" Мой Тургенев"- размышления о И.Тургеневе. Мое представление о И.С. Тургеневе Что нового вы узнали о писателе тургеневе

  1. Какие черты Тургенева-человека вам запом-нились? Каким вам представлялся писатель, когда вы впервые прочли его рассказ «Муму» или другие произведения? Что изменилось сейчас в этом пред-ставлении?
  2. Когда мы читали «Муму», «Бежин луг», «Русский язык», «Стихотворения в прозе», самостоятельно «Записки охотни-ка», то представляли Ивана Сергеевича Тургенева мягким, добрым человеком, лю-бящим природу, крестьян, детей, тонко чув-ствующим оттенки русского языка, блес-тяще владеющим художественным сти-лем речи. Этот человек ненавидел насилие над личностью, сочувствовал обездолен-ным и обличал тиранию крепостников.

    Прочитав в хрестоматии замечатель-ный по своей эмоциональной силе и насы-щенностью биографическими фактами очерк о Тургеневе, а также повесть «Пер-вая любовь», мы много нового узнали о личности писателя. Прежде всего, что та-кое произведение мог написать человек, обладающий тонкими душевными пере-живаниями, очень влюбчивый, понимаю-щий женскую красоту, душевность, неор-динарность. Мы узнаем, что Тургенев в молодости хотел производить впечатле-ние богатого и знатного человека, любил модно одеваться, пошутить над друзьями, но все это были безобидные слабости. Главное — это то, что Тургенев любил свою родину, любил русскую литературу, беспокоился за ее будущее, хотя и прожил многие годы своей жизни за границей. Уже будучи тяжело больным, без надеж-ды на выздоровление, он написал письмо Льву Толстому с просьбой не оставлять литературную деятельность.

  3. Один журналист написал, что, по его мнению, судьбу писателя у читателей определяет та «толпа героев», которая сошла со страниц его произведе-ний и живет в их памяти. Кого вы могли бы вспом-нить, чтобы создать «толпу героев» Тургенева?
  4. Вспоминаются Хорь и Калиныч, Павлу-ша, Илюша, Касьян с Красивой Мечи, Зинаида, Владимир, Герасим, барыня, Ка-питон, Татьяна, Ермолай, Мельничиха, Базаров, Аркадий, Павел Петрович и Ни-колай Петрович Кирсановы, Лиза Кали- тина и Лаврецкий, Елена Стахова и Инса-ров (романы И. С. Тургенева «Отцы и де-ти», «Накануне», «Дворянское гнездо» мы с друзьями читали самостоятельно и теперь с нетерпением ждем возможности обсудить их на уроках в 10 классе). Материал с сайта

  5. В биографиях Тургенева очень часто исполь-зуется итинерарий (указатель мест, которые посе-тил писатель). Как вы думаете, что дает читателю знакомство с итинерарием Тургенева? Вспомните, у кого из русских писателей были самые богатые итинерарии?
  6. Итинерарий Тургенева показывает бо-гатство тех впечатлений, которые он по-лучил во время своих путешествий.

    Так, в 1857 году Тургенев посетил Дипон, Париж, Лондон, Париж, Берлин, Дрезден, Зинциг, Баден-Баден, Париж, Булонь, Париж, Куртавнель, Париж, Куртавнель, Париж, Марсель, Ницца, Ге-нуя, Рим.

    А в 1858 году — Рим, Неаполь, Рим, Флоренцию, Милан, Триест, Вену, Дрез-ден, Париж, Лондон, Париж, Берлин, Санкт-Петербург, Москву, село Спасское, Орел, село Спасское, Москву, Санкт-Пе-тербург.

    Среди писателей, имевших богатые итинерарии, можно назвать Пушкина, Жуковского, Гоголя, Достоевского, Бу-нина.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • краткое содержание отцы и дети тургенева гдз

Что большинство из нас знает и помнит о Тургеневе и его произведениях? У нас, в своей основной массе, есть классические знания об Иване Сергеевиче и его творениях. Мы привыкли к тому Тургеневу, каким он предстаёт перед нами в музейном пространстве, в школьной и другой учебной практике. Это Базаров и его старички-родители в романе «Отцы и дети», рассказы «Муму» и «Бежин луг», роман «Дворянское гнездо». И ещё устойчивое выражение «тургеневская девушка», то есть что-то возвышенное и рафинированное. Поэтому у нас сложился определённый стереотип восприятия Тургенева и его текстов. Мы их видим, нам их представляют, в основном, под одним углом. На прошедшем лектории нам рассказали о несколько неожиданных аспектах творчества классика.

Мария Владимировна Антонова, доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой истории русской литературы XI-XIX вв. ОГУ им. И.С. Тургенева рассказывает:

В следующем году будет 200 лет со дня рождения Тургенева. Орловский государственный университет является одним из центров по изучению его жизни и творчества. Мы проводим на эту тему конференции с 60-х годов прошлого столетия. Когда идёт речь об исследованиях, то научных аспектов изучения значительное количество. Мифопоэтическая составляющая текстов Тургенева изучается довольно давно, с конца прошлого века, где-то с 90-х годов. Уже защищены и кандидатские, и докторские диссертации. То, что мы сейчас показываем орловской публике, это актуальные направления исследований. Сегодня мы расскажем совсем чуть-чуть. Но разных неожиданностей, удивительных сюрпризов в текстах Тургенева очень много. Конечно, для исследователя это не столь неожиданно, как для широкой публики. В конце мероприятия все лекторы ответят на возникшие вопросы и пообщаются с аудиторией.

«Два лика Лукерьи»

Выступление Марии Владимировны Антоновой было посвящено анализу образа Лукерьи - героини рассказа И.С. Тургенева «Живые мощи» из цикла «Записки охотника». Образ Лукерьи можно рассматривать как с традиционной литературоведческой точки зрения, так и с неожиданных сторон, а именно: как отражение народных мифологических представлений и как воплощение некоторых особенностей житийного жизнеописания.

В образе умирающей женщины отчётливо видны некоторые качества, присущие, в соответствии с народными, в том числе орловскими поверьями, русалкам. Лукерья - помолвленная невеста, которой так и не удалось стать женой в результате несчастного случая. В вещих снах она видит себя в поле, надевает на голову месяц-серп - небесное светило, ассоциирующееся с загробным миром, областью смерти; свечение головного убора свойственно русалкам; срок смерти героини - после петровок, которые считались крайним сроком пребывания русалок рядом с живыми.

Жизнь Лукерьи чётко делится на две части: до болезни и во время. Если первая часть полна земных радостей, то вторая подчёркнуто аскетична во всех плотских проявлениях. Такой контраст не редкость в агиографических характеристиках: чем глубже грехопадение, тем ярче сияет венец святости. Но в жизни и поведении Лукерьи до болезни ничего греховного нет.

Есть большой соблазн истолковать как типично житийные два эпизода: падение Лукерьи с крыльца, когда кто-то, как ей кажется, зовёт её, и попытки докторов вылечить больную различными “пыточными” методами. Попытки вылечить Лукерью от болезни, а также отношение к ней односельчан, скорее всего, суть реализация “общего места”, содержанием которого является непонимание (недопонимание) подвига святого окружающими людьми. Кроме того, здесь наличествует мотив “христовой невесты”, так что болезнь - это знак избранничества, а не наказания за грехи. Главным “доказательством” святости агиографической героини являются чудеса, которые сопровождают её в течение жизни.

«И.С. Тургенев и проблема сказки в детском чтении»

Светлана Соколова, студентка 3-го курса филологического факультета ОГУ посвятила докалад творчеству Тургенева как детского писателя-сказочника. Тургенев всегда трепетно относился к проблеме круга детского чтения. Огромное значение в детской литературе он уделял сказкам. Писатель говорил, что именно через сказку дети усваивают моральные и этические нормы, учатся верить в торжество добра над злом и искренне любить. Сам он писателем-сказочником долго не решался выступить. Свои сказки он рассказыва детям Полонского и Виардо. Благодаря их письмам и записям сейчас мы знакомы с ними.

Настоящий дар сказочника у Тургенева проявился при переводе сказок Ш. Перро: «Синяя борода» и «Волшебница». В 2005 году в Орле был издан сборник «Сказки И.С. Тургенева», составителем которого стала Л.А. Балыкова. В книгу вошли сказки, записанные с его слов Я.П. Полонским, а также сказки Ш. Перро в переводе Тургенева.

Авторские сказки Тургенева отличались своеобразием. Одной из самых содержательных является сказка «Самознайка». Она была записана со слов Полонского и рассказывалась Тургеневым по главам в разное время, является незаконченной и представляет собой цикл рассказов о приключениях двух братьев Самознайки и Рассудительного. Сказка учит детей прислушиваться к старшим, обдумывать решения, не брать ничего у незнакомых людей, быть настойчивыми в своих стремлениях, быть щедрыми и всемилостивыми. Она показывает, что обман и самодурство всегда наказываются. Таким образом, И.С. Тургенев в качестве детского писателя проявил себя достойно, хотя не успел сделать всего того, что хотел.

В интереснейшей лекции кандидата филологических наук, профессора кафедры истории русской литературы XI-XIX вв., руководителя Научно-образовательного центра «Общество любителей русской словесности ОГУ» Аллы Александровны Бельской были наглядно показаны семантика и свойства образов цветов, их явный и скрытый смысл, их роль и функции в романах И.С. Тургенева.

Цветы присутствуют в его текстах как устойчивая примета пейзажа, деталь усадебного сада или интерьера, как часть женского туалета. Но часто образы цветов приобретают в романах писателя знаковый характер и вносят мифологический подтекст. Так, в «Дворянском гнезде» метафорическое значение вносят венок иммортелей, богородицыны слёзки, сирень, розы. Расцветший розан является знаком убежища, приюта, дома, чистой и преданной земной любви Лизы Калитиной. А желтофиоли – знаком жертвенного служения, крестного пути и небесного мира; служат выражению ключевой оппозиции романа – дом/монастырь, и тех драматических обстоятельств, в которые поставлена главная героиня, отрекающаяся от жизни, любви, счастья, покидающая родной дом и избирающая путь одиночества.

записала Мария Никитина,

Отец писателя начал службу в кавалергардском полку и ко времени встречи с будущей женой был в чине поручика. Мать — богатая помещица, владелица усадьбы Спасское Мцен-ского уезда Орловской губернии.

Всё управление усадьбой Спасское было в руках матери Варвары Петровны. Вокруг просторного двухэтажного господского дома, построенного в форме подковы, были разбиты сады, устроены оранжереи, парники. Аллеи образовывали римскую цифру XIX, обозначавшую век, в который возникло Спасское. Мальчик рано стал замечать, что всё вокруг подчинено произволу и капризам хозяйки имения. Осознание этого омрачало любовь к Спасскому и его природе.

Детские и юношеские воспоминания о жизни в Спасском глубоко запали в душу Тургенева и нашли потом отражение в его рассказах. «Моя биография, — сказал он однажды, — в моих произведениях». Отдельные черты характера Варвары Петровны угадываются в образах некоторых героинь Тургенева («Муму»).

В домашней библиотеке было много книг на русском, английском, немецком языках, но большинство книг было на французском языке.

С гувернёрами и домашними учителями постоянно происходили какие-нибудь недоразумения. Их часто меняли. Будущего писателя занимали природа, охота, рыбная ловля.

Но вот пришла пора расстаться со Спасским на долгое время. Тургеневы решили переселиться в Москву, чтобы подготовить детей к поступлению в учебные заведения. Купили дом на Самотёке. Сначала дети были помещены в пансион, после выхода из него снова усердные занятия с учителями: шла подготовка к поступлению в Университет. В результате преподаватели отметили высокий уровень развития подростков. Отец в письмах призывает сыновей больше писать письма на русском, а не на французском и немецком языках. Тургеневу не исполнилось ещё и пятнадцати лет, когда он подал прошение в Московский университет, на словесное отделение.

Начало 1830-х годов было ознаменовано пребыванием в Университете таких замечательных людей, как Белинский, Лермонтов, Гончаров, Тургенев и др. Но проучился там будущий писатель всего год. Родители переехали в Петербург, и он перевёлся на филологическое отделение философского факультета Петербургского университета. Вскоре Тургенев начал писать драматическую поэму. Небольшие стихотворения были созданы им ещё в Москве. На первом году его жизни в Петербурге произошла встреча с Жуковским, он сблизился с профессором П. А. Плетнёвым, с Грановским. Кумиром друзей стал А. С. Пушкин. Тургеневу не было ещё и восемнадцати лет, когда появилось его первое произведение.

Для завершения образования он уезжает в Берлинский университет. Немецких профессоров поражала неутолимая жажда знаний у русских студентов, готовность принести всё в жертву истине, жажда деятельности на благо родины. В начале декабря 1842 года Тургенев возвращается из-за границы в Петербург. Он с удвоенной силой отдаётся творческому труду.

это кратко,но если для тебя это много то можешь убрать лишнее.УДАЧИ!!!

Виноградова Елизавета ученица МКОУ СОШ №3 с. Динвное

Скачать:

Предварительный просмотр:

Жизнь и творчество Тургенева - подлинная трагедия, до сих пор неосознанная надлежащим образом человечеством.

"Настоящий" Тургенев оставался, да и остается неизвестным.

И всё-таки, кто же такой Тургенев? Что мы знаем о нём? В лучшем случае, кто-то внимательно прочитал биографию в учебнике, но ведь там только сухие факты.
С произведениями Тургенева меня познакомила бабушка, страстная поклонница его творчества. Это были рассказы из «Записок охотника».

Пейзажные зарисовки, запоминающиеся образы, выразительный и эмоциональный язык – все это запало мне в душу. Мне захотелось познакомиться с другими произведениями этого великого писателя.

Е динственной великой любовью Тургенева, которой он никогда не изменял, была русская природа, его муза и вдохновительница.

И действительно, трудно не описать такую красоту. Охотник в душе, Иван Сергеевич не мог оставаться равнодушным к окружающим местностям.

. И этот невыраженный любовный восторг выливался на бумагу в виде удивительнейших пейзажных зарисовок. Вот, например:
«...вместе с росой падает алый блеск на поляны, еще недавно облитые потоками жидкого золота...»

Как ярко, красочно и живо описан этот пейзаж! Читая эти строки, можно без труда представить эту неповторимую картину. «Певец русской природы, Тургенев с такой поэтической силой и непосредственностью показал пленительную красоту и прелесть русского пейзажа, как ни один прозаик до него», - писал великий критик.
«Записки охотника» - поистине гениальное творение художника крестьянской души, изобразившего картину контрастов и гармонии удивительного русского характера, сочетающего в себе нетронутое природное начало, богатырскую силу и в тоже время чувствительность и ранимость.
Крестьянин, которого можно любить, которым можно восхищаться, который живет природой, красотой, искренностью и любовью, именно таким Тургенев видит русский народ, не скрывая своих чувств, любуясь и удивляясь ему, подчас даже роняя горячую слезу.
Повествователь, голос которого мы слышим со страниц «Записок охотника», дает описание природы как человек, тонко чувствующий красоту своей страны. Он знает о природе столько, сколько и любой из крестьян.
Писатель открывается как истинный знаток своих персонажей, он обыгрывает каждую ситуацию так, чтобы как можно ярче проявилась та или иная черта народного характера. Тургенев отказывается от обобщений, он рисует своих героев как самобытных представителей нации.
Тургенев особо изображает крестьянство в рассказе «Певцы». Здесь глазам читателя предстает контраст между действительностью, бытовыми зарисовками и красотой и непорочностью духовного мира простого мужика: «признаться сказать, ни в какое время года Колотовка не представляла отрадного зрелища, но особенно грустное чувство возбуждает она, когда июльское сверкающее солнце своими неумолимыми лучами затопляет и бурые полуразметанные крыши домов, и этот глубокий овраг, и выжженный, запыленный выгон, по которому безнадежно скитаются худые, длинноногие курицы, и серый осиновый сруб с дырами вместо окон, остаток прежнего барского дома, кругом заросший крапивой, бурьяном и полынью...». На фоне грубой реальности, составляющей внешнюю жизнь крестьян, раскрывается их внутренний мир, умение чувствовать прекрасное и восхищаться льющейся из самых недр души трогательной русской песнью.
Герои «Бёжина луга» сливаются с природой, чувствуя ее и живя в ней. Писатель показывает детей, которые ближе всего к природному началу, Тургенев изображает их яркие характеры, дает емкие характеристики, отмечая речь крестьянских мальчишек, в которой все дышит непритворным чувством естественности и некоторой наивности. На рассказы, которые мальчики слушают с замиранием сердец, не сомневаясь в их правдивости, отзывается даже природа, как бы подтверждая поверье или таинственный случай: «Все смолкли. Вдруг, где-то в отдалении, раздался протяжный, звенящий, почти стенящий звук, один из тех непонятных ночных звуков, которые возникают иногда среди глубокой тишины, поднимаются, стоят в воздухе и медленно разносятся наконец, как бы замирая… Мальчики переглянулись, вздрогнули». Даже сам охотник, человек бывалый, верит в примету: настолько естественным оказывается слияние народных примет и атмосферы, в которой пребывают герои рассказа.
Невозможно остаться равнодушным к искреннему миру души, который раскрывается в каждой мелкой детали, в речи и действиях тургеневских персонажей. Писатель любит народ, он верит в него, играя струнами его сердца, он доказывает, что в нем нет темноты и забитости, слепой покорности и смирения; все, что есть плохого в русском мужике, обусловлено условиями существования. На страницах «Записок охотника» народ живет душой и сердцем, умея находить отдушины в непроглядном мраке, не теряясь в нем и не беднея духовно.

А вот совершенно иного характера произведение. В котором содержится глубокий философский смысл назначения человека, о умении прощать и быть прощенным.

Рассказ И. С. Тургенев: «Живые мощи» в свое время высоко оценила Жорж Санд за сюжет. В российской критике преобладают религиозные и патриотические оценки.

Лукерья, дворовая девушка деревенского помещика, красавица, певунья, плясунья, умница, влюбленная в парня, помолвленная с ним, накануне свадьбы в возрасте 21 года случайно упала, заболела, «жестокая каменная неподвижность» сковала ее, и вот одна, лежит в старом сарае поодаль от деревни уже семь лет, почти ничего не ест, за ней иногда ухаживает девочка сиротка. Будучи на охоте, в сарай к Лукерье зашел ее барин. Он увидел «бронзовое лицо», «пальцы-палочки», «металлические щеки» - не человек, а «икона старинного письма», «живые мощи». Их разговор раскрывает читателю удивительную душу девушки, творящую жизнь отдельно от своего умирающего тела. Страдание не ожесточило ее. Как дар божий принимает она мученье. Через него по-новому понимает смысл своей жизни. И кажется ей, что страдая, она повторяет подвиг Иисуса, Жанны д`Арк. Но какую истину она несет? В ответе на этот вопрос смысл рассказа.

Иссохшая, полумертвая, она воспринимает мир, главным образом, через запахи, звуки, цвет, редко через жизнь животных, растений, людей. Лукерья рассказ свой вела почти весело, без охов и вздохов, нисколько не жалуясь и не напрашиваясь на участие. Она побеждала боль поэтическим чувством, способностью удивиться, обрадоваться, рассмеяться. Крайним напряжением сил даже песню могла запеть, заплакать, подтрунить над собой. Обучила девочку сиротку, ухаживающую за ней, песни петь. Она как будто выполняла какой-то долг.

Чем отвечает миру Лукерья? Парализованная Лукерья – мужеством жить. Она превращает свое несчастье в способ быть счастливой. Через способность преодолеть страдание она утверждает жизнь на земле, понимает это, и в этом понимании ее счастье. В мужестве быть счастливой – ее ответ миру.

Сопрягая себя с миром, Лукерья верит, что выполняет какой-то нравственный долг. Какой?

Не особенно она озабочена церковным Богом. Отец Алексей, священник, решил ее не исповедовать – не тот она человек; христианский календарь дал и забрал, потому что видит, что толку мало. И хотя она постоянно чувствует присутствие «неба» в своей жизни, ее мысль сосредоточена не на «небе», на себе. Человеческий долг Лукерьи – жить, страдая и преодолевая страдание.

Она отказалась лечь в больницу. Не хочет, чтобы ее жалели. Молится не много, не видит в этом большого смысла. Не много знает молитв: «Отче наш», «Богородицу», «акафист». «Да и на что я стану господу Богу наскучать? О чем я его просить могу? Он лучше меня знает, чего мне надобно…». И одновременно считает, что никто человеку не поможет, если он сам себе не поможет. Всем довольна.

Тургенев здесь интерпретирует евангельскую мысль о том, что Иисус пострадал за всех людей, когда добровольно взошел на крест. Лукерья всех жалеет: и своего бывшего жениха Васю, который женился на здоровой женщине, и убитую охотником ласточку, и малоземельных крестьян, и девочку сиротку, и весь крепостной народ. Страдая и жалея, она живет в мире, а не в своей боли – в этом ее нравственный подвиг. И счастье. И выстраданное ею божественное.

Лукерья – одна из тургеневских интерпретаций образа Иисуса. Она – поэтическая натура. «Только одна я – живая!», «И чудится мне, будто меня осенит», «Размышление придет как тучка прольется», - такими образами-«картинками» может говорить только поэт. И в этом Тургенев не отошел от истины - Иисус был поэт. Смысл Иисуса, Лукерьи, Эха это способ выполнить долг, к которому призывает поэта его жертвенная душа.

Поразительна концовка рассказа.

В тургеневском рассказе повторяется трагическая судьба Иисуса, Жанны д,Арк, Пушкина, Лермонтова, самого Тургенева, всех поэтов мира.

Это способ осмысления человеком поиска божественного в себе через жертвенный подвиг любви к людям как через новую меру божественного. Но подвиг любви по силам лишь тому, кто способен пропустить и крест, и костер, и многолетнюю каменную неподвижность, и самое страшное - «нет отзыва!», через свою поэтическую душу.

Почему же произведения Тургенева так правдивы? Может быть, потому, что все происходящее автор пережил или видел сам. Тургенев однажды сказал: «Вся моя биография - в моих сочинениях». Мне кажется, что это действительно так. Например, 1 ноября 1843 Тургенев знакомится с певицей Полиной Виардо (Виардо-Гарсия) , любовь к которой во многом определит внешнее течение его жизни .

Навсегда связала Тургенева с великой артисткой большая, горячая любовь. Она принесла много счастья писателю, но счастье и горе, радость и отчаяние шли рядом. Женой Тургенева любимая женщина стать не могла: у нее были дети и муж. И отношения их сохранили чистоту и прелесть истинной дружбы, за которой таилось высокое чувство любви.

« Когда меня не будет, когда все, что было мною, рассыплется прахом, - о ты, мой единственный друг, о ты, которую я любил так глубоко и так нежно, ты, которая наверно переживешь меня,- не ходи на мою могилу..»

Это стихотворение в прозе было посвящено любимой женщине – Полине Виардо.

Любовь неизменно присутствует в тургеневских сюжетах. Однако она редко заканчивается счастливо: в любовную тему писатель привносит оттенок трагизма. Любовь в изображении Тургенева - жестокая и своенравная сила, играющая человеческими судьбами. Это необыкновенная, неистовая стихия, уравнивающая людей, независимо от их положения, характера, интеллекта, внутреннего облика.

Перед стихией этой зачастую оказываются беззащитными самые различные люди: демократ Базаров и аристократ Павел Петрович одинаково несчастны («Отцы и дети»), трудно примириться со своей судьбой юной, наивной девушке, Лизе Калитиной, и опытному, зрелому мужчине, дворянину Лаврецкому, который готов был к новой жизни на родине («Дворянское гнездо»).
Одиноким, с разбитыми надеждами и тщетной мечтой о счастье, остается и господин Н.Н., герой повести «Ася». Когда читаешь повесть, то, кажется, весь смысл ее заключен в известной пушкинской фразе - «А счастье было так возможно, так близко...» Ее произносит в «Евгении Онегине» Татьяна, навеки отделив свою судьбу от судьбы своего избранника. В схожей ситуации оказывается и герой Тургенева. От его несбывшейся мечты остается лишь прощальная записка да засохший цветок герани, которые он свято хранит.
Прочитав такие произведения Тургенева, как «Дворянское гнездо», «Накануне», «Первая любовь», «Вешние воды», я увидела, как поэтически, как тонко рисует писатель чувство любви. Любви, приносящей человеку и радость и горе, делающей его лучше, чище, возвышенной. Так писать о любви мог только тот, кто сам испытал это чувство во всей его красоте и силе. Чаще всего в рассказах и романах Тургенева любовь носит трагический характер. Несомненно, в этом сказалась жизненная драма писателя.
Надо сказать, что мне больше нравятся книги, в которых затронута тема любви, и поэтому свое сочинение я хотела бы посвятить таким произведениям.
Одним из первых тургеневских романов был роман «Дворянское гнездо». Он имел исключительный успех, и, мне кажется, не случайно. «Нигде поэзия умирающей дворянской усадьбы не разливалась таким спокойным и грустным светом, как в «Дворянском гнезде», - писал Белинский. Перед нами проходит подробно описанная жизнь доброго и тихого русского барина Федора Ивановича Лаврецкого.

Встреча с красавицей Варварой Павловной круто перевернула всю его судьбу. Он женился, но женитьба скоро кончилась разрывом по вине Варвары Павловны. Нелегко он пережил семейную драму. Но вот пришла новая любовь, история которой и составляет сюжетное ядро романа: Лаврецкий встретил Лизу Калитину.
Лиза была девушкой глубоко религиозной. Это сформировало ее внутренний мир. Ее отношение к жизни и людям определилось безропотной покорностью чувству долга, боязнью причинить кому-либо страдание, обидеть.
Введенный в заблуждение ложным известием о смерти Варвары Павловны, Лаврецкий собирается второй раз жениться, но тут неожиданно появляется его жена. Наступил печальный финал. Лиза ушла в монастырь; Лаврецкий перестал думать о собственном счастье, утих, постарел, замкнулся. Последней дорисовывающей его образ чертой остается его горькое обращение к самому себе: «Здравствуй, одинокая старость! Догорай, бесполезная жизнь!»

Совсем недавно я прочитала еще одну прекрасную повесть Тургенева - «Вешние воды». Что же привлекло меня в этой повести? Тургенев в рамках рассказа о любви ставит широкие жизненные вопросы, поднимает важные проблемы современности.

Надо сказать, что женские типы у Тургенева - более сильные натуры, чем мужские.

Тургенев нашел высокие слова, поэтические краски, чтобы изобразить чувства влюбленных. Автор воспевает это прекрасное и неповторимое чувство - первую любовь: «Первая любовь - та же революция... молодость стоит на баррикаде, высоко вьется ее яркое знамя - и что бы там впереди ее ни ждало - смерть или новая жизнь, - всему она шлет свой восторженный привет».
Но Санин изменяет этому великому чувству. Он встречает блистательную красавицу госпожу Полозову, и влечение к ней заставляет его отказаться от Джеммы. Полозова показана не только как развращенная женщина, но и как крепостница, как ловкая коммерсантка. Она хищница и в своей деловой практике, и в любви. Мир Джеммы - это мир свободы, мир богачки Полозовой - мир рабства. Но не одной любви изменяет Санин. Изменил он и тем идеалам, которые были священны для Джеммы. Для женитьбы Санин должен добыть средства. И он решается продать Полозовой свое имение. Это означало и продажу его крепостных. А ведь раньше Санин говорил, что продавать живых людей - это безнравственно.

Я бы посоветовала своим сверстникам прочитать хотя бы несколько повестей этого замечательного писателя, и, я уверена, эти произведения не оставят их равнодушными. Во всяком случае, знакомство с этими талантливейшими сочинениями стало поворотным моментом в моей жизни. Я вдруг обнаружила, какое громадное духовное богатство таится в нашей литературе, если в ней есть такие таланты, как Иван Сергеевич Тургенев.

Принято говорить, что искусство проверяется временем. Это правда.

Но ведь само-то время-вещь не только «необычно длинная », но и сложная. Теперь-то мы знаем, сколько относительности в этом понятии и как по-разному переживается нами эта реальность - время. Поглощенные нашими ежедневными делами - крупными и мелкими, - мы обыкновенно не замечаем его. И чаще всего это происходит под воздействием подлинного искусства.
Россия, какой знал ее Тургенев, изменилась так, как она не изменилась, может быть, за целую тысячу лет до него. В сущности, все, что мы встречаем на первом плане его произведений, безвозвратно ушло в прошлое. Время давно уже разрушило последние остатки подавляющего большинства тех барских усадеб, которые так часто встречались на дорогах этого писателя; сама недобрая память о помещиках и о дворянстве в его целом в наше время очень заметно потеряла в своей социальной остроте.

И русская деревня уже не та.
Но, оказывается, судьбы его героев, таких далеких от нашей жизни, возбуждают в нас самый непосредственный интерес; оказывается, все, что ненавидел Тургенев, в конце концов ненавистно и нам; что он считал хорошим, чаще всего является таковым и с нашей точки зрения. Писатель победил время.

Вот почему родная природа, великолепные пейзажи, замечательные типы русских людей, быт, нравы, фольклор, неизъяснимое очарование, разлитое, словно солнечный свет, - всего этого много в произведениях Тургенева, и все это написано легко, свободно, как будто все это даже незамысловато, а на самом деле глубоко и серьезно.

В ряду знаменитых российских писателей яркой звездой сияет талант Ивана Тургенева, одного из самых видных литераторов в истории отечественной литературы. Его творчество пронизано любовью к своей стране и к простому народу, что является отражением его жизненной позиции, не слишком типичной для его времени.

  1. В детстве будущему писателю нередко доставались тумаки от матери, женщины с очень сложным характером и суровым нравом.
  2. Тургенев отличался очень крупной головой. Когда после смерти писателя его мозг взвесили, оказалось, что он весит около 2 кг, что намного больше, чем у среднестатистического человека.
  3. Слегка вычурный внешний вид Тургеневу придавала его манера одеваться. Яркие галстуки, золотые пуговицы — всё это выглядело по меркам моды тех времён довольно необычно.
  4. Из-за его мягкого характера будущего писателя в школе дразнили сверстники.
  5. В юности Тургенев был влюблён в княгиню Шаховскую, которая, однако, предпочла будущему литератору его отца.
  6. У Тургенева был высокий и тонкий голос, несоответствующий его богатырскому телосложению, чего он очень стеснялся.
  7. Однажды Тургенев спровоцировал Льва Толстого на дуэль на пистолетах. К счастью, дуэль не состоялась.
  8. Своим лучшим другом Тургенев считал знаменитого поэта Некрасова.
  9. В юности Тургенев, живя в Германии, беззаботно транжирил родительские деньги, и мать решила его проучить. Она выслала ему посылку, нагруженную кирпичами, и ничего не подозревающий сын оплатил её доставку на последние остававшиеся у него деньги, после чего его постигло жестокое разочарование.
  10. Афанасий Фет в своих мемуарах описывал, что Тургенев смеялся, как ненормальный — во весь голос, хватаясь за живот, падая на четвереньки и катаясь по полу.
  11. Тургенев был жутким перфекционистом — он менял бельё по два раза в день, постоянно обтирался губкой, смоченной одеколоном, а перед сном всегда расставлял все вещи в квартире по своим местам.
  12. На протяжении всей жизни Тургенев активно выступал за отмену крепостного права.
  13. Из-за конфликта с правящей династией Тургенев был сослан под домашний арест в своё имение, где и проживал долгое время, оставаясь под надзором полиции. Конфликт возник из-за взглядов писателя, которые он никогда не считал нужным скрывать.
  14. Тургенев, пребывая в хорошем настроении, любил петь, но из-за отсутствия у него музыкального слуха эта его привычка не встречала одобрения у окружающих.
  15. Из всех игр литератор отдавал предпочтение шахматам, причём он был очень сильным игроком.
  16. Одним из близких друзей Тургенева был знаменитый литературный критик Белинский.
  17. Уже в детстве Тургенев овладел немецким, французским и английским языками.
  18. Свою смерть Тургенев встретил во Франции, в городке под названием Буживаль.