Нарисованные карандашом люди. Пропорции фигуры человека. Идеальные пропорции женщины, мужчины, детей, стариков

Кроме вдохновения, качественной бумаги и карандашей, мягкостью от 3B, потребуются базовые знания, как нарисовать фигуру человека. Если разобраться в пропорциях, то нарисовать фигуру человека поэтапно сможет даже новичок. Рассмотрим методики и основные моменты для успешного решения творческой задачи.

Этапы рисования

Рисунок состоит из нескольких этапов.

Компоновка на листе

С композиции начинается любой рисунок. В зависимости от позы натуры, выбирается вертикальный или горизонтальный формат. Лёгкими линиями создаются движение и силуэт тела.

Грамотно закомпонованная фигура гармонично размещается на поле листа. Глядя на готовую работу, не должно возникать желания передвинуть нарисованное.

Масштаб изображения нужно выбирать соответственно формату. Слишком крупный рисунок производит впечатление тесноты, требует добавить пространство вокруг. Мелкий – создаёт иллюзию пустоты, хочется обрезать лист.

Уточнение положения фигуры и пропорций

Набросочными линиями намечается изгиб позвоночника, поворот головы, осевые плечевого пояса и тазобедренных суставов. Линейно схематично указывается направление плечей, предплечий, бёдер, голеней, кистей и стоп.

Проводится измерение частей тела и размещение их на листе в упрощённом геометрическом виде (голова – в форме овала, грудная клетка – сплюснутый бочонок, чашеобразный таз, цилиндрические и конические – шея и конечности, призматические – стопы и кисти рук). Уточняется взаиморасположение основных парных суставов (плечевых, локтевых, лучезапястных, тазобедренных, коленных, голеностопных).

Построение

На этом этапе прорабатываются характерные анатомические особенности. Действует принцип – от общего к частному. Детали вырисовываются только после построения крупных частей.

По сути, построение сводится к разбиванию больших геометрических форм на более мелкие составляющие. Цель – добиться анатомически правильного сечения форм.

Тело человека симметрично, и позвоночник используется в построении как естественная ось симметрии при откладывании отрезков вправо и влево.

Рисунок ведётся мягко, без нажима на карандаш, для того, чтобы вспомогательные линии построения можно было свободно удалить. Одновременно намечается граница света и тени.

Светотеневая проработка

В зависимости от художественной задачи, светотень может ограничиваться лёгкой растушёвкой, или состоять из сложной многослойной штриховки, передающей особенности кожи и фактуры материала одежды.

В первую очередь полностью покрывается собственная и падающая тени. Основной тон концентрируется на теневой границе. Потом прорабатываются полутона и рефлексы. Одновременно наращивается густота тени. В последнюю очередь работа ведётся над светом. Освещённые участки слегка приглушаются лёгким тоном.

Заключительная часть – детализация. Подсветка бликов ластиком, заострение и подчёркивание форм при помощи штриха. Классическая штриховка ведётся по форме предмета.

Работа карандашом для начинающих художников

Начинать рисование человека желательно с кратковременных набросков с натуры. Каждодневная практика поможет быстрее развить глазомер и приобрести необходимые графические навыки.

Обязательно следует изучить пластическую анатомию. Без базовых знаний устройства тела хороших результатов достичь не удастся, рисунок будет сводиться к копированию увиденного. Замечательным учебным пособием могут стать книги Готтфрида Баммеса.

Отличным подспорьем будет рисование отдельных частей тела в разных положениях с анатомической проработкой деталей.

В помощь начинающим художникам существует специальная методика измерения для определения точных пропорций тела:

  1. Перед собой, вытягивается рука, в кисти держится карандаш перпендикулярно руке. Закрыв один глаз, сопоставляется верхняя точка измеряемой части тела (допустим, головы) с верхним концом карандаша. Нижняя точка измерения (подбородок) отмечается на карандаше большим пальцем руки.
  2. Теперь можно измерить, сколько отрезков, равных высоте головы, составляет рост натуры. Верх карандаша совмещается со 2 точкой измерения (с подбородком). Зрительно на натуре отмечается нижняя точка, совпадающая с большим пальцем на карандаше (примерно на уровне грудных мышц).
  3. Третье и последующие измерения будут от грудных мышц до пупка, и далее вниз.

Рисунок тела в разных положениях

Попробуем нарисовать человека в разных позах.

Силуэт

Силуэтное рисование может использоваться для натурных набросков, карикатур, иллюстрирования, создания мультипликационных персонажей. При таком виде изображения, пропорции зачастую не сохраняются и даже намеренно искажаются. Контурный тип рисования обычно используют дети. Любой рисунок тела человека также начинается с подготовительного силуэтного наброска.

Стоящая фигура

Пропорциональное построение фигуры в полный рост связано с условным делением её на части. На листе чёрточками отмечаются вертикальные габариты изображаемого человека. Лонное сращение ориентировочно делит тело взрослого человека пополам, голова занимает 1/8 – 1/7 часть. Голова ребёнка в зависимости от возраста – от 1/4 до 1/6.

Габариты, обозначенные на бумаге, делятся на необходимое количество частей. В полученные отрезки вписываются соответствующие контуры тела.

И ещё некоторые пропорции:

  1. Руки в опущенном состоянии доходят до середины бедра, локти расположены на уровне талии.
  2. Расстояние, образуемое расставленными в стороны руками, равно росту.
  3. Длина кисти взрослых людей сопоставима с лицевой частью, стопа примерно равна высоте головы.
  4. Между глазниц должен убираться ещё один глаз. Лоб, нос, ухо, расстояние от кончика носа до подбородка приблизительно одной величины.

Знание этих закономерностей существенно облегчает задачу рисующего художника.

Чтобы «поставить» человека на листе, требуется определиться с центром тяжести. Для этого проводится вертикаль от ярёмной ямки (у основания шеи спереди по центру) через центр таза вниз. У стоящего с опорой на одну ногу человека, вертикаль проходит через стопу опорной ноги. При этом тазобедренный сустав этой ноги находится выше, таз наклонён вниз от опоры, плечевой пояс – в противоположном направлении. Если натурщик стоит на двух ногах, или облокотившись, оперевшись руками, плечом, спиной, центр тяжести располагается между двух опор.

В движении

Для того, чтобы нарисовать человека в движении, необходим анатомический анализ для точного воспроизведения динамики:

  1. Положение позвоночника (наклон вперёд при беге, езде на лыжах, наклон с распрямлением поясничного отдела при прыжке вперёд, скручивание при метании и т.д.)
  2. Взаимодействие частей опорно-двигательного аппарата относительно позвоночного столба. Например, у идущего и бегущего человека тазовые кости и плечевой пояс работают в противовес друг другу. Перенося вес на правую ногу, человек выносит вперёд и вверх левое плечо. При этом левая рука движется вперёд, правая – назад.
  3. Напряжение определённой группы мышц в каждом движении.

Начало рисунка всегда схематичное: движение хребта, расположение осей плечевого и тазового пояса с обозначением суставов, поворот черепа, направление костей конечностей с одновременным определением их длины, положение стоп и кистей.

Сидящая натура

В рисовании сидящего человека важную роль играет выбор ракурса. Неудачным считается положение прямо перед натурой. У сидящего на стуле в таком случае бёдра расположены в резком перспективном сокращении. В положении сидя на земле – сокращаются ноги или торс, в зависимости от выбранной линии горизонта. Убедительного изображения в такой позиции добиться сложно. Лучшие ракурсы для сидящей натуры – боковые, с линией горизонта на уровне головы, или немного ниже.

В положении сидя поясничный отдел позвоночника распрямлён. Центр тяжести является центром опоры. Большая часть мускулатуры находится в расслабленном состоянии. Деформации подвергаются ягодичные мышцы, и другие, соприкасающиеся с поверхностями.

Фигура сбоку

Изображение в профиль позволяет наиболее остро передать характерные особенности тела – осанку, посадку головы и плеч.

Требуется построение в перспективе грудной клетки, плечевого пояса и тазовых костей. Если голова не находится в чётком профиле, то и черепа. Удалённые от зрителя конечности также будут несколько меньше.

Для верного изображения необходимо найти точку схода на линии горизонта (на уровне глаз) и собрать в ней все осевые линии. Через парные точки (например: грудные мышцы, передневерхние ости подвздошных костей, брови, уголки губ) тоже следует провести вспомогательные линии, чтобы сохранить симметрию тела.

Лежащая натура

Особенности лежащего человека — расслабленность мышц и обвисание мягких тканей под силой земного притяжения. Мышцы, соприкасающиеся с поверхностью, расплющены.

Трудность рисования лежащего тела заключается в перспективном сокращении пропорций. Самые сложные ракурсы лежащей натуры – со стороны головы и стоп. В таких позициях сокращение тела максимальное, построение проблематичное.

В ракурсном изображении частей тела используется метод построения в перспективе геометрических тел.

Рисунок со спины

Стоящего спиной натурщика рисуют в той же последовательности, что и находящегося лицом. Пропорциональные членения переносятся на заднюю часть тела. Так, половина роста находится на уровне крестца. Подбородок располагается по центру шейного отдела позвоночника, следующая отметка – в средней части лопаток и т. д. Задача упрощается отсутствием необходимости рисовать лицо.

Анатомические формы подвергаются геометризации. Стоит избегать прямого освещения, которое затрудняет понимание формообразования.

Женская фигура

Рисуем женскую фигуру

Фигура в одежде

Рисование одетого человека сводится к построению обнажённого тела с последующим моделированием драпировок поверх построения. Изображая одежду, нужно разобрать, в каких частях ткань повторяет рельеф тела, а где имеет собственный объём. Например: на женском теле блуза прилегает к телу от ключиц до середины груди спереди, от капюшонных мышц до верха лопаток сзади. Ниже этой границы ткань свободно драпируется.

Жёсткие предметы гардероба (некоторые головные уборы, обувь) обладают собственной геометрией.

При разработке светотени учитывается, что ткани присущи собственный тон и фактура. Распространённой ошибкой является более тщательная проработка деталей и складок материала, чем лица натуры, в связи с чем одежда начинает играть главную роль в рисунке.

Обнажённая натура

Женская фигура имеет ряд пропорциональных отличий от мужской. Плечи несколько уже, грудная клетка меньше по объёму, тазовые кости шире, ноги короче мужских. У мужчин длиннее голени, на черепе более развиты надбровные дуги.

Важный момент при рисунке женщины: у дам центр тяжести находится ниже, чем у мужчин. Смещение центра тяжести происходит при надевании обуви на каблуке и у беременных. Наиболее заметно это сбоку, выражается изменениями прогиба в поясничном отделе. Рисовать женское тело нужно с учетом этой особенности.

Благодаря равномерному распределению подкожного жира, мускулатура скрыта, обладает спокойным рельефом. Это требует плавных линий рисунка и тонкой светотеневой моделировки.

Рисование различных поз

Освоив рисунок с натуры, используя полученные знания об анатомии, можно рисовать тело в разных позициях по представлению. Какая бы ни была задумана поза – естественная или акробатическая, важно понимать систему работы скелета и мышц в каждом конкретном случае. Представление о женском теле, как о геометрическом конструкторе поможет грамотно смоделировать светотень от воображаемого источника света.

Рисование группы людей

Рисунок нескольких персонажей – составная задача из уже рассмотренных. Дополнительно решаются композиционная составляющая и проблема удалённости людей в перспективе.

Кроме линейной перспективы, в рисунке группы используется воздушная. Фигуры первого плана прорисовываются конкретнее и контрастнее находящихся на втором плане. Светотеневая проработка центральных моментов композиции наиболее скрупулезная. При необходимости второстепенный план обобщается лёгким широким штрихом.

Рисование человека – занятие не только сложное, но ещё и очень интересное. Научившись рисовать тело, всегда хочется большего – передать характер персонажа и своё отношение к нему.


Голова :

Рисуем фигуру, которая напоминает яйцо перевёрнутое острым концом вниз. Эта фигура называется ОВОИД.
По вертикали и горизонтали делим её ровно пополам тонкими линиями.

Вертикальная
линия - это ось симметрии (она нужна, чтобы правая и левая части
получились равными по размерам и элементы изображения не оказались на
разном уровне).
Горизонтальная - линия расположения глаз. Делим её на пять равных частей.

Во второй и четвёртой части находятся глаза. Расстояние между глазами тоже равно одному глазу.

Снизу на рисунке показано, как прорисовывать глаз (радужка и зрачок будут
не полностью видны - частично их закрывает верхнее веко), но не спешим
это делать, вначале закончим наш набросок.

Часть от линии глаз до подбородка делим на два - это линия на которой будет находиться нос.
Часть от линии глаз и до макушки делим на три равные части. Верхняя отметка - линия откуда растут волосы)

Часть от носа до подбородка тоже делим на три части. Верхняя отметка - линия губ.
Расстояние от верхнего века до кончика носа равно расстоянию от верхнего края уха до нижнего.

Теперь заставляем нашу стандартную заготовку рыдать в три ручья.
Линии,
проведённые от внешних краёв глаз, укажут нам место, где рисовать шею.
Линии из внутренних краёв глаз - ширину носа. Линии, пущенные по дуге из
центра зрачков - ширину рта.

Когда вы расцвечиваете изображение, обратите внимание, что выпуклые его
части (лоб, щёки, нос и подбородок) будут светлее, а глазницы, скулы,
контур лица, и место под нижней губой - темнее.

Форма лица, глаз, бровей, губ, носа, ушей и
т.д. у всех людей разная. Поэтому, рисуя чей-либо портрет, старайтесь
увидеть эти особенности и наложить их на стандартную заготовку.

Ещё один пример того, что черты лица у всех разные.

Ну а здесь мы видим как рисовать лицо в профиль и пол-оборота - так называемые "три четверти"
При
рисовании лица в пол-оборота, нужно учесть во внимание правила
перспективы - дальний глаз и дальняя сторона губы будут казаться меньше.

Перейдём к изображению фигуры человека .
Чтобы максимально правильно изображать тело, нужно, как и при рисовании портретов, знать несколько секретов:

За единицу измерения человеческого тела принимается "длина головы".
- рост человека в среднем равен 7,5 длины головы.
- Мужчины, естественно, обычно, чуть выше женщин.
-
Рисовать тело мы, конечно же начинаем с той самой головы, которой будем
всё мерять. Нарисовали? Теперь откладываем её длину ещё семь раз вниз.
Это и будет рост изображаемого.
- Ширина плеч равняется двум длинам головы у мужчин и полторы длины у женщин.
- На месте, где заканчивается третья голова:), будет находиться пупок и сгибаться в локте рука.
- Четвёртая - то место - откуда ноги растут.
- Пятая - середина бедра. Именно здесь заканчивается длина рук.
- Шестая - низ коленки.
-
Можете мне не верить, но длина рук равна длине ног, длина руки от плеча
до локтя будет чуть меньше, чем длина от локтя до кончиков пальцев.
- Длина кисти равна высоте лица (заметьте, не головы - расстоянию от подбородка до вершины лба), длина стопы равна длине головы.

Зная всё это можно достаточно правдоподобно изобразить фигуру человека.

Взято в группе посвященной граффити вконтакте.


Формы губ


форма носа




Формы глаз

Формы женских брофей

(с) Книга "Как рисовать голову и фигуру человека" Джек Хамм


Пропорции детской фигуры отличаются от
пропорций взрослого. Чем меньше раз длина головы помешается в росте
ребёнка, тем он младше.

В детском портрете всё немного по-другому.
Лицо ребёнка более округлое, лоб больше. Если мы проведём горизонтальную
линию через середину детского лица, то это не будет линией глаз, как
было в портрете взрослого человека.

Чтобы научиться рисовать человека не только
стоящего, как столб, мы, на время упростим наше изображение. Оставим
лишь голову, грудную клетку, позвоночник, таз и прикрутим к этому всему
руки и ноги. Главное соблюсти все пропорции.

Имея такой упрощённый вариант фигуры человека, мы с лёгкостью можем придать ему любую позу.

Когда с позой мы определились - можем
нарастить на наш упрощённый скелет мясо. Не забываем, что тело, оно не
угловатое и состоит не из прямоугольников - стараемся рисовать плавные
линии. На талии тело плавно сужается, в коленях и локтях тоже.

Чтобы образ получился более живым, характер и выражение нужно придать не только лицу, но и позе.

Руки :

Пальцы на такие ровные, как доска, суставы во всём скелете являются самыми широкими частями костей.

(с) книга "Анатомия для художников: всё просто" Кристофер Харт

Для художников-любителей проблема «как нарисовать человека» возникает уже на первых уроках во время обучения, независимо от того, берете ли вы уроки у преподавателя или осваиваете изобразительное искусство самостоятельно. Многим сложно справиться с задачей, что расстраивает и разочаровывает начинающих художников. Это часто приводит к тому, что многие «ставят крест» понять, как рисовать человека.

Первое, что необходимо сделать, если произведение искусства не получается сразу - изменить подход к делу. Чтобы освоить данный тип рисунка, требуется системность и настойчивость. Как бы странно ни звучало, но перед тем как приступить к процессу рисования, нужно тщательно все обдумать. Итак, вот подробная инструкция о том, как нарисовать человека поэтапно.

Общие правила композиции

Перед тем, как научиться рисовать людей, нужно усвоить правила построения композиции. Для хорошей картины важно правильно разместить предметы или фигуры на плоскости. Это называется компоновкой. Художник должен определить, как будет выглядеть композиция. Но следует учитывать, что композиционный и геометрический центр не должны совпадать.

Набросок делается карандашом легкими движениями. Пропорции распределяются в соответствие с возрастом человека, а тело должно сидеть на опоре или твердо стоять на ногах.

Не расстраивайтесь, если вы не сразу понимаете, как рисовать человека карандашом поэтапно. Профессиональные художники годами тренируются и изучают анатомию человека. Но у вас нет амбиций Дали, и вы просто хотите научиться изображать человека - достаточно правильно распределить пропорции. Специалисты советуют хорошо выделять плечевой пояс, бедра и конечности.

Не стоит тратить много времени на общую композицию. От эскиза переходите к прорисовке деталей, и более четкому обозначению картинки.

Изображение лица

Лицо - самый сложный элемент в изображении человека. Даже графический портрет требует продуманного подхода и практики. Художник должен уметь передать мимику, эмоции и глубину взгляда. Изображение состоит из нескольких этапов:

Общий контур. От него зависит, получится ли портрет. Определив место лица в композиции, легкими движениями без нажатия нарисуйте овал. Повторяйте до тех пор, пока не добьетесь идеальной симметрии.

Теперь, можно приступить к разметке всех частей головы. На овале проведите горизонтальный штрих, который поделит лицо пополам, и еще один параллельный

предыдущему. От нижнего центра проведите перпендикуляр, который определяет расположение носа. Обозначьте глаза, рот, и не забудьте об ушах.

Независимо от того, хотите ли вы понять, как нарисовать мужчину или женщину, придется разобраться с прорисовкой глаз, губ, носа и бровей. Задача художника определить форму, расположение и наличие асимметрии и передать все это в портрете.

Завершающий этап - прорисовка деталей и наложение теней. Процесс не занимает много времени, но сможет сделать изображение объемным и выразительным.

Прорисовка глаз

Когда мы учимся рисовать портрет - глаза вызывают наибольшие трудности. Освоение техники прорисовки глаз, сможет придать вашим работам большей живости и реалистичности.

Начинаем с контура - это горизонтальная и вертикальная линии, пересекающиеся в центре. Если рисуете сразу два глаза - не забывайте о симметрии.

Сейчас обрисовываем прямоугольник, в центре которого находится пересечение предыдущих штрихов.

Теперь, «растягиваем» глаз, придаем ему реалистичность. Внутри прямоугольника обозначаем круг, который впоследствии станет роговицей. И соединяем условными штрихами, от краев прямоугольников к центру, размечаем уголки.

Придаем реальную форму. С помощью ластика удаляем все ненужное. После правый уголок глаза мы поднимаем до уровня роговицы, в нижний - наоборот опускаем.

Сейчас время прорисовки зрачка и ресниц, затенения складок.

Последнее - придание цвета. Можете воспользоваться цветными карандашами, мелками или красками. Глаз приобретает живость.

Нельзя представить портрет без носа. Он должен быть хорошо прописан, с учетом всех деталей. Но начинаем мы, как обычно, с разметки.

Носы у всех разные, но мы остановимся на нейтральном академическом варианте:

Проведите прямую вертикальную линию - это будущая спинка носа. Внизу - горизонтальную - там, где будут располагаться ноздри.

По бокам наносим легкие штрих, для обозначения крыльев.

Теперь все очень просто - придайте носу нужную форму и соедините все точки.

Теперь избавляемся от всего лишнего при помощи ластика.

Придаем объем, при помощи штриховки и затемнения в области ноздрей и крыльев.

Как изображать губы

Губам не уделяют столь много времени, как глазам, которые передают настроение. Но неправильно нарисованные губы, портят впечатление от всего рисунка, даже если в остальном он идеален.

Обозначаем три горизонтальные полосы. Центральная - должна быть длиннее двух других, приблизительно в два раза.

Придаем губам схематическую форму, соединив все линии.

Один из сложнейших этапов - изобразить верхнюю губу «сердечком», разделив ее на две части.

Делаем изображение реалистичным, придав ему объема. Нанесите легкое затенение в область соединения верхней и нижней губы, а так же уголках.

Человек в полный рост: советы по рисунку

Как рисовать человека поэтапно для начинающих - проблема номер один. В сравнение с портретом, изобразить фигуру человека легче. Лицо на картине изображается схематически, акцент делается на прорисовке туловища.

Вариантов изобразить фигуру существует несколько. Мы разберем один из самых простых способов:

Контуры. Нарисуйте четырехугольник с пропорциями 3:4 - это будет туловищем. Разделите прямоугольник на две равные части по вертикали, линия должна немного выходить за пределы фигуры. В верхней части обозначьте линию плеч, а внизу прямоугольника - контур футболки.

Следующий этап - общий контур. Здесь при помощи все тех же кружочков обозначаются локти и ступни. А по бокам, нарисуйте две линии, которые соединяют туловище с коленями.

Конечности. Обводим схематическое изображение конечностей. Не отчаивайтесь, если с первого раза не получились точные линии.

Удалите лишние контуры. Сотрите ластиком все схематические обозначения, оставив только основные линии. Вам не нужно ничего рисовать, просто сделайте рисунок более реальным.

Когда фигура готова, начинайте прорисовку лица и одежды. Как рисовать лицо вы уже знаете. В одежде не забывайте прорисовывать складки, это придаст рисунку большей реалистичности.

Рисунок в движении

Рисовать человека в движении сложнее, чем статическую фигуру. Но даже такой рисунок могут освоить начинающие.

Для примера возьмем изображение балерины, и разберем каждый этап процесса.

Обозначаем контуры будущей танцовщицы, с учетом пропорций тела. Юбку рисуем в виде овала с острым левым краем. Внизу рисуем две линии внизу - будущие ноги и вверху - руки балерины.

Теперь удалите лишние линии, и получите контур балерины. Это уже завершающий этап. Дело осталось за деталями.

Лицо. Если изображение большое, придется постараться прорисовать все детали: точно изобразить эмоции, обозначить морщинки и тени. В случае, когда фигура в отдалении или имеет небольшой масштаб - можно схематически обозначить лицо.

Теперь уделите внимание деталям: прорисуйте одежду; подумайте, где танцует девушка, прорисуйте фон.

Теперь внимательно осмотрите результат ваших трудов, что бы не упустить важных деталей.

Тщательное освоение всех уроков этого курса поможет вам сделать первые шаги в изучении анатомии и пропорций человека, научит рисовать людей из жизни и из вашего воображения, в различных позах и в движении, обнаженными и в одежде.

Первый урок является подготовкой к фактическому изучению фигуры, а также заложит основу структуры дальнейшей работы. Практическое упражнение в конце урока будет иметь особую ценность для вас как художника при создании макета человека и при подготовке предварительных эскизов, набросков, обдумывании идей, предложений, действий и поз, где фигура должна быть нарисована без использования моделей или копирования. Я настоятельно рекомендуется уделить ему самое пристальное внимание , и ни в коем случае не пропускать.

Рисуем человека с натуры

Чтобы нарисовать что-нибудь хорошо из памяти или из своего воображения, вы должны сначала создать запас базовых знаний по этой теме. Лучше всего начать рисовать с натуры. Постоянно наблюдая за окружающими можно легко и быстро узнать большое количество информации о пропорциях, форме и структуре, а также в процессе вы также будете развивать свои навыки рисования. Никакое количество информации, почерпнутое из учебников по рисованию человека не может служить в качестве замены этого ценного упражнения.

Вы должны изучить информацию не только о форме и структуре тела, но также получить глубокие знания о том, как люди стоят, сидят и двигаются, если вы хотите их убедительно передать это на бумагу. По этой причине вы должны постоянно пользоваться скетчбуком.

Скетчбук

Так же, как писатель нуждается в записной книжке для кратких записей мыслей, а спортсмен должен регулярно заниматься спортом, чтобы быть в отличной форме, художник нуждается в альбоме или скетчбуке , чтобы постоянно оттачивать свое мастерство и зрительную память. Ваш скетчбук должен быть всегда при вас, поэтому выберите для себя оптимальный размер и носите его в сумке или рюкзаке с простым карандашом. Не обязательно покупать дорогой скетчбук, т.к. вам придется делать очень много набросков и заметок, и вы даже не заметите как он быстро закончится. Купите что-то попроще, чтобы не беспокоиться о стоимости. Каталог скетчбуков от web-paint .

Лучшее место, чтобы начать , наверное, у себя дома. Члены вашей семьи идеальные натурщики, потому что они легко доступны и часто занимаются не слишком активной деятельностью, такой как чтение или просмотр телевизора.

Для того, чтобы поддерживать готовность своих «моделей» позировать, желательно не корпеть слишком долго над каждым рисунком. Каждый эскиз необходимо делать не более 10-ти минут . Это имеет большое значение, т.к. на данном этапе важно количество, а не качество. Вы быстро узнаете, как поймать суть позы или характера в несколько штрихов и ваша работа будет очень реалистичной.

Сделав несколько эскизов в привычной обстановке, вы вскоре почувствуете себя достаточно уверенно, чтобы взять ваш скетчбук на улицу. Найдите для себя подходящее укромное местечко, где вас никто не потревожит и попробуйте сделать несколько набросков.

У вас должно войти в привычку рисовать постоянно. Всякий раз, когда у вас есть свободная минута, достаньте скетчбук и делайте наброски людей вокруг вас: стоя на автобусной остановке, сидя в кафе или на работе есть хорошая возможность сделать наброски людей поблизости. Карандаш или шариковая ручка идеально подойдут в качестве инструмента.

Используйте только одну сторону бумаги. Есть три причины для этого. Во-первых, дешевая бумага просвечивает, так что линии, которые вы нарисовали на одной стороне, могут повлиять на качество вашей работы на другой. Во-вторых, даже если вы используете бумагу хорошего качества, карандашные рисунки на обратных страницах будут стирать шероховатость, и портить друг друга. Третья причина для использования только одной стороны в том, что в свое время вы можете разобрать постранично свой скетчбук, и сравнить одну работу с другой, чтобы проверить ваши успехи.

Поначалу, вы будете успевать изобразить не более, чем наклон головы или поворот плеч, прежде чем объект начнет двигаться. Это нормально: все, что вы делаете способствует росту ваших знаний о человеческой фигуре. Эти детали могут показаться не очень ценными, но это не так. Если вы в состоянии изобразить неопрятного вида молодого человека, ссутулившегося напротив автобусной остановки или усталую старую женщину, обремененную покупками, ваша работа будет иметь подлинность, т.к. суть характера заключается именно в тонкости таких деталей. Вы будете удивлены, насколько легко это заметить и насколько это оценится всеми, кто увидит вашу работу .

Ваш скетчбук должен выполнять роль вашего личного документа. На самом деле, многие художники также делают заметки в нем и добавляют комментарии к эскизам, тем самым увеличивая полезность позже, особенно если эскиз будет использоваться в качестве основы для готового рисунка.

Не стремитесь к аккуратными, ухоженными рисункам, художественно расположенным на странице. Ваш альбом не для этого. Сейчас ваша цель захватить характер и положение выбранного объекта в течение нескольких минут. Выберите кого-то, кто, вероятно, останется еще на некоторое время в одном положении, и начните работу. Не стесняйтесь. Не пытайтесь делать привлекательные линии, это упражнение заключается в быстром захвате момента. Ваши эскизы должны доставлять истинное удовольствие видеть и зарисовывать жизнь вокруг вас, а также помочь вам развить острый глаз и уверенный штрих.

Если вы никогда не пробовали делать скетчи, то можете подумать, что это тяжелая работа, но это не так. Это наиболее приятное и самое полезное занятие. Оно расслабляет и бодрит, а также является средством повышения навыков рисования.


Всегда держите скетчбук при себе, где бы вы ни находились.
Это настолько важно, что я не устану повторять это. Нарисуйте людей, которые ждут электричку на железнодорожной платформе или тех, кто сидит на скамейке в парке, или членов вашей семьи за просмотром телевизора. В барах, ресторанах, кафе и на улице вы сможете увидеть людей различного роста и телосложения. Отметьте их в своем альбоме, и вы никогда не будете сожалеть об этом. Создание набросков не только приятное занятие, оно также является лучшим способом расширить свои знания и способности. Если вы хотите создавать живые реалистичные работы, это должно войти в привычку. Иногда в эскиз стоит включить фон и окружающие детали. Это могут быть окружающие деревья или здания. Когда вы начнете рисовать из головы, то этот опыт будет весьма ценным.

По мере прохождения курса, мы будем периодически возвращаться к этой теме, рисованию эскизов из жизни. Без этого упражнения ваша наблюдательность и ваши рисунки из памяти будут постепенно ухудшаться, пока они не станут немного больше, чем серия клише.

Практическое задание

Сделайте как минимум 20-30 скетчей разных людей в различной обстановке. Я не советую переходить к следующему уроку, пока не выполните это задание. Это упражнение должно стать вашей постоянной ежедневной тренировкой.

В статье использовались материалы из книги Ron Tiner «Figure Drawing without a model».

Многие художники-аматоры убеждены, что в изобразительном искусстве нет ничего сложнее, чем нарисовать человека, особенно в жанре портрета, где мастерство для изображения пропорций лица должно быть филигранным. На самом деле, и эти премудрости можно постичь. Если, конечно, тщательно подойти к изучению теоретических рекомендаций, отрабатывая их на практике.

Инструменты и материалы

Чтобы работа спорилась, очень важно правильно к ней подготовиться. Если речь идёт о рисовании, то, безусловно, кроме терпения, потребуются некоторые материалы и инструменты.

Карандаш, ластик и линейка - это основа основ инструментария для рисования

  1. Листы бумаги. Удобнее всего использовать формат А4, так как на таком размере легче масштабировать изображение, что для соблюдения пропорциональности человеческого тела имеет ключевое значение. Для создания портретов, если уже есть определённые навыки, можно брать и формат А3: так все линии лица будут порисованы ярче и более чётко. Для рисунка в акварели рекомендуется использовать специальные листы, предназначенные для этого вида нанесения линий и раскрашивания. Их плотность поможет контурам остаться на месте, то есть не расплываться, к тому же бумага не будет «скатываться».
  2. Карандаши. В данном случае речь идёт о простых. И здесь важно уяснить: даже для новичков необходим комплект с тремя видами штриха. Твёрдый используется для наброска или построения опорной для рисунка конструкции, твёрдо-мягкий - для прорисовки линий эскиза, а мягкий - для наведения линий готового рисунка. Кроме того, все эти три вида пригодятся, если изображение планируется только карандашным.
  3. Линейка. Важный инструмент для прорисовки опорной фигуры, который позволяет соблюдать симметрию. Для изображения человека стоя без линейки не обойтись.
  4. Ластик. Непременный атрибут в рисовании. Им не только удаляются ненужные линии, но и растушёвываются некоторые теневые участки изображения, например, волосы.
  5. Маркер. Этот инструмент пригодится в том случае, если вы рисуете человека в технике аниме.
  6. Краски (гуашь, акриловые, акварель), цветные карандаши или ручки, фломастеры - выбор средств раскрашивания зависит от техники придания рисунку яркости.

Педагоги и психологи утверждают, что для полноценного развития навыка рисования у ребёнка у него должен быть доступ ко всем необходимым для изобразительного творчества материалам и инструментам

Полезные хитрости для новичков

Как уже отмечалось, изображение человека - один из самых сложных уровней освоения изобразительного искусства. Вот почему всем, кто только-только решил взяться за этот вид рисунка, пригодятся советы профессионалов.


Этапы работы

Процесс создания изображения человека можно разделить на три этапа.

Вспомогательная работа

На этом уровне мы разбираемся с пропорциями и делаем вспомогательную фигуру, которая станет основой рисунка. Без анатомических подробностей, конечно, не справиться.


Детализация

На этом этапе мы прорисовываем все части тела, причём начинаем с головы, так как её размеры являются определяющими для других частей рисунка. Для работы потребуется линейка и элементарные знания математики. Последний шаг на уровне детализации - удаление вспомогательных линий.

«Оживление»

Одеваем нашего человека либо, если рисовали портрет, выделяем акцентные части облика (глаза, рот, подбородок). Добавляем цветотени, чтобы фигура приобрела объёмность. И, если предполагается, раскрашиваем картинку.

Посмотрим, как действует эта схема на практике.

Рисуем человека в полный рост

Инструкция:

  1. Рисуем овал головы (около 2 см), измеряем её длину, откладываем 7 таких мерок.

    Начинать рисунок нужно со вспомогательных линий

  2. Приступаем к шее. Её размер будет равен где-то половине ширины овала головы.
  3. Делаем плечи. Они будут равны длине головы, немного наклонены вниз.

    Линия шеи переходит в плечи

  4. Следующий этап - талия. Она находится на уровне 2,5 длин головы. Если голова - 2 см, то точка талии - чуть ниже отметки 5 см. Проводим горизонтальную черту чуть шире ширины головы, но меньше длины плечевого пояса. Соединяем талию с линей плеч.

    Прорисовываем линию талии и соединяем её с плечевым поясом

  5. Берёмся за туловище. Уровень четвёртой отметки на вертикальном отрезке опорной фигуры - нижняя часть туловища, которая чуть шире талии, но уже плеч. Делаем горизонтальную линию и соединяем её с талией.

    Туловище также рисуется по установленным пропорциям

  6. Приступаем к ногам. Сначала отмечаем ниже пятой отметке колени, которые немного «отходят» от центральной линии. Обозначаем эту часть тела небольшими кругами.

    Суставы ног показываем кружочками

  7. Соединяем эти круги с горизонтальной линией таза и получаем бёдра.

    Соединяем колени с тазом

  8. Делаем кружочки поменьше на уровне ниже шестой, ближе к седьмой отметке. Это переход голеней в стопы. Эти линии присоединяем к коленям.

    Соединяем отметку голеней с коленями

  9. На седьмой отметке рисуем ступни в виде вытянутых овалов внизу.

    Ступни показываем овалами

  10. Рисуем руки. Для начала тоже кругами показываем локти, которые находятся на линии талии.
  11. Отмечаем небольшими кругами кисти рук, которые находятся чуть выше нижней границы торса.

    Руки обозначаем локтевыми суставами и кистями

  12. Соединяем круги между собой и с плечами изогнутыми линями. Прорисовываем кисти.

    Первоначально кисти также показываем овалами

  13. Обозначаем черты лица. Показываем уши, глаза, нос, брови и причёску.

    Приступаем к детализации лица

  14. Детализируем одежду, показывая складки и некоторые швы.

    Дорисовываем одежду

  15. По желанию раскрашиваем.

    Раскрасить рисунок можно карандашами, красками или фломастерами

Голова, лицо и руки

Считается, что эти части тела человека изобразить сложнее всего. Объяснение этому можно найти следующее: голова - основа пропорций всей фигуры, поэтому от того, насколько правильно она будет изображена, зависит качество всего рисунка. Черты лица и руки - это выражение эмоций человека, то, что делает рисунок «живым». И, безусловно, в изображении эти элементов также важна гармония. То, что Леонардо да Винчи назвал «золотым сечением».

Это интересно. Соотношение пропорций фигуры и лица человека, названные Леонардо «золотым сечением», является своеобразным кодом красоты, который был описан итальянским математиком, основоположником бухгалтерии, Лукой Пачоли.

Видео: как быстро научиться рисовать голову

Видео: мастер-класс рисунка аниме головы

Видео: что учесть при создании рисунка лица

Фотогалерея: как нарисовать глаза

Фотогалерея: как нарисовать нос

Фотогалерея: как нарисовать ухо

Фотогалерея: как нарисовать женскую и мужскую бровь

Фотогалерея: как нарисовать губы

Рисуем руки

Чтобы правильно изобразить кисть руки, следует помнить, что она очень похожа на лопатку, которая состоит из пальцев и пясти.

Это интересно. Длина пальцев будет равна длине пясти.

Длина у кисти может быть изображена по-разному, так как у людей бывают и длинные, и короткие пальцы; и квадратной, и продолговатой формы

Создаём изображение пальцев

Гибкость пальцев обеспечивается суставами. При этом последующая фаланга более тонко построена, чем предыдущая.

Все пальчики, кроме большого, состоят из 4 суставов, и их длина определяется длиной до первой фаланги следующего пальца. Однако длина мизинца будет равна длине последней фаланги безымянного пальца.

Пропорции фаланг на изображении должны быть на расстоянии 2/3 от длины предыдущей

Это интересно. Чтобы убедиться, что все пропорции в изображении пальцев соблюдены, нужно провести над пальцами полуокружность, вершиной которой должен быть средний палец.

Выступы на внутренней стороне пальцев направлены от указательного пальца к мизинцу.

Начать изображение ладони можно со схемы в виде варежки

Рисуем кулак

Согнутые пальцы, как и разогнутые, образуют полуокружность, при этом на месте сгиба пальчик всегда будет толще, чем по длине отдельной фаланги.

В сжатом кулаке, под мизинцем с внешней стороны, есть складка, добавив которую показываем, что рука что-то сжимает

В профиль внешняя сторона будет плоской, выступать будут только костяшки, а вот внутренняя остаётся мягкой, с равномерно распределёнными выступами.

Красным цветом отображено, как закрепляется первая фаланга к пясти, зелёным цветом обозначаются перепонки, которые находятся между, их обычно считают началом первой фаланги

Этапы рисунка руки

Новичкам легче рисовать с натуры, причём в качестве модели использовать свои собственные руки.

Самая лучшая тренировка навыка изображения кисти - рисунок с натуры

Инструкция:

  1. Делаем набросок схемы кисти, выделяя большой палец и все остальные.
  2. Прорисовываем указательный, затем остальные.
  3. Детализируем пальцы, добавляя костяшки, ногтевые пластины, подушечки.
  4. Придаём пальцам объём с помощью штрихов.
  5. Добавляем цвет и тени под кистью.

Тонкости ракурса

Если ракурс расположения кисти сложный, то рекомендуется прорисовывать каждый палец отдельно. Когда одними линиями для изображения пальцев не обойтись, можно пользоваться геометрическими фигурами, например, цилиндром или параллелепипедом.

В любом случае стоит помнить, что пальцы и кисть взаимосвязаны: изменяя положение одних, нельзя не менять позу другой.

Меняя положение кисти, следует менять и положение пальцев

Как изобразить сидящего человека

Инструкция:

  1. Рисуем овал для головы, делим его пополам.

    Опорная фигура рисуется с учётом позы объекта

  2. Чёрточками показываем высоту головы для обозначения контрольных точек опорной фигуры.

    Контрольные точки определяют высоты головы

  3. Прорисовываем цилиндр шеи.
  4. Приступаем к туловищу. Середина груди - это уровень первого отрезка. Показываем линию спины, делая её слегка изогнутой.

    Намечаем шею

  5. Добавляем нижнюю часть туловища и таз. При этом попа сидящей фигуры слегка выдвинута вперёд.

    Туловище слегка изгибаем

  6. К тазу пририсовываем круг, диаметр которого чуть больше высоты головы.
  7. Кругом обозначаем также и колено на третьем уровне опорной фигуры.

    Таз чуть больше головы

  8. Соединяем круги в бёдра.

    Прорисовываем бёдра

  9. Добавляем контуры нижней части ноги к окружностям и убираем вспомогательные линии.
  10. Показываем небольшой окружностью голеностопный сустав.

    Дорисовываем нижнюю часть ноги

  11. Показываем линии голени и прорисовываем ступню, начиная с пятки, показывая все суставы. Рисуем носок.

    Детализируем носок

  12. Приступаем к левой ноге. Хоть она и закрыта правой, но все элементы прорисовываем по образцу, иначе нарушатся пропорции тела.

    Вторую ногу делаем по образцу первой

  13. Рисуем руки. Располагаем плечи под первой отметкой в виде круга ниже плеча.

    Небольшой окружностью показываем начало руки

  14. Локоть показываем ниже середины груди. Обращаем внимание на то, что длина от локтя до колена немного больше, чем от локтя до плеча. Добавляем кисть и предплечье.

    Делаем отметки локтевого сгиба и кисти

  15. Соединяем все части тела плавными линиями.

    Линии соединения должны быть плавными

  16. Дорисовываем стул для сидящей фигуры.
  17. Вторую руку, лежащую на спинке стула, рисуем так же, как и первую.
  18. Детализируем лицо. Намечаем линии уровня глаз, носа, рта.
  19. Добавляем объёмы груди, тазу и икроножной мышце.

    Объёмы делаем умеренными, реалистичными

  20. Рисуем элементы лица. Дополняем образ волосами. Убираем лишние линии.

    Удаляем вспомогательные линии, наводим контуры

  21. Добавляем детали лица, волосы, футболку, шорты и каблуки. По желанию раскрашиваем.

    Детализируем лицо, волосы, дорисовываем одежду

Рисунки для детей

Малышам иногда бывает сложно понять тонкости изобразительного искусства из-за сложных понятий «пропорция», «отрезок», «наклонные, перпендикулярные линии». Поэтому для них схемы лучше упрощать до названий геометрических фигур, которые известны ещё с детского сада.

Как изобразить ребёнка

Инструкция:

  1. Делаем овал для головы мальчика, соединяем его линями маленькой шеи с туловищем.
  2. Дорисовываем внизу ещё один прямоугольник. Закругляем переход от шеи к рукам, показывая так плечи.

    Овал головы соединяем с прямоугольником туловища шеей

  3. Добавляем ручки и ножки.

    Руки и ноги показываем прямыми линиями

  4. Убираем лишние линии на плечах, добавляем горловину кофточки, а также швы на ней в районе рукавов. Показываем в виде рогатки гульфик на брючках. Дорисовываем ботинки и детализируем кисти.

    Руки показываем схематично

  5. Детализируем голову. Крестиком показываем её центр, определяя расположение глаз. Делаем две дуги с двумя точками - это верх глаз. Дужка внизу головы - это нос и рот. Уши располагаем на уровне носа.

    Приступаем к прорисовке лица

  6. Добавляем детали глаз, детализируем ноздри. Показываем брови и волосы, обозначаем складки на одежде.

    Уточняем детали одежды и наводим контуры

  7. По желанию раскрашиваем.

Как нарисовать смешного карапуза

Детям очень нравится изображать себе подобных озорников-карапузов. Тем более что есть очень лёгкая схема, которая будет понятна даже без родительского участия.

Инструкция:

  1. Рисуем овал, в котором обозначаем точками глаза, а двумя изогнутыми линиями нос и рот.
  2. Прорисовываем уголки губ, показываем уши и волосы.

    Этот рисунок начинаем с мордашки

  3. От головы проводим трапецию - тело малыша. Проводим горизонтальную линию, которая отделяет кофту от штанишек карапуза.

    На туловище сразу показываем одежду

  4. Рисуем рукава.

    Для прорисовки рукавов можно пользоваться линейкой

  5. Добавляем персонажу руки и ноги.

    Руки пока показываем варежками

  6. Детализируем ручки, добавив линии пальчиков.

    Прорисовываем пальчики на руках

  7. Раскрашиваем по желанию.

Видео: как научить дошкольника рисовать человека

Создаём портрет

Рисование портрета - процесс очень тонкий, ведь в этом жанре художник показывает свои навыки владения техникой изображения головы, лица со всеми его чертами. Тем более что портрет предполагает рисунок с натуры. Так что, чтобы рационально распределить немалый фронт работ, стоит разбить его на шесть этапов.

Инструкция:

  1. Этап 1. Изучаем модель и определяем максимальную высоту и максимальную ширину лица, обозначив их мысленно точками. Рисуем овал, проводим центральную ось, изогнутую в три четверти, а также горизонтальные линии.
  2. Этап 2. Располагаем на лице глаза, нос, уши и рот. При этом важно следовать индивидуальным пропорциям модели. Зарисовываем кости и мышцы черепа.

    На первых этапах важно точно передать все линии черепа, а также черты лица

  3. Этап 3. Представляем голову в виде нескольких плоскостей, из которых она состоит. Это нужно для определения того, какие участки будут тёмными, а какие светлыми. Для получения объёмного изображения обводим и те и другие. Стараемся избегать прямых линий, чтобы избежать угловатости черт.

    После детализации лица и причёски приступаем к прорисовке теней

  4. Этап 5. Делаем полутона, выделяя самые значимые части: губы, глаза. Для этого меняем тон штриха карандаша, а также комбинируем нажим.
  5. Этап 6. Смягчаем и растушёвываем все линии. Если рисунок качественный, то после растушёвки вспомогательные линии вытирать не придётся - они просто рассредоточатся в общем тоне.

    Последний этап - это смягчение и растушевывание линий

Рисуем первобытного человека

Пытливый ум детей очень чутко воспринимает всю информацию, связанную с происхождением человека, первыми людьми на планете. Поэтому неудивительно, что образ первобытных предков занимает одно из ведущих мест среди желаемых объектов для творческого воплощения на бумаге.

Инструкция:

  1. Отмечаем крайние точки по горизонтали и вертикали листа - это границы рисунка. Проводим вертикальную линию, которая впоследствии превратится в палку мужчины. Рисуем очертания черепа мужчины, а также правой ноги и руки женщины.

    После нанесения отправных точек рисунка делаем набросок фигур

  2. Прорисовываем шевелюру мужчины, намечаем его ноги, руки и одежду. Женский образ уточняем копной волос, формой правой руки, ножом, а также правой ногой и деталями одежды.

    Рисуем детали внешнего мира: палку, нож, камень

  3. Дорисовываем лицо мужчины: рот, нос, глаза. Штриховыми линями делаем тени на подбородке, мех на одеяниях, показываем форму рук и ног. Рисуем видимые части рыбы, которую держит добытчик. Дорабатываем волосы женщины, нож, руки, ноги, а также добавляем на правую руку повязку. Штрихами прорисовываем почву под ногами персонажей.
  4. Делаем шевелюру мужчины более густой. Заштриховываем рыбий хвост. Рисуем стопу правой ножки хранительницы очага, детализируем штриховыми линями переднюю часть её наряда.

    Детали обстановки вписываются уже после того, как прорисованы люди

  5. Не стоит слишком усложнять изображение людей - сама краска не предполагает чёткого высчитывания пропорций.
  6. Чтобы сделать человека акцентным образом на рисунке, не боимся делать его ярким, добавив красок в одежду.
  7. Сочетание тёплых и холодных оттенков добавит картине непринуждённости.
  8. Акварелью легче нарисовать группу людей, чем отдельные персонажи.

    Рисовать портреты акварелью по силам даже не каждому профессионалу

  9. Границы фигуры при наличии общего контекста рисунка нужно размывать чистой кистью, чтобы человек вписывался в сюжет, а не выбивался из него.
  10. Новичкам удобно рисовать людей пятнами, которые затем парой мазков оформятся в человеческие фигуры.
  11. Не забываем про тени, они придают рисунку живость.
  12. Если планируется изображение нескольких героев, то они должны не просто соприкасаться между собой, а перекрываться и накладываться.

    Рисовать групповые картины акварелью проще, чем отдельных персонажей, так как не нужно слишком детализировать образы

  13. Раскрашивая одежду, некоторые детали стоит оставить белыми, ведь многие люди носят именно белый цвет.
  14. Не стоит слишком детализировать образы.

А вот пример простого рисунка людей акварелью.

Поделитесь с друзьями!