На какие налоговые вычеты ип имеют право - разъясняет минфин. Обособленное подразделение у ИП: можно или нельзя

Приобретение статуса индивидуального предпринимателя дает право гражданину законно заниматься коммерческой деятельностью и перманентно наращивать объемы продаж. На практике первые прибыли бизнесмен может получать и без регистрации в налоговом органе, например, если он выполняет поручения разового характера. Нередко вопрос о том, нужно ли открывать ИП встает перед гражданином в связи с планируемым расширением выбранного направления. Статус предпринимателя дает право официально пополнять свой персональный счет в пенсионном фонде, что впоследствии отразиться на размере его пенсии.

Что считается предпринимательской деятельностью

Основным органом, который осуществляет надзор за ведением бизнеса в Российской Федерации, является налоговая инспекция. Ведомство проверяет законность ведения учета, заключения контрактов и расчетов по ним между хозяйствующими субъектами. Классификация предпринимательской деятельность происходит по следующим признакам:

  • · Приобретение имущества и материальных ценностей с целью дальнейшего извлечения прибыли за счет производства новых изделий или перепродажи;
  • · Регистрировать ИП необходимо для ведения учета хозяйственных операций, основанием для которых служат совершенные сделки;
  • · Если у гражданина наметились устойчивые партнерские отношения с контрагентами.

Для того, чтобы идентифицировать занятость граждан как предпринимательскую, проводится всесторонняя оценка. Обычно, если сделки или договоры носят разовый характер, оформить такие отношения можно между организацией и физическим лицом как договор гражданско-правового характера. В связи с этим гражданам можно не регистрировать ИП, так как это не является закономерным процессом.

Что грозит если не оформлять ИП

Законодательством России предусмотрено 3 категории ответственности за незаконное ведение бизнеса:

  • уголовная (накладывается при получении доходов в крупном размере; может быть как штраф от 300 тыс.руб, так и лишение свободы);
  • административная(штраф от 500 до 2 000 руб.);
  • налоговая(гражданин может привлекаться за несвоевременную постановку на учёт в налоговую штраф 5 тыс.руб, также может быть за штраф за работу без регистрации - 20 000 руб. Штрафы могут быть одновременно).

Незаконное ведение предпринимательской деятельности расценивается российским законодателем как серьезное правонарушение. Прежде всего, это уклонение от налогов, что ведет к административному и налоговому штрафу. Конечно, при достаточных прибылях такие санкции являются не ощутимыми и бизнесмен по-прежнему не обращает внимания на юридическую норму и не будет открывать ИП.

Уголовная ответственность вступает в силу в случае причинение ущерба государству из-за скрытия доходов в особо крупном размере. Это норма относится только к случаям ведения группового бизнеса, например гаражного авторемонта, когда работает несколько мастеров. Если не оформлять ИП существует риск получить штраф до 500 000 рублей, а в некоторых случаях срок до пяти лет лишения свободы.

Эта же ситуация есть в бизнесе грузоперевозок. Согласно статье 171 без наличия лицензии или официальной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя физическое лицо может быть привлечено к материальной ответственности в размере трехсот тысяч рублей. Сумма уже достаточно существенная, проще было бы заплатить с такого дохода всего 6 % по упрощенной системе налогообложения. Если гражданин продолжает вести систематическую деятельность и не считает нужным открывать ИП в случае грузоперевозок или оказания другого рода услуг, к нему могут быть применены нормы уголовного законодательства.

Важно: Есть возможность избежать штрафа за незарегистрированную деятельность. В случае если потенциальный предприниматель не знал, что ему нужно регистрировать ИП, он может обойтись предупреждением. Правда, при предъявлении обвинений собирается доказательная база и отвертеться не удастся.

В каких случая нужно открывать ИП в органах налогообложения

Законодательство не предъявляет четких требований к регистрации бизнеса в зависимости от количества работников или уровню дохода. О последнем пункте же обязательно нужно уведомлять, если вы уже зарегистрированные в едином реестре предпринимателей.
Так, в статье 2 Гражданского Кодекса приводится определение, согласно которому коммерческой деятельностью физического лица признается занятие бизнесом с получением систематической прибыли инициатору от использования имущества, материальных ценностей, оказания услуг и других действий. При этом законодатель обращает внимание, что деятельность осуществляется на свой страх и риск и должна быть зарегистрирована в установленном порядке.

Пример: Фрилансеру, владельцу интернет-магазина нужно открывать ИП, поскольку такая деятельность будет связана с систематическим получением дохода. Поэтому оформлять ИП все же придется, иначе рано или поздно могут привлечь к ответственности: штраф, арест или отстранение от занятий определенным видом деятельности.

Нужна ли регистрация ИП при открытии интернет-магазина

В этой ситуации все более чем логично. Удаленная площадка для продажи товаров или оказания услуг подразумевает открытость и брендирование. Контрагентам придется выписывать квитанций или счет-фактур общегосударственного образца, вести деятельность в рамках других Законов, например, «О защите прав потребителей». Не регистрируясь как ИП, вы не можете предоставить кассовый чек или гарантийный талон. Как следствие, клиент не защищен и может отказаться от покупки товара на таком ресурсе. Кроме того, регистрация ИП в случае открытия интернет-магазина дает возможность использовать сервисы для приема безналичной оплаты сразу на счет.

Важно: регистрировать ИП нужно и в случае работы по дропшипингу. Несмотря на то, что такой интернет-магазин больше является «витриной» и считается посредником, его владелец получает агентское вознаграждение с каждой продажи. А это также систематический доход и разновидность предпринимательства .

Стоит ли регистрировать ИП при сдаче квартиры

А вот с вопросом о том, нужно ли открывать ИП для сдачи квартиры все просто. Это не всегда является оправданным, так как время на совершении условий сделки является минимальным. Зачастую владельцы иной недвижимости являются официальными работниками организаций, которые с недоверием относятся в штате к таким сотрудникам. Такие отношения лучше всего скрепить и включить доходы в декларацию. Альтернативно можно оформить сдачу в аренду от имени хорошего знакомого или родственника, имеющего официальную регистрацию ИП.

Варианты налогообложения для ИП

Если бизнес находится только на начальной стадии, первое время специалисты советуют обходиться обычной декларацией физического лица. Правда, если соизмерить налоговую нагрузку на предпринимателя на упрощенной системе, а это всего 6%, то гораздо выгоднее вывести свои доходы из-под обложения обязательными сборами по ставке 13% и открыть ИП. В любом случае, если гражданин планирует расширение бизнеса и сотрудничество с крупными организациями, ему понадобиться сменить свой статус. Иначе с ним просто никто не захочет работать.

Часто бывает, что несмотря на наличие постоянной работы, появляются мысли о дополнительном доходе. Источником такого дохода может стать собственное дело , но, чтобы не нарушать закон, любую предпринимательскую деятельность необходимо регистрировать. Одним из способов является оформление ИП.

Ограничения в регистрации

У людей, которые официально трудоустроены, возникает вопрос, возможно ли продолжать работать по найму и заниматься индивидуальным предпринимательством одновременно .

Чтобы ответить на этот вопрос, важно определить: ИП, в отличие от ООО или ОАО — это не организационно-правовая форма, это особый статус физического лица.

А физические лица по российскому законодательству обладают одинаковыми правами на трудоустройство вне зависимости от того, занимаются они бизнесом или нет.

К лицам, планирующим регистрацию ИП, есть ряд требований :

  1. Возраст от 18 лет.
  2. Отсутствие признанного судом факта недееспособности по причине психических заболеваний или наркологической, алкогольной зависимости.
  3. Российское гражданство.
  4. Отсутствие ограничения на частный бизнес.

Как видно, наличие трудовых обязательств в отношении работодателя не является препятствием для оформления ИП.

И всё же для работающих граждан есть ограничения в возможности ведения предпринимательской деятельности. Связанны они с особенностями профессии или должности. Так, заниматься бизнесом запрещено тем, кто состоит на службе у государства. К ним относятся:

Также быть ИП не имеют права адвокаты и нотариусы.

Ограничения связаны с желанием оградить сотрудников от ненужной занятости . Люди, наделенные определенными полномочиями, находящиеся на обеспечении государства и представляющие его интересы, не должны отвлекаться на предпринимательство. Иначе есть риск недостаточно качественного исполнения своих обязанностей.

Кроме того, одновременное присутствие в органах власти и наличие собственного бизнеса могут сподвигнуть на лоббирование частных интересов, что является нарушением закона.

Ограничения действуют и в случае, когда работающее лицо собирается стать предпринимателем, а также и в обратной ситуации: до снятия с учета ИП невозможно устроиться на определенные должности.

Может ли стать ИП работник бюджетного или государственного учреждения

Не всегда факт трудоустройства в муниципальном образовании или госпредприятии предполагает статус госслужащего . В таких организациях есть разделение на собственно госслужащих, имеющих чин, проходящих соответствующую аттестацию, и наемных рабочих. Отнесение к той или иной категории фиксируется в трудовом договоре.

Список должностей, которые по умолчанию имеют особый статус, издается Указом президента, и некоторые частные случаи могут быть прописаны в региональных нормативных документах. Поэтому, чтобы точно понять, имеет ли занимая должность отношение к госслужбе, необходимо напрямую выяснить это у работодателя во избежание дальнейших проблем.

Так, к примеру, учитель вправе вести частную деятельность в виде репетиторства, а главный врач не частной клиники ограничен в возможности какого-либо предпринимательства, так как в своем лице представляет государство по вопросам здравоохранения на уровне конкретного учреждения.

Влияние индивидуального предпринимательства на трудовые отношения

С точки зрения законодательства никаких сложностей в ведении частного бизнеса при официальном трудоустройстве возникнуть не должно. Но как сложатся отношения конкретного работника и его работодателя зависит только от них самих.

Прежде чем , необходимо трезво оценивать свои силы и возможности. Ведение своего дела требует много времени, ведь это и сама деятельность, и отчетность перед государственными органами контроля. За несвоевременное предоставление нужных документов в налоговую инспекцию, статистику, пенсионный и страховой фонды полагаются штрафы.

К тому же нельзя быть предпринимателем время от времени. Обязательства, возложенные на ИП, действуют весь период его существования, вплоть до снятия с регистрационного учета. Дополнительная занятость не должна отразиться на эффективности сотрудника на его основном месте работы.

Если работодатель начинает предъявлять повышенные требования к сотруднику, узнав об открытии ИП, работник вправе обратиться с жалобой в трудовую инспекцию. Но только если эти требования действительно необоснованы, и объективно единственная их причина — новый статус сотрудника.

Так же параллельное ведение собственного бизнеса не меняет обязательства работодателя в отношении работника . Организация продолжает делать отчисления налогов и взносов за сотрудника, обеспечивать оплачиваемые отпуск и больничный. В свою очередь сотрудника это не освобождает от уплаты налога, предусмотренного действующей системой налогообложения для ИП, и выплат в ПФР и ФСС за себя.

Необходимости сообщать руководству о начале предпринимательской деятельности нет, нигде не прописано такое условие, если речь не идет о госслужбе. Узнать о том, зарегистрировано ли ИП на ком-либо без ведома этого человека, возможно только после письменного платного запроса на в органы ФНС или благодаря активной рекламе начинающего предпринимателя.

Дополнительно про официальное трудоустройство можно узнать из данного видео.

Трудовой договор

Лицо, зарегистрированное как индивидуальный предприниматель, как и любое другое физическое лицо может устраиваться на работу и заключать трудовой договор. В трудовой книжке информация о предпринимательстве не отражается, поэтому работодатель при официальном трудоустройстве вносит запись о приеме на работу в общем порядке.

Бывают случаи, когда между ИП и организацией возникают отношения не как начальника и подчиненного, а как заказчика и исполнителя . Тогда трудовой договор не составляется, а заключается договор о гражданско-правовой ответственности, и оплата производится на основании акта выполненных работ. Такая схема возможно только при обоюдном согласии.

С одной стороны, это не очень комфортно для работника, так как он лишается социального обеспечения, которое полагается работающим гражданам РФ в соответствие с ТК (отпуск, компенсации при простое и потере рабочего места по вине работодателя и т.д.). С другой стороны, с заработной платы налог составляет 13%, а ИП с дохода платит 6%.

Для работодателя такой формат взаимодействия может быть интересен тем, что сокращаются расходы на сотрудника ввиду отсутствия соц. пакета. Но и степень влияния и контроля в отношении наемного ИП и просто сотрудника отличается.

Поэтому в большинстве случаев предпочтительнее всё же трудовой договор, тем более его наличие и действующее ИП документально никак не пересекаются и не мешают друг другу. Главное, сохранять одинаковую производительность и в своем деле, и в компании работодателя, иначе придется выбрать что-то одно.

Совмещение с официальной работой

Если решение о регистрации индивидуального предпринимательства принято, нужно заняться оформлением. Отличий между тем, кто собирается стать ИП — работающий или безработный гражданин — нет.

Процедура оформления и дальнейшие обязательства одинаковые.

Чтобы зарегистрировать ИП, необходимо выбрать сферу деятельности, определиться с системой налогообложения и собрать следующие документы:

  1. Документ удостоверяющий личность — паспорт РФ.
  2. Заявление о внесении в Единый реестр — .
  3. Квитанция об оплате госпошлины на 800 рублей.
  4. Заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в 2-х экземплярах, иначе автоматически фиксируется применение общих правил.

Выбранные сферы деятельности определяют коды ОКВЭД, которые нужно указать в заявлении. Так же не при любой деятельности можно работать по «упрощенке», тогда придется использовать ЕНВД. А некоторые виды вообще недопустимы без (например, продажа алкогольной продукции).

Упрощенная система налогообложения подразумевает 2 варианта: уплата 6% от дохода или 15% от прибыли. Как правило, при небольшом обороте выбирают 6%.

Определившись со всеми составляющими и заполнив заявление, необходимые документы предоставляются в органы ФНС по месту регистрации. Через три рабочих дня налоговая инспекция выдает свидетельство о регистрации ИП и выписку из ЕГРИП, подтверждающие официальное начало деятельности. Данные передаются в фонды, где присваивается индивидуальный регистрационный номер.

С этого момента помимо права законно заниматься своим делом, ИП принимает ряд обязательств и становится ответственным субъектом предпринимательства. ИП, вне зависимости от того, трудоустроен или нет, должен:

  • вести книгу доходов и расходов;
  • платить налоги соответственно выбранной системе налогообложения;
  • делать взносы в Пенсионный фонд и в Фонд обязательного медицинского страхования за себя и за нанятых сотрудников, если таковые имеются;
  • финансово и юридически отвечать за свою деятельность перед заказчиками и контролирующими органами.

Если на работе невелика загрузка, и есть возможность уделять достаточно времени предпринимательству без ущерба исполнению обязанностей наемного работника, совмещать свое дело и официальную работу возможно.

В каких случаях оформление необходимо

Нередко дополнительный заработок остается незарегистрированным и продолжает быть просто увлечением с периодическим доходом. Официальное оформление целесообразно, только если оправданы затраты материальных средств, времени и сил. Но есть случаи, когда без регистрации работать не представляется возможным:

  1. Для осуществления деятельности обязательно наличие патента или лицензии (только юридические лица имеют право на получение).
  2. Для проведения платежей с помощью банковских переводов через , по терминалу, с предоставлением чека.
  3. Для привлечения клиентов невозможно обойтись без активной рекламы, в том числе в СМИ.

В любом случае ведение бизнеса в рамках законодательства Российской Федерации подлежит обязательной регистрации. А стоит ли оформлять ИП лицу, имеющему официальную работу, зависит в первую очередь от того, принесет ли это реальный доход в итоге.

Особенности работы по совместительству есть в данном видео.

На сегодняшний день довольно большое количество граждан является индивидуальными предпринимателями. Однако, возможна ли работа ИП с ИП, интересует многих представителей малого бизнеса. Может ли человек, который оформлен в качестве индивидуального предпринимателя, устраиваться на работу в другую фирму, либо же самостоятельно нанять сотрудников? Работа индивидуального предпринимателя имеет массу нюансов, о которых нужно знать, чтобы не нажить себе проблем.

Имеет ли право предприниматель нанимать на работу других людей?

Индивидуальное предпринимательство является юридической формой оформления бизнеса, которая представляет собой среднюю ступень между физическим и юридическим лицом. У индивидуального предпринимателя существует возможность иметь массу рабочих атрибутов, которыми пользуются юридические лица. К ним можно отнести наличие собственной печати, расчетного счета.

Многие считают, что, поскольку данная форма ведения бизнеса именуется индивидуальной, ИП не имеет права нанять других сотрудников. В данном случае это большая ошибка, так как бизнесмен, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, вовсе не обязан трудиться в своей компании один. У ИП есть полное право нанимать других людей для работы в своей компании, но для этого нужно уметь правильно оформить документацию. Более того, в некоторых случаях в качестве наемных работников могут выступать не только физические лица, но и люди, оформленные, как ИП. Нередко на одного индивидуального предпринимателя могут работать целые компании с большим штатом сотрудников.

Может ли в ИП быть наемный директор?

Согласно российскому законодательству, индивидуальному предпринимателю никто не может запретить нанимать людей для работы. При этом бизнесмен имеет право назначать различные должности, в том числе и такие высокие, как директор компании.

Однако стоит помнить, что вся ответственность за деятельность компании будет лежать на плечах самого индивидуального предпринимателя, на которого оформлена фирма.

Даже в том случае, когда в компании появляется высокопоставленный начальник либо генеральный директор, на него нельзя переложить всю ответственность в случае неудачной деятельности фирмы.

Если разобраться, то подобные случаи вообще большая редкость. Мало кому приходит в голову оформление ИП, чтобы после назначить директором другого человека. Чаще всего компании, в которых имеются начальники, в том числе и генеральные директора, являются юридическими лицами.

Как ИП нанять сотрудников?

Индивидуальным бизнесменам, планирующим работать не в одиночку, а в компании, стоит помнить о правилах по найму работников. В данном случае лучше всего присмотреться к гражданско-правовой форме контракта. Именно договор такого типа необходимо заключить для начала, а после перейти к оформлению трудового контракта.

Нужно отметить, что работа с трудовым договором может оказаться крайне сложной для новичков в этом деле. Если индивидуальный предприниматель ранее не составлял подобный документ, то возникнут сложности. При этом необходимо собрать сразу два пакета с документацией: один из которых уйдет в Пенсионный Фонд, а другой в Социальную Службу. Кроме того, бизнесмен обязан в установленные российским законодательством сроки пройти регистрацию в качестве нанимателя.

Если в компании трудятся наемные сотрудники, работодателю необходимо ежеквартально подавать отчеты в Пенсионный Фонд и Социальную Службу. Кроме того, необходимо предоставлять по одному дополнительному отчету каждый год. Все это значительно усложняет процесс ведения бизнеса. Поэтому далеко не каждый индивидуальный предприниматель спешит нанимать работников по трудовому договору.

Бумажной волокиты при этом становится больше в несколько раз. Кроме того, затрачивается много времени и средств. Не исключаются и штрафы, к примеру, при несвоевременной регистрации ИП в Фонде Соцстрахования.

По этой причине при взаимодействии ИП с другими физическими лицами, индивидуальными предпринимателями либо компаниями стоит в первую очередь пригласить на работу грамотного бухгалтера, который будет решать вопросы с наймом персонала и ведением другой документации.

Может ли ИП работать по найму?

Нередко человек, который был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, планирует устроиться на работу в другую компанию. В некоторых случаях российских граждан заставляет открывать ИП необходимость легализовать свои доходы, которые могут поступать от побочных источников. К ним можно отнести деятельность во всемирной сети либо сдача личного жилья в аренду.

Чтобы индивидуальному предпринимателю оформиться на работу в другую компанию, нет необходимости закрывать свое ИП. Подобный вид оформления бизнеса говорит о том, что его владелец является физическим лицом. При этом ничего не мешает ему оформить трудовые отношения с ООО либо другим ИП.

Если работодатель будет оформлять сотрудника по трудовому договору, то последнему нет необходимости сообщать о том, что он зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. В данном случае бухгалтерия фирмы будет производить все необходимые отчисления, поэтому у налоговой службы и других ведомств не должно возникнуть претензий по этому поводу.

Исключение из правил

Индивидуальный предприниматель может без проблем оформить свои отношения с другим ИП либо компанией, однако, если только речь не идет о работе в государственных органах.

В российском законодательстве прописано, что государственные служащие не имеют права вести индивидуальную предпринимательскую деятельность.

При устройстве на работу человек обязан написать расписку о том, что он не занимается никаким видом бизнеса.

Очень осторожными стоит быть тем предпринимателям, которые оформлены в качестве ИП и к тому же являются соучредителями либо владельцами одного или нескольких компаний. Такие бизнесмены часто привлекают особое внимание сотрудников налоговой, как предприниматели, использующие схемы для уклонения от уплаты налогов.

Совместное сотрудничество двух ИП

В жизни людей, занимающихся бизнесом, нередко возникают различные ситуации. У двух индивидуальных предпринимателей может возникнуть необходимость официально оформить свои трудовые отношения. Это можно сделать, если один ИП согласится работать на другого. Однако существуют и варианты равноправного владения общим бизнесом двух индивидуальных бизнесменов.

В качестве примера можно рассмотреть вариант, когда два человека, оформленных как ИП, имеют бизнес, связанный с перевозками грузов. Например, у каждого имеется по фуре для перевозки товаров по стране и за ее пределами. Оба бизнесмена планируют объединить свои усилия и работать вдвоем поочередно на одной и на другой машине.

Чтобы избежать возможных недоразумений в будущем и возможных конфликтных ситуаций, нужно уметь правильно оформить свои трудовые отношения.

Наиболее простым вариантом будет оформление договора товарищества, то есть контракта, заключаемого между несколькими ИП, которые обязуются объединить свои вклады и вести совместную деятельность, не образовывая новое юридическое лицо.

Подобный вид договора может быть заключен исключительно между индивидуальными предпринимателями либо коммерческими организациями. При этом каждый должен сделать свой вклад, который может представлять собой деньги, любой вид имущества, знания и навыки, репутацию либо идею для бизнеса. Вложения с каждой стороны должны быть равноценными, а все полученные доходы сторон являются общей долевой собственностью.

Вести документацию, в том числе и бухгалтерский учет, может одна из сторон товарищества. Это прописывается в заключаемом договоре. Общим имуществом каждая сторона может пользоваться по договоренности. При невозможности достичь компромисса, помогает решить данный вопрос суд. Ответственность за деятельность совместной компании должна распространяться равноценно на каждого участника договора.

Вы решили начать свой бизнес: у вас есть идея, план и договорённости с инвесторами. Казалось бы, остается лишь взять и сделать. Но начинается самое неприятное — бумажная волокита. Мы составили чек-лист, который вам поможет. Выполняйте пункты по порядку, и вы самостоятельно зарегистрируете ИП .

Сколько стоит открыть ИП в 2018 году

  • 800 рублей — госпошлина за регистрацию
  • 1 000-1 500 рублей — на нотариуса, если вы отправляете документы по почте или через представителя. При личном посещении налоговой заверять заявление у нотаруса не нужно.

Шаг 1: Выберите систему налогообложения

Заранее определитесь, как будете платить налоги, чтобы вместе с документами на регистрацию подать заявление о выборе системы налогообложения.

Сейчас в России действует 5 систем налогообложения. Мы рекомендуем обратить внимание на УСН, ЕНВД и патент. Они созданы специально для малого бизнеса, чтобы снизить налоговую нагрузку и упростить бухгалтерию.

Шаг 2: Определите свой вид деятельности по ОКВЭД

В документах на регистрацию в качестве ИП нужно указать код деятельности по справочнику ОКВЭД. Определите несколько кодов, которыми вы занимаетесь или будете заниматься.

Шаг 3: Подготовьте документы для регистрации ИП в налоговой

Для регистрации ИП вам понадобятся следующие документы:

  • Паспорт с ксерокопией или его нотариальная копия.
  • Заявление о госрегистрации. Если вы отправляете документы по почте или сдаёте через представителя, заверьте заявление у нотариуса.
  • Квитанция об уплате госпошлины 800 рублей.
  • Копия свидетельства ИНН. Если его нет, то ИНН вам присвоят в процессе регистрации.
  • Доверенность на представителя, если кто-то будет сдавать документы за вас.
  • Уведомление на применение УСН, если выбрали эту систему налогообложения. Подготовьте два экземпляра. Один заберёт налоговая, а на втором поставят отметку о принятии заявления.

Второй способ подать документы для оформления в качестве предпринимателя — через МФЦ (многофункциональный центр госуслуг). Такие центры есть в каждом регионе. Позвоните в МФЦ заранее и уточните, принимают ли они документы на регистрацию. Не все этим занимаются. МФЦ в Москве принимают документы, только если есть прописка в Басманном районе.

Если не получается прийти лично, отправьте документы в налоговую по почте ценным письмом или подайте через представителя по доверенности. Но перед этим заверьте заявление и копию паспорта у нотариуса.

В налоговой вам выдадут расписку о получении документов. Сохраните её, она понадобится, когда будете забирать документы о регистрации ИП.

Шаг 5: Получение документов о регистрации в качестве ИП

Вас зарегистрируют как ИП через 3 рабочих дня и пришлют на электронную почту документы: лист записи гос.реестра ИП и свидетельство о постановке на учёт в налоговой.

Налоговая сообщит о регистрации ИП в пенсионный фонд, который присвоит вам регистрационный номер. Он понадобится для оплаты страховых взносов. Узнайте номер в отделении ПФР по прописке или в выписке ЕГРИП на сайте налоговой.

Если подавали заявление о переходе на УСН, то подтверждением будет его второй экземпляр с отметкой налоговой о принятии. Дополнительно в налоговой можно запросить информационное письмо о применении УСН. Иногда его спрашивают банки и контрагенты.

Уведомление с присвоенными кодами статистики получать не обязательно, но коды могут понадобиться для отчётности в Росстат. А также некоторые банки просят уведомление при открытии расчётного счёта. В некоторых регионах есть онлайн-сервис Росстата, который поможет узнать нужные коды. Чтобы получить официальное письмо с кодами статистики, обратитесь в отделение Росстата (адрес можно узнать на сайте).

Что делать после регистрации ИП

  • . За 7 уроков он поможет разобраться, как, когда и какие отчёты сдавать, как оформлять документы, как правильно получать деньги от клиентов.
  • Получите в подарок год в Эльбе — веб-сервис, который считает налоги и помогает сдавать отчёты через интернет. Для предпринимателей без бухгалтера и бухгалтерских знаний. Дарим молодым ИП, которым не исполнилось 3 месяца, год обслуживания на тарифе «Премиум». Это самый полный тариф: он включает расчёт налогов и отчётность за ИП и сотрудников, подготовку документов для сделок, работу с товарами и консультации бухгалтера.

Для формирования документов на регистрацию ИП вы можете воспользоваться бесплатным онлайн-сервисом непосредственно на нашем сайте. С его помощью вы сможете оформить пакет документов, соответствующий всем требованиям по заполнению и законодательству РФ.

Данная пошаговая инструкция подробно описывает процедуру государственной регистрации ИП. С ее помощью вы получите наиболее полное представление о том, как открыть ИП в 2019 году, сэкономите свое время на поиск необходимой информации, а также узнаете о бесплатных онлайн-сервисах, значительно упрощающих процесс регистрации ИП.

1. Выбираем способ регистрации ИП

Существует два способа, чтобы открыть ИП:

  1. Самостоятельная регистрация ИП. Достаточно легкая процедура, которая заключается в подготовке нескольких простых документов. Кроме этого, начинающим предпринимателям даст ценный опыт взаимодействия с работниками налоговой службы.
  2. Платная регистрация ИП через специализированную компанию. Подходит тем, кто хочет сэкономить свое время и не желает самостоятельно вникать в процесс государственного оформления ИП.

Сколько стоит открыть ИП

Самостоятельно зарегистрировать ИП

Примечание : часть из вышеперечисленных расходов можно вернуть, если вы состоите на учете в центре занятости как безработный.

Платно открыть ИП через специализированную фирму

Стоимость платного оформления ИП зависит от региона, но обычно составляет от 1 000 до 5 000 рублей. Государственная пошлина за регистрацию ИП в данную сумму не входит. Услуги по изготовлению печати и открытию расчетного счета иногда могут не предоставляться или осуществляться за дополнительную плату.

Сравнение самостоятельной и платной регистрации ИП

Способ регистрации Преимущества Недостатки
Самостоятельная регистрация ИП

Полезный опыт в подготовке документов и общении с государственными инстанциями.

Экономия денежных средств на платных услугах юридических компаний.

Возможный отказ в регистрации из-за ошибок в подготовленных документах. Как следствие – потеря времени и денег (800 рублей).

НО, при соблюдении данной инструкции и внимательной подготовке документов риск отказа сводится к 0.

Платная регистрация ИП через юридическую фирму

Риск отказа в регистрации фирма-регистратор берет на себя.

Подготовка, подача и прием документов из налоговой службы возможны без вашего участия.

Дополнительные расходы.

Передача личных данных посторонним лицам.

Вы будете плохо разбираться в процедуре регистрации ИП.

2. Подбираем коды деятельности ОКВЭД

Перед подготовкой документов необходимо подобрать из справочника ОКВЭД коды видов деятельности, которыми вы предположительно займетесь после регистрации ИП.

На практике коды ОКВЭД принято выбирать с запасом. Даже если вы точно не уверены, будете ли заниматься данной деятельностью или нет, то её все же следует внести в список. По ним вам не придется дополнительно платить налоги и сдавать отчетность, так как эти факторы напрямую зависят только от выбранный системы налогообложения. Тем не менее, при необходимости вы всегда можете добавить коды ОКВЭД уже после открытия ИП.

Хотя законом не установлено никаких ограничений по максимальному количеству кодов ОКВЭД, не рекомендуется указывать их более 57 штук в заявлении на регистрацию ИП (столько помещается на одном его листе). При этом в нем можно указывать только коды ОКВЭД состоящие минимум из 4-х цифр.

Один из выбранных кодов необходимо выбрать в качестве основного . Фактически от него зависит только право на применение пониженных ставок при уплате страховых взносов за работников (при условии, что у ИП официально будут сотрудники и данный вид деятельности будет приносить не менее 70% дохода).

Обратите внимание , нельзя вести деятельность без указания кода ОКВЭД, так как её могут приравнять к незаконному предпринимательству.

Бесплатная консультация по регистрации ИП

3. Подготавливаем необходимые документы

Заявление на регистрацию ИП

Заявление по форме Р21001 является основным документом, необходимым для регистрации индивидуального предпринимателя (скачать бланк). Подробную инструкцию по заполнению, а также образцы заявления 2019 года вы можете посмотреть на этой странице .

Будьте внимательны, на этапе подготовки документов заявление подписывать не нужно . Это потребуется сделать при подаче документов в присутствии налогового инспектора (нотариуса – если будете регистрировать ИП через представителя).

Чаще всего отказывают в регистрации ИП именно из-за ошибок, допущенных при заполнении заявления. Чтобы не оказаться в подобной ситуации, мы рекомендуем заполнять заявление через специализированные бесплатные сервисы.

Квитанция на оплату госпошлины

В 2019 году госпошлина за регистрацию ИП, как и в 2018 году, составляет 800 рублей . Сформировать квитанцию, а также оплатить её через Интернет, можно при помощи этого сервиса на официальном сайте ФНС. Там же вы сможете распечатать её в бумажном виде и оплатить в любом удобном отделении Сбербанка.

Сохраните квитанцию, подтверждающую оплату. Она вам понадобится при проверке документов в налоговой инспекции. Вообще хранить её вы не обязаны, но не все инспекторы ИФНС об этом знают, поэтому лучше в такой ситуации перестраховаться и взять квитанцию с собой.

Заявление о переходе на УСН

Очень важно выбрать правильную систему налогообложения , так как от неё будет зависеть размер уплачиваемых налогов и количество сдаваемой отчетности.

Большинству начинающих предпринимателей рекомендуется применять упрощенную систему налогообложения (УСН), так на ней можно заниматься практически всеми видами деятельности, и она является наиболее простой в понимании и выгодной в применении.

5. Подаем документы в налоговую инспекцию

Собранные документы необходимо подать в регистрирующую ИФНС по месту жительства ИП или по адресу временной регистрации, если у предпринимателя нет постоянной прописки. Адрес и контактные данные вашей налоговой инспекции, вы можете узнать при помощи этого сервиса .

Если будущий ИП подает бумаги лично , ему необходимо:

  1. Передать комплект документов сотруднику ИФНС.
  2. В присутствии сотрудника расписаться в заявлении на регистрацию ИП.
  3. Получить расписку , подтверждающую сдачу документов (с подписью, печатью и датой, когда нужно будет прийти за готовыми документами ИП).
  4. Взять один экземпляр уведомления о переходе на УСН с датой, подписью и печатью сотрудника ИФНС (он может потребоваться для подтверждения вашего перехода на УСН).

Для подачи бумаг через представителя или отправки по почте необходимо заверить и прошить у нотариуса заявление по форме Р21001 и копию всех страниц паспорта. Дополнительно представителю необходимо сделать нотариальную доверенность. При отправлении документов по почте их нужно посылать ценным письмом с описью вложения и уведомлением по адресу ИФНС.

6. Получаем документы зарегистрированного ИП

В указанную инспектором дату вам необходимо самостоятельно прийти в налоговую инспекцию за готовыми документами (в 2019 году срок регистрации ИП не должен превышать 3 рабочих дней). При себе необходимо иметь паспорт и расписку. Представителю дополнительно потребуется доверенность.

Примечание : если вы не сможете прийти за документами в указанный день, то их отправят по почте.

В случае успешной регистрации инспектор должен вам выдать:

  1. Лист записи ЕГРИП (с номером ОГРНИП).
  2. Свидетельство ИНН (если до этого у вас не было ИНН).

В некоторых ИФНС дополнительно могут сразу выдать:

  • Уведомление о постановке на учет в ПФР (Пенсионный фонд);
  • Уведомление о присвоении кодов статистики (из Росстата).

Обязательно проверьте информацию в полученных документах. При обнаружении ошибок сразу обратитесь к сотруднику, который выдал вам бумаги для составления протокола разногласий. Если ошибки были допущены по вине регистрирующей налоговой, они должны их оперативно и бесплатно исправить.

Обратите внимание , с 1 января 2017 года ФНС прекратила выдачу свидетельства регистрации ИП в бумажной форме. Вместо этого теперь налоговая оформляет Лист записи ЕГРИП по форме №Р60009, который имеет такую же юридическую силу, как и ранее выдаваемое свидетельство о госрегистрации.

Примечание : если вы планируете официально нанимать сотрудников , то больше не нужно регистрироваться в ПФР как работодатель. С 1 января 2017 года для работодателей-ИП отменен заявительный порядок постановки на учет. Регистрация и снятие с учета в ПФР может осуществляться на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, ЕГРИП и ЕГРН и вовсе необязательно подавать дополнительные документы (письмо от 31 января 2017 г. № БС-4-11/1628@).

Для постановки на учет в ФСС ИП должен подать заявление о регистрации в качестве работодателя не позднее 30 календарных дней с момента найма первого сотрудника.