Музей льна и бересты в костроме. Отзыв о музее льна и бересты в костроме

Адрес: 156002, г. Кострома, ул. В.Терешковой, д.38. Время работы: с 1 мая по 30 сентября с 09:30 до 18:00, без выходных; с 1 октября - 30 апреля с 09:30 до17:00 (вторник, среда, четверг, пятница, воскресенье), с 9.30 до 18.00 (суббота), выходной - понедельник. Цены: взрослые - 100 руб., дети - 50 руб., экскурсия (30 мин) - 250 руб. с группы мастер-классы - 150 руб. с человека.

Музей традиционных ремесел в Костроме

Кострома - город старинный, с богатым прошлым. И раскрывается оно не только в исторических памятниках, связанных с великими событиями прежних лет, но и в традиционных народных промыслах, бережно сохраняемых для нынешних и будущих поколений. Так, 2005 год стал годом открытия Музея льна и бересты , разместившегося в красивом, словно сошедшем со сказочной картинки, тереме, окруженном цветущей лужайкой с журчащими ручейками. Создательницей его стала Забавина Наталья Павловна, родившаяся в Костроме .

Экспозиция музея льна и бересты

В небольших помещениях разместились две экспозиции, посвященные льну и бересте. Издавна в местных краях выращивали лен, а потому прядение и ткачество были исконными промыслами жителей еще со времен Древней Руси. Уже тогда были известны разные техники кручения нитей и создания льняных тканей, из которых изготавливали одежду и различные предметы быта. С середины XIX столетия в городе начинает активно развиваться льняная промышленность, создаются льнопрядильные и льноткацкие фабрики. Ассортимент выпускаемой продукции был многообразным: скатерти, полотенца, ткани для одежды, постельное белье и т.д. К 300-летнему юбилею Дома Романовых местной мануфактурой были выполнены специальные полотенца, которые были украшены цифрами 1613 - 1913 и гербами Российской Империи и династии Романовых. Такие изделия вручили Николаю II, когда он был с визитом в городе в мае 1913 года по случаю праздничных мероприятий.
Обо всем этом и многом другом расскажет экскурсовод, знакомя посетителей с залом льна. И не только расскажет, но и покажет уникальные экспонаты (предметы быта, одежду, кукол и т.д.), а также сам процесс изготовления полотна из льняной соломы.
Во втором зале гостям поведают о создании изделий из бересты. Костромские мастера бережно относились к природе и просто так березы, эти светлые и красивые символы Руси, не губили, забирая кору лишь с отживших своей век деревьев. В зале бересты расскажут о том, когда и как ее собирали, как обрабатывали и что изготавливали потом из этого природного материала. Среди представленных экспонатов - туеса, ковшики, короба, ложки и многое другое. Выполнены они современными мастерами берестяного дела. Особенно удивительным кажется берестяной самовар, из которого можно пить чай. Есть здесь и лапти, и шкатулки, и вазы с цветами, и сказочные игрушки.

Деятельность музея

В музей стоит прийти не только, чтобы увидеть оригинальные образцы народных промыслов, но и самим попробовать себя в этом деле. Для этого опытные мастера проводят здесь занятия по изготовлению сувениров из бересты и тряпичных кукол-оберегов. Мастер-классы особенно нравятся детям, но и взрослые не останутся равнодушными.
Кроме сувениров, сделанных своими руками, память о посещении Костромского края помогут сохранить оригинальные льняные и берестяные изделия, приобретенные в сувенирном отделе музея. Работает здесь и выставка-продажа современного льняного производства, где представлены постельное и столовое белье, современная одежда для детей и взрослых, традиционные народные костюмы и многое другое.

Музей льна и бересты в Костроме - это частный музей, созданный в 2005 году благодаря инициативе местной жительницы Забавиной Натальи Павловны. Ее стараниями был построен сказочный домик, где разместились необычные экспозиции. А рядом с этой красивой постройкой Вы увидите зеленые лужайки, мостики и колодец, цветы и ручеек. Все это создает удивительно романтичную обстановку и радует взор посетителей.

Несмотря на свой небольшой возраст, музей льна и бересты, благодаря творчеству и таланту ее сотрудников, стал популярной достопримечательностью Костромы .

Адрес Музея льна и бересты

г. Кострома, ул. В. Терешковой, дом 38.

Телефон Музея льна и бересты

Режим работы Музея льна и бересты в Костроме в 2019 г.

  • В летний период (с 1 мая по 30 сентября)
    • Ежедневно с 9:30 до 18:00
  • В зимний период (с 1 октября по 30 апреля)
    • Понедельник - выходной день
    • С 9:30 до 17:00
    • В субботу время работы продлено до 18:00

Стоимость билетов в Музей льна и бересты в Костроме в 2019 г.

  • Взрослые - 100 руб
  • Дети - 50 руб.
  • Экскурсия для группы продолжительностью 30 минут - 250 руб

Краткое описание

Казалось бы, что общего между льном и берестой? Вплоть до XX века деревенские жители одевались в одежду из льна и носили лапти, эти природные материалы были очень популярны на Руси. Кстати, одежду из льна носили не только крестьяне, но и все русские цари.

Музей льна и бересты в Костроме занимает два этажа небольшого домика. Осмотреть музейные экспонаты мы советуем с экскурсией, которая точно не будет скучной, поскольку работающие здесь экскурсоводы отличаются большим энтузиазмом и увлеченностью любимым делом.

Зал льна

Зал льна расположен на первом этаже, здесь Вы увидите прялку, чесалку и ткацкий станок. Вам продемонстрируют, как льняная солома превращается в рубашку и расскажут о свойствах этого замечательного материала.

Напомним, что лен - это удивительное растение, которое в старину лечило и кормило, согревало душу и тело. Льняные изделия обладают прочностью и стойкостью, гигроскопичностью и высокой теплопроводностью. Семя льна широко используют в медицине. Кострома считается столицей льна и не привезти сувенир или изделие из этого уникального материала просто невозможно.

Зал бересты

На втором этаже представлена берестяная коллекция.

Напомним, что береста - это кора березы, которая является уникальным природным материалом. Издавна в коробах из бересты хранили муку и орехи, соль и крупу, ягоды и зерно. Были и специально изготовленные туеса для хранения жидких продуктов - молока и кедрового масла, а также соленой рыбы. Причем, благодаря бактерицидным свойствам этого уникального природного материала, все эти продукты сохранялись очень долго.

В зале бересты Вы увидите красочную коллекцию персонажей русских сказок, а также кузовки и лапти, пестери (корзинки с крышкой, которые, обычно, надевали на спину) и корзинки, в которых носили еду в поле - прообразы современного термоса. Среди экспонатов - самовар, и что самое интересное, кипяток, налитый в этот берестяной самовар и чашечки, не просачивается наружу!

Представлены изделия из бересты, созданные народной костромской умелицей Валентиной Евстигнеевной Шантыревой и её учениками.

Интересно, что лучшей считается береста с дерева, растущего в смешанном лесу.

Магазин в музее льна и бересты

В подвальном помещении находится магазин, где можно приобрести понравившееся Вам изделие. Выбор здесь достаточно большой, а цены значительно ниже, чем на аналогичные товары в других торговых точках города. Здесь Вы сможете купить изделия из льна - постельное белье, скатерти и полотенца, носки и платья, брюки и блузки, даже сумки и рюкзачки. Также имеются изделия из бересты - игрушки и хлебницы, обереги и многое другое.

Музей льна и бересты внешний вид.

Музей льна и бересты. Кострома. Наш фотоотчет и отзыв, зима 2014. Вся информация взята с официального сайта Музея льна и Бересты в Костроме.

Часы работы и стоимость посещения

В осенне-зимний период (с 1 октября по 30 апреля), музей открыт с 9.30 до 17 в будние дни и воскресение, суббота с 9.30 до 18.00, выходной — понедельник

Входной билет — 70 рублей взрослый, 40 рублей детский.

Экскурсия — 200 рублей с группы. Продолжительность 30 минут

Мастер-класс по изготовлению изделий из бересты – 150 руб./чел.

Мастер-класс по ткачеству и изготовлению тряпичной куклы-оберега – 150 руб./чел.

Продолжительность мастер-классов 45 минут.

Зал льна на первом этаже.

Лён — росток русской культуры, из которого с давних времен получают льняное волокно, называемое «северный шелк» и используемое для выработки тканей и изделий бытового и производственно-технического назначения. Это одежда, предметы интерьера, брезенты, пожарные рукава, защитная одежда и мягкая тара. Из него изготавливаются основы для лучших ковров и линолеума, двунитки для рукавиц, холсты для художников. В течение многих лет волокно льна было одним из доминирующих продуктов российского экспорта. В России сосредоточена самая большая в мире льняная сырьевая база и перерабатывающая промышленность. Более миллиона гектаров земель раньше отводили под посевы льна. На протяжении многих веков лён одевал и кормил людей. И если говорят, что хлеб - всему голова, то будет справедливо сказать, что лён - всему душа. Лён был всегда особой культурой на Руси. Он кормил, лечил, согревал телесно и душевно.

Льноводство и связанные с ним прядение и ткачество являются исконными и традиционными промыслами населения Костромского края. Почти одновременно с выращиванием зерновых культур население осваивало и технические - лен и коноплю.

В древнерусские времена, когда была основана Кострома, прядение и ткачестве занимали одно из важнейших мест в хозяйстве, как промыслы, тесно связанные с изготовлением одежды и других предметов быта. Уровень ткачества уже в то время был достаточно высок. Существовали разнообразные приемы кручения нитей, образования из них простых и сложных шнурков для украшения одежды. Древнерусский ткач применял разные системы ткацких переплетений: полотняное — когда нити основы и утка располагаются в шахматном порядке (т.е. перекрывают друг друга по очерёдно); саржевое — при котором нити располагаются со сдвигом так, что образуется рисунок из фрагментальных полос; а также тканье «браной» и «закладной» техникой. Археологический материал свидетельствует, что уже с X века тканье производилось на ткацком вертикальном стане, который отличался от крестьянского стана XIX вв., т.к. конструктивные и технические элементы, созданные в XIII веке -ремизный аппарат, бердо (батан), новая форма челнока — являлись основой и деревенского станка.

Лен был основным материалом, из которого в то далекое время шили одежду Льняная ткань, различавшаяся по качеству и фактуре, использовалась по разному. Полотно и усцинка шли на мужские и женские рубахи (сарафанов еще не было) убрусы, полотенца. Для верхней одежды применялась грубая ткань -вотола. Были и другие названия льняных тканей — частина, тончина. Основой женского костюма была рубаха из льна, поверх которой в праздники одевалась богатая рубаха, украшенная по подолу и рукавам разноцветной тесьмой с магическими охранительными узорами. Дополнял женский костюм головной убор -венец или очелье, и целый набор головных, шейных, нагрудных, наручных украшений. Сделанные из золотистой бронзы, они в древности ярко горели, освещаемые лучами солнца, и сами как символы солнца, не только богато украшали девушку, женщину, но и охраняли, оберегали ее (обереги), по поверьям, от всего злого в мире. Старые люди говорили: Если лен не сгноен на земле, - ему сто лет нет сносу.

Новый значительный импульс льнообработка получила в Костроме в середине XIX века в связи с формированием крупной льнопромышленности. «Зотовская», «Михинская», «Кашинская» - до сих пор так называют костромичи современные комбинаты, расположенные в корпусах, выстроенных в конце XIX — начале XX вв. для первых льноприядильных и льноткацких фабрик. Одна из первых льнопрядильных фабрик была основана в 1859 г. московскими купцами А.А. и К. А. Зотовыми на 1600 веретен. В 1901 г. на фабрике работало 23 тыс. веретен. В Товарищество входило льнопрядильное, ткацкое и белильное отделения с числом рабочих более 2 тыс. человек. На фабрике изготавливали полотна суровые и белые, равендук, коломенку, рогожку, салфетки, скатерти, платки носовые, полотенца, мешочное полотно и т.д., всего в 1901 г. было выпущено 3200 аршин продукции. В 1866 г. московскими купцами П.М., СМ. Третьяковыми, В. Коншиным и костромским купцом К.Я. Кашиным было создано Товарищество Новой Костромской Льняной мануфактуры (НКЛМ). НКЛМ состояла из льнопрядильной и льноткацкой фабрик.В начале XX в. НКЛМ было самым крупным предприятием в России по обработке чистого льна: на нем работало около 6 тыс. человек. За 45 лет — с 1866 по 1913 гг. — производство выросло почти в 23 раза: с 418 аршин ткани по 9 583. На НКЛМ выпускались белые, суровые, окрашенные полотна — рогожка, коломенок, носовые платки, столовое белье, ткани для платьев, равендук и многое другое. К 1913 г. были выпущены юбилейные полотенца очень высокого качества с изображением юбилейных дат: 1613-1913 гг. и гербов: Российской империи и Романовского. Такие полотенца были преподнесены в дар императору Николаю II во время его пребывания в Костроме в мае 1913 г. При Товариществе НКЛМ существовали механические; мастерские по ремонту машин и постройке новых. Костромские фабрики отличались высоким техническим уровнем — использованием механическим станков иностранного производства (в основном английских фирм Платт, Лаусон, Мекки и др.), паровых машин, дизелей.


Одежда - очень интересное направление этнографического изучения. Кроме своего основного назначения — предохранять человека от воздействия внешней среды, одежда имеет множество других разнообразных функций. Она носит ярко выраженный знаковый характер, являясь отметкой половозрастной, социальной, этнической, профессиональной и др. принадлежности человека. Традиционная одежда связана с различными особенностями духовной жизни народа, включая эстетические и религиозные представления. На выставке показаны сарафаны разных типов; глухой косоклинный, распашные косоклинные, круглые пестрядинный и кубовый, шелковые сарафаны с шугаями, женские рубахи и рукава. Очень интересными и важными экспонатами являются головные уборы.

Зал бересты — второй этаж.
























Приемы сбора, обработки и использования бересты для изготовления изделий хотя и традиционны в своей основе, все же имеют некоторые особенности. Несмотря на то что береза считается одним из самых распространенных в России деревьев, относиться к ней следует очень и очень бережливо. Бересту лучше заготавливать вдали от селений, в местах, специально отведенных для рубки леса, и на лесоповалах. Не один километр порой приходится выходить, чтобы найти подходящее дерево.
Время и место заготовки также имеют немаловажное значение. Мастера берут материал с дерева, когда закончится весеннее сокодвижение (обычно это бывает в мае - июне). Необходимо хорошо знать свойства берёсты, чтобы с такой требовательностью относиться к месту заготавливания. Одни мастера снимают кору только с тех деревьев, которые растут на возвышенностях, другие отдают предпочтение тем, которые находятся в низинах. И каждый умелец прав по-своему, поскольку владеет только ему одному известными секретами. Всё же большинство считают, что лучшая берёста - из смешанного леса. А вот с берёз, растущих в болотистых местах, брать берёсту не стоит.
И вот что характерно, мастер просто так не загубит дерева, а берёт берёсту только в местах заготовки дров, лесозаготовок. Ну а пока вы не имеете такого опыта, кору нужно брать только с того дерева, которое упало либо отжило свой век, или спилено в местах зеленого строительства, расчисток, лесозаготовок. Нельзя губить живое, красивое, растущее дерево. Присмотритесь внимательно к коре - она многослойная. Самый нижний слой, около ствола, крошится, для работы он не годится. Верхний, слишком тонкий, слой также приходится счищать.
Но и та кора, что осталась, имеет много слоев, для некоторых работ её ещё можно разделить и получить тонкие пластинки. Не следует выбрасывать кору с чёрными трещинами, бугорочками, наростами, они очень декоративны, привлекательны и придают изделиям неповторимый вид, за что и ценятся.
Существует несколько способов заготовки берёсты в зависимости от того, что из неё будут делать. Для объёмных, цельных изделий - коробов, корзин - снимают кору целиком, цилиндром, как чулок, однако эта работа требует большого опыта и навыков, поэтому такой способ мы не рассматриваем. Для нашей работы будет необходима пластинчатая кора.
От величины пластинки часто зависит размер изделия, поэтому так важно правильно заготовить берёсту. Просто так содрать кору не получится, это не липа. Следует сделать глубокий, до самой древесины, разрез ножом - наискось вдоль и поперёк ствола. Далее кухонным ножом или подобным ему инструментом нужно подцеплять кору, отодвигая её от ствола. Необходимо быть внимательным, чтобы не порвать кору, спешить не стоит.
Хранят берёсту в прохладном затемнённом месте. Ровные листы складывают в пачку, накрывают бумагой, сверху кладут груз. Материал с бугорками и наростами сохраняют в естественном виде.

У каждого народа, населяющего Россию, сложились давние самобытные традиции изготовления предметов быта из местных природных материалов. Одни изделия дошли до наших дней без изменений, другие - в усовершенствованном виде, а третьи если не исчезли, то стали уделом археологических и этнографических экспедиций. Сохранившиеся предметы легко вошли в современный интерьер; и ныне благодаря своей красоте, целесообразности и высоким художественным качествам они являются не только элементами быта, но и произведениями традиционного народного искусства. Названий самой бересты, заготовок из нее и особенно изделий в России великое множество. Эти названия отражают как местные особенности, где они возникли, так и самобытность, влияние друг на друга разных российских народов - вепсов, карелов, коми, манси, нанайцев, русских, ульчей, финнов, хакасов, якутов и многих других.













Предметов из бересты чрезвычайно много. Наиболее просты по форме и изготовлению изделия из куска бересты. Некоторые из них можно сделать прямо в лесу - это ковшики, ложки, берестянки. Изготовление других - туесов, коробов, набирух - требует знаний о шовном материале, видах швов и соединений. Еще более сложным является изготовление туесов (бураков) - берестяных сосудов из целого, снятого в виде трубки отрезка бересты, так называемого сколотня. Туеса и предметы, сделанные из куска бересты, практически всегда украшаются тиснением, резьбой, росписью, аппликацией, что придает им дополнительное изящество и выразительность. Особое место среди берестяных изделий, благодаря своеобразному способу их изготовления, занимают плетеные изделия. Они отличаются удивительным богатством форм и размеров -от маленьких дорожных солонок до огромных кошелей (пестерей) для переноски тяжестей, от изящных вазочек и шкатулок до лаптей и детских игрушек. Плетеные изделия изготавливаются из берестяной ленты, которая может быть нарезана из пласта бересты или снята с березы оригинальным спиралеобразным способом.

В музее представлены изделия современных мастеров–берестянщиков, продолжающих традиции древнего ремесла: Забавиной Натальи Павловны, Гаврикова Александра Юрьевича, Семеновой Галины Николаевны, Дырмовского Виктора Петровича и д.р.

Адрес музея: Россия, г. Кострома, ул. Терешковой, дом 38

Давным-давно в Костроме начали выращивать и обрабатывать лен, делать ткани и шить одежду. До сих пор в Костроме постоянно на глаза попадаются магазины по продаже льняных изделий, поэтому мы решили зайти в частный Музей льна и бересты, чтобы узнать об этом ремесле, послушать рассказ экскурсовода. Экскурсия в музее проходит легко и весело, проводит ее девушка в национальном льняном сарафане. Помимо льна в музее можно взглянуть другими глазами на бересту. Кроме вещей, которые использовали крестьяне в быту, здесь выставлены уникальные работы наших современников: берестяной самовар, скатерть из трех тысяч деталей, чайник и другие интересные вещи.

С 2005 года благодаря инициативе местной жительницы Забавиной Наталья Павловны в Костроме работает Музей льна и бересты, посетив который, вы узнаете об основных этапах обработки льна ручным способом, т.е то, как наши предки превращали растение в рубаху. Помимо истории развития льняного дела в соседнем зале представлена экспозиция, посвященная бересте. И там тоже есть, на что посмотреть.

Мы спешили в музей под занавес первого экскурсионного дня в Костроме. Наконец, повернув на улицу Терешковой, увидели красивый дом-теремок, в котором и находится музей. Сразу на входе мы приобрели билеты и экскурсию. Буквально через несколько минут подошла девушка в русском льняном сарафане и повела нас по залам.


В центре первого зала отведено почетное место льну - "душе русской". Оказывается, что лен собирали, снимали с него семена для производства полезного льняного масла, а ростки отвозили обратно в поле, чтобы дождик размягчил волокно.


После этого начиналась многоэтапная обработка материала, чтобы превратить плотный стебель в мягкую нить.

Сначала волокна льна разбивали на таком вот нехитром приспособлении.


Зачем девушки садились и "чесали лен". Можете представить руки этих мастериц!



И наконец лен пряли с помощью всем известной прялки.

Собирались девушки длинными зимними вечерами, пряли льняные нити, параллельно придумывая сказки, напевая песни, сплетничая о парнях. Кстати, парни частенько наведывались на такие посиделки, чтобы оценить работоспособность девушек. Никто не хотел взять в жены ленивую девушку, потому что жили на натуральном хозяйстве: ленивая не сможет семью одеть, прокормить, дом содержать в хорошем состоянии.


Девушки с довольно раннего возраста начинали готовить себе приданое, все из того же льна. Мало было подготовить нити, сделать ткань – нужно было еще и вышить на ней узор. На Руси было не принято складывать в сундук полотенца, покрывала и другую текстильную продукцию белого цвета, потому что в такие простые тряпки обычно заворачивали покойника. Так что, хочешь не хочешь, а придется расшивать ткань.

В музее льна и бересты можно посмотреть на ручной ткацкий станок, за которым женщины проводили очень много времени.


Но время шло, производство льна набирало промышленные обороты.

В музее также выставлены интересные образцы льняных изделий.


Отдельный стенд занимают различные тряпичные куклы, куклы обереги.


Мы поднимаемся на второй этаж в зал бересты, которую традиционно обрабатывали мужчины.


Продолжает экспозицию рассказ о современных мастеров обработки бересты. Пока женщины ткали лен и вышивали, мужчины должны были уметь работать с берестой. Чего только не делали из бересты! Для детей - погремушки..


Из интересных предметов из бересты, на которых остановила наше внимание экскурсовод, были котомки, в которых носили деньги и всякую всячину прототип накладного кармана. Ткань была очень дорогой и обычно штаны шили без карманов.


"Продвинутые" лапти - на правую и на левую ноги.


В "кузовках" из бересты можно было хранить продукты, брать с собой обеды. Такие вот "прадедушки" термоза!


Еще один необычный экспонат музея - скатерть из бересты, состоящая из 3 000 фрагментов, которую сплела на каникулах 12-летняя девочка. Нам с Наташей стало ее искренне жаль, ведь пока все дети играли, эта девочка сидела и творила..


По-настоящему удивил нас.. сервиз из бересты, полностью работоспособный. Попробовать чай из него, нам к сожалению никто не предложил.


А вот рожок из бересты. экскурсовод продемонстрировала нам его в действии - звук чистейший!!


Каждый год в музее появляется берестяной символ года, выполненный, на мой взгляд, весьма интересно и необычно.


Напоследок, мы услышали историю птицы счастья, которая также была представлена в музее. Когда-то давным давно, под Архангельском жила-была крестьянская семья. В той семье тяжело заболела младшая дочь. На дворе была зима, а единственным желанием девочки было увидеть птичку. Отец ее был ремесленником, о котором говорила вся округа. Работая с деревом, он сделал частые надрезы, и под воздействием тепла древесина развернулась как веер. Таким образом сложив два веера древесины мастер получил птицу. Вернувшись в свою избу он подвесил деревянную птицу над потолком. Девочка так обрадовалась, увидев птичку, что быстро пошла на поправку. Узнав об этом чуде потянулись к мастеру люди - мол поделись секретом чуда. Никому мастер не отказал - так и разошлась птица счастья по миру.


В подвале музея находится небольшой магазинчик, где можно не дорого купить изделия из льна. Набор льняных салфеток стоит около 300 рублей, набор для кухни из фартука, прихватки и салфетки стоит также 300 рублей. Симпатичные шарфики стоят от 300 до 800 рублей.

Как найти музей Льна и бересты в Костроме:

Кострома, ул. В. Терешковой, д. 38.

Официальный сайт музея

Часы работы музея:

с 1 октября по 30 апреля: с 9.30 до 17 в будние дни и воскресение, суббота с 9.30 до 18.00, выходной - понедельник

Вход: 100 руб для взрослых, 50 руб для детей. Экскурсия длительностью 30 минут – 250 руб с группы.

Анна ★★☆☆☆

(7-07-2017)

Сложилось впечатление, что это просто магазин с платным входом. Порадовал платный туалет и много игрушек с призывами "побросать денежки". Если вы совсем не знаете, откуда берётся льняная ткань и лень читать википедию, то приходите)) ну а если серьёзно, то может быть интересно с детьми просто для общего их развития.

Елена ★★★★☆

(14-08-2016)

Музей очень понравился, в зале льна надо слушать рассказ, так понятнее. А вот в зале бересты никакой рассказ и не нужен, можно просто ходить и рассматривать все экспонаты из бересты. А посмотреть есть на что! Мы с детьми долго кружили по залу, выискивая все новые и новые интересные изделия. Очень советую.

Юлия ★★★★☆

(17-06-2015)

Хороший музей,очень познавательный.Единственным минусом было для нас то,что он частный и скидки для студентов не действуют.Экскурсия платная,но можно присоединиться к группе и послушать.Так же в этом музее есть магазин,где можно купить сувениры из льна и бересты.

koka ★★★★☆

(21-02-2015)

Интересный музей. Всего 2 зала - на первом этаже экспозиция посвящена льну, а на втором бересте. Экскурсия минут на 20. Девушка экскурсовод, в народном костюме, очень интересно рассказала обо всём. В подвале магазин, цены приемлемые. Без экскурсии грустно и наверное не стоит посещать. Мы остались довольны.

Марина ★★☆☆☆

(18-02-2015)

Очень навязчивый сервис. Смысл не в музее, а в торговой лавке. Экскурсия длилась не пол часа, как заявлено, а минут 15-20. Тетенька говорила заученный текст. Было ощущение, что, если собьется, то ей придётся начинать сначала. Брали мастер-класс по бересте. Так, вместо заявленных на сайте медалей, дети сделали закладки. Не пустили на мастер-класс сопровождающего педагога со словами: с какой стати вы будете за нас счет обучаться.
Итог: цена не соответствует качеству. Лучше сходить в музей деревянного зодчества. ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

Вот там действительно хороший уровень

Музей хорош! Некоторыми экспонатами так захотелось обладать, аж кушать не могу! Экскурсия, проведённая исключительно для нашей семьи, была великолепна. Наблюдая за экскурсоводом, возникло желание собрать подавляющее большинство наших "актёров сериалов", коих нынче расплодилось не меряно и отправить их копать какой-нибудь канал. На большее они не годятся. Барышня из музея уделала их с сухим счётом. Понравилось очень!

Были на экскурсии. Музей сам по себе небольшой, 2 зала. Вх. билет для взрослых 80 руб., экскурсия 200 руб. на группу. В первом зале, посвященном льну, рассказывают о его обработке, можно полюбоваться красивыми изделиями. Второй зал посвящен бересте. Много разных предметов, как использовавшихся в быту (лапти, корзинки, туески), так и игрушки, картины, поделки. Представлены работы местных мастеров.

Дина ★★★★★

(14-05-2014)

Экспозицию музея посетили 08 марта 2012 года. Было интересно! А вот в магазине(а подвальчике) накупили сарафанов и др. Так понравилось, что 03.05.2014г. опять вернулись, чтобы дозакупиться, но у Ипатьевского монастыря все ж мелочевка(носки, полотенца и др.) дешевле, но ассортимент на "крупные" вещи отличается.

Ирина ★★★☆☆

(7-04-2014)

Ничего особенного,можно посетить для галочки,экспонатов немного,на музей не тянет,это скорее выставка,экскурсия для детей ок,для взрослых маловато информации,девушка-экскурсовод очень тарахтела,явно хотела побыстрее закончить,что и сделала,экскурсия мин на 20.Настойчиво зазывают в магазин льна в подвале музея,ассортимент неплохой,но цены,конечно,завышены. И Мастер-классы только для групп!!!

Приятный музей, с большой коллекцией изделий из льна и бересты. Оказывается Третьяков был соучредителем льняной мануфактуры в Костроме, и картины покупал с прибыли от мануфактуры. И одна Кострома раньше производила льна больше, чем вся Европа.

Были 7 января, в праздник. Подъехали к 10 утра, нас интересовали экскурсия и мастер-класс. Нашей группе из 7 человек пообещали все это в 13-00. Приехали к часу дня, нас присоединили к организованной группе в 30 человек на экскурсию, которую утомленная девушка очень скучно оттарабанила минут за 15, далее группа пошла на мастер-класс, а мы и еще такие же бедолаги остались в полной неопределенности, т к никто ничего не знал. Промаявшись минут тридцать, и так ничего определенного и не добившись, уехали. Осадок остался весьма неприятный. На экскурсию мы бы сходили и утром, да и с детьми пришлось долго "проговаривать" ситуацию.
...продолжение src="/jpg/plus.gif">

Экскурсия вообще никакая: ни на первом этаже (лен), ни на втором этаже (береста) не смогли ответить на вопросы, связанные с технологией изготовления изделий. Экскурсоводы замученные, глядя куда-то вбок, идиотскими голосами Хрюши из передачи "Спокойной ночи" рассказывают тему с интонациями и терминами, рассчитанными на восприятие даунов или экзальтированных дамочек. Посмотреть на экспонаты можно и без экскурсии. Примиряет с музеем низкая стоимость экскурсии и отличный ассортимент магазина...продолжение src="/jpg/plus.gif">

в подвале.

Юрий ★★★★★

(25-01-2013)

Отличный музей. За 20 минут можно получить представление о том какой путь проделывает семечко льна, посеянное в поле до превращения в готовое изделие. Экскурсию проводит девушка и женщина. Лучше идите к девушке.
На нижнем этаже находится магазином с больщим выбором красивых изделий изо льна.

epikur2 ★★★★☆

(10-11-2012)

Музеем это назвать можно с большой натяжкой (настоящий МУЗЕЙ льна - в Смоленске, например). Две комнаты, полные изделий из льна и берёсты, и отдельные предметы, которые можно считать экспонатами по теме. А вот магазинчик в подвале - лучшее место для приобретения льняных сувениров (по совокупности критериев ассортимент/цены). Купив кое-что, потом два дня изучали вопрос у Ипатьевского, в торговых рядах, в Плёсе - и вернулись сюда докупать подарки.

Андрей ★★★★★

(26-09-2012)

Любовь ★☆☆☆☆

(20-03-2012)

Вот что меня потрясло: ответ работников музея на замечание организатора экскурсии в адрес музея о некорректном отношении к детям.
"Мы, конечно, понимали и понимаем, что столичная девиация отличает Ваших детей от обычных(провинциальных) отрицательным вектором поведенческой гипервалентности и эмоциональной лабильности. НО НЕ ТАК ЖЕ СИЛЬНО!
Надеемся, что Вы, Елена Валерьевна, в дальнейшем будете использовать в своей работе всё, присущее Вам, педагогическое дарование, чтобы держать в общеприемлимых рамках Ваших РАЗНЫХ, часть из которых склонна к социопатии, детей. ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

Так же, напоминаем Вам, что за МКАДом тоже живут люди, к которым недопустимо относится как к australiπίθηκος (цитата одного из Ваших просвещенных детей)
Со своей стороны, обещаем Вам, что предпримем все необходимые меры (вплоть до медикаментозных) для достойной встречи очередного московского ювенильного цунами"

Вот так, уважаемые. После этого идти туда не шибко хочется.

Ольга ★★★★★

(11-03-2012)

Были в музее 09.03.2012г. Замечательный и очень красивый музей. Радушные сотрудники музея. Интересный и познавательный рассказ экскурсовода. Экскурсия стоит всего 100 руб. на любое количество человек в группе. Обязательно закажите экскурсию. В магазине музея очень внимательные и доброжелательные продавцы. Советую всем от 3 лет и старше.

Евгений ★★★★★

(8-02-2012)

Не ходите!!!
там смотреть просто нечего, тем более за такие деньги!!!
А льнаное постельное бельё можно купить и в любом другом магазине этого прекрасного города!

Алексей ★★★★☆

(6-01-2012)

Народа много, жарко и душно. Гардероба нет, только для слушателей мастер-класса. Экскурсия хорошая, интересная. Но можно и без нее. Пройтись посмотреть, вообщем и так все понятно. Большая коллекция поделок современных мастеров. Большой магазин. Цены такие же как возле Ипатьевского монастыря. Интересны магниты из бересты - в Костроме больше нигде не встречаются.

Ирина ★★★★☆

(27-08-2011)

Музей конечно хороший и экскурсии хорошии по музею.Но Вещи при музее дороже чем на причале и возле Ипатьевского монастыря так как гидам приплачивает музей за купленные у них товары.Советую при посещении Костромы сначала посмотреть товар в Ипатии и на причале.т.к производители одни и теже

Антониныч ★★★★★

(11-08-2011)

Советуем всем! И только с большой девушкой-экскурсоводом.
Начали без неё и музей казался заурядным, но стоило ей начать свой рассказ, больше похожий на выступление, как мы заслушались закрыв рты. Экскурсия была всего для 4-х человек. Второй этаж с берестяными термосами, чашками, туесами, ковром и птичкой, полученной из бруска после варки в кастрюле, конечно более интересен. На него и делается акцент. Одного не поняли - птичка вроде архангельская, а мы всё-же были в Костроме))))