Могила оливье на введенском кладбище. Кладбище Введенское: схема проезда, могилы знаменитостей. Адрес и время работы

La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir

Стоит ли говорить, что Немецкое кладбище является моим самым любимым некрополем Москвы. Поэтому вновь и вновь хочется исследовать его и приоткрывать завесу тайны, которая до сих пор окутывает многие надгробия.

Придите ко мне все труждающиеся и обремененные и я успокою Вас


Сегодня мы пойдем по следам легенды о чудотворной статуи Христа. Знаю многих людей, которые слышали эту легенды, но в их сознании этот памятник располагается на участке Рекк.


Естественно, что это не он. Открываем книгу Ю. Рябинина "Жизнь московских кладбищ":
"Была на Введенском кладбище когда-то еще одна достопримечательность, известная всей православной Москве. Но в советское время ни в одном источнике это, по понятным причинам, упомянуто раньше быть не могло. На надгробии фабрикантов мануфактурных изделий Кноппов стояла фигура Христа, почитаемая как чудотворная. А.Т. Саладин так описывает это надгробие: «Огромная продолговатая площадка с оградой в греческом вкусе, с вазами на столбах, замыкается руинами античного портика. У входа на ступеньках во весь рост стоит бронзовое изваяние Христа работы prof. R. Romanelli. Невольно останавливаешься перед этим памятником. Исчезают вдруг окружающие его могилы, оживает Христос, движется его рука, указывая на вход, и слышится тихий голос: memento mori!» (Есть свидетельства, что скульптура Христа была гранитная или мраморная.) Ежедневно много людей собиралось у надгробия Кноппов. Причем все паломники приносили с собой воду. Водой поливали десницу Христа, и, когда она стекала, ее тут же собирали во что-нибудь. Как рассказывают, та вода приобретала чудодейственные лечебные свойства, и очень многие были исцелены ею. Разумеется, такой объект поклонения не мог долго существовать в советской столице. В 40-е или в 50-е (по разным сведениям) годы фигуру Христа с надгробия Кноппов увезли".

С чего родилась такая легенда? Один местный человек рассказал такую версию:
К кладбищу прилегает здание, в котором располагается факультет дошкольной педагогики Московского государственного педагогического университета. В те времена никто и не подумал бы (по разным) причинам) идти перед важными экзаменами в церковь, тем более передовая молодежь, а вот сбегать на соседнее кладбище - вполне. Именно с этих просьб-молитв студентов перед статуей Христа и берет свое начало его популярность среди обычного населения.

Познакомимся с семейством Кнопов.
Кноп (Knoop) - немецкий баронский род.
Основатель торгового дома Кнопов, 1-й гильдии купец Лев Герасимович (Иоганн Людвиг) (1821-1894) приехал в Москву 18-летним юношей в качестве представителя английской торговой компании «Де Джерси». Своё дело в России бременский уроженец начал, продавая в России английские паровые машины и станки. К 50-м годам XIX века Кноп имел солидные доли акций во многих русских предприятиях. В 1852 году он открыл в Москве собственную торговую фирму. Компания Кнопа подминала под себя многих предпринимателей, ссужая им деньги на покупку нового оборудования и машин. Из-за возросшей конкуренции и начинающегося экономического кризиса многие из них попадали в руки предприимчивого барона. Он открывает хлопчатобумажные мануфактуры по всей России. Кноп также являлся одним из владельцев Измайловской хлопчатобумажной прядильно-ткацкой фабрики. За его огромный вклад в текстильную промышленность в 1877 году ему был пожалован титул барона.
После смерти Людвига Кнопа, дело возглавил его родственник, Рудольф (Роман Иванович) Прове (его могила не сохранилась на Введенском кладбище). После его смерти в 1891 году дело перешло в руки к сыновьям Иоганна Кнопа - Фёдору и Андрею. На их время приходится расцвет торгового дома Кнопов.
После начала Первой мировой войны начались гонения на немецких предпринимателей, в том числе и на Кнопов. А после революции 1917 года Кнопы и вовсе были вынуждены эмигрировать. И теперь один из Кнопов живёт в г. Комсомольске.
Прочесть чуть более подробно .
Лидеры двух ведущих фирм – Кнопов и Вогау – возглавляли и лютеранскую общину города, финансово обеспечив строительство в начале 1900-х годов нового здания лютеранской церкви Св. Петра и Павла в Старосадском переулке. Предприниматели являлись попечителями многочисленных благотворительных и просветительских организаций московских немцев (Евангелического госпиталя в Лефортове и др.).
Церковь вы до сих пор можете увидеть в Москве


А вот на параллельном переулке располагается городская усадьба Кнопов

Так где же была могила Кнопов? Единственное место, которое попадает под описание Саладина - это та самая "Вампирка", хорошо известная в среде московских готов.


Огромная продолговатая площадка с оградой в греческом вкусе, с вазами на столбах, замыкается руинами античного портика.
Казалось бы, место обнаружено, но есть маленькое "но". У меня имеются те самые "Очерки московских кладбищем" Саладина. И автор, описывая то место, говорит, что это семейное захоронение Вогау.
Вогау (Wogau) - семья немецких предпринимателей в России XIX века.
Начало династии положил Максимилиан (Максим) фон Вогау (1807-1890), приехав из Германии в Россию и женившись на дочери текстильного фабриканта Рабенека. В 1840 году вместе с братьями Карлом (1821-1870) и Фридрихом (1814-1848) открывают в Москве торговлю «химическими и колониальными товарами».
Сделав состояние на продаже чая, братья инвестировали в промышленность и банковское дело.
К 1917 году семейное предприятие, «Вогау и Ко», возглавляемое сыном основателя Гуго (1849-1923), представляло крупнейший многопрофильный концерн.
Семья Вогау владела металлургическими предприятиями на Урале, монопольно торговали медью, инвестировали в цементный, сахарный, текстильный, угольный бизнес.
В начале Первой мировой войны, фирма сворачивает деятельность в России, так как 5 из 8 членов правления являются немецкими подданными.
Оставшийся в СССР сын последнего руководителя фирмы, профессор, крупный радиотехник, Максим Марк Вогау (1895-1938), был расстрелян «за шпионаж в пользу Германии».
Только вот мавзолей семьи Вогау, 1910, мастера И.А. Павлова, выглядит так:

Нашлась еще одна легенда о скульптуре Христа на Немецком кладбище.
Турманина В.И. "Легенды и историческая справка о Белом Христе"
Особенно много легенд связано с бронзовым трехметровым изваянием Христа с белым мраморным крестом в руке. Этот Христос возвышался у главного входа и был возведен в начале ХХ века. В суровые военные годы 1941-45 гг. среди прихожан жила вера, что этот Христос спасает людей от гибели на полях войны, и люди шли сюда с надеждой, которая у многих оправдывалась.
В книге З.В.Ждановой “Сказание о житии старицы Матроны” рассказывается, как к этому изваянию во время войны направила блаженная старица Матрона свою помощницу Верочку. Болезни напустила на Матрону злая хозяйка дома в Подлипках, где она тогда жила. “Спаси нас, - говорила она Верочке, скорее поезжай на Немецкое кладбище и слей нам водички с Креста Господня”. Верочке дали два бидона, один из которых был с водой. Добралась до кладбища она ночью, мороз был более 40 градусов. Ярко светила луна, и скульптура Христа сверкала в лунном свете. Спаситель словно смотрел на пришедшую светлым сияющим взором. Вода, слитая с руки спасителя, быстро излечила старицу Матрону. Молва о чуде пережила и саму скульптуру, убранную с кладбища во времена очередной атеистической кампании.
После исчезновения бронзовой статуи Христа люди перенесли способность помогать страждущим на Белого Христа, установленного в 1946 году. Эта скульптура стоит у памятника из черного гранита над могилой семьи Третьяковых, которые являются нашими дальними родственниками, и поэтому история создания памятника известна нам подробно. Эти Третьяковы не были близкой родней создателям картинной галереи. Они проживали в селе Воронцово (ныне в черте г. Москвы, на юго-западе), предки их были похоронены у сельского храма Св. Живоначальной Троицы. Уже в наше время, когда здесь создавался парк, кладбище закрыли и памятники увезли. Два брата Третьяковых окончили незадолго до революции духовную семинарию. Старший брат, Александр Михайлович, был женат на моей двоюродной тетке, Марии Сергеевне, урожденной Смирновой. Ее отец Сергей Смирнов многие годы прослужил священником в храме Св. Иоанна Воина на Якиманке. Александр Михайлович Третьяков не отрекался от религии все годы гонений. Я помню, как в 1943 году он отпевал мою бабушку, Анастасию Ивановну Файдыш. Он был невысокий, тогда уже совершенно седой, с добрым лицом. Протоиерей Александр Михайлович Третьяков покоится на Введенском кладбище. За два года до смерти он вел службу при открытии памятника Христу около усыпальницы Третьяковых. О судьбе его брата Николая Александровича Третьякова известно мало, перед войной он был репрессирован.
А третий брат, Петр Михайлович, хотя и окончил духовную семинарию, работал всю жизнь учителем. Он женился до революции на Лидии Яковлевна Рекк, дочери немецких купцов Якова и Веры Рекк. Яков Рекк умер в 1913 году, и Петр Михайлович обещал своей теще поставить скульптуру Христа перед памятником, надпись на котором была сделана на немецком и русском языках: “Придите ко мне все труждающиеся и обремененные и я успокою Вас”. Скульптура Христа была выписана из Италии, но начавшаяся Первая Мировая война, а затем революция не дали возможности прибыть статуе в Москву. И уже позже, после Великой Отечественной войны, в 1946 году, Петр Михайлович решил выполнить свое обещание. В том году скончалась его жена, Лидия Яковлевна, прошедшая сталинские лагеря. Он попросил своего брата, Александра Михайловича, связать его с известным скульптором Надеждой Васильевной Крандиевской, которая была женой моего дяди, Петра Петровича Файдыша. Величественная черная стена с философской надписью вдохновила Н.В.Крандиевскую. Для головы скульптуры был приобретен каррарский мрамор, а блок белого отечественного мрамора пошел на фигуру. В книге моей двоюродной сестры, художницы Натальи Петровны Навашиной (Файдыш-Крандиевской) “Облик времени. Автомонография” , описано это событие в первый послевоенный год:
- Вот и праздник открытия памятника: под лучами майского яркого солнца, когда зелень еще только распустилась, свежесть и яркость удивляет своей чистотой. Птицы поют так громко, радостно предвкушая лето, как бы сообщая всем о приходе тепла, света и радости. Александр Михайлович начал службу и освящение памятника. Мы замерли. Не сон ли это? Хор монашек звонко запел и их пение перекликалось с птичьими трелями.
Потом этот памятник стал местом паломничества. Люди сливали воду с руки Спасителя, как это советовала сделать Верочке Матрона у другого Христа. В хрущевские времена памятник был сброшен, откололась часть носа и золотой венок. Но позднее, когда вера снова обрела право на существование, скульптура была восстановлена.
Будучи глубоко верующим человеком, я как ученый-естествоиспытатель не доверяю чудесам. Но как-то стоя перед Белым Христом, я почувствовала резкую боль в старой опухоли, которая меня не беспокоила. Пришлось обратиться к врачам, и мне очень быстро сделали операцию. Моя дочь, Сереберцева Анастасия Михайловна, фотографировала надгробие Рекк-Третьяковых. На снимке бросается в глаза необычная засветка пленки, как будто от Спасителя исходит свет. Говорят, что некоторые снимки бывают полностью засвечены.

После долгих поисков было найдено то самое изображение Христа . Фото единственного снимка статуи. Да, это действительно тот полуразрушенный склеп, в который так любили забираться в конце 90-ых годов.

Очень живая и неординарная скульптура. Можно представить, как впечатляюще она смотрелась на том самом месте под сенью деревьев.

Наши поиски благополучно завершились. Мы смогли собрать наиболее полную историю чудотворной скульптуры (или скульптур?) Христа на Введенском кладбище.

upd нашлась еще фотография!

между 1900-1914 гг.
Из книги: "Одним из самых запоминающихся надгробий всего кладбища была усыпальница семейства Вогау. Она занимала просторный прямоугольный участок. С одной стороны имелся склеп, торец которого был выполнен в виде руинированного античного портала храма. На специально грубо обколотых ступенях была установлена бронзовая фигура Христа, указывающая «зрителям» на фигуру блаженного, со страдальческим лицом смотрящего на Спасителя. Исполнил эту композицию известный флорентийский скульптор Р.Романелли. Он называл свое произведение «Блаженный у ног Христа». Москвичи очень почитали скульптуру Христа. Христиане, православные, католики, лютеране собирали воду с десницы Христа, складок его одеяния и пили ее, считая целебной. Так же у фигуры любили фотографироваться. Правда, часто позирующие заслоняли собой блаженного, «урода», как его называли москвичи. Поэтому и на открытке эта фигура заслонена позирующей.
По периметру склеп был обнесен античной изгородью с декоративными пеплохранительницами. После 1917 года фигура блаженного исчезла, а фигуру Христа перевезли в Археологический кабинет Московской Духовной академии в г. Сергиев посад, где она благополучно сохранилась доныне.
Сам склеп был выполнен после 1866 года, примерно в 1890-е гг., когда здесь похоронили Эмиллию Максимовну Банзу (урожденную фон-Вогау). Ее овдовевший супруг, знаменитый благотворитель московской немецкой общины Конрад Банза женился второй раз на родной сестре Эмиллии, Эмме. Оба они усыновили сына умершей от первого брака, Рудольфа Германа. В память о жене, сестре, маме Банзы и Герман содержали койки в Евангелической больнице и в Евангелических приютах Москвы, давали бесплатные обеды для неимущих.
В советское время усыпальница Вогау сильно пострадала, как и многие другие надгробия и захоронения в целом. Более 80-ти лет кладбище является общегородским, но многие надгробия с иностранными надписями до сих пор придают ему особый колорит"

© oldmos.ru
Более того, эта статуя нашлась

ЦАКе МДА

Вывод: На Введенском кладбище было три статуи Христа:

У часовни Христос с крестом - исчез. Был сделан по заказу Вогау.

У склепа Кноппов. Сейчас в Лавре.

На участке семьи Рекк.

Сейчас появился новый - четвертый - на участке у колумбария.

История немецкого доктора Фридриха Йозефа Гааза, а точнее та ее часть, что касается проживания в нашей стране, началась вполне заурядно. Отучившись в европейских университетах, в 1806 году Гааз приезжает в Россию для работы по контракту. Тогда такая практика была вполне обычной. Тем более, что его самолично пригласил к себе русский чиновник Репнин, которого Гааз вылечил в Вене от заболевания глаз. Фридрих Йозеф становится семейным врачом Репниных, а потом и главным врачом Павловской больницы. По-русски он тогда не понимал ни слова и разговаривал с пациентами исключительно на немецком и латыни. Ну, или прибегал к помощи переводчика.
В 1812 году заболел отец доктора, и Гааз было хотел ехать к нему, но грянула война, и Федор Петрович остался. В качестве военного врача он дошел с русскими войсками до самой французской столицы. Но об отце не забыл и на обратном пути заехал к родным. Когда отец скончался, Фридрих Йозеф засобирался в обратный путь в Россию. В тому времени он выучил язык и уже не мог представить своей жизни на Родине.
В 1813 году Гааз снова прибыл в Россию и тут же получил новое имя - Федор Петрович. Благодаря отличному образованию и высокому профессионализму, молодой доктор сразу стал известным в высшем обществе. Он получал неплохие деньги, вел светскую жизнь, состояние его увеличивалось.

Вход на Введенское кладбище

Тайное, загадочное, притягивающее к себе всё больше и больше посетителей и интересующихся, Введенское кладбище… Ну и место, Вы скажете, выбрали для статьи. А место самое что ни на есть необычное. Кстати во всех крупных городах Европы и мира есть такие мемориальные кладбища, которые туристы посещают как объекты культурного наследия. Так, например, есть такие в Испании, Франции, Италии и других странах. А в Москве это Новодевичье кладбище и Введенское. Причём Введенское на мой взгляд наиболее интересное, потому что оно не такое помпезное и к тому же содержит уникальные памятники европейской бытовой скульптуры. Вдобавок ко всему мистика и поверья, существующие о кладбище, и в наше время добавляют к нему немало интереса. На кладбище по ночам периодически собирается группировка «готов» и они проводят там свои таинственные ритуалы. «Готы» облюбовали одно из уникальных надгробий и назвали это место «вампиркой». Но обо всём этом чуть позже.

Итак, само кладбище образовалось здесь по историческим меркам недавно в 18 веке, на берегу реки Синички, напротив Немецкой слободы на Введенских горах. В то время в Москве царила страшная болезнь под названием чума. Люди умирали тысячами, зараза распространялась мгновенно. И дабы предотвратить быстрое распространение заразы, Екатерина Вторая повелела запретить хоронить в черте города Москвы, а хоронить на окраинах, при заштатных монастырях и новоотведенных для этого местах. Так и образовалось Введенское. Поначалу хоронили всех, а так как рядом располагалась Немецкая слобода, то после чумы стали хоронить всех иностранцев, иного вероисповедания. Причём не только немцев, но и французов, голландцев и людей другой национальности. А после уже в конце 19 века хоронили и православных, и с иноверческими корнями. В 20 веке стали хоронить профессоров и генералов рядом расположенных красноармейских академий и людей, живших от кладбища неподалёку, а также священнослужителей.

Плачущие ангелы, скорбящие женские фигуры, наклонившиеся над вазонами, старые склепы и необычные часовни поражают взгляды каждого, кто хотя бы раз побывал на Введенском. Достаточно пройтись только по главной аллее, чтобы обозреть всю необычность кладбища. На ней можно увидеть огромные чёрные стелы типичные для Европы конца 18 века, на одной из которых Вы увидите знакомую фамилию сладкоежек – ЭЙНЕМ. Абсолютно типичное европейское надгробие, выполненное из чёрного камня лабрадорита, сияющего на солнце своими перламутровыми вкраплениями. На главной аллее Вам встретится могила талантливого актёра Театра имени Моссовета Геннадия Бортникова. Знакомое лицо с фотографии обращено к идущим. Несравненно уникальный и красивый актёр в жизни сыграл очень мало ролей. Его очень ценила как профессионального партнёра Фаина Георгиевна Раневская, которая всегда говорила о том, что своя талантливая игра – это только половина успеха спектакля у зрителей. А вторую половину создают партнеры по спектаклю. Бортникова в Париже называли русским Жераром Филиппом – он был красив, трогателен и романтичен.

А практически напротив Геннадия Бортникова похоронен человек – московская легенда. Это знаменитый «святой доктор» Фёдор Петрович Гааз. Его ещё называли

Могила доктора Гааза

тюремный доктор. Этот человек всю свою жизнь посвятил тому, чтобы облегчить жизнь заключенным. Родившись в дворянской семье, по происхождению немец и по вероисповеданию католик, Гааз имел добротное состояние и все свои средства и силы потратил на тех, кто оказался в тюрьме или был отправлен в ссылку по этапу. Добрый доктор не отказывал никому, по первому сигналу о нарушении чьих-то и без того ограниченных прав, он обивал пороги учреждений и добивался справедливости или послаблений. Именно он настоял на том, чтобы от кандалов освобождали стариков и больных, чтобы в Москве при наказании ссыльных, идущих в Сибирь, полиция не использовала железные прутья, чтобы женщин заключенных не брили наголо и железные тяжелейшие кандалы были облегчены в весе и изнутри обиты кожей. Поговаривают, что доктор пробовал усовершенствованные кандалы на своих голых ногах. Благодаря Гаазу появились тюремные больницы и школы для арестантских детей. Он постоянно, несмотря на свои скудные оставшиеся на жизнь средства, принимал бедных больных и покупал им лекарства. К концу жизни у Гааза остались его достижения, баснословная слава среди бедных и заключенных и подзорная труба. Доктор обожал смотреть на звёзды, он был неисправимым мечтателем и романтиком. Когда он умер, оказалось что хоронить доктора не на что. В силу огромных заслуг и народной славы было решено похоронить доктора на казённый счёт. В конце августа 1853 года тело доктора до самого Введенского кладбища провожала вся Москва. Почти двадцать тысяч человек прощались с доктором. Его могила представляет собой почти круглый камень-валун с большим крестом, на ограде висят настоящие кандалы, на надгробии надпись: «Спешите делать добро». Это любимые слова доброго доктора. Девять лет назад Римско-католическая церковь начала процесс о причислении доктора Гааза к лику святых. Основной процесс развернулся в России, потому что именно в нашей стране немецкий доктор проявил чудеса милосердия и сострадания к нуждающимся.

Можно повернуть от главной аллеи направо и пойти по жёлтому указателю к могиле Люсьена Оливье, создателя московского ресторана «Эрмитаж», в котором практически

Могила Люсьена Оливье

все известные в 19 веке москвичи отпраздновали свои свадьбы, юбилеи и премьеры. Ну а мы, сегодняшние их потомки, каждый Новый год готовим салат, названный в его честь «Оливье», но ничего общего с первоначальным рецептом создателя не имеющим. Памятник известному французу ресторатору также скромен, как и многие надгробия, поставленные на могилах известным в прошлом промышленникам и миллионерам, и представляет собой темную стелу с небольшим крестом. Около 10 лет назад никто и не подозревал о том, кто здесь похоронен. Сотрудники ГУП «Ритуал» проводили проверку бесхозных могил и обнаружили что заброшенная стела с почти стёртой надписью поставлена в честь знаменитого ресторатора. Могилу восстановили, и теперь к ней ходят студенты кулинарных техникумов и институтов в надежде получить помощь Люсьена Оливье в учёбе и кулинарных талантах. К тому же, говорят, что к могиле выстроилась очередь из столичных ресторанов, желающих поухаживать за ней, потому что ГУП «Ритуал» объявил о намерении сдавать бесхозные могилы в аренду!

На той же главной аллее Вы увидите белую балерину в пачке и пуантах, как будто выходящую из черного камня гранита и парящую между этим миром и тем. Это

Могила Ольги Лепешинской

могила знаменитой и в России и во всем мире балерины Ольги Лепешинской. Она прожила долгую жизнь – 92 года. Танцевала на многих мировых площадках, возглавляла Центральный дом работников искусств, преподавала балетное искусство в Европе и была главным экзаменатором кафедры хореографического искусства в ГИТИСе. Вся её жизнь была посвящена балету и несмотря на три брака она, как и многие выдающиеся люди искусства посвятившие себя профессии, не имела детей и очень об этом жалела. Прямых наследников не осталось, и её личные уникальные вещи оказались в частных руках. Был даже нашумевший случай с этим наследством в прокуратуре. Эти уникальные вещи в число которых входит, например — зимнее американское пальто 30-х годов 20 века из меха обезьяны с кокеткой из шерстяной ткани и индивидуальные сценические костюмы балерины — были переданы частными наследниками в коллекцию историка моды Александра Васильева. Все эти вещи были выставлены в феврале на выставке в Царицыно «Мода за железным занавесом. Из гардероба звезд советской эпохи». Но не вещи главное, что осталось от балерины, а её лёгкое изящное искусство, которое она передала молодым поколениям и редкие кадры киноплёнки, запечатлевшей её танец.

В глубине кладбища почти у другого его выхода с левой стороны есть загадочное место, называемое готами «вампирка», простыми людьми как «Дом на песке», а на самом деле то ли усыпальница семьи Вогау, то ли миллионнера Кноппа. Надписи не сохранились, сооружение в виде античного входа в храм разваливается, штукатурка осыпается, всевозможные надписи на колоннах — все это в жутком состоянии. Но место и вправду таинственное и с давней историей. Однажды две бабушки на нашей экскурсии «Заблудившийся трамвай» подошли к нам и сказали, что есть легенда об одном миллионере, у которого была одна любимая приемная дочь. Она умерла будучи молодой и не оставила наследников, отец безумно горевал и решил построить вот этот «Дом на песке» для неё и для себя. Не знаю насколько это правда, но вот то, что до 1946 года на этом месте в римской арке стояла удивительная фигура Христа работы флорентийского скульптора Романелли, так это правда. Одна рука Иисуса свисала немного вниз, и когда шёл дождь, вода струилась на землю с его ладони. Многие приходили к этой статуе, считая её священной, а воду стекающую с руки Христа целебной. Даже святая

Фото начала 20 века

блаженная Матрона Московская посылала свою помощницу Верочку к статуе Христа когда сильно заболела. Слух о паломничестве на Введенское дошёл до советского руководства и статую увезли. И только недавно удалось обнаружить её. Теперь она стоит в Московской духовной семинарии в Сергиевом посаде. Но после изчезновения той статуи у могилы семьи Третьяковых-Рекк была установлена родственниками другая скульптура Белого Христа у чёрной стены работы скульптора Натальи Крандиевской, мамы архитектора Файдыша автора монумента «взлетающей ракеты» возле метро ВДНХ. Теперь магические свойства помощи страждущим приписываются изваянию Белого Христа.

Памяти погибших солдат Наполеоновской армии стоит почти в овраге огромная стела, окружённая железными цепями на столбах в виде орудий-мортир. Этот маленький кусочек земли юридически принадлежит Франции. На кладбище есть и братская могила наших воинов, которые воевали с французами. Как говорится, всех врагов эта «введенская» земля навеки примирила. И действительно – обрусевшие немцы, наполеоновские французы, солдаты, офицерский состав Советской армии, погибшие в госпиталях немцы и наши красноармейцы, священнослужители, люди различных национальностей и вероисповеданий похоронены рядом друг с другом на территории Введенского.

Если отойти от главной аллеи налево по широкой дороге, то почти одновременно можно наблюдать белую часовню Эрлангеров, скульптурную композицию семьи Плау с милой женской скульптурой у двери в иной мир и усыпальницу Рожновой с мозаикой

Надгробие Рожновой и Леона

по картине Бёклина «Остров мёртвых». На часовне Эрлангеров – мукомольных промышленников – надписей и людских просьб огромное множество. Просят о хорошей работе, о ребенке, о любимом и чтобы не разводится и тому подобное. Всё это, говорят, сбывается. Почему так оказалось, что часовня, возведённая по эскизам Федора Шехтеля для своего друга Антона Эрлангера стала православной? Странным является и тот факт, что внутри часовни имеется уникальное панно, изображающее Иисуса Христа Сеятеля, работы Фролова по эскизам самого Петрова – Водкина. Единственное логичное объяснение всему этому даёт история о некой бабушке Тамаре, сироте и армянке по происхождению, которая 15 лет жила на кладбище, просила милостыню, увидела эту часовню, которая была в том момент в ужасном разрушающемся состоянии и задалась целью отреставрировать её. Тамара собирала милостыню и копила на ремонт часовни. Сквозь решетку видела она лик Христа и стала ему молиться. Она была прихожанкой Церкви Петра и Павла, что неподалёку от кладбища. Вот именно эта церковь после странного ухода Тамары с кладбища стала покровителем этой часовни. Туда приходят прихожане, открывают иногда дверцы часовни для подхода к панно и поддерживают порядок в часовне. Хотя на стене самой часовни и висит предупреждающая о самовольных надписях табличка, но против надписей не ругаются. Наоборот считают, что раз люди пишут, значит — помогает икона. Тамара помогла восстановить могилу старца Зосимы и сделать часовенку вокруг его могилы. Похоронена там монахиня Фамари — бывшая грузинская княжна Марджанова, которая была известна всему довоенному духовенству, являлась родственницей грузинского режиссера, была безумной красивой, в молодом возрасте решила посвятить свою жизнь Богу и шла всю жизнь по этому пути. Отбыла ссылку, а закончила свой жизненный путь в Подмосковном ските. Она писала удивительно духовные и светлые стихи:

Мне снился сон однажды чудный
матушка Фамари на картине П.Корина «Русь уходящая»
Сон необычной красоты
С дерев листвою изумрудной
И все цветы… цветы… цветы…
И было их так много, много
Роскошных пышных тех цветов.
Тонула словно в них дорога,
Красы их выразить нет слов!
Головки лилий белоснежных
На длинных стройных стебельках
И масса роз душистых нежных
С росой на свежих лепестках
Гортензий шапки, словно пена,
Настурций ярких огоньки
И золотистая купена
Цвели по берегу реки
И верю я, – в стране небесной,
В стране добра и красоты,
В стране поистине чудесной
Я вновь увижу те цветы…

Обилие известных людей и уникальных скульптур на кладбище притягивает всё большее количество посетителей. Простые два креста на могилах отца и сына Мельниковых – известных архитекторов и художников, скромное изображение на могиле Татьяны Ивановны Пельтцер, барельеф актрисы Максаковой и издателя Ивана Сытина. Есть могила известного инженера железных дорог в виде большого креста, колёс и механизмов. Есть там и очень оригинальные надгробия советских времен. Наприме в виде пропеллера от самолета или звезды на символическом млечном пути какой то партийной деятельницы.

Более подробно ознакомиться с историей, уникальными надгробиями, историями судеб, таинственными часовнями Введенского кладбища Вы сможете на нашей необычной экскурсии .

Так что, Идите и Смотрите!!! И помните!!!

С давних времен на берегу Яузы, на окраине Москвы, селились пришлые люди чужой веры, ищущие в стране русинов славы и денег. Православные прозвали их немчинами, а место - Немецкой слободой.

Молодой царь Петр, приверженец европейского уклада жизни, с удовольствием бывал в слободе. Вскоре у него появился настоящий друг и соратник - швейцарец Лефорт. Он оказал большое влияние на формирование мыслей и целей Петра, а значит, и всего Российского государства. Его именем до сих пор называется район, где располагалась Немецкая слобода.

Франц Яковлевич Лефорт похоронен с почестями на вершине Введенской горы. Грозная эпитафия на памятнике вселяла страх, и со временем его разрушили, а прах перезахоронили на Введенском кладбище.

История возникновения погоста

Еще пытался ввести запрет на захоронения возле храмов, что в те времена было принято. Его дочь Елизавета во время царствования также приказывала переносить кладбища, которые могли встретиться ей на пути следования.

Окончательную точку поставили Екатерина II и чума, собравшая богатый урожай в Москве 1771 года.

За чертой города, возле Введенских гор, сейчас Лефортовский холм, на берегу речки Синички отвели участок под Немецкое (Иноверческое) кладбище. Изначально там планировалось хоронить лютеран, католиков, англиканцев.

Постепенно территория разрослась за овраг и речку. Земляной вал заменили каменной стеной. Расширили вход со стороны улицы Наличной и открыли второй с противоположной стороны на Госпитальном валу.

В XIX веке начали появляться захоронения людей других вероисповеданий. Стало иначе называться и само кладбище - Введенское.

В середине XX века территория еще раз увеличивалась. В это же время появилась стена колумбария.

История захоронений

Введенское кладбище существует более двух веков, и благодаря этому уже давно превратилось в музей под открытым небом.

По именам на могилах можно узнать о тех, кто внес определенный вклад в развитие государства, упрочил его славу и мощь.

То, что захоронения производились от разных конфессий, наложило ощутимый отпечаток на архитектуру надгробий. Памятники, некрополи и часовни представляют собой яркие образцы классицизма, готики, стиля ампир. Многие из них созданы великими мастерами.

К сожалению, надгробия на могилах до начала XIX века практически не сохранились.

Храмы и часовни

Когда-то на территории находились 2 лютеранские церкви и 14 часовен. К концу XIX века Северный вход украсила общая часовня со звонницей для отпевания. Архитектор Роде спроектировал ее в тем самым подчеркнув изначальное единство всех европейских религий.

В начале XX века появилась большая готическая часовня, оформленная деталями в стиле модерн. После революции в ней разместили административные помещения. Через 70 лет здание вернули в лоно церкви, отреставрировали и заново освятили. Сейчас в нем ведутся службы на русском и финском языках.

Кладбище Введенское примечательно тем, что здесь находятся могилы видных церковных деятелей. После революции, во время гонений служителей культа, на территории некрополя начинают хоронить православных священников. До начала Великой Отечественной войны эти могилы находились под защитой лютеранской общины Москвы.

Могилу "златоуста православия" митрополита Трифона посещал патриарх Алексий II и отслужил молебен.

Из-за тяжелой болезни избежал репрессий протоиерей Алексей Мячев. Запрет властей общаться с верующими намного сократил его жизнь. Похоронен рядом с супругой на немецком кладбище. В 2000 году причислен к лику святых. Новообретенные мощи перенесены в храм Святого Николая в Москве.

Долгое время оставалась заброшенной могила старца Зосимы. Существует история о блаженной нищенке Тамаре, которая жила на кладбище и собирала милостыню. На собранные деньги она расчистила и частично восстановила часовню семьи Эрлангер. Она же привела в порядок могилу старца и способствовала строительству небольшой часовни из металла над ней.

Благодаря этой самоотверженной женщине можно прийти на поклонение к Зосиме и попросить совета в семейных делах, помощи в выборе второй половины.

Архитектурное наследие, исторические могилы и некрополи

Старые европейские погосты больше напоминают галереи, где представлены образцы многих направлений в искусстве. Не исключение в этом кладбище Введенское. Многие и архитекторы приложили руку к изготовлению склепов, часовен, надгробий.

Об античной усыпальнице Boray до сих пор ходят легенды. До конца Второй мировой войны в арке стояла статуя Христа работы знаменитого Романелли. Во время дождя с руки спасителя стекали капли, эту воду считали святой, способной излечивать недуги.

Паломничество к статуе было несовместимым с идеологией страны того времени, статую убрали. Сейчас она находится на территории семинарии в Сергиевом Посаде.

Внутреннее убранство часовни семьи Эрлангер украшает панно, выполненное по эскизам Петрова-Водкина. В эту часовню приносят записки с просьбами, здесь творят молитву Господу, зажигают свечи. Никто уже не помнит, когда она стала привлекать православных христиан.

На главной аллее много надгробий разных стилей, датируемых первой половиной XIX века. Ярким образцом готики является могила генерала графа Палена.

Хорошо сохранился до наших дней склеп Мусиной-Пушкиной, выполненный в манере ампир. Некогда белые стены потемнели от времени, обросли мхом, но все равно сохраняют свое безмолвное величие.

С середины девятнадцатого века сохранились гранитные памятники черного и красного цвета. Ампир на кладбище представлен в виде усеченных колонн, стел, валунов.

С начала 1900 годов в надгробиях используется символика профессиональной принадлежности. На могиле Мейена - памятник в виде деталей, имеющих отношение к железнодорожному делу. У авиатора Букина памятник венчает пропеллер.

Очаровывает могила писателя Пришвина. Скульптор Коненков изваял легендарную птицу Феникс, чтобы она своими крыльями охраняла покой великого мастера описания природы.

Военные и братские могилы

Кладбище Введенское может похвастаться тем, что на его земле находится территория европейского государства. Это небольшое место, окруженное цепью, которая крепится к вкопанным в землю пушкам, является братской могилой французских солдат. Они погибли в Москве и ее окрестностях во время Отечественной войны 1812 года.

Надгробие на бывшей могиле летчиков из полка "Нормандия-Неман" просто и лаконично. Прах перевезли на родину, а надгробие стоит, как дань дружбе и единству народов в страшной войне.

Гранитные обелиски на братских могилах напоминают о беспримерном подвиге советских солдат, погибших на подступах к столице.

Могилы известных людей

То, чем может гордиться Введенское кладбище - могилы знаменитостей. Здесь нашли свое упокоение Герои войны и труда, политики, историки, военные, люди искусства, спорта, литературы.

Пожалуй, самое почитаемое место - могила «святого доктора» Гааза. Он потратил всю свою жизнь и средства, чтобы воплощать в жизнь евангелистское выражение «спешите делать добро». Все главные атрибуты его деятельности воплотились в надгробии. Тяжелый валун - символ непосильной ноши, возложенной на себя тюремным врачом, креста, который он с честью нес до последних дней. Кандалы - достижение, которым можно гордиться.

Мало кто знает, что ресторан "Эрмитаж" в Нескучном саду Москвы организовал Люсьен Оливье. Почести его салату воздает не одно поколение россиян за новогодним столом. Его могилу можно найти на 12-м участке кладбища.

Книгоиздателю Сытину благодарны молодые поэты и писатели начала XX века. Поклониться этому человеку от лица всех, кого он сделал узнаваемыми и знаменитыми, можно на 14-м участке.

Яркая личность, непревзойденный комментатор Николай Озеров покоится на 21-м участке.

Совсем недавно нашел свой последний приют на 6-м участке весельчак и балагур писатель-сатирик Аркадий Арканов.

Желающим отдать последний долг любимым актерам обязательно нужно посетить Введенское кладбище. Могилы знаменитостей можно найти без труда по указателям. Вот только несколько имен:

  • яркая и удивительная оперная дива ;
  • самая лучшая в мире бабушка Татьяна Пельтцер;
  • хозяйка квартиры на Бейкер-стрит Рина Зеленая;
  • хохотушка и певунья из «Девчат» Люсьена Овчинникова;
  • создатель бессмертных «Покровский ворот» Михаил Козаков;
  • актриса с 70-летним стажем, прекрасная

Этот список можно продолжать очень долго.

План кладбища

Изначально территория кладбища делилась по конфессиям. По два участка отводилось лютеранам и католикам. По одному - англиканам и лютеранам-реформаторам. Каждый участок также был приписан к определенному приходу.

Современное Введенское кладбище разделено на номерные участки для лучшего ориентирования и поиска нужного захоронения. Всего их тридцать. По периметру вдоль ограды расположены стены для захоронения урн с прахом.

На территории находится администрация, контора ритуальных услуг, производственные службы, церковь для отпевания.

Как добраться?

Находится в черте города, что позволяет желающим легко найти и посетить Введенское кладбище.

Как доехать от метро «Бауманская»? К сожалению, эта станция в данный момент закрыта, и путь на городском транспорте не очень удобен, так как прямого маршрута нет. Но для любителей пеших прогулок будет приятно и познавательно прогуляться. Дорога займет не более 40 минут и доставит истинное наслаждение.

Более удобный путь - от метро «Электрозаводская» на автобусе маршрута 59 или на маршрутном такси 636. Ехать около 30 минут до остановки «Музей «Лефортово».

Самый быстрый маршрут - от станций метро «Семеновская» и «Авиамоторная». Сесть на трамвай №№ 32, 43, 46 и через 25 минут выйти на остановке «Введенское кладбище». Как доехать и каким транспортом воспользоваться - зависит только от личных предпочтений и начальной точки.

Адрес и время работы

Почтовый адрес: Введенское кладбище, Наличная, 1.

Некрополь открыт для посещения:

  • октябрь-апрель - с 9.00 до 17.00;
  • май-сентябрь - с 9.00 до 19.00.

По непроверенным данным, профессиональное фотографирование со штатива и видеосъемка запрещены. Охрана ревностно следит за поведением посетителей.

Есть возможность организовать экскурсию для группы или индивидуально. За два часа можно увидеть и узнать много интересного об истории места и людях, нашедших здесь последний приют.

Введенское или Немецкое кладбище - одно из самых мистических кладбищ в Москве.

МОГИЛА МАСОНА: Где-то тут, вероятнее всего, перезахоронен прах знаменитого масона Франца Лефорта (сначала был погребен в немецкой кирхе, а затем перезахоронен). На Введенском кладбище возможно были найдены осколки могильной плиты Лефорта. Отсюда и легенда о призраке Лефорта на кладбище. Официально считается, что Захоронения Патрика Гордона и Франца Лефорта (фото) были перенесены на Введенское кладбище. На фото камень над их погребением.

© MoskvaX.ru

ЧАСОВНЯ ЖЕЛАНИЙ: На Немецком кладбище есть часовня, и если на одной из стен написать желание, то оно исполнится. Администрация каждый год их закрашивает. Сейчас часовня отреставрирована, а вот интересное архивное фото этой Лютеранской часовни, сделанное в 1980 году

© MoskvaX.ru

ПОДЗЕМНЫЙ ГОРОД: Есть версия, что под холмом Немецкого кладбища расположен целый город подземелий, катакомб и подземных склепов, и войти в эту подземную Введенку можно только через определенные постройки - часовни или склепы (далее приведено случайное фото одной из построек).

© MoskvaX.ru

РАССКАЗ ОЧЕВИДЦА: На одной из могил написано, что этот камень желания исполняет... не в прямую написано, а в виде эпитафии стихотворной, но если ее внимательно прочесть, то все очевидно.

ЛЕГЕНДА О ЧАСОВНЕ: На семейных захоронениях есть отдельные небольшие часовенки. Рассказывают, что одна из часовен на семейном захоронении сглаз снимала, если к ней прижаться, с какой-то стороны света или просто просить сильно. Часовня уже лет 20 назад была в очень плохом состоянии. Сейчас может уже развалилась.

© MoskvaX.ru

МАГИЯ СКУЛЬПТУРЫ: Некоторые студенты у одной из скульптур (точно пока неизвестно какой) просили удачи на экзаменах и вообще в учебных делах... Найдете её, пишите в комментариях ниже.

ФЛЕЙТА ЛЕФОРТА: Её на Введенском кладбище частенько слышно. Появились данные, что флейту теперь и в Лефортовском тоннеле слышно. На картине ниже - флейта 18 века.

ОБЪЕКТЫ ВОЗЛЕ КЛАДБИЩА: Госпиталь Бурденко, неподалеку морг. И стадион "Металлург", где орудовал маньяк-убийца. На старинном фото изображено здание госпиталя.

РАССКАЗ ОЧЕВИДЦА: Под утро. Странный звук мешает, похож на скрежет, который не прекращается длительное время. Следующая ночь, я со своей соседкой, под утро выхожу на лестничную клетку. Снова звук, она его тоже слышит. Звук стал появляться с вечера и всю ночь. Как то в одну из ночей мы решили погулять. Сидя недалеко от дома, на лавочке услышали этот звук. Он был со всех сторон, как бы окружал и приближался. С каждой минутой он становился все громче. За бетонным забором кладбища услышали еще более странные вещи. Там кто-то шел и ломал ветки. Мы покинули это злополучное место. Рядом с Введенским кладбищем стоит странное здание, которое сейчас используется как музыкальная школа. Из окна этого здания смотрит черная фигура, а перед этим звуки, как будто кто-то ходил по крыше. Черная, непонятная фигура периодически исчезала и потом появлялась вновь. Возможно это был человек, но… под кладбищем располагается потерянный склеп…

ЕЩЕ РАССКАЗ: По месяцеслову, 24 августа – день святого Евпла; примечательна дата тем, что в ночь на кладбище можно видеть привидений, и по могилам бегает белый конь. Давным-давно, во времена, когда мне доводилось обитать в Лефортово, я по случаю принялся листать месяцеслов как раз под Евпла. - А пойдем сегодня ночью на привидений смотреть? – предложил я товарищам. Собралось в результате человек шесть. Кладбище в Лефортово – историческое: Введенское, немецкое. В стене имеются воротца с не запиравшейся тогда на ночь калиткой. Если забрести с противной стороны, от крохотной старой церковки, давшей соседнему пивному павильону непочтительное народное прозвище «Три попа», и, протопав по Наличной улице, свернуть влево, то здесь найдется другой вход на кладбище – с железными створками и с домиком смотрителя внутри, за оградой. Оба этих прохода связаны кривой угловатой аллеей, которая ближе к середине чуть расширяется – тут, почти в центре кладбища, торчал в те времена единственный на пути косой фонарь. До полуночи оставалось менее часа. Улочки были тихи и безлюдны. Чем ближе к кладбищу, тем глупее казалась затея: наш задор улетучивался. Когда показались черные ворота в конце Наличной улицы, (на фото слева - башня главного входа, посередине - те самые черные ворота, справа - часовня)

Мы с облегчением подосадовали: эх, заперто!.. ведь точно, заперто! Не повезло: дверца оказалась прикрытой, но без замка. Оконце смотрителя было освещено. Прошли мимо него тихонько, осторожно: как бы нас не шуганули! И снова не повезло: никто не выглянул через мутное стекло, не прикрикнул, не погнал прочь. Пришлось идти дальше, как задумали. На кладбище было черно. Когда глаза приморгались, стали заметны в темноте оградки, кресты и плиты. Пошли по аллее вглубь, поглядывая: как оно там? Не мелькнет ли поодаль белая тень, чтобы метнуться навстречу? Не звякнет ли подкова? Но все было тихо; слева темнел склеп, а справа торчала распахнувшая руки мраморная, в человечий рост, статуя. Знаменита статуя была тем, что каждому, кто приближался к ней во тьме, казалось, будто каменная фигура смыкает длани, чтобы тебя обнять. Под фонарем передохнули (полдела сделано, осталась только половина). И приободрились, ведь от середины – уже, считай, с кладбища идти. Так добрались до дальних ворот, повеселели и выскочили наружу. Одинокий человек, уныло бредший в ночи по улице в нашу сторону, завидев явившуюся из-за кладбищенской стены компанию, вздрогнул и побежал обратно. - Нет никаких привидений! - А который час? Без десяти двенадцать. Высматривали фосфорические огоньки на земляных холмиках, но напрасно. Однажды блеснуло, оказалось, это полированный черный мрамор отразил тусклый свет. Так прошли фонарь и опять оказались во тьме. «А ведь полночь наступила», - хотел сказать я. Тут оно и заголосило. Сбоку, вдали, грохнуло лаем – яростно, взахлеб, с воем, с рычанием. На сто голосов! А от камней надгробных – эхо, а на эхо – новый натиск, и вот уже по всему кладбищу, с четырех сторон, не поймешь – далеко ли, близко ли: гав!.. гав!! Кто-то хрипит: - Не бежать! Такое ощущение, что по всем аллейкам, по всем проходам между оградками – рвутся прямо к нам, спешат, уже совсем близко! Тут за кустами, точно светлячок – оконце в домике, а самом домике должен быть смотритель, спасение наше! И ворота! Калитка! Не заперта, родимая! Выпали с кладбища, как кегли. А как выбрались мы, то и за стеной стихло, будто отрезало. Тем и кончилось. А хорового псиного лая на Введенском кладбище я ни до того, ни после не слыхал.

© MoskvaX.ru

НЛО НАД КЛАДБИЩЕМ: На Введенском кладбище есть надгробие с любопытными рисунками: падающей звездой и таинственной фигурой. Похоронен Александр Казанцев. Александр Петрович Казанцев - советский фантаст. В конце войны был уполномоченным Государственного комитета обороны - демонтировал в Австрии заводы и направлял в СССР. Казанцев проявлял большой интерес к загадкам науки. Он опубликовал ряд статей, эссе и художественных произведений, посвящённых загадке Тунгусского метеорита («Взрыв», «Гость из космоса», «Тунгусская катастрофа: 60 лет догадок и споров»). В них он высказывал версию, что метеорит был кораблем пришельцев, который взорвался при посадке. Казанцев указывал на сходства взрыва в Хиросиме и взрыва метеорита, что свидетельствовало в пользу искусственной природы этого тела. Помимо этого, Казанцев интересовался гипотезой о палеоконтактах, собирал информацию о легендах и археологических находках. Казанцева можно назвать одним из пионеров советской уфологии. Именно Тунгусское тело и инопланетянин изображены на могильной плите. Месторасположение: Вход на кладбище с ул. Госпитальный вал. Идти по центральной аллее до конца 12 участка (он слева), повернуть налево и идти прямо, до конца 25 участка, повернуть направо. Могила А. Казанцева находится на 2 тропинке от дороги, справа.