Нечего на зеркало пенять что означает. Нечего на зеркало пенять, коли рожа кривая. «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» (эпиграф и сюжет комедии Гоголя «Ревизор»)

Хороша рожа - коли есть на ней кожа (а без кожи непригожа) .
См. ЧЕЛОВЕК

  • - Что и в титу/ле, коли нет в шкатуле. Что мне чины, коли в них нет ветчины? Ср. Вот и я - сиятельная, - прибавила она с неприятным смехом: - да что за честь, коли нечего есть! Тургенев. Первая любовь. 6...
  • - Коли белка в покров чиста, то осень будет хороша...
  • - См....

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Ср. Обратит на себя внимание наших Маколеев та минута, когда предстал темный малороссийский учитель с своей грозной комедией, на челе которой стояло эпиграфом: неча на зеркало пенять, коли рожа крива. Тургенев...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - Ср. Обратитъ на себя вниманіе нашихъ Маколеевъ та минута, когда предсталъ темный малороссійскій учитель съ своей грозной комедіей, на челѣ которой стояло эпиграфомъ: неча на зеркало пенять, коли рожа крива...
  • - Что и честь, коли нечего ѣсть. Что и въ титулѣ, коли нѣтъ въ шкатулѣ. Что мнѣ чины, коли въ нихъ нѣтъ ветчины? Ср. Вотъ и я - сіятельная, прибавила она съ непріятнымъ смѣхомъ: - да что за честь, коли нечего ѣсть! Тургеневъ...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - См. СУДЬБА - ТЕРПЕНИЕ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Держи на уме, коли есть на чем. См. УМ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См....

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. УГОДА -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См....

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - На лихом кожа, а на хорошем лопни рожа...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. СУЩНОСТЬ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. ВОЛЯ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. ДЕТИ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Дон. То же, что кожа да кости. СДГ 2, 65...

    Большой словарь русских поговорок

"Хороша рожа - коли есть на ней кожа." в книгах

Неча на зеркало пенять, коли рожа крива

Из книги Сталин и Хрущев автора Балаян Лев Ашотович

Неча на зеркало пенять, коли рожа крива Среди «обвинений», выдвинутых Хрущёвым против И. В. Сталина, касавшихся периода Великой Отечественной войны, был и такой: «Сталин всё решал самостоятельно, не считаясь с мнением ЦК», «Сталин проявлял абсолютную нетерпимость к

2 июня. Родился граф Калиостро (1743) Коли, коли остро!

Из книги Тайный русский календарь. Главные даты автора Быков Дмитрий Львович

2 июня. Родился граф Калиостро (1743) Коли, коли остро! Граф Калиостро, он же Джузеппе Бальзамо, он же маркиз де Пеллегрини, маркиз Анна, граф Феникс, граф Гарат, Бельмонте, Тискио, Мелина и т. д., отметил 2 июня 2008 года свое 265-летие, с которым мы его от души и поздравляем. Нет

Коли, коли остро!

Из книги Статьи из газеты «Известия» автора Быков Дмитрий Львович

Коли, коли остро! Граф Калиостро - он же Джузеппе Бальзамо, он же маркиз де Пеллегрини, маркиз Анна, граф Феникс, граф Гарат, Бельмонте, Тискио, Мелина и т. д. - отметит 2 июня этого года свое 265-летие. Нет сомнений, что старик отметит праздник шумной гулянкой и сожрет не одну

КОЛИ, КОЛИ ОСТРО!

Из книги Календарь. Разговоры о главном автора Быков Дмитрий Львович

КОЛИ, КОЛИ ОСТРО! Граф Калиостро, он же Джузеппе Бальзамо, он же маркиз де Пеллегрини, маркиз Анна, граф Феникс, граф Гарат, Бельмонте, Тискио, Мелина и т. д., отметил 2 июня 2008 года свое 265-летие, с которым мы его от души и поздравляем. Нет никаких сомнений, что старик сожрет не

Рожа

Из книги Как уберечься от порчи и сглаза автора Лузина Лада

Рожа Прикладывать к больному месту свежие листья подорожника.Смазать рожу тряпочкой в керосине: смазать, оставить так минут на десять, а потом вытереть. Так делать два-три дня.Взять три колоса ржи и ими обвести больное место, после чего колосья бросить в огонь. В этот день

«КОЛИ ЖОРСТОКІ, КОЛИ ЧУДЕРНАЦЬКІ»

Из книги Винайдення Східної Європи: Мапа цивілізації у свідомості епохи Просвітництва
rc = 0;
printf("[%d]", rc);
a();
[...]

Теперь, когда вы запустите программу, ошибка исчезнет.

$ ./test
0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

Выглядит странно, поэтому вы перемещаете printf в другое место:

[...]
rc = 0;
a();
printf("[%d]", rc);
[...]

И получаете тот же странный результат с исчезновением ошибки. И то же самое произойдет если вы отключите оптимизатор и даже без printf ошибка не будет появляться:

$ make CFLAGS=-O3
gcc -O3 -c -o odd.o odd.c
gcc odd.o -o odd

$ ./test
0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

Это все происходит, потому что ф-я a() выделяет память для 16-ти Integer элементов. И тут же записывает после конца массива либо 1 либо 0 в зависимости от того, делится ли PID процесса на 19 или нет. В конечном итогде она записывается в rc из-за расположения в стеке.

Добавление printf или изменение уровня оптимизации меняет расположение кода и исключает неверное обращение к rc. Но, будьте осторожны, ошибка не ушла. Единица просто записалась в другую ячейку памяти.

Т.к. C очень восприимчив к этому типу ошибок, важно использовать хорошие инструменты для проверки таких проблем. Например статический анализатор кода

/ / / «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» (эпиграф и сюжет комедии Гоголя «Ревизор»)

Многие произведения русской литературы содержат некий эпиграф, который можно прозвать своеобразным ключом. Вчитываясь в смысл эпиграфа, человек может оценивать написанный в произведении текст с неким подсмыслом, видеть то, что пытался сказать и донести автор.

У знаменитой творческой работы Н.В. Гоголя « » есть свой эпиграф. «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». Прочитав его впервые, читатель не сразу может понять, о чем идет речь. Но, углубляясь в текст комедии, мы понимаем, о чем же, все–таки, писал автор.

Достаточно интересен тот факт, что ключ к своей творческой работе Гоголь подобрал не сразу. Только через некоторое время после того, как текст комедии облетел всю Россию, Николай Васильевич присвоил работе такой эпиграф.

Конечно, критике его работы не было предела. А все потому что, многие лица, проживавшие в России того времени, узнали себя и свои повадки в главных героях комедии. А кто же хочет признаваться в содеянных поступках и выносить их на всеобщее высмеивание. Конечно же, никто! Это и решил сделать Гоголь в строках «Ревизора».

Теперь, многие почмейстеры России, прочитав пьесу, узнали себя в персоне Шпекина. Ведь такие характеры, таких личностей автор не придумывал, используя свое воображение. Он описывал жизнь окружающих его людей, чиновников и городничих, которые заполонили всю землю русскую.

За каждым из жителей уездного города были свои грехи, ведь взятничество и казнокрадство просто процветало. Город находился в полной разрухе, ведь все деньги из казны удачно распределялись по карманам чиновников. И весть о приезде ревизора подняла на уши весь городок.

Замазывая свои грешки, управители пытались ложными способами скрыть недостатки своего правления. В такой суматохе, они приняли обычного посетителя гостиницы – Хлестакова, за ревизора. А тот, и рад был подыграть в сложившейся ситуации, потому что сам был хвастливым и лживым. Он настолько заврался, что и сам мог поверить в те небылицы, которые сочинял. Хлестаков представлял себя и поэтом, и писателем, и знатным лицом в Петербурге. Но, на самом деле, всего этого не было.

После прочтения всего «Ревизора» мне полностью понятен и объясним эпиграф, который предложил

«НЕЧА ЗЕРКАЛО ПИНАТЬ, КОЛИ РОЖА КРИВА»...

ПИНАЯ ЗЕРКАЛО

Татьяна Шабаева
журналист из Москвы

В детстве я не понимала значение слова «пенять» -- которое, что закономерно, впервые встретила в эпиграфе к «Ревизору». Мне было лет восемь, и я решила, что словечко это означает то же, что и «пинать», примерно как «Неча зеркало пинать, коли рожа крива».

С тех пор прошло больше двадцати лет, и я давно уже знаю, что такое «пенять», и каждый раз, заглядывая краешком глаза в «большую политику», удивляюсь, насколько я права была тогда, в детстве. Или это нравы со времён Гоголя так испортились, что «пенять» -- мера уже слишком деликатная, и хочется попинать и потоптать?

Во-первых, Шойгу. Вот он объясняет, что в катастрофах на транспорте виноват не министр транспорта Левитин, а люди, людишки, у которых надо мощными карательными мерами повышать нравственность. Где-то мы такое уже слышали, совсем недавно. Ах да, это же говорили министр Фурсенко в ответ на критику реформы образования и министр Голикова в ответ на критику реформы здравоохранения. Министры – хорошие, профессиональные, хотят добра. Людишки – безнравственные, безответственные, саботируют. Надо повышать.

И ведь не скажешь, что не надо! Что не нужна дисциплина, что коррупция – не зло. Нужна. Зло. Надо повышать. Но кто это говорит? Кто призывает к сознательности и ответственности? Это говорят люди, которые буднично попирают Конституцию и, при декларированной демократии, постоянно и беззастенчиво игнорируют общественное мнение, даже когда оно бывает высказано профессионально и чётко.

Нужны ответственные люди? Ну, так пусть они будут действительно ответственными. Пусть они сами установят правила, которые готовы уважать. Возможно, это не универсальный способ, но есть в России такие сферы, где общество способно выдвинуть профессионалов, умеющих создать такие правила. Атрофия такой способности – а именно атрофию самостоятельности культивирует сегодня наше правительство – всегда оборачивается утратой ответственности и на нижних уровнях. Зачем нам соблюдать правила, которые принимали сомнительные профессионалы, сами передвигающиеся на другом транспорте, посещающие другие клиники и школы – то есть, люди, существующие в другой системе координат, не в той, для которой они устанавливают правила?

Во-вторых, либералы. Вот наметилась смена Медведева на Путина. Кто-то не знал, что генетическая разница между пальцами одной руки равна нулю, и оказался этим удивлён. Ну, ладно. Но выводы-то каковы? Вот типичный (и, кстати, с попыткой обобщения настроений): теперь валить из этой страны. У нас опять, в который уж раз, потеряны последние иллюзии. Так-то, господа.

Представим себе ситуацию. Вы пытаетесь ухаживать за девушкой. Вы носите ей шоколад и, скажем, розы, читаете ей Бальмонта. Носите и читаете, который год уже. А она к вам всё холоднее и холоднее. «Ну и дура, - скажете вы, если вы средний российский либерал. – Бабища грубая и необразованная, никаких перспектив. Валить от неё». И не то, что невдомёк, но и, по большому счёту, наплевать вам, что девушка любит мороженое и сирень, и вовсе не Бальмонта, а Тютчева.

Вроде, не самое уместное сравнение? Можно ли сравнивать страну с девушкой, за которой ещё и ухаживать надо? И было бы оно не вполне уместным, когда бы ни эта эмоциональная, несправедливая, инфантильная реакция: «Ах, ты опять лишила нас наших иллюзий! Так прощай же, немытая Россия!» Да кто же виноват-то, что ты лишился иллюзий, которые сам на пустом месте и создал?

Это очень похоже. Автократическое правительство недовольно народом, потому что он не соответствует его ожиданиям. Либералы недовольны правительством, а также народом, потому что он не соответствует их иллюзиям. Народ, в массе, недоволен правительством (как минимум, что касается фигур Фурсенко и Голиковой) и либералами (если догадывается об их существовании). И все отражают друг друга и дружно пинают зеркало.

На зеркало неча пенять, коли рожа крива - русская пословица, означающая: Если сам виноват, то не перекладывай вину на других.

Не на зеркало пеня, что рожа крива

Что на зеркало пенять, коли рожа крива

Буквальное значение пословицы - если ты некрасив, то в этом зеркало не виновато. В более широком смысле - нужно смотреть правде в глаза и в себе искать корень проблем и неудач.

Пословица в комедии Ревизор, Гоголя Н.В.

Пословицу "На зеркало неча пенять, коли рожа крива" русский писатель (1809 - 1852) использовал как эпиграф к своей комедии " " (1836 г.). Интересно, что сначала у пьесы не было эпиграфа. Только через шесть лет после первой публикации комедии, Гоголь добавил этот эпиграф.

Пьеса хорошо разъясняет смысл пословицы:

Городничий уездного города получил сообщение от друга, что к ним едет ревизор. Чиновнику есть чего опасаться и он собирает свой аппарат, чтобы обсудить, что делать. Во время совещания ему сообщают, что в гостинице остановился молодой человек (Хлестаков), который, по-видимому, и есть ревизор. Городничий со своими чиновниками едет в гости к Хлестакову и всячески задабривает его. Хлестаков, на самом деле, не был ревизором, но был большим пройдохой и быстро вошел в роль ревизора, получил дорогие подарки от чиновников, чуть не женился на дочери городничего и уехал. Сразу после этого приехал настоящий ревизор и затребовал к себе городничего. Про городничего и можно сказать: На зеркало неча пенять, коли рожа крива.

Примеры

Путин Владимир Владимирович

Большая пресс-конференция Владимира Путина 20 декабря 2018 года - про время, когда Алексей Кудрин был вице-премьером России:

"Смотрите, рост экономики – один процент в год за определённый период времени. Но, во-первых, он был таким, когда Алексей Леонидович был вице-премьером российского Правительства, поэтому «нечего на зеркало пенять, коли рожа крива » – у нас так в народе говорят."

(1948 - 2017)

"Шоу-бизнес! или Бренд сивой кобылы" (2010 г.):

"Телезрители сами дают рейтинг скандалам и пошлости. А потому нечего на другого пенять, коль у самого рожа кривая . Пока в России будут прежде всего интересоваться, кто отец дочери Киркорова и пришли ли крестьяне деревни Грязь к замку Пугачёвой и Галкина, чтобы приветствовать наутро молодожёнов, гохштейны будут лучше других понимать, что нужно русскому народу."

(1828 - 1910)

"Если Бог правосудный правитель мира, то откуда же неравенство между людьми? Почему порок счастлив, а добродетель несчастна? Да виновато ли зеркало, когда у самих нас рожа крива , то есть причина ли тому Бог, что мы первородный его закон, который ведет к равенству всех, опровергли?"

(1818 - 1883)

"Заметки":

"Обратит на себя внимание наших Маколеев та минута, когда предстал темный малороссийский учитель с своей грозной комедией, на челе которой стояло эпиграфом: неча на зеркало пенять, коли рожа крива ."