Мост над бездной. Памяти Паолы Волковой. Паола Волкова. Наш мост над бездной Мост над бездной 18 лекций о шедеврах

Альбрехт Дюрер - немецкий живописец и график, признан крупнейшим европейским мастером гравюры и одним из величайших мастеров западноевропейского искусства. Гравюра"Меланхолия,"вырезанная на меди в 1514 году, была одной из любимых работ автора. Сам Дюрер считал себя меланхоликом, что позволяет считать эту гравюру духовным автопортретом мастера. Описание картины Перед нами морской берег, безграничная даль воды и сумеречное небо, прорезанное радугой и зловещими лучами кометы. На переднем плане сидит крылатая женщина в пышном наряде, подперев рукой голову, погруженная в глубокую задумчивость. У нее массивное тело, сильные руки, крупные правильные черты лица. Взгляд ее устремлен вдаль. Такой взгляд бывает у человека, который смотрит на окружающий мир, но ничего не замечает, потому что на самом деле взгляд его направлен внутрь, и то, что он видит в своей душе, - невесело. На темном лице пугающе яркими кажутся белки глаз, и взгляд от этого обретает трагическое выражение. В позе женщины - душевный упадок, огромная усталость. Так, может быть, эта гравюра просто образ душевного состояния, о котором так прекрасно сказал когда-то Жуковский: «Что такое меланхолия? Грустное чувство, объемлющее душу при виде изменяемости... благ житейских, чувство и предчувствие утраты неотвратимой и неизбежной». АНАЛИЗ СИМВОЛОВ Гравюра необычайно сложна. Под рукой женщины книга, застегнутая на застежку,- ей сейчас не до чтения. Над ее головой прибор для измерения времени - песочные часы, соединенные с солнечными. Рядом - колокол с веревкой, которая уходит за край гравюры. Если кто-то невидимый дернет за веревку, колокол зазвонит. Песочные часы и колокол всегда означали у Дюрера: «Помни о смерти». У ног крылатой фигуры, свернувшись клубком, спит тощая борзая собака – символ меланхолического темперамента. Женщину окружает семья инструментов для измерения: часы, циркуль, линейка, весы. Сколько надежд связывал Дюрер с измерениями и вычислениями! Как часто ему казалось, что именно они откроют тайну прекрасного. И вот теперь женщина, погруженная в печальное раздумье, держит циркуль рассеянно и небрежно, а линейка брошена и валяется у ее ног. Уж не разочарование ли в линейке и циркуле, как ключам к красоте, запечатлено тут? И не надежда ли на скрытые тайные свойства чисел привела сюда «Магический квадрат»? Дюрер составил первый в европейском искусстве магический квадрат 4х4. Сумма чисел в любой строке, столбце, диагонали. И даже в каждой четверти (по углам и в центральном квадрате тоже) и в углах большого квадрата сумма равна 34. Два средних числа в нижнем ряду указывают дату создания картины (1514). В средних квадратах первого столбика вносились исправления – цифры деформированы. В небе, в лучах кометы, распростерла крылья огромная летучая мышь. На крыльях мыши надпись: «Меланхолия I» Вот огромный многогранник неправильной формы. Совсем недавно, заинтересовавшись гравюрой Дюрера, минералоги определили - это кристалл плавикового шпата. Такие находили в горных разработках под Нюрнбергом. Дюреру причудливое создание природы показалось таинственным. Он решил, что так же будет воспринимать его и зритель гравюры. Рядом с многогранником - тяжелое каменное ядро. Подобные тела, как символы планет, появлялись в сочинениях о магии. А в астрологических были символом мира, Вселенной вообще. Тигель на горящей жаровне - он тоже есть на этой гравюре - непременный предмет оборудования алхимических лабораторий. Почему Меланхолия изображена крылатой, что означает ее бездеятельность, что за мальчик изображен позади, в чем значение магического квадрата, для чего разбросаны вокруг инструменты, в чем смысл цифры «I»?Сколько вопросов... Мы всматриваемся в неподвижный жернов, в никуда не ведущую лестницу, в странное, хаотически заполненное предметами пространство и ощущаем парадоксальность гравюры: ее части загадочны и непонятны, а общее впечатление - печали, тяжкого раздумья, тревоги - возникает сразу и без пояснений передается нам, охватывает нашу душу. У Дюрера было и свое собственное представление о том, что меланхолия связана с напряженной работой. В одном из трактатов о живописи он замечает: «От постоянного упражнения разума расходуется самая тонкая и чистая часть крови и рождается меланхолический дух». Тут явственно слышен собственный опыт: печальное, меланхолическое настроение - неизбежная расплата за напряженную творческую работу. Дюрер умел побеждать это настроение работой. И все-таки ему было обидно думать, что, родившись меланхоликом, он должен постоянно бороться с такими препятствиями, которые воздвигнуты перед ним от рождения. Многие интерпретации предметов на этой гравюре очень противоречивы в разных источниках.Поэтому вы можете добавить своё видение этой гравюры.

Продолжительность : 4 х ~ 00:26:02

Автор и ведущая - доктор искусствоведения, легендарный преподаватель истории искусств на Высших курсах сценаристов и режиссеров Паола Дмитриевна Волкова. Сегодня многие посетители музеев и галерей проходят по ним, практически не останавливаясь около картин. Если и рассматривают что-то, то на бегу, лишь ненадолго задерживаясь около того или иного произведения. Но шедевры потому и являются шедеврами, что в них заложено нечто большее, чем то, что изображено, чем то, что мы можем увидеть пресловутым "первым взглядом". Великие картины полны тайных знаков, посланий, которые может прочитать лишь посвященный, лишь тот, кто знает шифр. Вместе с историком искусства Паолой Дмитриевной Волковой мы подберем ключи к загадкам старых полотен, чтобы найти спрятанный там клад-смыс

Список серий:

Сезон 1:

Джотто. «Поцелуй Иуды»
В итальянском городе Падуе находится капелла дель Арена, более известная как капелла Скровеньи – по имени богатого купца и члена рыцарского ордена Энрико Скровеньи, пожертвовавшего деньги на ее строительство. Эта капелла знаменита на весь мир благодаря фрескам великого итальянского художника Джотто ди Бондоне. Самая известная из них – «Поцелуй Иуды». Если присмотреться к ней, то можно обнаружить много необычного – края фрески словно обрезаны, рядом с Христом и Иудой находятся странные персонажи, которых нет в Евангелии. Искусствовед Паола Волкова помогает зрителю подобрать ключ к этому произведению эпохи Проторенессанса.
Андрей Рублев. «Троица»
Одна из самых знаменитых икон в мире – «Троица» Андрея Рублева – жемчужина коллекции Третьяковской галереи. Речь идет о времени создания этого шедевра древнерусской живописи, о его авторе Андрее Рублеве, об изменении канонического образа ветхозаветной Троицы и о зашифрованных смыслах, найти и прочитать которые может только посвященный.
Сандро Боттичелли. «Весна»
Картина великого итальянского художника Сандро Боттичелли «Весна» стала одним из символов раннего Возрождения. Вместе с историком искусства Паолой Волковой мы раскроем тайну главного женского образа картины, узнаем, в чьем обличии художник изобразил Джулиано Медичи, и научимся слышать музыку в произведении живописи.
Диего Веласкес. «Менины»
Один из шедевров мадридского музея Прадо – картина Диего Веласкеса «Менины». Казалось бы, об этой знаменитой картине XVII века известно абсолютно всё. Однако автор фильма предлагает неожиданную концепцию прочтения полотна. Многие странности картины исчезают, если посмотреть на нее как на зашифрованный автопортрет самого художника. Причем автопортрет не реальный, а идеальный, на котором живописец показывает не то, как есть, а то, как ему хотелось бы, чтобы было в реальности.

Сезон 2 :

1 серия. Микеланджело. «Гробница Медичи»
Во Флоренции, в церкви Сан-Лоренцо находится знаменитая гробница Медичи, созданная Микеланджело Буонарроти. В любой книге, посвященной творчеству мастера, подробно описываются четыре статуи, олицетворяющие времена суток, - "Утро", "День", "Вечер", "Ночь". Но это лишь часть ансамбля, задуманного мастером. Вместе с историком искусства Паолой Волковой мы попытаемся восстановить первоначальный замысел Микеланджело и найти исчезнувшие детали.

2 серия.Леонардо да Винчи. «Святая Анна с Младенцем Христом»

В Лувре, в зале, который расположен по соседству с великой «Джокондой», находится другая знаменитая картина Леонардо да Винчи, мимо которой туристы проходят, не обращая внимания. Между тем это одно из самых загадочных полотен мастера. Искусствовед Паола Волкова поможет зрителю проникнуть в тайну необычной мизансцены, избранной Леонардо, и загадочного фона, который очень похож на безлюдный «лунный» пейзаж в «Джоконде».

3 серия.Иероним Босх. «Корабль дураков»

В 1500 году нидерландский художник Иероним Босх завершает работу над своей знаменитой картиной «Корабль дураков». Считается, что это лишь часть написанного им триптиха. Доктор искусствоведения, профессор Паола Волкова поможет зрителю проникнуть на глубинный, символический уровень произведения и увидеть острую сатиру на нравы, царившие в Европе на рубеже XV и XVI веков.

4 серия.Альбрехт Дюрер. «Меланхолия»

В 1514 году великий немецкий художник Альбрехт Дюрер создал одно из своих самых знаменитых произведений - гравюру «Меланхолия». Вместе с доктором искусствоведения Паолой Волковой мы попробуем расшифровать этот шедевр эпохи Ренессанса, рассмотрим изображенные на нем три уровня познания и попытаемся найти автопортрет самого художника

Вы держите в руках новое издание уникальных лекций Паолы Волковой «Мост через бездну». По словам самой Паолы Дмитриевны – это «необычная книга». Она предлагает новый взгляд на историю искусства, на творчество и на личность художника. В книге прослеживаются новые связи между отдаленными формами, не лежащими на поверхности и перед глазами. Как, например, между древней культурой Крита и корневыми традициями испанской культуры, и многое другое.

Паола Дмитриевна говорила о своем проекте: «Мне очень трудно писать. Все всегда удивляются, почему я так мало пишу. Дело в том, что устная и письменная речи отличаются друг от друга… Только в последнее время я научилась писать коротко, экономно, лапидарно. Я сделала очень большой шаг. Я задумала серию из пяти книг, первую из которых я уже выпустила».

Паола всегда была особенной личностью. Ученица легендарного искусствоведа Абрама Эфроса, который «научил главному: стараться независимо и самостоятельно смотреть на предмет искусства», но и не только преподавала во ВГИКе и на Высших курсах режиссеров и сценаристов, она являлась крупнейшим специалистом по творчеству Тарковского. В круг ее, друзей входили такие великие люди как Лев Гумилев, скульптор Эрнст Неизвестный, философы Мераб Мамардашвили и Александр Пятигорский, ее портреты писали Николай Акимов и Владимир Вейсберг, работа которого находится в Третьяковской галерее, а художник Дмитрий Плавинский считал, что она лучше всех способна понять и оценить его работы.

Ее лекции были известны в Москве с 50-х годов – на них выросли несколько поколений кинематографистов. Тем, кому хоть раз посчастливилось побывать на лекциях этой удивительной женщины, не забудут их никогда. Блестящий педагог и рассказчик, через свои книги, лекции, да и просто беседы она прививала своим студентам и собеседникам чувство красоты, стараясь достучаться до их души и очистить ее от накопившейся серости.

Паола обладала колоссальной внутренней свободой, независимостью характера и необъятными знаниями. Ее движущей силой были страсть, воображение и тонкое понимание вибраций вселенной. Отстаивание своих взглядов требовало каждодневного мужества, и можно было только удивляться, откуда оно каждый раз берется. Всегда красиво и элегантно одета, даже когда вещи были недоступной роскошью, в прекрасной форме, Паола была остроумным и непревзойденным собеседником, готовым поддержать любую тему для разговора. Ее нельзя было не любить, и ею нельзя было не восхищаться.

В произведениях искусства она умела видеть то, что обычно скрыто от постороннего взгляда, знала тот самый язык символов, который для других является великой тайной, и могла самыми простыми словами объяснить, что в себе таит то или иное произведение. О лекциях Паолы Волковой можно спорить, с ними можно соглашаться или не соглашаться. Она никогда не говорила, что претендует на научную точность, она приглашала читателя к размышлению об искусстве и мире. «Точка зрения всегда имеет право на существование как предложение к размышлению», – говорила Паола Дмитриевна. Ее лекции становились откровением не только для простых обывателей, но и для профессионалов. Рассказы об античном мире, великих мастерах живописи, их творениях и судьбах, были настолько реалистичны и так наполнены мельчайшими подробностями и деталями, что невольно наталкивали на мысль, что она сама не просто жила в те времена, но и лично знала каждого, о ком вела повествование.

«Я полагаю, – говорила Паола Дмитриевна, – что вся та история культуры, которую мы знаем, мы знаем не только благодаря тому, что она является предметом музейного хранения или археологического обнаружения, а еще и потому, что она отвечает на какие-то вопросы и сейчас. Это – непрерывная история комментария. Мы комментируем античность до сих пор. XX век – это век комментария. Это – мост через бездну. Это – эхо, отголоски, отклики. Мы переговариваемся с нашим прошлым. Это необходимо нам как память, потому что память – это главное. Благодаря этому бесконечному комментарию с мировой художественной культурой мы имеем психологическое, интеллектуальное и душевное богатство. Сегодня несомненный кризис идей и идеологии. Почему бы не взглянуть на мир с иной, не принятой еще позиции. Читателям, особенно молодым, такая книга необходима».

Паола Дмитриевна не успела закончить свой проект, издав при жизни только одну книгу. Прошло больше двух лет с тех пор, как ее не стало. Ее мечта создать цикл из пяти книг осуществилась. Вначале книги пользовались колоссальным успехом благодаря циклу передач телеканала «Культура» «Мост над бездной». А теперь они живут своей жизнью.

Настоящее издание представляет цикл «Мост через бездну» в той форме, в которой он был задуман Паолой Дмитриевной – в исторически-хронологическом порядке. В него также войдут ранее неизданные лекции из личного архива.

Книга рассчитана на широкое чтение для тех, кто интересуется литературой по искусству, с диапазоном от античности, европейского Средиземноморья до концептуализма ХХ века.

Мария Лафонт

Вступление

Уже многие годы студенты разных поколений считают, что я должна публиковать свои лекции по «Всеобщей истории искусства», читанные во ВГИКе и на Высших курсах сценаристов и режиссеров.

Это оказалось невозможным, к великому сожалению.

Во-первых, лекции всегда до известной степени импровизация плюс эмоциональное поле контакта с аудиторией. Во-вторых, речь письменная и устная совершенно различны. Мои лекции много раз записывали. И что же? Даже хорошо отредактированные, они плохо читаются. Бесконечно завидую тем, кто «говорит – что пишет».

В лекциях свою задачу я иллюстрирую множеством цитат, воспоминаний о том, как то или другое впечатление изменялось от непосредственной встречи. Сколько книг прочитано было об афинском акрополе. Но, когда я «встретилась» с ним в 1991 году и поднялась по ступеням к входу пропилеи – все мои знания, все мироощущение было перевернуто, вывернуто. Греческую античность познаешь через Грецию – место ее рождения. Или гениальный храм Посейдона в Сунионе. Кем были они, жившие среди камней в непрерывной вертикальности подъемов и спусков, создавшие в преодолении трудностей ту чистую гармонию, которая и сегодня исторгает слезы религиозного восторга, изумления зримого, непроходящего чуда и счастья? Что представляли собой те условия, которые породили никогда не повторившийся феномен гениальности и абсолюта? И начинаешь думать об этих причинах, а не о том, что уже знаешь и можешь прочитать в книгах самых авторитетных специалистов. Это же стало относиться практически ко всему объему моих лекций. Естественным потрясением была «Венера» Веласкеса в Национальной галерее Лондона или живопись Тициана в Прадо, Гойи в том же Прадо, «Автопортрет с Музой» Вермеера в Вене. То, что ты видишь в зрелом возрасте, мало соответствует самым лучшим иллюстрациям и даже самым глубоким текстам. Хотя, конечно, знания, полученные за жизнь, – прочный фундамент нового строительства.

В-третьих. Моя лекционная речь пространна, и для публикации курса потребовались бы тома, что невозможно. А пишу я, напротив, экономно, стремлюсь к сжатому тексту.

В-четвертых. Со временем содержание курса меняется. Я много путешествую. Вижу мир в подлиннике, а не на картинке. «И чувствую и мыслю по-иному». Постепенно родилась та форма записи, которую предлагает эта книга. О результате судить не мне.

Всего предполагается издать пять книг объемом от античности до концептуализма ХХ века.

Одна из последних представительниц интеллектуальной богемы XX века, женщина, дружившая с признанными мастерами не только советского, но и мирового искусства, Паола Волкова (1930-2013) — одна из немногих, кто мог говорить о творцах прошлого как о самом насущном, страстно и строго, будто её зрители — часть вселенской мистерии и призваны уловить ускользающую гармонию жизни. Искусством просто говорить о сложном она овладела в совершенстве и всю жизнь выстраивала незримый «Мост» — путь над бездной человеческого безразличия и заблуждений.

Я стар как мир.

Мне восемнадцать лет.

Велимир Хлебников

Необычайно импульсивная для своих лет, в неизменно развевающемся одеянии, с массивными кольцами на артистических руках, словно сошедшая с фотографий Серебряного века, — именно такой она запомнилась многочисленным слушателям, студентам ВГИКа и «Сколково», телезрителям канала «Культура» и многим другим свидетелям её просветительской деятельности. Как историка искусств Паолу Волкову знают прежде всего по её лекциям (27 лет она читала курс всеобщей истории искусств). Расцвет её творческих сил пришёлся на 60-е годы, период, подаривший ей знакомство с Мерабом Мамардашвили, Александром Пятигорским, Львом Гумилёвым, Кшиштофом Занусси — теми, чья близость к культуре оказалась её личным переживанием. Философские споры о Боге и богах, которые ей довелось наблюдать, дискуссии о реставрации, модерне и древнерусском искусстве станут для неё школой художественного вкуса, при котором поэзия — уже не набор рифм, а игра смысловых обертонов. В одном из своих интервью она говорит об умении «включать аудиторию в процесс рождения мысли» — том, что даровало ей славу одного из лучших искусствоведов современности.

Паола Дмитриевна была признанным специалистом по творчеству самого несоветского из советских режиссеров — . Письменное наследство Паолы во многом посвящено именно ему: изучая родословную Тарковских, подробнейше анализируя противоречия их творчества, затрагивая смыслы, указанные Андреем в его «Мартирологе», исследователь объясняет, как, поднявшись на уровень мирового признания, во многом «западный» художник и добровольный эмигрант Андрей Тарковский остался безусловно русским. Об этом она пишет в статьях, говорит на выставках его Фонда. Московский дом, где Андрей Арсеньевич жил в течение тридцати лет, спасти не удаётся — в 1996 году Паола Волкова восстанавливает в Юрьевце дом его военного детства. На кладбище Сен-Женевьев-де-Буа она же воздвигла над его могилой памятное надгробие.

Знакомство с нервическим Тарковским породило дружбу с «человеком гармонии» Тонино Гуэррой — в этом, пожалуй, ещё один из «мостов» Паолы Волковой, женщины с романским именем и славянской фамилией. Два человека и две разных Италии: временное пристанище для одного, родина — для другого. Богоматерь и Мадонна, Довженко и Феллини… «Искусство непереводимо» — скажет однажды герой «Ностальгии» Андрей Горчаков. «Как же нам тогда понять друг друга?» — спросит его Эуджиния. Однако московский режиссер и поэт из Сантарканджело поняли друг друга вполне, а Ола, как её тогда звали, девушка со строгими голубыми глазами, стала свидетелем этого дуэта, симфонии лучших скрипок её молодости.


Фото: Vittasim.livejournal.com

Знакомство с исключительным убедило Паолу в значимости каждого — именно в этом убеждении кроется её характерная чувственность, которую изредка порицали (порой не без оснований). Трудно представить, что в основе телепередачи «Мост над бездной», набравшей рекордное количество просмотров, лежит многотомное научное исследование. Видеовыступления Паолы Дмитриевны — пожалуй, самое ценное из того, что она оставила своим ученикам: в её голосе звучала сила, не передаваемая в письменной речи. Она не была сухим теоретиком: возбуждённо, едва ли не с грубостью своего натренированного голоса могла рассказывать о злоключениях какого-нибудь Алкивиада («предателя и красавца необыкновенной, сумасшедшей красоты»), с придыханием, театральным шёпотом в полной аудитории — говорить о фонтанах «моего дорогого Тонино». Её личный артистизм зажигал, движение бровей, рук приводили в движение самые холодные статуи. Разрозненные образы выстраивались в чёткий орнамент, незаметная деталь, какая-нибудь пряжка, внезапно получала огромное значение, фаюмские портреты начинали говорить. Подруга настоящих режиссеров, она отлично владела законами сценарного мастерства и, что самое важное, — искренне уважала своих учеников, общаясь с ними на равных.

Сделать сложное доступным, не опошлив его, удаётся единицам, с разным успехом над этим работают целые компании. Феномен Паолы Волковой в очередной раз показывает несостоятельность маркетинговых ходов в деле, требующем живейшего участия человеческой души. Неограниченная коммерциализация искусства порой приводит к тому, что изысканные артефакты превращаются в штампы, а посещение выставок становится лишь модной нагрузкой к ЗОЖ. Вежливым равнодушием, по сути — духовной летаргией.

Паола пережила почти всех своих близких друзей. В XXI веке, среди нового поколения, едва ли не на другой планете, она сумела стать современной своему окружению — воспитанникам уже иной, клиповой культуры. Сама как величественный протест этой «клиповости», Паола Дмитриевна до последнего оставалась удивительно радостным человеком: сопоставляя миры, разгадывая цивилизационный код прошлого, она, сама того не заметив, раскрыла секрет вечной молодости души. Из прекрасного далека, где её встретили столь многие, она по-прежнему зовёт нас к празднику жизни, пиру гармонии — ликующему «да» бытия.