Мельников валерий яковлевич театральный художник. Ушел из жизни «мастер осмысленной красоты» Валерий Левенталь. Смотреть что такое "Левенталь Валерий Яковлевич" в других словарях

«Господин Оформитель с большой буквы», так называют В. Левенталя, выдающегося театрального художника, оформившего более 200 спектаклей по всему миру. Его работы находятся в постоянных коллекциях Третьяковской галереи, Государственного Русского музея и Музея музыкального и театрального искусства в Санкт-Петербурге, театральном музее им. А.А. Бахрушина, в частных коллекциях. Его театральные и живописные работы были представлены на выставках в самых крупных галереях мира.

«Я учился как художник во ВГИКе в одно время с Тарковским, Шукшиным, Кончаловским, Миттой. Там был потрясающий художественный факультет, где преподавали такие замечательные русские мастера, профессора, как Пименов, Богородский. Я работал в кино, потом перешел в театр. По посылу я художник, а по природе своей - театральный человек, поэтому и очутился на оперных, драматических и балетных сценах по всему миру, а живописью занимался всегда», - рассказывает о себе Левенталь.

Как театральный художник он дебютировал в 1963 г. спектаклями А. Афиногенова «Мать своих детей» в театре им. Ермоловой и «Хари Янош» З. Кодаи в музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко. В Большом театре Левенталь начал работать с 1965 года. В России работал по приглашениям во многих театрах помимо ГАБТа. Сотрудничал с О.Н. Ефремовым, А. В. Эфросом, М. А. Захаровым, В. Н. Плучеком, Л. В. Якобсоном и другими мастерами российской сцены. Оформлял постановки МХАТа (спектакли по пьесам А. Гельмана, М. Рощина, Л. Петрушевской, С. Мрожека, А. Островского, а также «Чайку», «Дядю Ваню», «Вишневый сад» и «Три сестры» А. Чехова), Театра на Таганке («Вишневый сад» Чехова). Его считают непревзойденным специалистом по пьесам А. Чехова.

В течение многих лет В.Я. Левенталь работал в Театре сатиры. Им были оформлены «Дон Жуан, или Любовь к геометрии» М. Фриша (реж. В. Плучек), «Доходное место» Островского (реж. М.Захаров), «У времени в плену» Штейна (реж. Плучек), «Клоп» Маяковского, «Ремонт» Рощина, «Горе от ума», «Идеальный муж» О. Уайльда, «Вишневый сад», «Трехгрошовая опера» Б.Брехта. В.Я. Левенталь был почти постоянным спутником лучших периодов жизни Театра сатиры и соучастником режиссерских замыслов В.Н. Плучека. Два спектакля – «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше и «Укрощение строптивой» считаются театральной классикой. О работе над «Укрощением строптивой критики писали: «Сочетание жизни, поэзии, мистики, реальности – это воздух спектакля «Укрощение строптивой» Декорации Левенталя поставлены так легко, что кажется, их можно сложить – походные, как домики из карт».

09.06.2015 в 22:12, просмотров: 7936

После продолжительной болезни в США скончался Валерий Левенталь - известный художник, сценограф, педагог. Мастера похоронят в четверг неподалеку от Балтимора (штат Мэриленд), где он жил на своем ранчо с 1990-х. А в будущем сезоне Большой театр представит постановку «Дон Кихот», сценографию которой незадолго до смерти презентовал в Москве. Специалисты уверены, что театральное «завещаение» мэтра потрясет публику своей красотой.

Художник Валерий Левенталь (справа) и режиссер Владимир Петров в театре МХАТ им. Чехова.

Валерий Левенталь оформил более 230 опер, балетов, драматических спектаклей для разных театров на родине и за рубежом. Но самая важная страница его биографии связана с Большим театром, где он служил 30 лет, из них семь, с 1988-го по 1995-й, был главным художником. Узнаваемый стиль «золотой эпохи» Большого - утонченная праздничность в декорациях и костюмах - это все он, Валерий Левенталь.

В главный театр страны выпускник ВГИКа попал после блестящего дебюта в Театре имени М. Н. Ермоловой и в Музыкальном театре имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко в 1963 году. А с 1979-го, уже активно работая в Большом, Левенталь оформлял на сцене Художественного театра спектакли по пьесам Гельмана, Рощина, Петрушевской, Мрожека и Островского, и все спектакли по Чехову, поставленные Олегом Ефремовым, - «Чайку», «Дядю Ваню», «Вишневый сад» и «Три сестры». В то же время Левенталь успевал работать в Италии - в театрах «Ла Скала», «Коммунале» - и на других зарубежных сценах. И преподавать - во ВГИКе, Школе-студии МХАТ (где стал первым руководителем отделения по специальности «художник-постановщик театра»); Йельском университете (курс по сценографии, 1991-92 гг.). В 1990-х Левенталь переехал в Америку и больше работал как живописец. А несколько лет назад, уже зная о страшном диагнозе (онкология), мастер триумфально вернулся на сцену Большого - выступил сценографом и художником по костюмам оперы «Чародейка» в 2012-м, а в 2014-м - в постановке «Истории Кая и Герды». А совсем недавно презентовал макет новой сценографии «Дон Кихота». Замысел художника воплотят в жизнь уже без него в будущем сезоне на Исторической сцене Большого.

О том, что значит Валерий Левенталь для истории театрального искусства, «МК» побеседовал с директором театра имени Образцова, в прошлом директором музея МХАТа Ириной Корчевниковой.

Он был удивительным живописцем! Понимал режиссера, как никто другой, - говорит «МК» Ирина Леонидовна. - Он настоящий театральный художник - понимал, что такое целостность спектакля, не выпячивал свою индивидуальность, умел работать в команде. Совсем недавно он приезжал, чтобы представить сценографию к «Дон Кихоту», уже понимал, что уходит, прощался со всеми. В его декорациях - красивая жизнь! Левенталь - художник образов. Вот например - когда в спектакле «Дядя Ваня» во МХАТе открывался занавес, зрители видели холм, осыпанный осенней листвой, и становилось ясно, что жизнь всех героев - это осень. Или «Три сестры», третий акт: там сменялись времена года вместе с настроением, потрясающая образность. Мастером уровня Левенталя можно пересчитать по пальцам одной руки - и все, как говорится, «уходящая натура», «старая гвардия».

- В 1990-х Валерий Яковлевич переехал в Америку. Там его творчество пользовалось успехом?

Когда мы были в конце 1990-х со МХАТом на гастролях и сыграли там семь спектаклей «Три сестры», Левенталю аплодировали отдельно. Его там знают. Выставки живописи у него были, что-то продавалось. Но он уехал в возрасте, нужно это понимать, оценивая масштаб известности в США. Его в Америке больше волновало не признание, его ферма. На ранчо у него были лошади, даже олени…

- Его творческое наследие осталось там, или по большей части на родине?

В США, я знаю, Левенталь занимался очень активно станковой живописью. В Америке он вдруг это полюбил. В России он не так ей увлекался, больше делал эскизы. Я, кстати, купила у него много эскизов для музея МХАТ. Несмотря на то, что у него была параллельная жизнь (вторая семья в Москве - прим. авт.), он уехал в Америку к дочке Кате и внуку. Но в России он работал много. Два года назад поставил в Стасике шедевр! Думаю, и «Дон Кихот» будет очень красивым. Конечно, Валерий Левенталь - очень важный художник для России. Он оставил свой след как мастер создания на сцене очень образной, осмысленной красоты.

Левенталь Валерий Яковлевич Левента́ль Валерий Яковлевич

(р. 1938), художник театра, народный художник СССР (1989), действительный член РАХ (1997). Оформил много спектаклей музыкальных и драматических театров в России и за рубежом. Главный художник Большого театра в 1988-95. Государственная премия Российской Федерации (1994).

ЛЕВЕНТАЛЬ Валерий Яковлевич

ЛЕВЕНТА́ЛЬ Валерий Яковлевич (р. 17 августа 1939, Москва), российский театральный художник. Народный художник СССР (1989). Действительный член Российской академии художеств (1997). Государственная премия России (1995).
В 1962 окончил ВГИК (педагоги Ю. И. Пименов, М. И. Курилко). С 1963 оформлял музыкальные и драматические спектакли в Москве, работал в кино и на телевидении. В 1965-95 в Большом театре (с 1988 главный художник). Оформил оперы: в Московском музыкальном театре им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко - «Хари Янош» З. Кодаи (1963), «Любовь к трем апельсинам» С. С. Прокофьева (1978); в Большом театре - «Чио-Чио-сан» Д. Пуччини (1966), «Семен Котко» Прокофьева (1970), «Тоска» Пуччини (1971), «Игрок» Прокофьева (1974), «Мертвые души» Р. К. Щедрина (1977), «Отелло» Дж. Верди (1978), «Катерина Измаилова» Д. Д. Шостаковича (1980), «Кармен» Ж. Бизе (1981), «Обручение в монастыре» Прокофьева (1982), «Ночь перед рождеством» Н. А. Римского-Корсакова (1990), «Евгений Онегин» П. И. Чайковского (1991), «Князь Игорь» А. П. Бородина (1993). Работал с режиссерами Л. Д. Михайловым, Б. А. Покровским (см. ПОКРОВСКИЙ Борис Александрович) , А. Б. Тителем (см. ТИТЕЛЬ Александр Борисович) .
Оформил балеты: «Золушка» (1964) и «Ромео и Джульетта» Прокофьева (1965; оба - в Новосибирском театре оперы и балета); в Большом театре - «Асель» В. А. Власова (1967), «Анна Каренина» Щедрина (1972), «Икар» С. М. Слонимского (1976), «Чиполлино» К. С. Хачатуряна (1977), «Макбет» К. В. Молчанова (1980), «Чайка» (1980) и «Дама с собачкой» Щедрина (1985), «Дон Кихот» Л. Минкуса (1994). Работал с балетмейстерами О. М. Виноградовым (см. ВИНОГРАДОВ Олег Михайлович) , Л. В. Якобсоном (см. ЯКОБСОН Леонид Вениаминович) , М. М. Плисецкой, В. В. Васильевым (см. ВАСИЛЬЕВ Владимир Викторович) , Г. А. Майоровым, Д. А. Брянцевым (см. БРЯНЦЕВ Дмитрий Александрович) , Ю. Н. Григоровичем (см. ГРИГОРОВИЧ Юрий Николаевич) .
Оформил спектакли в драматических театрах: в Московском театре Сатиры - «Доходное место» А. Н. Островского (1967), «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше (1969), «Ревизор» Н. В. Гоголя (1972), «Клоп» В. В. Маяковского (1975), «Горе от ума» А. С. Грибоедова (1977); в Театре на Малой Бронной - «Женитьба» (1975) и «Дорога» по «Мертвым душам» Гоголя (1980), «Чайка» (1982) и «Три сестры» А. П. Чехова (1982); в Театре на Таганке - «Вишневый сад» Чехова (1975); в МХАТ - «Чайка» (1980) и «Дядя Ваня» Чехова (1985), «Перламутровая Зинаида» М. М. Рощина (1987), «Варвары» М. Горького (1989), «Вишневый сад» (1989) и «Три сестры» Чехова (1997) и др. Работал с ведущими режиссерами В. А. Плучеком (см. ПЛУЧЕК Валентин Николаевич) , М. А. Захаровым (см. ЗАХАРОВ Марк Анатольевич) , А. В. Эфросом (см. ЭФРОС Анатолий Васильевич) , О. Н. Ефремовым (см. ЕФРЕМОВ Олег Николаевич) , С. Ю. Юрским. Оформлял также спектакли в Германии, Польше, Австрии, Италии, Японии, США. Ко многим спектаклям эскизы костюмов делала его жена, замечательный театральный художник Марина Соколова (1939-1992).
Работам Левенталя свойственны стилистическое разнообразие, музыкальность колорита, изысканность цветовой гаммы, неожиданность и новизна пространственных решений, поэтичность сценической атмосферы, смелые эксперименты с костюмами. Художник всегда тонко разрабатывает световую партитуру спектаклей, стремится к поиску единого образа места действия. В 1983-96 преподавал на художественно-постановочном факультете Школы-студии при МХАТ (создал отделение подготовки театральных художников).


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "Левенталь Валерий Яковлевич" в других словарях:

    - (р. 17 августа 1938), российский художник театра и кино, действительный член Российской академии художеств (1997). Как художник Валерий Левенталь начал работать в кино в 1958 году. В 1962 году он окончил ВГИК, первый театральный спектакль оформил … Энциклопедия кино

    - (р. 1938) российский театральный художник, народный художник СССР (1989), член корреспондент АХ (1988). Оформил многие спектакли музыкальных и драматических театров в России и за рубежом. В 1988 95 главный художник Большого театра.… … Большой Энциклопедический словарь

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Левенталь. Валерий Яковлевич Левенталь Дата рождения: 17 августа 1938(1938 08 17) (74 года) Место рождения: Москва … Википедия

    Художник, член корреспондент Российской академии художеств; родился 17 августа 1938 г. в г. Москве; окончил ВГИК в 1963 г.; с 1963 г. работал художником декоратором в различных театрах; с 1965 г. в Большом театре; создатель сцен и костюмов для… … Большая биографическая энциклопедия Википедия

    Валерий Яковлевич (род. 1938), театральный художник, народный художник СССР (1989), действительный член PAX (1997). Оформлял спектакли музыкальных и драматических театров в России и за рубежом. В 1988 95 главный художник Большого театра.… … Русская история

    Валерий Яковлевич Левенталь Дата рождения: 1938 Место рождения: Москва, СССР Валерий Яковлевич Левенталь (р. 1938, Москва) российский театральный художник, народный художник СССР (1989), член корреспондент Академии художеств (1988). Оформил… … Википедия

Левенталь Валерий Яковлевич

Художник-постановщик, театральный художник, сценограф, педагог.

Окончил ВГИК (1962). Учился у Ю. И. Пименова, Б. В. Дубровского-Эшке, М. М. Курилко-Рюмина.

В 1963 г. дебютировал как театральный художник в Театре имени М. Н. Ермоловой и в Музыкальном театре имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.

С 1965 г. работал художником-постановщиком, а в 1988-1995 гг. - главным художником Большого театра.

Начиная с 1979 г. на сцене Художественного театра оформил спектакли по пьесам А. Гельмана, М. Рощина, Л. Петрушевской, С. Мрожека, А. Островского, а также «Чайку», «Дядю Ваню», «Вишневый сад» и «Три сестры» А. Чехова, поставленные О. Ефремовым.

Работал в Италии в театрах «Ла Скала», «Коммунале» и в других зарубежных музыкальных и драматических театрах.

Преподавал в Школе-студии МХАТ, где был первым руководителем отделения по специальности «художник-постановщик театра» кафедры художественного оформления спектакля (1982-95); прочитал курс лекций по сценографии в Йельском университете (США, 1991-92). Почётный профессор ВГИКа.

Академик Российской академии художеств (отделение театрально- и кинодекорационного искусства (1997; член-корреспондент 1988).

Заслуженный художник РСФСР (1976).
Народный художник РСФСР (1982).
Народный художник СССР (1989).

театральные работы

Основные работы в области сценографии:

«Хари Янош» З.Кодаи (1963),
«Сказки Гофмана» Ж.Оффенбаха (2011) в Музыкальном театре им.К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко;

«Золушка» (1964) и «Ромео и Джульетта» (1965) С.Прокофьева в Театре оперы и балета Новосибирска;

«Хованщина» М.Мусоргского в Народной опере, София (1966);

«Доходное место» А.Островского (1967), «Женитьба Фигаро» П.Бомарше (1969) в Театре Сатиры;

«Любовь к трем апельсинам» (1968) и «Война и мир» (1974) С.Прокофьева, «Скрипач на крыше» Д.Бокка (1970), «Дон Жуан» (1987) и «Волшебная флейта» (1998) В.-А.Моцарта в Комише опер, Берлин; «Семен Котко» (1970), «Игрок» (1974) и «Обручение в монастыре» (1982) С.Прокофьева, «Мертвые души» Р.Щедрина (1977), «Отелло» Дж.Верди (1978), «Дама с собачкой» Р. Щедрина (1986), «Млада» Н.Римского-Корсакова (1989), «Орлеанская дева» П.Чайковского (1990), «Князь Игорь» А.Бородина (1993), «Чародейка» П.Чайковского (2012) в Большом театре;

«Женитьба» Н.Гоголя в Театре на Малой Бронной (1975);

«Катерина Измайлова» Д.Шостаковича в Театре оперы и балета, Варшава (1976);

«Чайка» (1980), «Вишневый сад» (1984), «Дядя Ваня» (1985) и «Три сестры» (1997) А.Чехова в МХАТе; «Луиза Миллер» Дж.Верди в Ландес театре, Дессау (1995); «Мария Стюарт» Ф.Шиллера в Малом театре (2006).

призы и награды

Государственная премия Российской Федерации (1994).
Орден Кирилла и Мефодия II степени (Болгария),1976.
Серебряная медаль АХ СССР (1978).
Международная театральная премия им. К. С. Станиславского (1997)
Орден Дружбы (1999).
Золотая медаль АХ СССР (2004).
Орден «За служение искусству» (2013) Российской академии художеств