Мясоедов григорий григорьевич картины. Мясоедов Григорий Григорьевич: биография, картины. В путешествии по Европе

Григорий Григорьевич Мясоедов появился на свет 7-го (по старому стилю 19-го) апреля 1834 года в с. Паньково Тульской губернии, (сейчас это Новодеревеньковский район Орловской обл.) в семье мелкопоместного дворянина. Отец всячески старался поощрить мальчика, рано заинтересовавшегося живописью. Обучение Г. Мясоедов начал в Орловской гимназии, где брал уроки рисования у И. А. Волкова.

Григорий Мясоедов проявлял большой интерес к крестьянской жизни. И если картина «Земство обедает» является по своей направленности острокритической, то другие его работы повествуют о народных поверьях и обрядах («Засуха», 1878-1880; , 1876), о радости крестьянского труда (). Сюжеты исторического жанра нашли свое воплощение в картинах «Чтение положения 19.02.1861 г.» (1873 г.) и «Самосожжение» (1884 г.).

Не чужда была художнику и пейзажная живопись, его полотна, написанные в этом жанре, отличаются выразительностью мотивов и вместе с тем простотой ( , «Сумерки», «Скалы Гурзуфа», все написаны в 1881 г.) Иногда Мясоедов писал и портреты, но портретистом его все же назвать нельзя.

Последние годы жизни Мясоедов провел под Полтавой в большой усадьбе Павленки с парком, прудом и садом. Здесь он организовал школу рисования и создал декорации для местного театра.

Скончался Григорий Мясоедов в декабре 1911 года.

    Мясоедов, Григорий Григорьевич Портрет работы И. Репина (1904) Дата рождения: 7 (19) апреля 1834 Место рождения: Село Паньково, ныне Новодеревеньковского района Орловской области … Википедия

    Живописец; род. в 1835 г., учился в Орловской гимназии, но, не окончив в ней курса, поступил в ученики Акад. художеств, где его профессорами были Нефф и Mapков. В 1861 г. получил малую золотую медаль за картину "Поздравление молодых" (в … Большая биографическая энциклопедия

    - (7 (19) апреля 1834, село Паньково, ныне Новодеревеньковского района Орловской области 18 (31) декабря 1911, Полтава) российский живописец. Учился в Орловской гимназии, но, не окончив в ней курса, поступил в ученики Академии… … Художественная энциклопедия

    Русский живописец. Учился у А. Г. Маркова и Т. А. Неффа в петербургской АХ (1858‒62; пенсионер в Германии, Италии и Франции в 1863‒68;… … Большая советская энциклопедия

    - (1834 1911) российский живописец. Один из создателей Товарищества передвижников. Правдиво изображал крестьянскую жизнь (Земство обедает, 1872; Косцы, 1887), обращался к историческим и литературным темам … Большой Энциклопедический словарь

    Мясоедов, Григорий Григорьевич живописец (1835 1911). Учился в Академии Художеств, у Т. Неффа и А. Маркова. Получил золотые медали за картины: Поздравление молодых в доме помещика (в музее Александра III), Бегство Григория Отрепьева из корчмы… … Биографический словарь

    - (1834 1911), живописец. Один из создателей Товарищества передвижников. Изображал крестьянскую жизнь в пореформенной России («Земство обедает», 1872; «Косцы», 1887), обращался к историческим и литературным темам. * * * МЯСОЕДОВ Григорий… … Энциклопедический словарь

    Живописец, род. в 1835 г., учился в Орловской гимназии, но, не окончив в ней курса, поступил в ученики Акад. художеств, где его профессорами были Нефф и Марков. В 1861 г. получил малую золотую медаль за картину Поздравление молодых (в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Больше всего люди любят прописные истины и избитые цитаты. Действительно, лучше Фридриха Ницше показные страдания юной девушки из-за неразделенной любви не выразил никто. Как тут не согласиться? Разве «То, что нас не убивает, не делает нас сильнее?» Конечно, делает! Не поспоришь! А фраза «На детях творцов природа отдыхает» вообще превратилась в аксиому. Выдумывая правила жизни, люди по своей глупости не понимают одного - жизни плевать на сочиненные для нее правила.

Усомниться в прописной истине все равно, что плевать против ветра. Но я, человек любопытный и настойчивый, пожалуй, попробую. Плевок первый: отец был скульптором, неужели на сыне природа отдохнула? Плевок второй: родители Бориса Пастернака - люди творческие, но на самом поэте природа тоже решила не отдыхать. Плевок третий – это герой моей статьи. Все шло к тому, что судьба Ивана Мясоедова должна была сложиться не лучшим образом. Но получилось иначе. Перед нами практически неизвестный в России, но великий художник, история жизни которого скорее напоминает шпионский триллер, чем биографию творца.

Он родился в Харькове, а умер в Буэнос-Айресе. Ивану Мясоедову как будто с самого детства предназначалось провести жизнь в дороге, нигде не задерживаться надолго, даже в собственном доме. Его отец, один из лидеров «Передвижников», художник, чьи картины и сейчас украшают стены Русского музея и Третьяковской галереи, в обычной жизни явно был не лучшим человеком. О его тяжелом характере ходили легенды, а отношение к сыну, которого он очень долго не признавал своим ребенком, было настолько отвратительным, что пригласил Григория Мясоедова стать моделью для своей картины: «Иван Грозный и сын его Иван». Репин был убежден, что никого больше подходящего на роль детоубийцы он не найдет.

«Илья взял царя с меня, потому что ни у кого не было такого зверского выражения лица, как у меня…» - писал позже старший Мясоедов.

В этом он был прав. Григорий Григорьевич в семье был настоящим тираном. Он запрещал своей жене говорить Ивану, что она его настоящая мать, а при первой возможности удалил ребенка из дома, отдав его на воспитание своим знакомым. Воспитание отца, в котором Репин так удачно угадал характер детоубийцы, принесло свои плоды. Иван Мясоедов рос диким ребенком, не признавал никаких правил, постоянно ввязывался в драки.

«Исчадье Ада! Страшно подумать, что из него выйдет!» - говорила про своего воспитанника приемная мать Софья Матвеевна Киселева.


Для таких утверждений были все основания. Как-то на приеме, на котором присутствовали почти все передвижники, маленький Иван подошел к Николаю Маковскому, который был одет лучше всех, высморкался прямо в рукав его нового сюртука, после чего продолжил, улыбаясь, смотреть в глаза обсопливленного живописца. Выражалось ли в этом презрение младшего Мясоедова к реалистической живописи и канонам реалистического искусства? Возможно. Одно известно точно: отца и его товарищей он на дух не переносил. Выбор рукава в виде носового платка стоил Ивану дорого - ребенка отдали в детдом. Правда, ненадолго. Вскоре Григорий Мясоедов официально усыновил его.

Чему мог учиться мальчик в семье, где отец и мать были художниками? Ответ очевиден. Иван поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Там же он узнал две шокирующие новости: от туберкулеза умерла мать, и отец официально признал его своим сыном. Эти известия явно не обрадовали молодого живописца.

Обучение в Петербургской Академии художеств тоже проходило не просто. Чаще, чем награды, художник получал выговоры за нарушение уставных правил, а в 1904 году, после очередной ссоры с отцом, сжег около шести тысяч своих рисунков. Похвалы от именитого родителя вообще ждать не приходилось. О первом значительном успехе сына он написал так:

«Бродит, пускает пузыри, а выйдет вино или квас - не известно…»

Вышло вино. В 1909 году Иван Мясоедов получил золотую медаль Академии за картину «Поход минийцев», что дало ему право на обучение в Европе.



Увлеченность античностью вообще сыграла в жизни художника очень большую роль. Это не только тема почти всех первых его картин, не только противостояние отцу, который терпеть не мог сюжетов из древней истории и предпочитал изображать только крестьянский быт. Благодаря увлечению культурой Древней Греции, младший Мясоедов начал профессионально заниматься силовой гимнастикой. Вскоре он уже получал первые призы на соревнованиях по всей Европе, исполнил свою мечту и выступал в Колизее - тогда ему рукоплескал весь Рим. А отец по-прежнему был недоволен.

«Чемпион мира и окрестностей…» - презрительно бросил он, узнав об успехе сына.

Сын мстил изобретательно. Приезжая на летние каникулы в имение отца под Полтавой, он специально разбрасывал в местах его прогулок свои гимнастические снаряды. Старик регулярно натыкался на них, ругался, но сдвинуть их был не в силах.

Иван Мясоедов видел смертный час своего отца и даже изобразил его, вот только сложно сказать, чего в этом наброске больше - мастерства или ненависти. Предсмертная агония родителя явно доставила художнику удовольствие - все, что связано в этом рисунке со страданием, выписано с особой тщательностью.


Но это было только начало мести. Вступив в права наследования, Иван Мясоедов устроил выставку-продажу, где за бесценок избавился от всего наследия отца.

Странно, но именно после смерти Григория Мясоедова в жизни художника начался самый счастливый этап. Его выступления в цирке всегда собирали толпу, его работы отлично продавались, его тоже имели большой успех. Он нашел любовь всей своей жизни, свою музу, которой стала итальянская танцовщица Мальвина Верничи, приехавшая в 1912 году на гастроли в Россию (на родину она так и не вернулась, оставшись с живописцем).

В этот же период Иван Мясоедов создал первую самостоятельную и по-настоящему интересную картину «Художник и модель». Первое, что бросается в глаза, - положение тела девушки в центре картины. Она не шевелится, ни малейшего движения. Ее глаза опущены, а сама она как-будто висит в воздухе. Наш взгляд двигается дальше, и мы видим художника, который не смотрит на свою модель, не смотрит даже на холст, на котором пока нет ничего, даже наброска. Нет, взгляд его устремлен в темноту, расстилающуюся за окном, рука нервно впилась в подлокотник стула. Вообще первая ассоциация, которая приходит в голову, - у них только что был секс! Причем, художника это явно не радует, а модель привыкла, но не все так просто.



Ключ, необходимый для понимания картины, здесь задается через свет. Девушка в центре - мечта, она нерожденная картина, она - та, чье место сейчас пустует на полотне, а не живой человек. Это момент рождения шедевра, когда автор стоит на пороге озарения. И мотив, мотив прекрасный в своей простоте смысла и сложности в своем понимании: художник не случайно смотрит в ночь - свет всегда рождается из тьмы.

Так и в жизни Ивана Мясоедова: свет родился из смерти отца, но счастье продолжалось не долго. Первая Мировая, за ней революция, лидером которой был простой народ, который так любил отец и так ненавидел сын. Ивану Мясоедову казалось, что его деспотичный родитель снова с ним, но уже в другом, незримом, виде. Перед тем как оставить навсегда усадьбу в Павленках, художник тщательно уничтожает в ней все, что было связано с его отцом. Но об этом уже в следующей статье.

Владимир Дергачев


Иван Мясоедов (Эжен Зотов) «Вакханка» конец 1910-х

Русский художник, представитель символизма и модерна, Иван Мясоедов (1881, Харьков - 1953, Буэнос-Айрес) родился в семье знаменитого художника-передвижника Григория Мясоедова. Был внебрачным сыном художника Григория Мясоедова и художницы Ивановой. Детство провел в родовой усадьбе Павлёнки (под Полтавой).

Вехи биографии. Корреспондент армии Деникина, художник Берлинского зоопарка, изготовлявший так же плакаты для голливудской киностудии, киноактёр, дважды узник берлинской тюрьмы «Моабит», автор многочисленных портретов, в том числе итальянского дуче Бенито Муссолини и лихтенштейнского князя Франца-Йозефа II. В Вадуце он пишет многочисленные пейзажи и натюрморты. По его гравюрам на металле было выпущено около 13 миниатюр в нескольких марочных сериях. Дружил с генералом Смысловским, с которым познакомился еще в армии Деникина, где художник изготовлял для разведки фальшивые английские фунты.

Лихтенштейн. 1950 год. Семья Мясоедова (Зотова). У ног Ивана Мясоедова и Мальвины Верничи сидит их дочь Изабелла Верничи и слева ее дети - Анита и Михаэль Модлер.

Художник Иван Мясоедов был прекрасным профессиональным гравером, что стало причиной большой беды. Германия в 20-е годы бедствовала, немецкая марка девальвировалась. Но на этом фоне семья Мясоедовых жила на широкую ногу. У них собираются русские эмигранты, художники и поэты. Вскоре секрет благополучия раскрывается. В 1923 году Мясоедова арестовывают как фальшивомонетчика — рисовал и печатал английские фунты. Три года Иван проводит в Моабитской тюрьме, где расписывает тюремную церковь. Выйдя на свободу, пишет целый ряд полотен, среди которых выделяется ностальгический цикл «Украинские подсолнухи», наполненный тоской по родине и украинскому имению.

После двух судимостей в Германии в 1938 году бежит с семьей в Лихтенштейн по поддельному чешскому паспорту (сам «нарисовал») на имя «профессора Зотова».
В княжестве Иван Мясоедов стал придворным художником, создал великолепные эскизы почтовых марок. После нескольких лет благополучной жизни обнаружилось, что художник находится в международном розыске как опытный фальшивомонетчик. В 1946 году правительство Лихтенштейна получило известие, что Евгений Зотов - самозванец, многие годы проживающий по поддельному паспорту. Говорят, что даже при аресте его застали за подделкой стодолларовой банкноты. Достоверен факт, что в 1948 году Мясоедов вновь попал под арест за подделку государственных кредитных бумаг, а всю семью лишили гражданства княжества. После непродолжительного заключения Мясоедов с семьей в 1953 году переезжает в Аргентину. Возможно, по протекции генерала Смысловского, ставшего советником аргентинского президента Перона. По приезду в Буэнос-Айрес Иван Мясоедов внезапно тяжело заболел и умер от рака печени. Ему было 73 года.

После смерти художника, его жена вернулась в Вадуц и привезла все его произведения в Лихтенштейн. Мальвина Верничи пережила своего мужа почти на 20 лет, умерла в местном доме для престарелых. Похоронена на городском кладбище в Ведуце в 1972 году.

***
Лихтенштейн стал второй Родиной художника. В альпийском княжестве его творчество получило государственное признание как национального художника. Иван Мясоедов создал более 4 тыс. живописных и графических произведений, из них более тысячи находится в Лихтенштейне. Картины художника были собраны по всей Европе его другом бароном Фальц-Фейном и помещены в специальной галерее в местном Художественном музее.

Когда в княжестве отмечалось 100-летие со дня рождения Мясоедова-Зотова, было собрано более 1 млн. швейцарских франков частных пожертвований. За эти средства выкуплены у наследников работы художника и основан частный «Фонд Мясоедова-Зотова». Фонд построил в Вадуце технически оснащённую Картинную галерею, в которой находятся многочисленные работы художника. В настоящее время коллекция оценивается более чем в $60 млн.

В 1998 году в Москве в Государственной Третьяковской галерее была организована ретроспективная выставка «Иван Мясоедов-Евгений Зотов. Путь исканий». На открытие были приглашены внучки художника. Мишель Модлер жила в Нюрнберге, работала дизайнером в Siemens. Нанита Модлер была искусствоведом парижского Центра им. Жоржа Помпиду.

Недавно выставка «Лихтенштейн: далекий и близкий» прошла на Урале в Екатеринбурге при поддержке Швейцарского информационного центра. Здесь кроме картин и рисунков была представлена серия марок, посвященная творчеству Ивана Мясоедова. Серия была выпущена в 2013 году совместно княжеством Лихтенштейна и Российской Федерацией.

Г ригорий Мясоедов - один из основателей Товарищества передвижных художественных выставок. Сорок лет он входил в состав правления этого объединения и был автором первого варианта устава. На второй выставке передвижников он представил одну из самых своих значительных работ - «Земство обедает». Мясоедов был рьяным сторонником реализма, и главной темой его творчества стало крестьянство.

Художник-гражданин

Григорий Мясоедов родился в семье обедневшего дворянина из Тульской губернии, во владении которого было небольшое поместье. Будущий художник не понаслышке был знаком с трудностями простой крестьянской жизни, так как положение его семьи мало отличалось от жизни рабочих. В нужде провел он и студенческие годы:

«Жил я, как и большинство студентов Академии художеств, на Васильевском острове в бедной комнате. Источником существования моего была работа на кондитерскую, где пеклись пряники, - я с товарищем раскрашивал их. Баранам и свиньям золотили головы, генералам - эполеты. Платили за это по три копейки с дюжины. Обедали на Неве, на барке, где давали за шесть копеек щи с кашей без масла…»

Расцвет либеральных идей общества совпал с внутренними убеждениями Мясоедова. «Правдивый минор, отвечающий всей нашей жизни» привлекает его куда больше, чем безжизненные сюжеты академизма. Так родились его многочисленные работы на крестьянские темы: «Земство обедает» (1872, Третьяковская галерея), «Опахивание» (1876, Русский музей), «Дорога во ржи» (1881, Третьяковская галерея).

Мясоедов был активным общественным деятелем и невероятно разносторонним художником. Помимо жанровых картин, в его творчестве встречаются пейзажи (Крым и Юг Украины), исторические картины («Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе», 1862, Третьяковская галерея) и, конечно, портреты («Портрет И.И. Шишкина», Картинная галерея им. К.А. Савицкого). Кроме того, Мясоедов писал и на религиозные темы (храм Спаса на Сенной).

«Живое» искусство

Григорий Мясоедов был образцовым выпускником Императорской Академии художеств. Только лучшие из лучших удостаивались чести по окончании учебного заведения стажироваться за границей. На средства из государственной казны художник побывал во Франции. Италии, Испании, познакомился с главными памятниками мировой художественной культуры и актуальным искусством Европы того времени. Вторая половина XIX века стала временем расцвета критического реализма во Франции, Италии, Германии. Главной своей задачей художники считали правдивое изображение повседневной жизни страдающих и обездоленных людей. На примере европейских живописцев Мясоедов убедился в необходимости приблизить искусство к зрителю. В своем творчестве он решил противопоставить «живое» искусство строгим постулатам академизма. Так родилась идея создать объединение передвижников.

Основная цель объединения была прописана в первом пункте устава: «Доставление обитателям провинции возможности следить за успехами русского искусства» .

Реализм и психологизм

По словам архитектора Василия Стасова, одним из основных постулатов передвижников было «стремление к реальному и повседневному». Сходство с натурой доходило едва ли не до натурализма. Художественному языку Мясоедова это также присуще. Например, на картине «Дорога во ржи» усталый путник, обращенный спиной к зрителю, медленно движется по дороге, которая проходит через ржаное поле. Однако не только его фигура является главным персонажем в этой работе. С невероятной точностью автор произведения прописывает каждую травинку, каждый колосок - любая мелочь становится объектом его пристального внимания. В то же время образ путника условен: это некий архетип. Его фигура символизирует стремление к недостижимой цели.

Григорий Мясоедов. Дорога во ржи. 1881

Григорий Мясоедов. Земство обедает. 1872

Другой важной составляющей творчества Мясоедова и других передвижников была гипертрофированная передача, как правило, тяжелого психологического состояния персонажей картины. Это отчетливо видно в работе «Земство обедает». Выражения лиц крестьян, ожидающих, когда же представители земского учреждения закончат свою трапезу, очень угрюмы: они явно пришли с просьбой, в исполнении которой им, скорее всего, откажут. Скрупулезная прорисовка лиц точно передает состояние персонажей, и это заставляет зрителя сопереживать их нелегкой доле. Художник, как и многие жанристы того времени, отходит от явного обличения и критики - он лишь констатирует то, что имеет место в реальной жизни, не приукрашивая ее при этом.

На 1870–80-е годы пришелся период расцвета в творчестве художника. Его «Бегство Григория Отрепьева» отметили большой золотой медалью, а за картину «Заклинание» мастер удостоился звания академика. Это время активного участия Мясоедова в передвижных выставках - не только в качестве художника, но и их идеолога.

«Здравствуй, мое одиночество…»

По воспоминаниям современников, Григорий Мясоедов был человеком незаурядным, остроумным, но в то же время слишком прямолинейным, его хлесткие высказывания часто обескураживали собеседников.

Он был рьяным сторонником реализма и категорически отвергал какие бы то ни было новые веяния в искусстве, в частности импрессионизм. Публика же принимала искания молодых художников с восторгом.

«Будучи новатором в молодости, он превратился в старости в консерватора, яростного защитника устоев передвижничества».

Яков Минченков в своей книге «Григорий Григорьевич Мясоедов»

Григорий Мясоедов считал, что картинам в духе импрессионизма нет места на выставках передвижников. Столь категоричная позиция привела к расколу в объединении. Главным оппонентом Мясоедова стал Илья Репин , который потребовал роспуска совета правления передвижников по причине его излишнего ретроградства и неспособности отвечать потребностям объединения. В результате все члены правления демонстративно покинули совет, предоставив Мясоедову право возглавлять его в одиночестве.

В 1876 году, не выдержав такого удара, художник оставил Товарищество. С этого времени искусствоведы отмечают начало спада в его творчестве. Художник пишет пейзажи, пробует работать в графической технике, создавать театральные декорации и эскизы к спектаклям. Но фактически для него это время отверженности.

«Это парадоксально, а я так и говорю: мы вдвоем с моим одиночеством имеем комнату на Васильевском острове в деревянном домике, - высказывался Мясоедов. - Здравствуй, мое одиночество, пойдем со мной в гости, мое одиночество» .

Григорий Мясоедов умер 31 декабря 1911 года в своем имении под Полтавой. В истории искусства художник навсегда останется одним из основоположников важнейшего явления в отечественной живописи - передвижничества.

Григорий Мясоедов. Пристань в Ялте. 1890

Григорий Мясоедов. Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе. 1862