Музей соломона гуггенхайма. Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке (Guggenheim Museum) Фрэнк ллойд райт музей соломона гуггенхайма

Современная испанская архитектура – уникальное явление в мировой культуре. Удивительные футуристические строения здесь мирно соседствуют с классическими зданиями прошлых столетий, создавая неповторимый эффект слияния прошлого и будущего.
Именно таким предстает перед своими гостями тихий, и до недавних пор ничем особенно не примечательный город Бильбао. Известность к нему пришла в конце 90-х, когда в сердце города, на берегу реки Нервьон, был построен один из самых удивительных музеев Старого света – знаменитый Музей Гуггенхайма, полностью посвященный современному искусству. С этих самых пор Бильбао стал своеобразной Меккой для прогрессивных и дерзких художников со всего мира. Тогда же на улицах столицы Страны басков начали возникать причудливые инсталляции, разбавляя и оживляя своими неожиданными формами строгую, но безликую архитектуру провинциального города.
Однако главной достопримечательностью Бильбао остается Музей, знакомство с которым обязательно входит в любую туристическую программу. Можно не понимать или не принимать современное искусство, но посещение музея Гуггенхайма – это не просто экскурсия, а любопытный философский аттракцион, позволяющий по-новому взглянуть на привычные вещи и окружающее их пространство.

Музей снаружи

Музей получил свое название в честь знаменитого американского мецената и ценителя новейших художественных направлений Соломона Роберта Гуггенхайма. Первую экспозицию предприниматель открыл в 1937 году в Нью-Йорке. Испанский музей современного искусства был открыт ровно на 60 лет позже, поэтому его можно назвать филиалом заокеанского.
Испания была выбрана тоже неслучайно. Столь популярная среди туристов страна обеспечивает музею нескончаемый поток посетителей. И пусть по статусу музей в Бильбао занимает лишь вторую позицию, своим внешним видом он прославился на весь мир.

Странное здание в стиле деконструктивизма — уникальное творение Френка Гери, представляет собой причудливое нагромождение изогнутых металлических конструкций, ослепительно сверкающих на ярком солнце. При взгляде сверху оно напоминает раскрывающийся цветок какого-то неземного растения, во все стороны раскинувшего свои лепестки (правда, некоторые считают, что оно похоже на артишок, но у каждого свой вкус).


Титановое покрытие всех внешних поверхностей и их затейливый изгиб, позволяет улавливать свет, заставляя здание светиться изнутри даже в пасмурную погоду. А при мерцающем свете ночных фонарей – оно являет собой потрясающее зрелище и выглядит, как большой инопланетный корабль.


Однако эффектной архитектуры создателям музея показалось недостаточно, поэтому его дополнительно окружили любопытными инсталляциями. Так, время от времени, здание вдруг начинает окутывать легкая туманная дымка, возникающая, кажется, прямо над водой. Но дело здесь не в природе, а в оригинальном проекте художницы Фуджику Накайа, придуманном специально для музея в Бильбао. На самом деле, по всему периметру фундамента установлены специальные устройства для создания чистейшего водяного пара, который и создает иллюзию тумана, красиво стелящегося над водами Нервьона.


Помимо этого, здание музея со всех сторон окружают фонтаны, но разумеется тоже непростые. Их струи, часто и непредсказуемо меняют свое направление, создавая иллюзию некоего хаоса, который в сочетании с постоянно звучащей необычной музыкой, дает потрясающий эффект. Всем, кто остановится полюбоваться на эту картину, начинает казаться, что они внезапно перенеслись на другую планету. А с наступлением темноты водяные фонтаны выключаются, и их место занимают огненные…


Создается впечатление, что самым большим экспонатом испанского музея современного искусства является само здание этого музея.

Скульптуры

Полюбовавшись зданием Музея Гуггенхайма издалека, стоит подойти к нему поближе. Помимо описанных выше, вокруг здания можно увидеть еще несколько очень интересных скульптур и инсталляций.


Как любой, уважающий себя дом, музей Гуггенхайма имеет свою сторожевую собаку, но не совсем обычную. Во-первых, это не взрослая собака, а щенок терьера. Во-вторых, она имеет внушительные размеры – 13 метров в высоту. А в-третьих, он, разумеется, скульптура, причем созданная из цветов. Этот обаятельный Цветочный щенок был создан американским художником Кунсом, и уже давно заслужил симпатии всех работников и посетителей музея. Он и правда очаровательный, а работа садовников, тщательно следящих за его цветочной шкуркой, заслуживает отдельного восхищения. Терьерчик меняет свой окрас в зависимости от времени года. Зимой он просто зеленый, а в остальное время его шерсть покрыта яркими цветами. Когда отцветают одни, на их месте незамедлительно распускаются другие.


Чуть дальше, прямо рядом с красивым изогнутым пешеходным мостиком, располагается скульптура еще одного представителя животного мира. Это знаменитая Маман – гигантская скульптура паука Черная вдова. Титанические размеры изваяния заставляют любого человека, почувствовать себя рядом с ней крошечным и ничтожным. В корзине паучихи можно увидеть целую кладку стеклянных яиц, и этим она как бы напоминает людям о том, что такие, как она вполне способны завоевать мир, и кто из нас венец творения – вопрос довольно спорный.


Более мирно, но не менее впечатляюще выглядят и еще две инсталляции. Букет сверкающих разноцветных тюльпанов, которые кажутся надувными, а на самом деле изготовлены из тончайших листов стали и изящная гирлянда металлических шаров, как будто вырастающая прямо из воды.

Внутреннее пространство и экспозиция

Внутри музей Гуггенхайма выглядит не менее странно, чем снаружи. Здесь почти нет традиционных прямоугольных помещений, все состоит из ломаных линии и диагоналей, в произвольном и хаотическом порядке пересекающих пространство.
В центре здания располагается высокий атриум, от которого, как лепестки цветов, отходят многочисленные залы.


Постоянная экспозиция находится на самом верху, в помещениях третьего этажа. Каждый из залов представляет на суд зрителя отдельное направление современного искусства. Здесь находятся собрания работ лучших художников, творивших в стиле абстракционизма, кубизма, футуризма или сюрреализма. Расположение экспонатов позволяет полностью погрузиться в причудливый мир шедевров Пикассо, Дали или Кандинского, и попытаться понять их странную философию и своеобразный взгляд на мир.


Залы второго этажа предназначены для проведения временных выставок, поэтому предугадать, чем будет удивлять зрителей очередная экспозиция, не представляется возможным. Здесь демонстрируются не только живопись, но еще скульптура, пластика, а нередко и оригинальные инсталляции, созданные из самых неожиданных материалов.
Всю центральную галерею первого этажа занимает весьма популярная композиция «Материя времени», созданная известным американским скульптором Ричардом Серра. Этот грандиозный проект представляет собой несколько замысловато выгнутых листов прочной корабельной стали, которые, свиваясь в спирали и эллипсы, образуют странный лабиринт. Можно до бесконечности блуждать среди этих железных стен, изучая, как сужается и расширяется пространство, направляя человека либо к тупику и безысходности, либо к открытым дверям и возможности дальнейшего выбора пути…


Философствовать в Музее Гуггенхайма можно бесконечно. Его создатели верят, что, изучая необычные экспонаты, каждый посетитель сможет открыть новые грани сознания, чтобы лучше понимать себя и окружающий мир в его самых непредсказуемых проявлениях.

Музей был назван в честь своего основателя - Соломона Роберта Гуггенхайма - золотопромышленника и угольного магната, который в возрасте 58 лет решил отойти от дел и при поддержке баронессы Хилле Рибэй фон Энрейнвейсен занялся коллекционированием.

В 1937 году, когда коллекция достигла внушительных масштабов, возникла идея открыть новый музей современного искусства. Основав собственный фонд, в 1943 году Гуггенхайм поручил разработку нового проекта известному архитектору Френку Ллойду Райту . Поначалу Райт был скептически настроен к этому заказу, т.к. считал, что его шедевру не место среди плотно застроенных улиц Нью-Йорка. И все же в 1959 году на улице « Пятая Авеню» закончилось строительство самого яркого из образцов архитектуры 20-го столетия – Музея Гуггенхайма. К сожалению, ни Соломон Гуггенхайм, ни Френк Райт не дожили до открытия этого грандиозного проекта, встреченного восторженными отзывами как любителей изобразительного искусства, так и архитектуры.

На сегодняшний день Музей современного искусства Гуггенхайма предлагает всеобщему вниманию крупнейшую в мире выставку произведений 19 - 20 вв. Собрание известнейших полотен имеет сюрреалистический облик и изобилует такими именами как Шагал, Кандинский, Арп, Нирендорф, Буржуа, Сезанн, Руссо, Ван Гог, Пикассо, Гоген и т.д.

Фасад здания спроектирован как спиралевидный объем, отдаленно напоминающий «торнадо». Этот же прием применен и внутри - по периметру. Решетчатые секции, высотой 3 м, составляют каркас здания. Облицовка конструкции состоит из гнутых титановых пластин и стекла, что придает ей немного неземной вид.

Планировка музея достойна особого внимания, т.к. в здании не найти ни одного одинакового по своей структуре помещения. Секции залов расположены так, чтобы посетители, поднявшись на лифте, а затем, спустившись по пандусу, могли более полно и под нужным ракурсом рассмотреть экспозицию музея.

Своим по истине удивительным проектом, архитектор передал саму суть выставки в жанре сюрреализм и импрессионизм. Я считаю, что внешним обликом строения в первую очередь Райт хотел выразить свое отношение к густо застроенному району. И ведь действительно, музей, словно «торнадо», ворвавшись на улицу «Пятое Авеню», как бы отодвинул в сторону окружающие постройки и взорвал все представления о современной архитектуре, произведя большой фурор из-за нескончаемых споров современников Френка Ллойда Райта .

Музей Соломона Гуггенхайма, что на Пятой авеню, – одно из крупнейших и знаменитейших собраний современного искусства в мире. Его история – яркий пример возможностей частной инициативы, одушевлённой любовью к искусству.

Основал музей очень богатый бизнесмен, коллекционер и меценат Соломон Гуггенхайм. Отпрыск иммигрантской семьи, сделавшей состояние на свинцовых, серебряных и медных копях, Соломон добывал золото на Аляске. В конце XIX века этот трудоголик, работавший круглые сутки, начал собирать произведения старых мастеров. После Первой мировой он оставил бизнес, чтобы сосредоточиться на коллекционировании. Решающую роль в формировании взглядов Гуггенхайма сыграла встреча с немецкой художницей баронессой Хиллой фон Рибей, которая познакомила мецената с абстрактным искусством. Сама страстный коллекционер, она стала другом и советником Гуггенхайма, отныне посвятившего жизнь собиранию произведений современного искусства.

В 1937 году меценат основал Фонд Гуггенхайма, а двумя годами позже открыл в арендованной квартире на Манхэттене свой первый «Музей беспредметной живописи». В его собрании уже были полотна Кандинского, Мондриана, Шагала, Леже, Пикассо. Коллекция быстро росла, и в 1943 году Хилла Рибей обратилась к великому Фрэнку Ллойду Райту с просьбой спроектировать для музея специальное здание. Райт отнёсся к этой идее со всей серьёзностью. Работа над проектом длилась 15 лет, открыто же здание музея было в октябре 1959 года, уже после смерти архитектора. Сам Гуггенхайм музея тоже не увидел: он умер в конце сороковых.

Райт создал в центре Манхэттена цилиндрическое, расширяющееся кверху здание, которое он трактовал как «храм духа». По замыслу зодчего, посетители музея должны сначала подниматься на лифте под крышу здания, а затем по непрерывному спиральному пандусу спускаться вниз, осматривая по дороге экспозицию. Общественное мнение не сразу приняло идею Райта. Художники даже подписывали петиции против «штопорообразного» дизайна.

Тем не менее сейчас музей посещают примерно три миллиона человек в год. Он располагает первоклассными коллекциями произведений импрессионистов, постимпрессионистов, беспредметной живописи и скульптуры. Тут представлены работы модернистских скульпторов – Константина Бранкузи, Жана Арпа, Александра Колдера (родоначальника кинетической скульптуры), Альберто Джакометти. В то же время музей располагает истинными шедеврами Поля Гогена («Человек и лошадь»), Эдуарда Мане («Перед зеркалом», «Женщина в вечернем платье»), Камиля Писарро («Эрмитаж в Понтуазе»), Винсента Ван Гога («Снежный пейзаж», «Горы в Сен-Реми»), Пабло Пикассо («Четырнадцатое июля», «Три купальщицы»). Здешнее собрание включает в себя около 150 работ Василия Кандинского.

В отличие от многих музеев, Гуггенхайм не делит свою коллекцию на отделы, посвящённые эпохам и стилям. Собрание задумано и экспонируется как единое целое, которое всё время пополняется произведениями новых талантов – часто парадоксальных.

Музей Соломона Гуггенхе́йма (англ. Solomon R. Guggenheim Museum) - музей искусства в США, одно из ведущих собраний современного искусства в мире. Ведёт свою историю с создания в 1937 году Фонда Гуггенхайма. Основатель музея - меценат Соломон Роберт Гуггенхайм.

История строительства музея

В июне 1943 года фонд заказал строительство нового музейного здания знаменитому архитектору Фрэнку Ллойду Райту.

Об архитекторе здания музея

Архитектор Фрэнк Ллойд Райт прожил девяносто два года и за семьдесят два года творческой деятельности спроектировал 800 и построил около 400 зданий. Кроме музея, наиболее известны такие проекты, как «Дом Джекоба» в Мэдисоне (штат Висконсин) - удобное жилое здание для людей среднего достатка; офис фирмы «Джонсон - Уэкс» в Расине (штат Висконсин) - здание без окон; вилла «Дом на водопадах» (Фоллинг-Уотер) в Бер-Ране (штат Пенсильвания), который был назван критиками самой замечательной жилой постройкой XX века; Школа-мастерская в Скоттсдейле (штат Аризона), получившая название «Тейлизин-Уэтс». Выбор места строительства музея Гуггенхейма пришёлся на участок, примыкающий к огромному зелёному массиву Центрального парка между 88-й 89-й улицами на Пятой авеню. Проектируя здание, архитектор ушел от существующих моделей и предложил зрителям подняться на лифте на верхний этаж и по внутренней непрерывной спирали спускаться вниз, осматривая по пути экспозицию, как на самом пандусе, так и в примыкающих к нему залах.

Архитектура

Внешне музей выглядит как перевёрнутая пирамидальная башня. Это здание считается одним из самых ярких произведений архитектуры XX века. Строительство музея было завершено в 1959 году, когда Соломона Гуггенхейма и Фрэнка Райта уже не было в живых.

Директора

1961-1988 - Томас Мессер (1920-2013)

Филиалы музея

Филиал в Венеции Филиал в Лас-Вегасе (2001-2008) Филиал в Берлине (будет закрыт в 2012 году) Музей Гуггенхайма в Бильбао, Испания Музей Гуггенхайма в Абу-Даби, ОАЭ (строится) Музей Гуггенхайма в Гвадалахаре, Мексика (строится) Музей Гуггенхайма в Вильнюсе, Литва (проектируется) Музей Гуггенхайма в Хельсинки, Финляндия (в проекте)

Интересные факты

Музей Соломона Гуггенхейма использовался в съёмках таких фильмов, как «Интернэшнл» (The International), «Люди в чёрном» (Men in Black), «Однажды в Риме» (When in Rome), «Пингвины мистера Поппера» (Mr. Popper’s Penguins).

Выставки

Музей Гуггенхейма проводит грандиозные выставки, призванные показать искусство целых цивилизаций - Африка: искусство континента, Китай: пять тысячелетий, Империя ацтеков. Уникальная по своим масштабам и художественной ценности выставка Россия (куратор с Российской стороны - З. И. Трегулова) предложила вниманию зрителей шедевры российского искусства с 13 столетия до наших дней, а также коллекции мирового уровня, собранные российскими царями и промышленниками, произведения выдающихся художников О. Кипренского, Д. Левицкого, К. Брюллова, А. Иванова, И. Репина, И. Крамского, Н. Ге, М. Врубеля, В. Серова, К.…

Одни из самых ярких впечатлений после недавнего визита в город Большого Яблока оставило посещение музея Соломона Гуггенхайма . Внешний спиралевидный дизайн этого сооружения известен на весь мир. Музей был спроектирован в середине XX века одним из величайших архитекторов Фрэнком Л. Райтом. Работы над проектом были начаты, когда Райту было уже 80 лет, а закончились после 90-летнего юбилея архитектора.

Вот и думай потом о пресловутой «активной двадцатке», которая самым плодотворным возрастом считает период 20–40 лет. Даже между 40 и 60 годами Райт не отличался творческим подъёмом, и лишь когда в его жизни появилась черногорка Ольга Лазович , к архитектору пришёл успех, признание и благополучие. Всем, кто заинтересован темой, помимо Википедии, в которой достаточно подробно изложена история жизни великого архитектурного гения, хотел бы порекомендовать отличный фильм от режиссера Кена Бернса.

Возвращаемся к музею. Спиральная форма довольно контрастно смотрится на фоне традиционных зданий с угловатой архитектурой, но при этом отнюдь не противоречит окружению, а наоборот, создаёт завершенность композиции. Будто на книжную полку кто-то поставил чашку с традиционным чаем, ведь невероятно приятно бывает порой забыться с этим дымящимся напитком в одной руке и интересной книгой в другой. И не менее захватывающие ощущения вызывает мир современного искусства, в который можно попасть, сделав всего один шаг с перпендикулярно-параллельных нью-йоркских улиц. Кстати, в сувенирном отделе можно найти огромный ассортимент этих самых спиралевидных кружек.

Едва переступаешь порог, как внезапно происходит драматическая смена декораций. Несчетное количество мировых имен, в числе которых Ногучи, Ротко, Поллок и другие модернистские классики представлены здесь самыми известными своими скульптурами и картинами.

Одна из самых «скромных» коллекций принадлежит любимым мною импрессионистам. Выставка, которой я отдал своё сердце на этот раз, была посвящена творчеству русского живописца и теоретика искусств Василия Кандинского .

Никогда не считал себя его поклонником, но увидев работы вживую и в полном объёме, был просто поражен! Так, музей Соломона Гуггенхайма поспособствовал моему просвещению:).

Не могу обойти вниманием сувенирный отдел в музее, а точнее его услуги и товары. Во-первых, мне очень понравилась возможность распечатать копию любого экспоната на выбор, я думаю, всем музеям стоит взять этот приём на вооружение. Второе, что во мне вызвало безумный восторг - это сувениры Гуггенхайма , подобранные с таким расчетом, чтобы быть не только красивым напоминанием о поездке, но также и развивать чувство прекрасного. Подвесные автомобили, одновременно являющиеся подвеской для фото, колыхаются при малейшем ветерке и меняют изображения, детские волчки, которые рисуют потрясающие спирали. Мне кажется, здесь я нашёл самые гениальные сувениры, когда-либо увиденные мною.

Ну и напоследок, немного о поразительной архитектуре. Музей, помимо содержания удивительных коллекций современного искусства, сам является экспонатом. Мне думается, что я буду прав, выразив свои мысли о гениальности архитектора, который сумел ответить на несколько важных вопросов:

Как сделать здание, которое способствовало бы саморазвитию человека, усиливало его стремления и всё это происходило бы в атмосфере модернистского творчества?

Что заставит посетителей откинуть в стороны свою ментальную скорлупу и по достоинству оценить нетрадиционный подход к красоте и творчеству?

Как преобразить нашу жизнь, чтобы она стала похожей на произведение искусства, а не на приевшуюся рутину?

Архитектор безупречно ответил на все эти вопросы, не прибегая ни к одному слову. А спираль, как символ постоянного развития , способствует естественному и гармоничному решению всех поставленных задач. К слову, дети здесь вовсе не чувствуют скуки, как это бывает обычно в музеях - если и не великое множество картин, то беготня по спиральным лестницам их точно увлечёт:).

Буквально каждая деталь музея радует глаз, а его творческое содержание стимулирует воображение, поэтому рекомендую его к обязательному посещению!