Мой татарстан беседа для детей. Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Татарстан — моя республика. Игра «Удетишек Тимербая»

Возрастная группа: старшая.

«Познавательное развитие».

Цель: познакомить детей с понятием «Татарстан», «Родина» и местонахождением его на карте и глобусе, продолжать учить детей отвечать на вопросы полным ответом.

Задачи:

Обучающие:

· дать детям представление о Родине – Татарстан, ее столице («Познавательное развитие»); познакомить с пословицами и поговорками о Родине («Познавательное развитие»).

Развивающие:

· развивать у детей умение ориентироваться по карте, глобусу, находить свою республику, село, в котором живут («Познавательное развитие»); продолжать развивать и закреплять умение четко и громко рассказывать стихотворения («Речевое развитие»)

Воспитательные:

· воспитывать любовь к своей родине, чувство гордости за свою республику («Познавательное развитие»); воспитывать умение слушать друг друга внимательно, не перебивать рассказывающего.

Виды деятельности: наблюдение, чтение художественной литературы, познавательно-исследовательская, коммуникативная.

Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

слушание рассказа, беседа о Татарстане, работа по карте и глобусу, чтение стихотворений и половиц.

Оборудование: книга Н.Ф.Виноградовой «Что такое Родина?», карта, глобус, текст стихотворений о «Родине».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Беседа для детей старшей группы на тему «Мой родной Татарстан»

(в рамках недели «Люби свой край и воспевай» . 30 августа – День образования Республики Татарстан)

Примерная общеобразовательная программа дошкольного учреждения: «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы.

Возрастная группа: старшая.

Ведущая образовательная область: «Познавательное развитие».

Цель: познакомить детей с понятием «Татарстан», «Родина» и местонахождением его на карте и глобусе, продолжать учить детей отвечать на вопросы полным ответом.

Задачи:

Обучающие:

  • дать детям представление о Родине – Татарстан, ее столице («Познавательное развитие»); познакомить с пословицами и поговорками о Родине («Познавательное развитие»).

Развивающие:

  • развивать у детей умение ориентироваться по карте, глобусу, находить свою республику, село, в котором живут («Познавательное развитие»); продолжать развивать и закреплять умение четко и громко рассказывать стихотворения («Речевое развитие»)

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к своей родине, чувство гордости за свою республику («Познавательное развитие»); воспитывать умение слушать друг друга внимательно, не перебивать рассказывающего.

Виды деятельности: наблюдение, чтение художественной литературы, познавательно-исследовательская, коммуникативная.

Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Формы реализации детских видов деятельности: слушание рассказа, беседа о Татарстане, работа по карте и глобусу, чтение стихотворений и половиц.

Оборудование: книга Н.Ф.Виноградовой «Что такое Родина?», карта, глобус, текст стихотворений о «Родине».

Ход беседы

Звучит фрагмент музыкального произведения из кинофильма "Щит и Меч" "С чего начинается Родина...".
Воспитатель: Ребята, о чём поётся в песне? Правильно, в песне поётся о Родине.
Воспитатель: Вспомните, как называется республика, в которой мы живём? Правильно, Республика Татарстан. Это наша Родина.
Воспитатель: Как вы думаете, что такое Родина? (ответы детей) Родина - значит родная. Родина – это, то место, где мы родились, где живём. Наша республика очень большая и красивая. У нее есть свой герб, флаг. Рассмотрим герб нашей республики. Что на нём изображено? (ответы детей)

Воспитатель:

Государственный герб Республики Татарстан представляет собой изображение крылатого барса с круглым щитом на боку, с приподнятой правой передней лапой на фоне диска солнца , помещённого в обрамление из татарского народного орнамента, в основании которого надпись «Татарстан», крылья состоят из семи перьев, розетка на щите состоит из восьми лепестков.

Герб Республики Татарстан выполнен в цветах флага Татарстана; имеет круглую форму.

Центральный образ герба - крылатый барс - в древности, у Волжских Булгар божество плодородия, покровитель детей. В гербе Республики Татарстан барс - покровитель граждан республики и её народа. Барс изображён на фоне красного диска солнца. Солнце - в древности главное божество многих народов. Красное солнце на гербе Татарстана означает доброе знамение , успех , счастье , жизнь . На левом боку барса - круглый щит, означающий правовую, экономическую, силовую защищённость граждан Республики Татарстан.

В цветном изображении Государственного герба Республики Татарстан солнце - красного, барс, его крылья и розетка на щите - белого, обрамление - зелёного, щит, орнамент на обрамлении и надпись «Татарстан» - золотистого цвета.

Цветок астры с чётным количеством лепестков символизирует вечный источник жизни, долголетие , пожелание долголетия.

Приподнятая правая передняя лапа барса - это традиционный геральдический жест , подчёркивающий величие верховной власти . Это означает также начало движения (дела) «шагом правой ноги», доброе начало движения Татарстана по пути обновления. Острые зубы и когти барса означают его способность постоять за себя и за тех, кому он покровительствует, кого защищает. Семь перьев крыльев барса символизируют пространство воздействия покровительствующей силы барса - и на земле, и на небесах. Положение хвоста барса означает хорошее настроение , дружелюбие .

А как вы думаете, что означают цвета герба? (ответы детей)

Символические значения цветов:

золотой цвет - изящество , красота , богатство земли Татарстана;

зелёный цвет - зелень весны, возрождение Татарстана;

белый цвет - чистота помыслов граждан Татарстана;

красный цвет - зрелость , энергия , сила , жизнь , жизнеспособность Татарстана.

Герб Республики Татарстан утверждает такие общечеловеческие, нравственные ценности, как добро , справедливость , благополучие граждан, дружба между народами, мир и прогресс .

Воспитатель: Рассмотрим флаг Татарстана. Какого цвета государственный флаг Татарстана? Что обозначают цвета флага? Где можно увидеть татарстанский флаг? (ответы детей)

Воспитатель: Флаг Татарста́на, наряду с гербом и гимном , является государственным символом Республики Татарстан , выражающим суверенитет Республики Татарстан, самобытность и традиции народа Татарстана. Государственный флаг Республики Татарстан представляет собой прямоугольное полотнище с горизонтальными полосами зелёного, белого и красного цветов. Цвета Государственного флага Республики Татарстан означают:

По другой версии, зелёный цвет означает этнических татар, проживающих в республике, а красный цвет - русских. Белая полоса символизирует мир и согласие между ними.

Автором флага является народный художник Республики Татарстан , лауреат Государственной премии имени Г. Тукая Тавиль Хазиахметов .

Воспитатель: Еще одной символикой Республики Татарстан является гимн. Гимн – самая главная песня России. Гимн исполняется в особо торжественных случаях. Исполняется и слушается гимн стоя. ети прослушивают в записи российский гимн, беседуют о его содержании, воспитатель знакомит с авторами гимна.)

21 февраля года Парламент Татарстана единогласно утвердил текст Гимна Республики Татарстан. Окончательный текст гимна основан на стихотворении «Туган ягым» (Родная сторона) Рамазана Байтимерова, как известно из истории, написанного им в 1970-х г. В доработке стихов принимали участие многие неизвестные авторы. Народом считается, что стихи Байтимерова вдохновили в свое время композитора Рустема Яхина на сочинение песни, мелодия которой стала государственным гимном Татарстана. Новый текст гимна состоит из 8 строк на татарском и из 8 ми строк на русском языке. На русский язык текст перевел русский поэт Филипп Пираев (по происхождению ассириец).

Текст на татарском

Перевод на русский

Мәңге яшә, газиз Ватаныбыз,

Цвети, священная земля моя,

Халкым тели изге теләкләр!

Да будет мирным твой небосвод!

Гомерлеккә якын туган булып

Единый дом у нас, одна семья,

Яши бездә төрле милләтләр.

Живёт в согласии наш народ.

Күп гасырлар кичкән чал тарихлы

Богатый мудростью седых веков,

Данлы илем, үзең бер дастан!

Надеждой, верою ты нам стал,

Синдә генә безнең язмышыбыз,

И пусть хранит тебя моя любовь,

Республикам минем, Татарстан!

Моя Республика, мой Татарстан!

(Включается гимн Республики Татарстан. Дети слушают гимн стоя).

Множество прекрасных песен и стихов посвящено Татарстану. В них прославляется наша Родина, ее леса и поля, реки, рассказывается о любви и гордости за свою республику, маленькую и большую Родину. В народе существуют множество пословиц и поговорок об этом.

Пословицы и поговорки

Одна у человека родная мать – одна у него и Родина.

Родина – мать, умей за нее постоять.

Где кто родился, там и пригодился.

Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

В о п р о с ы:

1. Назови республику, в которой проживаешь. (Татарстан)

2. Как называется село, где ты живешь?

3. Какую русскую реку называют великой? (Волга.)

4. Какие города Татарстана тебе известны?

5. Как называется город, который является столицей нашего Татарстана? (Казань).

Воспитатель: А теперь давайте послушаем стихотворение « МОЙ СОВЕТСКИЙ ТАТАРСТАН» (Мухаммед Садри «Песня о счастье») в исполнении Кирилла, Айзили, Камили, Алины, Данила, Самиры, Данила:


Мой край богатый и красивый,
Мой Татарстан, ты сердцу мил,
Земля, где вырос я счастливым,
Чей вкусный хлеб меня вскормил,
Чьих рек я пил живую воду,
Где песни я слагал свои;
Моя Казань, мои заводы,
Дома и улицы - мои! (Кирилл)
Машин поток блестящий, яркий,
Видны троллейбусы в окне.
Все это - от Москвы подарки
Казани - стало быть и мне! (Айзиля)
И мой Зеленый Дол с садами,
И нефтеносные Бавлы,
Мои деревни с тракторами,
Навек ушедшие из мглы. (Камиль)
Мои леса, поля и реки,
Мои колхозные хлеба -
Все наше, все мое навеки,
Мой Татарстан! Моя судьба! (Алина)
Мой край богатый и красивый,
Родной советский Татарстан,
Где стал я истинно счастливым,
Где человеком в жизни стал. (Данил)
В неволе жившая веками,
Ты расцвела, моя земля,
Под животворными лучами
Москвы великой и Кремля! (Диляра)

Воспитатель: Что интересного, вы узнали сегодня? (ответы детей.) Вы ещё дети, но даже сейчас вы можете сделать очень много, чтобы наша Родина была ещё лучше и краше. Я надеюсь, что вы будете беречь нашу Родину, охранять ее природу.

До новых встреч!


Цель: воспитание патриотических чувств - любви к Родине, родному языку, уважение к флагу и гербу Татарстана.

Задачи:

  1. Воспитать любовь к родному языку, родному краю, к природе, бережное отношение к ней, уважение и гордость за свой народ.
  2. Развивать интерес к русским и татарским традициям.
  3. Дать детям представление, что такое Родина, познакомить с историей и символикой Республики Татарстан, рассказать о природных богатствах родного края.
  4. Обогащать и активизировать словарь: президент, мечеть, храм, флаги, древко, герб, знакомство с пословицами о родине татарского и русского народов, художественное слово.

Предварительная работа: беседы о Республике Татарстан, ее городах. Рассматривание альбомов, иллюстраций по теме, знакомство с географической картой, гербом, флагом, прослушивание гимна РТ, чтение сказок Габдуллы Тукая, Абдуллы Алиша, разучивание стихотворений о родине.

Ход занятия-игры

Дети одеты в национальные костюмы народов Поволжья.

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня мы собрались в нашем зале, чтобы поговорить о родине и о родном языке. Наша родина - Республика Татарстан - часть огромной страны, России. Все мы любим нашу родину. Ведь дороже её нет ничего на свете. Об этом расскажут стихотворения и споют ребята группы №10.

Дети читают стихотворения о родине.

Мин яратам сине Татарстан,
Арыш кырың, урманнарың өчен,
Ал таңнарың өчен яратам.
Күк күкерәп, яшен яшьнәп яуган
Яңгырларың өчен яратам.

Татарская земля родная,
Традиций нам не счесть твоих.
Другого мы не знаем края
Где б также почитали их.

Мин яратам сине, Татарстан,
Горур халкың өчен яратам.
Җан эретә торган әнкәм теле-
Татар теле өчен яратам.

Здесь так спокойно и надежно.
Здесь все ласкает глаз и слух,
Жить вне отчизны невозможно,
Ведь у нее особый дух.

Тугайларың өчен яратам.
Тукайларың, Сәйдәшләрең өчен,
Җәлилләрең өчен яратам.

Ты - замечательная сказка,
Наш современный Татарстан.
Спокойные тона и краски,
И юный, величавый стан.

Идел ярларынанурларсибеп,
Матур булып ата бездә таң.
Таң шикелле якты туган илем,
Бәхет биргән җирем – Татарстан.

Над землей сияет солнце.
Голубь кружится в синеве
Наша песня льется звонко
Слава Родина тебе!

Ведущий: В Татарстане проживают люди разных национальностей. Всем хватает места под небом Татарстана. Жители Татарстана живут мирно, в дружбе и уважении к обычаям других народов. Основная часть жителей Татарстана- татары и русские. Но есть и удмурты, чуваши, башкиры, марийцы, мордва и другие народности. И у каждого народа свой родной язык. Родной язык- это тот, на котором говорили когда-то ваши прадедушки и прабабушки, а сейчас разговаривают в семье бабушки и дедушки, мамы и папы. У русских людей - родной язык русский. У татар - татарский. Все люди должны знать свой родной язык, разговаривать на нём, читать книги, петь песни на родном языке. Об этом написал стихотворение великий татарский поэт Г.Тукай. (Слайд Г. Тукай)

О язык родной, певучий! О родительская речь!
Что еще на свете знал я, что сумел я уберечь?

Колыбель мою качая, тихо-тихо пела мать,
Подрастая, сказки бабушки я начал понимать...

О язык мой, мы навечно неразлучные друзья,
С детства стала мне понятна радость и печаль твоя.

Ведущий: А сейчас послушайте песню на эти стихи Г. Тукая. «Туган тел»

И туган тел. и матур тел, әткәм-әнкәмнең теле!
Дөньяда күп нәрсә белдем син туган тел аркылы.
Иң элек бу тел белән әнкәмбишектәкөйләгән,
Аннары төннәр буе әбкәм хикәят сөйләгән.
И туган тел! Синдә булган иң элек кыйлган догам:
Ярлыкагыл, дип, үзем һәм әткәм-әнкәмне, ходам!

Ведущий: У каждого народа сложились свои национальные традиции, обычаи. Это праздники, песни, танцы, сказки, игры, пословицы, костюмы. Наши дети сегодня надели национальные костюмы народов Поволжья и хотят их продемонстрировать. Звучит музыка. Дети демонстрируют национальные костюмы -воспитатель комментирует, называет детали костюмов. Татарский национальный костюм для девочек. Татарский костюм для мальчиков. Русские костюмы. Удмуртский национальный костюм. Чувашский национальный костюм.

Ведущий: А сейчас давайте вспомним пословицы русского и татарского народа, прославляющие любовь к Родине.

Дети:

  • «Человек без Родины своей, что без песни соловей»
  • «На чужой земле и весна не красна»
  • «Родина - мать, умей за неё постоять»
  • «Родина - краше солнца, дороже золота»
  • «Без Родины милой будешь птицей бескрылой»

Ведущий: Ребята, чему учат нас эти пословицы» - Любить родину.

Ведущий: Во все времена дети любили играть в народные игры.

Сейчас ребята группы № 3 поиграют в русскую народную игру «Золотые ворота».

Игра «Золотые ворота».

А теперь мы хотим познакомить вас, дорогие ребята, с татарской народной игрой, которая называется «У детишек Тимербая».

Игра «Удетишек Тимербая»

Ведущий: Ребятки, в нашей Республике два государственных языка: русский и татарский. Все жители Татарстана должны знать оба эти языка. Вот поэтому в детском саду и в школе изучают татарский язык наравне с русским. Сейчас мы проверим, как же вы изучаете на занятиях татарский язык.

Игра «Мин кем?»

Детям предлагаются маски диких и домашних животных. Ребёнок берёт маску и говорит на татарском языке: «Мин куян», « Мин аю» и т.д. При этом нужно изобразить движения и повадки животного.

Ведущий: А сейчас мы отправимся в интересное путешествие по нашей республике.
Просмотр альбома «Татарстан мой край родной».

Ведущий: Понравилось вам путешествие? А сейчас, ребятки, вы разгадаете кроссворд, и мы проверим, внимательно ли вы слушали, понравилось ли вам путешествие по нашей республике.

Кроссворд:

  1. Республика, где мы живём, называется... (Татарстан)
  2. Столица Татарстана (Казань)
  3. Какое животное изображено на гербе Татарстана? (Барс)
  4. Какой поэт сочинил сказку «Шурале»? (Тукай)
  5. Река, на берегу которой стоит башня Елабужское Городище. (Кама)
  6. Город, в котором мы живём.. (Елабуга)
  7. Великий художник, певец русской природы (Шишкин)
  8. Какая птица изображена на гербе Елабуги? (Дятел)
  9. Национальный праздник.... (Сабантуй)
  10. Главное богатство Татарстана. (Нефть)
  11. В каком городе делают автомобили КАМАЗ? (Набережные Челны)

Ведущий: Молодцы. Вы правильно ответили на все вопросы. Родина, ребятки, это прежде всего самые близкие люди: мама, папа, бабушка, дедушка. Это ваш дом, улица, город, где вы родились и живете, это детский сад, куда вы ходите, это природа, которая окружает вас. Вы - маленькие россияне, потому что живёте в России, И татарстанцы, потому что живёте в Республике Татарстан. Пока вы ещё маленькие и не можете ничего для родины сделать. Но вы можете сделать нашу страну крепкой и могучей, если будете любить родной язык, своих друзей и близких, не будете ссориться. Давайте посмотрим, друг на друга, улыбнёмся, и не будем забывать, что мы с вами - россияне, народ очень мудрый, терпеливый, добрый. Давайте все дружно скажем: "Если дружба велика - будет Родина крепка!"

В заключение дети поют песню на татарском языке «Мин яратам сине, Татарстан»
Слова Р. Ракипова муз. Р. Андреева

Мин яратам сине, Татарстан,
Ал таңнар ыңөчен яратам,
Күккүкерәп, яшен яшьнәп яуган
Яңгыр ларың өчен яратам.

Мин яратам сине, Татарстан,
Горур халкың өчен яратам,
Җан эретк әнәнкәм телең өчен -
Татар телең өчен яратам.

Мин яратам сине, Татарстан,
Тугайларың өчен яратам,
Тукайларың, Сәйдәшләреңөчен,
Җәлилләрең өчен яратам.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Радищевский детский сад №1»

Сценарий проведения развлечения

«Путешествие в Татарстан».

р.п. Радищево

2016 г.

Задачи:

Образовательные: обогащать знания детей о татарском народном творчестве. Показать своеобразие, красоту татарского фольклора. Содействовать пониманию национального колорита музыки татарского народа.

Развивающие: способствовать речевому, музыкальному, художественно-эстетическому, нравственному, социальному развитию детей.

Воспитательные: воспитывать чувство любви к родному краю, уважение к старшим, дружелюбие, чувство гордости за свою республику.

Оборудование и материалы:

Демонстрационный: орнамент, изображения юноши и девушки в национальных костюмах, предметы быта татарского народа, блюда татарской кухни, ширма с детскими рисунками, домик, оформленный в деревенском стиле.

Предварительная работа: беседы с детьми о татарском творчестве, экскурсия в краеведческий музей поселка, разучивание песен, танцев, пословиц, поговорок, чтение татарских народных сказок, слушание народной музыки, рассматривание картин, предметов быта. Изготовление татарских блюд родителями.

Подготовка воспитателя: изучение литературы о татарском фольклоре. Разучивание песен, танцев, пословиц, поговорок.

Ход:

Звучит татарская народная мелодия «Каз канаты». В зал входит воспитатель в татарском национальном костюме.

Воспитатель: Исэнмесез, балалар! Здравствуйте, дети!

Посмотрите, как необычно оформлен наш зал. На центральной стене - узор, составленный из элементов татарского орнамента, который используется в одежде, обуви, предметах быта. Слева на нас смотрит улыбчивая девушка, одетая в красивый национальный костюм: зеленое платье с оборками, камзол с растительным орнаментом, на голове - калфак, на ногах - ичиги. Справа стоит джигит в нарядном камзоле, На ширме вы видите выставку рисунков детей нашего детского сада, выполненных по мотивам татарских народных сказок, которые вы любите слушать, Какие сказки здесь изображены? Какие ещё татарские народные сказки вы знаете?

(ответы детей) .

Татарстан. Когда произносишь это слово, то сразу представляешь его бескрайние леса, поля с золотой пшеницей, полноводные реки, нефтяные вышки, и, конечно же, красавцы КамАЗы.

Ребенок:

До чего же луга хороши,

Зелены и пригожи леса!

Выйди в круг и со мною спляши

От друзей отставать нам нельзя.

Дети исполняют хоровод «Без биибез».

В нашей республике живет гостеприимный татарский народ, который любит хорошую музыку, зажигательный танец. А какой мелодичный язык у татарского народа!

Ребенок:

Каждым звуком, каждым словом

Дорог мне язык родной

С колыбели мир огромный

Он открыл передо мной.

Ребенок: Не на нем ли мать над зыбкой

Пела песни в тишине

Не на нем ли чудо - сказки

Бабка сказывала мне.

Дети исполняют песню «Туган тель».

Воспитатель: А сейчас, ребятки, отгадайте-ка загадки. А загадки о музыкальных инструментах.

Морщинистый может всю деревню веселить. (гармошка)

В лесу выросло, из лесу вынесли, в руках плачет, а кто слушаетскачет. (дудочка)

Я знаю что среди вас есть хорошие музыканты, которые хотят исполнить татарскую народную мелодию «Эпипэ».

Группа детей исполняет оркестр «Эпипэ».

Воспитатель:

У кого там хмурый вид,

Кто насупившись сидит?

Собирайся, детвора,

Ждет веселая пара.

Татарская народная игра «Без - без, без идек».

Воспитатель: Посмотрите, дети, какой красивый домик с резными наличниками, красивыми занавесками стоит за забором. Подойдем к нему и узнаем кто в нем живет.

Подходят к домику, стучат в дверь. Из домика выходит дед.

Бабай : Кто там? А это дети - балалар. А я подумал агай пришел.

К нам в татарскую деревню

Из колхоза «Урожай»

Часто ходит русский дядя,

А по имени «агай»

Вместе с ним приходит мальчик,

А по - нашему «малай»

Он два имени имеет,

Как тут хочешь понимай.

У малая имя Коля,

А другое Николай

Хоть он сам не два малая,

А всего один малай.

Воспитатель: Видно, бабай, любишь ты шутить и веселиться.

Бабай: Издавна татарский народ любил сказки, пословицы, поговорки. Но самым интересным и любимым был татарский юмор. Присядем на скамейку, и я вам небылицу расскажу, «Сколько было волков» называется. Балагур рассказывал: видел в лесу семь волков, и оба они были серые. Я взял палку, бросил, он выскочил и кинулся наутек. А вы знаете татарские народные пословицы и поговорки?

Дети:

Без родины милой будешь птицей бескрылой

Добро потеряешь - опять наживешь,

Друга потеряешь - уже не вернешь.

Для лежебок и солнце выходит в срок.

У доброго джигита всякое дело в руках горит.

Бабай:

А сейчас у нас игра

Веселится нам пора

Кто в мешке под громкий смех

Пробежит быстрей всех.

Проводится игра для мальчиков «Бег в мешках».

А теперь проверим быстроту и ловкость девочек-рукодельниц.

Проводится игра «Смотай клубок».

Скороговорки.

Ребенок:

Видно музыка сегодня

Никому скучать не даст.

Все кругом поют и пляшут,

Каждый, кто во что горазд.

Исполняется татарский танец.

Бабай: Спасибо, дорогие дети. Повеселились мы с вами, позабавились. Я гостей так просто не отпущу, угостить вас хочу. Вы любите татарские блюда? Какие блюда готовят ваши мамы, бабушки?

Дети: Белиш, очпочмак, лапшу, губедиючак-чак, баурсак, корт, перемеч.

Бабай: Я хочу угостить вас чакчаком, его бабушка, эби приготовила.

Воспитатель и дети: Спасибо бабай, зур рэхмэт за гостеприимство и за угощение. Желаем тебе крепкого здоровья. А нам пора возвращаться к себе в детский сад. Ребята, попрощаемся с бабаем по-татарски: сау бул, бабай!

Бабай: Сау булыгыз, балалар.

Дети уходят.

Воспитатель: Дорогие ребята. По-моему мы очень хорошо провели время: повеселились, вспомнили татарские народные песни, хороводы, танцы, игры, узнали много нового о татарском народном творчестве.

Ребенок:

Как птицу раннею весной

Влечет к родным местам,

Так всей душой мы любим свой

Свободный Татарстан.


елена асанова
Занятие в старшей группе «Моя Родина - Татарстан»

МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №8 «Зоренька»

Конспект НОД в старшей группе

Образовательная область «Познавательное развитие»

Тема : «Моя Родина - Татарстан » .

Работу выполнила

воспитатель

Асанова Елена

Константиновна.

г. Набережные челны 2014

Тема : «Моя Родина - Татарстан » .

Цель : продолжать формировать у детей представление о том, что такое Родина , родной край; познакомить с природными богатствами Республики Татарстан ; развивать связную речь, активизировать словарь; воспитывать любовь к родному краю, к её природе, бережное отношение к ней. Познакомить с географической картой; развивать речь и память у детей.

Программа : «От рождения до школы» .

Возраст : Старшая группа (5-6 лет) .

Направление : Формирование целостной картины мира.

Основная образовательная область : Познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей : «Коммуникация» , «Познание» , «Социализация» , «Музыка» , «Художественное чтение литературы» , «Физо» .

Виды детской деятельности в НОД : социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Задачи :

Образовательные :

обогащать знания детей о республике, чем богат и знаменит родной край;

формирование обобщённого представление о Республике Татарстан ;

формирование целостной картины мира;

Речевые :

расширять и активизировать словарь существительных по данной теме;

развитие лексико-грамматических представлений;

активизировать словарь;

Воспитательные :

воспитывать любовь к родному краю;

воспитывать дружеские отношения, толерантность между детьми разных национальностей; выработать умение точно слышать и выполнять инструкцию педагога;

формировать навык работы в коллективе;

Методы и приёмы : методы : игровые, словесные, наглядные. Приёмы : вопросы, указания, дополнения, напоминания, художественное слово, самооценка.

Наглядные средства обучения : слайды с изображением карты Республики Татарстан , герба и флага Республики Татарстан , слайды с изображением насосов качающих нефть, автомобиля КАМАЗ, городов Татарстана , запись гимна Республики Татарстан .

Организация детей : 1. Свободная; 2. На стульчиках; 3. На коврике;

Словарная работа : Родина , кара итек, котёл, Казан, нефть, скважина, многонациональная.

Предварительная работа : рассматривание иллюстраций с изображений городов Татарстана ; рассматривание флага и герба Республики Татарстан ; чтение произведений; подготовка демонстративного материала, подбор аудиозаписи с гимном Татарстана ; подбор художественного слова, изучение методической литературы.

Структура :

1 часть вводная (организационный момент) ;

2 часть основная (беседа, вопросы, рассказы) ;

3 часть заключительная (подведение итогов, чтение детьми пословиц о родине ) ;

Ход занятия:

Воспитатель : Ребята, сегодня к нам на занятие пришёл мальчик по имени Марат. Как вы думаете, из какой республики он к нам приехал?

Дети : Марат приехал к нам из Республики Татарстан .

Воспитатель : Правильно. А как вы догадались?

Дети : На нём, одет татарский костюм .

Воспитатель : Молодцы. На нём, одет татарский национальный костюм . Вы много раз видели татарские костюмы , все они разные и очень красивые. Мальчик Марат одет в чёрные брюки, красивую рубашку, поверх которой одет жилет, на его ногах чёрные сапоги, а на голове тюбетейка. Ребята, давайте с вами вспомним, как будут звучать на татарском языке названия одежды Марата. Вова, как будет на татарском языке белая рубашка ?

Вова : На татарском языке белая рубашка будет - ак клмк.

Воспитатель : Молодец Вова. Ильнур, а как будет на татарском языке чёрные брюки ?

Ильнур : Кара чалбар.

Воспитатель : Правильно, Ильнур. Розалина, а как будет на татарском языке тюбетейка ?

Розалина : Тбтй.

Воспитатель : Умница Розалина. Но на Марате ещё одеты чёрные сапоги, на татарском языке это звучит так – кара итек.

Ребята, а скажите мне пожалуйста, в какой республике живём мы с вами?

Никита : Мы живём в Республике Татарстане .

Воспитатель : Молодец Никита.

Когда человек появляется на свет, родители дают ему имя . С этим именем он неразрывно связан всю жизнь. Точно также неразрывно связан он и со своей Родиной - местом , где родился и вырос . Послушайте стихотворение о родном крае :

«Люблю мой край…

Как странно это слышать :

Ведь каждый человек свой любит край!

И небо здесь синее, солнце выше,

И в цвет сирени здесь окрашен май!

Люблю мой край!

Я много мест видала,

И можно хоть полмира обойти,

Но ближе и родней родного края,

Я, думаю, мне больше не найти!

Вот и я хочу сегодня поговорить с вами о родном крае, о нашей Родине – о Республике Татарстан . Наша республика очень большая и красивая. У неё есть свой государственный флаг и герб (показ флага и герба, а ещё у неё есть свой гимн, который написал татарский композитор Рустем Яхин (показ фото) . Дети, давайте с вами встанем и послушаем гимн Республики Татарстан (звучит гимн) . Садитесь ребята. А теперь давайте с вами посмотрим на флаг Республики Татарстан ещё раз . Скажите мне пожалуйста, на какие части разделён флаг Татарстана ?

Дети : Государственный флаг разделён на три части : зелёную, белую и красную.

Воспитатель : Правильно. Каждый цвет имеет своё значение. Красный – цвет солнца, огня. Зелёный – цвет живой природы и молодости, а белый цвет означает символ чистоты и мира (показ флага) .

На государственном гербе Республики Татарстан (показ герба) изображён крылатый белый барс на фоне красного солнца. Барс олицетворяет богатство, силу. На боку у барса круглый щит, на котором изображена астра. Щит означает защиту, цветок – долгую жизнь. Все цвета государственного герба напоминают цвета государственного флага. Внутри зелёного кольца золотом написан татарский орнамент , символизирующий красоту и плодородие нашей земли .

А сейчас давайте рассмотрим карту Республики Татарстан (показ карты) . Ребята, посмотрите, на карту Республики Татарстан . Каким цветом она обозначена?

Дети : Она обозначена зелёным цветом.

Воспитатель : Правильно, она обозначена зелёным цветом. А кто знает, что означает зелёный цвет на карте?

Дети : Зелёный цвет означает цвет травы и леса.

Воспитатель : Правильно дети – это леса и луга. Посмотрите, как много лесов в нашей республике и мы стараемся их беречь и приумножать. Ещё на карте мы с вами видим голубые ленты, как вы думаете, что они означают?

Дети : Наверно реки.

Воспитатель : Молодцы ребята – это реки. Какая самая широкая река протекает в нашей республике?

Дети : Волга.

Воспитатель : Молодцы. Волга, одна из самых длинных и полноводных рек России. А, как называется река, на которой стоит наш город?

Дети : Это река Кама.

Воспитатель : Правильно.

Вы наверно уже чуть-чуть устали? Давайте с вами немного отдохнём. Выходите все ко мне, проведём с вами физкультминутку.

«Территория нашей республики очень большая (руки в стороны) . По многоводным рекам плывут красивые корабли (изображать волны) . В лесах растут высокие деревья (руки вверх) . В чаще леса живут косолапые медведи (изображаем медведей, серые зайцы (прыжки, рыжие лисицы (изображают лисиц) . На полях порхают разноцветные бабочки (взмахи руками, прыгают зелёные кузнечики (прыжки) ».

Молодцы ребята, садитесь на свои места. Давайте с вами продолжим нашу беседу о Республике Татарстан .

Ребята, кто сможет сказать, как называется столица Республики Татарстан ?

Вова : Столица Республики Татарстан – Казань .

Воспитатель : Молодец Вова.

Город Казань, очень большой и красивый город. Много легенд связано с названием этого города. Казан – по-татарски котёл : посуда для приготовления пищи. Как гласит, легенда, вечером усталые воины остановились на ночлег, стали готовить пищу. Один из воинов взял казан, пошёл за водой, уронил его в реку и стал кричать : «Ай, казан, казан!» : отсюда и пошло – то место стали называть Казань, а по - татарски Казан . Ребята, а какие города Республики Татарстан вы ещё знаете ?

Дети : Набережные Челны, Нижнекамск, Бугульма, Чистополь, Альметьевск, Елабуга и другие.

Воспитатель : Молодцы, всё правильно. Ребята, знаете ли вы, как называется этот автомобиль?

Дети : Да, это машина Камаз.

Воспитатель : Правильно, это автомобиль Камаз. А в каком городе его, выпускают?

Дети : В городе Набережные Челны.

Воспитатель : Да, его выпускают в нашем любимом и родном городе Набережные Челны. Скажите, что нужно автомобилям, чтобы они могли двигаться?

Дети : Бензин, горючее.

Воспитатель : Правильно. А кто знает, из чего делают бензин?

Дети : Бензин делают из нефти.

Воспитатель : Да, бензин делают из нефти. Нефть добывают в городах Бугульме и Альметьевске. Нефтяники бурят скважины, качают нефть из земли мощными насосами (показ слайдов с изображением насосов, качающих нефть) . Республика Татарстан обеспечивает нефтью всю нашу страну. Но города Татарстана славятся ещё и другим. Например, в городе Чистополь на часовом заводе делают красивые часы. Нижнекамск славится производством шин для автомобилей. Каждый город Татарстана чем-то славится , но в нашей республике, кроме городов есть ещё и сёла, в которых выращивают богатый урожай. Татарстан – это земледельческий край. На его полях выращивают много разных культур. Какие культуры выращивают у нас?

Дети : На полях выращивают гречку, овёс, горох.

Воспитатель : Правильно, а основное богатство нашей республики – это хлеб. Труженики полей выращивают рожь и пшеницу.

Республика Татарстан многонациональная республика. Во всём Татарстане , проживают люди разных национальностей : татары , удмурты, русские, чуваши и многие другие. Все они живут в мире и согласии. Вместе трудятся, отдыхают, строят дома, города, приумножают богатства родного края и заботятся о нём.

Пусть в наших садах, лесах пышно растут деревья, спокойно поют птицы. Пусть в родниках и колодцах вода будет чиста и прозрачна, пусть в прудах и озёрах будет много рыбы. Всё это – наше с вами богатство. Любить свою Родину , природу – это, значит, и беречь её, и заботиться о ней, и дружить с нею!

Воспитатель : Ребята, а вы любите свою Родину ?

Дети : Да.

Воспитатель : А за что вы любите свою Родину ?

Дети : Потому, что мы здесь родились .

Воспитатель : Ребята, давайте в конце нашего с вами занятия вспомним пословицы и поговорки о Родине .

Нет ничего краше, чем Родина наша .

Жить – Родине служить .

У нас тот герой, кто за Родину горой .

Всякому мила родная сторона.

Человек без Родины своей , что без песни соловей.

Без Родины милой будешь птицей бескрылой.

Люби Родину , как мать родную.

Родина краше солнца , дороже золота.

Для Родины своей сил не жалей .

Воспитатель : Вот и подошло к концу наше занятие . Вам оно понравилось? А что именно вам понравилось? Что нового вы узнали о нашей республике?

Конспект занятий

Мой родной Татарстан

Ознакомление детей со своей малой родиной должно носить системный характер, то есть мы обеспечиваем взаимосвязь всех явлений и объектов, которые познает ребенок. Цель занятия: дать детям представление, что такое Родина, родной край; познакомить детей с географической картой и государственной символикой Республики Татарстан; расширить знания детей о родном городе; воспитывать любовь к родному краю, к ее природе, бережное отношение к ней.

Цель:

1. Дать представление, что такое Родина, родной край.

2. с географической картой и государственной символикой Республики Татарстан (государственный флаг, герб, гимн).

3. Расширить детей о столице Татарстана Казань..

4. монологическую речь детей, память, мышление.

5. Воспитывать к родному краю, к ее природе, бережное отношение к ней.

Предшествующая работа: рассматривание альбома о Казани, познакомить детей с легендами о Казани, с художественными произведениями писателей и поэтов Татарстана.

Материалы: карта Татарстана; иллюстрации Казани, Казанского Кремля, природы; портрет царицы Сююмбике; репродукции герба, флага Татарстана; диск с гимном Республики Татарстан.

Ход занятия

Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Мы с вами поговорим о Родине. У каждого человека есть земля, именуемая Родиной. Для россиян, а мы с вами россияне, - это Россия. Но у каждого из нас есть ещё и Малая Родина, то есть место, уголок, где он родился и вырос.

Мы родились и живем в Татарстане, поэтому наша Малая Родина - это Республика Татарстан, город Казань.

Посмотрите, пожалуйста, на карту Республики Татарстан, вот ее граница (воспитатель на карте обводит границу).

На карте мы видим голубые ленточки. Как вы думаете, что они обозначают?

Правильно, это реки. Какая самая широкая река протекает по нашей республике?

Да, это река Волга. Волга одна из самых длинных и полноводных рек России. А какие еще реки вы знаете, которые расположены в нашей республике? (Казанка, Кама).

Вот эти зеленые пятна на карте - это леса, посмотрите, как много лесов в нашей республике и мы стараемся их беречь и приумножать, а вот эти кружочки обозначают города. Дети, какой город является столицей нашей республики?

Правильно, это Казань. А какие города нашей республики вы ещё знаете (Зеленодольск, Нижнекамск, Лениногорск, Набережные Челны).

Казань - столица Республики Татарстан (воспитатель показывает иллюстрации с изображением города).

Занялась, зарделась неба грань,
Брызнули лучи по небосклону.
Здравствуй, город - славная Казань!
Кланяюсь тебе земным поклоном.

Казань очень большой и красивый город, сейчас в нем проживает более 1 миллиона жителей. И, чтобы доехать до другого конца города, нам с вами надо ехать на машине около двух часов. Однако таким большим наш город был не всегда. Представьте, что много лет назад и даже много веков назад, когда еще не было ваших мам, бабушек и прабабушек, наш город был совсем маленьким, крошечным. Его можно было обойти вокруг всего за 15 минут. И жителей в нем тоже проживало мало. Эти жители называли себя волжские булгары. Это они построили маленькую крепость "Казань" на высоком холме в устье двух рек Казанки и Волги. Позднее стены этой деревянной крепости были заменены на каменные. Сами жители входили в город через проездные ворота. Каждое утро около этих башен опускался подъемный мост через канаву с водой и по нему путники и торговцы из других стран, родственники жителей заходили в город. Сегодня в крепости уже не живут люди как раньше, нет рынков и бань, конного двора и домов богатых горожан. В наше время древняя крепость "Казанский Кремль" - это памятник архитектуры, памятник прошлого. Стены этой крепости сегодня охраняет государством. Много легенд связано с названием нашего города. Казан - по-татарски котел: посуда для приготовления пищи. Как гласит легенда, вечером усталые воины остановились на ночлег, стали готовить пищу. Один из воинов взял казан, пошел за водой, уронил его в реку и стал кричать: "Ай, казан, казан!:" отсюда и пошло - то место стали называть Казан, Казань. А другая легенда связана с названием нашей речки Казанки.

" В городе Казани была речка. На ее берегах жила стая гусей. Люди очень любили наблюдать за этими птицами, а на татарском языке гусей называют "каз". Улетая, осенью они оставляли лишь перья в память о себе. Птицы плавали на речке. Так и стали называть люди эту речку в память о гусях Казанкой."

В Казани, как и во всем Татарстане, проживает много людей разных национальностей: татары, русские, марийцы, чуваши:

В Республике Татарстан есть свой Государственный флаг, герб (показывает флаг и герб Республики Татарстан) и гимн, который сочинил выдающийся композитор Татарстана Рустем Яхин.

Дети, давайте встанем и послушаем наш гимн (звучит гимн Республики Татарстан).

На какие части разделен Государственный флаг Татарстана? (Государственный флаг разделен на три части: верхняя часть - зеленая, нижняя - красная, а в середине - узкая белая полоска.)

Каждый цвет имеет свое значение. Красный - это цвет солнца, огня. Зеленый - символ живой природы и молодости. Белый - символ чистоты и мира.

На государственном гербе Республики Татарстан изображен крылатый белый барс на фоне красного солнца. Барс олицетворяет богатство, силу. На боку у барса круглый щит, на котором изображена астра. Щит означает защиту, цветок - долгую жизнь. Все цвета государственного герба напоминают цвета государственного флага. Внутри зеленого кольца золотом написан татарский орнамент, символизирующий красоту и плодородие нашей земли.

Словесная игра «Какому городу принадлежит достопримечательность?»

Я буду называть вы будете отвечать.

К какому городу относится башня Сююмбике,

К какому городу относится памятник Д.И. Менделеев

К какому городу относится Спасская Башня

К какому городу относится ДК им. Гассара

К какому городу относится мечеть Кул-Шариф

К какому городу относится Ледовый дворец «Айсберг»

К какому городу относиться легенда о черном коте.

К какому городу относится Бассеин «Нептун»

Физкультминутка.

    Сейчас мы с вами сделаем небольшую зарядку. Все встали.

    Территория нашей республики очень большая (руки в стороны).

    По многоводным рекам плывут красивые корабли (руками изображают волны).

    В лесах растут высокие деревья (руки вверх).

    В чаще леса живут косолапые медведи (изображают медведей), серые зайцы (прыжки на месте), рыжие лисицы (изображают лисиц).

    На полях порхают разноцветные бабочки (изображают бабочек), прыгают зеленые кузнечики (прыжки).

    Молодцы. Сели на свои места.

Нашу республику посещают очень много туристов. Всех туристов восхищают красивые белокаменные башни и мощные высокие-высокие стены Кремля (воспитатель показывает иллюстрацию Казанского Кремля).

Давайте вспомним, какие архитектурные памятники находятся на территории Казанского Кремля?

При входе в Кремль нас встречает Спасская башня. В чем особенность этой башни? (На ней расположены часы.)

Так выглядит Спасская башня Кремля (показ иллюстрации). Она построена из белого камня. Раньше проезд через неё закрывали на ночь опускающейся железной решеткой и тяжелыми воротами. Спасская башня десять раз полностью сгорала в огне пожаров, но всякий раз вновь и вновь отстраивалась. Сейчас это один из красивейших символов нашего столицы.

Какая еще башня расположена на территории Кремля? (Башня Сююмбике.) (Воспитатель демонстрирует портрет царицы Сююмбике, иллюстрацию башни Сююмбике.)

Сююмбике была прекрасной царицей, которая жила много лет тому назад в Казани. Её красота пленила грозного царя, которого звали Иван Грозный. Не захотев стать женой царя Ивана Грозного, Сююмбике прыгнула с вершины башни. Поэтому эту башню так и называют - башня Сююмбике.

Башня построена из красного кирпича, высота башни 58 метров, она состоит из 7 ярусов разного размера. Башня Сююмбике - символ города Казани.

Какие еще достопримечательности мы знаем на территории Кремля?

(Мечеть Кул - Шариф, Благовещенский собор.)

Благовещенский собор был построен мастерами много лет тому назад.

Это очень красивое белокаменное строение (воспитатель показывает иллюстрации).

Мечеть Куль-Шариф была построена совсем недавно. Архитекторы создали очень красивое строение, украшенное арочными конструкциями, формами тюльпана, которое возвышается над стенами Кремля (воспитатель показывает иллюстрации).

Дети, мы сегодня много говори о нашем крае нашему краю, а сейчас я хочу, чтобы вы нарисовали, про него, а что вы будете рисовать, подумайте, это может быть лес, поля, речки, красивые места города Рыбное. Из ваших рисунков составим книгу о красоте природы наших родных мест.

Воспитатель: Предлагаю сесть за столы, взять материал и приступать к работе.

Дети рисуют восковыми карандашами под музыку, все работы рассматривают.

Ой, ребята, какие красивые рисунки вы нарисовали, замечательная книга получится. Разрешите на прощанье, угощенья вам раздать.

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие по России и по родному краю. О многом мы вспомнили, многое узнали.

Рефлексия

Дети, сегодня мы говорили о нашей Родине. Скажите, в какой республике мы живем?

Назовите столицу Республики Татарстан?

На какие части разделен Государственный флаг Татарстана?

Что изображено на гербе республики?

Какие достопримечательности города находятся на территории Казанского Кремля?

Любите ли вы свой город?

Молодцы, теперь вы знаете, в какой республике мы живем, знаете символику родного края. Наше занятие я хочу закончить строками из стихотворения татарского поэта Сибгата Хакимова.

Спросите нас: - Откуда вы?
Мы с Волги, из Казани.
Поит нас волжская вода,
Мы хлеб растим, пасем стада,
Качаем нефть, грузим суда,
В свободном Татарстане.