Мечта и реальность: аргументы к сочинению

ПРОБЛЕМА СТОЙКОСТИ И МУЖЕСТВА РУССКОЙ АРМИИ ВО ВРЕМЯ ВОЕННЫХ ИСПЫТАНИЙ

1. В романе Л.Н. Тостого "Война и мир" Андрей Болконский убеждает своего друга Пьера Безухова в том, что битву выигрывает армия во что бы то ни стало желающая победить противника, а не имеющая лучшую диспозицию. На Бородинском поле каждый русский солдат сражался отчаянно и самоотверженно, зная, что за его спиной находится древняя столица, сердце России, Москва.

2. В повести Б.Л. Васильева "А зори здесь тихие..." пять молодых девушек, которые выступили против немецких диверсантов, погибли, защищая родину. Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Соня Гурвич и Галя Четвертак могли остаться в живых, но они были уверены в том, что нужно бороться до конца. Зенитчицы проявили отвагу и выдержку, показали себя истинными патриотами.

ПРОБЛЕМА НЕЖНОСТИ

1. примером жертвенной любви служит Джен Эйр, героиня одноименного романа Шарлотты Бронте. Джен с радостью стала глазами и руками самого дорогого для неё человека, когда он ослеп.

2. В романе Л.Н. Толстого "Война и мир" Марья Болконская терпеливо выносит суровость отца. Она с любовью относится к старому князю, несмотря на его непростой характер. Княжна даже не задумывается над тем, что отец зачастую излишне требователен к ней. Любовь Марьи искренняя, чистая, светлая.

ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ ЧЕСТИ

1. В романе А.С. Пушкина "Капитанская дочка" для Петра Гринёва важнейшим жизненным принципом была честь. Даже перед угрозой смертной казни Пётр, присягнувший на верность императрице, отказался признать в Пугачёве государя. Герой понимал, что это решение могло стоить ему жизни, но чувство долга взяло верх над страхом. Алексей Швабрин, напротив, совершил предательство и потерял собственное достоинство, когда перешел в стан самозванца.

2. Проблема сохранения чести поднимается в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба". Два сына главного героя совершенно не похожи. Остап - честный и отважный человек. Он никогда не предавал своих товарищей и погиб, как герой. Андрий - романтическая натура. Ради любви к полячке он предаёт родину. Личные интересы у него на первом плане. Андрий умирает от рук отца, который не смог простить предательства. Таким образом, всегда нужно оставаться честным прежде всего с самим собой.

ПРОБЛЕМА ПРЕДАННОЙ ЛЮБВИ

1. В романе А.С. Пушкина "Капитанская дочка" Пётр Гринёв и Маша Миронова любят друг друга. Пётр защищает честь возлюбленной в поединке со Швабриным, который оскорбил девушку. В свою очередь, Маша спасает Гринёва от ссылки, когда "просит милости" у императрицы. Таким образом, в основе отношений Маши и Петра лежит взаимопомощь.

2. Самоотверженная любовь - одна из тем романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита". Женщина способна принимать интересы и устремления возлюбленного, как свои, помогает ему во всем. Мастер пишет роман - и это становится содержанием жизни Маргариты. Она переписывает набело готовые главы, старается, чтобы мастер был спокоен и счастлив. В этом женщина видит своё предназначение.

ПРОБЛЕМА РАСКАЯНИЯ

1. В романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" показан долгий путь к раскаянию Родиона Раскольникова. Уверенный в справедливости своей теории "разрешения крови по совести", главный герой презирает себя за собственную слабость и не осознаёт тяжести совершенного преступления. Однако вера в Бога и любовь к Соне Мармеладовой приводят Раскольникова к покаянию.

ПРОБЛЕМА ПОИСКА СМЫСЛА ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

1. В рассказе И.А. Бунина "Господин из Сан-Франциско" американский миллионер служил "золотому тельцу". Главный герой считал, что смысл жизни заключается в накоплении богатства. Когда Господин умер, то оказалось, что подлинное счастье прошло мимо него.

2. В романе Льва Николаевича Толстого "Война и мир" Наташа Ростова видит смысл жизни в семье, любви к родным и близким. После свадьбы с Пьером Безуховым главная героиня отказывается от светской жизни, полностью посвящает себя семье. Наташа Ростова нашла своё предназначение в этом мире и стала поистине счастливой.

ПРОБЛЕМА ЛИТЕРАТУРНОЙ БЕЗГРАМОТНОСТИ И НИЗКОГО УРОВНЯ ОБРАЗОВАННОСТИ СРЕДИ МОЛОДЁЖИ

1. В "Письмах о добром и прекрасном" Д.С. Лихачёв утверждает, что книга обучает человека лучше любого произведения. Известный учёный восхищается способностью книги воспитывать личность, формировать её внутренний мир. Академик Д.С. Лихачёв приходит к выводу, что именно книги учат мыслить, делают человека интеллигентным.

2. Рэй Брэдбери в романе "451 градус по Фаренгейту" показывает, что произошло с человечеством после того, как были полностью уничтожены все книги. Может показаться, что в подобном обществе не существует социальных проблем. Разгадка кроется в том, что оно просто бездуховно, так как нет литературы, способной заставить людей анализировать, задумываться, принимать решения.

ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

1. В романе И.А. Гончарова "Обломов" Илья Ильич вырос в атмосфере постоянной опеки со стороны родителей и воспитателей. В детстве главный герой был любознательным и активным ребёнком, но чрезмерная забота привела к апатичности и безвольности Обломова во взрослой жизни.

2. В романе Л.Н. Толстого "Война и мир" в семье Ростовых царит дух взаимопонимания, верности, любви. Благодаря этому Наташа, Николай и Петя стали достойными людьми, унаследовали доброту, благородство. Таким образом, условия, созданные Ростовыми, способствовали гармоничному развитию их детей.

ПРОБЛЕМА РОЛИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА

1. В повести Б.Л. Васильева "Летят мои кони..." смоленский доктор Янсон трудится не покладая рук. Главный герой в любую погоду спешит на помощь больным. Благодаря своей отзывчивости и профессионализму, доктор Янсон сумел снискать любовь и уважение всех жителей города.

2.

ПРОБЛЕМА СОЛДАТСКОЙ СУДЬБЫ НА ВОЙНЕ

1. Трагически сложилась судьба главных героинь повести Б.Л. Васильева "А зори здесь тихие...". Пять молодых зенитчиц выступили против немецких диверсантов. Силы были не равны: все девушки погибли. Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Соня Гурвич и Галя Четвертак могли остаться в живых, но они были уверены в том, что нужно бороться до конца. Девушки стали примером стойкости и отваги.

2. В повести В.Быкова "Сотников" рассказывается о двух партизанах, которые попали в плен к немцам во время Великой Отечественной войны. Дальнейшая судьба солдат сложилась по-разному. Так Рыбак предал родину и согласился служить немцам. Сотников же отказался сдаваться и выбрал смерть.

ПРОБЛЕМА ЭГОИЗМА ВЛЮБЛЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

1. В повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" Андрий из-за любви к полячку перешёл в стан врага, предал брата, отца, родину. Юноша, не поколебавшись, решился выйти с оружием против своих вчерашних товарищей. Для Андрия личные интересы стоят на первом месте. Молодой человек погибает от рук отца, который не смог простить предательства и эгоизма младшего сына.

2. Недопустимо, когда любовь становится одержимостью, как у главного героя П.Зюскинда "Парфюмер. История одного убийцы". Жан-Батист Гренуй не способен на высокие чувства. Всё, что представляет для него интерес, это запахи, создание аромата, внушающего людям любовь. Гренуй - пример эгоиста, который для осуществления своей меты идёт на самые тяжкие преступления.

ПРОБЛЕМА ПРЕДАТЕЛЬСТВА

1. В романе В.А. Каверина "Два капитана" Ромашов неоднократно предавал людей, окружавших его. В школе Ромашка подслушивал и доносил заведующему всё, что говорили о нем. Позже Ромашов дошёл до того, что стал собирать сведения, доказывающие вину Николая Антоновича в гибели экспедиции капитана Татаринова. Все действия Ромашки низкие, разрушающие не только его жизнь но и судьбы других людей.

2. Ещё более глубокие последствия влечёт за собой поступок героя повести В.Г. Распутина "Живи и помни". Андрей Гуськов дезертирует и становится предателем. Эта непоправимая ошибка не только обрекает его на одиночество и изгнание из общества, но и является причиной самоубийства жены Настёны.

ПРОБЛЕМА ОБМАНЧИВОСТИ ВНЕШНЕГО ВИДА

1. В романе Льва Николаевича Толстого "Война и мир" Элен Курагина, несмотря на свою блистательную внешность и успех в обществе, не отличается богатым внутренним миром. Её главные приоритеты в жизни - деньги и слава. Таким образом, в романе эта красавица является воплощением зла и духовного падения.

2. В романе Виктора Гюго "Собор Парижской Богоматери" Квазимодо - горбун, преодолевший немало трудностей на протяжении жизни. Внешность главного героя совершенно неприглядна, но за ней скрывается благородная и прекрасная душа, способная искренне любить.

ПРОБЛЕМА ПРЕДАТЕЛЬСТВА НА ВОЙНЕ

1. В повести В.Г. Распутина "Живи и помни" Андрей Гуськов дезертирует и становится предателем. В начале войны главный герой честно и мужественно сражался, ходил в разведку, никогда не прятался за спинами товарищей. Однако через некоторое время Гуськов задумался, почему именно он должен воевать. В тот момент эгоизм взял верх, и Андрей совершил непоправимую ошибку, которая обрекла его на одиночество, изгнание из общества и стала причиной самоубийства жены Настёны. Муки совести терзали героя, но он уже был не в силах что-либо изменить.

2. В повести В. Быкова "Сотников" партизан Рыбак предает родину и соглашается служить "великой Германии". Его товарищ Сотников, напротив, является примером стойкости. Несмотря на нестерпимую боль, испытываемую им во время пыток, партизан отказывается говорить правду полицаям. Рыбак осознает низость своего поступка, хочет бежать, но понимает, что дороги назад нет.

ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ ЛЮБВИ К РОДИНЕ НА ТВОРЧЕСТВО

1. Ю.Я. Яковлев в рассказе "Разбуженный соловьями" пишет о трудном мальчике Селюжёнке, которого окружающие не любили. Однажды ночью главный герой услышал трель соловья. Прекрасные звуки поразили ребёнка, пробудили интерес к творчеству. Селюжёнок записался в художественную школу, и с тех пор отношение взрослых к нему изменилось. Автор убеждает читателя, что природа пробуждает в душе человека лучшие качества, помогает раскрыться творческому потенциалу.

2. Любовь к родному краю - главный мотив творчества живописца А.Г. Венецианова. Его кисти принадлежит ряд картин, посвященных жизни простых крестьян. "Жнецы", "Захарка", "Спящий пастушок" - вот мои любимые полотна художника. Быт простых людей, красота природы России побудили А.Г. Венецианова на создание картин, которые уже более двух столетий привлекают внимание зрителей своей свежестью и искренностью.

ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ ДЕТСКИХ ВОСПОМИНАНИЙ НА ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА

1. В романе И.А. Гончарова "Обломов" главный герой считает детство самой счастливой порой. Илья Ильич вырос в атмосфере постоянной опеки со стороны родителей и воспитателей. Чрезмерная забота стала причиной апатичности Обломова во взрослой жизни. Казалось, что любовь к Ольге Ильинской должна была разбудить Илью Ильича. Однако его образ жизни остался неизменным, потому что уклад родной Обломовки навсегда оставил след в судьбе главного героя. Таким образом, детские воспоминания повлияли на жизненный путь Ильи Ильича.

2. В стихотворении "Мой путь" С.А. Есенин признался, что детские годы сыграли важную роль в его творчестве. Когда-то в девять лет вдохновленный природой родного села мальчик написал своё первое произведение. Таким образом, детство предопределило жизненный путь С.А. Есенина.

ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ЖИЗЕННОГО ПУТИ

1. Главная тема романа И.А. Гончарова "Обломов" - судьба мужчины, не сумевшего избрать верный жизненный путь. Писатель особо подчёркивает, что апатичность и неспособность к труду превратили Илью Ильича в праздного человека. Отсутствие силы воли и каких-либо интересов не позволили главному герою стать счастливым и реализовать свои возможности.

2. Из книги М. Мирского "Исцеляющий скальпелем. Академик Н.Н. Бурденко" я узнала, что выдающийся врач сначала учился в духовную семинарию, но вскоре понял, что хочет посвятить себя медицине. Поступив в университет, Н.Н. Бурденко увлёкся анатомией, что в скором времени помогло ему стать известным хирургом.
3. Д.С. Лихачёв в "Письмах о добром и прекрасном" утверждает, что "нужно прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить". Этими словами академик подчёркивает, что судьба непредсказуема, но важно оставаться великодушным, честным и небезразличным человеком.

ПРОБЛЕМА СОБАЧЬЕЙ ПРЕДАННОСТИ

1. В повести Г.Н. Троепольского "Белый Бим Чёрное ухо" рассказана трагическая судьба шотландского сеттера. Пёс Бим отчаянно пытается найти своего хозяина, у которого случился сердечный приступ. На своём пути собака сталкивается с трудностями. К сожалению, хозяин находит питомца уже после того, как пса убили. Бима с уверенностью можно назвать настоящим другом, преданным хозяину до конца своих дней.

2. В романе Эрика Найта "Лесси" семье Керраклафов приходится отдать свою колли другим людям из-за финансовых трудностей. Лесси тоскует по прежним хозяевам, и это чувство лишь усиливается, когда новый владелец увозит её далеко от родного дома. Колли сбегает и преодолевает множество препятствий. Несмотря на все трудности, собака воссоединяется с прежними хозяевами.

ПРОБЛЕМА МАСТЕРСТВА В ИСКУССТВЕ

1. В повести В.Г. Короленко "Слепой музыкант" Пётру Попельскому пришлось преодолеть немало трудностей, чтобы найти своё место в жизни. Несмотря на слепоту, Петрусь стал пианистом, который своей игрой помогал людям стать чище сердцем и добрее душой.

2. В рассказе А.И. Куприна "Тапёр" мальчик Юрий Агазаров - музыкант-самоучка. Писатель подчёркивает, что юный пианист удивительно талантлив и трудолюбив. Одаренность мальчика не остаётся незамеченной. Его игра поразила знаменитого пианиста Антона Рубинштейна. Так Юрий стал известен всей России как один из талантливейших композиторов.

ПРОБЛЕМА ЗНАЧИМОСТИ ЖИЗНЕННОГО ОПЫТА ДЛЯ ПИСАТЕЛЕЙ

1. В романе Бориса Пастернака "Доктор Живаго" главный герой увлекается поэзией. Юрий Живаго - свидетель революции и гражданской войны. Эти события находят отражение в его стихотворений. Так сама жизнь вдохновляет поэта на создание прекрасных произведений.

2. Тема призвания писателя поднимается в романе Джека Лондона "Мартин Иден". Главный герой - матрос, который на протяжении многих лет занимался тяжелым физическим трудом. Мартин Иден побывал в разных странах, видел жизнь простых людей. Всё это стало главной темой его творчества. Так жизненный опыт позволил стать простому матросу известным писателем.

ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ МУЗЫКИ НА ДУШЕВНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА

1. В повести А.И. Куприна "Гранатовый браслет" Вера Шеина испытывает духовное очищение под звуки сонаты Бетховена. Слушая классическую музыку, героиня успокаивается после пережитых ею испытаний. Волшебные звуки сонаты помогли Вере обрести внутреннее равновесие, найти смысл дальнейшей жизни.

2. В романе И.А. Гончарова "Обломов" Илья Ильич влюбляется в Ольгу Ильинскую, когда слушает её пение. Звуки арии "Casta Diva" пробуждают в его душе чувства, которые он никогда не испытывал. И.А. Гончаров подчёркивает, что давно Обломов не ощущал "такой бодрости, такой силы, которая, казалось, поднялась со дна души, готовая на подвиг".

ПРОБЛЕМА МАТЕРИНСКОЙ ЛЮБВИ

1. В повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" описана сцена прощания Петра Гринёва с матерью. Авдотья Васильевна была подавлена, когда узнада, что сыну нужно надолго уезжать на службу. Прощаясь с Петром, женщина не смогла сдержать слёз, потому что для неё не могло быть ничего тяжелее расставания с сыном. Любовь Авдотьи Васильевны искренняя и необъятная.
ПРОБЛЕМА ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА О ВОЙНЕ НА ЧЕЛОВЕКА

1. В повести Льва Кассиля "Великое противостояние" Сима Крупицына каждое утро слушала по радио сводки новостей с фронта. Однажды девушка услышала песню "Священная война". Сима была так взволнована словами этого гимна защиты Отечества, что решила пойти на фронт. Так произведение искусства вдохновило главную героиню на подвиг.

ПРОБЛЕМА ЛЖЕНАУКИ

1. В романе В.Д. Дудинцева "Белые одежды" профессор Рядно глубоко убежден в правоте биологического учения, одобренного партией. Ради личной выгоды академик разворачивает борьбу против учёных-генетиков. Рядно яро отстаивает лженаучные взгляды и идёт на самые бесчестные поступки, чтобы добиться славы. Фанатизм академика приводит к гибели талантливых учёных, прекращению важных исследований.

2. Г.Н. Троепольский в повести "Кандидат наук" выступает против тех, кто отстаивает ложные взгляды и идеи. Писатель убежден, что такие учёные тормозят развитие науки, а следовательно, общества в целом. В повести Г.Н. Троепольский делает акцент на необходимость борьбы с лжеучёными.

ПРОБЛЕМА ПОЗДНЕГО РАСКАЯНИЯ

1. В повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» Самсон Вырин остался один после того, как его дочь сбежала с ротмистром Минским. Старик не терял надежды найти Дуню, но все попытки оставались безуспешными. От тоски и безысходности смотритель умер. Лишь через несколько лет Дуня приехала на могилу отца. Девушка почувствовала себя виноватой в смерти смотрителя, но раскаяние пришло слишком поздно.

2. В рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма» Настя оставила свою мать и уехала в Петербург, чтобы построить карьеру. Катерина Петровна предчувствовала скорую смерть и не раз просила дочь навестить её. Однако Настя осталась равнодушной к судьбе матери и не успела приехать на её похороны. Девушка раскаялась лишь на могиле Катерины Петровны. Так К.Г. Паустовский утверждает, что нужно быть внимательными к своим близким.

ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ

1. В.Г. Распутин в очерке «Вечное поле» пишет о своих впечатлениях от поездки на место Куликовской битвы. Писатель отмечает, что прошло более шести сот лет и за это время многое изменилось. Однако память об этом сражении до сих пор живёт благодаря обелискам, воздвигнутым в честь предков, отстоявших Русь.

2. В повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…» пять девушек пали, сражаясь за родину. Через много лет их боевой товарищ Федот Васков и сын Риты Осяниной Альберт вернулись на место гибели зенитчиц, чтобы установить могильную плиту и увековечить их подвиг.

ПРОБЛЕМА ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ОДАРЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

1. В повести Б.Л. Васильева «Летят мои кони…» смоленский доктор Янсон является примером бескорыстия, совмещенного с высоким профессионализмом. Талантливейший врач каждый день в любую погоду спешил на помощь больным, не требуя ничего взамен. За эти качества доктор снискал любовь и уважение всех жителей города.

2. В трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» рассказана история жизни двух композиторов. Сальери пишет музыку, для того чтобы прославиться, а Моцарт бескорыстно служит искусству. Из-за зависти Сальери отравил гения. Несмотря на смерть Моцарта, его произведения живут и волнуют сердца людей.

ПРОБЛЕМА РАЗРУШИТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ВОЙНЫ

1. В рассказе А. Солженицына «Матренин двор» изображена жизнь русской деревни после войны, которая привела не только к экономическому упадку, но и к утрате нравственности. Жители деревни потеряли часть своего хозяйства, стали чёрствыми и бессердечными. Таким образом, война приводит к непоправимым последствиям.

2. В рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» показан жизненный путь солдата Андрея Соколова. Его дом был разрушен врагом, а семья погибла во время бомбардировки. Так М.А. Шолохов подчёркивает, что война лишает людей самого ценного, что у них есть.

ПРОБЛЕМА ПРОТИВОРЕЧИВОСТИ ВНУТРЕННЕГО МИРА ЧЕЛОВЕКА

1. В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров отличается умом, трудолюбием, целеустремленностью, но в то же время студент зачастую бывает резок и груб. Базаров осуждает людей, поддающихся чувствам, но убеждается в неправильности своих взглядов, когда влюбляется в Одинцову. Так И.С. Тургенев показал, что людям свойственна противоречивость.

2. В романе И.А. Гончарова «Обломов» Илья Ильич обладает как отрицательными, так и положительными чертами характера. С одной стороны, главный герой апатичен и несамостоятелен. Обломову не интересна реальная жизнь, она вызывает у него скуку и усталость. С другой стороны, Илья Ильич отличается искренностью, душевностью, умением понять проблемы другого человека. В этом заключается неоднозначность характера Обломова.

ПРОБЛЕМА СПРАВЕДЛИВОГО ОТНОШЕНИЯ К ЛЮДЯМ

1. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Порфирий Петрович расследует дело об убийстве старухи-процентщицы. Следователь – тонкий знаток человеческой психологии. Он понимает мотивы преступления Родиона Раскольникова и отчасти сочувствует ему. Порфирий Петрович даёт молодому человеку шанс явиться с повинной. Это впоследствии послужит смягчающим обстоятельством в деле Раскольникова.

2. А.П. Чехов в рассказе «Хамелеон» знакомит нас с историей о споре, вспыхнувшем из-за укуса собаки. Полицейский надзиратель Очумелов пытается решить, заслуживает ли она наказания. Вердикт Очумелова зависит лишь от того, принадлежит ли собака генералу или нет. Надзиратель не ищет справедливости. Его главная цель – выслужиться перед генералом.


ПРОБЛЕМА ВЗАИМОСВЯЗИ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ

1. В повести В.П. Астафьева «Царь-рыба» Игнатьич на протяжении многих лет занимался браконьерством. Однажды рыбаку на крючок попался гигантский осётр. Игнатьич понимал, что одному ему не под силу справиться с рыбой, но жадность не позволила позвать брата и механика на помощь. Вскоре за бортом оказался сам рыбак, опутанный своими сетями и крючками. Игнатьич понимал, что может погибнуть. В.П. Астафьев пишет: «Реки царь и всей природы царь - на одной ловушке». Так автор подчёркивает неразрывную связь человека и природы.

2. В повести А.И. Куприна «Олеся» главная героиня живёт в гармонии с природой. Девушка чувствует себя неотъемлемой частью окружающего мира, умеет видеть его красоту. А.И. Куприн особо подчёркивает, что любовь к природе помогала Олесе сохранить душу неиспорченной, искренней и прекрасной.

ПРОБЛЕМА РОЛИ МУЗЫКИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

1. В романе И.А. Гончарова «Обломов» музыка играет важную роль. Илья Ильич влюбляется в Ольгу Ильинскую, когда слушает её пение. Звуки арии «Casta Diva» пробуждают в его сердце чувства, которые он никогда не испытывал. И.А Гончаров особо подчёркивает, что давно Обломов не ощущал «такой бодрости, такой силы, которая, казалось, вся поднялась со дна души, готовая на подвиг». Таким образом, музыка способна пробудить в человеке искренние и сильные чувства.

2. В романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» песни сопровождают казаков на протяжении всей жизни. Они поют в военных походах, в поле, на свадьбах. Казаки вкладывают в пение всю душу. В песнях раскрывается их удаль, любовь к Дону, степям.

ПРОБЛЕМА ВЫТЕСНЕНИЯ КНИГ ТЕЛЕВИДЕНИЕМ

1. В романе Р. Брэдбери «451о по Фаренгейту» изображено общество, которое опирается на массовую культуру. В этом мире люди, умеющие критически мыслить, оказываются вне закона, а книги, заставляющие задумываться о жизни, уничтожаются. Литературу вытеснило телевидение, которое стало главным развлечением для людей. Они бездуховны, их мысли подчинены стандартам. Р. Брэдбери убеждает читателей, что уничтожение книг неминуемо ведёт к деградации общества.

2. В книге «Письма о добром и прекрасном» Д.С Лихачев задумывается над вопросом: почему телевидение вытесняет литературу. Академик считает, что это происходит потому, что телевизор отвлекает от забот, заставляет, не торопясь, посмотреть какую-нибудь передачу. Д.С. Лихачев видит в этом угрозу для человека, потому что телевизор «диктует – как смотреть и что смотреть», делает людей безвольными. По мнению филолога, только книга способна сделать человека духовно богатым и образованным.


ПРОБЛЕМА РУССКОЙ ДЕРЕВНИ

1. В рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор» изображена жизнь русской деревни после войны. Люди не только обеднели, но и стали чёрствыми, бездуховными. Только Матрёна сохранила чувство жалости к другим и всегда приходила на помощь нуждающимся. Трагическая смерть главной героини – это начало гибели нравственных устоев русской деревни.

2. В повести В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой» изображена судьба жителей острова, который должны затопить. Старикам тяжело прощаться с родной землёй, где они провели всю свою жизнь, где похоронены их предки. Финал повести трагичен. Вместе с деревней исчезают её обычаи и традиции, которые на протяжении столетий передавались из поколения в поколение и формировали неповторимый характер жителей Матёры.

ПРОБЛЕМА ОТНОШЕНИЯ К ПОЭТАМ И ИХ ТВОРЧЕСТВУ

1. А.С. Пушкин в стихотворении «Поэт и толпа» называет «чернью тупой» ту часть российского общества, которая не понимала цель и смысла творчества. По мнению толпы, стихотворения отвечать интересам общества. Однако А.С. Пушкин считает, что поэт перестанет быть творцом, если подчинится воле толпы. Таким образом, главной целью поэта является не всенародное признание, а стремление сделать мир прекраснее.

2. В.В. Маяковский в поэме «Во весь голос» видит предназначение поэта в служении народу. Поэзия – это идеологическое оружие, способное вдохновить людей, побудить к великим свершениям. Таким образом, В.В. Маяковский считает, что следует отказаться от личной творческой свободы ради общей великой цели.

ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ УЧИТЕЛЯ НА УЧЕНИКОВ

1. В рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского» классный руководитель Лидия Михайловна – символ человеческой отзывчивости. Учительница помогла сельскому мальчику, который учился далеко от дома и жил впроголодь. Лидии Михайловне пришлось пойти против общепринятых правил, чтобы выручить ученика. Дополнительно занимаясь с мальчиком, учительница преподала ему не только уроки французского, но и уроки доброты и сочувствия.

2. В сказке-притче Антуана де Сент_Экзюпери «Маленький принц» старый Лис стал для главного героя учителем, рассказывающим о любви, дружбе, ответственности, верности. Он открыл принцу главную тайну мироздания: «главное глазами не увидишь – зорко только сердце». Так Лис преподал мальчику важный жизненный урок.

ПРОБЛЕМА ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ-СИРОТАМ

1. В рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» Андрей Соколов потерял семью во время войны, но это не сделало главного героя бессердечным. Всю оставшуюся любовь главный герой отдал беспризорному мальчику Ванюшке, заменив ему отца. Так М.А. Шолохов убеждает читателя, что, несмотря на жизненные трудности, нужно не терять способность сочувствовать сиротам.

2. В повести Г. Белых и Л. Пантелеева «Республика ШКИД» изображена жизнь учащихся школы социально-трудового воспитания для беспризорников и малолетних преступников. Следует отметить, что не все учащиеся смогли стать порядочными людьми, но большинство сумели найти себя и пошло по правильному пути. Авторы повести утверждают, что государство должно с вниманием относиться к детям-сиротам, создавать для них специальные учреждения, чтобы искоренить преступность.

ПРОБЛЕМА РОЛИ ЖЕНЩИНЫ В ВОВ

1. В повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…» пять молодых девушек-зенитчиц погибли, сражаясь за Родину. Главные героини не побоялись выступить против немецких диверсантов. Б.Л. Васильев мастерски изображает контраст между женственностью и жестокостью войны. Писатель убеждает читателя, что женщины наравне с мужчинами способны на боевые подвиги и героические поступки.

2. В повести В.А. Закруткина «Матерь человеческая» показана судьба женщины во время войны. Главная героиня Мария потеряла всю семью: мужа и ребёнка. Несмотря на то, что женщина осталась совсем одна, её сердце не очерствело. Мария выходила семь ленинградских сирот, заменила им мать. Повесть В.А. Закруткина стала гимном русской женщине, пережившей множество лишений и бед во время войны, но сохранившей доброту, сочувствие, желание помогать другим людям.

ПРОБЛЕМА ИЗМЕНЕНИЙ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

1. А. Кнышев в статье «О великий и могучий новый русский язык!» с иронией пишет о любителях заимствований. По мнению А. Кнышева, речь политиков и журналистов зачастую становится нелепой, когда она перегружена иностранными словами. Телеведущий уверен, что чрезмерное использование заимствований засоряет русский язык.

2. В. Астафьев в рассказе «Людочка» связывает изменения в языке с падением уровня культуры человека. Речь Артёмки-мыло, Стрекача и их приятелей засорена уголовным жаргоном, что отражает неблагополучие общества, его деградацию.

ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

1. В.В. Маяковский в стихотворении «Кем быть? поднимает проблему выбора профессии. Лирический герой задумывается, как найти верный жизненный путь и род деятельности. В.В. Маяковский приходит к выводу, что все профессии хороши и одинаково нужны людям.

2. В рассказе Е. Гришковца «Дарвин» главный герой после окончания школы выбирает дело, которым хочет заниматься всю жизнь. Он осознаёт «ненужность происходящего» и отказывается учиться в институт культуры, когда смотрит спектакль, сыгранный студентами. В юноше живёт твёрдая уверенность в том, что профессия должна быть полезной, приносить удовольствие.

Произведение “Мёртвые души”, Н.В.Гоголь.

Гоголевский Манилов из поэмы”Мертвые души “большой мечтатель”.
Сущность характера Манилова -совершенная праз¬дность. Лежа на диване, он предается мечтам, бесплодным и фантас¬тическим, которые никогда не сможет осуществить, так как всякий труд, любая деятельность ему чужды.
Он предается своему любимому и единственному «делу»: размышлению о «благополучии дружеской жизни» , о том, как «хорошо было бы жить с другом на берегу какой-нибудь реки». Его крестьяне живут в нищете, в доме царит беспорядок, а он мечтает о том, как хорошо бы построить через пруд каменный мост или от дома повести подземный ход. Мечты уносят его все далее и далее от реальной действительности.

Повесть “Возвращение брата”, В.И.Амлинский

В повести создан образ очень искреннего, непосредственного мальчишки, мечтавшего о друге, защитнике. Он надеется обрести его в старшем брате и с нетерпением ждет его возвращения. Но старший брат потерял себя как личности, опустился на «дно» жизни. Однако вера младшего брата, невозможность обмануть его помогают старшему, Ивану, вернуться к нормальной жизни.

Чимша-Гималайский, мечтая об усадьбе с крыжовником, недоедает, отказывает себе во всем, женится по расчету, одевается словно нищий и копит деньги. Он практически уморил голодом свою жену, но мечту осуществил. Как жалок он, когда со счастливым, самодовольным видом поедает кислый крыжовник!

Роман “Война и мир”, Л.Н.Толстой.

Герой романа Андрей Болконский вначале своей военной карьеры мечтает о славе, добытой на поле боя. Однако после тяжелого ранения, под Аустерлицем он понимает, что реальность совсем не такова, как он себе представлял. Под небом Аустерлица, в душе происходит перелом. На мечты о славе, добытой на поле боя, Болконский смотрит как на глубокое заблуждение. Кумиром молодого поколения начала 19 века был, несомненно, Наполеон. Но перед лицом смерти А.Б. понимает, что теперь Наполеон перестал быть для него героем: « …он казался маленьким ничтожным человеком»

Роман “Обломов”, И.А.Гончаров.

Не совпали мечты с действительностью у героя романа И. Гончарова «Обломов». Илья Ильич мечтал о счастливой спокойной жизни в любви, но на деле он оказался неспособным выстроить это самое счастье из-за неумения жить.

Нет похожих записей.

Подготовка к итоговому сочинению.

Н.М.Карамзин «Бедная Лиза»

В повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» проблема мечты и реальности поставлена очень остро. Начнём с того, что сам писатель в своих мечтах хотел соединить бедную крестьянку с представителем аристократического общества. Мир мечты и мир реальности сталкиваются в пространстве повести. Эраст грезит идиллической любовью, искренне желая забыть сословные условности. Но реальность разрушает эти намерения. Политические, психологические, финансовые, социальные - какие только обстоятельства не вмешиваются в отношения влюблённых! Даже одного из них хватило бы, чтобы мечты Эраста рассыпались, как карточный домик, столь зыбки и непрочны его нравственные устои. Судьба Лизы была предрешена с самого того момента, когда она поверила, что сказка про Золушку может стать реальностью в её с Эрастом случае. До этого момента она старалась трезво смотреть на ситуацию, но желание стать женой для любимого сделало её уязвимой. Следуя за мечтой, она потеряла голову, и это закончилось трагедией.

А.С.Пушкин «Метель»

В повести «Метель» А.С.Пушкин размышляет о мечте и реальности на примере главной героини – Марьи Гавриловны. Она мечтает выйти замуж за бедного соседа по поместью. Родители категорически против такой невыгодной партии, но Марья в своём стремлении к мечте идёт на всё. Они с Владимиром решили тайно обвенчаться. Их намерения разрушены вмешательством стихии. В день их венчания разбушевалась страшная метель. В результате этого вмешательства Марья обвенчалась с незнакомцем, а Владимир, не успевший прибыть вовремя на место венчания, уезжает в страшном смятении на войну и вскоре погибает в Бородинском сражении. Марья после смерти отца остаётся богатой наследницей, у неё нет отбоя от женихов, но выйти замуж она не может. И вот она встречается с Бурминым, который и оказался её «случайным» мужем. Герои счастливы. В данном произведении Пушкин хотел выразить мысль о том, что мечты бывают опасны, а реальность нужно принять и смириться, только это может стать залогом счастливой жизни.

Н.В.Гоголь «Невский проспект»

В повести Н.В.Гоголя «Невский проспект» исследуется конфликт мечты и реальности на примере двух героев: Пирогова и Пискарёва. Поручик Пирогов не склонен к мечтаниям, все его желания легко достижимы и выполнимы. В его понятия о мире не входят идеалы и стремление к совершенству. Поэтому неудача в выборе женщины для развлечений не приводит к какому-либо трагическому переживанию: не одна, так другая – ему, в принципе, не важно. Совсем другое дело – Пискарёв. Реальная жизнь пагубна для его тонкой натуры, он хочет жить в идеальном мире, который сам придумал в своих мечтах. На Невском проспекте он встретил девушку, которая показалась ему образцом совершенства и красоты. Когда она оказалась пошлой «уличной бабочкой», Пискарёв не смог этого пережить, так как грубая реальность не для него. Невский проспект – это мираж, обман – «всё не то, чем кажется». А люди в этом обманчивом мире не способны увидеть вещи в истинном свете. Это происходит от того, что одни не могут подняться над своим животным состоянием и существует только в реальности, а другие витают в облаках и не желают опуститься на грешную землю.

И.С.Тургенев «Дворянское гнездо»

В основе романа «Дворянское гнездо» И.С.Тургенева лежит история несчастной любви Фёдора Лаврецкого и Лизы Калитиной. Мечта о счастливой совместной жизни разбилась о каприз Варвары Павловны. До встречи с Лизой Лаврецкий был женат на Варваре, женщине глупой, но хваткой. Она видит в муже только денежный мешок и не собирается отказываться от него. Лаврецкий женился на ней совсем молодым, мечтающим об идеале, красивая Варвара казалась ему ангелом. Реальность оказалась настолько жестока, что он разочаровался в женщинах. Встреча с Лизой показалась ему даром судьбы, настолько чиста и благородна оказалась эта девушка. Любовь к ней возродила его к жизни, а её утрата лишила надежды на счастье. Но он принял смиренно это испытание, решив страдать и терпеть, пахать землю и жить своими трудами. А Лиза ушла в монастырь. «Дворянское гнездо» - это символ, в котором заключается мечта о счастье и прекрасной жизни, но эта мечта не может осуществиться, пока в реальной жизни хозяйничают такие люди, как Варвара Павловна.

Л.Н.Толстой «После бала»

В рассказе «После бала» Л.Н.Толстой говорит о том, как разрушаются мечты, столкнувшись с жестокой реальностью. Иван Васильевич, рассказчик в произведении, вспоминает о днях своей молодости, когда он был молод и полон счастливых надежд. Он был влюблён и танцевал со своей избранницей на балу у губернатора всю ночь. Один лишь танец он уступил другому – отцу Вареньки, к которому испытывал такое же восторженное чувство любви, как и к его дочери. Весь мир казался влюблённому радостным и счастливым. Пока не наступило утро после бала. Рассказчик никак не мог заснуть и вышел на прогулку, во время которой увидел чудовищное действо – бесчеловечную экзекуцию над беглым татарином, которой руководил отец Вареньки. Так реальность разрушила мечты о счастье – не мог молодой человек жениться на девушке, отец которой способен участвовать в таком чудовищном деле. Добровольный отказ от мечты объясняется тем, что нельзя наслаждаться счастьем, когда в это же время кого-то истязают и мучают.

Итоговое сочинение – важнейшее испытание на дороге к ЕГЭ. Если вы его не сдадите, о сдаче единого государственного экзамена можно даже не помышлять. Поэтому так важно начать прилежно готовиться уже сейчас! Времени немного, пара месяцев. Но совместными усилиями мы с вами все преодолеем. Совместными? Да! Пишите в комментариях, какого произведения не хватило, и мы сделаем по нему аргумент!

  • Михаил Афанасьевич Булгаков описал пропасть между мечтой и реальностью в своем романе «Мастер и Маргарита». Главный герой мечтал опубликовать книгу – достижение всей своей жизни. Ради ее написания он ушел с работы, потратил много выигранных денег на закупку различных трудов, которые помогли ему в творчестве. Но в итоге он сам же пожалел о том, что так рьяно добивался исполнения своей мечты. Критики тут же налетели на опубликованный отрывок, словно стая воронов на труп. Начались оскорбления в печати, гонения на такого «антисоветского» писателя. Да и подвальчик на Арбате, который Мастер оплатил выигрышем в лотерею, счастья не принес: его подставил и выселил Магарыч, прикинувшийся другом. Герой оказывается в сумасшедшем доме, а свой роман он и вовсе сжег. Выходит, человек должен бояться своих желаний, ведь даже представить себе не может, чем они обернутся в реальности.
  • О ничтожности некоторых из наших желаний рассказывает М. А. Булгаков в романе «Мастер и Маргарита». Воланд на своем представлении в Варьете иронизирует по поводу мечтаний москвичей: все они помешаны на «квартирном вопросе». Маг удовлетворяет их мелочность и тщеславие, выбрасывая пачки денег в воздух, одевая женщин в роскошные наряды. Но автор романа показал суетность и несущественность таких стремлений буквально: все деньги и одеяния растаяли или же превратились в пустые бумажки. Таким образом, мечты всех этих ограниченных и скупых людей оказались ничтожными иллюзиями, и сатана преподал им хороший урок.
  • Героиня романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» многое пережила, чтобы воплотить свою заветную мечту. Женщина страстно желала вернуть своего любимого человека, который пропал. Она перепробовала все возможное, но так ничего и не узнала о его судьбе. И вот однажды она встретила незнакомца, который сделал пугающее предложение: взять крем, намазать все тело и ждать его звонка. После этого должна произойти встреча с иностранцем, который знает о Мастере то, что так хочет узнать Маргарита. Женщина очень испугалась, но решилась на этот шаг. Она навек оставила мужа и всю прежнюю жизнь в довольстве и праздности. Ей пришлось познакомиться с дьяволом и стать хозяйкой на его балу. Она вытерпела и боль, и страх ради любви. В результате героиня смогла вызволить Мастера, но исполнение мечты досталось ей дорогой ценой. Таким образом, чтобы получить желаемое, необходимо приложить усилия, ведь просто так грёзы не сбываются.

Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание»

  • Ф. М. Достоевский в своем произведении «Преступление и наказание» описал очень опасного мечтателя, которому следовало бы остерегаться своих желаний. Родион Раскольников стремился восстановить попранную социальную справедливость и раздать излишки богатых людей беднякам. Для этого он выбрал первую жертву – ростовщицу Алёну Ивановну. Эта старуха окутывала долговыми сетями десятки честных, но нищих семей. Герой убивает ее, а заодно и лишает жизни ее беременную сестрицу, которая оказалась свидетельницей расправы. Но исполнение его мечты оборачивается крахом всех радужных надежд. Украденные деньги никому не помогли, а лишь погубили душевный покой убийцы и вора. Таким образом, некоторых желаний действительно стоит бояться, так как в реальности они способны воплотиться лишь уродством и греховностью.
  • Реальность порой не способна осквернить мечту, как доказывает нам автор книги «Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский. Соня Мармеладова мечтала обратить Родиона в христианскую веру и направить его на праведный путь искупления греха. Поэтому девушка идет на нравственный подвиг: она отправляется на каторгу вслед за любимым. Суровые реалии тюремного быта не сломили возвышенную душу. Героиня приноровилась к жестоким порядкам и поддерживала многих арестантов своей заботой. Все ее полюбили. Даже холодное сердце гордого Родиона растаяло. В итоге желание Сони сбылось: ее избранник отрекся от бесчеловечных теорий. В эпилоге мы видим, как он увлеченно читает Библию, проникаясь мудростью и милосердием. Таким образом, даже самая несбыточная, казалось бы, мечта может прорваться в явь и не оскверниться ею, если человек пламенно верит в то, что делает.

А. П. Чехов, «Ионыч»

  • В рассказе А. П. Чехова «Ионыч» герой мечтает о своей реализации в профессии. Он хочет внести большой вклад в развитие медицины, хочет помогать людям и нести добро в этот мир. Но Дмитрий попадает в глухую провинцию, где его чистосердечные порывы к свету заглушаются непролазной тьмой мещанства и пошлости. Все окружение молодого врача затягивает его в болото однообразия и скуки. Здесь никто ни к чему не стремится, никто ничего не жаждет. Все идет своим чередом. И Старцев тоже предает мечту, становясь заурядным толстым человеком средних лет. Он грубит и ворчит, обслуживая надоевших пациентов, которых он рассматривает исключительно в качестве источника заработка. Теперь он хочет только посидеть в клубе и поиграть в азартные игры. На его примере мы понимаем, что измена свои идеалам и мечтам сулит полную духовную деградацию.
  • Не всем мечтам суждено сбыться, и это норма жизни. Данный тезис доказывает А. П. Чехов в книге «Ионыч». Катерина мечтает стать виртуозной пианисткой, но может ли она это сделать? Едва ли. Не всем людям дан истинный талант. Но героиня не понимает этого, хвастаясь своим умением барабанить по клавишам. Она даже отвергает предложение Дмитрия, уезжает из отчего дома и проводит несколько лет в столице, пытаясь выучиться на пианистку. И что же в итоге? Молодость увядает, красота блекнет, а мечта превращается в больные уколы честолюбия. Девушка возвращается домой ни с чем, смутно осознавая собственную бездарность. А стоило ли так заноситься и отвергать молодого человека? Нет. Но прошлого не вернуть, и Катерина тщетно пытается напомнить Дмитрию прежние чувства. Таким образом, не все мечты человеку дано реализовать, и он должен принять этот факт мужественно и спокойно, направив свои усилия в другое, более подходящее русло.
  • А. С. Пушкин, «Капитанская дочка»

    • Александр Сергеевич Пушкин в своем историческом романе «Капитанская дочка» описывает преданность мечте, которая увенчалась воплощением желания в жизнь. Марья Миронова полюбила Петра и мечтала выйти за него замуж. Но судьба все время ставила им палки в колеса: сначала Швабрин донес отцу Гринева, что бесприданница жаждет заманить богатого наследника в ловушку. Пожилой дворянин, естественно, запретил этот брак. Потом Марья стала пленницей Алексея, и тот принуждал ее выйти за него замуж. Казалось бы, бедная сирота должна была принять предложение, лучшего ждать не придется, но девушка упорно ждала любимого. Когда освобождение состоялось, ей снова пришлось потерять Петра. Его осудили за мнимую помощь Пугачеву. И тогда героиня не побоялась ехать к самой императрице. Такая верность мечте, наконец, привела Марью к исполнению желания: она стала супругой любимого человека.
    • Иногда люди готовы пойти на любые мерзости, лишь бы их мечта исполнилась. Такой пример описывает А. С. Пушкин в романе «Капитанская дочка». Алексей хотел жениться на Марье, но она его отвергала. Красавица к тому же влюбилась в нового офицера гарнизона, Петра. Тогда Швабрин решил добиться своего интригами и даже предательством. Он очернял репутацию Мироновой и ее семьи в глазах Гринева. Тогда отважный юноша назначил сплетнику поединок, защищая честь любимой девушки. И Швабрин вновь проявил подлость, воспользовавшись нечестным приемом. А когда крепость захватили бунтовщики, герой и бровью не повел, предав отчество. Тут-то он и решил взять жену силой и принуждением, не останавливаясь не перед чем. Ему вовремя помешал Гринев, и все же Алексей готов был переступить через все моральные запреты, лишь бы только добиться исполнения мечты. Из-за такой беспринципности она и не сбылась, ведь в любом стремлении важно сохранять достоинство, иначе ты только отдалишься от своей мечты, ибо станешь недостойным ее.

    А. Н. Островский, «Гроза»

    • В пьесе А. Н. Островского «Гроза» главная героиня мечтает о счастливой и свободной жизни. Но замужество не оправдало ее надежд: муж оказался под железной пятой матери, которая отправляла упреками каждый день существования молодой семьи. Если сын еще мог сбежать на время в трактир или по делам, то его супруга принимала на себя всю тяжесть взаимоотношений со свекровью. Реальность жестоко обманула ожидания возвышенной и романтичной девушки. Она-то думала, что все семьи, подобно ее родителям, живут в гармонии и понимании. Но ее мечте о любви не суждено сбыться даже за пределами лома Кабанихи. Борис стал очередным разочарованием. Его любовь не простиралась дальше запрета дядюшки. В результате от столкновения реальности с миром грез героиня теряет силы жить и убивает себя. Таким образом, конфликт действительности и мечты может привести к трагедии.
    • Мечты сбываются, но не сами собой. Для этого нужно что-то сделать. Но нередко люди не понимают простых истин, и А. Н. Островский описал такой пример в драме «Гроза». Тихон любит жену и мечтает жить с нею в тепле и гармонии семейного очага, но мать героя постоянно донимает молодых своим вечным желанием все контролировать. Казалось бы, исправить эту проблему можно, но Тихон – безвольный и апатичный человек, которому любое дело кажется непосильным бременем. Матери он боится, хотя уже стал взрослым мужчиной. В результате, он тянет лямку трудной жизни, не пытаясь воплотить свои желания. Этого было достаточно, чтобы довести несчастную Катерину до суицида. В финале герой оплакивает жену и укоряет мать за крушение всех своих надежд. Но виноват только он один.

    И. А. Гончаров, «Обломов»

    • В романе И. А. Гончарова «Обломов» герой всю жизнь увязает в фантазиях, прячась от реальности в теплом халате на любимом диване. Он практически не выходит из дома, зато часто думает о том, что выйдет и что-то сделает. На все требования действительности (воровство в Обломовке, необходимость покинуть квартиру и т.д.) Илья Ильич лишь отмахивается, пытаясь любой ценой перекинуть заботы о делах на кого-то другого. Поэтому Обломова всегда окружают мошенники, которым выгоден непрекращающийся побег друга из реальности, где они беззастенчиво обирают его. Мечтательность Ильи Ильича заводит его в тупик. Проживая дни в иллюзиях, он разучился что-либо делать, поэтому он теряет возлюбленную Ольгу, проматывает остатки наследства и оставляет сына сиротой без состояния. Обломов умирает в цвете лет от своего образа жизни, хотя нет, от своего образа мыслей, ведь именно он доводит мужчину до полной физической и духовной деградации. Таким образом, избыточная мечтательность грозит человеку непоправимыми и тяжелыми последствиями.
    • Наши мечты далеко не всегда ведут нас по правильному пути. Иногда они запутывают нас в глубине лабиринтов, откуда сложно выбраться назад. Поэтому необходимо вовремя отличить свои истинные желания от ложных и навязанных представлений о том, чего мы хотим. В романе И. А. Гончарова «Обломов» как раз такой пример. Ольга Ильинская возомнила себя спасительницей Ильи Ильича и стала упорно переделывать его. Она не жалела его привычек, не считалась с его мнением, да и не любила его такого, каким он был в реальной жизни. Она видела перед собой лишь иллюзию, которую мечтала сделать. Поэтому их отношения и не сложились, а сама героиня попала в глупое положение. Она, молодая и красивая, едва ли не сама делала предложение ленивому толстяку, который всячески тормозил процесс. Тогда женщина осознала, что жила в иллюзиях и выдумала себе любовь. Ольга, к счастью, нашла более подходящего мужа и распрощалась с фальшивыми желаниями, которые могли бы сделать ее несчастной, если бы исполнились. Таким образом, далеко не все мечты ведут нас к счастливому будущему.

    А. Грин, «Алые паруса»

    • В произведении Грина «Алые паруса» героиня доказала на своем примере, что даже самые смелые мечты сбываются, если человек верит в них всем сердцем. Когда-то маленькая девочка получила предсказание, что за ней приплывет принц на волшебном судне с алыми парусами. Ассоль поверила в предначертание и стала ждать того таинственного незнакомца, хотя все вокруг смеялись над ее наивностью. Общество вымещало на ней негативное отношение к ее отцу, и девушка росла изгоем. К тому же ее считали сумасшедшей, ведь кто в здравом уме поверит в рассказы о сказочных кораблях и прекрасных принцах? Но героиня упорно верила в свою счастливую звезду, и не зря. Отважный мореход узнал о ее мечте и исполнил ее, решив поддержать красавицу. В итоге Ассоль дождалась исполнения своего желания, несмотря на то, что в нее никто не верил. Таким образом, чтобы реализовать свои грёзы, необходимо быть смелым и независимым человеком, преданным своему идеалу.
    • Чтобы исполнить свою мечту, человеку иногда приходится многим пожертвовать. Например, Артур Грэй из повести «Алые паруса» вынужден был покинуть свой дом и разорвать связи с родными людьми, чтобы стать моряком. Его родители были известными аристократами, представителями древней династии. Их единственному сыну была уготована судьба дипломата, ведь отец был важным государственным чиновником. Однако мальчик хотел жить по-другому. Мрачная и помпезная атмосфера особняка его угнетала. Он хотел свободы и разнообразия путешествий. Но семья не одобряла его намерения. Тогда 15-летний юноша сбежал из дома. Ему, без сомнения, было тяжело пойти на этот шаг, но он смог выйти из зоны комфорта. Такова цена исполнения грёз.

    Н. В. Гоголь, «Мертвые души»

    • Разница между мечтой и желанием становится очевидной, когда мы узнаем, чего же человек хочет от жизни. Главный герой поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» хотел одного: обогащения. Ради этого он колесил по России в поисках помещиков, которые могли бы переписать на него тех крестьян, которые уже умерли. Так, аферист намеревался обманным путем получить ссуду, заложив десятки крепостных, которых на самом деле не было. Очевидно, что Чичиков не гнушался самыми низкими средствами в реализации своих планов. Он не побоялся поставить на кон свою честь, даже свободу, ведь за такие махинации можно попасть под суд. Но стоит ли результат такого риска? Неужели ради денег человек готов пожертвовать всем тем, что у него есть? Это очень мелочный повод. Для мечты простого стремления к наживе мало. Это всего лишь потребительское желание, которое легко удовлетворить. Оно есть у большинства людей, в нем нет ничего такого, что могло бы вдохновить человека. Настоящая мечта – это идеал, едва достижимое чудо, к которому тянется человек. А то, что так прозаично и банально, называется лишь сиюминутной прихотью – желанием.
    • Один из героев поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» отличался особой мечтательностью. Манилов жил в грёзах, поэтому на словах он казался идеальным помещиком. Он мечтал построить каменный мост через пруд, поставить там палатки и ларьки для купцов, словом, организовать инновационные торговые площадки. Однако все завсегдатаи дома знали, что хозяин рассказывает эту байку не первый год. Также он производил впечатление начитанного и культурного человека, но книга на его столе уже два года открыта на четырнадцатой странице. Дворянин очень заботился о хозяйстве, но ничего в нем не понимал, поэтому управляющий его обворовывал. Манилов жил иллюзиями, которые питали его воображение. Ему достаточно было этих фантомов, он ничего не собирался делать для их реализации. Поэтому ни один из его грандиозных планов никогда не перестанет быть планом.

    А. П. Чехов, «Крыжовник»

    • Мечта – это прекрасная и вдохновляющая феерия, которая ведет нас по жизни к тому будущему, которое мы хотим. Но если грёзы превращаются в фанатическое стремление, близкое к одержимости, то они могут свести человека с ума. Пример описал А. П. Чехов в рассказе «Крыжовник». Главный герой больше всего на свете хотел купить свою собственную усадьбу. Там он намеревался выращивать свои любимые садовые ягоды и жить в полном покое. Ради приобретения этого райского уголка он решил растратить всего себя. Мужчина женился по расчету, уморил супругу экономией и скаредностью, да и сам недоедал, лишь бы скопить денег на вожделенную покупку. Все увлечения, чувства, знания были забыты. Николай Иванович жил одной лишь мечтой. В итоге он добился своего, стал барином со своим поместьем и блюдечком кислого крыжовника. Но он жил в одиночестве и полной праздности, не имея ни семьи, ни любви, ни дела всей жизни. Герой стал духовно нищим, распугал всех друзей, даже брату было не по себе в его присутствии. Крайности до добра не доводят, даже если они проявляются в мечтах. Фанатизм разрушает внутренний мир человека.
    • В рассказе А. П. Чехова «Крыжовник» главный герой на своем примере доказал, что нельзя мечтать лишь о материальных ценностях, иначе личность мечтателя деградирует. Николай Иванович всю жизнь стремился лишь к обретению усадьбы, которой из-за долгов лишился его отец. Сын очень болезненно отреагировал на этот инцидент из семейной хроники, и, видимо, это событие повлияло на его мировоззрение. Он готов был пожертвовать всем, лишь бы приобрести поместье с участком, пригодным для выращивания крыжовника. Николай Иванович взял в жены богатую, но немолодую и некрасивую вдову, а вскоре довел ее до смерти своей скупостью. Подобное поведение оттолкнуло всех его знакомых и друзей. Он остался один, но с крыжовником, ведь купил дом и землю. После покупки его родной брат отметил, что новоиспеченный барин опустился и деградировал. Мелкая и эгоистичная мечта привела его к обывательскому существованию, которое никак нельзя назвать полноценной жизнью. Его сытое удовлетворение ничего общего не имеет со счастьем. Именно поэтому нельзя сказать, что все грёзы одинаково возвышенны и прекрасны.

    А. И. Куприн, «Олеся»

      В повести А. Куприна «Олеся» героиня обладала мечтательной натурой, поэтому вообразила, что сможет обмануть судьбу. Она обладала магическими способностями, и с помощью карт сделала предсказание, которое предвещало ей боль от связи с возлюбленным. Но юная ведьма была слишком очарована Иваном, а потому позволила мечте об их любви стать явью. Их роман действительно продолжался легко и стремительно, молодые люди были без ума друг от друга. Видимо, из-за этого затмения сознания девушка поддалась разрушительным иллюзиям — поверила в то, что ей необходимо ходить в церковь и вести тот образ жизни, который нравится ее избраннику. Но реальность оказалась жестоким опровержением этого сладостного самообмана: Олесю сильно избили фанатичные прихожанки. Она поняла, что грёзам о союзе с Иваном не суждено пробиться через непонимание и предрассудки общества. Да и мечта о покорении судьбы тоже не сбылась: неумолимый рок следовал за жертвой по пятам. Очевидно, что реальность разрушает наши фантазии тогда, когда мы находимся под одурманивающими чарами любви и позволяем себе мечтать о том, что просто не может сбыться.

    И. А. Бунин, «Господин из Сан-Франциско»

      В рассказе Ивана Бунина «Господин из Сан-Франциско» мечта героя так и не сбывается, потому что он все время переносил срок ее реализации и, в конце концов, умер. Он всю жизнь работал, наживал капитал, строил свой бизнес, а потому мало времени уделял семье и досугу. Так, из человека он превратился в господина без имени и индивидуальных черт. Герой стал обыкновенным коммерсантом, в котором удавалось разглядеть лишь наличие денег. А ведь мечтал он о другом — о счастливой жизни с близкими людьми, о путешествиях и новых ощущениях. Но мужчина слишком поздно понял, что ему действительно дорого. Так и не доехав до заветной цели путешествия, он умер на первой же остановке. Все его грезы разбились о неспособность разобраться с приоритетами. Важное он отложил на потом, и в результате ничего не сбылось.

    Н. В. Гоголь, «Невский проспект»

      Не все мечты одинаково полезны для человека. Некоторых из них действительно стоит бояться. Например, художник из книги Гоголя «Невский проспект» увидел на главной улице города прекрасную незнакомку. Он тут же влюбился и последовал за ней в надежде на знакомство. Воображение творческого человека наделило девушку каким-то магическим очарованием. Он шёл за ней, и даже как будто бы видел с ее сторонне знаки внимания, но оказалось, что милая барышня вела его в публичный дом. Увидев злачное место, герой опешил и убежал прочь. Дома он отчаянно тосковал по молодой женщине, точнее по своему видению с Невского проспекта. Он наделял его внеземной красотой, обладающей гипнотическим притяжением. Он тут же задумал спасти свой идеал, вырвать его из лап порока. Но повторный визит в публичный дом показал, что желание было несбыточным. Девушка презрительно расхохоталась в ответ на проповеди художника. Все его иллюзии с грохотом разрушились. Он не смог этого пережить. Вывод можно сделать такой: не стоит впечатлительным людям гнаться за сомнительными идеалами. Им надо бояться своей разыгравшейся фантазии.

      Крушение надежд на воплощение мечты может больно ранить человека и лишить его стимула к жизни. Например, герой повести Гоголя «Невский проспект» разочаровывается в мечте о спасении прекрасной незнакомки. Юная брюнетка, которую он увидел на улице, оказывается работницей из дома терпимости. Пискарёв сильно переживает по этому поводу, но решает вызволить девушку из плена порока. Опиум сильно распалил его воображение, и в состоянии наркотического опьянения мужчина уже не мог адекватно воспринимать действительность. Придя в публичный дом, он стал проповедовать отказ от аморального образа жизни. Естественно, героиня только посмеялась над гостем. Она и не собиралась ничего менять. А Пискарёв не выдержал крушения надежд и покончил с собой. Несчастный человек просто не смог больше жить, лишившись своей безумной мечты, поэтому последствия разрушения грёз были столь трагичны.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

«Господин из Сан-Франциско» И.А. Бунина

И.А. Бунин в своем рассказе показывает читателю разрыв между мечтой и реальностью на примере главного героя. Пожилой американец в свои пятьдесят восемь лет только начинает жить. «До этой поры он не жил, а лишь существовал, правда, очень недурно, но все же возлагая все надежды на будущее.» Он много работал, но не собственноручно, а организуя труд наемных китайцев. И вот теперь в его планах было провести два года в путешествии. Маршрут был намечен чрезмерно насыщенный: бои быков в Севильи, стрельба по голубям в Монте-Карло, карнавал в Ницце, Пасха в Риме и даже «любовь за деньги» молоденьких неаполитанок. На деле же оказалось, что погода в Неаполе ужасная. Старая Италия, которая так манила, вовсе не привлекает. Кругом грязь, нищета и вонь. Самочувствие уже не то, подводит здоровье. В поисках лучших развлечений семья перебирается на Капри. Где господин из Сан-Франциско умирает. Его мечте не суждено сбыться. У реальности оказались свои планы. Все хорошо делать вовремя, стремиться к осуществлению желаний. А не откладывать жизнь на потом.

«Крыжовник» и «Ионыч» А.П. Чехова

А.П. Чехов в рассказе «Крыжовник» знакомит нас с Николаем Ивановичем. Герой всю жизнь мечтал о собственном доме с участком, плодовыми деревьями. И чтобы обязательно рос крыжовник. На эту цель были положены все методы и средства, вся жизнь. Николай не доедал, женился по расчету, загубил голодом жену. В итоге он приобрел поместье. Но оно сильно отличалось от его мечты. Да и реальность жизни в собственной усадьбы сильно испортила героя. Он потерял смысл собственного существования.

В рассказе «Ионыч» А.П. Чехова молодой доктор стремится сделать многое для медицины, развиваться в профессии. Он отправляется в маленький уездный город, чтобы начать собственную практику. Ходит к пациентам пешком, почти не берет с больных денег. Но мечта разбивается о быт. Скучная жизнь провинциального города, алчность и нарастающее равнодушие делают из Дмитрия Ионовича просто «Ионыча», которому ничего не интересно, кроме домов и денег.

Екатерина Ивановна, в которую юный доктор был влюблен, также горько разочаровалась в реальности. Ее мечтой было обучение в консерватории. Ведь все вокруг хвалили ее музыкальные способности. Ради этого она отказывает Старцеву в заключении брака. Но в столице понимает, что никакого таланта у нее нет. Возвращается в родительский дом. Остается навсегда старой девой.

«Судьба человека» М.А. Шолохова

В рассказе М.А. Шолохова . У главного героя, казалось бы сбылись все мечты. У него счастливая семья: жена и дочери. Но в мирную жизнь вмешивается Великая Отечественная война. Андрей Соколов вместе со всеми уходит защищать Родину от захватчиков. Но уже на второй год войны, спасая товарищей, попадает во вражеский плен. Это был ад. Пленных истязали, морили голодом, заставляли выполнять тяжелую работу, избивали, расстреливали за малейшую провинность. Но Андрей выжил, спасся. Искра жизни в нем горела благодаря мечте вновь увидеть семью. Регулярно он вел мысленные беседы с женой, дочерьми. Обещал, что вернется. Стиснув зубы, он вытерпел все. Смог спланировать и осуществить побег, рискуя жизнью. Он не знал, что возвращаться ему некуда. Вся его семья убита. Но несбыточная мечта о встрече с родными, ставшая жизненно важной целью, помогла герою выжить.

«Белые ночи» Ф.М. Достоевского

Ф.М. Достоевский в повести создает самый яркий образ мечтателя в отечественной литературе. Человек не имеет имени, фамилии, должности. Вся его жизнь подчинена богине Фантазии. А единственной личностной чертой, которой автор наделил героя, является мечтательность. Юноша погряз в нереальном мире, и это его губит.

«Гроза» А.Н. Островского

В пьесе А.Н. Островского мы встречаем юную девушку – Катерину. Ее мечтой была счастливая, свободная жизнь. Но грезы разбились о суровую реальность. Муж оказался безвольным человеком, подчиненным тирании матери. Девушка оказалось жертвой «темного царства».

«Мертвые души» Н.В. Гоголя

Н.В. Гоголь в своем произведении создает образ пустого, но страшного мечтателя. Манилов всю жизнь строит грандиозные планы, но не совершает никаких шагов к их реализации. В ленивой атмосфере его поместья увязают даже гости. Сам же помещик вполне счастлив своими мечтами, невзирая на отсутствие связи с реальностью.

«Алые паруса» А. Грина

Александр Грин – непревзойденный романтик. В его повести звучит мысль: «Если душа человека жаждет чуда – сделай для него это чудо». Грей не мог надеяться на чью-либо помощь. Он шел к своей мечте долго. Тяжелым трудом всего добился сам, став капитаном собственного корабля. Поэтому он искренне совершает чудо для другой чистой души – Ассоль. В данном произведении персонажам удалось добиться, чтобы мечта и реальность совпали.

«Завтра была война» Б. Васильева

Юные герои повести Бориса Васильева «Завтра была война» живут детскими мечтами. У каждого она своя. Но им не суждено сбыться. Впереди долгая, кровопролитная война. И мало кто вернется домой.