Музей архитектуры им. Щусева. Виртуальный музей государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева Открытие постоянной экспозиции

Путеводитель по архитектурным стилям

В 1845 году дом Талызина купило Министерство финансов, и в здании разместились Московское уездное казначейство и Московская казенная палата. А в конце XIX века надстроили третьим этажом боковые части главного дома.

В 1920 году в особняк на Воздвиженке въехал Секретариат ЦК РКП(б). Здесь устроили кабинеты Сталина, Молотова и Куйбышева. Потом в здании были Госплан СССР и Министерство юстиции. А в 1930 году в бывшей усадьбе Талызина устроили общежитие.

В доме Талызина сейчас размещается музей архитектуры имени А.В. Щусева (назван в честь его первого директора). Он открылся в 1934 году и стал первым подобным музеем в Европе.

Сначала архитектурный музей располагался в Донском монастыре. Туда свозили фрагменты разрушенных зданий, а основная экспозиция разместилась прямо в Большом Соборе. Коллекция музея иллюстрировала историю архитектуры с древнейших времен до современности. Были и настоящие шедевры, например, новозеландские хижины и модель Василия Баженова.

В 1946 году музей под руководством Щусева переехал в здание на Воздвиженке, а сама усадьба стала экспонатом. Тогда же музейный фонд пополнился произведениями советской архитектуры и предметами из личных коллекций Щусева.

Но сейчас из 1 млн экспонатов для посетителей доступна лишь малая часть: в 1991 году Донской монастырь вернули Церкви, и коллекции музея архитектуры пришлось спешно вывозить. Экспозиционные площади новые власти не предоставили, а здание музея сильно деформировалось из-за строительства под усадьбой Филевской линии метро.

Сейчас ансамбль усадьбы Талызина реставрируется. Уже восстановлен пострадавший от пожара 1990-х годов флигель «Руина». Сначала в нем были каретный сарай и конюшня, затем - казенная палата. Флигель чудом не снесли при строительстве метро, так как фактически поезда идут под его полом. А сейчас в «Руине» новое выставочное пространство музея архитектуры.

Говорят, что... ...в день дворцового переворота Екатерина II предстала перед гвардейцами в мундире с чужого плеча. Появиться в дамском платье было нельзя, а своего мундира у императрицы не было. Вот и пришлось одолжить его у подпоручика Семеновского полка Александра Талызина. Потом этот мундир, украшенный Андреевской звездой, вернулся хозяину.
...именно в здании усадьбы Талызина Лев Толстой поселил Пьера Безухова из романа «Война и мир» .

  1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МУЗЕЙ АРХИТЕКТУРЫ ИМ. А.В. ЩУСЕВА 11.00-19.00, сб, вс 11.00-16.00, пн - вых. Москва, Воздвиженка улица, 5/25
  2. Я посетил фотовыставку там в первый раз. И вообще я не очень большой любитель выставок в целом. Но к фотографии питаю большой интерес. Хотя, конечно, не все фотографии так порадовали меня, что я бы впечатлился. Я ходил там долгое время, ну знаете как бывает - ходишь, внимательно всматриваешься в каждую фотографию, пытаешься анлизировать. Немного надоедает, но если набраться терпения, то можно и получать удовольствие от созерцания) Очень понравилась выставка Интервалы Матье Бернара-Реймона.
  3. Эта роскошная городская усадьба, построенная в конце XVIII века предположительно одним из учеников Матвея Казакова поражает своей красотой и оригинальностью. Я не раз бывал там и буду приезжать еще. Дети еще пока маленькие для того, чтобы оценить все те красоты этого музея, но уверен, что они разделят мою любовь.
  4. Сюда стоит приходить за хорошим настроением. уникальный музей на мой взгляд. Очень необычная атмосфера. Бабушки бабули, кованная лестница и чердак. Всегда есть на, что посмотреть и о чем подумать. К тому же билеты не дорогие, и в будние дни можно рассчитывать придти и в тишине походить по музею, в своих думках.
  5. МуАр. Честно говоря, ожидал хоть какого нибудь объема, но во время нашего посещения проходили фотовыставки. Постоянной экспозиции в музее нет. Первая выставка - Мы создали из Москвы столицу, к 80-летию Моспроекта-1. Фотографии проектов перспектив различных любимых москвичами и гостями мест столицы. Глядя на некоторые, думаешь, хорошо, что не дошли руки (или головы. В одном из залов крутили отрывки из фильма Новая Москва. Вторая выставка: Михаил Чураков. Коллекция ГНИМА 1922-1999. Чураков - мастер архитектурной фотографии 50-70х годов. Выставка организована в павильоне Руина. Нужно сказать, тот еще лофт-стиль. Я на выходе поинтересовался, в связи с чем такое состояние здания? Задумка такая, или денег нет. На, что мне сказали, что здание в таком состоянии уже 20 лет. И привели его в такое состояние специально, но вынуждено, в связи с тем, что не было денег. Но вроде как в этом году должны деньги перечислить, и здание уйдет на реконструкцию. Так, что все идите и смотрите, потом будет по-другому. Но задумка очень интересная, но как мне показалось не безопасная. Мой малый потопал на третий этаж, а я с ужасом обнаружил, что там леса. Но он был в восторге. На улице лежали, как оказалось потом, обломки разрушенного Храма Христа Спасителя. Но об этом я узнал чуть позже, потому как лежит это все под снегом, и не похоже на экспонаты. За, что троечка? Как всегда за подачу. Во первых не работал гардероб! Музей не обделен посетителями. Обычно такие места пустые, здесь, как в Третьяковке. Во вторых, за небезопасность. А еще, припишу сюда Столовую архитекторов. Хотя понимаю, что она к музею имеет очень приблизительное отношение, но очень не внятное место. Такое впечатление, что архитекторы все японцы, потому как столовая подает только суши.
  6. Сюда можно приходить просто за хорошим настроением. Всегда есть на, что посмотреть и о чем подумать. Уникальная атмосфера. Бабушки бабули, кованная лестница и чердак. Это ли не музей из красивых сказок. Спасибо глобализации и мегаполизации, что не съели этот вкусный пирог.
  7. Государственный музей архитектуры, он же МуАр - роскошная городская усадьба, построенная в конце XVIII века предположительно одним из учеников Матвея Казакова. После 1812 года усадьба была перестроена. Внутри сохранилась прекрасная парадная анфилада, в которой устраиваются выставки. Во дворе - коллекция львов и декоративно-прикладной скульптуры, включая барельефы со старого (снесенного в 1930-х) храма Христа Спасителя.
  8. Я на выставке фотографий был впервые. Кстати, почему-то ожидал большего, хотя понравилось. Поначалу ходите и всматриваетесь в фотографии, потом же немного надоедает и отвлекаешься. Если есть терпение, советую сходить на фотовыставку. Всматривайтесь в каждую деталь. Очень понравилась выставка в Музее архитектуры им. А. В. Щусева. Особенно, Интервалы Матье Бернара-Реймона.
  9. У человека широкие белые штаны, белая блуза с завязочками на груди, а под ней - темно-серая водолазка с отчетливо проступающей сквозь тонкую ткань надписью “BOSS”. Человек вежливо кивает. «Я Гордон», - говорит он с ударением на первом слоге и исчезает, так быстро, что непонятно, был он тут вообще или померещился. Если он призрак, то лучшего места для обитания, чем этот полуразрушенный флигель бывшей дворянской усадьбы, не сыскать во всей Москве. И лучшего места для совместной прогулки с ребенком, кажется, тоже. Место - Музей архитектуры им. А. В. Щусева. На первый взгляд чудовищно академично и неинтересно. Но все скучные мысли немедленно вылетят из головы, если заглянуть во внутренний дворик. Руина с пустыми глазницами окон и голыми кирпичными стенами - это тоже музей. Три этажа флигеля бывшей усадьбы Талызиных - самая лучшая выставочная площадка для современных художников. Интерьер тут настолько странный, что взрослому человеку начинает казаться, что он забрел в гости к графу Дракуле. Широкая лестница с истершимися - буквально - ступенями и древними деревянными перилами ведет наверх, где нет ни стен, ни полов. Ходишь по дощатым помостам, перекинутым прямо поверх сводов потолка первого этажа. Изъеденные дырами, эти кирпичные выпуклости похожи на бункеры, которыми была застроена вся Албания во времена Энвера Ходжи. По всей видимости, прямо под флигелем пролегает одна из веток метро, поэтому периодически настил под ногами оживает, начинает трястись и зловеще скрипеть. Подвесь тут к несуществующему потолку хоть банальный валенок, и тот будет выглядеть произведением искусства. Попасть во флигель удастся, только когда проходят выставки. По билету, купленному в основном здании, можно пройти по всему комплексу, включающему в себя помимо флигеля-руины еще и палаты бывшего Аптекарского двора. План прогулки надо составить с тем расчетом, чтобы побродить вначале по главному зданию музея, разглядывая парадные интерьеры бывшей городской усадьбы семьи Талызиных, а уж потом дать ребенку возможность вдоволь полазить по усадебному флигелю, рассказывая ему обо всем, что творилось тут с незапамятных времен. Начать с того, что, по преданию, именно этот дом, №5 по Воздвиженке, Толстой в «Войне и мире» вывел как дом Пьера Безухова, а соседний - как дом Болконских. Верно только второе, но можно легко представить себе светский салон тех времен, разглядывая лепнину, фрески и старинные люстры нынешнего музея. Прежде чем стать талызинской, усадьба пережила много хозяев. Сама Воздвиженка когда-то называлась Смоленской улицей, на которой селились бояре, особо приближенные к Кремлю. Во второй половине ХVII века участком, на котором стоит дом №5, владел Иван Милославский, которому царь Алексей Михайлович доводился шурином. Прославился же Милославский отнюдь не тем, что его именем прикрывался жулик Леонид Куравлев в фильме «Иван Васильевич меняет профессию», а тем, что под его командованием стрелецкие войска взяли захваченную бунтовщиком Стенькой Разиным Астрахань. В 1659 году участок купила казна, и на этом месте был устроен Новый Аптекарский двор, где изготавливали и хранили лекарства, травы и съестные припасы для царского стола - вина, водки, мед, соленья, ягодные пастилы. До сих пор во дворе усадьбы стоит довольно редкое даже по тем временам сооружение: особая «палата для кормления», что-то вроде зала для дегустаций. Потом участок начал переходить из рук в руки - одно время им даже владел грузинский царевич Вахтанг, пока в 1785 году его не купили Талызины, участники переворота 28 июня 1762 года, приведшего на престол Екатерину II. Генерал-майор Степан Талызин был близким другом Суворова (они даже породнились, женив сына Талызина на внучке Суворова), и когда военачальник впал в немилость и был сослан, Талызин, переодевшись слугой, тайно навещал опального друга. Родной брат Степана Талызина по семейной традиции тоже участвовал в заговоре - против Павла I. Именно он командовал Преображенским полком, охранявшим императорский замок. На его петербургской квартире устраивали собрания заговорщики, а 11 марта 1801 года Талызин повел один из батальонов к Михайловскому замку. В 1805 году Степан Талызин продал усадьбу на Воздвиженке саратовским помещикам Устиновым - весьма прогрессивным по своим политическим взглядам людям. Взгляды эти среди прочих оценил и Пушкин, который бывал здесь и даже передавал через Устиновых свежеизданного «Бориса Годунова» своему приятелю Кривцову. Именно в это время усадьба стала такой, какая она сейчас. Устиновы пристроили к флигелю третий этаж, на который сейчас можно взобраться, но нельзя ходить - лестница ведет в пустоту. В 1845 году они продали дом казенной палате - по сути, Минфину тогдашнего правительства Москвы. После революции здесь снова заседали чиновники - но уже различных комиссариатов, а потом жили простые смертные, пока по инициативе Щусева в 1945 году дом не был передан музею. Современные художники и дети должно быть ему за это особенно благодарны.

Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева, основанный в 1934 году, расположен в здании бывшей усадьбы семьи Талызиных. Сама усадьба охраняется государством, как памятник эпохи русского классицизма. Музей назван в честь своего основателя — известного советского архитектора Алексея Викторовича Щусева.

Помимо выставочной деятельности, государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева известен своей научной работой и исследованиями в области архитектуры, а также реставрационной деятельностью. Сама здание музея разделено на несколько отделов, выполняющих свои функции. Среди них и реставрационные мастерские и фототека, целая библиотека научной литературы, несколько фондов хранения, архивы и отдел популяризации архитектуры.

Основная экспозиция музея включает в себя более миллиона образцов архитектурного искусства России. С 1995 года президентом РФ музею присвоен статус особо ценного объекта культурного наследия нашей страны.

Музей постоянно ведет активную выставочную деятельность, принимая на своей территории и организуя выездные выставки. Кроме того, на территории музея действует лекторий, не прекращавший свою деятельность даже в годы Великой Отечественной войны. Современный лекционный зал оборудован передовыми технологиями и открыт для свободного посещения.


Режим работы:

  • среда, пятница-воскресенье — с 11:00 до 20:00;
  • вторник, четверг — с 13:00 до 21:00;
  • понедельник — выходной.

Узнать подробности можно на официальном сайте.

Русские музеи отражают историю и современность нашей страны. Делают они это не только экспонатами, но и своим состоянием. В этом смысле особенно интересен находящийся на Воздвиженке в архитектуры - сюрреалистическое для обычного посетителя место. Специалисты (либо просто люди, имеющие к архитектурной "тусовке" некоторое отношение) скажут вам, что он является одним из лучших в городе, поскольку здесь собрано множество артефактов, имеется богатейший архив по советской и русской архитектуре.

История музея

Существует этот музей с 1934 года, хотя еще в конце 19 века назрела необходимость в его создании. В нем работали (и отдали ему свои архивы) крупнейшие специалисты по теории, практике и истории архитектуры. "Покоятся" здесь материалы идеологических соперников прошлого - имеется архив по архитектуре Древней Руси, собранный Петром Барановским, великим реставратором, а также эскизы, выполненные Иваном Леонидовым, знаменитого проекта Наркомата на Красной площади. Когда-то отечественная школа являлась одной из самых интересных во всем мире.

А. В. Щусев

А. В. Щусев, имя которого носит музей архитектуры, является титаном в этой области искусства. Им был создан а также десяток знаковых строений СССР. Щусев является инициатором открытия профильного музея в 1934 году, расположенного при Академии архитектуры. Алексей Викторович, когда в 1946 году при его активной поддержке появился музей на Воздвиженке, стал также первым его директором (в период с 1946 по 1949 годы). Музей архитектуры уже при Щусеве стал единственным в то время центром градостроительства и архитектуры со статусом научно-исследовательского.

Формирование фондов

Формирование фондов началось в 1934 году. Под них были переданы следующие экспонаты и площади Антирелигиозного музея искусств (в период с 1929 по 1934 годы): строения и территория Донского монастыря, различные собрания иконостасов, облачений,

Фонды в 1930-40-е годы существенно пополнились. Были собраны фрагменты исторических и архитектурных памятников. 1930-е годы - период уничтожения и разорения исторических построек. В музей, кроме того, были переданы различные предметы интерьера древних зданий.

В 1946 году в собственность были переданы старинные здания усадьбы (конца 18 века) Талызиных-Устиновых. Расположение их на Воздвиженке, в близости от Кремля, говорит о родовитости прежних владельцев. Вошла в усадебный комплекс также "палата для кормления" - редкий памятник архитектуры 17 века, представляющий собой трапезную Аптекарского двора. В начале 20 века вторым этажом было надстроено каменное здание, сооруженное в 1676 году.

Человек, близкий к музейным кругам, отметит, что этот исторический музей, архитектура которого весьма любопытна, в течение примерно последних 20 лет испытывает большие сложности, поскольку когда-то собрание его находилось на территории переданного РПЦ в 1991 году Донского монастыря. Все эти годы он оставался просто выставочным пространством, так как практически все коллекции хранились в запасниках.

Открытие постоянной экспозиции

Символическое событие случилось совсем недавно, 19 июня 2012 года. -Это открытие в данном музее постоянной экспозиции. Для того чтобы увидеть представленный в ней уникальный объект, граждане со всех концов города потянулись в здание выставки. Вот здесь и начинается для обычного посетителя сюрреализм.

Расположен музей архитектуры в самом центре города, в большом дворце Талызиных, здании, относящемся к 18 веку. В него входит также усадебный флигель под названием "Руина", и здание 17 века, где находился Аптекарский приказ. Между тремя этими сооружениями находится небольшой дворик, также приспособленный под выставку.

Описание музея

Первое, что вы увидите, попав сюда - одинокую стойку кассы и центральный пустой вестибюль. Весьма любопытное зрелище представляют порой русские музеи. Посетитель, в надежде на интересные архитектурные откровения, резко поднимается на второй этаж по дворцовой лестнице - и попадает в Зазеркалье. Уходит в бесконечность целая анфилада пустых залов, как будто отраженная в гигантском зеркале.

Не преувеличение эти пустые залы, в которых находится государственный музей архитектуры: здесь действительно ничего нет, кроме развешенных изысканно по стенам экспонатов выставки, например, фотографий римских воображаемых театров. По мнению обыкновенного посетителя, так может выглядеть сегодня модная арт-галерея, которых в Москве и так существует огромное множество, но отнюдь не главный в стране исследовательский центр и архитектурный музей. С интересом, впрочем, можно рассматривать скульптурные медальоны, роспись плафонов на потолке, лепные карнизы, горельефы, стены, выполненные из искусственного мрамора. Но ведь эти дворцовые интерьеры музей получил вместе со зданием. Они еще в середине 20 века были отреставрированы и не считаются, вроде бы, экспонатами.

Уникальный экспонат

Под постоянную экспозицию были отданы два больших зала 19 июня 2012 года. Она призвана символизировать собой возрождение этого музея. Мы говорим сейчас об одном удивительном экспонате - это модель (деревянная) Большого являющаяся на сегодняшний день самым большим в мире макетом. Она была создана в начале 1770 годов по заказу Екатерины II Василием Баженовым. Длина макета составляет 17 метров. Он настолько огромный, что, в идеале, требует отдельного павильона: в двух вышеупомянутых музейных залах находятся лишь его фрагменты, хотя и весьма впечатляющие.

Критика

Сегодня в специализированных сообществах не утихают споры вокруг нынешнего состояния музея, но акции, лекции и выставки его в профессиональной среде ценятся по-прежнему. Мы не станем высказывать мнение обыкновенного, непрофессионального посетителя о том, что ему не хватает сотрудников, площадей и средств. Данные проблемы всем и так понятны, они вызывают лишь искреннее сочувствие. Но внимательный посетитель сможет заметить несколько необъяснимых, с "финансовой" точки зрения, неприятных деталей.

Например, запрещено фотографировать макет Баженова. Запрет категорический - ни за какую плату, даже на телефон. Сотрудники не могут объяснить, почему, говорят, что так заведено. Хотя выложенная в блог любая фотография может привести сюда несколько посетителей, а плата за нее - добавить в небогатую кассу музея немного денег.

Нельзя объяснить экономическими сложностями, почему устроена в здании старого Аптекарского приказа "столовая архитекторов", являющаяся, по сути, суши-рестораном; почему кондиционеры "украшают" фасад здания, а перед древними скульптурами изображающими львов, расположена парковка на внутреннем дворике. Барельефы, наваленные на его территории довольно беспорядочно - свидетельство нехватки финансирования, пространства.

Д. С. Хмельницкий, исследователь архитектуры, критикует данный музей за отсутствие какой бы то ни было систематизированной информации о фондах и коллекциях (в 1991 году был опубликован последний его тематический каталог), а также весьма сложную процедуру доступа исследователей и историков к архивам. Музей Мельниковых является филиалом МУАР. Большой резонанс летом 2014 года вызвала ситуация с проникновением туда его сотрудников в отсутствие наследницы Мельникова, живущей там.

Фонд музея

Музей специализировался сначала лишь на русской архитектуре. Но служащие собирали материалы по современным проектам и истории, фотографировали, делали обмеры, анализировали трансформацию и развитие градостроительной политики. В результате этот музей архитектуры Москвы собрал огромный фонд, где сегодня представлено практически все: от современных фотографий до плинфы Софии Киевской, от проектных документов различной типовой застройки до шедевров строительной техники.

Пополнение фонда

Фонд музея в середине 1980 годов пополнился бесценной коллекцией. Она представляет собой архив Барановского Петра Дмитриевича, выдающегося реставратора и архитектора советского времени. С 1984 года этот архив почти не исследовался - для этого не хватает времени, специалистов. Музейные фонды представляют собой малоизведанный мир, который предстоит изучать еще многим поколениям ученых.

В начале 1990-х годов наступило бедственное время, которое переживает до сих пор этот музей архитектуры Москвы. Сегодня основная задача - решить насущную проблему экспонирования. Посетитель пока может лишь догадываться о том величии, которое таит в себе собрание музея, перелистывая рассказывающие о его истории буклеты.

Музей архитектуры и быта

Знакомство с культурой весьма увлекательно. Если вы интересуетесь архитектурой, можем посоветовать вам также посетить Музей народной архитектуры и быта, расположенный в деревне Озерцо в Беларуси. Экспозиция его очень интересна. Музей народной архитектуры и быта познакомит вас с жилыми и хозяйственными зданиями, культовыми сооружениями, общественными постройками. Воссоздает он крестьянский быт конца 19 - начала 20 века.

  • Единственный хранитель архитектурного наследия России, более миллиона экспонатов.
  • Центральный экспонат - модель Большого Кремлевского дворца Василия Баженова.
  • Основа коллекции – архитектурная графика, модели знаковых российских зданий, скульптура, чертежи, мебель.
  • Три выставочных пространства: Анфилада - главный дом усадьбы Талызиных, Флигель "Руина" и Трапезные палаты 17 века.
  • Вся богатая коллекция доступна виртуально на сайте музея.
  • Описания к экспонатам и аудио-гиды на русском и английском языках.

Богатство коллекции архитектурного музея

Музей архитектуры имени А.В. Щусева располагается в самом центре Москвы, в двух шагах от . Соседнее с ним здание — знаменитая библиотека имени Ленина, через дорогу — Манеж, за ним сердце России — Кремль. Это первый специализированный архитектурный музей в мире и единственный хранитель архитектурного наследия России. Для отечественных архитекторов этот музей – сакральное место, в нем хранится ДНК русской архитектуры.

В фондах музея нашла отражение вся тысячелетняя история русской архитектуры. Сегодня его коллекция насчитывает порядка 1 млн. экспонатов и в своей области сопоставима по качеству и разнообразию с собранием парижского Лувра. Часть уникальных экспонатов до 90-х годов прошлого века хранилась в Москвы, в стенах которого музей и начинался в далеком 1934-м году. Сегодня все фонды сконцентрированы в здании на улице Воздвиженке, а особняком стоит филиал Музея архитектуры – Дом Мельникова. Этот яркий образец советского авангарда, в котором рядом жил с семьей основоположник стиля К.С. Мельников (1890-1974), известен во всем мире благодаря уникальности своего решения.

В основе коллекции музея — архитектурная графика, макеты, обмерные чертежи, литография, скульптура, мебель, произведения декоративно-прикладного искусства. Среди последних есть даже фрески, в том числе из Калязинского монастыря в Тверской области, вывезенные до того, как монастырь был затоплен. К сожалению, большая часть коллекции находится в запасниках. После передачи Донского монастыря в ведение Русской Православной церкви и переноса хранившихся в его стенах экспонатов в здание на Воздвиженке, многие выставочные залы фактически переделаны в хранилища, и последние 20 с лишним лет музей живет в крайне стесненных условиях.

Выставки и лекции

На сегодняшний день работают несколько небольших постоянных экспозиций, а остальные выставки сменяются в среднем раз в месяц. Постоянные экспозиции музея — это фрагмент легендарной модели Василия Баженова (его обязательно стоит увидеть); необычный мемориальный кабинет Давида Саркисяна — директора музея с 2000 по 2009 годы, безвременно ушедшего из жизни; Скульптурный дворик — экспозиция садово-парковой скульптуры под открытым небом; выставка подлинных фрагментов чугунного литья, украшавшего легендарную Триумфальную арку Осипа Бове.

На временных выставках в музее показывают ретроспективы творчества видных архитекторов и тематические подборки скульптуры, фотографии, графики и так далее. Здесь можно как узнать о таких необычных вещах, как, например, корабельная архитектура, а также по-новому взглянуть на привычное городское окружение, например, как создавались и какими могли бы быть известные московские дома и станции метро. Планируя посещение музея, непременно загляните в его афишу на сайте.

Площадки архитектурного музея

На сегодняшний день у музея три выставочных площадки: «Анфилада», флигель «Руина» и Аптекарский приказ. «Анфилада» в главном здании — это действительно настоящая анфилада комнат с пятиметровыми потолками, аутентичными дверьми, паркетом и плафонами. Само здание — архитектурный памятник эпохи русского классицизма (XVIII-й век), бывшая усадьба дворян Талызиных. Некогда она состояла из главного дома и двух флигелей, один из которых также дожил до наших дней. Сегодня ему дано поэтичное название «Руина». Это одно из самых романтических мест музея. Обнаженные стены с кирпичной кладкой прошлых столетий, отсутствие оконных рам (вместо них лишь проемы) и напольного покрытия (вместо него расходящиеся в разные стороны деревянные настилы) — эта полуразрушенность создает совершенно особую выставочную атмосферу.

В музее проходят лекции, работает «Детский центр», в котором школьники постигают азы архитектуры. Есть возможность принять участие в экскурсиях музея для взрослых и детей.

Виртуальный музей архитектуры

Не имея пока возможности открыть крупную постоянную экспозицию, музей сделал доступными материалы своих фондов в пространстве Интернета. Проект называется «Виртуальный музей архитектуры» и доступен по адресу vma.muar.ru на двух языках, русском и английском. Это — история российской архитектуры с X по XXI век. В каждом разделе рассказ о знаковых постройках эпохи, современные фотографии памятников с подборками исторических документов из коллекции музея. Также доступно приложение для смартфонов на русском, английском, немецком, французском и китайском языках. В нем можно просмотреть 3D-экскурсии по особнякам старой Москвы, утраченным монастырям Кремля (Вознесенскому и Чудову), а также полюбоваться проектом несостоявшейся гигантской стройки XX века под названием «Дворец Советов».