Музыкальные инструменты в живописи (арфа. продолжение темы.). Как нарисовать арфу карандашом поэтапно? Рисуем прямой угол


Струнный щипковый музыкальный инструмент. Считается, что красотой своего внешнего вида она превосходит всех своих соседей по оркестру. Ее изящные очертания скрывают форму треугольника, металлическую раму украшают резьбой. На раму натягивают струны (47-48) разной длины и толщины, которые образуют прозрачную сетку. В начале 19 века старинную арфу усовершенствовал знаменитый фортепьянный мастер Эрар. Он нашел способ быстро изменять длину струн и тем самым высоту звука арфы.

Виртуозные возможности арфы довольно своеобразны: на ней прекрасно удаются широкие аккорды, пассажи из арпеджий, глиссандо — скольжение руки по всем струнам, настроенным на какой-нибудь аккорд, флажолеты.

Происхождение

Один из древнейших музыкальных инструментов человечества. Она произошла от лука с натянутой струной, которая мелодично звучала при выстреле. Позже звук тетивы стали использовать как сигнал. Человек, впервые натянувший на лук три-четыре тетивы, которые из-за своей неодинаковой длины издавали звуки разной высоты, и стал создателем первой арфы. Даже на египетских фресках 15 века до нашей эры арфы еще напоминают лук. А эти арфы не самые древние: древнейшую археологи нашли при раскопках шумерского города Ура в Мессопотамии — она была изготовлена четыре с половиной тысячи лет назад, в 26 веке до нашей эры.

В древности на Востоке, в Греции и в Риме арфа оставалась одним из самых распространенных и любимых инструментов. Часто ей пользовались для сопровождения пения или игры на других инструментах. Рано появилась арфа и в средневековой Европе: здесь особым искусством игры на ней славилась Ирландия, где народные певцы — барды — пели под ее аккомпанемент свои саги.

Устройство

Имеет форму треугольника, который состоит: во-первых, из резонансного корпуса-ящика длиною приблизительно в 1 метр, расширяющегося книзу; прежняя его форма была четырехугольная, нынешняя же - закругленная с одной стороны; он снабжен плоскою декою, выделываемою обыкновенно из кленового дерева, в середину которой по длине корпуса прикрепляется узкая и тонкая рейка из твердого дерева, в которой пробиваются отверстия для пронизывания жильных струн; во-вторых, из верхней части (в виде больших размеров грифа), змееобразно изогнутой, прикрепленной к вершине корпуса, образующей с ним острый угол; к этой части приделаны колки для укрепления струн и их настраивания; в-третьих, из переднего бруса, имеющего форму колонны, назначение которого - оказывать сопротивление силе, производимой струнами, натянутыми между грифом и резонансным корпусом.

Так как арфа уже и в прежнее время имела значительный звуковой объем (пять октав), а помещение для струн полной хроматической гаммы недостаточно, то в арфе натянуты струны только для добывания звуков диатонической гаммы. На арфе без педали можно сыграть только одну гамму. Для хроматических повышений в прежние времена струны должны были быть укорачиваемы прижиманием пальцев у грифа; позже это прижимание стали производить с помощью крючочков, приводимых в движение рукою. Такие арфы оказывались крайне неудобными для исполнителей; недостатки эти были в значительной степени устранены механизмом в педалях, изобретенным Якобом Хохбрукером в 1720 г. Этот мастер приделал к арфе семь педалей, действовавших на проводники, которые через пустое пространство бруса проходили к грифу и там приводили крючочки в такое положение, что они, крепко прилегая к струнам, производили во всем объеме инструмента хроматические повышения.

Роль арфы в оркестре

Роль арфы в оркестре не столько эмоциональная, сколько красочная. Арфа часто аккомпанирует разным инструментам оркестра; в других случаях ей поручают эффектные соло. Их немало в балетах Чайковского, Глазунова, в сочинениях Римского-Корсакова. Из западноевропейских композиторов 19 века арфой наиболее широко пользовались Берлиоз, Мейербер, Вагнер и Лист. Известная партия из двух арф в «Вальсе» из «Фантастической симфонии» Берлиоза положила начало тому виртуозному стилю, который стал ведущим в трех последних веках. Раньше, с момента своего появления в симфоническом оркестре 18 столетия вплоть до Берлиоза, арфа имитировала звук , (как у Глинки в «Арагонской охоте») или клавесина. Арфу использовали также в тех случаях, когда нужно было вызвать ассоциацию с античностью. Примерами могут служить «Орфей» Глюка или «Прометей» Бетховена.

В оркестре обычно пользуются одной-двумя арфами, но в некоторых случаях их число увеличивается. Так, в «Младе» Римского-Корсакова — три арфы, а у Вагнера в «Золоте Рейна» — шесть.

Знаменитые арфисты

Никола Бокса
Марсель Гранжани
Вера Дулова
Марсель Турнье
Tатьяна Tауэр
Надежда Толстая
Альфонс Хассельманс
Ксения Эрдели
Ольга Эрдели
Паписова Анастасия
Наталья О’Шей

Видео: Арфа на видео + звучание

Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники:

Продажа: где купить/заказать?

В энциклопедии пока ещё нет информации о том, где можно купить или заказать этот инструмент. Вы можете это изменить!

    Чтобы нарисовать карандашом арфу вам нужны конечно же карандаши. Сначала у вас получаться будет не очень, так сказать наброски, но потом когда уже потренируетесь несколько раз нарисовать арфу, то будет результат сразу виден. Для того чтобы нарисовать арфу нужно рисовать линии гибкие в виде самого инструмента.

    Так же есть видео которое может помочь вам нарисовать арфу:

    Как нарисовать арфу

    Арфа — красивый и изящный инструмент, это обязательно показать в рисунке, тем более, что нарисовать этот музыкальный инструмент не сложно. Пользуясь подробными этапами рисования, даже новичок сможет ее точно изобразить.

    И вот наш итоговый рисунок, после раскрашивания:

    Будем рисовать арфу карандашом .

    Весь процесс займет лишь три этапа.

    • Сперва нарисовать основу арфы, прорисовать изгибы дерева,
    • Затем дорисовать мелочи, линейкой прочертить струны,
    • Третий этап — завершающий. Еще пара струн и рисунок арфы готов.

    Пошаговая фото-инструкция:

    Первым делом начинаем рисовать дугу — основу арфы.

    Теперь осталось добавить ручку, а следом за ней нарисовать струны. Наш рисунок готов — по желанию его можно разукрасить.

    Можно нарисовать арфу так: сначала набросок, затем детали рисунка арфы (основание, изящно изогнутую дугу, струны).

    Также пошаговые видеоинструкции рисования арфы помогут сделать изображение правильно.

    Я предлагаю следующие варианты для того, чтобы нарисовать арфу карандашом поэтапно:

АРФА - тип щипкового музыкального инструмента, в котором жильные и металлические струны возрастающей длины натянуты между резонаторным корпусом с декой и т.н. шейкой.

Звук извлекается посредством защипывания струн пальцами или, очень редко, плектрами, прикрепленными к пальцам. В отличие от арфы в цитрах струны натянуты под прямым углом к деке.

История

История арфы - одного из древнейших музыкальных инструментов - насчитывает много веков. Появилась она еще на заре человеческой цивилизации и стала прародительницей всех струнных инструментов.

Неизв. современный художник Египтянка с арфой

Было это, возможно, так: однажды, натягивая тетиву лука, охотник заметил, что она издает нежный мелодичный звук. Он проверил свое впечатление, и звук понравился еще больше. Тогда он решил натянуть рядом еще одну тетиву, покороче, - и получилось уже два музыкальных звука различной высоты. Стало возможным сыграть простенькую мелодию. Это было великое открытие: возник первый струнный щипковый инструмент.

Сколько лет музыке, столько лет и арфе. Везде, где есть музыка, есть и арфа. Правда, под разными именами. Шли годы, десятилетия, века. Его держали в руках и играли, перебирая пальцами струны. Арфу любили в Древнем Египте, в Финикии и Ассирии, в Древней Греции и Риме.

Джованни Ланфранко Венера, играющая на арфе (Аллегория Музыки) 1630-34 г.г.

Ведущие свое происхождение от однострунного музыкального лука, арфы использовались в качестве церемониального инструмента в шумерском и египетском искусстве еще в III тысячелетии до н.э. В другом источнике я прочитал, что первые египетские арфы – бенты – появились шесть тысяч лет назад.
Арфа Аполлона олицетворяет все поэтическое и прекрасное.
Арфы упоминаются в Библии.

Ян де Брай Давид, играющий на арфе 1670 г.

Первоначально арфы были лукообразными, затем они уступили место угловым (в форме треугольника), с шейкой, расположенной наклонно к деке. На таких угловых арфах разного размера играют в ансамблях или соло, ставя один конец инструмента на землю или держа его на плече. С Ближнего Востока арфа попала на Яву и в Китай, а также в Северо-Западную Европу.

Исраэль ван Мекенем Лютнист и арфистка 1490е г.

Именно в Средние века арфа получила огромное распространение в Европе. Об арфе европейского типа можно найти беглые упоминания в произведениях римских авторов, но самая древнее изображение арфы – ирландская скульптура 8 в. Добавив переднюю колонку для большего натяжения струн, европейцы (вероятно, кельты) усилили звучность восточной арфы.
Особенно славились ирландские арфисты, которые исполняли свои сказания - саги - под аккомпанемент маленькой переносной арфы. Ее изображение даже вошло в национальный герб Ирландии.

Арфа на гербе.

Герб Ирландии представляет собой золотую арфу с серебряными струнами на синем щите. Арфа долгое время была геральдическим символом Ирландии. В современном виде герб утверждён 9 ноября 1945 года.

Герб Ирландии

Легенда гласит, что первая гэльская арфа была дарована богами правителю Дагде, однако боги холода и тьмы похитили её, после чего добрые боги света и солнца отыскали её и вернули владельцу, чтобы тот играл, принося музыкой радость людям. Арфа признаётся символом Ирландии с XIII века.
Ирландия является единственной страной в мире, государственным символом которой служит музыкальный инструмент, арфа символизирует важность музыки в ирландской культуре и древность её традиций. Археологи находят на территории Ирландии кельтские арфы, датируемые XII веком. Сохранившиеся древние экземпляры относятся к XV веку. Арфа изображалась на ирландских монетах при короле Джоне и Эдварде I.

Она впервые была использована для символического изображения Ирландии в Королевском Флаге Короля Шотландии Джеймса VI (он же Король Англии Джеймс I), и с тех пор фигурировала во всех Королевских флагах Англии, Британии и Соединенного Королевства, хотя стиль изображения со временем менялся.
Как символ нового Королевства Ирландии, образованного Генрихом I Ирландским, арфа была принята в 1541, и появилась на валюте государства. После объединения Ирландии, Англии и Шотландии при Якове I Английском в марте 1603 года арфа появилась на третьей четверти королевского герба Соединённого Королевства.

Данте Габриэль Россетти La Ghirlandata 1873 г.

С 1922 года Ирландское Свободное государство продолжало использовать арфу как государственный символ, запечатлённый на Большой государственной печати Ирландии, на гербе, Президентском флаге и Президентской печати, а также в ряде других государственных символов и документов. Арфа также изображается на ирландских монетах, начиная со средневековых, и до современных ирландских монет евро.

Арфа и Россия.

В России история арфы началась с середины XVIII века. В 1764 г. Екатериной II был основан легендарный Смольный институт, а в 1765 г. царица приобрела для смольнянок арфу. Выпускница Смольного института Глафира Алымова и стала одной из первых русских арфисток. Ее портрет кисти Левицкого хранится в Русском музее.

Д. Г. Левицкий. Портрет Г. И. Алымовой. 1776 г.

Вскоре арфа вошла в моду и у придворной знати, и в более широкой дворянской среде. Для домашних оркестров и театров специально обучали крепостных. Но постепенно арфа стала аристократическим инструментом.

Андрей Вох Звуки арфы. 17 век. 2000 г.

На арфе играет лишь тот,
Кто свободен и знатен,
Она никогда не звучит
Под рукою раба...

Томас Салли Дама с арфой. Портрет Элизы Ридли 1818 г.

Роза-Аделаида Дюкре Автопортрет с арфой 1790 г.

Жак Антуан Мария Лермон Портрет мадмуазель Дюте с арфой

С тех пор арфа сохраняет свое значение как типично женский инструмент, своим теплым колоритом, а зачастую и блеском обогащающий оркестровую палитру.
В XIX веке считалось, что каждая благовоспитанная девица из «порядочного общества» должна уметь играть на арфе. Лев Толстой в «Войне и мире» рассказывает, как играла на арфе Наташа Ростова.

Шарль Монинье Котята на арфе

Арфу богато украшали - золотом, перламутром, мозаикой. Играли на ней, как правило, женщины. «Волшебным инструментом» называли арфу поэты, восхищенные ее нежными звуками.

Арфа в музыке

Искусство игры на арфе развивалось и совершенствовалось на протяжении нескольких тысячелетий, вбирая традиции мировой многонациональной музыкальной культуры.

Джон Джордж Браун Музыканты 1874 г.

В Средние века и в эпоху Возрождения треугольная арфа, имеющая от 7 до 30 струн, была распространенным инструментом для аккомпанемента. Позже, с распространением более громкого и простого в обращении клавесина, арфа утратила популярность и вернула ее лишь в конце 18 в., когда фортепиано, в свою очередь, одержало верх над клавесином.

Даниэль Герхарт Шепот небес

Арфу как сольный и как аккомпанирующий инструмент широко использовали ведущие русские композиторы: А. Верстовский, А. Алябьев, М. Глинка. И было кому исполнять сложнейшие партии: ведь классы арфы были открыты в Петербургской (1862) и Московской (1874) консерваториях.
А. Даргомыжский, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский, А. Рубинштейн, Ц. Кюи, А. Глазунов, А. Лядов, С. Танеев, А. Скрябин, С. Рахманинов, С. Прокофьев – все эти композиторы использовали арфу в своей оперной, балетной, симфонической музыке.

Даниэль Герхарт Мамина арфа

Она звучит в «Вальсе цветов» из «Щелкунчика», в сцене из «Лебединого озера» и Адажио из «Спящей красавицы» Чайковского. Для арфы написана вариация в «Раймонде» Глазунова. Советские композиторы Р. М. Глиэр и С. Н. Василенко написали концерты для арфы с оркестром. Много произведений создано для арфы как концертного сольного инструмента. Переложения для нее делали выдающиеся мастера-исполнители на этом инструменте, в частности, замечательная советская арфистка Вера Дулова.

Игорь Грабарь Портрет В.Г.Дуловой 1935 г.

Сейчас арфа используется и как солирующий инструмент, и как один из инструментов оркестра. Конечно, она очень сильно отличается от своих средневековых предков.

Елена Мухина Арфа 2000 г.

У нее сорок пять - сорок семь струн, натянутых на треугольную металлическую раму изящной формы, украшенную резьбой. При помощи семи педалей, укорачивающих струны, когда это необходимо, на арфе можно извлечь все звуки от ре контроктавы до фа четвертой октавы. Звучит арфа очень поэтично.

Олег Ильдюков Прикосновение 2008 г.

Композиторы используют ее, когда нужно создать фантастические образы, картины спокойной мирной природы, имитировать звучание народных струнных инструментов.

Материалы для поста взял в Википедии и энциклопедии "Кругосвет" , а также и .

Посмотрите на арфу с той стороны, с которой обычно сидит музыкант. Вы увидите, что она больше всего напоминает треугольник. Именно с него и нужно начать рисунок. Арфа – довольно высокий музыкальный инструмент, поэтому лист лучше положить вертикально.

Рисовать музыкальные инструменты удобнее простым карандашом. Точнее, несколькими карандашами – очень твердым и средней мягкости. Первый нужен для построений, которые в этом случае мало чем отличаются от чертежных, второй – для обводки контуров и прорисовки деталей.

На некотором расстоянии от нижнего края листа проведите короткую прямую горизонтальную линию. Это нужно, чтобы определить место центральной колонны. Лучше расположить полоску ближе к левому вертикальному краю листа. Проведите длинную вертикальную линию.

При рисовании линейкой обычно не пользуются, но для изображения музыкальных инструментов можно сделать исключение, в особенности если вам нужен эскиз для аппликации.

Рисуем прямой угол

Отметьте на вертикальной линии высоту арфы. От этой точки проведите горизонтальную прямую. Длина этого нового отрезка составляет примерно треть высоты музыкального инструмента. Сделайте отметку и проведите тонким карандашом из этой точки еще одну вертикальную линию. На ней отложите расстояние, примерно равное половине верхней горизонтали. Эту точку соедините прямыми линиями с концами первоначальной вертикальной линии. У вас получилась основа для арфы.
Предварительные построения лучше делать очень твердым карандашом, едва заметными линиями.

Набросок готов

Прорисуйте верхнюю наклонную линию. Она больше всего напоминает верхнюю часть выкройки рукава и состоит из двух дуг. Выпуклая часть верхней дуги направлена вверх, нижней – вниз. Могут быть и другие варианты оформления, так что выбирать лучший придется вам. Например, эта линия может выглядеть как верхняя часть сердечка.

Нарисуйте внутреннюю раму арфы. Ее контур в точности повторяет внешний. Если вы хотите придать арфе объем, нарисуйте еще одну контурную линию – между уже имеющимися. Параллельно колонке нарисуйте несколько струн. Украсьте вашу арфу орнаментом.

Объем ей можно придать с помощью штриховки. Вариантов наложения штрихов несколько. Например, можно наложить горизонтальные дугообразные штрихи близко к вертикальным линиям колонки. Если штриховка вертикальная, она будет гуще у контурных линий и реже в центре.

Отдельная тема - эскиз для аппликации. В этом случае ничего штриховать не нужно. Не нужны даже струны. Нарисуйте контур, вырежьте его из картона и оклейте фольгой. Струны можно сделать из люрекса - получится отличный подарок на Новый год.

Рисовать музыкальные инструменты порой кажется начинающим художникам делом довольно сложным. Задача покажется не столь трудной, если внимательно рассмотреть то, что хотелось бы нарисовать. Практически каждый музыкальный инструмент можно представить в виде сочетания нескольких геометрических фигур.

Арфа – это всего лишь треугольник

Посмотрите на арфу с той стороны, с которой обычно сидит музыкант. Вы увидите, что она больше всего напоминает треугольник. Именно с него и нужно начать рисунок. Арфа – довольно высокий музыкальный инструмент, поэтому лист лучше положить вертикально.

Рисовать музыкальные инструменты удобнее простым карандашом. Точнее, несколькими карандашами – очень твердым и средней мягкости. Первый нужен для построений, которые в этом случае мало чем отличаются от чертежных, второй – для обводки контуров и прорисовки деталей.

На некотором расстоянии от нижнего края листа проведите короткую прямую горизонтальную линию. Это нужно, чтобы определить место центральной колонны. Лучше расположить полоску ближе к левому вертикальному краю листа. Проведите длинную вертикальную линию.

При рисовании линейкой обычно не пользуются, но для изображения музыкальных инструментов можно сделать исключение, в особенности если вам нужен эскиз для аппликации.

Рисуем прямой угол

Отметьте на вертикальной линии высоту арфы. От этой точки проведите горизонтальную прямую. Длина этого нового отрезка составляет примерно треть высоты музыкального инструмента. Сделайте отметку и проведите тонким карандашом из этой точки еще одну вертикальную линию. На ней отложите расстояние, примерно равное половине верхней горизонтали. Эту точку соедините прямыми линиями с концами первоначальной вертикальной линии. У вас получилась основа для арфы.
Предварительные построения лучше делать очень твердым карандашом, едва заметными линиями.

Набросок готов

Прорисуйте верхнюю наклонную линию. Она больше всего напоминает верхнюю часть выкройки рукава и состоит из двух дуг. Выпуклая часть верхней дуги направлена вверх, нижней – вниз. Могут быть и другие варианты оформления, так что выбирать лучший придется вам. Например, эта линия может выглядеть как верхняя часть сердечка.

Нарисуйте внутреннюю раму арфы. Ее контур в точности повторяет внешний. Если вы хотите придать арфе объем, нарисуйте еще одну контурную линию – между уже имеющимися. Параллельно колонке нарисуйте несколько струн. Украсьте вашу арфу орнаментом.

Объем ей можно придать с помощью штриховки. Вариантов наложения штрихов несколько. Например, можно наложить горизонтальные дугообразные штрихи близко к вертикальным линиям колонки. Если штриховка вертикальная, она будет гуще у контурных линий и реже в центре.

Отдельная тема - эскиз для аппликации. В этом случае ничего штриховать не нужно. Не нужны даже струны. Нарисуйте контур, вырежьте его из картона и оклейте фольгой. Струны можно сделать из люрекса - получится отличный подарок на Новый год.