Мастер и маргарита тест егэ. Рассказать, что солнце встало

МБОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа им.

А.Д. Бондаренко» Волоконовского района Белгородской области

Тест по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

для 11 класса


подготовила

учитель русского языка и литературы

Морозова Алла Станиславовна

2014

Пояснительная записка

Тест позволяет определить уровень знаний учащихся 11 класса романа

М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Работа содержит вопросы на знание текста, на знание героев романа, вопросы по жанру и композиции романа, по истории создания произведения.

К каждому вопросу даётся три варианта ответа, из которых только один правильный (кроме 8 вопроса I варианта, в котором 2 ответа).

Представленный тест можно использовать на заключительном уроке по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита».


I вариант

1. Годы создания романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

1. 1930 - 1941

2. 1928 - 1940

3. 1929 - 1939

2. Роман впервые появился в журнале

1. «Москва»

2. «Вехи»

3. «Северная звезда»

3. В чём проявляется своеобразие композиции романа «Мастер и Маргарита»?

1. Хронологический порядок развития событий;

2. параллельное развитие трёх сюжетных линий;

3. параллельное развитие двух сюжетных линий.

4. Каков жанр романа?

1. Философский;

2. любовный;

3. роман многожанров.

5. В течение скольки дней длились события московских глав?

1. 2 дня

2. 3 дня

3. 4 дня

6. В какой главе появляется Мастер?

1. 11

2. 13

3. 9

7. Почему Иешуа представлен в романе как бродяга?

1. Противопоставление библейскому сюжету; 2. автор показывает бедность героя; 3. подчёркнута внутренняя свобода героя, противопоставленная иерархическому миру.

8. Эпиграфом к роману Булгаков выбрал слова Гёте: «Я – часть той силы, что вечно хочет … и вечно совершает …». Какие слова пропущены в данном афоризме?

1. Зла;

2. истина;

3. добро;

4. благо.

9. Время действия романа

1. Москва. 20 – 30 годы XX века;

2. Ершалаим. I век нашей эры;

3. охватывает сразу две эпохи.

10. За что наказан Пилат?

1. Трусость;

2. зло;

3. совесть.

11. Кому принадлежит в романе миссия наказывать за пороки?

1. Понтию Пилату;

2. Мастеру;

3. Воланду.

12. Как связаны между собой три мира в романе?

1. Иисусом Христом;

2. Воландом;

3. Иешуа.

13. Кто отпускает Пилата на свободу?

1. Воланд;

2. Мастер;

3. Маргарита.

14. Узнай портрет. «Усики у него, как куриные перья, глазки маленькие, а брючки клетчатые, подтянутые настолько, что видны грязные белые носки».

1. Азазелло;

2. Коровьев;

3. Варенуха.

15. Узнай портрет. «Маленького роста, пламенно-рыжий, с клоком, в полосатом добротном костюме… из кармана торчала обглоданная куриная кость».

1. Азазелло;

2. Коровьев;

3. Варенуха.

16. Иешуа говорил о том, что «рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины». В чём смысл этого изречения?

1. Иешуа – новый царь Иудейский, воздвигнувший новый Храм;

2. речь идёт не о вере, а об Истине;

17. Чем Воланд наградил Мастера?

1. Светом;

2. свободой;

3. покоем.

18. Кем становится в эпилоге романа Иван Бездомный?

1. Профессором Института истории и философии;

2. профессором Института литературоведения;

3. председателем МАССОЛИТа.

II вариант

1. Сколько редакций романа сделал М. Булгаков?

1. 6

2. 8

3. 10

2. Как бы вы определили композицию романа?

1. «роман в романе»

2. кольцевая

3. свободная

3. В течение скольки дней происходит действие евангельских глав?

1. 2

2. 3

3. 1

4. В каком году роман стал называться «Мастер и Маргарита»?

1. 1935

2. 1937

3. 1940

5. В каком году полный текст романа появился на родине писателя?

1. 1970

2. 1972

3. 1973


6. Кто разлил масло, на котором поскользнулся Берлиоз? 1. Аннушка 2. Маргарита 3. Гелла
7. Как называлось здание, в котором размещался МАССОЛИТ? 1. дом Пушкина 2. дом Грибоедова 3. дом Лермонтова

8. Описание какого героя дано в эпизоде: «… человек лет двадцати семи… был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом… большой синяк, в углу рта – ссадина с запёкшейся кровью»?

1. Марк Крысобой

2. Левий Матвей

3. Иешуа Га-Ноцри

9. Кого спасла от вечных мук Маргарита?

1. Фросю

2. Фриду

3. Франческу

10. У кого из свиты Воланда был клык?

1. у кота Бегемота

2. у Коровьева-Фагота

3. у Азазелло

11. Укажите настоящую фамилию Ивана Бездомного.

1. Иван Николаевич Понырев

2. Иван Ивнович Латунский

3. Иван Николаевич Лиходеев

12. Когда происходит действие романа?

1. весной 2. летом 3. осенью
13. Откуда покидает Москву Воланд со своей свитой ? 1. с Воробьёвых гор 2. с Патриарших прудов 3. с Садовой
14. В какой город был отправлен Стёпа Лиходеев? 1. в Ленинград 2. в Киев 3. в Ялту

15. Где Иван Бездомный встретился с мастером? 1. на Патриарших прудах 2. в «сумасшедшем доме» 3. в Варьете

16 . Портрет какого персонажа приведён здесь: «...бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми» ?

1. мастер

2. Иешуа Га-Ноцри

3. Понтий Пилат

17. На чём летала Маргарита?

1.на ступе

2. на метле

3. на щётке

18. Что подарил Воланд на память Маргарите?

1.рубиновый перстень

2. жёлтую розу

3. золотую подкову

Ответы

I вариант1. 2 2. 1 3. 2 4. 3 5. 3 6. 2 7. 3 8. 1,4 9. 3 10. 1 11. 3 12. 2 13. 2 14. 2 15. 1 16. 2 17. 3 18. 1
II вариант1. 2 2. 1 3. 1 4. 2 5. 3 6. 1 7. 2 8. 3 9. 2 10. 3 11. 1 12. 1 13. 1 14. 3 15. 2 16. 1 17. 3 18. 3

Критерии оценки:

«5» - 17 – 18 баллов

«4» - 14 – 16 баллов

«3» - 10 – 13 баллов

«2» - 0 – 9 баллов

Список литературы


1. Авторская разработка

Всадники остановили своих коней.

Ваш роман прочитали, - заговорил Воланд, поворачиваясь к мастеру, - и сказали только одно, что он, к сожалению, не окончен. Так вот, мне хотелось показать вам вашего героя. Около двух тысяч лет сидит он на этой площадке и спит, но когда приходит полная луна, как видите, его терзает бессонница. Она мучает не только его, но его верного сторожа, собаку. Если верно, что трусость - самый тяжкий порок, то, пожалуй, собака в нем не виновата. Единственно, чего боялся храбрый пес, это грозы. Ну, что ж, тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит.

Что он говорит? - спросила Маргарита, и совершенно спокойное ее лицо подернулось дымкой сострадания.

Он говорит, - раздался голос Воланда, - одно и то же, он говорит, что и при луне ему нет покоя и что у него плохая должность. Так говорит он всегда, когда не спит, а когда спит, то видит одно и то же - лунную дорогу, и хочет пойти по ней и разговаривать с арестантом Га-Ноцри, потому что, как он утверждает, он чего-то не договорил тогда, давно, четырнадцатого числа весеннего месяца нисана. Но, увы, на эту дорогу ему выйти почему-то не удается, и к нему никто не приходит. Тогда, что же поделаешь, приходится разговаривать ему с самим собою. Впрочем, нужно же какое-нибудь разнообразие, и к своей речи о луне он нередко прибавляет, что более всего в мире ненавидит свое бессмертие и неслыханную славу. Он утверждает, что он охотно бы поменялся своею участью с оборванным бродягой Левием Матвеем.

Двенадцать тысяч лун за одну луну когда-то, не слишком ли это много? - спросила Маргарита.

Отпустите его, - вдруг пронзительно крикнула Маргарита так, как когда-то кричала, когда была ведьмой, и от этого крика сорвался камень в горах и полетел по уступам в бездну, оглашая горы грохотом. Но Маргарита не могла сказать, был ли это грохот падения или грохот сатанинского смеха. Как бы то ни было, Воланд смеялся, поглядывая на Маргариту, и говорил:

Не надо кричать в горах, он все равно привык к обвалам, и это его не встревожит. Вам не надо просить за него, Маргарита, потому что за него уже попросил тот, с кем он так стремится разговаривать. - Тут Воланд опять повернулся к мастеру и сказал: - Ну что же, теперь ваш роман вы можете кончить одною фразой!

Мастер как будто бы этого ждал уже, пока стоял неподвижно и смотрел на сидящего прокуратора. Он сложил руки рупором и крикнул так, что эхо запрыгало по безлюдным и безлесым горам:

Свободен! Свободен! Он ждет тебя!

Горы превратили голос мастера в гром, и этот же гром их разрушил. Проклятые скалистые стены упали. Осталась только площадка с каменным креслом. Над черной бездной, в которую ушли стены, загорелся необъятный город с царствующими над ним сверкающими идолами над пышно разросшимся за много тысяч этих лун садом. Прямо к этому саду протянулась долгожданная прокуратором лунная дорога, и первым по ней кинулся бежать остроухий пес. Человек в белом плаще с кровавым подбоем поднялся с кресла и что-то прокричал хриплым, сорванным голосом. Нельзя было разобрать, плачет ли он или смеется и что он кричит. Видно было только, что вслед за своим верным стражем по лунной дороге стремительно побежал и он.

Мне туда, за ним? - спросил беспокойно мастер, тронув поводья.

Нет, - ответил Воланд, - зачем же гнаться по следам того, что уже окончено?

Так, значит, туда? - спросил мастер, повернулся и указал назад, туда, где соткался в тылу недавно покинутый город с монастырскими пряничными башнями, с разбитым вдребезги солнцем в стекле.

Тоже нет, - ответил Воланд, и голос его сгустился и потек над скалами, - романтический мастер! Тот, кого так жаждет видеть выдуманный вами герой, которого вы сами только что отпустили, прочел ваш роман. - Тут Воланд повернулся к Маргарите: - Маргарита Николаевна! Нельзя не поверить в то, что вы старались выдумать для мастера наилучшее будущее, но, право, то, что я предлагаю вам, и то, о чем просил Иешуа за вас же, за вас, - еще лучше. Оставьте их вдвоем, - говорил Воланд, склоняясь со своего седла к седлу мастера и указывая вслед ушедшему прокуратору, - не будем им мешать. И может быть, до чего-нибудь они договорятся, - тут Воланд махнул рукой в сторону Ершалаима, и он погас.

И там тоже, - Воланд указал в тыл, - что делать вам в подвальчике? - Тут потухло сломанное солнце в стекле. - Зачем? - продолжал Воланд убедительно и мягко. - О, трижды романтический мастер, неужто вы не хотите днем гулять со своею подругой под вишнями, которые начинают зацветать, а вечером слушать музыку Шуберта? Неужели ж вам не будет приятно писать при свечах гусиным пером? Неужели вы не хотите, подобно Фаусту, сидеть над ретортой в надежде, что вам удастся вылепить нового гомункула? Туда, туда. Там ждет уже вас дом и старый слуга, свечи уже горят, а скоро они потухнут, потому что вы немедленно встретите рассвет. По этой дороге, мастер, по этой. Прощайте! Мне пора.

Прощайте! - одним криком ответили Воланду Маргарита и мастер. Тогда черный Воланд, не разбирая никакой дороги, кинулся в провал, и вслед за ним, шумя, обрушилась его свита. Ни скал, ни площадки, ни лунной дороги, ни Ершалаима не стало вокруг. Пропали и черные кони. Мастер и Маргарита увидели обещанный рассвет. Он начинался тут же, непосредственно после луны. Мастер шел со своею подругой в блеске первых утренних лучей через каменистый мшистый мостик. Он пересек его. Ручей остался позади верных любовников, и они шли по песчаной дороге.

Слушай беззвучие, - говорила Маргарита мастеру, и песок шуршал под ее босыми ногами, - слушай и наслаждайся тем, чего тебе не давали в жизни, - тишиной. Смотри, вон впереди твой вечный дом, который тебе дали в награду. Я уже вижу венецианское окно и вьющийся виноград, он подымается к самой крыше. Вот твой дом, вот твой вечный дом. Я знаю, что вечером к тебе придут те, кого ты любишь, кем ты интересуешься и кто тебя не встревожит. Они будут тебе играть, они будут петь тебе, ты увидишь, какой свет в комнате, когда горят свечи. Ты будешь засыпать, надевши свой засаленный и вечный колпак, ты будешь засыпать с улыбкой на губах. Сон укрепит тебя, ты станешь рассуждать мудро. А прогнать меня ты уже не сумеешь. Беречь твой сон буду я.

Так говорила Маргарита, идя с мастером по направлению к вечному их дому, и мастеру казалось, что слова Маргариты струятся так же, как струился и шептал оставленный позади ручей, и память мастера, беспокойная, исколотая иглами память стала потухать. Кто-то отпускал на свободу мастера, как сам он только что отпустил им созданного героя. Этот герой ушел в бездну, ушел безвозвратно, прощенный в ночь на воскресенье сын короля-звездочета, жестокий пятый прокуратор Иудеи всадник Понтий Пилат.

(М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита». )

Часть 1.

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–7; 8, 9.

«Мастер и Маргарита» М.А. Булгаков

В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат.

Более всего на свете прокуратор ненавидел запах розового масла, и всѐ теперь предвещало нехороший день, так как запах этот начал преследовать прокуратора с рассвета. Прокуратору казалось, что розовый запах источают кипарисы и пальмы в саду, что к запаху кожи и конвоя примешивается проклятая розовая струя. От флигелей в тылу дворца, где расположилась пришедшая с прокуратором в Ершалаим первая когорта Двенадцатого Молниеносного легиона, заносило дымком в колоннаду через верхнюю площадку сада, и к горьковатому дыму, свидетельствовавшему о том, что кашевары в кентуриях начали готовить обед, примешивался всѐ тот же жирный розовый дух. О боги, боги, за что вы наказываете меня?

«Да, нет сомнений! Это она, опять она, непобедимая, ужасная болезнь гемикрания, при которой болит полголовы. От неѐ нет средств, нет никакого спасения. Попробую не двигать головой».

Нa мозаичном полу у фонтана уже было приготовлено кресло, и прокуратор, не глядя ни на кого, сел в него и протянул руку в сторону. Секретарь почтительно вложил в эту руку кусок пергамента. Не удержавшись от болезненной гримасы, прокуратор искоса, бегло проглядел написанное, вернул пергамент секретарю и с трудом проговорил:

Подследственный из Галилеи? К тетрарху дело посылали?

Да, прокуратор, - ответил секретарь.

Что же он?

Он отказался дать заключение по делу и смертный приговор Синедриона направил на ваше утверждение, - объяснил секретарь.

Прокуратор дѐрнул щекой и сказал тихо:

Приведите обвиняемого.

И сейчас же с площадки сада под колонны на балкон двое легионеров ввели и поставили перед креслом прокуратора человека лет двадцати семи. Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон.

Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта - ссадина с запѐкшейся кровью. Приведѐнный с тревожным любопытством глядел на прокуратора.

Тот помолчал, потом тихо спросил по-арамейски:

Так это ты подговаривал народ разрушить Ершалаимский храм?

Прокуратор при этом сидел как каменный, и только губы его шевелились чуть-чуть при произнесении слов. Прокуратор был как каменный, потому что боялся качнуть пылающей адской болью головой.

Человек со связанными руками несколько подался вперед и начал говорить:

Добрый человек! Поверь мне...

Но прокуратор, по-прежнему не шевелясь и ничуть не повышая голоса, тут же перебил его:

Это меня ты называешь добрым человеком? Ты ошибаешься. В Ершалаиме все шепчут про меня, что я свирепое чудовище, и это совершенно верно,- и так же монотонно прибавил: - кентуриона Крысобоя ко мне.

Всем показалось, что на балконе потемнело, когда кентурион, командующий особой кентурией, Марк, прозванный Крысобоем, предстал перед прокуратором.

Крысобой был на голову выше самого высокого из солдат легиона и настолько широк в плечах, что совершенно заслонил ещѐ невысокое солнце.

При выполнении заданий 1-7 ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.

1

Определите жанр произведения.

2

Каким термином принято называть описание внешности персонажа: «Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта - ссадина с запѐкшейся кровью»?

3

Какое средство художественной изобразительности использует М. А. Булгаков: «боялся качнуть пылающей адской болью головой»?

4

Соотнесите имена персонажей с их знаменитыми высказываниями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

5

Каким термином принято обозначать разговор между двумя или несколькими лицами?

6

Какое средство изобразительности использует

7

Как называется вопрос, который не предполагает ответа, а лишь усиливает эмоциональность и выразительность высказывания («О боги, боги, за что вы наказываете меня?»)?

Повышенный уровень сложности

Часть 2.

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10–14; 15, 16.

«SILENTIUM!*» Ф.И. Тютчев

Молчи, скрывайся и таи

И чувства и мечты свои -

Пускай в душевной глубине

Встают и заходят оне

Безмолвно, как звезды в ночи, -

Любуйся ими - и молчи.

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймет ли он, чем ты живешь?

Мысль изреченная есть ложь.

Взрывая, возмутишь ключи, -

Питайся ими - и молчи.

Лишь жить в себе самом умей -

Есть целый мир в душе твоей

Таинственно-волшебных дум;

Их оглушит наружный шум,

Дневные разгонят лучи, -

Внимай их пенью - и молчи!..

* молчание (лат).

Ответом к заданиям 10–14 является слово или словосочетание, или последовательность цифр. Впишите ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

10

Какое средство художественной изобразительности использует »?

11

Укажите номер строки, в которой появляется краткое изречение, выражающее некую обобщѐнную законченную поучительную или парадоксальную мысль.

12

Определите способ рифмовки.

13

Из приведѐнного ниже перечня выберите три названия художественных средств и приѐмов, использованных поэтом в 1-6 строках данного стихотворения.

Запишите цифры, под которыми они указаны.

2) оксюморон

3) архаизмы

4) сравнение

5) олицетворение/персонификация

14

Определите стихотворный размер произведения.

8. Объясните символику запаха розового масла (роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»),

Формируя теоретическую базу своего рассуждения, вспомните, что художественное пространство «Мастера и Маргариты» включает мир разнообразных запахов, фиксация которых связана с выражением эмоциональных, этических и социальных оценок персонажей и повествователя. Одним из знаковых запахов становится в романе запах розового масла.

Рассмотрите кодовую функцию запаха розового масла. Объясните, что автор произведения, включая этот запах в систему поэтических средств, использовал художественный потенциал и символику розы. Вспомните, что розовое масло издревле использовалось в древнеиудейских обрядах и ритуалах, что отчасти объясняет ненависть прокуратора к Иудее и Ершалаиму.

В Риме розы нередко выступали эмблемой власти (венками из роз украшались головы императоров), поэтому этот запах мог вызвать у Понтия Пилата негативные ассоциации, связанные с тем бременем власти, которое приходится ему нести в Ершалаиме.

Отметьте, что во многих культурных традициях происхождение розы связывалось с кровью невинного мученика, что подсознательно проецируется на образ Иешуа - такой же невинной жертвы.

Следует упомянуть и мраморную лестницу, окружённую стенами роз, источающих одуряющий аромат, по ней движутся Понтий Пилат и члены Синедриона после оглашения приговора. По мраморной лестнице движутся гости Воланда, прибывшие на бал, и в этом контексте и прокуратор, и члены Синедриона приобретают статус преступников и убийц.

Обобщите ваши наблюдения и сделайте вывод о том, что запах розового масла выявляет внутреннюю конфликтность сознания прокуратора, отправившего невинного на смерть из-за страха потерять власть.

9. В каких произведениях русской литературы используется «язык» запаха цветов и в чём он соотносится с ароматической концепцией М.А. Булгакова?

Выполняя задание, актуализируйте свои знания в области истории и теории литературы. В результате вы вспомните, что в русской литературе XVIII века образов, связанных с обонянием, почти нет. Внимание к ним усиливается в XIX веке. Покажите, что в литературе первой половины века запахи носят, как правило, недифференцированный характер (в «Горе от ума», например, Молчалин прельщает Лизу «резедой и жасмином» - духами с понятным цветочным запахом). Во второй половине века художественный потенциал «языка запахов» активно используется как в прозе (И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов и др.), так и в лирике (А. А. Фет, Ф. И. Тютчев и др.). Вспомните, какое значение приобретает аромат в романе И. А. Гончарова «Обломов» (роман Обломова и Ольги Ильинской «овеян» благоуханием сирени). Отметьте, что цветущие яблоня, черешня и липа привлекают своим ароматом лирического героя А. А. Фета («Цветы», «Ночь и я - мы оба дышим...» и др.). Первое действие «Вишнёвого сада» А. П. Чехова открывает «ароматическая» ремарка: «... Уже май, цветут вишнёвые деревья...»

В итоге вы придёте к выводу о том, что «язык» цветочных запахов в творчестве этих и других художников слова, как и в романе М.А. Булгакова, используется для обобщения, социальной и психологической характеристики персонажей, окружающего мира, сближения и перекличек на разных уровнях содержания и восприятия произведения.

15. Определите реминисцентный источник произведения Ф. И. Тютчева.

Создавая развёрнутое суждение на предложенную тему, используйте понятийный аппарат литературоведения и представьте термин, который вы будете использовать для характеристики такого сложного понятия, как реминисценция.

Для определения реминисцентного источника этого текста вам надо обратить внимание на название стихотворения Ф. И. Тютчева: «Молчание!» (лат.). Затем следует вспомнить произведения отечественной литературы XIX века, в которых тема молчания заявлена достаточно явно и открыто.

В итоге вы установите, что одним из первых таких произведений стало стихотворение В. А. Жуковского «Невыразимое», в котором утверждается тезис о бессилии «языка земного» и в искусстве, и в процессе общения двух сердец. Именно его можно считать главным реминисцентным источником текста Ф. И. Тютчева.

16. Кто из современников поэта актуализировал мотив «невыразимого» и в чём его отличие от версии Ф. И. Тютчева?

В начале своего рассуждения укажите, что мотив «невыразимого» - один из стержневых мотивов в романтической картине мира. Отметьте, что в разных вариантах звучал он в лирике В. А. Жуковского, М. Ю. Лермонтова, Е. А. Баратынского, поэтов-любомудров и др.

Далее вспомните знаменитых современников Ф. И. Тютчева и покажите, что творчество А. А. Фета во многом завершает линию эволюции мотива «невыразимого», начатую В. А. Жуковским, и вбирает в себя художественное содержание главных вех в движении этого мотива, представленных именами поэтов-любомудров, М. Ю. Лермонтова и Ф. И. Тютчева. Назовите стихотворения, которые можно считать поэтическими манифестами поэта («Как беден наш язык!», «Одним толчком согнать ладью живую...», «Поэтам» и др.). Выявите отличия в звучании мотива «невыразимого» у А. А. Фета и Ф. И. Тютчева. Покажите, что для А. А. Фета не существует «невыразимого», потому что посредством своего творчества художник способен постигнуть и отразить суть мира.

17.1. Согласны ли вы с мнением И. В. Камаловой о том, что в цвете портретных описаний главных героев романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» проявляется специфичность авторских приёмов изображения?

Формируя теоретическую базу своего рассуждения, вспомните, какова функциональная значимость цвета в портретных описаниях персонажей. В результате вы придёте к выводу о том, что наличие цветописи в портретных описаниях обусловлено особенностями поэтического мышления художника и является средством выражения индивидуальной оценки образа.

Размышляя над поставленной задачей, выявите, в чём проявляется специфичность авторских приёмов изображения в романе А. С. Пушкина.

Покажите, насколько неоднозначна цветовая определённость персонажей «Евгения Онегина». Портрет главного героя романа можно назвать ахроматичным, или неокрашенным, так как при изображении внешнего облика Евгения Онегина автор практически не использует цвет.

В портрете Ленского, построенном по романтической модели, появляется цветовое пятно, сжатая характеристика оканчивается указанием на конкретную деталь внешности - «кудри чёрные до плеч».

Отметьте, что внешний облик Ольги отличается большей детализацией (даётся указание на цвет глаз, волос, цвет лица). Объясните причину использования именно этих цветов (подобные портретные черты представляют собой поэтическое клише, это своеобразный колористический штамп, чрезвычайно распространённый у романтиков).

Охарактеризуйте портрет Татьяны. Обратите внимание на то, что автор, подчеркнув трафаретность внешности Ольги, использует принципиально иные приёмы и краски для описания старшей сестры. Не акцентируя внимания на мелких подробностях облика героини, А. С. Пушкин использует колористические намёки, неявные, скрытые цветоопределения и единичный интенсивный цветоэпитет, которые складываются в сознании читателя в законченную картину, создавая цельный портрет Татьяны.

Подводя итоги, укажите, что в цвете портретных описаний главных героев романа «Евгений Онегин» прояазяется специфичность авторских приёмов изображения (цветовая минимизация, гармоничный колоризм, пристальное внимание кдеталям и принцип изображения крупным планом).

Согласитесь с мнением исследователя о новаторстве А. С. Пушкина в области цветовой техники литературного портретирования.

17.2. Прав ли В. Б. Катаев, утверждающий, что только Гуров (А. П. Чехов «Дама с собачкой») может быть поставлен в один ряд с вечным образом Дон Жуана и рассмотрен как чеховский вариант этого образа?

Приступая к написанию сочинения, вспомните, какие образы в литературоведении принято называть «вечными». Назовите основные отличительные особенности «вечного образа» (содержательная ёмкость, неисчерпаемость смыслов, высокая художественная и духовная ценность, общепонятность, непреходящая актуальность и т.д.).

Сделайте вывод о том, что «вечные образы», выступая как знак, символ каких-то универсальных свойств, присущих человеческой натуре, позволяют читателю определённой эпохи наполнять такой образ своим содержанием, открывать новые, созвучные собственным переживаниям смыслы.

Далее покажите, что Дон Жуан - один из наиболее известных «вечных образов» мировой литературы. На протяжении многих веков он видоизменялся, переходил из одной культурно-исторической среды в другую, становился всё сложнее, сохраняя при этом своё смысловое ядро.

Развивая свою мысль, отметьте, что Дон Жуан - пылкий и страстный по натуре человек, жаждущий приключений, в нём играет горячая испанская кровь, целью жизни для него становится любовь к женщине, для обладания ею он готов на всё, человеческие и «божеские» законы для него не важны.

В качестве примера приведите одноимённую поэму Дж. Г. Байрона, в которой рассказывается о похождениях победителя женских сердец, превратившегося в итоге из соблазнителя в соблазняемого. Вспомните Дон Жуана А. С. Пушкина («Каменный гость»), озорника, обольстителя, но в то же время человека в высшей степени обаятельного, наделённого талантом любви. Подготовив теоретическую базу исследования, обратитесь к содержанию рассказа А. П. Чехова и проанализируйте «Даму с собачкой» в свете поставленной в задании проблемы.

Установите, что Гуров обладает некоторыми чертами Дон Жуана. Его внешность, его характер, вся его натура манят и привлекают женский пол, герой знает об этом и охотно поддаётся чарам «низшей расы». Покажите, что Гуров имел богатый опыт покорения женских сердец, всегда искал новых приключений, располагал женщин в своём любовном списке по особым типам. Одновременно отметьте, что у Гурова есть черты, которые не свойственны горячему духу Дон Жуана: Гуров - филолог, служит в банке, в свободное время играет в карты, читает газеты и т.д. Продолжите аргументацию.

В итоге вы придёте к выводу о том, что обращение к «вечному образу» Дон Жуана не носит в «Даме с собачкой» столь ярко выраженного характера. Гуров воплощает разные стороны другого сквозного для всего творчества А. П. Чехова типа героя - человека слабого, неуверенного, сомневающегося, часто чувствующего себя несостоявшимся как личность.

Это даст вам основание не согласиться с мнением известного литературоведа: автор «Дамы с собачкой» уходит от прямолинейного сопоставления своего персонажа с «вечным образом» в направлении к более скрытой, завуалированной типологической близости Гурова и его знаменитого предшественника.

17.3. Докажите, что трагическое является одной из граней художественного сознания В. П. Астафьева.

Размышляя над поставленной в задании проблемой, вспомните, что в классическом понимании сущностью трагического являются существенные основы бытия, вступающие в неразрешимый конфликт между собой.

Далее докажите, что трагическое - одно из свойств художественного мышления В. П. Астафьева, оно обуславливает характеры персонажей, способно влиять на стиль произведения, сюжетно-композиционную основу, структурировать пространственно-временную организацию.

Отметьте, что трагическое в творчестве В. П. Астафьева начинает ярко проявляться уже в произведениях 50-х годов о войне (в рассказе «Гражданский человек» показывается трагическая гибель на поле брани сибиряка Матвея Савинцева, простого русского крестьянина, предназначение которого - созидательный земледельческий труд).

Обратите внимание на то, что в 60-е годы намечаются новые подходы к изображению непоправимых трагических последствий войны (в повести «Звездопад» звучит мысль о трагедии любви, которую «убила» война, позднее этот мотив станет сквозным для писателя).

Покажите, что данное направление в изображении трагического получает своё развитие в «современной пасторали» «Пастух и пастушка» (по мысли автора именно военное лихолетье обрекает людей на трагичность существования - искалеченная войной душа Бориса Костяева ничего не может дать этому миру, герой обречён на смерть).

Вспомните, как решается тема трагического в одном из самых известных произведений В. П. Астафьева «Царь-рыба» (природа мстит человеку, духовная несостоятельность которого определяет трагическое направление его жизни).

Обратите внимание на то, какое мощное и настойчивое звучание обретает трагическое в «Печальном детективе» (человек теряет связь с предшествующими поколениями, пренебрегает народными традициями).

Охарактеризуйте своеобразие трагического в «Последнем поклоне» (трагизм обусловлен разрушением крестьянского образа жизни, изменениями в психологии русского человека, предопределившими его трагическую судьбу).

Завершите свой обзор обращением к самому трагическому произведению В. П. Астафьева «Прокляты и убиты» (мысль о цене победы предопределила трагический пафос книги).

Суммируя свои наблюдения, отметьте, что трагическое, являясь одной из граней художественного мышления писателя, оказало непосредственное влияние на идейно-художественное своеобразие всего творчества В. П. Астафьева.

{module Адаптивный блок Адсенс в начале статьи}

ТЕСТ ЕГЭ - 2014 ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВАРИАНТ 8

Тренировочный тест для подготовки к сдаче ЕГЭ - 2014 по литературе. Задания, включенные в данный тест, полностью соответствуют заданиям будущих реальных вариантов экзаменационной работы по количеству, форме, уровню сложности и другим параметрам.

Тесты ЕГЭ - 2014 по литературе состоят из трёх частей.

Часть 1 включает в себя 7 заданий с кратким ответом (В1 - В7), требующих написания слова, или сочетания слов, или последовательности цифр, и 2 задания с развёрнутым ответом (С1 - С2) в объёме 5 - 10 предложений.

Часть 2 включает в себя 5 заданий с кратким ответом (В8 - В12) и 2 задания с развёрнутым ответом в объёме 5 - 10 предложений (С3 - С4).

Часть 3 включает 3 задания, из которых нужно выбрать только одно и дать на него развёрнутый аргументированный ответ в жанре сочинения на литературную тему объёмом не менее 200 слов.

ЧАСТЬ 1

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1 - В7; С1, С2.

Иван спустил ноги с постели и всмотрелся. С балкона осторожно заглядывал в комнату бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми.

Убедившись в том, что Иван один, и прислушавшись, таинственный посетитель осмелел и вошёл в комнату. Тут увидел Иван, что пришедший одет в больничное. На нём было бельё, туфли на босу ногу, на плечи наброшен бурый халат.

Пришедший подмигнул Ивану, спрятал в карман связку ключей, шёпотом осведомился: "Можно присесть?" - и, получив утвердительный кивок, поместился в кресле.

- Как же вы сюда попали? - повинуясь сухому грозящему пальцу, шёпотом спросил Иван. - Ведь балконные-то решётки на замках?

- Решётки-то на замках, - подтвердил гость, - но Прасковья Фёдоровна - милейший, но, увы, рассеянный человек. Я стащил у неё месяц тому назад связку ключей и, таким образом, получил возможность выходить на общий балкон, а он тянется вокруг всего этажа, и, таким образом, иногда навестить соседа.

- Раз вы можете выходить на балкон, то вы можете удрать. Или высоко? - заинтересовался Иван.

- Сидим, - ответил Иван, вглядываясь в карие и очень беспокойные глаза пришельца.

- Да... - тут гость встревожился, - но вы, надеюсь, не буйный? А то я, знаете ли, не выношу шума, возни, насилий и всяких вещей в этом роде. В особенности ненавистен мне людской крик, будь то крик страдания, ярости или иной какой-нибудь крик. Успокойте меня, скажите, вы не буйный?

- Вчера в ресторане я одному типу по морде засветил, - мужественно признался преображённый поэт.

- Основание? - строго спросил гость.

- Да, признаться, без основания, - сконфузившись, ответил Иван.

Отчитав таким образом Ивана, гость осведомился:

- Профессия?

- Поэт, - почему-то неохотно признался Иван.

Пришедший огорчился.

- Ох, как мне не везёт! - воскликнул он, но тут же спохватился, извинился и спросил: - А как ваша фамилия?

- Бездомный.

- Эх, эх... - сказал гость, морщась.

- А вам, что же, мои стихи не нравятся? - с любопытством спросил Иван.

- Ужасно не нравятся.

- А вы какие читали?

- Никаких я ваших стихов не читал! - нервно воскликнул посетитель.

- А как же вы говорите?

- Ну, что ж тут такого, - ответил гость, - как будто я других не читал? Впрочем... разве что чудо? Хорошо, я готов принять на веру. Хороши ваши стихи, скажите сами?

- Чудовищны! - вдруг смело и откровенно произнёс Иван.

- Не пишите больше! - попросил пришедший умоляюще.

- Обещаю и клянусь! - торжественно произнёс Иван.

Клятву скрепили рукопожатием...

(М.А. Булгаков "Мастер и Маргарита")

В 1. Укажите жанр, к которому относится произведение М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита".

В2. В начале фрагмента даётся описание внешности незнакомца. Как называется это средство характеристики персонажа?

В3. Общение героев представляет собой обмен репликами. Укажите название такой формы организации текста?

В4. Установите соответствие между персонажами романа "Мастер и Маргарита" и их ролью в образной системе произведения.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Ответ запишите цифрами в таблице и перенесите в бланк ответов №1.

В5. Описывая встречу героев, автор требует от читателя додумывания их реакций, внутренних движений ("сконфузившись, ответил", "сказал, морщась" и т.п.). Каким термином обозначается способ отображения внутреннего мира человека?

В6. Как называется выразительная подробность, важная для характеристики героя или действия (например, "сухой грозящий палец" незнакомца)?

В7. Глава, из которой взят фрагмент, называется "Явление героя". Какое прозвище носил этот герой?

Для выполнения заданий С1 и С2 используйте бланк ответов №2.

Выполняя задание С2, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

С1. Какую роль в судьбе Ивана Бездомного сыграла описанная встреча?

С2. В каких произведениях русских писателей затронута тема творчества и что сближает их с произведением М.А. Булгакова?

ЧАСТЬ 2

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8 - В12; С3, С4.

Я пришёл к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся,

И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,

Как вчера, пришёл я снова,

Что душа всё так же счастью

И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду

На меня весельем веет,

Что не знаю сам, что буду

Петь - но только песня зреет.

(А.А. Фет, 1843)

В8. Три строфы стихотворения начинаются одним и тем же словом. Как называется такое художественное средство?

В9. Укажите термин, которым обозначается одушевление природы, её "очеловечивание" в художественном произведении ("... лес проснулся...").

В10. Как называется стилистический приём, усиливающий звуковую выразительность стиха и связанный с использованием одинаковых согласных звуков ("на меня в есельем в еет")?

В11. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных в первой строфе стихотворения.

1) эпитет

2) сравнение

3) гипербола

4) инверсия

5) ассонанс

Впишите соответствующие номера в таблицу и перенесите в бланк ответов №1.

В12. Каким размером написано стихотворение А.А. Фета?

Для выполнения заданий С3 и С4 используйте бланк ответов №2.

Запишите сначала номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём - 5-10 предложений).

Выполняя задание С4, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

С3. К какой тематической разновидности лирики можно отнести приведённое стихотворение А.А. Фета и почему?

С4. Кто из русских поэтов обращался в своей лирике к сходным мотивам и в чём их произведения созвучны стихотворению А.А. Фета?

ЧАСТЬ 3

Для выполнения задания части 3 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (С5.1, С5.2, С5.3).

В бланке ответов №2 укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).

Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).

Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения.

Продумывайте композицию сочинения.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

С5.1. Как в "Слове о полку Игореве" соотносятся героические и лирические мотивы?

С5.2. Какую идейную нагрузку несут на себе финальные сцены пьесы А.Н. Островского "Гроза"?

С5.3. В чём своеобразие звучания патриотической темы в лирике А.А. Ахматовой?

{module Адаптивный блок Адсенс в конце статьи}

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (17.1-17.4). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).

Пояснение.

Комментарии к сочинениям.

17.1. Роль пейзажа в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

Пейзаж в поэме М.Ю. Лермонтова представлен с двух точек зрения: так, как его видит автор, и так, как его видит Мцыри. Эти два взгляда порою сливаются воедино, и из уст персонажа звучат глубоко поэтичные, вдохновенные описания виденной им природы. На протяжении всего повествования пейзаж отображает изменения в настроении Мцыри, он видоизменяется вместе с ним. Сначала это скудный монастырский пейзаж, очень под стать настроению самого Мцыри, который в монастыре, как в тюрьме. В начале странствований Мцыри все изображено в мажорной ноте, краски природы яркие и живые: «голубое небо», «белый караван», «прозрачная зелень» и «озолотившийся восток». Пространство ощущается огромным и свободным: «пышные поля», «разросшиеся деревья». Но затем Мцыри осознает, что его мечта неисполнима, и окружающий мир преображается. Теперь перед ним темный лес, сбивающий героя с пути, палящая жара, «терновник, спутанный плющом». Пространство сужается, выталкивая Мцыри назад, в его келью-тюрьму. Местами пейзаж как бы сам формирует дальнейшие события, подводя героя к вполне закономерному финалу. Пейзаж обретает человеческие черты и становится антагонистом Мцыри. Даже природа восстает против героя, и мы понимаем, какова роль пейзажа в поэме Лермонтова «Мцыри» - она состоит в создании мотива абсолютного одиночества героя-бунтаря.

17.2. Почему Раскольникову так трудно отказаться от своей теории? (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».)

В центре романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» находится теория Раскольникова и спор автора с нею. Конфликт, возникающий в душе главного героя произведения, продиктован социальными противоречиями. На страницах романа мы видим Петербург с его контрастами от пышных дворцовых площадей до серости нищих кварталов и квартирок, похожих на гробы. Теория Раскольникова рождается от состояния «когда человеку некуда идти». Он совершает преступление для проверки: «Тварь ли я дрожащая или право имею?» Раскольников ещё не осознаёт, что идея собственной исключительности не может быть оправдана средствами, избранными для её реализации. Знаменательным является строки, характеризующие состояние героя после совершённого преступления: «Ему показалось, что он как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего в эту минуту». Раскольников осознаёт, что он преступник, он теперь не такой, как все, но ему ещё предстоит осознать, что в этом не его исключительность, а его беда. Вот почему столь мучительно происходит осознание ошибочности теории.

Писатель показывает, что только страданиями искупается грех. Рас-кольников понимает несостоятельность своей теории, к нему приходит рас-каяние, а вместе с раскаянием и надежда на новую жизнь.

17.3. Кто из персонажей романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» наиболее ярок и интересен (с опорой на анализ текста романа)?

Образ Маргариты – образ любящей женщины, созданный в лучших традициях русской литературы. Женщины, беззаветно любящей, готовой к самопожертвованию, хранительнице всего лучшего, что есть на земле.

Чтобы вернуть любимого, Маргарита, героиня романа Булгакова «Мастер и Маргарита», соглашается отдать свою душу дьяволу. И что самое удивительное: даже став ведьмой, Маргарита не утратила сострадания. Поэтому в самый решающий момент просит не за себя, не за Мастера, а за Фриду, убившую своего ребёнка и теперь терзаемую за совершённое преступление.

Маргарита способна на жертвенную любовь. «…Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит», - говорит Воланд о собаке Понтия Пилата. Эти слова вполне можно отнести к Маргарите, потому что она сполна разделила судьбу любимого Мастера.

17.4. Какие темы волнуют отечественных поэтов конца ХХ – начала ХХI века (не менее двух произведений по выбору).

Здесь можно сказать о поэтах, которые заслужили себе имя уже в 60-ые. Это Олег Чухонцев, Евгений Рейн, Дмитрий Сухарев, Инна Лиснянская, Александр Кушнер. Из них только в большей степени Александр Кушнер и в меньшей Инна Лиснянская издавались в советское время, для остальных последнее десятилетие ознаменовалось не только новыми публикациями, но и, прежде всего, полноценным изданием всего творчества. Для них для всех характерен интерес к жизненным деталям в большей степени, чем к новым явлениям.

В стихах Инны Лиснянской часто повторяются темы свободы, предательства, страха и одиночества. В своей вере и своём поэтическом существовании Лиснянская как бы исполняется удивительной силой, помогающей ей справиться с трудной судьбой: «ушлют, не уйдём, убьют, не умрём». В её стихах размышление о жизни, короткой, на богатой впечатлениями:

Откроешь глаза и закроешь глаза

Навеки, но в сей промежуток

Поместится солнце, луна и лоза,

И волны, и рой незабудок,

Особая тема творчества И. Лиснянской – любовь. «Возьми меня, Господи, вместо него…» - настоящее признание в любви, необыкновенно сильное, проникновенное и страстное:

Молю Тебя, Господи, слезно молю!

Останови мою кровь

Хотя бы за то, что его люблю

Сильней, чем Твою любовь.