Миссионерские путешествия апостола павла деяния святых апостолов xiii-xxviii. Путешествия апостола павла

«Мне, наименьшему из всех святых,

дана благодать сия - благовествовать

язычникам неисследимое богатство Христово

и открыть всем, в чем состоит домостроительство

тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге»

  • (Послание ап. Павла Ефесянам, 3:8-9)
  • 1. «Павел (в переводе с латинского - малый, меньший), до обращения в христианство - Савл (вожделенный), один из величайших учителей Церкви Христовой, который после прочих Апостолов обратился к вере в Иисуса Христа, но более каждого из них содействовал покорению державе Его всего мира» .

Павел после своего обращения совершил три миссионерских путешествия, во время которых он основал целый ряд Церквей в Малой Азии и на европейском континенте. Все путешествия своим исходным пунктом имели Антиохию (сирийскую). Следует отметить, что во времена ап. Павла этот город считался третьим по значимости в Империи после Рима и Александрии. «Город находился в 300 милях к северу от Иерусалима, там, где сходятся Ливанские горы и малоазийский Тавр. Антиохия была основана около 300 г. до Р.Х. на берегах Оронта примерно в двадцати милях от моря. Благодаря своему порту, называвшемуся Селевкией, она осуществляла постоянную связь с западом, в то время как ее посещали торговые караваны со всего Ближнего Востока. В IV столетии от Р.Х. ее мужское население составляло 150-200 тысяч; можно предположить, что во времена Павла оно было не меньшим. Город был известен своими школами философии, медицины и риторики, библиотекой и разного рода публичными увеселительными заведениями: театрами, амфитеатрами, стадионами и банями» . Жители Антиохии имели репутацию грубых острословов и изобретателей прозвищ, не случайно именно здесь появилось название “христиане” (Деян. 11:26). И именно этот обуреваемый страстями языческий город стал главным центром христианства за пределами Палестины. Американский археолог Дж. Райт указывает вероятную причину этого. Некогда в Антиохии существовала большая еврейская колония, с которой так или иначе было связано большое количество “богобоязненных” греков . По-видимому, из них и вышло большинство новообращенных христиан.

Целью путешествий апостола Павла, как явствует из их определения, было распространение и утверждение христианства. Путешествия совершались Павлом пешком, а также по Средиземному морю. Так, в 1 путешествии (ок. 47-49 г.г.). Павел со своими спутниками Варнавой и Иоанном Марком пешком дошли до приморского города Селевкии, лежащего против острова Кипра, а оттуда отплыли на о. Кипр . Пройдя весь Кипр до г. Пафа, апостолы морским путем добрались из него в Малую Азию. Здесь опять пешим способом отправились «в Пергию, потом в Антиохию писидийскую, потом в Иконию, потом в Листру, в Дервию и Ликаонию, потом в Памфилию, потом снова в Пергию» , откуда отплыли назад в Антиохию (сирийскую), (Деян. 13-14). Во втором путешествии (ок. 50-53 г.г.) Павлом со спутниками пешком были пройдены Тарс, Дервия, Листра, Иконий, Антиохия (писидийская), Галатия и Фригия до самой Троады. Оттуда через Эгейское море «в Неаполь, потом в Филиппы, город македонский; потом, пройдя Амфиполь и Аполлонию, пришел в Фессалонику, потом в Берию» , морем до Афин, по суше -до Коринфа, по морю - в Эфес, а затем опять морем через острова Родос и Кипр до Кесарии , (Деян. 15:36-18:22). Третье путешествие апостола (ок. 53-57 г.г.) проходило почти по тому же пути: по суши был проделан путь от Антиохии до Эфеса, через Эгейское море в Македонию, где Павел посетил: Филиппы, Берию, Солунь и др., затем спустился в Элладу и остановился в Коринфе (Деян. 20:1). «…потом, пройдя Македонию, снова во второй раз прибыл в Филиппы и из Филипп снова в Троаду, … потом прибыл в Ассон, потом в Митилену; потом пристал к берегу против Хия; потом прибыл в Самос и оттуда в Милет» , затем Средиземным морем через Родос и Патару добрался до Тира; пройдя Птолемиду и Кесарию, вернулся в Иерусалим , (Деян. 18:23-21:16).

Итоги путешествий можно подвести по следующим критериям: география распространения христианства, первоначальное вероисповедание обращенных и их статус в Церкви (иудеи и язычники), развитие пастырской практики, формирование вероучительных положений и догматов, создание предпосылок для возникновения соборной, единой Церкви.

Итогами 1 путешествия стали следующие:

  • 1) основание христианских общин с пресвитерами, получившими апостольское преемство, в малоазийских городах Антиохии Писидийской, Иконии, Листре и Дервии, т.е. расширение области распространения христианства за пределы Палестины;
  • 2) начало массового обращения язычников;
  • 3) спор о Законе и равноправии язычников с иудеями в Церкви и созвание первого в истории Церкви апостольского собора;
  • 4) «противостояние» ап. Павла ап. Петру по поводу общения с язычниками и начало распространения Павлом идеи единства верующих во Христе;
  • 5) признание Павла апостолом язычников со стороны столпов Церкви -Петра, Иакова и Иоанна.

Итогами 2 путешествия стали:

  • 1) основание европейских Церквей в Македонии (Филиппах, Солуни и Верии (Берии)) и Коринфе, дальнейшее распространение христианства на Запад;
  • 2) начало проповеди христианства среди ученых язычников, философов (речь Павла в Афинском Ареопаге);
  • 3) распространение Павлом учения об оправдании верой, а не делами Закона Моисеева (о свободе от Закона) и единства во Христе - это стало одной из предпосылок создания единой, соборной и апостольской Вселенской Церкви;
  • 4) осознание ап. Павлом необходимости регулярного пастырского руководства Церквами, написание им 2-х посланий Фессалоникийцам и послания к Галатам.

Итоги 3 путешествия:

  • 1) основание Эфесской Церкви;
  • 2) проповедь и вероучительная деятельность ап. Павла: написание двух посланий к Коринфянам, послания к Римлянам;
  • 3) 1-я известная в истории Церкви, пастырская беседа ап. Павла, обращенная к священнослужителям;
  • 4) начало формирования единой Вселенской Церкви.

Во время всех путешествий очевидно противоположное отношение к проповеди иудеев и язычников: в большинстве случаев первые отвергали благую весть (и гнали Павла), а вторые с радостью принимали ее. Хотя были случаи, когда иудеи обращались в христианство, а язычники неадекватно воспринимали евангелиста и его учение (случай в Листре, когда Варнава, как старший летами, почтен был за Зевса, а Павел, отличавшийся даром слова, за Ермия (Гермеса) (Деян. 14:11) или с насмешкой и презрением отвергали его (как в Афинах). Потому «Павел, как видно из Деяний (Деян. 17:23), почитал за нужное предварительно узнавать дух и нравы тех людей, которым намеревался проповедовать» .

2. Миссионерская деятельность ап. Павла началась с того дня, когда Дух Божий призвал его к служению во время вечери Господней, совершаемой апостолами в Антиохии: “Отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их” (Деян. 13:2). Было ясно, о каком деле идет речь - о проповеди благой вести. «Филипп, Петр и Иоанн обращали людей в христианство в Самарии, области, куда правоверные иудеи избегали заходить…Петр и Филипп проповедовали евангелие в прибрежной равнинной Иудее, вплоть до Кесарии на севере» . Дальше они не заходили. Савл и Варнава, будучи призваны, не знали с чего начать, понимая лишь, что христианство должно распространяться по всему миру, как заповедал Господь. Поэтому первая «поездка на Кипр не была еще осознана как начало миссии среди язычников. Окончательно план такой миссии созрел лишь в ходе путешествия и оформился в 49 году после встречи с апостолами в Иерусалиме» . апостол павло миссионерский христианство

Павел начал свою проповедь в Малой Азии с евреев. Когда же они отвергли его, он осознал свое призвание быть апостолом язычников: «…но как вы отвергаете его (слово Божие) и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот мы обращаемся к язычникам» (Деян. 13:46). Первым язычником, благосклонно принявшим проповедь Савла, стал проконсул Пафоса (на о. Кипр) Сергий Павел. С его обращением связано употребление в Деяниях имени, под которым известен апостол - Павел. Прот. Смирнов пишет по этому поводу: «Можно полагать, что полнота и сила дарований Святого Духа, явленная Павлом в обращении римского проконсула, указали в нем главного апостола языков и поставили его выше Варнавы. Имя Павла он усвоил себе или в благодарное воспоминание об этом великом успехе проповеди, или по значению этого слова, которое благоприятствовало великому смирению первоверховного апостола (раulus -- малый); по мнению некоторых, он и ранее сего имел это римское имя, только среди иудеев не употреблял его, а стал употреблять после того, как окончательно вступил на поприще проповеди язычникам». .

В Пафосе на юго-западном побережье Кипра итальянские археологи обнаружили, как они считают, самое раннее свидетельство пребывания апостола на этом острове. Это фрагментированная греческая надпись на обломке мраморной плиты, найденная в развалинах ранней христианской базилики. Две не полностью сохранившиеся строки реконструируются как PAYLOY APOSTOLOY -- “Павла апостола.” Эта базилика была построена после 394 г. на руинах древнего языческого храма Аполлона и Артемиды (он существовал с IV в. до Р.Х.). Найденная надпись, по мнению археологов, может быть датирована II в. от Р.Х. Недалеко от базилики, где была найдена надпись, стоит каменный столб, к которому, согласно местной традиции, апостол Павел однажды был привязан и подвергнут бичеванию. В Деяниях этот эпизод не упоминается .

В своем первом миссионерском путешествии Павел выступил с проповедью в Антиохии Писидийской, Иконии, Листре и Дервии (Деян. 13:13-14:24), находившихся в римской провинции Галатии.

Своим названием Галатия обязана группе галлов из Европы, поселившихся в северных областях этой провинции в III в. до Р.Х. . В начале II столетия до Р.Х. Галатия была государством-клиентом Рима, в 25 г. до Р.Х. превратилась в римскую провинцию. Антиохия, главный город провинции, была основана сирийским царем Селевком I около 300 г. до Р.Х. Около 189 г. до Р.Х. римляне превратили Антиохию в вольный город, а в 11 г. до Р.Х. -- в римскую колонию. В свою бытность вольным городом Антиохия имела эффективную систему самоуправления, народное собрание и систему образования с характерным эллинским духом. В этом городе политическое собрание именовалось греческим словом ekklesia, которое было впоследствии использовано христианами для обозначения Церкви.

Проповеди Павла в Антиохии сопутствовала, вероятно, царившая среди язычников атмосфера поиска «главного бога». Дж. Райт в своей книге «Библейская археология» приводит такие сведения: «В Малой Азии существовало множество религиозных сект разного рода, но трудно было “приспособить” к новой эпохе старых богов. Одним из самых важных документов, циркулировавших в Малой Азии, фрагмент копии которого удалось обнаружить при раскопках Антиохии, был Monumentum Ancyranum, повествовавший о “Деяниях божественного Августа (Цезаря).” Другая копия этого же документа была вырезана на стенах “Августеума,” беломраморного храма, воздвигнутого в Анкире (Анкара) на севере Галатии. Текст, который, возможно, принадлежал самому Августу, был сочинен в 14 г. от Р.Х. Он описывает жизнь и труды императора, стремившегося к осуществлению религиозных, или даже мессианских, чаяний того времени. Эти чаяния были характерны и для времени жизни Павла…» . Протоиерей А. Мень замечает, что «первый век по Р. Х. принято изображать как время религиозного упадка и равнодушия, но на самом деле его отличал дух богоискания и жажды истины» . Кроме того, в то время бушевавшие столетиями войны утихли, жизнь входила в мирное русло. Вот те субъективные и объективные причины, благодаря которым слова новой проповеди нашли в Галатии благоприятную почву.

В Антиохии Писидийской, Иконии, Листре и Дервии, несмотря на противодействие начальников иудейских общин, Павлу и Варнаве удалось сплотить первые кружки христиан, ядро будущей церкви: «… в главном они преуспели: не только поддержали дух христиан, но поставили им старейшин, пресвитеров. Пресвитер не был руководителем Церкви, такое руководство появилось позднее; его главное служение заключалось в возглавлении священной Трапезы… считалось, что апостолы передали пресвитерам, …тот дар, который они в свою очередь получили от Самого Христа». . «Название “пресвитер”…показывает, что в эту должность апостолы избирали старейших или по возрасту, или по времени обращения, как более опытных и надежных, для того, чтобы они могли быть руководителями других» . Этот акт означал новый этап в их апостольстве. С него начинается история дальнейшего укоренения Церкви на языческой почве.

Одной из важнейших задач, стоявших перед созданной Павлом антиохийской общиной, было определение статуса крещеных язычников. Известие Павла о том, что новообращенные не обрезаны и не соблюдают других обрядов Закона Моисеева, строго чтимых иудеями, вызвало неодобрение и даже негодование среди иудо-христиан Иерусалимской общины. Их точка зрения была такова: вхождение в Церковь Нового Завета (а значит и спасение) возможно лишь через обрезание и соблюдение других обрядов Закона.

«Позиция св. Павла в отношении Закона определялась, с одной стороны пророческой формулой: “милосердие выше жертвы”, -- а с другой - его взглядом на священную историю. Поскольку наступила новая мессианская эра, когда Бог “творит все новое”, прежний Закон становится “ветхим”… Для тех, в ком воцарился Дух Спасителя, магические священнодействия политеизма - мусор, и даже сакральные символы Ветхого Завета по большей части - пройденный этап…». Павел после первого миссионерского путешествия понял, что единение с Богом во Христе уже не требует как обязательного условия старых знаков причастности к народу Божию, тем более для неевреев. «Во Христе Иисусе, - скажет апостол несколько лет спустя, - не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью... новая тварь» (Гал 5: 6-7; 6: 15).

Спор о Законе был разрешен на Апостольском соборе в Иерусалиме в 49 г. Выступая на нем, Павел «рассказал собранию историю своего апостольского путешествия, из которой самым очевидным образом открывалось, что Дух Святый в излиянии даров Своих на учеников Павловых не полагал никакого различия между обрезанными и необрезанными, и что, следовательно, обрезание не составляет необходимой принадлежности Нового Завета» . Его поддержали ап. Петр и ап. Иаков, брат Господень. Было решено, что еврейские христиане останутся при отеческих устоях, а прочих ограничить минимальными правилами: чтобы они воздерживались от осквернения идолами, от блуда, удавленины и крови (Деян. 15: 19-20). Между прочим, «воздерживаться от крови и удавленины -- это закон обрядовый, но не Моисеев, а древнейший -- Ноев, данный всем людям, а не иудеям только (Быт. 9:4), который посему и не отменен наравне с другими обрядовыми законами Моисея». Таким образом, «Иерусалимская Мать-Церковь признала, что обращенные из язычества действительно состоят в завете с Господом, даже если они не прошли через обряд обрезания» .

«Собрание апостольского собора ознаменовало переход от первоначального положения дел, когда Церковь существовала только в Иерусалиме, к новой ситуации, когда Церкви суждено было стать той же самой и в Антиохии, и в Коринфе, и в Риме. Это собрание не только приняло важнейшее решение, провозвестив вселенский характер христианского Евангелия, но и молчаливо признало радикальное изменение в структуре - а следовательно, и в значении - самой Иерусалимской Церкви» . «…Освобождением обращенных язычников от иудейского закона - от включения их в еврейский народ - Церковь показала, что ею уже вполне осознано ее всемирное призвание и назначение, и что подготовительный, - иудео-христианский, период ее истории кончен» .

В иерусалимской встрече лично для Павла оказалось важным то, что столпы Церкви Петр, Иаков и Иоанн открыто и перед всеми признали его право благовестника народов и поручили ему проповедовать язычникам (Гал. 2:9).

Вскоре перед 2-м путешествием Павла произошел случай, который показал, что в Иерусалиме еще не были поставлены все точки над «и». Прибывший в Антиохию Петр, общаясь с язычниками, нарушил обрядовые предписания касательно пищи, и, боясь соблазнить иудеев, перестал ходить в языческие собрания. Так же поступил и Варнава. «Павел был возмущен: нельзя допустить, чтобы обветшалые перегородки разделяли единых во Христе. За Трапезой Христа все различия должны быть забыты!» . Он не побоялся принародно обличить Петра в лицемерии, всем сердцем желая подлинного единения братьев во Христе.

Со второго путешествия ап. Павла начинается проповедь христианства в Европе. Первыми городами на Балканах, которые услышали Благую Весть, стали Филиппы и Фессалоника (Солунь). Основной улицей этих двух городов была мощеная римская дорога: так называемая Игнатиева дорога (Via Egnatia), ведущая через Македонию к Адриатике. В западной части города археологами были отрыты большие арочные ворота, через которые шла эта дорога, пересекавшая примерно в миле от города небольшую реку. . Это единственное место в округе, соответствующее описанию, данному в Деян. 16:13: “В день же субботний мы вышли за город к реке, где, по обыкновению, был молитвенный дом.” Очевидно, еврейская община города была слишком мала для того, чтобы строить там синагогу. «Апостол Павел не принадлежал к числу людей, умеющих своей проповедью зажигать массы… Его таланты более всего раскрывались в личном контакте или в кругу небольшой общины…Обстановка в Филиппах более всего этому способствовала. К тому же дух гражданской сплоченности и порядка, царивший там, облегчал его задачи. За несколько месяцев Павел создал крепкую общину и поставил для нее блюстителей: епископов и диаконов». .

В Фессалониках (современные Салоники, второй по величине греческий город после Афин) было много евреев и греко-македонцев “и некоторые из них уверовали, и присоединились к Павлу и Силе, как из Еллинов чтущих Бога, великое множество, так и из знатных женщин немало” (Деян.17:4). В результате образовалась большая община. Особенное впечатление на неофитов произвело пророчество о скором пришествии Спасителя. Они готовы были сами включиться в проповедь Евангелия, чтобы спасти и других. «Фессалоникийская церковь стала первой церковью-проповедницей. Впоследствии македонцы, главным образом из этой общины, часто будут сопровождать Павла в его странствиях» .

Следующим городом в путешествии Павла стали Афины - город философов. «Философия в это время находилась уже в полном упадке, и так называемые философы, не давая ничего нового, занимались лишь пустым и высокопарным пересказом учений своих великих предшественников, при этом извращая их до того, что все оказывалось, по выражению Цицерона, вверх дном» . Поэтому когда ап. Павел выступил с проповедью учения, которое поражало своею новизною, самобытностью и жизненностью, то она сразу же обратила на себя внимание, и многие стали прислушиваться к ней. Философы пригласили Павла в ареопаг - верховный совет Афин - видимо, отчасти из любопытства, отчасти из опасения народных волнений, которые могли возникнуть из-за его проповеди. Речь Павла в ареопаге, видимо, произвела на слушателей огромное впечатление, но как только он дошел до воскресения Христа и мертвых, в рядах присутствующих произошло смятение. Многие из философов покинули собрание, посчитав речь Павла безумной и просто не стоящей внимания. «Надменность скептиков оказалась более непроницаемой, чем фанатизм ревнителей Закона» . Однако нельзя сказать, что Павел потерпел полное поражение: «Некоторые мужи, пристав к Павлу, уверовали; между ними был Дионисий Ареопагит и женщина, именем Дамар, и другие с ними» (Деян.). «Это был первый трофей евангелия в центре философского язычества» . Но уверовавших было так мало, что они не смогли образовать даже небольшой общины.

Неожиданный успех ждал апостола далее: «в беспутном и легкомысленном Коринфе нашлось больше душ, искавших веры и спасения, чем где бы то ни было прежде» . «Коринф стоял на проходившем по узким перешейкам пути, соединявшем центральную Грецию с Пелопоннесом, и потому являлся естественным центром морской торговли, объединявшим западный Лехей и восточный Кенхрей. Цезарь Август объявил его столицей римской провинции Ахайи и местопребыванием ее проконсула. Во времена Павла город переживал период перестройки и расцвета» . В центре города находилась агора, или рыночная площадь, на которой располагались основные здания гражданского и религиозного назначения. Широкое пространство агоры было разделено на два уровня. Добротно построенная Ростра верхнего уровня, вероятно, и являлась той платформой, на которой Павел предстал пред Галлионом (Деян. 18:12-17). На повторно использованном камне мостовой, найденном археологами возле двух городских театров, имеется надпись, гласящая о том, что мостовая была выложена Ерастом, ответственным за общественные работы (aedilis). Обычно он отождествляется с Ерастом, ставшим учеником и сотрудником Павла (Деян. 19:22). В Рим. 16:23 Павел называет его oikonomos, или “городской казнохранитель.” «Таким образом, он являлся видным чиновником и, соответственно, слова апостола о том, что среди призванных было не много мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных (1 Кор. 1:26), относились не к нему» .

Полтора года прожил Павел в Коринфе, где его пастырский дар развернулся в полную силу. Отсюда он написал свои первые пастырские послания солунянам: с их помощью апостол на расстоянии продолжал руководить жизнью новообращенных.

На обратном пути ап. Павел посетил Иерусалим, где его встретили прохладно. О нем уже распространились слухи, как о хулителе Закона, нарушителе иудейских устоев. Чтобы «исправить» то, что проповедовал Павел, иудеи из христиан отправились по тем городам Галатии, где он основал Церкви и убеждали язычников принять обрезание. Павел пишет послание Галатам, в котором красной нитью проходит мысль о свободе от Закона во Христе: «Посему ты уже не раб, но сын, а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа... Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства». (Гал. 4: 6-7; 5: 1).

Третье путешествие, самое длительное, Павел планировал как полный круг по Ойкумене (обитаемые части земного круга по представлениям греков), потому что у него уже возникла идея вселенской Церкви - единой, святой, соборной и апостольской. Эту идею позднее он изложил в своем послании Ефесянам. Согласно учению Павла, «все христиане объединены друг с другом через союз с Господом в вере и крещении; Им Церковь делается святым обществом, призванным из мира для исполнения священнического служения, для проповеди Благой Вести всему человечеству». . «Когда Евангелие, благодаря служению св. Павла, начало распространяться среди язычников, по всему римскому миру были основаны новые общины. Каждая из этих общин должна была стать тою же самой Церковью. В каждой из них совершалась та же самая евхаристическая трапеза, преображающая общину в Тело Христово… каждая из этих общин рассматривалась как кафолическая Церковь…» .

Три года ап. Павел жил и проповедовал в Эфесе, основав Эфесскую Церковь. Впоследствии Павел особо почитался местной христианской общиной. «Австрийский археолог Ренат Пиллингер обнаружил в 1995 г. в пещере, примерно в полутора километрах от руин древнего Эфеса, роспись с изображением апостола Павла и около трехсот надписей, оставленных паломниками. Многие из них -- обращения к апостолу с просьбой о помощи и заступничестве» . Эфес, население которого составляло, по меньшей мере, четверть миллиона жителей, был главным городом римской провинции Асии. Эфесский порт являлся связующим звеном в морской торговле запада с востоком. Судя по имеющимся литературным и документальным свидетельствам, город этот обладал несметными богатствами. Согласно римлянину Страбону, именно здесь находился главный рынок Малой Азии. Своими богатствами и славой город был во многом обязан культу Артемиды, богини-матери, отождествлявшейся римлянами с Дианой. Ее культ связывался с плодородием человеческого рода и скота. Культ этот был всенародным, о чем свидетельствуют слова серебряника Димитрия, который говорит о величии той, “которую почитает вся Асия и вселенная” (Деян. 19:27). Храм Артемиды в Эфесе считался одним из “семи чудес света.” Месяц Артемизий (март-апрель) был временем, когда храм и местные торговцы получали от путешественников и паломников огромные средства. Возможно, именно это обилие людей побудило Павла остаться в Эфесе до Пятидесятницы (1 Кор. 16:8-9). Именно в это время могло вспыхнуть недовольство, вызванное экономическими последствиями его проповеди и “ревностью богов.” Толпа, настроенная серебряником Димитрием, собралась в огромном театре, находившемся на западном склоне горы Пион, обращенном к городу. Считается, что театр этот мог вместить до 24 550 человек .

Несмотря на то, что проповедь в Эфесе закончилась бунтом фанатиков богини Артемиды, в целом можно сказать, что время, проведенное Павлом в этом городе, не прошло даром. Тот факт, что асийские начальники («асиархи -- распорядители религиозных церемоний и зрелищ…избирались советами асийских городов, и в своей должности были как бы доверенными императора, верховного первосвященника» ) во время бунта заступились за Павла, убедило его в том, что христианство утвердилось в этом городе.

Во время путешествий Павел поставлял в городах епископов (Тита, Тимофея), а также своих ставленников, учеников (Ераста, Акиллу и Прискиллу, Аполлоса и др.), которые готовили почву для дальнейшей проповеди, следили за настроением и ситуацией в общинах, передавали послания и поручения Павла. Благодаря такой постановке работы ап. Павлу было легче осуществлять пастырское руководство Церквами, поддерживать единство и связь между ними и следить за сохранением апостольской веры. «Послания Павла свидетельствуют о его постоянной и живой связи с основанными им общинами… каждая написанная им строчка показывает, с какой силой ощутил он ответственность за души, за Церковь, за каждого из тех, «для кого он был в муках рождения, чтобы изобразился в них Христос» .

За период пребывания апостола в Эфесе коринфская Церковь пережила кризис разделения и нравственности, благополучно уврачеванный стараниями Павла (посланиями и посещением Коринфа). Апостол вновь призывал коринфян к единению во Христе, говоря: «…вы - тело Христово» (1 Кор. 12:27). Во время этого кризиса спор о Законе перешел в другую плоскость: обязателен ли по-прежнему Закон Моисеев или уже отменен. Павел отвечает на этот вопрос однозначно: «кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор. 5:17).

Устроив Эфесскую Церковь, Павел намеревался идти в Коринф, потом в Иерусалим (2 Кор. 1:15-16), из Иерусалима думал предпринять путешествие в Рим, а оттуда пройти в Испанию (Деян. 19: 21; Рим. 15:24-28). Вероятнее всего, из Коринфа Павел написал послание Римлянам. «Поскольку разногласия иудеев с язычниками были почти общим недугом, от которого страдали тогдашние Церкви, то учитель языков в Послании к Римской Церкви, как знаменитейшей между новоустроенными Церквами, пространно изложил свое учение по поводу взаимоотношений обрезанных и необрезанных христиан, а это привело его к разъяснению догматов о духовном бессилии и безответности перед Богом всего рода человеческого, о свойствах веры оправдывающей и о тех обязанностях, какие она налагает на христиан». . Послание к Римлянам считается важнейшим из посланий Павловых и как бы кратко излагает его учение.

Собрав в Греции приношения всех Церквей, им основанных, Павел отправился в Иерусалим, где его путешествие закончилось взятием под стражу. По пути он сделал остановку в Милите, созвав пресвитеров Эфеса на прощальную беседу (Деян. 20:17). Эта беседа стала первой в истории Церкви речью, обращенной к пастырям. В ней ап. Павел призывает священнослужителей к бдительности и попечению о духовном состоянии паствы, о поддержке бедных и убогих, «слабых». Слова Павла о предстоящем ему страдании должны были напомнить пресвитерам о жертвенности их служения, которое предполагает, если надо, и душу положить за пасомых. По сути дела, это наставление всем священнослужителям вообще на все времена, в котором слова Павла «предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными» (Деян. 20:32) звучат как апостольское благословение.

По преданию, апостол Павел был предан казни в один день со святым апостолом Петром в Риме, 29 июня, при императоре Нероне, который, по словам св. Златоуста, за обращение к вере Христовой его виночерпия, повелел воинам своим схватить апостола и умертвить . Звание римского гражданина избавило ап. Павла от крестной смерти, которая в Риме считалась самою позорною казнью, и он был усечен мечом в 67 г. по Р. Х., 68 лет от рождения.

3. Первые три путешествия ап. Павла, по весьма вероятным расчетам, продолжались двенадцать лет. О том, что ему довелось претерпеть за период своего апостольства, Павел свидетельствует так: «Я был во многих трудах, в ранах еще более, несколько раз на краю смерти, три раза палками был бит, однажды - камнями, три раза корабль со мною опрокидывался, так что день и ночь пробыл я в глубине морской, во время путешествий постоянно испытывал беды: от разбойников, от сродников, от язычников, в городах, в пустынях, по морю, между лжебратьями, пребывал в голоде и жажде, в труде и изнурении, часто в посте, на стуже и в наготе» (2 Кор. 10:23-29). Пространство, измеренное стопами Апостола, начинается Аравией и оканчивается Иллирией (Гал. 1:17; Рим. 15:19). Главным местом его действования была Малая Азия и Греция, потому что сюда стекалось множество народа со всех концов света, что могло служить к скорейшему распространению христианства. «Глубокое убеждение в истинности проповедуемого им учения, ясное понимание христианских истин, спокойное мужество среди всевозможных опасностей, необыкновенное знание человеческого сердца и от природы увлекательная сила красноречия при благодатных дарах Св. Духа содействовали его необыкновенным успехам. Множество христианских общин на пространстве почти всей Римской империи от востока до запада считают его своим основателем» [Евграф Смирнов «История христианской церкви», цит. по 8, с.11]. Христианство столь успешно распространялось проповедью Павла, что в Послании к Римлянам можно уже было сказать: «Голос проповедников разнесся по всей земле, и слова их до пределов вселенной» (Рим. 10:18). Святой Иустин мученик во II веке писал: «Нет уж более народа в мире, среди которого не возносились бы хвалы Отцу и Содетелю всяческих во имя Иисуса Христа» [Разговор с Трифоном, гл. 17., цит. по 6, с. 23].

Распространению христианства благоприятствовало соединение многих народов в одной Римской империи. Римский мир, в который оно пришло, отличался таким же многообразием религиозных школ и воззрений, как и наше время. Жители Империи были, по большей части, политеистами. Политеизм с его сонмом богов всегда относился с терпимостью к новым богам, и триумф эллинской культуры во многом являлся следствием этого синкретизма. В Риме было бесчисленное множество тайных культов греческого, азиатского и египетского происхождения, которые восходили к древнему религиозному культу природы с его почитанием умирающего-возрождающегося бога жизни. Со времен Александра Великого было принято обожествлять правителей не только после смерти, но и при жизни. Культ императора воспринимался как средство укрепления единства империи.

К иудаизму в римском мире относились с презрением и подозрением, как к вредоносной религии, ибо то, что представлялось римским язычникам святым и возвышенным, отвергалось евреями как богомерзкое. Тем не менее, римляне считали евреев народом и вследствие этого наделяли их особыми привилегиями. Законы Моисея так или иначе влияли на жизнь многих жителей Империи, и тем не менее иудаизм, в отличие от христианства, никогда не представлял собой особой угрозы для язычества.

Отношение же к христианству с самого начала было гораздо менее благоприятным, поскольку оно считалось не более, чем сектантским учением, отколовшимся от иудаизма, и не имело правового легального статуса, ибо христиан нельзя было назвать ни нацией, ни народом. Евреи были освобождены от обязательного поклонения римским богам и императору, на христиан же эта свобода не распространялась, что не могло не привести к гонениям на них, как на лиц, повинных в государственной измене.

Несмотря на то, что образованные люди относились к новой религии с подозрением, считая ее неким странным предрассудком, а широкие слои населения ненавидели христианство, видя в нем “атеистическое” учение и считая все национальные беды и невзгоды следствием его распространения, вызвавшим гнев богов, христиан не могло остановить уже ничто. «На закате язычества Евангелие дарило людям -- особенно бедным и обездоленным -- надежду и чувство безопасности. Со временем оно смогло завоевать и умы языческих интеллектуалов. Уже в III столетии мечтам императора Августа о новом мировом порядке, в основе которого лежал бы классический идеализм, пришел конец: старая культура умирала, христианское же учение о человеке и обществе стало учением о спасении» .Тертуллиан в начале III века писал язычникам: “Мы существуем только, так сказать, со вчерашнего дня и уже наполняем все: ваши города, острова, замки, пригороды, советы, лагери, трибы, дикурии, двор, сенат, форум; оставляем вам одни ваши капища.” [Апология, гл. 37., цит. по 6, с. 23-24].

Что произошло дальше? «Постязыческое христианство окончательно освободилось от своих иудо-христианских корней…Факторы падения Иерусалима и постоянного притока обращенных из язычества сами собой решили вопрос о свободе от Закона, за которую так долго боролся апостол Павел. Само количество обращенных и географическое распространение Церкви по всему средиземноморскому миру дали ей завершенное самосознание и ощущение кафоличности. Осознание пребывания в апостольском преемстве также более не связывало ее непременно и исключительно с Иерусалимом: по всему Востоку было множество церквей, основанных апостолами, а на Западе была столица - Рим, освященная мученической смертью Петра и Павла» .

Таим образом, Павел своими трудами заложил основание Единой Вселенской Церкви. Он выполнил свою миссию апостола языков: действительно открыл тайну Божьего домостроительства, которая состоит в том, «чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования… во Христе Иисусе» (Ефес.,3:6).

Список использованной литературы

  • 1. Георгий Орлов. Церковь Христова. Рассказы из истории христианской Церкви. Издательство "Сатисъ",С-П. 1996 - 198 с.
  • 2. Дворкин А. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Христианская библиотека, Нижний Новгород, 2006 - 935 с.
  • 3. Дж. Эрнест Райт. Библейская археология. G. Ernest Wright. Biblical Archaeology, Philadelphia, 1960, перевод с английского -А. Чех - 115 с.
  • 4. Протоиерей Александр Мень. Первые апостолы. Интернет-издание Веб-Центра «Омега», 2003 (Электронная библиотека ПСТГУ) - 231 с.
  • 5. Протоиерей Александр Шмеман. Исторический путь Православия. Издательство имени Чехова, Нью-Йорк, 1954 (Электронная библиотека ПСТГУ) -260 с.
  • 6. Протоиерей Петр Смирнов. История Церкви. По изданию 1903 г., Санкт-Петербург. Издание исправленное, 2004 год. ©Свято-Троицкая Православная Миссия. Под общей редакцией его преосвященства Александра (Милеанта), епископа Буэнос-Айресского и Южно-Американского.- 142 с.
  • 7. Святитель Иннокентий Херсонский. Жизнь святого апостола Павла. Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, М., 2000, Интернет-издание Веб-Центра «Омега», 2001 г. (Электронная библиотека ПСТГУ) - 43 с.
  • 8. Тальберг Н.Д. История Церкви. Киев, 2004 г.-170 с.
  • 9. Тим Даули. Библейский атлас. Российское библейское общество, 2003 -31 с.
  • 10. Феофилакт, арх. Болгарский. Толкование на Деяния святых апостолов. Интернет-издание Веб-Центра «Омега», 2003 (Электронная библиотека ПСТГУ) -108 с.

После обращения Савл в течение трех лет находился в Аравии и уже потом почувствовал, что созрел для проповеди. Ее он начал в Дамаске. Но оттуда скоро вынужден был бежать, так как стал подвергаться преследованиям со стороны иудеев и областного правителя царя Ареты (см. Деян. 9, 19-25; 2 Кор. 11, 32). Кстати, именно упоминание Ареты, установившего свой контроль над Дамаском на не очень долгое время, позволяет датировать эти события серединой тридцатых годов 329 .

Павел пришел в Иерусалим для знакомства с апостолами – руководством Церкви. Понятно, что как поначалу в Дамаске, так и на этот раз в Иерусалиме, к нему не сразу прониклись доверием. Решающую роль сыграла рекомендация Варнавы, так что в конце концов:

Узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения (Гал. 2, 9).

Некоторое время Павел жил в родном Тарсе, а «по-настоящему его миссионерские пути начинаются с Антиохии, культурной столицы эллинизма» 330 , куда Павла призвал Варнава.

«Выбор Варнавы был не случайным. Он знал от Павла, что тот поставлен Самим Христом для проповеди язычникам, а именно в Антиохии произошли первые массовые обращения в хри­стианство «эллинов» (греков, сирийцев, рим­лян). Возникновение смешанной еврейско-эл­линской общины создало множество сложных проблем, которые, как надеялся Варнава, Павел мог помочь разрешить» 331 .

Действительно, мы увидим, что значительную часть своей благовестнической энергии Павел будет тратить на то, чтобы найти решение очень важной проблемы: как примирить в одной Церкви две ее столь разные части, как христиане из иудеев (иудео-христиане) и христиане из язычников (языко-христиане). С одной стороны были люди с богатым опытом Священной истории и знанием Богооткровенного Закона, а с другой стороны – те, кто до этого никогда не слышал о едином истинном Боге и не был знаком с Законом как Его Словом. Или, пользуясь образами знаменитой притчи: как старшему брату трудно было преодолеть свою ревность при виде столь «расточительной» милости Отца, так и блудному сыну трудно было поверить в возможность быть принятым в Отчий дом (см. Лк. 15, 11-32).

Многие послания апостола Павла будут посвящены именно этой теме – спасения и примирения (ср. Еф. 2, 14; § 39. 3) во Христе всех – и иудеев, и язычников.

«Эта проблема оставалась одной из самых трудных и болезненных. Защитники соблюдения правил, обязательных для членов ветхозаветной общины, ссылались на прямые свидетельства слова Божия (например, Быт. 17, 9-10). Апостол не отрицал, что эти правила даны по воле Господней, но указывал на спаса­ющую веру во Христа, которая лишает сотериологического значения как формальную принад­лежность к израильской общине, так и ее обряды. Однако в полном своем объеме вопрос оконча­тельно решен не был. Он просто потерял свою ак­туальность, когда иудейская община окончатель­но отвергла христианство, а христиане-евреи по­степенно растворились в массе христиан-эллинов (или же образовали обособленные иудео-христианские секты)» 332 .

Различают три миссионерских путешествия 333 ап. Павла, в рамках которых он постепенно евангелизировал Малую Азию и Грецию. Рассказ св. Луки в Деян. и данные Павловых посланий в целом соответствуют друг другу, хотя о своем первом, «дособорном» (см. ниже) путешествии ап. Павел нигде в своих посланиях не упоминает.

Карту миссионерских путешествий ап. Павла можно найти в конце почти любого издания Библии или Нового Завета, не говоря уже о специальных атласах Библейской истории.

В своих путешествиях Павел действовал примерно по одному и тому же сценарию. Спутники останавливались в более-менее крупных населенных пунктах, причем только в тех, где была синагога, в которой собиралась местная иудейская община. Перво-наперво Павел шел – как правило, в субботу – именно туда. Ведь там он был свой, он знал, как себя вести и имел право участвовать в молитве и рассуждениях о Законе. Но главное, он мог там обратиться к людям, которые по определению должны были узнать об Иисусе как ожидаемом ими Мессии и уверовать в Него. Реакция была различной: кто-то уверовал и принимал Крещение, но большая часть с негодованием отвергала услышанное, иногда покушаясь даже на жизнь Павла (см. Деян. 14, 19). Тогда Павел обращался к язычникам (см., например, Деян. 13, 46), часть которых, кстати, благодаря той же синагоге уже уверовала в Единого Бога (т.н. «боящиеся Бога», см. § 6). В конечном итоге язычники, обратившись ко Христу, и становились основной паствой Павла.

Поистине невозможно переоценить важность значения св. ап. Павла в деле распространения христианства.

Всматриваясь в его жизнь и деятельность, мы видим, что она отчетливо делится на два периода.

Первый период – период наиболее интенсивной благовестнической деятельности апостола, который обнимает собой три великих его миссионерских путешествия с проповедью Евангелия в пределах Малой Азии и греко-македонской части Европы

Второй период жизни св. ап. Павла охватывает его узы, сначала кесарийские, а затем римские. В этот период деятельность апостола, естественно, лишена была той кипучей активности, которой она отличалась в первый период.

Почти тридцать лет служил он своему Небесному Господу и Учителю с беспримерной верностью и самопожертвованием; бесчисленные опасности и борьба, гонения на суше и на море, в городах и пустыне, среди язычников и иудеев, он переносил с таким мужеством, которое только возможно при высшей Божественной помощи. «Со времен апостольских миссионерское служение всегда было сопряжено с величайшими трудностями, а иногда с риском для жизни миссионера» . Он более всех апостолов потрудился, и труд, и его подвиг были не самыми легкими (2 Кор. 11, 23-31). От Иерусалима до Рима пронес ап. Павел Евангелие, на его долю выпало проповедовать о Боге Распятом в самых цивилизованных странах тогдашнего мира, где несравненно труднее было переломить общественное сознание и совесть в пользу новой религии.

Однажды, во время молитвы в храме, Господь явился своему ученику и сказал: «Я пошлю тебя далеко к язычникам» (Деян. 22 ,21). Так была решена судьба апостола. Отныне он становится проповедником Евангелия «среди народов» и всю свою жизнь посвящает этому великому делу. «Миссия среди язычников является исполнением повелений данных воскресшим Господом. Стоит вчитаться… в Господни повеления, содержащиеся в Деяниях (1,8; 9, 15-16; 17, 21; 22, 6-11; 26, 12-23), и станет ясно, что… движущая сила миссии среди язычников заложена в словах Воскресшего Господа» .

Апостол Павел соединил в себе два противоположных свойства, для того чтобы действительно вынести Евангелие из узких границ иудейства и предложить языческому миру. Во-первых, он должен был происходить из недр иудейства, потому что только в этом случае он мог основательно изучить жизнь под законом и убедиться собственным опытом в бессилии этого мнимо-спасительного средства. Во-вторых, апостол должен был быть свободным от национальной ненависти к языческому миру, так как ею было пропитано все палестинское общество. В-третьих, ап. Павел отдавал себе отчет в том, что без подтверждения его призвания остальными апостолами и без сотрудничества с ними его труды могут быть бесплодными (Гал.2,2). Поэтому он согласует свою деятельность с ними и добивается подтверждения особенности своей миссии: он призван быть апостолом необрезанных, язычников.

ПЕРВОЕ МИССИОНЕРСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ

Для проповеди Евангелия язычникам Павел предпринимает длительные и многотрудные путешествия. В свое первое миссионерское путешествие апостол отправляется в 47 году. Миссионеры пошли в Селевкию, а оттуда водным путем отправились на Кипр, на родину Варнавы. Далее Дееписатель упоминает проповедь апостолов в Саламинских синагогах. Они проходят весь остров и останавливаются в Пафе. Проконсул Сергий Павел, на службе у которого состоял лжепророк, захотел услышать Слово Божие и призвал Варнаву и Савла. «В Деяниях вскользь сказано, что проконсул «уверовал», но более вероятно, что он лишь проявил благосклонность. Во всяком случае, Лука не говорит, что он принял крещение» . Далее апостолы направились в Пергию, в Памфилии. Здесь Иоанн- Марк отделяется, по неизвестной нам причине, от основной группы миссионеров и отправляется в Иерусалим. Продолжая свое первое миссионерское путешествие, Павел и Варнава прибывают в Антиохию Писидийскую, и в субботу отправляются в синагогу. «Там, как обычно, вначале шло чтение закона и пророков. Затем начались выступления присутствующих. Начальники синагоги пригласили выступить находившихся здесь гостей-чужестранцев Павла и Варнаву» . Павел встал и «дал знак рукой», т.е. он жестом привлек их к вниманию и начал свою первую речь – Деян. 13, 16–41, выбрав тему, которая занимает центральное место в христианском учении: спасение через Господа нашего Иисуса Христа.

Результатом проповеди были следующие события:

1). «В следующую субботу почти весь город собрался слушать Слово Божие» (Деян. 13, 44).

2). «Иудеи, увидевши народ, исполнились зависти и, противореча и злословя, сопротивлялись тому, что говорил Павел» (Деян. 13, 45). «Их, вероятно, встревожило не только упоминание об Иисусе Христе, но и утверждение Павла, что закон Моисеев не может дать отпущение грехов».

Видя, что Слово Господне быстро распространилось по стране, а также огромный успех проповеди апостолов и ее последствия в деле распространения Евангелия иудеи, прибегнув к помощи «почетных женщин и первых людей» (Деян.13,50), выгнали ап. Павла и ап. Варнаву из страны. Из Антиохии Писидийской миссионеры отправляются в Иконию, и, придя в город, апостолы пошли в иудейскую синагогу для проповеди. И снова, как и в Антиохийской синагоге, их проповедь имела такой огромный успех, что «уверовало великое множество Иудеев и Еллинов» (Деян.14,1). «Под уверовавшими «Еллинами», несомненно, разумеются прозелиты – обращенные в иудейство язычники» . О проповеди апостолов в Дервии мы знаем только то, что они приобрели «довольно учеников» (Деян.14,21). Отсюда Павел и Варнава отправляются в обратный путь: Листра, Икония, Антиохия Писидийская. Евангелист Лука не говорит нам, сколько длилось первое путешествие св. апостола Павла. «Надобно полагать, что в продолжение его протекало около двух лет» .

ВТОРОЕ МИССИОНЕРСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ

После того как миссионеры провели какое-то время в Антиохии, апостол Павел предложил Варнаве отправиться в путь, чтобы проведать своих братьев в тех городах, где святые апостолы проповедовали Слово Божие. Надо заметить, что свое первое путешествие миссионеры начали по повелению Святого Духа, которое было выражено антиохийскими пророками (Деян.13,1-3). А второе миссионерское путешествие было предпринято по личной инициативе апостола Павла. Павел с Силой отправились в Малую Азию, где посетили Сирию, Киликию, Дервию и Листру. «Нет оснований полагать, чтобы начало второго путешествия не могло быть поздним летом этого же года, напр., 1-го сентября 49 года, через десять месяцев после возвращения из первого путешествия» . Апостол вновь приходит в те два города, которые были его последней остановкой в первом путешествии (Деян. 14, 16–19). Здесь же к миссионерской группе присоединяется Тимофей. После того как миссионеры прошли Фригию и Галатийскую страну, Св. Дух не допустил их идти с проповедью в Асию и Вифинию. Каким образом апостолам было сообщено не идти с миссией в эти области, нам неизвестно. Возможно, это могло быть прямое откровение. Также это мог быть чей-то добрый совет. Апостол Павел и его спутники могли истолковать определенную ситуацию, как доказательство того, что, Св. Дух определяет им другую область для проповеди.

«Миновав Асию во время своего второго путешествия, Павел мог перенести благовестие в Европу» . В итоге миссионеры оказываются в Троаде, и здесь ночью апостолу Павлу было видение. Ему явился македонянин, который просил Павла: «Приди в Македонию и помоги нам» (Деян. 16, 9). Здесь Дееписатель впервые начинает описывать события от первого лица, и он останется до конца книги непосредственным очевидцем и участником всех событий. Миссионеры отправляются в Самофракию, затем в Неаполь и далее прибывают в Филиппы, где остаются несколько дней. В Филиппах не было синагоги, но был молитвенный дом около реки, где иудеи собирались для молитвы и могли совершать обрядовые омовения. И в субботний день апостолы отправляются на берег реки и вступают в беседу с находившимися там женщинами. «Для того чтобы образовать синагогу, должно было собраться как минимум десять мужчин, глав семьи; так как, очевидно, в данном случае таких не было, они собирались молиться на берегу реки» . Однажды, когда апостолы вновь направлялись в молитвенный дом, они встретили служанку, которая была одержима «духом прорицательным» (Деян. 16, 16). Ап. Павел повелел нечистому выйти из служанки, и она тотчас же умолкла. Вместе с демоном ушла и надежда хозяев рабыни на заработки, и они, схватив Павла и Силу, повели их на площадь, где находились те, кто обладал властью. И перед начальниками обвинили святых апостолов в том, что те «сеют возмущение и, будучи Иудеями, проповедуют обычаи, которых Римляне не могут потерпеть». «Власть имущие» велели сорвать с апостолов верхнюю одежду и бичевать их, несмотря на то, что и Павел, и Сила имели римское гражданство. Надо заметить, что не было никакого судебного разбирательства, только обвинение и наказание. Тюремщик, как и ему приказали, поместил их в самую охраняемую камеру и сковал их ноги в колодки. Ночью, в то время, когда апостолы молились, произошло землетрясение. И двери всех камер тюрьмы отворились и «у всех узы ослабели» (Деян. 16, 26). Тюремный страж проснулся и, увидев, что все двери открыты, решил, что все заключенные убежали, и хотел покончить жизнь самоубийством, умертвив себя мечом. Но Павел спас стражника от смерти, сказав: «Все мы здесь» (Деян. 16, 29). Обратившись ко Христу, страж крестился сам, а также и его домашние. Апостолы не стали настаивать на своем пребывании в городе, где их присутствие оказалось нежелательным. Филиппы были первым европейским городом, в котором язычники возбудили гонение на проповедников Христа.

Далее из повествования видно, что из города апостол Павел отправился в путешествие с Силой, а Лука и Тимофей остались. Миссионеры, пройдя Амфиполь и Аполлонию, пришли в Фессалонику. Апостол Павел на протяжении трех суббот говорил в Иудейской синагоге. Некоторые из иудеев присоединились к Павлу и Силе, также за ними последовали эллины и «знатных женщин немало» (Деян. 17,4). Обвинения со стороны иудеев посеяли панику как среди народа, так и среди городских начальников, но последние, разобравшись в ситуации и «получив удостоверение от Иасона и прочих» (Деян. 17, 9) отпустили их. Церковь Фессалоники дала новых сподвижников Павлу из числа бывших язычников, но и первая испытала притеснения от римских властей.

Неверующие иудеи из Фессалоники не довольствовались тем, что выгнали апостолов из своего города. Они последовали за проповедниками Евангелия в Верию, так же как и иудеи из Иконии и Антиохии пришли в Листру и настроили толпу против миссионеров (Деян. 14, 19). Возможно, апостол Павел заблаговременно получил предупреждение о грядущей опасности, так как братия «отпустила Павла, как будто идущего к морю» (Деян. 17, 14), а затем проводила до Афин.

«Город Афины был центром языческого просвещения – наук и искусств – и идолов, которых было множество по всему городу» . В спор с Павлом вступили последователи двух популярных философских течений:

1) эпикурейцы: «Что хочет сказать этот суеслов?» (Деян. 17, 18);

2) стоики: «Кажется, он проповедует о чужих божествах» (Деян. 17, 18).

Причиной спора была проповедь апостола об Иисусе Христе и Его Воскресении. Ап. Павел, встав среди Ареопага, обратился к окружающим, сказав: «Афиняне! По всему вижу я, что вы как бы особенно набожны» (Деян. 17, 22), и начал излагать учение о Боге краткими, но очень убедительными словами. Отметим, что обращение в ареопаге в полной мере открывает всеобъемлющий характер благовестия Павла, который провозгласил Бога во всей Его полноте как Создателя, Жизнодавца, Правителя, Отца и Судью.

Павел покинул Афины и пришел в Коринф, где встретился с Акилой и Прискиллой, «остался у них и работал; ибо ремеслом их было делание палаток» (Деян. 18, 3). По субботам же миссионер посещал синагоги, где «убеждал Иудеев и Еллинов» (Деян. 18, 4) в истинности своего учения. Ночью в видении Господь явился своему преданному ученику и сказал: «Не бойся, но говори и не умолкай» (Деян. 18, 9). Христос утешил своего апостола и одобрил Его миссию в Коринфе. Он поддерживает труды миссионера и говорит, что: «у Меня много людей в этом городе» (Деян. 18, 10), тем самым заверяет ап. Павла в целесообразности распространения Евангелия среди коринфян. И миссионер остается там «год и шесть месяцев» (Деян. 18, 11), продолжая свои труды. Римская власть, несмотря на давление со стороны иудеев, не зафиксировала нарушение прав, охраняемых законом, или злой умысел против кого-либо или против государственных законов со стороны Павла.

Апостол «пробыв еще довольно дней» (Деян.18, 18) в Коринфе, отправляется в Сирию. Прибыв в Ефес, апостол «сам вошел в синагогу и рассуждал с Иудеями» (Деян. 18, 19). Мы можем только предположить, что его миссия в Ефесе была успешной и хорошо воспринята, т.к. иудеи «просили его побыть у них долее» (Деян. 18, 20). Второе миссионерское путешествие явилось важным шагом в деятельности апостола Павла: благодаря ему, христианство перешагнуло пределы Малой Азии и достигло Европы. «Это путешествие продолжалось три года и занимает в Книге Деяний отрывок от 15, 36 до 18, 22» .

Именно благодаря его миссионерскому служению во время второго путешествия малоазийские Церкви были расширены организацией галатийских Церквей; основан был целый ряд Церквей на европейском континенте, в пределах тогдашней Македонии и Греции; окончательно был утвержден вопрос о принятии язычников в Церковь без соблюдения закона Моисеева. Как правило, Павел благовествует в синагоге, что даёт ему возможность сблизиться с язычниками, которые симпатизируют иудаизму. Если же ему мешали войти в синагогу, он проповедует там, где для этого есть возможность.

ТРЕТЬЕ МИССИОНЕРСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ

Исходной точкой третьего миссионерского путешествия апостола Павла также стала Антиохия Сирийская. «3-е миссионерское путешествие началось около августа 52 года» . И снова апостол покидает эту страну с намерением посетить и ободрить верующих, принадлежащим к молодым Церквам Малой Азии: Галатию и Фригию. Вначале миссионер снова посещает Ефес, тем самым выполнив обещание, данное жителям города в свой прошлый визит (Деян. 18, 21). Здесь он встречает 12 учеников Иоанна Крестителя, которые слышали о Христе, но не слышали ничего о Святом Духе. Апостол возложил на них руки, давая свое апостольское одобрение происходившему крещению, так же как делали Петр и Иоанн в Самарии. Далее ап. Лука повествует о том, что Павел в течение 3 месяцев проповедовал в Ефесской синагоге о Царстве Божием. Отделившись от общественной синагоги, ап. Павел в течение двух лет «проповедовал в училище некоего Тиранна» (Деян. 19, 9). Дееписатель ничего не говорит нам о том, кем был Тиранн: «Вероятно, был иудейским учителем, имел в своем доме частную синагогу, так называемую «Бет-миндраш», которая названа здесь евангелистом Лукой училищем» . Когда апостол трудился в Ефесе, ему были даны особые знамения Божественного благоволения: «Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» (Деян. 19, 11–12).

После двух лет миссионерской деятельности в Ефесе ап. Павел задумал посетить новые Церкви в Македонии и Греции, далее посетить Иерусалим, «побыв там, я должен видеть Рим» (Деян.19,21). Здесь апостол впервые говорит о своем желании посетить Рим. Павел послал в Македонию двоих своих учеников: Тимофея и Ераста, а сам, по неизвестной для нас причине, остался на некоторое время в Асии. Далее Дееписатель описывает мятеж, который был спровоцирован серебряных дел мастером Димитрием против «пути Господня» (Деян. 19, 23). «Разъяренная толпа ремесленников… направилась к жилищу св. Павла. Но слух о бунте быстро разнесся по Ефесу дошел и до христианского квартала. Бунтовщики искали самого Апостола. Но он стараниями своих братьев был скрыт от толпы, так что мятежники могли схватить только двух спутников Апостола, македонян Гаия и Аристарха» , в итоге городской мятеж остановил «блюститель порядка» (Деян. 19, 35). «Целью Луки в изложении этого сюжета, очевидно, является апологетика или политика. Он хотел показать, что Риму не в чем обвинять христиан вообще, и Павла в частности» .

Рассказав нам о встрече Апостола Павла с философами в Афинах (Деян. 17, 16–33), Дееписатель пишет о посещении им Коринфа (Деян. 18,1–17) и Эфеса (Деян. 18, 18–21 и Деян. 19, 1–20). Эти миссионерские визиты проходили по одинаковой схеме: сначала проповедь иудеям, их негативное отношение к Евангелию, отправление с благовестием к язычникам и многочисленные плоды в виде новых обращенных. После мятежа ап. Павел не покинул сразу Ефес, а организовал собрание верующих, на котором дал слова наставления. Далее апостол посетил Македонию, а затем отправился в Елладу. В Элладе миссионер пробыл три месяца: «Вероятно, большую часть этого времени он провел в Коринфе» . Затем апостол планировал отправиться в Сирию, но «по случаю возмущения, сделанного против него Иудеями» (Деян. 20, 3), он решил отправиться в Сирию, сначала посетив Македонию. В Филиппах к апостолу Павлу присоединяется ап. Лука (с Деян. 20, 6 повествование начинается от 1-го лица), и они вместе «после дней опресночных» (Деян. 20, 6) отплыли в Троаду.

В Троаде миссионерская группа пробыла неделю, и Дееписатель повествует нам только об одном случае из миссии апостолов, произошедшем за это время – воскрешении Павлом юноши Евтиха. Далее ап. Лука рассказывает нам о том, как группа миссионеров прибыла в Милит, посетив прежде Асс, Митилину, Хиос, Самос, Трогилию. Апостол и его спутники посещают Кос, Родос, Патару и прибывают в Тир, где были «ученики» (Деян. 21, 4). Путешественники пробыли в Тире на протяжении недели. Во время этой остановки местные христиане «по внушению Духа» предостерегают ап. Павла о посещении Иерусалима, но апостол со спутниками продолжили свой путь и отправились в Птолемаиду. Прибыв в Птолемаиду и пробыв там всего лишь день, группа миссионеров отправилась в Кесарию, а по прибытии в город остановились в доме Филиппа «одного из семи диаконов… У него были четыре девицы, пророчествующие» (Деян. 21, 8–9). «Замечание о том, что четыре дочери Филиппа были девицами, которые пророчествовали, связано с особым почтением эллинистического мира к пророчествующим девственницам» . Дееписатель завершает повествование о третьем миссионерском путешествии словами: «После сих дней, приготовившись, пошли мы в Иерусалим» (Деян. 21, 15). Группа миссионеров из Кесарии во главе с апостолом Павлом отправилась в Иерусалим: «Вместе с вступлением Апостола в Иерусалим окончилось его третье путешествие, начатое из Иерусалима же» .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ЗАСЛУГИ АПОСТОЛА В ДЕЛЕ МИССИОНЕРСКОГО СЛУЖЕНИЯ

В истории христианства ап. Павел занимает совершенно особое место. Он был первым богословом, первым благовестником христианской свободы. «В книге… находится много сведений о раннем учении. Оно содержится, в основном в многочисленных речах, дающих образцы апостольской проповеди» . Большинство речей апостола имеют практически одинаковую структуру: введение (обращение), основной текст речи, обычно керигматического характера и призыв к покаянию. Но все они как нельзя лучше соответствуют той исторической обстановке, среди которой они произносятся. За исключением одной прощальной речи, направленной к пресвитерам в Мелите, все остальные апостол держит к чистым иудеям или язычникам.

Точное познание миссионерских трудов Павла, безусловно, необходимо для понимания и оценки подвига Христа и христианства на всем протяжении, с начала до последнего момента. Апостольское учение ап. Павла является наиболее надежным научным средством к познанию истинного Евангелия Христова. В истории человечества невозможно найти более целостный образ, чем образ ап. Павла. От первых шагов своей миссионерской деятельности до темницы в Риме он сохраняет единство в своем учении и деятельности. Это единство учения и целостность личности созданы его верой в Христа Спасителя. «Богословие апостола воплощало его веру, а вера апостольская наполнялась божественным содержанием» .

Самые главные заслуги апостола Павла в миссионерском служении состоят в том, что:

1. Посредством своих миссионерских трудов он пересадил христианскую религию на новую почву в собственно мир греко-римской культуры.

17.Эрлих Э. Портрет Иисуса и Его Апостола. Люблин, 1992.

18.. . Язычник // Иисус и Евангелия. Словарь. М.,2003.

    Газа Филипп проповедовал о Христе и крестил евнуха Ефиоплянина на пути в Газу (Деян. 8:26–39).

    Дамаск Иисус явился Савлу (Деян. 9:1–7). После того, как Анания восстановил Савлу зрение, Савл был крещён и начал своё служение (Деян. 9:10–27).

    Антиохия (в Сирии) Здесь учеников впервые назвали Христианами (Деян. 11:26). Агав пророчествует о голоде (Деян. 11:27–28). В Антиохии возникли большие разногласия по поводу обрезания (Деян. 14:26–28; 15:1–9). В Антиохии Павел начал свою вторую миссию с Силой, Варнавой и Иудой Варсавой (Деян. 15:22, 30, 35).

    Тарс Родина Павла; сюда отправили Павла братья, чтобы защитить его жизнь (Деян. 9:29–30).

    Кипр После гонений некоторые святые бежали на этот остров (Деян. 11:19). Павел проследовал через Кипр во время своего первого миссионерского путешествия (Деян. 13:4–5), также как Варнава и Марк позднее (Деян. 15:39).

    Паф Здесь Павел проклял волхва (Деян. 13:6–11).

    Дервия В этом городе Павел и Варнава проповедовали Евангелие (Деян. 14:6–7, 20–21).

    Листра Когда Павел исцелил хромого, его и Варнаву приветствовали как богов. Здесь Павла побили камнями и посчитали мёртвым, но он пришёл в себя и продолжил проповедовать (Деян. 14:6–21). Родина Тимофея (Деян. 16:1–3).

    Икония Во время их первой миссии, Павел и Варнава проповедовали здесь и им грозило побитие камнями (Деян. 13:51–14:7).

    Лаодикия и Колоссы Лаодикия – один из приходов Церкви, которые навещал Павел и откуда получал письма (Кол. 4:16). Это также один из семи городов, перечисленных в книге Откровения (другие города: Ефес, Смирна, Пергам, Фиатира, Сардис и Филадельфия; см. Откр. 1:11). Колоссы расположены в 18 километрах на восток от Лаодикии. Павел писал Святым, которые там жили.

    Антиохия (Писидийская) Во время своей первой миссии Павел и Варнава учили Иудеев, что Христос был потомком семени Давидова. Павел принёс евангелие Израилю, а потом иноверцам. Здесь Павла и Варнаву преследовали и изгнали (Деян. 13:14–50).

    Милет Будучи здесь на своей третьей миссии, Павел предупреждал старейшин Церкви, что «лютые волки» войдут в стадо (Деян. 20:29–31).

    Патмос Иоанн был в заключении на этом острове, когда он получил видение, составляющее теперь книгу Откровения (Откр. 1:9).

    Ефес Аполлос с силой проповедовал здесь (Деян. 18:24–28). Павел на своей третьей миссии обучал в Ефесе два года, обратив многих людей (Деян. 19:10, 18). Здесь он даровал Дар Святого Духа путём возложения рук (Деян. 19:1–7) и совершил много чудес, включая изгнание злого духа (Деян. 19:8–21). Здесь те, кто поклонялись Артемиде, подняли мятеж против Павла (Деян. 19:22–41). Часть книги Откровения была адресована Церкви в Ефесе (Откр. 1:11).

    Троада Во время второго миссионерского путешествия Павла, у него было видение о человеке в Македонии, просящем о помощи (Деян. 16:9–12). Во время своей третьей миссии Павел воскресил Евтиха (Деян. 20:6–12).

    Филиппы Павел, Сила и Тимофей обратили женщину по имени Лидия, изгнали злого духа и были побиты (Деян. 16:11–23). Они получили божественную помощь, чтобы освободиться из темницы (Деян. 16:23–26).

    Афины Во время своей второй миссии в Афины, Павел проповедовал на холме Марса (Ареопаге) о «неведомом боге» (Деян. 17:22–34).

    Коринф Павел прибыл в Коринф на своей второй миссии и остановился у Акилы и Прискиллы. Он проповедовал здесь и крестил много людей (Деян. 18:1–18). Из Коринфа Павел написал своё послание к Римлянам.

    Фессалоника Павел проповедовал здесь во время своего второго миссионерского путешествия. Миссионерская группа Павла отправилась в Верию, после того, как Иудеи угрожали их безопасности (Деян. 17:1–10).

    Верия Павел, Сила и Тимофей нашли достойные души, чтобы обучать их, во время второго миссионерского путешествия Павла. Иудеи из Фессалоники прибыли за ними и преследовали их (Деян. 17:10–13).

    Македония Павел учил здесь во время второго и третьего путешествия (Деян. 16:9–40; 19:21). Здесь же Павел восхвалял великодушие Святых в Македонии, которые творили подаяние ему и бедным Святым в Иерусалиме (Рим. 15:26; 2 Кор. 8:1–5; 11:9).

    Мелит Павла отправили на корабле на этот остров по пути в Рим (Деян. 26:32; 27:1, 41–44). Он не пострадал от укуса змеи и излечил многих, которые были больны на Мелите (Деян. 28:1–9).

    Рим Павел проповедовал здесь два года, находясь под домашним арестом (Деян. 28:16–31). Он также написал послания к Ефесянам, Филиппийцам, Колоссянам и к Тимофею и Филимону, находясь в заключении в Риме. Пётр написал своё первое послание из «Вавилона» (скорее всего это был Рим), вскоре после преследований Нероном христиан в 64 г. от Р. Х. Обычно считается, что именно здесь были убиты Пётр и Павел.

Какими были различные миссионерские путешествия Павла? Где бывал апостол Павел в своих миссионерских путешествиях?

Апостол Павел был одним из преданнейших христианских миссионеров за всю историю христианства. Он ревностно следовал заповеди Господа Иисуса Христа, которая и сегодня актуальна для всех христиан: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам…». Три длительных миссионерских путешествия по разным городам и областям, в основном, проходивших по территории теперешних Греции и Турции, Павел начал из города Антиохии.

Первое миссионерское путешествие Павла


Павел отправился в свое первое миссионерское путешествие приблизительно в 47 г.; его спутниками были Варнава и юный Иоанн Марк. Когда они прибыли в Пергию, Иоанн Марк оставил их и вернулся в Иерусалим. Павел и Варнава возвратились в Антиохия в 49 г.
Деян. 13-14

Второе миссионерское путешествие Павла


Примернов 50 г. Павел отправился из Антиохии в свое второе миссионерское путешествие. С самого начала его сопровождал Сила, в Листре к ним присоединилсь Тимофей, а позднее в Троаде - Лука. Проведя в Коринфе полтора года, Павел вернулся в Антиохию в 53 г.
Деян. 15:36 - 18:22

Третье миссионерское путешествие Павла


Около 53 г. Павел в одиночку отправился в свое третье, самое длительное путешествие. Два года он провел в Эфесе. В Троаде к нему присоединились представители нескольких церковных общин; вместе с ним они отправились морским путем в Иерусалим, везя дары для нуждающихся христиан.
Деян. 18:23 - 21:16

Путь Павла в Рим


После ареста и двухлетнего прибывания в темнице в Кесарии Павел заявил, что требует суда императора. В августе 59 г. его привезли морем в Миры, где пришлось пересесть на другой корабль. Это новое судно потерпело кораблекрушение у берегов Мальты, но в конце концов, около 60 г. Павел прибыл в Рим.
Деян. 21:17 - 28:16

Некоторые исследователи Библии считают, что было и четвертое миссионерское путешествие, и история Ранней христианской Церкви, похоже, подтверждает эту идею. В то же время, в Библии нет этому четких доказательств; возможно, что оно могло произойти после окончания периода, описанного в книге Деяний.

Цели всех миссионерских путешествий Павла были одинаковыми: провозглашение Божьей благодати в прощении грехов через Христа. Бог использовал служение Павла, чтобы принести Евангелие язычникам и учредить новые церкви. Его послания к Церкви, записанные в Новом Завете, по-прежнему поддерживают церковную жизнь и учение. Хотя Павел пожертвовал всем, его миссионерские путешествия стоили этого (Филиппийцам 3:7–11).