Микроэкономика. Особенности спроса на основные факторы производства

В отличие от спроса на обычные потребительские товары индивидуального назначения, т.е. продукты конечного потребления, спрос на факторы производства имеет свою специфику. Особенностью, специфической чертой спроса на любые факторы производства является то, что он имеет производный, вторичный характер по сравнению со спросом на конечные потребительские блага. Производный характер спроса на факторы производства объясняется тем, что потребность в них возникает лишь в том случае, если с их помощью могут быть произведены пользующиеся спросом конечные потребительские блага, т.е. товары или услуги обычного потребительского назначения.

Спрос на любой фактор производства может возрастать или снижаться в зависимости от того, возрастает или снижается спрос на потребительские товары, изготовленные с помощью данного фактора производства. Спрос на факторы производства предъявляют лишь предприниматели, т. е. та часть общества, которая способна организовать и осуществить выпуск продуктов и услуг, необходимых для конечного потребления. Предприниматели стремятся обнаружить возможности получения дохода, не замеченные конкурентами. Рынки факторов производства сообщают предпринимателям информацию о ценах, технико-экономических характеристиках товаров, уровне издержек производства, объемах предложения и т. д.

Какие факторы влияют на спрос на ресурсы? Тот факт, что спрос на любой ресурс является производным от производимого с его помощью продукта, означает, что спрос на ресурс будет зависеть от его производительности и рыночной стоимости (цены) товара, который производится с его использованием. Таким образом, спрос на ресурс будет изменяться, т.е. кривая спроса на ресурс будет перемещаться, в результате:

а) изменения в спросе, а соответственно и в цене на продукт, который производится с помощью данного ресурса;

б) изменений в производительности ресурса в силу либо роста количества и повышения качества иных ресурсов, в сочетании с которыми используется данный ресурс, либо в связи с повышением качества самого указанного ресурса;



в) изменений в цене самих ресурсов.

На спрос на факторы производства влияет также то обстоятельство, что факторы производства могут использоваться их потребителями только во взаимодействии и взаимодополнении. Для организации производственного процесса требуются многие факторы: труд, земля, техника, сырье, энергия. Все они в большей или меньшей степени могут быть взаимодополняемыми и взаимозаменяемыми: живой труд может быть частично заменен техникой, и наоборот, природные сырьевые материалы могут быть заменены искусственными и т.д. Однако и труд, и техника, и сырье сопряжены, взаимодополняемы лишь в едином производственном процессе. По отдельности каждый из них бесполезен. Но при прочих равных условиях изменение цен на один из этих факторов вызывает изменение привлекаемого количества не только этого, но и сопряженных с ним факторов производства. Например, более высокая заработная плата и относительно низкие цены на технику способны вызвать снижение спроса на труд и повышение его на машины, заменяющие рабочую силу, и наоборот.

Следовательно, спрос на факторы производства – это взаимозависимый процесс, где объем каждого привлекаемого в производство ресурса зависит от уровня цен не только на каждый из них, но и на все остальные сопряженные с ними ресурсы и факторы.

72) Конкурентный рынок фактора производства находится в равновесии, когда цена фактора создает равенство величин спроса и предложения. Рисунок 14.9, а показывает такое равновесие для рынка труда. В точке А равновесная заработная плата составляет хюс а равновесное количество труда равно 1С Так как работники хорошо информированы, все они получают одинаковую зарплату и приносят идентичный доход от предельного продукта труда независимо от места работы. Если заработная плата какого-то из работников ниже, чем предельный продукт его труда, фирме будет выгодно предложить этому работнику более высокий оклад.

Если рынок продукции также является совершенно конкурентным, то кривая спроса на фактор производства выражает выгоду, которую потребители продукта приписывают дополнительному использованию этого фактора в производстве. Ставка заработной платы также отражает издержки для фирмы и для общества от использования дополнительной единицы фактора. Так, в точке А на рис. 14.9, а предельная выгода от часа труда (доход от предельного продукта труда МЯР^ равняется предельным издержкам ее получения (ставке зарплаты а>).

Когда и рынки продукции, и рынки факторов производства являются совершенно конкурентными, ресурсы используются эффективно, поскольку разность общих доходов и общих издержек максимальна. Эффективность подразумевает, что дополнительный доход, возникающий от использования дополнительной единицы труда (доход от предельного продукта труда МЯР^, равняется выгоде потребителей от дополнительного количества продукции, которая равна цене товара, умноженной на предельный продукт труда, Р х МРЬ.

73) Заработная плата в условиях совершенной конкуренции.
Под ставкой заработной платы в современной экономической науке понимается цена (арендная плата), выплачиваемая нанимателем работнику за право использования его рабочей силы в течение определенного периода времени. В зависимости от метода оценки трудовых затрат используют повременные (почасовую, дневную, недельную, месячную), сдельные, аккордные и другие виды оплаты. В США основная форма ставки заработной платы сейчас – почасовая.
Различают номинальную и реальную заработную плату. Номинальной заработной платой (w) называют сумму денег, полученную наемным работником, реальной (w/P) – совокупность товаров и услуг, которые можно приобрести на эти деньги с учетом их покупательной способности. Для большинства населения развитых стран заработная плата представляет основной источник существования, она составляет, как правило, 2/3 – 3/4 национального дохода.
Рассмотрим общие принципы формирования среднего уровня заработной платы, а затем перейдем к анализу факторов, определяющих ее дифференциацию.
В условиях совершенной конкуренции цена труда формируется подобно цене любого другого товара. Это означает, что все работники получают равную зарплату, которая не зависит от того, в какой фирме они работают, и воспринимается фирмой как внешне заданная величина. Поэтому для отдельной фирмы предложение труда абсолютно эластично. Сам уровень зарплаты в условиях совершенной конкуренции максимален – рабочий, согласно теории предельной производительности, получает оплату, равную предельному продукту труда. В условиях, когда уровень зарплаты не связан с поведением фирмы, от предпринимателя зависит только количество нанимаемых рабочих.

74)Спрос на труд зависит от двух факторов, которые принимаются во внимание руководителем фирмы, от предельной производительности труда и от общих условий экономической деятельности, а) Предельная производительность труда. Руководитель фирмы, желающий нанять рабочую силу, предъявляет спрос на труд до того момента, когда выручка от использования дополнительного рабочего сравняется с расходами по его использованию, или, другими словами, когда заработная плата предельного рабочего будет равна получаемой благодаря ему выручке. Кривая спроса на труд со стороны главы фирмы есть кривая предельной производительностипо стоимости этого фактора. Теория предельной производительности является теорией спроса на фактор. Она просто уточняет, что при заданной заработной плате объем занятости на фирме будет таким, при каком заработная плата окажется равной предельной производительности по стоимости груда. 6) Общие условия экономической деятельности. Глава фирмы принимает во внимание не только уровень заработной платы в его соотношении с предельной производительностью. При решениях о найме руководствуются предложениями об уровне совокупного спроса. Следовательно, отношения между заработной платой и занятостью необходимо рассматривать в связи с факторами, которые определяют в общеэкономическом масштабе уровни потребления, накопления и инвестиций. Кейнс показал, что кривая совокупного спроса для совокупного продукта не является независимой от кривой предложения совокупного продукта; эта кривая предложения есть кривая издержек, т.е. доходов. Сама по себе она определяется предложениями руководителей фирм относительно будущего уровня совокупного спроса; на основе этих предложений определяется совокупный объем инвестиций, а затем и совокупный спрос на труд в экономике.

0 Предложение труда, чел.-час.

Рис. 8. 1. Кривая индивидуального предложения труда

Кривая индивидуального предложения труда показывает, что при увеличении ставки заработной платы предложение труда может либо увеличиваться, либо сокращаться. В форме этой кривой отражается одновременное действие двух эффектов – «эффекта замещения» и «эффекта дохода».

Суть этих эффектов состоит в том, что увеличение предложения труда ведет к росту благосостояния, сокращая в то же время свободное время человека. Экономические блага «замещают» свободное время. Однако существует и «эффект дохода»: при повышении заработной платы работник может позволять себе иметь больше свободного времени, сохраняя достигнутый уровень дохода. До точки С «эффект замещения» преобладает над «эффектом дохода», после точки С – наоборот.

Если, например, почасовая заработная плата – 12 ден. ед. и рабочий трудился 40 часов в неделю, то его заработок составил 480 ден. ед. Предположим, что заработная плата возросла до 15 ден. ед., тогда, чтобы получать такую же заработную плату, рабочий может трудиться 32 часа. Если же он сократит предложение труда до 36 часов в неделю, то он может увеличить и заработную плату и свое свободное время.

79) Эффект дохода и эффект замещения. При исследовании проблемы спроса и предложения на макроуровне важное значение имеют два известных в экономической теории явления: эффект дохода и эффект замещения. Вначале рассмотрим проявление этих эффектов на рынке товаров и услуг.
Эффект дохода состоит в том, что при снижении цены на один из потребляемых продуктов произойдет «высвобождение» за счет этого определенного количества денег у потребителя, которые он может использовать на дополнительное потребление других, не изменившихся в цене продуктов. В результате за счет понижения цены одного товара доход человека как бы возрастает, что позволяет увеличить спрос.
Эффект замещения отражает взаимосвязь между относительными ценами товаров и объемом спроса потребителя. Снижение цены на один товар при неизменном их уровне на другие означает, что произошло относительное удешевление последних, так как потребитель начинает замещать относительно дорогие более дешевыми товарами. Но в экономической теории рассматриваются и случаи, когда снижение цен на товар приводит к понижению спроса на него, а увеличение цен - к повышению спроса. Эта ситуация называется эффектом Гиффена, а низший товар, который занимает значительное место в структуре потребления, - товаром Гиффена. Английский экономист Гиффен (1837-1910) первым описал случай, когда бедные рабочие семьи расширяли потребление картофеля, несмотря на его подорожание.

80) Различают номинальную и реальную заработную плату.

Номинальная заработная плата - это сумма денег, получаемая работником за определенное время (час, день, неделю, месяц) или результат труда.

Реальная заработная плата – это количество благ, которое работник может приобрести на данную номинальную заработную плату. Для определения индекса реальной заработной платы необходимо индекс номинальной заработной платы разделить на индекс потребительских цен. Реальная заработная плата зависит не только от величины номинальной заработной платы, но и от уровня цен на покупаемые работником блага, и характеризует покупательную способность работника. Динамика реальной и номинальной заработной платы, как правило, не только не совпадает, но они могут быть и противоположными.

Для каждого работника важна не только абсолютная величина его заработка, но и ее соотношение с заработками других категорий работников, а также динамика такого соотношения. Поэтому когда говорится о снижающейся (увеличивающейся) заработной плате данной категории работников, то речь может идти о снижении (увеличении) заработной платы как в денежном выражении, так и относительно потребительских цен или относительно заработной платы других категорий работников.

В условиях конкуренции отдельные фирмы, как и отдельные работники, вынуждены ориентироваться на общепринятый уровень заработной платы. При этом каждый участник рыночного обмена стремится к получению более высокого дохода, который зависит не только от объективных основ определения уровня оплаты в стране, отрасли, на предприятии, но и от его личных качеств: усердия, трудолюбия, стремления к совершенствованию и т. д.

81) Первый социально-воспроизводственный фактор - стоимость жизненных средств, необходимых для нормального воспроизводства рабочей силы . Таких средств должно быть достаточно не только для восстановления работоспособности труженика, но и для содержания нетрудоспособных членов его семьи. Это представляет собой низшую границу стоимости воспроизводства рабочей силы. В зависимости от утвердившегося в каждой стране уровня материальной и духовной культуры верхняя граница стоимости рабочей силы включает затраты на определенные социальные потребности (на образование, удовлетворение культурных запросов и т.п.).

Второй социально-воспроизводственный фактор , определяющий величину заработной платы, - уровень квалификации работников .
В период индустриализации, когда преобладал простой, неквалифицированный труд, предприниматели стремились свести уровень заработной платы рабочих к низшей границе стоимости рабочей силы. В условиях же научно-технической революции, вызвавшей активизацию человеческого фактора, стоимость рабочей силы и соответственно величина заработков квалифицированных работников значительно возрастает

Третий социальной-воспроизводственный фактор , связанный с величиной заработной платы, - национальные различиям степени развитости экономических и социальных условий жизни в разных странах . Эти различия в оплате труда зависят, в конечном счете, от научно-технического уровня производительных сил и эффективности общественного труда, степени развитости рабочей силы, достигнутого общественно нормального качества жизни и иных факторов.

82) Выбор между возможностями работы и отдыха
Согласно одному из Десяти принципов экономике, каждый человек делает собственный выбор. Возможно, ни одна проблема выбора не является для индивида столь очевидной и настолько важной, как проблема выбора между трудом и отдыхом. Чем больше часов вы тратите на работу, тем меньше времени вы можете уде- лять просмотру телепередач, встречам с друзьями или своему хобби. Компромисс между трудом и отдыхом имеет важнейшее значение для определения положения кривой предложения труда.
В соответствии с еще одним из Десяти принципов экономической теории стоимость чего-либо соответствует цене того, от чего приходится отказываться ради получения желаемого. От чего вы отказываетесь ради получения лишнего часа отдыха? Вы отказываетесь от одного часа труда, то есть от суммы денег, равной величине вашей часовой зарплаты. Таким образом, если вознаграждение за ваш труд составляет $15 в час, то альтернативные издержки вашего часового отдыха составят $15. Если же ставка часовой оплаты труда вырастет до $20, то соответствующим образом увеличатся и альтернативные издержки вашего часового отдыха.
Кривая предложения труда показывает, как решения о компромиссном соотношении между трудом и отдыхом реагируют на изменение альтернативных издержек. Ее восходящий характер означает, что повышение зарплаты побуждает рабочего увеличивать время, которое он готов отдать труду. Поскольку общий ресурс времени рабочего ограничен, то чем больше он будет трудиться, тем меньше он будет отдыхать. Таким образом, рабочие реагируют на повышение альтернативных издержек отдыха увеличением времени, уделяемого работе.
Важно отметить, что кривая предложения труда не обязательно может иметь восходящий характер. Предположим, что вы стали зарабатывать не $15, а $20 в час. Альтернативные издержки отдыха увеличились, но зато вы стали теперь богаче, чем раньше. Вы можете решить, что, имея дополнительные средства, сможете позволить себе уделять больше времени досугу; в результате кривая предложения труда будет иметь нисходящий характер. В главе 21 мы рассмотрим эту ситуацию с точки зрения противоречивых последствий ваших решений о предложении труда (так называемых эффектов дохода и замены). Пока же мы будем игнорировать возможность нисходящего характера кривой предложения труда и будем считать, что она имеет восходящий характер.

83) С ростом заработной платы обычно возникает желание больше трудиться. Однако и это желание имеет свои пределы, так как приходится жертвовать досугом - часами свободного времени. С ростом заработной платы все выше и выше становится цена отдыха. Поэтому

рано или поздно наступает такой момент, когда увеличение зарплаты приводит не к увеличению, а к сокращению рабочего времени.

На рис. 9-8 показаны три этапа роста заработной платы. На первом этапе рост заработной платы с W 1 до w 2 приводит к увеличению числа рабочих часов с h 1 до h 2 , эффект замещения превышает эффект дохода. На втором этапе рост заработной платы с w 2 до w 3 не отражается на увеличении продолжительности рабочего дня, работник работает столько же, сколько и прежде, эффект замещения равен эффекту дохода. И наконец, на третьем этапе повышение зарплаты (с w 3 до w 4) ведет к сокращению рабочего дня (с h 2 до h 3), эффект замещения меньше эффекта дохода. Рост дохода стимулирует увеличение спроса на такое нормальное благо, как отдых, что отражается в росте свободного времени за счет сокращения рабочего дня. С повышением зарплаты растет и цена отдыха.

Рис. 9-8. Кривая индивидуального предложения труда

За последние сто пятьдесят лет средняя рабочая неделя в развитых странах сократилась с 70 до 40 часов при значительном росте заработной платы. Это означает, что эффект дохода превышает эффект замещения в долгосрочном периоде. Однако в краткосрочном периоде так бывает далеко не всегда. К тому же не следует забывать, что за средними данными скрываются существенные индивидуальные различия, так как чувствительность разных групп населения к росту доходов различна. Еще большая дифференциация типична для разных групп стран. В развитых странах мужчины среднего возраста (25-54 года) обычно снижают предложение труда с увеличением заработной платы, в развивающихся, как правило, наоборот.

84) Человеческий капитал - совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом..

Первоначально под человеческим капиталом понималась лишь совокупность инвестиций в человека, повышающая его способность к труду - образование и профессиональные навыки. В дальнейшем понятие человеческого капитала существенно расширилось. Последние расчеты, сделанные экспертами Всемирного банка, включают в него потребительские расходы - затраты семей на питание, одежду, жилища, образование, здравоохранение, культуру, а также расходы государства на эти цели.

Человеческий капитал в широком смысле - это интенсивный производительный фактор экономического развития, развития общества и семьи, включающий образованную часть трудовых ресурсов, знания, инструментарий интеллектуального и управленческого труда, среду обитания и трудовой деятельности, обеспечивающие эффективное и рациональное функционирование ЧК как производительного фактора развития.

Кратко: Человеческий капитал - это интеллект, здоровье, знания, качественный и производительный труд и качество жизни.

Человеческий капитал - главный фактор формирования и развития инновационной экономики и экономики знаний, как следующего высшего этапа развития.

Одним из условий развития и повышения качества человеческого капитала является - высокий индекс экономической свободы.

Используют классификацию человеческого капитала:

  1. Индивидуальный человеческий капитал.
  2. Человеческий капитал фирмы.
  3. Национальный человеческий капитал.

85) Монопсонией называется ситуация на рынке, когда с множеством продавцов сотрудничает только один покупатель, диктуя цену, а также объем продаж. Примером может быть рынок труда: на нем фигурирует множество работников, которые продают свой труд, и предприятие – это единственный покупатель.

Как функционирует модель монопсонии на рынке труда?

В случае совершенного конкурентоспособного рынка предприниматели имеют достаточно широкий выбор потенциальных сотрудников. Мобильность при этом абсолютна, а фирмы нанимают специалистов по неизменной цене, тогда фиксируются предельные издержки на наем ресурса (то есть труда), что отражает и кривая предложения. В отличие от такого варианта, рынок труда в условиях монопсонии характеризуется наличием фирмы, олицетворяющей целую отрасль. Выходит, что кривая предложения для фирмы и отрасли полностью совпадают, отражая средние издержки на наем труда. Однако монопсония на рынке труда может быть и ложной. Этот вариант возможен в том случае, когда покупатели не включаются в торги, приобретая товар по высокой цене.

86) Рынок капиталов (рынок капитала) - часть финансового рынка, на котором обращаются длинные деньги, то есть денежные средства со сроком обращения более года. На рынке капиталов происходит перераспределение свободных капиталов и их инвестирование в различные доходные финансовые активы.

Формы обращения денежных средств (финансовых ресурсов) на рынке капиталов могут быть различными:

· банковские займы (ссуды);

· облигации;

· финансовые деривативы;

· ноты и закладные.

87) Доходы, извлекаемые от продажи услуг факторов производства. В случае с трудом этот доход представлен заработной платой и частью доходов самостоятельно занятых, являющейся вознаграждением за их собственный труд. Доходами от земли являются различные ренты, включающие часть доходов самостоятельно занятых и часть вмененных, или условно-начисленных доходов жильцов-собственников занимаемого жилья. Доходы от капитала и предпринимательства выступают в форме дивидендов, процентов, нераспределенной прибыли компаний и части доходов самостоятельно занятых, полученной как доход на их собственный капитал и вознаграждение за их предпринимательскую деятельность.

88) Инвести́ции - долгосрочные вложения капитала с целью получения прибыли . Инвестиции являются неотъемлемой частью современнойэкономики. От кредитов инвестиции отличаются степенью риска для инвестора (кредитора) - кредит и проценты необходимо возвращать в оговорённые сроки независимо от прибыльности проекта, инвестиции возвращаются и приносят доход только в прибыльных проектах. Если проект убыточен - инвестиции могут быть утрачены полностью или частично.

По срокам вложения

· краткосрочные (до одного года);

· среднесрочные (1-3 года);

· долгосрочные (свыше 3-5 лет).

90) Бюджетное ограничение по отношению к расходам и поступлениям более чем на один период.

91) Точка касания кривой временного предпочтения с межвременным бюджетным ограничением характеризует межвременное равновесие. В точке равновесия наклон временного предпочтения равен наклону межвременного бюджетного ограничения.

92) Дисконтированная (приведённая, текущая) стоимость - оценка стоимости (текущий денежный эквивалент) будущего потока платежей исходя из различной стоимости денег, полученных в разные моменты времени (концепция временно́й ценности денег). Денежная сумма, полученная сегодня, обычно имеет более высокую стоимость, чем та же сумма, полученная в будущем. Это связано с тем, что деньги полученные сегодня могут принести в будущем доход после их инвестирования. Кроме того, деньги полученные в будущем в условиях инфляции обесцениваются (на ту же сумму в будущем можно приобрести меньшее количество товаров и услуг). Также есть другие факторы снижающие стоимость будущих платежей. Не равноценность разновременных денежных сумм численно выражается в ставке дисконтирования.

Дисконтированная стоимость широко используется в экономике и финансах как инструмент сравнения потоков платежей, получаемых в разные сроки. Модель дисконтированной стоимости позволяет определить, какой объём финансовых вложений готов сделать инвестор для получения данного денежного потока

94) Ставка ссудного процента - цена, уплачиваемая за использование чужих денег. Может быть изменена в абсолютных величинах или в виде соответствующего процента от количества занятых денег.

Различают «номинальную» и «реальную» ставку ссудного процента. Номинальная ставка рассчитывается в денежных единицах по текущему курсу. Реальная ставка равна номинальной, уменьшенной с учетом инфляции.

95) Мёртвая рента - арендная плата, которая выплачивается за неиспользуемую собственность.

· Земельная рента - цена, уплачиваемая за использование ограниченного количества земли и других природных ресурсов.

· Финансовая рента - ряд последовательных фиксированных платежей, производимых через равные промежутки времени.

· Природная рента - добавочный доход, получаемый сверх определенной прибыли на затраченные труд и капитал.

96) Модель жизненного цикла получения доходов, обучения и потребления

Профессор Чикагского университета Джеймс Хекман (James J. Hechman, 1976) развил модель жизненного цикла предложения труда, получения доходов, потребления и нерыночных выгод от образования Йорама Бен-Порэта (1967) 1 . Дж. Хекману удалось, в отличие от предшествующих попыток моделирования предложения труда со стороны человеческого капитала, добиться сопоставимости различных результатов в динамике. Предложенная им принципиальная схема позволила исследовать изменения в поведении людей на протяжении их жизненного цикла в зависимости от начального запаса человеческого капитала и финансового богатства, рыночной ставки процента, способностей и ставок налогов. Такой подход позволил создать многоиндикаторную модель, параметры которой достаточно просто оцениваются и допускают перекрестное использование эмпирических данных из разных областей.

На основе анализа поведения модели сделан ряд интересных выводов:

1.Существуют различия в поведении белых и черных людей. Некоторые авторы показывали, что более высокая норма предпочтения во времени (ставка процента) у черных объясняется их более крутыми возрастными профилями доходов (заработной платы), более низким средним уровнем образования и доходов, чем у белых. Если это так, то возрастные профили потребления у черных должны быть круче и средний уровень потребления ниже, чем у белых.

2. Общепринята точка зрения (Бен-Порэт, 1967; Боскин 1974), что налоги на доходы не способствуют накоплению человеческого капитала. Анализ Джеймса Хекмана опровергает это заключение. Если подоходный налог снижает ставку процента и уменьшает цену займа и если упущенные заработки, как элемент инвестиционных затрат, могут быть записаны как долги, то более высокие ставки подоходного налога поощряют инвестиции в человеческий капитал и могут увеличивать настоящую ценность потока будущих заработков.

3. Возрастной профиль годовых заработков имеет максимум в репрезентативных группах, в то время, как возрастной профиль почасовых заработков его не имеет. Модели человеческого капитала, в которых не рассматриваются изменения предложения труда на протяжении жизни человека, не могут объяснить это явление. Дж. Хекман на основе своей модели, в которую включено предложение труда, это делает.

4. Выгода от более широкого взгляда на поведение потребителя приводит к переоценке норм предпочтения во времени (скрытых ставок процента). Норма предпочтения во времени оценена Дж. Хекманом на уровне 18 – 20%. Эта величина кажется завышенной по сравнению с предыдущими оценками, сделанными на основе данных о заработках Хили (Haley, 1976) и Розеном (Rosen, 1976), но она совпадает с оценками потребительских дисконтных ставок, полученных в работах Фридмана (Fridman, 1957), Ландсбергера (Landsberger, 1971) и Дарби (Darby, 1975), и приводит к доступным объяснению величинам инвестиций потребителей в человеческий капитал.

98) Рынок земли - это рынок, на котором объектом купли-продажи является пользование земли, предоставляемой в аренду собственниками земли (землевладельцами) фирмам.

Как фактор производства земля необходима в любой отрасли экономики. На земле выращиваются культурные растения, пасется скот, строятся здания, прокладываются дороги и другие коммуникации. Поэтому при организации и расширении производства у предпринимателей возникает спрос на пользование землей.

Одной из важнейших особенностей земли как фактора производства является ее абсолютная (физическая) ограниченность. Вследствие этого объем предложения земли со стороны землевладельцев является постоянной величиной, которая может быть незначительно увеличена за счет мелиорации, дренажа и других работ по улучшению качества земли или уменьшена за счет ухудшения качественных характеристик земли и выбытия ее из эксплуатации.

99) Цена земли - капитализированная земельная рента, которая при превращении в капитал может приносить доход в виде процентной ставки.

Нормативная цена земли - в РФ - стоимость земельного участка определенного качества и местоположения исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Нормативная цена земли является формой платы за землю.

Рыночная цена земли - в мировой практике - наиболее вероятная цена свободного земельного участка, которую можно получить при его продаже на конкурсном или открытом рынке.

Рыночная цена земли:
- является объективной характеристикой объекта недвижимости
- отражает совокупное влияние всех ценообразующих факторов: спроса, полезности, дефицитности, ликвидности и др.

100) Земе́льная ре́нта - это цена, уплачиваемая за использование ограниченного количества земли и других природных ресурсов.

Земельная рента - доход, получаемый владельцем земли от арендаторов земельных участков. Земельная рента выступает в форме абсолютной ренты, дифференциальной ренты и монопольной ренты.

101) Дифференциальная рента - дополнительный доход, получаемый за счет использования большей плодородности земли и более высокой производительности труда. Дифференциальная рента существует в двух формах: дифференциальная рента I и дифференциальная рента II. Источниками дифференциальной ренты I являются более производительный труд на относительно лучших и средних по плодородию землях, а также различия в местоположении участков земли по отношению к рынкам сбыта, транспортным путям и т. д. Дифференциальная рента II связана с дополнительными вложениями капитала в один и тот же участок, обеспечивающими получение добавочной прибыли.

В отличие от спроса на обычные потребительские товары индивидуального назначения /т.е. на продукты конечного потребления/, спрос на фактор производства имеет свою специфику.

Особенность спроса на любые факторы производства состоит в том, что он имеет производный, вторичный характер по сравнению со спросом на конечные потребительские блага. Производный характер спроса на факторы производства объясняется тем, что потребность в них возникает лишь в том случае, если с их помощью могут быть произведены пользующиеся спросом конечные потребительские блага /т.е. товары или услуги обычного потребительского назначения/.

Спрос на любой фактор производства может возрастать или снижаться в зависимости от того, возрастает или снижается спрос на потребительские товары , изготовленные с помощью данного фактора производства.

Спрос на факторы производства предъявляют лишь предприниматели, т.е. та часть общества, которая способна организовать и осуществить выпуск товаров и услуг, необходимых для конечного потребления. Предприниматель стремится обнаружить возможности получения дохода не замеченные конкурентами . Рынки факторов производства сообщают предпринимателям информацию о ценах, технико-экономических характеристиках товаров, уровне издержек производства, объемах предложения и т.д.

Для организации производственного процесса требуются многие факторы производства : труд, земля, техника, сырье, энергия. Все они могут быть взаимодополняемыми и взаимозаменяемыми . Природные ресурсы могут быть заменены искусственными, труд может частично быть заменен техникой и, наоборот

Однако и труд, и техника, и сырье сопряжены, взаимодополняемы лишь в едином производственном процессе . В отдельности каждый из них бесполезен. Но при всех прочих равных условиях изменение цен на одни из этих факторов вызывает изменение количества не только этого, но и сопряженных с ним факторов производства. Например, более высокая заработная плата и относительно низкая цена на технику способны вызвать снижение спроса на труд и повышение его на машины и оборудование, заменяющие рабочую силу, и наоборот.

Следовательно, спрос на факторы производства - это взаимозависимый процесс, где объем каждого привлекаемого в производство ресурса зависит от уровня цен не только на каждый из них, но и на все отдельные сопряженные с ними ресурсы и факторы. Рынок дает информацию о движении цен на каждый из них. Цена - это одно из важнейших условий изменения эластичности спроса по каждому фактору производства. Спрос более эластичен на те факторы, которые при прочих равных условиях имеют более низкую цену . Это позволяет осуществлять взаимозамещение, вытеснять дорогостоящие факторы производства, снижать издержки производства. Высокие рыночные цены вызывают снижение спроса и переключение его на альтернативные факторы производства, имеющие относительно низкие цены.

Эластичность спроса по каждому конкретному фактору производства может изменяться в зависимости от следующих причин:

I/ от уровня доходов фирмы и спроса на выпускаемую ей продукцию;

2/ от возможностей взаимозамещения применяемых в производстве факторов и ресурсов;

З/ от наличия рынков взаимозаменяемых и взаимодополняемых факторов производства по приемлемым ценам;

4/ от стремления к новациям и т.д.

Функционирование предприятий и домашних хозяйств основывается на использовании факторов производства и получении от их использования соответствующих доходов. Под факторами производства понимаются особо важные элементы или объекты, которые оказывают решающее воздействие на возможность и результативность хозяйственной деятельности.

В предыдущих главах уже рассматривались законы спроса и предложения безотносительно к тому, какие товарные группы включены в рыночный оборот и конкурентное ценообразование. Между тем в рыночном товарообороте факторов производства есть свои особенности, хотя в целом и здесь действует тот же механизм конкурентного равновесия цен. За производственными ресурсами, вовлекаемыми в хозяйственную деятельность всегда стоят их собственники (земли, капитала, труда, знаний и т.д.) и ни один из них не передаст безвозмездно право использования того или иного ресурса другим лицам. Поэтому движение основных элементов производства, их присвоение, распоряжение ими и использование затрагивает более глубинные общественно- экономические отношения.

Для последних десятилетий характерным является рост ресурсных затрат и как результат - снижение доходности от их использования. Растут цены на землю, энергоносители, сырье, заработная плата. Все это приводит к изменению поведения людей и фирм в мире экономики, побуждает их находить заменители удорожающихся ресурсов и пути снижения издержек производства.

В отличие от спроса на продукты конечного потребления спрос на факторы производства имеет производный, вторичный характер. Производный характер объясняется тем, что потребность в факторах производства возникает лишь в том случае, если с их помощью могут быть произведены пользующиеся спросом конечные потребительские блага.

Спрос на любой фактор производства находится в прямой взаимосвязи со спросом на потребительские товары, изготовленные с помощью данного фактора производства. В то же время существует обратная зависимость между спросом на ресурс и его ценой, что является следствием уменьшения предельного продукта ресурса в денежном выражении.

В связи с тем, что все факторы производства, с одной стороны, являются взаимозаменяемыми (машины и оборудование можно заменить живым трудом и, наоборот, природные материалы - искусствен-ными и т.п.), а с другой - взаимодополняемыми (все ресурсы не могут участвовать в производстве обособленно, они функционируют только в определенных комбинациях), спрос на факторы производства - это взаимозависимый процесс, где объем каждого привлекаемого в произ-водство ресурса зависит от уровня цен не только на каждый из них, но и на все остальные, сопряженные с ними ресурсы и факторы. Таким образом, когда один вид ресурсов по каким-либо причинам дорожает, изыскивается возможность замены его более дешевым ресурсом, соответственно на него возрастает спрос. А увеличение спроса может привести к увеличению цены на конкретный ресурс. Поэтому изменение цен на один из ресурсов всегда ведет к изменению цен на другие ресурсы.

Деятельность фирм в условиях рыночного ценообразования на факторы производства строится на экономических расчетах предельной эффективности затрат и выпуска продукции.

Критерием здесь выступает предельная доходность ресурсов. Она измеряется показателями изменения доходов фирмы от продажи выпускаемой продукции, произведенной с помощью использования дополнительной единицы каждого ресурса. Рыночное ценообразование на факторы производства, особенности их предложения и спроса формируют условия, укладывающиеся в классическую модель поведения фирм. В экономической теории производства они получили название закона «затраты-выпуск» и представляют собой систему инженерных расчетов производственной функции фирмы. Каждая фирма осуществляет экономические расчеты объема выпуска продукции и количества необходимых для этого ресурсных затрат. В наиболее общем виде - это расчет фирмой собственной производственной функции. Производственную функцию любой фирмы можно представить в следующем виде:

Q= Y (L, К), где Y - производственная функция;

Q - объем выпуска продукции;

L - количество используемого труда;

К - объем капитала (технических средств) фирмы.

Современная национальная экономика - это десятки миллионов производственных функций. Для каждой фирмы вычисление своей производственной функции означает нахождение наиболее оптимального соотношения факторов производства для определенного объема выпуска продукции. Для этого необходима информация о производительности привлекаемых в производство факторов, ценах и издержках на их приобретение, а также ценах и спросе на продукцию, выпускаемую с помощью этих факторов.

Расчет производственной функции фирмы - это поиск оптимума, выбор среди многих вариантов, предусматривающих различные сочетания факторов производства, такого, который дает максимально возможный объем выпуска продукции. В условиях растущих цен и денежных затрат фирмы, т.е. издержек на приобретение факторов производства, расчет производственной функции сосредоточен на поисках такого варианта, который обеспечил бы максимизацию прибыли при наименьших издержках.

Минимальные издержки определяются на стадии расчетов произ-водственной функции методом замещения, вытеснения дорогостоящих или возросших в цене факторов производства альтернативными, более дешевыми.

Замещение осуществляется с помощью сравнительного экономического анализа взаимозаменяемых и взаимодополняемых факторов производства и их рыночных цен. Удовлетворительным будет такой вариант, в котором комбинация факторов производства и заданный объем выпуска продукции соответствуют критерию наименьших издержек производства.

Методика подобного поиска основывается не только на сопоставлении рыночных цен факторов производства, но и цен предельного продукта, получаемого от применения каждого данного фактора произ-водства. Критерий эффективности достигается при равенстве цены каждого используемого ресурса (фактора производства) и цены предельного продукта, произведенного с его помощью.

Каждая фирма стремится минимизировать свои издержки производства, действуя по правилу: на каждую единицу дополнительных денежных затрат, издержек на применяемые ресурсы и факторы - одинаковый предельный продукт. Издержки производства на выпуск данного объема продукции будут минимальными, если предельный продукт и издержки на его выпуск одинаковы.

Спрос и высокие цены на факторы производства побуждают к осуществлению замещения. В результате дорогостоящие ресурсы и факторы производства вытесняются альтернативными, но относительно дешевыми. На рынках факторов производства происходит своеобразный перелив спроса от дорогостоящих к более дешевым в цене факторам производства.

Ценообразование на факторы производства стимулирует процессы их замещения в производстве. Процессы замещения стабилизируют рынок каждого данного фактора при достижении равновесия между его ценой и ценой получаемого от его использования предельного продукта. Следовательно, замещение факторов и ресурсов в самом производстве вызывает изменение их рыночных цен. Вытесняемые из производства факторы снижаются в цене из-за сокращения спроса на них, а на замещающие их факторы спрос и цена вновь могут возрасти.

Колебания спроса и цен на рынках факторов производства про-должаются постоянно. Главным импульсом подобных колебаний служит политика фирм относительно объемов своего выпуска продукции при минимальных издержках и максимальной прибыли.

Размеры выпуска продукции ограничиваются спросом и ее рыночными ценами. Фирмы заинтересованы не в наибольшем выпуске продукции, а в таком его объеме, который потребует наименьших издержек и обеспечит при этом максимизацию прибыли.

В этом критерий экономической эффективности фирмы, а ее главная цель, - максимизация прибыли - достигается при равенстве предельных издержек и предельного дохода. Именно в рамках этого равенства стабилизируется спрос фирм на факторы производства. Соответственно, ценовое равновесие на рынках факторов производства стабилизируется на уровне предъявляемого фирмами спроса. Другими словами, фирме потребуется такое количество и соотношение факторов производства при их данных рыночных ценах, которое необходимо для выпуска продукции в пределах равенства предельного дохода и предельных издержек. Деятельность любой фирмы - это своеобразный перекресток по меньшей мере двух рынков: потребительских товаров индивидуального спроса и капитальных товаров, т.е. факторов производства. На потребительских рынках фирма выступает как поставщик готовой продукции конечного потребительского назначения. На рынках капитальных товаров фирма является покупателем факторов производства. Информация о рыночных ценах готовой продукции позволяет осуществлять расчет потенциального дохода и прибыли от ее продажи. Одновременно цены на рынках факторов производства позволяют вычислить издержки производства в денежном выражении.

Суммируя информацию о ценах и сопоставляя рыночную цену каждого фактора производства с ценой полученного от его использования предельного продукта, фирма может обеспечить себе равновесие предельного дохода и предельных издержек, при котором достигается максимизация прибыли.

Расчет максимизации прибыли осуществляется по следующей

где MRP - доход от предельного продукта фактора А, В, С и т.д. в денежном выражении;

MR - предельный доход от единицы выпуска;

МР - физический объем выпуска предельного продукта, полученного от применения каждого указанного фактора производства.

Таким образом, доход от предельного продукта (MRP) - это количество предельных продуктов, умноженное на величину предельного дохода в денежном выражении. Этот доход фирма исчисляет в денежном выражении после продажи всего предельного продукта, произведенного с помощью того или иного фактора производства. Для каждого фактора производства может быть рассчитан предельный продукт в денежном выражении.

Спрос на факторы производства предъявляют лишь предприниматели, т.е. та часть общества, которая способна организовать и осуществить выпуск продукции и услуг, необходимых для конечного потребления.

Производство - это процесс изготовления материальных или духовных благ. Для того, чтобы начать производство, необходимо наличие по крайне мере того, кто будет производить и того, из чего будут производить.

В реальной жизни предприниматель стремится найти такое сочетание компонентов производства, при котором обеспечивается наибольший выход продукции при наименьших затратах. Множественность комбинаций обусловлена научно-техническим прогрессом и состоянием рынка факторов производства. Производство подвижно. В нем постоянно совершаются большие и малые революции в технике, технологии, организации труда. Фирма находится в постоянном поиске наиболее рациональных решений. Что дает больший эффект - вложения в человеческий фактор или в рост средств производства (капитал)? Как отразится на издержках и доходах фирмы увеличение фактора А и уменьшение фактора Б? При этом надо учитывать и постоянные изменения цен на производственные ресурсы.

Рынок факторов производства дает информацию о движении цен на каждый из них.

Цена - одно из важнейших условий изменения эластичности спроса по каждому фактору производства. Спрос более эластичен на те факторы, которые при прочих равных условиях имеют более низкую цену. Это позволяет осуществлять взаимозамещение, вытеснять дорогостоящие факторы производства, снижать издержки производства. Высокие рыночные цены вызывают снижение спроса и переключение его на альтернативные факторы производства, имеющие относительно низкие цены.

Эластичность спроса по каждому конкретному фактору производства может изменяться в зависимости:

от уровня доходов фирмы и спроса на выпускаемую ею продукцию;

возможностей взаимозамещения применяемых в производстве ресурсов и факторов;

наличия рынков взаимозаменяемых и взаимодополняемых факторов производства по приемлемым ценам;

стремления к новациям и т.д.

На конкурентных рынках цены факторов производства форми-руются под влиянием как спроса, так и предложения.

Предложение факторов производства - это то их количество, которое может быть представлено на рынках по существующим на данный момент ценам. На рынках факторов производства спрос порождает предложение так же, как и на рынках обычных потребительских благ.

Однако рынки факторов производства имеют существенные особенности:

предложение во многом зависит от специфики каждого конкретного фактора производства как экономического блага для осуществления производственной деятельности с целью получения дохода;

предложение обусловлено редкостью, ограниченностью экономических ресурсов и прежде всего таких, как земля, труд, природные ископаемые ресурсы сырья и продукты их переработки.

Ограниченность, редкость первичных экономических ресурсов и производных от них факторов производства относительна. Они редки и ограничены по сравнению с потребностью производства в них для выпуска необходимых в каждый данный момент конечных благ. Если бы ресурсы не были ограничены, они были бы бесплатными, как воздух, а разнообразные потребности людей были бы раз и навсегда полностью удовлетворены. Отпала бы потребность в рынках каких-либо товаров, не нужна была бы экономика, и никто бы не задумывался о ее надобности. Однако люди неустанно и заинтересованно отслеживают показатели количества пригодных к использованию земель и цены этого использования, то есть показатели.

Формирование представления о спросе, предложении и равновесии на рынках труда, земли и капитала

Рынок факторов производства – это рынок, где покупаются и продаются ресурсы для производства благ.

Благодаря рынку факторов производства: а) определяются методы, приемы, способы производства товаров и услуг; б) устанавливаются цены на факторы производства; в) определяются доходы собственников факторов производства.

От эффективности функционирования рынков факторов производства зависит оптимальность их использования, а значит, устойчивость и равновесие экономики, результативность работы предприятия, удовлетворение потребностей членов общества.

На рынке факторов производства действуют те же законы спроса и предложения и тот же механизм конкурентного равновесия цен.

Рынок факторов производства – это обособленные специфические цены товарно-денежного обращения важнейших ресурсов: трудовых, сырьевых и земли, с ее природными ископаемыми.

Главная функция рынков факторов производства состоит в том, чтобы посредством конкуренции обеспечить их наиболее эффективное сочетание, т.е. такое, которое способно привести к наилучшим результатам при наименьших издержках.

Рынок факторов производства представляет собой ту область рыночных отношений, где продаются и покупаются ресурсы, необходимые для осуществления производственной деятельности: труд, капитал и природные ресурсы.

Рынок факторов производства во многом похож на рынок товаров и услуг конечного потребителя. Поэтому к нему применимы: а) законы спроса и предложения, а также методы предельного анализа (предельной полезности и предельной отдачи).

Однако у рынка факторов производства имеются и особенности.

Спрос на факторы производства заметно отличается от спроса на обычные потребительские товары, в частности:

Его предъявляют, как правило, только предприниматели, т.е. те экономические субъекты, которые способны организовать выпуск продуктов;

Он является производным, вторичным, так как зависит от спроса на товары, которые производятся с помощью данных факторов;



Он зависит от производительности того или иного фактора и цены на него, изменений в технологии производства, от уровня цен на другие факторы.

Спрос на любой фактор производства может возрастать или снижаться, в зависимости от того, возрастает или снижается спрос на потребительские товары, изготовленные с помощью данного фактора производства.

Предъявляя спрос на факторы производства, фирма, стремящаяся максимизировать прибыль, должна учитывать три основных момента:

Количество продукции, выпускаемой на единицу данного фактора;

Доход, получаемый от продажи выпущенной продукции;

Затраты за потребление того или иного фактора производства.

Следовательно, спрос на факторы производства – это взаимозависимый процесс, где объем каждого привлекаемого в производство ресурса зависит от уровня цен не только на каждый из них, но и на все остальные, сопряженные с ним ресурсы и факторы.

Рынок дает информацию о движении цен на каждый из них. Цена – одно из важнейших условий изменения эластичности спроса по каждому фактору производства. Спрос более эластичен на те факторы, которые при прочих равных условиях имеют более низкую цену. Эластичность спроса по каждому конкретному фактору производства может изменяться в зависимости от:

Уровня доходов фирмы и спроса на выпускаемую ею продукцию;

Возможностей взаимозамещения применяемых в производстве ресурсов и факторов;

Наличия рынков взаимозаменяемых и взаимодополняемых факторов производства по приемлемым ценам;

Стремления к новациям и т.д.

Предложение факторов производства – это то их количество, которое может быть представлено на рынках по существующим на данный момент ценам. На рынках факторов производства спрос порождает предложение, так как и на рынках потребительских благ. Предложение факторов зависит от специфики каждого из них и обусловлено на каждый данный момент ограниченностью и редкостью экономических ресурсов и, прежде всего, таких, как земля, труд, природные ископаемые.

Цена на факторы производства складывается на действующих рынках не только на основе индивидуального спроса фирмы, но и из совокупного спроса всех фирм и совокупного предложения данных факторов со стороны всех продавцов.

Следует учитывать и то обстоятельство, что факторы в процессе производства не только взаимодействуют друг с другом, но обладают взаимозаменяемостью. Это обусловлено их ограниченностью при использовании.

Чтобы максимизировать прибыль, предприниматель (фирма) ищет такое рациональное сочетание факторов производства, которое обеспечивает наибольший выпуск материальных благ. Данная задача решается путем сравнения:

Рыночных цен факторов производства;

Предельных продуктов, полученных с помощью каждого фактора.

Предельный продукт представляет собой прирост физического объема продукта на каждую последующую единицу фактора.

Поскольку факторы производства продаются и покупаются, они, естественно, имеют цену. вывод, что ценообразование на факторы производства, в частности, первичные ресурсы такие, как труд, земля и капитал определяется ценой конечных продуктов потребителя, производимых с помощью этих факторов.

Ценообразование на факторы производства следует связывать с доходами собственников, владеющих этими факторами.

Доход, получаемый от труда, называется заработной платой. Доход, получаемый с капитала лицом, лично употребляющим его в дело, называется прибылью. Доход, получаемый с капитала лицом, не употребляющим его в дело, а ссужающим его другому лицу для производительного применения, называется процентом. Доход, получаемый целиком с земли и присваиваемый землевладельцем, называется рентой.

В экономической структуре рыночного хозяйства рынок труда занимает особое место благодаря обращению на нем специфического товара - рабочей силы, который не имеет аналогов в многообразном мире товаров, а само движение этого товара на рынке труда сопряжено с рядом социально-экономических особенностей. Заработная плата представляет собой один из основных факторов социально - экономической жизни каждой страны, коллектива, человека.

На современном этапе Россия столкнулась с серьезной проблемой-мировым финансовым кризисом. В этих сложных условиях существенно меняется и политика в области оплаты труда, социальной поддержки и защиты работников.

26.Заработная плата и занятость .

Сущность заработной платы. Заработная плата выступает как вознаграждение за труд и является ценой труда при его купле-продаже.

Заработная плата в современной теории рассматривается двояко:

1) как общий заработок человека, в который включаются гонорары, премии, различные вознаграждения за труд;

2) как ставка или цена, выплачиваемая за использование единицы труда в фиксированный период времени (час, день, неделя, месяц, год).

Уровень заработной платы находится под одновременным воздействием всей социальной среды общества и рыночного механизма. Поэтому названное разграничение позволяет избежать смешения их воздействия на зарплату.

2. Номинальная и реальная заработная плата. Доходы работников имеют денежное выражение, а деньги в условиях экономической нестабильности и роста цен обесцениваются. Следовательно, зарплата работников находится в зависимости от величины инфляции. Для того чтобы эту зависимость отследить, различают номинальную и реальную зарплату.

Под номинальной заработной платой понимается та сумма денег, которую работник получает за свой труд.

Под реальной заработной платой понимается количество товаров и услуг, которые можно приобрести на полученные деньги. Она характеризует действительный уровень полученного дохода, выражая его через удовлетворение потребностей работника.

Между инфляцией, номинальной и реальной заработной платой существует тесная связь: по мере роста инфляции номинальная заработная плата растет, а реальная – сокращается:

При отсутствии инфляции реальная и номинальная зарплата совпадают.

3. Формы заработной платы и системы оплаты труда. Цена труда может быть выражена в категориях времени и продукта. Соответственно зарплата бываетповременной и поштучной (сдельной). Повременная зарплата выступает в виде часовой, дневной, недельной, месячной и годовой. Повременная зарплата используется там, где имеется принудительный машинный ритм или невозможно точно учесть результаты труда работника.

Поштучная (сдельная) зарплата реализуется в количестве произведенных за определенный период времени продуктов, поэтому является вторичной, производной от повременной формы зарплаты. Эта форма заработной платы применяется там, где можно полностью учесть результаты труда работников. Она стимулирует роль производительности и интенсивности труда, создает мотивацию к соревновательности, где победитель получает более высокую зарплату.

На основе названных форм зарплаты формируются различные системы оплаты труда:

– повременно-премиальная;

– сдельно-премиальная;

– повременная с нормируемым заданием;

– аккордная и др.

Спрос на факторы производства предъявляют лишь предприниматели, т.е. та часть общества, которая способна организовать и осуществить выпуск продукции и услуг, необходимых для конечного потребления.

Производство - это процесс изготовления материальных или духовных благ. Для того, чтобы начать производство, необходимо наличие по крайне мере того, кто будет производить и того, из чего будут производить.

Марксистская теория в качестве факторов производства выделяет рабочую силу человека, предмет труда и средства труда, подразделяя их на две большие группы: личный фактор производства и вещественный фактор. Личный фактор представляет собой рабочую силу, как совокупность физических и духовных способностей человека к труду. В качестве вещественного фактора выступают средства производства. Организация производства предполагает согласованное функционирование этих факторов. Марксистская теория исходит из того, что взаимосвязь факторов производства, характер их соединения определяют социальную направленность производства, классовый состав общества и отношения между классами.

18. Спрос на факторы производства

В отличие от спроса на продукты конечного потребления, спрос на факторы производства имеет производный, вторичный характер. Производный характер объясняется тем, что потребность в факторах производства возникает лишь в том случае, если с их помощью могут быть произведены пользующиеся спросом конечные потребительские блага.

Спрос на любой фактор производства находится в прямой взаимосвязи со спросом на потребительские товары, изготовленные с помощью данного фактора производства. В то же время существует обратная зависимость между спросом на ресурс и его ценой, что является следствием уменьшения предельного продукта ресурса в денежном выражении.

В связи с тем, что все факторы производства, с одной стороны, являются взаимозаменяемыми, а с другой – взаимодополняемыми, спрос на факторы производства – это взаимозависимый процесс, где объем каждого привлекаемого в производство ресурса зависит от уровня цен не только на каждый из них, но и на все остальные, сопряженные с ними ресурсы и факторы.

Рынок труда – это сфера взаимоотношений покупателей и продавцов трудовых услуг. Как и любой рынок ресурсов, он формируется за счет взаимодействия спроса и предложения. Рынок труда имеет свои особенности. Спрос на труд считается вторичным, производным от первичного спроса на готовые продукты, и особенно на потребительские товары. Основным фактором, формирующим спрос на труд, является потребность производства в людских ресурсах. Закон спроса на труд : чем меньше заработная плата, тем больше величина спроса на труд.

Зарплата рассматривается как факторный доход и предстает как цена труда. В широком смысле зарплата – это все вознаграждения, получаемые работником (все виды доходов), в узком смысле зарплата – это ставка зарплаты, т. е. цена, выплачиваемая за единицу труда в течение определенного интервала времени. Номинальная заработная плата (W), реальная заработная плата (W/P) – это то, что мы реально можем купить на эту сумму денег.

Предложение труда – количество труда, которое может быть предложено производству (фирмам) по определенной цене – заработной плате и в определенное время. Закон предложения : чем больше заработная плата, тем больше величина предложения труда. Субъекты спроса на рынке труда – фирмы и государства, а субъекты предложения – домашние хозяйства.

Для рынка труда в условиях совершенной конкуренции характерно:
– взаимодействие на рынке стольких продавцов и покупателей, что никто не может повлиять на ставку зарплаты;
–наличие одинакового уровня квалификации у всех рабочих;
– мобильность рабочих, т. е. нет преград для перехода с одного места работы на другое.

Равновесная ставка заработной платы и равновесный уровень занятости данного вида труда определяется на пересечении кривых спроса и предложения труда (рис. 18.1).

Рис.18.1. Равновесие на совершенно конкурентном рынке

Здесь D L отражает предложение продукта в денежном выражении в данной отрасли; S L показывает предложение труда в альтернативных отраслях. В точке Е MRP L =MRC, т.е. W 1 – оптимальный уровень зарплат, а N – оптимальное предложение труда.

Эффект замещения (рис. 18.2) наблюдается до точки I: при росте зарплаты рабочие отказываются от свободного времени для увеличения заработка. Эффект дохода после точки I: рабочие при высокой зарплате больше ценят свободное время.

Рынок труда в условиях несовершенной конкуренции характеризуется:
- воздействием предпринимателей на спрос на труд, а, следовательно, и на ставку заработной платы;
- влиянием профсоюзов на предложение труда, а значит, и на ставку заработной платы.

Следовательно, рынок труда может быть монополизирован как со стороны спроса (модель монопсонии – как правило, одна фирма – работодатель), так и со стороны предложения труда (модель с профсоюзом).

Для рабочих монопсония на рынке труда оборачивается потерей рабочих мест и снижением заработной платы, т. е. они получают ставку зарплаты, меньшую, чем их предельный продукт в денежном выражении. Монопсонист сокращает занятость для того, чтобы снизить ставку заработной платы аналогично тому, как монополист на рынке благ сокращает производство с целью повышения цены на свой продукт.

Главной экономической задачей профсоюзов является повышение ставки зарплаты. Основными способами достижения данной цели являются: стимулирование спроса на труд (путем изменения неценовых факторов); ограничение предложения труда; организация давления на предприятия и государство.