Сценарий к Международному дню грамотности
для детей младшего школьного возраста.
(для детей с ограниченными физическими возможностями)
Слайд 1 – заставка.
Ведущий 1 - Здравствуйте, ребята. Сегодня, 8 сентября, весь мир отмечает день грамотности, поэтому он и называется Международным.
Ведущий 2 - Много народов существует на земле, у каждого свой язык, своя культура. Народы стараются сохранить слова в языке, которые уже устарели, дают дорогу новым словам и даже самые маленькие народы, небольшие племена бережно хранят родное слово.
Ведущий 1 - Несмотря на это, статистика подтверждает, что в настоящее время более 15% населения земного шара является безграмотным. Это каждый пятый человек или 160 млн. жителей Даже в странах достаточно высокоразвитых все еще остаются люди, не владеющие в полной мере навыками письма и чтения.
Ведущий 2 - Что касается непосредственно детского поколения, то на планете более сотни млн. ребят не посещают школьные учебные заведения – у них нет такой возможности.
Ведущий 1 - Как вы думаете, зачем надо ходить в школу?
( Ответы детей )
Ведущий 2 – Вы правильно считаете, мы учимся в школе для того, чтобы получать образование и быть грамотными людьми.
Ведущий 1 - Грамотность – это необходимая составляющая жизни человека. Результат в ликвидации безграмотности будет достигнут полностью, когда все люди на Земле будут образованными.
Ведущий 2 – Вы уже многому научились. Сейчас у вас будет возможность показать свои знания и умения на практике. Мы переходим к конкурсной программе. Первый конкурс называется
« Добавь букву». (В презентации, слайд 2).
Необходимо добавить 1 букву в середине в начале, или в конце слова, чтобы получилось новое слово:
Газ – глаз; порт – спорт; банк – банка.
Слайд 3 – заставка.
Ведущий 1 – Следующий конкурс
« Замени первую букву» .
( Произносится слово, ученики должны заменить первую букву, чтобы получилось новое слово ).
бочка – дочка – ночка – почка – точка - кочка речка - печка Рейка – лейка
Майка – зайка – гайка – лайка
Игровые упражнения:
1 - «Скажи одним словом»
Шестьдесят минут-…(час).
Густой частый лес- …(чаща).
Хищная рыба с острыми зубами - …(щука).
Сосуд
с
ручкой
и
носиком
для
кипячения
воды
или
заваривания
чая
- …(
чайник
)2
Военнослужащий, стоящий на посту, (постовой)
Ребенок, любящий сладкое, (сладкоежка)
Очень смешной фильм. (комедия)
2 - «Скажи по другому»
Игрушка
для
елки
-…(
елочная
игрушка
)
Герой
сказки
- … (
сказочный
герой
)
Сок
яблока
-… (
яблочный
сок
)
Суп
из
молока
-…(
молочный
суп
)
Варенье
из
клубники
-… (
клубничное
варенье
)
Каша
из
гречки
-… (
гречневая
каша
)
Вода
из
речки
-… (
речная
вода
)
Скважина
в
замке
-…(
замочная
скважина
)
Мука
из
пшеницы
-… (
пшеничная
мука
)
и
т
.
п
.
Конкурс «Литературный»
«Из какого произведения эти фразы?»
«Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;…»
А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит. …
А. С. Пушкин « У лукоморья дуб зеленый»
«Тяв, тяв! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину женихи не берут!»
Русская народная сказка «Морозко».
« Малыш тяжело вздохнул. Вдруг он услышал какое-то слабое жужжание. Оно становилось все громче и громче, и вот, как это ни покажется странным, мимо окна пролетел толстый человечек».
Анна Эмилия Лингрен « Три повести о Малыше и Карлсоне»
«Я не могу летать: Лиса мне крылышко перекусила, когда я была совсем маленькой»
Дмитрий Наркисович Мамин – Сибиряк, «Серая Шейка»
Игра «Доскажи словечко».
1. Жеребенок с каждым днем
Подрастал и стал... (конем)
2. Кто альбом раскрасит наш?
Ну, конечно, ... (карандаш)
3. Кругла, рассыпчата, бела
На стол с полей она пришла.
Ты посоли ее немножко,
Ведь правда вкусная... (картошка)
4. По дороге наша Машенька идет,
За веревочку козу она ведет
А прохожие глядят во все глаза
Очень длинная у девочки... (коса)
5. В яме спит зимою длинной
Но чуть солнце станет греть,
В путь за медом и малиной
Отправляется... (медведь)
6. В подполье, в каморке
Живет она в норке.
Серая малышка
Кто же это? ... (мышка)
7. Я трудилась не напрасно
И запомню навсегда:
Хлеб вкуснее не от масла,
Хлеб вкуснее от (труда).
Следующий конкурс «Найди рифму»
( В презентации, слайды с 4 по 7 )
Каждому классу раздается листочек с рифмами – одна правильная, другая - нет. Нужно подобрать правильную рифму.
4 класс - Все мы, грамотные люди, Очень счастливо живем, ? (Если слово где-то будет, Без труда его прочтем!)
Ведущий 1 – Ребята, как вы думаете, хорошо уметь читать?
(ответы детей).
3 класс –
Чтение стихотворения В. Берестова «Как хорошо уметь читать»
Как
хорошо
уметь
читать
!
Не
надо
к
маме
приставать
,
Не
надо
к
бабушке
идти
:
-
Прочти
,
пожалуйста
!
Прочти
!
Не
надо
умолять
сестрицу
:
-
Ну
,
почитай
еще
страницу
!
Не
надо
звать
.
Не
надо
ждать
.
А
можно
взять
И
почитать
!
В
.
Берестов
Задание для 3 класса.
Науки пусть нас в путь ведут,
Нам силы новые дают,
Чтоб каждый грамоте был рад,
? ……………………………………..(Чтоб мир расцвёл, как пышный сад!)
2 класс
Желаем грамоте царить
По миру так, чтоб стало жить
На этом свете веселей!
?......................................................(Чтоб разум был ещё светлей!)
1 класс
Надо грамотными быть,
Надо знания ценить,
Надо вечно нам учиться,
?.................................................... (Надо опытом делиться!)
Ведущий 1
Молодцы, ребята, вы правильно справились с трудными заданиями. В нашем зале нет ни одного ученика, похожего на героя мультфильма «В стране невыученных уроков», который предлагаем посмотреть. (просмотр мультфильма )
В конце награждение классов похвальными листами за активное участие в конкурсно-развлекательной программе, посвященной Международному дню грамотности.
Библиотечный урок для учащихся 3,4 классов.
Международный день распространения грамотности.
Цель:
ознакомить детей с праздником «Международный день распространения грамотности».
Задачи:
- ознакомить детей с праздником «День грамотности»;
- способствовать развитию устной речи детей, умению четко отвечать на поставленные вопросы;
-способствовать формированию потребности и стремления к знаниям.
-развивать любознательность и интерес к процессам и явлениям мирового масштаба.
Ход урока.
Международный день распространения грамотности отмечается по решению ЮНЕСКО с 1966 года 8 сентября. Отмечается он не только в России, но и во многих странах мира.
Общество прилагает все усилия по распространению грамотности в мире..Сегодня мы проводим урок, посвященный этой дате.
Угадайте загадку:
Пером сеют,
Глазами жнут.
Головой едят.
Памятью переваривают.
(Грамота)
А что для вас значит быть грамотным?
(Ответы детей)
В письме электронном, или в обычном
Делать ошибки отнюдь неприлично!
Чтоб каждый запомнил правила эти
День грамоты есть на нашей планете!
С праздником этим я всех поздравляю
Писать без ошибок всем вам желаю!
Задание .Есть в русском языке слова, которые пишутся одинаково, но в зависимости от того, куда мы поставим ударение они имеют различное значение. Поставьте ударение и расскажите что это слово означает.
Итак, пишу на доске: замок-замок, дорога-дорога, искра-Искра, черти-черти, село-село, мука-мука, хлопок-хлопок, стоит-стоит, жила-жила, пропасть-пропасть, трусы-трусы, духи-духи и т.д.( офонимы).
А есть слова, в которых одно и тоже слово имеет различные значения: очки, коса, ключ, бабочка, ручка, лук и др.( омонимы).
В языке хороших слов
Очень даже много.
Портить их - большое зло.
"
ДорогА дорОга
".
Одинаково слова
Пишутся порою.
А изменишь звук едва -
Слышится иное.
зАмок
есть, а есть
замОк
.
Есть
искрА и Искра
.
Если варит котелок -
Разберёшься быстро.
Запятые ставить враз
Научиться сложно.
Но без них значенье фраз
Потерять возможно!
Говорят: "
Казнить нельзя
Миловать
"... Решитесь.
С пунктуацией в друзьях -
Пригодится в жизни.
Задание. Продолжите пословицы о грамотности.
Выбирай книгу, как выбираешь…(друга.)
Грамоте учиться - всегда… (пригодится.)
Золото добывают из земли, а знания …(из книг.)
Мир освещается солнцем, а мир …(знаньем.)
Неграмотный как слепой, а книга глаза …(открывает.)
Хорошая книга - лучший…(друг.)
А без чего невозможно стать грамотным? Что поможет нам в преодолении неграмотности? Ответы детей.
Задание. Отгадайте загадки .
Прилетели галки в поле
И уселись на снегу…
Стану я учиться в школе -
Разобраться в них смогу.
(Буквы.)
Какая водица для грамотных годится?
(Чернила.)
На странице букваря -
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей.
(Алфавит.)
У стены большой и важный
Дом стоит многоэтажный.
Мы на нижнем этаже
Всех жильцов прочли уже.
(Книжный шкаф.)
Поселились мудрецы
В застеклённые дворцы, в тишине наедине
Открывают тайны мне.
(Книга.)
Сама молчит,
А сто друзей научить может.
(Книга.)
Большая проблема стоит перед миром. Это борьба с неграмотностью. Во многих странах неграмотными остаются 860 миллионов взрослых и более 100 миллионов детей.
Итак, что же такое грамотность?
Грамотность — степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке.
Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать или только читать на каком-либо языке. Людей, умеющих только читать, также называют «полуграмотными».
Почему важно быть грамотным? Ответы детей.
А множество детей и взрослых и посещают школу, но их грамотными назвать нельзя. Так как в современном мире не менее важным, чем письмо и чтение, стала и компьютерная грамотность.
День грамотности стал одним из главных в школах, и высших заведениях России. Для учащихся устраивают викторины, олимпиады, КВН по разным предметам, ведь грамотность — не только умение правильно писать, считать и читать. Это целый набор знаний и навыков в различных научных областях, которые помогают человеку быть успешным. . К такой личности будут тянуться люди. И сейчас у вас есть выбор: приложить все усилия, чтобы достичь этой высоты или остаться тем, над чьими словами будут смеяться.
Предлагаю вам
показать свой уровень грамотности.
1.Конкурс.
.
1.Кого, согласно русской поговорке, ноги кормят?
а) коня;
б) бегуна;
в) сапожника;
г)
волка
.
2. Кто должен на горе свистнуть, чтобы нечто несбыточное произошло?
а) соловей-разбойник;
б) президент;
в)
рак
;
г) милиционер.
3. Кто гладок оттого, что поел и на бок?
а) клоп;
б) волк;
в) медведь;
г)
кот
.
4. С какой ягодой сравнивают очень хорошую, привольную жизнь?
а) земляника;
б)
малина
;
в) вишня;
г) крыжовник.
4. Какое растение существует?
а) Петька-и-Василий Иванович;
б) Том-и-Джерри;
в) Саша-и-Маша;
г)
Иван-да-Марья
.
5. Какие берега обычно бывают у молочных рек?
а) творожные;
б) сметанные;
в)
кисельные
;
г) масляные.
6. Какой зайка скакал под елочкой?
а) беленький;
б) маленький;
в)
серенький
;
г) шоколадный.
4. Какой породы овчарок не существует?
а) шотландская;
б) немецкая;
в) кавказская;
г)
антарктическая
.
2.Игра-хоровое проговаривание.
Есть в русском языке слова, в которых если отнять по одной букве с начала или конца, то остаток слова также имеет смысл.
Например, слово- ПОБЕДА.
В какой гостинице вы жили?
-« ПОБЕДА».
Чего вы ждали?
- ОБЕДА.
Что случилось?
- БЕДА.
Что пропало?
- ЕДА.
Вы кричали?
- ДА.
Что кричали?
- А!
3.Игра «Собери слово»
След + опыт= следопыт
Зал + ежи= залежи
Газ +ель= газель
Фа +соль=фасоль
Град+ус=градус
Банк + рот=банкрот
Буй +вол=буйвол
4.Игра «Буквы заблудились».
Сейчас я прочитаю стихотворение, в котором заблудились буквы. Вы должны исправить ошибку, назвать правильное слово и сказать, какая же буква заблудилась.
Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась:
Заскочила в чей-то дом
И - хозяйничает в нем!
Но едва туда вошла
Буква - озорница,
Очень странные дела
Начали твориться.
Закричал охотник:- Ой!
Двери гонятся за мной! (звери)
На виду у детворы
Крысу красят маляры. (крышу)
Посмотрите-ка, ребятки:
Раки выросли на грядке. (маки)
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
Там ползет зеленый лук ( жук)
С длинными усами!
Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак.
Но зато ему потом
На крючок попался дом. (сом)
Тает снег. Течет ручей.
На ветвях полно врачей. (грачей)
Мы собрали васильки,
На головах у нас - щенки. (венки)
Старый дедушка Пахом
На козе скакал верхом. (коне)
Жучка будку не доела: (булку)
Неохота. Надоело.
На пожелтевшую траву
Роняет лев свою листву. (лес)
Мама с бочками пошла (дочками)
По дороге вдоль села.
Миша дров не напилил,
Печку кепками топил. (щепками)
Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами. (чайки)
А.Шибаев
4.Задание.
Называю слово в единственном числе, а вы должны сказать его во множественном.
Кот- коты
Плот- плоты
Беда- беды
Мука-
Крот- кроты
Грот- гроты
Дуга- дуги
Рука- руки
Еда-
Слива-сливы
Грива- гривы
Диво-
Итог: не всякое слово имеет множественное число.
И в завершить наш урок хотелось бы следующим стихотворением:
Пусть грамота ошибки исправляет,
И ты не прекращай её учить,
Кто учится, тот многое познает,
И проще будет нам в России жить.
Работай с пунктуацией и чаще
За книгу вечерком садись, читай,
Пусть будет жизнь твоя разнообразней,
Лишь знания, не бойся - поглощай.
Приложение .
Чтение по ролям. Лингвистическая шутка «Несуразные вещи».
Лингвистическая шутка «Несуразные вещи».
Здравствуй!
- Привет!
- Что ты несешь?
- Несу разные вещи.
- Несуразные? Почему они несуразные-то?
- Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные! Понял? Вот несу мел...
- Что не сумел?
- Отстань.
- Да ведь ты говоришь: «Не сумел!» Что не сумел-то?
- Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел. Мишке. Ему же надо будет.
- Ну, если ему жена добудет, так зачем ты несешь?
- Какая жена? Это у Мишки-то жена?! А ты шутник! Я сказал: «Ему же надо будет». Понадобится, значит.
- Вот оно что...
- А еще новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно ищет.
- Тамарка?
- Ага.
- И ничего, симпатичная?
- Красивая! Зеленая такая.
- То есть как?
- Зеленого цвета.
- Постой, постой... Это что же: у нее волосы, что ли, зеленые?
- У кого волосы?
- Да у Тамарки-то.
- Что-о?!
- Ну, ты же сам сказал: «Нашлась Тамарка».
- Та! Марка! Марка, понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Понял? Зеленая такая... Там арка нарисована.
- Ага, все-таки нарисована Тамарка? На марке, значит, Тамарка нарисована, да? Так бы и говорил!
- Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там арка нарисована! Арка!!! Неужели ты даже этого не можешь понять? Пока, некогда мне.
- Пока! Смотри не растеряй свои несуразные вещи.
- А ну тебя...
- Да! Стой, стой!
- Ну, что еще?
- Привет передавай.
- Кому?
- Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене.
Используемый материал:
2. http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/553050/
3.Календарные, фольклорные, тематические праздники 1-4 классы, Москва. «ВАКО»,2006г.Серия «Мозаика детского отдыха».
4.Развитие памяти детей.Л.В.Черемошкина.Популярное пособие для родителей и педагогов.,Ярославль: «Академия развития»,1997г.Серия «Вместе учимся, играем».
Методическая разработка для среднего звена школы (для старшеклассников – на ), посвященная международному Дню грамотности. Праздник отмечается в соответствии с Календарем образовательных событий, приуроченных к государственным и национальным праздникам Российской Федерации, памятным датам и событиям российской истории и культуры, на 2018/19 учебный год (Минобрнауки РФ, 27 апреля 2018 года). Разработки могут быть использованы при проведении внеурочных занятий, классных часов и тематических уроков. В основу сценария положены: Методические рекомендации по работе со словарями на уроках русского языка. А. Д. Дейкина, О. Н. Левушкина, Н. А. Нефедова «РАБОТА СО СЛОВАРЯМИ В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ». М., 2016.
Международный день грамотности один из международных дней, отмечаемых под эгидой Организации Объединенных Наций. Он был учрежден ЮНЕСКО в 1966 году по рекомендации «Всемирной конференции министров образования по ликвидации неграмотности», прошедшей в Тегеране 1965 году. 8 сентября - день торжественного открытия этой конференции. Главная цель данного Дня - активизировать усилия международного сообщества по Распространению грамотности, одной из главных сфер деятельности ЮНЕСКО, как инструмента расширения прав и возможностей отдельных лиц, общин и сообществ.
С 1967 года ЮНЕСКО объявлен 8 сентября – Международным днем распространения чтения и грамотности. В этот день в разных странах мира различные государственные и общественные здания украшаются плакатами с фотографиями известных людей, читающих книги, газеты и журналы; выдающихся деятелей культуры, харизматических лидеров, известных спортсменов и т.д.
В первую сентябрьскую неделю открываются книжные выставки и ярмарки, проводятся конкурсы и викторины, конференции и семинары. В нашей стране День чтения и грамотности отмечается с 2000 года в Москве, в г. Реж Свердловской области, Екатеринбурге, где прошли «Крапивинские чтения», посвященные замечательному детскому писателю В.П. Крапивину, уроженцу этого города.
В середине 70-х годов ХХ века, когда начинали отмечать этот день, «быть грамотным» означало умение читать и писать. Затем стали говорить об академической и функциональной грамотности. Первая нужна для того, чтобы учиться, а вторая – чтобы пользоваться чтением и письмом каждый день в жизни.
Всемирная Организация Здравоохранения включает показатель грамотности в 12 наиважнейших показателей, определяющих здоровье нации. ООН считает грамотность и продолжительность жизни одинаково важными
Характеристиками жизни народа. Международный валютный фонд подсчитал, что экономическое развитие страны начинается тогда, когда уровень грамотности превышает 40%. А по данным ЮНЕСКО в мире насчитывается более 700 миллионов неграмотных людей среди взрослых, а среди детей это число превышает 72 миллиона. Это страны, в которых ведутся войны, страны «третьего мира».
- 1 В мире только в 19 странах степень грамотности у женщин выше по сравнению с мужчинами. А из 143 государств в 41 стране вероятность быть безграмотной у женщины в два раза больше, чем у мужчины.
- 2 Неграмотность процветает не только в бедных, но и, как указывает организация ЮНЕСКО, в более богатых странах, таких как Египет, Бразилия, Китай.
- 3 В 15 государствах мира более 50% детей не имеют даже основного общего образования.
- 4 1989 году в Республике Корея была учреждена награда короля Сечжона за работу в этой области. Лауреатам вручается премия в размере 20 тысяч долларов США.
- 5 Мировая статистика показала, что больший процент неграмотных (37% взрослых) проживает в Индии.
Викторина (для учащихся 5-8 классов)
Всем участникам раздаются листы красной и зеленой бумаги. Ведущий зачитывает некоторое утверждение о языке или литературе, которое может быть правдивым или ложным. Если участник считает, что ведущий сказал правду – он поднимает зеленый лист. Если не согласен с ведущим – красный лист. Правильным ответом в каких-то случаях может быть «ДА», в каких-то – «НЕТ». Все правильно ответившие выходят в следующий тур, неправильно ответившие – выбывают. И так до тех пор, пока не останется 1 (возможно 2) победитель.
Образец: ведущий утверждает: Строгая литературная норма запрещает говорить «двое девочек». Правильный ответ: «ДА». Все поднявшие зеленый лист идут дальше, поднявшие красный лист (т. е. несогласные с утверждением) выбывают.
Викторина 1 Нормы языка (орфоэпия, лексика, фразеология, грамматика)
- 1 Ударение мы созвОнимся правильное. НЕТ
- 2 Слово шампунь мужского рода. ДА
- 3 Пальто мы надеваем, а вот наушники мы одеваем. НЕТ
- 4 На реке Волге – это правильное сочетание для литературного языка. ДА
- 5 Адресант – это получатель сообщения. НЕТ
- 6 Потемкинские деревни – так называют очень глухие, заброшенные места, что-то
- далекое и невзрачное. НЕТ Так говорят о том, что устроено, оборудовано для
- создания видимости благополучия.
- 7 Приставка квази… означает «мнимый, ненастоящий». ДА Например, квазиученый – это не настоящий ученый. Квази – то же, что «псевдо».
- 8 В слове бутИк ударение на И сохраняется и в косвенных падежах. Например, правильно открытие бутИка. ДА
- 9 Конституция России гарантирует нам свободу вероисповЕдания. ДА
- 10 Я коллекционирую брелОки – так можно сказать ДА
- 11 Перманентный – это временный, непостоянный. НЕТ Это непрерывный,
- постоянный.
- 12 Восьмистами пятьюдесятью шестью – именно так надо склонять числительное. НЕТ
Викторина 2 Нормы правописания (орфография, пунктуация)
- 13 В словах гра(м/мм)ота и гра(м/мм)атика пишется разное количество букв М. ДА
- 14 В слове одува(н?ч)ик нет мягкого знака ДА
- 15 Открыть окно насте(ж?) – а здесь уже мягкий знак есть. ДА После шипящих на конце наречий пишется Ь, исключения – уж, замуж, невтерпеж.
- 16 В слове серебря(н/нн)ый пишется одна буква Н. ДА
- 17 Московский (г/Г)осударственный (у/У)ниверситет – все слова должны быть написаны с большой буквы НЕТ
- 18 Если в предложении сначала слова автора, затем прямая речь, то после слов автора перед прямой речью ставится тире. НЕТ
- 19 Город Александров Владимирской области. Правильно писать под городом Александровым НЕТ
- 20 Сделать и(с/з?под)тишка – здесь ведь нужен дефис. НЕТ
- 21 Диплом выдан Анастасие – это правильное написание НЕТ
- 22 Доступ к (И/и)нтернету – в этом сочетании слово Интернет/интернет может быть написано и с большой, и с маленькой буквы ДА
- 23 В слове хлорофи(л/лл) на конце – две буквы Л. ДА
- 24 Сочетание экс Советский Союз пишется в три слова. ДА
- Викторина 3 Художественная литература
- 25 «У лукоморья дуб зеленый…» – знаменитые строки из «Евгения Онегина». НЕТ «Руслан и Людмила»
- 26 День русского языка отмечается в день рождения Александра Сергеевича Пушкина. ДА
- 27 «Не замахнуться ли нам на Вильяма нашего Шекспира?» Это крылатое выражение
- – из фильма «Кавказская пленница». НЕТ «Берегись автомобиля».
- 28 «Географ глобус пропил» – так называется один из романов автора текста
- Тотального диктанта 2015 года Евгения Водолазкина. НЕТ Это Алексей Иванов.
- 29 О путешествии на фрегате «Паллада» нам рассказал Иван Александрович Гончаров. ДА
- 30 «Человек в футляре» – знаменитая пьеса Антона Павловича Чехова. НЕТ Рассказ.
- 31 «Все несчастные семьи похожи друг на друга» – знаменитые крылатые слова Льва Николаевича Толстого из романа «Анна Каренина». Все верно? НЕТ
- 32 У Онегина такое же имя, как у Базарова. ДА Евгений
- 33 В «Похождениях бравого солдата “Швейка” идет речь о событиях Первой мировой войны, не Второй. ДА.
- 34 Знаменитое антисталинское стихотворение «Мы живем, под собою не чуя страны» принадлежит перу Анны Андреевны Ахматовой. НЕТ Осип Мандельштам.
- 35 «Наш скорбный труд не пропадет, из искры возгорится пламя» – эти слова принадлежат поэту-декабристу Александру Одоевскому. ДА.
Сценарий к Международному дню грамотности
для учащихся 4 классов
Цели: познакомить детей с праздником «Днем грамотности», способствование развитию устной речи детей, умению четко отвечать на поставленные вопросы.
Слайд 1
Нишан
Здравствуйте, ребята. Сегодня, 8 сентября, весь мир отмечает день грамотности, поэтому он и называется Международным.
Слайд 2
Амантур
Ежегодный Международный день грамотности (International Literacy Day) отмечается по инициативе ЮНЕСКО с 1966 года.
Cлово грамота (от греческого grámmata - чтение и письмо) на Руси X-XVII века означало письменный документ. Грамотный человек – это тот, кто мог прочитать документ-грамоту. С древних времён у всех народов умение читать и тем более писать почиталось особо.
Ангелина
День грамотности - лучший праздник,
Чтоб правил свод в сознанье обновить.
Коль в школе был ты двоичник-проказник,
Ты можешь скоп ошибок сотворить.
Нишан
Запомни, позвонИт, а не позвОнит,
Не "покладу", а просто "положу".
При этом что-либо "кладут", не "ложут".
Запомни это, я тебя прошу!
Амантур
Сегодня грамотность - залог успеха,
Коль ты такой серьёзный человек,
Поверь, и вовсе будет не до смеха,
Напишешь если вместо "снега" - "снек".
Ангелина
Много народов существует на земле, у каждого свой язык, своя культура. Народы стараются сохранить слова в языке, которые уже устарели, дают дорогу новым словам и даже самые маленькие народы, небольшие племена бережно хранят родное слово.
Нишан
Что касается непосредственно детского поколения, то на планете более сотни млн. ребят не посещают школьные учебные заведения – у них нет такой возможности.
Учитель.
Вы уже многому научились. Сейчас у вас будет возможность показать свои знания и умения на практике. Мы переходим к конкурсной программе. Нам нужно поделить вас на команды, так как вы сидите по рядам, следовательно, первый ряд – первая команда, второй ряд – вторая команда и третий ряд – третья команда. Мои помощники будут следить за баллами, которые вы будете получать за правильные ответы. Сразу обговорим правила, я задаю вопрос каждой команде по очереди, если вы не отвечаете, то право ответить переходит другой команде. Если кто-то из команды выкрикнул ответ, то с команды списывается 1 балл. И так вы готовы?
А как же команда и без названия, разминка «Угадай название»:
Слайд 3
1команда – Название вашей команды обозначает название предмета и отвечает на вопрос Кто? Что? (Имя существительное)
2 команда – Название вашей команды обозначает признак предмета и отвечает на вопрос Какой? Какие? (Имя прилагательное)
3 команда – Название вашей команды обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что делать? Что сделать? (Глагол)
Молодцы с разминкой вы справились, продолжаем первый конкурс называется «Добавь букву»
Нишан
Грамотность всегда важна,
Это нам не ново:
Одну букву изменил -
И другое слово.
Слайд 4
Необходимо добавить 1 букву в середине, в начале, или в конце слова, чтобы получилось новое слово:
Газ – глаз;
Порт (место стоянки кораблей) – спорт;
Глагол (3 команда)
Банк – банка.
Нишан
Грамотным быть –
А неграмотным –
Если в школу
Не ходить,
Можно стать
Несчастным!
Второй конкурс «Скажи одним словом»
Слайд 5
Имя существительное (1 команда)
Шестьдесят минут -…(час).
Имя прилагательное (2 команда)
Сосуд с ручкой и носиком для кипячения воды или заваривания чая - …(чайник)
Глагол (3 команда)
Ребенок, любящий сладкое, (сладкоежка)
Третий конкурс «Загадки – шутки»
Слайд 6
Имя существительное (1 команда)
Чем кончается день и ночь?(Ь)
Имя прилагательное (2 команда)
Что стоит посередине земли?(М)
Глагол (3 команда)
Чем кончается лето и начинается осень?(О)
Четвертый конкурс «Отгадай слова»
Слайд 7
Имя существительное
Его корень в слове снежинка,
Приставка в слове подъехал,
Суффикс в слове лесник,
Окончание в слове ученик. (Подснежник)
Имя прилагательное
Его корень в слове вязать,
Приставка в слове замолчать,
Суффикс в слове книжка,
Окончание в слове вода. (Завязка)
Глагол
Его корень в слове «писать»,
Приставка в слове «рассказывать»,
Суффикс в слове «сказка»,
Окончание в слове «рыба». (Расписка)
Пятый конкурс «Кто кого»
Слайд 8
Как можно больше слов собрать из букв за 1 минуту.
Слайд 9
Проверка:
Мрак ** грамм
маг ** мама
гамма ** ирга
кара ** грим
миг ** гам
Тир ** агат
игра
тигр
марка
магма
рама
Шестой конкурс для всех
На скорость!
Как сказать правильно
Слайд 10
У рыб нет зубов
у рыб есть зубы
У рыбов нет зубов
У рыбей нет зубов
Слайд 11
В течение одной минуты я буду задавать командам вопросы. Каждый правильный ответ дает команде очко.
1. Какие знаки ставят в конце предложения? (Точку, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие)
2. С какой буквы пишется первое слово в предложении? (С большой буквы)
3. Как пишут имена и фамилии людей, клички животных? (С большой буквы)
1. Как обозначают звуки на письме? (Буквами)
2. На какие две группы делятся буквы русского алфавита? (На гласные и согласные)
3. Какие буквы не обозначают звуков? (Твердый знак, мягкий знак)
1. Что такое алфавит? (Это все буквы, расположенные по порядку)
2. Сколько букв в русском алфавите? (33)
3. Для чего людям нужна речь? (Чтобы сообщать друг другу о чем-либо или спрашивать о чем-либо)
1. Назовите главные члены предложения. (Подлежащее и сказуемое)
2. Как узнать, сколько в слове слогов? (Сколько гласных в слове, столько и слогов)
3. Как нужно переносить слова с одной строки на другую? (Слова переносят по слогам, но одну букву нельзя оставлять на строке и переносить на другую строку)
Ведущий 1
Молодцы, ребята, вы правильно справились с трудными заданиями. В вашем классе нет ни одного ученика, похожего на героя мультфильма «В стране невыученных уроков», который предлагаем посмотреть.
С грамотности Днём, друзья,
Вас хочу поздравить,
Пожелать вам запятые
В нужном месте ставить.
Чтобы не было сомнений,
Как же правильно писать,
И в хорошем настроении
Постоянно пребывать.
Слайд 12-13
В конце награждение классов похвальными листами за активное участие в конкурсно-развлекательной программе, посвященной Международному дню грамотности.
Загадки:
Тридцать три сестрички –
Ростом невелички.
Если знаешь наш секрет,
Мы покажем целый свет.
Умный Ивашка
Всю жизнь в одной рубашке.
По белому полю пройдёт –
Каждый след его поймёт.
(Карандаш.)
Языка не имеет,
А у кого побывает,
Казенное общеобразовательное учреждение
Ханты – Мансийского автономного округа - Югры
«Кадетская школа-интернат имени Героя Советского Союза Безноскова Ивана Захаровича»
Классный час
«Международный день
грамотности»
Провела: Колмакова Е.Ю.
с. Нялинское
Классный час «8 сентября - Международный день грамотности»
Цель. Познакомить учащихся с историей праздника.
Прививать желание быть грамотным.
Воспитывать чувство гордости за свою страну.
Ход классного часа .
Воспитатель. Каждый день жизни даёт нам знания. А как мы их приобретаем?
( Через книги, телевизор, компьютер).
Воспитатель. Да, верно. Но есть ещё один способ приобретения знаний – это путешествия. Я приглашаю вас совершить необычное путешествие - виртуальное.
В течение первых столетий своего существования язычники-славяне не знали письменности. Правда, есть свидетельства, что они пытались создать ее и даже пользовались «чертами и резами», то есть какими-то значками. Но факт остается фактом: славянская письменность была создана и стала распространяться только после принятия христианства.
Почему возникла славянская письменность (беседа)
- Как вы думаете, какая связь существовала между возникновением письменности у славян и принятием ими христианства?
Как изготавливались в России книги до середины XVI века? (Книгопечатание в нашей стране появилось в 1564 году.Первопечатником был Иван Федоров.)
- Как вы понимаете выражение «прочитал книгу от доски до доски»?
- Как выглядели старинные книги?
- Мог ли на Руси позволить себе купить книгу небогатый человек? Почему?
- Каковы были правила обращения с книгой в Древней Руси?
Какие из этих правил дошли до наших дней?
Просмотр фильма
«Письменность и книги на Руси»
Воспитатель . Личная свобода, взаимопонимание с окружающим миром, независимость, развитие собственного потенциала, решение конфликтов. Всё это дает грамотность. Она имеет даже собственный день в календаре.
8 сентября весь мир празднует День грамотности .
Сегодня, 8 сентября, весь мир отмечает Международный день грамотности.
Гра́мотность - степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать или только читать на каком-либо языке. В современном смысле это означает способность писать согласно установленным нормам грамматики и правописания. Людей, умеющих только читать, также называют «полуграмотными».
Воспитатель.
Празднование Международного дня грамотности – это возможность привлечь внимание к тому, что, несмотря на роль грамотности в расширении возможностей человека и ее значение для развития, в мире все еще насчитывается 776 миллионов неграмотных взрослых, а 75 миллионов детей не посещают школу.
История возникновения праздника
Ученик 1. В мире насчитывается более 700 миллионов неграмотных людей среди взрослых, а среди детей это число превышает 72 миллиона. Наиболее распространена проблема неграмотности в странах, в которых ведутся войны, гражданские беспорядки, и в странах «третьего мира». Это стало предпосылками к появлению Международного дня грамотности, призванного обратить внимание общественности к данной проблеме.
Мировая конференция министров образования, тема которой была «Ликвидация неграмотности», открылась и состоялась 8 сентября 1965 года в столице Ирана, крупнейшем городе Тегеране. По предложению этой конференции ЮНЕСКО в следующем, 1966 году, провозгласила Международным днем грамотности (International Literacy Day) – 8 сентября .
Ученик 2. Организация Объединенных Наций признала 2003-2013 гг «Десятилетием грамотности», а ЮНЕСКО была назначена координатором всех мероприятий.
Главными задачами Десятилетия были объявлены: значительное повышение показателей грамотности, обеспечение доступного и всеобщего начального образования и поощрение равенства женщин и мужчин в сфере образования.
Каждый год в этот день проводят международные конференции на разнообразные темы («Грамотность обеспечивает развитие» (2006 год), «Грамотность и здоровье» (2007 год) и т.д.).
И День грамотности начинает приобретать собственные обычаи.
3 ученик
Традиции Дня грамотности
8 сентября в школах России, Украины, Казахстана проводятся олимпиады, открытые уроки, викторины, конкурсы по русскому языку, цель которых выделить старательных и прилежных учеников.
Декламируются лекции, посвященные проблеме неграмотности людей. Устраиваются конференции и собрания учителей, награждают выдающихся педагогов.
В библиотеках в этот день устраивают уроки грамотности, отбираются специальные книги, предназначенные для усовершенствования качества грамотности.
В России активисты распространяют листовки, в которых описываются элементарные правила русского языка.
Библиотекари устраивают акции прямо на улицах, раздают книги и журналы людям на остановках и просто прохожим. Перед входом в библиотеку проводятся занимательные уроки грамматики.
Интересные факты о грамотности
1. В мире только в 19 странах степень грамотности у женщин выше по сравнению с мужчинами. А из 143 государств в 41 стране вероятность быть безграмотной у женщины в два раза больше, чем у мужчины.
2. Неграмотность процветает не только в бедных, но и, как указывает организация ЮНЕСКО, в более богатых странах, таких как Египет, Бразилия, Китай.
3. В 15 государствах мира более 50% детей не имеют даже основного общего образования.
4. Всероссийская перепись населения, показала, что в России на 2010 год 91% россиян имеет среднее школьное и высшее образование.
Никогда не стоит забывать о собственной грамотности, всегда необходимо ее повышать.
Грамотность – это своего рода «лицо» человека. В обществе всегда ценятся грамотные люди. Быть грамотным – быть престижным.
Решение учредить 8 сентября Международным днем грамотности было принято в 1966 году на 14-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО. Начиная с 1 января 2003 года ЮНЕСКО взяла на себя роль координатора по реализации на международном уровне мероприятий, проводимых в рамках инициативы "Десятилетие грамотности Организации Объединенных Наций". В этом году завершается многолетняя программа по содействию развития образования в мире, в ходе которой около 90 млн. человек стали грамотными благодаря помощи разных стран, общин и международных организаций.
Давайте стараться не делать ошибок!
Давайте себя и других уважать,
Чтоб не были правила нами забыты,
Учитесь на совесть и только на "5"!
С ошибкой писать - тратить время другого!
Себя вы насмешкой не дайте травить.
Писать без ошибок - основа основы!
Давайте же будем язык свой любить