Метафорические проективные карты в работе педагога-психолога. Мир проективных карт. Обзор колод, упражнения, тренинги

47

Душевный переплет 19.10.2016

Дорогие читатели, сегодня мы продолжим с вами разговор в рубрике С нами вновь ведущая этой замечательной рубрики Елена Хуторная. Для тех, кто впервые зашел в нашу рубрику представлю Лену: блогер, писатель, вебдизайнер, чудесный,теплый и очень мудрый человек. И Лена также редактирует все статьи в нашем журнале Ароматы счастья . Сегодня Лена предлагает нам поговорить об эффективном методе работы над собой через метафорические и интуитивные карты. Вы что-то знаете о них? С недавних пор я сама увлеклась этой темой. Передаю слово Лене.

Иногда бывает так сложно разобраться в себе. Мучает какой-то вопрос или проблема и не знаешь, как поступить, чего ты вообще хочешь, к чему тебе стремиться, в каком направлении прикладывать усилия. Или понятно что нужно, но совершенно не представляешь себе, как это реализовать, с чего начать и когда вообще начинать, сейчас или, может, подождать? Или уже начал что-то делать, но то одно не получается, то другое и снова берут сомнения – а то ли? а надо ли? а с той ли стороны захожу? А бывает, и вовсе гложет что-то тебя, вроде и хорошо все, а вот не отпускает какая-то тоска, и не поймешь даже, с чем это связано…

Метафорические карты – что это

Для решения всех этих и многих других проблем используются метафорические карты. Это психологический инструмент, они не имеют ничего общего с гаданиями, карточными играми и прочими подобными занятиями, так что совершенно не заслуживают подобного предвзятого отношения. Представляют собой набор картинок разной тематики, с текстами или без, с одной стороны одинаковая у всех рубашка, с другой – какой-то рисунок или фото. Все изображения, как правило, неоднозначны и, соответственно, не предполагают однозначной трактовки.

Методика работы с метафорическими картами основана на обращении к нашему подсознанию, в котором, как известно, и кроются ответы на все наши вопросы. Причем обращение это происходит не напрямую, а опосредовано, через карты. Когда мы высказываем ассоциации, которые возникают у нас в связи с ними, мы вроде бы говорим не о себе, а о карте, поэтому это не вызывает у нас сопротивления. Но при этом откуда берутся все наши ассоциации? Конечно, они все о нас и связаны с нашими мыслями, чувствами и настроениями. И так человек рассказывает вроде бы о картах и вдруг понимает, что говорит-то на самом деле о себе, причем именно о том, что в действительности его заботит, волнует и занимает.

Волшебство в каждой карте

Вот цитаты известных психологов, применяющих карты в своей работе: «Мы вытягиваем определенные карты не случайно. Мы смотрим на картинку, и слова и образы сами приходят на ум. И мы поражены, потому что они попадают сразу в самую суть, открывают самое сокровенное и запрятанное, проскальзывая сквозь все границы и защиты. Это чудо. Это удивительно!» – это слова Моритца Егетмейера, психотерапевта, издателя метафорических карт.

А так сказала о метафорических картах Офра Аялон, доктор психологии, всемирно известный эксперт по работе со стрессами, травмами и кризисными состояниями: «Удивительно то, что разные люди дают разные интерпретации карт. Каждый видит в них что-то свое, но это всегда именно то, что живет в нас, поэтому тут не может быть неправильных ответов. В вашем воображении есть все цвета, чтобы разукрасить свой мир. Мы маги, но не разрешаем верить себе в то, что волшебство живет внутри нас. Волшебство существует в любой момент времени. В детстве мы это помним, потом забываем, а потом вспоминаем снова. Карты это ключи для открытия двери внутри нас».

Метафорические карты не могут навредить

Потому, кстати, метафорические карты являются настолько экологичным инструментом для работы с собой – потому что они не могут навязать чего-то чуждого нам, что-то испортить, чем-то навредить своим вмешательством, ведь они только открывают и позволяют видеть то, что уже в нас есть. И по тем же причинам метафорические карты могут использовать как психологи, так и люди, не имеющие специальной подготовки, – просто для себя. Потому что карты не требуют какой-то особой трактовки и расшифровки, работая с ними, нужно только уметь слушать и понимать себя. Каждая из них значит только то, что мы сами видим в ней.

Вот простой пример. Я выбрала для вас один из рисунков. Посмотрите на него и подумайте, почувствуйте, как вы реагируете на него? Какие мысли у вас возникают, какие ощущения? Это что-то приятное, хочется идти за этим или это вызывает в вас беспокойство и дискомфорт? С чем это связано? Опишите вкратце свои ощущения.

Напишите об этом в комментариях к этой статье, буквально пару предложений, давайте поучаствуем в этом небольшом эксперименте, чтобы наглядно убедиться, как это работает. И посмотрите, каковы впечатления других людей – увидите, они будут совершенно разными, несмотря на то, что рисунок, казалось бы, один и тот же.

К слову сказать, не имеет большого значения, сами мы вытягиваем карту, вслепую или в открытую или кто-то другой вытягивает ее для нас. Потому что в этой карте мы всегда увидим что-то свое и это обязательно будет что-то актуальное и насущное для нас самих.

Метафорические карты говорят нам именно о том, что мы должны услышать

А вот замечали вы иногда, как неожиданно приходят подсказки в жизни? Едешь ты, к примеру, думаешь о чем-то, что тебя заботит, ищешь что-то, что дало бы тебе уверенность и решимость… И тут вдруг попадается рекламный щит на глаза, и на нем что-то такое написано огромными буквами – вот прямо в точку, как будто для тебя! И это вдруг и веселит тебя, и вызывает прилив сил и бодрости, и прибавляет решимости в своем настрое.

Как сказала Ника Верникова, по сути, все, что мы видим в своей жизни, все, с чем сталкиваемся, является метафорическими картами. Потому что во всем мы видим только то, что есть в нас самих, то, что отзывается. А если не отзывается, то мы просто проходим мимо, не замечая. Другой посмотрит на тот же рекламный щит и только плечами пожмет – и что такого?

Ника Верникова «Метафорические ассоциативные карты как отражение психической реальности»

Прелесть метафорических карт в том, что они позволяют более целенаправленно работать над своим состоянием – вот в чем большой их плюс. Не надо ездить по окрестностям в поисках подсказок, а можно спокойно сесть за столом и послушать, что творится у нас внутри, и решить, что с этим делать.

Интуитивные карты

Интуитивные карты являются разновидностью метафорических карт. Это тоже рисунки, абстрактные, в которых можно увидеть что угодно, отвечающее нашему состоянию и запросу. Каждый рисунок идет в сочетании с коротким высказыванием, которое тоже может навести на определенные мысли. С интуитивными картами можно работать как с метафорическими картами, существуют различные техники их применения http://e-hutornaya.ru/panno/intuitivnye-karty

Но также они могут выполнять и другую функцию – гармонизирующую, медитативную. Эти рисунки можно иметь перед собой просто для создания нужного настроения, рассматривать их, получать удовольствие. Раскладывать как пасьянс, как душа подсказывает. Их хорошо использовать для цветотерапии, потому что их краски и узоры настолько гармоничны и привлекательны, что весьма положительно влияют на наше душевное состояние – просто смотришь на них, и уже лучше становится.

Подсказки от интуитивных карт

Напоследок хочу предложить вам еще две карты. Подумайте над ними уже для себя, в комментариях об этом писать необязательно. Не смотрите пока на них. Обозначьте для себя какую-то актуальную для вас проблему, не слишком глобальную для начала. А теперь взгляните на карты. На одной из них изображено то, что мешает вам решить эту проблему – выберите ее для себя. А на другой – то, что поможет решить ее. Посмотрите и подумайте, что это для вас, какие мысли приходят, ощущения. Как можно использовать эти подсказки.

Помните, ничто в жизни не случайно. И именно на этом и основана работа метафорических и интуитивных карт. Все, что мы видим, все, что чувствуем, всегда очень субъективно и является частью нас самих. И потому в любой ситуации в первую очередь стоит спрашивать себя именно об этом – почему я думаю и чувствую именно так? Ну а метафорические и интуитивные карты помогают искать в себе ответы на эти вопросы, активизируя наше подсознание, чутье.

Подробнее об интуитивных картах на сайте Вдохновение на жизнь


как пользоваться интуитивными картами

По всем вопросам пишите мне на почту [email protected]

Леночка, спасибо за тему разговора. Я была очень далека от темы карт. Как-то мимо меня все проходило. Я рассказывала, что получила в подарок от Лены на свой день рождения посылочку. И там было столько душевностей. И рисунок, который именно для меня был создан, и интуитивные карты, и много всего другого. И с этими картами я и сама сейчас работаю, и показала своим друзьям, которых они очень удивили. А какие рисунки сами, и сами тексты. Я читаю их, перечитываю и просто наполняюсь тем, что мне нужно на данный момент. И сейчас стала именно работать с картами, задавать вопросы, получать ответы, что-то для себя открывать и обдумывать.

Не упустите шанс получить такие карты, рисунки в подарок или закажите их у Лены. Я сама люблю и получать, и дарить подарки именно для души, подарки, которые не купишь на каждом шагу, которые подбираются с любовью.

И дома у меня уже уголок с подарками Лены. Так приятно. И когда бывает что-то по настроению не так, подхожу, перечитываю описания рисунков, панно, и приходит совсем другое состояние внутри. Желаю всем нам работы над собой. Пусть она будет именно интересно-полезной!

И для души мы с вами послушаем сегодня Richard CLAYDERMAN — Mariage d’Amour . Очень красивый романтический ролик с прекрасной музыкой.

Смотрите также

47 комментариев

    Ответить

    Ответить

    Ответить

    Ответить

    Ответить

    Ответить

    Ответить

    Ответить

    Ответить

    катя
    27 Мар 2017 в 14:38

    Ответить

    Метафорические ассоциативные карты (МАК, карты ОХ или проективные карты) – это не гадание и не волшебство. Это – проективная психологическая методика, эффективный инструмент в руках профессионального психотерапевта.

    У метафорических карт нет определенных значений, как в Таро или Оракуле Ленорман. Здесь важно личное видение каждого клиента, его ассоциативный ряд, мысли, ощущения и чувства, которые вызывает изображение на выбранной карте. Одну и ту же карту разные клиенты воспринимают абсолютно по-разному, каждый видит в ней что-то свое, важное непосредственно для него на данном жизненном этапе.

    Анализ именно этой информации помогает найти причины происходящих с человеком событий и скорректировать ситуацию.

    Преимущества МАК

    Универсальность и простота

    Проективные карты просты в использовании и подходят для работы с клиентами всех возрастов и национальностей. Высокоэффективны они как при индивидуальной и семейной терапии, так и при групповой.

    Мягкость, комфорт и безопасность

    Карты ОХ позволяют мягко и деликатно обращаться к подсознанию. Работать с ними комфортно для человека, ведь он рассказывает и фантазирует о персонажах и действиях, изображенных на карте, а не о своей жизни. Клиент сам выбирает карты, в своем темпе трактует их, рассказывает о своих ассоциациях.

    Язык метафор и образов снижает шансы дополнительной ретравматизации, потому что в метафорической карте человек увидит только то, с чем готов работать.

    Именно в такой безопасной обстановке можно найти корни проблемы и смоделировать конструктивное решение.

    Сниженное сопротивление

    Работая с проективными картами, легче обходить сопротивление и другие защитные механизмы психики клиента. Обращение к правому полушарию через образ позволяет проникнуть непосредственно к внутреннему подсознательному конфликту. Страхи, неуверенность, обиды и т.д., с которыми человек хотел разобраться, открываются в его историях и ассоциациях. Распознав их и проведя параллели со своей жизнью, клиент может начать корректировать свое поведение.

    Быстрота и глубина диагностики

    При правильном сопровождении терапевта и нужных уточняющих вопросах работа с Метафорическими ассоциативными картами позволяет выйти на реальный запрос клиента за несколько минут. Карты ОХ очень быстро помогают прояснить и осознать проблему клиента, понять его восприятие и неконструктивные шаблоны поведения. При этом на поверхность выходят субъективные причины сложностей клиента, лежащие в глубоких слоях подсознания. И задачей терапии является не залечивание симптомов и избавление только лишь от болезненных последствий, а трансформирование установки, которая лежит у истоков проблемы.

    Терапевтический эффект и уникальный способ выхода из ситуации

    Вербализовать проблему (т.е. проговорить ее вслух, признаваясь себе в том, что она существует) – само по себе является очень важным шагом на пути к преодолению.

    Метафорические карты помогают реконструировать травматическое событие, произошедшее с клиентом, и выразить его словами. А после запускают ресурс – внутренние процессы самоисцеления и поиска своего уникального пути выхода из кризиса.

    Все правильные ответы и решения всегда есть внутри самого человека. Анализируя выпавшую карту, клиент сам отвечает на поставленный вопрос. Потому что только он сам способен найти оптимальный выход из ситуации.

    Моделирование будущего

    Сначала рождается мысль и наше видение ситуации, а только потом происходят реальные события. Поэтому очень важно вкладывать в подсознание продуктивные установки и образы. Работа с проективными картами дает возможность исследовать любые процессы в прошлом, настоящем и будущем и моделировать новые варианты разрешения ситуаций. Впоследствии положительные установки и настрой на успех принесут свои плоды в реальной жизни клиента.


    Как проходят сеансы с использованием МАК?

    1. Клиент и терапевт обсуждают ситуацию, выясняют цель работы, формируют запрос. Например: «Я хотел бы избавиться от страха одиночества и начать жить полноценной жизнью»; «У меня очень большая обида на отца. Как мне ее отпустить?»; «В чем причина моих финансовых проблем? Как нормализовать свое материальное состояние?» и т.д.
    2. Начинается работа по методике, предложенной терапевтом. Клиент вытаскивает в открытую или вслепую карты и рассказывает, что он на них видит, что чувствует в этот момент. Терапевт слушает очень внимательно и задает нужные уточняющие вопросы.
    3. Клиент и терапевт обсуждают и анализируют то, что было увидено на картинке. Проводят параллели с реальной жизнью клиента, устанавливают причинно-следственные связи.
    4. Терапевт сопровождает клиента на пути к решению его вопроса. Клиент самостоятельно ищет вариант выхода из ситуации, осознает свой ресурс, отмечает для себя первые шаги для достижения цели.

    Какие сложности помогает преодолеть работа с Метафорическими ассоциативными картами?

    • Проблемы в личной жизни
    • Проблемы детско-родительских и семейных отношений
    • Межличностные и внутриличностные конфликты
    • Обида, чувство вины
    • Зависимости
    • Стресс, патологическая усталость
    • Психосоматические заболевания
    • Проблемы во взаимоотношениях в коллективе
    • Проблемы в бизнесе

      “Просмотрела темы кандидатских диссертаций авторов, они очень далеки от практики дошкольного образования. Создается впечатление, что вся работа строится на умозаключениях, а не на результатах научных исследований. Вся информация давно известна ученым, занимающимся этой проблемой. Авторы-филологи совсем не знают психолого-педагогических исследований в этой области, а их достаточно много. Содержание работы напоминает ВКР бакалавра или магистра по Педагогическому образованию, филологическое образование проявляется местами. Вот и все. Авторам спасибо за реферативный труд.”

      все отзывы

      “Замечательная программа по развитию эмоционального интеллекта детей. Я - педагог-психолог, проработала в детских садах 14 лет. Занималась с детьми по разным хорошим программам. Последние 2 года занималась со старшей и подготовительной группами по программе "Жизненные навыки". Она отличается от других программ тем, что очень хорошо прописана теоретическая база, все практические задания привязаны к теории, и дано много пояснений к тому, что, зачем и как делать. Там есть и простые, а есть и очень сложные задания. Кажется, что дети с ними не справятся. Ан нет, справляются. И детям очень нравится.”

      все отзывы

      “Отличные метафорические карты! Структура необычная: колода состоит из 31 набора фотографий (в каждом наборе по 3 карты). Можно работать как с наборами (на помощь придет инструкция), так и с отдельными картами (по стандартному принципу). Возможностей использования колоды - масса! Качество самих карт тоже очень хорошее. Спасибо издательству, что продолжаете искать нечто новое в мире метафорических карт!”

      все отзывы

      “Наборы так себе. Старого образца, кое где с рисунками каледнаря 2007 года, а плакат с эмоциями вцелом полезен и есть ценные цитаты. Например биль о правах личности. Но проще их самим найти в интернете, заказать печать в типографии чем переплачивать за доставку.”

      все отзывы

      “Я - детский психолог, проработала в детском саду 12 лет. За это время я вела групповые занятия по различным программам, в том числе по этой. Я считаю, что это ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ программа. И детям она интересна, и психологу интересно работать и смотреть, что получается, как меняются дети. Очень рекомендую, несмотря на то, что сейчас много других хороших программ. Единственное, в подгруппе должно быть человек 6-7 максимум, чтобы все работало.”

      все отзывы

      “Выражаю благодарность автору за глубину рассмотрения вопроса. После знакомства с книгой исчезает суеверия на тему что одним детям дано, а другим нет. Возникает понимание процесса формирования грамотности. Фактически книга даёт: 1. Понимание как формируется грамотность у разных детей. 2. Простой пошаговый инструмент для освоения грамотности. С уважением, Михаил.”

      все отзывы

      “Книга для думающих педагогов и ответственных родителей. Помогает лучше понять истоки проблем. Написана хорошим языком, автор доступно и увлекательно излагает специфический материал. Я преподаю иностранный язык, но даже для меня книга оказалась полезной в плане методики и психологических аспектов.”

      все отзывы

      “Здравствуйте!Хочу сказать спасибо за программу "Год до школы: от А до Я". Я работаю педагогом-психологом и прошлый учебный год вела группу по психологической подготовке детей к школе. В этом году передо мной стоит аналогичная задача, но к большому сожалению в интернет-магазинах и в вашем в том числе, в наличие нет рабочих тетрадей к данной программе. Планируется ли издательство данной продукции в ближайшее время?”

      все отзывы

      “Вторая колода - и еще больший восторг:) Ожидала выхода почти год, после приобретения колоды "про тебя". И не зря!!! Это очередной шедевр Ирины Логачевой и команды психологов. Из моих 25 колод, эти две самые самые:) Очень интересные образы, сюжеты...а работа художника просто великолепна. Вчера опробовала в работе - сплошное удовольствие, и такие же позитивные отзывы клиентов о колоде. Красота и профессионализм!”

      все отзывы

      “Недавно приобрела комплект для работы с дошкольниками. Упор в этой игре делается на развитии мелкой моторики и познавательной сферы ребенка. Методичка очень подробная, с иллюстрациями. В эту игру спокойно могут играть родители с детьми в домашней обстановке. Особенно хочется похвалить карту: на ней изображено очень много персонажей, а потому без внимания деток она точно не останется.”

      все отзывы

      “Благодарю, за эти карты. Этот комплект один из самых используемых в моей деятельности с клиентами во многих направлениях начиная с первичного консультирования и заканчивая коррекционной развивающей деятельностью. Более того интересно и эффективно использовать эти карты в профилактике.”

      все отзывы

      “Шикарная книга. Огромное спасибо Инне Сергеевне за труд, которым она осветила не легкую жизнь детей в приютских стенах. Книга изменила мой взгляд не только на обездоленных детей, но и помогла найти подход к собственным. ”

      все отзывы

      Наталья,

      “Этот набор карт очень удобен в работе, подходит как для диагностической, так и для коррекционной работы. Удобно, что можно использовать и картинки и фразы, слова. Помогает быстро понять семейную ситуацию, ее восприятие разными членами семьи. Спасибо автору!”

      все отзывы

      “С огромными интересом и удовольствием дочитываю последние разделы последней 12-й главы книги. Книга порождает очень много мыслей и смыслов. Возникла важная мысль: эта книга была бы замечательным учебником для студентов всех психологических и гуманитарных факультетов, и могла бы заменить несколько учебных курсов по психологии, в частности, "Введение в психологию". Впервые при прочтении этой книги возникает последовательно развёрнутое и при этом целостное представление о современной психологии человека и его психике, в отличие от того, что существует ныне: психология, разбитая на школы, теории и подходы. Новый теоретический взгляд и подход Екатерины Юрьевны, описанный в книге, позволяет целостно и синтетически воспринимать как самого человека, так и современные психологические теории о нём. Книга написана замечательным языком, понятным любому человеку (со множеством примеров), особенно будет полезна для чтения студентам и неспециалистам, а специалистов порадует новизной подхода к человеку, и его психике, и к самой психологии. Считаю эту книгу книгой нового тысячелетия. В ней отражена идея великих учёных, философов, психологов, культурологов, этологов, социологов - создать целостную непротиворечивую научную картину человеческой психики. Екатерине Юрьевне это удалось - за что ей огромная читательская и профессиональная благодарность. Горжусь тем, что в России есть такие серьёзные мыслители мирового масштаба, как Екатерина Юрьевна Патяева.”

    Расскажу вам о методах работы с метафорическими ассоциативными картами, которые можно использовать для развития творческого потенциала.

    Первая встреча с этими красочными картинками состоялась у меня несколько лет назад, когда моя подруга и коллега Маша принесла колоду с развеселыми жителями индейского племени (колода «Морена») и провела со мной короткую сессию.

    Впервые во время коуч-сессии я включала не ум и логику, а какие-то другие опции. Смотрела на загорелых, крепких и веселых жителей племени, и в моей голове рождались чувства, ассоциации, включались эмоции.

    Это была совсем другая работа. Более глубокая и настоящая.

    Потом я стала изучать метафорические карты как инструмент для своей практики. Читала, как психологи используют их в своей работе, исследовала уникальные случаи исцеления с помощью карт (физического и эмоционального).

    В тот момент я посчитала этот инструмент чересчур серьезным для себя.

    Применять карты можно как в индивидуальной, так и в командной работе по развитию подсознания. Люди очень индивидуально реагируют на них. На одной и той же картинке один видит что-то очень темное и страшное, другой - вдохновляющее и прекрасное.

    Периодически карты возвращались в мою жизнь.

    Колода TanDoo об отношениях ассоциируется у меня с солнечным летом. Однажды мы с Машей загорали на даче и говорили о важном. В помощь себе мы взяли TanDoo, а в этой колоде есть два типа карт: красивые, схематически прорисованные картинки с мужчинами и женщинами в разных необычных ситуациях и положениях, а также небывалые дорожные знаки.

    Я помню карты, которые вытащила тогда, помню свои ощущения от этих карт.

    С того лета я начала играть с метафорическими картами. Сначала в своих закрытых группах, где я проводила разные программы. Потом в своем живом журнале.

    Предлагала темы для исследования, прикладывая к ним разные колоды. Участники озвучивали запрос, называли цифры и получали карту для своей ситуации. Потом писали ассоциации, которые первыми приходили на ум.

    Так эта работа-игра развернулась в полную силу. На основе всех проведенных в моем ЖЖ игр (и тех игр, которые я проводила в гостевом формате - в гостях у других блоггеров) можно написать целую диссертацию.

    Люди очень индивидуально реагируют на карты. Глядя на одну и ту же картинку, кто-то видит что-то очень темное и страшное, а другой - что-то вдохновляющее и прекрасное. Практически все получают очень нестандартные, красивые и изящные ответы на свои запросы или находят поддержку в мыслях и намерениях.

    Почему так происходит, как работают карты? Давайте рассмотрим виды и типы карт, способы работы с ними (в том числе для самоисследования) и ответим на эти и другие вопросы.

    Откуда взялись карты?

    Есть целое семейство метафорических ассоциативных карт, которые выпускаются под названием «Оh-cards» (oh-cards.ru).

    Интересно было узнать, что изначально колоды карт формировались по полотнам известных художников: Поля Гогена («Таити»), Иеронима Босха («Босх»). И печатались эти карты для любителей искусства.

    Искусство принимает совершенно другие, более доступные формы, и в компактной форме карточных колод максимально приближается к обычным людям. Если при созерцании монументальных полотен человек играет пассивную роль, то созерцание того же произведения в карточном формате может пробудить у него собственный творческий импульс...
    Произведение искусства возникает не только в момент создания его автором, но и каждый раз рождается заново при его восприятии каждым конкретным зрителем. Который, таким образом, тоже приобщается к процессу творения.

    Самая первая колода «О» («Oh») задумывалась именно в аспекте «Искусства в карточном формате». Потом оказалось, что карты больше пригодны как идеальный инструмент для терапии, самоисследования и развития творчества.

    Почему ассоциативные карты так хорошо работают?

    У нашего ума есть «проверочный список», и он выдает нам этот список в ответ на любой вопрос.

    Первые мысли, которые приходят в голову - это социально одобренные или социально значимые решения. Или кем-то навязанные или накрепко засевшие в голове стандарты.

    Когда вопросы задаются напрямую, в лоб, ум сначала пробегается по этому списку, а ничего нового в нем нет! Новых, ярких решений, инсайтов, открытий - нет! Сознательный ум консервативен, ему сложно искать новое и выходить из зоны комфорта.

    Все новое, вкусное, интересное находится в бессознательном - там, где живет интуиция. Чтобы включать бессознательный разум, искать в нем нетривиальные решения, нужно мастерство и умение. Нужны игры, метафоры и ассоциации и карты - отличный способ «отключаться» от сознательного (ведь прямых ответов на карте не найти!) и подключаться к бессознательному, творческому.

    В работе с картами включается «сила спонтанного диалога между двумя полушариями мозга: благодаря совместной работе этих противоположных начал пробуждается интуиция и рождается оптимальное решение».

    В каких ситуациях нужны ассоциативные карты?

    В терапевтической работе с детьми и молодежью.
    - В психотерапии взрослых.
    - При повышении квалификации и в наставничестве.
    - В групповых тренингах на креативность, коммуникабельность и развитие навыков руководителей.
    - Для работы со снами.
    - Как средство для тренировки интуиции и внутреннего голоса (для самостоятельной работы или игры в компании).

    • «Карты для самопознания могут выявить способность создания собственных историй в повествовательной игре вместе с другими рассказчиками».

    С колодами карт можно играть в любопытнейшие игры, придумывая рассказы и истории, а потом рассматривая в этих историях себя. Сейчас существует множество игр, построенных на работе с ассоциациями. Например, Имаджинариум или Диксит.

    • «Карточные игры учат нас размышлять о самих себе, они учат нас раскрепощению и высвобождают наш творческий потенциал».

    В современном мире как никогда нужно умение быстро реагировать на любые изменения ситуации спонтанно, креативно и интуитивно. В играх с ассоциативными картами как раз и вырабатывается такое умение. Еще тренируются гибкость и фантазия, которые нужны в повседневной жизни при возникновении непредвиденных ситуаций.

    • «Игры с ассоциативными картами учат нас смотреть в будущее открыто и без страха».

    Если мы в игре можем принять решение в неожиданной для нас ситуации и соответственно отреагировать, то и в жизни сможем смело идти навстречу новому и неожиданному, справляться с ним спонтанно, творчески и интуитивно.

    Виды и типы карт

    Для себя я разделила карты на следующие группы:

    Карты с рисунками (абстрактными или конкретными);
    - карты с рисунками и словами (при этом рисунок играет ведущую роль);
    - карты со словами (рисунок как фон или дополнение).

    В семействе «Oh-cards» мне нравятся следующие колоды:

    • Уже упомянутая мной «Морена» .

    В этой колоде есть сцены из жизни обитателей тропических лесов, а есть карты с разными следами.

    «Следы являются отпечатками событий. Ступить в чьи-то следы означает делать то же, что и оставивший следы, жить так же, как он. Мы, по сути, это и делаем, разглядывая картинки в колоде: ступаем в следы людей, живущих такой жизнью, о которой мы бессознательно тоскуем, которой мы с удовольствием сами бы жили».

    Здесь живо воспоминание о чудесном времени, когда люди еще не выделились из прочего животного мира и чувствовали свое единство со всем живущим. Особенность народа Шингу состоит в том, что он продолжает жить в таком единстве, тогда как для нас, современных людей, это только красивая иллюзия. Гармония жизни, в которой человек является частью окружающей его природы, видна в каждой картине Вальде Мара. Игроку предоставляется возможность найти в самом себе эту гармонию. Если это получается, значит, нам удалось еще сохранить свою детскость, которая отваживается мечтать.
    Вальтрауда Киршке «Клубника за окном»

    • Карты «Экко»

    Здесь совсем другой формат работы, так как в творческий процесс включатся сами участники!

    Карту предлагается положить на чистый лист бумаги и раскрасить его, дорисовать что-то свое. В результате на всем листе бумаги «вырастает картина».

    После можно убрать карту и заполнить белое пространство под ней.

    Как и в других ассоциативных картах, речь не идет о достижении какого-то результата или выигрыше любой ценой...Игрокам требуется дать волю чувствам и раскрепостить фантазию при разговоре о том, что они увидели в картах и что нарисовали. Такой игровой вариант (как почти во всех играх с ассоциативными картами) может стать как просто веселой совместной игрой, так и ступенькой к серьезному разговору.
    • Карты для саморазвития «Кларо»

    Профессионально отпечатанные, с яркой залакированной рубашкой и пустой передней стороной - эти карты можно самостоятельно заполнять рисунками, цитатами, стихами, чем угодно. Затем покрыть их специальным фиксатором и использовать для развития своего подзознания и интуиции.

    Широкий простор предоставляется духу изобретательства, фантазии и творчеству - как в создании карт, так и в открытии разнообразнейших вариантов игр.

    Карты для развития креативности

    • «Zebra Cards»

    «Zebra Cards» - прекрасные карты, работаю с ними с удовольствием и в индивидуальных сессиях, и в командных, и в тренингах.

    Использую эту колоду в личной работе, очень хорошо помогает в работе с предпринимателями и командами.

    Здесь большую роль играют надписи. На каждой карте дано описание какого-то животного и стратегии его действий, схематичное изображение этой стратегии.

    На одной стратегической сессии заказчик и организатор этой самой сессии выбрал карту «Опоссум». Стратегия действия: знает, когда притвориться мертвым. Каждый раз, когда уважаемый предприниматель начинал выступать с пламенной речью об эффективности и продуктивности, я в шутку просила его притвориться опоссумом. И он слушал свою команду.

    Если серьезно, то с помощью этих карт можно придумывать новые продукты. Например, как связать новшество в автомобилестроении и качества хамелеона? Создать машину, которая меняет свой цвет в зависимости от настроения хозяина. Или искать ответы на свои запросы, а то и задумываться о том, почему сейчас выпала та или иная карта.

    • «Туфельки и шляпки»

    По моему мнению, сугубо женская колода. Я играла с ней в Израиле и не успела изучить все способы работы.

    Однако карты любопытные, с ними можно играть «в открытую» - выбирать туфельки и шляпки по ситуации и обсуждать их. А можно «в закрытую». Я, по-моему, вытащила чепчик и изящные ботфорты, а потом решала, как это отражает мою ситуацию.

    Получилось весело, как это обычно бывает с картами.

    • «Деревья-коучи»

    Например, отвечая на вопрос: «Какое дерево отражает твои жизненные ценности», я выбираю большое раскидистое дерево. Оно стоит на берегу речки и отражается в ней. Ведущая спрашивает меня: «Как крона этого дерева может описать твои жизненные ценности?».

    Я всматриваюсь в дерево по-новому, и слова, которые приходят на ум, можно отнести к моим жизненным ценностям.

    Непраздные вопросы - и глубокие размышления, которые приводят к любопытнейшим выводам.

    Слова и картинки лишь помогают нам пробудить интуицию, увидеть новые повороты, посмотреть с другой позиции. А вытащенная карта становится зримым воплощением потаенного знания о самом себе.

    Хотите верьте, хотите нет, но это работает!

    Как можно играть с картами?

    В игре с ассоциативными картами правило только одно и оно такое: то, что игрок увидит в своих картах при первом на них взгляде, таковым и остается, никакие новые интерпретации и толкования не допускаются.

    Очень важно бросить взгляд на карту и тут же дать ответ, чтобы обогнать рассудок и дать слово интуиции, игровым способностям. Отключить внутреннего цензора и выпускать все, что придет.

    Взлетим - потом разберемся!

    Можно просто вытягивать себе «Карту на день» из любой колоды и задавать ей один вопрос. Например: «От чего мне нужно избавиться, чтобы продвигаться вперед?» или «Какой ресурс мне сейчас нужен больше всего?».

    Или же воспользоваться одним из многочисленных вариантов:

    1. Сочинять собственные сказки или истории и развивать креативность . Выглядит это так: каждый игрок по очереди вытягивает карту, и, глядя на нее, спонтанно произносит фразу.

    Следующий продолжает, так складывается история. Каждый участник может выбрать по три карты. Сложнее всего, конечно, будет последнему - ему придется завершить сказку.

    В таких играх взрослые веселятся, как дети, потому как колода бросает вызов игрокам, устраивает проверку их фантазии и выстраивает неожиданные и яркие сюжеты.

    Помимо веселья такие сказки или истории (если их записать, а после - прочитать) могут многое поведать нам о нас самих.

    2. Вытянуть одну карту и коротко выступить на тему «Мне снился сон» , опираясь на картинку, которая выпала.

    Рассказать, где ты сам обитаешь в этой истории, о чем думаешь в этом сне, как себя чувствуешь. Потом можно представить себя каким-то другим участником этой карты (личностью, животным или предметом) и представить себя самого с точки зрения этого участника.

    Как будто этот участник картинки рассказывает что-то о том, кто этот сон видит.

    Ключевой вопрос: «Какая из моих сторон представлена посредством этой карты?»

    Вот что получилось у одной участницы онлайн игры в моем ЖЖ:

    3. Обозначить какой-то запрос (цель, задачу). Выбрать карту и назвать десять ее свойств, которые сразу же бросились в глаза (цвет, структуру, концепцию, характеристики, персонажи).

    Выписать их списком, а после к каждому пункту прописать - каким же решением он может являться?

    Подытожить и выбрать самые вдохновляющие варианты.

    Я - профессионал (автор Любовь Мошинская)

    Выберите три карты (открыто):

    Я в профессии - в начале пути.

    Я как профессионал сегодня.

    Идеал: я, каким мне хотелось бы быть в профессии.

    Расскажите, почему именно эти карты, что для вас важно на каждом из этапов.

    Из карт, лежащих рубашками вверх, выберите четвертую карту: что поможет достичь идеала?

    Шесть карт для творческого планирования жизни

    1. Исходная ситуация. Кем я являюсь сейчас, в момент, когда ступаю на Путь к своей цели.
    2. Аспект цели или мечты. Что мне нужно учитывать? На чем концентрироваться?
    3. Препятствия на пути к цели.
    4. Ресурсы для преодоления препятствий.
    5. Готов ли я начать?

    Еще 17 способов работы с метафорическими картами

    1. Знакомство (упражнения-ледоколы в тренингах)

    Каждый вытягивает карту и говорит о своем настроении через карту: в чем настроение похоже на то, что изображено на карте, в чем нет.

    2. Групповое генерирование идей

    Один человек озвучивает задачу. Остальные по очереди тянут карту и придумывают идеи, как решить задачу путем интерпретирования той карты, которая у них на руках.

    После того, как каждый озвучит свою идею, может быть, даже не одну, следующий участник задает проблему.

    3. Проекционная техника

    Можно делать одному или с кем-то.

    Выбрать из колоды карту, на которой изображен образ, на который, как вам кажется, вы похоже больше всего. Выбрать - это значит просмотреть карты и найти наиболее похожую на себя.

    Далее необходимо описать этого персонажа или этот образ. Кто он, что он делает, что с ним делают, о чем он думает, чего он хочет, что у него хорошо получается и не очень хорошо, в чем ему нужна помощь и т.д.

    Все, что вы говорите от лица персонажа, - это ваша проекция, все это есть в вас самих. Если хотите более глубоких открытий, замените «он» или «она» на «я». И попробуйте проговорить все то же самое, но от своего имени.

    Возможно, какие-то мысли будут вам близки, а некоторые захочется откинуть. Задумайтесь над каждой сказанной фразой.

    4. Подарки ко дню рождения

    Не знаете, что подарить? Открывайте карты по одной и ловите поток идей. Используйте колоду карт как сундук с подарками.

    Персонажи, цвета, места, которые изображены на картинках, становятся спусковыми крючками, благодаря которым быстро возникают идеи.

    5. Вопросы про отношения

    Выберите отношения, в которых вы хотели бы разобраться (с партнером, супругом, другом, ребенком, родителем, коллегой, начальником, и т.д.).

    Вытащите вслепую пять карт:

    1. Что не работает в отношениях?
    2. Что я приношу в отношения?
    3. Что вторая сторона приносит в отношения?
    4. Что работает в отношениях?
    5. Что должно произойти, чтоб улучшить взаимоотношения?

    6. Как я тебя вижу - обратная связь

    Похоже на способ № 3, только необходимо выбрать карту, которая больше всего, по вашему мнению, напоминает вам партнера (друга/подругу, мужа, брата, коллегу и т.д.).

    Потом рассказываете, почему вы выбрали именно эту карту. Какая частичка вашего партнера отражена на картинке? Чем персонаж похож на вашего партнера? Какие внешние и внутренние характеристики у них схожи и т.д.

    Способ можно использован как развлечение, как способ знакомства, как способ дать и получить обратную связь, если это сложно сделать в прямом общении.

    7. Кинофильм

    Карта - это застывший кадр киноленты.

    Что изображено сейчас (как это связано с твоей жизнью)?

    Что было «до»?

    Что будет «после»?

    Можно поговорить поочередно от первого лица за всех, кто изображен. В самом конце рассказ от имени режиссера (режиссер тот, кто работает с картой): какова на самом деле задумка?

    Это позволит выбрать подходящий для человека сюжет из всех, что были озвучены ранее.

    8. Анализ / самоанализ
    В конце тренинга, оперативки, разговора вытягиваешь карту и отвечаешь на вопрос: «Что было самого важного в этом?».

    Вытягиваешь следующую карту: «Какие будут первые шаги после этого?». Кратко и полезно!

    9. Фотокадр

    Каждый вытягивает карту и встает в позу, которая на ней изображена. Делается групповой или индивидуальный снимок. Весело и оригинально!

    10. Препятствия и ресурсы

    Одна карта - что помогает в решении задачи, вторая - что мешает, третья - новое направление в решении проблемы.

    11. Развитие позитивного мышления

    Игра состоит из двух этапов.

    Сначала карты-картинки из любой колоды быстро делятся на две стопки: «позитивные» и «негативные». Делается это без долгих обдумываний.

    Затем берутся все карты из «негативной стопки» и одна за другой интерпретируются как «позитивные». После описания негативных характеристик карт можно закончить рассказ позитивным заключением.

    12. Знакомство с привычным

    Участнику группы (клиенту, игроку) предлагается сосредоточиться на проблеме или неприятной ситуации в своей жизни.

    Затем клиент вытягивает восемь карт из колоды и раскладывает их по следующей схеме:

    1. Взгляд на происходящее с орбиты космического спутника.
    2. Взгляд на происходящее с высоты птичьего полета.
    3. Взгляд на происходящее с вершины рядом стоящего дерева.
    4. Взгляд на происходящее с собственной ладони.
    5. Взгляд на происходящее из глубокого подземелья.
    6. Взгляд на происходящее глазами любопытного волшебника.
    7. Взгляд на происходящее глазами соседского кота.
    8. Взгляд на происходящее глазами психиатра.

    13. Диалог с самим собой

    Смешайте две разные колоды и спонтанно, руководствуясь чувствами, выберите пять карт, с помощью которых вы можете представить себя ребенком, подростком, девушкой (юношей), взрослым, пожилым человеком.

    Организуйте их беседу друг с другом.

    Игроки получают или вытягивают вслепую по две карты, смотрят на них.

    Каждый участник открывает и выбирает одну карту, которая символизирует проблему, и одну - решение этой проблемы.

    По мере готовности каждого следует краткое объяснение-рассказ группе о проблеме и ее решении.

    Если работа индивидуальна, можно использовать третью карту (из любой другой колоды) как переход между одним состоянием и другим.

    15. Моя история (в том числе для диагностики изменений)

    В начале работы (тренинга, консультирования) вытянуть вслепую пять карт, расположить их в удобном для себя порядке. Кратко рассказать, о чем эти карты, как они соотносятся с жизненной историей.

    По окончании работы (консультирования, курса, тренинга) взять эти пять карт, расположить их в соответствии с нынешним своим состоянием и взглядом на ситуацию. Рассказать историю по-новому.

    При проработке тяжелого, травмирующего события можно, рассказав о нем, тут же (не меньше трех раз) проделать это упражнение. Снижается негативный заряд ситуации, снимается зацикленность на ней.

    16. Вчера, сегодня, завтра

    Каждый игрок тянет вслепую три карты и переворачивает, когда придет очередь говорить - чтобы ассоциации были спонтанными.

    Открыть карты и решить, какая подходит ко «вчера», какая соответствует «сегодня», какая - «завтра».

    Описать историю. Отдельные моменты описания должны быть связаны и указывать направление из прошлого в будущее.

    17. Рисунок

    Вслепую вытянуть карту, расположить на листе так, чтобы было комфортно, и дорисовать картину так, как кажется правильным, так, чтобы карта стала ее частью.

    Либо можно вытянуть карту открыто, соответственно состоянию, и нарисовать картину-состояние, чтобы позволить эмоциям выразиться, быть легализованными.

    Использование карт в повседневной жизни

    Вот как работает с картами писатель Стюарт Вейр:

    Писательство

    Карты «Сага» и «Мифы» часто помогают мне придать творчеству новый импульс.

    Отвлекаясь на минутку от работы, я вытаскиваю карту, и картинка, изображенная на ней, дает новое, неожиданное направление мыслям. Даже карта, которую я уже не раз вытягивал до этого, приобретает для меня новое значение.

    Состояние, в котором я нахожусь, обуславливает смыслы, которые нахожу в картах, и отражается в нюансах возникающей истории.

    Развитие духа

    Мир образов питает мой дух и позволяет мне ступить на новую территорию и пересечь необжитую местность. Даже если история, возникшая благодаря карте, не имеет определенного отношения к моей сиюминутной работе, все равно в процессе работы с картами меняется мое видение проблемы, и я постепенно выбираюсь из трясины творческого кризиса.

    Точно так же, как я применяю карты для творчества, использую их для решения каких-то житейских проблем. Причем история, возникшая благодаря картам, обычно не имеет отношения к реальной проблеме.

    По мере пробуждения творческого потенциала расширяются мои возможности видения, а в поле зрения попадают новые возможности решений.

    Возникающие решения являются побочными продуктами придуманной истории. Выявление скрытых резервов творчества означает открытие новых возможностей выбора, вместе с этим - принятие во внимание новых решений.

    Метафорические карты - удивительный инструмент. Мощный, ресурсный, вдохновляющий и открывающий новые грани. Попробуйте карты в работе! И вы увидите, что решения могут даваться легко, а задачи решатся - играючи.

    Дайте волю интуиции и подсознательной мудрости! Если у вас есть вопросы - пишите, обсудим!