Музей пыток в праге

Пыток разделен на несколько комнат, в каждой из которых предоставлены экспонаты пыточного орудия Средних веков. Это всевозможные дыбы, кресло с шипами и испанский сапог. Помимо этих, казалось бы понятных и относящимся к пыткам орудиям так же предоставлен к обзору и пояс верности, который было очень неудобно носить.

Предоставленная экспозиция в Музее пыток достаточна практична, но в то же время не изобретательна, ведь практически все орудия пыток проходят по одному и тому же принципу - "шипы-клещи-тиски". Поэтому чтобы вернуться к Средневековью, нужно не просто разглядывать однообразные орудия пыток, но и читать описания к ним и просматривать рисунки.

Первый случай судебного разбирательства с использованием «Нюрнбергской Девы» датирован 1515 годом. Наказание постигло подозреваемого в подлоге; он промучился внутри саркофага три дня.

В музее можно ознакомиться с самыми разнообразными орудиями и инструментами для пыток. Всего их 60, некоторые из них принадлежат к 1100 году.Стулья с зубьями, череподробилки, стулья для ведьм, пояс целомудрия, жаровня, разнообразные щипцы и инструменты для раздирания плоти - ужасающие экземпляры представлены на обозрение самым любопытным.

Все экспонаты сопровождаются описанием и подробной инструкцией к применению с гравюрами орудия в действии.

Шокирующие кадры заставят содрогнуться - жестоким казням с применением этих инструментов подвергались ведьмы, еретики, неверные жены, воры и изменники. Например, орудие пыток «дудка для шумящих», которую применяли для наказания за незначительные проступки простолюдин, а также плохих музыкантов. На шею провинившегося одевали кольцо с отверстием для пальцев рук. Пальцы вставлялись сбоку. Так осужденный ходил несколько дней.

А вот самым страшными орудиями пыток являются череподробилка и испанский сапог. Схема работы дробилки показывает, что голова наказуемого помещалась в шлем на деревянной подставке, а сам шлем стягивали специальными винтами до тех пор, пока череп не трескался. А вот испанский сапог стягивал по подобию череподробилки ногу человека. Зрелище, конечно не для слабонервных! Но все же музей пыток с удовольствием посещают не только гости Праги , но и ее жители.

Это копии реально существующих или сохранившихся в исторических изображениях орудий пыток, которые использовались в практике гражданских и религиозных судов с 1100 года. Представлен весь спектр орудий наказания, применявшихся в средневековой Европе. Экспонаты снабжены историческими комментариями, в которых говорится об их возникновении и применении, а так же иллюстрациями в виде старинных гравюр, на которых показаны сии предметы в действии.

«Скрипка сплетниц» могла быть деревянной или железной, для одной или двух женщин, и считалась орудием «мягкой» пытки. Руки и шея жертвы закреплялись в отверстиях, так что наказанная оказывалась в молитвенной позе. Применялось оно, в основном, к виновным в клевете или оскорблении.

Все приспособления для экзекуции, аккуратно разложенные по полкам, выкрашенные в ровный черный цвет, отливающий лаком, не вызывали особенных эмоций. Эдакие чистенькие вещички, не производящие жуткого впечатления, которое, по идее, должно охватывать посетителей. Куда страшней, на мой взгляд, читать Мориса Дрюона.

Гравюры более красноречивы. Вглядевшись в них, можно и впрямь содрогнуться, видя как в Средневековье (да и не только в ту мрачную эпоху, но и во время просвещенного Возрождения) - как ни странно, но, согласно историческим , расцвет инквизиции и, соответственно, палаческого ремесла, приходится именно на этот, столь почитаемый нами период XVI-XVII века. Да и в более поздние периоды публичные казни собирали на площадях толпы народа охочего до зрелищ. А это и были зрелища, вызывавшие экстаз и доводившие простой люд до исступления.

Хорошо известно, что жестокие развлечения , потребные массам, имели место с древнейших времен. И в просвещенном Риме, хвалившемся своими культурными достижениями, устраивались страшнейшие гладиаторские бои и "показательные выступления", на которых обреченные на гибель люди боролись с животными. Кстати, именно из Древнего Рима, наряду со многими, поистине уникальными вещами, к потомкам пришли и пытки, что особенно изощренно это практиковалось на рабах, не имевших права себя защитить.

После завоевания империи варварами, на какой-то период времени пытать перестали. Традиция вновь возродилась с появлением феодальных государств. В период расцвета инквизиции, когда всюду мерещилась ересь, жертвами становились миллионы невинных людей. Однако под страшными издевательствами над телом и духом несчастные не только признавали вину, оговаривая себя, но и других, и связанных с ними прямо или косвенно, и вовсе незнакомых, чьи имена предлагались им заплечных дел мастерами. Происходило это потому, что даже самые сильные стойкие люди после многочасового (а то и многосуточного) допроса с пристрастием не выдерживали страшной боли и признавались в чем угодно.

Проводились экзекуции как в мрачных застенках казематов, так и публично. Недаром в литературных , посвященных средневековью, имеется такое понятие как "театр казней". Это ничто иное, как действие, происходившее, как правило, на центральной площади города и собиравшее сотни зевак, наблюдавших за тем, как осуществляется публичное наказание.

«Трон» был создан как позорный столб в форме стула. Законодательство, регулировавшее применение пыток, разрешало применение «Трона» только один раз в течение допроса. Но большинство судей обходило это правило, называя следующую сессию продолжением первой, даже если она длилась 10 дней.

С какой целью это делалось? С целью устрашения и отвлечения народа от реалий жизни: голода, эпидемий, войн. В таких случаях всегда требовалось найти виновного. И на волне массовой истерии охватившей средневековую Европу, это было не сложно. Любой, чье поведение хоть в малейшей степени выходило за рамки стереотипного поведения, мог привлечь внимание инквизиции. Если таковых не имелось, то их создавали искусственно согласно доносам, оговорам, простой неприязни. Обвинить любого человека в любом грехе было делом не сложным. Доказать же его вину - еще более простым, так как этим занимались настоящие профессионалы.

Особенно доставалось ведьмам. А к ним относили всех, кто, так или иначе, попрал устои общества. Это были и настоящие колдуньи, и гадалки, и жены, уличенные в измене мужу, и женщины, родившие вне брака или избавившиеся от плода. Им вырывали щипцами или отрезали ножницами соски грудей. Подобно тому, как это проделали с одной из первых христианок Агатой, не отрекшейся от веры, а потому зачисленной в сонм святых. Или раздирали грудь на куски специальным разрывателем, представлявшим собой железные клещи с четырьмя острыми зубцами, которые раскаляли на огне, а затем приводили в действие.

Имелись специальные инструменты и для мужчин. Из солидного арсенала щипцов и клещей, которые применялись чаще всего в раскаленном виде, особые, в форме трубки, использовались для вырывания пениса у гомосексуалистов. Однако этот вид казни (именно казни, потому что после подобной процедуры несчастный истекал вскоре кровью) имел место редко. Чаще приводилась в действие ручная пила. Осужденного подвешивали за ноги и, всего красного от притока крови к голове, распиливали.

Недалеко от "ручной пилы" ушли "пояс смирения", "аист", "покаянные рубашки", "козлы для ведьм", усеянный зубьями "стул ведьмы", на который почему-то не хочется присесть, колодки, жаровни, ошейники... Смотри - не хочу.

Особняком стоит так называемая "нюрнбергская дева". Это огромный футляр, напоминающий саркофаг для египетских мумий, в виде полой женской фигуры. Внутри него - многочисленные лезвия. Приговоренного помещали в футляр, оставляя снаружи лишь голову, и закрывали. Как только створки сходились, лезвия впивались в тело. Однако человек долго не умирал. Порой агония длилась до двух - трех суток. Почему это происходило? Потому что ножи располагались не беспорядочно, а в строгом соответствии со знанием анатомии, не задевая жизненно важные органы.

Последняя официальная казнь с применением «гарроты» прошла в 1975 году. Смертника сажали на стул с руками, связанными за спиной, железный ошейник жестко фиксировал положение головы. Палач закручивал винт, и железный клин входил в череп осужденного, приводя к его смерти.

Не менее варварское, быстродействующее орудие "железный шлем", что надевали на голову, укрепив подбородок жертвы на деревянной или железной основе. Затем "головной убор" начинали завинчивать, стягивая все сильнее и туже. В результате ломались один за другим все кости. Череп, не выдержав давления, растрескивался как орех. Пытка заканчивалась.

На том же принципе основано применение более распространенного "эльзасского сапога", который так же называли "испанским", сжимавшим ногу с помощью винтов до тех пор, пока не ломались все кости. Разница заключалась в том, что с покалеченной ногой человек еще мог остаться в живых.

На фоне выше описанного железные ботинки, придуманные в Австрии, по виду напоминающие современные домашние тапочки, были просто проявлением гуманности. С помощью винта ногу зажимали в колодке. Степень сжатия зависела от суровости приговора. Виновный должен был ходить в такой обуви по городу, оповещая о своем присутствии железным колокольчиком, знаком наказания за те или иные грехи.

Еще одно "достижение" человеческого ума. Орудие называемое "дочерью дворника", представлявшее собой сооружение, в которое обнаженного человека вставляли в согнутом состоянии. Такая поза, крайне унизительная и неудобная, через несколько минут, приводя к спазмам, становилась весьма мучительной. Сначала начинали реагировать органы расположенные внизу, потом "эффект" распространялся, охватывая все части тела. Боль становилась столь сильной, что просто сводила с ума.

Применялись и разного рода так называемые груши, что вставлялись в определенные отверстия человеческого тела. С помощью специального устройства они, словно набухая, увеличивались в размерах и, достигая определенной величины, шипами раздирали плоть. В зависимости от конкретного назначения груши делились на оральные, вагинальные и анальные. Первые применялись к богохульникам и еретикам, изрекавшим мысли неугодные инквизиции. Вторые - к женщинам, состоявшим "в интимной связи с дьяволом и его приспешниками", неверным женам, блудницам. Третьи, соответственно, для гомосексуалистов, особенно пассивных.

Так как пытки, вызывавшие страшные болевые ощущения заставляли людей громко кричать, палачи придумали специальное орудие, заставлявшие жертв молчать. Это был железный кляп, имевший ряд разновидностей. Один из вариантов представлял собой железную трубку, плотно входящую в горло. Обруч, соединенный с нею, одевали на шею и закрепляли на затылке болтом. Человек мог дышать (если, конечно, трубка не затыкалась для того, чтобы вызвать удушье и более быструю смерть), но не мог издавать звуков. Это широко применялось при сжигании на кострах для того, чтобы собравшаяся толпа могла спокойно получать удовольствие от зрелища.

Порой такие кляпы снабжались столь любимыми палачами шипами. Их располагали так, чтобы один, расположенный против языка, пригвождал его к подбородку, а другой входил в небо. Согласно хроникам именно такой кляп был вставлен в рот Джордано Бруно сожженному в 1600 году на знаменитой римской площади Кампо-дель-Фьоре. И вовсе не из-за терпеливости или не чувствительности к боли ученым во время казни не было издано ни одного звука. Просто он был физически лишен такой возможности. Махровая жестокость, скрытая тонким слоем цивилизации.

Когда обо всем этом узнаешь, становится просто жутко. Настолько, что весь ужас ты ощущаешь буквально физически, всеми своими клетками. Недаром Папа Римский Иоанн Павел II, как известно, публично просил прощения за грехи Католической церкви, в том числе за инквизицию. Общество же до искреннего признания того, что любое насилие, надругательство над личностью или просто унижение - античеловеческий акт еще, увы, не доросло.

Костры, ведьмы, инквизиции, пытки – все это неотъемлемая часть средних веков. Пытки были настолько искусными, что поражают воображение до сих пор. Многие невинные женщины пострадали из-за того, что их называли ведьмами и убивали. Изучая инструменты пыток того времени, невозможно остаться равнодушным.

В столице Чехии в городе Праге находится музей пыток с редневековья. Этот музей можно считать самым мрачным местом в этом прекрасном городе.

Орудия пыток и способы казни.

В этом необычном музее собраны самые страшные орудия пыток и самые изощренные способы казни, поэтому желающие пощекотать свои нервы отправляются именно сюда. Экспонатов в музее не очень много, всего шестьдесят, но каждый поражает воображение своими жуткими возможностями. Орудия пыток этого музея являются как оригиналами, так и копиями.

Обычные с виду предметы могли как покалечить, так и убить человека. Очень часто в ходе пыток люди погибали из-за болевого шока, потери крови, или не выдерживало сердце. А люди, которые не были ни в чем виноваты, признавались в том, чего не совершали, только ради прекращения ужасающих пыток, пусть даже причиной их остановки была смерть подсудимого. Инквизицию очень боялись, так как она могла на законных основаниях убить или замучить любого человека.

Людей всегда тянет к запретным поступкам, поэтому не удивительно, что музей пыток в Праге очень востребован. Более жуткую атмосферу добавляет то, что находится музей ниже уровня земли. Кроме кровавых картинок в музее находятся такие жуткие орудия пыток как «кол», «испанский сапог», «дудка для шумящих», «дыба», «череподробилка», пояса верности, как для мужчин, так и для женщин, колодки и стулья с острыми шипами.








Женщин, сделавших аборт или замеченных в адюльтере, наказывали инструментом под названием «Испанский паук».


Любимым орудием инквизиции был пресс для конечностей. Такая пытка очень редко приводила к смерти жертвы, но приносила ужасные боли. Также страшные муки и боли приносил «кол». На него насаживали провинившегося человека, под собственным весом он опускался все ниже и ниже. Но вся суть заключалась в том, что происходило это очень медленно, и жертва мучилась около трех дней.

Кресло с острыми шипами называется «Ведьмино кресло». Оно использовалось для получения информации. Привязанный человек некоторое время держался и не садился на кресло, но со временем силы таяли и тело, обмякая, падало на шипы. От боли человек вскакивал, но раз за разом все повторялось. Не только гости Праги, но и его коренные жители посещают этот жуткий музей. Камера пыток здесь не одна, поэтому это так интересно для посетителей. Музей работает ежедневно, поэтому попасть в него несложно. Билеты для посещения недорогие — для взрослых билет стоит 150 чешских крон, а для детей всего 80.

Музеи пыток мира, в том числе и пражский музей, пользуются большой популярностью у туристов. Это обусловлено тем, что человек по своей натуре любопытен. А что может быть интереснее, чем с головой окунуться в жуткую средневековую историю и увидеть эту историю своими глазами в пражском музее пыток?

Здравствуйте, друзья! Сегодня вас ждет зрелище не для слабонервных. Музей пыток в Праге (Museum středověkých mučicích nástrojů) именно такое место. Вряд ли можно найти город в средневековой Европе с более мрачной историей, чем столица Чехии. Жестокие времена инквизиции, «очистительные костры», уничтожение «еретиков», поиск и пытки пособников нечистой силы — всё это неотъемлемая часть летописи Чехии. И они тоже формировали облик современной страны и её столицы.

Поэтому в городе есть целых два музея, посвящённые страшным векам разгула жестокости. Экспозиции демонстрируют орудия пыток, как копии, так и устрашающие оригиналы.

У меня два ответа: во-первых — это наша, человеческая история. Да, вот такая страшная, да такая изощрённая, но история. И о ней тоже нужно помнить.

Во-вторых, такие музеи служат напоминанием и предостережением, к чему может привести бездумная фанатичная вера. Это же уму не постижимо, как христианская любовь к ближнему и вера в спасение души смогла в средние века так измениться, вывернуться, извратиться, что стала в руках деятелей церкви настоящим орудием уничтожения и даже геноцида (об этом тогда конечно не знали).

Как-то я читала книгу об инквизиции и меня потряс факт, что в городке, насчитывающем примерно 600 человек, за год было сожжено порядка 300 человек. В подавляющем большинстве женщин (!) Получается, что костры горели постоянно и казни шли чуть ли не ежедневно, а жестоко уничтожен был каждый второй.

Как такое могло случиться?! И другой, не менее страшный вопрос: а не может ли это повториться?

После музея пыток именно такие мысли крутились у меня в голове.

Замечу, что музеи пыток в Европе распространены, так же как и музеи средневекового оружия. Даже в таком симпатичном маленьком городке как Чешский Крумлов есть свой музей пыток. Похожая история и в Германии. Казалось бы, что могло случиться в таком сказочном городке как Ротенбург об дер Таубер. Однако, и здесь на одной из улочек, видны устрашающие вывески и орудия пыток.

Крыльцо музея пыток в немецком городке Ротенбург об дер Таубер.

История пыток

Человечество использовало пытки с незапамятных времен, но именно в эпоху средневековья они приобрели чудовищные масштабы.

1215 год. Папа Римский Иннокентий III создал особый церковный суд католической церкви — Инквизицию.

Инквизиция - Святой отдел расследований еретической греховности, назначение которого бороться с ересью.

Ересь — дословный перевод «выбор». Соответственно, святая инквизиция боролась с неправильным выбором, как мы понимаем очень удобный термин для навязывания единственно верного выбора и установления власти.

1229 год. Папа Римский Григорий IX учредил в Южной Франции церковный трибунал, задача которого «обнаружение, наказание и предотвращение ересей».

1478 год. Папа Римский Сикста IV выдал санкции на учреждение испанской инквизиции.

1483 год. Томас Торквемада возглавил трибунал испанской инквизиции. Он же — один из авторов знаменитого Кодекса.

Экономически трибунал был выгоден и католической церкви, и королям, т.к. конфискованное у еретиков имущество поступало в папскую и королевскую казну, служило фондом для поддержания и создания новых отделов трибунала.

Только в Испании деятельность святой инквизиции привела к тому, что за 70 лет активной борьбы с ересью, численность населения упала на 4 000 000 человек (с 10 млн. до 6 млн.).

Тем не менее процессы святой инквизиции продолжались, перешли в другие страны Европы и даже в колонии. Штат Гоа в Индии был португальской колонией и в нём тоже была инквизиция.

Интересно, что церковная власть совершала дознание — добивалась (с помощью пыток) признания или отречения. Казнь же совершалась светской властью, светским судом. Таким образом, у дознателей всегда были чистые руки. Даже приговор не мог объявляться в пределах церкви, т.к. нарушал главный закон — «Не убий».

Вот такая история...

На протяжении нескольких столетий инквизиция в лице римско-католической церкви использовала страшные методы для допроса подсудимых.

Зачастую, расправы над еретиками выносились на всеобщее обозрение. Для них в городах даже существовали специально отведенные места – театры казней.

В конце XVII века на некоторые истязания были введены ограничения, а спустя еще век все их официально запретили.

Великое покаяние

В октябре 1997 года католическая церковь впервые официально признала свою вину и покаялась в грехах инквизиции. Произошло это в итальянском городе Болонья.

Тогда же были реабилитированы многие исторические личности. В том числе Джордано Бруно, Джироламо Савонарола, чешский теолог Ян Гус, возглавивший движение против папского абсолютизма и сожженный в 1415 году.

Католическая церковь изучила причины возникновения такого ужасающего явления как Святейший церковный суд и сделала вывод:

«... Мы должны по мере сил сдерживать тенденцию церкви трансформироваться в государство, благодаря которой и стала возможной инквизиция».

Вот и ответ на мучивший меня вопрос — возможно ли повторение истории. Создание любого религиозного государства, какой бы конфессии оно ни было, — опасно.

Ну а теперь вернёмся к истории, и двум пражским музеям пыток.

Что можно увидеть в музеях пыток

В обоих музеях можно познакомиться с экспонатами, реалистично передающими, какие муки испытывали люди в средние века, попавшие в руки заплечных дел мастеров. Нужно отметить, что изобретатели этих инструментов были отлично знакомы с анатомией человека, поэтому каждая пытка приносила жертве максимально возможную боль.

Одна из них – «наказание стеной». Изменников полностью замуровывали в стену или оставляли на поверхности верхнюю часть туловища. В обоих случаях провинившихся ждала неизбежная смерть.

«Сжигание» можно отнести к классике пыточного жанра: кто не помнит пламенеющих ведьм на костре? Кстати, в той же Флоренции, где погода изменчива и часто бывают неожиданные короткие дожди, смертная казнь через сожжение иногда играла роль Провидения. Так под известным религиозным деятелем Джироламо Савонаролой, приговорённым судом инквизиции к сожжению, уже был разведён костёр, но неожиданно начавшийся дождь, загасил пламя. В таких случаях считалось, что в судьбу приговорённого вмешался сам Бог. Вина с человека снималась и его отпускали.

Однако, правосудие часто использовало огонь не только для исполнения смертных приговоров, но и для истязаний. В отличие от погоды, настроение святой инквизиции всегда было ровным, а дознаватели были ребятами набожными и трудолюбивыми. От них можно было ожидать только одного подарка — быстрой смерти.

С помощью дыбы тело подсудимого растягивали в обе стороны. Смерть в итоге наступала из-за разрыва суставов. Как-то, на средневековом фестивале , который проходил в Подмосковье, мы рискнули узнать на себе, что такое дыба. Совсем чуть-чуть. Пара оборотов колеса — больно и дико страшно. Хоть мы и смотрим на орудия пыток с любопытством и даже шутим по их поводу, но вот коснись ими тела, и поднимается какой-то генетический ужас.

«Испанский сапог» сдавливал ногу подобно череподробилке, кости жертвы раскалывались на мелкие кусочки.

Все эти жуткие экспонаты находятся в музеях пыток. Есть среди них и кол, и стулья с шипами, и саркофаг с тончайшими лезвиями, крюки, пилы и многие другие страшные орудия, демонстрирующие все разнообразие человеческой извращенной фантазии.

Два музея

Перед тем, как написать эту статью, мы внимательно изучили интернет. В статьях встречается общая ошибка: даётся сайт одного музея, а адрес другого.

Оба музея находятся в историческом центре Праги, в туристических местах. От одного до другого 10 минут пешком.

Первый на улице Celetná 12 рядом со Староместской площадью, где стоит памятника Яну Гусу. Ян Гус был сожжен не здесь, а в Германии. На площади в Чехии только памятник великому человеку.

Интересный факт: Ежегодно 6 июля в Чехии и Словакии повсеместно зажигают костры в память о Яне Гусе.

Этот музей, действительно, похож на музей. В нём есть витрины, экспонаты, пояснения.

Второй музей пыток находится вблизи Карлова моста. На улице Křižovnické náměstí 194/1.

Создатели этого музея попытались приблизить нас к реальности: музей занимает подвал, стены каземата навевают тоску и безысходность. Усиливается гнетущее состояние тем, что орудия пыток «применяются» к восковым фигурам, изображающим (и очень натурально) страдающих людей. Посетители этой экспозиции могут увидеть, как работали инструменты пыток.

Музеи отличаются по времени работы, цене и предложениям, антуражу.

Идти в оба музея, на наш взгляд, смысла нет. Побывав в одном, можно составить представление о пытках и казнях.

Музей пыток вблизи Староместской площади

Как добраться

  • на метро. Выберите линию А (зеленая ветка) и выйдете на станции Staroměstská. От метро идете по указателям в сторону Староместкой площади по улице Kaprova. Пешком 500 метров.
  • на трамвае. Трамваи под номерами 17, 18, идут до остановки Staroměstská

Адрес музея

Museum středověkých mučicích nástrojů
Celetná 12
110 00 Praha 1

Стоимость билетов

  • обычный билет 160 Kč / 6 EUR
  • дети, студенты, пенсионеры 100 Kč / 4 EUR
  • Семейный 2+2 (дети до 15 лет) 420 крон
  • школьные группы 60 Kč / 3 EUR

Часы работы

ежедневно с 10:00 до 20:00

Телефон: +420 224 282 483

Официальный сайт: museumtortury.cz

Обратите внимание! У этого музея есть комбинированный билет.

Купив один билет, вы сможете посетить по нему сразу два музея:

  1. музей восковых фигур
  2. музей пыток

Стоимость комбинированного билета

  • обычный билет 270 Kč / 10 EUR
  • дети, студенты, пенсионеры 150 Kč / 6 EUR
  • Семейный 2+2 (дети до 15 лет) 580 Kč / 22 EUR
  • школьные группы 90 Kč / 4 EUR

Музей пыток возле Карлова моста

Как добраться

  • на метро. Выберите линию А (зеленая ветка) и выйдете на станции Staroměstská. От метро поверните на улицу Křižovnická, идите по ней в сторону Карлова моста мимо Климентинума. От метро до музея 350 метров.
  • на трамвае. Трамваи под номерами 17, 18, идут до остановки Staroměstská или Karlovy lázně

Адрес музея

Křižovnické náměstí 194/1, Praha 1.

Цена билетов

  • Взрослый: 160 Kč
  • Льготный: 100 Kč
  • Семейный: 420 Kč

Время работы

С 10:00 до 22:00 вечера

Пражский музей пыток — один из самых востребованных музеев города. Оно и понятно, людей всегда тянет к запретному. Музей небольшой, находится ниже уровня земли, что придает помещению более интересную атмосферу. Среди экспонатов можно встретить и очень старые орудия пыток и более свежие — средневековые. При музее есть небольшой магазинчик, в котором можно купить сувениры на соответствующую тематику. Экспозиция немного меньше чем в , но не менее интересна. Слабонервным посещать можно. Хотя, конечно, много зависит от собственной фантазии))

Огромному количеству людей, не смотря на то, признаются они в этом или нет, нравится наблюдать за мучениями других (кто не отрывал мухам крылья?). Кроется это в особенности человеческого организма, а точнее в его нервной системе. Человек может представить себя на месте жертвы, чувствовать её страдания, но при этом быть в полной безопасности. Особо отличились пытками средние века. По истине, не здоровая фантазия временами выдавала очень необычные способы изуверств, поражающие воображение обычного человека. Достаточно часто пытки были неотъемлемой частью казни, хотя нередки были и случаи, когда смерть человека в процессе пытки была случайной.

Естественно, пытки можно было использовать (и использовали) не просто для удовлетворения эстетических чувств инквизиции, но и для получения от жертвы какой-либо информации. К слову, слово «инквизиция» имеет значение «допрос, дознание». По сути, инквизиторы вынесли пытки на уровень судопроизводства, где главным критерием было получение необходимой информации, нежели истина. Надо ли говорить о том, что подавляющему большинству проще было сознаться в преступлении и быть казнённым, чем терпеть мучения и всё равно быть казнённым…

Использовались пытки во все времена, начиная с древности и по всему миру. Спадать активность применения начала только к концу 18-го века. Правда, в 20-м они вновь находят широкое применение в нацистской , Китае и ещё нескольких регионах. В настоящее время пытки запрещены практически всеми странами, но… как знать.

Вернёмся к музею. Музей находится, что характерно, под землей. Вниз ведёт винтовая лестница.

Замуровывание или «Наказание стеной». Эта казнь известна со времён тёмного средневековья. В основном замуровывание применяли к изменникам. Кроме обычного замуровывания, когда человека полностью закрывали в стене (где он умирал от удушья) применяли ещё и частичное замуровывание. В этом случае, как на снимке, человек вполне мог дышать, асфиксия ему не грозила и умирал он чаще от обезвоживания.

Сжигание. Наверное, самая известная казнь. Чаще всего, конечно, сжиганию предавали еретиков и ведьм. Хотя, что еретиком, что ведьмой могли назвать любого. Однако, огонь использовался не только для казни. Были достаточно распространены и пытки огнём. Так, например, еретику обмазывали ноги маслом и подносили к ним огонь. Обгорали ноги до костей.

Все фигуры выполнены очень достойно.

Дыба. Самая распространённая пытка. Жертве связывали руки и ноги и растягивали в разные стороны. При этом разрывались суставы. Часто растянутого на дыбе человека били кнутом. А некоторые дыбы снабжались дополнительно острыми шипами. Здесь мы видим западно-европейскую дыбу. Она характерна тем, что растягивали жертву в горизонтальном положении с помощью валиков, на которые с помощью рычага наматывалась верёвка.

Костедробилка. Человека как на дыбе растягивали на конструкции, а камнями, подвешенными тут же, ломали кости.

Позорные маски. Их надевали на болтунов и прочих не сознательных элементов. Функция масок была опозорить провинившегося человека (мы помним, что честь тогда ценилась гораздо выше, чем сейчас).

Клети. Широко использовали на Западе, однако, клети нашли применение и на Руси. Иногда под клетью разводили костёр и это, опять же, была пытка огнём.

На самом деле, скелет один. С обеих сторон — зеркала.

Палач и плаха.

Гильотина. Здесь всё понятно — приговорённого фиксировали в области шеи и острый нож, падая, отрубал голову. Очень популярная казнь, которая применялась практически по всей .

Основой, наверное, всех пыток было взять шип и вогнать его в тело. Зажим. Чем сильнее затягивалась резьба, тем сильнее шипы входили в тело жертвы.

Пояс верности.

Процесс казней проходил показательно, на них всегда присутствовало большое количество людей. Потому, можно найти немалое количество картин художников тех лет, которые детально отражают происходящее. Однако, при пытках, допуск «наблюдателей» был невелик, потому практически все изображения пыток были написаны со слов.

Колесование. Очень старая казнь. Хотя в России она применялась вплоть до 19-го века. Приговорённому сначала ломали все суставы и крупные кости, а затем привязывали к колесу и водружали на шест, где тот впоследствии и умирал.

По всему музею развешаны гравюры.

И инструкции.

«Что посмотреть в Праге?» — наверняка именно этот вопрос был одним из первых, которым вы задались, готовясь к поездке. Музеи составляют львиную долю достопримечательностей, посещаемых туристами в Чехии и других странах. Сегодня я расскажу о музеях восковых фигур в Праге – Grevin (он же Гревен) и Wax Museum, а в качестве приятного бонуса будет Музей Пыток. 🙂 Поехали!

Музей восковых фигур Grevin в Праге

Внимание, вопрос: где можно сфотографироваться сразу с Анжелиной Джоли и Бредом Питтом, Францом Каффкой и бравым солдатом Швейком, поиграть на пианино с маленьким Моцартом, обняться с великими хоккеистами Яромиром Ягром и Уэйном Гретцки и встретить сразу Барака Обаму, Дональда трампа и Ангелу Меркель?

Конечно же, в музее восковых фигур! C 2014 года в Праге таких музеев, после открытия филиала парижского Grevin, стало аж два. С него и начнем.
3 этажа, 3000 квадратных метров, несколько тематических экспозиций и десятки чешских и мировых знаменитостей – все это вы найдете в пражском музее восковых фигур Гревен. На мой вкус, это одно из тех мест, которые обязательно нужно посмотреть в Праге.

Музей восковых фигур Grevin в Праге. Ангела Меркель, Барак Обама и Дональд Трамп

Сразу в глаза бросается качество фигур и оформления музея. Всё здесь сделано для вашего удобства, чтобы вы могли получить массу впечатлений и сделать кучу отличных фоток.

При входе после покупки билетов (которые здесь чуть ли ни в два раза дороже, чем в другом аналогичном музее) вы можете сдать вещи в гардероб, после чего приветливый товарищ, говорящий, как минимум на трех языках, проводит вас в лифт, по пути кратко объяснив правила поведения в музее и отправит вас на третий этаж, с которого вам предстоит двигаться через разные экспозиции к выходу.

Музей восковых фигур Grevin в Праге. Петр Чех

Музей восковых фигур Grevin в Праге. Яромир Ягр

Фигуры в залах стоят без каких-либо ограничительных заграждений, освещение сделано так, чтобы фотографии получались отличного качества даже при использовании телефона. Возле некоторых персонажей можно найти различные атрибуты, которые можно нацепить на себя для придания атмосферности фото.

Музей восковых фигур Grevin в Праге. Швейк

Музей восковых фигур Grevin в Праге. Маленький Моцарт

Не буду оригинален, но попаду в точку, сказав, что лучше один раз увидеть (что мы и сделали этой зимой), чем сто раз прочитать и посмотреть фотографии в интернете. Рекомендую к посещению однозначно.

Музей восковых фигур Grevin в Праге. Элвис, Мик Джаггер и другие деятели искусств

Музей восковых фигур Wax Museum в Праге

Насладившись лоском и вылизанностью французского Grevin, очень интересно будет сравнить его с более аутентичным чешским музеем восковых фигур Wax Museum, который находится неподалеку на той же улице Celetná.

Музей восковых фигур Wax Museum в Праге. Яромир Ягр. Фото — www.waxmuseumprague.cz

Музей восковых фигур Wax Museum в Праге. Фредди Меркюри. Фото — www.waxmuseumprague.cz

Его нам удалось посетить в одну из прошлых поездок. Безусловно интерьеры и оформление, да и качество самих фигур здесь немного хуже, зато можно найти некоторых персонажей, которых нет в Гревен. Например, Фиделя Кастро, товарища Сталина, Ленина и других коммунистических лидеров, Адольфа Гитлера, корчащегося в муках, самых разнообразных звезд и исторических персонажей.

Музей восковых фигур Wax Museum в Праге. Вожди. Фото — www.waxmuseumprague.cz

И даже Владимира Владимировича Путина (по крайней мере несколько лет назад он там был) в странной каракулевой шапке и стильных ботах. 🙂 Он особенно доставил.

Музей восковых фигур Wax Museum в Праге. Путин.

Цены на билеты, которые тут сильно ниже, чем в Grevin, отражают качество музея. Оно и понятно, ведь открыт он был сильно раньше. Зато здесь царит какая-то своя неповторимая атмосфера.

Музей восковых фигур Wax Museum в Праге. Швейк. Фото — www.waxmuseumprague.cz

Не знаю точно почему (видимо одна контора держит два музея), но для желающих немного сэкономить, есть возможность купить билет, который позволит посетить сразу Wax Museum и Музей Пыток, о котором я расскажу ниже.

Здесь на нескольких этажах на площади 400 квадратных метров собрана экспозиция, погружающая посетителей в жутковатую атмосферу средневековья. В музее представлены самые разнообразные и изощренные орудия пыток и наказаний, применявшихся в средневековье.

Музей пыток в Праге. Фото — www.museumtortury.cz

Экспонаты сопровождаются краткими описаниями с историческими экскурсами, а местами добавлены визуальные и аудио эффекты, еще глубже погружающие туристов в мрачноватую атмосферу страданий и боли.:)

Музей пыток в Праге. Фото — www.museumtortury.cz

Как по мне, так это весьма занятное место. Так что если вы хотите разбавить свой небольшой дозой средневекового насилия, то Музей Пыток – это именно то, что вам нужно.

Адрес музея: Celetná 12
Официальный сайт
Часы работы: ежедневно с 10-00 до 20-00.