Народы сибири. Русские народные обычаи сибиряков Сообщение о традициях народов сибири

Вам нравится?

да | нет

Если Вы обнаружили опечатку, ошибку или неточность, сообщите нам - выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Это историческая и географическая область в пределах азиатской части России, которая заселялась в каменном веке. Сибирь впервые упоминается в "Сокровенном сказании монголов", в котором говорится о "лесных народах", в том числе народе шибир или Sibir. C XVI веке в Сибирь устремляются русские землепроходцы, стремительно осваивающие суровые неизведанные края. Начало планомерного научного изучения Сибири было положено в 1696 году указом Петра I, которым было предписано тобольскому сыну боярскому Семену Ремезову составить географический атлас Сибири.

В природном отношении выделяется и . Восточная Сибирь занимает территорию от Енисея до хребтов тихоокеанского водораздела. Климат Сибири большей частью суровый, резко континентальный. Температура в январе может опуститься до -30°, -40 °С.

Исторически этническое население Сибири смешанное, коренные жители называют себя сибиряками. Жизнь среди суровой природы наложила на сибиряков отпечаток, "То, что пугает в Сибири других, для нас (коренных сибиряков) не только привычно, но и необходимо; нам легче дышится, если зимой мороз, а не капель; мы ощущаем покой, а не страх в нетронутой, дикой ; немереные просторы и могучие реки сформировали нашу вольную, норовистую душу" - В. Распутин. Отличительной чертой сибиряков являются миролюбие, честность, доброжелательность и гостеприимство. По закону тайги они всегда готовы оказать помощь, большинство сибиряков, особенно охотники и рыбаки, в сравнении с европейскими соотечественниками, обладают большей выносливостью и сопротивляемостью болезням. Отличились сибиряки и в исторической битве под Москвой в Великой Отечественной войне, показывая на полях сражений образцы мужества и героизма. Пауль Карелл в "Истории германского поражения на Востоке" считает одной из причин поражения немцев под Москвой вступление в сражение сибирских дивизий.

Сибирская кухня

В течение длительного времени местное сибиряки кормилось дарами тайги и озера. Приготовленные блюда не отличались разнообразием, но были питательными и практичными. Охотники и рыбаки знают много экзотических рецептов приготовления пищи на костре, с помощью раскаленных камней и углей. Сибиряки добытое мясо и рыбу коптили, вялили и солили впрок, из ягод и грибов на зиму делали запасы. Сочетание рыбы, дичи и таежных приправ отличают сибирский стол от европейской кухни. Эти отличия ярче проявляются во время питания в Сибири на берегу озера , но некоторые блюда можно попробовать и в ресторане.

Местной изюминкой озера Байкал стал малосольный байкальский омуль, слава о нежном вкусе которого известна далеко за пределами Сибири. Существуют разные способы посола байкальского омуля в потрошеном и непотрошеном виде, в зависимости от рецепта приготовления и времени, прошедшего со дня посола, сильно меняется и вкус рыбы. Свежесоленый байкальский омуль настолько нежен, что его за один раз съедают по несколько хвостов даже те, кто обычно избегает рыбы. Среди гурманов он ценится как идеальная закуска к охлажденной водке. Многие туристы стараются увезти из байкальский омуль как гостинцы родным и знакомым.

Также широко известны сибирские пельмени и мясо по-сибирски. В старину охотники в Сибири , уходя в тайгу зимой, брали с собой в холщовых мешочках замороженные пельмени, которые достаточно было бросить в кипяток, и после их всплытия блюдо с крупными и ароматными пельменями было готово. В большинстве ресторанов можно заказать пельмени, приготовленные по более сложному рецепту: в костном бульоне с печенью, в горшочках, закрытых свежеиспеченной лепешкой. Очень вкусны также поджаренные пельмени.

Особенностью приготовления мяса по-сибирски, по-таежному являются таежные приправы из папоротника и черемши, которые закатываются в мясо. К мясу подаются запеченная в духовке картошка и замороженная ягода, чаще брусника или клюква. Охотники в Сибири, по одному из рецептов, дикое мясо режут тонкими длинными кусками, круто засыпают солью, перемешивают в котелке и нанизывают на деревянные лучины или ветки. Лучины с мясом втыкают вокруг углей костра и вялят в дыму. Приготовленное таким способом мясо долго хранится летом. Во время движения ломтики мяса хорошо грызть для поддержания силы и восстановления недостатка солей в организме.

Домашняя кухня сибиряков сильно отличается от меню ресторанов. Как правило, дома заготавливают на зиму много солений. Если вы попадете в гости к сибирякам, на столе обязательно будут помидоры в собственном соку, огурцы, капуста, соленые грузди и рыжики, маринованные маслята, домашнего приготовления икра из кабачков, варенье из таежных ягод. Квашеную капусту иногда готовят вместе с брусникой или клюквой. Реже можно встретить салат из папоротника и черемши.

Ну и, конечно, стол немыслим без домашних пирогов. Они могут быть самой замысловатой формы и с различной начинкой: с брусникой, рыбой, черемшой, рисом, грибами и яйцом.

Традиционно на стол ставят брусничный напиток или морс. Добавляют в чай мороженую облепиху или бруснику.

Еда бурят, как правило, проста в изготовлении и питательна, преобладают мясные и молочные блюда. Популярны в , особенно широко распространенные в , бурятские позы. Для их приготовления делается рубленый мясной фарш из свинины, баранины, говядины. Фарш закатывается в тесто так, чтобы вверху было отверстие для пара. Позы быстро готовятся на пару кипящего жира в закрытой кастрюле. Редко, но еще можно встретить в деревнях тарасун – алкогольно-тонизирующий напиток из молока, имеющий специфический запах, и саламат – молочный продукт, приготовляемый из высококачественной сметаны на огне с добавлением при закипании соли, муки и холодной воды.

Настоящую байкальскую уху с дымком, рыбу на рожнах, салат из свежей черемши, можно по-настоящему оценить только у таежного костра во время путешествия на озеро Байкал. Экзотический ужин по-байкальски включает в себя слабый свет костра, несколько старых газет, на которых накрыт простой стол, почерневший котелок с вареной картошкой, пучок черемши и много-много малосольного омуля.

А такие экзотические вещи, как строганина (сырое замороженное мясо косули) или расколотка (сырая замороженная байкальская рыба), которые употребляются в сыром виде со специями, можно отведать только зимой на озере Байкал во время охоты или рыбалки. Следует избегать пробовать медвежье мясо, даже термически обработанное, если нет его ветеринарной экспертизы.

Местное население больше всего ценит соленый омуль. В летнее время предпочитают омуль на рожнах.

Сибирская баня

Из "Повести временных лет" XII век - "Удивительное видел я в славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, и разожгут их докрасна, и разденутся, и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые, и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва вылезут чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это всякий день, никем не мучимые, но сами себя мучат, и то совершают омовение себе, а не мучение".

Байкальская баня на берегу озера Байкал для приезжающих на озеро Байкал – обязательный атрибут экзотики. Многих прельщает возможность окунуться в прозрачную студеную воду Байкала, выбежав прямо из парной. Где еще в мире бани имеют такой огромный естественный бассейн! Особенно сильные впечатления остаются от купания после парилки на озере Байкал в проруби зимой. Большинство существующих бань на побережье озера Байкал топятся по-белому, но в старину многие из них топились по-черному, т.е. дым оставался внутри бани, насыщая воздух жаром и запахом.

Если вы идете в баню с сибиряками, приготовьтесь к сильному жару, парилке с березовым веником и обязательному периодическому купанию в ледяной воде Байкала или в снегу.

Сибирские обычаи

Обычаи и традиции сибиряков своими корнями уходят к культурному наследию древних народов, населяющих в прошлом территорию современного озера Байкал. Некоторые из обычаев являются, по сути, отголосками древних шаманских и буддийских обрядов, религиозное содержание и назначение которых со временем было утрачено, но отдельные обрядовые действия соблюдаются и бытуют до сих пор среди местного населения.

Многие поверья и запреты имеют общие корни центрально-азиатского происхождения, поэтому одинаковы у монголов и бурят. В их числе развитый культ обо, культ гор, поклонение Вечно Синему Небу (Хухэ Мунхэ Тэнгри). Небо, по мнению монголов, видит все поступки и помыслы человека, который никогда не может укрыться от небесного правосудия: оттого монголы, чувствуя правоту восклицали: "небо, ты будь судьей". Возле обо надо обязательно остановиться и почтительно преподнести дары духам. Если не остановиться у обо и не сделать жертвоприношения – удачи не будет. По поверью бурят, каждая гора и долина имеют своего духа. Человек без духов ничто. Нужно задабривать духов, пребывающих везде и всюду, чтобы они не вредили и оказывали помощь. У бурят существует обычай "брызгать" духам местности. Как правило, перед питьем спиртного чуть-чуть капают на стол из рюмки или одним пальцем, обычно безымянным, слегка прикасаются к спиртному и брызгают в сторону вверх. Смиритесь с тем, что в самых неожиданных местах во время путешествия надо будет останавливаться и "брызгать" спиртным.

Из числа главных традиций – священное почитание природы, нельзя наносить вред природе, ловить или убивать молодых птиц, рубить молодые деревья у источников, без нужды рвать растения и цветы. Нельзя бросать мусор и плевать в священные воды озера Байкал , оставлять за собой следы пребывания, например перевернутый дерн, мусор, костер. У источника воды аршан нельзя стирать грязные вещи, нельзя ломать, выкапывать, задевать сэргэ – коновязь, разжигать рядом костер. Не следует осквернять священное место плохими действиями, мыслями или словами, нельзя громко кричать и сильно напиваться.

Особое почтение необходимо проявлять к старшим по возрасту, нельзя обижать стариков. Нанесение обиды старшим – это такой же грех, как лишить живое существо жизни.

От древних обычаев сибиряков сохранилось уважительное отношение к огню своего очага. Огню приписывается магическое очистительное воздействие, очищение огнем считалось необходимым ритуалом, дабы гости не устроили или не принесли какого-либо зла. Из истории Сибири известен случай, когда монголы безжалостно казнили русских послов лишь за отказ пройти между двумя кострами перед ставкой хана, очищение огнем широко используется и сегодня в сибирских шаманских практиках. Нельзя вонзать нож в огонь, а также каким бы то ни было образом касаться огня ножом или острым предметом или доставать ножом мясо из котла. Считается большим грехом брызгать молоком в огонь очага, нельзя бросать в огонь очага мусор, тряпки. Запрещается давать огонь очага в другой дом или юрту.

Существуют определенные правила при посещении бурятских юрт. При входе нельзя наступать на порог юрты – это считается невежливым, в старые времена гость, наступивший умышленно на порог, считался врагом, объявляющим о своих злых намерениях хозяину. Оружие и поклажу, в знак своих добрых намерений, надо обязательно оставить снаружи, нельзя входить в юрту с какой-либо ношей, считается, что человек, сделавший это, имеет дурные наклонности вора, грабителя. Северная половина юрты является более почетной, тут принимают гостей, нельзя садиться самовольно, без приглашения, на северной, почетной, стороне. Восточная половина юрты (как правило, справа от двери, вход юрты всегда обращен на юг) – женская, западная (обычно слева от двери) – мужская, это разделение сохраняется и сейчас.

Местное население гостеприимно и всегда угощает своих гостей, приходя в дом, в гости, принято снимать обувь у порога. Обычно для гостей накрывают стол с горячими блюдами, разнообразными солениями и закусками, обязательно на столе будет присутствовать водка. При застолье гости не имеют права менять свои места, нельзя уйти, не попробовав угощения хозяев, поднося гостю чай, хозяйка в знак уважения подает пиалу двумя руками, гость должен принять ее также обеими руками – этим он показывает уважение дому. В Монголии и существует обычай правой руки, пиалу при церемонии приветствия передают только правой рукой. И естественно, принимать любое подношение нужно правой рукой или двумя руками.

Чтобы подчеркнуть особое уважение, гостю в знак приветствия подают две руки, сложенные ладонями, как при буддийском поклоне, пожатие рук в этом случае делается также одновременно двумя руками.

При посещении буддийских дацанов надо двигаться по часовой стрелке внутри храма и перед посещением обойти территорию храма по ходу солнца, вращая все молитвенные барабаны. Нельзя проходить в центр храма во время службы и фотографировать без разрешения. Внутри храма следует избегать подвижных и суетливых действий, громко разговаривать, нельзя входить в храм в шортах.

На тайлаганах, или шаманских обрядах, не следует стремиться прикасаться к шаманской одежде, бубну и тем более что-либо надевать из шаманских атрибутов на себя, чтобы сфотографироваться. Даже шаман редко наденет на себя вещь чужого шамана, а если и делает это, то только после соответствующего обряда очищения. Существует поверье, что некоторые предметы, особенно связанные с магией, несут в себе определенное количество силы. Категорически запрещается простому человеку ради развлечения произносить вслух шаманские молитвы - дурдалга.

И Улан-Удэ организуют различные туры по Сибири и на озеро Байкал.

Согласно данным исследователей из разных областей, коренные народы Сибири расселились по этой территории в эпоху позднего палеолита. Именно это время характеризуется наибольшим развитием охоты как промысла.

Сегодня же большинство племен и народностей этого региона малочисленны и их культура находится на грани исчезновения. Далее мы попытаемся познакомиться с такой областью географии нашей Родины, как народы Сибири. Фото представителей, особенности языка и ведения хозяйства будут приведены в статье.

Разбираясь в этих сторонах жизни, мы пытаемся показать многогранность народов и, возможно, пробудить в читателях интерес к путешествиям и необычным впечатлениям.

Этногенез

Практически на всей территории Сибири представлен монголоидный тип человека. Родиной его считается После начала отступления ледника люди именно с такими чертами лица заселили регион. В ту эпоху еще не было развито скотоводство в значительной мере, поэтому основным занятием населения стала охота.

Если изучить карту Сибири, мы увидим, что они наиболее представлены алтайской и уральской семьями. Тунгусские, монгольские и тюркские языки с одной стороны - и угро-самоедские с другой.

Социально-хозяйственные особенности

Народы Сибири и Дальнего Востока до освоения этого региона русскими в основном имели сходный уклад жизни. Во-первых, распространены были родоплеменные отношения. Традиции хранились в рамках отдельных поселений, браки старались не распространять за пределы племени.

Занятия делились в зависимости от места проживания. Если рядом находилась крупная водная артерия, то часто встречались поселения оседлых рыболовов, у которых зарождалось земледелие. Основное же население занималось исключительно скотоводством, например, очень распространено было оленеводство.

Этих животных удобно разводить не только из-за мяса, неприхотливости к еде, но и из-за их шкур. Они очень тонкие и теплые, что позволяло таким народам, как, например, эвенки, быть хорошими наездниками и воинами в удобных одеждах.

После прихода на эти территории огнестрельного оружия уклад жизни значительно изменился.

Духовная сфера жизни

Древние народы Сибири до сих пор остаются приверженцами шаманизма. Хотя за много веков он претерпел разнообразные изменения, но силы своей не утратил. Буряты, например, вначале добавили некоторые ритуалы, а после полностью перешли к буддизму.

Большинство остальных племен были формально крещены в период после восемнадцатого века. Но это все официальные данные. Если же проехаться по деревням и поселениям, где живут малые народы Сибири, мы увидим совершенно другую картину. Большинство придерживаются многовековых традиций предков без нововведений, остальные совмещают свои верования с одной из основных религий.

Особенно эти грани жизни проявляются на национальных праздниках, когда встречаются атрибуты разных верований. Они сплетаются и создают неповторимый узор аутентичной культуры того или иного племени.

Алеуты

Сами себя они называют унанганы, а их соседи (эскимосы) - алакшак. Общая численность едва достигает двадцати тысяч человек, большинство из которых живут на севере США и Канады.

Исследователи полагают, что алеуты сформировались около пяти тысяч лет назад. Правда, на их происхождение есть две точки зрения. Одни считают их самостоятельным этническим образованием, другие - что они выделились из среды эскимосов.

До того, как этот народ познакомился с православием, приверженцами которого они являются сегодня, алеуты исповедовали смесь шаманизма и анимизма. Главный шаманский костюм был в виде птицы, а духов разных стихий и явлений изображали деревянные маски.

Сегодня же они поклоняются единому богу, который на их языке именуется Агугум и представляет собой полное соответствие всем канонам христианства.

На территории Российской Федерации, как мы убедимся далее, представлены многие малые народы Сибири, но эти живут только в одном поселении - селе Никольском.

Ительмены

Самоназвание происходит от слова «итенмэн», которое означает «человек, который живет здесь», местный, другими словами.

Встретить их можно на территории запада и в Магаданской области. Общая численность - немногим более трех тысяч человек, судя по переписи 2002 года.

По внешнему виду они ближе к тихоокеанскому типу, но все же имеют явные черты северных монголоидов.

Изначальная религия - анимизм и фетишизм, первопредком считался Ворон. Хоронить умерших у ительменов принято по обряду «воздушного погребения». Покойник подвешивается до истлевания в домовине на дереве или укладывается на специальном помосте. Этой традицией могут похвастаться не только народы Восточной Сибири, она в древности был распространена даже на Кавказе и в Северной Америке.

Наиболее распространенным промыслом является рыбалка и охота на прибрежных млекопитающих, таких как тюлени. Кроме этого широко распространено собирательство.

Камчадалы

Не все народы Сибири и Дальнего Востока являются аборигенами, примером этого могут быть камчадалы. Собственно, это не самостоятельная народность, а смесь русских переселенцев с местными племенами.

Язык у них русский с примесями местных диалектов. Распространены они в основном в Восточной Сибири. Сюда относятся Камчатка, Чукотка, Магаданская область, побережье Охотского моря.

Судя по переписи, их общее количество колеблется в рамках двух с половиной тысяч человек.

Собственно, как таковые камчадалы появились только в середине восемнадцатого века. В это время русские переселенцы и торговцы усиленно устанавливали контакты с местными, часть из них вступили в браки с ительменками и представителями коряков и чуванцев.

Таким образом, потомки именно этих межплеменных союзов и носят сегодня имя камчадалов.

Коряки

Если начать перечислять народы Сибири, коряки займут не последнее место в списке. Они известны русским исследователям с восемнадцатого века.

Фактически это не единый народ, а несколько племен. Сами себя они называют намылан или чавчувен. Судя по переписи, на сегодняшний день их численность - около девяти тысяч человек.

Камчатка, Чукотка и Магаданская область - территории проживания представителей этих племен.

Если провести классификацию, исходя из образа жизни, они делятся на береговых и тундровых.

Первые - нымыланы. Говорят на алюторском языке и занимаются морскими промыслами - ловлей рыбы и охотой на тюленей. К ним по культуре и жизненному укладу близки кереки. Этому народу свойственна оседлая жизнь.

Вторые - кочевники чавчыв (оленеводы). Язык у них корякский. Живут на Пенжинской губе, Тайгоносе и прилегающих территориях.

Характерной особенностью, которая выделяет коряков, как и некоторые другие народы Сибири, являются яранги. Это передвижные конусообразные жилища из шкур.

Манси

Если говорить про коренные народы Западной Сибири, нельзя не упомянуть урало-юкагирскую Наиболее яркими представителями этой группы являются манси.

Самоназвание этого народа - «меньдсы» или «вогулы». «Манси» на их языке обозначает «человек».

Эта группа сформировалась в результате ассимиляции уральских и угорских племен в эпоху неолита. Первые были оседлыми охотниками, вторые - кочевыми скотоводами. Эта двоякость культуры и ведения хозяйства сохраняется и поныне.

Самые первые контакты с западными соседями были в одиннадцатом веке. В это время манси знакомятся с коми и новгородцами. После присоединения к России усиливается колонизационная политика. К концу семнадцатого века они оттесняются на северо-восток, а в восемнадцатом формально принимают христианство.

Сегодня в этом народе существует две фратрии. Первая называется Пор, своим предком считает Медведя, и основу ее составляют уральцы. Вторая называется Мось, ее основатель - женщина Калташч, а большинство в этой фратрии принадлежит к уграм.
Характерной особенностью является то, что признаются только перекрестные браки между фратриями. Такую традицию имеют лишь некоторые коренные народы Западной Сибири.

Нанайцы

В древности они были известны под именем гольды, а один из самых знаменитых представителей этого народа - Дерсу Узала.

Судя по переписи населения, их немногим более двадцати тысяч. Проживают они вдоль Амура на территории Российской Федерации и Китая. Язык - нанайский. На территории России используется кириллица, в Китае - язык бесписьменный.

Эти народы Сибири стали известны благодаря Хабарову, который в семнадцатом веке исследовал этот регион. Некоторые ученые считают их предками оседлых земледельцев дючеров. Но большинство склоняются к тому, что нанайцы просто пришли на эти земли.

В 1860 году, благодаря переделу границ по реке Амур, многие представители этого народа оказались в одночасье гражданами двух государств.

Ненцы

Перечисляя народы невозможно не остановиться на ненцах. Это слово, как и многие названия племен этих территорий, значит «человек». Судя по данным Всероссийской переписи населения, от Таймыра до их проживает более сорока тысяч человек. Таким образом, получается, что ненцы - самый крупный из коренных народов Сибири.

Они делятся на две группы. Первая - тундровые, представителей которых большинство, вторая - лесные (их осталось мало). Диалекты этих племен настолько различны, что один не поймет другого.

Как и все народы Западной Сибири, ненцы носят черты как монголоидов, так и европеоидов. Причем чем ближе к востоку, тем меньше остается европейских признаков.

Основой хозяйства этого народа является оленеводство и в незначительной степени рыбалка. Главное блюдо - солонина, однако кухня изобилует сырым мясом коров и оленей. Благодаря содержащимся в крови витаминам у ненцев не бывает цинги, но подобная экзотика редко приходится по вкусу гостям и туристам.

Чукчи

Если задуматься о том, какие народы жили в Сибири, и подойти к этому вопросу с точки зрения антропологии, мы увидим несколько путей заселения. Одни племена пришли из Средней Азии, другие - с северных островов и Аляски. Лишь малая толика является местными жителями.

Чукчи, или луораветлан, как они себя называют, по типу внешности схожи с ительменами и эскимосами и имеют черты лица, как у Это наталкивает на размышления об их происхождении.

С русскими они познакомились в семнадцатом веке и более ста лет вели кровопролитную войну. В итоге были оттеснены за Колыму.

Важным торговым пунктом стала Анюйская крепость, куда перебрался гарнизон после падения Анадырского острога. Ярмарка в этой твердыне имела обороты в сотни тысяч рублей.

Более богатая группа чукчей - чаучу (оленеводы) - привозили сюда на продажу шкуры. Вторая часть населения называлась анкалын (собаководы), они кочевали на севере Чукотки и вели более простое хозяйство.

Эскимосы

Самоназвание у этого народа - инуиты, а слово «эскимос» означает «тот, кто кушает сырую рыбу». Так их называли соседи их племен - американские индейцы.

Исследователи выделяют этот народ в особую «арктическую» расу. Они очень приспособлены к жизни на этой территории и населяют все побережье Северного Ледовитого океана от Гренландии до Чукотки.

Судя по переписи населения в 2002 году, в Российской Федерации их численность всего лишь около двух тысяч человек. Основная часть проживает на территории Канады и Аляски.

Религия инуитов - анимизм, а бубны являются священной реликвией в каждой семье.

Для любителей экзотики будет интересно узнать об игунаке. Это специальное блюдо, которое смертельно опасно для всякого, кто не питается им с детства. Фактически это гниющее мясо умерщвленного оленя или моржа (тюленя), которого несколько месяцев держали под прессом из гравия.

Таким образом, в данной статье мы изучили некоторые народы Сибири. Познакомились с их настоящими названиями, особенностями верований, ведения хозяйства и культуры.

Обычаи и традиции Сибири

Захар Сухоруков

Сибирь, по своей сути, является отдельным образование со своей культурой – своими духовными и материальными ценностями, своими обычаями, традициями и т.д.

Тема моего индивидуального проекта – обычаи и традиции Сибири. Обычаи и традиции не только отдельных народов и этносов, но и простых людей, связанных с какой-либо профессией; субкультур таких, как, например, столбисты .

Во время проделанной работы, были опрошены, как и экскурсоводы-специалисты, так и обычные люди, увлеченные своей работой.

Результат представлен в виде коллекции, списка тех или иных обрядов и традиций с подробным описанием.

Многие воспринимают Сибири, как, в большей степени, сырьевой придаток, нежели кладезь культуры и традиций.

Жизнь и труд сибирских старожилов имели ряд существенных особенностей, которые предопределили формирование особых ценностей и традиций. Переплетение поморских, центрально- и южнорусских, украинско-белорусских и иных культурных традиций шли к взаимослиянию культур. Многие традиции, исчезнувшие к XIX в. в Европейской России, здесь не только «законсервировались», но возродились.

Гармония прав и обязанностей старожила, активное участие в общественном самоуправлении, верховенство «законов» - традиций, своеобразное разделение властей в общине - все это позволяет сделать вывод о существовании ячеек - обществ, живущих по принципам гражданского общества. Одновременно сознание сибиряков-старожилов удивительным образом напоминало «полисное» сознание греков. Здесь также проходила грань между «гражданином»-строжилом и переселенцем. Особенностью является и самоизоляция сибиряков от государства.

Основная проблема и угроза для культурного наследства Сибири – их потеря. Многие народы буквально «вымирают», и уносят с собой эти традиции в могилу. Причина эта не в каких-то деформациях или внутренних войнах, а в том, что народы эти забыты, им не уделяется должного внимания. Скорее всего, эта обособленность от государства, к которому принадлежишь, и привела к большинству проблем сибиряков.

Посетив рыбацкий поселок Кононово , я поинтересовался у одного рыбака, сложились ли у них в поселке какие-либо особые традиции, «привлекающие» улов или наоборот, обряды после удачного улова. Вот каков был ответ.

Рыбак Миша: «Всяких шурум-бурум перед рыбалкой нет, а вот удачный улов раньше обмывали. Но только я уже не пью, так для здоровья лучше».

Посетив заповедник Столбы , мы, непосредственно, соприкоснулись и со столбистами, и со столбизмом. Столбизм – субкультура, которая появилась в заповеднике «Столбы», г. Красноярск , и которая основывается на скалолазании. Это занятие способствовало формированию отдельного общества, отдельного образа жизни, основанного на единении с природой. Возможно, из-за этого столбисты занимаются скалолазанием (правда, в основном на территории заповедника) без страховки.

Нам посчастливилось познакомится с одним из столбистов и довольно-таки тесно пообщаться.

Валерий Иванович (представитель субкультуры столбизма): «Из основных обрядов нашей субкультуры могу выделить только два. Первый из них – посвящение в круги столбистов. После того, как человек самостоятельно (без страховки) преодолеет свой первый столб, ему выдается персональная пара галош, которой его разок-другой ударят по пятой точке. Второй – наказание. Столбиста снова бьют галошей по филейному месту определенное количество раз. Количество ударов зависит от тяжести провинности».

В Новосибирске мы посетили институт филологии, кафедру фольклора. О местном населении нам рассказывала одна из участниц ежегодных экспедиций в «глубинку» Сибири с целью познания и изучения быта, культуры и этноса коренных сибиряков. Вот, что мне удалось узнать:

1) «Медвежий праздник» - существует у каждого из народов, которые охотятся на медведей. Представляет собой, как правило, трехдневное действие, сопровождающееся исполнением разнообразных обрядов, традиционных песен, сценок и т.п. Шкуру убитого медведя «сажают» в угол шатра и принимают как человека. Перед шкурой лежат всяческие угощения, дары в виде каких-либо подделок, тканей и пр. Сам по себе обряд представляет сопровождение духа медведя в мир иной, отдача почестей.

2) Бурятский обряд посвящения или повышения «квалификации» шамана, камлание. В Бурятской системе шаманизма существовало девять «классов», девять уровней шамана. С проведением каких-либо обрядов или помощью «полноценному» шаману, уровень поднимался. Мы увидели два типа камлания – мужчины и женщины.

В женщину-шаманку вселился дух старика, и она его изгоняла. Рядом находилась «экзаменуемая» и то записывала разные действия шаманки (памятка себе на будущее), то помогала ей в чем-то.

Второй обряд – камлание мужчины. Сначала мужчину одели в большие грузные одежды, специальный костюм, сделанный из шкур животных (оленя, медведя и т.д.). Помимо всем известных шаманских песен с бубном, во время обряда зарезали барана и сожгли рощу священных молодых березок.

3) «Мухоморные танцы» коряков. После употребления сушеных мухоморов, на людей оказывается пьянящее действие, и они танцуют и поют. Мухомор разделяли на две части и давали съесть двум людям, чтобы те, находясь в астральном мире, не заблудились поодиночке.

4) Совместное моление нескольких шаманов. Проводится у хантов, якутов и пр.

5) Коряки-баптисты – песенки под бубен с гитарой.

6) Ысыах – праздник начала лета. «Расписание» праздника:

1) Поскольку лето – самое благоприятное время для скотоводов, происходит благословение и омовение скота, чтобы тот не «подвел» хозяина грядущим летом. Также шаман благословлял и простой народец, дабы у тех не было проблем.

2) Традиционные игры якутов.

3) Скачки.

4) Спортивные соревнования. Проводятся, например традиционная борьба и прыжки с места, которые так любят и обожают якуты.

5) Круговые танцы (проще говоря, хороводы), такие как «хэдье» и «осуохай», которые являются отсылкой к древнему солярному культу, культу Солнца.

6) Заканчивается ысыах питьем благословленного кумыса особых лошадей, которые были тоже освящены шаманом.

Можно сделать вывод, что эти традиции пришли к нам из древних времен, когда человек наделял душой все окружающие предметы. Именно этот факт, например, причина возникновения «медвежьего праздника». Наделение душой животных и природу в целом привело к единению с ней. Шаманы – это ведь никто иные, как проводники в мире душ. Поэтому одежда шаманов состоит в основном из «элементов» животных.

Позже, ознакомился с книгой «Живая старина. Будни и праздники Сибирской деревни». Автор – Н.А.Миненко.

Чтобы уберечься от лиходейства нечисти, новобрачная пара нанимала специального колдуна, который осматривал дорогу от дома до церкви и обратно. Если заметит какую подозрительную щепочку, то возьмет ее, пошепчет что-то, плюнет на нее и кинет через плечо. И так, буквально, с каждым камешком. Почти с такой же церемонией колдун вводит молодоженов в избу и даже кладет их на брачное ложе. Много где эта традиция оставлена, но где народ диче, все это осталось и до сих пор в первобытном варианте. Как видно, светская и духовная жизнь были тесно переплетались друг с другом.

В середине XIX века основной обряд лечения назывался «пухтать», что означало «лечить нашептыванием и впрыскиванием водою». Воду брали из трех определенных рек (в каждом случае - разные), совершали непосредственно нашептывание и обливали больного на пороге его дома. Также порог фигурирует и в описаниях процедуры массажирования. У западносибирских крестьян это называлось «рубить витюн». Больной не должен был ни есть, ни пить целые сутки, потом его кладут «брюхом поперек порога, на голую его поясницу кладут голик и рубят по нему тупым топором, а больной приговаривает: Руби, руби, дедушка». «Рубка витюном» была известна и на Алтае; местные жители придавали также большое значение куриному насесту: больного нередко обливали холодной водой «в хлеву, под куриным седалом».

Большое значение придавали и целительному деревенскому воздуху. Вот пример лечения от воспаления в горле. На вечерней заре больной выходит на открытый воздух и говорит: «Утренняя заря Марея, вечерняя заря Маремьяна, возьмите у меня жабище, не возьмете – сосну, березу с корнем и ветвями съем», отворяет рот, вбирает воздух и говорит: «Хам, хам, съем».

От водяной натирают в бане все тело солеными, поперек разрезанными огурцами.

От сглаза берут воды в ковш, спускают из печи горячих углей, нашептывают над водою, спрыскивают и дают пить сглазенному.

В отношении болезненности детей существовал целый ряд обрядов. Когда ребенок начинал страдать «английской болезнью» (местные называли это «собачьей старостью»), делали из пшеничного теста кольцо большого размера, обмазывали больного сметаной и, в бане просунув три раза в это кольцо ребенка, приводят собаку, которая съедает кольцо и слизывает сметану с больного.

Если ребенок часто кричал, считалось, что на него наслана «порча», и ночью, когда все спят, кто-либо из взрослых выходил и, повернувшись к заре, произносил следующее: «Зоря-зарница, красная девица, возьми крик рабы Божией (имя ребенка)». Либо вечером кто-либо из взрослых шел в погребок, вставал над ямой и до трех раз повторял: «Кочеток серый, кочеток пестрый, кочеток красный, возьми крик рабы Божией (имя ребенка)».

Если же ребенок страдал «грызью» или «резью», отправлялись с ним в лес, отыскивали молодой дубок, рассекали его у корня и затем, мужчина и женщина, становясь по разные стороны дерева, проталкивали до трех раз ребенка в щель. Затем дубок связывали, и если он срастался, то это понимали как гарантию выздоровления. Такой способ лечения называется «пропусканием сквозь дубок».

Помимо болезней у крестьян, разумеется, были и некоторые увеселительные программы. Устраивали «вечерки» и в вечернее и в дневное время у одного из участников. Иногда договаривались с одной из одиноких старух, что она «пустит вечерку» на весь сезон.

Был и свой ритуал приглашения на данные вечерки. Какой-нибудь лихой молодец запрягал в сани лошадь, садился и ездил по всей деревне с песнями и игрой на гармонике.

Во время вечерки часто не было угощений и все время проводили за песнями, танцами и плясками под бубен, скрипку, гитару или гармонику. Также некоторые песни сопровождались сценками, которые, как правило, были на текст это песни.

Существовала еще одна разновидность «вечерков» - посиделки или беседки, на которые допускались только девушки. Тут девушки «болтают о том о сем, рассказывают новости, пересуживают подруг и большую часть отсутствующих знакомых».

Особо в Сибири ценили гостеприимство и радушие, щедрость и почитание гостя. Со временем это превратилось в традицию. Нормами «гостевания» было следующее. Во-первых, о гостьбе договаривались заранее, иногда круг гостей определялся на всю зиму, что свидетельствует об организации и упорядоченности жизни во времени. Во-вторых, существовал определенный церемониал приема гостей. Особо почетных гостей встречали на улице, перед воротами или у крыльца. Гость, подойдя к дому, обязан был кольцом жуковины на воротах дать знак хозяину. Все кланялись друг другу Мужчины снимали шапки, пожимали руки, раскланивались с женщинами, приглашали: «Милости просим, побеседуйте...» Гостю полагалось быть умеренным в еде и питье, не быть спесивым, благодарить за угощенье. Было принято, чтобы гости приходили с «гостинцами» детям, так и гостей нужно было обязательно одаривать ответными подарками - «гостинцами». Дареную вещь не обсуждали, делали ответные подарки.

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Бурятские обычаи, обряды и традиции Многие поверья и запреты имеют общие корни центрально-азиатского происхождения, поэтому одинаковы у монголов и бурят. В их числе развитый культ обо, культ гор, поклонение Вечно Синему Небу (Хухэ Мунхэ Тэнгри). Возле обо надо обязательно остановиться и почтительно преподнести дары духам. Если не остановиться у обо и не сделать жертвоприношения - удачи не будет. По поверью эвенков и бурят, каждая гора, долина, река, озеро имеет своего духа. Человек без духов ничто. Нужно задабривать духов, пребывающих везде и всюду, чтобы они не вредили и оказывали помощь. У бурят существует обычай "брызгать" молочными или алкогольными напитками духам местности. «Брызгают» безымянным пальцем левой руки: слегка прикасаются к спиртному и брызгают по четырем сторонам света, небу и земле.

Слайд 10

Описание слайда:

К одной из главных традиций относится священное почитание природы. Нельзя наносить вред природе. Ловить или убивать молодых птиц. Рубить молодые деревья. Нельзя бросать мусор и плевать в священные воды Байкала. У источника воды "аршана" нельзя стирать грязные вещи. Нельзя ломать, выкапывать, задевать сэргэ - коновязь, разжигать рядом костер. Не следует осквернять священное место плохими действиями, мыслями или словами. К одной из главных традиций относится священное почитание природы. Нельзя наносить вред природе. Ловить или убивать молодых птиц. Рубить молодые деревья. Нельзя бросать мусор и плевать в священные воды Байкала. У источника воды "аршана" нельзя стирать грязные вещи. Нельзя ломать, выкапывать, задевать сэргэ - коновязь, разжигать рядом костер. Не следует осквернять священное место плохими действиями, мыслями или словами.

Слайд 11

Описание слайда:

Слайд 12

Описание слайда:

Слайд 13

Описание слайда:

Список литературы: http://forum.masterforex-v.org/index.php?showtopic=15539 http://www.iodb.irkutsk.ru/docs/publishing/evenki.html http://google.ru

Первое упоминание о чайной церемонии датируется 2737 годом до нашей эры. Легенда гласит, что китайский император случайно обнаружил свойства чая, когда листки с дерева упали в чашку с горячей водой. С тех пор чайная культура распространилась по всему миру и приобрела новые особенности в каждой из стран. Вот как чайные традиции сохраняются представителями разных народов Сибири.

Чаепитие в бурятской юрте у чугунного котла

У эвенков: «Чай с дарами природы»

Мария Бодоуловна Бадмаева:

Национальную кухню эвенков можно назвать одним из древнейших образцов кулинарного искусства народов Севера, которые умели полноценно и рационально использовать ресурсы родной природы.

Чай пьют в первую очередь по приходу на новое место и перед началом любого дела. На сегодняшний день забайкальские эвенки имеют возможность приобретать у русских развесной гранулированный чай, который в целях экономии употребляют слабо заваренным. Летом в заварку добавляют чабрец, листья смородины, плоды шиповника и брусники.

Во время чаепития, если вы больше не хотите чая, нужно перевернуть чашку вверх дном, иначе хозяйка бесконечно будет наливать вам чай. Употреблялся чай плиточный. Его пили без сахара перед едой по нескольку чашек. Северные эвенки (тундровые группы илимских эвенков) и забайкальские пили и пьют чай с солью. Зимой в местах, где не было свежей воды, ломали лед, и у входа в каждый чум всегда стоял чуман с кусками льда. При перекочевках и на охоте пользовались и снегом, натапливая его в котле или чайнике.

Оленье молоко обычно лили с чаем и заливали им мучную кашу, размятые ягоды. Если же молока было много, восточные эвенки ставили в котел с кипящей водой посуду с молоком и варили последнее до загустения. Загустевшее молоко ели с хлебом. Некоторые эвенки сбивали молоко в бутылке для получения масла.

Ритуальным блюдом являлся сэвэн, тэкэмин. Его делали из вареного и мелко накрошенного медвежьего мяса, смешанного с прокипяченным жиром, и ели не больше 2-3 ложек. Таким же способом некоторые группы эвенков готовили свадебное блюдо из мяса копытных животных. Для угощения брали самые лакомые куски и части. Кроме мясных блюд эвенки к угощению старались добыть и рыбу, которую подавали в вареном виде.

Весной эвенки собирали березовый сок, а летом выкапывали корни зонтичных растений, оскабливали, высушивали, толкли до муки и заваривали с водой в виде кашицы. Ели ягоды - голубицу, чернику, морошку и др., запивая чаем; если же было достаточно молока, лакомились мэнин - размятой голубицей, залитой оленьим молоком.

Первые кедровые орехи ели вместе со скорлупой. Иногда их пекли в золе и толкли, а затем заливали кипятком до образования кашицы.

Пресные лепешки эвенки умели стряпать еще до прихода русских. Готовят их следующим образом. Крутое тесто (мука, вода, растительное масло или маргарин, соль, сахар, сода) формируют в виде круглой лепешки толщиной 2-3 см, обжаривают на сковороде или горячем камне. Чтобы лепешки лучше пропеклись, их в нескольких местах прокалывают сверху ножом или палочкой. Затем, поставив лепешку на ребро и подперев ее палочкой, допекают у костра до получения хрустящей коричневой корочки.

У бурят: «Дому друг тот, кто выпил в нем чай»

Лилия Борисовна Цыденова, заместитель директора по научной работе Кяхтинского краеведческого музея имени В.А.Обручева:

Традиции чаепития у бурят сохранились и по сей день. Большое значение имеют жесты, способы приготовления, а главное - нравственное состояние души человека, подающего чай, его помыслы. Традиция приготовления и подачи чая тесно связана с религиозными обрядами буддистов.

У бурят, как и у каждого народа, своя традиция чаепития, и она связана с кочевым образом жизни. После первого санбайна («здравствуйте») и перед последним баяртэ («до свидания») почетного гостя, путника, друга и брата щедро поят чаем в бурятской семье. «Дому друг тот, кто выпил в нем чай», - утверждает пословица гостеприимного бурята.

По одному из рецептов - зутараан сай - чай варят из зеленых листьев чая, молока, поджаренной муки, а также масла и соли. Для народов-кочевников такой способ заваривания чая был просто незаменим, обеспечивал большой приток энергии в организм, а калорийность помогала согреться. Такой чай был отличной заменой еде. Чай становился вкуснее, если его долго размешивали. По особым случаям бурятские женщины варили чай в котле, размешивая и переливая из половника в котел, по легенде, тысячу раз, тонкой струйкой вливая обратно.

В старину чай пили из пиалы (аяга) и наливали почти до краев. Многие пожилые бурятки сохраняют обряд - первую чашку свежего чая преподносят бурхану. Затем угощают чаем огонь, а в третью очередь - духов, хозяев земли. Для этого, выйдя на улицу и побрызгав чаем во все стороны, просят благополучия не себе, а всему живому на земле.

К чаю подавали молочные продукты и приготовленные из муки боовы. Сегодня вкусные, пышные боовы (жареные во фритюре кусочки теста) являются неотъемлемой частью праздничного стола у бурят. Однако хозяйки часто готовят его и на обычный обеденный стол, чтобы порадовать своих родных ароматным лакомством. Способов приготовления этого блюда существует великое множество, ведь в каждой семье они готовятся по-разному.

Рецепт боовы: яйца стереть с сахаром добела, влить стакан молока, добавить по чайной ложке соли и соды. Хорошо размешать. Измельчить маргарин, растопить и добавить в массу. Постепенно всыпать просеянную муку. Замесить крутое тесто. Готовое тесто раскатать в пласт толщиной около 5 мм; сначала разрезать его на длинные полоски, сделав на прямоугольниках по 2-3 надреза. Концы прямоугольников можно продеть через эти отверстия, а можно (мне так больше нравится) оставить прямоугольниками. Далее в небольшой кастрюльке или сковороде с толстым дном разогреть растительное масло. Масла должно быть столько, чтобы боовы не соприкасались с дном, то есть должны плавать. Жарим их до румяного золотисто-коричневого цвета и подаем к столу. Приятного аппетита!

У семейских: «Щи да каша - пища наша»

Любовь Федоровна Пластинина, директор Центра старообрядцев:

Чай семейские долго не пили. В народе даже поговорки ходили: «Кто пьет чай, тот отчаивается во спасении», «Кто пьет чай, тот от бога отчаян». Вместо чая заваривали иван-чай, курильский чай, листья брусники, чагу, сушеную морковь. Однако со временем все-таки вошло в привычку пить чай. Чаевничать с пустым столом не дело - к чаю подавали хворост, калачи, караваи, тарки со сладкой начинкой, ватрушки с творогом, сгибни с начинкой из масла и сахара, лепешки, начиненные ягодами, или сладкие пироги.

А вообще на семейском столе хозяин - хлеб. Его замешивали на опаре, а выпекали в русской печи. Немало и мясных блюд: жаренина, сало, студень, похлебки с мясом и многое другое. Кухня семейских примечательна тем, что в мясные блюда практически не добавляют приправ. Столы семейских всегда ломятся от разных угощений и заготовок, напитков.

Вечерком чай можно попить с пирожками или шанежками с черемухой.

У татар: «Чайный стол - душа семьи»

Равиль Мубаракшаевич Нуритдинов:

Татарское чаепитие - это обсуждение общих вопросов, дел, соучастие и сближение. Это своеобразный ритуал приобщения к дому, акт доверия и единения. Представить татарское чаепитие в тишине и уединении невозможно, оно всегда экстравертивно.

Чэй яны - гаилэ яаны («Чайный стол - душа семьи»), говорят татары, подчеркивая тем самым не только свою любовь к чаю как к напитку, но и значимость его в застольном ритуале. За чайным столом у татар обычно присутствуют национальные блюда: чак-чак, беляш с мясом, эчпочмак, котлама. Чай в основном из Азии: индийский, китайский и азербайджанский. Чай разливают в пиалки, чтобы быстро остыл и никто не обжегся. По вкусу гости насыпают и наливают в чай молоко, сливки, сахар и корицу, могут класть лимон. Предметом сервировки чайного стола кроме чашек, индивидуальных тарелок, сахарницы, молочника, заварного чайника, чайных ложек является и самовар. До блеска вычищенный, шумящий самовар с заварным чайником задает тон приятной беседе, хорошему настроению и всегда украшает стол - как в праздники, так и в будни.

При чаепитии нельзя громко разговаривать, тем более ругаться. Во время чайной церемонии играют на национальных инструментах - мандолине и курае. Поют старые народные песни - Сарман Буйлары, Огеделем, Умарзая, и даже танцуют.

У поляков: «Чай после сытного обеда»

Кристиан Фурманович, учитель польского языка:

В Польше популярен кофе, но я предпочитаю чай. Знали бы вы, какие вкусности поляки подают к чаю! Обычно это яблочный пирог, приготовленный на дрожжевом тесте. Бывают пироги с черносливом и другими фруктами, которых в Польше действительно много. Особое лакомство - клубника: если в сезон, то подается свежая, например со сливками, если зимой - то приходится доставать ягоду из морозилки. Тогда можно сделать коктейль или добавить ее в пирог. Также популярны к чаю различные булочки с маком, вареньем. А кроме того, на столе у поляков всегда много разных блюд: это и бульон с лапшой, борщ обычный и постный, в котором есть ушки - пельмени с грибами (традиционное рождественское блюдо). Во время Пасхи нужно съесть журек - белый борщ. На второе стоит попробовать котлеты отбивные с картофелем и тушеной капустой.