«Миг между прошлым и будущим»: открылась выставка к Дню прорыва блокады Ленинграда. Выставка «Транспорт между прошлым и будущим Фотовыставка между прошлым и будущим

КУРАТОР: ВЛАДИМИР ЛЕВАШОВ

Московский музей современного искусства представляет персональный выставочный проект Александры Митлянской «Между прошлым и будущим», который объединяет работы, созданные художницей за последние 10 лет, в масштабную видео-инсталляцию на два этажа музея.

Видео работы Александры Митлянской - между статичным кадром и движущимся изображением. Ее медитативные видео-зарисовки - предельно замедленные, либо, наоборот, интенсивные и динамичные - стирают в человеческом сознании представление о таких категориях, как «сейчас» и «всегда», создают иллюзию отсутствия времени и нарратива. При этом повседневные действия, лишенные, казалось бы, законченности, а значит и цели, обнажают новые смыслы, подчеркивая способность окружающего мира к бесконечным изменениям, адаптации и эволюции.

Главный герой произведений Митлянской, основа ее художественного поиска - время. Острота его восприятия напрямую зависит от меры движения в кадре. Чем движения меньше, чем больше оно размазано в пространстве, тем сильнее эффект безвременья. Аналогичным образом чем короче динамический цикл, тем неизбежнее «сейчас» сливается со «всегда». Демонстративное отсутствие рассказчика - еще одна особенность работ Митлянской. О присутствии камеры и, следовательно, автора догадаться почти невозможно: горизонт в кадре объективно- горизонтален и нет никаких явных ракурсов или монтажных склеек. Иначе говоря, не заметно никакого присутствия субъективного взгляда, место наблюдателя никем не занято и ничто не мешает зрителю сохранять иллюзию того, что это реальный мир, открытый ему одному. С другой же стороны, подобные картины - точь-в-точь образы сознания, которые именно так и прокручиваются у нас в голове. Цикличные образы наслаиваются друг на друга, с трудом поддаются идентификации, сменяя друг друга будто воспоминания или миражи воображаемого будущего. Таким образом, оказывается, что видеоизображения Митлянской могут восприниматься - на выбор - и как чистая фиксация фрагмента физической реальности, и как проекция внутреннего мира их зрителя со всеми нюансами его эмоционального интонирования. Именно возможности подобной эмоциональной нюансировки позволили разделить экспозицию
на пространственные зоны, совпадающие с двумя этажами музейного здания: на «верхний мир» и «нижний мир». В верхнем преобладают просветленные, идиллические «тональности», тогда как в нижнем - сумрачные интонации тревоги и эмоционального напряжения.

Выставка Александры Митлянской в MMOMA - это изучение категории времени и его соотношения с действиями человека, перевод всего многообразия свойственных ему чувств и состояний в визуальную форму. Всего в экспозиции представлено более 30 работ, каждая из которых отражает, как правило, лишь один образ, но передает его точным и ярким, как сама жизнь. Одушевленное существо, предмет, пейзаж или случай - здесь все, прокручиваясь раз за разом на экране, апеллирует к жизненному опыту зрителя, обретает новые трактовки, вызывает сугубо личные ассоциации.

(0)

17 января в Союзе художников откроется выставка, на которую нужно приходить духовно подготовленным. Вспомнив о том, что улицы и дома нашего города хранят страдания тех, кто погибал здесь в блокаду. И о том, что пышный парадный Петербург (или для кого-то сегодня - разгульный Питер) при этом навсегда останется Ленинградом — в силу своей трагической истории.

Прочувствовать это и посмотреть на город глазами блокадной художницы Елены Марттилы, которая уверена, что именно искусство не дало ей умереть в далеком 1942-м, можно на выставке «Миг между прошлым и будущим».

Елена Марттила родилась в Петрограде 6 января 1923 года в семье военного курсанта из финского города Котка Оксара Марттила и рабочей местного завода Евдокии Васильевны. Забегая вперед, Елена Марттила сейчас и сама живет в Котке, в январе ей исполнилось 95 лет, и она продолжает заниматься творчеством, участвовать в выставках.

В предвоенную пору она одиннадцатилетней девочкой поступила в художественную школу при Академии художеств, приняв участие в конкурсе юных талантов. Но уже через несколько лет ее отец был арестован и расстрелян — а реабилитирован только посмертно в 1988-м. Тем не менее, художественную школу Елена окончила. А через два дня началась война.

Вместо Академии художеств девушка, чье здоровье признали слишком слабым для фронта, училась на курсах для медсестер. Работала в детской больнице санитаркой и медсестрой - и продолжала рисовать. В ту пору продолжало функционировать Ленинградское училище имени В. Серова на Таврической улице. И студенты приходили на занятия, перебарывая усталость, слабость и страх.

Зарисовки Марттилы воплотили ужас времени, в которое ей пришлось жить: на одной из ее гравюр изображена блокадная комната с заклеенными накрест окнами и «буржуйкой», на другой — Ленинградка на дежурстве. Изможденную женщину, прижимающую к себе ребенка, потом назовут «Ленинградской мадонной». А сама Елена, однажды почувствовав, что может не дожить до утра, из последних сил написала автопортрет, глядя в зеркало при свете масляной лампы. И подписала: «Перед смертью». Шел февраль 1942-го.

Однако, жизнь взяла верх — а уже через несколько месяцев Елена вывозила контуженную мать и соседей с маленькими детьми по Дороге Жизни. Назад в свою квартиру на Васильевском они вернулись в 1943-м. А уже в 1944-м художница написала портрет Шостаковича во время исполнения Седьмой симфонии в Филармонии.

Именно эту Ленинградскую серию (которую ей настоятельно рекомендовали уничтожить, дабы не противоречила официальной подаче информации о блокаде) и представят на выставке в Союзе художников. А еще — портреты, натюрморты, пейзажи и гравюры по мотивам романа Булгакова «Мастер и Маргарита», театральные эскизы (после войны Елена Марттила работала над театральными спектаклями) и монотипии.

Зимой 1941/42 года здоровье девушки с каждым днем ухудшалось. Постоянное чувство голода приводило к частым обморокам. Однажды, придя в сознание, она услышала, как соседи говорят матери, что Елена вряд ли переживет зиму. В один из февральских вечеров Елена и вправду почувствовала, что силы полностью исчерпаны и следующее утро для нее, скорее всего, уже не настанет. И тогда девушка начала рисовать автопортрет. "…Если я должна умереть, я сделаю это как художник - не в постели, а с кистью в руках", - написала она в дневнике в тот день.

"…Взяла листок бумаги, какую-то кисть и, увидев себя в маленькое зеркальце, решила рисовать то, что вижу. Передо мной была натура, и я рисовала… Вдруг, подняв глаза, увидела слабый свет сквозь щели в шторе. Настало утро. Утро дня, которого я не чаяла увидеть. Я победила! Я преодолела смерть и не подчинилась приказу Гитлера - умертвить всех ленинградцев. Мысль, что я не умерла, что теперь-то я не умру, буду жить, ощущалась каждой клеточкой истощенного организма и вливала силы… Мне стало весело и спокойно. Единственный хлеб, что меня спас, - моя работа и вера".

"Встреча. Март 1942". Гравюра на картоне

"В этой работе я запечатлела встречу с дорогим для меня человеком, моим любимым одноклассником Михаилом Лапшиным. Его оставили работать в военкомате города, и мы на улице случайно с ним встретились в самую-самую блокаду. Он был крайне истощен. Только сказал, что бывает в своей квартире и что "часы-то тикают". Я не стала этого делать (рисовать - прим. ТАСС) - у него в руках был кулечек сахарного песка в клетчатой бумажке математической. Ложки две, наверное, чайных. Он, не глядя мне в глаза, потому что мы не похожи были уже на себя, сказал: "Я ходил к булочной, где получают хлеб, чтобы сменять сахар на хлеб, и никто не сменял". Мы разошлись каждый в свою сторону. Это был мальчик, который больше всех мне нравился. Мне очень дорога эта работа. Это была наша последняя встреча. Он ушел на фронт и погиб под Ленинградом в 1943 году".

"Добегу. Февраль 1942". Набросок

"Это моя одноклассница Валя Ермолаева, которая осталась без родителей и жила недалеко от меня, и мы встречались иногда. Была тревога, надо было быть в бомбоубежище. Я говорю: "Валя, ты спрячься!" Она говорит: "Я добегу". И не добежала. Она умерла в апреле 1942 года. До войны мы Новый год вместе с ней встречали - тоже картинки есть. В театре были вместе. Эта картинка дорога, конечно, потому что это тоже про очень близкого мне человека".

"В Ленинградском художественном училище. 1942". Гравюра на картоне

"Здесь изображены три окна и лес мольбертов, и натурщица сидит около буржуйки, а студентов всего двое. В ноябре 1941 года я поступила туда на второй курс. Я была подготовленная - до этого училась в детской школе при Академии художеств. В результате конкурса юных дарований был набор детей со всего Союза в небольшую школу, и я туда попала в возрасте 11 лет", - рассказывает Елена Оскаровна.

"Когда мы пешком приплетались кто откуда в училище и видели, что оно цело и невредимо и Ян Константинович на посту, нас ждут и о нас заботятся, и мы - вместе, мы верили, что все это временно и что будет еще оно, будущее. Нас ждали красивые залы, мраморная лестница, витражи и зеркала, статуи", - вспоминает она.

"Перекресток. Январь 1942". Гравюра на картоне

"Это место глубоко запало мне в душу. Я проходила через этот перекресток по дороге в училище - это вход на Невский с площади Урицкого (ныне Дворцовая - прим. ТАСС). Смотрю - на въезде на Невский проспект лежит мертвый моряк в тельняшке, запорошенный снегом чуть-чуть. Я отбыла в училище, иду назад - лежит этот мальчик или мужчина. Я не подходила. Но это очень впечатлило меня, что на Невском проспекте ни один человек к нему не подошел, не убрали его. Это впечатление я зарисовала", - рассказывает автор.

"Все рисунки мне одинаково дороги - от махонького набросочка, который сейчас возмущает душу, до осуществленных гравюр, - отмечает Марттила. - Я никогда не считала, сколько у меня работ. Это как мысли. Есть такие, которые очень долго помнятся. Есть такие, которые скоро забываются. Для художника мысли - это то, что он видит и хочет отобразить".

Многих коллег художницы поражает, как ей удавалось продолжать рисовать в тяжелые дни осады города. "Удивляет то, как в ситуации блокады, голода, лишений человек сумел сохранить профессионализм, как не дрогнула рука, рисуя трагические истории страны, как не потухла душа и этот огонек творчества. Может быть, именно он и спас Елену Оскаровну от голодной смерти. Все работы графически выверенные, в них очень точно найдены образы. Здесь есть и городские ландшафты, которые как документ. Город тоже, как живой организм, был истерзан. Портретные ситуации, интерьерные - мы знаем, насколько тяжело и холодно было во всех городских квартирах и помещениях", - сказал на открытии выставки работ Марттилы заслуженный художник РФ Юрий Васильев.

Работы художницы сохранились чудом: когда-то она положила их в папку с документами своего отчима, который в те годы работал на Балтийском заводе. Затем была эвакуация, а по возвращении в 1943 году Елена нашла рисунки в полной сохранности.

Впоследствии Елена Оскаровна долгие годы искала способ, как переработать эти блокадные зарисовки в какие-то работы, пока не нашла метод гравюры на картоне. Этот способ ей показал печатник в Союзе художников. Она сделала один оттиск, и у нее просто полились слезы. "Я поняла, что это оно", - сказал она.

"Когда показываешь это блокадникам - это просто удивительно: на них ее работы имеют настолько сильное воздействие, - говорит искусствовед Ксения Афонина. - Даже англичане, которые видели произведения Марттилы в 2017 году на выставке в Кембридже, не могли сдерживать слезы".

Александра Подервянская

В Союзе художников Санкт-Петербурга (Залы Трапеция и Длинный) открыта для посетителей выставка графики Елены Оскаровны Марттилы «Миг между прошлым и будущим». Выставка посвящается 95-летию художницы и открывается накануне 75-летия со Дня прорыва блокады Ленинграда
18-летняя студентка Лениградского художественного училища, Елена Марттила, была в осажденном городе в страшную зиму 1941-42 гг. И не переставала рисовать, используя любые материалы, которые могла найти под рукой.
Во время блокады молодая художница написала портреты своих знаменитых современников: поэтессы Ольги Берггольц, чьи радиопередачи помогали поддерживать боевой дух жителей города, и композитора Дмитрия Шостаковича — автора знаменитой Ленинградской симфонии.
И всё же самыми волнующими работами Елены Марттилы стали её зарисовки о жизни простых ленинградцев. Вот музыкант, из последних сил тянущий на санках свою виолончель, вот водитель грузовика, эвакуирующий детей через Ладожское озеро; а вот люди, умирающие в снегу от истощения и холода.
Блокада Ленинграда, которую увидела Елена, категорически не совпадала с официальной версией властей, где будни погибающего города было принято описывать исключительно в ярких, героических сюжетах. Поэтому после войны художница получила настоятельную рекомендацию уничтожить свои зарисовки. Однако Елена воплотила наброски в полноценные картины с помощью техники литографии и гравюры на картоне. Это позволило очень точно передать настроение блокадного времени. Все образы и события, отражённые в работах художницы, видятся словно через пелену тумана. Именно так воспринимали страшную реальность ленинградцы. А теперь и мы, спустя десятилетия, благодаря уникальной графике Елены Марттилы, можем увидеть блокаду глазами тех, кто ее пережил.
В январе 2018 Елене исполнилось 95 лет, она продолжает заниматься творчеством, участвует в российских и зарубежных выставках. Ее работы хранятся в Русском музее, Театральном музее, в Публичной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина, в ряде областных художественных музеев России и СНГ, а также в частных коллекциях в России, Латвии, Эстонии, Финляндии, Великобритании, США. В 2015 году Елена Оскаровна Марттила была награждена Золотой медалью Союза Художников России. В 2017 году прошла персональная выставка художницы в г. Кембридже (Великобритания).
В Выставочном центре Союза художников будут представлены работы из Ленинградской серии 1941-1942 гг.: зарисовки, гравюры на картоне и литографии, а также портреты, натюрморты, пейзажи, гравюры по мотивам романа Булгакова «Мастер и Маргарита», театральные эскизы и монотипии.