Написал час быка 7 букв. Час быка

»; упоминаются (в качестве «исторических личностей») персонажи последнего: Рен Боз, Веда Конг, Эрг Ноор, Дар Ветер, Мвен Мас. Однако события «Часа Быка» происходят значительно позже, и общих с «Туманностью Андромеды» действующих персонажей нет, а сюжет романа вполне самостоятелен.

Роман посвящён Таисии Иосифовне Ефремовой.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Отрывок из фильма "Час Быка"

    ✪ Трейлер мультфильма "Час Быка" 2015 г.

    ✪ «Час Быка» во «Взгляде» (1988)

    Субтитры

Сюжет

Произведение построено по схеме «рассказ в рассказе». Действие начинается на Земле, в далёком коммунистическом будущем, в Эру Встретившихся Рук (ЭВР) - период, когда появление сверхсветовых звездолётов позволило достигать далёких миров в относительно короткие сроки и устанавливать прямой контакт с их разумными обитателями.

Пролог. В школе СП ШЦ-401 третьего цикла изучаются закономерности развития общества. По теории, общество в своём развитии должно перейти на высшую, коммунистическую фазу , либо погибнуть, самоуничтожившись. Ученики задают учителю истории вопрос о Тормансе - единственной известной им планете, где человечество не стало коммунистическим, но, тем не менее, выжило. Экспедиция землян на Торманс состоялась 130 лет назад. Учитель предлагает обсудить этот вопрос на отдельном занятии, которое проходит после посещения памятника участникам экспедиции на плоскогорье Реват (между Деканом и Индийским океаном). Ученики просматривают материалы экспедиции и узнают, что происходило на Тормансе больше века назад.

Роман задумывался в начале 1960-х годов как небольшая повесть «Долгая заря», анонсированная в «Технике - молодежи » в 1964 году. Однако публикация не состоялась, а повесть переросла в роман. Он был написан за три года и впервые напечатан в:

  • журнале «Техника - молодёжи» (1968, № 10 - 1969, № 7; с рисунками А. Побединского);
  • журнале «Молодая гвардия » ( , № 1-4);
  • газете «Молодёжь Грузии» от 5.4.1969 года (отрывок).

Затем, спустя год, вышло первое книжное издание романа (с изменениями и дополнениями) в издательстве «Молодая гвардия » () , тиражом 200 000 экземпляров.

После этого на произведение был наложен негласный запрет: его изымали из библиотек в спецхраны, а в собрании сочинений 1975 года о нём не вспомнили даже в послесловии.

После почти 18-летнего периода замалчивания роман (в авторском дополненном варианте) вышел в 1988 году в издательстве Московского полиграфического института и Волго-Вятском книжном издательстве . Собрание сочинений И. Ефремова, вышедшее в 1986-1989 году, было дополнено «Часом Быка» и другими произведениями, так что пятый том «разросся» до трёх книг. Роман неоднократно издавался в конце 1980-х - 1990-х годах .

Переведён на болгарский (1970), чешский (1973), французский (1979), украинский (дважды: 1990; 1991), польский (2015) языки.

Проблематика

Ефремов говорил, что роман возник из желания поспорить с авторами антиутопий :

Я обнаружил тенденцию в нашей научной фантастике (не говорю уже о зарубежной!) - рассматривать будущее в мрачных красках грядущих катастроф, неудач и неожиданностей, преимущественно неприятных.
Конечно, и о трудностях, о неудачах, даже о возможных катастрофах надо писать. Но при этом писатель обязан показать выход из грозных ловушек, которые будущее готовит для человечества. А у авторов «антиутопий» выхода-то никакого нет. Всё или фатально, или подчинено прорвавшимся диким, животным инстинктам человека.

В книге достаточно намёков на Китай , поскольку роман был написан в период советско-китайского раскола . Например, сады диктатора планеты Чойо Чагаса называются также садами «величайшего гения Цоам», что является очевидным перевёртышем имени Мао Цзэдун , а Совет Четырёх, управляющий планетой, легко ассоциируется с группой лидеров Коммунистической Партии Китая с по 1976 годы , названной после её отстранения от власти «Бандой четырёх» .

Также в романе критикуется «гангстеризующийся капитализм», который смыкается с «муравьиным лжесоциализмом». Так, упоминание мифической прародины тормансиан - Белых Звёзд вызывает аллюзии на государственную символику США.

Однако в романе легко усматриваются и черты, характерные и для СССР . Всеволод Ревич пишет в книге «Перекрёсток утопий»:

…хотел того автор или не хотел, всё, что творилось на Тормансе, с неотвратимостью проецировалось на нашу страну. Ефремов даже заглянул вперёд - в книге просматриваются ассоциации с временами застоя и - как его следствия - нынешнего беспредела.

Интересно, что в книге вообще нет упоминания об СССР: в разговорах героев о временах, когда на Земле кризис цивилизации, подобный тормансианскому, был преодолён, в качестве страны, «прошедшей по лезвию бритвы между капитализмом и муравьиным лжесоциализмом», называется Россия .

В романе «Час Быка» герои часто ссылаются на «философа и историка пятого периода ЭРМ» Эрфа Рома, имя которого, возможно, является слегка завуалированными именем мыслителя-фрейдомарксиста Эриха Фромма , а также анаграммой имени самого Ивана Ефремова [ ] .

Альтернативные описания

Василий (родился в 1915) дважды Герой Советского Союза, полковник

Иван (1907-72) русский писатель, палеонтолог, романы «Туманность Андромеды», «Лезвие бритвы», «Час быка»

Михаил (1897-1942) генерал-лейтенант, в ВОВ командующий Центрального фронта и армией в Смоленском сражении и Московской битве

Михаил (родился в 1963) российский актер и театральный режиссер, снимался в фильмы «Когда я стану великаном», «Благородный разбойник Владимир Дубровский», «Гардемарины, вперед!», «Королева Марго»

Олег (родился в 1927) российский актер, режиссер, снимался в фильмы «Берегись автомобиля», «Три тополя на Плющихе»

Петр (1830-1907/08) российский библиограф, историк литературы

Город (с 1777) в России, Тульская область, на реке Красивая Меча

Российский актер по имени Олег

Российский театральный режиссер

Российский актер, исполнивший роль дембеля-сверхсрочника в фильме «Девятая рота»

Российский актер, исполнивший роль алкоголика в фильме «Черная молния»

Российский актер, исполнивший роль Деда Мороза в фильме «Ирония судьбы. Продолжение»

Российский актер, исполнивший роль 8-го присяжного, актера-юмориста в фильме «12»

Российский актер, исполнивший роль Евстратия Мыльникова в фильме «Статский советник»

Российский актер, режиссер, постановщик фильма «Старый Новый год»

Российский актер, режиссер, постановщик фильма «Строится мост»

Российский актер, исполнивший главную роль в фильме «Рудин»

Российский актер, исполнивший роль доктора Айболита в фильме «Айболит-66»

Российский актер, исполнивший роль Долохова в фильме «Война и мир»

Российский актер, исполнивший роль художника-самородка Федора в фильме «Гори, гори, моя звезда»

Российский актер, исполнивший главную роль в фильме «Дни хирурга Мишкина»

Российский актер, исполнивший роль танкиста Иванова в фильме «Живые и мертвые»

Российский актер, исполнивший роль Григория Степановича в фильме «Здравствуй и прощай»

Российский актер, исполнивший роль майора Гринько в фильме «Инспектор ГАИ»

Российский актер, исполнивший роль Виктора в фильме «Мама вышла замуж»

Российский актер, исполнивший роль Марлина в фильме «Открытая книга»

Российский актер, исполнивший роль Алексея Узорова в фильме «Первый эшелон»

Российский актер, исполнивший главную роль в фильме «Случай с Полыниным»

Российский актер, исполнивший роль следователя Подберезовика в фильме «Берегись автомобиля»

Российский актер, сыгравший шофера в фильме «Три тополя на Плющихе»

Город в Тульской области

Музыкант группы «Машина времени»

Олег из фильма «Рудин»

Олег из фильма «12»

Айболит в к/ф «Айболит-66» (актер)

Айболит в кинофильме «Айболит-66» (актер)

Олег из фильма «Любушка»

. «берегись автомобиля» (актер)

Город с Тульской области

Известный советский актер Олег...

Основатель «Современника»

. «три тополя на Плющихе» (актер)

2-й губернатор Архангельской области

. «шофер на один рейс» (актер)

Олег..., Михаил... (актеры)

Ударник группы «Машина времени»

Сыграл Подберезовикова в кино

Актеры Олег и Михаил (фамилия)

Олег из фильма «Айболит-66»

Русский советский писатель, палеонтолог, роман "Лезвие бритвы"

Русский писатель-фантаст, основатель тафономии (1907-1972)

Российский актёр (1927-2000)

Город в Тульской области

Из чего состоит полотно, ставшее самой известной антивоенной картиной в мире

Картина «Герника»
Холст, масло 349 х 776,6 см
1937 год
Ныне хранится в Центре искусств королевы Софии в Мадриде

В Гернике Пикассо никогда не бывал, но гибель этого городка потрясла художника. И он создал полотно, ставшее самой известной антивоенной картиной в мире - так субъективные ассоциации оказались убедительнее документальной фотографии

«Полный технический успех!» - записал в дневнике начальник штаба немецкого легиона «Кондор», после того как 26 апреля 1937 года баскский городок Герника превратился в пылающие руины. В разгар ярмарочного дня Гернику разбомбили и расстреляли из пулеметов с самолетов. Так нацистская Германия поддержала правые силы Испании, которые во главе с генералом Франсиско Франко вели войну против республиканского правительства страны.

Испанец Пикассо уже давно жил во Франции. В начале 1937 года республиканские власти родной страны художника заказали ему большую картину для павильона Испании на Всемирной выставке в Париже, и Пикассо никак не мог определиться с сюжетом. На следующий день после трагедии в Гернике о случившемся объявили по радио; через два дня в европейской прессе появились заметки о бомбардировке; через пять дней, 1 мая, художник, отказавшись от прежних задумок, погрузился в работу над картиной об уничтоженном городе. Делая эскизы, Пикассо не отходил от мольберта по 12–14 часов в сутки.

Огромное полотно поначалу разочаровало заказчиков. В качестве главной картины павильона «Гернику» даже хотели заменить творением Орасио Феррера де Моргадо «Мадрид 1937», написанным в более реалистичной манере. Впоследствии полотно Пикассо стало одним из самых известных антивоенных произведений в истории живописи.


1 Цвет . Пикассо использовал преимущественно черно-белую палитру - цвета фотографий из репортажей в газетах.

2 Бык . Ассоциируется с корридой и с Испанией в целом. Пикассо говорил, что бык в «Гернике» олицетворяет жестокость, но не фашизм. Вероятно, речь шла о жестокости как национальном обычае.

3 Мать . В Гернике погибли сотни мирных жителей. Женщина с умершим ребенком - не только трагический образ, но и отсылка к известному в искусстве сюжету: оплакивание Христа Девой Марией. Этот образ был хорошо знаком многим испанцам с детства: каждый год на Страстной неделе торжественные процессии носили по улицам городов статую Богоматери Скорбящей.


4 Воин . Это расколотая античная статуя, на набросках к картине она в древнегреческом шлеме. Тема гибели на войне предметов искусства для Пикассо, почетного директора музея Прадо в Мадриде, была особенно актуальной: в 1936 году шедевры едва смогли вывезти оттуда, когда франкисты начали бомбить столицу.


5 Птица . Возможно, это голубь, жертвенная птица древности. Первого из «голубей мира» Пикассо создал 12 лет спустя для Всемирного конгресса сторонников мира.


6 Растение . Пробивающаяся среди руин жизнь, символ надежды. Так, в бомбежке уцелело Дерево Герники, потомок дуба, под которым короли клялись уважать права народа басков.

7 Пожар . Враг на картине отсутствует, видны только следы его деятельности. По мнению историка искусства Роланда Пенроуза, «такой подход является пророческой отсылкой к безличности современной войны, которая предоставляет своим жертвам все меньше шансов узнать... чья рука несет им смерть».


8 Женщина со светильником . Специалист по творчеству Пикассо Гарри Ратлидж предположил, что противопоставленный электрическому «солнцу» светильник - это керосиновая лампа, намек на древность и провинциальность баскского городка и «на беззащитность человечества».


9 Лошадь . Второе животное, участвующее в корриде и нередко погибающее на арене. Пикассо говорил, что лошадь на его картине «олицетворяет народ». Вероятно, поэтому морда гибнущего животного очертаниями напоминает человеческий череп. Искусствоведу Гейсу ван Хенсбергену «Герника» кажется абсурдной корридой с нарушенными правилами: лошадь ранена и быком, и копьем пикадора.


10 Лампа . Электрическую лампу, заменившую на картине солнце и уподобленную глазу, исследователи считают символом технического прогресса, в данном случае направленного на уничтожение людей.

Художник
Пабло Пикассо


1881
- родился в испанском городе Малаге в семье художника.
1889–1890 - написал первую картину маслом, «Пикадор».
1904 - переселился во Францию.
1907 - создал поразившую современников картину , с которой наметился поворот к новому течению - кубизму, одним из основателей которого он считается.
1934 - в последний раз посетил Испанию.
1937 - создал сатирический цикл офортов «Мечты и ложь генерала Франко», деньги от продажи репродукций были переданы в поддержку испанских республиканцев.
1949 - создал первые варианты «голубя мира». Дочери, родившейся в том же году, Пикассо дал имя Палома - «голубка».
1973 - умер от отека легких на своей вилле в Мужене, Франция.

Фото: Fine Art Images / Legion-media, AFP / East News