Музей льна и бересты в костроме

Музей льна и бересты находится в Костроме, на улице Терешковой. Музей был организован 9 сентября 2005 года. Здесь соединены в единое целое, на первый взгляд, несовместимые вещи – береста и лён. Музей был создан уроженкой Костромы Забавиной Натальей Павловной. Сегодня – это одна из наиболее посещаемых достопримечательностей Костромы.

Сказочный теремок окружен зелёными лужайками, яркими цветниками, ручейком, причудливо изогнутыми мостиками, радующими взгляд гостей музея.

Экскурсия по музею льна и бересты начинается с зала льна. Здесь гости музея могут своими глазами увидеть весь процесс чудесного превращения соломы и в крестьянскую одежду. Льноводство, прядение и ткачество – это исконные промыслы населения Костромы. Уровень ткачества был достаточно высоко развит. Широко применялись различные приемы кручения нитей и формирования из них шнурков для украшения предметов одежды. Археологический материал, представленный в музее, свидетельствует о том, что уже с 10 века ткали на вертикальном ткацком стане.

Лен являлся основным материалом, который использовался для пошива одежды. Усцинка и полотно шли на женские мужские рубахи, убрусы и полотенца. Для верхней одежды использовалась грубая ткань – вотола. Рубаха изо льна составляла основу женского костюма, поверх нее в праздничные дни одевали богатую рубаху, украшенную по рукавам и подолу разноцветной тесьмой с охранительными узорами.

В зале льна не обделено вниманием не только ручное, но и фабричное производство этого материала. Особое развитие в Костроме оно получило в середине 19 века «Михинская», «Зотовская», «Кашинская» - так до сегодняшнего дня костромичи называют современные текстильные комбинаты, которые расположены в корпусах, построенных в конце 19 - начале 20 веков. Первая льнопрядильная фабрика была основана московскими купцами А.А. и К.А. Зотовыми в 1859 году. На фабрике изготавливали белые и суровые полотна, коломенку, равендук, рогожку, скатерти, салфетки, носовые платки, полотенца, мешочное полотно и другие.

Одежда - интересное направление этнографического исследования, широко представленное в музее. На выставке представлены сарафаны различных типов; распашные косоклинные, глухой косоклинный, круглые кубовый и пестрядинный, шелковые сарафаны с шугаями, а также женские рубахи и рукава. Интересными экспонатами музея являются головные уборы.

В зале бересты посетителей, прежде всего, привлекают персонажи из русских сказок, которые выполнены в технике плетения из бересты. Экскурсовод начинает свой рассказ с повествования о традициях изготовления старинных изделий из бересты: лукошек, поршней, пестерей, лопатошников, собранных в этнографических экспедициях по Костромскому краю.

Берестяных предметов здесь представлено достаточно много. Наиболее просты в изготовлении изделия, выполняемые из куска бересты. Некоторые можно сделать прямо в лесу - берестянки, ковшики, ложки. Изготовление же туесов, набирух, коробов требует особенных знаний и определенных навыков. Особое место среди изделий из бересты занимают плетеные изделия. Они изготавливаются из берестяной ленты, которую нарезают из пласта бересты или снимают с березы спиралеобразным способом.

Помимо старинных изделий в этом зале представлены работы из бересты современных мастеров, которые продолжают традиции древнего ремесла: Гаврикова А. Ю., Забавиной Н.П., Семеновой Г. Н., Дырмовского В.П. и других.

В музее льна и бересты каждый желающий может пройти мастер-класс по изготовлению берестяного сувенира своими руками, на котором можно научиться работе с берестой и сделать памятный подарок с символом Костромы. Другие мастер-классы посвящены изготовлению куклы-оберега и ткачеству.

Посетители музея могут также приобрести на память подарок изо льна или бересты в сувенирном отделе, где в широком ассортименте представлены украшенные уникальной авторской росписью и тиснением туеса, хлебницы, шкатулки, игрушки, обереги и многое другое. Многие изделия этого отдела изготовлены в мастерской музея.

Отдельный зал музея – это выставка-продажа современных изделий изо льна. Здесь можно увидеть и приобрести всё, чем богата современная "льняная " Кострома: салфетки и скатерти, полотенца и постельное бельё, сарафаны и платья, народные рубахи, шитая и вязаная мужская, женская и детская одежда.

Музей льна и бересты внешний вид.

Музей льна и бересты. Кострома. Наш фотоотчет и отзыв, зима 2014. Вся информация взята с официального сайта Музея льна и Бересты в Костроме.

Часы работы и стоимость посещения

В осенне-зимний период (с 1 октября по 30 апреля), музей открыт с 9.30 до 17 в будние дни и воскресение, суббота с 9.30 до 18.00, выходной — понедельник

Входной билет — 70 рублей взрослый, 40 рублей детский.

Экскурсия — 200 рублей с группы. Продолжительность 30 минут

Мастер-класс по изготовлению изделий из бересты – 150 руб./чел.

Мастер-класс по ткачеству и изготовлению тряпичной куклы-оберега – 150 руб./чел.

Продолжительность мастер-классов 45 минут.

Зал льна на первом этаже.

Лён — росток русской культуры, из которого с давних времен получают льняное волокно, называемое «северный шелк» и используемое для выработки тканей и изделий бытового и производственно-технического назначения. Это одежда, предметы интерьера, брезенты, пожарные рукава, защитная одежда и мягкая тара. Из него изготавливаются основы для лучших ковров и линолеума, двунитки для рукавиц, холсты для художников. В течение многих лет волокно льна было одним из доминирующих продуктов российского экспорта. В России сосредоточена самая большая в мире льняная сырьевая база и перерабатывающая промышленность. Более миллиона гектаров земель раньше отводили под посевы льна. На протяжении многих веков лён одевал и кормил людей. И если говорят, что хлеб - всему голова, то будет справедливо сказать, что лён - всему душа. Лён был всегда особой культурой на Руси. Он кормил, лечил, согревал телесно и душевно.

Льноводство и связанные с ним прядение и ткачество являются исконными и традиционными промыслами населения Костромского края. Почти одновременно с выращиванием зерновых культур население осваивало и технические - лен и коноплю.

В древнерусские времена, когда была основана Кострома, прядение и ткачестве занимали одно из важнейших мест в хозяйстве, как промыслы, тесно связанные с изготовлением одежды и других предметов быта. Уровень ткачества уже в то время был достаточно высок. Существовали разнообразные приемы кручения нитей, образования из них простых и сложных шнурков для украшения одежды. Древнерусский ткач применял разные системы ткацких переплетений: полотняное — когда нити основы и утка располагаются в шахматном порядке (т.е. перекрывают друг друга по очерёдно); саржевое — при котором нити располагаются со сдвигом так, что образуется рисунок из фрагментальных полос; а также тканье «браной» и «закладной» техникой. Археологический материал свидетельствует, что уже с X века тканье производилось на ткацком вертикальном стане, который отличался от крестьянского стана XIX вв., т.к. конструктивные и технические элементы, созданные в XIII веке -ремизный аппарат, бердо (батан), новая форма челнока — являлись основой и деревенского станка.

Лен был основным материалом, из которого в то далекое время шили одежду Льняная ткань, различавшаяся по качеству и фактуре, использовалась по разному. Полотно и усцинка шли на мужские и женские рубахи (сарафанов еще не было) убрусы, полотенца. Для верхней одежды применялась грубая ткань -вотола. Были и другие названия льняных тканей — частина, тончина. Основой женского костюма была рубаха из льна, поверх которой в праздники одевалась богатая рубаха, украшенная по подолу и рукавам разноцветной тесьмой с магическими охранительными узорами. Дополнял женский костюм головной убор -венец или очелье, и целый набор головных, шейных, нагрудных, наручных украшений. Сделанные из золотистой бронзы, они в древности ярко горели, освещаемые лучами солнца, и сами как символы солнца, не только богато украшали девушку, женщину, но и охраняли, оберегали ее (обереги), по поверьям, от всего злого в мире. Старые люди говорили: Если лен не сгноен на земле, - ему сто лет нет сносу.

Новый значительный импульс льнообработка получила в Костроме в середине XIX века в связи с формированием крупной льнопромышленности. «Зотовская», «Михинская», «Кашинская» - до сих пор так называют костромичи современные комбинаты, расположенные в корпусах, выстроенных в конце XIX — начале XX вв. для первых льноприядильных и льноткацких фабрик. Одна из первых льнопрядильных фабрик была основана в 1859 г. московскими купцами А.А. и К. А. Зотовыми на 1600 веретен. В 1901 г. на фабрике работало 23 тыс. веретен. В Товарищество входило льнопрядильное, ткацкое и белильное отделения с числом рабочих более 2 тыс. человек. На фабрике изготавливали полотна суровые и белые, равендук, коломенку, рогожку, салфетки, скатерти, платки носовые, полотенца, мешочное полотно и т.д., всего в 1901 г. было выпущено 3200 аршин продукции. В 1866 г. московскими купцами П.М., СМ. Третьяковыми, В. Коншиным и костромским купцом К.Я. Кашиным было создано Товарищество Новой Костромской Льняной мануфактуры (НКЛМ). НКЛМ состояла из льнопрядильной и льноткацкой фабрик.В начале XX в. НКЛМ было самым крупным предприятием в России по обработке чистого льна: на нем работало около 6 тыс. человек. За 45 лет — с 1866 по 1913 гг. — производство выросло почти в 23 раза: с 418 аршин ткани по 9 583. На НКЛМ выпускались белые, суровые, окрашенные полотна — рогожка, коломенок, носовые платки, столовое белье, ткани для платьев, равендук и многое другое. К 1913 г. были выпущены юбилейные полотенца очень высокого качества с изображением юбилейных дат: 1613-1913 гг. и гербов: Российской империи и Романовского. Такие полотенца были преподнесены в дар императору Николаю II во время его пребывания в Костроме в мае 1913 г. При Товариществе НКЛМ существовали механические; мастерские по ремонту машин и постройке новых. Костромские фабрики отличались высоким техническим уровнем — использованием механическим станков иностранного производства (в основном английских фирм Платт, Лаусон, Мекки и др.), паровых машин, дизелей.


Одежда - очень интересное направление этнографического изучения. Кроме своего основного назначения — предохранять человека от воздействия внешней среды, одежда имеет множество других разнообразных функций. Она носит ярко выраженный знаковый характер, являясь отметкой половозрастной, социальной, этнической, профессиональной и др. принадлежности человека. Традиционная одежда связана с различными особенностями духовной жизни народа, включая эстетические и религиозные представления. На выставке показаны сарафаны разных типов; глухой косоклинный, распашные косоклинные, круглые пестрядинный и кубовый, шелковые сарафаны с шугаями, женские рубахи и рукава. Очень интересными и важными экспонатами являются головные уборы.

Зал бересты — второй этаж.
























Приемы сбора, обработки и использования бересты для изготовления изделий хотя и традиционны в своей основе, все же имеют некоторые особенности. Несмотря на то что береза считается одним из самых распространенных в России деревьев, относиться к ней следует очень и очень бережливо. Бересту лучше заготавливать вдали от селений, в местах, специально отведенных для рубки леса, и на лесоповалах. Не один километр порой приходится выходить, чтобы найти подходящее дерево.
Время и место заготовки также имеют немаловажное значение. Мастера берут материал с дерева, когда закончится весеннее сокодвижение (обычно это бывает в мае - июне). Необходимо хорошо знать свойства берёсты, чтобы с такой требовательностью относиться к месту заготавливания. Одни мастера снимают кору только с тех деревьев, которые растут на возвышенностях, другие отдают предпочтение тем, которые находятся в низинах. И каждый умелец прав по-своему, поскольку владеет только ему одному известными секретами. Всё же большинство считают, что лучшая берёста - из смешанного леса. А вот с берёз, растущих в болотистых местах, брать берёсту не стоит.
И вот что характерно, мастер просто так не загубит дерева, а берёт берёсту только в местах заготовки дров, лесозаготовок. Ну а пока вы не имеете такого опыта, кору нужно брать только с того дерева, которое упало либо отжило свой век, или спилено в местах зеленого строительства, расчисток, лесозаготовок. Нельзя губить живое, красивое, растущее дерево. Присмотритесь внимательно к коре - она многослойная. Самый нижний слой, около ствола, крошится, для работы он не годится. Верхний, слишком тонкий, слой также приходится счищать.
Но и та кора, что осталась, имеет много слоев, для некоторых работ её ещё можно разделить и получить тонкие пластинки. Не следует выбрасывать кору с чёрными трещинами, бугорочками, наростами, они очень декоративны, привлекательны и придают изделиям неповторимый вид, за что и ценятся.
Существует несколько способов заготовки берёсты в зависимости от того, что из неё будут делать. Для объёмных, цельных изделий - коробов, корзин - снимают кору целиком, цилиндром, как чулок, однако эта работа требует большого опыта и навыков, поэтому такой способ мы не рассматриваем. Для нашей работы будет необходима пластинчатая кора.
От величины пластинки часто зависит размер изделия, поэтому так важно правильно заготовить берёсту. Просто так содрать кору не получится, это не липа. Следует сделать глубокий, до самой древесины, разрез ножом - наискось вдоль и поперёк ствола. Далее кухонным ножом или подобным ему инструментом нужно подцеплять кору, отодвигая её от ствола. Необходимо быть внимательным, чтобы не порвать кору, спешить не стоит.
Хранят берёсту в прохладном затемнённом месте. Ровные листы складывают в пачку, накрывают бумагой, сверху кладут груз. Материал с бугорками и наростами сохраняют в естественном виде.

У каждого народа, населяющего Россию, сложились давние самобытные традиции изготовления предметов быта из местных природных материалов. Одни изделия дошли до наших дней без изменений, другие - в усовершенствованном виде, а третьи если не исчезли, то стали уделом археологических и этнографических экспедиций. Сохранившиеся предметы легко вошли в современный интерьер; и ныне благодаря своей красоте, целесообразности и высоким художественным качествам они являются не только элементами быта, но и произведениями традиционного народного искусства. Названий самой бересты, заготовок из нее и особенно изделий в России великое множество. Эти названия отражают как местные особенности, где они возникли, так и самобытность, влияние друг на друга разных российских народов - вепсов, карелов, коми, манси, нанайцев, русских, ульчей, финнов, хакасов, якутов и многих других.













Предметов из бересты чрезвычайно много. Наиболее просты по форме и изготовлению изделия из куска бересты. Некоторые из них можно сделать прямо в лесу - это ковшики, ложки, берестянки. Изготовление других - туесов, коробов, набирух - требует знаний о шовном материале, видах швов и соединений. Еще более сложным является изготовление туесов (бураков) - берестяных сосудов из целого, снятого в виде трубки отрезка бересты, так называемого сколотня. Туеса и предметы, сделанные из куска бересты, практически всегда украшаются тиснением, резьбой, росписью, аппликацией, что придает им дополнительное изящество и выразительность. Особое место среди берестяных изделий, благодаря своеобразному способу их изготовления, занимают плетеные изделия. Они отличаются удивительным богатством форм и размеров -от маленьких дорожных солонок до огромных кошелей (пестерей) для переноски тяжестей, от изящных вазочек и шкатулок до лаптей и детских игрушек. Плетеные изделия изготавливаются из берестяной ленты, которая может быть нарезана из пласта бересты или снята с березы оригинальным спиралеобразным способом.

В музее представлены изделия современных мастеров–берестянщиков, продолжающих традиции древнего ремесла: Забавиной Натальи Павловны, Гаврикова Александра Юрьевича, Семеновой Галины Николаевны, Дырмовского Виктора Петровича и д.р.

Адрес музея: Россия, г. Кострома, ул. Терешковой, дом 38

Отличаясь душевной и уютной обстановкой Музей льна и бересты собрал в своих залах милые экспонаты, в изготовлении которых каждый сможет поучаствовать лично.

Основанный в 2005 году костромчанкой Натальей Павловной Забавиной, этот уникальный музей заслужил всеобщую любовь, став в одном ряду с популярными Костромскими достопримечательностями (к примеру, ).

И дело не столько в умело созданной экспозиции, в которой изделия из бересты гармонично уживаются с льняными экспонатами, сколько в возможности прикоснуться к приглянувшимся изделиям, принять участие в их изготовлении. В стенах чудо-терема, окруженного садом, посетителей познакомят со старинными народными промыслами, научив пользоваться прялкой и объяснив принцип берестяного плетения.

Ведь основная концепция музея не ограничивается демонстрацией богатой коллекции уникальных изделий из природных материалов. В отличие от большинства подобных заведений, Музей льна и бересты позволяет всем желающим «прикоснуться» к старинной технике создания представленных здесь работ.

И хотя в первую минуту может показаться, что все эти вещи нам не слишком близки, достаточно вспомнить быт наших далеких предков (русичи издавна носили льняную одежду и лапти, являвшиеся единственной доступной разновидностью легкой обуви), как все сразу станет на место.

А какой восторг у подрастающего поколения вызывает экскурсия по Музею льна и бересты, больше напоминающая интересную, красивую и познавательную театральную постановку с одетым в национальный наряд экскурсоводом, в качестве единственного действующего лица.

Музей льна и бересты. Льняной промысел

Позволив себе сполна насладиться Музеем льна и бересты, туристы обычно присоединяются к организованной экскурсии.

А начинается она с так называемого «зала льна», в котором льняная солома совершенно невероятным образом (по меркам современного человека) превращается в великолепную рубаху, образца прошлого века.

Так, присев за старинную прялку мастерица творит «обыкновенное» чудо – весело крутится веретено, а умелые пальчики аккуратно вытягивают из кудели льняную ниточку.

Следует отметить, что льняная экспозиция – нечто большее, чем старорусские одеяния. Среди прочих интересных экспонатов в зале выставлены современные ткани, всевозможная одежда, скатерти, салфетки, обереги, тряпичные куклы, панно, гобелены и традиционные русские головные уборы, костюмы, сарафаны и рубахи различного фасона и кроя.

Неспроста ведь лен на Руси назывался «северным шелком» и являлся доминирующим продуктом российского экспорта. Под его посев раньше отводилось около 1 млн. га плодородных почв, что позволяло одевать и кормить целые поколения.

Считалось, что лен (особенная для русичей культура) – всему душа, лечившая и согревающая не только телесно, но и душевно. Он использовался в производстве одежды (в том числе и защитной), предметов интерьера, пожарных рукавов и мягкой тары. Из него же изготавливались художественные холсты, двунитка для рукавиц и красивые ковры.

При этом костромские умельцы еще с древнерусских времен возвели ткацкий промысел на достаточно высокий уровень. Древнерусские ткачи знали различные способы кручения нитей, создания из них сложных и простых шнуров, применяемых в качестве декоративных элементов. Ими же были разработаны целые системы ткацких плетений: полотняное, саржевое (на ткани образовывался рисунок из фрагментов полос), «бранная» и «закладная», не забытые и сегодня.

Согласитесь, есть чем гордиться!

Зал бересты

Выслушав интересный рассказ об обработке льна, изучив фабричные и ручные шедевры, экскурсанты переходят во второй зал, посвященный бересте.

Поднявшись по кованой лестнице, гости музея льна и бересты предстают перед берестяными героями русских сказок:

  • волшебный дракон, который просит «положить покрупней»;
  • бычок (скорее всего соломенный) смотрит грустными глазами и просит «покорми меня деньгами, буду счастлив вместе с нами»;
  • тигр грозно рычит: «Денег не жалей – все пойдет на наш музей!»
  • мышка-норушка тихонечко попискивает: «Не пожалей монетки мне – вернется все к тебе вдвойне»;
  • змея, «обещающая» удачу каждому, кто положит денежку в ее сундучок.

Оказывается, денежки любят все…

Тем временем экскурсовод продолжает увлекательный рассказ о старинных берестяных изделиях, найденных во время различных экспедиций, фигурах сказочных персонажей и современных предметах обихода.

Он же показывает выставленные здесь работы:

  • Дырмоского Виктора Петровича, среди которых почетное место занимает берестяной чайный сервиз и самовар (действительно работающий);
  • Любви Борисовны Лебедевой, Натальи Павловны Забавиной, Галины Николаевны Семеновой и прочих мастеров, творящих в наши дни.

На самом деле, берестяных предметов очень много. Самые простые из них изготавливаются из кусков бересты (к примеру, ложка, ковшик и берестянка). Чаще всего они украшаются аппликацией, росписью, резьбой или тиснением, для придания изделиям особого изящества и выразительности.

Более сложные изделия, к числу которых относятся короба, туеса и набирухи, невозможно создать без специфических знаний о шовных материалах, видах соединений и швов. При этом самым сложным считается производство бураков – сосудов из цельного отрезка бересты, известного как сколотень (отрезок бересты, снятый в виде трубы).

Отдельного внимания заслуживают плетеные изделия. Изготавливаемые из берестяной ленты (снимается спиралевидным способом с березы или нарезается с пласта бересты), они отличаются поразительным разнообразием размеров и форм. На всеобщее обозрение выставлены:

  • маленькие дорожные солонки и разноплановая посуда;
  • огромные кошели (котомки), в которых в старину переносили тяжести;
  • кузовки, лукошки и шкатулки;

  • берестяная скатерть и «продвинутые» лапти (одеваются на левую и правую ногу);
  • рожок, звучание которого просто завораживат;
  • изящные вазочки и детские игрушки.

Есть даже блокнот в берестяной обложке, выполненный основательницей современной берестяной школы – Валентиной Евстигнеевной Шантыревой. Хотя достоверно известно, что традиционно обрабатывали бересту мужчины, в то время как женщины вышивали и ткали льняные полотна.

Где приобрести сувениры

В музее льна и бересты под выставку (продажу) современных льняных товаров, выполненных в местной мастерской, отведен весь подвальный этаж.

Чего здесь только нет! Вниманию посетителей представлен широкий ассортимент салфеток и постельного белья, полотенец и скатертей, одежды.

Берестяные же изделия и всевозможные сувениры продаются у входа в музей.

Мастер-классы в музее льна и бересты

Что же делать, если не хочется ничего покупать? Отличным решением может оказаться собственноручно изготовленный сувенир. Для этого достаточно присоединиться к одному из проводимых мастер-классов (ткачество, изготовление традиционной куклы-оберега или работа с берестой).

Местные легенды. Птица счастья

Если хорошенько присмотреться, по центру зала бересты кружится птица счастья, с которой связана весьма интересная история.

Начинается она в одном селении близ Архангельска, где проживала обычная крестьянская семья. Но, однажды приключилась беда – доченька младшая тяжело заболела. И, несмотря на то, что на дворе выла метель, девочке, во что бы то ни стало, захотелось увидеть птицу. Благо, отец ее оказался знатным ремесленником. Вот и смастерил он малышке птицу, сложив вместе два древесных веера.

Воротился мужичок в избушку и повесил чудо-птицу под потолком, приведя доченьку в восторг. От радости она очень быстро поправилась, а слава об этом чуде очень быстро разнеслась по округе…

Место, где дышится легко

Вот и пришла пора прощаться с очередным сказочным теремом, которыми так богата Кострома. Впрочем, музей льна и бересты, расположенный недалеко от ее центра, обладает собственной неповторимой атмосферой. Здесь пахнет сухими травами и древесиной, а душу переполняет спокойствие и умиротворение, чего так часто не хватает в повседневной жизни.

Адрес: 156002, г. Кострома, ул. В.Терешковой, д.38. Время работы: с 1 мая по 30 сентября с 09:30 до 18:00, без выходных; с 1 октября - 30 апреля с 09:30 до17:00 (вторник, среда, четверг, пятница, воскресенье), с 9.30 до 18.00 (суббота), выходной - понедельник. Цены: взрослые - 100 руб., дети - 50 руб., экскурсия (30 мин) - 250 руб. с группы мастер-классы - 150 руб. с человека.

Музей традиционных ремесел в Костроме

Кострома - город старинный, с богатым прошлым. И раскрывается оно не только в исторических памятниках, связанных с великими событиями прежних лет, но и в традиционных народных промыслах, бережно сохраняемых для нынешних и будущих поколений. Так, 2005 год стал годом открытия Музея льна и бересты , разместившегося в красивом, словно сошедшем со сказочной картинки, тереме, окруженном цветущей лужайкой с журчащими ручейками. Создательницей его стала Забавина Наталья Павловна, родившаяся в Костроме .

Экспозиция музея льна и бересты

В небольших помещениях разместились две экспозиции, посвященные льну и бересте. Издавна в местных краях выращивали лен, а потому прядение и ткачество были исконными промыслами жителей еще со времен Древней Руси. Уже тогда были известны разные техники кручения нитей и создания льняных тканей, из которых изготавливали одежду и различные предметы быта. С середины XIX столетия в городе начинает активно развиваться льняная промышленность, создаются льнопрядильные и льноткацкие фабрики. Ассортимент выпускаемой продукции был многообразным: скатерти, полотенца, ткани для одежды, постельное белье и т.д. К 300-летнему юбилею Дома Романовых местной мануфактурой были выполнены специальные полотенца, которые были украшены цифрами 1613 - 1913 и гербами Российской Империи и династии Романовых. Такие изделия вручили Николаю II, когда он был с визитом в городе в мае 1913 года по случаю праздничных мероприятий.
Обо всем этом и многом другом расскажет экскурсовод, знакомя посетителей с залом льна. И не только расскажет, но и покажет уникальные экспонаты (предметы быта, одежду, кукол и т.д.), а также сам процесс изготовления полотна из льняной соломы.
Во втором зале гостям поведают о создании изделий из бересты. Костромские мастера бережно относились к природе и просто так березы, эти светлые и красивые символы Руси, не губили, забирая кору лишь с отживших своей век деревьев. В зале бересты расскажут о том, когда и как ее собирали, как обрабатывали и что изготавливали потом из этого природного материала. Среди представленных экспонатов - туеса, ковшики, короба, ложки и многое другое. Выполнены они современными мастерами берестяного дела. Особенно удивительным кажется берестяной самовар, из которого можно пить чай. Есть здесь и лапти, и шкатулки, и вазы с цветами, и сказочные игрушки.

Деятельность музея

В музей стоит прийти не только, чтобы увидеть оригинальные образцы народных промыслов, но и самим попробовать себя в этом деле. Для этого опытные мастера проводят здесь занятия по изготовлению сувениров из бересты и тряпичных кукол-оберегов. Мастер-классы особенно нравятся детям, но и взрослые не останутся равнодушными.
Кроме сувениров, сделанных своими руками, память о посещении Костромского края помогут сохранить оригинальные льняные и берестяные изделия, приобретенные в сувенирном отделе музея. Работает здесь и выставка-продажа современного льняного производства, где представлены постельное и столовое белье, современная одежда для детей и взрослых, традиционные народные костюмы и многое другое.

В XVIII-XIX веках лен называли «синим золотом», и этот эпитет не был преувеличением: лен считался одной из основ российской экономики. Сегодня экономическая цветовая гамма изменилась: на смену синему золоту пришло черное, а льняная промышленность (как, впрочем, и многие другие отрасли) оказалась в упадке. Тем не менее, традиции в Костроме стараются беречь, и одно из свидетельств тому – открывшийся в 2005 году частный Музей льна и бересты.

Панораму внизу можно «подвигать» и «осмотреться»


Его экспозиция небольшая и состоит всего из двух залов. Первый посвящен льну: процессу превращения семечка в одежду и предметы обихода, традиционным костюмам, истории костромского льняного производства. История эта, надо сказать, славная: в начале XX века на долю нашей страны приходилось 80 % мировых посевов льна, большая часть которых находилась в Нечерноземье, в первую очередь в Костромской области, ставшей центром льноводчества благодаря не только природным условиям, но и деятельности Павла Михайловича Третьякова (знаменитого основателя московской галереи).

Интерактивная карта:

Собственно, за появление его знаменитой коллекции картин, положенной в основу собрания Третьяковской галереи, Россия должна сказать спасибо именно Костроме: меценат, организовав в 1866 году Костромскую Льняную мануфактуру, большинство картин приобретал на средства, полученные от продажи за границу костромского льна. Предприятие Третьякова, кстати, продолжает работать: в советское время оно называлось Льнокомбинат им. Зворыкина, а в наши дни – Большая Костромская Льняная мануфактура.


О сегодняшнем плачевном положении дел в отрасли (и, как следствие, во всей области, которая традиционно была ориентирована на льняное производство и существовала за счет него) в музее вряд ли расскажут, да оно и не нужно, ведь цель экспозиции – не думы о судьбах отечества, а в первую очередь развлечение и просвещение. Просветиться помогают и мастер-классы по ткачеству (с работой на ткацком станке) и изготовлению льняных оберегов.

Во втором зале, где тоже проводятся мастер-классы, представлены изделия из бересты. Никакого отношения к истории костромской промышленности береста, в отличие от льна, не имеет, и ее появление в музее демонстрирует лишь одно из увлечений владелицы, ну и подчеркивает «народность» всего собрания. Наконец, есть еще и третий зал – в подвале находится магазин, где можно приобрести сувениры и качественные льняные вещи – одежду, полотенца, столовое и постельное белье.

Полезное:

Экспозицию можно осмотреть как самостоятельно, так и с экскурсоводом; второй вариант, конечно, более интересный и информативный. Стоимость посещения, экскурсий и мастер-классов можно уточнить на сайте . Музей находится в удалении от центра города, но при желании до него можно дойти пешком (около 2 км) от по проспекту Текстильщиков.