Мясоедов картины с названиями. Иллюстрированный журнал Владимира Дергачёва «Ландшафты жизни. Последние годы жизни Григория Мясоедова

Григорий Григорьевич Мясоедов (7 апреля 1834, село Паньково, ныне Новодеревеньковского района Орловской области — 18 декабря 1911, Полтава) — российский живописец.

Автопортрет. 1878

Принадлежит к древнему дворянскому роду Мясоедовых. Отец поощрял его рано проявившийся интерес к художеству. После обучения в гимназии в Орле, где рисование преподавал профессиональный художник И. А. Волков, не окончив в ней курса юноша отправился в Петербург и в 1853 г. поступил в Академию Художеств, где его профессорами были Т. А. Нефф и А. Г. Марков.
Десятилетие, которое Мясоедов провел в стенах Академии (1853-63), совпало с периодом тяжелого кризиса этого учебного заведения, закончившегося "бунтом четырнадцати". Правда, сам "бунт" Мясоедов не застал - к этому времени он уже закончил АХ и в качестве пенсионера находился за границей (1863-68), посетил Берлин, Брюссель, Париж, города Италии и Испании.
В 1861 г. получил малую золотую медаль за картину «Поздравление молодых» (в Александровском дворце, в Царском Селе),

Поздравление молодых в доме помещика.

А в следующем году большую золотую за программу «Бегство Григория Отрепьева из корчмы» (сцена из «Бориса Годунова» Пушкина; в музее Академии художеств),

Бегство Григория отрепьева из корчмы на литовско границе.1862 г.

которое В. В. Стасов назвал одной из первых заявок на пути создания реалистических исторических картин. В дальнейшем историческая тематика будет разрабатываться в живописи Мясоедова постоянно, параллельно с картинами бытового жанра. Эти две линии творчества художника очень тесно сближались, порой переходя друг в друга.

Кому как не наблюдательному сыну мелкопоместного дворянина не знать быта крестьян - многие из них ведь сами вели жизнь, мало отличавшуюся от крестьянской. Видимо, знание этой жизни, сострадание к ней, впечатления от нее так запали в душу молодого художника Григория Григорьевича Мясоедова, что он даже после обучения в Академии художеств (1853-1862) и пенсионерской поездки по многим странам Европы (1863-1869) в своем последующем творчестве много внимания уделил крестьянской теме.

Будучи отправлен за казённый счёт за границу, Мясоедов работал в Париже, Флоренции, Риме и Испании. Из картин, написанных им за это время, известны «Похоронный праздник у цыган в Испании», «Франческа да-Римини и Паоло да-Полента» (из Данте). По возвращении в Россию получил в 1870 г. звание академика за картину «Заклинания».
Творческая работа все время сочеталась у живописца с активной общественной деятельностью. Именно ему принадлежит инициатива создания организации художников нового типа - Товарищества передвижных художественных выставок. Идея о такой организации зародилась у Мясоедова еще в 1867 г., когда он находился за границей и имел возможность наблюдать деятельность европейских художников по организации передвижных выставок, проводившихся в основном с коммерческой целью. 16 декабря 1870 г. состоялось первое общее собрание членов ТПХВ, где было избрано правление, в состав которого вошел и Мясоедов (вместе с И. Н. Крамским, Н. Н. Ге, В. Г. Перовым, М. К. Клодтом).

А 29 ноября 1871 г. в Петербурге открылась I передвижная художественная выставка, показанная затем в Москве, Киеве и Харькове. Мясоедов представил на эту выставку картину "Дедушка русского флота. (Ботик Петра I)" (1871),

Дедушка русского флота...

в которой решение исторической темы дано в бытовом плане. В марте 1872 г. открылась II передвижная выставка, на которой экспонировалось самое значительное полотно Мясоедова - "Земство обедает" (1872).


Земство обедает

Из национальных картин Мясоедова более замечательны, кроме упомянутого «Бегства Отрепьева», ещё «Чтение положения 19 февраля 1861 г.» (1874 г. и повторена в 1881 г.),


Молебен во время засухи

«Земство обедает» (1872), «Молебствие в поле во время засухи» (1878),


Страдная пора.Косцы

«Страдная пора» (1887 г.; приобретена государем императором Александром III).

Эта последняя картина представляет сочетание выразительной фигуры работающего крестьянина с жарким пейзажем.
Творчество Г.Г. Мясоедова получило высокое официальное признание: он академик живописи с 1870 года, действительный член Академии художеств с 1884 года, работал преподавателем в Академии (1893-1902).

Его авторитет настолько высок, что он приглашается в Комиссию по переработке устава Академии художеств. В нашем же представлении он остается крестьянским защитником и певцом крестьянского труда. А это актуально и сегодня, ибо земство продолжает обедать и в наше время.

Мясоедов написал много пейзажей и преимущественно крымских, многие из них характерны и колоритны. Избираемые им сюжеты, как бытовые, так и пейзажные, — разнообразны. Живопись его гармоническая и уверенная. Изредка он пишет и портреты (Н. Н. Бекетова, Е. С. Гордеенко, И. И. Шишкина), но они занимают небольшое место в его деятельности. Мясоедов занимался также и гравированием «крепкой водкой» (офортом).

Первый оттиск.Портрет Шишкина И.И.

Портрет И.Репина этюд1883

Портрет писателя В.М. Гаршина (1855-1888)

Портрет скрипача В.Г.Вальтера. 1902

Портрет шахматиста А.Д. Петрова

Кроме того, Мясоедов писал и религиозную живопись (см. Храма Спаса на Сенной). Незадолго до смерти он собирался написать триптих «Святая Русь».
С конца 1880-х Мясоедов Г.Г. живёт в Полтаве в большой усадьбе с садом, парком и прудом. С осени художник уезжал в Крым. Создал эскиз театрального занавеса и написал декорации для театра в Полтаве. Организовал школу рисования, написал брошюру по садоводству, которым увлёкся ещё живя под Харьковом.
Скончался Г.Г. Мясоедов 18 декабря 1911 года в своей усадьбе Павленки под Полтавой (ныне в черте города, на ул. Мясоедова). Похоронен в саду усадьбы. С 1926 г. здесь размещается Полтавская гравиметрическая обсерватория.

Памятник на могиле Мясоедова Г.Г.

Имя художника Григория Мясоедова вошло в энциклопедию русской живописи XIX века как певца крестьянской доли. Образ русского крестьянина с его проблемами и чаяниями, лики русской природы в ее первозданности - основа творчества великого мастера.

Григорий Мясоедов: страницы биографии

Григорий Мясоедов - уроженец села Панькова то ли Орловской, то ли Тульской губернии, родившийся 7 апреля 1834 года в семье дворянина. С детства увлекавшемуся живописью мальчику очень повезло - его отец не препятствовал недворянскому занятию сына и дал возможность обучаться любимому делу. Григорий впервые познакомился с основами изобразительного искусства еще во время обучения в Орловской гимназии. Первым его наставником в рисовании был И. Волков. С первой же попытки поступивший в Санкт-Петербургскую Академию художеств, Григорий попал в класс Т. Неффа и А. Маркова. Все десять лет обучения в академии (с 1853 по 1863 г.) юноша показывал весьма хорошие результаты, а по окончании был направлен в Европу для обучения за счет государственного бюджета мастерству живописца. В этой поездке Мясоедов знакомится с художественным наследием Франции, Италии, Испании, Бельгии и др. По возвращении в Россию начинает успешно выставляться.

Характер у Григория Григорьевича Мясоедова был сложный и достаточно злой, что затрудняло его общение с другими художниками. Его прямота и бескомпромиссность не привлекали людей. Да и сходился он с ними очень тяжело. Однако он с удовольствием позировал Илье Ефимовичу Репину, когда тот писал свою знаменитую картину "Иван Грозный убивает своего сына", в которой отразился нрав Мясоедова. И тот впоследствии даже этим гордился.

Мясоедов скончался в своем имении на Полтавщине в 1911 году, оставив богатое художественное наследие.

Характеристика творчества Г. Г. Мясоедова

Основными жанровыми направлениями творчества Г. Г. Мясоедова были историческая и жанровая бытовая живопись. Иногда обращался художник и к портретному жанру. Начинал Мясоедов как реалист-передвижник, последователь И. Н. Крамского и др. Он был одним из инициаторов и организаторов Товарищества передвижных выставок.

Но после увлечения пейзажным и портретным творчеством, зарекомендовал себя как неоромантик. В последний период жизни Григорий Григорьевич Мясоедов обратился и к графическому искусству. Но весь свой творческий путь придерживался демократических идей.

Среди картин Григория Григорьевича Мясоедова были полотна:

На остросоциальные темы:

  • о социальном различии разных слоев в обществе ("Земство обедает");
  • о пренебрежительном отношении к женщинам ("Опахивание");

Воспевающие русскую природу ("Зреющие нивы");

Воспевающие крестьянина как личность мудрую и мужественную ("Чтение манифеста 19 февраля 1961 года", "Земский знахарь");

Воспевающие крестьянский труд ("Дорога во ржи", "Страдная пора. Косцы", "Урок пряжи", "Деревенский знахарь");

Размышляющие о древних традициях и их месте в жизни народа ("Опахивание", "Поздравление молодых");

На историческую тематику ("Бегство Григория Отрепьева", "Мицкевич в салоне Зинаиды Волконской").

"Земство обедает"

Это произведение Григория Григорьевича Мясоедова затрагивает мысль о бесправном положении крестьянства в России второй половины XIX века, после принятия Земской реформы в 1860 году. Суть проблемы заключалась в создании земств - органов местного самоуправления в отдаленных российских губерниях, куда крестьяне могли избираться в качестве гласных, то есть имеющих на заседаниях право голоса. Но при этом, как показала практика, лишь формально. Фактически же власть в земствах забрали помещики.

Картина основывается на двух принципах: противопоставления и углубленной социально-психологической характеристике героев.

"Чтение манифеста 9 февраля 1861 года"

Сюжет картины Мясоедова посвящен изданию в 1861 году императором Александром II Манифеста об освобождении крестьян от крепостной зависимости, ставший, по сути, началом отмены крепостного права в России. Он был принят в разных слоях общества неоднозначно.

На картине Григория Мясоедова крестьяне собрались для чтения Манифеста в самом центре холста у костра вокруг единственно грамотного из них - мальчика, читающего текст документа. Группа служащих освещена ярким солнечным светом. А каждый персонаж выписан крупным планом, что до Г. Г. Мясоедова не было принято в русской бытовой живописи. Герои картины изображены не пассивными слушателями и не бунтарями, а людьми, думающими и оценивающими событие с позиции своего жизненного опыта и мировоззрения. Не все из них, судя по выражению лиц, согласны с реформой, не слишком доверяют ей, ведь много прав еще остается у помещиков и слишком мало возможностей пока дается крестьянам.

Для создания ощущения реальности происходящего художник использовал цветовую гамму, близкую к природной: земляные, охристые, соломенно-желтые, коричневые оттенки. Лишь рубаха читающего мальчугана - красная. Она - как олицетворение надежды русского крестьянства на свободную, благополучную и красивую жизнь.

"Бегство Григория Отрепьева"

Тема из русской истории была выбрана Г. Г. Мясоедовым для конкурсной работы в Академии художеств неслучайно: с одной стороны, для конкурсных работ чаще всего и выбирались мифологические, библейские или исторические сюжеты, с другой - именно в те годы все более растет внимание художников к обыденным явлениям и повествовательности живописного искусства. За картину мастер был удостоен большой Золотой медали.

История Смутного времени на Руси полна легенд и тайн. Очень часто они связаны с персонами лжецарей, одним из которых был и Григорий Отрепьев, известный как Лжедмитрий I. По одной из версий он - сын одного из монахов Чудова монастыря. Из монастыря Отрепьев сбежал в Литву, а затем в Польшу, принял католичество и при помощи поляков воцарился на русском престоле, но позже был свергнут и убит. В исторических публикациях не упоминается о бегстве Григория Отрепьева именно из корчмы.

"Дорога во ржи"

Рожденный на русской земле в глубинке, Григорий Мясоедов хоть и был из дворянского рода, очень трепетно и бережно относился к отображению в своем творчестве не только сцен из народной жизни, но и картин удивительной русской природы. Через природу легче можно передать свое душевное состояние, чаяния, надежды народа. Наверное, поэтому и возникает в живописи у Мясоедова мотив дороги как путь - у каждого свой, как стремление - тоже у каждого свое. Но в этой картине путь, избранный человеком, безмятежен и спокоен, и возможно, приведет к избранной цели. Ощущение покоя достигается за счет спокойных золотистых тонов, моря из слегка колышущейся золотистой ржи и безмятежно-голубого неба. Лишь на его горизонте видны темные тучи, которые намекают, что путь к цели потребует от путника труда и усилий и не будет совсем легким.

"Деревенский знахарь"

Произведение было написано Григорием Мясоедовым за год до отмены крепостного права. Эта картина выделяется из прочих силой реалистичности выписанных образов крестьянского быта и психологичностью персонажей. Официально не признаваемые обществом, знахари в условиях преследований помогали людям. Жизнь их была тяжела и бедна. Питались они, в основном, за счет природных даров и того, чем расплачивались за помощь люди - это нехитрые продукты питания. Жили в сторонке от всего населения, часто в одиночку в лесных избушках. Помогали людям, используя лечебные травы и корешки, снадобья, из которых варили по передаваемым по наследству рецептам, секрет их строго оберегался. В основном, излечивали от болезней, совершали оберег, привороты и отвороты, снятие сглаза.

Знахарь у Мясоедова - умудренный опытом мужчина, еще не старик, который помогает двум пришедшим к нему в избушку крестьянкам. В его руках ковш со снадобьем, которое знахарь заканчивает готовить.

Григорий Григорьевич Мясоедов. Автопортрет

В 1878 году Г. Г. Мясоедов написал свой автопортрет. Он изобразил себя в четверть оборота, стоящим, до пояса. Мясоедов одет в темный костюм, который практически сливается с почти черным фоном. Ярким пятном выделяется лишь белоснежный накрахмаленный воротничок рубашки и чуть желтоватое, будто подсвеченное светом лицо, повернутое к зрителю почти в профиль так, что освещена лишь одна половина лица. Второй как будто бы нет. Портрет отсылает нас к переходному периоду в развитии живописи - парсуне, где за счет затемненного фона выделяется лицо - именно человек интересен живописцу, человек с его мыслями, чувствами и переживаниями. Так и автопортрет Мясоедова. Он - отражение в его творчестве особого интереса к внутреннему миру обычного человека.

Иван Мясоедов. Флигель в усадьбе в Павленках, выполнявший функцию мастерской художника

Я хочу рассказать об удивительном и талантливейшем человеке, незаслуженно забытом на своей родине, о блистательном рисовальщике, об атлете с красивым сильным телом, о творце, фантазере, бунтаре и преступнике – об Иване Григорьевиче Мясоедове.
Сама я о нем узнала не так давно – только в прошлом году. Подруга, переезжающая на новую квартиру, отдала мне несколько не вписывающихся в интерьер книг и альбомов по искусству. Среди них было красочное издание на немецком языке «Ivan Miassojedoff/Eugen Zotov». В силу дремучего своего невежества я решила поначалу, что это разные люди. Оказалось – нет, один и тот же. Альбом составлен в Лихтенштейне, напечатан в Швейцарии. Перелистав его, я поразилась увиденному – яркие, сильные живописные работы, виртуозная меткость и техника рисунка, смелые фотоавтопортреты… И я о не совсем ничего не знаю!
К сожалению, не сильна я не только в истории искусств, но и в немецком языке. Из книги я взяла только иллюстрации, остальную информацию разыскала в Сети. Ее, к слову, оказалось до обидного мало – лаконичная статья в Википедии, пару заметок в газетах и историческая миниатюра В.С. Пикуля «Мясоедов, сын Мясоедова». А репродукций работ Ивана Мясоедова в Интернете практически нет. Я решила исправить досадную недоработку.
Родился Иван в 1881 году под Полтавой, в имении отца Павленки. Родила его Ксения Васильевна Иванова, вторая жена знаменитейшего художника-передвижника Григория Мясоедова, тоже художница.

Правда, трудно объяснить, чем руководствовался Мясоедов-старший, когда совсем маленьким оторвал Ваню от матери и отдал его на воспитание в многодетную семью своего друга, пейзажиста Киселева. Уже тогда ребенок проявлял строптивый и упрямый характер и склонность к буйным выходкам. Вообще-то Григорий Грегорьевич тоже был человеком сложным, иногда совершенно несносным. Он позировал в виде царя для картины своего приятеля Репина "Иван Грозный убивает своего сына Ивана" и со смехом сам признавался, что его выбрали, так как никто более не может сделать такое зверское лицо. В 1889 году он позволил матери забрать сына, они поселились в Павленках.
А Ваня тем не временем подрастал и превратился в приятной наружности юношу:


Природа щедро одарила его: статный и высокий (около 1 м 90 см ростом), широкоплечий и мускулистый, с правильными чертами лица и большими глазами. Еще в юности проявился его талант художника, с 1889 по 1895 гг он регулярно посещал уроки в частной художественной школе, принадлежащей его отцу. В 1896 году Иван поступил в Московскую школу Живописи, ваяния и зодчества. Примерно в тот же период он увлекся тяжелой атлетикой и гиревым спортом. Прекрасно сложенный от природы, он вскоре довел свое тело до совершенства. В то время модно было быть здоровым и сильным, многие молодые люди увлекались атлетикой, подражая героям античности. Мясоедов создал культ обнаженного спортивного тела, как это было принято у древних греков. Он даже издал "Манифест наготы", опубликовав его в сборнике Н.И. Евреинова "Нагота на сцене".






Это было не просто баловство, но вполне серьезное увлечение спортом. Мясоедов был членом Атлетического общества графа Рибопьера и даже участвовал в соревнованиях: в на Всеросийском чемпионате по тяжелой атлетике в 1909 году он занял Второе место. Не забывал он, впрочем и занятия живописью. С 1907 по 1909 год он учится в батальной мастерской Императорской Академии художеств, которую заканчивает с отличаем. Его дипломная работа "Аргонавты отправляются за Золотым руном" произвела фурор. К этому сюжету Иван обращается впоследствии неоднократно:








Этот автопортрет в образе Диониса - гравюра. Учась в академии, Мясоедов в совершенстве овладел искусством гравировки в мастерской профессора Матэ. Это имение со временем позволит ему пожить с размахом, но не доведет до добра.
Иван много пишет. В основном, это монументальные полотна на античные сюжеты, но ему одинаково хорошо давались и портреты, и пейзажи.

Иван Мясоедов. Смерть Гектора

Иван Мясоедов. Битва кентавров и амазонок

Иван Мясоедов. Ганнибал в Альпах

Биография Григория Мясоедова

(1834-1911)

Григорий Григорьевич Мясоедов родился в селе Паньково Тульской губернии и принадлежал к старинному дворянскому роду. В детстве мальчик много читал, часто рисовал. Отец всячески поощрял его интерес к художеству.

Свое обучение будущий художник начал в Орловской гимназии, где рисование преподавал профессиональный художник И. А. Волков.

В 1853 году он поступил в Академию Художеств. Непростая ситуация сложилась между художником и его отцом. Отец полностью лишил сына материальной помощи, и лишь написанный в 1857 году с натуры портрет отца примирил их.

В 1861 году за полотно «Поздравление молодых в доме помещика», Мясоедов получил малую золотую медаль.

В 1862 году Мясоедов окончил Академию Художеств по классу исторической живописи, получив большую золотую медаль за композицию «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе» и был поощрен пенсионерской поездкой.

В 1863 году он посетил Италию, Германию, Бельгию, Швейцарию, работал в Париже, Испании. В Риме он занимался в частной Академии.

В 1867 году он живет во Флоренции, где знакомится с семьей опального А.И.Герцена, с литературоведом А.Н.Веселовским, и с семьей художника Николая Ге . Здесь же он создал картину на сюжет «Божественной комедии» «Франческа да Римини и Паоло да Паоленто».

В 1869 году он вернулся в Россию. В Москве пишет картину «Заклинание», за которую получил звание академика.

В конце 1860-х годов, находясь за границей, Мясоедову пришла идея организации Товарищества передвижников . 16 декабря 1870 года состоялось первое общее собрание членов ТПХВ, где было избрано правление, в состав которого вошел и Мясоедов. Он стал автором первого устава ТПХВ и оставался бессменным членом правления в течение сорока лет.

29 ноября 1871 года в Петербурге открылась I передвижная художественная выставка, показанная затем в Москве, Киеве и Харькове.

Мясоедов представил на эту выставку картину «Дедушка русского флота», а в марте 1872 года открылась II передвижная выставка, на которой экспонировалось самое значительное полотно Мясоедова – «Земство обедает ». Эта картина принесла успех художнику. В картине раскрыта главная задача передвижнического реализма – «стремление к реальному и повседневному», отмеченному В.В.Стасовым.

Действие картины разворачивается в тихом провинциальном городишке. У подъезда земской управы расположилась группа крестьян. Один крестьянин дремлет, а другие спокойно едят скудный обед. Рядом, в самом доме, только что отобедали господа. Через открытое окно видно как лакей старательно вымывает посуду, множество бутылок и графинов. В картине изображена бедность в контрасте с богатством. Главными героями картины становятся крестьяне. Художник запечатлел разнообразие их характеров, их особую красоту и душу.

В довольно короткий срок художником была написана картина «Чтение манифеста 19 февраля 1861 года». В картине раскрывается иной аспект той же темы - судьба крестьянства, обманутого в своих ожиданиях.

В 1876 году художник переселился на хутор близь Харькова. Он увлекся садоводством и огородничеством. С этого момента можно отметить начало спада в его творчестве. Меняется его отношение к крестьянской жизни. Мясоедова привлекали темы, раскрывающие народные поверья и традиции.

В картине «Опахивание» изображен древний языческий обряд, защищающий скотину от болезни и смерти: крестьяне опахивают деревню от злых духов, впрягая в плуг обнаженных девушек. В картине «Молебен на пашне о даровании дождя» передано эмоциональное напряжение крестьян, просящих помощи Всевышнего в засушливое лето.

В 1882-1884 художник работает над историческим полотном «Самосожигатели ». В нем художник изобразил момент самосожжения иступленных фанатиков-староверов в горящей избе.

В 1880-е годы Мясоедов работает над пейзажами. Он создал картину «Дорога во ржи». На картине изображена фигура одинокого странника среди бескрайнего ржаного поля.

В 1880-е пейзажи Мясоедова получили признание публики. Он выбирал простые мотивы, неброские виды южного Крыма. Среди этюдов встречались и марины.

В конце 1880-х Мясоедов живет в Полтаве в большой усадьбе с садом, парком и прудом. Осенью и зимой художник уезжал в Крым. Одной из последних его работ стала картина «Зреющие нивы».

В 1890-1900 годах в его произведениях чувствуется влияния салонной живописи. Художник много работал в графической технике. Он создал эскиз театрального занавеса и написал декорации для театра в Полтаве. Он также организовал школу рисования, написал брошюру по садоводству.

Как и многие передвижники Мясоедов в 1890-е года пережил кризис. Он осознавал, что его время безвозвратно ушло. Незадолго до смерти он собирался исполнить три больших картины под единым названием «Святая Русь».

Умер Григорий Григорьевич в 1911 году, в своем имении Павленки близ Полтавы.

Мясоедов Григорий Григорьевич - выдающийся живописец, вошедший в историю русского искусства как организатор и бессменный руководитель Товарищества передвижных художественных выставок.

Если судить по отзывам современников, Григорий пользовался репутацией честного и прямого человека, характеризовался начитанностью, оригинальным мышлением, хотя частенько бывал саркастичен и ироничен.

Мясоедов Григорий Григорьевич: биография художника. Детство и юность

Родился будущий художник 7 апреля 1834 года. Его семья, проживавшая в селе Паньково достатком не отличалась, но принадлежала к старинному дворянскому роду. С самого детства Григорий начал интересоваться искусством. Отучившись в Орловской гимназии, в 1853 году он начал обучение в Академии художеств города Петербурга. В его стенах Мясоедовым была написана картина «Поздравление молодых в доме помещика». За нее перспективный автор был удостоен малой золотой медали.

Право пенсионной поездки и большая талантливому живописцу достались за художественное полотно «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе» (1862 год). «Бунт четырнадцати», произошедший в 1863 году в Академии художеств, Мясоедов не застал, потому что выпустился раньше.

В путешествии по Европе

По окончании учебного заведения Мясоедов Григорий Григорьевич отправился за границу, работал в Италии, Германии, Бельгии, Испании, Швейцарии. В 1867 году поселился во Флоренции, завел знакомство с семьей опального в те времена А. И. Герцена. Это был наиболее видный критик крепостнической Российской империи. На многие годы другом Григория стал русский живописец Николай Николаевич Ге.

Передвижническое настроение

Помимо художественного таланта, Григорий обладал поэтическим даром и писал стихотворения. В зрелом возрасте он публиковал в журналах и газетах небольшие рассказы. Называемый за свое увлечение «художником-писателем», основным призванием своей жизни Григорий Мясоедов считал отстаивание идей передвижничества - направления, основанного на реалистической манере отображения повседневной жизни и символизировавшего социальное искусство.

Идея формирования Товарищества передвижников, руководство которым художник возложил на себя, пришла в 1860-х годах, после путешествия по Европе. Там Мясоедов мог наблюдать за деятельностью европейских художников, организовывавших передвижные коммерческие выставки. Это он успешно воплотил на территории России. 6 декабря 1870 года - дата первого сбора членов Товарищества, на котором было назначено правление. В него вошли: Мясоедов Г. Г., Г., Клодт М. К., Ге Н. Н., Крамской И. Н.

Правда, хотя и был в молодости новатором, с возрастом Григорий Григорьевич превратился в неуживчивого, желчного старика, озлобленного на всех и вся. Он по-консервативному жестко хранил старые представления об искусстве, не желая признавать творчество молодого поколения, в частности И. И. Левитана, М. В. Нестерова, А. И. Куинджи.

Мясоедов Григорий Григорьевич: картины

Передвижная художественная выставка впервые открылась в Петербурге 21 ноября 1871 года. Свое творчество на ней Мясоедов Григорий Григорьевич представил картиной «Дедушка русского флота (Ботик Петра I)». Произведение, принесшее широкую известность, - «Земство обедает», художник представил на второй выставке в 1872 году.

На этом полотне изображена группа крестьян, собравшихся у подъезда провинциального городка в один из солнечных дней. Один, разместившись на каменных плитах, положил на котомку голову и задремал, остальные неспешно едят лук и хлеб с солью. А в доме только что отобедали чиновники: через распахнутое окно заметен лакей, тщательно вымывающий посуду. В картине отсутствует прямое противопоставление неимущих и имущих земцев, но контраст бедности и богатства бросается в глаза непроизвольно. Стремление к повседневному и реальному - ключевая задача передвижнического реализма - отражено в этом произведении в полной мере.

В 1872 году за картину «Заклинание» Григорий Мясоедов был удостоен звания академика. В произведении «Чтение положения 19 февраля 1861 года» живописец ясно изобразил полное недоумение крестьян в вопросе их судьбы и несбывшихся ожиданий. Люди из народа часто позировали Мясоедову, который, прежде чем вводить в картину персонажей, долго с ними разговаривал, проявляя искренний интерес к судьбе каждого.

Крестьянский мотив в картинах Мясоедова

В 1876 году художник Мясоедов Григорий Григорьевич поселился на хуторе близ Харькова, где занялся садоводством и огородничеством. Именно с этого момента отмечается начало спада его творчества. Изменилось отношение русского художника к крестьянской жизни; живописец выражает искреннюю заинтересованность народными поверьями и традициями. Так, в картине «Опахивание» отображен древний языческий обряд, направленный на защиту домашнего скота от болезни и смерти.

В работе «Молебен на пашне о даровании дождя» русский художник сумел достоверно передать эмоциональное напряжение крестьян, молящих о помощи Господа Бога в засушливое лето. В 1880-х годах Мясоедов наряду с картинами бытового жанра трудился над пейзажами. Картина Григория Григорьевича Мясоедова «Косцы» ярко отражает на протяжении веков объединяющий в единый рабочий коллектив все поколения.

Эта работа насквозь пропитана уважением к тяжелому крестьянскому труду, составляющему основу жизни Российской империи.

Последние годы жизни Григория Мясоедова

В конце 1880-х годов Мясоедов жил в городе Полтаве, в просторном доме с садом, прудом и парком. Осенью и зимой посещал Крым. В Полтаве автор сделал эскиз создал декорации для городского театра, открыл школу рисования, опубликовал брошюру по садоводству. Незадолго до кончины собирался исполнить 3 знаковые картины под общим названием «Святая Русь». Среди современников Мясоедов выделялся страстной любовью к музыке: умел и любил играть на рояле, скрипке, альте, иногда пел. Классики Гайдн, Бетховен, Моцарт, Глинка, Шуман были его любимыми композиторами.

Умер Мясоедов Григорий Григорьевич в 1911 году, 18 декабря, в собственной усадьбе Павленки под Полтавой, в саду которой и был похоронен.