Михаил Жванецкий: биография, афоризмы. Михаил Михайлович Жванецкий: биография, карьера и личная жизнь Михаил жванецкий личная жизнь семья

— Мы встретились в ноябре 1990 года на открытии Всемирного клуба одесситов. Один из организаторов мероприятия, мой хороший знакомый, попросил помочь — разносить гостям чай-кофе. Михаил Жванецкий был президентом этого клуба. Конечно, я его знала. Мне очень нравилась его популярная миниатюра про то, как подъехать на танке к рынку и спросить цену: «Скока-скока?!» С того вечера практически не расставались. Умные мужчины с чувством юмора всегда производили на меня сильное впечатление. Все остальное — внешность, возраст, положение — не имело никакого значения. Первые годы нашего знакомства все, кроме Миши, казались пресными и глупыми. (Смеется.) Это уже позже научилась с большей терпимостью относиться к людям и не сравнивать их со Жванецким.

— Сами не стеснялись разговаривать с Михаилом Михайловичем? Ведь беседа с умным, ироничным человеком страшит.

— К счастью, никогда не боялась и не стеснялась, хотя, понятное дело, в 24 года ничего особо впечатляющего сказать ему, взрослому человеку, не могла. Не считаю, что сейчас блистаю интеллектом, но все же за долгую совместную жизнь с Мишей многому у него научилась. Рядом с ним, к примеру, невозможно смотреть средний по уровню фильм — ведь иногда хочется уткнуться в какую-нибудь отвратительную комедию. Он молча закипает, начинает чесаться. (смеется.) Сразу становится стыдно, и я предлагаю: «А давай выключим? Фильм ужасный».

— Каков Жванецкий дома?

— Такой же бодрый и непоседливый, каким вы видите его на экране. Ему все интересно, он постоянно что-то придумывает, во все вникает: кто пришел? когда? от кого письмо? откуда счета? почему тот позвонил? а этот нет? новая сумка? а чье производство? а этот шкаф из какого дерева? Мне бы даже в голову не пришло задать столько вопросов. по степени любознательности его можно сравнить с пятилетним ребенком. Стоит Мише сесть в новый автомобиль, как начинается открывание и закрывание всех панелек, проверка приборов, нажатие рычажков. Наша с ним разница в возрасте — 32 года — не чувствуется совершенно. Он куда подвижнее меня. С тусовок мы уходим последними, когда начинают переворачивать стулья и появляется уборщица. Миша все еще искрометно шутит в узком кругу, а я давно дремлю рядышком.

— Ваша основная профессия — жена гения. Никогда не хотелось хотя бы временно поработать кем-то еще?

— Нет, это абсолютно невозможно. Пока ребенок не подрос, я была привязана к ним обоим, теперь, когда Митя поступил в университет, все внимание переключено на Мишу: он нуждается в моем присутствии постоянно. Иногда с неохотой отпускает к подругам, но желательно днем, пока он в одиночестве работает в городской квартире (дома —мы живем за городом — расхолаживается: тусуется с котом, со мной, все время пытается с нами поговорить).

Но это небольшая жертва с моей стороны. 22 года непрерывной работы в должности дежурной по желаниям Жванецкого — мне не в тягость.

— Виктория Токарева как-то рассказывала о своем романе с Георгием Данелией и заметила, что они никогда не смогли бы быть вместе, потому что с творцом может ужиться лишь «женщина-блокнот» — та, которая ходит по пятам и все мысли гения записывает…

— В нашей семье все иначе. Миша очень ответственный человек, сам все записывает. У него блокнотиков — пополам нарезанных школьных тетрадей в клеточку — штук сто! А может, и больше… Он с ними не расстается, мысль пришла — записал.

— Правда, что и со своим знаменитым портфелем писатель не расстается всю жизнь?

— Да, этот старый, обтрепанный, залатанный, держащийся на скрепках портфель вроде бы принадлежал Мишиному папе. Муж настолько к нему привык, что мне даже кажется, он его считает талисманом. Берет на все выступления. Бумаги кладутся в портфель, портфель — в большую сумку. Бережет его, как музыкант скрипку Страдивари.

— Я заметила, что все тексты Жванецкого написаны по старинке — от руки.

— Это верно. Компьютера муж не признает. И практически никогда тексты не исправляет, не переписывает. У него такая манера — фразы зачеркивать лишь слегка. И то читает их, то нет — в зависимости от реакции зала.

— Первый слушатель нового текста — вы?

— Нет, какого-то одного конкретного «проверяющего» у Миши нет. Все лето мы живем в Одессе, где он пишет тексты для своих концертов. Когда все готово, собирает друзей, человек 30-40, в ресторанчике, оборудованном на барже, и читает свои новые миниатюры — так сказать, прокатывает программу.

— Наташа, а где в вашем доме любимое место Михаила Михайловича?

— В спальне на кровати. Он очень любит лежать с книжкой или смотреть новости по телевизору. Второе развлечение — это поговорить с котом, нашим огромным, толстым Морисом. Они обожают друг друга, Михал Михалыч считает его идеальным собеседником. Тот молчит, когда муж ему что-то рассказывает. Но в основном я слышу: «Красавец, красавец…» (Со смехом.)

— Бытовые вопросы муж решает с легкостью?

— Быт полностью на мне. Бывает, что Миша вмешивается в процесс и мчится покупать холодильник, телевизор или еще что-то полезное. Я пытаюсь сказать, что справлюсь сама, ведь он непременно приобретет первое попавшееся, зато самое дорогое, красивое и с кучей бесполезных примочек. Однако он меня не слышит и все делает по-своему.

— Но ведь женщине это тяжело вынести!

— Он же не всегда дома. (Смеется.) Поездки, концерты, записи телепрограмм, работа над книгами — все это занимает его намного больше, чем вопросы быта. Он уезжает на пару-тройку дней, и мы с сыном погружаемся в спокойное состояние. С папой это невозможно: когда он дома, то всех тормошит.

— А на гастроли вы не сопровождаете мужа?

— Крайне редко, мы и так практически не расстаемся. На концерты тоже почти не ходим: Миша не любит, когда мы с сыном в зале. Он часто рассказывает про нашу семью: борщ неправильно сварила, обиделась, расплакалась, кота заперла, ребенка наказала — это все про меня. Я нормально воспринимаю такие «откровения», но ему почему-то неудобно в моем присутствии.

— Ну еще бы! В его «монологе жены» супруга не очень ласкова: «Иди остри, тварь, смеши, подонок, только попробуй не рассмеши!»

— Не зная, как именно создаются Мишины произведения, многие думают, что он просто рассказывает правду о семье — настолько достоверно это звучит. Двоюродная сестра мужа воспринимает все очень близко к сердцу. стоит ей послушать Жванецкого, она тут же ему звонит: «Мишенька, ну как ты мог про жену написать ТАКОЕ?!» Конечно, многое в его монологи пришло из жизни. Я узнаю и себя, и нашего сына, и знакомых… Услышанное от нас Миша дорабатывает — и получается новая миниатюра.

Он любит слушать, но банальные истории его не интересуют, с ним не посплетничаешь. (Смеется.) Одна моя одесская подруга обожает Михал Михалыча и, когда бывает у нас в гостях, стремится с ним поговорить. И вот как-то делится со мной: «Когда я рассказывала ему, как взбивать масло, он слушал очень внимательно. А стала говорить умные вещи — отключился». Ну это с ее точки зрения умные. (Смеется.) Мише интересна только та информация, из которой можно что-то почерпнуть.

— Возвращаясь к «монологу жены»… А что, действительно писателя Жванецкого надо стимулировать и заставлять работать?

— Как любого человека, его иногда посещает хандра. И тогда звучит: «Ничего не получается! Все, ухожу на пенсию!» Я отвечаю: «Не выйдет! У тебя молодая жена и ребенок». Разумеется, это звучит несерьезно, но, с другой стороны, мы же в ответе за тех, кого приручили. К тому же Миша постоянно кому-то помогает финансово — друзьям, родственникам, даже, бывает, совсем малознакомым людям. У кого-то сгорел дом, у кого-то кормилец умер — муж откликается на чужие беды.

— Михаил Михайлович с такой любовью и со знанием дела рассказывает о женщинах, что невольно начинаешь вам завидовать — наверное, с ним очень легко договориться, он же так разбирается в женской психологии!

— Надо отдать мужу должное: он всегда четко объясняет свое поведение и свою позицию. Это незаменимое качество в семейной жизни. Миша не допускает, чтобы я билась в истерике и терзалась сомнениями, как себя правильно вести, что спросить у него, а что не стоит. Говорит прямым текстом: «Сейчас я в плохом настроении. К тебе это не относится». Или: «Сейчас меня раздражает ребенок». На заре нашей с ним совместной жизни мог вернуться домой под утро. Мне, как любой жене, это не нравилось. Но он говорил: «Не делай так, чтобы я шел домой с ужасом. Мужчина должен возвращаться радостным, тогда это будет происходить чаще». Ну что ж… Взяла себя в руки, перестала нервничать, и он все реже стал где-то задерживаться.

Скандалить и стыдить мужчину — это путь в никуда. Раньше, когда мы ругались, я разворачивалась, хлопала дверью и уходила в ночь. А когда возвращалась, слышала: «Ты не должна так делать. Как можно уйти, бросив меня без еды, в грязной квартире и с неглаженой рубашкой?» Я спорила: «Ты меня обидел! По-твоему, я должна была убраться, приготовить обед, постирать, погладить рубашки, вымыть полы и после этого уйти?» — «Да», — отвечал мой муж на полном серьезе.

Миша — очень умный человек. Я стала делать так, как он считал нужным. Поругаемся — беру тряпку, мою полы, готовлю компот, глажу рубашку. Пока закончу — про обиды забыла. (Смеется.) Вообще, от мужей лучше никогда и никуда не уходить. Надо понимать, что на ваши поиски они могут и не отправиться. К тому же глупо выбегать из дома в одних тапочках. Уходя — уходи! Бери деньги, паспорт, ребенка, кота, чемодан. Пока соберешься, сто раз подумаешь.

С мужем мы редко ругаемся, иногда я совершенно осознанно начинаю: «Ах, тебе не нравится мой борщ?!» Он с радостью подхватывает перепалку: «Да, совершенно ужасный!»

Миша — мой учитель. Благодаря его воспитанию я стала идеальной женой. Перестала спрашивать, кто звонил, куда он пошел и когда вернется. Но теперь почему-то муж снова недоволен: «Почему ты не спрашиваешь, кто мне звонит и когда буду?!»

— Еще женщины страшно любят копаться в прошлом своих мужей и выяснять, кого они любили до них…

— По молодости я тоже лезла на рожон. Хотелось услышать: «ни одну женщину не любил, ты — первая любовь». Пусть это была бы заведомая ложь, но я поверила бы с радостью. Однако Миша терпеть не может лжи, поэтому на все расспросы отвечал уклончиво.

У меня строптивый характер. Думаю, что именно готовность уйти в любую минуту в итоге нас соединила. Мы оба долго не верили в наш союз, считали, что все временно — ну год, ну два… Когда я периодически уходила, Мишины друзья отправлялись на мои поиски, приводили обратно… Эта независимость, наверное, растопила его настороженность.

— Что значит «искали Мишины друзья», а сам Михаил Михайлович не считал нужным это делать?

— У него была интересная позиция: «Если женщина моя, она не уйдет». Так очень многие мужчины думают… То есть доводи ее, сколько хочешь, если выдержит — твоя. Не выдержит — значит, не твой человек.

Но Мишино окружение, все его друзья, с самой первой нашей встречи тепло ко мне отнеслись. Думаю, им просто надоела бесконечная череда его девушек. Все-таки, как ни крути, 50-летний мужчина, меняющий молоденьких подруг, выглядит идиотом. Предполагаю, что наши отношения одобрили и жены его друзей, им уж тем более не нравились юные подруги Жванецкого. Одним словом, буквально все хотели, чтобы мы были вместе. Поэтому нам всячески помогали не расстаться. Первым, кому меня показал Жванецкий, был Ширвиндт. Александр Анатольевич тут же сказал: «Будешь дураком, если не женишься».

— Взрослые мужчины страшно боятся, что их облапошат, обведут вокруг пальца молоденькие хищницы…

— Смешно! Когда мы стали вместе жить, у Миши была однокомнатная квартира в Москве, старый «мерседес» и дача в Одессе. Все остальное приобретено уже при мне. Вроде бы он многое оставлял женщинам, от которых уходил.

— Наташа, интересно, а что Михаил Михайлович думает по поводу вечной женской убежденности: мужчина всегда сам должен угадать, что у любимой на уме?

— И мне казалось, что он должен угадывать мои желания. Я даже могла себе позволить устроить ис­­те­­рику по этому поводу. Например, идем в гости, мне нечего надеть. Миша спрашивает: «А почему ты не сказала заранее?» — «А ты что, сам не видишь?» И — в слезы! — «Нет, не вижу. Мне нравится, как ты одета. Если нужно, скажи».

— Муж у вас щедрый, не откажет?

— Никогда. Просто мне казалось, что он сам должен купить то, чего я хочу. Но по собственной инициативе муж никогда и ничего мне не дарит — зачем ему ломать голову над тем, чего я хочу? Как-то в Израиле в витрине ювелирного магазина я увидела невероятно красивый и жутко дорогой жемчужный браслет. Продавщица, статная женщина лет шестидесяти, плохо говорившая по-русски, спросила: «Вам нравится?» — «Да… Но это так дорого». — «Зато это известный на весь мир бренд! А где ваш муж? Покажите мне его». Я указала на Мишу, прогуливающегося невдалеке. Она уверенно говорит: «Зовите! Он купит». Стоило мне лишь заикнуться, что браслет нравится, муж в ту же минуту расплатился.

Миша научил меня говорить открыто о своих желаниях и чувствах. Это самая мудрая тактика для семейной жизни. Не хочешь диалога? Тогда ходи обиженной хоть год, никто и никогда не поймет, в чем дело.

За эти годы мне никогда не было рядом с ним скучно, мы не раздражали друг друга. Из всех близких подруг лишь у меня одной оказался крепкий брак. Хотя, как я уже сказала, мы даже предположить не могли, что наша история надолго. Когда обоим стало ясно, что время идет, а чувства не угасают, Миша заговорил о ребенке.

— А почему бы в этом случае честно не сказать про свое желание стать мамой?

— Вот это, пожалуй, единственный случай, когда женщина должна дождаться решения мужчины. Нечестно забеременеть и поставить мужа перед фактом. Пока он сам не захотел ребенка, я не заводила про это разговор. Думаю, Миша понимал: придет время, я захочу родить, и он должен будет выбирать — остаться со мной и стать отцом или уйти. Сын появился потому, что муж хотел, чтобы я оставалась рядом.

— И какой из Михаила Михайловича вышел отец?

— Пока Митя был маленький, он его совершенно не забавлял и особо не занимал. Умилительных картинок, как папа возится с сыном, не припомню. Митя часто оставался с няней, а мы уезжали на гастроли. Относительно недавно, года четыре назад, Мише наконец стало интересно общаться с нашим сыном. Когда они вдвоем, я стараюсь уйти, не мешать. Мне кажется, они гордятся друг другом.

— В «Википедии» написано, что у Жванецкого, помимо Мити, еще четверо детей…

— Никто толком не знает сколько, да это и неважно. Точно знаю, что есть сын, который живет в Америке. Вот он родился с Мишиного согласия. А остальных ему просто предъявляли. Как-то рассказала Мите про его американского брата. Он очень удивился и отнесся к этому известию весьма серьезно, захотел с ним познакомиться. Конечно, это надо будет сделать. Интересно получается: мы, взрослые, даже предположить не можем, насколько нашим детям важны какие-то, с нашей точки зрения, формальности. Например, когда Митя узнал, что мы с его отцом не расписаны, тоже был шокирован.

— А почему вы не зарегистрировали отношения?

— Я, естественно, хотела расписаться. В большей степени для спокойствия моих родителей. Они не понимали, как можно жить и не работать, к тому же с мужчиной намного старше, да еще и нерасписанными… Хотя Мишу они обожают. Так вот, пару лет я просила отвести меня в ЗАГС, но Миша не изъявлял большой радости и желания. Говорил, что, как только распишемся, начнутся проблемы, что боится сглазить… Правда это или мужские уловки, кто знает. Ну я и плюнула на все эти формальности, перестала про них думать. И вдруг однажды, года два назад, он спросил, почему я не хочу с ним расписаться. У меня в голове черти заплясали, возникло желание сказать: да! не хочу! Но взяла себя в руки. (Смеется.) Расписались в Одессе, скромно, без свидетелей, гостей и застолья.

— Что-то изменилось в отношениях?

— Миша считает, что я теперь иначе себя веду. Смело и бескомпромиссно. (Смеется.) А то, что я просто стала старше, он забывает. Мне 46 лет, но для него я, видимо, остаюсь все еще молодой.

— Его слова: «Верность, преданность — это туго затянутый галстук. Верность — легкий признак недостатка ума». Интересно, как жить с таким мужчиной, который на самом деле так считает? Или он пишет одно, а думает другое?

— Вероятно, что речь идет о той всепоглощающей преданности женщин, когда смотрят в рот и ловят каждый вздох мужчин. От такой преданности они сильно и быстро устают. Не предавать мужа, быть ему верным другом, но оставаться независимой — вот чего я желаю нашим женщинам.

— И последний вопрос: а что делать женщинам, если они верные, а их мужья нет?

— Миша так говорит: конечно, супруга можно выследить, но ведь придется решать, что с этим делать. Если вы не представляете себе жизни без своего мужчины, то зачем вам много знать? Я, к примеру, про очень многие вещи не спрашиваю — зачем расстраиваться? (Смеется.)

Михаил Жванецкий

Семья: жена — Наталья; сын — Дмитрий (17 лет), студент психологического факультета МГУ

Образование: окончил Одесский институт инженеров морского флота

Карьера: в студенческие годы участвовал в самодеятельности, где начал писать миниатюры, которые часто сам и исполнял. С 1964 года до начала 1970-х работал в Ленинградском театре миниатюр вместе с Аркадием Райкиным, Виктором Ильченко и Романом Карцевым, для которых написал более 300 миниатюр и монологов. С 1988 года — художественный руководитель созданного им Московского театра миниатюр. С 2002 года по настоящее время является постоянным ведущим ежемесячной телепередачи «Дежурный по стране» на канале Россия. Народный артист России

Известный писатель-сатирик, популярный исполнитель своих произведений Михаил Михайлович Жванецкий родился 6 марта 1934 года в городе Одессе (Украина) в семье врачей.

В 1970 году Михаил Жванецкий вместе с Карцевым и Ильиченко создали в Одессе Театр миниатюр при филармонии.

В 1972 году Жванецкого пригласили в Московский театр миниатюр (впоследствии "Эрмитаж") на должность помощника главного режиссера. В эти годы он приобрел всесоюзную известность.

В 1972-1974 годах Михаил Жванецкий был режиссером-постановщиком Государственного концертно-гастрольного объединения "Росконцерт".

В 1981-1983 годах работал литературным сотрудником в издательстве "Молодая гвардия".

В 1988 году Михаил Жванецкий создал Московский театр миниатюр , бессменным художественным руководителем которого он является. В театре по произведениям сатирика были созданы спектакли "Птичий полет" (1988), "Избранное" (1988), "Политическое кабаре" (1989), "Моя Одесса" (1994), "Престарелый сорванец" (1999) и другие.

Михаил Жванецкий : "Встречи на улицах" (1982), "Год за два" (1987), "Когда нужны герои" (1992), "Моя Одесса" (1993). В 2001 году в издательстве "Время" вышло четырехтомное "Собрание произведений" Михаила Жванецкого, а 2006 году - пятый том "Собрания произведений" под названием "XXI век".

Михаил Жванецкий - ведущий ежемесячной телепередачи "Дежурный по стране" на телеканале "Россия 1".

С 1978 года Жванецкий является членом Союза писателей СССР/России. Член Союза писателей Москвы и Русского Пен-центра.

Михаил Жванецкий - народный артист Украины (1999), народный артист России (2012), заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2001), заслуженный деятель искусств Автономной Республики Крым (2002). Он является лауреатом Премии президента РФ в области литературы и искусства (2001), а также лауреатом независимой премии "Триумф" (1994). Награжден орденом Дружбы народов (1994), орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени (2009).

Президент Всемирного клуба одесситов, почетный гражданин города Одессы (1994).

В 2009 году в честь 75-летия писателя в городе Одессе бульвар Искусств (бывший Комсомольский) был переименован в бульвар Михаила Жванецкого.

Михаил Маньевич ЖВАНЕЦКИЙ . Народный артист Украины, заслуженный деятель искусств РФ, лауреат премии Президента РФ, художественный руководитель Московского театра миниатюр, почетный гражданин города Одессы.

Родился 6 марта 1934 года в Одессе (Украина), в семье врачей. Отец – Жванецкий Эммануил Моисеевич. Мать – Жванецкая Раиса Яковлевна.

Говоря о своем детстве, Михаил Жванецкий вспоминает «что-то очень солнечное, пляжное… Пока не грохнула война. Дальше – поезд, Средняя Азия, школа, Победа, возвращение в Одессу».

В 1951 году Михаил Жванецкий поступил в Одесский институт инженеров морского флота. Именно здесь застал его 1953 год. На волне бурного роста художественной самодеятельности в Москве появляется студия «Наш дом», в Ленинграде – «Весна в ЛЭТИ», в Одессе – студенческий театр миниатюр «Парнас-2», созданный Михаилом Жванецким. «Парнас-2» стал настоящим событием в жизни города: на вечера в Институт инженеров морского флота трудно было попасть, концерты шли с аншлагами, подобными ленкомовским в Москве. Жванецкий активно включился в работу студии. В 1954 году он познакомился с Виктором Ильченко, вместе с ним на сцене «Парнаса-2» играл миниатюры, вел концерты. Начал писать миниатюры и монологи, которые часто сам и исполнял. Получалось смешно, вернее не смешно (смешно Жванецкий никогда не писал), а грустно, что и вызывало смех…

Окончив в 1956 году институт по специальности «инженер-механик подъемно-транспортного оборудования портов», Михаил Жванецкий работал в Одесском морском торговом порту сменным механиком, затем инженером по подъемно-транспортным механизмам на одесском заводе «Продмаш». «Восемь лет погрузки-выгрузки, – вспоминает Михаил Маньевич, – разъездов на автопогрузчике, сидения в пароходе, в трюме, в угле, когда видны только глаза и зубы. Там я мужал…»

В 1960 году Михаил Жванецкий переходит на работу в Центральное проектно-конструкторское бюро. За два года до этого, в 1958-м, он познакомился с Романом Карцевым , а в 1962 году во время гастролей в Одессе Ленинградского театра миниатюр состоялось знакомство с Аркадием Исааковичем Райкиным . А.И. Райкин взял его произведения в репертуар театра, а в 1964 году пригласил в свой театр на должность завлита. Произведения М.М. Жванецкого читал на ленинградской сцене и любимец молодежи – Сергей Юрский , но настоящую известность автору сатирических монологов обеспечил А.И. Райкин, из уст которого реплики Жванецкого уходили в народ. В 1969 году под руководством А.И. Райкина театр осуществил постановку программы «Светофор» по произведениям М.М. Жванецкого, в которой впервые прозвучали легендарные миниатюры «Авас», «Дефицит», «Век техники», «К пуговицам претензий нет».

В период работы в театре А.И. Райкина (1964–1969) М.М. Жванецкий творчески сотрудничал с Романом Карцевым и Виктором Ильченко, для которых написал более 300 миниатюр и монологов. Обретя свой индивидуальный стиль, он ушел из театра А.И. Райкина и стал работать самостоятельно.

В 1970 году он вместе с Р. Карцевым и В. Ильченко вернулся в Одессу, где, по его собственным словам, «стартовал второй раз за жизнь», создав Театр миниатюр. К театру быстро пришел успех, а вскоре состоялись первые гастроли в Ростовской области. Перед отъездом в Ростов Р. Карцев и В. Ильченко записали на телевидении миниатюру Михаила Жванецкого «Авас». После возвращения с гастролей, которые прошли с аншлагами, М. Жванецкий, Р. Карцев и В. Ильченко приняли участие в конкурсе артистов эстрады, разделив 1-е и 2-е места с Кокориным. Несмотря на уговоры директора «Укрконцерта» остаться в Киеве, они вернулись в Одессу.

В 1970–1972 годах М.М. Жванецкий работал артистом разговорного жанра Одесской филармонии. В 1972 году его пригласили в Московский театр миниатюр (впоследствии «Эрмитаж») на должность помощника главного режиссера. В эти годы он уже приобрел всесоюзную известность.

С 1972 по 1974 год Михаил Жванецкий являлся режиссером-постановщиком Государственного концертно-гастрольного объединения «Росконцерт». В 1981–1983 годах работал литературным сотрудником в издательстве «Молодая гвардия».

В 1988 году М.М. Жванецкий создает Московский театр миниатюр, бессменным художественным руководителем которого является до настоящего времени. В театре по его произведениям созданы спектакли: «Птичий полет» (1988), «Избранное» (1988), «Политическое кабаре» (1989), «Искренне ваш» (1991), «Моя Одесса» (1994), «Бенефис» (1995), «Престарелый сорванец» (1999).

Михаил Жванецкий – автор миниатюр «Авас» (для Р. Карцева и В. Ильченко), «Подруги» (из спектакля А. Райкина), «Не пойму, что с людьми происходит» (для Р. Карцева), «День, полный жизни» (для Р. Карцева и В. Ильченко), «Только приятное» (для Р. Карцева), «Физкультурно одаренный» (для Л. Полищук), «У меня все хорошо» (для Р. Карцева), «Слова, слова…» (для Р. Карцева и В. Ильченко), «Странный мальчик» (для Р. Ромы), «Города» (для Р. Карцева), «Как лечат стариков» (для Р. Карцева и В. Ильченко), «Сила слова» (для А. Райкина), «В век техники» (для А. Райкина), «Диспут» (для Р. Карцева и В. Ильченко), «Ваше здоровье?» (для Р. Карцева), «Пить вредно» (для Р. Карцева), «Монолог искреннего человека» (из спектакля Московского театра миниатюр «Когда мы отдыхали…»), «В Греческом зале» (для А. Райкина), «Дефицит» (для А. Райкина), «Дай руку, внучек!» (для А. Райкина), «О воспитании» (для А. Райкина), «Для вас, женщины» (для А. Райкина), «Сосредоточенные размышления» (для А. Райкина), «Два дурака» (для А. Райкина), «Какое-то напутствие из 70-х» (для А. Райкина), «У кассы» (для Р. Карцева и В. Ильченко), «Дегустация» (для Р. Карцева), «На складе» (для Р. Карцева и В. Ильченко), «Демографический взрыв» (для Р. Карцева), «Ставь птицу» (для Р. Карцева и В. Ильченко), «Доктор, умоляю…» (для Р. Карцева и В. Ильченко), «Ночью» (для С. Юрского), «Специалист» (для Р. Карцева), «Поймите меня правильно…» (для С. Юрского), «Черная полоса» (для Р. Карцева и В. Ильченко), «Тренер» (для С. Юрского), «Собрание на ликероводочном заводе» (для Р. Карцева и В. Ильченко), «Уз оцень я смесной целовек» (для А. Райкина), «Свадьба на сто семьдесят человек» (для Р. Карцева и В. Ильченко), «Нормально, Григорий! Отлично, Константин! История болезни» (для Р. Карцева и В. Ильченко), «Он таким не был» (для С. Юрского), «Воскресный день», «Понял наконец» (для Р. Карцева и В. Ильченко), «Тщательнее», «Падает снег» (для Р. Карцева), «Успокойтесь, ухожу» (для Р. Карцева), «Раки по пять» (для Р. Карцева), «Паровоз для машиниста», «Государство и народ» (для Р. Карцева и В. Ильченко), «Вам привет» (для Р. Карцева), «Перекличка» (для Р. Карцева и В. Ильченко), «Наш человек в постели», «Птичий полет» (для Р. Карцева и В. Ильченко), «Была еда», «Здесь будет лучше» (для Р. Карцева), «Автопортрет в цифрах», «Плохо слышно» (для Р. Карцева) и другие.

В 2001 году в издательстве «Время» вышло 4-томное «Собрание произведений» Михаила Жванецкого, а в 2006 году в том же издательстве выпущен 5-й том «Собрания произведений» под названием «XXI век».

М.М. Жванецкий – заслуженный деятель искусств РФ (2001), народный артист Украины (1999), лауреат премии Президента РФ в области литературы и искусства (2001), лауреат независимой премии «Триумф» (1994). Награжден орденом Дружбы народов. Член Союза писателей СССР/России (с 1978 г.), Русского Пен-центра, президент Всемирного клуба одесситов. Почетный гражданин города Одессы (1994).

Михаил Жванецкий любит жизнь во всех ее проявлениях. Он предпочитает книги А. Чехова , Дж. Селинджера , музыку Голливуда 1940-х годов, творчество группы «АББА», волейбол. Его любимые артисты – С. Любшин , А. Фрейндлих , Р. Карцев. Любимая еда – «одесская, плюс горячие раки, плюс холодное пиво, плюс старые друзья, плюс один–два новых знакомых».

Михаил Жванецкий, его биография в Википедия (год рождения, где родился, национальность), личная жизнь, семья — жена и дети на фото интересуют многих зрителей, и это неслучайно, ведь этот сатирик, автор искрометных миниатюр и юмористических книг, поражает своим многогранным талантом, а его знаменитые фразы, наполненные житейской мудростью, давно стали афоризмами.

Михаил Жванецкий – биография

Родился Михаил Михайлович в 1934 году в Одессе в семье врачей. После окончания школы юноша поступил в Одесский институт инженеров морского флота, и будучи студентом, принимал активное участие в художественной самодеятельности вуза – писал миниатюры и монологи, и часто сам с ними выступал на концертах.

Окончив в 1956 году вуз, Жванецкий устроился на работу по специальности и начал свою трудовую деятельность в качестве инженера-механика одесского порта.

Так прошло несколько лет, и может быть мы никогда и не узнали о великом юмористе-одессите, если бы не случай. В 1963 году в Одессу на гастроли приезжает Ленинградский театр миниатюр, и Михаил попадает на концерт уже довольно известного в то время Аркадия Райкина. Они знакомятся, и великий комик берет несколько произведений Жванецкого в репертуар театра, а уже через год приглашает его туда, правда, пока на должность заведующего литчастью. Очень скоро Райкин понял, что для этой должности Жванецкий совершенно не годится, но был покорен им как автором, с выдающимся литературным даром, остротой и парадоксальностью мироощущений, поэтому произведения Михаила стали постоянно входить в репертуар театра и на некоторое время он стал автором-премьерой.

В 1969 году Райкин вместе со Жванецким придумал и поставил программу под названием «Светофор», куда вошли практически только миниатюры Михаила, среди которых были «Дефицит», «Авас» и «Век техники», ставшие в дальнейшем необычайно популярными.

Пять женщин сатирика подарили ему трех внебрачных дочерей и двух сыновей

На российской эстраде нет более закрытого человека, чем ЖВАНЕЦКИЙ. Он не рассказывает о личной жизни, на вопрос о количестве детей отшучивается, любовниц, если таковые имеются, не «сдает». Публике известно лишь о существовании нынешней жены сатирика - Натальи и сына Дмитрия, с которыми Михаил Михайлович иногда фотографируется для журналов. Мы решили исследовать «белые пятна» в биографии артиста.

О том, какие бури проносились над головой Михаила Жванецкого , можно судить разве что по редким откровениям, мелькающим в монологах сатирика:

«От меня так одна уходила, да еще бросала подарки!», «Бешенство чаще всего испытываешь в семье. Страшнее всего, когда ты не можешь объяснить. Выслушиваешь, что и молодость тебе отдали, и лучшие годы, и ты в большой панике, потому что разговариваешь с любимой женщиной на разных языках», «Верность, преданность - туго затянутый галстук, и очень хочется ослабить этот узел. Думаю, что верность - легкий признак недостатка ума».

Что касается последнего высказывания, похоже, с этим девизом Жванецкий и идет по жизни. Пересчитать количество его подруг - постоянных и мимолетных - представляется нереальным. Остановимся на тех, кто сыграл в жизни Михаила Михайловича ключевые роли.

Первый опыт

- «Это» произошло на первом курсе института, - рассказал сатирик в интервью «Комсомольской правде». (В 1956 году он окончил Одесский институт инженеров морского флота. - В. М. ) - Я сидел вместе с Аллой Б. Наш преподаватель страшно раздражался, когда видел, как я держу ее руку под партой. Кричал: «Жванецкий, отпустите руку соседки!»

Впрочем, студенческий роман ни во что серьезное не вылился. Девственности юного Мишу лишила более опытная подруга.

У нас в порту было много красивых девушек, одна - просто замечательная, - откровенничает артист. - Мы пришли ко мне. А маманя вдруг вернулась с работы, посмотрела в окно и увидела то, что я бы не хотел, чтобы она видела. Подруга обиделась на меня, и дня два ее не было. Я оббегал весь город, нашел ее у какой-то тетки. Она не хотела возвращаться домой.

Лариса

Вскоре после института Жванецкий женился на «симпатичной девочке Ларисе».

Меня с ней познакомили на предмет... - мнется сатирик. - И я на предмет женился. Мы жили с тещей в одной комнате, и та реагировала на каждый шепот, ночами прислушивалась, ее все время что-то возмущало, а деваться было некуда. Товарищи и все, кто признавал во мне талант, говорили, что нужно ехать к Райкину . Я поехал. Потом вернулся. А теща во дворе распространялась, что я только одни автографы привожу и больше ничего. Когда я был в Ленинграде, мама мне присылала по три рубля в письме и жена посылала немножко. И я бегал обедать в Кунсткамеру за 50 копеек...

Об этом периоде в жизни сатирика вспоминает его соратник - писатель Варлен Стронгин .

У Миши был долгий и сложный путь на эстраду, - рассказал нам Варлен Львович. - Он был практически нищим. После института работал в местном порту. Вместе с товарищами был вынужден воровать керосин, чтобы сводить концы с концами. У него заплаты на брюках были. В таком виде Жванецкий и ездил за Райкиным по городам. Ловил Аркадия Исааковича в коридорах, предлагал тексты, тот отмахивался. Однажды Аркадий Исаакович шел по коридору и услышал, как Ильченко и Карцев репетируют интермедию «Авас» авторства Миши. Райкин взял ее в свой репертуар. Вскоре у Миши взяли еще пять миниатюр.

Я получил 500 рублей, - вспоминает Жванецкий. - На пару дней въехал в гостиницу «Астория» с двумя девушками, Ромой Карцевым и Витей Ильченко. Деньги пропили и проели. Когда вышел спектакль, мне заплатили примерно 1200 рублей после 89 р. в порту. Я был богат, сыт и с совершенно безумными глазами... Тем не менее Лариса подала на развод.

По рассказам друзей сатирика, Жванецкий так сильно любил первую жену, что во всем ей потакал: он даже не ходил на репетиции, когда та ему запрещала. После краха семьи страдающий Михаил уехал из Одессы в Ленинград, а Лариса - в Париж, где занялась делами небольшой галереи, которую ей в наследство оставил дядя. Сатирик никогда больше не женился.

Гастрольный роман

В 1964 году Райкин пригласил Жванецкого в свой театр заведующим литературной частью.

Миша отбирал тексты для репертуара, - вспоминает Стронгин. - Однако он хотел славы, поэтому пропихивал свои тексты. В Сочи произошел неприятный случай: приехали выступать популярнейшие Тарапунька и Штепсель (Юрий Тимошенко и Ефим Березин . - В. М. ). Миниатюры для них писали Роберт Виккерс и Александр Каневский . Райкин попросил Жванецкого связаться с авторами, но тот их отстранил. Ребята рассказывали, что четыре раза приходили в приемную Райкина, а Миша обманывал их, говоря, будто Аркадий Исаакович вышел.

Во время гастролей театра Райкина по Сибири Жванецкий завел интрижку с женщиной, родившей ему дочь. Сатирик не признал ребенка, но позже стал общаться с девочкой и даже пригласил ее в Москву. На этом, по словам знакомых писателя, их короткие встречи закончились.

Неожиданно завершилось и сотрудничество с Райкиным. Стронгин уверяет, что виной стал обман сатирика:

Жванецкий всегда был жаден до денег. Он совершил огромную ошибку. Когда Райкин ставил последнюю программу в Ленинграде, на худсовете обсуждали номера. Один артист заявил: «Товарищи, этот номер у меня! Я его купил!» И так повторилось еще два раза. Обнаружилось, что Жванецкий продал на сторону три номера, которые написал для Райкина! Он не мог дождаться, пока старик выучит текст. Тогда Аркадий Исаакович уже все делал медленно, а Мише нужно было заработать побыстрее. В тот же день в театре повесили приказ о его увольнении.

Надежда

Михаил вернулся в Одессу, но продолжал писать для Карцева и Ильченко. Он устроился в местную команду КВН, где познакомился с Надеждой Гайдук . Девушка окончила театрально-художественное училище, в клубе работала художником по костюмам. Красивая блондинка была столь остроумной, что, как вспоминают коллеги Жванецкого, он ходил за девушкой по пятам и записывал ее шутки. Попутно Миша ухаживал за Наденькой, та оставалась неприступной. Через год красотка уехала в Москву. Их дружба продолжалась по переписке. Серьезные отношения начались, когда Жванецкий вернулся в Ленинград. Надежда приехала в гости и осталась на ночь. Они стали жить на два города: переезжать к другу и оформлять отношения Гайдук не собиралась, даже когда на десятом году отношений на свет появилась дочь Лиза. Расстались они по инициативе Надежды: говорят, она узнала, что у Жванецкого есть любовница в Ленинграде. Дочери она дала свою фамилию. Отец ребенка не возражал и продолжал изредка видеться с Елизаветой.

Татьяна

Спустя четыре года Михаил перебрался в Москву и стал пробиваться на телевидение.

Его не очень жаловали. Не котировался, - продолжает Стронгин. - В то время передачей «Вокруг смеха» руководила симпатичная женщина Татьяна. Миша стал с ней жить. Она-то его и пропихнула. Как-то мы с Таней возвращались с концерта, она призналась: «Я иду к Мише». Она не скрывала романа. А вот Жванецкий, похоже, боялся, что об этом кто-нибудь узнает.

Инна

В это же время Михаил завел мимолетную интрижку с женщиной, которая подрядилась ухаживать за его больной мамой. Дама была немолода, но, как говорят, любила жить на полную катушку. Однажды Жванецкий вернулся домой, перебрав лишнего на вечеринке. Женщина воспользовалась ситуацией. Вскоре она заявила, что ждет ребенка. Был грандиозный скандал, после которого она улетела в Америку, обязав Михаила платить алименты.

Венера

В США перебралась и следующая гражданская жена Жванецкого - Венера. Они встречались десять лет, родили сына Максима. С симпатичной татарочкой артист познакомился в Москве. Женщина окончила химический институт, работала преподавателем. В их отношениях ключевым словом было «ревность» - поклонницы сатирика жутко напрягали Венеру. Она уговаривала любовника эмигрировать в Америку, сама первой перебралась за океан. Друг за ней не последовал, хотя продолжал поддерживать отношения. Именно об этой женщине Иосиф Кобзон написал в своей книге «Как перед Богом»: «У Жванецкого есть дом в Америке, семья, а здесь другая семья, и живет он на два лагеря. Живет в Америке и стесняется этого, словно боится, чтобы кто-то не узнал».

Ходок он был хороший! - улыбается Стронгин. - Но детей своих особо не баловал. Некоторым платил алименты, другим не давал ни копейки. К примеру, дочери Лизе он за много лет подарил лишь маленький транзистор!

Наташа

С нынешней гражданской женой Наташей сатирик живет более 15 лет. По образованию она гидролог, работала в одесском проектном институте. С началом перестройки устроилась костюмером в Одесский театр пантомимы, из которого вышли некогда популярные «Маски-шоу». Наталья ездила на гастроли, помогала артистам, потом повстречала Жванецкого.

После нескольких свиданий они решили жить вместе. Их сыну Дмитрию сегодня 15 лет. Парень ходит в гимназию в элитном поселке Жуковка: как рассказал нам сам Дима, учеба его не напрягает. В свободное время он любит тусоваться с друзьями в модных столичных клубах, где все, по его словам, «бухие, укуренные и увлекаются какой-то «гидрой».