Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований

1. Какими показателями оценивается деятельность предприятия?

Все показатели, исходя из требований рынка, можно разделить на:

Оценочные, характеризующие достигнутый или возможный уровни развития или результатов той или иной деятельности;

Затратные, отражающие уровень затрат по осуществлению различных видов деятельности.

Такое деление весьма условно. Оно зависит от цели проводимого анализа.

В зависимости от цели анализа показатели могут выражаться в форме абсолютных, относительных и средних величин.

Абсолютные показатели бывают стоимостными и натуральными. В условиях рыночных отношений первостепенное значение придается стоимостным, что обусловлено сущностью товарно-денежных отношений. Абсолютные показатели отражают уровень развития предприятия, достигнутый за определенный период времени.

Относительные показатели выделяются как отношения абсолютных показателей, характеризующие долю одного показателя в другом, или как отношения разнородных показателей. Процедура их оценки заключается в сравнении отчетных значений с базисными плановыми, средними за предшествующий период, отчетными за предшествующие периоды, среднеотраслевыми, показателями конкурентов и т.д.

Структурные показатели - по расходам, капиталу, доходам -характеризуют долю отдельных элементов в итоговой сумме.

Приростные показатели отражают свое изменение за определенный период. Они могут быть даны в относительном или абсолютном выражении. Таковыми являются, например, изменения уставного фонда за год, прибыли за год и т.д.

В условиях рынка в число контролируемых показателей входят: выручка от реализации, объем продаж, размер капитала, сумма чистой прибыли, величина активов, число акционеров, величина выплачиваемых дивидендов, доля экспорта в обороте и др.

Показатели Характеристика Способ расчета
I. Производительность труда
1. Выработка Отражает количество продукции, произведенной в единицу рабочего времени или приходящееся на одного среднесписочного работника в месяц, квартал, год Отношение количества произведенной продукции к затратам рабочего времени на производство этой продукции
2. Трудоемкость Величина, обратная выработке, характеризует затраты труда на производство единицы продукции Отношение затрат труда к объему продукции
II. Показатели использования основных фондов
1. Фондоотдача Отражает количество произведенной продукции в расчете на 1 руб. основных производственных фондов Отношение годового объема реализованной продукции к среднегодовой стоимости основных производственных фондов
2. Фондоемкость Показатель, обратный фондоотдаче. Отражает стоимость основных производственных фондов в расчете на 1 руб. реализованной продукции Отношение среднегодовой стоимости основных производственных фондов к годовому объему реализованной продукции
3. Фондовооруженность труда Характеризует оснащенность работников предприятия основными производственными фондами Отношение среднегодовой стоимости основных производственных фондов к среднесписочной численности работников.
4. Коэффициент интенсивности использования оборудования Характеризует эффективность использования оборудования Отношение фактического объема выпущенной продукции к установленной производственной мощности оборудования (пропускной способности)
III. Показатели использования оборотных средств
1. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств Показывает, сколько оборотов совершили оборотные средства за анализируемый период (квартал, полугодие, год) Отношение объема реализованной продукции за отчетный период к среднему остатку оборотных средств за этот же период
2. Коэффициент закрепления оборотных средств Показатель, обратный коэффициенту оборачиваемости оборотных средств. Характеризует сумму оборотных средств, приходящихся на 1 руб. выручки от реализации Отношение среднего остатка оборотных средств за отчетный период к объему реализации за этот же период
3. Длительность одного оборота Показывает, за какой срок к предприятию возвращаются его оборотные средства в виде выручки от реализации продукции Число дней в отчетном периоде, деленное на коэффициент оборачиваемости оборотных средств
4. Материалоемкость продукции Характеризует суммарный расход всех материальных ресурсов на производство единицы продукции Отношение суммы материальных затрат, включенных в себестоимость реализованной продукции, к ее объему
5. Материалоотдача Показатель, обратный материалоемкости продукции. Отражает количество произведенной продукции в расчете на 1 руб. материальных ресурсов Отношение объема реализованной продукции к сумме материальных затрат
IV. Показатели рентабельности
1. Рентабельность продукции Эффективность затрат, произведенных предприятием на производство и реализацию продукции Отношение прибыли от реализации продукции к сумме затрат на производство и реализацию продукции
2. Рентабельность производства общая Характеризует прибыльность (убыточность) производственной деятельности предприятия за определенный период времени (год, квартал) Отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств
3. Рентабельность продаж (оборота) Показывает, какую прибыль имеет предприятие с каждого рубля реализованной продукции Отношение прибыли к средней за период величине чистых активов
4. Рентабельность имущества предприятия Показывает, какую прибыль получает предприятие с каждого рубля, вложенного в активы Отношение чистой прибыли к средней за период величине чистых активов
5. Рентабельность собственного капитала Показывает эффективность использования средств, принадлежащих собственникам предприятия. Служит основным критерием при оценке уровня котировки акций на бирже Отношение чистой прибыли к средней за период величине собственного капитала

2. С какой целью осуществляется анализ работы предприятия?

Быстро, качественно и профессионально оценивать результативность хозяйственной деятельности как предприятия в целом, так и его структурных подразделений;

Точно и своевременно находить и учитывать факторы, влияющие на получаемую прибыль по конкретным видам производимых товаров и предоставляемых услуг;

Определять затраты на производство (издержки производства) и тенденции их изменения, что необходимо для разработки ценовой политики предприятия;

Находить оптимальные пути решения проблем предприятия и получения прибыли в ближайшей и отдаленной перспективах.

3. По каким основным показателям анализируется финансовое положение предприятия?

Финансовое состояние предприятия - комплексное понятие, которое характеризуется системой показателей, отражающих наличие, размещение и использование ресурсов, финансовую устойчивость предприятия, ликвидность баланса.

Наименования показателей на начало года на конец года изменение
1. Общая сумма капитала (валюта баланса)
2. Оборотные активы (текущие или краткосрочные активы, оборотные средства или оборотный капитал)
3. Внеоборотные активы (долгосрочные активы, недвижимые или иммобилизованные средства)
4. Ликвидные (легкореализуемые) активы = Оборотные активы - Запасы
5. Краткосрочные обязательства (краткосрочные или текущие пассивы)
6. Долгосрочные обязательства (долгосрочные пассивы)
7. Капитал и резервы (собственный или акционерный капитал, чистые активы)
8. Собственный оборотный капитал (собственные оборотные средства или текущие активы, рабочий или чистый оборотный капитал) = Оборотные активы - Краткосрочные обязательства или = Собственный капитал + Долгосрочные обязательства -Внеоборотные активы
9. Чистые ликвидные активы = Ликвидные активы - Краткосрочные обязательства
10. Убытки (прошлых лет и отчетного года)
11. Нераспределенная (чистая) прибыль
Наименование показателя Экономическое содержание Формула расчета
1. Коэффициент быстрой ликвидности Учитывает только требования по погашению кредиторской задолженности за счет самых ликвидных активов Денежные средства / Кредиторская задолженность
2. Коэффициент текущей ликвидности Учитывает требования по погашению кредиторской задолженности за счет ожидаемых поступлений от инкассации дебиторской задолженности Дебиторская задолженность / Кредиторская задолженность
3. Коэффициент абсолютной ликвидности Учитывает только самые ликвидные активы и показывает, сможет ли предприятие расплатиться со своими кредиторами при предъявлении ими своих требований на конкретную дату Денежные средства / Краткосрочные (текущие) обязательства
4. Коэффициент срочной ликвидности (промежуточного покрытия) Характеризует часть текущих обязательств, которая может быть погашена за счет ликвидных активов Ликвидные активы/ Краткосрочные (текущие) обязательства
5. Коэффициент общей ликвидности (коэффициент покрытия) Позволяет установить, каким образом текущие обязательства погашаются при мобилизации всех оборотных активов Оборотные активы/ Краткосрочные (текущие) обязательства
6. Обобщающий коэффициент платежеспособности Необходим для получения однозначной оценки изменения платежеспособности Рассчитывается как средняя геометрическая величина всех коэффициентов ликвидности
Показатели на начало года на конец года Показатели на начало года на конец года
Актив Пассив
Внеоборотные активы Собственный капитал
Оборотные активы -всего, в том числе: в т.ч. оборотный капитал
запасы Заемный капитал - всего
денежные средства в том числе:
дебиторская задолженность: долгосрочные кредиты
- долгосрочная краткосрочные кредиты
- краткосрочная кредиторская задолженность
Баланс Баланс

Характеризующие оборачиваемость основного капитала

Коэффициент оборачиваемости активов (капиталоотдача)

Коэффициент оборачиваемости собственного капитала

Коэффициент оборачиваемости инвестированного капитала

Коэффициент оборачиваемости основных средств(фондоотдача)

Характеризующие оборачиваемость оборотных средств

Коэффициент оборачиваемости оборотных активов

Продолжительность оборота оборотных активов

Характеризующие оборачиваемость запасов

Коэффициент оборачиваемости запасов

Период хранения запасов

Характеризующие оборачиваемость дебиторской и кредиторской задолженности

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности

Коэффициент погашаемости дебиторской задолженности

Период оборота дебиторской задолженности

Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности

Период оборота кредиторской задолженности

Характеризующие продолжительность операционного и финансового цикла

Продолжительность операционного цикла

Продолжительность финансового цикла

Таблица 26. Оценка оборачиваемости капитала (диагностика деловой активности предприятия)

Наименование

Обозначение

Алгоритм расчета

Финансовые

числитель, тыс. руб.

знаменатель, тыс. руб.

коэффициенты

Коэффициент оборачиваемости капитала (деловая активность предприятия)

Чистые доходы от

реализации продукции (ФР 010)

Среднегодовая стоимость

капитала (активов)

(П 700 =А 300)

Коэффициент оборачиваемости основного капитала (фондоотдача)

Выручка (нетто) от

продажи товаров

Среднегодовая стоимость основного имущества (А 120)

Объем реализации товаров

(работ, услуг) (ФР 010)

Среднегодовая стоимость оборотных активов (А 290)

Коэффициент оборачиваемости перманентного капитала

Выручка от продаж

Перманентный капитал предприятия (П 490 +П 590)

Таблица 27. Факторный анализ показателей оборачиваемости

Наименование

изменение

Среднегодовая стоимость капитала (активов)

Коэф.оборачиваемости капитала

Чистые доходы от реализации продукции

Метод цепных доставок

Условное значение

Изменение за счет фактора а

Изменение за счет фактора b

Метод абсолютных разниц

Среднегодовая стоимость основного имущества)

Фондоотдача

Выручка (нетто) от продажи товаров

Метод цепных доставок

Условное значение

Изменение за счет фактора а

Изменение за счет фактора b

Метод абсолютных разниц

Среднегодовая стоимость оборотных активов

Коэффициент оборачиваемости оборотного капитала

Объем реализации товаров (работ, услуг)

Метод цепных доставок

Условное значение

Изменение за счет фактора а

Изменение за счет фактора b

Метод абсолютных разниц

Таблица 28. Оценка рентабельности хозяйственной деятельности

Наименование

Обозначение

Алгоритм расчета

Финансовые

коэффициенты

числитель, тыс. руб.

знаменатель, тыс. руб.

Рентабельность основной деятельности (рентабельность издержек)

Валовая прибыль

Себестоимость

продукции (ФР 020)

Рентабельность оборота (продаж)

Прибыль от продаж

Выручка от реализации продукции (ФР 010)

Норма прибыли (коммерческая маржа)

Чистая прибыль

Чистая выручка

от продаж (ФР 010)

Уровень самоокупаемости предприятия

Выручка от продаж

Себестоимость проданных товаров (ФР 020)

Таблица 29. Оценка рентабельности использования капитала (активов)

Наименование

Обозначение

Алгоритм расчета

Финансовые

коэффициенты

числитель, тыс. руб.

знаменатель, тыс. руб.

Экономическая рентабельность (ROI)

Валовая прибыль

Денежный капитал (П 700)

Финансовая рентабельность (ROE)

Чистая прибыль

Собственный капитал (П 490)

Фондорентабельность (рентабельность основного капитала)

Основной капитал (А 120)

Рентабельность перманентного капитала

Прибыль до налогообложения (ФР 140)

Перманентный капитал (П 490 +П 590)

Таблица 30. Факторный анализ показателей рентабельности

Наименование

изменение

Денежный капитал

Экономическая рентабельность

Валовая прибыль

Метод цепных доставок

Условное значение

Изменение за счет фактора а

Изменение за счет фактора b

Метод абсолютных разниц

Собственный капитал

Финансовая рентабельность

Чистая прибыль

Метод цепных доставок

Условное значение

Изменение за счет фактора а

Изменение за счет фактора b

Метод абсолютных разниц

Основной капитал

Фондорентабельность

Прибыль до налогообложения

Метод цепных доставок

Условное значение

Изменение за счет фактора а

Изменение за счет фактора b

Метод абсолютных разниц

Таблица 31. Оценка коммерческой эффективности предприятия

Наименование

Алгоритм расчета

Финансовые

коэффициенты

Примечание

числитель, тыс. руб.

знаменатель, тыс. руб.

Коэффициент покрытия процентных платежей

Прибыль от продаж (ФР 050)

Финансовые издержки по обслуживанию долга (ФР 070)

Коэффициент обслуживания долга (коммерческая платежеспособность)

Чистая прибыль

Проценты

к выплате (ФР 050)

Определение класса кредитоспособности заемщика

Рентабельность совокупных вложений

Чистая прибыль и процентные выплаты

Совокупные вложения

(П 490 +П 590 +П 610)

Рентабельность процесса самофинансирования

Потенциал самофинансирования (Табл. 8)

Собственный капитал (П 490)

Коэффициент деловой активности показывает, что 1 рубль инвестируемого капитала приносит 1 рубль 82 копейки выручки. Или в течение года инвестированный капитал совершает 1,824 оборота. В динамике происходит снижение показателя (1,750), что свидетельствует об ухудшении оборачиваемости.

Фондоотдача . 1 рубль капитала, инвестируемого в основное имущество, формирует 3 рубля 99 копеек выручки. В прогнозном году этот показатель снизился до 3 рублей 79 копеек.

Коэффициент оборачиваемости оборотного капитала . Оборотные средства предприятия в течении отчетного периода совершает 2,375 оборота. В динамике этот показатель снижается. Это отрицательное явление для предприятия, т. к. от объема оборачиваемости оборотного капитала зависит операционный цикл предприятия. Предприятие стремиться его минимизировать.

Коэффициент оборачиваемости перманентного капитала . Перманентный капитал в течение отчетного периода 3,623 оборотов.

Факторами ускорения оборачиваемости оборотного капитала является оптимизация производительности запасов, снижение расходных коэффициентов при использовании материально сырьевых, топливно-энергетических ресурсов, сокращение длительных операционных циклов предприятия, ускорение расчетов с дебиторами, по отгруженной, но не оплаченной продукции.

В течении отчетного периода чистые доходы от реализации продукции увеличиваются на 80000 тыс. руб., в том числе за счет увеличения среднегодовой стоимости капитала на 105000 тыс. руб., а за счет снижения коэффициента оборачиваемости капитала чистые доходы от реализации снижаются на 25000 тыс. руб.

1. Рентабельность основной деятельности . Каждый рубль, который мы затрачиваем на производство и реализацию продукции в течение года позволяет получить 83,3 копеек прибыли. В динамике показатель снижается до 81,1 копейки.

2. Рентабельность оборота . 1 рубль выручки от реализации формирует 19 копеек прибыли от продаж. В динамике этот показатель увеличивается до 22 копейки, что говорит, либо о повышении цены на продукцию при постоянных затратах, либо о повышении спроса. Также этот показатель показывает долю прибыли в выручке от реализации, а, следовательно, соотношение в ней прибыли и полной себестоимости продукции. Именно с помощью данного показателя предприятие может выбрать пути для увеличения прибыли:

ь Снижение себестоимости

ь Увеличение объема производства

3. Норма прибыли показывает, что 1 рубль выручки приносит 8,9 копеек чистой прибыли. В динамике этот показатель увеличивается до 9,9 копейки.

4. Уровень самоокупаемости предприятия. Означает, что каждый вложенный рубль окупается 1 рублем 53 копейками.

1. Экономическая рентабельность . 1 рубль инвестируемого капитала приносит прибыль в размере 67 копеек. Данный показатель помогает судить о платежеспособности предприятия. В динамике показатель увеличивается, что является положительным фактором.

2. Финансовая рентабельность. 1 рубль собственного капитала приносит 4,4 копеек чистой прибыли. Этот коэффициент отражает:

ь Эффективность использования собственного капитала

ь Степень риска предприятия, отражающего рост данного предприятия.

На основе этого показателя предприятие может прогнозировать темпы роста своей прибыли. В динамике показатель снижается (негативный фактор).

3. Фондорентабельность.1 рубль основного капитала формирует 32 копейки прибыли. В прогнозе данный показатель увеличивается, и это хорошо, т. к. чем выше этот показатель, тем лучше для предприятия.

4. Рентабельность перманентного капитала . На 1 рубль перманентного капитала приходится 39,3 копеек прибыли до налогообложения. В прогнозном году этот показатель увеличивается до 42,5 копеек, это положительный фактор для предприятия, т. к. чем эффективнее используется перманентный капитал, тем в меньшей степени предприятию придется привлекать краткосрочные заимствования.

Оценивая эффективность работы предприятия можно отметить, что большинство показателей имеют тенденцию к увеличению, а значит, у предприятия повышается деловая активность, более эффективно используется капитал.

В течении отчетного периода валовая прибыль увеличивается на 50000 тыс. руб., в том числе за счет увеличения денежного капитала на 45000 тыс. руб., за счет увеличения экономической рентабельности валовая прибыль увеличивается на 5000 тыс. руб.

В течении отчетного периода чистая прибыль вырастает на 14000 тыс. руб., в том числе за счет увеличения собственного капитала на 11411 тыс. руб., а за счет увеличения финансовой рентабельности чистая прибыль увеличивается на 2589 тыс. руб.

Рентабельность процесса самофинансирования . В каждом рубле собственного капитала 43 копейки мы направляем на свое экономико-социальное развитие.

Потенциал самофинансирования должен использоваться на:

Ш Реинвестиции в реальные активы предприятия (восстановление основных и оборотных средств);

Ш Дивидендные выплаты;

Ш Социальное стимулирование работников предприятия (создание фонда потребления);

Ш Погашать финансовые издержки по обслуживанию заемных средств.

В прогнозном году данный коэффициент практически не изменяется. Это не очень хорошо, так как эффективность деятельности предприятия зависит от уровня его развития.

2 . Коэффициент обслуживания долга (коммерческая платежеспособность). Позволяет оценить кредитоспособность заемщика. В отчетном году данный показатель составляет 110 копеек, в прогнозном - происходит его снижение до 99 копеек.

4. Рентабельность совокупных вложений. В прогнозном году показатель составил 0,476, в динамике он вырос и составил 0, 534

Оценка эффективности деятельности автотранспортного предприятия подразумевает оценку его результатов и достигнутых целей, которые ставит перед собой руководство. Предприятие в процессе своего функционирования развивается, и то, чего оно достигло на определенном этапе, является показателем для оценки. Оценка эффективности является необходимой для поиска решений проблем, для инвесторов и заинтересованных лиц. Она проводится на основе всестороннего анализа его результатов.

Под финансово-социальным положением автотранспортного предприятия понимается способность предприятия финансировать и развивать свою деятельность. Оно характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью.

Финансово-социальное положение может быть устойчивым, неустойчивым и кризисным. Способность предприятия своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе свидетельствует о его хорошем финансовом состоянии. Финансово-социальное положение зависит от результатов его производственной, коммерческой и финансовой деятельности.

Цель анализа состоит не только в том, чтобы установить и оценить финансово-социальное положение, но и в том, чтобы постоянно проводить работу, направленную на его улучшение, своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения финансово-социального положения и его платежеспособности. Для оценки устойчивости финансово-социального положения используется целая система показателей, характеризующих изменения:

  • - структуры капитала предприятия по его размещению к источникам образования;
  • - эффективности и интенсивности его использования;
  • - платежеспособности и кредитоспособности предприятия;
  • - запаса его финансовой устойчивости.

Анализом финансово-социального положения занимаются не только руководители и соответствующие службы предприятия, но и его учредители, инвесторы с целью изучения эффективности использования ресурсов, банки для оценки условий кредитования и определения степени риска, поставщики для своевременного получения платежей, налоговые инспекции для выполнения плана поступлений средств в бюджет и т.д.

Устойчивость финансового положения предприятия в значительной степени зависит от целесообразности и правильности вложения финансовых ресурсов в активы. В процессе функционирования предприятия и величина активов, и их структура претерпевают постоянные изменения. Наиболее общее представление об имевших место качественных изменениях в структуре средств и их источников, а также динамике этих изменений можно получить с помощью вертикального и горизонтального анализа отчетности.

Сведения, которые приводятся в пассиве баланса, позволяют определить: какие изменения произошли в структуре собственного и заемного капитала, сколько привлечено в оборот предприятия долгосрочных или краткосрочных заемных средств, т.е. пассив показывает, откуда взяли средства, кому обязано за них предприятие.

По продолжительности использования подразделяется на долгосрочный постоянный капитал (перманентный) и краткосрочный. Необходимость в собственном капитале обусловлена требованиями самофинансирования предприятий. Он является основой самостоятельности и независимости предприятия. В то же время если средства предприятия созданы в основном за счет краткосрочных обязательств, то его финансовое положение будет неустойчивым, т.к. с ним необходима постоянная оперативная работа, направленная на контроль над их своевременным возвратом и на привлечение в оборот на продолжительное время других капиталов. Следовательно, от того, насколько оптимально соотношение собственного и заемного капитала, во многом зависит финансовое положение предприятия.

В связи с этим важными показателями, которые характеризуют рыночную устойчивость предприятия, являются:

  • - коэффициент финансовой автономии (независимости) или удельный вес собственного капитала в общей сумме капитала;
  • - коэффициент финансовой зависимости (доля заемного капитала);
  • - плечо финансового рычага или коэффициент финансового риска (отношение заемного капитала к собственному).

Все, что имеет стоимость, принадлежит предприятию и отражается в активе баланса, называется его активами. Актив баланса содержит сведения о размещении капитала, имеющегося в распоряжении предприятия, т.е. о вложении его в конкретное имущество и материальные ценности, о расходах предприятия на производство и реализацию услуг и об остатках свободной наличности.

В процессе анализа активов предприятия в первую очередь следует изучить изменения в их составе и структуре и дать им оценку. В процессе последующего анализа необходимо установить изменения в долгосрочных (внеоборотных) активах. Долгосрочные активы или основной капитал - вложения средств долгосрочными целями в недвижимость, облигации, акции, запасы полезных ископаемых, совместные предприятия, нематериальные активы и пр. Большое внимание уделяется изучению состояния, динамики и структуры основных фондов, т.к. они занимают основной удельный вес в долгосрочных активах предприятия.

Между статьями актива и пассива баланса существует тесная взаимосвязь. Каждая статья актива баланса имеет свой источник финансирования. Источником финансирования долгосрочных активов являются собственный капитал и долгосрочные заемные средства. Не исключением являются случаи формирования долгосрочных активов за счет краткосрочных кредитов банка. Текущие активы образуются как за счет собственного капитала, так и за счет краткосрочных заемных средств. Желательно, чтобы половина средств была сформирована за счет собственного и половина - за счет заемного капитала. Тогда обеспечивается гарантия погашения внешнего долга.

Показатели деловой активности характеризуют результаты и эффективность текущей основной производственной деятельности. Оценка деловой активности на качественном уровне может быть получена в результате сравнения деятельности данного предприятия и аналогичных по сфере приложения капитала предприятий.

При анализе финансового состояния предприятия необходимо знать запас его финансовой устойчивости (зону безопасности). С этой целью предварительно все затраты предприятия следует разбить на две группы в зависимости от объема перевозок и других оказываемых услуг: переменные и постоянные.

Переменные затраты увеличиваются или уменьшаются пропорционально объему перевозок. Это расход сырья, материалов, энергии, топлива, зарплаты работников по сдельной форме оплаты труда, отчисления и налоги от заработной платы и выручки и т.д. Постоянные затраты не зависят от объема производства и реализации продукции. К ним относятся амортизация основных средств и арендная плата, расходы на управление и организацию производства, зарплата персонала предприятия по повременной оплате и др.

Постоянные затраты с прибылью составляют маржинальный доход предприятия. Деление затрат на постоянные и переменные и использование показателя маржинального дохода позволяет рассчитать порог рентабельности, т.е. сумму выручки, которая необходима для того, чтобы покрыть все постоянные расходы предприятия. Прибыли при этом не будет. Рентабельность при такой выручке будет равна нулю.

Порог рентабельности рассчитывается по формуле:

Порог рентабельности = ПЗСРП/ДМДВ, (102)

где ПЗСРП - постоянные затраты в себестоимости реализованной продукции;

ДМДВ - доля маржинального дохода в выручке.

Если известен порог рентабельности, то нетрудно подсчитать запас финансовой устойчивости (ЗФУ):

ЗФУ = ((Выручка - Порог рентабельности) * 100%)/Выручка (103)

Рентабельность продаж (реализации) показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Данный показатель рассчитывается, либо по валовой прибыли от реализации, либо по чистой прибыли. Первый способ отражает изменения в политике ценообразования и способность предприятия контролировать себестоимость реализации услуг, т.е. ту часть средств, которая необходима для оплаты текущих расходов.

Рентабельность собственного капитала позволяет определить эффективность использования собственного капитала, сравнить с возможным получением дохода от вложения этих средств в другие ценные бумаги.

Экономическая рентабельность (рентабельность совокупного капитала) показывает, сколько денежных единиц потребуется предприятию для получения одной денежной единицы прибыли, независимо от источников привлечения этих средств.

Фондорентабельность показывает эффективность использования основных средств и прочих внеоборотных активов.

Рентабельность основной деятельности показывает, сколько прибыли от реализации приходится на 1 рубль затрат.

Рентабельность перманентного капитала показывает эффективность использования капитала, вложенного в деятельность предприятия на длительный срок.

Период окупаемость собственного капитала показывает число лет, в течении которых полностью окупятся вложения в данное предприятие.

Оценка эффективности маркетинговой деятельности. Разработка систем контроля для оценки успешности маркетинговой деятельности на уровне рыночных позиций и отдельных мероприятий предполагает получение ответов на четыре важных вопроса:

  • а) Кому какая информация нужна?
  • б) Когда и как часто нужна такая информация?
  • в) Каким образом необходимо предоставлять информацию (способ, формат, уровень агрегирования)?
  • г) Какие непредвиденные обстоятельства следует предусмотреть?

Системы оценки успешности маркетинговой деятельности разрабатываются для того, чтобы убедиться, что компания достигла заданного уровня объема перевозок, прибыли и других целей, сформулированных в ее маркетинговых и стратегических планах.

Анализ сбыта. Анализ сбыта предполагает разбиение совокупных данных о продажах на такие категории, как услуги, потенциальные потребители, посредники, охватываемая территория и объем перевозок. Цель анализа - определить сильные и слабые области; например, маршруты с наибольшим и наименьшим объемом перевозок, категория клиентов, на которых приходится большая часть доходов, а также необходимость посредников по продаже билетов и направления, демонстрирующие самое высокое и самое низкое качество услуг.

Оценка эффективности коммерческой деятельности предприятия. Известно, что ресурсы автотранспортного предприятия и требования рентабельной работы в определенной степени ограничивают маневрирование как открытыми направлениями перевозок, так и ценами на них. Но именно ориентация на спрос покупателей и его активное формирование должны определять использование имеющихся ресурсов. Успешная реализация услуг обеспечивает эффективность работы предприятия.

Основными участниками коммерческой деятельности являются не только предпринимательские структуры, но и потребители. Это утверждение основано на том, что для предпринимателей важнейшим фактором при заключении сделок является доход (экономическая выгода), а для потребителей выгодой является нужный ему товар (услуга), если он в большей степени удовлетворяет его потребности (потребительские интересы). Потребитель - не пассивный покупатель, а полноправный участник коммерческой деятельности, ее регулятор. Таким образом, важнейшим субъектом деловых отношений между перевозчиками является именно потребитель.

Таким образом, оценка эффективности деятельности предприятия как функция присуща всякому процессу управления на любом предприятии, в том числе и автотранспортном предприятии. В управленческом цикле она занимает промежуточное место между получением информации и принятием решения. С её помощью осуществляется обратная связь в системе управления производством. Оценка эффективности деятельности предприятия тесно связана с такими функциями управления, как планирование, учет и контроль. Она позволяет оптимизировать производственный процесс и максимально повышать эффективность использования производственных, финансовых и человеческих ресурсов.

Контрольные вопросы

  • 1. Что понимается под финансово-социальным положением автотранспортного предприятия?
  • 2. Какие изменения характеризуют показатели оценки устойчивости финансово-социального положения предприятия?
  • 3. Чем отличается внутренний анализ от внешнего анализа финансово-социального положения предприятия?
  • 4. Что показывает вертикальный анализ?
  • 5. В чем заключается горизонтальный анализ?
  • 6. Какие показатели характеризуют рыночную устойчивость предприятия?
  • 7. Что понимается под платежеспособностью предприятия?
  • 8. Назовите причины платежеспособности предприятия?
  • 9. Что показывает рентабельность продаж?
  • 10. Поясните сущность переменных и постоянных затрат на автотранспортном предприятии.

Анализ эффективности деятельности предприятия начинается с расчета и сравнительной оценки (с данными предыдущих периодов, плановыми данными, данными других аналогичных компаний, среднеотраслевыми значениями) коэффициентов рентабельности , характеризующих эффективность деятельности предприятия, основные из которых:

Рентабельность реализованной продукции = Прибыль от продаж / Полная себестоимость (себестоимость продаж, коммерческие и управленческие расходы)

Рентабельность продаж = Прибыль от продаж / Выручка

Норма прибыли = Чистая прибыль / Выручка

Рентабельность продукции и рентабельность продаж характеризуют эффективность текущей деятельности, а норма прибыли - всей финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Рентабельность активов = Чистая прибыль / Средняя сумма валюты баланса

Рентабельность собственного капитала = Чистая прибыль / Средняя сумма собственного капитала

Рентабельность заемного капитала = Чистая прибыль / Средняя сумма заемного капитала

Рентабельность инвестированного капитала = Чистая прибыль / Средняя сумма долгосрочных обязательств и собственного капитала

Рентабельность оборотных активов = Прибыль от продаж / Средняя сумма оборотных активов

Рентабельность внеоборотных активов = Чистая прибыль / Средняя сумма внеоборотных активов

Указанные коэффициенты характеризуют эффективность использования активов, собственного капитала, заемного и инвестированного капитала, оборотных и внеоборотных активов соответственно.

Данные факторные модели являются мультипликативными, поэтому расчет влияния факторов на отклонение рентабельности активов и рентабельности собственного капитала может быть выполнен способом абсолютных разниц.

При анализе отклонения рентабельности активов (ΔРа) сначала рассчитывается влияние изменения коэффициента оборачиваемости активов (ΔРа(Оа)), а затем - изменения нормы прибыли (ΔРа(Нпр)), обозначив знаком «0» базисные данные, а знаком «1» - фактические данные, получаем:

Ра(Оа) = (Оа1 - Оа0) * Нпр0

Ра(Нпр) = Оа1 * (Нпр1 - Нпр0)

Выполним проверку правильности расчетов, сопоставив отклонение результативного показателя (рентабельности активов) с суммой влияний определяющих его факторов. Между ними должно быть примерное равенство:

ΔРа = Ра1 - Ра0 = ΔРа(Оа) + ΔРа(Нпр)

По итогам расчетов делается вывод о влиянии на отклонение рентабельности активов изменений определяющих его факторов: коэффициента оборачиваемости активов и нормы прибыли.

На отклонение рентабельности собственного капитала (ΔРск) сначала рассчитывается влияние изменения коэффициента финансовой зависимости (ΔРск(Кфз)), затем - изменения коэффициента оборачиваемости активов (ΔРск(Оа)) и в последнюю очередь - изменения нормы прибыли (ΔРск(Нпр)), обозначив знаком «0» базисные данные, а знаком «1» - фактические данные:

Рск(Кфз) = (Кфз1 - Кфз0) * Оа0 * Нпр0

Рск(Оа) = Кфз1 * (Оа1 - Оа0) * Нпр0

Рск(Нпр) = Кфз1 * Оа1 * (Нпр1 - Нпр0)

Выполним проверку правильности расчетов, сопоставив отклонение результативного показателя (рентабельности собственного капитала) с суммой влияний определяющих его факторов. Между ними должно быть примерное равенство:

ΔРск = Рск1 - Рск0 = ΔРск(Кфз) + ΔРск(Оа) + ΔРск(Нпр)

По итогам расчетов делается вывод о влиянии на отклонение рентабельности собственного капитала изменений определяющих его факторов: коэффициента финансовой зависимости, коэффициента оборачиваемости активов и нормы прибыли.

В случае необходимости на основании результатов анализа показателей рентабельности могут быть сформулированы рекомендации, направленные на повышение эффективности деятельности и использования ресурсов предприятия.

Пример анализа эффективности деятельности и использования ресурсов предприятия

Рассмотрим конкретный пример анализа эффективности деятельности и использования ресурсов предприятия по данным реклассифицированного бухбаланса и по данным из отчета о финрезультатах (табл. 2, 3).

Таблица 2. Реклассифицированный бухгалтерский баланс

Наименование показателя На конец отчетного года, тыс. руб. На конец предыдущего года, тыс. руб. На начало предыдущего года, тыс. руб.
Актив
Внеоборотные активы 1 510 1 385 1 320
Оборотные активы 1 440 1 285 1 160
Баланс 2 950 2 670 2 480
Пассив
Собственный капитал 2 300 2 140 1 940
Долгосрочные обязательства 100 100 100
Краткосрочные обязательства 550 430 440
Баланс 2 950 2 670 2 480

Таблица 3. Отчет о финансовых результатах

Сначала изучим основные коэффициенты рентабельности, характеризующие эффективность деятельности предприятия (табл. 4).

Таблица 4. Анализ основных коэффициентов рентабельности, характеризующих эффективность деятельности предприятия

Таким образом, следует отметить снижение в отчетном году по сравнению с прошлым годом эффективности текущей деятельности предприятия и рост эффективности всей ее финансово-хозяйственной деятельности, что обусловлено, судя по всему, превышением роста эффективности прочих хозяйственных операций над снижением эффективности текущих хозяйственных операций.

Затем рассчитаем и проанализируем основные коэффициенты рентабельности, характеризующие эффективность использования ресурсов предприятия (табл. 5).

Таблица 5. Анализ основных коэффициентов рентабельности, характеризующих эффективность использования ресурсов предприятия

Показатель Отчетный год Прошлый год Изменение
1. Прибыль от продаж, тыс. руб. 425 365 60
2. Чистая прибыль, тыс. руб. 330 200 130
3. Средняя валюта баланса (сумма всех активов), тыс. руб. 2 810 2 575 235
4. Средняя сумма собственного капитала, тыс. руб. 2 220 2 040 180
5. Средняя сумма заемного капитала, тыс. руб. 590 535 55
6. Средняя сумма инвестированного капитала, тыс. руб. 2 320 2 140 180
7. Средняя сумма оборотных активов, тыс. руб. 1 363 1 223 140
8. Средняя сумма внеоборотных активов, тыс. руб. 1 448 1 353 95
9. Рентабельность активов 0,117 0,078 0,040
10. Рентабельность собственного капитала 0,149 0,098 0,051
11. Рентабельность заемного капитала 0,559 0,374 0,185
12. Рентабельность инвестированного капитала 0,142 0,093 0,049
13. Рентабельность оборотных активов 0,312 0,299 0,013
14. Рентабельность внеоборотных активов 0,228 0,148 0,080

Результаты расчетов показывают, что эффективность использования активов, собственного капитала, заемного капитала, инвестированного капитала, оборотных активов и внеоборотных активов в отчетном году по сравнению с прошлым годом повысилась, что, безусловно, заслуживает позитивной оценки.

Далее способом цепных подстановок произведем расчет влияния факторов на отклонение рентабельности продаж как наиболее значимого показателя оценки эффективности текущей деятельности предприятия в сравнении с данными прошлого года (табл. 6).

Таблица 6. Расчет влияния факторов на отклонение рентабельности продаж

Последовательность подстановок Определяющие факторы Рентабельность продаж Величина влияния фактора на отклонение результативного показателя Наименование фактора
Выручка от продаж Прибыль от продаж
База 3 500,0 365,0 0,104 - -
1 4 500,0 365,0 0,081 -0,023 Изменение выручки
2 4 500,0 425,0 0,094 0,013 Изменение прибыли от продаж

Проведем проверку правильности расчета влияния факторов, сложив результаты расчетов (-0,023 + 0,013 = -0,010) и сопоставив полученную сумму с отклонением результативного показателя (0,094 - 0,104 = -0,010). Видно, что они равны между собой. Следовательно, расчет влияния на отклонение рентабельности продаж изменений определяющих ее факторов - выручки (нетто) от продаж и прибыли от продаж - выполнен правильно. Это позволяет сформулировать вывод по итогам расчетов.

Таким образом, в отчетном году по сравнению с данными прошлого года за счет увеличения выручки с 3500 тыс. до 4500 тыс. руб., т.е. на 1000 тыс. руб., рентабельность продаж снизилась на 0,023, однако за счет роста прибыли от продаж с 365 тыс. до 425 тыс. руб., т.е. на 60 тыс. руб., рентабельность продаж возросла на 0,013 пункта. В целом же совокупное влияние указанных факторов привело к снижению рентабельности продаж на 0,010.

На следующем этапе нашего анализа выполним факторный анализ рентабельности активов и рентабельности собственного капитала (табл. 7,8), используя рассмотренные выше факторные модели и методики расчета влияния факторов.

Таблица 7. Анализ влияния факторов на отклонение рентабельности активов

Показатель Отчетный год Прошлый год Отклонение
1. Выручка 4 500 3 500 1 000
2. Чистая прибыль 330 200 130
2 810 2 575 235
4. Рентабельность активов 0,117 0,078 0,040
5. Норма прибыли 0,073 0,057 0,016
6. Коэффициент оборачиваемости активов 1,601 1,359 0,242
7. Влияние факторов на абсолютное отклонение рентабельности активов: 0,040
0,014
- нормы прибыли 0,026

Таблица 8. Анализ влияния факторов на отклонение рентабельности собственного капитала (по трехфакторной модели)
Показатель Отчетный год Прошлый год Отклонение
1. Выручка 4 500 3 500 1 000
2. Чистая прибыль 330 200 130
3. Средняя сумма всех активов 2 810 2 575 235
4. Средняя сумма собственного капитала 2 220 2 040 180
5. Рентабельность собственного капитала 0,149 0,098 0,051
6. Норма прибыли 0,073 0,057 0,016
7. Коэффициент оборачиваемости активов 1,601 1,359 0,242
8. Коэффициент финансовой зависимости 1,266 1,262 0,004
9. Влияние факторов на абсолютное отклонение рентабельности собственного капитала: 0,0506
- коэффициента финансовой зависимости 0,0003
- коэффициента оборачиваемости активов 0,0175
- нормы прибыли 0,0328

Результаты расчетов показывают, что в отчетном году по сравнению с прошлым годом за счет увеличения коэффициента оборачиваемости активов на 0,242 оборота их рентабельность возросла на 0,014, а за счет увеличения нормы прибыли на 0,016 рентабельность активов еще повысилась на 0,026. В целом же совместное влияние указанных факторов привело к росту рентабельности активов на 0,040.

Что же касается рентабельности собственного капитала, то в отчетном году по сравнению с прошлым годом за счет увеличения коэффициента финансовой зависимости на 0,004 она возросла на 0,0003, за счет роста коэффициента оборачиваемости активов на 0,242 рентабельность собственного капитала еще увеличилась на 0,0175, а рост нормы прибыли на 0,016 также привел к ее повышению на 0,0328. В целом же совместное влияние указанных факторов привело к увеличению рентабельности собственного капитала на 0,0506. Расхождение отклонения рентабельности собственного капитала (0,051) и суммы результатов расчета влияния факторов (0,0506) произошло за счет округлений. Расчет влияний факторов и показателя рентабельности собственного капитала до четырех знаков после запятой вызван малой величиной влияния коэффициента финансовой зависимости.

Пример анализа эффективности деятельности предприятия (скачать xlsx файл)

Итак, по результатам анализа показателей рентабельности можно сформулировать следующую рекомендацию - обеспечить повышение эффективности текущей деятельности предприятия хотя бы до уровня прошлого года за счет снижения в первую очередь себестоимости продаж, а также управленческих расходов и коммерческих расходов.

Список литературы:

  1. Анализ в управлении финансовым состоянием предприятия / Н.Н. Илышева, С.И. Крылов. М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2008. 240 с.: ил.
  2. Илышева Н.Н., Крылов С.И. Анализ финансовой отчетности: Учебник. М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2011. 480 с.: ил.
  3. Крылов С.И. Совершенствование методологии анализа в системе управления финансовым состоянием предприятия: Монография. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2007. 357 с.

Эффективность производства представляет собой комплексное отражение конечных результатов использования всех ресурсов производства за определенный промежуток времени .

Эффективность производства характеризует повышение производительности труда, наиболее полное использование производственных мощностей, сырьевых и материальных ресурсов, достижение наибольших результатов при наименьших затратах .

Экономическая эффективность и экономический эффект, такие понятия, которые относятся к важным категориям рыночной экономики. Между собой они осуществляют тесную взаимосвязь.

Экономический эффект предполагает какой-либо полезный результат, выраженный в стоимостной оценке. Обычно в качестве полезного результата выступают прибыль или экономия затрат и ресурсов. Экономический эффект – величина абсолютная, зависящая от масштабов производства и экономии затрат .

Эконо мическая эффективность – это соотношение между результатами хозяйственной деятельности и затратами труда, ресурсами. Экономическая эффективность зависит от экономического эффекта, а также от затрат и ресурсов, которые вызвали данный эффект. Таким образом, экономическая эффективность – величина относительная, получаемая в результате сопоставления эффекта с затратами и ресурсами .

Под результатами в экономике понимается итог использования или применения ресурсов. В состав ресурсов предприятия включаются основные производственные фонды, оборотные средства, персонал и т.д., которые необходимы для обеспечения нормального протекания процесса производства .

Затраты – это потребленная в процессе изготовления и реализации продукции (работ, услуг) часть ресурсов, которая образует себестоимость продукции (работ, услуг). В качестве затрат могут выступать начисленная и включенная в себестоимость продукции амортизация, заработная плата, стоимость материально-технических ресурсов, израсходованных в процессе изготовления и реализации продукции (работ, услуг) и т.д. .

Эффективность деятельности предприятия определяется по ряду показателей. Оценить эффективность работы организации только по ее экономическим достижениям, например, по прибыли, полученной в результате деятельности, недостаточно. Огромную прибыль можно получить и на основе жесточайшей эксплуатации работников, и на основе современных методов организации производства с использованием, к примеру, социально-психологических факторов .

Экономическая эффективность деятельности предприятия отражает степень использования ресурсов и отдачу затрат, которая определяется соотношением между достигнутыми результатами и используемыми на предприятии ресурсами или осуществленными затратами. Поэтому экономическую эффективность производства можно определить как соотношение результатов к затратам (ресурсам). Допускаются также обратные соотношения, т. е. отношение затрат (ресурсов) к результату .

Показатель эффективности рассчитывается по формуле:

где, P – полученный результат (эффект) от производства за отчетный период (объем производственной или реализованной продукции (работ, услуг), объем прибыли);

З – текущие затраты, связанные с получением результата (эффекта) за тот же период (полная себестоимость производственной продукции (работ, услуг)) .

Экономическая эффективность в конечном итоге выражается в повышении производительности труда. Следовательно, уровень производительности труда является критерием экономической эффективности производства. Чем выше производительность труда и, следовательно, ниже издержки производства, тем выше экономическая эффективность затрат труда.

Эффективными следует считать такие затраты, которые способствуют удовлетворению потребностей при минимуме затрат труда, что находит свое количественное выражение в получении максимально возможного прироста эффекта по отношению к затратам на производство или к примененным в производстве ресурсам при оптимальном соотношении фондов потребления и накопления .

Эффективность производства можно классифицировать по отдельным признакам на следующие виды:

    По последствиям:

    Экономическая;

    Социальная;

    Экологическая.

    По месту получения эффекта:

    Локальная (хозрасчетная);

    Народнохозяйственная.

    По степени увеличения (повторения):

    Первичная (одноразовый эффект);

    Мультипликационная (многократно-повторяющаяся).

    По цели определения:

    Абсолютная (характеризует общую величину эффекта или в расчете на единицу затрат или ресурсов);

    Сравнительная (при выборе оптимального варианта из нескольких вариантов хозяйственных или других решений).

Соответствующие виды эффективности различают преимущественно на основании получаемых результатов хозяйственной деятельности предприятия.

Экономическую эффективность отражают через различные стоимостные показатели, характеризующие промежуточные и конечные результаты деятельности. К таким показателям относятся: объем предоставленных услуг, величина полученной прибыли, рентабельность, экономия ресурсов, производительность труда и т.д.

Социальная эффективность заключается в сокращении продолжительности рабочей недели, увеличении количества новых рабочих мест, улучшении условий труда и быта и т.д.

Для каждого предприятия желаемое повышение эффективности деятельности всех структурных подразделений, что в целом приведет к повышению эффективности работы всего предприятия.

Суть проблемы повышения эффективности деятельности заключается в том, чтобы на каждую единицу затрат добиться максимально возможного увеличения объема предоставляемых услуг или прибыли .