Наблюдение

Психология использует методы: научного исследования, обработки данных и обучения. А также присущие исключительно психологическим наукам — терапевтические и обучающие методы.

Методы исследования в социальной психологии

Именно благодаря им каждая наука обогащается новыми данными, на основе которых можно строить теории, обогащать теоретическую базу науки новыми фактами.

Для исследований молодая наука использует заимствованные из социологии и психологии методы:

Наблюдение — самый первый метод исследования, применяемый в психологии для описания поведения и внутренних самоощущений. До сих пор применяется в практике, но обязательно в сочетании с другими методами.

Опрос — самый распространённый метод проведения позволяет получить массу сведений от большого количества людей. Однако эти данные сложно анализировать (выводить процент опрошенных с разным мнением). И его главным недостатком является невозможность оценить результаты с точки зрения достоверности. Поэтому опрос также применяется в сочетании с другими методами, более надежными.

Эксперимент главным образом отличается возможностью изменять обстоятельства (факторы), чтобы проверить изменения в поведении людей. С момента зарождения эксперименты ставились как на людях, так и на крысах (иногда их поведение очень похоже на человеческое, например, в стае). Но с появлением этических стандартов экспериментаторы оказались со связанными руками: невозможно не сказать человеку о том, какое качество измеряется в эксперименте, не навредив при этом достоверности, чистоте эксперимента. Но находчивые учёные не могут отказаться от экспериментов, поскольку это самый действенный метод, предоставляющий порой самые уникальные данные о человеческом поведении.

Человека приносит много интересных данных, особенно в тех случаях, когда невозможно применение других методов (человека нет в живых, или он не идёт на контакт). Анализ заключается в поиске повторяющихся закономерностей, например, в художественных произведениях, в документации, составленной одним человеком. Некоторые из них свидетельствуют о чётко выраженных чертах личности объекта исследования.

Тестирование. Серьезные психологические тесты с предусмотренной в них шкалой правдивости (проверочными вопросами для оценки достоверности результатов теста) позволяют углубиться в познание личности одного человека или в познание одного качества людей с одинаковыми характеристиками (например, возраст, пол, Тесты являются инструментом диагностики, они приносят науке ценные данные. К сожалению, на сегодняшний день, очень мало тестов отвечают требованиям, предъявляемым к ним как к научному методу диагностики. А разработать новый не каждый возьмётся. Поэтому в социальной психологии к ним прибегают довольно редко.

Методы социальной психологии (каждый из них в отдельности или в совокупности с другими) применяются для изучения актуальной проблемы или интересного феномена. Но чтобы совершить открытие или привнести в науку новые сведения и факты, недостаточно просто выбрать метод. К социально-психологическому исследованию предъявляются те же требования, что и к другим наукам: необходима чёткая формулировка объекта исследования, гипотезы, анализ имеющихся фактов, подтверждение или опровержение гипотезы математическими расчётами, проверка полученных выводов. Для этих действий наука прибегает к следующей группе методов.

Методы социальной психологии для обработки данных

В результате исследований психологи получают числа: время реакции после введения в эксперимент определённого фактора, уровень проявления психологического качества и прочее. Для обработки этих данных используют математические методы: определение средних значений по группе, а для подтверждения или опровержения гипотезы - факторный анализ. Также используют метод экспертных оценок. И всё это для перевода чисел в новые значения для психологии.

Терапевтические методы социальной психологии

Ещё одна группа методов, направленных на развитие личностных умений, свойств или на лечение клиентов. К ним относят арттерапия (лечение рисунком), цветотерапия, телесные приёмы и психодрама.

Методы психологов-тренеров

Редко выделяют в отдельную группу методы, используемые психологами-тренерами (разбор конфликтной ситуации, мозговой штурм и другие). Их услуги востребованы в компаниях, где важно взаимодействие людей, работа в команде. Психологи способны за счёт мотивирования побуждать сотрудников компании к эффективной работе с коллегами. В этой цели практиков заложен весь смысл существования науки социальной психологии. Именно во взаимодействии в группах, в коллективах, мы проводим большую часть своей жизни, как на работе, так и дома, в семье. Мы редко бываем одни. Так заявляет приоритетное направление науки - интеракционизм в социальной психологии. И она (наука) призвана изучить процессы взаимодействия с другими людьми, объяснить их и наделить людей знаниями по оптимизации этих процессов. Поэтому среди методов науки также называют и развития группы (игры и тренинги), также выполняемые под руководством психологов-тренеров.

Методы социальной психологии позволяют научно обосновать новые знания, без них было бы невозможно существование столь интересной теоретической области.

Объект социальной психологии – отдельно взятая личность из группы, малая, средняя или большая социальная группа, межличностное или межгрупповое взаимодействие.

Задачи социальной психологии

Ниже представлен список основных задач социальной психологии, но в действительности список гораздо шире, каждая отдельная задача содержит в себе еще целый ряд дополнительных задач:

  • Изучение феномена взаимодействия людей, информационного обмена;
  • Массовые психические явления;
  • Социально-психологические характеристики социальных групп как целостных структур;
  • Механизмы социального воздействия на человека и его причастности к обществу, как субъекта социальной жизни и социального взаимодействия;
  • Создание теоретических и практических рекомендаций для совершенствования взаимодействия людей и социальных групп:
    • Дальнейшее развитие социальной психологии как многоуровневой системы знаний;
    • Исследование и решение проблем в малых группах (иерархия, лидерство, манипулирование, межличностные отношения, конфликты и т.д.);
    • Исследование и решение проблем в больших группах (нации, классы, союзы и т.д.);
    • Исследование социально-психологической деятельности личности в коллективе.

Проблемы социальной психологии

Краткий список основных проблем социальной психологии:

  • Внутригрупповые колебания;
  • Ступени развития социальных групп;
  • Внутригрупповое и межгрупповое лидерство;
  • Психологические характеристики социальных групп;
  • Общение и межличностные отношения в социальной группе;
  • Межгрупповые социальные отношения;
  • Психология больших, средних и малых социальных групп и средств массовой коммуникации;
  • Массовидные социально-психологические явления (Массовое настроение, сознание, психическое заражение и т.п.);
  • Адаптация человека и ее особенности в социальных средах;
  • Управление социально-психологическими процессами.
  • Более подробно в статье

Методы социальной психологии

Социальная психология использует методы общей психологии и социологии:

  • анкетирование;
  • интервьюирование;
  • беседа;
  • групповой эксперимент;
  • изучение документов;
  • наблюдение (включенное и не включенное).

Так же социальная психология имеет и свои специфические методы, например метод социометрии - измерение приватных взаимосвязей людей в группах. Основу социометрии составляет статистическая обработка ответов испытуемых на вопросы связанные с их стремлением к взаимодействию с членами определенной группы. Получаемые в результате социометрии данные называют социограммой (рис. 1), которая обладает специфической символикой (рис. 2).

Рис. 1. Социограмма . По данной социограмме можно выявить центральное ядро группы, то есть лиц с устойчивыми положительными взаимосвязями (А, В, Ю, И); наличие других группировок (Б-П, С-Э); лицо, пользующееся наибольшим авторитетом в определенном отношении (А); лицо, не пользующееся симпатиями (Л); взаимоотрицательные отношения (П-С); отсутствие устойчивых социальных связей (М).

Рис. 2. Символы социограммы .

История социальной психологии

Социальная психология как отдельная область психологии оформилась только к середине 19-го века, но период накопления знаний об обществе и человеке в частности начался задолго до этого. В философских трудах Аристотеля и Платона можно встретить социально-психологические идеи, французские философы-материалисты и социалисты-утописты внесли существенный вклад, а позднее труды Гегеля и Фейербаха. Социально-психологические знания до 19-го века оформлялись в рамках социологии и философии.

Первым этапом становления социальной психологии, как самостоятельной области психологической науки считается вторая половина 19-го века, но это была только теоретико-эмпирическая наука, вся деятельность заключалась в описании наблюдаемых процессов. Этот переходный период связан с появлением журнала по языкознанию и этнопсихологии в 1899 году в Германии, основанному Лацарусом Морицом (Lazarus Moritz, философ и писатель, Германия) и Хейманом Штейнталем (Heymann Steinthal, философ и филолог, Германия).

Первыми выдающимися личностями на пути развития эмпирической социальной психологии являются Уильям Мак-Дауголл (McDougall, психолог, Англия), Гюстав Лебон (Gustave Le Bon, психолог и социолог, Франция) и Жан Габриель Тард (Gabriel Tarde, криминолог и социолог, Франция). Каждый из этих ученых выдвигал свои теории и обоснования развития общества свойствами отдельной личности: У.Мак-Дауголл обосновывал инстинктивным поведением , Г.Лебон - с точки зрения , Г.Тард - .

1908 год считается стартовой точкой Западной социальной психологии, благодаря изданию книги «Введение в социальную психологию » У. Мак-Дауголла.

В 1920-ых годах благодаря опубликованным работам исследователя В. Меде (Walther Moede, психолог, Германия), который впервые применил математические методы анализа, начался новый этап в истории социальной психологии - экспериментальная социальная психология (Experimentelle Massenpsychologie). Именно В.Меде впервые зафиксировал существенное различие способностей людей в группах и в одиночку, например переносимость боли в группе, устойчивое внимание и др. Также важно открытие влияния групп в эмоциональной и волевой сферах человека.

Следующим значительным шагом в развитии социальной психологии была детализация методики массового социально-психологического эксперимента выдающимся психологом Гордоном Уиллардом Олпортом (Gordon Willard Allport, США). Данная методика повлекла массу экспериментальных работ, в основе которых была разработка рекомендаций по развитию рекламы, политической пропаганды, военного дела и многого другого.

У. Олпорт и В. Меде поставили точку не возврата в развитии социальной психологии от теории к практике. В частности в США социальная психология тесно сопряжена с бизнес сферой и является прикладной наукой. Широкомасштабные исследования профессиональной диагностики, проблем управления, отношений управляющего и работника и многого другого.

Дальнейшим знаковым событием в развитии методической области социальной психологии стала разработка и создание метода социометрии Якоба Леви Морено (Jacob Levy Moreno, психиатр и социолог, США). Согласно работам Морено, каркас всех социальных групп определяет синтонность (симпатия/антипатия) отдельных членов этой группы. Якоб Морено утверждал, что все социальные проблемы разрешимы при правильном разделении и объединении личностей в микрогруппы по их симпатиям, ценностям, поведению и влечениям (если деятельность удовлетворяет человека, он делает ее максимально хорошо).

Во всех направлениях западной социальной психологии базовым элементом является «клетка» общества - микросреда социума, малая группа, то есть средняя структура в стандартной схеме «Общество — Группа — Личность». Личность зависима от своей социальной роли в группе, от ее стандартов, требований, норм.

В Западной социальной психологии большое значение играет теория поля Курта Цадека Левина (Kurt Zadek Lewin, психолог, Германия, США), по которой на индивида постоянно влияют поле притяжения и поле отталкивания.

Концепции Западной социальной психологии основаны на психологическом детерминизме, не связанном с экономическими условиями. Поведение человека объясняется психологическими причинами : агрессивность, сексуальность и тд. Все концепции социальной психологии Запада разделяют на четыре направления:

  1. Психоаналитическое;
  2. Необихевиористское;
  3. Когнитивистское;
  4. Интеракционистское.

Направления социальной психологии

Психоаналитическое направление социальной психологии основано на концепции и социально-психологических взглядах Зигмунда Фрейда, на базе чего современными последователями создано несколько теорий, одна из которых выдвинута Уилфредом Рупрехтом Байоном (Wilfred Ruprecht Bion, психоаналитик, Англия), по которой социальная группа - макровид индивида, то есть особенности и качества групп, как у отдельных людей. Межличностные потребности = биологическим потребностям. Все люди обладают потребностью нравиться другим людям и желают присоединения к группе (потребность быть звеном). Лидер группы обладает функцией высшего регулирования.

Неофрейдисты социальной психологии ищут объяснения межличностных отношений в подсознании и эмоциях человека.

Необихевиористское направление социальной психологии основывается на фактах наблюдения, исключая специфические свойства поведения людей, теоретические материалы, сферы ценностей и мотиваций. В концепции необихевиористического направления поведение напрямую зависит от научения. По необихевиористическим суждениям организм адаптируется к условиям, но отвергается принцип преобразования этих условий, как результата деятельности человека. Главный необихевиористический тезис: генезис индивида определяется случайными подкреплениями его реакций . Одним из главных представителей необихевиористического направления является Беррес Фредерик Скиннер (Burrhus Frederic Skinner, психолог и писатель, США), согласно его работам, состав поведения человека зависит от последствий этого поведения (оперантное обусловливание).

Одна из самых известных теорий необихевиористского направления - теория агрессии, в основе которой лежит гипотеза «агрессии-фрустрации» (1930 г.), согласно которой агрессивное состояние основа поведения всех людей.

У неофрейдистов и необихевиористов одинаковое трактование поведения человека, в основе которого лежит стремление к удовольствию, а все потребности и окружение человека не связывается с историческими условиями.

В основе когнитивистского направления социальной психологии (cognition — познание) лежат особенности познавательных процессов людей, которые являются основой социально-обусловленного поведения, то есть поведение основано на понятиях человека (социальных установках, взглядах, ожиданиях и т.д.). Отношение человека к объекту обусловлено его категориальным значением. Главный когнитивистский тезис: сознание определяет поведение .

Интеракционистское направление социальной психологии основывается на проблеме взаимодействия людей в социальной группе - интеракции , базируемые на социальных ролях членов группы. Само понятие «социальная роль » ввел Джордж Герберт Мид (George Herbert Mead, социолог и философ, США) в 1930-ых годах.

Представители интеракционизма Шибутани Тамотсу (Tamotsu Shibutani, социолог, США), Арнольд Маршал Роуз (Arnold Marshall Rose, социолог и политолог, США), Манфорд Кун (Manford H. Kuhn, социолог, лидер символического интеракционизма, США) и др. первостепенную значимость придавали таким социально-психологическим проблемам как коммуникация, референтные группы, общение, социальная роль, социальные нормы, социальный статус и др. Разработанный Гербертом Мидом и другими представителями интеракционизма понятийный аппарат, основательно распространен в социально-психологической науке.

Интеракционизм признает социальную обусловленность психики человека, как основы общения. В ряде эмпирических исследований, проведенных представителями интеракционизма, зафиксированы однотипные поведенческие проявления в сходных социальных ситуациях. Однако социальное взаимодействие интеракционистами рассматривается без конкретики в содержании процесса этого взаимодействия.

Проблема социальной психологии СССР и России

Исследования в области социальной психологии в 1920-ых годах основывались на биопсихологических позициях, что противоречило идеологии страны. В результате, работы в области социальной психологии и многих других отраслях психологии были запрещены, так как были восприняты в виде альтернативы марксизму. В России развитие социальной психологии началось только в конце 1950-ых годов. В результате этой «заморозки» в развитии социальной психологии, единая категориальная конкретика не сформирована, исследования ведутся на уровне эмпирики и описания, но несмотря на эти трудности социальная психология России обладает научными данными и применяет их в различных областях человеческой деятельности.

Книги по социальной психологии

Частная методология социальной психологии нацелена на всестороннее исследование изучаемых явлений и процессов обычно использует следующие основные методы : наблюдение, эксперимент, метод анализа документов, обобщение независимых характеристик, анализ результатов деятельности, опросы, тестирование, социометрию.

Наблюдение - наиболее распространенный метод, с помощью которого изучают социально-психологические явления и процессы в различных условиях без вмешательства в их течение. Наблюдение бывает житейским и научным, включенным и невключенным.

Житейское наблюдение ограничивается регистрацией фактов, носит случайный, неорганизованный характер. Научное наблюдение является организованным, предполагает четкий план, фиксацию результатов в специальном дневнике. Включенное наблюдение предусматривает участие исследователя в деятельности, которую он изучает; в невключенном – этого не требуется.

Эксперимент - метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемых с целью создания наилучших условий для изучения конкретных социально-психологических явлений и процессов.

Эксперимент может быть лабораторным , когда он протекает в специально организованных условиях, а действия испытуемых определяются инструкцией; естественным , когда изучение осуществляется в естественных условиях; констатирующим - когда изучаются лишь необходимые социально-психологические явления; формирующим - в процессе которого развиваются определенные качества испытуемых и их групп.

Метод анализа документов обычно представляет собой процесс осмысления информации о конкретных социально-психологических явлениях и процессах, которая содержится в различного рода источниках (документах, научных исследованиях, архивных материалах, научной, художественной и публицистической литературе). Наиболее продуктивным он становится тогда, когда опирается на методику контент-анализа .

Метод обобщения независимых характеристик предполагает выявление и анализ мнений о тех или иных социально-психологических явлениях и процессах, полученных от различных людей или различных источников.

Анализ результатов деятельности - метод опосредованного изучения социально-психологических явлений по практическим результатам и предметам совместной деятельности людей, в которых воплощаются их творческие силы и способности.

Опрос - метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя.

Он бывает письменным (анкетирование ), когда вопросы задаются на бумаге; устным , когда вопросы ставятся устно; и в форме интервью , во время которого устанавливается личный контакт с испытуемыми.

Анкетирование делится на прессовое , когда воп­росник публикуется в каком-либо периодическом издании, а читателям этого издания предлагается ответить на пред­лагаемые вопросы и прислать ответы в редакцию данного издания, почтовое , при котором анкеты рассылаются по почте согласно адресам подписчиков или ад­ресной книге ДЭЗ, и раздаточное , предполагающее личную раздачу и сбор исследователем вопросов. Первый вид анкетирования наиболее дешевый, но и менее эффективный (3-5%). Второй предполагает уже 10-25% возврата анкет. А третий является наибо­лее предпочтительным, поскольку возврат анкет в этом случае приближается к 100%.

Тестирование - метод, во время применения которого испытуемые выполняют определенные действия по заданию исследователя.

Социометрия - метод социальной психологии используемый для диагностики взаимных симпатий и антипатий, статусно-ролевых отношений между членами группы и позволяющий выявлять: социально-психологическую структуру взаимоотношений в малых группах; конкретные позиции ее членов в структуре этих взаимоотношений; формальных и неформальных «лидеров» и «отвергнутых» членов группы; наличие и связи между микрогруппами.

Социометрия предполагает проведение опроса всех членов группы с последующей математической и статистической обработкой его результатов и построением социограммы (схемы взаимоотношений в группе).

Кроме основных социальная психология использует также дополнительные методы , к которым обычно относятся приемы и способы обработки и анализа результатов ее исследования (факторный и корреляционный анализ, различные методы моделирования, техники компьютерной обработки данных и др.).

Наконец, в социальной психологии применяются и аппаратурные методы (методики) исследований, предполагающее эффективное использование технических устройств - аппаратов, с помощью которых: а) создается определенная значимая ситуация, позволяющая выявить ту или иную характеристику исследуемого явления; б) снимаются показания о проявлении изучаемых характери­стик и в) фиксируются и частично подсчитываются резуль­таты исследования.

В современной социально-психологической диагности­ке разработано множество различных модификаций гомеостатических аппаратурных методик. Например, «Арка», «Эстакада», «Лабиринт», «Групповой ритмограф, групповой волюнтограф», «Сенсорный интег­ратор» и др. Все они предполагают решение групповой за­дачи лишь при условии взаимодействия, согласования дей­ствий членами группы, приспособления их друг к другу. Существуют также аппаратурные методики для замера реакции аудитории средств массовой информации на те или иные программы («Анализаторы программ») или для под­счета ответов в ходе автоматизированного анкетного опро­са («Полуавтоматическая анкета»). Использование дан­ных методик совместно с компьютерной техникой значи­тельно повышает их эффективность .

Изучение социально-психологических явлений всегда осуществляется на основе специально разработанных программ исследования конкретных феноменов. Обычно она вклю­чает в себя следующие разделы, в которых:

1. формулируется главное направление исследования, опреде­ляются его объект и предмет, указываются це­ли и задачи (особое внимание при этом уделяется эмпирическому определение основных понятий, используемых в исследовании и выдвижению гипотез, разработке плана-графика исследования);

2. осуществляется выбор необходимых методов и методик изучения выбранного для анализа исследования; здесь же может иметь место и первичная апробация этих методик на небольшой пробной выборке (что же касается самостоятельно разрабо­танных методик, то они, как правило, нуждаются в специальной предва­рительной апробации);

3. осуществляется сбор фактических данных, от которого зависят качество и надежность полученных выводов;

4. производится качественная и количественная обработка данных, осуществляется их интерпретация, имеет место формулирование выводов, практических рекомендаций, строится прогноз развития социально-психологических явлений на будущее.

В любом случае на заключительном этапе психолог, руководствуясь своей программой, доказывает или опровергает вы­двинутые перед исследованием гипотезы, переходит к научным обобщениям, абстрагируясь от частностей, деталей, единичных фак­тов и наблюдений.

Особенности организаци­онной стороны социально-психологического исследования (его программы), предшествующей уста­новлению социально-психологического диагноза, зависят в значительной степени от уровня изучаемых явлений (макро-, среднего, микро- и личностного), от сфе­ры, в которой наблюдается данное явление (социально-бы­товая, политическая, производственно-экономическая и т.д.), а также от условий, в которых функционирует явление и находится объект изучения (нормальные, осложненные или экстремальные).

Часто может иметь место и дополнительный этап, в ходе которого осуществляется уточнение проблемы, корректировка или смена методов или методик при неудовлетворительных результатах.

В целом наличие программы изучения сложных социально-психологических явлений позволяет достаточно обоснованно судить о компетентности его осуществления, дает возможность по­вторить его согласно изложенному в про­грамме алгоритму и проверить полученные результаты.

Методики изучения конкретных социально-психологических явлений . Многообразие и сложность социально-психологических феноменов обусловливает и наличие большого количества методик их изучения. Вместе с тем их можно классифицировать в зависимости от конкретных классов социально-психологических феноменов, которые с их помощью исследуются.

Во-первых, различают методики изучения социальных отношений и взаимоотношений. К ним можно отнести:

Социометрию (методика нацелена на выявление статусно-ролевых отношений в малой группе);

Методику парных сравнений шкалы социальной дистанции Э. Богардуса;

Опросник межличностных отношений В. Шутца - А.А.Рукавишникова (методика построена на основетеории межлич­ностных отношений, в которой делается попытка объяснить межличностное поведение индивида на основе трех потребностей: включе­ния, контроля и аффекта);

Методику диагностики межличностных отношений Т. Лири (методика основана на изучении специфики доминирова­ния - подчинения, дружелюбия - враждебности и других восьми более частных отношений);

Цветовой тест отношений (он предназначается для изучения эмоциональных - сознательных и бессознательных - компонентов взаимоотношений людей);

Фотодиагностику взаимоотношений;

Личностный ориентационный опросник В. Смекала - М. Кучера (он используется для выявления личностной, коллективисткой и деловой направленности людей);

Методику изучения нормативных предпочтений в группе О.И. Комиссаровой, ориентированную на выявление коммуникативных и деловых отношений;

Методику восприятия индивидом группы В.Е. Залюбовской, позволяющую определить: а) восприятие группы как помехи; б) восприятие группы как средство достижения тех или иных целей; в) восприятие группы как самостоятельной ценности;

Методику изучения взаимоотношений в группе (она построена на использовании 4-х факторной шкалированной анкеты, предполагающей оценку четырех видов взаимоотношений: социальной дистанции, дружбы, альтруизма и ответственности);

Методику изучения психологического климата в группе (она основана на применении биполярной шкалы взаимоотношений Ф. Фидлера - Ю. Ханина);

Методику количественной оценки групповой эмпатии (она построена на выявлении уровня переживаний членов группы в форме сопереживания, сочуствия, сострадания, сорадости, совосхищения);

Методику изучения сплоченности группы (методика нацелена на выявление и оценку: а) опосредованности групповой сплоченности целями и задачами совместной деятельности; б) ценностно-ориентационного единства группы);

Аппаратурные методики диагностики межличностных отношений.

Во-вторых, различают методики изучения различных видов общения :

Методику измерения общей общительности людей И.В. Липсица (она предполагает изучение общительности с помощью специальных тестов «общительный ли Вы человек»;

Методику измерения потребности в общении Ю. Орлова - В. Шкурина, дающую возможность шкалировать потребность людей в общении;

Тесты М.Снайдера (данные методики позволяющие оценить в какой степени чело­век контролирует себя в общении с другими людьми);

Методику «Q-сортировка» Х. Зелена - Д. Штока (она позволяет определить мес­то основных тенденций общения человека в реальной груп­пе: общительность, необщительность, зависимость, неза­висимость, принятие «борьбы» и «избегание борьбы»);

Методику изучения невербальных средств общения людей, строящуюся на использовании специальных тестов на измерение характерных средств невербального общения;

Методики «кадр за кадром», структур­но-лингвистические, описания-рисунки (они позволяют превращать целостное, объемное, подвижное, разворачивающееся во времени невербального общение в плоское, фрагментарное, застывшее явление, поддающееся доскональному изучению);

Методику изучения уровня эффективности педагогического общения;

Аппаратурные методики изучения компетентности в деловом общении и делового обаяния людей.

Социально-психологическая диагностика, по сути дела, явля­ется фундаментом социальной психологии.

Без нее немыслимо построение социально-психологической теории и методологии, невозможно осуществить как эффективное консультиро­вание заказчика (клиента), так эффективно воздействовать на изучаемый объект с помощью психотехнологий.

В-третьих, различают методики диагностики социальных конфликтов , включающие:

Методику изучения конфликтного взаимодействия К. Томаса;

Методику выявления внутриличностного конфликта Г. Келлера, позволяющую определить наличие конфликта в трех сферах: семейной, партнерской и производственной деятельности;

Методики определения внутриличностной конфликтности, основанные на изучении ценностных ориентаций по шкале Рокича и шкале депрессии;

Опросник определения индивидуального уровня агрессивности личности А. Баса - А. Дарки, позволяющий выявить различные формы агрессивных и враждебных реакций: физической, косвенной, вербальной агрессии, раздражительности, негативизма, обиды, зависти, подозрительности;

Методики изучения поведения личности в конфликте (основана на методике исследования фрустрационных реакций С. Розенцвейга);

Опросник оценки способов реагирования на конфликтные ситуации К. Томаса;

Опросник Б. Кросби - Д. Шерера, позволяющий определить индекс психологического климата в организации;

Методику «включенного конфликта» Ю. Баскиной, позволяющая выявить родительское отношение к ребенку у родителей из гармоничных и конфликтных семей;

Модульную методику межличностных конфликтов, включающая базовые и дополнительные шкалы для измерения межличностных конфликтов;

Ситуационные методы исследования конфликтов;

Качественные методы изучения межгрупповых конфликтов;

Аппара­турные методики моделирования конфликтов (М. Новикова и др.) .

В-четвертых, выделяют методики изучения национально-психологических особенностей людей , в которые обычно включают:

Этнопсихологический опросник Л. Дробижевой и Г. Старовойтовой, позволяющий выявить интересы, психологические предпочтения, обряды и обычаи представителей различных народов;

Методику выявления актуального этнопсихологического статуса личности А. Асмолова и Е. Шлягиной, дающая возможность зафиксировать степень выраженности и знака этнической идентичности личности, направленности и содержания ее авто и гетеростереотипов;

Региональную картотеку человеческих отношений (HRAF), представляющая собой систему обощения и хранения этнопсихологических данных;.

Методику множественной идентификации В. Петренко, предназначенная для изучения этноспецифических приоритетов представителей конкретных национальных общностей;

Методики изучения этнических стереотипов;

Методику шкалирования этноцентризма Д. Левинсона, ориентированная на выявление своеобразия отношения к своей этнической общности;

Шкалу социальной дистанции Э. Богардуса, выявляющая приоритет социальных отношений у представителей этнических общностей;

Методику «подбора черт» и «свободного описания» А. Катца и У. Брэйли, с помощью которой выявляются типичные характеристики национальной психологии;

Методику исследования направленности интересов, ценностных ориентаций и социальных установок В. Водзимской, ориентированная на изучение энтоспецифических предпочтений;

Этноадаптированный опросник самоотношения личности В. Столина (он позволяет охарактеризовать самоотношение представителя конкретной этнической общности как чувство в адрес собственного «я»;

Этноадаптированную методику измерения локуса контроля Е. Бажина - Е. Голынкина, дающий возможность оценить чувство ответности, готовности к активности и переживания «я» представителя конкретной этнической общности;

Опросник для измерения мотивации одобрения С. Марлоу, ориентированный на выявление особенностей национального поведения людей;

Алаптированный опросник для оценки мотивации к достижению цели К. Томаса, позволяющий изучить своеобразие разнообразных социально- и индивидуально-психологических качеств представителей различных этнических общностей;

Методику выявления импульсивности-целеустремленности В. Лысенкова, с помощью которой может быть осуществлена оценка существенных для каждой нации диспозиций личности;

Методики выявления национально-психологических особенностей людей с использованием семантического дифференциала;

Опросный лист для руководителей многонационального коллектива В. Крысько, дающий возможность оценить знаний, умения и навыки управления межнациональными отношениями .

В-пятых, различают методики изучения семейных отношений , которые включают:

Методику PARI Е. Шефера и Р. Делли (предназначена для изучения отноше­ний родителей, прежде всего матерей, к разным сторонам семейной жизни и выполнению своей семейной роли);

Методику «Типовое семейное состояние» (выявляет три типа семейных отношений: неустойчивый, конструктивный и деструк­тивный);

Опросник «Конструктивно-деструктивная семья» (ориентирован на изучение особенностей данного типа семьи;

Методику «Нормативное сопротивление» (позволяет диагностировать состояния противодействия членов семьи друг другу);

Тест «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернса и С. Кауфмана (предназначен для диагностики внутрисемейных отношений с точки зрения ребенка);

Тест-опросник удовлетворенности браком В. Столина, Т. Романовой, Г. Бутенко (предназначен для экспресс-диагностики степени удовлет­воренности - неудовлетворенности браком, а также степе­ни согласования-рассогласования браком у той или иной социальной группы);

Методику изучения супружеских отношений в смешанных браках В. Левкович (предназначена для выявления специфики отношений между разноэтническими супругами .

В-шестых, существуют методики социально-психологической диагностики личности , к которым обычно относят:

Методику выявления «осознанности жизненных целей» личности (позволяет оценить глубина и осознанность жизненных целей человека);

Методику определения деловых и коммуникативных пред­почтений личности (исследует качества человека по 3 шкалам: коммуникатив­ных и деловых предпочтения и шкале неискренности;

Методику диагностирования эмоциональной направленности личности Б. Додонова (позволяет изучить 10 видов ее потребностей);

Методики исследования мотивации достижения и аффилиациии А. Мехрабиана и М. Магомед-Эминова (применяются для диагностики мотивов стремления к успеху и мотивов избегания неудачи);

Методики «Карта интересов» и «Дифференциально-диагностический опросник» Е. Климова (используются для исследования интересов и профессиональной ори­ентации личности);

Методику изучения личностного дифференциала (позволяет выявить определенные характеристики личности, относящиеся к ее самосознанию и межличностным отношениям);

Методику косвенного измерения системы самооценок (предназначена для вскрытия не вполне вербализированных или неосознаваемых особенностей самооценки);

Методики «Кос» (используются для выявления коммуникативных и организаторских способностей личности через различные ситуации поведения);

Методики диагностики психологической наблюдательности личности («Поведенческий порт­рет», «Список личностных черт» А. Эткинда, «Рисунок эмоций» В. Лабунской);

Шкалу одиночества Д. Рассела, Л. Пепло и М. Фергюссона (выявляет одиночество как следствие тревожности, социальной изоляции, депрессии, скуки);

Тест М. Люшера (позволяет понять направленность личности у или иную деятельность, ее функциональные состояния и настроения, а также наиболее устойчивые черта личности);

Опросник САН (предназначен для оперативной оценки самочуствия, активности и настроений людей) .

В-седьмых , различают методики изучения массовидных и других социально-психологических явлений , в состав которых обычно включают:

Методики изучения соци­альной удовлетворенности людей (основываются на учете престижа их профессий людей, уровня образования и дохода);

Методики диагностики качества и образа жизни в обществе (основаны на анализе показателей культуры образа жизни, социального благополучия);

Методики оценки репутации (основана на существующем в каждом обществе своеобразном разделении множества профессий, статусов, позиций и оценки их с точки зрения значимо­сти, престижа);

- «самооценочный» метод классовой идентификации (ориентирован на выявление реального или мнимого имущественного и социально-психологического самочувствия представителей различных конфессиональных групп);

Семи- и девятиклассные шкалы оценки социальной стратификации (основаны на применении кластерного анализа для анализа уровня дохода, тесноты связей этого показателя с перечнем профессий и уровнем образования, статусом и т.п.);

Методики изучения общественного мнения и общественных настроений (строятся на выявлении отношения различных слоев общества к собы­тиям, фактам, представляющим социальный интерес, наиболее значимым для людей, для удовлетворения их потребностей в самосохранении, потреблении, общении, самовыражении и т.д.);

Методики изучения политического лидерства (представляют собой соединение различных технологий анализа отношения общества к конкретным политическим лидерам и использования специальных тестов для выявления наиболее предпочтительных для общества их психологических характеристик);

Методики «Профиль организационных характеристик» Р. Лайкерта и «Шкала организационных парадигм» Л. Константина (предназначены для выявления лидерст­ва, группового взаимодействия и сотрудничества, мотивации, коммуникации, процесса принятия решений в ходе управления);

Методики изучения социально-психологического климата (позволяют выявить эмоциональный, поведенче­ский и когнитивный компонент отношений в обществе) .

Методы социальной психологии являются в известной мере междисциплинарными и применяются в других науках, например в социологии, психологии, педагогике. Развитие и совершенствование социально-психологических методов происходят неравномерно, что определяет трудности их систематизации. Весь набор методов обычно подразделяют на две группы: методы сбора информации и методы ее обработки (Андреева, 1972, 2000; Ядов, 1995). Однако существуют и другие классификации методов. Например, в одной из широко известных классификаций выделяются три группы методов, а именно: методы эмпирического исследования (наблюдение, анализ документов, опрос, групповая оценка личности, социометрия, тесты, аппаратурные методы, эксперимент); методы моделирования; методы управленческо-воспитательного воздействия (Свенцицкий, 1977). Причем выделение и классификация методов социально-психологического воздействия особенно важны для методологии социальной психологии. Значение последних связано с усилением роли социальной психологии в решении социальных проблем.

Наиболее часто в социальной психологии используют следующие методы сбора эмпирических данных.

Метод наблюдения - это метод сбора информации путем непосредственного, целенаправленного и систематического восприятия и регистрации социально-психологических явлений (фактов поведения и деятельности) в естественных или лабораторных условиях. Метод наблюдения может использоваться как один из центральных, самостоятельных методов исследования.

Классификация наблюдения производится по различным основаниям. В зависимости от степени стандартизации техники наблюдения принято выделять две основные разновидности этого метода: стандартизированное и нестандартизированное наблюдение. Стандартизированная техника предполагает наличие разработанного списка признаков, которые предстоит наблюдать, определение условий и ситуаций наблюдения, инструкции для наблюдения, единообразных кодификаторов для регистрации наблюдаемых явлений. Сбор данных при этом предполагает последующую их обработку и анализ посредством приемов математической статистики. Нестан-дартизированная техника наблюдения определяет лишь общие направления наблюдения, где результат фиксируют в свободной форме, непосредственно в момент восприятия или по памяти. Данные этой техники обычно представлены в свободной форме, возможна также и их систематизация с помощью формальных процедур.

В зависимости от роли наблюдателя в изучаемой ситуации различают включенное (участвующее ) и невключенное (простое ) наблюдения. Включенное наблюдение предполагает взаимодействие наблюдателя с изучаемой группой как полноправного ее члена. Исследователь имитирует свое вхождение в социальную среду, адаптируется к ней и наблюдает события в ней как бы «изнутри». Существуют разные виды включенного наблюдения в зависимости от степени информированности членов изучаемой группы о целях и задачах исследователя (Андреева, 1972; Ершов, 1977; Семенов, 1987). Невключенное наблюдение регистрирует события «со стороны», без взаимодействия и установления отношений с изучаемым лицом или группой. Наблюдение может проводиться открытым способом и инкогнито, когда наблюдающий маскирует свои действия (Петровская, 1977).

Главный недостаток включенного наблюдения связан с воздействием на наблюдателя (его восприятие и анализ) ценностей и норм изучаемой группы. Исследователь рискует утратить необходимую нейтральность и объективность при отборе, оценке и интерпретации данных. Типичные ошибки: сокращение впечатлений и их упрощение, банальное их истолкование, реконструкция событий к среднему, выпадение «середины» событий и др. Кроме того, вызывают серьезные затруднения трудоемкость и организационная сложность данного метода.

По условию организации методы наблюдения делятся на полевые (наблюдения в естественных условиях) и лабораторные (наблюдения в условиях эксперимента). Объектом наблюдения являются отдельные люди, малые группы и большие социальные общности (например, толпа) и социальные процессы, происходящие в них, например паника. Предметом наблюдения обычно служат вербальные и невербальные акты поведения индивида или группы в целом в определенной социальной ситуации. К наиболее типичным вербальным и невербальным характеристикам относят: речевые акты (их содержание, направленность и последовательность, частота, продолжительность и интенсивность, а также экспрессивность); выразительные движения (экспрессия глаз, лица, тела и т. п.); физические действия, т. е. касания, толчки, удары, совместные действия и т. п. (Лабунская, 1986). Иногда наблюдатель фиксирует происходящие события, используя обобщенные черты, качества человека или наиболее типичные тенденции его поведения, например доминирование, подчинение, дружелюбие, аналитичность, экспрессивность и т. д. (Бейлз, 1979).

Вопрос о содержании наблюдения всегда конкретен и зависит от цели наблюдения и теоретических позиций исследователя относительно изучаемого феномена. Главная задача исследователя на стадии организации наблюдения - определить, в каких актах поведения, доступных наблюдению и фиксации, проявляется интересующее его психологическое явление или свойство, и выбрать наиболее существенные, наиболее полно и достоверно характеризующие его признаки. Выбранные характеристики поведения (единицы наблюдения) и их кодификаторы составляют так называемую «схему наблюдения».

Сложность или простота схемы наблюдения влияет на надежность метода. Надежность схемы зависит от числа единиц наблюдения (чем их меньше, тем она надежнее); их конкретности (чем признак абстрактнее, тем сложнее его фиксировать); сложности умозаключений, к которым приходит наблюдатель при классификации выявленных признаков. Надежность схемы наблюдения обычно проверяют с помощью контроля данных со стороны других наблюдателей, а также иными методами (например, использование сходных схем наблюдения, экспертная оценка) и повторным наблюдением.

Результаты наблюдения фиксируются в соответствии со специально подготовленным протоколом наблюдения. Наиболее распространены следующие способы регистрации данных наблюдения: фактологический, предполагающий фиксацию всех случаев проявления единиц наблюдения; оценочный, когда проявление признаков не только фиксируется, но и оценивается с использованием шкалы интенсивности и шкалы времени (например, длительность акта поведения). Результаты наблюдения должны быть подвергнуты качественному и количественному анализу и интерпретации.

Основными недостатками метода считают: а) высокий субъективизм при сборе данных, привнесенный наблюдателем (эффекты ореола, контраста, снисходительности, моделирования и др.) и наблюдаемыми (эффект присутствия наблюдателя); б) преимущественно качественный характер выводов наблюдения; в) относительная ограниченность в обобщении результатов исследования. Пути повышения надежности результатов наблюдения связаны с использованием надежных схем наблюдения, технических средств фиксации данных, с минимизацией эффекта присутствия наблюдателя и зависят от тренировки, опыта исследователя (Ершов, 1977; Семенов, 1987).

Метод анализа документов. Данный метод является разновидностью метода анализа продуктов человеческой деятельности. Он впервые в социальной психологии применен как основной метод исследования У. Томасом и Ф. Знанецким при изучении феномена социальной установки (Андреева, 1972; Ядов, 1995).

Документом называют любую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитных или фотоносителях (Ядов, 1995). Документы различаются по способу фиксации информации (рукописные, печатные, кино-, фото-, видеодокументы), по целевому назначению (целевые, естественные), по степени персонификации (личные и безличные), в зависимости от статуса документа (официальные и неофициальные). Иногда их также делят по источнику информации на первичные (документы на базе непосредственной регистрации событий) и вторичные документы. Предпочтение того или иного вида документа как носителя социально-психологической информации определяется исходя из цели исследования и места документов в общей программе исследований. Все методы анализа документов разделяются на традиционные (качественные) и формализованные (качественно-количественные). В основе любого метода лежат механизмы процесса понимания текста, т. е. интерпретации исследователем информации, содержащейся в документе.

Метод опроса. Суть этого метода заключается в получении информации об объективных или субъективных (мнениях, настроениях, мотивах, отношениях и т. д.) фактах со слов опрашиваемых. Среди многочисленных видов опроса наибольшее распространение имеют два основных типа: а) опрос «лицом к лицу» - интервью, очный опрос, проводимый исследователем в форме вопросов-ответов с опрашиваемым (респондентом); б) заочный опрос - анкетирование с помощью предназначенного для самостоятельного заполнения вопросника (анкеты) самими респондентами. Пионерами его применения в социальной психологии являются С. Холл, Г. М. Андреева, Э. Ноэль. Область применения опроса в социальной психологии: а) на ранних стадиях исследования для сбора предварительной информации или пилотажного испытания методического инструментария; б) опрос как средство уточнения, расширения и контроля данных; в) как основной метод сбора эмпирической информации. Источником информации при опросе является устное или письменное суждение опрашиваемого лица. Глубина, полнота ответов, их достоверность зависят от умения исследователя грамотно построить конструкцию опросника. Существуют специальные техники и правила проведения опроса, направленные на обеспечение надежности и достоверности информации. В них отражены алгоритмы определения представительности выборки и мотивации участия в опросе, конструирования вопросов и композиции вопросника, процедуры проведения опроса (Андреева, 1972; Свенцицкий, 1977; Ядов, 1995).

Основные виды интервью в социально-психологическом исследовании - стандартизированное и нестандартизированное интервью. В первом случае интервью предполагает наличие стандартных формулировок вопросов и их последовательности, определенных заранее. При этом исследователь не имеет возможности их изменения. Методика нестандартизированного интервью характеризуется гибкостью и варьированием в широких пределах. Интервьюер при этом руководствуется лишь общим планом опроса, формулируя вопросы в соответствии с конкретной ситуацией и ответами респондента.

Большое значение для успешного интервьюирования имеет техника ведения беседы. Она требует от интервьюера умения устанавливать тесный контакт с респондентом, заинтересовать его в искренней беседе, «активно» слушать, владения навыками постановки и регистрации ответов, преодоления «сопротивления» опрашиваемого. При этом интервьюер должен избежать навязывания («подсказывания») опрашиваемому лицу возможного варианта ответа, исключить субъективное истолкование его высказывания.

Трудность проведения интервью связана с задачей поддержания в течение всего времени беседы необходимой глубины контакта с респондентом. В литературе описаны разнообразные приемы стимулирования активности (ответов) опрашиваемого, среди них наиболее часто упоминаются: выражение согласия (внимательный взгляд, кивок, улыбка, поддакивание), использование коротких пауз, частичное несогласие, уточнение путем неправильного повторения сказанного, указание на противоречия в ответах, повторение последних слов, требование пояснений, добавочной информации и др.

Выделяют также другие виды интервью, например фокусированное и терапевтическое. Каждый из перечисленных видов интервью характеризуется определенными ограничениями, обусловленными целями его применения и характером получаемой информации (Андреева, 1972; Свенцицкий, 1977; Ядов, 1995).

Критерии эффективности интервью: полнота (широта) - оно должно позволить опрашиваемому по возможности полно осветить различные аспекты обсуждаемой проблемы; специфичность (конкретность) - в ходе интервью должны быть получены точные ответы по каждому значимому для опрашиваемого аспекту проблемы; глубина (личностный смысл) - интервью обязано выявить эмоциональный, когнитивный и ценностный аспекты отношения респондента к обсуждаемой ситуации; личностный контекст - интервью призвано выявить характеристики личности опрашиваемого и его жизненного опыта.

Виды анкетирования разделяются по числу опрашиваемых (индивидуальное и групповое), по месту проведения, по способу распространения анкет (раздаточное, почтовое, прессовое). Среди наиболее существенных недостатков раздаточного, и особенно почтового и прессового, опроса является низкий процент возврата анкет, отсутствие контроля за качеством их заполнения, возможность использования только очень простых по структуре и по объему анкет.

Выбор типа опроса определяется целями исследования, его программой, уровнем изученности проблематики. Основное преимущество анкетирования связывают с возможностью массового охвата большого количества респондентов и его профессиональной доступностью. Информация, получаемая в интервью, является более содержательной и глубокой в сравнении с анкетой. Однако недостатком является прежде всего трудно контролируемое влияние личности и профессионального уровня интервьюера на опрашиваемого, что может привести к искажению объективности и надежности информации.

Метод социометрии относится к инструментарию социально-психологического исследования структуры малых групп, а также личности как члена группы. Область измерения социометрической техникой - диагностика межличностных и внутригрупповых отношений. С помощью социометрического метода изучают типологию социального поведения в условиях групповой деятельности, оценивают сплоченность, совместимость членов группы. Метод разработан Дж. Морено как способ исследования эмоционально непосредственных отношений внутри малой группы (Морено, 1958). Измерение предполагает опрос каждого ее члена с целью выявления тех членов группы, с которыми он предпочел (выбрал) или, напротив, не захотел бы участвовать в определенном виде деятельности или ситуации. Процедура измерения включает следующие элементы: а) определение варианта (числа) выборов (отклонений); б) выбор критериев (вопросов) опроса; в) организация и проведение опроса; г) обработка и интерпретация результатов с использованием количественных (социометрические индексы) и графических (социограммы) методов анализа.

Обычно составляют несколько коллективных социограмм для одной группы: взаимных выборов, взаимных отклонений, первых двух (пяти) выборов и некоторые другие. Индивидуальные социограммы позволяют произвести более тонкий анализ положения конкретного члена в группе: отличить позицию лидера от позиции «популярных» членов группы. Лидером часто считают того, кому преимущественно отдают предпочтения в своих выборах «популярные» члены малой группы.

Надежность измерения в социометрии зависит от «силы» социометрического критерия, возраста испытуемых, вида индексов (персонального или группового). В социометрическом тесте не исключена возможность искажения ответов испытуемого, сокрытия его истинных чувств. Гарантией откровенности испытуемого могут выступать: личностно значимая мотивация участия в исследовании, выбор значимых для членов группы критериев опроса, доверие к исследователю, добровольный характер тестирования и др.

Устойчивость социометрического измерения подтверждают, как правило, методом параллельного теста и взаимной корреляцией результатов. Установлено, что стабильность социометрических результатов обусловливается динамичной природой социально-психо-логических явлений, в частности межличностных отношений, и с течением времени снижается. Для определения валидности социометрического метода применяют сравнение результатов измерения с внешним критерием, обычно - с мнением экспертов. Социометрический метод должен быть дополнен другими приемами, направленными на более глубокий анализ оснований межличностных предпочтений: мотивов межличностных выборов, сделанных членами группы, их ценностных ориентаций, содержания и типа осуществляемой совместной деятельности.

Наиболее существенными недостатками метода принято считать трудность выявления мотивов межличностных выборов, возможность искажения результатов измерения из-за неискренности испытуемых или вследствие влияния психологической защиты, и наконец, социометрическое измерение приобретает значение лишь при исследовании малых групп, имеющих опыт группового взаимодействия.

Метод групповой оценки личности (ГОЛ). Метод групповой оценки - способ получения характеристики человека в конкретной группе на основе взаимного опроса ее членов друг о друге. Разработка метода связана с прикладными исследованиями в промышленной и организационной психологии, где на его основе пытаются решать вопросы отбора и расстановки кадров (Чугунова, 1986). Данный метод позволяет оценить наличие и степень выраженности (развития) психологических качеств человека, которые проявляются в поведении и деятельности, во взаимодействии с другими людьми. Широкое применение ГОЛ в прикладных и исследовательских целях связано с его простотой и доступностью для пользователей, возможностью диагностировать те качества человека, для которых отсутствует надежный инструментарий (тесты, опросники) и др.

Психологической основой ГОЛ является социально-психологический феномен групповых представлений о каждом из членов группы как результат взаимного познания людей в процессе общения. На методическом уровне ГОЛ есть статистическая совокупность индивидуальных представлений (образов), фиксируемая в форме оценок. Психологическая сущность метода определяет границы его практического применения как приема фиксации некоторых отраженных свойств личности, уровня проявления качеств личности оцениваемого лица в конкретной группе.

Процедура метода ГОЛ предполагает оценку человека по определенному перечню характеристик (качеств) с использованием приемов прямого балльного оценивания, ранжирования, попарного сравнения и др. Содержание оценки, т. е. совокупность оцениваемых качеств, зависит от цели использования полученных данных. Число качеств варьирует у разных исследователей в широком диапазоне: от 20 до 180. Качества могут группироваться в отдельные смысловые группы (например, деловые и личные качества). Применяют и другие основания разделения (Чугунова, 1986; Журавлев, 1990). Для получения надежных результатов рекомендуется число субъектов оценивания в пределах 7-12 человек. Адекватность измерения с помощью ГОЛ зависит от трех моментов: познавательных способностей субъектов оценки (экспертов); от особенностей объекта оценки; от позиции (уровня, ситуации) взаимодействия субъекта и объекта оценки.

Тесты. Тест - краткое, стандартизированное, обычно ограниченное во времени испытание. С помощью тестов в социальной психологии определяются межиндивидуальные или межгрупповые различия. С одной стороны, считается, что тесты не являются специфическим социально-психологическим методом, и все методологические нормативы, принятые в общей психологии, справедливы и для социальной психологии (Андреева, 1995). С другой стороны, широкий спектр используемых социально-психологических методик диагностики личности и группы, межгруппового взаимодействия позволяет говорить о тестах как о самостоятельном средстве эмпирического исследования (Семенов, 1977; Кроз, 1991). Области применения тестов в социальной психологии: диагностика групп, изучение межличностных и межгрупповых отношений и социальной перцепции, социально-психологических свойств личности (социальный интеллект, социальная компетентность, стиль лидерства и др.).

Процедура тестирования предполагает выполнение испытуемым (группой испытуемых) специального задания или получение ответов на ряд вопросов, носящих в тестах косвенный характер. Смысл последующей обработки состоит в том, чтобы при помощи «ключа» соотнести полученные данные с определенными параметрами оценки, например с характеристиками личности. Итоговый результат измерения выражается в тестовом показателе. Тестовые показатели относительны. Их диагностическое значение обычно определяют через соотнесение с нормативным показателем, полученным статистически на значительном числе испытуемых. Главную методологическую проблему измерения в социальной психологии с помощью тестов составляет определение нормативной (базовой) шкалы оценки при диагностике групп. Она связана с системной, многофакторной природой социально-психологических явлений и их динамичностью.

Классификация тестов возможна по нескольким основаниям: по основному объекту исследования (межгрупповые, межличностные, личностные), по предмету исследования (тесты совместимости, групповой сплоченности и т. д.), по структурным особенностям методик (опросники, аппаратурные, проективные тесты), по исходной точке отсчета оценки (методики экспертной оценки, предпочтений, субъективного отражения межличностных отношений) (Ядов, 1995).

Среди тестов, используемых в социальной психологии, особое место занимают являющиеся важным инструментом изучения и методики (шкалы) измерения социальных установок прогнозирования социального поведения личности (Анастази, 1984). Они предназначены для количественного измерения направленности и интенсивности поведенческих реакций человека по отношению к различным категориям социальных стимулов. Шкалы установок используются для различных целей. Наиболее известны следующие направления их применения: изучение общественного мнения, потребительского рынка, выбор эффективной рекламы, измерение отношения к труду, к другим людям, к политическим, социальным, экономическим проблемам и т. п.

Установка часто определяется как готовность благоприятно или неблагоприятно реагировать на определенные социальные стимулы. Особенностью проявления установок является то, что они не могут наблюдаться непосредственно, но могут быть выведены из особенностей внешнего поведения, в частности из ответов человека на специально отобранную совокупность суждений, высказываний (шкалу установки), в которой фиксируется мнение относительно определенного социального объекта или стимула, например отношение к религии, войне, месту работы и т. д. Шкала установок, в отличие от опроса мнений, позволяет измерить установку как одномерную переменную, определить специальную процедуру ее построения и предполагает единый суммарный показатель.

Эксперимент. Термин «эксперимент» имеет в социальной психологии два значения: опыт и испытание, как принято в естественных науках; исследование в логике выявления причинно-следственных связей. Одно из существующих определений метода эксперимента указывает, что он предполагает организованное исследователем взаимодействие между испытуемым (или группой испытуемых) и экспериментальной ситуацией с целью установления закономерностей этого взаимодействия. Однако считается, что наличие только логики экспериментального анализа не является достаточным и не указывает на специфику эксперимента (Жуков, 1977).

Среди специфических признаков эксперимента выделяют: моделирование явлений и условий исследования (экспериментальная ситуация); активное воздействие исследователя на явления (варьирование переменных); измерение реакций испытуемых на это воздействие; воспроизводимость результатов (Панферов, Трусов, 1977).

Можно сказать, что с проникновением эксперимента в исследование человеческих отношений связано становление социальной психологии как науки. Ставшие классическими исследования В. Меде, Ф. Олпорта, В. М. Бехтерева, А. Ф. Лазурского и др. заложили экспериментальные основы изучения «группового эффекта», социальной психологии личности. По мере развития социальной психологии данный метод приобретал все большее значение в теоретических прикладных исследованиях, совершенствовалась его техника (Жуков, 1977).

Как правило, эксперимент предполагает наличие следующих этапов его проведения. Теоретический этап - определение исходной концептуальной схемы анализа изучаемого явления (определение предмета и объекта исследования, формулирование гипотезы исследования). Следует отметить важность этого этапа, так как эксперимент имеет самую высокую опосредованность теорией. Методический этап исследования предполагает выбор общего плана эксперимента, выбор объекта и методов исследования, определение независимых и зависимых переменных, определение процедуры опыта, а также приемов обработки результатов (Кэмпбелл, 1980; Панферов, Трусов, 1977). Экспериментальный этап - проведение эксперимента: создание экспериментальной ситуации, управление ходом эксперимента, измерение реакций испытуемых, контроль переменных, являющихся неорганизованными, т. е. входящими в число изучаемых факторов. Аналитический этап - количественная обработка и интерпретация полученных фактов в соответствии с исходными теоретическими положениями.

В зависимости от основания классификации выделяют разные типы эксперимента: по специфике задачи - научные и практические; по характеру экспериментального плана - параллельные (наличие контрольной и экспериментальной групп) и последовательные (эксперимент «до и после»); по характеру экспериментальной ситуации - полевые и лабораторные; по числу изучаемых переменных - однофакторные и многофакторные эксперименты. Иногда выделяют естественно-научный эксперимент и эксперимент «экс-пост-факто» (Андреева, 1972).

Принято считать метод эксперимента наиболее строгим и надежным методом сбора эмпирических данных. Однако использование эксперимента как основного метода сбора эмпирических данных привело в 70-е гг. к кризису экспериментальной социальной психологии. Эксперимент критикуют прежде всего за его низкую экологическую валидность, т. е. невозможность перенесения выводов, получаемых в экспериментальной ситуации, за ее пределы (в естественные условия). Тем не менее существует точка зрения, что проблема валидности эксперимента заключается не в том, что факты, полученные в эксперименте, не имеют научной ценности, а в их адекватной теоретической интерпретации (Жуков, 1977). Несмотря на многие критические оценки этого метода, эксперимент остается важным средством получения достоверной информации.

Как уже отмечалось, наряду с методами сбора и обработки психологической информации социальная психология располагает арсеналом методов социально-психологического воздействия. Это и методы социально-психологического тренинга, и социально-психо-логическое консультирование и т. д. Весьма удачная классификация методов социально-психологического воздействия (табл. 1.1), причем в виде, удобном для использования схемы, предложена А. Л. Журавлевым (1990).

Таблица 1.1. Классификация социально-психологических методов воздействия

Цель воздействия

Название группы методов

Оптимизация

Оптимизирующие

Формирование благоприятного психологического климата, тренинг общения, комплектование совместимых групп

Интенсификация (стимулирование, активизация)

Интенсифицирующие

Приемы рациональной организации труда, комплектование сработанных групп

Управление

Управляющие

Психологический отбор, расстановка кадров, планирование жизнедеятельности групп

Развитие, формирование

Развивающие

Групповая подготовка, обучение и воспитание

Предупреждение

Профилактические

Способы коррекции психологических свойств индивида и группы

Диагностические

Аттестация, самоаттестация

Информирование

Информирующие

Психологическое консультирование

Социальная психология в качестве самостоятельной науки начала свое формирование с конца XIX века. Большинство ее вопросов формировалось в рамках философии взаимоотношений людей в обществе. Однако изучение поставленных проблем было достаточно трудоемким и вскоре произошла интеграция, которая и определила психологию и социологию в качестве отдельных самостоятельных наук. Так, социальная психология стала решать наиболее актуальные задачи, такие как: выработки практических рекомендаций и становление целостной системы, разработка методологии исследований и теорий. Специфика науки заключается в изучении закономерностей деятельности людей и их поведения, а также психологических характеристик социальных групп.

Предмет социальной психологии определяется вопросом о изучении в качестве самостоятельной отрасли знания. Предметом исследования в данной области выделяется сама личность, изучаемая в социуме, группе и обществе, поскольку исследует общую специфику социальных взаимодействий. Таким образом, предмет социальной психологии - это сам человек в обществе. Наиболее важным является положение в коллективе и группе. В ходе изучения также рассматриваются характеристики и особенности социальных групп, проблемы внутригрупповых и межгрупповых отношений, и многое другое. Каждая социальная группа отличительна, поскольку имеет индивидуальные, свойственные только ей, характеристики.

Основные методы социальной психологии .

Методы социальной психологии заключаются в способах познания главных социально-психологических явлений и закономерностей. Они нацелены на совокупность показателей, раскрывающих сущность явлений или процессов. Рассмотрим более подробно эти методы социальной психологии :
методы феноменологизации и концептуализации - данная группа методов нацелена на проведение предварительной работы по систематизации интересуемых социально-психологических проблем и феноменов, вычленение которых осуществляется в соответствии с потребностями социума. Концептуализация же осуществляется при соотнесении теорий и моделей;
методы исследования и диагностики - к методам исследования относятся такие методы социальной психологии , как:
наблюдение - строгофиксируемое целенаправленное восприятие социально-психологического явления. Оно позволяет ответить на следующие вопросы: Что необходимо наблюдать? Как зафиксировать полученный результат?;
опрос (письменный и устный) - метод изучения общения, мнений, лидерства, а также социальных отношений в коллективах и группах. Главную роль здесь играет мотивация, т. е. желание ответить искренне;
эксперимент - вмешательство исследователя в социальную деятельность группы с целью обеспечения определенных условий, способствующих обнаружению социально-психологического факта. Данный тип метода подразделяется на лабораторный (искусственно созданный) и естеспвенный;
моделирование - исследовательский метод, направленный на формирование моделей необходимого для изучения социально-психологического явления;
к методам диагностики относятся такие методы социальной психологии , как:
тестирование - стандартизированное испытание, которое предназначено непосредственно для измерения большинства социально-психологических переменных;
методы обработки и интерпретации - применяются в основном статистические методы для нахождения отклонений от среднего,уровня значимости, корреляции, средних значений, значения связи между переменными, достоверности, а также составления факторного анализа. Они позволяют изучить имеющиеся закономерности и предоставить всю информацию в наглядной форме, т. е. перейти от закономерностей и чисел к психологическим суждениям и понятиям
методы коррекции и терапии - способствуют развитию и улучшению групповых и личностных характеристик, навыков и умений;
методы мотивирования и управления - применяются для обесечения оптимального функционирования групп и отдельных личностей и побуждения их к деятельности для достижения единой цели;
методы обучения и развития - направлены на реализацию социально-психологического потенциала в ходе повышения эффективности усвоения умений, знаний и навыков; способствуют повышению компетентности;
методы конструирования и творчества.

.

Наука социальная психология занимается изучением личности и ее социального взаимодействия в конкретном обществе или группе. Проблемы социальной психологии скрываются в проявлении личностных черт, значительно различающихся в разных группах и социумах. В одних условиях могут раскрываться личностные черты, а совершенно в иных - могут и вовсе не проявиться. Основным главным ориентиром остаются взаимоотношения с социальной группой самой личности.