Наиболее распространенные ощущения, испытываемые при неподвижной медитации

В самом начале практики цигун вы учитесь тому, как регулировать свое тело, дыхание и разум. Приступая к практике, особенно к неподвижной медитации, вы получаете возможность погрузиться в глубокое медитативное состояние, в котором ваша ци самостоятельно восстанавливается и уравновешивает себя, проникая в каждую клетку вашего тела. В процессе медитации у вас могут возникнуть разнообразные ощущения или даже видения. Большинство из этих новых впечатлений возможно получить только во время медитации. Такие ощущения китайцы называют цзин ци, что переводится как «видения ци» или «картинки ци» (потому что именно ци вызывает к жизни эти видения). Здесь мы рассмотрим некоторые наиболее распространенные ощущения и впечатления. Не думайте, что вы обязательно столкнетесь с каждым из них или что подобное испытывает каждый человек. Все зависит от индивидуальных качеств, времени суток, в которое вы занимаетесь, даже от окружающей вас обстановки.
1. «Восемь Прикосновений» (физические и сенсорные явления)
Ба чу, или «Восемь Прикосновений», представляют собой ощущения, нередко возникающие в процессе практики цигун: это может быть чувство тепла, ощущение, будто кто-то касается вас, или чувство тяжести. В Китае их называют чу ганъ (прикосновение и ощущение) или дун чу (движущееся прикосновение). Некоторые люди испытывают такие ощущения:
1) движение (дун);
2) зуд (ян);
3) прохлада (лян);
4) тепло (нуанъ);
5) легкость (цин);
6) тяжесть (чжун);
7) першение (сэ);
8) скольжение (хуа).
Другие же называют иной перечень ощущений:
1) потряхивание (дяо);
2) вибрация (и);
3) холод (лин);
4) жар (жэ);
5) парение (фу);
6) погружение (чэнь);
7) твердость (цзянь);
8) мягкость (жуань).
Вы должны понимать, что для практики цигун все эти ощущения являются вполне нормальными; они возникают иногда даже у новичков. Если вы почувствуете нечто подобное, проанализируйте свое ощущение, чтобы определить его источник или причину. Если окажется, что это естественное явление или результат перераспределения ци, не переживайте из-за этого, позвольте всему идти своим чередом. Если же явления вызваны какими-то другими причинами — исправьте положение, избавьтесь от обстоятельств, их породивших.
Не стоит ожидать этих явлений и надеяться на их появление (как, впрочем, и беспокоиться по этому поводу). Просто следуйте природе, не вмешиваясь в ее дела. Воспринимайте происходящее с легким сердцем, продолжая занятия; держите разум в ясности и спокойствии, стараясь ни на что не отвлекаться.
2. Ощущение движения или вибрации
Это ощущение отличается от описанной ранее дрожи. Оно возникает в области Даньтяня во время неподвижной медитации. Позанимавшись неподвижной медитацией некоторое время, вы поначалу можете ощутить теплоту в нижней части живота. Через пару недель вы можете почувствовать, что область Даньтяня начинает самостоятельно вибрировать — это значит, что «нижний котел» наполнен ци и пора использовать свой Я, чтобы направить эту ци по Малому Кругу. Как правило, это ощущение одним из первых приходит к начинающим заниматься неподвижной медитацией. Оно подтвердит вам правильность практики и наличие определенных успехов.
3. Ощущения внутри живота
Как только вы почувствуете теплоту и вибрацию в Даньтяне, мощный поток ци распространится по животу. Движения передней стенки живота во время дыхания стимулируют циркуляцию ци в кишечнике. Иногда это вызывает различные звуки или способствует освобождению от газов. Через некоторое время после того, как это произойдет, вы почувствуете тепло и различные ощущения в животе, почувствуете вашу ци, текущую равномерно и сильно. Иногда это приводит к усиленному потоотделению. После регулярных занятий в течение некоторого времени эти ощущения исчезнут, поскольку все каналы в нижней части живота откроются и ци сможет двигаться беспрепятственно.
4. Ощущение воздушности
По завершении Малого Круга, когда ци внутри вашего тела движется равномерно, вы можете почувствовать, что в состоянии глубокой медитации ваше физическое тело как бы исчезает, становясь легким и воздушным. Это ощущение действительно приятное; однако стоит вам отвлечь свой разум на это ощущение, как воздушность тут же исчезнет. Вы должны просто осознавать происходящее, не обращая на него внимания. Как правило, чтобы достигнуть этого состояния, вы должны вначале привести свое тело в состояние глубокого расслабления, когда ритм дыхания и сердцебиение снижены до минимума, а разум находится в состоянии покоя и умиротворения.
5. «Белый вид» («облака») в пустой комнате
Находясь в состоянии глубокой медитации, вы иногда можете пережить ощущение исчезновения вашего физического тела, после чего ваша ци сольется с ци окружающего пространства. Когда это происходит, кажется, что вся комната внезапно становится пустой, наполняясь белыми облаками или туманом. Если вы попытаетесь сосредоточиться на созерцании, картина тут же исчезнет, поскольку разум не знаком с состоянием абсолютной пустоты и тут же начнет генерировать образы знакомых физических предметов, чтобы заполнить ее.
Столкнувшись с ощущением белой пустоты, просто почувствуйте ее, не концентрируя на ней внимание. Подобные явления возникают лишь при условии идеальной уравновешенности разума, приводящей его в состояние повышенного расслабления и концентрации. Даос У Ицзы говорил: «(Если ты) желаешь наполнить живот (ци), вначале опустоши (отрегулируй) синь. (Если ты) желаешь вызывать Белое, вначале опустоши комнату». Это высказывание взначает, что для наполнения живота энергией ци человек вначале должен опустошить свой эмоциональный разум. Другими словами, вы должны регулировать свой синь до тех пор, пока он не исчезнет, —лишь после этого ваш разум сможет сконцентрировать И на Нижнем Даньтяне, чтобы он «разжег огонь» (начал создавать ци). В данном случае белый цвет символизирует простоту, чистоту, легкость, связанные с исчезновением физического тела. Чтобы заставить собственную ци слиться с окружающей, вам прежде потребуется избавиться от всех объектов в «комнате» вашего разума, включая физическое тело.
6. Шесть других ощущений
Достигнув высших уровней медитации в цигун, вы можете столкнуться с шестью другими часто встречающимися ощущениями. Вот они: а) жар в Даньтяне, словно он объят огнем; б) (внутренние) почки словно опущены в кипяток; в) из глаз бьют лучи света; г) за ушами возникают порывы ветра; д) над головой слышится клекот орла; е) ваше тело наполнено энергией так, что даже нос дрожит. Все эти явления даос Юй Цзу назвал «Шестью Доказательствами», поскольку они подтверждают правильность пути в практике медитации.
7. Шесть перемещений
Когда вы овладеете уровнем, позволяющим регулировать ваш шэнь, вы сможете повысить его, а сверхъестественная сила лин поможет вам достигнуть того, что недоступно обычному человеку. При этом ваш разум сможет общаться с шестью природными силами.
А. Видение настоящего
Ваш разум настолько прояснен, что способен анализировать и понимать события максимально глубоко и точно. Это происходит потому, что вы научились регулировать свой разум и способны видеть предметы или события с беспристрастной точки зрения, не испытывая смущающего влияния синь. Поскольку большинству людей это недоступно, вы сможете видеть лучше их.
Б. Понимание прошлого и видение будущего
Ваш разум способен понимать прошлое и предсказывать будущее. Поскольку ваш разум прояснен, вы сможете анализировать происходящее, понимать причины и видеть результаты. Поскольку ваш опыт объективного анализа будет накапливаться, вы сможете видеть, что произойдет в будущем, ведь человек остается человеком, а история всегда повторяется.
В. Видение всей Вселенной
На высших стадиях медитации ваш дух сможет ощущать всю Вселенную. Вы сможете увидеть (духовно) горы, небеса, реки, моря и т. п. На этой стадии ваша ци объединится с ци Вселенной, так что вы обретете способность свободно обмениваться информацией.
Г. Звуки Вселенной
При помощи своего духа вы сможете слышать и понимать все звуки, возникающие от вариаций природной ци, включая ветер, дождь, волны и т. п. Вы также сможете слышать духов и общаться с ними.
Д. Видение судьбы
Ощутив все изменения в природном поле ци, накопив все прошлые знания, относящиеся к человеку, вы сможете видеть разум человека, его личностные качества, истинную природу. Это позволит вам видеть его судьбу. Вы даже сумеете определить его духовное будущее, т. е. ожидают ли человека в дальнейшем радости (рай) или страдания (ад).
Е. Узнавание мыслей других
Поскольку вы наполнили свой дух и головной мозг энергией, приведя их в состояние повышенной чувствительности, ваш мозг сможет воспринимать значительно более широкий спектр волн. Научившись настраиваться на волны, испускаемые мозгом других людей, вы сможете видеть их мысли.
Даосский мудрец У Чжэньжэнь сказал: «Возвратись в пустоту, чтобы объединиться с Дао после того как ты достигнешь устойчивости и (твой дух) сможет покинуть (твое тело), (твой дух) сможет внезапно проникать (в твое тело) и так же внезапно покидать его». Это и будет тем состоянием буддовости, или просветлением, находясь в котором вы сможете отделиться духом от тела, соединившись с природой.

Почему не у всех получается медитировать и какие ошибки можно совершать во время медитации?

Думаете ли вы, что медитировать – это привилегия, доступная избранным , что у вас это точно не получится (или не получалось ранее), что для медитации необходимо обладать некими талантами? Тогда эта статья как раз для вас. Вы узнаете о том, как перестать совершать ошибки при медитациях.

Распространенные объяснения «провала» медитации:

  • «Не могу расслабиться» , потому что отвлекают посторонние звуки. Дети кричат во дворе, вездесущий сосед с дрелью, много людей на одной жилплощади, горло болит (спина, пятка, ухо…) и другие раздражающие факторы;
  • «Мои мысли, мои скакуны» , которые в голове крутятся хороводом, не дают уйти в медитативное состояние. «Что приготовить мужу на обед», « успею ли сдать отчет к концу месяца» и другие насущные дела;
  • «Ничего не вижу, не слышу, не чувствую» – у меня не получается визуализация. Закрываю глаза, а там пустота. Ну не всем же дана богатая фантазия Стивена Спилберга…

Мозг — хитрец играет шутки
Начну с того, что утверждение «я не могу медитировать» – это просто обман мозга. Ведь ему не выгодно медитировать, усыпляя тем самым логическое восприятие, успокаивая «словомешалку» и притупляя «здравый смысл».

Используя практику медитации, со временем вы научитесь успокаивать мысли и выключать внутренний диалог. А мозгу этот результат страшен и непонятен.

Медитация – это дорожка, которая может привести к самым невероятным изменениям в жизни. Это очень мощный и могучий инструмент для трансформации человека. А изменения наш мозг пугают, ведь это может быть опасно и кто знает, что там впереди…

Мозг боится перемен, поэтому может создавать некоторые препятствия.

Поэтому он начинает выдавать следующее:

«Как же это работает – дайте мне инструкцию»
Во время медитации вы постоянно пытаетесь дать оценку происходящему. Например, вы ясно чувствуете результат – медитация вас успокаивает. С её помощью вы достигаете баланса и равновесия. И тут вы вам нужно «раскусить» секрет – а как это происходит, а почему, а какие принципы, в чем фокус. Почему все так легко и просто. Ведь просто же не может быть!

Перестаньте оценивать медитацию и то, как она функционирует. Этим самым вы сводите на нет её эффект. Просто медитируйте и все. Без оценок и стремления понять, как это работает. Просто поверьте, что это работает. И что это получается у других. И у вас тоже все получится.

«Мысли вихрем кружатся в голове – ну разве это медитация»

Во время медитации у многих в голове крутятся масса разных мыслей. И это вполне нормально. Они есть, они могут быть. Просто дайте им место в вашем пространстве. Но у вас опять включается режим оценки – «раз я думаю, значит, я неправильно медитирую; ведь медитация – это «белый экран» или ярчайшая визуальная картинка в лучших традициях Голливуда».

Таким образом, вы осуждаете себя, а заодно и сам процесс медитации. И мозг начинает нашептывать: «Вот видишь, у тебя ничего не получается!» Далее вы начинаете стараться, чтобы все срослось. Мысленно себе говорите: «У меня должно получиться, вот сейчас еще секундочка и все выйдет, еще чуть-чуть и все получится, и я расслаблюсь. И мысли успокоятся».

Старание и расслабление – это два противоположных состояния . Старание разрушает процесс медитации.
Вдобавок, мозг работает все усерднее: «Как мне избавиться от мыслей, что сделать, чтобы они ушли?» Эти рассуждения выводят из медитативного состояния.!!!

Мысли есть у каждого – просто дайте им место быть. Когда на улице идет дождь, то кто — то выходит с палкой и пытается разогнать тучи, другой ругает творца – «что, мол, за погодка!» А кто-то одевается по погоде, берет зонт и идет по своим делам. Это просто есть и все. Дайте место быть своим мыслям. Да что там мыслям, дайте место в вашей жизни всем ситуациям, которые происходят.

Медитация — мощный и мягкий инструмент для трансформаций.

Как обуздать свои мысли?!

И все — таки, что делать с мыслями, которые никак не угомонятся. Что с ними сделать? Как их победить?

Никак. Не стоит с ними воевать или пытаться их изжить . Борьба рождает сопротивление. Борьба притягивает мнимых «врагов», увеличивая их количество.

Здесь один простой секрет – занять позицию наблюдателя. Да, да! Просто наблюдайте за своими мыслями со стороны. Будто вы смотрите на дождь из окна своей квартиры. Тренировка наблюдения ведет к повышению осознанности. Вы начнете по — новому смотреть на свои мысли, на действия и на мир в целом.

И чем чаще вы медитируете, тем меньше будет мыслей в вашей голове. Все дело в частоте практики и постоянстве.

Визуализация – нет, это не про меня.

Давайте прямо – визуализировать могут все без исключения. И делаем мы это ежесекундно. Любое слово, действие имеют свою картинку в вашей голове.

Сделайте простое упражнение. Поочередно называйте слова, закрывайте глаза и наблюдайте за образами, которые у вас возникают.
1. Апельсин
2. Пирожное
3. Школа
4. Облака
5. Лес
6. Собака
7. Любовь
8. Чудо
9. Вселенная

Обратите внимание, что любовь и чудо – это не материальные объекты, но у вас все равно появился определенный образ. А если апельсин был недостаточно сочный или облака не очень голубые, это уже опять оценка и выдача характеристик. Шуточки мозга, так сказать.

Ну и напоследок – произнесите «жизнь моей мечты» и закройте глаза…

Правда, здорово?!

Еще кое – что…
Еще хочу заметить, что есть еще один разрушающий фактор. Он рушит не только процесс медитации, но и другие жизненные сферы. Это его величество ожидание…

Хочу вас уверить, все намного проще. На столько просто, что человек не может этого понять и начинает усложнять себе жизнь, что в принципе, он (человек) и делает всегда: искать проблемы и сложности в том, что просто. Сегодняшняя статься - это небольшой экскурс в мир медитации, я рассмотрю ее с физиологической точки зрения, опираясь на научные факты, т.к. в наше время - человеку подавай доказательства, и только потом, может быть, он займется этим делом. Я же советую сначала заняться этим делом, и вы не прогадаете, т.к. эффект не заставит себя ждать.
На одном йоговском форуме было интересное обсуждение темы, где приводилась выдержка о медитации из книги Учителя Единого Ян , Центра "Дао Дэ".

В мире также существует разновидность метода практики "алхимии", в виде сидения либо молча либо бормоча заклинания или молитвы, различных собственных практик сидения. Практикующие их совершенно не понимают, что это абсолютно бесполезно и не приведет ни к какому результату. Такое сидение (медитация) называется - засохшее созерцание, иссохший Чань. В даосизме часто говорят, что "движение порождает Ян", а "покой порождает Инь" , "чистый Ян – это Сянь (бессмертный)", "чистый Инь это Гуй (черт, призрак)". Когда Вы сидите в Дацзо (сидячая практика в лотосе или скрестив ноги, медитация), это есть ложный покой, при развитии этого процесса "порождается Инь", и чем дольше будет длиться сидение тем лицо будет становиться все более бледным и вялым, а здоровье и состояние тела все хуже и хуже. Ян цзин не сможет удерживаться в теле и будет рассеиваться вовне.

Стремящийся к духовной практике! Сначала подумай насколько ли обилен у тебя цзин, что ты не боишься истощить его сидением, умереть даже не понимая что это произойдет от твоей практики, безвинно погубить свою душу неразумным пристрастием к профаническому учению? Если так произойдет, то будет поистине жаль!


Действительно, после прочитанного, ты поневоле начинаешь задумываться, а безопасна ли практика медитации? И здесь люди делают ошибку, называя медитацию - практикой. Но об этом чуть дальше.
Большинство современных методов практики уповают на медитацию как на метод "просветления". И по этому поводу мне понравились слова Андрея Сидерского (основателя системы Йога 23):
Усердная практика в стремлении к просветлению и духовному совершенству - пустышка. Просветление само находит свой путь и случается с теми, кому нет до него никакого дела, но кто ведёт просветлённый образ жизни не потому, что так того требует канон, а потому, что это естественно и ощущается как единственно возможный вариант.

Эти слова говорят сами за себя. Практикующий, стремясь к чему-то во время медитации - что-то упускает. Почему медитацию называют "практикой", "техникой" или "методом" становления чего-то??? Я согласен с , когда он говорит, что медитация - это состояние переживания. Понимание медитации уводит нас от практики или умственных усилий, от "делания".

Вы чего-то ожидаете от нее , каких-то супер-мега ощущений, каких-то прозрений??? - в таком случае вы упускаете саму медитацию. Это факт. Но для современного человека - это довольно сложно понять. Эта моя фраза на вышеупомянутом форуме, да и не только на нем, но и еще других форумах, вызвала недоумение и ряд противоречий людей, которые явно не открыли для себя чудо медитации. Возможно они что-то где-то слышали, но не правильно поняли. Ведь можно всю жизнь просидеть в позе лотоса, пытаясь, считая, что ты "медитируешь", из кожи вон будешь лезть, что бы чего-то там достичь, стать сверх-человеком, таким образом израсходовав всю свою энергию на ерунду, на непонятные желания чего-то там...
Вот хороший ответ был на мои слова:


сидеть просто так, без вштырок??? нет, увольте...

использовать Медитацию (кхм) ради самой Медитации, это все равно что забивать гвозди микроскопом. Или нежно поглаживать веник, вместо того, чтобы заметать им пол...
имхо конечно


И здесь уместно задать человеку вопрос: а чего же вы от нее ждете? Напридумывая себе, что медитируя мы получим сверх-способности, выйдем там в астрале полетаем или еще чего, - мы этим и ограничиваемся, этим хаосом в уме, этой выдумкой ума, и мы никак не можем дальше пойти, мы по кругу будем кататься вокруг своей мечты, своей личной идеи ожидания чего-то от медитации... упуская при этом медитацию. Делание ради делания никого не устраивает?
Но я не говорю, что нельзя получить что-то благодаря медитации, я говорю и открыто заявляю, что не стоит ожидать получить что-то от медитации, потому что вы потеряете ее из виду .

Дзэн-высказывания Кодо Саваки роси:


В мире существует много видов вознаграждения. Но какое вознаграждение могло бы сделать нас более счастливыми, нежели возможность сесть на подушку и практиковать дзадзэн. Кому больше нравится какая-нибудь другая секта, то пусть лучше он остается там. Ты должен практиковать дзадзэн, только если ты действительно этого хочешь.
Что приносит дзадзэн? Дзадзэн не приносит абсолютно ничего!

Итак, давайте займемся физиологическим разбором и посмотрим что происходит во время сидячей медитации ? Кора головного мозга отдыхает, и осознанное течение мыслей затихает, в то время как кровь проникает в глубокие слои мозга. Настолько хорошо снабжённые кровью, они словно "просыпаются" от полусна, и их новая деятельность приносит хорошее самочувствие, радость и спокойствие, как в глубоком сне, и в то же самое время ты абсолютно бодрый.
Нервная система расслабляется, мозговой ствол, таламус и гипоталамус работают на полную мощность. Ты совершенно восприимчивый и внимательный каждой клеткой своего тела. Всё - без того, чтобы ты напрягался.

При медитации выделяются в мозгу эндорфины (внутренние морфины), местом синтеза этих веществ являются подкорковые ядра головного мозга (как писал выше, при медитации кровь проникает в глубокие слои мозга, тем самым стимулируя их).
В конце 80-х учеными было доказано следующее: существуют разные типы рецепторов системы эндорфинов, при возбуждении которых получались принципиально разные эффекты.
Например, возбуждение одних рецепторов вызывало торможение нервной системы, вплоть до глубокого сна, а других - возбуждение, вплоть до судорог. Одни рецепторы снижали артериальное давление, другие наоборот, повышали. Одни сужали спектр входящей от органов чувств информации, другие расширяли вплоть до развития галлюцинаций.
Предполагалось, что добившись увеличения эндорфина или стимуляции определенных рецепторов, возможно лечение многих болезней, связанных с нервной системой и не только.
Первоначально предполагалось обратиться к восточному методу иглоукалывания. Но по ряду причин, и прежде всего потому, что иглоукалывание освобождает имеющиеся эндорфины, а не увеличивает их продукцию, этот метод не получил широкого применения. Что, противоположно эффекту использования методов, базирующиеся на системе йоги и медитации.
Воздействуя на эндорфины, мы управляем всеми системами управления организма , например эффективно применение методов при:
- синдром хронической усталости, депрессии
- острые стрессовые расстройства, все состояния, связанные с последствиями стресса
- восстановление общего физического тонуса, "приведение в норму" после болезней, поддержка в ходе лечения общих заболеваний
- и т.д. и т.п. и др.
Это раз.

Второе.
Возьмем во внимание (можно на веру, а можно и с целью личной проверки) наставления мастеров дзадзен и випассаны , которые делают особый акцент на правильность позы во время медитации, как сильного стимулятора всей циркуляции энергии. Например, в позе лотоса ступни на каждом из бёдер нажимают на зоны с важными акупунктурными точками, которые принадлежат меридианам печени, почек и мочевого пузыря, позвоночник хорошо выгнут, а спина держится прямой. Колени должны четко и неподвижно давить (упираться) на землю, подбородок втянут назад и хорошо вытянут затылок (он образует прямую линию). Через него проходят многочисленные нервные волокна, и если кровообращение хорошо работает, то мозг подпитывается гораздо лучше.

Мне нравятся слова Мастер Кайсена о позе :


"Поза" на японском называется сисэй. В старояпонском и старокитайском си означает "форма", а сэй "сила". "Форма" указывает на позу, которая должна быть такой красивой, как только возможно. Но поза дзадзэн - это не только форма, она всегда должна быть также связана с элементом сэй, что означает "силу, деятельность". Правильность формы, без сомнения, важна, но если у неё нет силы и энергии, то она незаконченная. Единство обоих элементов создаёт позу. Её также называют икиой, ики - "дыхание" и ой - "жизнь или жизненная сила".
Форма и сила находятся в тесной взаимозависимости. При этом речь идёт не о каком-то устаревшем формализме, а о практике совершенной позы, которая была постигнута и углублена длинной цепочкой старых мастеров.

Продолжим физиологический разбор.

В университете Токио профессор Касамацу проводил опыты, чьи результаты были опубликованы в Revue Scientifique Internationale. В Париже, в лаборатории госпиталя Св. Анны, опыты с электроэнцефалограммой принесли те же результаты. Электроэнцефалограмма описывает определённый альфа-ритм, который присутствует во время медитации. Он указывает на состояние широко рассеянного внимания, которое наступает, когда кора головного мозга полностью расслабляется. Измерения электроэнцефалограммы на ладони показывают повышение и в то же время регулирование функций нейровегетативной системы, которая связана с деятельностью субкортальных глубинных структур. Когда кора головного мозга успокаивается, то мозговой ствол приходит в активность. Во время медитации повышенная циркуляция крови приносит в ткани больше кислорода, повышается активность автономной нервной системы, производство норадреналина (это гормон, тесно связанный с адреналином и обладающий сходным с ним действием; секретируется мозговым веществом надпочечников и выделяется симпатическими нервными окончаниями в качестве нейромедиатора. Этот гормон вызывает сужение мелких кровеносных сосудов, благодаря чему в организме повышается кровяное давление; благодаря его действию усиливается кровоток через коронарные артерии, ускоряется и усиливается частота сердечных сокращений; увеличивается частота и глубина дыхательных движений, усиливается вентиляция легких, расширяются бронхи, а также расслабляются гладкие мышцы кишечника и ослабляется моторика....), что в свою очередь препятствует выбросу молочной кислоты и способствует состоянию покоя и расслабленности (Как известно нервные люди производят гораздо больше молочной кислоты, чем обычные). В результате устанавливается состояние повышенной бдительности с одновременным уменьшением обмена веществ.

И напоследок, слова ОШО:

В то мгновение, когда молчание проникает в вас, вы можете понять его значительность, потому что это то же молчание, которое испытал Гаутама Будда. Это то же молчание, которое испытали Чжуан Цзы, или Бодхидхарма, или Нансен... Вкус молчания тот же.
Времена меняются, мир продолжает изменяться, но опыт молчания, его радость, остаются прежними. Это единственное, на что можно положиться, единственное, что никогда не умирает. Это единственное, что вы можете назвать сутью своего бытия.

Испытывает ли человек разные ощущения во время четвертой стадии ?

Опыт сам по себе является ясновидением. Не существует на самом деле такой вещи как «духовный опыт». Есть только промежуток. Тот, кто проходит через опыт, отсутствует, поэтому вы не можете говорить в терминах опыта. Ваш опыт – это момент отсутствия какого-либо опыта. Возможности языка ограничены, поэтому я только говорю, что это промежуток.

Любое описание будет негативным. Язык предназначен для событий, а не для тишины. Если я попытаюсь выразить то, что происходит в медитации посредством языка, термины, которые я буду использовать, будут зависеть от меня. И один термин будет таким же бесполезным, как и все остальные термины, потому, что опыт невозможно описать словами. Поэтому вы можете назвать его брахманом, можете назвать нирваной или чем вам больше нравится, но это будет просто выбор между разными названиями.

Одно название несет в себе так же мало смысла, как и любое другое. Поэтому все типы религиозного языка – Христианство, Индуизм или Буддизм – будут равны бессмыслице. Единственная общая черта, необходимое единство всех религий заключается в том, что их языки все равны в своей ошибочности. По-другому и быть не может. Это не осуждение, это факт – потому, что промежуток не может быть выражен, он может быть только прочувствован. А у чувства нет языка; оно не имеет слов.

Если эго исчезает во время четвертой стадии , то что же потом происходит когда четвертая стадия заканчивается, и человек возвращается из медитации ?

Эго возвращается, потому что весь механизм остается на месте. Он не умер. Все прошлое осталось. Какое-то время вы не являлись его частью, на пару минут вы вышли за пределы ума, эго. Вы находились за их пределами. Вы оставили дом. Теперь вы снова вернулись. Но вы не можете возвратиться тем же человеком, который покидал дом, потому, что вы узнали нечто запредельное. Вы не сможете снова стать прежними, однако вы все еще возвращаетесь.

Чем легче становится для вас выходить и возвращаться, тем более вероятность того, что началась новая стадия, в которой вы находитесь ни снаружи, ни внутри – вы вышли за пределы того и другого. Это состояние кульминационное, потому что тогда вы можете выходить, когда хотите выйти и возвращаться, когда хотите вернуться. Вы не являетесь ни тем, что снаружи, ни тем, что внутри. Вы возвысились над обоими состояниями. Это и есть самадхи.

Когда я могу придти или уйти, в зависимости от того что я выбираю. Когда я могу быть внутри или снаружи, когда это становится все легче и легче для ума находиться здесь или не находиться здесь в зависимости от того что я предпочитаю, тогда и внутреннее и внешнее может быть отброшено. Только в этом случае достигнута глубочайшая суть. Это самадхи. То, что происходит во время четвертой стадии – это просто проблеск. В Дзен Буддизме этот проблеск называется сатори. Сатори – это не самадхи, сатори – это просто проблеск, потому что вы все еще возвращаетесь из этого состояния. Но вы не можете возвратиться из самадхи: это точка, из которой никто не возвращается.

Медитация - ощущение души

Что происходит с тем, кто достигает самадхи?

Если вы говорите «кто-то достигает», тогда кто-то все еще остается. Только когда кого-то нет, кто-то отсутствует, он действительно достигает. Кто-то движется в медитацию , кто-то возвращается из медитации – это есть ощущение души. Но никто не достигает самадхи, потому, что когда самадхи достигнуто, там никого нет.



Существует много религий, которые останавливались в точке, которая достигается на четвертой стадии Динамической Медитации . Поэтому они говорят, что существует душа, атман, потому что, все, что они знают это возвращение и выход души. Но четвертая стадия является всего лишь проблеском. Вы выходите – вы оставляете тело, ум, эго – и вы снова возвращаетесь. Точка эта не является точкой не-возвращения. Существует тысяча и одна возможность вернуться обратно.

Вы возвращаетесь, потому что весь механизм остается и находится в ожидании вас. Вы возвращаетесь, и снова все включается в работу. Все что у вас осталось – всего лишь воспоминание о промежутке. Но этот промежуток зовет вас к себе снова и снова.

Некоторые религии, например как Дзен, неверно воспринимали это сатори, этот проблеск за предельный опыт, за самадхи. Но проблеск этот не самадхи, потому что в любой момент вы можете вернуться. Эго не умерло, вы просто временно выпрыгнули из него. На мгновение вы освободились из его хватки, но теперь вы снова к нему вернулись. Сатори является просто прыжком. Не цепляйтесь за него.

Вы можете очень легко привязаться к прыжку, потому что он так божественен. Каждый раз, когда вы входите в этот опыт, он дает вам определенную свежесть, он приводит вас в восхищение. Но тогда вы продолжаете повторять опыт вхождения в медитацию , чувствуя его блаженство, и снова возвращаясь. Постепенно процесс превращается в рутину, и когда вы возвращаетесь, вы начинаете думать, что достигли предельного опыта, возможно потому, что опыт быль столь блаженным. Но вы не познали еще того, что находится за пределами блаженства. Поэтому каждый опыт медитации становится частью все той же повторяющейся, механической, рутинной канавы. Теперь даже промежуток, даже медитация , становится частью механического функционирования.

Существуют религии, которые остановились в этой точке. Поэтому они говорят, что существует душа, индивидуальная душа. Они не могут принять брахман. Брахман приходит только после того, как вы вышли за пределы четвертой стадии – когда вы можете самостоятельно выходить и возвращаться, не привязываясь к блаженству промежутка. И начав однажды наблюдать этот выход и возвращение, медитативное состояние ума и не-медитативное состояние ума, вы подойдете к очень деликатной точке. Тогда вы узнаете, что это тоже привычка, которую вы можете продолжать многие жизни. Это не является самадхи, это не предельная осознанность. Это – сатори.

Когда вы начнете наблюдать все эти вещи, тихая осознанность начнет входить в вас. Тихая осознанность, не-выбирающая осознанность возможна только в этой точке, и никак не раньше.

Ты имеешь в виду после сатори?

Да. Только после сатори, никак не раньше. Когда вы становитесь молчаливо осознанными относительно выхода и возвращения в эго, предельный взрыв может произойти. Вы выходите за пределы всяких «вне и внутри». Вы растворяетесь во взрыве.

Эта точка есть точка нирваны, брахма-апаладхи, мокши или назовите ее как угодно. Она никогда не записывается умом. Она никогда не может быть записана, потому что сам механизм растворился.

Продолжает ли тот, с кем это произошло, после этого жить в теле?

Определенно, потому что работа тела является другим процессом. Оно имеет свой собственный процесс. Достигший может жить в теле, либо покинуть его. Для посторонних кажется, что он продолжает жить в доме, но для самого резидента дом перестал существовать. Вся Вселенная превратилась в тело.

Остается ли индивидуальное тело?

Нет. Так только кажется посторонним наблюдателям. Если я попытаюсь говорить об этом, вербализировать, тогда все станет проблематичным.

Каждый раз, когда разговор заходит о том, что происходит с тем, кто вышел за пределы медитации , мы сталкиваемся с парадоксом. Он никогда не сможет быть объяснен, потому, что любое объяснение породит новые парадоксы, новые противоречия.

Эта пятая стадия является взрывом всего того, что было. Теперь ничего не остается. Она является взрывом тотальности, которой вы были: вашей памяти, вашего интеллекта, вашего эго, вашей личности, вашего существа, вашей души. Все, чем вы являлись, сейчас исчезло. Вы просто вышли за пределы. Вас здесь нет. Вы стали всем. Точка эта есть точка брахмана, космического сознания .

Динамическая Медитация может подвести только к четвертой стадии – к сатори. Пятая находится за пределами метода. Путеводитель существует только до четвертой стадии . Поэтому Кришнамурти говорит об отсутствии метода. Пятая стадия выходит за пределы путеводителя. Тихая осознанность всегда находится за пределами совета. Либо она случается, либо не случается.

Пятая стадия – сама является существованием.

Каждый день Будде задавали один и тот же вопрос: «Что случается с просветленным человеком? Куда он уходит? Он существует или нет?»

Когда эти вопросы стали слишком настойчивы, Будда сказал: «Это не имеет значения. Не спрашивайте. Это тот вопрос, который не должен задаваться».

Он перечислил одиннадцать запрещенных вопросов, и этот вопрос принадлежал к списку. Нельзя полагать, что Будда не знал правильного ответа. Он не отвечал, потому что любое утверждение породило бы новые проблемы.

В чём смысл жизни?

В чем заключается смысл жизни? Почему мы должны практиковать йогу или любую другую медитационную технику или дисциплину? Какова миссия у человека?

Жизнь это тайна, которая не может быть раскрыта. Если бы ее можно было бы раскрыть, тогда тайна перестала бы существовать. Не существует жизненной миссии, потому, что миссии нет места в тайне. В тайне может быть просто игривость, лила.

Вся эта Вселенная есть просто игра энергии. Игра означает отсутствие цели, или ее цель в самой себе. Нечего достигать. Само действие является достижением. У жизни нет миссии, потому, что жить – это достижение. Поэтому вы можете жить разными способами, вы можете заниматься многими вещами.

Все это просто поток энергии вовне, бесцельная космическая игра. А потому она является тайной.

Запад более настойчив в раскрытии нового, чем Восток. Он более любознателен, он любит исследовать, но он никогда не сможет достигнуть религиозного сознания, потому, что он никогда не сможет воспринимать жизнь как бесцельное бытие. Мы всегда могли видеть смысл в бессмыслице, мы всегда могли распознать в бесцельности ее собственную цель, ее собственную значимость. Жизнь есть – и точка. Существование есть – и этого достаточно. Зачем просить о большем? Что может быть большее нежели существование?

Когда вы достигаете сатори, ощущение бесцельности жизни начинает впитываться в вас – жизнь становится игрой. Поэтому монахи Дзен счастливы и несерьезны. Серьезный человек тот, кто никогда не испытывал чуда, мистики, а потому серьезный человек никогда не может быть религиозен. На стадии, когда начинает происходить сатори, вы становитесь игривы. Жизнь становится просто шуткой. Озабоченность жизнью исчезает. Вы можете над ней посмеяться. Дзен монахи могут посмеяться даже над Буддой. И это прекрасно, настолько прекрасно – ничего похожего не достигалось где-либо еще.

Люди боятся придти к этому состоянию, потому что знают, что это потревожит устои общества.

Оно тревожит, так как общество создано людьми, которые страдают от болезни под названием серьезность. Над всем обществом доминирует эта особая болезнь. Она захватила все: все загнано в рамки, расставлено по местам, разграничено.

Игра не может быть разграничена. Когда я люблю кого-то – это игра. Но когда любовь переходит в брак, тогда игра прекращается. Она становится серьезной сделкой. Любовь всегда игрива, поэтому она всегда моментальна. Она приходит и уходит. Но брак есть нечто статичное. Он приходит и никогда не уходит. Он является планом, разграничением, фиксированным шаблоном.

Ты утверждаешь, что брак не может быть духовным?

Он и не может быть. Брак никогда не сможет быть духовным, потому что представляет собой фиксированную вещь. Но я использовал брак только в качестве примера. На самом деле, все общество никогда не может быть духовным, так как оно базируется на правилах. Правила всегда серьезны. Вы не можете относиться к ним игриво.

Когда Бодхидхарма достиг Китая, он положил один ботинок себе на голову, а второй оставил на ноге. Император спросил его: «Что ты делаешь? Что за чепуха!»

Бодхидхарма ответил: «Я шучу».

Император сказал: «Но мы никак не ожидали шуток, смеющийся садху»

Бодхидхарма ответил: «Как может садху оставаться серьезным? Бог несерьезен, он так бесконечно игрив!»

Творчество появляется из игривости. Поэтому так много творчетва рождается из сатори.

ПОМОГИ СЕБЕ CAM
Медитация

Ф.Т. Готвальд
В. Ховальд.

Мы уже говорили о том, что ощущения, сходные с медитационными, могут непроизвольно возникать у многих людей, если они, например, пребывают в состоянии покоя, созерцают речной поток или заход солнца или испытывают сильное чувство любви. Они познают нечто первопричинное, внутренне близкое, но одновременно новое и особенное.

Эти ощущения носят очень личный характер. Чаще всего о них совсем не хочется говорить. Довольно трудно рассказывать о связанных с этим приятных чувствах. Точно так же трудно описывать ощущения, возникающие при медитационной практике. Поэтому имеет смысл установка не анализировать и не наблюдать за ощущениями. Медитировать означает - "быть в пути". Цели достигаешь быстрее, если не "делаешь промежуточных остановок".

Наряду с личными имеется целый ряд общих ощущений, которые возникают у каждого во время самопогружения. В различных медитационных школах и классических текстах по медитации, как, например, в Йога-сутре Патанджали, уже давно рассказывается об этом. Современная психология также попыталась исследовать общие для медитационных процессов ощущения. Специально подготовленные психологи проводили опыты на самих себе, а также разработали для медитирующих анкеты (опросники) о самочувствии, которые заполнялись до и после медитации.

Первое отчетливое ощущение, возникающее у каждого медитирующего, состоит в следующем: он замечает, что сознание и реакции во время медитации совсем иные, чем при нормальном активном состоянии. Есть также различия и в фазах сонливости.

Австралийский исследователь медитации, психолог Ригби образно обобщает эти ощущения: "Сначала сознание находится в нормальном бодром состоянии - возникает поток мыслей, идей, чувств. Постепенное сосредоточение позволяет переключиться на более тонкий и менее активный уровень мыслительного процесса. С этого момента грубое, словесное мышление блекнет перед тонкой, подвижной духовной деятельностью. Отталкиваясь от этого спокойного, умиротворенного состояния, сосредоточение переходит на все более тонкие уровни активности, пока не достигает точки, в которой преодолеваются (трансценденцируются) самые тонкие структуры мышления и чувств и медитирующий погружается в состояние внутреннего покоя при кристально чистом сознании, без какой-либо целенаправленности. Он пребывает в состоянии трансцендентального или чистого сознания без какого-либо времяощущения. После непродолжительного времени, обычно нескольких мгновений, мышление спонтанно возобновляется. Этот процесс постоянно повторяется".

Участники наших курсов также все время говорили о том, что медитация приносит им внутреннее успокоение. Во время медитирования изменяется их общее настроение: от напряженности, внутренней тревоги, чувства спешки, замотанности они постепенно и плавно переходят к состоянию спокойной собранности, внутренней бодрости и очищенности. У них возникает чувство свободы, облегчения и благополучия.

45-летняя участница курсов, заведующая отделом кадров, так описывает процесс медитации: "Я сижу с закрытыми глазами и начинаю упражнение. Я замечаю, как мои мысли постепенно улетучиваются, быстро рассеиваются, как редкие облака. Мое дыхание успокаивается, тело расслабляется. Мне очень легко и приятно. Временами мое мышление как бы отключается и я испытываю глубокий внутренний покой. Потом приходит чувство огромной удовлетворенности, переходящее время от времени в чувство полного счастья. Иногда, правда, медитация бывает неглубокой, в голове мелькает множество мыслей, но физически я чувствую себя, тем не менее, успокоенной и расслабленной. Такое чаще всего бывает по утрам. Вечерами, наоборот, я испытываю полное отключение и отчетливое состояние духовного покоя. В общем и целом я чувствую себя во время и после каждой медитации бодрее, проясняется мышление, становится просто хорошо".

Рассматривая психологические исследования медитационных процессов, убеждаешься, что при медитировании преобладают собранность, спокойная откровенность, удовлетворенность и хорошее самочувствие. По сравнению с обычным состоянием настроение во время медитации приподнято. Границы нормального обыденного сознания исчезают и медитирующий постигает поэтапно "беспредельность" или даже "вечность". В состоянии медитации сознание "расширяется" или "углубляется". Граница собственного "Я" становится преодолимее, происходит самопознание, которому может сопутствовать переживание взаимосвязи и взаимозависимости со всем и от всего.

Что происходит с организмом во время медитации

Еще в 1935 г. француженка, ученая и врач, Броссе заметила, что у опытных индийских йогов во время медитации замедляется сердечная деятельность. Это можно считать началом исследований изменений в организме во время медитации у йогов и монахов японского дзэн-буддизма. В 50-е - 60-е годы выяснилось, что у них снижается обмен веществ и медитационная практика сопровождается специфическими биотоками мозга. В последние годы обстоятельные научные исследования продолжались.

Ученые установили, что медитационное состояние - это уникальное состояние глубокой расслабленности и самопогружения, которое по физическим параметрам отличается от состояния сна и простого сидения с закрытыми глазами. Расслабление полнее, чем во сне, а сознание остается бодрым и ясным. Организм приходит в состояние покоя значительно быстрее, чем во время сна. Состояние глубокой расслабленности достигается чаще всего в течение нескольких минут, тогда как во сне на это требуется несколько часов.

Многие из приобщенных нами к медитационной практике фиксируют в первое время в основном физиологические изменения. Их дыхание становится глубже, а дыхательные паузы длиннее, организм успокаивается. Эти люди испытывают, как правило, непроизвольное чувство расслабленности и освеженности.

Особое впечатление на нас произвел тот факт, что во время фаз глубокой медитации у опытных медитирующих наблюдалась спонтанная остановка дыхания. Эти паузы длились в среднем 20 секунд и достигали максимальной продолжительности в 67 секунд, что свидетельствовало о состоянии экстремального расслабления.

Аналогично изменяется и сердечная деятельность. Количество биений сердца сокращается на 3 - 10 в минуту, а количество крови, перекачиваемой сердцем, сокращается на 25%. Можете представить себе, какой отдых получает при этом сердце, особенно на фоне сегодняшних стрессов, когда оно функционирует с большими нагрузками.

Помимо этого, медитирующие во время упражнений часто испытывают определенные физические ощущения совершенно необычного характера. Чаще всего рассказывают о тепловых ощущениях. Прежде всего тепло ощущается в руках и ногах. Это связано с улучшением кровообращения во время медитации. Например, кровообращение в нижней части руки увеличивается на 30%. Кровеносные сосуды расширяются и таким образом облегчается циркуляция крови. Далее было установлено увеличение притока крови во время медитации в лобные части головного мозга на 65% по сравнению с обычным сидячим состоянием. Это необычное увеличение притока крови в области мозга является отличительным признаком расслабленного состояния при медитации.

Кроме того, медитирующие ощущают токи тепла, поднимающиеся вдоль спины к голове. Иногда эти ощущения совпадают с впечатлением, что некоторые части тела, например голова или ноги, становятся тяжелее. Когда это ощущение тяжести проходит, наступает ощущение прилива энергии. Прилив энергии иногда распространяется по всему телу так, что чувствуешь себя, "как заряженная батарея". Возникают ощущения, что границы тела раздвигаются и оно становится проницаемым. Некоторые медитирующие вообще больше не чувствуют этих границ, что дает особую свободу.

При исследованиях регистрировалось также расслабление мышц, например, в области лба, затылка и плечевого пояса. Каждый знает, как широко распространены сегодня мышечные судороги, особенно в периоды повышенных нагрузок на организм. Во время медитации происходит радикальное снятие мышечных напряжений, что полезно для физического и психического здоровья.

Снижается также содержание молочной кислоты в крови. Во время стрессовых ситуаций и нервных потрясений содержание этого компонента, наоборот, увеличивается, т. е. медитационное состояние противоположно стрессовому и нервозному. Кроме того, во время медитирования концентрация стрессового гормона кортизола в крови и моче снижается по сравнению с предмедитационным состоянием на 37%, что также свидетельствует о снижении стрессового уровня (рис. 2).

Другим критерием стрессового уровня у медитирующих служит психогальваническая реакция кожи (ПГР), или сопротивление кожи. Чтобы измерить ее на коже, укрепляют электроды, например на правой руке, и пропускают слабый ток. Если вы находитесь в спокойном, расслабленном состоянии, то кожа у вас сухая и у нее большее электрическое сопротивление. Во время напряженной ситуации, например на экзамене или при решающем разговоре, наоборот, сопротивление кожи понижается, так как руки потеют и становятся мокрыми. Во время медитации электрическое сопротивление кожи возрастает быстрее, чем при глубоком сне. Это является еще одним подтверждением того, что медитационные упражнения приводят организм в состояние полного расслабления.

Психические ощущения во время медитации

Хотя у начинающих медитировать преобладают физические ощущения, психические ощущения также возникают уже с самого начала. "Удачная" медитация характеризуется интенсификацией сознания, т. е. ясностью, собранностью, повышенной проницательностью. Это относится в первую очередь к мыслям, которые возникают во время медитации. Они воспринимаются четче, чем во время обычного среднего состояния сознания. Вместо постоянного следования своим мыслям, чувствам, ощущениям медитация приводит к господству над ними.

Во время медитации участники наших курсов часто вспоминают переживания или ситуации, относящиеся к далекому прошлому или непосредственно связанные с событиями дня. Таким образом, медитация становится своего рода "психической переработкой", в конце которой медитирующие испытывают чувство облегчения, и помогает скорее забыть все второстепенное.

Иногда психическая активность во время медитации сопровождается зрительными и слуховыми ощущениями. Как и во сне, возникают зрительные образы, но медитирующий осознает эти спонтанно возникающие переживания и почти всегда может управлять событиями. Иногда эти психические впечатления сочетаются с физическими ощущениями.

Необходимо упомянуть и о последнем виде психических ощущений во время медитации. Медитирующий приобретает познания, необходимые для устройства его обыденной жизни или решения каких-либо особых проблем. Тем не менее, многие медитационные школы рекомендуют анализировать реальность содержания приобретенных во время медитации познаний, а не просто спонтанно руководствоваться ими.

Как работает мозг в медитационном состоянии

Как физические, так и психические ощущения во время медитации были бы немыслимы без соответствующей деятельности мозга. Поэтому функционирование мозга во время медитации постоянно привлекало внимание исследователей.

Особый интерес представляют изменения во время медитационных упражнений, отражающиеся в диаграммах биотоков мозга. Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) отображает электрическую активность мозга. В определенных точках черепа крепят электроды и измеряют электрические колебания. Записанные биотоки расшифровывают по следующим параметрам: частота, амплитуда, форма, распределение и частотность. Различные по частоте виды биотоков соответствуют различным физическим и психическим состояниям:

  • дельта-волны: сон (менее 4 герц);
  • тета-волны: сонливое состояние, засыпание, а также радостное, спокойное, субъективно приятное состояние и творческие процессы (4 - 7 герц);
  • альфа-волны: расслабленное бодрствование (8 - 13 герц);
  • бета-волны: активное мышление, концентрация (более 13 герц).

Во время медитации в начале преобладают альфа-волны, которые распространяются от затылочных к лобовым частям мозга. Это свидетельствует о состоянии расслабленного психического бодрствования. Затем возрастает появление те-та-ритмов - признак физического покоя и хорошего самочувствия.

В нормальном состоянии биоритмы мозга составляют хаотичную, смешанную, разрозненную картину различных по частоте видов волн, не совпадающих во временном графике. Во время медитации возникает необычная равномерность всех видов мозговых волн. Во всех точках черепной коробки царит единообразие частот и амплитуд.

Электрическая активность мозга у медитирующих выглядит более синхронно, части мозга начинают работать гармонично и пульсируют в определенной степени в едином ритме. Это напоминает марш солдат на параде: солдаты двигаются упорядочение в едином строю и ритме. Их маршировка выглядит гармонично и единообразно.

Хотя по кривым биотоков мозга и нельзя судить о содержании мыслей и качестве мышления, но вполне можно определить степень общего состояния и синхронизацию основной биологической активности мозга, которая является общей предпосылкой для устойчивости, мобильности и ясности умственных процессов.

Исследователи мозга долгое время искали на ЭЭГ специфические признаки медитационного состояния, пока в 1974 г. Лайвин при помощи нового метода обработки данных не обнаружил когерентность.

Когерентность показывает, насколько велика связь синхронных электродов, размещенных на различных, удаленных друг от друга участках черепной коробки. Когда когерентность высока, волны растут одновременно в двух или нескольких регионах мозга в виде "пика".

На диаграмме изображена ЭЭГ-когерентность человека до и после овладения трансцендентальной медитацией. Альфа-когерентность возникает уже после первой медитации. Чем длительнее и регулярнее занятия, тем сильнее становится когерентность в различных волновых диапазонах. ЭЭГ у медитирующих с большим опытом показывает одновременную когерентность различных частот, которая сохраняется все чаще и чаще и при повседневной деятельности (рис. 3).

Известно, что различные части мозга и особенно оба мозговых полушария отвечают за различную деятельность организма.

В нормальном состоянии бодрствования работа мозга координируется слабо. Большинство людей при решении обыденных задач оперируют преимущественно аналитическими или интуитивными категориями, мысленно или образно, во времени или в пространстве, интеллектуально или художественно. Очевидно, что успех при решении обыденных проблем зависит от интеграции различных функций мозга.

Во время медитирования согласованность, обмен информацией между обоими полушариями улучшается. Из исследований творческих процессов известно, что творческие достижения зависят во многом от информационного обмена мозговых полушарий. Медитация стимулирует мозговую активность.

Исследователь мозга Банкуэт установил на основе медитационной практики три различных формы интеграции мозговой деятельности: интеграция левого и правого полушарий мозга; интеграция затылочной и лобной частей мозга; интеграция поверхностных и глубинных участков мозга.

Первая форма интеграции образует основу для гармонизации интуиции, силы воображения, творческих потенций, а также чувств, - т. е. свойств и способностей, присущих правому мозговому полушарию, - и интеллектуальных центров левого полушария.

Вторая форма интеграции позволяет сделать вывод, что медитация способствует взаимодействию между умственной активностью и движениями. Улучшение сенсорно-моторной координации, например сокращение времени реагирования, подтверждают и другие исследования.

Интеграция между отделами мозга, отвечающими за сознательную мыслительную активность, и теми, которые управляют основными жизненными процессами, т. е. третья форма интеграции, ведет к бесперебойному взаимодействию тела и мысли.

Пиковые, предельные ощущения во время медитации

Хотя воздействие медитирования со временем увеличивается, физические и психические ощущения, перечисленные ранее, теряют со временем новизну. Все естественнее кажется состояние удовлетворенности и миролюбия. Мы не можем описать их здесь со всеми подробностями, но один из участников наших медитационных курсов, 32-летний скульптор, записал и передал нам свои впечатления, которые дают хорошее представление о предельных ощущениях во время медитации: "Непосредственно после начала медитации мой пульс замедляется, а дыхание становится спокойным. Я чувствую нежный ток в теле, энергия и радость поднимаются из нижней части тела. В области сердца появляется ощущение глубокой радости. Тело становится все спокойнее, раздвигается и становится, как бриллиант, - прозрачным, чистым и неподвижным. Мысли сами по себе делаются легкими и быстро улетучиваются. Я все сильнее и сильнее ощущаю самого себя, воспринимаю тишину в себе и вокруг, даже если слышу на поверхности восприятия какие-то шумы. Потом я ощущаю, как погружаюсь в эту тишину, все границы исчезают и остается только ощущение бесконечных просторов. Когда я выхожу из этого состояния, остается чувство глубокой сопричастности со всем и всеми и неописуемое ощущение счастья. После таких медитаций я решаю все профессиональные и семейные проблемы быстро, беспрепятственно и к всеобщему удовлетворению".

Гуманистическая психология подчеркивает особое значение предельных, или пограничных, ощущений. Маслоу, выдающийся представитель гуманистической психологии, установил, что в такие моменты внутреннего наполнения человеческие силы объединяются наиболее эффективным образом, и человек тогда становится менее разбросанным, более восприимчивым к ощущениям, у него повышается производительность, изобретательность, увеличивается чувство юмора, он становится более независимым от низменных потребностей. При предельных ощущениях каждый чувствует единство с самим собой и со своим окружением, чувствует трансцендентальность, позволяющую преодолеть границы собственной личности.

Как видите, медитационные занятия позволяют изведать многообразие различных ощущений. Медитация в этом отношении нечто уникальное. Она соединяет покой и бодрствующее сознание в одно состояние "спокойного бодрствования", которое сопровождается хорошим физическим и психическим самочувствием.