Интерактивный музей внутри макета орбитального корабля «Буран БТС-001» — рядом с павильоном № 20. В музее можно не только посмотреть фильм о легендарном ракетоплане, но и управлять его посадкой на космодроме Байконур в режиме реального времени.
Сюжет экскурсии-путешествия начинается в кинозале, где посетителям музея продемонстрируют фильм об истории создания отечественного космического челнока. Кинозал расположился в отдельном, специально построенном павильоне перед макетом «Бурана». Масштаб данного космического проекта поражает.
Из фильма мы узнаем, что над созданием «Бурана» 12 лет работали более 2,5 миллиона инженеров, конструкторов и ученых из 1300 предприятий! А для его строительства было изобретено 80 новых материалов. Специальная керамическая плитка на обшивке ракетоплана выдерживала прохождение корабля сквозь плотные слои атмосферы и предотвращала его сгорание! Такая космическая махина буквально выходила из огня целой и невредимой.
Оказавшись на борту ракетоплана, гости продолжают знакомство с историей создания «Бурана»: у них появляется возможность сравнить американский Space Shuttle и его советские аналоги — проекты 305–2, ОС-120, ОК-92 и «Буран». История проекта «Буран» здесь представлена во всех подробностях на специальных экранах с технологией тачскрин. Нажимаешь на картинку корабля — и на экране всплывает более подробная информация об интересующем объекте со всеми картинками. Эта технология используется в лондонском Музее транспорта и мюнхенском Музее BMW.
Кульминация экскурсии — посещение носовой части корабля, где в верхнем ярусе реконструирован командный отсек «Бурана» с приборной панелью и креслом космонавта. Его роль играет манекен в скафандре типа «Стриж». А на нижнем ярусе носовой части корабля роль пилота космического челнока достается экскурсантам! Здесь новоявленные летчики-испытатели получают уникальную возможность посадить «Буран» на космодром Байконур с высоты 80 000 метров. Сажая корабль, можно увидеть, как округлые очертания планеты становятся все ближе и ближе. Синяя гладь океанов сменяется твердой темной поверхностью земли Казахстана. И уже посадив самолет, слева на взлетно-посадочной полосе можно заметить пролетевший мимо истребитель. Программа полностью имитирует реальную посадку корабля 15 ноября 1988 года.
Покинув носовой отсек «Бурана», гости по застекленному переходу возвращаются в павильон, откуда начиналась экскурсия, длившаяся 45 минут.
Обращаем ваше внимание, что посещение интерактивного музея «Буран» возможно только в составе экскурсионной группы до 20 человек. Экскурсионные группы формируются каждые 20 минут в павильоне музея.
Место:
площадка рядом с павильоном № 20.
Режим работы:
Ежедневно, кроме понедельника, с 11:00 до 20:00. Продолжительность экскурсии — 45 минут. Экскурсионные группы формируются каждые 20 минут в павильоне музея. Последняя группа заходит в 20:00.
Стоимость билетов:
- взрослым — 500 рублей;
- детям от 6 до 12 лет, студентам и пенсионерам — 250 рублей;
- детям до 6 лет, сиротам, оставшимся без попечения родителей, инвалидам, ветеранам ВОВ и членам многодетных семей до достижения младшим ребенком возраста 16 лет — бесплатно.
).
С 15.11.2001 экспозиция в Сиднее закрылась.
Лизингополучатель, компания Buran Space Corporation (BSC)
, учрежденная в
сентябре 1999 года частными лицами из России и Австралии, не стала
дожидаться окончания 9-летнего срока лизинга, и вскоре после закрытия
Олимпиады-
2000 объявила себя банкротом, успев выплатить
НПО "Молния" вместо обещанных
$600 тыс.
всего $150 тыс.
Есть основания предполагать, что банкротство
было фиктивным с целью ухода от дальнейших лизинговых платежей
и налогов
.
Прежнее руководство
НПО "Молния"
(во главе с ген.директором А.С.Башиловым и директором по маркетингу
М.Я.Гофиным) расторгло указанный контракт, однако из-за финансовых
трудностей "
Молнии "
БТС-002
не был вывезен из Австралии. В результате за полтора года, пока
БТС-002
находился в Сиднее, накопились долги ($
11281)
за его хранение. 05.06.2002
НПО "Молния"
продало
БТС-002
за
$
160 тыс. компании "
Space
Shuttle World Tour
Pte Ltd
",
владельцем которой являлся сингапурец китайского происхождения
К
евин Тан (Kevin Tan
Swee Leon
).Интересно, что от "Молнии "
новый контракт подписал не ген.директор и даже не директор по
маркетингу, а подчиненный Гофина, начальник отдела 1121 (маркетинга)
Владимир Фишелович на основании доверенности.
По условиям этого контракта сингапурская компания заплатила за хранение БТС-002
в Сиднее, за транспортировку к месту экспонирования в Королевство
Бахрейн и за его разборку/
сборку в Сиднее и
Бахрейне. Условием платежа "Молнии "
был базис поставки FOB
Сиднейского порта,
однако Kevin Tan
смог за обещание (!) взяток
подменить коносамент, и в результате ему удалось вывезти БТС-002
без оплаты продавцу первого платежа.
Согласно планам нового "владельца",
после
Бахрейна БТС-002 должен был
экспонироваться на
других международных выста
вках,
но попытки вывезти его из порта Бахрейна провалились.
Все дело в том, что "
Молния ",
не дождавшись обещанных
$
160 тыс. ни по
прибытию
БТС-002 в Бахрейн, ни
через 3 месяца после окончания выставки, наняла местного адвоката, и
БТС-002 был
заблокирован в порту Манамы, где он и находился до марта текущего года.
Сингапурская компания начала в Бахрейне арбитражный процесс против "
Молнии ",
обвинив ее в незаконных (по мнению Тана) действиях. Серия арбитражных
процессов продолжалась вплоть до февраля 2008 г. и заслуживает
отдельного рассказа. За время судебных разбирательств неоднократно
менялись судьи и адвокаты обеих сторон. Тем временем
НПО "Молния"
попыталась продать
БТС-002 во второй раз, теперь уже
Техническому
музею
в немецком городе
Зинсхайме
.
Все переговоры от "
Молнии "
велись все теми же М.Гофиным и В.Фишеловичем. Так как статус
собственности
БТС-002 оказался под
вопросом, то
Технический
музей
выступил партнером "Молнии " в
арбитражном процессе, оплачивая на протяжении 6 лет все судебные
издержки, общий объем которых в итоге превысил $
500
тыс.
25.09.2003 г.
НПО "Молния" по
контракту SA-25/09-03
продает
Техническому
музею
БТС-002
за $
350 тыс. Подписавший от лица "Молнии"
контракт М.Гофин в п.4.1.3 гарантировал, что БТС-002
"со всеми его компонентами свободен от судебных исков и притязаний со
стороны третьих сторон", в подтверждение чего обязался предоставить
соответствующие документы и урегулировать все вопросы. Но выполнить свои
обязательства "Молния"
так и не смогла. Интересно, что через год после начала арбитражных
слушаний сингапурская компания попыталась заплатить оговоренные
контрактом $
160 тыс., но
НПО "Молния" вернуло
деньги, т.к. на тот момент уже имелся новый покупатель (Технический
музей
в
Зинсхайме
), предложивший лучшие финансовые
условия. Согласно условиям контракта SA-25/09-03
Технический музей
платит за БТС-002 двумя платежами, причем
первый в размере 5% ($
17500) был осуществлен
18.09.2003, т.е. до (!) его подписания. Остальная сумма должна была
выплачиваться после погрузки БТС-002 на борт
судна в порту Бахрейна.
Весной 2006 г. над руководством
НПО грянул гром
-
А.Башилов и
М.Гофин, как и основной состав отдела маркетинга (в т.ч. В.Фишеловича), лишились своих должностей,
перейдя на работу в Тушинский машиностроительный завод .
После их ухода не удалось найти ни одного "молниевского" экземпляра всей
коммерческой документации по
БТС-002 ,
включая контракты.
Казалось бы, со сменой
руководства
НПО "Молния" , когда были потеряны контакты с последними
"лизингополучателями" самолета-аналога
БТС-002
ОК-ГЛИ в Бахрейне, его судьба стала совсем неопределенной. Можно было
смело утверждать, что он навсегда потерян для России
, но действительность оказалась куда более
интересной. Пока новое руководство "
Молнии "
пыталось найти хоть какую-нибудь информацию, "старое" продолжало
поддерживать тесные контакты с музеем, ожидая отгрузки и соответствующих
платежей. Дело дошло до того, что в июне 2006 г. М.Гофин и В.Фишелович
под видом сотрудников
НПО "Молния"
принимали у себя (в кабинете В.Фишеловича в 4-ом производственном
корпусе ТМЗ) руководство музея и экспедиторской
фирмы. При этом введенный в заблуждение
музей
категорически отказывался от любых контактов с реальными представителями
"
Молнии ".
Технический
музей
забеспокоился только после получения от указанных "продавцов" на
фирменном бланке
НПО "Молния"
реквизитов р
/
с в одном
из прибалтийских банков для перечисления дальнейших платежей.
После долгих попыток с привлечением представителей средств массовой
информации, когда новому руководству НПО "Молнии" наконец-то
удалось убедить дирекцию музея в своей легитимности, события
становятся похожими на детектив. Адвокату "
Молнии "
удается 29.03.2007 выиграть очередной судебный раунд в Бахрейне, в
результате которого "
Молния "
была признана собственником БТС-002, но адвокат Кевина Тана аннулируют
это решение на основании предъявленного в суд документа за подписью
В.Фишеловича, который 05.04.2007 на основании доверенности от лица
НПО "Молния"
(N
2004
/
5
от 06.04.2004 с подтверждением Министерства иностранных дел Бахрейна под
N
11281 от 10.04.2004)
"отказался от приведения в исполнение двух вступивших в законную силу
судебных решений
<...>
,
т.к. фирма
Space Shuttle World
Tour
выполнила все свои обязательства; и выдвинул ходатайство о
прекращении всех судебных дел по этому поводу". В доказательство
выполнения своих обязательств Кевин Тан представил в суд заверение
нотариуса Нура Яссем Аль-Наджара (N
по реестру
2007015807, текущий N
2007178668), в
присутствии которого 25.04.2007 В.Фишелович получил от Тана наличными
необходимую сумму в евро.
После возвращения Фишеловича в Москву мы сразу кратко написали
об этом эпизоде в новостях сайта .
После этого новое руководство
"Молнии
"
берет Владимира Израилевича "в оборот", однако Фишелович ставит одно
категорическое условие - любое упоминание его фамилии должно быть исключено
с нашего сайта! По просьбе
я
"
вынуждена повторно направить документы в Ген.прокуратуру России.
Тем временем основной исполнитель - В.Фишелович после посещения
посольства Бахрейна уезжает "на лечение" в Израиль, откуда и дает показания
следователям прокуратуры... по факсу!
В итоге в январе
этого года стало известно, что 15.12.2007 Генеральная прокуратура
РФ направила в адрес НПО "Молния" уведомление в отказе от возбуждения
уголовного дела по факту продажи самолета-аналога БТС-002 в отношении
бывшего Генерального директора А.С.Башилова ,
бывшего директора по маркетингу
М.Я.Гофина
и его бывшего подчиненного
В.И.Фишеловича.
По
ранним сообщениям НПО "Молния" ,
БТС-002 мог быть продан в музей немецкого города Зинсхайм или в постоянную
экспозицию комплекса "Мир космоса и авиации", строящегося в рамках
проекта DubaiLand (ОАЭ), куда может прибыть уже в 2007 году.
музея .
Интерактивный музей внутри макета орбитального корабля «Буран БТС-001» рядом с павильоном №20. В музее можно не только посмотреть фильм о легендарном ракетоплане, но и управлять его посадкой на космодроме Байконур в режиме реального времени.
Сюжет экскурсии-путешествия начинается в кинозале, где посетителям музея продемонстрируют фильм об истории создания отечественного космического челнока. Кинозал расположился в отдельном, специально построенном павильоне перед макетом «Бурана». Масштаб данного космического проекта поражает
Из фильма мы узнаем, что над созданием «Бурана» 12 лет работали более 2,5 миллиона инженеров, конструкторов и ученых с 1300 предприятий! А для его строительства было изобретено 80 новых материалов. Специальная керамическая плитка на обшивке ракетоплана выдерживала прохождение корабля сквозь плотные слои атмосферы и предотвращала его сгорание! Такая космическая махина буквально выходила из огня целой и невредимой.
Оказавшись на борту ракетоплана, гости продолжают знакомство с историей создания «Бурана»: у них появляется возможность сравнить американский Space Shuttle и его советские аналоги - проекты 305-2, ОС-120, ОК-92 и «Буран». История проекта «Буран» здесь представлена во всех подробностях на специальных экранах с технологией тачскрин. Нажимаешь на картинку корабля - и на экране всплывает более подробная информация об интересующем объекте со всеми картинками. Эта технология используется в лондонском Музее транспорта и мюнхенском Музее BMW.
Кульминация экскурсии - посещение носовой части корабля, где в верхнем ярусе реконструирован командный отсек «Бурана» с приборной панелью и креслом космонавта. Его роль играет манекен в скафандре типа «Стриж». А на нижнем ярусе носовой части корабля роль пилота космического челнока достается экскурсантам! Здесь новоявленные летчики-испытатели получают уникальную возможность посадить «Буран» на космодром Байконур с высоты 80 000 метров. Сажая корабль, можно увидеть, как округлые очертания планеты становятся все ближе и ближе. Синяя гладь океанов сменяется твердой темной поверхностью земли Казахстана. И, уже посадив самолет, слева на взлетно-посадочной полосе можно заметить пролетевший мимо истребитель. Программа полностью имитирует реальную посадку корабля 15 ноября 1988 года.
Покинув носовой отсек «Бурана», гости по застекленному переходу возвращаются в павильон, откуда начиналась экскурсия, длившаяся 45 минут.
Обращаем ваше внимание, что посещение интерактивного музея «Буран» возможно только в составе экскурсионной группы до 20 человек. Экскурсионные группы формируются каждые 20 минут в павильоне музея.
МЕСТО: площадка рядом с павильоном №20.ВРЕМЯ: ежедневно, кроме понедельника, с 11:00 до 20:00.
Продолжительность экскурсии - 45 минут. Экскурсионные группы формируются каждые 20 минут в павильоне музея. Последняя группа заходит в 20:00.
СТОИМОСТЬ: взрослым - 300 рублей, детям от 6 до 16 лет, студентам дневных форм обучения и пенсионерам - 150 рублей.
Бесплатно:детям до шести лет, сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, инвалидам, ветеранам ВОВ и членам многодетных семей до достижения младшим ребенком возраста 16 лет, сотрудникам бюджетных учреждений культуры Российской Федерации, членам международного совета музеев ИКОМ.
ОРГАНИЗАТОР: АО «ВДНХ».
Свой первый и единственный космический полет орбитальный корабль-ракетоплан «Буран» совершил 15 ноября 1988 года. Космический корабль был запущен с космодрома Байконур при помощи ракеты-носителя «Энергия». Продолжительность полета составила 205 минут, корабль совершил два витка вокруг Земли, после чего произвел посадку на аэродроме Юбилейный на Байконуре.
Полет прошел без экипажа, в автоматическом режиме, с использованием бортового компьютера и бортового программного обеспечения, в отличие от шаттла, который традиционно совершает последнюю стадию посадки на ручном управлении (вход в атмосферу и торможение до скорости звука в обоих случаях полностью компьютеризованы). Данный факт - полет космического аппарата в космос и спуск его на Землю в автоматическом режиме под управлением бортового компьютера - вошел в Книгу рекордов Гиннесса.
В ходе работы над проектом «Буран» было изготовлено несколько макетных образцов для динамических, электрических, аэродромных и прочих испытаний. После закрытия программы эти изделия остались на балансе различных НИИ и производственных объединений. Ряд технических решений, полученных при создании «Бурана», до сих пор используется в российской и зарубежной ракетно-космической технике.
В 1990 году работы по программе «Энергия-Буран» были приостановлены, а в 1993 году программа окончательно закрыта. В 2002 году единственный побывавший в космосе «Буран» был разрушен при обрушении крыши монтажно-испытательного корпуса на Байконуре, в котором легендарный ракетоплан хранился вместе с готовыми экземплярами ракеты-носителя «Энергия».
Полноразмерный макет орбитального корабля «Буран» был установлен на территории парка Горького в 1993 году после фактического окончания испытаний. Он в течение долгого периода оставался бесхозным и использовался в качестве аттракциона. В 2011 году, когда в парке Горького начались глобальные преобразования, аттракцион в «Буране» был закрыт.
В 2014 году макет орбитального корабля «Буран БТС-001» был перемещен на ВДНХ. Уникальная транспортная операция, аналогов которой в мире еще не было, состоялась в ночь с 5 на 6 июля. Главный космический экспонат России весом 50 тонн преодолел расстояние 15 км от парка Горького до ВДНХ за 6 часов!
В кратчайшие сроки «Буран» был отремонтирован, и на его базе был создан интерактивный музейный комплекс. Аналогичные экспозиции с применением макетов кораблей-челноков уже есть в NASA’s Kennedy Space Center в США, в шпайерском Музее техники в Германии и на космодроме Байконур в Казахстане.
Многоразовый орбитальный корабль (по терминологии Минавиапрома - орбитальный самолет) "Буран"
(изделие 11Ф35)
"Буран " - советский крылатый орбитальный корабль многоразового использования. Предназначен для решения ряда оборонных задач , выведения на орбиту вокруг Земли различных космических объектов и их обслуживания; доставки модулей и персонала для сборки на орбите крупногабаритных сооружений и межпланетных комплексов; возврата на Землю неисправных или выработавших свой ресурс спутников; освоения оборудования и технологий космического производства и доставки продукции на Землю; выполнения других грузопассажирских перевозок по маршруту Земля-космос-Земля.
Внутренняя компоновка , конструкция . В носовой части "Бурана" расположены герметичная вставная кабина объемом 73 кубических метров для экипажа (2 - 4 чел.) и пассажиров (до 6 чел.), отсеки бортового оборудования и носовой блок двигателей управления.
Среднюю часть занимает грузовой отсек с открывающимися вверх створками, в котором размещаются манипуляторы для выполнения погрузочно-разгрузочных и монтажно-сборочных работ и различных операций по обслуживанию космических объектов. Под грузовым отсеком расположены агрегаты систем энергоснабжения и обеспечения температурного режима. В хвостовом отсеке (см. рис.) установлены агрегаты двигательной установки , топливные баки, агрегаты гидросистемы . В конструкции "Бурана" использованы алюминиевые сплавы, титан, сталь и другие материалы. Чтобы противостоять аэродинамическому нагреванию при спуске с орбиты, внешняя поверхность ОК имеет теплозащитное покрытие , рассчитанное на многоразовое использование.
На менее подверженную нагреву верхнюю поверхность устанавливается гибкая теплозащита , а другие поверхности покрыты теплозащитными плитками, изготовленными на основе волокон кварца и выдерживающими температуру до 1300ºС. В особо теплонапряженных зонах (в носках фюзеляжа и крыла, где температура достигает 1500º - 1600ºС) применен композиционный материал типа углерод-углерод. Этап наиболее интенсивного нагревания ОК сопровождается образованием вокруг него слоя воздушной плазмы, однако конструкция ОК не прогревается к концу полета более чем до 160ºС. Каждая из 38600 плиток имеет конкретное место установки , обусловленное теоретическими обводами корпуса ОК. Для снижения тепловых нагрузок выбраны также большие значения радиусов затупления носков крыла и фюзеляжа. Расчетный ресурс конструкции - 100 орбитальных полетов.
Внутренняя компоновка "Бурана" на плакате НПО "Энергия" (ныне - Ракетно-космическая корпорация "Энергия"). Пояснение по обозначению корабля: все орбитальные корабли имели шифр 11Ф35. Окончательными планами планировалось построить пять летных кораблей, двумя сериями . Будучи первым, "Буран" имел авиационное (на НПО "Молния" и Тушинском машиностроительном заводе) обозначение 1.01 (первая серия - первый корабль) . В НПО "Энергия" существовала другая система обозначений, согласно которой "Буран" идентифицировался как 1К - первый корабль. Так как в каждом полете корабль должен был выполнять разные задачи, то к индексу корабля добавлялся номер полета - 1К1 - первый корабль, первый полет.
Двигательная установка и бортовое оборудование. Объединенная двигательная установка (ОДУ) обеспечивает довыведение ОК на опорную орбиту, выполнение межорбитальных переходов (коррекций), точное маневрирование вблизи обслуживаемых орбитальных комплексов, ориентацию и стабилизацию ОК, его торможение для схода с орбиты. ОДУ состоит из двух двигателей орбитального маневрирования (на рис.справа), работающих на углеводородном горючем и жидком кислороде, и 46 двигателей газодинамического управления, сгрупированных в три блока (один носовой блок и два хвостовых). Более 50 бортовых систем, включающих радиотехнические, ТВ и телеметрические комплексы, системы жизнеобеспечения, терморегулирования, навигации, энергоснабжения и другие, объединены на основе ЭВМ в единый бортовой комплекс , который обеспечивает продолжительность пребывания "Бурана" на орбите до 30 суток.
Теплота, выделяемая бортовым оборудованием, с помощью теплоносителя подводится к радиационным теплообменникам, установленным на внутренней стороне створок грузового отсека, и излучается в окружающее пространство (в полете на орбите створки открыты).
Геометрические и весовые характеристики . Длина "Бурана" составляет 35,4 м, высота 16,5 м (при выпущенном шасси), размах крыла около 24 м, площадь крыла 250 квадратных метров, ширина фюзеляжа 5,6 м, высота 6,2 м; диаметр грузового отсека 4,6 м, его длина 18 м. Стартовая масса ОК до 105 т, масса груза, доставляемого на орбиту, до 30 т, возвращаемого с орбиты - до 15 т. Максимальный запас топлива до 14 т.
Большие габаритные размеры "Бурана" затрудняют использование наземных средств транспортировки, поэтому на космодром он (так же, как и блоки РН) доставляется по воздуху модифицированным для этих целей самолетом ВМ-Т Экспериментального машиностроительного завода им. В.М.Мясищева (при этом с "Бурана" снимается киль и масса доводится до 50 т) или многоцелевым транспортным самолетом Ан-225 в полностью собранном виде.
Корабли второй серии являлись венцом
инженерного искусства нашего авиастроения, вершиной отечественной
пилотируемой космонавтики. Эти корабли должны были стать по-настоящему
всепогодными и круглосуточными пилотируемыми орбитальными самолетами с
улучшенными летно-техническими характеристиками и значительно возросшими
возможностями за счет множества конструктивных изменений и доработок. В
частности,
на них
увеличилось
количество маневровых двигателей за счет нового -
Узнать
гораздо больше про крылатые космические корабли вы сможете из
нашей книги (см. обложку слева) "Космические крылья",
(М.:ООО "ЛенТа странствий", 2009. - 496с.:ил.) На сегодняшний день - это самое полное русскоязычное энциклопедическое
повествование о десятках отечественных и зарубежных проектах. Вот как об этом
сказано в аннотации книги:
"
Книга посвящена этапу возникновения и развития крылатых
ракетно-космических систем, которые рождались на "стыке трех стихий" - авиации,
ракетной техники и космонавтики, и вобрали в себя не только конструктивные
особенности данных видов техники, но и весь ворох сопровождающих их технических
и военно-политических проблем.
Подробно излагается история создания воздушно космических аппаратов мира - от
первых самолетов с ракетными двигателями времен II Мировой войны до начала
реализации программ Space Shuttle (США) и "Энергия-Буран" (СССР).
Книга, рассчитанная на широкий круг читателей, интересующихся историей авиации и
космонавтики, особенностями конструкции и неожиданными поворотами судьбы первых
проектов авиационно-космических систем, содержит на 496 страницах около 700
иллюстраций, значительная часть которых публикуется впервые."
Содействие в подготовке публикации оказали такие предприятия
авиационно-космического комплекса России, как
НПО "
Молния"
,
НПО машиностроения, ФГУП РСК "
МиГ"
,
ЛИИ имени М.М.Громова, ЦАГИ, а также музей Морского космического флота.
Вступительная статья написана генералом В.Е.Гудилиным ,
легендарной личностью нашей космонавтики.
Получить более полное представление о книге, ее цене и
возможностях приобретения можно на
отдельной странице . Там
же можно познакомиться с ее содержанием, оформлением, вступительной статьей
Владимира Гудилина ,
предисловием авторов и выходными данными
издания.