Материал по литературе на тему: Темы сочинений по роману И.Тургенева «Отцы и дети. Сочинение по роману «Отцы и дети» И. С. Тургенева

Животрепещущая проблема отцов и детей волновала многих писателей, поэтому в своих произведениях они часто затрагивали этот вопрос. Эта тема была и остается всегда актуальной, ведь конфликт поколений мы прослеживаем в любые времена. Особенно они ярко выражены в период, когда общество переживает переломные моменты и отцы и дети начинают придерживаться разных взглядов и идей. Эту проблематику и затрагивает в своем романе Отцы и дети .

Отцы и дети: итоговое сочинение

Работая над сочинением по литературе, мы видим в романе Отцы и дети два поколения совершенно противоположных взглядов. Их мнения отличаются не только потому, что противопоставлены взрослые и дети, а потому что они стали представителями разных эпох. В итоговом по работе Тургенева Отцы и дети для ЕГЭ читатель наблюдает столкновение старого дворянства с революционно-демократическими взглядами молодой интеллигенции. В совокупности в романе можно выделить три конфликтных линии. Во-первых, старое дворянство сталкивается с демократами.

Из прочитанного мы можем нарисовать картину прошлого, где существовали дворяне на верхней ступени общественного положения и простой народ, который находился в низах общественного строя. Однако во времена, описываемых Тургеневым стало появляться и третье сословие, базаровское поколение, которому было противно их бесправие. Такое положение дел их не устраивало, поэтому даже пытается скрывать своего пренебрежения и раздражения. И вот конфликт разгорается все сильнее. Автор противопоставляет своих героев во всем. Они отличаются по образу жизни, где Кирсанов живет в праздности, а Базаров целыми днями работает. Противопоставлены и их идеи, где поколение отцов придерживались высших ценностей, в то время как молодое поколение причисляет себя к нигилистам и отвергает все отцовские идеалы.

Вторая и третья конфликтные линии — это уже внутренние отношения в семьях. Так автор показывает нам отношения в семье Кирсановых. Здесь конфликт не столь значителен, ведь только на мгновение Аркадий поддался под влияние Базарова, считая его своим кумиром. Но сын с отцом были близки по духу, поэтому к концу романа, Аркадий сближается со своим отцом.

А вот отношения Базарова со своими родителями гораздо сложнее. С одной стороны, он вроде бы любит своих родителей, но из-за нигилистических взглядов холоден с ними. При этом он запрещает себя любить и проявлять чувства и самим родителям. Родители сына не понимают, и в этом видна конфликтность отношений отцов и детей, ведь во взглядах они были полной противоположностью. Лишь на смертном одре Базаров понял и признал поражение своих убеждений.

Отцы и дети: аргументы к сочинению

Во все времена одной из актуальных проблем была проблема отцов и детей, чему свидетельствуют аргументы из литературы. Так данная проблема раскрывалась Фонвизиным и Грибоедовым, затрагивалась Островским и Пушкиным. Но самим ярким из примеров конфликтного взаимоотношения отцов и детей стал роман Тургенева Отцы и дети. Даже название произведения кричит о сущности проблемы, где представитель демократов Базаров отрицает любые устои старого дворянства. Мы видим его презрение к старым взглядам, непринятие нравственных убеждений и даже отрицание существования такого чувства, как любовь.

Сказать, что Базаров является отрицательным героем, было бы неправильно. Новые идеи и взгляды тоже имеют право на жизнь, и новое — не значит плохо. Оно может быть прекрасно, но при этом нельзя втаптывать в грязь абсолютно все. Поколению же отцов хочется посоветовать попытаться услышать и понять молодежь. В противном случае, из-за бескомпромиссности двух поколений и категоричности отцов и детей, так и будут продолжаться конфликты, о чем свидетельствуют многие произведения классиков, становясь аргументами к нашему сочинению в теме отношения отцов и детей.


Почему разные поколения не понимают друг друга?

Конфликт отцов и детей был, есть и будет. Это не плохо и не хорошо, просто так есть. Общество развивается, прогресс бьет по всем сферам деятельности человека, старое сменяется новым. И так получается, что чаще всего люди старшего поколения будут держаться за старые идеи, принципы и даже некие материальные вещи, потому что им с ними комфортнее. Старшие привыкли к этим вещам, они провели с ними большую часть жизни, поэтому с неким подозрением относятся к новинкам. Молодое поколение совершенно иначе воспринимает старинные идеи и вещи. Они видят их недостатки, ограничивающие некую свободу молодежи, что и приводит к конфликту. Старшие не готовы прощаться с привычными вещами, а молодежь не готова мириться с ними, и никто не хочет идти на компромисс.

Почему-то именно эта проблема редко находит какое-то мирное решение. Люди вообще достаточно слепо идут за своими идеологиями и принципами, никто не хочет признавать, что, то, во что он верил столько лет или верит сейчас, неправильно. Человеку легче раскритиковать чужие интересы, чем признать недостаток своих собственных. И из-за этого противоречия «отцов» и «детей» часто выливаются в полномасштабный конфликт.

Когда целая эпоха чувствует приближение своего заката, представители этой эпохи начинают рьяно доказывать ее актуальность, хотя понятно, что все привычки того времени медленно уходят. Таким человеком, доказывающим каждому, что его образ жизни, его идеология и принципы до сих пор являются важными, является Павел Кирсанов из произведения «Отцы и дети» И.С.Тургенева.

В данном произведении конфликт проявляется между сторонником аристократии Кирсановым и сторонником нигилизма Базаровым. Как уже сказали, Павел Кирсанов не хочет признавать закат аристократизма, а Базаров не в полную силу защищает свои нигилистические принципы, потому что по его мнению нигилизм - единственный правильный образ жизни и даже доказывать эту очевидную вещь глупо. Базаров достаточно высокомерен по отношению к Павлу Кирсанову и часто наслаждается его раздражением. А Кирсанов постоянно старается задеть Евгения и обличить слабые стороны нигилизма. Вот так читатель и видит проявление данного конфликта: представители разных идеологий столкнулись в споре, и никто не хочет мирного решения конфликта. Их цель - доказать собственную правоту. Именно эта ситуация показывает классический конфликт «отцов» и «детей».

Когда противоречия между разными поколениями заканчиваются конфликтами и ссорами, это не так страшно. Любую ссору можно решить, а людей помирить. Но, когда противоречия доходят до того, что конфликтующие стороны применяют физическую силу и это приводит к летальным последствиям, это ужасно страшно. Люди ради защиты собственных идеологий готовы убить ближнего. Пример таких конфликтов и ситуаций можно найти в произведении «Тихий Дон» М. А. Шолохова. В данном романе-эпопее таких ситуаций множество, но проиллюстрируем только одну. Михаил Кошевой всю жизнь близко контактировал с семьей Мелеховых. Он влюблен в их дочь Евдокию, дружил когда-то с младшим сыном Григорием и вообще имел хорошие отношения с членами семьи. Когда наступает гражданская война на территориях Дона, Кошевой уходит в армию красногвардейцев, а семья Мелеховых поддерживает белую армию. Так и проявляется конфликт между казачеством, которое поддерживает монархистов, и бедными крестьянами, рабочими, которые поддерживать советскую власть. Кошевой оказывается в такой ситуации, когда перед ним оказывается враг, приверженец белой армии - Петро Мелехов, и не раздумывая убивает его, несмотря на все теплые чувства, которые испытывал к семье Мелеховых. Интересно то, что Григорий Мелехов узнав о возможности расстрела Михаила, убийцы своего брата, спешит к нему на помощь, не забыв прежнюю дружбу. Так читатель видит, что человек ради собственных интересов готов убить непросто человека, а близкого, того, который был когда-то готов помочь. Вот что делает конфликт с людьми, он превращает их в слепых животных, которые руководствуются только своей яростью.

Конфликт отцов и детей был, есть и будет. Но люди всегда должны помнить, что за собственными интересами и идеологиями есть просто жизнь, которой можно наслаждаться вместе. Почему бы не пойти на компромисс, не закрыть спор и пойти провести время вместе? Ведь такие споры никогда не приведут к однозначному решению, а только будут вносить разлад в дружбу, семью. Человек сильнее данных противоречий и может перебороть себя, в таком случае никто не пострадает, а наоборот все будут счастливы.

СМЫСЛ ЗАГЛАВИЯ РОМАНА И. С. ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ»

1.Вступление.

Заглавия литературных произведений.

2. Основная часть.

2.1 Два поколения героев романа И. С. Тургенева «Отцы и дети».

2.2 Особенности конфликта романа.

2.3. «Отцы» В романе.

2.4 Евгений Базаров.

2.5 Конфликт идей и семейная драма.

3. Заключение.

Преемственность поколений. Со времён древней трагедии мы уже знаем, что настоящие столкновения — те, в которых обе стороны до известной степени правы.

Тургенев

Писатели по-разному озаглавливают свои литературные произведения, вынося в название имя главного героя или идею книги. Так, по имени героя названы романы «Обломов» И. А. Гончарова, «Рудин» И. С. Тургенева, роман в стихах «Евгений Онегин: А. С. Пушкина. Иногда автор выносит в заглавие фразу, отражающую идею произведения. Это может быть пословица (Островский «Не в свои сани не садись», «Не так живи, как хочется»), риторический вопрос (Чернышевский « Что делать?»), емкое слово или выражение, содержащее характеристику героя (Островский «Бесприданница», Лермонтов «Герой нашего времени»}.

Название романа Тургенева «Отцы и дети» передаёт идею произведения. В нём заключен основной конфликт произведения, который имеет две составляющие — семейную и идейную. Писатель делит героев романа на две группы: «отцы», старшее поколение, живущее идеалами прошлого, и «дети», молодёжь, устремлённая в будущее. Эти две группы героев и противопоставлены друг другу. «Отцы» в романе — братья Кирсановы: Николай Петрович и Павел Петрович. Мягкий и добродушный Николай Петрович безмятежно живёт в деревне, наслаждаясь тихим семейным счастьем. Он любит поэзию и играет на виолончели, что в глазах Евгения Базарова, друга его сына, выглядит смешно. Однако Николай Петрович мил и симпатичен, а его сын Аркадий, находящийся под влиянием друга, всё же не разделяет насмешек Базарова и очень рад возвращению домой. Павел Петрович совсем не похож на брата. Этот бывший светский лев, военный, блиставший на балах, теперь живёт с братом в деревне, вспоминая прошлое. Но он по-прежнему щёголь и франт. Даже живя в деревне, Павел Петрович выглядит изящно, одет со вкусом. Молодое поколение, «дети», представлены в романе, в первую очередь, Евгением Базаровым, приехавшим вместе с другом Аркадием в деревню. Базаров — нигилист по убеждениям. Он верит только в то, что полезно, отрицая всё остальное, в том числе поэзию, искусство, любовь, веру. «Рафаэль гроша медного не стоит», — говорит Базаров. Он презирает современную аристократию, которая только бросает слова на ветер.

Наиболее ярко идейный конфликт проявляется в спорах Павла Петровича с Базаровым. Нигилизм, бывший тогда в моде в России, сталкивается с традиционным мировосприятием. Современная Тургеневу критика увидела в этих спорах столкновение либералов (братья Кирсановы) и революционеров-демократов (Базаров). И хотя в этих словесных дебатах победа приписывалась Базарову, его превосходство спорно. Павел Петрович тоже прав, обращаясь к ценностям, выработанным поколениями людей. Внимательный читатель заметит, что и спорщики очень похожи. Они яростно защищают

свою точку зрения, оперируют одинаковыми фразами. Оба горды, самоуверенны, высокомерны.

Семейная драма оказывается намного глубже и важнее, чем конфликт идей. Она заключается в вечном противостоянии двух поколений — «отцов» И «детей». Старшие всегда более опытны и осторожны. Они живут идеалами своей молодости, пытаясь при вить их юному поколению. Поэтому Павел Петрович так настойчиво защищает свои принципы. А «дети», молодежь, всегда стремится к новому, прогрессивному, осуждая косность « отцов». К счастью, противостояние «отцов» И «детей» временно. И Тургенев не разделяет их, а соединяет союзом «и» в заглавии произведения. Именно престарелые родители позаботились об умирающем Базарове. Аркадий женился и переехал жить в деревню, подобно отцу. Сам Базаров оказался не таким жестокосердным и бездушным, испытав чувство любви. « Дети» неизбежно следуют за « отцами», повторяя путь своих родителей.

Во второй половине XIX века был опубликован четвертый роман Тургенева, в котором автор отразил свои общественные и политические взгляды относительно происходящих в стране событий. Тема столкновения двух поколений была навеяна жесткой идеологической борьбой, которая происходила между либералами и демократами. Сочинение по роману «Отцы и дети» помогает наиболее полно ощутить взгляды и переживания писателя.

Создание произведения

Сильной стороной таланта Тургенева была способность предвидеть изменения в социальной жизни. О них могли говорить лишь настроения, которые преобладали в обществе, и едва намечающиеся тенденции. Но автор бессмертных романов уже чувствовал предстоящие изменения. В 1860 году писатель приступил к созданию нового романа. Идеей этого произведения являлось желание показать совершенно новый тип общественного деятеля, который только начал появляться на сцене российской общественно-политической борьбы. Таким образом, в роман в качестве главного действующего лица был введен новый персонаж, не имеющий аналогов в русской литературе, - борец, нигилист и разночинец. Сочинение по роману «Отцы и дети» может быть посвящено образу главного героя.

Время в произведении

В 1862 году роман был опубликован. Посвящался он критику Белинскому. Следует обратить внимание на то, что в произведении использовалась предельно четкая датировка. Действие начиналось двадцатого мая 1859 года. Автор тем самым стремился воссоздать в произведении конкретную обстановку, которая царила в тогдашней России и была вызвана рядом чрезвычайно важных социально-политических событий.

Оставалось совсем немного времени до отмены крепостничества. И, как всегда это происходит перед кардинальными преобразованиями, в стране преобладали волнения, в обществе не умолкали непримиримые споры. Неизвестно было, кто придет на смену дворянства и каков дальнейший путь России. Сочинение «Время в романе "Отцы и дети"» предполагает раскрытие и анализ связи между действиями в книге Тургенева и событиями, которые происходили в общественной и политической жизни.

Жанр

Произведение представляет собой социально-психологический роман. Об основной теме его говорит заглавие. Творческое задание на тему взаимоотношений представителей разных поколений на основе и сочинение «Время в романе "Отцы и дети"» являются традиционными на уроках русского языка и литературы в школе. Однако следует также рассмотреть жанровую специфику этой книги. В основе сюжета, как уже было сказано, абсолютно новый образ человека, который не принадлежит ни к дворянству, ни к какому-либо другому социальному слою. В романе присутствует несколько сюжетных линий. И с помощью этого художественного приема Тургенев раскрыл образ главного героя во всей полноте.

Структура сюжета

В романе отсутствует единая завязка, поскольку повествование ведется по принципу цикличной композиции. Сперва Базаров знакомится с семейством Кирсановых, Одинцовой, Ситниковым и Кукшиной. Дальнейшие развития можно обозначить как второй сюжетный круг, в котором главный герой постепенно разрывает отношения со всеми прочими персонажами. Он же и заканчивается смертью Базарова.

Важные композиционные элементы - вставные эпизоды. Они, как правило, включают в себя краткие предыстории основных персонажей. Эти вставки позволяют читателю понять внутренний мир героев. Сочинение по роману Тургенева «Отцы и дети» раскрывает сложные взаимоотношения Базарова с другими персонажами.

Большое значение отведено эпилогу. В нем автор посвятил читателя в события, которые происходят после смерти главного героя.

Базаров

Система образов построена на антитезе. Композиционный центр в ней - главный герой. Личность Евгения Базарова раскрывается в процессе развития его отношений с другими действующими лицами. Сочинение по роману Тургенева «Отцы и дети» - это своего рода анализ взглядов героя на мнения и жизненный уклад второстепенных персонажей. Так, например, после столкновения Базарова с Павлом Кирсановым читателю становятся понятны мировоззренческие позиции героя-нигилиста. В отношении Евгения к Одинцовой просматривается его способность к высоким чувствам, которых, казалось бы, он уже был полностью лишен.

Образы второстепенных героев создают своего рода фон, на котором наиболее четко просматриваются революционные взгляды героя. Он может показаться излишне самоуверенным, но работящ, удовлетворяется малым. Не хочет быть доктором и все ждет какого-то случая. Стремится общаться с народом и умеет это делать, однако в душе не любит его. И, главное, он лишен какого бы то ни было энтузиазма и не имеет идеи. Такова характеристика главного героя, но для более подробного рассмотрения стоит написать сочинение. Смысл романа «Отцы и дети» заключается в трагическом одиночестве главного героя. Даже в отчем доме он не чувствует себя счастливым. Его любят и боготворят родители, но он не находит у них понимания.

Другие образы

Аркадий Кирсанов не способен стать соратником своего приятеля. Он мягок и аполитичен. К тому же он слишком привержен к традиционным ценностям, которые впитал еще в детстве в родительском доме. Темы сочинений по роману «Отцы и дети» могут затрагивать различные моменты в сюжетной композиции и рассматривать взаимоотношения главного героя и одного из второстепенных. Но диалоги Базарова и Аркадия несут важную смысловую нагрузку в произведении. Их взаимоотношения дополняют картину духовного одиночества, которое является спутником главного персонажа до последних дней его жизни.

Ситников и Кукшина являют собой пародию на представителей передовой интеллигенции. Они пытаются подражать своему учителю Базарову, но не в состоянии понять глубину мыслей своего кумира. А потому ощущение непонимания у героя в их обществе не только не покидает его, а лишь еще более усиливается.

Одинцова

Эта дама слишком дорожит своим положением в обществе. Вспышка страсти главного героя ее пугает. Отдаться чувству Одинцовой не хватает смелости. И она предпочитает спокойствие. Холодность Одинцовой, которая, возможно, со временем бы рассеялась, герой воспринимает как поражение. Его максимализм не позволяет ему понять ее переживаний и опасений.

Особое место занимает любовь в романе «Отцы и дети». Сочинение на эту тему - это раскрытие, пожалуй, главной идеи произведения. Тургеневский герой столь настойчиво отрицал все то, что его окружало, что несколько увлекся и не учел возможности зарождения любовного чувства. Романтизм он считал глупостью и частью того устаревшего социального мира, который находится на последнем издыхании. Но, испытав глубокое чувство к женщине, он понял, что теперь может отрицать лишь самого себя. И это осознание стало началом его гибели.

Базаров в глазах автора

На страницах романа можно обнаружить, что Тургенев относится с некоторым сочувствием к взглядам Базарова. Автор подчеркивает, что герой является прежде всего революционером. Прямые намеки присутствуют в репликах Базарова. Он говорит о том, что грядут существенные перемены, однако сперва следует «расчистить» место для тех, кто будет созидать. Возможности действовать у Базарова все же нет. Писатель не наделил ею своего героя, поскольку считал, что на тот момент страна в таких кардинальных преобразованиях не нуждалась.

Проблема противоборства поколений непременно возникает в обстановке существенных социальных, политических и экономических преобразований. В истории России такие примеры были и, возможно, их увидеть еще предстоит не раз. А потому тема, которой посвящена эта статья, является обязательной в школьной программе. Лучший способ проанализировать и раскрыть ее - написать сочинение по литературе. Роман «Отцы и дети» - гениальное произведение, которое следует читать и перечитывать каждому.

Примерные темы итогового сочинения «Отцы и дети» 2018/2019

Важно!!!

  • Экзаменационные темы будут доступны за 15 минут до начала итогового сочинения.
  • В 2018/19 учебном году итоговое сочинение пройдет 5 декабря, 6 февраля и 8 мая.
  • Результатом итогового сочинения является «зачет» или «незачет».
  • Если выпускник получил «незачет», он может его пересдать.
  1. Почему возникает дисгармония в отношениях между родителями и детьми?
  2. Когда родителям стоит поучиться у своих детей?
  3. Как вы думаете, вечен ли конфликт поколений?
  4. Быть похожим на родителей - это достоинство или недостаток?
  5. Как, по-вашему, возможна ли гармония в отношениях детей и родителей?
  6. Быть родителями - это счастье или обязанность?
  7. Что такое «конфликт поколений»?
  8. Почему возникла проблема взаимоотношения «отцов и детей»?
  9. Как соотносятся жизненные цели «отцов и детей»?
  10. Почему молодое поколение зачастую не принимает прежние взгляды?
  11. На чём должны строиться взаимоотношения в семье?
  12. Возможно ли найти компромисс в конфликте родителей и детей?
  13. Кто прав в споре двух поколений?
  14. Роль семьи в жизни человека.
  15. Согласны ли вы с мнением, что понимание – это улица с двусторонним движением?
  16. Как вы понимаете слова О. Уайльда: «Лучший способ воспитать хороших детей – это сделать их счастливыми»?
  17. Прокомментируйте высказывание В. Г. Белинского: «Любовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть чувство святое».
  18. Согласны ли вы с высказыванием Руссо: «У ребенка свое особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим»?
  19. Как вы понимаете слова Цицерона: «Каждому возрасту присущи свои особенности»?
  20. Подтвердите или опровергните слова М. Наваррской: «Старики привыкли думать, что они всегда умнее, чем поколение, которое идет им на смену».
  21. Верно ли утверждение Екатерины II: «Во всяком возрасте почитай родителей»?
  22. Как вы понимаете слова Андре Моруа: «Отношения между родителями и детьми так же трудны и столь же драматичны, как отношения между любящими»?
  23. Прав ли Тристан Бернар, утверждая: «Сегодня родители больше всего хотят, чтобы дети их любили. Видимо, это работа над своими ошибками. Которую потом будут исправлять их дети. И эти качели не остановятся никогда»?
  24. Что, на ваш взгляд, значит слова Д. Дидро: «Родители любят своих детей тревожной и снисходительной любовью, которая портит их. Есть другая любовь, внимательная и спокойная, которая делает их честными. И такова настоящая любовь отца»?
  25. «Не надобно другого образца. Когда в глазах пример отца» (А. С. Грибоедов)

Реальные темы итогового сочинения 2015 г. по направлению «Спор поколений: вместе и врозь», которые полностью перекликается в направлении «Отцы и дети»:

  1. Что такое семейные традиции и зачем они нужны?
  2. Почему так важно сохранять связь между поколениями?
  3. Почему тема «отцов и детей» часто присутствует во многих произведениях литературы?
  4. «Век нынешний» и «век минувший»: возможно ли согласие?
  5. Роль родительского наставления в жизни человека.
  6. Неизбежен ли конфликт «отцов» и «детей»?
  7. В чём истоки непонимания между людьми разных поколений?
  8. Что может мешать отцам и детям понять друг друга?
  9. Чем может быть ценен для детей опыт отцов?
  10. Почему старшее поколение так редко бывает довольно молодёжью?
  11. Чем может быть ценен для отцов опыт детей?
  12. Чему могут научиться друг у друга отцы и дети?
  13. Всегда ли в конфликтах поколений правота лишь на одной стороне?
  14. Является ли вечным спор поколений?
  15. Всегда ли ценны заветы отцов?
  16. «Век нынешний и век минувший»: причины конфликта.
  17. В какие времена обостряется конфликт «отцов и детей»?
  18. Трудно ли быть взрослым?
  19. Какую роль в становлении личности может играть семья?
  20. Рождается ли истина в споре поколений?
  21. «Отцы» и «дети»: соперники или союзники?
  22. Почему дети и родители не всегда понимают друг друга?
  23. Какое значение имеет пора юности в жизни человека?
  24. Почему «отцы и дети» – вечная тема?
  25. Какую роль в становлении личности могут играть старшие?
  26. Что значит быть взрослым?
  27. Важно ли человеку получить родительское напутствие?
  28. В чём, по-вашему, должна проявляться родительская любовь?
  29. Родители и дети: спор или диалог?
  30. «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно…» (А.С. Пушкин).
  31. Какие уроки можно извлечь из противостояния представителей разных поколений?
  32. Спор поколений - вечный или временный?
  33. Всегда ли конфликт между отцами и детьми приводит к вражде?
  34. Есть ли победители и побежденные в споре отцов и детей?
  35. Какое влияние старшие могут оказать на своих детей?
  36. В чем заключается конфликт между поколениями?
  37. Нужно ли учитывать опыт старших поколений?
  38. Как изменился конфликт отцов и детей со временем?
  39. Каковы последствия разрушения преемственности поколений?
  40. Почему конфликт отцов и детей вечен?
  41. Что такое преемственность поколений?
  42. Почему отцы всегда поучают детей?
  43. Почему разные поколения не понимают друг друга?
  44. Почему нужно уважать старших?
  45. К чему ведет конфликт отцов и детей?
  46. Как помирить отцов и детей?
  47. Вечный конфликт родителей и детей: в поисках компромисса.
  48. Кто такие дети в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»?
  49. Смысл названия романа «Отцы и дети».
  50. Дети и детство в русской литературе.
  51. Современные проблемы детей.
  52. Любовь и дети.
  53. Роль семьи в жизни человека.
  54. «Любовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть чувство святое» (В.Г. Белинский).
  55. «Любовь к родителям – основа всех добродетелей» (Цицерон).
  56. Три бедствия есть у человека: смерть, старость и плохие дети. От старости и смерти никто не может закрыть двери своего дома, но от плохих детей дом могут уберечь сами дети» (В.А. Сухомлинский).
  57. «Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери» (Г. Мопассан).
  58. «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности» (А.С. Пушкин).
  59. «Острее жалит боль, когда ее причиняет кто-нибудь из близких» (Бабрий).
  60. «Ничто не бывает так редко на свете, как полная откровенность между родителями и детьми» (Р. Роллан).