Малые и большие карелы. «Малые Корелы» - музей, где оживает история Руси. Музей Малые Корелы

February 14th, 2017

Архангельск — это не только большой город у устья Северной Двины. Это ещё и центр большой области, площадью в полтора раза превосходящей Германию (да, европейские страны — это единица измерения российских территорий!). Область Архангельская богата старинными сёлами и деревянным зодчеством, которое представлено в действующем с 1973 года музее под открытым небом в 20 километрах от областного центра. Несмотря на название, деревянное зодчество русское, как и большинство населения региона. Происходит название музея от деревни Малые Карелы, где он расположен (у названия деревни закрепилось написание через А). Впрочем, обо всём по порядку.

Добраться до музея из города можно на автобусе, ходящем от МРВ (морского-речного вокзала). 22 километра по дороге вдоль правого берега Северной Двины через несколько деревень. Дорога эта продолжается далеко на восток, сначала вдоль Двины, потом вдоль Пинеги, и так до самой Мезени (туда её достроили совсем недавно). Но в автобусе, на котором я ехал, деревня Малые Карелы является конечной. Хоть и сама деревня маленькая, но значительная часть пассажиров едет именно до неё, — возможно, музей популярен и просто как хорошее место для прогулок.

2. Сами Малые Карелы выглядят вот так. Несмотря на название, деревня эта русская, как и почти вся Архангельская область. Впрочем, некогда эти края населяли финно-угорские племена, уже много сотен лет назад ассимилированные русскими. В том числе и племя корела (предки современных карел), от которых получила название речка Корелка (Корелы), впадающая здесь в Двину. По соседству есть и деревня Большие Карелы, по размеру, впрочем, примерно такая же.

3. Деревня небольшая, и наверное, многие дома — это дачи архангелогородцев и северодвинцев. Поток машин по дороге довольно оживлённый, и может быть, кто-то из них едет даже в далёкую Мезень...

4. Изба с солнцем под коньком крыши. Это типично северная традиция, которую я наблюдал и в .

5. А вот так оригинально в Малых Карелах выглядит автобусная остановка. Тоже, однако, деревянное зодчество!

Но направимся теперь в музей. Он достаточно большой (площадь 140 гектар, заметно больше деревни) и насчитывает около ста деревянных построек, свезённых сюда из разных мест Архангельской области. Для приближения обстановки к реальной музей, как это обычно бывает, вписан в окружающую природу, — деревянные постройки стоят под сводами хвойного леса. По географическому делению Архангельской области музей разделён на четыре сектора — Онежско-Каргопольский, Двинской, Пинежский и Мезенский.

6. Первым встречает Онежского-Каргопольский сектор (отражающий западную часть региона) и колокольня Вознесенской церкви из села Кушерека (Онежский район), построенная в середине 19 века.

7. Сама по себе Вознесенская церковь старше — 1699 год. Архитектура типичная для Поонежья — пятиглавие на кубическом объёме, такой же конструкции церковь в селе Архангело.

8. А это уже артефакт гораздо более поздней эпохи — ветряная мельница шатрового типа 1902 года из Кожеозерского Богоявленского монастыря (находится в глуши Онежского района и в наше время возрождается после десятилетий запустения).

9. Внутри мельницы:

10. Другая ветряная мельница — с юго-запада области, из деревни Большая Шалга Каргопольского района. Одно из крыльев, видимо, сняли на реставрацию.

11. А это уже жилая постройка — дом-двор Пухова из села Ошевенск (а точнее, деревни Большой Халуй) Каргопольского района, куда я так и не добрался. Жилые дома на Русском Севере огромны и подчас суровы своим внешним видом. Во-первых, жилая часть делится на зимнюю и летнюю, а во-вторых, она объединяется с хозяйственной. В холодном климате всё под одной крышей!

12. На фоне леса — часовня Илии Пророка (конец 18 века) из ныне опустевшей деревни Мамонов Остров на Кенозере (Плесецкий район).

14. Ландшафт здесь достаточно холмистый. Вроде, чуть дальше музея есть горнолыжные трассы. Впрочем, летом это не было актуально.

15. Это овраг, по дну которого течёт ручей. В Малых Корелах я был 18 июля. Забавно, но уже не первый год подряд я именно в эту дату попадаю в место с длинными деревянными лестницами.

17. Следующий сектор — Двинской. Опять же, несколько собранных в одном месте деревянных построек фактически воссоздают цельный облик деревни.

18. Дом-двор Щеголёва (1826 год) из деревни Ирта на берегу реки Вычегды в Ленском районе (райцентр — село Яренск), недалеко от Котласа. Эта изба уже не пяти-, а шестистенная, с двумя параллельными перерубами.

19. Слева — ветряная мельница второй половины 19 века из деревни Медлеша (Шенкурский район).

20. Другие постройки сельской усадьбы: на переднем плане баня "по-чёрному", а на дальнем справа — амбар-ле дник для хранения продовольствия.

21. Ещё два шестистенных жилых дома: дом Туробова (1820-е годы, тоже из деревни Ирта) и дом Цигарева (19 век, деревня Выемково Ленского района).

22. В центре Двинского сектора — церковь Георгия Победоносца (17 век, село Вершино Верхнетоемского района). Это уже шатровая конструкция (как, например, в селе Саунино возле Каргополя).

23. А это дом Шестакова из села Цивозеро Красноборского района (1861 год). Маленький он потому что это лишь часть целой в прошлом избы, разделённой при её перестройке.

24. Крылечко. Дом закрыт, поскольку я был здесь в понедельник, когда интерьерные экспозиции не работают. А вообще в глубинке Русского Севера во многих деревнях даже не принято запирать дома...

26. Окошки в северных избах. как правило, маленькие:

27. А это усадьба Тропинина из деревни Семушинская Устьянского района. Хозяин был зажиточным человеком.

28. Даже конёк крыши двуглавый!

29. Усадьба Ермолина (1880 год, деревня Кривец Холмогорского района). Изба пятистенная, и уже не такая огромная.

30. С обратной стороны к жилой части примыкает амбар:

31. Хозяин усадьбы был кузнецом, поэтому есть на заднем дворе и сельская кузница:

32. А это дом Русинова (19 век, ныне нежилая деревня Кондратовская Верхнетоемского района). Разумеется, деревянные мостки тоже есть.

33. За домом растёт рожь:

34. И снова лес. Следующий сектор — Пинежский. Именно в нём на момент моего посещения было наиболее малолюдно, больше всего комаров, и именно в момент прихода туда солнце скрылось за тучами. Пинежский сектор во всём музее мне показался каким-то особенно отрешённым и загадочным, — как, наверное, и сам Пинежский край в глухих и труднодоступных лесах.

Кстати, возле Архангельска, как и в Северной Карелии, растёт сибирская ель. А вот лиственницы именно здесь нет, потому что климат слегка смягчается Белым морем, — она встречается южнее, в Плесецком районе, и восточнее.

35. На переднем плане — амбар из села Сура Пинежского района (19 век), а слева вдалеке — бани.

36. Несколько амбаров 19 века из Пинежского района. "На курьих ножках" они стоят специально чтобы в них не забирались грызуны.

37. Жилые дома с задней (хозяйственной) части. В данный момент они, видимо,на реставрации.

38. Интерьер бани:

Короткую экскурсию по Пинежскому сектору мне провела сотрудница музея, которая сама родом из Пинежского района (в этнографических музеях, в том числе таких, это довольно частая практика — специально брать на работу людей из соответствующих мест). В её речи я обратил внимание на характерный говор (особенно запомнилось произношение слова "ещё" как "ишшо").

39. У опушки леса стоит Свято-Троицкая часовня (1728 год) из деревни Вальтево Пинежского района.

40. На переднем плане — дом П. П. Филина (1876 год, деревня Городецк Пинежского района), а дальше — дом Дородной (начало 20 века, деревня Шеймогоры Пинежского района).

41. Колодец-"журавль". В деревнях я сейчас такие вижу очень редко, — в основном в музеях и на старых фотографиях.

42. А в лесу — охотничий лабаз:

43. Рядом есть и охотничья избушка:

44. Выйдя из леса, попадаем в Мезенский сектор, посвящённый самому далёкому и трудноступному краю в Архангельской области, куда я ещё обязательно надеюсь добраться (Мезенский и Лешуконский районы). Мезенский сектор расположен у обрыва, — здесь начинается спуск в долину Северной Двины.

45. Дом зажиточного мезенского крестьянина:

46. Другой дом — уже шестистенный. Перерубы расположены рядом.

47. Ещё одна шестистенная мезенская изба:

48. А эта пятистенная. С расписными ставнями и свесами.

50. Рядом есть и амбары:

52. И колодец:

53. В конце Мезенского сектора — ветряная мельница из деревни Азаполье Мезенского района (19 век).

54. И поклонный крест. Для поморов они также служили навигационными знаками и ставились на берегу моря. Если видишь крест прямо с лицевой стороны, значит смотришь на восток.

55. Вокруг расстилаются живописные овраги и леса:

56. А с другой стороны — где-то внизу Северная Двина, поделённая на множество проток (воду, впрочем, не видно из-за деревьев). А на другом берегу — город Новодвинск, спутник Архангельска в 38 тысяч жителей, и его градообразующее предприятие — мрачноватый Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат. Пейзаж этот мне напомнил вид на Кирово-Чепецкий химкомбинат с высокого берега Вятки.

Такое вот музейное отображение сельской Архангелогородчины рядом с её столицей. В музее постоянно ведётся работа в области пополнения его коллекции, сейчас создаются Поморский и Важский сектора. Так что вполне вероятно, в будущем он станет ещё интереснее. На этом и закончим рассказ о музее "Малые Корелы".

На этой странице:

О Малых Корелах в России знают даже те, кто слабо представляет себе месторасположение Русского Севера. Это и правда главная местная достопримечательность. Не был в Корелах — не был в Архангельске!

Территории, входящие в состав нынешней Архангельской и Вологодской областей всегда были центром традиций деревянного зодчества в России. Но реалии таковы, что все больше и больше деревень в местных демучих лесах лишаются последних жителей, а деревянные памятники ветшают, дряхлеют и остаются без присмотра. Наиболее интересные из них, кому до сих пор посчастливилось не сгореть и не сгнить, разбираются и перевозятся в Малые Корелы.

Конечно, посредством такой перевозки храмы и избы «отрываются от корней» и становятся унылыми музейными экспонатами. Ведь львиная часть их красоты и обаяния — это не постройка сама по себе, а ее окружение, то, как она вписана в ландшафт. Перевези те же храмы или в музей и они лишатся всей своей необыкновенной прелести.

Но перед большинством корельских экспонатов выбор стоял простой: либо полное разрушение, либо музей. Так что и на том спасибо.

Музей Малые Корелы

Вся экспозиция музея разделена на три части: Каргопольско-Онежскую, Двинскую, Пинежскую и Мезенскую. Эти районы Русского Севера отличались традициями и укладом жизни, соответственно и архитектура в них была разная.

Начнем с Каргопольско-Онежского сектора, как самого знакомого нам по нынешней и прошлой поездкам. Погода еще с Онеги катилась по наклонной и к Корелам превратилась в настоящую северную осень с ледяным дождем и задевающими за землю тучами. Но что делать, на Корелы у нас был выделен один единственный день.

Каргопольско-Онежский сектор

На входе нас встречает традиционная русская изгородь из косых веток, а за ней сотрудник музея косит газонокосилкой не что иное, как лён — одну из основных северных сельскохозяйственных культур.

На бровке холма стоит массивная башня с нелепо нашлепнутым прямо на шатер куполом. Это одна из самых древних сохранившихся в России деревянных колоколен, XVI века постройки. «Предками» таких архаичных колоколен были сторожевые деревянных башни острогов и крепостей.

Колокольня эта была перевезена из деревни с замечательным названием Кулига-Дракованово: того и гляди из-за древних бревен выглянет голова Змея Горыныча.

Идем дальше. В рощице спряталась традиционная северная часовенка с галереей. В немузейном состоянии такие часовни обычно стоят уже безо всяких галерей и колоколенок и похожи на простой сруб в чистом поле. Их по всему Русскому Северу до сих пор сохраняется множество.

Рядом с часовней на полянке стоит изба простого каргопольского крестьянина Полуянова из деревни Гарь. Каргопольская Сушь во все времена было самой бедной частью Русского Севера, крестьяне здесь еле сводили концы с концами.

Жилой здесь только передний сруб на одну комнату, а вся задняя часть дома — крытый хозяйственный двор. Для сохранения тепла скотные и хозяйственные дворы на севере пристраивают прямо к жилой избе так, чтобы переход между ними оказался под крышей. Чем суровее климат, тем больше двор: там живет скот, хранится сено, делаются все хозяйственные работы.

Труба из крыши избы торчит деревянная, потому что это и не труба вовсе, а своеобразная вентиляция. Изба эта курная, то есть топилась по-черному, без дымохода.

Чтобы дым не гулял по всей избе, на уровне человеческого роста делали специальные полки. На фото хорошо видно, что выше них стены закопченые, а ниже -чистые.

Полуянов был довольно беден, так что и утварь у него немудреная.

Центр каргопольско-онежской экспозиции — кубоватая церковь Возесения Господня 1669 года из приморского села Кушерека. Когда-то Кушерека жила добычей семги, наваги, сига, на начало XX века в ней насчитывалось почти 2000 жителей. К 2010 году их осталось 7.

На крыльце церкви стоит одна из сотрудниц-хранительниц музея. Эти хранительницы не просто сидят в каждой избе и храме, но и с удовольствием рассказывают об истории музея и «подшефного» экспоната. Очень здорово!

Рядом с храмом — массивный дом Пухова из деревни Большой Халуй, что в Ошевенске. Это дом зажиточного крестьянина, состоящий из двух срубов.

Но и это еще не все: за домом прячется не менее впечатляющий двор. Хозяйство у Пухова было большое, скотины много, так что и двор нужен был соответствующий.

Пухов был старовером, как и множество его односельчан, бежавших на север после раскола. В доме есть отдельная комната-молельня.

Двинской сектор

Переходим по мостику через овраг из Каргопольской части в Двинскую. Здесь стоят постройки, привезенные из сел Северной Двины и Вологодчины.

В центре — Георгиевский храм 1672 года из Сольвычегодского уезда. В основе храма — все тот же архаичный восьмигранный сруб, но опоясывающая его легкая галерея меняет всю картину. Вообще, очень многие шатровые церкви раньше были с такими галереями-гульбищами, но почти все их сняли во время последних реставраций XIX веков, когда мода на каменные храмы заставляла селян обшивать свои церкви тесом и белить их.

Очень красивый храм.

За церковью начинается двинская деревня. Архитектура здесь совершенно другая: избы становятся двухэтажными «шестистенками», летние светелки залезают под крышу и обзаводятся кокетливыми балкончиками, а ведущие сразу на второй этаж крыльца стоят на массивных «ногах». Дома-дворы при этом становятся все больше и больше.

Слева, в дальней половине — летняя изба, справа, с маленькими окошками — зимняя. Зимой даже обладатели таких больших домов всей семьей жили в одной комнате.

Очень интересная постройка в Двинской части — дом крестьянина-торговца Тропина. Это огромная двухэтажная домина, где Тропин помещался со своей семьей и хозяйством, а на первом этаже держал трактир. Дом отапливался калориферной системой из русской печи и печей-голландок.

Просто огромный домище — ширик все уменьшает, а на самом деле он размером с пол-пятиэтажки.

Рядом стоит домишко не в пример меньше — дом-двор Шестакова из деревни Цивозеро. Он интересен наличником древней формы над окошком. Называется «очелье».

Переходим по лесной тропинке в Пинежский сектор. Здесь стоят постройки из деревень на реке Пинега.

Пинежский сектор

Встречает нас шеренга зерновых амбаров. Амбары на Руси строили в отдалении от домов и всей деревни, чтобы в случае пожара не сгорело самое главное богатство — посевное зерно.

На ножки амбары ставили для предохранения зерна от сырости и всяких мышей. Мне кажется, что отсюда и пошла «избушка на курьих ножках».

Избы Пинежского сектора все закрыты и как-то позаброшены. Идем мимо амбаров и покосных избушек: если крестьянские покосы были далеки от деревни, то там строили отдельное жилье и переезжали туда на все время покоса.

На Севере все деревянное, даже колодезное ведро:

Мезенский сектор

На самом обрыве оврага, как на морском берегу, стоят огромные дома-корабли Мезенской части. Это самые большие и зажиточные хозяйства Русского Севера. Когда-то жившие в них поморы занимались рыбной ловлей, добычей морского зверя и были самыми богатыми северянами.

Как видно на фото ниже, мезенские дворы были даже больше и так немаленьких домов. Объяснялось это суровым климатом и тем, что зимой в этих дворах строили поморские лодки — карбасы.

Карбас — это не какая-нибудь там лодочка, а полноценное парусное судно, на которых поморы уходили далеко в море.

Свои дома зажиточные мезенцы по возможности украшали: такую же роспись на скатах мы уже видели на до сих пор жилых домах в деревне .

Опять начинает поливать дождище — идем обратно.

У выхода из музея — «коллекция» ветряных мельниц. Их уже совсем не осталось в «живой природе» и выглядят они поэтому как-то бутафорски.

У нас запланирован еще один пункт на сегодня — самый древний из оставшихся шатровых храмов в России.

Никольский храм в селе Лявля

Село Лявля на одноименной речке находится всего в паре минут езды от Малых Корел. Здесь на высоком Лявленском холме как обычно живописно стоит деревянный шатровый храм, построенный еще в 1581 году.

Он той самой архаичной «башенной» формы, которая лежит в основе всех шатровых церквей. Просто башня-восьмерик, увенчанная шатром — «восьмерик от пошвы».

В середине XIX века храм пришел в аварийное состояние, так что в нем даже перестали проводить службы. Но тут помог удивительный случай: жене архангельского военного губернатора маркиза де Траверсе было явлено видение, что ее больной сын выздоровеет, если губернатор восстановит лявленский храм.

Губернатор храм восстановил, но работы была сделана, что уж там говорить, довольно халтурно. Сгнившие нижние венцы вместе с опоясывавшей храм галереей просто выкинули, и храм потерял чуть ли не треть своей первоначальной 40-метровой высоты. Поэтому он сейчас и выглядит таким непропорционально грузным. А был, надо понимать, очень похож на пронзительно прекрасный храм в Пияле.

Сейчас церковь закрыта для посетителей, но нам повезло: как раз пришел какой-то смотритель и впустил нас: внутри абсолютно пусто (ничего из убранства храма не сохранилось), только стоит оригинальная главка XVI века, снятая во время реставрации.

Видно, что для облегчения конструкции главка рублена через одно бревно. Так же рублен и шатер.

Место на Лявоенском холме волшебное — когда-то здесь, на высоком берегу Северной Двины был большой монастырь.

А теперь только дымят на том берегу трубы Новодвинска и мужики ставят на реке сети на сёмгу.

На этом наше нынешнее путешествие по Северу прошу считать оконченным, назавтра нас ждала удивившая непонятно откуда взявшимся качеством трасса М8 до Москвы.

Все предыдущие серии нашего северного путешествия, а также подробный маршрут можно найти здесь.

| Архангельский музей деревянного зодчества Малые Корелы

Архангельский музей деревянного зодчества Малые Корелы

Музей "Малые Корелы" - это уникальное собрание памятников деревянного зодчества. Здесь, в 25 км от Архангельска, на территории около 140 га сосредоточено 120 самых разноплановых строений - церквей, часовен, колоколен, крестьянских усадеб, мельниц, амбаров, построенных в XVI - начале XX вв.

Музей "Малые Корелы" - это не просто музей. Это неповторимый синтез ландшафта, памятников архитектуры и народного искусства. Местность здесь отличается живописностью и разнообразием ландшафтов. С высоких холмов на многие километры открываются разливы Северной Двины, где водные плесы чередуются с обширными островами, а изумрудная зелень заливных лугов окаймляется золотыми полосками песчаных пляжей. Кое-где по берегам и островам виднеются избы старинных поморских сел. Протяженность музея с запада на восток составляет около 1,5 км, с севера на юг – 1 км. Рельеф территории волнистый, пересеченный долиной реки Корелки и примыкающими к ней оврагами. Склоны довольно крутые, но устойчивые, поросшие лесом.

Здесь удачно сочетаются элементы ландшафта, присущие регионам Архангельской области. Открытые пространства занимают около трети площади и представлены лугами, полянами и водоемами. Остальная часть покрыта смешанными лесами с преобладанием хвойных пород. В труднодоступных местах уцелели участки нетронутой тайги с деревьями в возрасте 200 лет и более. Состав растительности довольно богат и насчитывает не менее 400 видов, встречаются даже редкие растения, занесенные в Красную книгу Архангельской области.

Животный мир разнообразен. Одних птиц в летнее время можно встретить около 70 видов. Постоянно обитают белки, зайцы, лисы, горностаи, бобры, возможны заходы волков и лосей. Растения и животные находятся под защитой и охраной. В холодное время организуется подкормка птиц и белок, весной развешиваются искусственные гнездовья. Для сохранения и разведения исчезающих растений создан «Аптекарский огород». В секторах музея высаживаются виды деревьев, свойственные районам происхождения памятников архитектуры. Имеется два экспозиционных поля, имитирующих крестьянские наделы, на которых ежегодно выращиваются традиционные на Севере сельскохозяйственные культуры: рожь, ячмень, овес, пшеница, лен. На двух усадьбах растет хмель, ранее применяемый для пивоварения. Украшают и оживляют пейзаж различные водоемы: родники с прекрасной водой, ручьи, небольшие озера и речка Корелка.

Храмовый ансамбль XVIII - первой трети XIX вв. с. Нёнокса, Приморский район, Архангельская область

В архитектурный фонд музея «Малые Корелы» входит выдающийся памятник русского деревянного зодчества - храмовый ансамбль в селе Нёнокса Приморского района. В его составе: церковь Живоначальной Троицы (1727г.), церковь Николая Чудотворца (1762г.), колокольня (1834г.).

В прошлом Нёнокса – большой солепромышленный посад на побережье Белого моря , расположенный недалеко от устья Северной Двины. Впервые селение упоминается в грамотах 1397 года, но соль в этих местах вываривали ещё в XI веке. Обширная льготная торговля солью способствовала экономическому росту посада и привлекала в Нёноксу предприимчивых людей со всей России .

За шестьсот лет существования Нёнокского прихода его церкви неоднократно горели и отстраивались заново посадскими жителями, совместно с монастырями вкладывавшими средства в строительство храмов и содержание священнослужителей.

Храмовый комплекс Нёнокского прихода расположен в центре села, на большой площади, ограниченной по периметру усадебной и общественной застройкой XIX-XX веков. Высокие шатры, доминирующие в архитектурном облике посадского культового центра, органично вписываются в ландшафт селения. Существующий приходской ансамбль был возрождён в 1727-1763 годах на «старом церковном месте» после пожара, полностью уничтожившего древние церкви. Храмы, свободно поставленные вдоль реки, были обращёны к селу восточными фасадами.

Церковь Живоначальной Троицы с Успенским и Петропавловским приделами – главный храм прихода, расположен к северу от колокольни. Он был построен за три года бригадой из шести нёнокских плотников, возглавляемых каргопольским церковным мастером Василием Корсаковым. Освящение церкви состоялось в 1730 году.

Архитектура Троицкой церкви уникальна. Центрический ярусный храм имеет в основании восьмерик с четырьмя квадратными прирубами по сторонам света. Верхний ярус завершён регулярной группой из пяти шатров, увенчанных крупными луковичными главами.

В 1819 году в церкви были установлены резные четырехъярусные иконостасы, сплошным ковром, от солеи до расписного потолка «неба», охватывавшие восточные стены интерьера.

Церковь Николая Чудотворца – замечательный образец зимнего поморского храма XVIII века. Её строительство было завершено в 1762 году. Продольная композиция памятника образована разновысокими объёмами алтаря, церкви и трапезной, совмещёнными в одном окладе. К трапезной примыкала каркасная паперть с крыльцом. Основной объём церкви срублен восьмериком на четверике и перекрыт высоким стропильным шатром. Шатёр, венчающая его глава и бочка алтаря крыты городчатым лемехом.

В трапезной сохранились следы первоначального черного отопления: закопченные балки и верхние брёвна, проём для дымника на западной стене.

Характерным архитектурным элементом храмового ансамбля являются кокошники очень редкой конструкции, установленные на срубцах. Ими обозначены ступенчатые переходы между ярусами четвериков и восьмериков обеих церквей. Видимо, такие же кокошники имелись и на приходской колокольне, возведённой в 1726 году.

В 1834 году эту колокольню сменила новая, построенная по утверждённому «плану и фасаду». Она выделяется в церковном комплексе необычным купольным завершением, окраской обшитых тёсом фасадов и рисованными архитектурными элементами.

Начатая 1990 году комплексная научная реставрация храмового комплекса продолжается и сегодня. Она позволила обследовать и показать первоначальный облик ансамбля и его храмов и вместе с тем раскрыла выдающуюся историко-архитектурную ценность памятника.

Никольская церковь в с. Лявля Приморского района Архангельской области

Наибольшее распространение на Севере получили шатровые церкви. Старейшая из них - Никольская церковь в селе Лявля Приморского района. С 2004 года данный памятник деревянного зодчества включен в архитектурный фонд музея «Малые Корелы».

Село Лявля расположено на берегу Северной Двины, в 29 км от Архангельска. Величественный шатровый силуэт церкви Николая Чудотворца, возведенной в 1581-1584 годах, словно маяк, притягивает взгляд издалека.

Никольская церковь построена в Лявленском Богородицком монастыре, на месте своей предшественницы, и первоначально освящена в честь Успения Пресвятой Богородицы. Восьмигранный столпообразный объем церкви с восточным и западным прирубами целиком, от основания до креста, срублен из мощных бревен толщиной до полуметра. Сруб под самими свесами кровли плавно расширяется, образуя повалы. Высота храма, поставленного на подклет, достигала сорока пяти метров. Прирубы восьмерика завершались килевидными бочками, обитыми городчатым лемехом. Такой же лемех покрывал шатер, барабан и главу церкви. С трёх сторон церковь опоясывала паперть с крыльцами.

Кроме летней Успенской церкви монастырский ансамбль включал зимнюю церковь с трапезной, посвященную Николаю Чудотворцу. Вблизи от них располагалась столбовая колокольня. Оба храма и колокольня завершались шатрами.

Основали Богородицкий монастырь в последней трети XIV века крестьяне Княжестровской волости «на Усть речке Лявле, на горе, у своих десятинных лесов, всем миром, своими жители».

Княжестровцы веками опекали свой «мирской» монастырь. Они выделяли земли на содержание причетников и старцев, строили храмы, делали вклады, платили тягло и различные сборы.

В 1633 году, несмотря на упорное сопротивление княжестровцев, Лявленская Богородицкая обитель была приписана к привилегированному Антониево-Сийскому монастырю. Став приписной пустынью, Лявленская обитель потеряла самостоятельность. В 1764 году пустынь упразднили, а её храмы получили статус приходских.

В 40-х годах XIX века во время капитального ремонта, осуществлённого на средства архангельского военного губернатора А.И. де Траверсе, памятник опустили на несколько венцов и разобрали круговую паперть с крыльцами. Стены церкви обшили тёсом и покрасили. Обновлённую церковь переименовали из Успенской в Никольскую, так как в приходе к тому времени уже имелась каменная Успенская церковь, построенная в 1804 году на деньги архангельского купца Андрея Харитонова.

Современный облик Никольской церкви далек от первоначального. Громадная монументальная церковь-башня, потеряв за века несколько венцов, погрузнела. Древние, выщербленные ветрами стены осели. В ходе реставрационных работ конца 60-х годов XX столетия была удалена тесовая обшивка XIX века, воссоздано лемеховое покрытие шатра, главы и бочек прирубов. Время не сохранило ничего из убранства интерьера памятника. Сейчас в храме установлена уникальная рубленая глава XVI века, снятая реставраторами в 1967 году.

Музей «Малые Корелы» осуществляет уход за памятником, проводит необходимые консервационные мероприятия для предупреждения дальнейшего разрушения древнего храма.

Музейный комплекс «Усадьба М.Т.Куницыной»

В начале XXI века в историко-заповедной зоне «Старый Архангельск», на проспекте Чумбарова-Лучинского, музеем «Малые Корелы» восстановлена старинная усадьба М.Т.Куницыной.

Усадьба в начале ХХ века была сравнительно невелика и включала одноэтажный многокомнатный с коридорной планировкой деревянный жилой дом, деревянный одноэтажный каретник, ледник и небольшой садик размером 25 саженей.

История семьи Куницыных, владельцев усадьбы, отражает важные демографические процессы, происходившие в Архангельске в конце XIX – начале XX веков. Развитие капитализма проявилось в резком притоке в город выходцев из сельской местности. В числе таких новопоселенцев была и происходившая из зажиточной семьи государственных крестьян Мария Тимофеевна Куницына (урожденная Труфанова). Отец Марии Тимофеевны – рыбопромышленник из поморского села Шуя. Деньги для строительства дома в Архангельске отец подарил дочери к свадьбе.

Муж Марии Тимофеевны, Иван Алексеевич, также в прошлом сельский житель, родом из пригородной деревни Заостровье. Происходил из государственных крестьян, отец его был «колесных дел мастером». Образование Иван Алексеевич получал в сельском училище, некоторое время учил в Англии язык. Начал трудовую жизнь с 13 лет в качестве чернорабочего на лесопильном заводе «Товарищества Русанов и cыновья» в Ковде в 1895 – 1898 годах, позднее стал управляющим на лесопильном заводе Фонтейнеса в Маймаксе. 19 февраля 1938 года Иван Алексеевич был арестован, приговорен к расстрелу. В 1956 году дело было прекращено за отсутствием состава преступления.

По свидетельству родственников и знакомых, в обстановке дома семьи Куницыных была мебель из ценных пород дерева, мягкие диваны и кресла, фортепиано, картины, дорогая посуда. Несмотря на инновации в интерьере городского жилища, в нем, как и в деревенской избе, продолжала сохраняться сакральная зона – угол с иконами. Он не всегда присутствовал в парадных помещениях – зале и гостиной, но обязательно во всех жилых комнатах и кухне.

Комнаты освещались подвесными керосиновыми лампами или электрическими люстрами, бра, настольными лампами. Электричество в доме проведено в 1914 году. В усадьбе были печи-голландки, топившиеся из коридора и обогревавшие сразу 2 комнаты.

Потолки всех жилых помещений и части коридора в доме Куницыных были оштукатурены, стены оклеены обоями.

Вдоль лицевого фасада дома, сразу после прихожей располагалась зала семьи Куницыных, самая большая и светлая комната в доме. Центральное место здесь занимал большой стол, за которым обычно и собиралась большая дружная семья. Сейчас здесь музейная гостиная.

Из гостиной можно перейти в кабинет хозяина дома, где воссоздан интерьер кабинета начала XX века, характерный для архангельских домов среднего класса.

Сегодня музейный комплекс «Усадьба М.Т. Куницыной» предназначен для организации образовательной, выставочной, просветительской и информационной деятельности музея «Малые Корелы».

Как добраться

Музей «Малые Корелы» расположен в 25 км от г. Архангельска в деревне Малые Карелы. Добраться до него Вы можете автобусами:
№ 104у - пл. Терехина (Соломбала) – д.Малые Карелы – пл. Терехина
№ 104т - железнодорожный вокзал – д. Малые Карелы – железнодорожный вокзал
№ 108 - автовокзал – д. Боброво – автовокзал
№ 111 - автовокзал – д. Лявля - автовокзал

Стоимость билетов

Иностранные граждане: будние дни 200, выходные 250
Граждане России: будние дни 70, выходные 110
Льготные категории граждан России: Пенсионеры будние дни 45, выходные 70. Студенты (дневных отделений): будние дни 45, выходные 70. Школьники и дошкольники (с 6 лет): будние дни 20, выходные 30.

Часы работы музея

с 1 июня по 30 сентября ежедневно с 10.00 до 19.00*
с 1 октября по 31 мая ежедневно с 10.00 до 17.00*
*Посетители имеют право находиться на территории музея в течение часа после указанного времени окончания работы

Иной раз задаешься вопросом, почему мы россияне стремимся за границу? С одной стороны зимой погреться на знаменитых пляжах, а с другой стороны приезжаем и начинаем рассказывать какие достопримечательности мы видели за рубежом. А ведь у нас в России достопримечательностей тоже хватает и не уступают заграничным. Вот про одну достопримечательность мы сейчас и поговорим.

От Архангельска всего в 25 км находится этот музей древнего зодчества и народного искусства. Посмотреть вдаль и со всех сторон, ты увидишь главное богатства северной земли - таежный снег. Из вековых сосен и лиственниц мастера возводили избы и храмы несколько веков назад сохранившиеся до наших дней.


Многие постройки из небольших деревень созданные золотыми руками неизвестных умельцев дошли до наших дней настоящими шедеврами. Крестьянские архитекторы из Руси были профессионалы - уже XVI веке существовали "щепные" базары, где продавалось все необходимое для постройки дома. Только оставалось мастеру в собрать бревна в указанном порядке и изба была готова. Благодаря такому искусству древних зодчих в музей на берегу Северной Двины удалось перевезти и собрать из окрестных сел и деревень.


Давайте немного пофантазируем, окунемся в то время, когда создавались эти уникальные избы, баньки, амбары, мельницы, в уносящихся ввысь шатровых храмах и маленьких часовнях (они называются "церкви-грезы"). В каждом поселении веками складывались свои особенности строительства деревянных строений! Постройки с первого взгляда были похожи друг на друга, а на самом деле они все разные.


Пофантазировали, мы слышим стук топора, разговор мастеров и на наших глазах появляется изба, которая стала в наше время, частью музея.


Территория музея делиться на шесть секторов: Карпольско-Онежский, Северодвинский, Мезенский, Пинежский, Важский и Приморский.


Попав сюда, вы в первую очередь видите - заснеженную дорогу, бегущая вдаль через поле. Справа от нее - старинная колокольня, слева - разместили свои крылья - ветряные мельницы. А у вас путь лежит прямо на центральную площадь Малых Карел. В секторе музея Каргопольско-Онежском стоит Вознесенская церковь. У молодоженов, в каждом городе России свои обычаи ездить и фотографироваться возле своих достопримечательностей. А молодожены Архангельска приезжают сюда, чтоб сфотографироваться на фоне этого прекрасного здания, украшенного затейливой, ажурной резьбой. Вокруг площади разместились старинные усадьбы. Надо обратить внимание на то, как построены избы под одной крышей с хозяйственной постройкой, объяснение очень простое - в зимние холода, должно быть тепло и людям, и домашним животным.


И чудесно продолжать весь этот снежный путь на тройке с бубенцами, чтоб наши фантазия и воображение перенесли нас в XVI век, чтоб, на какое-то мгновение перенестись в то время.


Следующий сектор музея - Мезенский. В этом секторе находится архитектура северо-востока области. Здесь совсем другая планировка, ведь все поселение района располагалась на обрывистых речных берегах. Укрепление для построек строили специальные набережные-подпорные стенки с настилом. А изюминка этой части музея - ветряные мельницы. Для основания им служит столб врытый в землю окруженный мощным срубом (отсюда и название "мельница-столбовка").


Свои особенности строительства были и в Пинежском секторе, а особенность заключается в том, что по древнему славянскому обычаю избы строились лицом к солнцу "в порядок". При строительстве древние мастера продумывали все до мелочей. Даже высокие стойки-столбики, на которых стоит амбарный городок, делали для того, чтобы грызуныне могли полакомиться запасами зерна.


Ну, а самый большой сектор музея - Северодвинский. Здесь мы увидим большую шатровую церковь - Георгиевскую, построенную без одного гвоздя. Внутри был восстановлен остов иконостаса в стили барокко. Снаружи церкви мы видим крытую галерею (она была сделана для иноверцев и кающихся грешников, которые приходили на службу). А вокруг храма мы видим, как расположились разнообразные памятники. Подвинья: дома крестьян, амбары, кузницы.


Во время праздников с колоколен Малых Карел разносится чудесные звуки перезвона. Уникальная коллекция колоколов и экспозиция "Звоны северные" является законной гордостью музея. Сюда приезжают, чтоб обучиться непростому искусству звонаря, устраивают музыкальные концерты. Привычное дело на территории музея - народные гулянья. Праздники проходят ярко и радостно: вокруг изб водят хороводы, устраивают всевозможные представления и игры. Вдруг мы услышали издалека легкий звон бубенчиков и мы с радостью видим подъезжающие расписные сани тройкой рысаков. И ничто не удерживает от желания прокатиться с ветерком по заснеженным дорожкам! Смело прыгай в сани и вперед навстречу новым приключениям.


А сколько у нас в России таких замечательных мест, как Малая Карел! И так хочется побывать в этих местах и еще больше влюбиться в красоты России.

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 31 декабря 2019 года, заявку можно подать с 16 марта по 1 июня 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».