Народ мордвы название. Мордва характерные черты


На данной карте представлены точные территории этногенеза эрзи и мокши, с той лишь разницей, что для эрзянских земель определены границы земель в которых происходил этногенез народа до вхождения его в состав Московского государства в 16 веке.
Это не придуманные и не выдуманные территории, это официальная позиция учёных и исследователей, а именно эрзя это междуречье рек Волга, Ока, Сура, Мокша; мокша это бассейн р. Цна, Мокша и верховья р.Суры.
Помимо этого отображены и территории современной национальной автономии народов эрзя и мокша, это республика Мордовия(зелёным цветом). Почему эрзя и мокша а не мордва, откуда появилась Мордовия, и почему её территории значительно уступают историческим землям этногенеза этих народов? Итак по прядку.
Всем наверное приходилось слышать о таком народе "мордва", а кто-то наверное и поговорки о мордве слышал: "упрямый как мордвин", "поперечная мордва", "мордовский гвоздь - сучок" ну и подобные. Многие слышали о таком субъекте федерации как республика Мордовия(РМ) или ранее Мордовская автономная советская социалистическая республика (МАССР) и её столица - Саранск, кто-то наверное даже знает, что в 2018 году там будут проводиться матчи, не много не мало, а ЧМ по футболу. И вроде бы нет вопросов, мордва - Мордовия, и всё это где-то непонятно где. Но давайте разберёмся откуда пошло это название(мордва).
Итак, мордва это экзоэтноним, т.е внешнее название народов, которые именуют себя(на родных языках) эрзя и мокша. Внешнее, означает то, что мордвой народы эрзя и мокша называли их соседи, а не они сами. Сама форма слова "мордва" русскоязычная и в таком виде распространилась из русского языка т.е с запада(стоит заметить что восточные соседи этого слова никогда не применяли, они применяли наши этнонимы: чуваши называли нас - irse, татары - мухша.) Но корень слова имеет более древнее происхождение, а именно иранское от mard, murd - мужчина или человек. Так каким-же образом это слово из ираснких языков попало в русский? Для этого необходимо обратиться к древней истории народов Восточной Европы. Приведём первое упоминание "мордвы": Оно относится к 6 веку н.э, готским историком Иорданом упоминается некий народ "морденс", который числится в списке покорённых в 4 веке народов, готским королём Германарихом: thiudos: Inaunxis Vasinabroncas Merens Mordens Imniscaris Rogas Tadzans Athaul Nauego Bubegenas Coldas ” [Иордан, 116]. Его следует интерпретировать как сильно испорченный фрагмент текста на готском языке [Анфертьев 1994: 150-151], оригинал которого в части, касающейся интересующих нас территорий от Прибалтики до средней Волги можно восстанавливать примерно как “*þiudos: in Aunxis Vas, in Abroncas Merens, Mordens in Miscaris, Ragos stadjans / stadins ” и переводить: ‘[покорил] народы: в Аунуксе - весь, в Абронкасе (?) - мерю, мордву в Мещере, [по] Волге местности [атаул, навего, бубегенов, кольдов]’.
Википедия (Мещера)

Если речь идёт действительно о "мордве", то можно заметить, что корень слова тот-же "mord" добавляется окончание "ens" из германских языков. Исходя из того что готы и ранние славяне в те времена находились чуть-ли не вперемешку(это эпоха переселения народов), то скорее всего именно от готов славяне приняли обозначение наших народов, которое стало иметь славянскую форму "мордъва". Но как из иранских языков данный экзоэтноним попал к готам? Здесь уже поможет такая наука как археология. В начале 1 тысячилетия н.э на обширных территориях Европейской части России учёными выделены родственные археологические культуры Дьяковская и Городецкая. Кто не знает что это, но хочет узнать - в общих чертах описано в википедии, в том числе и территории, на которых располагались данные археологические культуры. Они определяются как финно-угорские, т.е народы оставившие артефакты данных культур говорили на финно-угорских языках, и родственных эрзянскому.
Кстати вот фрагмент этнической карты Европы, которая показывает расселение этносов в 1-2 в. н.э:(полный вид см. тут: http://www.roman-glory.com/images/img050101-05.jpg)


Чтобы примерно было понятно какие территории занимали Городецкая и Дьяковская культуры(на карте "финно-угорские племена") нанёс точки расположения некоторых нынешних российских городов. Как видно они занимали основную часть восточно-европейской равнины. В начале нашей эры начинается так называемое великое переселение народов, на север вторгаются группы южных соседей тиссагетов(так Геродот называет племена Городецкой культуры) - сарматы-аорсы. Опытные воины-аорсы жестоко подавляют сопротивление местных лесных охотников - тиссагетов, подчинаяют их себе, и образуют что-то вроде фактории на средней Оке, которая впоследствии обособляется. Именно тогда по всей видимости и приходит слово"mord", происходившее от ираноязычных аорсов на территорию Мещеры. Позднее до Оки дотягивается и империя готского короля Германариха не задолго до её крушения в результате вторжения гуннов. Готы берут под контроль среднюю Оку, после чего начинают формироваться Рязано-Окские племена(3 век). Именно тогда готам становятся известны племена на Оке под названием "mordens". Позже Рязано-Окские племена независимы и начинают развиваться самостоятельно, готская верхушка ассимилируется среди местного населения. Именно тогда они начинают движение на земли восточнее от Оки в Оксо-Сурское междуречье и участвуют в этногенезе народа Эрзя, другая часть оседает на Цне и верхвьях Суры, формируюя Мокшанский этнос, с самого начала имевший отличия от эрзянского в ориентации грунтовых могильников, мокшанские были ориентированны головой на юг, юго-восток, эрзянские-же - на север, на северо-запад. Уже это говорит о различиях в религиозно-мифологических представлениях народов(обряд погребения целиком связан с религиозно-мифологическими представлениями народов). Однако, не смотря на то, что эрзя и мокша народы разные, на западе, среди славянских племён всё-таки сохраняется общее название этих народов со времён сарматского властвования над их предками - "мордъ" с собирательным окончанием "ва". Именно по-этому много веков спустя, летописец Руси - Нестор упоминает «А по Оце реце, где втечеть в Волгу, мурома язык свой, и черемиси свой язык, моръдва свой язык» . Стоит заметить финно-угорский народ мурома(дорусское население Мурома), так-же формируется под влиянием Рязано-Окцев, но летописец пишет о разности языка "мордъвы"(в данном случае эрзи) и "муромы".
Итак, мы разобрались с тем откуда к нам пришло название "мордва". Очевидно это иноэтническое название, а не народ, народы-же эрзя и мокша не определяли себя таким образом. Т.е определение мордвы как народ - ошибочное, но при этом оно достаточно широко муссируется властями и официальной наукой. На ошибочность употребления одного этнонима по отношению к двум разым народностям указывали академик А. А. Шахматов и академик Лепёхин И. И.: «Разность двух мордовских поколений видна и из того, что до крещения их не дозволялось мокшанам брать ерзянок, а ерзянам — мокшанок; но всяк довольствовался своею породою» . Очевидно оба этноса имели и меют собственное самосознание(эрзянское или мокшанское).
Часто со стороны сторонников мордвинизации можно услышать упрёк, в котором сравнивается "мордва" и марийцы. Сущность упрека заключается в том, что марийцы делятся по языку на луговых и горных, но при этом остаются марийцами. А мы, мол, несправедливо делим мордву по языкам на эрзя и мокша. Часто они это объясняют населению, опираясь на его неподкованность в знаниях о своём народе, тем самым убеждая их в своей правоте. Однако они несколько лукавят и многого не договаривают.
Во-первых, до революции марийцы определялись экзоэтнонимом "черемис"(Нестор их упоминает, см. выше). После революции черемисы добились того, что-бы их народ определялся их собственным этнонимом(названием на своём языке) - мары, мари. С этого момента они становятся широко известны под названием мари, а так-же возникает их автономия - Марий-Эл со столицей Йошкар-Ола(красный город), до этого было русское название - Царевококшайск. Очевидно это стало возможно благодаря тому, что как луговые, так и горные черемисы - это мари, у них родной этноним един, что говорит о единстве марийского народа. У "мордвы" этого нет. Нет родного этнонима у эрзи и мокши, который бы объединял их, исторически так сложилось, что нет. По-этому сегодня власти, чтобы усидеться на креслах начинают приставлять к инородному слову "мордва" окончание "сь", в итоге получается кошмар под названием "мордвась", ещё "вась-вась" не хватает подставить...
Вообще можно собрать целый список различий, по которому видно, что эрзя и мокша два народа, а не субэтносы одного.
1)Эрзянский и Мокшанский языки - разные языки.(как известно нет языка - нет народа) Общая лексика в эрзянских и мокшанских сёлах отдалённых р-онов Мордовии - 73%, для примера: русского и украинского - 86%, Что касается литературных языков, то власти подогнали общую лексику до 90%, но на чистом литературном никто не общается. По-этому такая цифра -лишь на бумаге.
2) Эрзя и Мокша - этнонимы двух народов, общего этнонима нет, есть только инороднический экзоэтноним.
3) Отличались в религиозно-мифологическом плане(выше описывал), так-же дохристианские божества имели разные названия (Инешки паз, Чам паз - эрзя; Вярде шкай, Шкабавас - мокша) - верховне боги. Тоже касается и других божеств.
4) Национальный костюм и орнамент различаются.
5) Зодчество
6) Антропологический тип

7) Что касается шокши - как раз она и есть этнографическая группа эрзи: они так-же себя называют эрзя. Т.е эрзя является общим этнонимом и для эрзи и для эрзи теньгушевского р-она(шокши). По-этому эрзя и шокша - один народ.
8) На исторических землях отсутствует чересполосное проживание эрзя и мокшан, т.е народы эрзя и мокша жили по соседству, но не в перемешку. Только после татар-монгольского нашествия эрзянский и мокшанский народы пришли в движение - эрзянские сёла появились в Пензенской обл. в перемешку с мокшанскими. Но даже при этом они сохраняют свое мокшанское или эрзянское самосознание .(и это спустя много веков!) Существует ещё множество более незначительных различий, не вошедших в список.
Однако не смотря, на то, что мы два народа - остаёмся близкородственными. У нас немало общего, и сформировались на одной "платформе" с обрусевшими народами меря, мурома, мещера.
Когда в 30-х годах 20 века обсуждался вопрос об образовании автономии для эрзян и мокшан, были варианты назвать автономию Эрзянско-Мокшанской, однако по причине, того, что, мол нас мало кто знает под своими названиями, решили назвать автономию в честь нашего экзоэтнонима - Мордовской, мол под этим названием нас точно все знают.(у меня вопрос неужели марийцы, удмурты больше чтят свои корни нежели мы? Почему они этим вопросом не задавались? Почему "черемисы" без вопросов стали марийцами, "вотяки" - удмуртами, а "мордва" как была "мордвой" так и осталась, где гордость-то? Откуда этот пофигизм?
Как видно по самой первой карте РМ сильно уступает в размерах этно-историческим территориям эрзян и мокшан. Причина в общем-то банальная, просто когда создавали МАССР, то в неё включались только те территории, где процент численности эрзян и мокшан был не менее 30%, те территории, где этот процент был ниже - просто включались в состав соседних областей, и в состав МАССР уже не входили, даже если эти территории исконные - эрзянские и мокшанские. Как только сегодня эрзянские земли не называют, то "земля Серафима Саровского", то "Земля Нижегородская" то ещё как нибудь, но только не Эрзянская, всячески скрывая реальную историю края, иначе говоря историю подчинения края.
Кстати пучему важно гнуть свою линию сейчас. Менталитет эрзян и мокшан таков, что когда приходит гость - ему тут-же подают лучший стул, а сами посидят у печки, когда гость - русскоязычный - тут-же все в доме начинают говорить по-русски, ну типа, что-бы ему(гостю) было комфортно. Вот таки дела, несомненно это хорошие качества в плане этики, они говорят о высокой нравственности народа, о заботе о ближнем, но привели они к очень нехорошим последствиям - полное обрусение многих сёл. Свой язык второсортным считался, типа "русский главнее и все понимают, так удобнее", когда телевизор с утра до вечера глаголит лишь по русски, то волей-неволей(см. психология) становишься убеждённым, что говорить надо непременно так-же. Однако крестьянин не тот человек, что-бы осознавать, что там за рекой нет страны Эрзянии, и то, что Эрзяния сохраняется лишь в его доме - ему было не важно, важно осознание того что вся скотина во во дворе накормлена, что корова надоена... Ему было не важно, что эрзянский под угрозой, в то время как русский язык - это более ста миллионов человек, в деревнях, в сёлах, в городах, что русский язык под защитой огромной Российской Империи/Советского Союза/Российской Федерации его все ОБЯЗАНЫ учить. У нашей культуры -защиты нет. По-этому пора осознать, что родная культура по угрозой, пора уважать своё, пора бросить куда подальше губительный фатализм и развиваться, развивать своё. Слишком дорогую цену эрзянский народ отплатил истории, слишком много народа не вернулось с чужих войн, слишком много налогов оплачено за чужие яхты, слишком много родного потерянно.

Название мордва (из русского - в европейских языках: нем. Mordwinen и т.д.) не является исконным самоназванием и, хотя уже давно применяется и самим мордовским населением, представляет собою экзоэтноним, заимствованный из русского языка и служащий для обозначения двух изначально близких друг другу по языку и культуре, но тем не менее обладающих различным этническим самосознанием групп - мокши и эрзи . Впервые данный этноним встречается у Иордана (VI век н.э.) в форме Mordens - один из народов, якобы покорённых готским королём Германарихом. Затем, в X веке - у византийского императора Константина Порфирогенета в качестве названия страны Mordia. В русских летописях Моръдва впервые упоминается в списке народов Среднего Поволжья, входивших в сферу интересов Киевской Руси с самого раннего времени, составленном, как принято полагать, в XI веке. Своим происхождением это название очевидно связано со словами иранских языков, имеющими значение «человек, мужчина».Самоназвание мордвы-эрзи эрь(д)зя , впервые зафикси-ровано, как принято считать, в письме хазарского кагана Иосифа (X век), где в ряду подчинённых хазарами народов, между s-var (очевидно, - сувары, племя, жившее на территории Волжской Булгарии) и c-r-mis (видимо - черемисы, то есть марийцы), упоминается народ arisu. Возможно, это же имя (эрзя) стало основой для названия загадочной страны Arsa(niya) или Arta(b), упоминаемой в трудах арабских географов с X века как один из трёх основных центров русов, наиболее труднодоступный для иноземцев. Происхождение слова эрзя остаётся неясным.Самоназвание мордвы-мокши (морд. мокша ) впервые встречается в источниках XIII века - в записках фламандского путешественника брата Вильгельма де Рубрука среди покорённых Чингисханом народов назван народ Moxel, живущий за Доном на севере, далее которого обитает мордва («Merdas, которых латыняне называют Mеrduinis»). Мокша наряду с эрзей (arjan) упоминается в качестве одного из покорённых татарами народов Среднего Поволжья и в «Сборнике летописей» государственного деятеля при дворе монгольских ханов, перса Рашид ад-Дина (XIV век). Этот этноним, по-видимому, связан с названием реки Мокши, протекающей по исконной территории расселения мордвы-мокши, которое, в свою очередь, может иметь балто-славянскую этимологию: др.-церк.-сл., др.-рус. мокръ «мокрый» + балтийские параллели).Начиная с IX века мордва (в особенности - мокша на юге и востоке) попадает под влияние Волжской Булгарии, а с XI века мордовские земли становятся предметом внимания русских князей (согласно «Слову о погибели Русской земли» Морьдва платила дань мёдом Владимиру Мономаху (1053–1125 гг.)), и мордва принимает участие в борьбе Руси и Булгарии за зоны влияния в Среднем Поволжье. Особенно эта борьба обострилась в конце XII - начале XIII века, когда (в 1221 году) в устье Оки был основан русскими Нижний Новгород, а в мордовских землях возвысился эрзянский князь Пургас, не без успеха боровшийся с русскими, совершая даже походы на Нижний Новгород. Разгром Пургаса нижегородцами в 1229 году состоялся при поддержке сына некоего князя по имени Пуреш (вариант - Пурейша), союзника владимирского князя Юрия, которого некоторые исследователи склонны также считать мордовским князем (в летописях, впрочем, упоминается «Пурешевъ сынъ съ половьци», что даёт основания сомневаться в его мордовском происхождении).Развернувшейся в Среднем Поволжье борьбе положила в XIII веке конец третья сила - монголо-татары, в ходе нашествия которых (в 1237–1238 годах) мордовские земли были подчинены монголам, а часть мордвы-мокши во главе с князьями, по свидетельству бр. Вильгельма де Рубрука (см. выше), была включена в состав монгольского войска и погибла в европейских походах. Для контроля над мордовскими и соседними землями золотоордынцами был в XIV веке основан на р. Мокше город Мухши (ср. тат. мукшы «мордва-мокша» < морд. мокша ), ныне - село Наровчат Пензенской области. С этого времени возрастает тюркское влияние на культуру и язык мордвы-мокши. С другой стороны, на севере со второй половины XIV века мордовские земли попадают под власть нижегородских князей, и растёт русское влияние на мордву-эрзю, происходит частичная ассимиляция её в Окско-Сурском междуречье и сдвиг основной этнической территории эрзи на восток и юго-восток - к среднему течению р.Суры. Жестокий ордынский гнёт, не спасавший от постоянных страшных набегов степняков (отражённых в мордовском фольклоре в цикле исторических песен и преданий о ногайцах), привёл к тому, что большая часть мордвы постепенно склонилась на сторону русских, и в период борьбы Москвы с Казанским ханством мордва уже выступает союзным Москве народом.Окончательное включение всех мордовских земель в состав Русского государства произошло после покорения Москвой Казани в 1552 году. В XVI-XVII веках здесь строятся города, составлявшие оборонительный рубеж на степном пограничье Руси, и сильно возрастает приток русского населения. С этого же времени начинается христианизация мордвы, особый размах получившая в XVIII веке. Реакцией на неё, а также - на усиливающийся социальный и национальный гнёт было так называемое терюшевское (по названию волости) восстание 1808–1810 годов, возглавлявшееся Кузьмой Алексеевым (в русских документах - «Кузька мордовский бог»), пытавшимся на базе языческих мордовских верований создать особую общенациональную религию мордвы (см. о подобных реформаторских неоязыческих движениях в XIX веке у мари и удмуртов в соответствующих разделах).В результате ассимиляции татарами и русскими к XIX веку сложились две особые этнографические группы мордвы: каратаи (внешнее название по селу Большие Каратаи), живущие на юго-западе Татарстана (Тетюшский район), говорящие сегодня по-татарски, но считающие себя мордвой (мокшей) и сохраняющие мордовские особенности традиционной культуры, и терюхане (также внешнее название по селу Большое Терюшево), жившие вНижегородской губернии (сегодня - Дальнеконстантиновский район Нижегородской области), сохранявшие ещё в начале XX века мордовские особенности в культуре и самосознание (мордва-эрзя), сегодня полностью обрусевшие.С другой стороны, вследствие притока русских поселенцев на мордовские земли, закрепощения части (не более 10%) мордовского крестьянства и т.д., с XVII века начинаются миграции мордвы на восток: первоначально - в Поволжье, на территории нынешних Самарской, Ульяновской, Саратовской областей, Татарстана, затем, в XVIII веке - в Заволжье и Предуралье, в Башкирию, Оренбургскую область. Эти миграции привели к чрезвычайно дисперсному и широкому расселению мордвы, которая, однако, и на новых землях сохраняла свою культуру, язык, этническое самосознание. Уже к середине XIX века на коренных мордовских землях обитало едва ли более половины всего мордовского населения России, которое составляло в это время (перед отменой крепостного права в 1861 году) около 670 тыс. человек. Движение мордвы на восток продолжалось и во второй половине XIX века: по переписи 1897 года в России мордвы жило 1 миллион 22 тысячи человек, из них более 30 тысяч - в Зауралье, Сибири и Северном Казахстане.После революции 1917 года в России мордовский народ получил автономию: в 1928 году создан Мордовский округ, преобразованный в 1930 году в Мордовскую автономную область (с 1934 года - Мордовская автономная республика). В силу дисперсного расселения мордвы первоначально менее трети всего мордовского населения России (по переписи 1926 года - 1 миллион 339 тыс. человек) оказалось живущим в пределах созданной автономии, среди населения которой мордва составляла в 1928 г. 32,2% (452 тыс. чел.), а в 1930 г., после изменения границ - 38,5% (501 тыс. чел.). В годы индустриализации и Второй мировой войны численность мордвы как в целом по России, так и в пределах Мордовской республики сократилась - преимущественно за счет ассимиляции, чему способствовали дисперсность расселения мордвы, наличие двух литературных языков, урбанизация, ликвидация мордовских национальных районов, созданных в 1930-е гг. в Пензенской и Самарской областях. По переписи 1959 года численность мордвы в СССР была 1 миллион 285 тысяч человек, из них в Мордовии жило 358 тысяч. Процесс сокращения численности мордвы продолжался и в 1960–1980-е гг.: 1970 г. - 1 млн. 262 тыс., 1979 г. - 1 млн. 192 тыс., 1989 г. - 1 млн. 154 тыс. человек в пределах СССР. При этом лишь 740 тыс. человек в 1989 г. (64%) считали родным один из мордовских языков. В Мордовии в 1989 г. жило 313,4 тыс. лиц мордовской национальности, из которых 277,3 тыс. (88%) считали родным один из мордовских языков.Говоря о современных этносоциальных процессах у мордвы, следует иметь в виду, что, в силу языковой и этнической близости мокши и эрзи, того, что на протяжении длительного времени по отношению к тем и другим применяется единый экзоэтноним мордва, существует мордовскаягосударственность, среди мордвы рельно распространено своеобразное «двойственное» этническое самосознание, когда человек считает себя, с одной стороны, принадлежащим к «мордовскому народу», а с другой - к одному из его так называемых «субэтнических подразделений» (мокше или эрзе). В связи с ростом интереса к национальной проблематике, подъёмом национального самосознания в конце 1980-х - начале 1990-х годов в мордовской среде довольно остро ставится вопрос о приоритете общемордовского или «отдельного», мокшанского и эрзянского самосознания, о том, следует ли продолжать использовать привнесённое извне имя мордва в качестве названия народа, или нужно перейти к официальному употреблению двух самоназваний, признав тем самым существавоние двух особых народов.Сегодня мордва-мокша населяет в основном запад и центр Мордовии, а эрзя - восток (см. выше о формировании этнической территории мордвы), при этом большая часть эрзян (составляющих, как принято считать, около двух третей мордвы) живёт за пределами республики, в Пензенской, Ульяновской, Нижегородской, Самарской, Оренбургской областях, в республиках Татарстан и Башкортостан. Мокшане также живут в этих областях и республиках, иногда - в одних сёлах с эрзянами, но в целом за пределами Мордовии их меньше.Помимо этих двух групп и охарактеризованных выше терюхан и каратаев следует упомянуть мордву-шокшу или (у некоторых авторов) теньгушевскую мордву , живущую на крайнем северо-западе Мордовии (около 15 тысяч человек в Теньгушевском и Торбеевском районах) и представляющую собой обособленную как в культурном, так и в языковом отношении мордовскую группу, изначально, возможно, близкую древнеэрзянскому массиву, давно живущую в русском и мокшанском окружении.Ссылки

В 2008 году Похвистневский район отмечает свое 80–летие. Свою исследовательскую работу «Мордовский народ» мы решили посвятить этой дате.

В Похвистневском районе проживают в основном такие народности как русские, мордва, чуваши, татары. Каждый народ имеет свои корни, традиции, историю. Каждый народ интересен, самобытен и неповторим. Все это сохраняется благодаря длительному и компактному проживанию людей в своих населенных пунктах. Из всех национальных сел нашего района мордовских сел, четыре – это Красные Ключи, Большой Толкай, Малый Толкай, Большая Ёга. Мордовское село – главный хранитель самобытности народа, очаг национальной культуры.

Изучив имеющиеся источники, решено было начать с истории древнего мордовского народа.

«Мордва – в списке всех финно-угорских народов мира, а их более полутора десятков, занимает четвертое место по численности, уступая лишь венграм, финнам и эстонцам. Финно-уграми являются также удмурты, марийцы, коми, коми-пермяки, карелы, ханты, манси, вепсы, бесермяне, саамы, ижорцы, водь и ливы. Одни из этих народов насчитывают сотни тысяч представителей, а в других нет и тысячи. Мордва насчитывает 845 тысяч человек. Это не только самый большой, но и самый распыленный по территории страны народ из финно-угорской группы. В настоящее время в Мордовии проживает лишь третья часть народа – 284 тысячи человек. Остальные выбрали местами жительства Москву и Подмосковье, Самарскую, Пензенскую, Оренбургскую, Ульяновскую, Нижегородскую, Саратовскую, Челябинскую области и другие территории. Немало мордвы и за пределами Российской Федерации, даже за океаном, например в Канаде, встреча с земляком – не такая уж большая редкость».

В Самарской области проживает 5 270 человек мордовской национальности, эту цифру мы нашли в Интернете. Кстати татар в нашей области проживает – 6 596 человек, чувашей – 7016 человек.

Как сообщает Н. Ф. Мокшин в своей книге: «Прародина финно-угров располагалась в районе Урала. Примерно за пять тысячелетий до нашей эры племена наших общих предков стали расселяться на запад и достигли Восточной Прибалтики. Некоторая их часть осела в Поволжье. Позднее на этой основе возникли два народа: мордва и марийцы. На рубеже старой и новой эр, примерно двадцать веков назад, союз соплеменников распался.

Образовались древнемордовская и древнемарийская семьи племен. Родной землей мордвы с I тысячелетия стали плодородные долины Оки и Волги в среднем течении, а также Мокши и Суры. На юге граница расселения совпадала с естественным рубежом леса и степи. На востоке – с правым берегом Волги. Северная граница доходила до устья Оки, а западная – до её среднего течения».

П. В. Алексахин, описывая историю заселения мордвы в Похвистневском районе, также утверждает что, что мордовский народ заселился именно с берегов рек – Суры и Волги: « В бывшем Бугурусланском уезде Самарской губернии, на левом берегу оврага, в верховьях Толкайки, которая берет начало с небольшого родничка из-под древнего кургана, поселилась мордва. А приехала она из Пензенской губернии. Это можно предполагать, судя по песням и выражениям, которые здесь бытуют и сейчас. «Равонь томбол, Сурань тепеле». Это значит: «За Волгой и по ту сторону Суры». Новое мордовское поселение названия не имело, но оно росло, понемногу увеличивалось территориально. Вскоре встал вопрос о выборе места под кладбище. Место под кладбище выбрали старики в соответствии с народным обычаем – на невысоком холме на левом берегу оврага («овто латко – медвежий овраг»), на опушке большого леса («покш вирь ало»). Сколько лет просуществовало новое село, сказать трудно, но если судить по сохранности кладбища лет 20 – 25. Однако переселенцы покинули его. Почему? Одни предания говорят о том, что люди оставили старое село для того, чтобы жить ближе к своим полям. Другие свидетельствуют о том, что виновниками нового переселения явились медведи, которых было много в близлежащем лесу. Как бы там не было, а люди покинули село и разъехались на четыре стороны, поделив между собой землю. Так образовались села Ёга, Большой Толкай, Малый Толкай и Ключи.

Мордвин – значит мужчина

Хотелось бы остановиться на названии – мордва.

«Слово мордва как название народности встречается уже в древних письменных источниках. Древнегреческий историк Геродот, живший в V веке до нашей эры, оставил сведения о мардах, подвластных Персидской державе. В нашем языке до сих пор сохранилось много персидских и иранских слов, например: сырне (золото), сия (серебро), тарваз (серп), азор (хозяин), паз (бог) и др. Историк Иордан тысячелетие спустя писал о народе Восточной Европы морденс. Своими корнями слово мордва восходит к иранско – скифским языкам. Сравним, например, иранское мард, таджикское мард, мордовское мирде. Во всех этих языках указанное слово сохранилось для обозначения мужчины, мужа. Русское слово мордва имеет частицу ва, которая придает ему оттенок собирательности».

Быт и традиции мордовского народа

§1. Жилище. В прошлом и настоящем

Традиционное жилище мордвы было в основном двух типов: двухраздельное и трехраздельное. Двухраздельный дом состоял из жилой избы и сеней, а трехраздельный – из жилой избы, сеней и горницы. Как правило, мордва строила деревянные дома. Каменные дома в прошлом имелись лишь в крупных торговых селах у зажиточных хозяев, местных торговцев. Все это хорошо прослеживается на фотографиях Макара Евсевьева.

В жилой избе в углу возле двери располагалась печь, устьем обращенная к окнам передней стены. Красный (то есть передний) угол находился против двери по диагонали от печи. Вдоль стен стояли широкие неподвижные лавки. Боковая от входной двери лавка завершалась вертикальной доской с верхом, вырезанным в виде конской головы. Считалось, что изображение коня оберегает дом от злых сил. Под потолком находились полати – полки, на которых спали. Рядом с печью располагался шкаф – ларь для посуды, на стене висел пенчкерь – плетенная из ивовых прутьев, лыка или бересты корзинка, предназначенная для хранения ложек. В нашем музее есть пенчкерь, он сделан из обычных досок, восемнадцать лет тому назад его передала в школьный музей Пижамова Наталья Гордеевна.

Такое же внутреннее убранство можно наблюдать в доме – музее Артура Моро, что находится в нашем селе. В настоящее время мордовская изба очень сильно изменилась. В большинстве случаев она состоит из нескольких комнат, к ним пристраивается веранда с крыльцом. Деревянные дома чередуются с кирпичными, кровельным материалом стал шифер, железо. Увеличиваются размеры окон и их число.

§2. Что делает мордву похожей на царей

Народный костюм мордвы, особенно женский, очень красочен. Вот как о нем рассказывается в энциклопедии А. И. Сухарева: «Живший столетие назад известный этнограф профессор Казанского университета Иван Смирнов так писал о мордовской рубахе: «Благодаря оригинальному расположению нашивок рубаха эта получает некоторое сходство с верхней одеждой – долматиком византийских царей, а масса потраченной на вышивки шерсти придает ей значительную тяжесть и торжественность».

Из рассказов Надежды Николаевны мы узнали, что женскую рубаху носили с поясом или специальным сложным набедренным украшением, которое по мордовски называется пулай или пулагай. В первый раз надев пулай в день совершеннолетия, девушка носила его до глубокой старости. Особенно богато украшался раковинами, цепочками, медными пуговицами, бляшками, разноцветным бисером праздничный пулай.

Палитра мордовской вышивки включает в себя в основном четыре цвета: черный с синим оттенком и темно – красный как основные тона, желтый и зеленый для расцвечивания узора. Вышивание было не только обязательным, но и любимым занятием мордовских девушек, за которым они проводили много времени. Обучение вышиванию начиналось с 6-7 лет. К 10 годам девочки уже знали несколько видов швов, а к 12-13 годам им разрешалось ходить в гости к родным и подругам вышивать. Владение этим сложным искусством считалось одним из больших достоинств девушки. Для эрзянок были типичны высокие головные уборы на твердой основе с длинной, спускавшейся на спину лопастью из холста, вышитой и украшенной блестками. Кожаные сапожки у мордовок имели острые носы. Их верх часто обшивался красным сафьяном. Это была праздничная обувь. Повседневной обувью служили, как правило, лыковые лапти. Мокшанки и теперь носят полосатые наколенники с геометрическим орнаментом, связанные из шерсти. В настоящее время костюм надевают свахи на свадьбу, а некоторые женщины берегут его в качестве посмертной одежды.

§3. Национальная кухня

Национальная кухня, можно сказать и в наше время сохраняет свои традиции. Многие из блюд и в наши дни остаются главными в мордовских семьях.

«Особенности мордовской кухни определяются окружающей средой и хозяйственными занятиями народа, в первую очередь земледелием и животноводством. Подспорьем в питании всегда служили продукты собирательства, рыболовства, охоты и пчеловодства. В лесах и оврагах, на лугах наши предки собирали грибы, орехи, малину, землянику, щавель, хмель и другие дары природы. Традиционный мордовский хлеб – преимущественно черный, ржаной. Его пекли из кислого теста, сажая в горячую печь на капустных листьях. Одно из наиболее старинных мордовских блюд – ям. Это нечто среднее между супом и кашей. Ям варили из проса, чечевицы, гороха и заправляли конопляным маслом. Любимое блюдо мордвы – пшенные блины, которые выпекают очень толстыми. Их едят с молоком, сметаной, сливочным маслом. На зиму в кадках солили огурцы, помидоры, грибы. В бочках квасили капусту, закладывая её целыми кочанами или разрезая их пополам, мочили яблоки. Солили свиное сало, коптили ветчину в дыму костра или над банной печкой. Наиболее старинные, но сохранившие свою значимость напитки – квас, кислое молоко, березовый сок. В качестве хмельных напитков и сегодня популярны пуре из меда и поза из ржаной муки или сахарной свеклы. У мордвы было немало праздников и обрядов, для которых готовили специальные кушанья. Например, на крестины варили молочную пшенную кашу, считавшуюся символом плодородия. Каждый участник крестин, отведав её поздравлял родителей с прибавлением в семье и выражал пожелание новорожденному прожить столько лет, сколько крупинок каши в горшке»

Проведя вот такое небольшое исследование, мы пришли к следующим заключениям:

1) мордва самый многочисленный народ в семье финно–угров;

2) территория расселения мордвы обширна, мордовский народ проживает не только на территории России, но и за рубежом;

3) вероятно, свое название наш народ получил еще в древности, мордвин – значит мужчина, мужественный;

4) жилище мордвы сильно изменилось в сравнении с прошлым, жизнь движется вперед и отдельный народ не может оставаться в стороне от происходящих изменений;

5) в мордовском народном костюме много красного цвета, это цвет жизнелюбия и радости, особенность вышивки заключается в том, что она напоминает ковер; в настоящее время костюм можно встретить на участниках художественной самодеятельности и у особо бережливых женщин – мордовок;

6) особенности мордовской кухни определяются окружающей средой и хозяйственными занятиями народа (земледелием, животноводством).

Если кто то вам скажет, что есть такая страна- "Укробелия", и есть народ- "Укробелы" со своим "Укробельским" языком, то вы ему, естественно не поверите.
Тем более вы не поверите идиоту заявляющему, что есть народ "ещё круче"- "Росбелукры" с своей "Росбелукрией" и "Росбелукрским" языком.

Но вы исренне верите внешне не похожим на идиотов, авторитетным в обществе людям, когда они вам рассказывают то же самое, но только говорят, что этот "крутой народ" есть не сегодня, а существовал "когда то давно".
Даже "очень давно".
А потом он "распался", и язык его "распался", и страна его "распалась".

А эти "авторитетные"- как раз и есть- хранители памяти сокровенной и желатели "воссоединения" того, что раньше было одним целым.
А то, что объективные научные данные это опровергают, их мало беспокоит- во- первых- кто ту историю знает, и сколько их- тех- "сильно умных" и "ишшо очки надел" которых?
А во- вторых- знание это всё равно их не поколеблет, потому что "Умом это желание (воссоединения того, что ранее никогда не было целым),- не понять и аршином общим не измерить".
Приблизительно как в этой сказке:
Сказка. Из ненайденной библиотеки Ивана Грозного. (Апокриф)

Так что пока остановимся на наших днях.
Вот здесь перепост статьи представителя "летописного", и по официальной версии "уже давно чудесным образом обратившегося в славян" финно- угорского народа
(ближайшие "родственники" по языку и культуре- финны, эстонцы).
Только не говорите, что таких чудес не бывает.
Это на бездуховном Западе, например,- шведу ни за что не "обратится", да и незачем "обращаться" в, опять же например,- в итальянца или поляка.
А вот у нас- это как "два пальца обосфальт" , как "с добрым утром",- не то что в древности (как соврал когда-то Крамзин, и многие в это "чудо" до сих пор верят- ещё в 12м веке- "Весь, меря, мурома наконец обратились в славян" ) - каждый день у нас на глазах происходит.
Взять хотя бы когда то в молодости бывшего простым эрзянским парнем, а сегодня "чудесным образом" уже славянина и русского Кирилла (Гундяева).
Вы посмотрите в его честные глаза, когда он, приезжая к нам в Киев, так проникновенно и убедительно говорит про свою славянскую душу и культуру.
Только учёный дурак не поверит.

Правда, когда он у себя, в России иногда приезжает на свою "малую Родину"- "Родину предков"- на могилы дедов- прадедов, то там, своим землякам, он рассказывает, что-
-"Я такой же как и вы- мордвин. Всегда помню об этом, потому как негоже отрекаться от рода своего по отцу и матери".
Но то пустое... кто его там, кроме местных корреспондентов слышит...
Да и народа такого- "мордва" в природе нет вообще.
Кому, как эрзянину Гундяеву, это не знать...
Разве что славянину Кириллу...

Вот такая симфония духа и непознанность глубин души славянской (она же, по совместительству и финно- угорская - по мере нужды и обстоятельств).

А сейчас,- читайте:

Оригинал взят у erzianj_jurnal в Ни мордвины, ни мордва. Их настоящее имя – эрзя и мокша.

Вчера вышла статья в газете «Санкт-Петербургские ведомости». Выпуск № 159 от 27.08.2009 «Ни мордвины, ни мордва. Их настоящее имя – эрзя и мокша.»

«Ни мордвины, ни мордва. Их настоящее имя – эрзя и мокша.»

В августе во всем мире празднуется день коренных малочисленных народов. Почему-то в России привыкли эти два определения отождествлять: мол, если коренной, то обязательно малочисленный. В особенности это касается финно-угорских народностей, которые исторически населяли всю северную и центральную Россию от Уральских гор до Балтийского моря.


Валентина Алемайкина и Петрянь Андю

Как известно, со временем они ассимилировались с пришедшими с запада славянами и татарами с востока, многие перешли в православие и сегодня могут считаться прямыми предками современного русского человека. Так исчезли (как самостоятельный этнос) меря, мещера и мурома. Но и поныне остались народы, сохранившие свою уникальную культуру и родной язык.

Самые многочисленные коренные финно-угорские народы России – эрзя и мокша. По переписи населения 2002 года их суммарная численность составила более 800 тысяч человек. Большинство россиян знают эрзян и мокшан по более известному экзоэтнониму (т. е. внешнему названию) «мордвины» или «мордва». Однако считают, что это название ненаучное и неправильное. Более того – оно изначально носило пренебрежительную оценку сродни обидному прозвищу «чухна».

Вообще на практике весьма распространена ситуация, когда самоназвание народа и имя, под которым его знает весь мир, сильно различаются. Так, сами жители Финляндии никогда себя финнами не называли. Страна их именуется Суоми, а население – суомаляйсет. С мордвой ситуация совершенно иная. Дело в том, что как такового мордовского народа с субэтносами не существует вообще. Самое основное тому подтверждение – отсутствие мордовского языка. Более того, несмотря на безусловное родство эрзи и мокши и некую схожесть грамматических и лексических конструкций, эрзянин мокшанина никогда не поймет. Разница в языках примерно такая же, как у русских и поляков.

История эрзи и мокши началась задолго до начала новой эры. Вместе с другими племенами поволжских финнов они формировались в междуречье Волги и Оки. Впервые описаны еще древнегреческим историком Геродотом, который назвал их андрофагами и тиссагетами. Долгое время они испытывали влияние других уральских, а также тюркских, германских и иранских народов, позже – славянских и татарских.

Известно, что эрзяне основали город Обран ош, на месте которого сейчас стоит Нижний Новгород. Примерно с XII века эрзяне и мокшане стали воевать с новгородскими и муромскими князьями и начали постепенно отходить на восток. Кроме того, эрзянские и мокшанские цари долго враждовали между собой. Так, изввестно, что мокшанский князь Пуреш в союзе с муромским князем Юрием разгромил эрзянина Пургаса. Нельзя утверждать точно, но, вероятнее всего, именно во время территориальных войн к эрзе прикрепилось русское название «морд-ва», которое позже распространилось и на мокшу. Окончательно покорил финно-угорских соседей русский царь Иван Грозный в 1540-х годах. Тогда знатные мордовские роды перешли в христианство и присягнули московскому царю. Из эрзян и мокшан происходят древнейшие российские дворянские династии Баюшевых, Разгильдеевых, Еникеевых, Мордвиновых и многих других.

В дореволюционной России, чтобы избежать путаницы, разделяли эрзянскую и мокшанскую мордву. А в статус государственного обидный экзоэтноним перешел при советской власти, когда в 1928 году образовался Мордовский округ, который сейчас именуется Республика Мордовия с центром в Саранске. Тогда-то и началась путаница с национальностями. Большинство эрзян и мокшан живут в отрыве от народной культуры (три четверти общей популяции – за пределами Мордовии). По незнанию они причисляют себя к несуществующей национальности – мордве.

Выходцы из эрзи и мокши сыграли немалую роль в истории России. Мало кто знает, что непримиримый православный реформатор патриарх Никон, гроза старообрядцев и скоморохов, по национальности был эрзянин. Из эрзян происходят русские певицы Лидия Русланова и Надежда Кадышева, а также модель Наталья Водянова. Среди известных мокшан – писатель, актер и режиссер Василий Шукшин, многократная чемпионка по легкой атлетике Светлана Хоркина, скандально известный бизнесмен Евгений Чичваркин...

На основании указа президента России от 11 января этого года в 2012 году готовится празднование 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства, учитывая духовную и культурную общность. Дата хоть и весьма условная, но тем не менее важная.

Значительную роль эрзя и мокша сыграли и в истории Санкт-Петербурга. Вместе с другими поволжскими народами они были среди первостроителей Петербурга при Петре I. Позже, правда, они почти ассимилировались с русскими. Еще в 1834 году корреспондент газеты «Санкт-Петербургские ведомости» Максим Попов ездил в мокшанскую деревню описывать быт этого народа. Несмотря на то что мокшане в статье были выставлены совершенными варварами, их современные потомки на газету не в обиде. Как говорит мокшанская писательница Валентина Дмитриевна Алемайкина, «наши осторожные крестьяне, скорее всего, просто не открылись журналисту и оттого показались ему дикарями. Но ценной информации в статье очень много, и это радует».

Основные беды эрзи и мокши – те же, что и у большинства коренных народов. Все меньше людей учат родной язык, все меньше помнят свои корни. И тем не менее энтузиасты работают над тем, чтобы эрзянская и мокшанская культуры были максимально приспособлены к современным реалиям. В 2004 году краеведом и собирателем фольклора Александром Шароновым было закончено составление народного эпоса «Масторава». На мировой этносцене известны эрзянские нео-фолк-группы «Торама» и «Морденс».

В Петербурге живет и работает Петрянь Андю, главный редактор Эрзянского народного сайта в Интернете и эрзянской версии свободной энциклопедии «Википедия». Последняя была составлена при активном содействии амерканского энтузиаста Джака Рютера, который эмигрировал из США специально для изучения эрзи, много лет прожил в Мордовии, а сейчас занимается наукой в Финляндии.

К сожалению, эрзянских и мокшанских краеведов иногда обвиняют в национализме. На самом деле в их деятельности нет ни грамма политики. Как говорит Андю, «мы не националисты, мы просто спасаем родную культуру от полной ассимиляции».

Будущий патриарх Кирилл появился на свет в 1946 году в Ленинграде, но считает родной для себя лукояновскую землю, куда не раз приезжал.

Село Оброчное – это наше родовое гнездо. Место, где жили мой дед, мой отец, – признался Митрополит Кирилл в беседе с редактором «Известий Мордовии». – Я приезжал сюда, будучи мальчиком, юношей. Потом, после долгого перерыва, в 1969 году, когда умер мой дед, я приехал в Оброчное его отпевать уже священником…

Митрополит Кирилл не скрывает искренней душевной привязанности к Мордовии: «Здесь чувствую родную землю, тепло людских отношений....
http://otechestvo.org.ua/main/20117/2109.htm

* * *
Даль Владимир Иванович
С.П.б. 12 Nоября 1848

Что Погодинъ ни говори, а гораздо болѣе половины земляковъ нашихъ - обрусѣвшая чудь. Посмотрите въ Тверской на Карелъ, въ Нижегородской, Пензенской, Симбирской и др. на Мордву, Чувашь - они обрусѣли въ глазахъ нашихъ, и нынѣшнее поколѣніе не знаетъ болѣе своего языка. Тоже видѣлъ я въ Пермской, Вятской и - Орловской; пусть рѣшитъ Погодинъ, какъ Историкъ, какого поколѣнія чухны жили въ орловской, но это чудь. Одна половина Курскаго населенія также.

Это потому, что на югѣ сидѣли славянѣ, а во-всей Великоруссіи чухны разныхъ помолѣній.

* * *
"Узнать правду - не унизительно. Адекватная самооценка - элементарно полезна".

Добро пожаловать!

Вы находитесь на главной странице Энциклопедии Нижнего Новгорода - центральном справочном ресурсе региона, выходящем при поддержке общественных организаций Нижнего Новгорода .

В настоящий момент Энциклопедия представляет собой описание региональной жизни и окружающего её внешнего мира с точки зрения самих нижегородцев. Здесь Вы свободно можете публиковать материалы информационного, коммерческого и личного характера, создавать удобные ссылки вида и вносить свое мнение в большинство существующих текстов. Особое внимание редакция Энциклопедии уделяет авторитетным источникам – сообщениям влиятельных, информированных и успешных нижегородских персон .

Приглашаем ввести больше нижегородской информации в Энциклопедию, стать экспертом , и, возможно, одним из администраторов .

Принципы Энциклопедии:

2. В отличии от Википедии, в Нижегородской Энциклопедии может быть информация и статья про любое, даже самое малое нижегородское явление. Кроме того не требуется наукообразность, нейтральность и тому подобное.

3. Простота изложения и естественный человеческий язык – основа нашего стиля и всячески приветствуется, когда помогают донести правду. Статьи энциклопедии призваны быть понятными и приносить практическую пользу.

4. Допускаются разные и взаимоисключающие точки зрения. Про одно и то же явление можно создавать разные статьи. Например – положение дел на бумаге, в реальности, в народном изложении, с точки зрения определенной группы лиц.

5. Аргументированное народное слово имеет всегда приоритет над административно-канцелярским стилем.

Читайте основные положения

Приглашаем вас написать статьи – о нижегородских явлениях в которых вы по вашему мнению разбираетесь.

Статус проекта

Нижегородская энциклопедия является полностью независимым проектом. ЭНН финансируется и поддерживается исключительно частными лицами и развивается активистами, на некоммерческой основе.

Официальные контакты

Некоммерческая Организация «Открытая Нижегородская Энциклопедия » (самопровозглашенная организация)