Маржа в торговле. Коэффициент маржинальной прибыли и его применение. Понятие свободной маржи в Форексе

Сегодня термин «маржа» широко используется в биржевом, торговом, а также банковском деле. Основная его идея заключается в обозначении разницы между отпускной ценой и себестоимостью единицы продукта, которая может выражаться как в виде прибыли на единицу продукции, так и в процентах от отпускной цены (коэффициент прибыльности). Что такое маржинальность? Другими словами, это рентабельность продаж. А представленный выше коэффициент служит основным показателем, ибо он определяет прибыльность предприятия в целом.

В чем же заключается коммерческий смысл и значение данного термина? Чем выше коэффициент, тем прибыльнее компания. Значит, успешность той или иной хозяйствующей структуры определяется ее высокой маржинальностью. Именно поэтому все решения в области маркетинговых стратегий, которые, как правило, принимаются менеджерами, целесообразно основывать на анализе рассматриваемого показателя.

Что такое маржинальность? Следует помнить: маржа также служит ключевым фактором прогноза доходности потенциальной клиентуры, разработки ценовой политики и, конечно же, рентабельности маркетинга в целом. Важно отметить, что в России маржинальную прибыль зачастую именуют валовой. В любом случае она представляет собой разницу между прибылью от реализации продукта (без акцизов и НДС) и затратами на производственный процесс. Сумма покрытия – второе название изучаемого понятия. Оно определяется как часть выручки, которая идет непосредственно на формирование прибыли и покрытие затрат. Таким образом, основная идея состоит в увеличении прибыли предприятия прямо пропорционально темпам возмещения производственных затрат.

Для начала следует отметить, что расчет маржинальной прибыли производится на единицу выпускаемого и реализуемого продукта. Именно он дает понять, стоит ли ожидать прирост прибыли за счет выпуска очередной товарной единицы. Показатель маржинальной прибыли не является характеристикой экономической структуры в целом, однако он позволяет выявить предельно выгодные (и самые убыточные) виды продукта в отношении возможной прибыли от них. Так, маржинальная прибыль зависит от цены и переменных затрат на производство. Для достижения максимального показателя следует либо увеличивать наценку на продукцию, либо повысить объемы продаж.

Итак, маржинальность товара можно рассчитать посредством использования следующей формулы: MR = TR - TVC (TR – общая прибыль от реализации продукта; TVC – переменные затраты). К примеру, объем производства - 100 единиц товара, а цена каждого из них – 1000 рублей. В свою очередь, переменные затраты, включающие в себя сырье, зарплату работникам и транспортировку, составляют 50 000 рублей. Тогда MR = 100 * 1000 – 50 000 = 50 000 рублей.

Чтобы рассчитать дополнительную выручку, необходимо применить другую формулу: MR = TR(V+1) - TR(V) (TR(V) – прибыль от реализации продукции при объеме производства в данный момент; TR(V+1) – прибыль в случае увеличения выпуска на одну единицу товара).

Маржинальная прибыль и точка безубыточности

Важно отметить, что маржинальность (формула представлена выше) рассчитывается в соответствии с разделением постоянных и переменных расходов в процессе ценообразования. Постоянными издержками служат те, которые сохранились бы даже в случае нулевого объема выпускаемого продукта. Сюда следует отнести арендную плату, некоторые платежи налогового характера, зарплату работников бухгалтерии, отдела кадров, руководителей и персонала по обслуживанию, а также погашение кредитов и займов.

Ситуация, при которой вклад на покрытие равнозначен сумме постоянных расходов, именуется точкой безубыточности.

В точке безубыточности объем реализации товара такой, что предприятие имеет возможность полностью окупить затраты на производство продукта, не получая при этом прибыли. На представленном выше рисунке точка безубыточности соотносится с 20 единицами продукта. Так, линия дохода пересекает линию затрат, а линия прибыли пересекает начало координат и переходит в зону, где все значения положительны. В свою очередь, линия маржинальной прибыли пересекает линию постоянных затрат на производство.

Методы увеличения маржинальной прибыли

Вопрос о том, что такое маржинальность и как ее рассчитать, подробно рассмотрен. Но каким образом увеличить маржинальную прибыль и априори возможно ли это? Методы подъема уровня MR в большинстве своем сходны со способами увеличения общего уровня доходов или прямой прибыли. К ним следует отнести участие в тендерах различного характера, повышение выпуска продукции для распределения постоянных затрат между большими объемами продукта, изучение новых рыночных секторов, оптимизацию применения сырьевых ресурсов, поиск наиболее дешевых источников сырья, а также инновационную политику в отношении рекламы. Необходимо отметить, что в общем фундаментальные основы индустрии маркетинга не меняются. А вот индустрия рекламы постоянно претерпевает некоторые изменения, но основная причина ее существования и применения осталась прежней.

Данное странное словосочетание сегодня достаточно часто встречается в статьях на экономическую тематику. Давайте разберемся, что же такое валовая маржа, что она обозначает, как рассчитывается и т. д.

Что это такое?

Согласно определению, валовая маржа представляет собой полученный доход от продаж после того, как из него были вычтены все переменные затраты (расходы на материалы и сырье, средства потраченные на реализацию продукции, заработная плата рабочим и т. д.).

Иногда финансисты используют термин «маржинальный доход». Это тоже самое, что и валовая маржа.

Данное понятие не подходит для того, чтобы охарактеризовать компанию с финансовой стороны. Однако, с его помощью можно рассчитать другие важные показатели.

Одним из составляющих расчета валовой маржи являются переменные затраты. В реальности они считаются прямо пропорциональными к общему объему производимой продукции.

Любое предприятие хочет, чтобы те затраты, которые оно делает на одну единицу готовой продукции, были максимально низкими. Это даст возможность получить высокую прибыль. С течением времени возможны вариации в сторону увеличения или уменьшение объема производства. Однако, их постоянное влияние на одну единицу готовой продукции является константой.

Понятие валовая маржа необходимо для финансистов. Оно позволяет им провести операционный анализ деятельности предприятия.

Иногда этот термин заменяют более привычными – сумма покрытия расходов, маржинальный доход. Определяется он государственной политикой ценообразования.

Для каждой сферы деятельности валовая маржа обозначает свое:

  • для торговли – это сделанная наценка;
  • в макроэкономике – это вариант прибыли, которую получает компания;
  • в финансах – это разница в процентах, курсах валют, акций;
  • для банков – это процентная разница, которую получает банк в результате выдачи кредитов и открытия депозитов;
  • рынок ценных бумаг использует это понятие для определения размера взятого кредита для осуществления сделок.

Себестоимость – важное понятие в коммерции и экономической науке. Здесь вы узнаете, какие виды себестоимости существуют, и как расчитывается данный показатель.

Что показывает валовая маржа?

Согласно заявлениям специалистов, валовая маржа позволяет понять, способно ли конкретно взятое предприятие покрыть все постоянные расходы на изготовление своей продукции, полученной выручкой от ее реализации. После проведения расчетов, экономист может сделать анализ и дать соответствующие рекомендации.

Принято считать, что чем выше полученный показатель, тем выше полученная прибыль фирмой с условием, что все постоянные затраты отняты. Высокий процент валовой маржи говорит от высокой прибыли, которая была получена от реализации.

Данный показатель используют в дальнейшем для расчета еще одной цифры – коэффициента валовой маржи.

На практике это выглядит следующим образом. Допустим компания получила доход за 3 месяца в размере 45%.

Тогда стоит говорить о том, что она смогла сохранить в своем бюджете 45 копеек с каждого рубля после того, как ее изготовленная продукция была продана.

Сохраненная сумма будет потрачена на покрытие заработной платы, оплату коммунальных и административных затрат, выплаты акционерам и т. д.

Валовая маржа имеет разное значение для разных отраслей торговли и производства.

Существует зависимость между данным показателем и показателем оборота запасенных материалов. Носит она обратно пропорциональный характер. Например, для торговли эта проявляется следующим образом: показатель валовой маржи выше в случае низкого оборота запасов. Если оборачиваемость высокая, тогда процент валовой маржи ниже.

Для производства цифра маржи должна быть еще выше, чем в торговле. Связано это с тем, что конечный продукт находится в пути к покупателю дольше.

Формула расчета маржи

Для определения данного показателя используется стандартные выражения:

GР = TR-TC или CM = TR – VC

  • В них GР – показывает валовую маржу;
  • СМ – валовый маржинальных доход;
  • TR – показывает полученную компанией выручку после реализации продукции;
  • TC – полная себестоимость, которая находится следующим образом.

ТС = FC + VC,

  • где FC – затраты постоянного характера;
  • VC – затраты переменного характера.

Экономисты оперируют еще выражением процентная маржа. Этот показатель используется для анализа финансового состояния конкретной компании. Его находят следующим образом:

GP = TC/TR или CM = VC/TR

  • В нем GP – процентный показатель маржи;
  • СМ – количество маржинального дохода в процентах.

Показатель валовой маржи находят путем отнятия от полученных доходов сделанных затрат.

А вот процентный показатель позволяет узнать каково отношение затрат к доходам в процентах.

Полученные в результате вычисленный данные позволяют найти показатель маржинального дохода. Эта цифра дает возможность узнать отношение маржи к полученной выручке. Иногда этот показатель называют нормой дохода маржи:

Кмд = GP/TR

Есть определенные нормальные данные, которые обязательно должна знать каждая организация для получения позитивного результата. Здесь все зависит от вида деятельности рассматриваемой компании: торговля – 30%, промышленность – 20%. Если расчетный получается таким как требуется, тогда компания считается рентабельной.

Предпринимате ль должен знать не только как открывать фирму, но и как ее закрыть, ведь по некоторым причинам предприятие может прекратить свое существование и в этом случае нужно произвести все необходимые мероприятия по его законной ликвидации. : разбираемся в нюансах.

Разновидности сдельной оплаты труда рассмотрим в материале. Плюсы и минусы сдельной заработной платы.

Видео на тему


Все компании, которые занимаются торговой деятельностью, живут за счёт наценки. То есть, прибавляют к себестоимости некую сумму в рублях и получают отпускную цену товара. Тогда, что же такое маржа? Она равна наценке? Ведь известно, что маржа - разница между отпускной ценой и себестоимостью.

Маржа: подходы

Маржа - показатель рентабельности продаж или разница между отпускной ценой и себестоимостью продукции. Это разница выражается либо в процентах от отпускной цены, либо как прибыль на единицу продукции.

Маржа = отпускная цена товара (руб.) - себестоимость (руб.)

Маржа (коэффициент рентабельности) = прибыль на единицу товара (руб.)/отпускную цену этой единицы (руб.)

Рассчитывать показатель маржи необходимо на конец каждого отчетного периода, например, квартала. Если компания стабильна, то показатель маржи можно рассчитать только на конец года.

Этот показатель отражает прибыльность товара. Цель расчета - для определения величины прироста продаж и управление ценообразованием. Большая величина этого показателя говорит о высокой прибыльности предприятия.

Показатель «маржа» показывает, какую прибыль приносит 1 рубль товарооборота.

А теперь о наценке

Наценка - добавка к цене реализуемого товара, работы или услуги, это доход продавца, разница между оптовой ценой и розничной.

Величина наценки зависит от состояния рынка, качества товара, его потребительский свойств и спроса на данный товар. Наценка необходима для покрытия затрат продавца на транспортировку товара, его хранение и получение прибыли. Таким образом, величину наценки можно рассчитать по следующей формуле:

Наценка = цена продажи (руб.) - себестоимость (руб.)/себестоимость (руб.) * 100%

При установлении наценки необходимо исходить из конкурентоспособности не только товара, но и самой компании на рынке. Важно учитывать стратегическую позицию развития предприятия относительно конкурентов. Ведь конкуренты - это те, кто торгует таким же товаром по меньшей цене, но большими объёмами, и те, кто торгует по высокой цене, но маленькими объёмами. В идеале, торговая наценка должна быть равна такой величине, которая позволяет держать баланс между ожидаемым объёмом продаж и оптимальной ценой.

Если правильно установить торговую наценку на товары, работы или услуги, то её величина полностью покроет расходы, которые принесла единица товара, а также оставит компании прибыль с этой единицы.

Наценка показывает, сколько принёс прибыли каждый рубль, который был вложен в закупку товара. Она, в отличие от маржи отражается в бухгалтерском учёте по кредиту счёта 42, который так и называется «Торговая наценка».

Маржа же не отражается в бухгалтерском учёте, её рассчитывают специально, когда хотят выяснить прибыльность компании. В числовом выражении сумма маржи всегда будет равна сумме наценки, а в процентном выражении - наценка всегда больше.

Взаимосвязь М. и Н.

Если известна маржа, то наценку можно вычислить по следующей формуле:

Наценка = маржа/ (100 — маржа),

Соответственно, если известна наценка, то вычислить маржу:

Маржа = наценка/ (100 + наценка).

Читайте также

Активы и пассивы – это важнейшие понятия, относящиеся к области экономики предприятия и бухучета. Рассмотрим их сущность...

Запас финансовой прочности – это экономический показатель, демонстрирующий устойчивость предприятия к сокращению п...

В экономической сфере существует множество понятий, которые в повседневной жизни человек встречает редко. Порой мы сталкиваемся с ними слушая новости экономики или читая газету, но представляем лишь общее значение. Если Вы только начали предпринимательскую деятельность, Вам предстоит ознакомиться с ними детальнее, чтобы правильно составить бизнес-план и без проблем понимать о чем говорят партнеры. Одним из таких терминов является слово маржа.

В торговле «Маржа» выражается в отношении выручки от продажи к стоимости продаваемого продукта. Это процентный показатель, он показывает Вашу выгоду при продаже. Чистая прибыль рассчитывается исходя из показателей маржи. Узнать показатель маржи очень просто

Маржа=Прибыль/Продажная цена * 100%

К примеру, Вы купили продукт за 80 рублей, а цена продажи составила 100. Прибыль составляет 20 рублей. Делаем расчет

20/100*100%=20%.

Маржа составила 20%. Если Вам предстоит работа с европейскими коллегами, стоит учесть, что на западе маржа высчитывается не так, как в нашей стране. Формула та же, но вместо выручки от продажи используется чистый доход.

Это слово широко распространено не только в торговле, но и на биржах, среди банкиров. В этих отраслях он означает разницу курсов ценных бумаг и чистую прибыль банка, разницу процентной ставки на вклады и кредиты. Для различных сфер экономики, существуют разные виды маржи.

Маржа на предприятии

Термин валовой маржи используется на предприятиях. Она означает разность прибыли и переменных затрат. Ее применяют для вычисления чистого дохода. К переменным затратам относят издержки на обслуживание оборудования, оплата труда, коммунальные услуги. Если мы говорим о производстве, то валовая маржа это продукт рабочего труда. В нее также входят внереализационные услуги, доходны извне. Это идентификатор прибыльности компании. Из нее формируются различные денежные базы для расширения и усовершенствования производства.

Маржа в банковской сфере

Кредитная маржа – разность товарной ценностью и суммы, которую выделяет банк на ее покупку. К примеру, Вы берете в кредит на год стол стоимостью 1000 рублей. Через год в общей сумме с процентами Вы отдаете 1500 рублей. Исходя из формулы, приведенной выше, маржа по Вашему кредиту для банка составит 33%. Показатели кредитной маржи для банка в целом влияют на процент ставки по займам.

Банковская – разность коэффициентов процентной ставки по вкладам и выданным займам. Чем выше процент по займам и меньше по вкладам, тем больше банковская маржа.

Чистая процентная – разность показателей процентных дохода и расхода в банке по отношению к его активам. Иными словами, мы вычитаем расходы банка (оплаченные займы) из доходов (прибыль от вкладов) и делим на сумму вкладов. Данный показатель является основным при расчете доходности банка. Он определяет стабильность и находится в свободном доступе для заинтересованных вкладчиков.

Гарантийная – разность вероятной ценности залога и выданным под него займом. Определяет уровень доходности, в случае невозврата денег.

Маржа на бирже

Среди трейдеров, участвующих в биржевых торгах распространено понятие вариационной маржи. Это разность между ценами купленного фьючерса утром и вечером. Трейдер покупает утром в начале торгов фьючерс на определенную сумму, вечером, при закрытии торгов идет сравнение утренней цены и вечерней. Если цена выросла – маржа положительная, если опустилась – отрицательная. Она учитывается ежедневно. Если необходим анализ за несколько дней – показатели складывают и находят среднее значение.

Отличие маржи от чистого дохода

Такие показатели как маржа и чистый доход часто путают. Чтобы почувствовать отличие, следует для начала понять, что маржа это разность показателей ценности купленного и проданного товара, а чистый доход – сумма от продаж за вычетом расходников: аренды, обслуживания оборудования, платы за коммунальные услуги, заработной платы и т.д. Если из полученной суммы вычесть налог мы получим понятие чистой прибыли.

Маржинальная торговля представляет собой метод проведения купли и продажи фьючерсов, используя кредитные средства под определенные залог – маржу.

Отличие маржи и «накрутки»

Различие этих понятий состоит в том, что маржа это разность меж продажной прибылью и стоимостью продаваемого товара, а наценка – прибылью и стоимостью закупки.

В заключении хотелось бы сказать, что понятие маржа очень распространено в экономической сфере, но в зависимости от конкретного случая затрагивает разные показатели прибыльности предприятия, банка или биржи.

Одним из наиболее часто используемых терминов в макроэкономике является маржа. В переводе с английского слово margin обозначает “разница”. Что именно называют этим термином и для чего оно используется? Попытаемся рассказать об этом максимально доступно.

Введение

Если обратиться к Википедии, то можно узнать, что маржа — это разница между выручкой предприятия и общей себестоимостью продукции. Этот показатель является абсолютным, он отображает общую успешность работы компании в основной и дополнительной деятельности.

Маржой называют разницу между выручкой и себестоимостью товара

Абсолютность данного показателя позволяет использовать его только для внутренней статистики и анализа, поэтому сравнивать филиалы или компании по марже не представляется возможным. Для этого следует использовать относительные показатели, к примеру, рентабельность.

Что представляет собой классическая маржа

В микро/макроэкономике маржой (grossprofit) называют прибыль, которая была получена с учетом полной выручки и общих затрат на оказание услуги/создание продукции. Этот термин наиболее совпадает с российским термином “общая прибыль, полученная от реализации всевозможных услуг или готового товара”.

Обратите внимание: понятие маржинальный доход обозначает разницу от полученной предприятием выручки к общим переменным затратам на оказание услуги или выпуск продукции.

Если выражение “маржа” применяется в финансовой области, то обычно она означает разницу в процентных ставках или различных ценных бумагах. Банки также используют данное понятие — для них оно означает разницу между депозитными вкладами и выданными кредитами.

Рассмотрим, что такое маржа в торговле и от чего она зависит. В торговле это понятие обозначает размер процента, который прибавляется к закупочной цене для получения прибыли. В любом варианте результатом деятельности всех предприятий является получение максимальной маржи или прибыли.