Мираж в пустыне. Мираж - это что? Значение слова "мираж"

Меня с детства интересовали загадочные природные явления. Одно из них – миражи. Ведь это просто волшебство – видеть то, чего нет или находится за сотни километров от наблюдателя. Сказочно, не правда ли? В детстве все кажется таким простым. Мираж – это маленькое чудо. Кстати, не только дети так думают. Прочтя большое количество различных статей, я сделала для себя небольшое открытие. Оказывается, что миражи люди видели еще в глубокой древности. И объясняли их обыкновенным вмешательством богов или духов. Эти сведения до сих пор хранятся в различных преданиях.

Особо красочно и ярко описали миражи крестоносцы, которые шли со своей благой целью в Палестину. Но, к сожалению, им никто не поверил. Ну уж очень любили в те времена слагать сказки о чудесах востока.

Еще до крестоносцев миражи наблюдались, и довольно часто, жителями Древнего Египта. Там верили, что миражи есть не что иное как призрак исчезнувшей много сотен лет назад страны. Согласно этой легенде, каждое место на земле имеет свою душу. И вот душа погибшей страны блуждала на просторных египетских пустынях, пытаясь обрести покой.

Да, древние верили в чудеса. Оказывается, все намного проще и вмешательства потусторонних сил для возникновения миражей не обязательно. В чисто научном определении мираж (фр. mirage - букв. видимость) есть не что иное, как оптическое явление в атмосфере, благодаря которому в зоне видимости появляются изображения предметов, которые при обычных условиях скрыты от наблюдения.

То есть мираж – не что иное, как игра световых лучей. Дело в том, что в пустыне земля прогревается очень сильно. Но при этом температура воздуха над землей на различных от нее расстояниях очень колеблется. Например, температура слоя воздуха на десять сантиметровом над уровнем земли на 30-50 градусов меньше, чем температура поверхности.

Все законы физики гласят: свет в однородной среде распространяется прямолинейно. Однако, при таких экстремальных условиях, закон не действует. А что же происходит? Лучи просто напросто при таких разностях температур начинают преломляться, а у самой земли вообще начинают отражаться, при этом создавая иллюзии, которые мы привыкли называть миражами. То есть воздух у самой поверхности становится зеркалом.

Хотя миражи принято ассоциировать с пустынями, их очень часто можно наблюдать над водной поверхностью, в горах, а иногда даже в крупных городах. Другими словами везде, где возникает резкие изменения температур, можно наблюдать эти сказочные картинки.

Это явление довольно частое. Например, в самой большой пустыне нашей планеты ежегодно наблюдается около 160 тысяч миражей.

Как же развивалось научное наблюдение миражей?

Первое и почетное место можно отдать месье Гаспару Монж. Этот человек в 1799 году первым в письменном виде дал объяснение этому явлению, которое вполне сходно с современным. Он участвовал в египетском походе знаменитого полководца Наполеона Бонапарта. Участники этой экспедиции шли в направлении Нила. Однообразный и довольно унылый вид равнин нарушался лишь изредка небольшими холмиками, на которых иногда просматривались деревушки.

И вот однажды солдаты заметили, что периодически равнины казались затопленные водой, а деревеньки представлялись им небольшими островками. При этом, что особенно поразило людей из экспедиции, под каждым из таких островков было его зеркально отражение, при чем отражался так же и небосвод.

Естественно, что подходя ближе, мираж рассеивался. Естественно, что солдатами это трактовалась как козни врагов и чужих богов. А месье Монж объяснил все с научной точки зрения, чем несравненно помог Бонапарту восстановить порядок в строю.

Второе место, бесспорно, заслужил командир судна «Баффин». Знаменательное событие произошло в далеком 1820 году. В судовом журнале он описал чудеснейший город, в котором огромное количество старинных замков и храмов. При этом данное явление было не только записано, но и подробнейшим образом зарисовано тем же самым капитаном. Естественно, что его свидетельства не подтвердились.

Третье место можно отдать жителям небольшого островка на севере Англии. Они в 1840 году увидели в небесах великолепные белые здания. Подобного они никогда не видели и решили, что это знаменитый хрустальный город, в котором обитает народ финн. Кстати, интересно, что это видение повторилось через 17 лет в течение трех часов.

Очень интересно, что хотя миражи считают детьми пустынь, бесспорным лидером по их возникновению уже давным-давно признали Аляску. Чем холоднее, тем четче и красивее наблюдаемый мираж.

Как бы ни было часто данное явление, изучать его очень сложно. Почему? Да все очень просто. Никто не знает где и когда он появится, каков он будет и сколько проживет.

После того, как появилось множество всевозможных записей о миражах, естественно, их пришлось классифицировать. Оказалось, что, несмотря на все их многообразие, удалось выделить всего шесть видов миражей: нижние (озерные), верхние (возникают в небе), боковые, «Фата-Моргана», миражи-призраки и миражи-оборотни.

Более сложный вид миража называется «Фата-Моргана «. Объяснений ему пока не найдено. К разновидности миражей принято относить полярное сияние или миражи-оборотни.

Нижний (озерный) мираж.

Это самые распространенные миражи. Свое название они получили из-за мест своего возникновения. Как вы уже, наверное, догадались, экспедиция Бонапарта видела именно их. Они наблюдаются на поверхности земли и воды (не зря их второе имя «озерные»).

Этот вид миражей по происхождению так же прост, как и предыдущий вид. Однако такие миражи намного многообразнее и красивее.

Они появляются в воздухе. Самые захватывающие из них знаменитые города-призраки. Очень интересно, что они обычно представляют собой изображения объектов – городов, гор, островов – которые находятся за много тысяч километров.

Боковые миражи

Они возникают возле вертикальных поверзхностей, которые сильно прогреваются солнцем. Это могут быть скалистые берега моря или озера, когда берег уже освещен Солнцем, а поверхность воды и воздух над ней еще холодные. Этот вид миражей очень частое явление Женевского озера.

Фата-Моргана

Фата-Моргана – самый сложный вид миражей. Оно представляет собой совокупность сразу нескольких форм миражей. При этом предметы, которые изображает мираж, многократно увеличиваются и довольно сильно искажаются.

Интересно, что свое название этот вид миражей получил от Морганы – сестры знаменитого Артура. Она, якобы, обиделась на Ланцелота за то, что он отверг её. На зло ему она поселилась в подводном мире и стала мстить всем мужчинам, обманывая их пизрачными видениями

К фата-морганам можно отнести и многочисленных «летучих голландцев «, которых до сих пор видят мореплаватели.

Они обычно показывают корабли, которые находятся за сотни и даже тысячи километров от наблюдателей.

Миражи-призраки или миражи-оборотни.

Они производят особы психологический эффект на своих жертв. Некоторые видения ставят в тупик и современных ученых. Например, французский колониальный отряд пересекал алжирскую пустыню. Недалеко они увидели стаю фламинго. Но стоило им пересечь границу миража, вместо двух ног у каждой стало по четыре. Настоящий арабский всадник в белом.

Командир отряда, естественно, испугался и послал разведчика проверить, что за люди в пустыне. Когда же солдат попал в зону миража, он, во всем разобрался. Hо случившиеся с ним метаморфозы, наблюдаемые товарищами, повергли их в шок. Ноги его лошади стали такими длинными, что казалось, он сидит на фантастическом чудовище.

Пожалуй, о разновидностях миражей больше сказать нечего.

Хотелось бы добавить, что хотя это чрезвычайно красивое и таинственное зрелище, оно так же очень опасно. Миражи убиваю и доводят до сумасшествия своих жертв. Особенно это касается пустынных миражей. И объяснение этого явления не облегчает участь путников.

Однако, люди пытаются с этим бороться. Создают специальные путеводители, на которых указаны места наиболее частого появления миражей, а иногда и их форм.

Что ж, вроде все. Кстати, миражи получают в лабораторных условиях. Еще одна загадка, надеюсь, раскрыта. Спасибо за внимание.

Классификация

Миражи делят на нижние, видимые под объектом, верхние, - над объектом, и боковые.

Нижний мираж

Наблюдается при очень большом вертикальном градиенте температуры (падении её с высотой) над перегретой ровной поверхностью, часто пустыней или асфальтированной дорогой. Мнимое изображение неба создаёт при этом иллюзию воды на поверхности. Так, уходящая вдаль дорога в жаркий летний день кажется мокрой.

Верхний мираж

Наблюдается над холодной земной поверхностью при инверсионном распределении температуры (температура воздуха растёт с повышением высоты).

Верхние миражи случаются в целом реже, чем нижние, но чаще всего бывают более стабильными, поскольку холодный воздух не имеет тенденцию двигаться вверх, а теплый - вниз .

Верхние миражи являются наиболее распространенными в полярных регионах, особенно на больших ровных льдинах со стабильной низкой температурой. Они также наблюдаются в более умеренных широтах, хотя в этом случаях, они слабее, менее четкие и стабильные. Верхний мираж может быть прямым или перевернутым, в зависимости от расстояния до истинного объекта и градиента температуры. Часто изображение выглядит как фрагментарная мозаика прямых и перевернутых частей.

За горизонтом движется корабль нормальных размеров. При специфическом состоянии атмосферы его отражение над горизонтом кажется гигантским.

Верхние миражи могут иметь поразительный эффект за счет кривизны Земли. Если изгиб лучей примерно такой же, как кривизна Земли, лучи света могут перемещаться на большие расстояния, в результате чего наблюдатель видит объекты, находящиеся далеко за горизонтом. Это наблюдалось и задокументировано в первый раз в 1596 году, когда судно под командованием Виллема Баренца в поисках Северо-восточный прохода застряло во льдах на Новой Земле . Экипаж был вынужден пережидать полярную ночь . При этом восход Солнца после полярной ночи наблюдался на две недели раньше, чем ожидалось. В 20-м веке это явление было объяснено, и получило название "Эффект Новой Земли ".

Таким же образом, корабли, находящиеся на самом деле так далеко, что они не должны быть видны над горизонтом, могут появиться на горизонте, и даже над горизонтом, как верхние миражи. Это может объяснить некоторые истории о полетах кораблей или прибрежных городов в небе, как описано некоторыми полярниками.

Боковой мираж

О существовании бокового миража обычно даже не подозревают. Это - отражение от нагретой отвесной стены.

Такой случай описан одним французским автором. Приближаясь к форту крепости, он заметил, что ровная бетонная стена форта вдруг заблистала, как зеркало, отражая в себе окружающий ландшафт, почву, небо. Сделав еще несколько шагов, он заметил ту же перемену и с другой стеной форта. Казалось, будто серая неровная поверхность внезапно заменяется полированной. Стоял знойный день, и стены должны были сильно накалиться, в чем и заключалась разгадка их зеркальности.Оказалось, что мираж наблюдается всякий раз, когда стена достаточно нагреется солнечными лучами. Удалось даже сфотографировать это явление.

В знойные летние дни следовало бы обращать внимание на накалившиеся стены больших зданий и искать, не обнаружатся ли явления миража. Без сомнения, при некотором внимании число замеченных случаев бокового миража должно участиться.

Фата-моргана

Сложные явления миража с резким искажением вида предметов носят название Фата-моргана .

Объёмный мираж

В горах очень редко, при стечении определённых условий, можно увидеть «искажённого себя» на довольно близком расстоянии. Объясняется это явление наличием в воздухе «стоячих» паров воды.

Примечания

См. также

  • Броккенский призрак

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Мираж" в других словарях:

    - (в Италии фата моргана, в России марево) оптическое явление, состоящее в том, что находящиеся за пределами горизонта предметы становятся видимыми, а находящиеся в его пределах кажутся увеличенными или двоятся. Наблюдается м. в жарких и холодных… … Словарь иностранных слов русского языка

    См … Словарь синонимов

    МИРАЖ, миража, муж. (франц. mirage). 1. Оптическое явление в ясной, спокойной атмосфере при различной нагретости отдельных ее слоев, состоящее в том, что невидимые, находящиеся за горизонтом предметы отражаются в преломленной форме в воздухе.… … Толковый словарь Ушакова

    - (французское mirage), оптическое явление в атмосфере, при котором, кроме (или вместо) предметов в их истинном положении, видны также их мнимые изображения. Мираж объясняется искривлением лучей света, идущих от предмета в неодинаково нагретых и… … Современная энциклопедия

    Фата моргана, марево (Looming) оптическое явление, при котором становятся видимыми предметы, находящиеся за пределами горизонта. М. объясняется неравномерным нагреванием слоев воздуха, вследствие чего лучи от предметов при переходе из одного… … Морской словарь

    Mirage F1 Назначение: истребитель бомбардировщик Первый полёт: 23 декабря 1966 года … Википедия

«Музыка нас связала», «Солнечное лето», «Наступает ночь» - эти композиции в 80-90-е годы доносились практически из каждого окна. А исполняла их группа «Мираж». Состав, история создания коллектива и этапы творческого развития сегодня интересуют многих россиян. Всю необходимую информацию вы найдете в статье.

История создания

В 1985 году композитор Литягин Андрей организовал любительский коллектив с оригинальным названием «Зона активности». Он пригласил гитариста Проклова Сергея и двух вокалистов (Михаила Кирсанова и Суханкину Маргариту). Вскоре ребята записали первую песню «Информация из газет» в стиле нью-вейв.

В феврале 1986 года коллектив был переименован. Так на советской эстраде появилась группа «Мираж». Состав остался прежним. А вот от жанра нью-вейв музыканты решили отказаться. За короткий срок А. Литягин сочинил 12 песен в стиле евродиско. Если раньше главным солистом был Кирсанов Михаил, то в обновленном проекте ему пришлось уступить место Рите Суханкиной. Певица участвовала в записи таких композиций, как «Эта ночь», «Видео» и «Звезды нас ждут».

Первый состав группы «Мираж» просуществовал недолго. Сначала ушел Кирсанов. Затем Суханкина решила строить карьеру оперной певицы. Литягин не стал уговаривать ребят остаться.

Первые изменения

Продюсер потратил много времени на поиски симпатичной и талантливой девушки, которая бы смогла заменить Суханкину в проекте «Мираж». Состав группы (старый) представлял собой дуэт. Литягин играл на клавишных, Сергей Проклов - на гитаре.

Вскоре в одном из московских ДК продюсер нашел новую солистку. Речь идет о Наташе Гулькиной. Она исполнила вокальные партии для 5 композиций, среди которых «Я не хочу», «Солнечное лето» и «Волшебный мир».

В марте 1987 году музыкальный проект «Мираж» ознаменовался выпуском дебютного альбома «Звезды нас ждут». В записи пластинки принимала участие целая команда профессионалов: Рящин Алексей, Брагин Константин, звукорежиссер Лукинов Андрей.

Через полгода в гастрольный тур по российским городам отправилась группа «Мираж». Состав группы (фото выше) к тому моменту пополнился новыми участниками - солисткой Разиной Светланой, барабанщиком Сергеем Солоповым и клавишником Романом Жуковым (он заменил Литягина). В месяц ребята давали по 80-90 концертов.

Состав группы «Мираж»: 1988 год

Композиции «Эта ночь», «Я не хочу» и «Солнечное лето» звучали на всех городских и сельских дискотеках страны. Живые выступления музыкантов публика принимала на отлично. Кумиром большинства представителей советской молодежи была группа «Мираж», состав которой в 1988 году снова изменился. Гулькина Наташа создала собственный музыкальный проект «Звезды». А Разина Светлана перешла в группу «Фея».

Новой солисткой «Миража» стала Ветлицкая Наталья, но пробыла она в коллективе недолго (в начале 1989 года занялась сольной карьерой).

Именно Ветлицкую поклонники группы увидели в первом видеоклипе. Стройная красавица исполнила попурри из трех композиций - «Музыка нас связала», «Эта ночь» и «Я не хочу». В 1988 году в проекте «Мираж» также была задействована Инна Смирнова. Затем она ушла в группу «Фея».

Летом 1988 года состоялась запись второго альбома «Миража». Он получил название «Снова вместе». Литягин вновь предложил сотрудничество Суханкиной Маргарите. Речи о ее возвращении в группу не было. Просто Рита записала вокальные партии.

В создании второй пластинки также участвовал гитарист Горбашов Алексей. За аранжировку отвечал Литягин Андрей. Он же выступил в качестве клавишника. Состав группы «Мираж», фамилии, фото участников - все это интересовало огромное количество людей. В те времена интернета еще не существовало. Поэтому единственным источником информации были печатные издания (журналы, газеты).

Молодые и красивые вокалистки

В 1989 году коллектив отправился в большое гастрольное турне. На сцене выступали две молоденькие и привлекательные солистки, пополнившие состав группы «Мираж». Фамилии и их имена всем вам хорошо известны. Ведь это Ирина Салтыкова и Таня Овсиенко. Девушки просто открывали рот под плюс-фонограмму с голосами М. Суханкиной и Н. Гулькиной.

Салтыкова Ирина отработала лишь несколько концертов. После ее ухода Овсиенко Татьяна стала «лицом» группы. В 1989 году она сыграла саму себя в музыкально-комедийной ленте «Наш человек в Сан-Ремо».

Блондинка исполнила знаменитую композицию из репертуара «Миража» - «Я больше не прошу». Тем временем А. Горбашов и А. Литягин занимались подготовкой к записи альбома «Не в первый раз».

Период Е. Болдышевой: 1990-1999 гг.

Продюсер решил прекратить сотрудничество с Овсиенко. Это произошло в 1990 году. Место Татьяны заняла темноволосая красавица Катя Болдышева. Еще до ее прихода в группу был записан третий альбом, в котором звучит голос М. Суханкиной. Однако выпуск пластинки пришлось отложить. А все из-за сложной экономической ситуации в стране. При этом концертная деятельность популярной группы продолжалась. В отличие от других солисток (Салтыковой Ирины, Овсиенко Тани и так далее), Болдырева вживую исполняла все песни.

В период 1999-2004 гг. российская группа успешно гастролировала по странам Западной Европы.

Новые составы

В конце 1990-х годов А. Литягин принял в группу трех молоденьких певиц. К сожалению, их имена и фамилии не разглашаются. Но именно они участвовали в записи альбомов «Версия 2000», «Брось» и «Назад в будущее».

В 2004 году представители издательства «Джем» связались по телефону с Литягиным и предложили ему завершить работу над третьим альбом, который так и не вышел в 1990-е годы. Продюсер ответил согласием. Он сразу же поменял состав группы, попрощавшись с тремя вокалистками. Вскоре в коллективе появились 4 девушки: Харчева Маша, Лена Степанюк, Морозова Женя и Николь Амбразайтис.

В том же 2004 году группа «Мираж» отметила 18-летие своего существование. В большом концерте, проходившем в стенах СК «Олимпийский», приняли участие бывшие и действующие участники коллектива (Ира Салтыкова, Рита Суханкина, Разина Светлана, Горбашов Алексей и другие).

Золотые голоса

В 2004 году две яркие и талантливые певицы (экс-солистки «Миража») объединились в дуэт. Мы говорим о Наташе Гулькиной и Рите Суханкиной. Их творческий союз получил название «Соло на двоих». Затем певицы издали сингл «Мираж любви» под своими именами. А в 2005 году в продаже появился их совместный альбом, получивший название «Просто мираж».

Литягин изначально был против образовавшегося дуэта Гулькина - Суханкина. Между бывшими коллегами (продюсером и подопечными) наметилась конфронтация. И лишь в 2006 году им удалось наладить отношения. Маргарита и Наталья снова начали сотрудничать с Литягиным. Продюсер даже придумал название для их дуэта - «Золотые голоса "Миража"». Они выпустили три концертных сборника, в которые вошли записи с выступлений в Москве и Санкт-Петербурге.

Конфликтные ситуации

В 2008 году издательство «Джем» завершило работу над созданием альбома «Не в первый раз». Болдышева Катя исполнила вокальные партии, а Горбашов Сергей - гитарные. Однако подготовленный музыкальный материал совсем не понравился Андрею Литягину. Он рассчитывал на то, что все вокальные партии, как и в предыдущих альбомах, споет Рита Суханкина.

Чтобы защитить свою позицию, продюсер обратился в Хамовнический суд (г. Москва). Но его иск к издательству «Джем» был отклонен. Альбом «Не в первый раз» все-таки вышел. По результатам продаж он достиг статуса «золотого диска».

В 2009 году на суд слушателей был представлен следующий альбом -«Тысяча звезд». Эта пластинка оказалась неудачной. Российские радиостанции не проявили никакого интереса к новым песням из этого альбома.

Рита Суханкина и Гулькина Наташа постоянно конфликтовали друг с другом. А к концу 2010 года их противостояние достигло своего пика. В итоге их дуэт распался. В январе 2011 года Наталья покинула коллектив. Сейчас она выступает сольно. При этом ей запрещено исполнять композиции «Миража», автором которых является А. Литягин.

На смену Гулькиной пришла другая известная солистка, Светлана Разина, выступавшая в составе группы в 1980-х годах. Она же является автором таких песен, как «Где я», «Новый герой» и «Я не шучу».

В декабре 2011 года Света объявила об уходе из «Миража». Певица решила вернуться к сольной карьере.

Группа «Мираж»: состав нынешний

Далеко не все знают том, что музыкальный коллектив, который был мегапопулярен в 1980-1990-е годы, существует до сих пор. И продюсер у него тот же.

В сентябре 2016 года Литягин Андрей передал издательству «Джем» права на публичное исполнение песен «Миража», а также использование товарного знака группы. Подобные действия со стороны продюсера позволили прекратить давние конфликты и споры среди участников проекта. Отныне Суханкина Маргарита выступает с собственным коллективом. Ей разрешено исполнять те песни «Миража», в записи которых она принимала участие.

Ниже перечислены нынешние участники легендарной группы:

  • Крылов Сергей - клавишник.
  • Горбашов Алексей - гитарист.
  • Гришин Андрей - ударник.
  • Болдышева Екатерина - вокалистка.

В феврале 2017 года напомнил о себе Соколов Валерий, автор многих хитов «Миража». Он предостерег новый состав группы от исполнения композиций без его согласия. Письменные разрешения от него получили лишь две бывшие солистки - Разина и Маргарита. 1 марта 2017 года истек срок лицензии, выданной Маргарите. На сегодняшний день она тоже не может исполнять песни, написанные В. Соколовым.

В заключение

Теперь вы знаете, каким был первый состав группы «Мираж». Имена и фамилии последующих участников коллектива мы тоже озвучили. Конечно же, вернуть былую славу коллективу вряд ли удастся. Но «Мираж» по-прежнему остается одним из музыкальных символов 1980-1990-х годов.

Миражи как атмосферное явление в природе

Миражи (от фр. «mirage») - это оптическое явление в атмосфере, из за которого в зоне видимости появляются изображения предметов, которые при обычных условиях скрыты от наблюдения. Такого рода чудеса случаются потому, что в оптически неоднородной атмосфере лучи света искривляются, как бы заглядывают за горизонт. Чаще всего неоднородности возникают из-за неравномерного нагрева воздуха на различной высоте. В Древнем Египте верили, что мираж - это призрак страны, которой больше нет существует. Легенда говорит о том, что у каждого места на нашей планете есть своя душа.

Более часто миражи можно наблюдать в пустыне. Объяснить это можно тем, что горячий воздух действует подобно зеркалу. К примеру, в Сахаре каждый год наблюдается около 160 000 миражей; они бывают стабильными и блуждающими, вертикальными и горизонтальными.

Жертвами миражей в особенности часто оказываются караваны в пустыне Эрг-эр-Рави на Севере Африки. Перед людьми «воочию» на расстоянии 2–3 км предстают оазисы, до которых на самом деле не меньше 700 км. Мираж способен ввести в заблуждение и опытных людей.

Так, в 360 км от оазиса Бир-Ула жертвой миража стал караван, который вел опытный проводник из местных племен. Погибли 60 человек и 90 верблюдов, следовавших за обманчивым миражом, увлекшим их на 60 км в сторону от колодца.

В древности кочевники, чтобы убедиться, видят ли они мираж или реальные предметы, разжигали костер. Если в пустыне было хотя бы небольшое движение воздуха, то стелющийся по земле дым быстро разгонял мираж. Для многих караванных путей составлены карты, на которых обозначаются места часто встречающихся миражей. На этих картах указано даже, где видятся колодцы, оазисы, пальмовые рощи, горные цепи и т. п.

Атмосферные миражи разделятся на три класса, а причины, их вызывающие, довольно разнообразные.

Миражи первого класса — так называемые озерные, или нижние, миражи. Они наиболее распространенные и простые. К примеру, вода, наблюдаемая на песке в пустыне или на горячем асфальте, является миражом неба над горячим песком или асфальтом. Приземление самолета в фильмах или автомобильные гонки по телевидению часто снимаются довольно близко к поверхности горячего асфальта. Тогда ниже машины или самолета вы можете увидеть их зеркальное изображение (нижний мираж), а также мираж неба.

Чем выше вы находитесь на земле или в море, тем меньше плотность воздуха. При нормальных условиях плотность воздуха уменьшается с увеличением высоты. Когда свет проходит по поверхности земли, ниже светового луча воздух плотней, чем выше. Типичное свойство света - то, что он преломляется к более плотной среде, и таким образом луч, который перемещается по поверхности земли, фактически всегда слегка преломляется вниз и продвигается по чуть изогнутой поверхности земли вместо того, чтобы направиться прямо к небу.


Более плотный воздух как бы притормаживает нижний конец луча и тянет его к себе. С другой стороны, человеку представляется, что предмет находится в том направлении, от которого свет достигает его глаз. Таким образом, когда вы смотрите на отдаленный горизонт, то видите предметы, которые фактически частично ниже горизонта. Свет от этих объектов преломляется по кривой, изогнутой поверхности земли или моря и потому только кажется, что свет достигает глаза наблюдателя со стороны горизонта.

Многие знакомы с фразой, утверждающей, что когда мы смотрим на солнце во время его захода, то оно в действительности уже за горизонтом. В астрономии такое явление известно как рефракция: преломление света в атмосфере приподнимает небесные тела на горизонте приблизительно на полградуса угла.

Очень часто плотность воздуха не изменяется равномерно с высотой, а холодный, более плотный воздух и теплый воздух образуют слои различных температур на разных высотах. Движение света в таком воздухе может быть довольно беспорядочно, создавая, таким образом, искаженное изображение пейзажа.

Нижний мираж идентичен по структуре: наблюдается всегда лишь один перевернутый, более или менее сплющенный мираж ниже объекта. Если сам пейзаж красив, то его мираж также красив, и они могут вместе распространиться на горизонте вереницей зданий и верхушек деревьев.

Если дело происходит в пустыне, поверхность которой и прилегающие слои воздуха раскалены солнцем, наверху давление воздуха может быть большим, лучи начнут загибаться в другую сторону. И тогда интересные явления начнут происходить с теми лучами, которые должны были, отразившись от предмета, сразу уткнуться в землю. Но нет, они будут заворачивать кверху и, пройдя перигей где-то возле самой поверхности, уйдут в него.

Представим теперь, что такой луч, уже загнувшись, попадает в зрачок путнику, идущему через пустыню. Но субъективному восприятию предмет (скажем, пальма) будет располагаться в том месте, куда указывает касательная к траектории луча. Соответственно, изображение пальмы будет обратным, будто отраженным в воде. Да и воды кругом разольется немало. Такую коварную шутку сыграет с измученным жаждой путешественником переместившееся в пески небо.

Ученый из Франции Гаспар Монж, который принимал участие в египетском походе Наполеона, описал свои впечатления от озерного миража так: «Когда земная поверхность сильно накалена Солнцем и только-только начинает остывать перед началом сумерек, знакомая местность больше не простирается до горизонта, как днем, а переходит, как кажется, примерно в одном лье в сплошное наводнение.

Деревни, находящиеся дальше, выглядят будто острова среди погибшего озера. Под каждой деревней ее опрокинутое изображение, только оно не резкое, мелкие детали не видны, как отражение в воде, колеблемое ветром. Если станешь приближаться к деревне, которая кажется окруженной наводнением, берег мнимой воды все удаляется, водный рукав, отделявший нас от деревни, постепенно суживается, пока не исчезнет вовсе, а озеро теперь начинается за этой деревней, отражая в себе селения, расположенные дальше».

Нижний мираж способен наблюдать каждый желающий. Если жарким летним днем встать на железнодорожное полотно или холмик над ним, когда солнце находится немного сбоку или сбоку и чуть впереди железнодорожного пути, то можно разглядеть, как рельсы в 2–3 км впереди будто бы погружаются в искрящееся озеро - будто пути залило наводнение. Попытаемся приблизиться к «озеру» - оно отодвинется, и сколько бы мы ни шли по направлению к нему, оно неизменно будет находиться на одном и том же обманчивом расстоянии.

Миражи второго класса — лучи которых загибаются за линию горизонта, называют верхними, или миражами дальнего видения. Они возникают прямо в небе. Если в верхние слои атмосферы вторгается теплый воздух, нагревшийся где-нибудь над пустыней, а внизу находится холодный плотный воздух антициклона, то лучи, подвергнувшиеся рефракции, могут заглянуть за горизонт очень глубоко. Отраженный с далекого предмета (к примеру, острова) свет находит две дорожки к глазам наблюдателя: первая проходит почти прямо от острова до наблюдателя, а вторая приподнимается немного вверх к теплому воздушному слою, где луч преломляется вниз под небольшим углом к более холодному воздуху и достигает глаз наблюдателя сверху.

Создается два изображения одного и того же острова - одно нормальное, а второе перевернутое изображение выше острова, т. е. верхний мираж. В свою очередь, специфический тип атмосферного явления, которое создает такой мираж, называется тепловой инверсией. Тогда на поверхности холодной массы воздуха лежит ясно определенный, более легкий и менее плотный слой теплого воздуха. Сильная тепловая инверсия является также причиной случайных помех на радио, при приеме телевизионных передач и в сотовых телефонах.

2006 год, 8 мая — тысячи туристов и местных жителей наблюдали мираж, который продолжался на протяжении 4-х часов в городе Пенглаи у восточного побережья Китая в воскресенье. Туманы создали изображение города с современными высотными зданиями, широкими городскими улицами и шумными автомобилями. В Пенглаи в течении 2-х дней лил дождь, прежде чем произошло это редкое погодное явление. Жители Лазурного берега Франции ясным утром не раз видели, как на горизонте Средиземного моря, где вода сливается с небом, из моря поднимается цепочка Корсиканских гор, до которых от Лазурного берега приблизительно 200 км.

Верхний мираж описывается в одном из произведений Н.В.Гоголя:

«За Киевом показалось великое чудо! Вдруг стало видимо далеко во все концы света. Вдали засинел Лиман, за Лиманом разливалось Черное море. Бывалые люди узнали и Крым, горою подымавшийся из моря, и болотный Сиваш. По правую руку видна была земля Галицкая.

А это что такое? - допрашивал собравшийся народ, указывая на далеко мерещившиеся на небе и больше похожие на облака серые и белые верхи.

То Карпатские горы! - говорили старые люди».

Боковые миражи могут возникать в тех случаях, когда слои воздуха одинаковой плотности располагаются в атмосфере не горизонтально, как обычно, а наклонно или даже вертикально. Подобные условия создаются летом, утром в скором времени после восхода солнца у скалистых берегов моря или озера, когда берег уже освещен солнцем, а поверхность воды и воздух над ней еще холодные. Боковые миражи неоднократно наблюдались на Женевском озере. К примеру, люди видели лодку, которая приближалась к берегу, а рядом с нею в точности такая же лодка удалялась от берега. Боковой мираж может появиться у каменной стены дома, нагретой солнцем, и даже сбоку от нагретой печи.

Благодаря боковому миражу появляются безмолвные туманные призраки, преграждающие путнику путь в горах. Обычно, испуганный человек видит себя же самого. Сильно нагретые скалы вызывают такое воздушное разрежение вокруг себя, что лучи, отразившиеся от наблюдателя и направленные к скалам, искривляются возле них до такой степени, что, подобно бумерангу, возвращаются назад.

Изображения в боковых миражах почти всегда по размерам равны отражающимся предметам, но могут двоиться, троиться и т. д. Существует гипотеза, что знаменитые привидения, облюбовавшие некоторые замки, есть не что иное, как боковой мираж. Зимой, как известно, промозглые отсыревшие стены необходимо усиленно протапливать. Камни, из которых сложены печи, раскаляются в значительной степени больше, чем валуны под полуденным солнцем, а высокие сводчатые потолки дают возможность лучу совершить петлю и возвратиться к наблюдателю.

Миражи третьего класса — удивительные миражи, называемые миражами сверхдальнего видения. Для них расстояния в тысячи километров не помеха. Вот какой случай описывается в книге «Оптические явления в природе»:

«В ночь на 27 марта 1898 г. среди Тихого океана экипаж бременского судна «Матадор» был испуган видением. Около полуночи экипаж заметил примерно в двух милях корабль, который боролся с сильным штормом. Это было тем более удивительным, что кругом стоял штиль. Судно пересекало курс «Матадора», и были мгновения, когда казалось, что столкновение кораблей не избежать…

Экипаж «Матадора» видел, как во время одного сильного удара волны о неизвестный корабль в каюте капитана потух свет, который виднелся все время в двух иллюминаторах. Спустя какое-то время корабль исчез, унося с собой ветер и волны. Дело разъяснилось позднее. Выяснилось, что все это происходило с другим кораблем, который во время «видения» находилось от «Матадора» на расстоянии 1 700 км».

У миражей третьего класса достоверных научных объяснений нет. Чтобы как-то оправдать их появление, выдвигаются предположения, что в атмосфере образуются гигантские воздушные линзы или возникают вторичные, третичные - многократные миражи, ретранслирующие одно и то же изображение по сложной цепочке. Некоторые даже пытаются доказать, что в ионосфере существует особое «зеркало», от которого солнечный луч, как радиосигнал, отражается и, попутно самофокусируясь, уносится в другую часть света.

Интересную версию высказывает Виктор Лойша: «Почему бы не допустить, что при каких-то очень удачных совпадениях многих физических обстоятельств в воздушной среде могут образовываться естественные сверхпроводящие световоды, линейно ориентированные каналы аномальной ионизации, по которым пучки света передаются на очень большие расстояния - так, что восход Солнца над Японией вдруг становится видым, предположим, на Азорских островах…».

Фата-Моргана - сложное оптическое явление в атмосфере, которое состоит из нескольких форм миражей, при котором отдаленные предметы видны многократно и с различными искажениями. Фата-Моргана появляется, когда в нижних слоях атмосферы образуется несколько чередующихся слоев воздуха разной плотности, способных давать зеркальные отражения.

В результате отражения, а также и преломления лучей реально существующие предметы дают на горизонте или над ним по нескольку искаженных изображений, частично налагающихся друг на друга и быстро изменяющихся во времени, что и создает причудливую картину этого сложного миража. Названо это явление было в честь героини легенд - Фаты Морганы. Говорят, что она была сводной сестрой , но после того как рыцарь Ланселот отверг ее любовь, от огорчения поселилась на дне моря, в хрустальном дворце, и с того времени обманывает мореплавателей призрачными видениями.

Так, в 1920-х годах большой океанский лайнер шел очередным рейсом из Европы в США. И вдруг неподалеку от Азорских островов все, кто находился на палубе, явственно увидали « ». Мысль о страшном корабле-призраке пронеслась в уме многих пассажиров и матросов. А невиданное судно грозило врезаться в пароход. Капитан в самый последний момент громким, срывающимся голосом приказал изменить курс корабля. Накренясь на правый борт, парусник пронесся мимо. И в это время перепуганные, изумленные пассажиры увидали нечто еще более поразительное: по палубе парусника метались люди в старинных костюмах.

Они поднимали вверх руки, что-то беззвучно кричали, будто пытались о чем-то предупредить. Понятно, что оставшуюся часть плавания пассажиры провели в страхе неминуемой гибели. Ведь по морскому поверью встреча с кораблем-призраком ничего хорошего не сулит. Когда пароход прибыл в порт, история с «Летучим голландцем» получила широкую огласку. Но впоследствии выяснилось, что океанский лайнер встретился с миражом парусника, предназначенного для съемок исторического фильма и находящегося абсолютно в другом месте.

Тот, кто проводит много времени в полярных водах, непременно увидит миражи. К примеру, опытные финские моряки и знатоки фарватеров хорошо знают, что бывают условия, при которых необычайно тяжело найти знакомый маршрут среди запутывающих миражей на скалистой береговой линии. В Финляндии условия для миражей в особенности благоприятны весной, когда морской лед тает. Температура воды 0 °C при весенней волне теплого воздуха температурой 15 °C может создать в небе невероятные миражи.

Еще один пример удивительного атмосферного явления имел место в алжирской пустыне, которую пересекал французский колониальный отряд. Впереди, километрах в шести от него, шла гуськом стая фламинго. Но когда птицы пересекли границу миража, ноги у них вытянулись и сдвоились, вместо двух у каждой стало по 4. Ни дать ни взять - арабский всадник в белом одеянии. Командир отряда, встревожившись, отправил разведчика проверить, что за люди в пустыне. Но когда солдат проник в зону искривления солнечных лучей, то сам превратился в мираж-призрак, а ноги его лошади стали такими длинными, что казалось, будто он сидит на мифическом чудовище.

Один человек в 1852 году увидел на небе Страстбургскую колокольню, при этом изображение было гигантское, точно колокольня предстала перед ним увеличенная в 20 раз. В 1902 году Роберт Вуд, американский ученый, не без основания заслуживший прозвище «чародей физической лаборатории», сфотографировал двух мальчиков, мирно бредущих по водам Чесапикского залива между яхтами. Причем рост мальчиков на снимке был более 3-х метров.

Такого рода обманы миражей возможно также объяснить отклонением света от прямолинейного продвижения, в котором предмет виден в неправильном направлении или искажен. Миражи-призраки как правило виднеются на горизонте. Угол миражей очень низкий, но по формам они могут быть очень различными. Кусты и камни на маленьком острове могут восприниматься как башни в небе; низкие скалистые берега протянуты вертикально, и они напоминают пропасти; корабль и его палубные надстройки могут искажаться в неопознанные квадратные формы, а сами острова, кажется, кружатся в воздухе.

Древние египтяне верили, что мираж - это призрак страны, которой больше нет на свете. Легенда говорит о том, что у каждого места на Земле есть своя душа. Наблюдаемые в пустынях миражи объясняются тем, что горячий воздух действует подобно зеркалу. Явление это довольно частое - так, в Сахаре ежегодно наблюдается около 160 тысяч миражей: они бывают стабильными и блуждающими, вертикальными и горизонтальными.

8 мая 2006 года тысячи туристов и местных жителей наблюдали мираж, который длился в течение четырех часов в Penglai у восточного побережья Китая в воскресенье. Туманы создали изображение города, с современными высотными зданиями, широкими городскими улицами и шумными автомобилями.

В городе Penglai два дня лил дождь прежде, чем произошло это редкое погодное явление.

Изучать миражи практически невозможно, так как они не появляются по заказу и всегда оригинальны и непредсказуемы. Как утверждают ученые, атмосфера представляет собой, как бы слоеный, воздушный пирог, который состоит из слоев с разной температурой. И чем больше перепад температуры, тем сильнее искривляется ход луча света. При этом, словно бы, образуется гигантская, воздушная линза, которая все время движется. Кроме того, наблюдаемый объект и сам человек находятся внутри этой воздушной линзы. Поэтому наблюдатель и видит изображение искаженным. Чем сложнее форма атмосферных линз, тем причудливее мираж.

Атмосферные миражи делятся на три класса : нижние или озерные; верхние (они возникают прямо в небе) или миражи дальнего видения; боковые миражи.
Более сложный вид миража называется "Фата-Моргана ". Объяснений ему пока не найдено. К разновидности миражей принято относить полярное сияние, миражи-оборотни, "Летучих Голландцев".

Нижний (озерный) мираж

Нижние миражи весьма обычны. Например, вода, наблюдаемая на песке в пустыне или на горячем асфальте, является миражом неба над горячим песком или асфальтом. Приземление самолета в фильмах или автомобильные гонки по телевиденью часто снимают очень близко к поверхности горячего асфальта. Тогда ниже автомобиля или самолета вы можете видеть их зеркальное изображение (нижний мираж), а также мираж неба. По такому же принципу, если вы смотрите на объект, например, вдоль стены, нагретой солнцем, то вы можете почти всегда увидеть мираж объекта рядом с стеной.

Если в жаркий летний день встать на железнодорожное полотно или холмик над ним, когда солнце находится немного сбоку или сбоку и чуть впереди железнодорожного пути, то можно разглядеть, как рельсы в двух-трех километрах от нас как будто погружаются в искрящееся озеро, словно пути залило наводнением. Попробуем приблизиться к "озеру" - оно отодвинется, и сколько бы мы ни шли по направлению к нему, оно неизменно будет находиться в 2-3 километрах от нас.

Такие "озерные" миражи доводили до отчаяния путников пустыни, изнывавших от зноя и жажды. Они видели также в 2-3 километрах вожделенную воду, брели к ней из последних сил, но вода отступала, а потом точно растворялась в воздухе.


На фото парусник почти пропадает в нижнем мираже. Виднеется только парус.


Маяк Исокари


Нижний мираж и мираж корабля.

Верхние миражи (миражи дальнего видения)

Этот вид миражей по своему происхождению не сложнее "озерных", но разнообразнее. Их принято называть "миражами дальнего видения" .

Жители Лазурного берега Франции ясным утром не раз видели, как на горизонте Средиземного моря, где вода сливается с небом, из моря поднимается цепочка Корсиканских гор, до которой от Лазурного берега примерно двести километров.

В том же случае, если дело происходит в самой пустыне, поверхность которой и прилегающие слои воздуха раскалены солнцем, наверху давление воздуха может оказаться большим, лучи станут загибаться в другую сторону. И тогда уже любопытные явления будут происходить с теми лучами, которые должны были, отразившись от предмета, сразу уткнуться в землю. Hо нет, они будут заворачивать кверху и, пройдя перигей где-то возле самой поверхности, уйдут в него.

В "Метеорологии" Аристотеля приведен характерный пример: жители Сиракуз видели иногда в течение нескольких часов берег континентальной Италии, хотя до него 150 км. Подобные явления также вызваны перераспределением теплых и холодных слоев воздуха. по направлению последнего отрезка пути светового луча.


Лодка на фоне с типичным верхним миражом


20 апреля 1999 года обычный фрахтовщик практиковался в водах юго-западного архипелага Финляндии.
Судно принимало множество различных форм; иногда казалось было 2 корабля, одно из которых было вверх дном.


Верхний мираж и парусник.


Домик на архипелаге с верхним миражом

Боковые миражи

Этот вид миражей может возникнуть в тех случаях, когда слои воздуха одинаковой плотности располагаются в атмосфере не горизонтально, как обычно, а наклонно или даже вертикально. Такие условия создаются летом, утром вскоре после восхода Солнца у скалистых берегов моря или озера, когда берег уже освещен Солнцем, а поверхность воды и воздух над ней еще холодные. Боковые миражи неоднократно наблюдались на Женевском озере. Видели лодку, которая приближалась к берегу, а рядом с нею в точности такая же лодка удалялась от берега. Боковой мираж может появиться у каменной стены дома, нагретой Солнцем, и даже сбоку от нагретой печи.

Фата-Моргана

Фата-Моргана – сложное оптическое явление в атмосфере, состоящее из нескольких форм миражей, при котором отдаленные предметы видны многократно и с разнообразными искажениями. Фата-Моргана возникает, когда в нижних слоях атмосферы образуется несколько чередующихся слоев воздуха различной плотности, способных давать зеркальные отражения. В результате отражения, а также и преломления лучей реально существующие предметы дают на горизонте или над ним по нескольку искаженных изображений, частично налагающихся друг на друга и быстро меняющихся во времени, что и создает причудливую картину Фата-Моргана.

Свое название мираж получил в честь сказочной героини Фаты Морганы или, в переводе с итальянского, феи Морганы. Говорят, что она сводная сестра короля Артура, отвергнутая возлюбленная Ланцелота, поселилась от огорчения на дне моря, в хрустальном дворце, и с тех пор обманывает мореплавателей призрачными видениями.

3 апреля 1900 года защитники крепости Блумфонтейн, в Англии, увидели в небе боевые порядки британской армии, притом так четко, что можно было различить пуговицы на красных мундирах офицеров. Это было воспринято как дурное предзнаменование. Через два дня крепость сдалась.

В 1902 году Роберт Вуд, американский ученый, не без основания заслуживший прозвище "чародей физической лаборатории", сфотографировал двух мальчиков, мирно бредущих по водам Чесапикского залива между яхтами. Причем рост мальчиков на фотографии превышал 3 метра.

Один человек в 1852 году с расстояния 4 км видел Страстбургскую колокольню на расстоянии, как ему казалось, двух километров. Изображение было гигантским, точно колокольня предстала перед ним увеличенная в 20 раз.

К фата-морганам можно отнести и многочисленных "летучих голландцев ", которых до сих пор видят мореплаватели.

В 11 часов утра 10 декабря 1941 года команда британского транспорта "Вендор", находящегося в районе Мальдивских островов, заметила на горизонте горящий корабль. "Вендор" пошел на выручку терпящим бедствие, но через час горящий корабль завалился набок и затонул. "Вендор" подошел к предполагаемому месту гибели корабля, но, несмотря на тщательные поиски, не нашел не только никаких обломков, но даже и пятен мазута. В порту назначения, в Индии, командир "Вендора" узнал, что в ту самую минуту, когда его команда наблюдала трагедию, тонул крейсер, атакованный японскими торпедоносцами неподалеку от Цейлона. Расстояние между кораблями на тот момент составляло 900 км .

Миражи-призраки

Французский колониальный отряд пересекал алжирскую пустыню. Впереди, километрах в шести от него, шла гуськом стая фламинго. Hо когда птицы пересекли границу миража, ноги у них вытянулись и слоились, вместо двух у каждой стало по четыре. Hи дать ни взять – арабский всадник в белом одеянии.

Командир отряда, встревожившись, послал разведчика проверить, что за люди в пустыне. Когда солдат сам проник в зону искривления солнечных лучей, он, конечно, разобрался, с кем имеет дело. Hо и он нагнал страху на своих товарищей - ноги его лошади стали такими длинными, что казалось, он сидит на фантастическом чудовище.

Другие же видения ставят нас в тупик и сегодня. Шведский полярный исследователь Hорденшельд не раз наблюдал в Арктике миражи-оборотни :

"Однажды медведь, приближения которого поджидали и которого все хорошо видели, вместо того, чтобы подойти своею обычной мягкой походкой, зигзагами и нюхая воздух, соображая, годятся ли ему чужеземцы в пищу, как раз в момент прицела снайпера... распустил исполинские крылья и улетел в виде маленькой зеленой чайки. В другой раз, во время этого же санного похода, охотники, находясь в палатке, раскинутой для отдыха, услышали крик возившегося около нее повара: "Медведь, большой медведь! Hет – олень, совсем маленький олень" В то же мгновенье из палатки раздался выстрел, и убитый "медведь-олень" оказался маленьким песцом, который жизнью заплатил за честь несколько мгновений изображать крупного зверя ".

Достоверно известно и о миражах-призраках . Вот как описывает этот эффект британский метеоролог Каролина Ботли.

Миражи приводят к жертвам, однако физическое объяснение феномена миражей нисколько не облегчает участь путников, введенных эфемерным оазисом в гибельное заблуждение. Дабы уберечь занесенных в пустыню людей от риска заблудиться и погибнуть от жажды, составляются специальные карты с отметкой мест, где обычно наблюдаются миражи. На этих путеводителях указано, где могут привидеться колодцы, а где – пальмовые рощи и даже горные цепи.

Жертвами миражей особенно часто оказываются караваны в пустыне Эрг-эр-Рави на Севере Африки. Перед людьми "воочию" на расстоянии 2-3 километров предстают оазисы, до которых в действительности не менее 700 километров .