Мост над бездной (2012). Паола Волкова. Наш мост над бездной Палома волкова мост над бездной

Продолжительность : 4 х ~ 00:26:02

Автор и ведущая - доктор искусствоведения, легендарный преподаватель истории искусств на Высших курсах сценаристов и режиссеров Паола Дмитриевна Волкова. Сегодня многие посетители музеев и галерей проходят по ним, практически не останавливаясь около картин. Если и рассматривают что-то, то на бегу, лишь ненадолго задерживаясь около того или иного произведения. Но шедевры потому и являются шедеврами, что в них заложено нечто большее, чем то, что изображено, чем то, что мы можем увидеть пресловутым "первым взглядом". Великие картины полны тайных знаков, посланий, которые может прочитать лишь посвященный, лишь тот, кто знает шифр. Вместе с историком искусства Паолой Дмитриевной Волковой мы подберем ключи к загадкам старых полотен, чтобы найти спрятанный там клад-смыс

Список серий:

Сезон 1:

Джотто. «Поцелуй Иуды»
В итальянском городе Падуе находится капелла дель Арена, более известная как капелла Скровеньи – по имени богатого купца и члена рыцарского ордена Энрико Скровеньи, пожертвовавшего деньги на ее строительство. Эта капелла знаменита на весь мир благодаря фрескам великого итальянского художника Джотто ди Бондоне. Самая известная из них – «Поцелуй Иуды». Если присмотреться к ней, то можно обнаружить много необычного – края фрески словно обрезаны, рядом с Христом и Иудой находятся странные персонажи, которых нет в Евангелии. Искусствовед Паола Волкова помогает зрителю подобрать ключ к этому произведению эпохи Проторенессанса.
Андрей Рублев. «Троица»
Одна из самых знаменитых икон в мире – «Троица» Андрея Рублева – жемчужина коллекции Третьяковской галереи. Речь идет о времени создания этого шедевра древнерусской живописи, о его авторе Андрее Рублеве, об изменении канонического образа ветхозаветной Троицы и о зашифрованных смыслах, найти и прочитать которые может только посвященный.
Сандро Боттичелли. «Весна»
Картина великого итальянского художника Сандро Боттичелли «Весна» стала одним из символов раннего Возрождения. Вместе с историком искусства Паолой Волковой мы раскроем тайну главного женского образа картины, узнаем, в чьем обличии художник изобразил Джулиано Медичи, и научимся слышать музыку в произведении живописи.
Диего Веласкес. «Менины»
Один из шедевров мадридского музея Прадо – картина Диего Веласкеса «Менины». Казалось бы, об этой знаменитой картине XVII века известно абсолютно всё. Однако автор фильма предлагает неожиданную концепцию прочтения полотна. Многие странности картины исчезают, если посмотреть на нее как на зашифрованный автопортрет самого художника. Причем автопортрет не реальный, а идеальный, на котором живописец показывает не то, как есть, а то, как ему хотелось бы, чтобы было в реальности.

Сезон 2 :

1 серия. Микеланджело. «Гробница Медичи»
Во Флоренции, в церкви Сан-Лоренцо находится знаменитая гробница Медичи, созданная Микеланджело Буонарроти. В любой книге, посвященной творчеству мастера, подробно описываются четыре статуи, олицетворяющие времена суток, - "Утро", "День", "Вечер", "Ночь". Но это лишь часть ансамбля, задуманного мастером. Вместе с историком искусства Паолой Волковой мы попытаемся восстановить первоначальный замысел Микеланджело и найти исчезнувшие детали.

2 серия.Леонардо да Винчи. «Святая Анна с Младенцем Христом»

В Лувре, в зале, который расположен по соседству с великой «Джокондой», находится другая знаменитая картина Леонардо да Винчи, мимо которой туристы проходят, не обращая внимания. Между тем это одно из самых загадочных полотен мастера. Искусствовед Паола Волкова поможет зрителю проникнуть в тайну необычной мизансцены, избранной Леонардо, и загадочного фона, который очень похож на безлюдный «лунный» пейзаж в «Джоконде».

3 серия.Иероним Босх. «Корабль дураков»

В 1500 году нидерландский художник Иероним Босх завершает работу над своей знаменитой картиной «Корабль дураков». Считается, что это лишь часть написанного им триптиха. Доктор искусствоведения, профессор Паола Волкова поможет зрителю проникнуть на глубинный, символический уровень произведения и увидеть острую сатиру на нравы, царившие в Европе на рубеже XV и XVI веков.

4 серия.Альбрехт Дюрер. «Меланхолия»

В 1514 году великий немецкий художник Альбрехт Дюрер создал одно из своих самых знаменитых произведений - гравюру «Меланхолия». Вместе с доктором искусствоведения Паолой Волковой мы попробуем расшифровать этот шедевр эпохи Ренессанса, рассмотрим изображенные на нем три уровня познания и попытаемся найти автопортрет самого художника

Мост через бездну. Комментарий к античности

«Мост через бездну» – первая книга Паолы Волковой, написанная ей на основе собственного курса лекций. Образ моста, по словам самой Паолы Дмитриевны, был выбран не случайно – как метафора всей мировой культуры, без которой мы бы не состоялись. Блестящий педагог и рассказчик, через свои книги, лекции, да и просто беседы она прививала своим студентам и собеседникам чувство красоты, стараясь достучаться до их душ и очистить от накопившейся серости.

Одна из самых знаковых книг для любого образованного человека, «Мост через бездну» приглашает нас в путешествие сквозь века.

В книге прослеживаются новые связи между отдаленными формами, не лежащими на поверхности и перед глазами. От Стоунхэнджа до театра «Глобус», от Крита до испанской корриды, от европейского средиземноморья до концептуализма XX века – все это связано между собой и может существовать друг без друга.

Мост через бездну. В пространстве христианской культуры

Господство христианства в средневековом мире породило всю современную культуру, в пространстве которой мы существуем от рождения до самой смерти – именно об этом рассказывает Паола Дмитриевна Волкова в своем цикле лекций, посвященном позднему Средневековью и Проторенессансу.

Невозможно рассматривать эту эпоху, как условные «Темные века», как нечто посредственное – сам по себе этот период не менее знаменателен, чем Возрождение.

Гении этого времени – святой Франциск Ассизский и Бонавентура, Джотто ди Бондоне и Данте Алигьери, Андрей Рублев и Феофан Грек – до сих пор ведут с нами диалог через века. Кардинал Хорхе Марио Бергольо, став избранным Папой Римским, берет себе имя в честь святого из Ассизи, воскрешая францисканское смирение и предлагая нам пройти по очередному мосту над бездной эпох.

Мост через бездну. Мистики и гуманисты

Ни одна культура, ни один культурный этап не имеет такого прямого отношения к современности, как эпоха Возрождения.

Ренессанс – наиболее прогрессивный и революционный период в истории человечества. Об этом рассказывает Паола Дмитриевна Волкова в следующей книге цикла «Мост через бездну», принимая эстафету у первого искусствоведа, Джоржо Вазари, настоящего человека своей эпохи – писателя, живописца и архитектора.

Художники Возрождения – Сандро Ботичелли и Леонардо да Винчи, Рафаэль и Тициан, Иероним Босх и Питер Брейгель Старший – никогда не были просто художниками. Они были философами, они были заряжены главными и основными проблемами времени. Живописцы Ренессанса вернувшись к идеалам Античности, создали цельную, обладающую внутренним единством концепцию мира, наполнили традиционные религиозные сюжеты земным содержанием.

Мост через бездну. Великие мастера

Что появилось раньше – человек или зеркало? Этим вопросом задается Паола Дмитриевна Волкова в четвертом томе цикла «Мост через бездну». Для великих мастеров портрет всегда был не просто изображением человека, но и зеркалом, отражающим не только внешнюю, но и внутреннюю красоту. Автопортрет же – вопрос себе, рефлексия и следующий за ними ответ. Диего Веласкес, Рембрандт, Эль Греко, Альбрехт Дюрер и – все они оставляют нам в этом жанре горькую исповедь целой жизни.

У каких зеркал прихорашивались красавицы былого? Венера, вознесшаяся из вод, увидела в них свое отражение и осталась довольна собой, а Нарцисс – застыл навеки, потрясенный собственной красотой. Полотна, отражая во времена Ренессанса только идеальный образ, а позже – и личность человека, стали вечными зеркалами для всякого, кто осмелится в них заглянуть – как в бездну – по-настоящему.

Настоящее издание представляет собой переработанный цикл «Мост через бездну» в той форме, в которой он был задуман самой Паолой Дмитриевной – в исторически-хронологическом порядке. В него также войдут неизданные лекции из личного архива.

Мост через бездну. Импрессионисты и XX век

История импрессионизма, раз и навсегда повлиявшего на все последующее искусство, охватывает всего 12 лет: с первой выставки в 1874 году, где было представлено знаменитое «Впечатление», по последнюю, восьмую, в 1886 году. Эдуард Мане и Клод Моне, Эдгар Дега и Огюст Ренуар, Анри де Тулуз-Лотрек и Поль Гоген – с рассказа о которых начинается эта книга – одними из первых начали выступать против условностей сформировавшейся к тому времени «классической» живописи.

История этой семьи, о которой рассказала автор известнейшего цикла «Мост через бездну» Паола Волкова в этой книге, – это образец жизни настоящих русских интеллигентов, «прямой гербовник их семейной чести, прямой словарь их связей корневых».

От Джотто до Тициана. Титаны Возрождения

Эпоха Возрождения – наиболее прогрессивный и революционный период в истории человечества. Художники Ренессанса – Сандро Боттичелли и Леонардо да Винчи, Рафаэль и Тициан, Иероним Босх и Питер Брейгель Старший – никогда не были просто художниками.

Они были философами, они были заряжены главными и основными проблемами времени. Вернувшись к идеалам Античности, они создали цельную, обладающую внутренним единством концепцию мира, наполнили традиционные религиозные сюжеты земным содержанием.

В этом иллюстрированном издании приводятся лекции Паолы Дмитриевны Волковой, автора знаменитого цикла «Мост через бездну», посвященные истинным титанам эпохи Возрождения, – переработанные и дополненные для удобства читателя.

Одна из последних представительниц интеллектуальной богемы XX века, женщина, дружившая с признанными мастерами не только советского, но и мирового искусства, Паола Волкова (1930-2013) — одна из немногих, кто мог говорить о творцах прошлого как о самом насущном, страстно и строго, будто её зрители — часть вселенской мистерии и призваны уловить ускользающую гармонию жизни. Искусством просто говорить о сложном она овладела в совершенстве и всю жизнь выстраивала незримый «Мост» — путь над бездной человеческого безразличия и заблуждений.

Я стар как мир.

Мне восемнадцать лет.

Велимир Хлебников

Необычайно импульсивная для своих лет, в неизменно развевающемся одеянии, с массивными кольцами на артистических руках, словно сошедшая с фотографий Серебряного века, — именно такой она запомнилась многочисленным слушателям, студентам ВГИКа и «Сколково», телезрителям канала «Культура» и многим другим свидетелям её просветительской деятельности. Как историка искусств Паолу Волкову знают прежде всего по её лекциям (27 лет она читала курс всеобщей истории искусств). Расцвет её творческих сил пришёлся на 60-е годы, период, подаривший ей знакомство с Мерабом Мамардашвили, Александром Пятигорским, Львом Гумилёвым, Кшиштофом Занусси — теми, чья близость к культуре оказалась её личным переживанием. Философские споры о Боге и богах, которые ей довелось наблюдать, дискуссии о реставрации, модерне и древнерусском искусстве станут для неё школой художественного вкуса, при котором поэзия — уже не набор рифм, а игра смысловых обертонов. В одном из своих интервью она говорит об умении «включать аудиторию в процесс рождения мысли» — том, что даровало ей славу одного из лучших искусствоведов современности.

Паола Дмитриевна была признанным специалистом по творчеству самого несоветского из советских режиссеров — . Письменное наследство Паолы во многом посвящено именно ему: изучая родословную Тарковских, подробнейше анализируя противоречия их творчества, затрагивая смыслы, указанные Андреем в его «Мартирологе», исследователь объясняет, как, поднявшись на уровень мирового признания, во многом «западный» художник и добровольный эмигрант Андрей Тарковский остался безусловно русским. Об этом она пишет в статьях, говорит на выставках его Фонда. Московский дом, где Андрей Арсеньевич жил в течение тридцати лет, спасти не удаётся — в 1996 году Паола Волкова восстанавливает в Юрьевце дом его военного детства. На кладбище Сен-Женевьев-де-Буа она же воздвигла над его могилой памятное надгробие.

Знакомство с нервическим Тарковским породило дружбу с «человеком гармонии» Тонино Гуэррой — в этом, пожалуй, ещё один из «мостов» Паолы Волковой, женщины с романским именем и славянской фамилией. Два человека и две разных Италии: временное пристанище для одного, родина — для другого. Богоматерь и Мадонна, Довженко и Феллини… «Искусство непереводимо» — скажет однажды герой «Ностальгии» Андрей Горчаков. «Как же нам тогда понять друг друга?» — спросит его Эуджиния. Однако московский режиссер и поэт из Сантарканджело поняли друг друга вполне, а Ола, как её тогда звали, девушка со строгими голубыми глазами, стала свидетелем этого дуэта, симфонии лучших скрипок её молодости.


Фото: Vittasim.livejournal.com

Знакомство с исключительным убедило Паолу в значимости каждого — именно в этом убеждении кроется её характерная чувственность, которую изредка порицали (порой не без оснований). Трудно представить, что в основе телепередачи «Мост над бездной», набравшей рекордное количество просмотров, лежит многотомное научное исследование. Видеовыступления Паолы Дмитриевны — пожалуй, самое ценное из того, что она оставила своим ученикам: в её голосе звучала сила, не передаваемая в письменной речи. Она не была сухим теоретиком: возбуждённо, едва ли не с грубостью своего натренированного голоса могла рассказывать о злоключениях какого-нибудь Алкивиада («предателя и красавца необыкновенной, сумасшедшей красоты»), с придыханием, театральным шёпотом в полной аудитории — говорить о фонтанах «моего дорогого Тонино». Её личный артистизм зажигал, движение бровей, рук приводили в движение самые холодные статуи. Разрозненные образы выстраивались в чёткий орнамент, незаметная деталь, какая-нибудь пряжка, внезапно получала огромное значение, фаюмские портреты начинали говорить. Подруга настоящих режиссеров, она отлично владела законами сценарного мастерства и, что самое важное, — искренне уважала своих учеников, общаясь с ними на равных.

Сделать сложное доступным, не опошлив его, удаётся единицам, с разным успехом над этим работают целые компании. Феномен Паолы Волковой в очередной раз показывает несостоятельность маркетинговых ходов в деле, требующем живейшего участия человеческой души. Неограниченная коммерциализация искусства порой приводит к тому, что изысканные артефакты превращаются в штампы, а посещение выставок становится лишь модной нагрузкой к ЗОЖ. Вежливым равнодушием, по сути — духовной летаргией.

Паола пережила почти всех своих близких друзей. В XXI веке, среди нового поколения, едва ли не на другой планете, она сумела стать современной своему окружению — воспитанникам уже иной, клиповой культуры. Сама как величественный протест этой «клиповости», Паола Дмитриевна до последнего оставалась удивительно радостным человеком: сопоставляя миры, разгадывая цивилизационный код прошлого, она, сама того не заметив, раскрыла секрет вечной молодости души. Из прекрасного далека, где её встретили столь многие, она по-прежнему зовёт нас к празднику жизни, пиру гармонии — ликующему «да» бытия.

"Ушла из жизни Паола Дмитриевна Волкова - искусствовед, педагог, культуролог, историк изобразительного искусства, специалист по творчеству Андрея Тарковского, автор телевизионного цикла "Мост над бездной".
Она последняя ушла из той плеяды вгиковских мастеров, что возводили "мост" над идеологической мертвечиной соцреализма.
Оглядываясь, я завидую себе и своим сокурсникам и всем, кому она читала лекции. Заглядывая вперед, сочувствую тем, кто уже не услышит их. Одно, хоть в какой-то степени, утешает. Остались ее книги. Остался телецикл - "Мост над бездной".
Говорил и готов повторить: такого глубокого и внятного исследования в области живописи на нашем ТВ еще не было. И, следуя за ее повествованием, невозможно не поддаться магии сосредоточенного размышления, столь редкого и столь необходимого для сохранения того, что Лотман называл "экологией человеческого общества".
Увы, ее "Мост над бездной" остался неоконченным. Потому и жизнь ее кажется неоконченной. Внезапно оборвавшейся. Хотя ей уже перевалило за восемьдесят. А все равно все знавшие ее ахнули: как? почему? Невозможно поверить. Ведь она только что вернулась из вечного города Рима совершенно счастливой. И у нее столько было планов...

http://www.rg.ru/2013/03/18/paola.html

МОСТ НАД БЕЗДНОЙ-Джотто Поцелуй Иуды(1 из 12 серий)



МОСТ НАД БЕЗДНОЙ-Рублев Троица(2 из 12 серий)



МОСТ НАД БЕЗДНОЙ-Боттичелли Весна(3 из 12 серий)



МОСТ НАД БЕЗДНОЙ-Веласкес Менины(4 из 12 серий)



Мост над бездной. 05. Микеланджело. Гробница Медичи (ls)



Мост над бездной. 06. Леонардо да Винчи (ls)



Мост над бездной. 07. Иероним Босх. Корабль дураков


МОСТ НАД БЕЗДНОЙ-Дюрер. Меланхолия (8 из 12 серий)


МОСТ НАД БЕЗДНОЙ-Рембрандт, 9 серия


МОСТ НАД БЕЗДНОЙ-Ван Гог. Ночное кафе в Арле. 10 серия


МОСТ НАД БЕЗДНОЙ-Пикассо. 11 серия


МОСТ НАД БЕЗДНОЙ-Малевич. Черный квадрат. 12 серия

На канале КУЛЬТУРА прошли четыре последних передачи Паолы Волковой из цикла «Мост над бездной».

Если спросите, кто такая Паола Волкова, отвечу просто: искусствовед. У нее нет званий и регалий, она ничего не возглавляла и ничем не руководила. Она «ведала искусством». Или лучше сказать, она «ведала искусство».

Когда Паола Волкова говорит о какой-то картине, кажется, что она сама ее написала. Ощущение, что она знает такое, чего никто не знает. И нам - одним нам - она открывает эту жгучую тайну, этот ведомый только ей секрет. При этом голос у нее тих, но полон вибраций, глаза загораются, и вся эта немолодая женщина становится пленительно хороша, словно фея из страны Искусства.

Эти четыре фильма смотреть было больно, ибо я уже знала, что Паола Волкова навсегда ушла в ту самую «бездну», над которой вместе со всеми нами возводила свой мост. Мост искусства. Эль Греко, Феофан Грек, Ренуар и Ярошенко, Рафаэль - вот герои этих вдохновенных получасовых программ.

В рассказе об Эль Греко (Доменико Теотокопулосе, ХУI век), греке, учившемся у мастеров Итальянского Возрождения, но осевшем в Испании, поразило многое.



Паола Волкова рассматривает только одну его картину «Похороны графа Ораса». Она называет ее «картина-роман». Проходит по всем «сюжетным линиям» этого романа: жизни легендарного графа, пришедшейся на ХIУ век; хоронящих его идальго, людей уже совсем другого времени, современников Эль Греко, составляющих цвет толедской интеллигенции; фигурам двух святых, старого и молодого, св. Августина и св. Штефана - на одеянии последнего избражено, как его побивают камнями; - небесных ангелов, несущих душу праведника к Божественному престолу...

Одна деталь без Паолы Волковой от меня точно бы ускользнула.

Я бы пропустила на картине маленького мальчика, Хорхе Эммануэля, сына художника. Чудесное точеное личико, глубокий вопрошающий взгляд, обращенный на нас; мальчик выступает на холсте посредником между далеким прошлым и тем будущим, которое еще неведомо.

Странные мистические похороны. Хоронят одни мужчины.

Почему-то вспомнилась мне картина нашего Виктора Попкова «Хороший человек была бабка Анисья», где неведомую бабку Анисью хоронят русские деревенские бабоньки. Тоже мистическое полотно.

И там тоже есть мальчик, смотрящий на зрителя. Вспоминал ли русский художник из послевоенного поколения картину Доменико Теотокопулоса? Вряд ли. Но она оказалсь в чем-то ему созвучной.

Реквием по человеку и человечеству. Ведь действительно, жизнь каждого - микрокосм, и с уходом одного что-то исчезает в мире, меняется его состав, и, оплакивая ушедшего, мы оплакиваем и себя, и наших детей...



Во второй передаче Паола Волкова рассказала еще об одном греке, но греке византийском, ставшем своим на Руси конца ХIУ - начала ХУ вв. Говорю о Феофане Греке. Современнике Сергия Радонежского и Андрея Рублева (в фильме Андрея Тарковского яростного старика-художника играет Сергеев), возможном свидетеле Куликовской битвы, исихасте-аскете, живописце величайшей силы и напора.

Паола Волкова назвала его дар «серафическим» в противовес «ангелическому» дару Андрея Рублева. Но для меня, признаюсь, нет в этих определениях разницы. Что серафим, что ангел! Для меня в работах Феофана Грека есть что-то от ангела падшего , протестующего против установленного порядка. Нет в его иконах той безмятежной гармонии, что видим мы у младшего его современника Андрея Рублева, зато есть непокорство и даже бунт.

Поразилась смелости Паолы Волковой, которая в третьей передаче сравнила, казалось бы, несравнимое: Огюста Ренуара и Николая Ярошенко. Но сравнила она не самих художников, а портреты двух знаменитых актрис, написанные примерно в одно время (1870-1880-е годы) - Жанны Самари и Пелагеи Стрепетовой.



И ведь действительно, оба портрета каждый по-своему великолепны, и запечатлели они определенный женский тип, и эпоху, и эстетический идеал художника.


Паола Волкова всегда идет вглубь, она показывает, что красавица Жанна Самари кисти французского «трубадура» имеет архетипом Мадонну, какой ее изображали мастера Возрождения. Светлую прекрасную Женщину-Мать. А строгая аскетичная и бледная Стрепетова, чем-то напоминающая народоволку, - восходит к иконе Богородицы, скорбящей и жертвенной, поражающей своей духовной красотой.



И вот Рафаэль Санти. И снова - открытие. Паола Волкова говорит о даре Рафаэля-сценографа, даре, позволяющем создавать мизансцены в прекрасно структурированном и четко выверенном пространстве. Потому в Ватиканскую фреску «Афинская школа» так величественно вписываются Платон и Аристотель, что находятся они в центре арочной композиции.

Это «рафаэлевское» мастерство, к сожалению, было утрачено позднейшими художниками, они умели передавать эмоции, но не владели «архитектурой» пространства. Именно этим Паола Волкова объясняет неудачу фигуры Христа в «Явлении Христа народу» гениального Александра Иванова...

Передачи «Мост над бездной» захватили меня и в этот раз.

Горько, что больше Паола Волкова ничего нам не расскажет, не откроет тайн, известных ей одной. Мне показалось, что в последних программах она много говорила о непознанном, об ожидающем человека в другой жизни. Может, было у нее предчувствие? Паола Волкова ушла от нас 15 марта 2013 года. Помянем же удивительную и неповторимую Паолу Дмитриевну словами восхищения и благодарности!