Михаил федорович шемякин художник импрессионист биография. Выставка Михаила Шемякина, импрессиониста начала XX века. Все доступные билеты

С 13 октября по 17 января в Музее русского импрессионизма проходит выставка произведений русского художника-импрессиониста первой половины XX века Михаила Федоровича Шемякина – “Михаил Шемякин. Совсем другой художник”. В состав экспозиции вошло более пятидесяти работ из музеев России, Ближнего Зарубежья и московских частных коллекций. Среди них: Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Нижнетагильский музей изобразительных искусств, художественные музеи Астрахани, Пензы, Тулы, Рязани и многие другие. Некоторые произведения будут представлены публике впервые.


Имя представленного в Музее русского импрессионизма художника не надо путать с нашим современником - скульптором-авангардистом Михаилом Михайловичем Шемякиным. Михаил Федорович Шемякин - совершенно другой художник - импрессионист-портретист, ученик Валентина Серова и Константина Коровина, при этом, мастер, практически неизвестный широкой публике. Выставка получилась с одной стороны очень эмоциональная, в представленных произведениях много цвета, эмоций, импрессии, с другой стороны, по-домашнему уютная. Специально для выставки музей совместно с драматургом Юлией Поспеловой и актерами Мастерской Дмитрия Брусникина создали аудиоспектакль, построенный на неопубликованных документах - архивах, воспоминаниях сына художника, самого художника и его современников - саундпроменад “Шемякин”.

Юлия Поспелова, драматург: “Когда мне предложили создать пьесу для новой выставки, эта идея показалась мне очень интересной - музей так отважно вступает на новую территорию - на территорию театра. Мне кажется, что для музея это, с одной стороны, чужой мир, с другой стороны между музеем и театром много общего. Например, и музей и театр работают с категорией времени - с прошлым. Когда зритель идет в музей или в театр он хочет получить новые эмоции и впечатления - в этом тоже связь между музеем и театром. Нашей задачей было соединить эти два разных мира - мир музея и театра. И ребенком, рожденным в этом браке, стал аудиоспектакль “Шемякин”. Мы хотели интересно, необычно, увлекательно рассказать о художнике и его времени. Я долго думала над формой, которую можно выбрать для этого текста и пришла к выводу, что о художнике-импрессионисте, которым является Михаил Шемякин, логично будет рассказывать его языком. И как мне кажется, пьеса получилась импрессионистской. Мы хотели уйти от прямого повествования и пойти по пути впечатления, представить, что чувствует человек, который стоит перед картиной Шемякина и рассматривает ее: о чем он думает, что переживает, какие ассоциации и ощущения возникают от картин. Чтобы этого достичь нам пришлось использовать инструментарий иммерсивного театра, т.е. прямого воздействия на человека, когда человек не пассивно наблюдает что происходит на сцене, а является непосредственным участником или даже главным героем спектакля. Чтобы участник саундпроменада тоже стал главным героем этого действия”.

Директор Музея русского импрессионизма Юлия Петрова поделилась с “Культуроманией” своими впечатлениями о выставке.

- Как родилась идея с аудиоспектаклем?

У нас молодой коллектив, очень творческий, чему я несказанно рада и чем я горжусь. И идея родилась внутри коллектива - это заслуга наших сотрудников.

- Почему этот яркий и интересный художник остался в тени?

Это не единичная история. В прошлом году мы открывали выставку Елены Андреевны Киселевой - это имя было практически неизвестно на тот момент и благодаря нашей выставке о Киселевой заговорили. И мне тоже задавали вопрос - почему такой блестящий мастер как Елена Киселева совсем не отражена в истории искусства. Почему некоторые известные при жизни художники после смерти канули в Лету? Думаю, что это происходит в силу исторических обстоятельств. Это происходит и в европейской живописи. И таких имен, очень достойных того, чтобы к ним привлечь внимание, в русском искусстве множество. Ряд таких художников можно увидеть и на нашей постоянной экспозиции. Всем известны Серов или Кустодиев, а имена Жуковского и Туржанского известны уже меньше, Виноградова, Есаяна - еще меньше. Но все эти живописцы достойны нашей искусствоведческой, выставочно-исследовательской работы. И как раз открытие публике этих имен видится мне полем работы нашего музея. Понятно, что в силу нашего формата, нашей музейной молодости такие экспозиции, которые организует Третьяковская галерея - 200 работ Серова под одной крышей - нам не под силу. У нас нет для этого ни такого пространства, ни такого запасника, из которого можно черпать безостановочно. Это их формат, они главный музей национального искусства и громкие имена это, безусловно, их задача, а наша задача иная. Нам удается работать в своем поле - показывать то, до чего в больших музеях никогда не дойдут руки. И, что очень ценно для меня - публика нам в этом доверяет. Когда мы открывали Киселеву были опасения - сможем ли мы в Москве, пресыщенной событиями, привлечь людей на совершенно неизвестное имя, которое не вызывает абсолютно никаких ассоциаций. Но в нашей недолгой истории это была самая успешная, самая посещаемая выставка. Мы везде подчеркиваем, что имя, которое мы открывает - неизвестное. Приходите и мы покажем вам художника, о котором вы раньше ничего не знали. И я надеюсь, что москвичи опять нам доверятся, опять поверят в то, что это интересно.

- Расскажите про представленные работы, наверняка с ними связано много интересных историй.

Конечно, наибольшее число историй связано с портретом известного кондитера и мецената Абрикосова, который был дедом Михаила Васильевича Шемякина. Дед очень скептически отнесся к предложению написать его портрет - сколько времени ему придется на это потратить? И сказал: “20 часов, ни минутой больше”. А потом, когда портрет был уже готов, аршином измерил свой размер головы с бородой и сравнил с картиной - все совпало, дед остался доволен.

И прекрасная история о том, как Шемякин писал портрет натурщицы Веры Калашниковой - любимой модели Серова, и жаловался ему, что никак не выходит. Реакция Серова на эти пробы мне очень понятна и близка. Когда работа была исправлена один раз, другой, третий, Серов сказал - хорошо, но все-таки не то, что было. И в этом - возвращение художника к началу. Серов говорит - у тебя получилось хорошо, но не то, что было - исправляй, делая лучше, ищи. И художник снова в своем поиске вынужден вернуться в исходное. Наверное это судьба мастера - все время искать, все время быть недовольным собой. Шемякин очень требовательный к себе художник и видно как много внимания он уделяет каждой работе, подчас переписывая ее, подчас оставляя какие-то фрагменты незаконченными, потому что до них он еще не дозрел и нужно время.

- У Шемякина большое наследие. Чем вы руководствовались отбирая работы для выставки?

В очень многих, как региональных, так и центральных музеях нашей страны, хранятся полотна Михаила Федоровича Шемякина. И проблемой было не найти это наследие, а выбрать то, что мы хотим показать. Выставочные площади позволили разместить чуть более 50 произведений. Все работы форматные, крупные и выбрать именно эти 50 было тяжеловато. Но в итоге мы нашли компромисс - в каталоге, который издан к выставке, приведено гораздо больше произведений и самого Шемякина и его учителей, современников, друзей. Выбор этот велся на протяжении нескольких месяцев, необходимо было показать ключевые работы, портрет Абрикосова, о котором есть воспоминание и самого Шемякина и его сына и с которым связаны занимательные истории о том, как этот портрет писался. Эта работа уже более 70 лет хранится в Третьяковской галерее и не разу не экспонировалась, что в общем-то понятно - у Третьяковской галереи совсем другие задачи и они предоставили нам возможность эту работу явить публике первыми. Ряд других произведений первого ряда тоже попадали на эту выставку априори - серия гиацинтов, серия семейных портретов, портретов музыкантов - все это тщательно отбиралось. В выставке участвуют 13 регионов, а работа, которая попала на обложку каталога и стала лицевой, приехала из Белоруссии - из Минского государственного художественного музея. Это портрет натурщицы Веры Калашниковой, работа на мой вкус - удивительно тонкая, жемчужная, изящная, невероятно привлекательная и не отпускающая от себя. Хотелось показать Шемякина с лучшей стороны и сделать его художником, которого теперь запомнят, а для этого конечно надо было выбрать самое-самое.

Этой выставкой Музей русского импрессионизма обращается к своей миссии - говорить именно о русских импрессионистах

С 13 октября по 17 января Музей русского импрессионизма представит ретроспективу произведений самобытного русского художника-импрессиониста первой половины XX века Михаила Федоровича Шемякина «Михаил Шемякин. Совсем другой художник» .

В состав экспозиции известного мастера войдет более пятидесяти работ из музеев России, ближнего зарубежья и московских частных коллекций. Среди них Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Нижнетагильский музей изобразительных искусств, художественные музеи Астрахани, Пензы, Тулы, Рязани и многие другие. Некоторые произведения будут экспонироваться впервые.

Этой выставкой Музей русского импрессионизма обращается к своей миссии - говорить именно о русских импрессионистах. Речь пойдет о мастере, которого Коровин сравнивал с Рафаэлем, а Маяковский признал как «реалиста-импрессиониста-кубиста» - о Михаиле Шемякине. Нет, не о нашем современнике, а о «совсем другом художнике».

Михаил Шемякин учился у Валентина Серова и Константина Коровина в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. От наставников молодой художник перенял любовь к жанру портрета и смелую импрессионистическую манеру письма.

Мастерство рисовальщика Шемякин отточил в Мюнхене, в студии Антона Ажбе. Один из последних рисунков «Монах», сделанных художником в школе Ажбе, будет представлен на выставке. Эту работу заметил и оценил Федор Шаляпин, однажды зашедший в гости в квартиру Ивана Гржимали.

Сын художника вспоминал: «Подойдя к рисунку, не оборачиваясь, он молча смотрел на него. Потом оглянулся, и гости увидели двух «Монахов»: одного на рисунке, а другого великолепно, как только он мог это сделать, «сыграл» Шаляпин. Раздались дружные аплодисменты. «Здорово!» - сказал Шаляпин и пожал руку моему отцу».

В 1901 году художник женился на своей сокурснице Людмиле Гржимали, дочери известного в Москве чешского скрипача Ивана Войтеховича Гржимали. Долгие годы Михаил Шемякин жил в квартире тестя, располагавшейся прямо в правом крыле Московской консерватории. В гостиной мастер не раз писал своих родственников-музыкантов и их друзей, часто бывавших в гостеприимной семье.

Михаила Шемякина называли «летописцем музыкальной Москвы» первой половины ХХ века, а потому портретам музыкантов отведено центральное место на выставке. Посетителей ждет встреча с чередой образов великих исполнителей, среди которых тесть художника Иван Гржимали, композитор Александр Гедике, скрипач Франтишек Ондржичек, виолончелистка Хана Любошиц, певица, солистка Большого театра Надежда Салина.

Натурщица.1905

С 13 октября по 17 января Музей русского импрессионизма представит ретроспективу произведений самобытного русского художника-импрессиониста первой половины XX века Михаила Федоровича Шемякина — «Михаил Шемякин. Совсем другой художник». Выставку назвали так, чтобы посетители ошибочно не приняли импрессиониста Шемякина за нашего современника, скульптора-метафизика Шемякина. В состав экспозиции известного мастера войдет более 50 работ из музеев России, ближнего зарубежья и московских частных коллекций. Некоторые произведения будут экспонироваться впервые.

Михаил Шемякин учился у Валентина Серова и Константина Коровина в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. От наставников молодой художник перенял любовь к жанру портрета и смелую импрессионистическую манеру письма. Мастерство рисовальщика Шемякин отточил в Мюнхене, в студии Антона Ажбе. Один из последних рисунков «Монах», сделанных художником в школе Ажбе (он будет представлен на выставке), заметил и оценил Федор Шаляпин, однажды зашедший в гости в квартиру Ивана Гржимали. Сын художника вспоминал: «Подойдя к рисунку, не оборачиваясь, он молча смотрел на него. Потом оглянулся, и гости увидели двух “Монахов”: одного на рисунке, а другого великолепно, как только он мог это сделать, “сыграл” Шаляпин. Раздались дружные аплодисменты. “Здорово!” — сказал Шаляпин и пожал руку моему отцу».

Судьба сводила художника с множеством выдающихся современников, каждый из которых не смог остаться равнодушным к его творчеству. Владимир Маяковский назвал его «реалист — импрессионист — кубист». Эта парадоксальная характеристика на удивление проницательна. Как реалист, Шемякин не позволял себе упрощать и искажать натуру ради живописного эффекта. Подобно кубистам, он каждый раз подходил к натуре одновременно аналитически и с пылким любопытством, будто видел лицо человека или букет гиацинтов впервые. Но с самого начала творческого пути и до конца жизни приемы импрессионизма были его самыми любимыми.

Приглашаем участников проекта «Сноб» первыми увидеть работы импрессиониста Шемякина на торжественном открытии выставки.

“Михаил Шемякин. Совсем другой художник” - выставка с таким интригующим названием открылась в Музее русского импрессионизма. Михаил Федорович Шемякин, тезка и однофамилиц известного современника, “жил тихо, а творил страстно”, как говорил о нем Илья Репин. Полотна Шемякина - это соцветие броских красок, изящество точных линий и волны теплых человеческих чувств. Выставку посетила корреспондент “Вестей FM” Анна Владимирова .

Коровин называл его русским Рафаэлем, а Маяковский объявил “реалистом-импрессионистом-кубистом”. В картинах Михаила Шемякина резкий мазок переходит в плавный изгиб, а буйные цвета рождают нежные оттенки. Будь то оранжево-синие “Гиацинты ночью”, мраморная “Натурщица”, полная музыкальности “Скрипка” или трепетные портреты жены - нарисованное в равной степени отражает реальность и транслирует личные впечатления автора. Рассказывает директор Музея русского импрессионизма Юлия Петрова.

ПЕТРОВА: При любом приобретении картины музеем проводится визуальная оценка - подходит это нам стилистически или не подходит, достойно это уровня музея или нет. И вот когда мы увидели “Девушку в матроске” Шемякина, стало понятно, что она нам необходима. Далее у нас появилось еще несколько произведений Шемякина, потому что мы уже знали, что это очень и очень достойный мастер. И когда уже стала собираться разная информация, стало понятно, что “вырисовывается” выставка.

Михаил Шемякин жил спокойно и ровно - без лишних драм, революций и мятежей. Вырос в семье обеспеченных фабрикантов, окончил Московское училище живописи, занимался у Валентина Серова и Константина Коровина. Женой молодого художника стала дочь известного чешского скрипача Ивана Войтеховича - Людмила Гржимали. В доме бывали именитые музыканты, которые часто позировали живописцу. При жизни Михаил Шемякин был популярен, устраивал персональные выставки, имел учеников. А после смерти оказался незаслуженно забыт. И это - не единичный случай, продолжает Юлия Петрова.

ПЕТРОВА: Таких художников очень много и в русской истории искусства, и в европейской, и в мировой. Меняется мода, меняются идолы, меняются кумиры. Кто-то остается в истории искусств, других забывают…

Чтобы напомнить, а кому-то и впервые рассказать о Михаиле Шемякине, устроители выставки записали аудиогид - в формате спектакля в 4 актах. Драматург Юлия Поспелова сочинила пьесу на основе дневников и воспоминаний художника, а молодые актеры разыграли ее по ролям. Артист Василий Буткевич - голос Михаила Шемякина в постановке - признается, что до работы ничего не знал о своем герое, зато теперь относится к нему с большим теплом.

БУТКЕВИЧ: Я испытывал какие-то необычайно трогательные чувства вот именно по отношению к нему. И так вышло, что говорил только за Михаила Шемякина, то есть я с ним работал много и долго. И очень какая-то трогательная получилась история, даже местами сентиментальная.

Актер говорит: когда впервые узнал, что будет озвучивать художника Михаила Шемякина, кинулся изучать досье знаменитого современника - приятеля Владимира Высоцкого, давно живущего во Франции. Однако этот живописец никакого родственного отношения к герою выставки не имеет.

Популярное

26.06.2019, 09:08

«Почему Россия всем должна?»

СОЛОВЬЁВ: «Хочу сказать сразу, что искренне рад тому, что Тина Гивиевна, услышав мою критику и разбор одного из постов, посвященных Грузии в Телеграм-канале, тут же мне написала, попросила возможности прийти, чтобы впрямую высказать свое мнение, чтобы это не превращалось исключительно в телефонное интервью».

В Музее русского импрессионизма скоро открывается ретроспектива импрессиониста первой половины XX века Михаила Фёдоровича Шемякина. В экспозицию войдут работы из Третьяковки, Русского музея и из других собраний. Некоторые вещи покажут впервые

13 октября 2017 - 17 января 2018
Михаил Шемякин. Совсем другой художник
Музей русского импрессионизма
Москва, Ленинградский проспект, 15, стр. 11
rusimp.su

Михаил Фёдорович Шемякин (1875–1944) - реалист, импрессионист, член творческих объединений «Товарищество передвижных художественных выставок», «Союз русских художников», «Общество московских художников».

Будущий живописец и график родился в купеческой семье. Его дедом был фабрикант Алексей Абрикосов, основатель кондитерской фирмы «Фабрично-торговое товарищество А. И. Абрикосова сыновей» (ныне концерн «Бабаевский»). Художественное образование Шемякин получил сначала в московской гимназии, потом поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Среди его преподавателей были В. Д. Поленов, В. А. Серов, К. А. Коровин. С 1899 по 1901 Михаил Фёдорович Шемякин учился в Германии, в знаменитой мюнхенской школе А. Ашбе. Через несколько лет после возвращения в Москву он стал участвовать в выставках передвижников, а позже вступил в Товарищество. В 1905 за портрет певицы Н. В. Салиной получил первую премию на конкурсе Московского общества любителей художеств. В 1913 основал художественную студию в Москве.

После революции Михаил Фёдорович Шемякин преподавал в ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе (1918–1929). В 1928 экспонировал свои картины на выставке Объединения молодежи АХРР. Позже преподавал в Московском высшем инженерно-строительном институте, Московском институте инженеров транспорта и Военно-инженерной Академии РККА. С 1934 - в Московском полиграфическом институте и Московском государственном художественном институте. В 1938 в залах МССХ на Кузнецком мосту состоялась первая персональная выставка Шемякина, приуроченная к 35-летию его творческой и 25-летию преподавательской деятельности. Во время Великой Отечественной войны Михаил Фёдорович Шемякин был эвакуирован в Узбекистан, где заведовал кафедрой рисунка в Московском архитектурном институте. В 1943 возвратился в Москву, возобновил преподавание в Московском государственном художественном институте. Скончался в Москве в 1944 году.

Кроме ГТГ и ГРМ, работы на выставку «Михаил Шемякин. Совсем другой художник» привезут из Нижнетагильского музея изобразительных искусств, художественных музеев Астрахани, Пензы, Тулы, Рязани и других. К выставке будет издан иллюстрированный каталог с ранее не опубликованными архивными материалами.

Источник : пресс-релиз Музея русского импрессионизма


  • 28.06.2019 СМИ приводят слова директора Ирбитского музея изобразительных искусства Валерия Карпова: «Исследование в Эрмитаже подтвердило бесспорную подлинность картины»
  • 28.06.2019 Очередная станция новой розовой Некрасовской ветки станет одной из самых ярких в московском метро. Главный архитектор города рассказал, что при разработке проекта авторы вдохновлялись картинами Малевича, Лисицкого и Суетина
  • 27.06.2019 Рыболовлев подал к аукционному дому иск на $380 000 000 в качестве компенсации ущерба, полученного в сделках с участием своего консультанта Бувье. Так вышло, что Sotheby’s сопровождал больше трети из его злосчастных сделок с искусством
  • 27.06.2019 Завтра во Франции должен был состояться аукцион Labarbe, на котором чудесным образом обретенный холст «Юдифь и Олоферн» хотели продать со старта почти в $40 000 000
  • 25.06.2019 Это совместный проект банка с Пушкинским музеем, где до 15 сентября 2019 года проходит выставка «Щукин. Биография коллекции»
  • 25.06.2019 Традиционные двадцать лотов AI Аукциона - это восемь живописных работ, шесть листов оригинальной и два - печатной графики, три работы в смешанной технике и одна скульптура из дерева
  • 21.06.2019 Продано 50%. Покупали Москва, Сергиев Посад, город Энгельс Саратовской области и др.
  • 21.06.2019 В минувшую субботу аукционный дом «Литфонд» продал картин, рисунков, фарфора, книг, карт, автографов, фотографий и др. на 57,9 млн.руб. Топ-лотом стала живописная работа Валентина Серова – 18,75 млн.руб.
  • 20.06.2019 В субботу 22 июня в доме «Русская эмаль» в рамках ежемесячного аукциона покупателям предложат 516 лотов картин, рисунков, икон, изделий из серебра, фарфора, стекла, ювелирных украшений и др.
  • 19.06.2019 Традиционные двадцать лотов AI Аукциона - это десять живописных работ, пять листов оригинальной и два - печатной графики, работа с элементами коллажа, фотоальбом и фарфоровая тарелка с авторской росписью
  • 06.06.2019 Предчувствие не подвело. Покупатели были в хорошем настроении, и торги прошли здорово. В первый же день «русской недели» был обновлен топ-10 аукционных результатов для русского искусства. За Петрова-Водкина заплатили почти $12 млн
  • 23.05.2019 Вы удивитесь, но в этот раз у меня хорошее предчувствие. Думаю, что покупательская активность будет выше, чем в прошлый раз. И цены, скорее всего, удивят. Почему? Об этом будет пара слов в самом конце
  • 13.05.2019 Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
  • 24.04.2019 Из прежних прогнозируемых IT-прорывов, на удивление, многое не сбылось. Может, и к лучшему. Есть мнение, что вместо помощи мировые интернет-гиганты ведут нас в западню. И только малая часть самого богатого населения вовремя сориентировалась, что к чему
  • 29.03.2019