Милий Балакирев: биография, интересные факты, творчество. Милий алексеевич балакирев биография Милий балакирев краткая биография

Балакирев Милий Алексеевич (1836/1837-1910), композитор.

Родился 2 января 1837 г. (по новому стилю) в Нижнем Новгороде. Первой учительницей музыки стала для Балакирева его мать, которая занималась с сыном с четырёхлетнего возраста. Правда, образование Балакирев получил не музыкальное, окончив в 1854 г. математический факультет Казанского университета. Но музыку не оставлял, обучаясь самостоятельно, и с 15 лет начал выступать в концертах как пианист.

На заре его музыкальной карьеры стоял А. Д. Улыбышев, первый серьёзный исследователь творчества В. А. Моцарта. Вместе с ним в 1855 г. Балакирев приехал в Петербург, где познакомился с М. И. Глинкой. Вскоре вокруг Балакирева, который отличался не только музыкальной эрудицией, но и умением тонко и метко анализировать произведения, стали группироваться молодые талантливые музыканты. Этот кружок, окончательно сложившийся в 1862 г., был назван впоследствии «Могучая кучка». В объединение кроме Балакирева входили М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, Ц. А. Кюи и А. П. Бородин.

Балакирев способствовал повышению уровня музыкального образования своих единомышленников. «Так как я не теоретик, я не мог научить Мусоргского гармонии, но я объяснял ему форму сочинения… технический склад произведений и его самого занимал разбором формы», - писал Балакирев в письме В. В. Стасову, одному из идеологов кружка.

В 1862 г. в Петербурге была открыта Бесплатная музыкальная школа, любимое детище Балакирева. С 1868 г. он стал её директором. 50--60-е годы XIX в. - пора расцвета композиторского таланта Балакирева. На открытие памятника Тысячелетию России в Новгороде он написал увертюру «1000 лет» (1864 г.; переработана в симфоническую поэму «Русь» в 1887 г.).

В 1869 г. закончена фортепианная фантазия «Исламей», ставшая любимым произведением Ф. Листа. Кроме того, Балакиревым написано более 40 романсов на стихи А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. В. Кольцова. Была даже попытка создать оперу «Жар-птица», но произведение осталось незаконченным.

Тяжёлый душевный кризис, последовавший в 1874 г. после отказа от должности директора Бесплатной школы и связанный в основном с трудностями материального характера, привёл к тому, что Балакирев на несколько лет отошёл от всех музыкальных дел.

В 1881 г. по просьбе совета школы он возвратился на должность директора, но так до конца и не оправился от душевных переживаний. Единственное значительное сочинение последнего периода - симфоническая поэма «Тамара» (1882 г.), созданная на сюжет Лермонтова. Тем не менее творческая и общественная деятельность Балакирева оказала огромное влияние на дальнейшее развитие русской музыки.

БАЛАКИРЕВ МИЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ

Балакирев, Милий Алексеевич, знаменитый русский музыкант, создатель новой русской музыкальной школы. Родился 21 декабря 1836 года в Нижнем Новгороде, умер 16 мая 1910 года в С.-Петербурге. Учился в нижегородской гимназии, нижегородском Александровском дворянском институте. Музыкальные способности его обнаружились еще в раннем детстве; мать учила его игре на фортепиано, а десяти лет свезла его в Москву к А.Н. Дюбюку. Вторым руководителем в музыкальных занятиях Б. был Карл Эйзерих, участник, в качестве пианиста и дирижера, на музыкальных вечерах в доме нижегородского помещика А.Д. Улыбышева (см.). Эйзерих ввел Б. в дом Улыбышева, где, по отъезде Эйзериха из Нижнего, четырнадцатилетний Б. мог уже заменить своего учителя. Систематического курса Б. никогда не проходил. Значительнейшими музыкальными впечатлениями Б. за все это время были фортепианный концерт (e-moll) Шопена, слышанный им от одной любительницы еще в детстве, позже - трио "Не томи родимый" из "Жизни за Царя" Глинки. Этим композиторам он остался верен всю жизнь. Большое впечатление произвел на него И.Ф. Ласковский, как пианист и композитор. Участие в музыкальных ансамблях и особенно изучение партитур и дирижирование оркестром в доме Улыбышева сильно подвинуло его музыкальное развитие. К этому времени относятся и первые попытки к сочинению: септет для фортепиано, смычковых инструментов, флейты и кларнета, остановившийся на первой части, написанной в духе очень нравившегося ему фортепианного концерта Гензельта, и фантазия на русские темы для фортепиано с оркестром, тоже оставшаяся незаконченной. Рукописный эскиз ее (1852) хранится в публичной библиотеке в С.-Петербурге. В Казанском университете, на математическом факультете, Б. пробыл менее двух лет, живя, главным образом, на скудные средства от уроков музыки. В Казани Б. написаны: фортепианная фантазия на мотивы из "Жизни за Царя", первый романс: "Ты пленительной неги полна" (1855) и концертное Allegro. В 1855 году он приехал в С.-Петербург вместе с Улыбышевым, который ввел его в музыкальные кружки столицы. Решающее значение имело знакомство с Глинкой, который, услышав фантазию на темы из "Жизни за Царя" в блестящем исполнении автора и познакомившись с его концертным Allegro, признал крупный виртуозный и композиторский талант Б. Бывая у Глинки, Б. принимал участие в фортепианных ансамблях на двух фортепиано, с любителями В.П. Энгельгардтом, В.В. и Д.В. Стасовыми. Уезжая в Берлин (1856), Глинка подарил Б. свой портрет и (кроме ранее данных ему испанских тем, на которые Б. в 1890-х годах написал изящную фортепианную пьесу "Serenade espagnole") - тему испанского марша. Ею Б. воспользовался для своей "Увертюры на тему испанского марша" (1857). 12 февраля 1856 года Б. блестяще дебютировал в С.-Петербурге в университетском концерте как пианист и композитор, своим концертным Allegro (fis-moll), так и оставшимся в рукописи по смерти Б. Оркестром управлял Карл Шуберт. А.Н. Серов горячо приветствовал новый талант в печати и завязал с Б. дружеские отношения, впоследствии, однако, перешедшие во вражду. Знакомство с А.С. Даргомыжским, особенно взгляды последнего на правду выражения в вокальной музыке, не остались без влияния на романсное творчество Б. В 1858 - 59 годах им написаны и изданы 14 романсов, представляющие, вместе с лучшими романсами Глинки и Даргомыжского, большой шаг вперед в русской вокальной музыке по характерности и выразительности вокальной партии, в полном соответствии с текстом. В свою очередь, Б. и его кружок вдохнули новые силы в творчество Даргомыжского, создавшего, в последние годы своей жизни, "Каменного Гостя". Одновременно с романсами Б. сочинил "Увертюру на три русские темы" (1857 - 59), в которой впервые проявился балакиревский стиль в обработке русских народных песен, и музыку к "Королю Лиру" Шекспира ("Увертюра", "Шествие", антракты), законченную к 1860 году, но вновь переработанную впоследствии и изданную только в 1890-х годах. Громадное значение для истории русской музыки имело знакомство Б. с молодыми музыкантами Ц.А. Кюи (в 1856 году), М.П. Мусоргским (в 1857 году), Н.А. Римским-Корсаковым (в 1861 году; см. рассказ об этом в его "Летописи моей музыкальной жизни", СПб., 1908) и А.П. Бородиным, а также с В.В. Стасовым. Более опытный музыкант, чем его юные товарищи, очень начитанный в музыкальной литературе, обладавший уже большими практическими знаниями, необыкновенной музыкальной памятью, критической способностью, оригинальным творческим даром, проницательным умом и сильной волей, Б. стал главою кружка, получившего название "балакиревского", "новой русской музыкальной школы" или "кучкистов" (главным образом, у врагов кружка, подхвативших выражение Стасова: "могучая кучка русских композиторов"). Влияние Б. на товарищей было неодинаковое, но огромное. Музыкальным евангелием их был Глинка и особенно его "Руслан". Знакомясь с его сочинениями, а также с творчеством Бетховена, Шумана, Берлиоза, Листа, анализируя их произведения под руководством Б., пользуясь его советами при собственном своем творчестве, члены кружка на практике проходили курс теории композиции. Влияние Б. на творчество его товарищей-учеников особенно сильно выразилось в первых их произведениях ("Ратклиф" Кюи, первые симфонии Римского-Корсакова и Бородина), но и дальнейшие имеют общие черты школы Б., проницательно угадывавшего особенности каждого дарования; сильные таланты вполне сохранили свои индивидуальные особенности и, утвердившись в них, пошли каждый своей дорогой. Когда создался кружок, консерваторий в России еще не было; позднее консерватория, основанная Антоном Рубинштейном в С.-Петербурге, приняла космополитическое направление, тогда как Б. и его кружок являлись поборниками народности в искусстве. Разгар борьбы двух направлений - 1860-е годы. Вместе с Г.И. Ломакиным Б. основал в 1862 году Бесплатную Музыкальную Школу, служившую рассадником музыкальности в широких массах (на первых же порах школу посещало по воскресеньям до 200 человек) и подготовлявшую из учащихся хор для концертов, которые должны были знакомить публику с выдающимися произведениями русским авторов, начиная с Глинки, и иностранных - Шумана, Берлиоза, Листа и других, тогда в России еще не известных. Члены кружка получали возможность слышать свои произведения в оркестре и, следовательно, знать, как их авторские намерения осуществляются на практике. Прогрессивное и национальное направление концертов школы шло вразрез с консервативными, классическими тенденциями основанного А. Рубинштейном "Русского Музыкального Общества". Борьба велась и в печати, причем борцами за дело кружка выступали Стасов и Кюи. В начале 60-х годов Б. неоднократно ездил по Волге и на Кавказ. На Волге он записал слышанные им от бурлаков народные русские песни, гармонизовал их (1861 - 65 годы) и издал свой знаменитый сборник 40 русских народных песен, ставший прототипом для художественной их обработки и послуживший тематическим материалом для сочинений многих русских композиторов, в том числе и самого Б. На Кавказе Б. вдохновлялся грандиозной красотой горной природы и познакомился с музыкой грузин, армян, персов, характер которой он живо воспринял и художественно выразил в некоторых своих сочинениях. Здесь Б. сделал много эскизов и задумал некоторые свои произведения: фортепианный концерт (Es-dur), две первые части которого закончены лишь за несколько месяцев до смерти (финал на темы Б. по его плану и указаниям закончен С.М. Ляпуновым, и весь концерт издан в 1911 году), и симфоническую поэму "Тамара", написанную лишь в 1882 - 84 годах. Как эскиз к "Тамаре" была написана в 1869 году ничего общего не имеющая с ней по темам восточная фантазия "Исламей", величайшей виртуозной трудности фортепианная пьеса - яркая звуковая картина живой, страстной до необузданности восточной пляски. Это сочинение получило сразу широкую известность у нас и за границей благодаря пропаганде Ф. Листа. К тому же периоду относится вторая увертюра на русские темы, написанная по поводу празднования в 1862 году тысячелетия России, названная сначала "1000 лет", но потом переделанная и переименованная в симфоническую поэму "Русь" (издание Юргенсона; есть еще третье издание Циммермана, в новой редакции). В этом глубоко поэтическом произведении явственно выразились славянофильско-народнические тенденции Б. так же, как и в "Чешской увертюре" (на чешские народные темы, 1866 год), получившей в новой усовершенствованной редакции 1890-х годов название симфонической поэмы: "В Чехии". Значение Б. сильно поднялось после успешной постановки в Праге, под его управлением (1867), "Руслана" Глинки. В том же году, когда А. Рубинштейн уехал надолго за границу, Б. был приглашен дирижировать концертами "Русского Музыкального Общества". По инициативе Б. был приглашен дирижировать несколькими концертами Берлиоз. Дирижирование Б. прекратилось через два года по интригам его врагов, членов Русского Музыкального Общества. Неподатливый и прямой до резкости, Б. не пожелал изменить своим принципам при составлении программ и навсегда разошелся с Русским Музыкальным Обществом. Чайковский, не разделявший направления кружка, приверженец А. Рубинштейна, с негодованием выступил в печати в защиту Б., влияние которого и он испытал на себе (по плану Б. Чайковский написал увертюру "Ромео и Джульетта", по его совету сочинил программную симфонию "Манфред" и уничтожил симфоническую поэму "Фатум"). Со следующего сезона Б. увеличил число концертов Бесплатной Музыкальной Школы, но долго конкурировать с Русским Музыкальным Обществом не мог, за неимением средств. В 1872 году последний из объявленных концертов не мог уже состояться. Огорченный и обессиленный борьбой, Б. в 1874 году вовсе оставил школу; директором ее был избран Римский-Корсаков. Неудачи завершились не имевшим успеха концертом в Нижнем Новгороде, задуманным для поправления денежных обстоятельств. Удрученный горем и нуждой, обманутый в своих надеждах, Б. был близок к самоубийству. Его прежняя энергия не вернулась. Нуждаясь в средствах не только для себя, но и для своих сестер, оставшихся после смерти отца (1869) на его попечении, он поступил на службу в Магазинное Управление Варшавской железной дороги и стал снова давать уроки музыки. Он отдалился от своих музыкальных друзей, избегал общества, сделался нелюдимым, стал очень религиозным, принялся исполнять обряды, тогда как раньше все это отрицал. - Возвращение к музыкальной деятельности началось у Б. с редактирования предпринятого Л.И. Шестаковой издания партитур опер Глинки "Жизнь за Царя" и "Руслан", имевшихся до того времени лишь в рукописных списках. В 1881 году Б. снова делается директором Бесплатной Музыкальной Школы и до последнего года жизни остается верным любимому делу. Первый концерт Бесплатной Музыкальной Школы в 1881 году прошел при шумных овациях. В 1881 - 83 годы сочинена "Тамара", симфоническая поэма, скоро получившая всесветную известность. В 1883 году по рекомендации своего друга, Т.И. Филиппова, Б. занял пост управляющего придворной певческой капеллой. Он улучшил преподавание научных предметов, организовал, с помощью приглашенного им в помощники Римского-Корсакова, оркестровый класс, усовершенствовал хоровое исполнение, проявляя отеческую заботливость к малолетним певчим. При нем отстроено новое здание капеллы. За этот период Б. почти не сочинял ("Idylle-etude", две мазурки для фортепиано). С оставлением капеллы в 1894 году, обеспеченный пенсией, Б. всецело отдался творчеству, живя спокойно и очень замкнуто в Петербурге (летом в Гатчине), побывав раза два в Крыму. От общественной деятельности он почти отказался. Ему принадлежит инициатива постановки в 1894 году памятника Шопену на его родине, в Желязовой Воле. Он принимал участие в комиссии по постановке памятника Глинке в Петербурге и написал для этого случая кантату, исполненную на торжестве открытия памятника. Ранее при открытии памятника Глинке на его родине в Смоленске он дирижировал там торжественным концертом из его сочинений. К последнему, очень плодотворному, периоду творчества Б. относятся две симфонии (c-dur и d-moll), оркестровка фортепианных пьес Шопена, сведенных в сюиту, окончательная редакция прежних сочинений. Для фортепиано: концерт (Es-dur), соната (b-moll), сюита в 4 руки и свыше 20 отдельных пьес, в том числе 3 мазурки (с прежними всего 7), 7 вальсов, 2 скерцо (всего 3), 3 ноктюрна. Для пения с фортепиано - 22 романса (из них 2 посмертных, а с прежними всего 45). Другие его труды: второй сборник русских народных песен, изданных, кроме того, в виде прелестных пьес в 4 руки; переложения - квартета Бетховена для двух фортепиано, каватины из квартета Бетховена (ор. 130), вступления ко второй части "La suite en Egypte" Берлиоза, "Испанских увертюр", "Камаринской", романсов "Жаворонок" и "Не говори" - Глинки, романса из концерта Шопена - для одного фортепиано, симфонии "Harold en Italie" Берлиоза (по желанию автора) для фортепиано в 4 руки. Духовные сочинения Б.: "Свыше пророцы", "Да возрадуется душа твоя", "Со святыми упокой", "Христос воскресе". Переложения: "Херувимская", "Да молчит всякая плоть", "Достойно есть". Как пианист, Б. обладал первоклассной техникой, и если его туше не отличалось мягкостью, удар - гибкостью, то его интерпретация поражала своеобразной концепцией целого, вносившей в хорошо понимаемые творцом-исполнителем замыслы автора нечто свое. Определенная акцентуация, пластичность, выпуклая фразировка, живой темперамент были отличительными особенностями его передачи. Его собственные очень разнообразные фортепианные сочинения соединяют блестящую виртуозность с глубиной музыкальной мысли. Они обогатили не только русскую, довольно бедную в то время, но и всеобщую фортепианную литературу. С наибольшей силой и яркостью композиторский талант Б. проявился в симфонической музыке. Его первая симфония (c-dur) - одна из грандиознейших по своим размерам и по широте замысла. Первая часть русского характера несколько отступает от классической формы: экспозиция повторяется в измененном виде с новой второй темой, а в разработке (Mittelsatz) появляется эпизодически еще одна новая тема, на которой построено заключение этой части. После легкого, грациозного скерцо следует глубоко-поэтическое Andante на восточную тему. Блестящий финал мастерски разработан и построен на контрасте двух главных тем, русской и восточной, вроде лезгинки. В музыке к "Королю Лиру" великолепные характеристики действующих лиц, яркая выразительность в изображении отдельных моментов драмы, колоритность описательного элемента показывают, что талант Б. мог бы сказать свое слово и в форме оперы. Во всех сочинениях Б. замечается классическая уравновешенность формы и содержания, замысла и выполнения, ясность намерений, мастерство формы, законченность подробностей. Б. на редкость был одарен способностью к самоограничению. Он всегда держится в заранее определенных художественных границах. Ничего лишнего, ничего незначительного - его девиз. Тонкий гармонист, он никогда не впадает в вычурность. Превосходный инструментатор, он не злоупотребляет оркестровыми красками, достигая звуковой мощи - без нагромождения оркестровых звучностей, и колоритности - при сохранении строгой определенности рисунка. Яркий мелодист, он избег монотонности гомофонного стиля. Страстная натура - он и в проявлении страсти остается целомудренно-сдержанным. Его музыка дышит здоровьем и силой. Она чужда романтических мечтаний, не склонна к фантастике, но проникнута своеобразным мистическим характером. Она раскрывает спокойное миросозерцание, не отравленное болезненной нервностью века. Свойственные ей искренность и теплота чувства характерны и для всей русской музыкальной школы. Григорий Тимофеев.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое БАЛАКИРЕВ МИЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • БАЛАКИРЕВ МИЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ
    (1836/37-1910) композитор, пианист, дирижер, музыкально-общественный деятель. Глава "Могучей кучки", один из основателей (1862) и руководитель (1868-73 и 1881-1908) Бесплатной музыкальной …
  • БАЛАКИРЕВ МИЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ
    Милий Алексеевич , русский композитор, пианист, дирижёр, музыкально- общественный деятель. Родился в семье чиновника …
  • БАЛАКИРЕВ, МИЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ в Словаре Кольера:
    (1837-1910), русский композитор, пианист, дирижер, глава и вдохновитель прославленной "Пятерки" - "Могучей кучки" (Балакирев, Кюи, Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков), которая олицетворяет …
  • БАЛАКИРЕВ МИЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ в Современном энциклопедическом словаре:
  • БАЛАКИРЕВ МИЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ в Энциклопедическом словарике:
    (1836/37 - 1910), композитор, пианист, дирижер, музыкально-общественный деятель. Глава "Могучей кучки", один из основателей (1862) и руководителей (1868 - 73 …
  • БАЛАКИРЕВ
    (Милий Алексеевич) — известный русский композитор и музыкально-общественный деятель; род. 21 дек. 1836 г. в Нижнем Новгороде. Воспитывался в Казанском …
  • БАЛАКИРЕВ
    БАЛ́АКИРЕВ Милий Ал. (1836/37-1910), композитор, пианист, дирижёр. Глава "Могучей кучки", один из основателей (1862, совм. с Г.Я. Ломакиным) и руководитель …
  • БАЛАКИРЕВ
    (Милий Алексеевич) ? известный русский композитор и музыкально-общественный деятель; род. 21 декабря 1836 г. в Нижнем Новгороде. Воспитывался в Казанском …
  • БАЛАКИРЕВ
    Милий Алексеевич (1836/37-1910) , композитор, пианист, дирижер, музыкально-общественный деятель. Глава «Могучей кучки», один из основателей (1862) и руководитель (1868-73 и …
  • БАЛАКИРЕВ в Энциклопедии русских фамилий, тайн происхождения и значений:
  • БАЛАКИРЕВ в Энциклопедии фамилий:
    Знатокам русской классической музыки эта фамилия известна благодаря творчеству Милия Алексеевича Балакирева, русского композитора, дирижера, пианиста, автора многих и по …
  • БАЛАКИРЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    БАЛ́АКИРЕВ Вл. Фёд. (р. 1933), химик, ч.-к. РАН (1997). Иссл. в области химии неорганич. оксидных материалов и комплексной переработки полиметаллич. …
  • МИЛИЙ в словаре Синонимов русского языка.
  • МИЛИЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Милий, (Милиевич, …
  • МИЛИЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Персидский, Сузский (ум. 341), священномученик, епископ г. Сузы, пострадавший вместе с двумя своими учениками в гонение Шапура II в …
  • ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН в Цитатнике Wiki:
    Data: 2008-09-05 Time: 04:38:30 * Женщина прекрасная должна занимать вторую ступень; первая принадлежит женщине милой. Сия-то делается владычицей нашего сердца: …
  • ЮРКОВ ПЕТР АЛЕКСЕЕВИЧ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Юрков Петр Алексеевич (1880 - 1937), священник, священномученик. Память 10 сентября, в …
  • ЧЕРНОВ ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Чернов Иван Алексеевич (1880 - 1939), псаломщик, мученик. Память 28 марта и …
  • СТУДНИЦЫН ВАСИЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Студницын Василий Алексеевич (1890 - 1937), протоиерей, благочинный приходов Серпуховского округа, священномученик. …
  • СПАССКИЙ АНАТОЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Спасский Анатолий Алексеевич (1866 - 1916), профессор Московской Духовной Академии по кафедре Истории Древней …
  • СМИРНОВ ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Смирнов Иван Алексеевич (1873 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 27 августа, …
  • МИЛИЙ ПЕРСИДСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Св. Милий (+ 341), епископ Персидский, священномученик. Память 10 ноября. Священномученик Милий, епископ Персидский, …
  • МЕЧЕВ СЕРГЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Мечёв Сергей Алексеевич (1892 - 1942), иерей, священномученик. Память 24 декабря, …
  • АРТОБОЛЕВСКИЙ ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Артоболевский Иван Алексеевич (1872 - 1938), протоиерей, священномученик. Память 4 февраля, …
  • ПЕТР II АЛЕКСЕЕВИЧ
    Петр II Алексеевич - император всероссийский, внук Петра I , сын царевича Алексея Петровича и принцессы Софьи-Шарлотты Бланкенбургской, родился 12 …
  • ИОАНН V АЛЕКСЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Иоанн V Алексеевич - царь и великий князь, родился 27 августа 1666 г., сын царя Алексея Михайловича и первой жены …
  • БАЛАКИРЕВ ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Балакирев Иван Александрович - придворный шут. Родился в 1699 году; служил при Петре I ; был привлечен к суду в …
  • МИЛИЙ ПЕРСИДСКИЙ в Большом энциклопедическом словаре:
    Сузский (ум. 341), священномученик, епископ г. Сузы, пострадавший вместе с двумя своими учениками в гонение Шапура II в Персии. Память …
  • ЩУКО ВЛАДИМИР АЛЕКСЕЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Владимир Алексеевич , советский архитектор и театральный художник. Учился в петербургской АХ (1896-1904) у Л. Н. …
  • ЛЕБЕДЕВ СЕРГЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Сергей Алексеевич [р. 20.10(2.11).1902, Нижний Новгород, ныне Горький], советский учёный в области электротехники и вычислительной техники, академик АН СССР (1953), …
  • ЛЕБЕДЕВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСЕЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Александр Алексеевич , советский физик, академик АН СССР (1943; член-корреспондент 1939), Герой Социалистического …
  • БУНИН ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Иван Алексеевич , русский писатель. Родился в обедневшей дворянской семье. Детство провёл на хуторе Бутырки Орловской …
  • ИОАНН V АЛЕКСЕЕВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    царь и вел. кн., род. 27 авг. 1666 г., сын царя Алексея Михайловича и первой жены его, Милославской. И. Алексеевич …
  • ИОАНН V АЛЕКСЕЕВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? царь и великий князь; род. 27 августа 1666 г.; сын царя Алексея Михайловича и первой жены его, Милославской. И. …
  • УКРАИНСКИЕ ПОСЛОВИЦЫ в Цитатнике Wiki.
  • ИМАЖИНИЗМ в Лексиконе нонклассики, художественно-эстетической культуры XX века, Бычкова:
    (от англ. image— образ) Камерное направление в русской поэзии перв. трети XX в., претендовавшее на конструирование образной системы литературного языка. …

Есть люди, которые олицетворяли целую эпоху. Такой личностью являлся Милий Алексеевич Балакирев, который был одной из ключевых и влиятельных фигур в развитии русской классической музыки. Человек, без которого бы все знания о музыке выглядели и звучали совершенно иначе. Краткая биография Балакирева Милия Алексеевича будет представлена вашему вниманию далее.

Детские годы

В метрических книгах Вознесенской церкви Нижнего Новгорода за 1836 год имеется запись о рождении сына в семье титулярного советника Балакирева Алексея Константиновича. Через несколько дней Балакирев, вместе со своей супругой Елизаветой Ивановной, в этой же церкви крестят мальчика и называют его Милием.

Мальчик получает классическое воспитание, присущее тому времени. В воскресное утро, а также праздничные дни в обязательном порядке вся семья посещала церковь. Мама Милия, Елизавета Ивановна, в комнате сына организовала уголок, в котором находились иконы. Мальчик очень гордился этой частью своей комнаты и проводил там много времени. Часто ребенок просто сидел в тишине и разглядывал образки.

Милий рос очень активным и любознательным ребенком. Ему не было и 6 лет, когда он начал интересоваться музыкой. Первым музыкальным инструментом, на котором он захотел научиться играть, стало фортепиано.

Елизавета Ивановна, увидев интерес сына к музыке, решается проверить его слух. Убедившись, что мальчик обладает абсолютным музыкальным слухом, она все свои силы направляет на развитие его музыкального таланта.

Первые годы обучения

Милий вместе с мамой отправляются в Москву на обучение. Удача им улыбается, ведь учит осваивать фортепиано мальчика сам Александр Дюбюка, один из известнейших педагогов и музыкантов того времени. Именно благодаря своему учителю, Милию удается очень быстро и виртуозно отполировать свою технику игры на музыкальном инструменте.

Через некоторое время мальчик возвращается домой в Нижний Новгород, но учебу не прекращает. Его наставником становится Карл Эйзерих, талантливый музыкант и дирижер. Под его началом проходят ежедневные уроки Милия.

В эти годы жизнь часто преподносит мальчику судьбоносные подарки. Один из них - знакомство с Александром Дмитриевичем Улыбышевым, истинным любителем и настоящим ценителем музыки. Новый знакомый по достоинству оценил талант Балакирева. Милий становится частым гостем в доме Улыбышева, где собирается музыкальная элита города. Именно под влиянием этих кружков формируется внутренний мир и идейные взгляды юноши.

В конце 40 годов XX века, когда Милию было всего 13 лет, он поступает в Нижегородский дворянский институт. Обучение длится 4 года, а после окончания института юноша переезжает в Казань. В течение двух лет Милий слушает лекции в Казанском университете на математическом факультете. Именно тогда появляются ранние труды талантливого юноши, романс «Ты пленительной неги полна» и концертное Allegro.

К этому времени мать юноши, которая всегда была его главной поддержкой и опорой, несколько лет как скончалась. Отец же, вступив в новый брак, в котором родились новые дети, еле сводил концы с концами. Для того чтобы хоть как-то держаться на плаву, Милий давал музыкальные уроки.

Знакомство с М. И. Глинкой

Все это время Милий Балакирев продолжает поддерживать тесные отношения с Улыбышевым. Надо отметить, что последний в жизни нашего героя сыграл очень важную роль. В своем поместье меценат содержал личный оркестр, на котором Балакирев впервые пробовал свою руку как музыкант. Он не только дирижировал бетховенскими симфониями, но и разбирался, как устроен оркестр и как руководить людьми. А на инструменте помещика Милий имел неограниченную возможность много заниматься и оттачивать свою технику. Позже состоятельный помещик привез Балакирева в Петербург и познакомил с Михаилом Ивановичем Глинкой.

Последний считается первым классиком русской музыки. Глинка тогда собирался уезжать из Петербурга насовсем. Однако встреча двух музыкантов все же состоялась, хотя и была очень короткой. Михаил Иванович похвалил Балакирева, пообещал великое будущее, а также сказал, что его ждет слава "второго Глинки".

С этого момента в музыкальных кругах пошла легенда о Балакиреве. О молодом, талантливом и пылком музыканте, который все умеет и многое знает, заговорил весь Петербург. Перед музыкантом открылись врата великих возможностей. В 19 лет Балакирев дал свой первый большой концерт перед избалованными петербургскими зрителями. Публика с восхищением приняла пианиста-виртуоза. Творчеством Милия Балакирева заинтересовались многие истинные ценители музыкального искусства.

Музыкальная школа Балакирева

В жизни композитора Милия Балакирева была еще одна страсть. Это страсть к учительству, желание передать свои умения кому-то другому, научить играть классическую музыку и писать свои произведения. Под влиянием этого желания и при поддержке императора Милий Алексеевич вместе со своим товарищем Гавриилом Якимовичем Ломакиным основывают музыкальную школу.

Однако в 1866 году Михаил Иванович Глинка приглашает Балакирева к совместной работе и сотрудничеству. Молодой гений переезжает в Прагу, где работает над операми "Руслан и Людмила" и "Жизнь за царя". Публика с восторгом принимает работу двух именитых музыкантов.

Судьбой же школы все это время занимался Ломакин. Однако в 1868 году он перекладывает все обязанности с себя на Милия Алексеевича, который на протяжении 6 лет оставался ее директором.

Балакирев и его ученики

Балакирев очень ответственно подошел к должности учителя в своей школе. Он мечтал о том, чтобы из стен его учреждения вышли десятки талантливых музыкантов, которые бы прославили его имя. Однако его учительство и наставничество носило крайне жесткий и авторитарный характер.

Первым из учеников, в котором Милий Алексеевич пытался воплотить свои амбиции, стал студент-химик Аполлон Гуссаковский. Юноша подавал большие надежды и готов был часы напролет заниматься музыкой. Балакирев многому обучил своего ученика, вложив в него много физических и моральных сил. Гуссаковский же после окончания института попрощался со своим наставником и уехал за границу. Больше они никогда не встречались.

Однако школа Балакирева получила популярность к тому времени. И молодые юноши толпами приходили на обучение. Среди учеников оказался офицер с Преображенского полка Модест Мусоргский. Знакомство с ним носило судьбоносное значение для Балакирева.

"Могучая кучка"

Офицер Мусоргский приводит с собой Александра Порфирьевича Бородина, врача из госпиталя, в котором он когда-то дежурил, тоже страстного любителя классической музыки. А чуть позже к ним примыкают инженерный офицер Цезарь Кюи, библиотекарь Владимир Васильевич Стасов и совсем молоденький подросток, будущий гардемарин Николай Андреевич Римский-Корсаков.

Балакирев был в восторге от своих новых учеников. Для каждого из них он стал наставником. Однако в процессе работы и творчества мужчины стали единомышленниками. И Балакирев понимал, что в стенах школы дальше продолжать свою идеологию будет трудно.

Поэтому Милий Алексеевич, который жил в съемных квартирах, устраивает в них кружки и посиделки для своих новых друзей. Группировка музыкантов очень скоро стала известной и получила название "Могучая кучка". По сути, они представляли собой любительскую филармонию, стали народным проектом художественной самодеятельности.

Однако их суждения не всегда носили приемлемый характер. Целью "Могучей кучки" было выработать свой характерный стиль в музыке, который бы противостоял официальным музыкальным организациям, Императорскому русскому музыкальному обществу и консерватории.

Все члены группировки были музыкантами-самоучками. Они сочиняли музыкальные произведения, а Балакирев был главным критиком. Он вносил изменения, одобрял и поддерживал своих единомышленников. Часто, пользуясь своим авторитетом среди товарищей, Милий Алексеевич в резкой форме и достаточно агрессивно мог перечеркнуть все музыкальное сочинение.

Это и сказалось на дальнейшей судьбе "балакиревской группировки". Споры и недовольства внутри единомышленников возрастали. В результате в конце 60-х годов XIX века все члены "Могучей кучки" окончательно переругались. Группировка распалась, но все же оставила значительный след в русской музыке.

Музыкальная карьера Милия Алексеевича

После распада "Могучей кучки" Милий Алексеевич работал в ненавистном ему Императорском русском музыкальном обществе. Музыкант находится на вершине своей карьеры. Послушать именитого пианиста и дирижера приходит весь свет и элита Петербурга.

Однако радикальные взгляды на консерватизм в классической музыке, которую ему приходилось играть на концертах в этом заведении, поставили крест на его работе. Милий Алексеевич позволял себе в резкой форме высказываться в адрес руководства Императорского русского музыкального общества. Терпеть хамство дирижера никто не стал. После двух лет работы он был со скандалом уволен.

Балакирев остается один на один со своей музыкой. Дирижер возвращается к себе в Нижний Новгород и дает там концерт, на который приходит очень мало зрителей. Однако в это время он наконец-то заканчивает свою восточную фантазию "Исламей" на фортепиано. На тот момент только это произведение и несколько его увертюр были известны широкой публике.

Душевный кризис

Как свидетельствует биография Милия Балакирева, к 33 годам он изжил себя как музыкант. Он переживает тяжкий душевный кризис и пропадает из музыкального сообщества. Никто не знал, где он находится. Балакирев не поддерживал отношения ни с кем из друзей. Однако в узких кругах было известно, что музыкант поступил на государственную службу.

Он каждый день ходил на работу на товарную станцию Варшавской железной дороги. Его должность называлась чиновник магазинного управления. Он руководил складскими делами и грузовыми перевозками. На этой службе Балакирев, который в молодости был студентом математического факультета, быстро продвигается по службе.

Милий Алексеевич Балакирев, биография которого представлена вашему вниманию в статье, знакомится с кадровиком Варшавской железной дороги Тертием Ивановичем Филипповым, который являлся человеком известным в высших кругах. Балакирева и Филиппова объединяют и сближают религиозные взгляды и вера. В это время музыкант, который переживает душевный кризис, даже думает об уходе в церковь.

Тертий Иванович, когда встал вопрос об укреплении придворной певческой капеллы, предлагает кандидатуру Милия Алексеевича. Благодаря его авторитету среди верховных чиновников, Балакирева приглашают на новую должность.

Работа в придворной певческой капелле

Как только Милий Алексеевич занял должность руководителя придворной певческой капеллы, своим помощником он назначил Николая Андреевича Римского-Корсакова, который был человеком дельным и настоящим профессионалом. На него Балакирев возложил все музыкальные дела, сам же поначалу занимался исключительно административными вопросами.

Существующее на сегодняшний день в Петербурге здание академической капеллы по адресу Мойка, 20 было построено благодаря стараниям Милия Алексеевича. Он показал себя как ответственный чиновник.

Балакирев сделал очень многое для придворной капеллы. Он добился того, что при ней создали школу, в которой ученики получали качественное певческое образование. Были созданы музыкальные классы, в которых обучали игре на инструментах. Это давало возможность ученикам после окончания школы остаться работать здесь же, в оркестре.

Римский-Корсаков, который занимался отбором талантливых музыкантов в оркестр, создал отличную команду талантливых профессионалов. Балакирев же не преподавал в капелле, а только управлял этим сложным механизмом. Он держал под контролем все: от кухни заведения до организации учебно-образовательного процесса. В таком режиме он проработал в течение 11 лет, выйдя в 1884 году в отставку в чине статского советника.

Музыкальное наследие Балакирева

Уйдя на пенсию, Балакирев больше не думал о финансовых проблемах. Он посвятил всего себя сочинению музыкальных произведений. Через 4 года после отставки Милий Алексеевич заканчивает Первую симфонию, которая обсуждалась и игралась довольно продолжительное время.

Балакирев умер в 1910 году, оставив небольшое музыкальное наследие. Среди основных шедевральных произведений Балакирева Милия Алексеевича можно отметить:

  • симфоническую поэму "Тамара";
  • фортепианную фантазию "Исламей";
  • музыку к трагедии "Король Лир"
  • фантазию на тему оперы "Иван Сусанин";
  • первую симфонию C-dur;
  • а также множество романсов и песен.

Незаконченные же произведения Милия Алексеевича после его смерти дорабатывали и дописывали его единомышленники и ученики.

Милий Алексеевич Балакирев вошел в историю как один из первых критиков русской музыки. Его жизнь была чередой побед и неудач. Музыкант так и не создал семью, посвятив всего себя музыке. Помимо музыкальных достижений, Балакирев оставил свой след и как талантливейший чиновник и руководитель.

Милий Алексеевич Балакирев — русский композитор, пианист, дирижер, музыкально-общественный деятель, р одился 2 января 1837 года в Нижнем Новгороде в обедневшей дворянской семье.

Милий Балакирев учился в нижегородской гимназии, нижегородском Александровском дворянском институте.

Музыкальные способности Балакирев обнаружил в раннем детстве — мать и старшая сестра учили его игре на фортепиано. Видя музыкальную одаренность сына, мать отвезла его в Москву, где он обучался у известного пианиста Дюбюка. Он также некоторое время брал уроки у Джона Фильда.

По финансовым причинам занятия в Москве продолжались недолго, мальчик вернулся в Нижний Новгород и стал брать уроки музыки у дирижера оркестра местного театра Карла Эйзриха, который не только дал ему основные сведения по теории музыки, но и познакомил с местным меценатом Улыбышевым (автором первой русской монографии о Моцарте), имевшим великолепную библиотеку. Балакирев смог познакомиться с лучшими образцами классической мировой литературы. К тому же он получил возможность поработать с домашним оркестром Улыбышева и на практике изучить основы инструментовки, получить первоначальные навыки дирижирования.

В 1853-1855 Балакирев состоял вольнослушателем на математическом факультете Казанского университета, зарабатывая на хлеб уроками игры на рояле.

В 1855 Балакирев встретился в Петербурге с Глинкой, который убедил молодого композитора посвятить себя сочинению музыки в национальном духе. Уезжая в Берлин, Глинка подарил ему свой портрет.



12 февраля 1856 Балакирев блестяще дебютировал в Санкт-Петербурге в университетском концерте как пианист и композитор, своим концертным Allegro (fis-moll). Оркестром управлял Карл Шуберт. «Балакирев — богатая находка для нашей отечественной музыки », — писал Серов под впечатлением от его выступления.

Имя молодого композитора сразу же становится известным в музыкальных кругах Петербурга. О нем пишут в газетах. Его охотно приглашают к себе представители знати для участия в домашних концертах. Однако его не привлекает роль модного виртуоза, выполняющего прихоти знатных покровителей. Он решительно порывает светские связи, хотя и обрекает себя тем самым на жизнь, полную нужды и лишений. Основным источником существования остаются для него частные уроки музыки. В то. же время всю свою энергию, все свои силы он отдает борьбе за содержательное, высокоидейное музыкальное искусство.

Балакирев близко сошёлся со Стасовым, в котором нашёл чуткого, любящего друга и идейного вдохновителя. Знакомство с Даргомыжским, также оказало на него влияние.

С конца 1858 по 1861 год Милий Балакирев был занят сочинением музыки к трагедии Шекспира «Король Лир». Толчком послужила новая постановка трагедии на сцене Александрийского театра. Музыка Балакирева к «Королю Лиру», принадлежащая, по словам Стасова, «к числу высших и капитальнейших созданий новой музыки» , отличается глубоким проникновением в характер шекспировской драмы, рельефностью музыкальных образов и органической связью со сценической драматургией. Однако в театре эта музыка никогда не исполнялась, а увертюра, получившая характер вполне законченного, самостоятельного произведения, стала первым образцом русского программного симфонизма.



В этот же период сформировалось содружество композиторов «Могучей кучки». Еще в 1856 Балакирев познакомился с молодым военным инженером Кюи, с которым быстро сошелся на основе общих музыкальных интересов. В 1857 произошла встреча с выпускником военного училища Мусоргским, в 1861 — с семнадцатилетним морским офицером Римским-Корсаковым, а в 1862 — с профессором Медико-хирургической академии по кафедре химии Бородиным. Так сложился кружок. По свидетельству Римского-Корсакова, Балакирева «слушались беспрекословно, ибо обаяние его лично было страшно велико. Молодой, с чудесными, подвижными, огненными глазами, с красивой бородой, говорящий решительно, авторитетно и прямо; каждую минуту готовый к прекрасной импровизации за фортепиано, помнящий каждый известный ему такт, запоминающий мгновенно играемые ему сочинения, он должен был производить это обаяние, как никто другой» .

Занятия со своими товарищами-учениками Балакирев строил по методу свободного обмена творческими мыслями. Произведения всех членов кружка проигрывались и обсуждались сообща. Подвергая критике сочинения своих друзей, Балакирев не только указывал, как следует исправить отдельные недочеты. Зачастую он сам дописывал целые куски музыки, инструментовал, редактировал. Он щедро делился с друзьями творческими замыслами, опытом, подсказывал им темы и сюжеты. Большое место в занятиях занимал также анализ выдающихся произведений классиков и современных кружку композиторов. Как писал Стасов, беседы Балакирева «были для товарищей его словно настоящие лекции, настоящий гимназический и университетский курс музыки. Кажется, никто из музыкантов не равнялся с Балакиревым по силе критического анализа и музыкальной анатомии». Возникавшие в кружке споры зачастую выходили далеко за пределы чисто музыкальных вопросов. Горячо обсуждались проблемы литературы, поэзии, общественной жизни.

Милий Балакирев был первым из русских музыкантов, предпринявшим экспедиционную поездку для записи песен на Волгу (лето 1860). Он отправился на пароходе от Нижнего Новгорода до Астрахани вместе с поэтом Щербиной, исследователем и знатоком русского фольклора. Щербина записывал слова, Балакирев — мелодии народных песен.

А.К. Глазунов и М. А. Балакирев.

Первым творческим итогом поездки была новая увертюра (или картина) на темы трех русских песен из числа записанных на Волге. Балакирев дал ей название «1000 лет», а позднее, в 1887, переработав, назвал ее симфонической поэмой «Русь». Внешним поводом к сочинению явилось открытие в 1862 в Новгороде памятника «Тысячелетие России».

Милий Алексеевич создал новый тип музыкальных обработок воспроизводящих своеобразными художественными средствами особенности народно-песенного искусства. В этих обработках, как и в собственных сочинениях на народные темы, он смело сочетал ясную диатонику крестьянской песни с колористическим богатством современной ему романтической гармонии, находил необычные инструментальные краски, новые интересные приемы развития, которые подчеркивали своеобразие русской песни и воссоздавали характерные картины народной жизни, природы.

Ценным вкладом в область русской музыкальной этнографии является «Сборник русских народных песен», изданный Балакиревым в 1866.

Балакирев трижды побывал на Кавказе: в 1862, 1863 и 1868. Под впечатлением от этих путешествий им была написана фортепианная фантазия «Исламей», главной темой которой стала услышанная во время странствий мелодия кабардинской пляски. По итогам этих путешествий Балакирев начал работать над симфонической поэмой «Тамара».


18 марта 1862 Балакирев вместе с хоровым дирижером Ломакиным основал «Бесплатную музыкальную школу». Эта школа на первых порах своего существования развернула широкую деятельность. В концертах, устраиваемых этой школой, вокальными, хоровыми пьесами дирижировал Ломакин, а оркестровыми - Балакирев. 28 января 1868 после отказа Ломакина от управления школой, Балакирев, как один из её учредителей, принял на себя этот труд и в качестве директора заведовал школой до осени 1874.

Вагнер, будучи в России и услышав выступление Балакирева, с большой похвалой отозвался о его дирижерском искусстве и добавил, что видит в нем своего будущего русского соперника.

В 1867 Балакирев выступал в качестве дирижера в Праге, где впервые знакомил чешскую публику с «Русланом и Людмилой» Глинки: «Руслан» окончательно покорил себе чешскую публику. Восторженность, с которой его приняли, не уменьшается и теперь, хотя я его уже дирижировал 3 раза». Пражские слушатели преподнесли Балакиреву венки, и один из них он решил отвезти на могилу Глинки. Чешские газеты признали в лице Балакирева достойного ученика Глинки, продолжателя его дела

С осени 1867 до весны 1869 Милий Балакирев дирижировал симфоническими концертами Императорского русского музыкального общества (в 1867 вместе с Берлиозом), в которых, по преимуществу, исполнялись сочинения Берлиоза, Листа и оркестровые сочинения русских композиторов: Римского-Корсакова, Бородина, Мусоргского.

К концу шестидесятых годов завязываются дружеские связи Балакирева с Чайковским. Композиторы ведут оживленную переписку. Балакирев своими советами во многом помогает развитию программного симфонического творчества Чайковского, а тот, в свою очередь, содействует популяризации сочинений Балакирева в Москве.

К этому времени на Балакирева уже начинают один за другим сыпаться тяжелые удары.

Весной 1869 представители придворной клики грубо отстраняют его от дирижирования концертами Императорского русского музыкального общества. Это вызвало глубокое возмущение передовой музыкальной общественности. Чайковский поместил в «Современной летописи» статью, в которой выразил отношение всех честных музыкантов к факту бесцеремонного изгнания из высшего музыкального учреждения человека, составляющего гордость и украшение русской музыкальной культуры. Чайковский писал: «Балакирев может сказать теперь то, что изрек отец русской словесности, когда получил известие об изгнании его из Академии наук: «Академию можно отставить от Ломоносова, но Ломоносова от Академии отставить нельзя».

К этому же времени сильно пошатнулось материальное положение «Бесплатной музыкальной школы». Она была на грани закрытия. Балакирев это очень тяжело переживал.

Возникли серьезные неурядицы и в его личной жизни: смерть отца повлекла за собой необходимость принять на себя заботы о содержании незамужних сестрах, в то время как сам композитор не имел средств к существованию.


К началу семидесятых годов изменили сь и отношения Балакирева с членами «Могучей кучки». Питомцы Балакирева стали зрелыми, вполне сложившимися композиторами, перестали нуждаться в его повседневной опеке. В таком явлении не было ничего противоестественного, и один из членов кружка — Бородин — дал этому правильное объяснение, хотя и облеченное в шутливую форму: «Пока все были в положении яиц под наседкою (разумея под последней Балакирева) все мы были более или менее схожи. Как скоро вылупились из яиц птенцу — обросли перьями. Перья у всех вышли по необходимости различные; а когда отросли крылья — каждый полетел, куда его тянет по натуре его. Отсутствие сходства в направлении, стремлениях, вкусах, характере творчества и проч., по-моему, составляет хорошую и отнюдь не печальную сторону дела». Однако болезненно самолюбивый, тяжело уязвленный неудачами, Балакирев не мог примириться с потерей былого влияния на недавних учеников.

Неудачи Милия Алексеевича завершились не имевшим успеха концертом в Нижнем Новгороде, задуманным для улучшения финансового положения.

Тяжелые переживания вызвали острый душевный кризис. Одно время Балакиревым владела мысль о самоубийстве. Вынужденный ради заработка поступить рядовым служащим в правление Варшавской железной дороги, он отстраняется от прежних друзей и надолго отказывается от каких-либо музыкальных занятий.

Лишь к концу семидесятых годов у него постепенно возрождается интерес к музыке. Он вновь берется за прерванное сочинение симфонической поэмы «Тамара». Возвращению Балакирева к музыкальной деятельности во многом содействовали старания его друзей. В частности, значительную роль сыграла Шестакова, предложившая ему принять участие в редактировании готовящихся к изданию партитур Глинки. Балакирев деятельно принялся за эту работу, пригласив для помощи Римского-Корсакова и его ученика Лядова.

Но Балакирев вернулся к музыкальной жизни уже не прежним «орлом», как его когда-то называл Даргомыжский. Душевные силы его были надломлены, появилась болезненная замкнутость. Особенно поразило друзей обращение Балакирева к религии.

С 1883 по 1894 Балакирев был управляющим Придворной певческой капеллы. Все музыкальное дело певческой капеллы он сосредоточил в своих руках, им была разработана программа научных классов. Он приобщил к работе в капелле в Римского-Корсакова, занимавшего должность инспектора музыкальных классов. Особое внимание Балакирев уделил развитию оркестрового класса при капелле.

К 1894 относится последнее публичное выступление Балакирева как пианиста. Это было на торжествах в Желязовой Воле — на родине Шопена, где по инициативе Балакирева был открыт памятник великому польскому композитору.

До конца жизни Балакирев сохранял горячую любовь к Глинке. В 1885 в Смоленске он участвовал в празднестве открытия памятника великому композитору и дирижировал там двумя концертами. В 1895 он добился установки мемориальной доски на доме в Берлине, в котором скончался Глинка, сам ездил на торжества в составе русской делегации и дирижировал в Берлине своей симфонией. А в 1906 в честь открытия памятника Глинке в Петербурге (инициатором и на этот раз был Балакирев) исполнялась сочиненная им торжественная кантата.



Балакирев принимал непосредственное участие в создании Мусоргским, Римским-Корсаковым, Бородиным, Кюи оперных произведений, помогая им в выборе сюжетов и работе над музыкой, пропагандировал русские оперы как дирижер и публицист. Особенно значительна была деятельность Балакирева в области популяризации опер Глинки в России и за границей.

Милий Алексеевич Балакирев умер 16 мая 1910 года в Санкт-Петербурге, в своей квартире на Коломенской улице, 7. Согласно его воле Ляпунов завершил ряд не законченных им произведений, в том числе и фортепианный концерт ми-бемоль мажор.

Балакирев погребен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. В 1936 во время реконструкции Некрополя мастеров искусств прах Балакирева был перенесен от южной ограды кладбища ближе к стене бывшей Тихвинской церкви, и захоронен на Композиторской дорожке рядом с Римским-Корсаковым, умершим в 1908.

Милий Балакирев сыграл огромную роль в становлении национальной музыкальной школы, хотя сам сочинял относительно немного. В симфонических жанрах им создано две симфонии, несколько увертюр, музыка к шекспировскому «Королю Лиру», симфонические поэмы «Тамара», «Русь», «В Чехии». Для фортепиано он написал сонату си-бемоль минор, блистательную фантазию «Исламей» и ряд пьес в разных жанрах. Высокую ценность имеют романсы и обработки народных песен. Музыкальный стиль Балакирева опирается с одной стороны на народные истоки и традиции церковной музыки, с другой - на опыт нового западноевропейского искусства, в особенности Листа, Шопена, Берлиоза.

enc.vkarp.com ›2011/04/24/б-балакирев-милий…

Ещё:

Крупнейший российский композитор Балакирев Милий Алексеевич, произведения которого до сих пор не теряют своей актуальности, известен не только своим выдающимся творчеством, но и как создатель и идейный вдохновитель целого течения в русской музыке.

Детство и семья

Родился будущий композитор 2 января 1837 года в Нижнем Новгороде. Его отец, Балакирев Алексей Константинович, был титулярным советником дворянского происхождения, мама занималась детьми. Семья придерживалась традиционных христианских взглядов, и мальчик рос очень религиозным, его даже поддразнивали дома, называя «будущим архиереем». Вера на протяжении всей жизни оставалась для Балакирева важной темой. С раннего возраста ребенок показывал музыкальные способности, и мама это заметила.

Первые музыкальные опыты

Уже в 6-7 лет Балакирев Милий Алексеевич под руководством матери начинает учиться игре на фортепиано, демонстрируя значительные успехи. Для того чтобы дать сыну лучшие навыки, мама везет его в Москву. Там он проходит короткий курс фортепианной техники у и педагога Александра Дюбюка. Затем дома он продолжает осваивать инструмент под руководством местного пианиста и дирижера К. Эйзериха. Именно музыкант познакомил Балакирева с Александром Дмитриевичем Улыбышевым, меценатом, музыкантом-любителем, просветителем, который сыграл очень важную роль в жизни композитора. В его доме собиралось блестящее общество местных мыслителей, литераторов, музыкантов, устраивались концерты, обсуждались проблемы искусства. Здесь было заложено основание эстетического мировоззрения Балакирева.

Учеба

Мать будущего композитора рано умерла, это положило конец систематическим занятиям Балакирева музыкой. Позже его отец женился вновь, его жалования едва хватало на жизнь большой семье, об оплате учебы речь не могла идти. В 12 лет мальчика отдают в Нижегородский дворянский институт, где он получает среднее образование за счет местного дворянства. Через четыре года он поступает вольнослушателем в Казанский университет на математический факультет, но проучиться он смог чуть более года, денег на дальнейшее образование у него не было, он добывал себе пропитание, давая уроки музыки. Во время учебы Балакирев Милий Алексеевич пишет первые музыкальные произведения: романсы, пьесы для фортепиано.

Призвание

Видя несомненную одаренность юноши, Улыбышев в 1855 году берет его с собой в Санкт-Петербург, где знакомит с русским композитором М. Глинкой.

Балакирев Милий Алексеевич, музыка для которого стала важнейшей частью жизни, показал свои произведения мэтру и получил очень высокую оценку и рекомендацию всю свою жизнь посвятить сочинению музыки. Уже через год начинающий автор представляет публике свои первые опусы, а также дебютирует как пианист и дирижер при исполнении его концертного аллегро для фортепиано с оркестром. Это выступление было очень благосклонно принято критиками и публикой, Балакирева стали приглашать для выступлений в богатых домах, это помогло решить финансовые проблемы композитора, но отнимало довольно много времени. Музыкант сразу заявил о себе как о русском творце, национальные мотивы стали его фирменным знаком.

Путь в профессию

Балакирев Милий Алексеевич, творчество которого постепенно набирает популярность, некоторое время ведет активную концертную деятельность, вращается в светских кругах. Но это отнимает у него слишком много сил и времени, а он видел свое предназначение в сочинении музыки и распространении передовых идей. Он сокращает количество выступлений, хотя это отрицательно сказывается на его материальном положении, и решает посвятить себя музыке и просветительству.

Балакирев и "Могучая кучка"

В конце 50-х годов XIX века Балакирев сближается с целым рядом музыкантов: А. С. Даргомыжским, В. В. Стасовым, А. Н. Серовым. Так формируется кружок, который впоследствии станет называться «Могучей кучкой». Единомышленники много рассуждали о судьбе национальной музыки, обсуждали произведения. Со временем к группе присоединились самые значительные композиторы Российской империи Н. Римский-Корсаков, А. Бородин, М. Мусоргский, Ц. Кюи. Балакирев увидел в каждом из этих молодых людей божественный свет музыки, помог им развить дар, сформировать собственный музыкальный стиль. Складывается мощная команда авторов, каждый из которых работает в собственной манере, но при этом они коллективно помогают друг другу вырабатывать единый национальный стиль.

Группа активно общалась с представителями творческой интеллигенции своего времени: с критиками И. Тургеневым, А. Григоровичем, А. Писемским, И. Репиным. Тесные и сложные связи у композиторов установились с П. И. Чайковским, на которого «Могучая кучка» оказала сильное влияние. Музыканты вели активную пропаганду идей народности в искусстве, которые были авангардным направлением для русской культуры.

К 70-м годам группа распалась, но ее идеи продолжали жить и развиваться. «Могучая кучка» оставила значительный след в русской музыке, ее влияние на себя признавали А. Лядов, А. Аренский, С. Ляпунов, М. Ипполитов-Иванов, даже во французской музыкальной культуре появилась известная «шестерка» Эрика Сати и Жана Кокто, повторяющая путь «Могучей кучки».

Педагогическая деятельность

Милий Алексеевич Балакирев, биография которого навсегда связана с музыкой, большой вклад внес в формирование отечественной школы. В 1862 году вместе с дирижером хора Г. Ломакиным Балакирев создает Бесплатную музыкальную школу, которая стала центром просвещения, пропаганды национального искусства и первым местом массового музыкального образования.

Император поддержал начинание музыкантов, поэтому у организаторов была возможность развить бурную деятельность. Они устраивали концерты учащихся, принимали в учебное заведение всех, кто имел способности, но не мог платить за обучение. В школе преподавались сольфеджио, музыкальная грамота и вокал. Балакирев был директором учреждения и дирижером концертов. Во второй половине 80-х годов XIX века в школе ощущался острый дефицит финансов, что привело к значительному сокращению ее активности. Балакирев в то время переживал сильнейший кризис, он даже покидает пост директора на некоторое время.

Но в 1881 году он возвращается на должность директора любимого детища и остается верным школе до конца жизни. В 1883 году Балакирев при протекции Т. И. Филиппова занимает пост управляющего придворной певческой капеллой, где пригодился его организаторский и педагогический талант. Он улучшает систему преподавания в капелле, усиливает научную составляющую в преподаваемых дисциплинах, приглашает преподавать Н. Римского-Корсакова, организовывает оркестровый класс, значительно повышает качество жизни учеников, строит новое здание капеллы. В 1894 году он оставляет руководство капеллой и выходит на пенсию с солидным денежным обеспечением, с этого времени он мог всецело посвятить себя творчеству.

Музыкальная карьера

Балакирев Милий Алексеевич всю свою жизнь занимался музыкой, его деятельность началась с написания первых любительских романсов и фортепианных пьес. Деятельность композитора начиналась под сильным влиянием М. Глинки, который сыграл важную роль в жизни музыканта. В 1866 году Глинка пригласил Балакирева руководить постановкой опер «Руслан и Людмила» и «Жизнь за царя» в пражский театр. Музыкант проявил большую активность и показал свой дирижерский талант в этой работе, которая имела большой успех и способствовала укреплению положения Балакирева в музыкальном мире.

В 1860 году композитор путешествует по Волге, где собирает песни бурлаков, которые позже оформит в музыкальный сборник, наделавший немало шума в отечественной культуре. В 1862, 1863 и 1868-м годах он совершает поездки на Кавказ, впечатления от которых повлияли на творчество музыканта. Вскоре композитора приглашают дирижировать Императорскими концертами русского музыкального общества, но в 1869 году он вынужден покинуть эту должность.

Начинается непростой период в жизни Балакирева, композитор подвергается гонениям и клевете, это наносит ему психологическую травму, и на несколько лет он сильно сократил свою творческую активность. В 1881 году он возвращается в музыку, но больше занимается руководством капеллой, пишет немного, но в это время появляется несколько сильных, зрелых произведений, например симфоническая поэма «Тамара».

В конце 90-х годов наступает последний творческий и очень продуктивный период жизни композитора. Он пишет много музыки для фортепиано, работает над симфоническими поэмами «Русь» и «В Чехии».

Творческое наследие

Композитор Балакирев Милий Алексеевич, годы жизни которого отданы поискам средств к существованию, просветительской и педагогической деятельности, оставил небольшое, но значительное наследие. К числу его основных произведений относят музыку к «Королю Лиру», фортепианную фантазию «Исламей», несколько серьезных обработок других композиторов, около 2 десятков романсов и песен, две симфонии.

Личная жизнь

Балакирев Милий Алексеевич был страстной, увлекающейся натурой, помещенной в трудные жизненные обстоятельства. Всю жизнь он был стеснен в средствах, его преследовали недоброжелатели, которые клеветали на него, организовывали кампанию против композитора в прессе. Наибольшей глубины финансовый кризис достиг в 1872 году, когда концерты школы не только перестали приносить прибыль, но и вовсе не могли проходить. В придачу к этому умирает отец композитора, и на его плечи ложится забота о благополучии младших сестер. Музыкант в отчаянии, он доходит до нервного истощения, даже задумывался о самоубийстве.

В 1874 году Балакирев покидает школу и поступает в Магазинное управление Варшавской железной дороги в качестве мелкого служащего, он снова начинает давать уроки музыки. Ни сил, ни времени поддерживать отношения с друзьями у него не было, и он отходит от круга единомышленников, не сочиняет музыку. Это был самый тяжелый период в его жизни. Балакирев нашел выход в религии, он стал очень набожным и постепенно начал приходить в норму. В 1881 году, когда он вновь вернулся к работе в школе, его психическое состояние выравнивается. Жизненные перипетии, увлеченность музыкой не позволили Балакиреву создать собственную семью, он так и прожил холостяком, увлеченным творчеством.

Композитор прожил длинную и насыщенную жизнь, он скончался 29 мая 1910 года и похоронен на Тихвинском кладбище.

Жизнь творческих людей часто полна взлетами и падениями, разными событиями, не исключение и Балакирев Милий Алексеевич. Интересные факты составляют огромный список, среди них есть и грустные. Так, при всех заслугах композитора не только перед русской культурой, но и перед всей европейской музыкой ни в одном городе мира ему так и не поставили памятника. Зато одна из лучших музыкальных школ Европы, если не мира, расположенная в Москве, гордо носит его имя.

Балакирев с детства был болен, его часто преследовали мучительные и неотступные головные боли, которые доводили его до отчаяния. В один из таких затянувшихся кризисов он даже хотел бросить все и уйти в монастырь, но, к счастью, болезнь отступила, и композитор остался в

Своим образованием, по сути, Балакирев обязан самому себе, он много работал над своей техникой и самосовершенствовался. Однако, когда ему предложили уже в зрелые годы занять должность профессора Московской консерватории, композитор отказался, так как у него не было академического образования.