Музей ссср на ввц. Выставка «сделано в ссср» в махл рах На выставке будут представлены проекты

О ВЫСТАВКЕ

«Сделано в СССР» - ретроспективная выставка композиции из произведений Золотого фонда музея Лицея: живопись, графика.

Идея создания подобной выставки возникла давно, но для ее проведения требовалось время - на протяжении года руководитель МВК Кондрашина Е.Н., хранитель фонда Доронина Л.А., реставратор Маркова Е.А. самоотверженно занимались отбором, подготовкой, реставрацией и оформлением художественных произведений для данной экспозиции.

Московская средняя художественная школа, с 1991 года Московский академический художественный лицей, была организована в 1939 году, поэтому основной период ее деятельности приходится на советское время. В экспозиции представлены работы, начиная с 40-х годов прошлого века до 80-х включительно. В советском искусстве - это период так называемого социалистического реализма.
Искусство социалистического реализма развивает реалистические традиции предшествующего периода в искусстве, но на основе нового социалистического содержания. Это принципиально новый тип художественного сознания. Его новизна связана с утверждением роли революционно-преобразующей деятельности народа, отображение явлений жизни в ее социальной борьбе, идеалов, чувств, интересов и устремлений широких народных масс.

Художественное новаторство метода сказалось уже в самом начале его пути в 20-30-е годы прошлого столетия. В искусство вошла тема борьбы старого и нового мира, становления человека-борца и созидателя нового социалистического общества. Героика революционной борьбы и ее деятелей, ведущих за собой народные массы, составляют основной пафос картин социалистического реализма – это произведения Б.В.Иогансона, А.А. Дейнеки, пластика Н.А.Андреева, В.И.Мухиной и пр. Окончательно сформулировано понятие социалистического реализма в 1934 году на 1-м Всероссийском съезде советских писателей М.Горьким: « …Социалистический реализм утверждает бытие, как деяние, как творчество, цель которого – непрерывное развитие ценнейших индивидуальных способностей человека ради победы над силами природы, ради его здоровья и долголетия, ради великого счастья жить на земле…».

Социалистический реализм – постоянно изменяющееся и в то же время внутренне единое художественное явление, принципиально отличается и от натурализма и догматического академизма, и от модернистского формотворчества. Это исторически открытая система форм художественного творчества, основанная на достоверном и эстетически правдивом изображении жизни. Поэтому столь ярки и своеобразны произведения выдающихся художников этого периода. Социалистический реализм как метод находит свое широкое воплощение и в произведениях юных художников – учащихся МСХШ 40-80-х годов прошлого столетия. В своих живописных и графических композициях они изображали повседневный самоотверженный труд советских людей на многочисленных стройках нашей огромной страны: ГЭС, железных дорог, новых городов. Часто обращались и к героическому историческому прошлому России: Великой Отечественной войне 1941-1945гг., Отечественной войне 1812 года, восстанию Пугачева (графическая композиция Л.Котлярова 1944г), теме революции и послереволюционных преобразований (« Ликбез» Т. Назаренко 1962г.), теме учебы и отдыха советских людей (Диодоров Б. « У мотоцикла»). В экспозиции много работ хорошо известных сейчас художников – академиков, член-корреспондентов РАХ, народных и заслуженных художников России: А.Ткачева, А Шмаринова, Л. Котлярова, А. Якушина, Т. Назаренко, Б. Диодорова, Ю.Королева и многих других. Большинство живописных работ обрело вторую жизнь благодаря деятельности нашего реставратора Марковой Е. А.

29 июня в Музее и общественном центре имени Андрея Сахарова открылась выставка неподцензурных текстов, распространявшихся в 1950-80-х гг. в СССР «Самиздат. Сделано в СССР»

Сегодня слово САМИЗДАТ уже требует расшифровки. Это способ неофициального (минуя цензуру, издательства и даже автора) распространения копий текстов, изготовленных машинописным или фотоспособом. А в более широком смысле Самиздат - это уникальное культурное и общественное явление, которое сформировалось в СССР и других соцстранах в послевоенный период.

Произведения многих выдающихся писателей пришли к широкому читателю именно через Самиздат. В Самиздате велись философские и идеологические споры, распространялась информация о протестах против несвободы и репрессиях власти. Изготовление, распространение Самиздата преследовалось властями и могло повлечь за собой даже уголовное наказание.

Сегодня советская цензура ушла в прошлое. То немногое, что нельзя купить в магазине, легко найдется в интернете. Мы свободны в выборе. Но может ли современное качество чтения сравниться с тем, которое было в эпоху Самиздата?

Посетители выставки обнаружат тексты знакомых и любимых авторов в необычном формате. А тот, кто впервые на нашей выставке откроет для себя имена известных авторов Самиздата, возможно, расширит свой список «главных книг».

Выставка организована при участии:

  • Музея и общественного центра имени Андрея Сахарова
  • Архива Сахарова
  • Государственной Публичной Исторической Библиотеки
  • Международного Мемориала
  • Мытищинского историко-художественного Музея

Дизайн и художественная концепция выставки – Александр Ермолаев, мастерская-таф

Куратор выставки – Людмила Василовская

Выставка осуществлена при финансовой поддержке Посольства Королевства Дания в РФ.
В рамках проекта Историческая библиотека представляет уникальные издания литературного и музыкального андерграунда (переданные нам в составе коллекции «Гуманитарного фонда»), материалы из собрания «Библиотеки Игрунова», политический и религиозный самиздат.

Экспозиция выставки


Директор ГПИБ России М.Д. Афанасьев с журналистом "Пятого канала".

Экспозиция выставки. Сотрудники ГПИБ России

(Е.Н. Струкова и А.М.Коротеева) на открытии выставки.

Знаменитый художник создал модель чайника и кружек к нему, представлявших собой необычную комбинацию геометрических фигур. Малевич всю жизнь занимался поиском новых форм, и его модернистский чайный сервис был поистине революционным: он хотел изменить представление о том, как могут выглядеть бытовые вещи.

После Октябрьской революции Императорский фарфоровый завод (ЛФЗ) начал производить фарфор «революционный по содержанию, совершенный по форме и безупречный по техническому исполнению». К сотрудничеству привлекали художников-авангардистов.

Сервиз, выполненный по эскизам Казимира Малевича, основоположника супрематизма, — пример реализации авангардистских идей в функциональных предметах: вместо традиционным форм чашек — упрощенные полусферы с прямоугольными ручками, вместо яркой росписи — белый цвет.

Посуда Малевича не была удобной, но практичность не входила в его задачи. Как говорит сам художник: «Это не чайник, но идея чайника». Такие необычные сервизы производят на Императорском заводе до сих пор.

2. Фотомонтаж

После революции художники авангарда нашли новый убедительный способ отображения реальности — фотомонтаж. Он стал главным инструментом пропаганды в печатных изданиях, плакатах и для оформления государственных праздников. В Советском союзе плакаты и изображение с применением техники фотомонтажа стали мощным инструментом политической агитации и пропаганды.


Фотомонтаж стал одним из самых популярных жанров изобразительного искусства у художников-авангардистов, которые считали, что в отличие от обычной фотографии, передающей статичный момент, техника фотомонтажа позволяет показать явления в динамике, раскрыть сюжет.

«Для агитационного искусства понадобилась реалистическая изобразительность, созданная максимально высокой техникой и обладающая графической четкостью и остротой впечатления. Старые виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, гравюра) оказались недостаточными по своей отсталой технике и методам работы, чтобы удовлетворять массовые агитпотребности революции», — писал в своей статье один из первых основоположников художественного фотомонтажа Густав Клуцис.

Фотомонтажи стали появляться в 1920-х годах, но первое признание получили в 1924 году, когда вышел ленинский номер журнала «Молодая гвардия» с цветными вкладками. В нем были опубликованы фотомонтажи Густава Клуциса, Александра Родченко и Сергея Сенькина.

3. «Рабочий клуб» Родченко

Конструктивистский интерьер Родченко был показан на Всемирной выставке в Париже в 1925 году — это была первая крупная международная выставка, в которой принял участие Советский союз. Родченко создал многофункциональное пространство, отражающее идеалы нового общества, устремленного в будущее.


Архитектором Советского павильона на парижской выставке 1925 года был один из лидеров конструктивизма Константин Мельников, а Родченко был главным художником экспозиции. Его «Рабочий клуб» — не просто комната, оформленная в конструктивистском стиле, а пространство, в котором советские рабочие могли бы обмениваться мнениями, выступать с речами, заниматься самообразованием, играть в шахматы и т. д. Проект по задумке художника должен был отражать идеалы нового общества, динамичного и устремленного в будущее.

Мебель «Рабочего клуба» была сделана по канонам многофункциональности, поэтому один предмет не занимал много места и мог запросто «трансформироваться» в другой. Например, раскладная трибуна могла быть и местом для лекций, выступлений, театрализованных вечеров, а шахматный столик в целях экономии места был устроен так, что игроки могли меняться цветом фигур, не вставая с мест (это делало возможным поворотная доска).

За свой проект Родченко получил серебряную медаль. После окончания Парижской выставки экспонат подарили коммунистической партии Франции, поэтому в России он никогда не выставлялся. Однако в 2008 году немецкие специалисты реконструировали клуб для своей выставки «От плоскости к пространству. Малевич и ранний модернизм», а затем подарили реплику Третьяковской галерее за большой вклад в организацию выставок русского авангарда в музеях Европы.

4. Новая одежда

Советские художники-конструктивисты разрабатывали концепции новой повседневной одежды — максимально удобной, универсальной и функциональной.

«Удобство и целесообразность» — главные принципы, на которые опиралась советская художница-авангардистка Варвара Степанова в работе над своим проектом «Костюм сегодняшнего дня — прозодежда». Вместе с коллегой Любовью Поповой они разработали новый тип костюма, приспособленного к профессии человека и лишенного всякой декоративной отделки. Вместо этого художницы стали делать упор на конструкцию одежды, а декоративную роль стали играть линии, швы, различные детали — канты, застежки, карманы.

В своей статье для журнала «ЛЕФ» 1923 года Степанова четко сформулировала свою идею: «В организации своевременного костюма надо идти от задания к его материальному оформлению. От особенностей работы, для которой он предназначен к системе покроя. Эстетические элементы заменить процессом производства самого шитья костюма. Поясню: не прикреплять к костюму украшения, а сами швы, необходимые в покрое, дают форму костюму».

Разработкой новой повседневной одежды занимался и знаменитый конструктивист Владимир Татлин, хотя этот факт и теряется на фоне его других достижений, в частности, грандиозного проекта Памятника III Интернационала. Концепция художника называлась «нормаль-одежда» — это были максимально универсальные, внесезонные (художник предусмотрел сменяемые подкладки на осень и зиму) и не подверженные модным течениям вещи, которые можно было носить в разных ситуациях.

Если проект прозодежды был реализован на театральной сцене в качестве рабочей одежды актера в Театре им. Мейерхольда, то идея нормаль-одежды Татлина так и не получила практического воплощения.

5. Светильник Абрама Дамского

Пожалуй, самый узнаваемый кольцевой светильник, который был установлен в каждой советской школе или общественном пространстве.


Абрам Исаакович Дамский был первым разработчиком типовых советских светильников, занимался «освещением» московского метро (светильники на станциях Таганская и Октябрьская кольцевой линии — его руки), сталинских высоток и правительственных учреждений.

Несмотря на значительный вклад в архитектуру и обширные научные труды (Дамский — автор многих трудов по вопросам искусственного освещения и цвета в интерьере и экстерьере), в первую очередь он запомнился как создатель светильника СК-300, который был установлен в каждой советской школе (его модифицированные версии потом использовали для освещения подъездов и устанавливались под козырьком).

Это был подвесной кольцевой светильник преимущественно отраженного светораспределения. Выпускался заводом «Электросвет» имени П. Н. Яблочкова (Москва).

6. Такси будущего

Сегодня такси стало привычным средством передвижения наряду с общественным транспортом, но задумываться над созданием комфортного и маневренного автомобиля для городских улиц стали гораздо раньше.


Такси будущего; коллекция Московский музей дизайна, фотография, ВНИИТЭ, 1964 год

Над созданием «такси будущего» задумались еще в конце 1950-х годов. Идея переросла в проект «Перспективное такси», который разрабатывал Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ) под руководством опытного конструктора и дизайнера Юрия Долматовского.

В начале 1960-х появился первый образец — с весьма скромными 50 лошадиными силами и максимальной скоростью 100 км/час, но довольно любопытной конструкцией и внешним видом. Так, в машине было предусмотрено место для багажа внутри салона, раздвижные двери с электрическим приводом, а кабинка водителя была огорожена специальной перегородкой (как в нью-йоркских такси!).

Всего было изготовлено два образца автомобиля; машина прошла все необходимые испытания и была зарегистрирована в качестве промышленного образца, но так и не была пущена в массовое производство.

Один из рабочих прототипов в течение месяца работал на московских улицах. По своему решению этот проект был удачнее предложенного десятилетие спустя знаменитым итальянским дизайнером Джорджетто Джуджаро. Но в массовое производство автомобиль выпущен не был. Тем не менее, он вполне может считаться «предшественником» запущенных в массовое производство почти 20 лет спустя минивэнов — одних их самых популярных типов автомобилей Европы и Америки.

И все же автомобиль успешно прошел все необходимые испытания, и даже удостоился золотой медали ВДНХ СССР, был зарегистрирован в качестве промышленного образца. В Министерство автомобильной промышленности с аргументированными письмами об ускорении выпуска автомобилей-такси обратились Министерство внешней торговли, Московский Совет.

7. Фотоаппарат «Зенит Е»

Самый массово выпускаемый и продаваемый фотоаппарат в СССР создал руководитель дизайн службы КМЗ Зенит Владимир Федорович Рунге.


Фотоаппарат «Зенит-Е» начали делать на Красногорском механическом заводе (КМЗ) в 1965 году и выпускали в течение 17 лет. В общей сложности на КМЗ было выпущено более трех миллионов экземпляров, но спрос был так велик, что в 1973 году производство «Зенитов» развернули на Оптико-механическом заводе в Вилейке (Белоруссия), где выпустили еще около пяти миллионов штук.

В основу «Зенита-Е» легла концепция «Зенита-3М», более простого и доступного устройства по сравнению с профессиональными моделями на базе «Зенита-4». «Зенит-Е» вобрал все лучшее от предшественников и стал еще лучше — камера первой из «Зенитов» получила подъемное зеркало постоянного визирования и встроенный экспонометр.

«Зенит-Е» имел невероятный успех не только в Советском союзе, но и за рубежом. Во многом этому способствовала простая конструкция фотоаппарата, высокая степень надежности и отличное качество съемки при разумной цене.

8. Компьютер СФИНКС Дмитрия Азрикана

Еще в 1980-х во ВНИИТЭ начали разрабатывать проект СФИНКС — по сути, это была аналог современного умного дома, разработанный в отделе перспективных разработок ВНИИТЭ под руководством Дмитрия Азрикана.


В 1987 году команда дизайнеров ВНИИТЭ (Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики) под руководством Дмитрия Азрикана разработала концепцию компьютера СФИНКС (над проектом работали Д. Азрикан, А. Колотушкин, М. Колотушкина, И. Лысенко, М. Михеева, Е. Рузова).

По сути, это была компьютерная система, которая позволяла бы получать информацию от всех устройств жизнеобеспечения и интегрировать их в один комплекс. Это даже не столько прообраз «умного дома», сколько концепция экосистемы, которую сейчас успешно реализовала Apple (концепция СФИНКСа выходила за пределы человеческого дома и предусматривала носимые устройства и развлекательную систему для автомобиля).

Работа по приему, записи, хранению и раздаче информации должна была осуществляться центральным процессором с универсальным запоминающим устройством и распределяться по квартире по нескольким жидкокристаллическим экранам и акустическим колонкам. Назначение подобных приборов было широким: планировалось, что с их помощью можно будет разнообразить семейный отдых, управлять бытовыми приборами и многое другое. Проект остался на стадии создания макетов.

9. Автомат Калашникова

Есть расхожая шутка: «Чтобы русские ни делали, всегда получается Калашников». Но на самом деле, русский автомат АК-47 оказался в списке легенд мирового дизайна.


АК-47 занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самое распространенное оружие в мире (сейчас насчитывается более 100 миллионов экземпляров). Фигурирующий в большом количестве фильмов, автомат стал еще и самым узнаваемым символом насилия. Несмотря на негативный контекст, «калаш» находится в коллекциях многих музеев по всему миру как пример простого и функционального советского дизайна.

Малоизвестный факт, но автомат Калашникова изображен на гербах некоторых на гербах некоторых государств — Зимбабве, Мозамбика и Восточного Тимора. А в Ираке даже есть мечеть, минареты которой построены в форме магазинов АК.

Советское изобретение оказывает влияние на современное искусство: в 2013 году лондонский фотограф, лауреат премии Amnesty International Award Бран Симондсон запустил арт-проект АКА peace, в котором приняли участие 23 известных художника от Дэминеа Херса до Сэма Тейлора-Вуда — каждый из них по‑своему переосмыслил автомат Калашникова.

Немалого успеха в этом сегменте добился Юрий Васильевич Случевский — крупнейший специалист в области проектирования мебели, выдающийся художник, внесший значительный вклад в становление мебельной отрасли в Советском союзе.

Он был ведущим специалистом во Всесоюзном Проектном конструкторском Институте мебели в СССР и отвечал за стандартизацию и унификацию: только так можно было добиться массового производства мебели при низкой цене — особенно в период активного строительства социального жилья и большого дефицита всего, не только мебели.

Фотоматериалы предоставлены ЧУК «Московский музей дизайна». Московский музей дизайна — это единственный в России музей, посвященный истории отечественного дизайна. Своими главными задачами создатели музея видят его популяризацию в стране и за рубежом, сохранение и изучение его материального наследия, знакомство российского зрителя с лучшими образцами и основными течениями международного дизайна.

Мария Новикова-Охонская, корреспондент:

Олимпийские пиктограммы, экскаватор-каналокопатель, электробритва, прогулочно-экскурсионный теплоход. Вопрос: что общего между этими и десятками других изобретений? Правильный ответ: ленинградские дизайнеры. Узнать истории тех, кто стоял у истоков отечественного дизайна - промышленного, графического и бытового - можно на выставке «Сделано в СССР».

Александр Тимофеев, председатель Санкт-Петербургского Союза дизайнеров:

В декабре Петербургскому Союзу дизайнеров исполняется 30 лет, и мы традиционно в юбилейные дни устраиваем выставку отцов основателей. Очень важно и самим отцам основателям и молодёжи - членам Союза дизайнеров и вообще петербургским дизайнерам - не забывать корни своей истории. Корни очень крепкие, очень ветвистые, очень жизнеспособные, вот этому и посвящена выставка.

Существует множество определений понятия дизайн. Для советских специалистов по технической эстетике была близка лаконичная формула: функция плюс красота. А удобство будущего потребителя ими ставилось выше собственных творческих амбиций. Проектирование любого предмета - от оправы очков до транспортного средства - шло с заботой о том, чтобы использовать его было комфортно и приятно.

Светлана Мирзоян, соавтор проекта первого советского микроавтобуса:

Что значит микроавтобус? Маленький автобус на десять мест. Кто пользуется? Какая разница кто? Мужчина, женщина, молодой человек, девушка. Чтобы было удобно, чтобы было комфортно, чтобы было светло в вечернее время, чтобы легко было зайти, легко было выйти, чтобы удобно было сидеть. Я вот даже вам раскрою секрет, вот это я клеила, клеила бумажку, и потом это всё задувалось, всё вручную. Любовь и желание о том, чтобы не было видно, что всё это сделано кустарным способом, всё-таки двадцатый век.

Полёт творческой мысли не раз прерывался из-за невозможности реализовать конкретную задумку по бюрократическим или экономическим причинам. И всё же ежегодно разработки ленинградских дизайнеров внедрялись во все сферы жизни советских граждан. Техника и электроника, спорт и досуг, производство и домашний быт.

Сергей Дужников, куратор выставки, промышленный дизайнер:

Я живой свидетель этому был, когда Валерий Николаевич Тимошенко, с которым я тогда работал, он взял шведский удлинитель, и вместо двух деталей сделал три, и получился рулеточный удлинитель, который был в семье у каждого. А основное в этом изобретении было не эта общая система, а запатентованная как изобретение сбоку входящая шайбочка, через которую входил шнур. Такое яркое выражение технического решения, но связанного с эстетическим восприятием.

Алексей Печкин, председатель клуба ветеранов Санкт-Петербургского Союза дизайнеров:

Опыт советского дизайна, он очень велик, он до сих пор не до конца понят может быть, а сегодня надо сделать ударение на подготовку специалистов.

Приобщиться к истории отечественного дизайна, поностальгировать по атрибутам советского прошлого, увидеть ретроспективу «Первые в России. Первые в СССР. Первые в мире» и вдохновиться на творческие поиски и подвиги ради славы современного петербургского дизайна можно абсолютно бесплатно. Выставка в креативном пространстве «Мойка, 8» продлиться до конца 2017 года.

Музей СССР открылся конце декабря 2012 года в павильоне № 2 на ВДНХ (сразу за главным, там, где бабочки и зеркальный лабиринт).

Цель музея - возможность напомнить о тех вещах, которые нас окружали в советское время, рассказать об идеологии нашей великой страны, которая воспитала миллионы октябрят, пионеров, комсомольцев и членов КПСС, показать наших вождей через поступки, которыми они нам запомнились.

Культ личности во всех его проявлениях, советские автомобили, игровые автоматы, спортивные кубки, компьютеры, телефоны, телевизоры, фотоаппараты и радиоприёмники, спиртные напитки и продукты питания, талоны на еду, афиши кинофильмов, одежда и обувь, игрушки и игры, предметы интерьера, открытки, медали, значки, марки и сувениры - всё это сделано в СССР.

Строго говоря музеем это вряд ли можно назвать, даже выставкой сложно, но если будете проходить по ВДНХ, то забежать можно.

Прогуляться по экспозиции посмотреть все —>

В общем-то музей выполнен в хороших европейских традициях сделать из ничего конфетку, когда на туристических маршрутах придумываются музеи чего угодно.

Экспозиция, конечно, вычурная и местами в стиле голливудских фильмов, но иностранцам такое продается на ура.

Подписи к экспонатам выполнены на русском и английском языках. Так что сюда действительно можно приводить иностранцев

Что достали на барахолках, то и выставили

Большой плюс, что почти все можно потрогать. Для детей самое оно, но надолго ли?

Детям можно показать, с какими игрушками в детстве играли родители

Общий вид зала

Автомат, в отличие от Музея советских игровых автоматов не работает

На велосипеде висит табличка о том, что денег на машины не было, поэтому ездили на велосипедах.

Типичная комната. У многих бабушек до сих пор так

В экспозицию устроителям удалось втиснуть «горбатый» Запорожец и Победу, вычурно разрисованную аэрографией и окрашенную в красный цвет… Дети точно будут изучать историю СССР по голливудским фильмам

Не обошлось и без «шуточек»

Зачем-то выставили веселые современные плакаты, нарисованные художником Валерием Барыкиным в стиле советских 1960-70-х.

А этот вход должен символизировать Мавзолей…

Презентуется все, как реконструкция, но из «реконструкции» там только тело:

Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить! При этом периодически макет комично дышит!

Конечно без магазина с вычурными сувенирами никуда

И при этом никто не поднимает голову и не замечает, как над этим всем за кучей наслоений пластиковых палаток скрывается настоящий советский шик, который и надо показывать

P.S. действительно интересный музей про СССР есть только в Казани — Музей социалистического быта: http://muzeisb.ru/

Вот там действительно есть, что посмотреть и сделано с душой.