейных портретов. Михаил Шемякин любил писать свою жену Людмилу Гржимали, сыновей Федора и Михаила (в будущем тоже художника). Михаилу Федоровичу удавалось ярко и поэтично передавать радость материнства, прелесть и значимость обыденных домашних забот, безмятежный мир ребенка. Особенно колоритен портрет знаменитого деда художника — фабриканта Алексея Абрикосова. Глава кондитерской фирмы «Фабрично-торговое товарищество А. И. Абрикосова сыновей» (ныне концерн «Бабаевский»), внук оброчного крестьянина, Алексей Иванович мальчиком был в услужении у одного немца, торговавшего сахаром, а впоследствии стал владельцем одной из трех самых крупных кондитерских фабрик в России. Портрет был так похож, что вошедший утром в кабинет Абрикосова истопник с вязанкой дров в первую минуту попятился, сказав: «Извините, Алексей Иванович, я не знал, что вы встали». После поступления в музейные фонды эта работа никогда не экспонировалась. Третьяковская галерея, где сейчас хранится портрет, передала Музею право первый раз представить полотно широкой публике.

Михаил Шемякин. Портрет А.И. Абрикосова (1902)

ПЛЕНИТЕЛЬНЫЕ ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ

Шемякинские женские портреты заслуживают отдельного внимания. Среди них можно выделить многочисленные образы жены художника, роскошную «Даму в светлом» — портрет сестры Людмилы Шемякиной, Анны Егоровой. Но наиболее притягательными кажутся образы натурщиц. Шемякин не раз писал любимую модель Валентина Серова — Веру Калашникову. Ее выразительные серо-зеленые глаза и копна темных, уложенных в высокую прическу волос моментально узнаются и притягивают взгляд. Своим первым этюдом с Веры мастер был недоволен: в сердцах он бросил картонку в угол мастерской, где та пролежала почти 20 лет, пока ее не нашел Аполлинарий Васнецов. Этюд так понравился художнику, что он повесил его над кроватью. Спустя год Михаил Шемякин предпринял еще одну попытку изобразить Веру Ивановну. Рисунок получился необыкновенно тонким, за что живописец заслужил одобрение от очень скупого на похвалы Валентина Серова, а Константин Коровин не скрывал восторга: «Рафаэль!»

Михаил Шемякин. Натурщица (1905)

ГИАЦИНТЫ

Невозможно представить себе выставку Михаила Шемякина без гиацинтов. К ним у художника была особая любовь: он не раз писал эти нежные цветы, которые всегда появлялись в доме Гржимали-Шемякиных под Новый год. По чешской традиции дома на Рождество было принято украшать весенними цветами. Сын художника, Михаил Михайлович Шемякин, вспоминал: «Ёлка была большая. На ней было много украшений. Горели цветные свечки. Разноцветные блестящие стеклянные шары и фигурки сияли бликами <…> В гостиной было много живых растений и цветов: большой фикус, гортензии, кактусы, гиацинты. Мы, дети - я и мой старший брат, - ждали у дверей в большой соседней комнате - «зале». Папа распахивал высокие двери, и перед нами являлась ёлка, во всем её блеске и сиянии! Её мой отец <…> написал в картине «Гиацинты у ёлки». Плетеная корзинка с гиацинтами в горшочках, которую изобразил мастер, в своё время была подарена И. В. Гржимали Львом Толстым.

Михаил Шемякин. Гиацинты ночью (1912)

РЕАЛИСТ-ИМПРЕССИОНИСТ-КУБИСТ

История жизни Михаил Шемякина пестрит подобными подробностями. Судьба сводила его с множеством выдающихся современников, каждый из которых не смог остаться равнодушным к творчеству художника. Однажды, собирая с детьми грибы недалеко от Акуловой горы, где Шемякины снимали дом, художник встретил Владимира Маяковского. Вместе с Лилей Брик они часто приходили к ним во двор за розовыми пионами. «Неожиданно перед нами выросла высокая, широкоплечая фигура без рубашки, в разглаженных брюках, с полотенцем на плече. Коротко остриженная голова. - вспоминал сын художника Михаил. - А, Шемякин! — сказал поэт. — Видал Вашу работу на выставке. Вы — реалист - импрессионист - кубист». Эта парадоксальная характеристика на удивление проницательна. Как реалист, Шемякин не позволял себе упрощать и искажать натуру ради живописного эффекта. Подобно кубистам, он каждый раз подходил к натуре одновременно аналитически и с пылким любопытством — будто видел лицо человека или букет гиацинтов впервые. Но с самого начала творческого пути и до конца жизни приемы импрессионизма были его самыми любимыми.

Вслед за выставкой работ Арнольда Лаховского и Елены Киселевой Музей русского импрессионизма продолжает знакомить публику с творчеством незаслуженно забытых мастеров. Неформатные, не подходящие под стандарты советской идеологии авторы, их именам не нашлось места в прошлом столетии, но спустя больше полувека они вновь обретают своего зрителя, потому что настоящее искусство вне времени.

К выставке будет издан иллюстрированный каталог с ранее не опубликованными архивными материалами.

Как подготовиться в выставке?
1. Агеева М.В. Михаил Шемякин. Серия «Мастера живописи». Издательство «Белый город». 2009г.
2. Шемякин М. Ф. Воспоминания. К 100-летнему юбилею Московского училища живописи, ваяния и зодчества. 1845-1945// Панорама искусств, 12. Рассказы о художниках и писателях. М.: Советский художник, 1989. С. 264
3. Агеева М.В. Михаил Федорович Шемякин. 1875-1944: альбом-каталог - Нижний Тагил: «Нижнетагильский музей изобразительных искусств», 2006.
4. Михаил Шемякин. Совсем другой художник: каталог выставки - М.: «Музей русского импрессионизма», 2017.

Выставку сопровождает оригинальный аудиогид — точнее, полноценный аудиоспектакль-променад, написанный драматургом Юлией Поспеловой и исполненный артистами Мастерской Дмитрия Брусникина .

Стоит надеть наушники — и появляется сам Михаил Шемякин. Встречая гостей на первом этаже, он со старомодной интеллигентской учтивостью сопровождает зрителя по всей экспозиции. Голосом актера Василия Буткевича он просит посмотреть вокруг через полупрозрачное голубое стекло. За окном все та же осень и серое небо, но мир кажется другим, не правда ли? Художник не меняет мир, он просто умеет находить особую оптику и позволяет остальным увидеть реальность в ином свете. Так и аудиоспектакль добавляет четвертое измерение выставке, оживляя картины и наделяя голосом их персонажей.

Этот незримый Михаил Шемякин чем-то похож на бесплотного путешественника во времени из «Русского ковчега» Александра Сокурова. Когда останавливаешься перед открывающим экспозицию автопортретом художника, слышишь его просьбу остановиться, встретиться с ним взглядом, действительно чувствуешь связь с этим человеком из прошлого, как будто на мгновение поднявшим глаза от мольберта. И хочется узнать побольше: чем он жил, какие цветы любил, какую музыку слушал, как сложилась судьба светловолосого мальчика, что расположился у него за спиной?

Выходец из купеческой семьи, Михаил Шемякин учился у Валентина Серова и Константина Коровина в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а позже в мюнхенской студии Антона Ажбе, через которую в разное время прошли и Василий Кандинский, и Мстислав Добужинский, и Кузьма Петров-Водкин, и многие другие.

Живопись Михаила Шемякина проникнута лиризмом и нежностью, лишенной и намека на сентиментальность. Тонкий и проницательный наблюдатель, он удивительно точно передает даже не характер человека, а некую окружающую ауру. Полны любви его портреты жены и сыновей, но при этом они являют собой и обобщенные образы материнства и детства.

Михаил Шемякин

С женой, Людмилой Гржимали, Михаил Шемякин познакомился в училище. Дочь чешского музыканта Ивана Гржимали, профессора Московской консерватории и одного из создателей российской скрипичной школы, она не смогла заниматься живописью из-за болезни глаз, посвятив себя детям. Возможно, благодаря ей картины Михаила Шемякина обладают удивительным свойством — они музыкальны. В их внутреннем ритме всегда проступает мелодия: так, столь любимые в семье гиацинты — это задорный вальс, портрет композитора Александра Гедике — бодрая полька, а изображение деда художника, предпринимателя Алексея Абрикосова, — сдержанная, но полная внутренней силы фуга.

«Так как половину своей жизни я воспитывался музыкальной средой, я задумался над тем, что язык искусства и язык музыки должен быть языком гармонии, что содержание этого искусства требует языка гармонического», — читаю рядом с одной из картин. Или это сам Шемякин говорит где-то рядом? С каждым шагом и остановкой возле очередной работы его присутствие становится все более осязаемым.

Владимир Маяковский очень точно подметил особенность художественной манеры Михаила Шемякина, назвав его «реалистом-импрессионистом-кубистом». Воздушность впечатления в его работах и правда сочетается с физической и психологической конкретностью, а в отдельных случаях — с тяжестью солидных геометрических объемов.

В послереволюционных работах Шемякина появляются персонажи новой советской России — швеи, пионерки, но они далеки от «идейной правдивости» и героики соцреализма и столь же поэтичны, что и его женские образы Серебряного века.

«Я считаю, что самое приятное — иметь совершенно чистый холст, когда он еще не испорчен красками и когда ты с наслаждением кладешь что-то минимальное», — говорил (или говорит?) Михаил Шемякин. В финале аудиоспектакля я вновь оказываюсь один на один с художником, уже далеко не молодым. Но его глаза лучатся все тем же теплом и неподдельным интересом к новому собеседнику, остановившемуся перед картиной. История никогда не заканчивается. С последней страницы все только начинается.

Михаил Шемякин

Михаил Шемякин

Детали
Выставка работает до 17 января 2018 года
Музей русского импрессионизма, Ленинградский пр-т, 15, стр. 11

С 13 октября по 16 января Музей русского импрессионизма представит ретроспективу произведений самобытного русского художника-импрессиониста первой половины XX века Михаила Федоровича Шемякина - «Михаил Шемякин. Совсем другой художник». В состав экспозиции известного мастера войдет более пятидесяти работ из музеев России, ближнего зарубежья и московских частных коллекций. Среди них Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Нижнетагильский музей изобразительных искусств, художественные музеи Астрахани, Пензы, Тулы, Рязани и многие другие. Некоторые произведения будут экспонироваться впервые.

Этой выставкой Музей русского импрессионизма обращается к своей миссии - говорить именно о русских импрессионистах. Речь пойдет о мастере, которого Коровин сравнивал с Рафаелем, а Маяковский признал как «реалиста-импрессиониста-кубиста», — о Михаиле Шемякине. Нет, не о нашем современнике, а о «совсем другом художнике».

РУССКИЙ ИМПРЕССИОНИСТ

Михаил Шемякин учился у Валентина Серова и Константина Коровина в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. От наставников молодой художник перенял любовь к жанру портрета и смелую импрессионистическую манеру письма. Мастерство рисовальщика Шемякин отточил в Мюнхене, в студии Антона Ажбе. Один из последних рисунков «Монах», сделанных художником в школе Ажбе, будет представлен на выставке. Эту работу заметил и оценил Федор Шаляпин, однажды зашедший в гости в квартиру Ивана Гржимали. Сын художника вспоминал: «Подойдя к рисунку, не оборачиваясь, он молча смотрел на него. Потом оглянулся, и гости увидели двух «Монахов»: одного на рисунке, а другого великолепно, как только он мог это сделать, «сыграл» Шаляпин. Раздались дружные аплодисменты. «Здорово!» - сказал Шаляпин и пожал руку моему отцу».

Интересно, что в это время Михаил Шемякин отдает предпочтение трехцветной монохромной палитре, тем самым наполняя работы особым перламутровым светом. Художник обходился белилами, светлой охрой и жженой слоновой костью, дающей бархатистый теплый черный. Впоследствии Михаил Шемякин посвятит несколько лет жизни исследованию черного цвета и его оттенков.

«ХУДОЖНИК МУЗЫКАНТОВ»

В 1901 году художник женился на своей сокурснице Людмиле Гржимали, дочери известного в Москве чешского скрипача Ивана Войтеховича Гржимали. Долгие годы Михаил Шемякин жил в квартире тестя, располагавшейся прямо в правом крыле Московской консерватории. В гостиной мастер не раз писал своих родственников-музыкантов и их друзей, часто бывавших в гостеприимной семье. Михаила Шемякина называли «летописцем музыкальной Москвы» первой половины ХХ века, а потому портретам музыкантов отведено центральное место на выставке. Посетителей ждет встреча с чередой образов великих исполнителей, среди которых тесть художника Иван Гржимали, композитор Александр Гедике, скрипач Франтишек Ондржичек, виолончелистка Хана Любошиц, певица, солистка Большого театра Надежда Салина.

Михаил Шемякин. Портрет скрипача

ДИНАСТИЯ: АБРИКОСОВЫ — ШЕМЯКИНЫ

Отдельным блоком представлена серия семейных портретов. Михаил Шемякин любил писать свою жену Людмилу Гржимали, сыновей Федора и Михаила (в будущем тоже художника). Михаилу Федоровичу удавалось ярко и поэтично передавать радость материнства, прелесть и значимость обыденных домашних забот, безмятежный мир ребенка. Особенно колоритен портрет знаменитого деда художника — фабриканта Алексея Абрикосова. Глава кондитерской фирмы «Фабрично-торговое товарищество А. И. Абрикосова сыновей» (ныне концерн «Бабаевский»), внук оброчного крестьянина, Алексей Иванович мальчиком был в услужении у одного немца, торговавшего сахаром, а впоследствии стал владельцем одной из трех самых крупных кондитерских фабрик в России. Портрет был так похож, что вошедший утром в кабинет Абрикосова истопник с вязанкой дров в первую минуту попятился, сказав: «Извините, Алексей Иванович, я не знал, что вы встали». После поступления в музейные фонды эта работа никогда не экспонировалась. Третьяковская галерея, где сейчас хранится портрет, передала Музею право первый раз представить полотно широкой публике.

Михаил Шемякин. Портрет А.И. Абрикосова (1902)

ПЛЕНИТЕЛЬНЫЕ ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ

Шемякинские женские портреты заслуживают отдельного внимания. Среди них можно выделить многочисленные образы жены художника, роскошную «Даму в светлом» — портрет сестры Людмилы Шемякиной, Анны Егоровой. Но наиболее притягательными кажутся образы натурщиц. Шемякин не раз писал любимую модель Валентина Серова — Веру Калашникову. Ее выразительные серо-зеленые глаза и копна темных, уложенных в высокую прическу волос моментально узнаются и притягивают взгляд. Своим первым этюдом с Веры мастер был недоволен: в сердцах он бросил картонку в угол мастерской, где та пролежала почти 20 лет, пока ее не нашел Аполлинарий Васнецов. Этюд так понравился художнику, что он повесил его над кроватью. Спустя год Михаил Шемякин предпринял еще одну попытку изобразить Веру Ивановну. Рисунок получился необыкновенно тонким, за что живописец заслужил одобрение от очень скупого на похвалы Валентина Серова, а Константин Коровин не скрывал восторга: «Рафаэль!»

Михаил Шемякин. Натурщица (1905)

ГИАЦИНТЫ

Невозможно представить себе выставку Михаила Шемякина без гиацинтов. К ним у художника была особая любовь: он не раз писал эти нежные цветы, которые всегда появлялись в доме Гржимали-Шемякиных под Новый год. По чешской традиции дома на Рождество было принято украшать весенними цветами. Сын художника, Михаил Михайлович Шемякин, вспоминал: «Ёлка была большая. На ней было много украшений. Горели цветные свечки. Разноцветные блестящие стеклянные шары и фигурки сияли бликами <…> В гостиной было много живых растений и цветов: большой фикус, гортензии, кактусы, гиацинты. Мы, дети - я и мой старший брат, - ждали у дверей в большой соседней комнате - «зале». Папа распахивал высокие двери, и перед нами являлась ёлка, во всем её блеске и сиянии! Её мой отец <…> написал в картине «Гиацинты у ёлки». Плетеная корзинка с гиацинтами в горшочках, которую изобразил мастер, в своё время была подарена И. В. Гржимали Львом Толстым.

Михаил Шемякин. Гиацинты ночью (1912)

РЕАЛИСТ-ИМПРЕССИОНИСТ-КУБИСТ

История жизни Михаил Шемякина пестрит подобными подробностями. Судьба сводила его с множеством выдающихся современников, каждый из которых не смог остаться равнодушным к творчеству художника. Однажды, собирая с детьми грибы недалеко от Акуловой горы, где Шемякины снимали дом, художник встретил Владимира Маяковского. Вместе с Лилей Брик они часто приходили к ним во двор за розовыми пионами. «Неожиданно перед нами выросла высокая, широкоплечая фигура без рубашки, в разглаженных брюках, с полотенцем на плече. Коротко остриженная голова. - вспоминал сын художника Михаил. - А, Шемякин! — сказал поэт. — Видал Вашу работу на выставке. Вы — реалист - импрессионист - кубист». Эта парадоксальная характеристика на удивление проницательна. Как реалист, Шемякин не позволял себе упрощать и искажать натуру ради живописного эффекта. Подобно кубистам, он каждый раз подходил к натуре одновременно аналитически и с пылким любопытством — будто видел лицо человека или букет гиацинтов впервые. Но с самого начала творческого пути и до конца жизни приемы импрессионизма были его самыми любимыми.

Вслед за выставкой работ Арнольда Лаховского и Елены Киселевой Музей русского импрессионизма продолжает знакомить публику с творчеством незаслуженно забытых мастеров. Неформатные, не подходящие под стандарты советской идеологии авторы, их именам не нашлось места в прошлом столетии, но спустя больше полувека они вновь обретают своего зрителя, потому что настоящее искусство вне времени.

К выставке будет издан иллюстрированный каталог с ранее не опубликованными архивными материалами.

Как подготовиться в выставке?
1. Агеева М.В. Михаил Шемякин. Серия «Мастера живописи». Издательство «Белый город». 2009г.
2. Шемякин М. Ф. Воспоминания. К 100-летнему юбилею Московского училища живописи, ваяния и зодчества. 1845-1945// Панорама искусств, 12. Рассказы о художниках и писателях. М.: Советский художник, 1989. С. 264
3. Агеева М.В. Михаил Федорович Шемякин. 1875-1944: альбом-каталог - Нижний Тагил: «Нижнетагильский музей изобразительных искусств», 2006.
4. Михаил Шемякин. Совсем другой художник: каталог выставки - М.: «Музей русского импрессионизма», 2017.

Музей русского импрессионизма представляет ретроспективу произведений самобытного русского художника-импрессиониста первой половины XX века Михаила Федоровича Шемякина — «Михаил Шемякин. Совсем другой художник». В состав экспозиции известного мастера войдет более пятидесяти работ из музеев России, ближнего зарубежья и московских частных коллекций. Среди них Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Нижнетагильский музей изобразительных искусств, художественные музеи Астрахани, Пензы, Тулы, Рязани и многие другие. Некоторые произведения будут экспонироваться впервые.

Этой выставкой Музей русского импрессионизма обращается к своей миссии — говорить именно о русских импрессионистах. Речь пойдет о мастере, которого Коровин сравнивал с Рафаелем, а Маяковский признал как «реалиста-импрессиониста-кубиста», — о Михаиле Шемякине. Нет, не о нашем современнике, а о «совсем другом художнике».

РУССКИЙ ИМПРЕССИОНИСТ

Михаил Шемякин учился у Валентина Серова и Константина Коровина в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. От наставников молодой художник перенял любовь к жанру портрета и смелую импрессионистическую манеру письма. Мастерство рисовальщика Шемякин отточил в Мюнхене, в студии Антона Ажбе. Один из последних рисунков «Монах», сделанных художником в школе Ажбе, будет представлен на выставке. Эту работу заметил и оценил Федор Шаляпин, однажды зашедший в гости в квартиру Ивана Гржимали. Сын художника вспоминал: «Подойдя к рисунку, не оборачиваясь, он молча смотрел на него. Потом оглянулся, и гости увидели двух «Монахов»: одного на рисунке, а другого великолепно, как только он мог это сделать, «сыграл» Шаляпин. Раздались дружные аплодисменты. «Здорово!» — сказал Шаляпин и пожал руку моему отцу».

Интересно, что в это время Михаил Шемякин отдает предпочтение трехцветной монохромной палитре, тем самым наполняя работы особым перламутровым светом. Художник обходился белилами, светлой охрой и жженой слоновой костью, дающей бархатистый теплый черный. Впоследствии Михаил Шемякин посвятит несколько лет жизни исследованию черного цвета и его оттенков.

«ХУДОЖНИК МУЗЫКАНТОВ»

В 1901 году художник женился на своей сокурснице Людмиле Гржимали, дочери известного в Москве чешского скрипача Ивана Войтеховича Гржимали. Долгие годы Михаил Шемякин жил в квартире тестя, располагавшейся прямо в правом крыле Московской консерватории. В гостиной мастер не раз писал своих родственников-музыкантов и их друзей, часто бывавших в гостеприимной семье. Михаила Шемякина называли «летописцем музыкальной Москвы» первой половины ХХ века, а потому портретам музыкантов отведено центральное место на выставке. Посетителей ждет встреча с чередой образов великих исполнителей, среди которых тесть художника Иван Гржимали, композитор Александр Медике, скрипач Франтишек Ондржичек, виолончелистка Хана Любошиц, певица, солистка Большого театра Надежда Салина.

Михаил Шемякин. Портрет скрипача

ДИНАСТИЯ: АБРИКОСОВЫ — ШЕМЯКИНЫ

Отдельным блоком представлена серия семейных портретов. Михаил Шемякин любил писать свою жену Людмилу Гржимали, сыновей Федора и Михаила (в будущем тоже художника). Михаилу Федоровичу удавалось ярко и поэтично передавать радость материнства, прелесть и значимость обыденных домашних забот, безмятежный мир ребенка. Особенно колоритен портрет знаменитого деда художника — фабриканта Алексея Абрикосова. Глава кондитерской фирмы «Фабрично-торговое товарищество А. И. Абрикосова сыновей» (ныне концерн «Бабаевский»), внук оброчного крестьянина, Алексей Иванович мальчиком был в услужении у одного немца, торговавшего сахаром, а впоследствии стал владельцем одной из трех самых крупных кондитерских фабрик в России. Портрет был так похож, что вошедший утром в кабинет Абрикосова истопник с вязанкой дров в первую минуту попятился, сказав: «Извините, Алексей Иванович, я не знал, что вы встали». После поступления в музейные фонды эта работа никогда не экспонировалась. Третьяковская галерея, где сейчас хранится портрет, передала Музею право первый раз представить полотно широкой публике.


Михаил Шемякин. Портрет А. И. Абрикосова (1902)

ПЛЕНИТЕЛЬНЫЕ ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ

Шемякинские женские портреты заслуживают отдельного внимания. Среди них можно выделить многочисленные образы жены художника, роскошную «Даму в светлом» — портрет сестры Людмилы Шемякиной, Анны Егоровой. Но наиболее притягательными кажутся образы натурщиц. Шемякин не раз писал любимую модель Валентина Серова — Веру Калашникову. Ее выразительные серо-зеленые глаза и копна темных, уложенных в высокую прическу волос моментально узнаются и притягивают взгляд. Своим первым этюдом с Веры мастер был недоволен: в сердцах он бросил картонку в угол мастерской, где та пролежала почти 20 лет, пока ее не нашел Аполлинарий Васнецов. Этюд так понравился художнику, что он повесил его над кроватью. Спустя год Михаил Шемякин предпринял еще одну попытку изобразить Веру Ивановну. Рисунок получился необыкновенно тонким, за что живописец заслужил одобрение от очень скупого на похвалы Валентина Серова, а Константин Коровин не скрывал восторга: «Рафаэль!»


Михаил Шемякин. Натурщица (1905)

ГИАЦИНТЫ

Невозможно представить себе выставку Михаила Шемякина без гиацинтов. К ним у художника была особая любовь: он не раз писал эти нежные цветы, которые всегда появлялись в доме Гржимали-Шемякиных под Новый год. По чешской традиции дома на Рождество было принято украшать весенними цветами. Сын художника, Михаил Михайлович Шемякин, вспоминал: «Ёлка была большая. На ней было много украшений. Горели цветные свечки. Разноцветные блестящие стеклянные шары и фигурки сияли бликами <…> В гостиной было много живых растений и цветов: большой фикус, гортензии, кактусы, гиацинты. Мы, дети — я и мой старший брат, — ждали у дверей в большой соседней комнате — «зале». Папа распахивал высокие двери, и перед нами являлась ёлка, во всем её блеске и сиянии! Её мой отец <…> написал в картине «Гиацинты у ёлки». Плетеная корзинка с гиацинтами в горшочках, которую изобразил мастер, в своё время была подарена И. В. Гржимали Львом Толстым.


Михаил Шемякин. Гиацинты ночью (1912)

РЕАЛИСТ-ИМПРЕССИОНИСТ-КУБИСТ

История жизни Михаил Шемякина пестрит подобными подробностями. Судьба сводила его с множеством выдающихся современников, каждый из которых не смог остаться равнодушным к творчеству художника. Однажды, собирая с детьми грибы недалеко от Акуловой горы, где Шемякины снимали дом, художник встретил Владимира Маяковского. Вместе с Лилей Брик они часто приходили к ним во двор за розовыми пионами. «Неожиданно перед нами выросла высокая, широкоплечая фигура без рубашки, в разглаженных брюках, с полотенцем на плече. Коротко остриженная голова. — вспоминал сын художника Михаил. — А, Шемякин! — сказал поэт. — Видал Вашу работу на выставке. Вы — реалист — импрессионист — кубист». Эта парадоксальная характеристика на удивление проницательна. Как реалист, Шемякин не позволял себе упрощать и искажать натуру ради живописного эффекта. Подобно кубистам, он каждый раз подходил к натуре одновременно аналитически и с пылким любопытством — будто видел лицо человека или букет гиацинтов впервые. Но с самого начала творческого пути и до конца жизни приемы импрессионизма были его самыми любимыми.

Вслед за выставкой работ Арнольда Лаховского и Елены Киселевой Музей русского импрессионизма продолжает знакомить публику с творчеством незаслуженно забытых мастеров. Неформатные, не подходящие под стандарты советской идеологии авторы, их именам не нашлось места в прошлом столетии, но спустя больше полувека они вновь обретают своего зрителя, потому что настоящее искусство вне времени.

К выставке будет издан иллюстрированный каталог с ранее не опубликованными архивными материалами.