Михаи́л Ни́лович А́льбов (8 (20) ноября 1851, Санкт-Петербург - 12 (25) июня 1911, Санкт-Петербург) - русский писатель, беллетрист.
Родился в Санкт-Петербурге в семье дьякона церкви почтового департамента, мать была полудворянского рода. Грамоте его обучила довольно рано тётка по матери Т. М. Башмакова, и он уже с малолетства пристрастился к чтению. Первая книга, произведшая сильное впечатление на восприимчивое воображение ребёнка, была «Робинзон Крузо», затем «Давид Копперфильд» и «Мёртвые души». От природы мечтательный, Альбов рос в полном одиночестве, без детского общества и без матери (которой лишился, когда ему было полтора года): всё это заставило его целиком уйти в мир созданных им фантазий. Отчасти сказывалась и наследственность: мать его была натура поэтическая, она любила музыку, писала стихи и была «не ко двору» в семье бедного дьякона.
На одиннадцатом году жизни Альбов поступил во Вторую Санкт-Петербургскую гимназию, где со 2-го класса стал писать повести; первая была юмористическая, навеянная «Мёртвыми душами» - «Растрепалкин». За ней последовало множество рассказов, где героями являлись испанцы и итальянцы, даже в подражание Монте-Кристо был написан роман «Английский матрос». В 13 лет Альбов написал рассказ в форме дневника «Записки подвального жильца» и отправил в «Петербургский листок», где его приняли. С этих пор юный романист совсем забросил учёбу и из 4-го класса, просидев в нём три года, должен был выйти. К этому времени относится сочинение первой большой повести «На новую дорогу» (1866).
В 1867 году Альбов опять поступил в гимназию - в Пятую, по окончании которой в 1873 году поступил в университет на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, который окончил в 1879 году.
С лета 1877 года по весну 1878 года он пробыл в качестве брата милосердия в Дунайской армии.
По окончании университета Альбов год пробыл на службе в Эстляндском акцизном управлении, с 1879 года посвятил себя исключительно литературному труду.
С 1891 года по 1894 год был редактором беллетристического отдела и официальным редактором «Северного вестнике». В 1898 году состоял помощником редактора екатеринославской газеты «Приднепровский край». Кроме того, Альбов участвовал в «Вестнике Европы», «Русской мысли», «Еженедельном обозрении», «Осколках» и др.
Скончался в Санкт-Петербурге 12 (24) июня 1911 года. Похоронен на Литераторских мостках на Волковском кладбище.
АЛЬБОВ Михаил Нилович (1851-1911) - русский писатель. Психологизм и бытописательство в повестях "День итога" (1879), "Неведомая улица" (1881), "Конец Неведомой улицы" (1882), романе "Ряса" (1883). В трилогии "День да ночь" ("Тоска", 1890; "Сирота", 1901; "Глафирина тайна", 1903) - драматизм существования обывателей, скованных монотонностью обыденной жизни.
- - Бюст Н. Н. Бурденко.Москва...
Москва (энциклопедия)
- -  ...
- - Н. Н. Бурденко...
Энциклопедия Кольера
- - талантливый беллетрист, сын дьякона. Учился на юридическом факультете СПб. университета, но до окончания курса отправился братом милосердия в Дунайскую армию. Недолго служил в эстляндском акцизном управлении...
- - духовный писатель, воспитанник СПб. духовной академии, профессор богословия в Лесном институте. Труды А.: "Апокрифические евангелия" ; "Курс церковного права" ; "Очерк христианской апологетики" ...
Большая биографическая энциклопедия
- - ботаник. Работал сначала по флоре зап. Закавказья и Абхазии. 1895-96 провел на Огненной Земле, откуда вывез обширные коллекции, описанные в двух работах. В 1896-98 состоял директором ботанического музея в Ла-Плате...
Большая биографическая энциклопедия
- - медик, воспитывавшийся в Моск. универ., медицинский писатель 1840-х годов...
Большая биографическая энциклопедия
- - см. Василий Григ. Плака...
Большая биографическая энциклопедия
- - переводч. св. пис. на монг. яз., р. 1815, с. бурята, протоиерей, миссионер, † 10 июля 1891...
Большая биографическая энциклопедия
- - Альбов, Михаил Павлович, духовный писатель, воспитанник Петербургской духовной академии, профессор богословия в лесном институте. Труды А.: "Апокрифические евангелия" ; "Курс церковного права" ...
Биографический словарь
- - талантливый беллетрист, сын дьякона. Учился на юридич. факультете СПб. унив., но до окончания курса отправился братом милосердия в Дунайскую армию. Недолго служил в эстляндском акцизном управлении...
- - духовный писатель, воспитанник СПб. дух. академии, профессор богословия в Лесном институте. Труды А.: "Апокрифические евангелия" ; "Курс церковного права" ; "Очерк христианской апологетики" ...
Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона
- - Николай Михайлович, русский флорист-систематик, ботанико-географ и путешественник. В 1890 окончил Новороссийский университет. В 1888 - 95 изучал природу Западного Закавказья...
- - русский флорист-систематик, ботанико-географ и путешественник. В 1890 окончил Новороссийский университет. В 1888 ‒ 95 изучал природу Западного Закавказья...
Большая Советская энциклопедия
- - М. Н. Альбов...
Энциклопедия Кольера
- - русский писатель. Психологизм и бытописательство в повестях "День итога" , "Неведомая улица" , "Конец Неведомой улицы" , романе "Ряса" ...
Большой энциклопедический словарь
"АЛЬБОВ Михаил Нилович" в книгах
Альбов Михаил Нилович (1851–1911)
Из книги Тропа к Чехову автора Громов Михаил ПетровичАльбов Михаил Нилович (1851–1911) Писатель, один из руководителей журнала «Северный вестник». Продолжал тему «маленького человека»; основные повести и романы Альбова – «Записки подвального жильца», «Пшеницын», «День да ночь», «Ряса» – написаны под сильным влиянием Ф. М.
ДЕМИЧЕВ Петр Нилович
Из книги Самые закрытые люди. От Ленина до Горбачева: Энциклопедия биографий автора Зенькович Николай АлександровичДЕМИЧЕВ Петр Нилович (21.12.1917). Кандидат в члены Президиума (Политбюро) ЦК КПСС с 16.11.1964 г. по 30.09.1988 г. Секретарь ЦК КПСС с 31.10.1961 г. по 16.12.1974 г. Член ЦК КПСС в 1961 - 1989 гг. Член КПСС с 1939 г.Родился в поселке Песочная (ныне г. Киров Калужской области) в семье рабочего. Русский. После
Михаил Жванецкий и Михаил Задорнов
Из книги От Жванецкого до Задорнова автора Дубовский МаркМихаил Жванецкий и Михаил Задорнов Описанная выше история явно придумана. Кем – не знаю, не исключено, что и мною.Михал Михалыч и Михал Николаич – персонажи далеко не чеховские, ссориться у них резона не возникает, а вот попыхать завистью друг к другу они, каждый
Николай Нилович Бурденко
Из книги Медики, изменившие мир автора Сухомлинов КириллНиколай Нилович Бурденко 1876–1946 Врач – одна из самых мирных профессий, от которой тем не менее многое зависит в условиях военных действий. Казалось бы, парадокс? Но нет: бравый солдат, минуту назад поднимавшийся в атаку, а теперь плачущий от боли, – суровое испытание даже
Английский клуб, 1770 год Владимир Орлов, Михаил Лонгинов, Михаил Лобанов, Денис Фонвизин
Из книги Санкт-Петербург. Автобиография автора Королев Кирилл МихайловичАнглийский клуб, 1770 год Владимир Орлов, Михаил Лонгинов, Михаил Лобанов, Денис Фонвизин Еще одним развлечением – во всяком случае, для высших слоев общества – мало-помалу сделалось посещение клубов (или «клобов», как произносили в ту пору). Переняв европейскую моду на
Николай Карамзин - Николай Гоголь Федор Достоевский - Лев Толстой Максим Горький - Михаил Булгаков Михаил Шолохов
автораНиколай Карамзин - Николай Гоголь Федор Достоевский - Лев Толстой Максим Горький - Михаил Булгаков Михаил Шолохов Русская литература внесла, быть может, самый значительный вклад в копилку мировой культуры. И это закономерно объясняется той ролью, которую она играла в
Михаил Кошкин - Михаил Калашников
Из книги 100 великих россиян автора Рыжов Константин ВладиславовичМихаил Кошкин - Михаил Калашников Михаил Кошкин, главный конструктор легендарного танка Т-34, и Михаил Калашников, создатель знаменитого на весь мир автомата, представляют в нашей книге славную школу русских оружейников - тех, кто своим трудом испокон веков создавал и
АЛЬБОВ
Из книги Энциклопедия русских фамилий. Тайны происхождения и значения автора Ведина Тамара ФедоровнаАЛЬБОВ Альбов – фамилия из семинарских, искусственно образованных. Альбус переводится с латинского как ‘белый’. Быть Беловым будущему священнослужителю, по понятиям тех времен, несолидно, вот и сделали Белова Альбовым; значение то же, а звучит не по-нашему.Возможен и
Николай Альбов (1866–1897) Николай Михайлович Альбов родился 3 октября 1866 г. в селе Павлово Нижегородской губернии в семье полкового священника, ветерана Крымской войны, кавалера многих орденов Михаила Степановича Альбова. Настоящая его фамилия - Михайлов, Альбовым (то есть
Аналитик Михаил Фадеев о Windows Phone 7 Фадеев Михаил
Из книги Цифровой журнал «Компьютерра» № 39 автора Журнал «Компьютерра»Аналитик Михаил Фадеев о Windows Phone 7 Фадеев Михаил Опубликовано 21 октября 2010 года Определяющий фактор для Windows Phone 7 - это его новизна. В Microsoft создали не очередную версию Windows Mobile, а совершенно новую операционную систему. Она разработана с чистого листа
Василий Нилович Черкасов На броненосце “Пересвет". 1903-1905 гг.
Из книги автораВасилий Нилович Черкасов На броненосце “Пересвет". 1903-1905 гг. Библиотека альманаха Боевые корабли мираИсторико-культурный центр АНО «ИСТФЛОТ» 2010 г.C-Пб.: Издатель Р.Р. Муниров, 2010. - 72 с.: илл.ISBN 978-5-98830-045-8Обложка: на 1-й - 3-й стр. Броненосец “Пересвет" в различные периоды
АЛЬБОВ Михаил Нилович родился в семье дьякона - писатель.
Отец его происходил из новгородского рода Озерских. В самом раннем детстве Михаил Нилович лишился матери, поэтессы-любительницы. Воспитанием и обучением ребенка занималась его тетка Т. М. Башмакова. Страсть к литературному творчеству возникла у Альбова очень рано.
Гимназистом второго класса он написал «юмористическую» повесть «Растрепалкин» , навеянную похождениями Чичикова.
Затем последовал приключенческий роман «Английский матрос» , «в котором действие происходило одновременно в Англии, Испании, Америке и изображена была даже испанская инквизиция».
Вскоре появились рассказы «Петербургские мизерабли», «Сбежала собачка» и другие. Увлечение творчеством привело к полному забвению гимназических наук, и Альбов был исключен из гимназии. Это весьма огорчило молодого автора, но нисколько не умерило его литературного пыла.
В 1867 Альбов М.Н. поступил в 4-й класс 5-й петербургской гимназии, которую окончил в 1873. Литературным трудом Альбов продолжал заниматься и в Петербургском университете, где он учился на юридическом факультете (1873-79). В первый же студенческий год он написал повесть «Пшеницыны» , вызвавшую резкую рецензию романиста А. В. Авдеева.
Во время русско-турецкой войны Альбов, оставив университет, уходит добровольцем на фронт и в качестве фельдшера находится в рядах Дунайской армии. По возвращении в Петербург он продолжил занятия в университете и в 1879 закончил его. По выходе из университета все помыслы писателя также были отданы литературе. Как и многие его собратья по творчеству, жил Альбов бедно: писал много, напряженно, а оплачивался этот труд весьма скупо.
В 1891-95 он был официальным редактором журнала «Северный вестник» и испытал на этом посту немало нравственных мучений: фактически идейное направление журнала определялось участием в нем А. Л. Флексера (Волынского), злобно порочившего наследие революционеров-демократов.
С 1894 Альбов жил преимущественно в Полтаве, Екатеринославе, сотрудничал в газетой «Приднепровских край», где напечатал роман «Хитрый план Мамаева» .
В 1901 Михаил Нилович вернулся в Петербург.
Мучительный недуг - туберкулез горла - изнурял писателя. Последние восемь лет жизни он почти ничего не писал и умер совершенно забытым.
Повесть «Пшеницыны» - первое крупное произведение Альбова. Она представляет собой одну из многих в русской литературе вариаций темы жизни людей, униженных социальным неравенством и оскорбленных социальной несправедливостью. Внимание автора всецело сосредоточено на раскрытии душевного мира героя повести - мелкого чиновника Пшеницына. Главное достоинство этого произведения заключается в его гуманистическом пафосе. Значительным произведением Альбова М.Н. является хроника «Конец Неведомой улицы» («Дело», 1882, кн. 11-12), рисующая нескладную, уродливую жизнь ремесленников, мещан - обитателей петербургских окраинных закоулков.
В 1883 Альбов создал роман «Ряса» («Дело», № 10-12) - яркое антиклерикальное произведение, разоблачающее лживость, вредность религии.
Наиболее известным произведением Альбова является трилогия «День да ночь» (1890 - 1903). Главное внимание автора направлено на изображение маленьких людей, обиженных и озлобленных жизнью, живущих на грани нищеты. Господствующим настроением героев всех романов трилогии («Тоска», «Сирота», «Глафирина тайна») является глубокое уныние, неудовлетворенность собой, бессмысленностью и пошлостью однообразного существования. Однако подспудно в них зреет «неистовая злоба», протест против удушливой атмосферы обывательщины, горячая убежденность в том, что эта кошмарная жизнь не может быть вечной и должно наступить время, когда все изменится и все обездоленные станут жить хорошо, счастливо. В этом отношении значительный интерес представляет в трилогии образ Емельяна Самострелова. Он не многословен, но в нем зреет «неистовая злоба к врагам» и «громоносное слово». Самострелов по ночам работает для подпольной типографии.
Ряд больших произведений Альбова Михаила Николаевича («Пшеницыны», «Конец Неведомой улицы» , трилогия «День да ночь» , многие рассказы) и поныне представляет не только историко-литературный интерес, но и вполне заслуживает внимания советских читателей своей демократической, гуманистической направленностью, глубоким знанием жизни и занимательностью.
Умер - , близ Петербурга.
Русские писатели. Биобиблиографический словарь.
Михаи́л Ни́лович А́льбов (8 (20) ноября 1851, Санкт-Петербург - 12 (25) июня 1911, Санкт-Петербург) - русский писатель, беллетрист.
Биография
Родился в Санкт-Петербурге в семье дьякона церкви почтового департамента, мать была полудворянского рода. Грамоте его обучила довольно рано тётка по матери Т. М. Башмакова, и он уже с малолетства пристрастился к чтению. Первая книга, произведшая сильное впечатление на восприимчивое воображение ребёнка, была «Робинзон Крузо», затем «Давид Копперфильд» и «Мёртвые души ». От природы мечтательный, Альбов рос в полном одиночестве, без детского общества и без матери (которой лишился, когда ему было полтора года): всё это заставило его целиком уйти в мир созданных им фантазий. Отчасти сказывалась и наследственность: мать его была натура поэтическая, она любила музыку, писала стихи и была «не ко двору» в семье бедного дьякона.
На одиннадцатом году жизни Альбов поступил во Вторую Санкт-Петербургскую гимназию, где со 2-го класса стал писать повести; первая была юмористическая, навеянная «Мёртвыми душами» - «Растрепалкин». За ней последовало множество рассказов, где героями являлись испанцы и итальянцы, даже в подражание Монте-Кристо был написан роман «Английский матрос». В 13 лет Альбов написал рассказ в форме дневника «Записки подвального жильца» и отправил в «Петербургский листок», где его приняли. С этих пор юный романист совсем забросил учёбу и из 4-го класса, просидев в нём три года, должен был выйти. К этому времени относится сочинение первой большой повести «На новую дорогу» (1866).
В 1867 году Альбов опять поступил в гимназию, но уже в Пятую, по окончании которой в 1873 году перешёл в университет на юридический факультет, который окончил в 1879 году.
С лета 1877 года по весну 1878 года он пробыл в качестве брата милосердия в Дунайской армии.
По окончании университета Альбов год пробыл на службе в Эстляндском акцизном управлении, с 1879 года посвятил себя исключительно литературному труду .
С 1891 года по 1894 год был редактором беллетристического отдела и официальным редактором «Северного вестнике». В 1898 году состоял помощником редактора екатеринославской газеты «Приднепровский край». Кроме того, Альбов участвовал в «Вестнике Европы», «Русской мысли», «Еженедельном обозрении», «Осколках» и др.
Скончался в Санкт-Петербурге 12 (24) июня 1911 года. Похоронен на Литераторских мостках на Волковском кладбище.
Творчество
Первым произведением Альбова, напечатанным в больших литературных журналах, был роман «Пшеницыны» в «Деле» в 1873 году. Многие рассказы Альбова появлялись отдельными изданиями, другие - собраны в «Повестях М. Н. А.» (изданные в Санкт-Петербурге в 1884 году (1-е издание) и в 1887 году (2-е издание)). Произведения Альбова печатались в «Петербургском листке», «Сыне Отечества», «Воскресном досуге» и др.
Отец его былъ дьяконом церкви почтового департамента, мать полудворянского рода. Грамоте его обучила довольно рано тётка по матери Т. М. Башмакова, и он уже с малолетства пристрастился к чтению. Первая книга, произведшая сильное впечатление на восприимчивое воображение ребёнка, была «Робинзон Крузо», затем «Давид Копперфильд» и «Мертвые души». От природы мечтательный, Альбов рос в полном одиночестве, без детского общества и без матери (которой лишился когда ему было полтора года): всё это заставило его целиком уйти в мир созданных им фантазий. От части сказывалась и наследственность: мать его была натура поэтическая, она любила музыку, писала стихи и была «не ко двору» в семье бедного дьякона. На одиннадцатом году жизни Альбов поступил во Вторую Санкт-Петербургскую гимназию, где со 2-го класса стал писать повести; первая была юмористическая, навеянная «Мертвыми душами» - «Растрепалкин». За ней последовало множество рассказов, где героями являлись испанцы и итальянцы, даже в подражание Монте-Кристо был написан роман «Английский матрос». В 13 лет Альбов написал рассказ в форме дневника «Записки подвального жильца» и отправил в «Петербургский листок», где его и приняли. С этих пор юный романист совсем забросил учёбу и из 4-го класса, просидев в нём три года, должен был выйти. К этому времени относится сочинение первой большой повести «На новую дорогу» (1866). В 1867 году Альбов опять поступил в гимназию, но уже в Пятую, по окончании которой в 1873 году перешёл в университет на юридический факультет, который и окончил в 1879 году. С лета 1877 года по весну 1878 года он пробыл в качестве брата милосердия в Дунайской армии. По окончании университета Альбов год пробыл на службе в Эстляндском акцизном управлении, с 1879 года посвятил себя исключительно литературному труду. С 1891 года по 1894 год был редактором беллетристического отдела и официальным редактором «Северного вестнике». В 1898 году состоял помощником редактора екатеринославской газеты «Приднепровский край». Кроме того, Альбов участвовал в «Вестнике Европы», «Русской мысли», «Еженедельном обозрении», «Осколках» и др.
Творчество
Первым произведением Альбова, напечатанным в больших литературных журналах, был роман «Пшеницыны» в «Деле» в 1873 году. Многие рассказы Альбова появлялись отдельными изданиями, другие - собраны в «Повестях М. Н. А.» (изданные в Санкт-Петербурге в 1884 году (1-е издание) и в 1887 году (2-е издание)). Произведения Альбова печатались в «Петербургском листке», «Сыне Отечества», «Воскресном досуге» и др.
Произведения Альбова делятся на две группы: одна часть рассказов видимо навеяна Достоевским. В них разбираются темы психологические, а часто и психиатрические («День итога», «Как горели дрова» и т. д.). Эти рассказы отличаются мрачным характером. В них сказывается влияние одинокой и грустной молодости автора. Почти все они относятся к раннему периоду творчества и потому носят более субъективный, рефлективный характер, чем последующие. Лучший рассказ этого направления - наиболее законченный, отделанный и типичный - «День итога» (напечанный в «Слове» в 1879 году). Герой его Глазков не лишён болезненной оригинальности. Сам автор прекрасно охарактеризовал его словами: «Ты - сочетание стремлений орла и сил Божьей коровки: так это есть, и переменить этого ты не можешь». В силу этого является раздвоенность личности, вечный самоанализ, парализующий всякое искреннее движение души, болезненно развито самолюбие и рисовка во всём. В Глазкове два человека: один живёт в действительности, другой с насмешкой контролирует его поступки. Отсюда вытекает неестественность, желание так или иначе обратить на себя внимание, Глазков даже лишить себя жизни не может просто: всё делается с разными вычурами: перед смертью он произносит речь, где говорит о высшем блаженстве поклониться самому себе. Он напоминает «Двойника» Достоевского и героя «Записок из подполья» своим возмутительным поведением с несчастными забитыми существами, искренно ему преданными. «Человек - деспот от природы, и любит быть мучителем», - говорит Глазков, подобно герою «Записок из подполья», который находил «жгучее наслажденье оскорблять». Вполне понятно, что люди этого типа остаются совершенно одиноки, тяготятся этим и жизнь становится для них настолько отвратительною и невыносимою, что насильственный исход неизбежен.
Вторая группа рассказов Альбова носит совсем другой характер: это ряд жанровых картинок, тепло, искренно и талантливо написанных. Мрачный колорит почти совсем исчезает. На первый план выступает наблюдатель. Таковы: «Конец неведомой улицы», I часть «0 людях взыскующих града» («Воспитание Лёльки»), «Тоска», «Юбилей», «Рыбьи стоны» и др. «Ряса» представляет переходную ступень от первой группы рассказов ко второй. «Конец неведомой улицы» - целая хроника будничной жизни изображённого Альбовым уголка. Нужно иметь незаурядное дарование, чтобы из такого ничтожного материала создать такую занимательную вещь. Очень трогательно, с горячим чувством и поэтично изображён мир забитого ребёнка в «Воспитании Лёльки». В упрёк можно поставить Альбову только то, что он иногда запутывается в подробностях, желая слишком точно (протокольно) изобразить хорошо изученную им среду мелкого петербургского мещанства и духовенства. Остаётся пожалеть, что у Альбова, в силу условий личной жизни, узкий круг наблюдений. Из всего сказанного видно, что Альбов не является представителем какого-нибудь общественного течения, а занят изображением личной жизни, помыслов и чувств действующих лиц.